Что такое любовь по греческий. Виды любви в психологии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Любовь - одно слово, хотя сама любовь бывает разная. Человек может сказать, что любит свою жену, любит детей, любит Родину, любит рыбу и любит машину и кроме всего еще и своего пушистого пса.

И непонятно, что это значит? Он любит жену так же, как рыбу, или же машину, как жену, или же пса, как Родину?

Древние греки любили все разделять и классифицировать, изобретать новые слова, также и для определения любви использывали разные названия. Отношение привязанности и любви к кому-либо можно было выразить в разных словах:

  • Любовь агапи (αγάπη)- альтруистическая, духовная любовь. Она полна жертвенности и самоотречения. Это любовь к другому и ради другого. Мировые религии называют эту любовь высшим из земных чувств человека. Это любовь, которая не зависит ни от внешности, ни от поступков, эта любовь бэзусловна. Она бескорыстна, то есть ей ничего не нужно. Она желает только добра тому, кого любит, но она не слепа. Видит недостатки и слабые стороны характера, но прощает и понимает их, прилагает все усилия, чтобы помочь любимому человеку стать лучше. Такая любовь сверхъестественна и приходит только от Бога, но она реальна.
  • Любовь сторги (στοργή)- нежность, семейная любовь, полная мягкого внимания к любимому, социальная любовь, привязанность к семье, отечеству, народу, к родственникам,- гораздо меньше зависит от внешних условий. Такая любовь очень крепкая, но она часто слепая, люди не хотят увидеть истинную сущность своих родных, оправдывают их. Она редко приходит к подросткам. Нужен жизненный опыт, чтобы научиться ждать, терпеть, прощать. А именно это характерно для сторги.
  • Любовь филия (φιλία)-дружеская любовь- возникает не так быстро, любовь-дружба, более духовное и более спокойное чувство. Именно она в учении Платона о любви была возведена на высшую ступень. Oсновывается на положительных качествах человека. Она более долговечна и не зависит от внешних данных.
  • Любовь мания (μανία)-одержимость- болезненная страсть. Безумие от богов - так звали эту любовь.. Такая любовь рождается из ревности и чувства собственности; бывает очень тяжелой для объекта любви. Человек одержимый любовью-манией, способен даже причинить вред своему любимому, если тот выйдет из его воли, и захочет проявить самостоятельность или порвать отношения.
  • Любовь эрос (έρως)- восторженная влюблённость, телесная и духовная страсть. Это страсть больше для себя, чем для другого, в ней много эгоцентризма. Любовь как правило вспыхивает быстро и зависит от внешней привлекательности, некоторые настолько уходят в чувства, что теряют контроль над собой. Особенно, если эрос взаимен. Отношения развиваются стремительно, сексуальное влечение велико, мужчину и женщину тянет друг к другу магнитом. Сильно выражено стремление к полному физическому обладанию. Любовники, обуреваемые любовью – эросом, искренне полагают, что они созданы друг для друга.
  • Любовь - прагма - у равновешенная и в определенном смысле «практическая» любовь. Прагма это не только тип любви, а и способ ее обретения, прагмик подбирает партнера исходя из хорошо продуманных требований к нему. Когда подходящий кандидат, наконец, найден и достигнуто взаимопонимание, прагмическая любовь развивается в более сильное и глубокое чувство. Настоящий прагмик не может любить того, кто не достоин любви. Он до мелочей видит всю ценность или неценность человека. Любовь для него - столько же дело головы, сколько сердца, и он сознательно руководит своим чувством.

Он бескорыстно относится к любимому: помогает ему раскрыть себя, делает добро, облегчает жизнь, остается преданным ему в испытаниях. У прагмы есть преимущество перед другими любовными чувствами: со временем она делается теплее, душевнее, желаннее.

Прагма - совсем не «низшее», а полноценное, естественное для человека чувство, дающее положительные эмоции, здоровое, полноценное потомство.

  • Людус - разновидность чувства, которое напоминает флирт. По этой схеме любовники легко вовлекаются в игру и, как правило, не требуют друг от друга каких бы то ни было серьезных обязательств. У людянина могут быть несколько партнеров, что дает возможность выбирать, и позволяет избежать зависимости от кого-то одного. Людяне сексу отводят скорее роль занятной игры, хобби, нежели глубокого интимного чувства.

Любовь - это настолько емкое понятие, что никто и никогда не сможет полностью и до конца выразить всю гамму чувств и эмоций, связанных со словом "Любовь".

В воинственной Спарте каждый мужчина принадлежал к определенному возрастному классу, членство в котором определяло его права и обязанности. Право на женитьбу занятые войной мужчины получали довольно поздно, да и после этого много времени проводили вне семьи. Сексуальные связи с незамужними женщинами были строго запрещены. Единственным средством сексуальной разрядки были отношения с мальчиками. Спартанские мальчики от 7 до 17 лет воспитывались не в семьях, а в собственных возрастных группах. Огромное значение придавалось гимнастическим занятиям, причем юноши и девушки тренировались голыми, натирая тело оливковым маслом. Каждый «достойный» мальчик от 12 до 16 лет должен был иметь своего эраста, воинская слава которого распространялась и на его эромена. Эрастами были, как правило, неженатые мужчины от 20 до 30 лет. По словам Плутарха, «и добрую славу и бесчестье мальчиков разделяли с ними их возлюбленные». Если эромен проявлял трусость на поле боя, наказывали эраста. Между прочим, в отличие от большинства греков, спартанцы верили, что вместе со спермой мальчику передается мужество его возлюбленного. Мужчина, уклонявшийся от почетной обязанности воспитания эромена, наказывался. Этот союз почитался как брачный и продолжался до тех пор, пока у юноши не вырастала борода и волосы на теле.

Индивидуальной любви, ревности и соревнования между мужчинами за какого-то особенно привлекательного мальчика, если верить Плутарху, в Спарте не было, несколько мужчин могли сообща воспитывать любимого мальчика. На первом плане стояли интересы не отдельной личности, а общества. Поскольку спартанское общество отличалось воинственностью и соревновательностью, отношения между эрастами и эроменами в какой-то мере смягчали нравы, помогая установлению более теплых и персонализированных связей между мужчинами, а также формированию замкнутой политической элиты.

История Спарты знает немало трогательных историй о любви и взаимной преданности эрастов и эроменов, многие из них оставались близкими друзьями на всю жизнь. Последний спартанский царь Клеомен III, потерпев в 219 г. до н. э. военное поражение и оказавшись с группой приверженцев в безвыходном положении, решил покончить дело коллективным самоубийством, но велел своему эромену Пантею дождаться, пока не умрут все остальные. Подойдя к бездыханному телу царя, Пантей уколол его в ногу и увидел, что лицо Клеомена дернулось. Юноша обнял своего возлюбленного, сел рядом с ним и стал ждать. Когда все было кончено, Пантей поцеловал Клеомена и закололся на его трупе.

Если в Спарте однополая любовь была связана, главным образом, с воинской доблестью, то в Афинах сильнее звучат гражданские мотивы. Педерастия в Афинах была узаконена в начале VI в. до нашей эры Солоном, который, по преданию, был влюблен в Писистрата и «издал закон, запрещающий рабу натираться маслом для гимнастических упражнений и любить мальчиков. Он ставил это в число благородных, почтенных занятий». Раб не имел права любить свободного мальчика и преследовать его своими домогательствами, за это полагалось 50 ударов палкой публично, а в некоторых случаях - смертная казнь.

Первоначально мужская любовь ассоциировалась в Афинах главным образом с воинской доблестью и гражданскими добродетелями. Ее культовым воплощением стал образ героев-любовников Гармодия и Аристогитона. Прельстившись красотой юного Гармодия, младший брат правившего в это время тирана Гиппия Гиппарх попытался ухаживать за юношей, а встретив отказ, грубо оскорбил его сестру. Чтобы смыть оскорбление, молодые люди составили заговор для свержения тиранов (514 г. до н. э.). Им удалось убить Гиппарха, но Гиппий ускользнул. Гармодий был убит на месте, а Аристогитон умер под пытками, не выдав ни одного из своих сообщников. Когда несколько лет спустя Гиппий был свергнут, Гармодий и Аристогитон стали символом борьбы за свободу и демократию и были первыми людьми, которым благодарные сограждане в 506 г. до н. э. поставили статую на центральной площади города.

Однополая любовь имела и важные психологические функции. Характерный для афинского общества дух соревновательности, одинаково сильной и в спорте, и в политике, порождал напряженную потребность в эмоциональном тепле и самораскрытии. В общении с кем мог афинянин удовлетворить эту потребность?

С женой? Приниженное социальное положение афинской женщины делало это невозможным. Афинское общество было настоящим «царством фаллократии». Принцип мужского верховенства последовательно проводился во всех сферах общественной и личной жизни. В древнегреческой культуре очень сильны мотивы мизогинии, неприязни к женщинам и страха перед ними. До нас дошли свыше 800 изображений сражений греческих мужчин с воинственными амазонками. Поэт Семонид (VII век до н. э.) на девять отрицательных женских типов называет только один положительный. По словам другого поэта, Гиппонакта (около 540 г. до н. э.),

Афинский брак не был любовным союзом. Жена, которая по возрасту часто годилась супругу в дочери, была хозяйкой домашнего очага и матерью его детей, но практически не покидала женской половины дома и не участвовала ни в каких мужских занятиях. Установка на полное подчинение жены мужу сохранилась и в поздней античности. По мнению Плутарха, жена должна спокойно переносить супружеские измены мужа, не проявлять никакой сексуальной инициативы, безоговорочно выполнять все требования супруга, не иметь собственных друзей, отдельных от друзей мужа и т. д. Ни страстной любви, ни дружбы супружество не предполагало.

Кроме законной жены, афинянин мог посещать проституток и, в редких случаях, поддерживать постоянные близкие отношения с высокопоставленными и образованными гетерами. Но психологической близости и тут большей частью не возникало из-за коммерческого характера отношений и различия мужского и женского миров. Идея равенства полов глубоко чужда древнегреческой культуре.

Невозможна была и интимная близость между отцами и детьми. Мужчина-афинянин проводил дома очень мало времени. До шести лет дети воспитывались в женской половине дома, под опекой матерей. Затем мальчиков отдавали в школу, где их обучали специально подготовленные рабы-педагоги. Отцовская власть в семье была абсолютной, но отцы мало общались с сыновьями, а жесткая семейная дисциплина порождала психологическую отчужденность и напряженность. Проблема отцов и детей в классических Афинах была весьма острой.

Школа? Древнегреческая теория воспитания, «пайдейя» не знает понятия формального обучения, более или менее безличной передачи знаний и навыков. По словам Ксенофонта, никто не может ничему научиться у человека, которого не любит. Воспитание - это исключительно глубокое личное общение, где старший является одновременно наставником, другом и идеалом младшего и, в свою очередь, испытывает к нему чувства дружбы и любви. Наемный педагог, даже независимо от своего рабского статуса, не мог удовлетворить этой потребности. Конечно, мальчики могли завязывать теплые дружеские отношения со сверстниками, но это не особенно поощрялось.

В этих условиях гомоэротическая дружба-любовь между мужчиной и мальчиком, юношей становится уникальным и незаменимым институтом социализации. Дополняя то, чего не могли обеспечить другие социальные институты, она фокусировала в себе весь эмоциональный мир личности и была исключительно значима для обеих сторон. Хотя почти все мужчины рано или поздно женились и отнюдь не испытывали сексуального отвращения к женщинам (подавляющее большинство дошедших до нас предметов античной эротики - гетеросексуальные), отношения с мальчиками занимали особое место в их жизни.

Для понимания древнегреческого гомоэротизма очень важна расписная керамика. Из 20 000 дошедших до нас аттических ваз, около 200 содержат эротические, в том числе гомоэротические, сюжеты: нагие мужские фигуры, которых гораздо больше, чем женских, сцены ухаживания мужчин за мальчиками, откровенно сексуальные сцены, оргии и т. п.

В более ранних, так называемых чернофигурных вазах (560–500 до н. э.), сцены ухаживания за мальчиками обычно связаны с изображениями охоты и нередко сами напоминают преследование. В более поздних краснофигурных вазах (510–470 до н. э.) сюжеты меняются. Эрасты, как и эромены, помолодели, эраст уже не обязательно бородат, а эромен не напоминает преследуемого зайца. Принуждение и нажим сменяются изящным ухаживанием, действие переносится из леса в цивилизованную городскую среду, а мускулистая сексуальность, с акцентом на телесные действия, уступает место стыдливой и нежной «риторике желания».

Если разнополый секс, объектами которого были куртизанки или рабыни, не имевшие права на личное достоинство, изображается порнографически, во всех подробностях, то гомоэротические сцены, как правило, ограничиваются ухаживанием. В разнополых сценах женщина изображается в подчиненной, а мужчина - в господствующей позиции. В гомоэротических сценах мальчик обычно стоит прямо, а мужчина склоняет перед ним голову и плечи. Типичная поза ухаживания: эраст протягивает одну руку к гениталиям эромена, а другой рукой ласкает его подбородок.

Однако новейшие исследования опровергают мнение известного английского искусствоведа Кеннета Довера (1978) об исключительной сдержанности греческой гомоэротики. На некоторых вазах эраст и эромен - одного возраста, иногда юноша сам проявляет инициативу, ласкает старшего и т. д.

Очень богата греческая гомоэротическая лирика. Хотя большинство греческих поэтов одинаково усердно воспевали женщин и мальчиков, пол любимого существа, вопреки наивному суждению Энгельса, был им далеко не безразличен. Рассказывают, что когда Анакреонта спросили, почему он слагает гимны не богам, а мальчикам, он ответил: «Потому что они - мои боги». Уже поэты архаического периода Архилох, Солон, Алкей, Анакреонт, Пиндар, Ивик, Феогнид в стихах, обращенных к конкретным мальчикам, выражают самые разнообразные оттенки любовных чувств - страсть и жажду обладания, чувство зависимости от любимого, ревность, жалобы, поучения, ласковые наставления.

В поэзии классического периода любовь одухотворяется, речь идет о слиянии не только тел, но и душ:

В трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида однополая любовь практически отсутствует не потому, что она была чужда этим авторам, а потому что посвященные ей драмы («Мирмидоняне» Эсхила, «Ниобея» Софокла и «Хризипп» Еврипида) до нас не дошли. Зато эту тему всесторонне обсуждают философы.

Любовь к юношам, по Платону, эмоционально столь же насыщенна и благородна, как любовь к женщинам, но значительно превосходит последнюю в степени духовности. Это не просто телесная страсть и жажда обладания, но и обмен высшими духовными ценностями. Хотя многие мужчины, по словам Сократа, любят мальчиков так же, как волки ягнят, такое чувство нельзя считать любовью. В истинной любви, уступая своему страстному поклоннику, юноша не просто отдается ему, но приобщается к его силе и мудрости. Такая любовь считается постыдной только там, где правят варвары. «Ведь варварам, из-за их тиранического строя, и в философии и в занятиях гимнастикой мнится что-то предосудительное».

Во все времена и у всех народов любовь считалась самым чистым, самым глубоким и непреодолимым чувством, которое способно полностью овладеть человеком и подарить ему либо безграничное блаженство, либо черную пустоту, мрак и страдание. Каждый человек в своей жизни испытывает и считается, что существуют разнообразные виды любви.

Но бывает одинаковой. Она может проявлять себя совершенно по-разному, и каждый человек несет в себе свое собственное определение любви, основанное на опыте. Никто точно не может сказать, с чем именно это связано, но существует множество мифов, легенд и даже философских трактатов, пытающихся хоть как-то объяснить природу этого чувства. Именно так и появились самые разнообразные классификации, согласно которым существуют виды любви.

С этой точки зрения греческая является интересным аспектом для изучения. Например, выделяют три основным у греков.

Самым ярким из них является эрос. Такая любовь предусматривает сильную страсть, увлечение. Влюбленные стремятся полностью слиться с человеком, обладать им в физическом смысле.

Людус же считается совершенно иной формой влюбленности. Это своеобразная игра с человеком, в которой присутствует страсть, увлечение, но чувства здесь довольно поверхностны. Такие эмоции приносят удовольствие, упуская боль, ревность и предательство. Такая любовь является синонимом флирта, который ни к чему не обязывает и не перерастает в нечто большее.

Есть и еще одна форма любви, которую называют строге, причем это скорее дружба, чем влюбленность. Между партнерами всегда присутствует привязанность, нежные и теплые отношения, а вот всепоглощающая страсть отсутствует.

Но на самом деле это только три основные, фундаментальные виды любви, которые очень редко встречаются в чистом виде. Именно поэтому в греческой философии существуют и смешенные виды любви, которые, кстати, встречаются намного чаще.

Например, довольно распространенной формой считается прагма, которая по природе своей является смешением строге и людуса. Это яркий пример прагматичной любви, или, как ее еще называют, любви по расчету. Да, чувства не слишком глубоки, но вместе с тем люди привязаны друг другу и испытываю некоторую нежность и теплоту. Такие чувства очень легко поддаются контролю, и человек может без труда ими управлять. Эмоции никогда не затуманивают разум и не заставляют совершать безумные поступки. Просто людям хорошо вместе и в этом может присутствовать и капля расчета.

Одна из самых трогательных форм влюбленности — это агапэ, которая представляет собой совокупность строге и эроса. Такая любовь абсолютно бескорыстна и терпелива, не признает эгоизма и основана на заботе о любимом человеке. К сожалению, такие чувства довольно редкие. Любящие люди абсолютно преданны, они буквально растворяются друг в друге, чувствуя при этом неописуемое блаженство. И если эта любовь взаимна, то будет счастлива вместе даже несмотря на бытовые неурядицы или мелкие ссоры. С другой стороны, это чувство и несколько опасно. Ведь если забрать у человека предмет его обожание, его жизнь попросту теряется смысл.

Одна из самых опасных форм этого чувства — мания. Здесь название говорит само за себя, так как мания считается смесью людуса и эроса. Это очень глубокое чувство, сравни настоящей одержимости. Такая любовь рушит счастливые семьи, становиться причиной убийств и трагедий, приносит в человеческую жизнь боль и разрушение. Ведь обязательным элементом является зависимость от объекта обожания и неуверенность во взаимности. И если же люби все-таки начинают жить вместе, то такая разновидность, как правило, перерастает в какую-нибудь другую форму или же исчезает вообще, оставляя после себя боль, ненависть и злобу. Жить долго с такими всепоглощающими чувствами просто невозможно, так как вместе со счастьем, они приносят и жуткие душевные муки.

На самом деле существует множество трактатов и работ, посвященных этому бессмертному чувству. И если изучить виды любви по Фромму, то можно заметить, что он выделяет и так называемую братскую любовь, которую считает фундаментальной. В таком чувстве присутствует забота, нежность, желание защитить. Это своеобразная библейская любовь, когда человек любит ближнего, как самого себя, даже если полностью утратил способность к любви.

Любовь может быть совершенно разной, нести счастье, или страдание, бросить в омут прекрасных ощущений, или навеки заточить в темнице боли. Все зависит от характера людей, их склонностей и желанию работать над собой.

В русском переводе Библии, слово любовь часто употребляется в своём обычном значении,
тогда как в греческом оригинале применены разные значения слова любовь.
И чтобы лучше понять Писание, желательно знать значение тех слов, которые применены в оригинале Нового Завета.

Можно для начала выделить четыре основных типа любви:

1.eros(эрос),2.stergo(стэрго),3.phileo(филео),4.agape(агапе) .
Все четыре обозначения описывают четыре различных друг от друга разновидности любви:

1.eros -обозначает любовь физическую,желание интимной близости,сексуальное влечение.Однокоренное слово eros в греческом языке так же значит просить,требовать,умолять.

В греческой культуре слово eros описывало страстное,пламенное чувство для удовлетворения сексуальных желаний.Отсюда и поизошло значение слова-эротика.

2.stergo -это слово означает любовь привязанность,родство.Этим словом греки означали любовь народа к своему правителю,любовь к родине.Так же любовь stergo греки называли любовь родителей к детям и детей к родителям.stergo означало и любовь раба к своему господину и т.д.

3.phileo -любовь к друзьям,братская любовь.Любовь к пришлым странникам,гостеприимство,доброхотность.

4.agape -этим словом греки называли самую наивысшую форму проявления любви.
Любви чистой, жертвенной, безусловной. Любовь,которая не ищет своего, но жертвует собой ради того кого любит. Любовь,которую ничто не сможет поколебать. agape-любовь безусловная,т.е. без - условий.
Это слово применяется для обозначения Божией любви.

Кроме этого есть подразновидности и сочетания, выделяющие большую палитру слова Любовь.

Семь основных разновидностей , включая четыре основных:

Эрос. Восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении. При такой любви влюбленный порой начинается чуть ли не поклоняться возлюбленному(ой). Появляется желание полностью обладать им. Это любовь - зависимость. Происходит идеализация любимого. Но всегда следует период когда «открываются глаза», и, соответственно, происходит разочарование в любимом. Данный вид любви считается разрушительным для обоих партнеров. После наступившего разочарования, любовь проходит, и начинается поиск нового партнера.

Людус . Любовь - спорт, любовь - игра и состязание. Данная любовь основана на половом влечении и направленна исключительно на получение удовольствий, это потребительская любовь. В таких отношениях человек настроен больше получать, чем что-то давать своему партнеру. Поэтому чувства носят поверхностный характер, а значит не могут удовлетворить партнеров полностью, им всегда чего-то не хватает в отношениях, и тогда начинается поиск других партнеров, других отношений. Но параллельно могут сохраняться отношения и со своим постоянным партнером. Недолговечна, продолжается до появления первых проявлений скуки, партнер перестает быть интересным объектом.

Сторге . Любовь - нежность, любовь - дружба. При данном виде любви партнеры являются одновременно и друзьями. Их любовь основывается на теплых дружески-партнерских отношениях. Данный вид любви часто возникает после многолетней дружбы или после много лет совместного брака.

Филия . Платоническая любовь, названная так потому, что в своей время именно данный вид любви возносился Платоном как настоящая любовь. Данная любовь основана на духовном притяжении, при такой любви происходит полное принятие любимого, уважение и понимание. Это любовь к родителям, детям, к лучшим друзьям, к музе. Платон считал, что это единственный вид любви, который является истинной любовью. Это безусловная любовь. Бескорыстная любовь. Любовь в чистом виде. Это любовь ради любви.

Мания или как называли данный вид любви древние греки: «безумие от богов». Данный вид любви является комбинацией эроса и людуса. Любовь - манию считали и считают наказанием. Это любовь - одержимость. Она заставляет страдать влюбленного человека. И она же несет страдания и объекту страсти влюбленного. Любящий стремится все время быть рядом с возлюбленным, пытается контролировать его, испытывает безумную страсть и ревность. Также, влюбленный испытывает душевную боль, смятение, постоянное напряжение, неуверенность, тревогу. Он полностью зависим от объекта обожания. Возлюбленный же после некоторый периода такой пылкой любви со стороны влюбленного, начинает его избегать и делает попытки разорвать отношения, исчезнуть из его жизни, оградить себя от одержимого любовью. Данный вид любви деструктивен, несет разрушение как влюбленному, так и возлюбленному. Такой вид любви не может долго существовать, за исключением садомазохистских отношений.

Агапэ . Наивысшая степень любви, Любовь Бога.
Это жертвенная, бескорыстная любовь. Любящий готов к самопожертвованию во имя любви. В такой любви происходит полная самоотдача любимым, полное принятие и уважение любимых. Данная любовь сочетает в себе милосердие, нежность, надежность, преданность, страсть. В такой любви партнеры совместно развиваются, становятся лучше, избавляются от эгоизма, стремятся больше отдавать, чем что-то брать в отношениях. Но надо отметить, что этот вид любви можно встретить и у друзей, но в таком случае, будет отсутствовать сексуальное влечение, всё остальное сохраняется. Также о такой любви говорится в христианстве - жертвенная любовь к ближнему своему. Сохраняться всю жизнь. Но встречается очень редко.

Прагма . Данный вид любви является комбинацией людуса и сторге. Это рациональная, рассудочная любовь или любовь по «расчету». Такая любовь возникает не от сердца, а от ума, то есть она рождается не от чувств, а от осознанно принятого решения любить конкретно человека. И данное решение основывается на доводах рассудка. Например, «он меня любит», «он обо мне заботится», «он надежный» и т.д. Этот вид любви носит корыстный характер. Но может сохраняться всю жизнь, и пара при таком виде любви вполне может быть счастлива. Также прагма можете со временем перерасти в другой вид любви.

Так же, для полноты картины, есть эти и ещё другие варианты со значением и транслитерацией в оригинале:

Про Агапе уже писалось выше, поэтому здесь приведены некоторые подробности:
Αγάπη [агАпи] ,
Σ’ αγαπώ (σ’ αγαπάω) [сагапО (сагапАо)] – Я тебя люблю. Оба варианта произношения глагола правильные и используются в разговорной речи.

Причем существует и выражение

Όπως αγαπάτε [Опос агапАтэ] – как вам угодно, как вам больше нравится.

Эрос .
Eρωτας [Эротас], έρως [Эрос] – любовь чувственная, эротическая. Когда хотят сказать «Я влюблен», говорят «Είμαι ερωτευμένος» [Имэ эротэвмЭнос]

Филео .
Фιλία [филИа] – это дружба, дружеские чувства.
Ο φίλος μου [о фИлоз му] – мой друг

Η φίλη μου [и фИли му] – моя подруга, ещё используется слово φιλενάδα [филенАда]

Вполне допустимо говорить:

Αγαπώ τον φίλο μου τον Ηλία [агапО тон фИло му тон ИлИа] – я люблю моего друга Илью

И это совсем не звучит как-то двусмысленно. Часто используют выражение, если хотят отказать в какой-то просьбе:

Σ’αγαπώ, σ’εκτιμώ, αλλά…. [сагапО, сэктимО, аллА…] – я тебя люблю, я тебя уважаю, но…. И далее следует обоснование отказа.

Сторге
Σ τοργή [сторгИ] – нежность. Может относиться к любимому человеку, родителям, ребенку – к любому человеку.

Στοργικός πατέρας [сторгикОс патЭрас] – нежный отец

Капсура .
Κ αψούρα [капсУра] - безответная любовь, любовь-страдание (но сладкое страдание).
Страдальца такого называют καψούρης [капсУрис] .
Даже многие песни о безответной любви так и называют καψούρικα τραγούδια [капсУрика трагУдьа] .

Люди веками учились не просто предаваться плотским радостям, а разнообразить мир любви. Дамы бросали томные взоры, пользовались благовониями, украшали себя в строгом соответствии с модой, мужчины, не отставая от них в этом, писали стихи и учились говорить нежные слова. Зачем? А чтоб не скучно было. Ведь секс без тайны и красоты, без любви, без ухаживаний пресен. Когда все сводится к быстренькому решению "постельной" проблемы, интерес к противоположному полу можно и вовсе потерять!

И еще два совета: ваше чувство должно быть изысканным (короче - поищите достойный объект); и не превращайтесь в рабу или раба, не теряйте себя, как бы это подчас не было трудно.

6 видов любви в психологии

Единый "белый луч" любви психологи условно разделяют на отдельные виды любви:

Любовь агапе

Первый, наиболее характерный для подростков вид любви - любовь агапэ. Это сильное, жертвенное чувство со скрытым элементом сексуального влечения. Влюбленный как бы боится нахлынувших на него переживаний и, не сознаваясь даже самому себе в этих чувствах, старается, с одной стороны, быть от объекта любви подальше, а с другой - неудержимо стремится увидеть, услышать любимого. Помните, поднимешь телефонную трубку, а там только дыхание... В таком случае - дай вам Бог сил! Поскольку именно в агапэ таится огромный запах духовной энергии. Только эрос сильнее агапэ.

Любовь эрос

Любовь эрос - это любовь-страсть, выжигающая иногда без остатка, некоторые настолько уходят в чувство, что теряют контроль над собой. Особенно если эрос взаимен. Тут совет: если возле вас друзья, охваченные эросом, то есть потерявшие от любви не одну голову, а обе, поддержите их. Что я имею в виду? Прикрывайте друзей, охваченных эросом, от излишней заинтересованности взрослых. Бывает так, что любящая пара в классе вызывает раздражение у какого-либо педагога. Постарайтесь смягчить ситуацию, если она становится критической для ваших друзей. Вы умны и тактичны, вы все можете - помогите любящим. Эрос недолговечен, страсть утихает, переходит в другую разновидность, в другой "цвет" любви, но страсть может и сломать, особенно в тех случаях, когда не очень счастливые в личной жизни взрослые, как они говорят, из лучших побуждений суют свой нос в чужую интимную жизнь.

Мы с вами еще при первой встрече условились обо всем говорить откровенно. Так вот, если уж и можно какой совет дать двоим, охваченным безумной страстью, так это вежливо напомнить о простом резиновом изделии под названием презерватив. Люди-то ведь они еще очень молодые и дети им пока ни к чему. Аборты тоже.

Любовь людус

Третий вид любви - любовь людус, это любовь-игра, сегодня ты с одним, завтра он с другой, но и ты не одна, а послезавтра снова вместе, и никаких проблем. Что тут сказать? Может, для кого-то это и неплохо, если без "постели". Частая смена половых партнеров в столь молодом возрасте притупляет влечение как у молодых людей, так и у девушек. Поэтому стоит призадуматься. Тем более во всем мире входят в моду моногамные отношения: "Ты и я". По-моему, это тот случай, когда стоит последовать за модой.

Любовь прагма

Четвёртый вид любви - любовь прагма, это рассудочная любовь, удобна, но пресновата, света мало дает, и "цвет" тускловат. Что такое прагма? Это когда все по полочкам разложено и двое такие разумные, что окружающие их взрослые умиленно промокают платочком непрошенную слезу. Одно слово - голубки-отличники. Что это я так о рассудочной любви неуважительно? А не верю я в ее прочность. Обманчива! И травмы при разрыве куда тяжелей, чем в других случаях.

Хотя односторонний разрыв почти всегда воспринимается очень тяжело. И юноши, и девушки, к сожалению, в таких ситуациях частенько забывают о своей человеческой принадлежности и не щадят душу покинутого, не вспоминают, а может, просто не знают замечательных слов французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили..."

Пожалуйста, будьте милосердны и, расставаясь, постарайтесь остаться людьми!

Любовь мания

Пятый вид любви - любовь мания, это любовь-одержимость. Такая любовь рождается из ревности и чувства собственности, и бывает очень тяжелой для объекта любви, поскольку принуждает его быть не более чем объектом. Человек одержимый любовью-манией, способен даже причинить вред своему любимому, если тот выйдет из его воли, и захочет проявить самостоятельность или порвать отношения.

Любовь сторге

Последний шестой вид любви - любовь сторге, это любовь-дружба. Она редко приходит к подросткам. Нужен жизненный опыт, чтобы научиться ждать, терпеть, прощать. А именно это характерно для сторге.

Ну вот, пожалуй, и все, что я хотела сказать о любви.



Рассказать друзьям