Как правильно отвечать родителям на вопросы детей. Консультация «Детские вопросы: как правильно на них отвечать? Чем мальчики отличаются от девочек

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как мудро заметил кто-то из классиков (скорее всего, это был Бернард Шоу или Оскар Уайльд, что, в принципе, одно и то же для того, кто не знает, кто такой Гилберт Честертон), не бывает неудобных вопросов, бывают неудобные ответы. Объяснить малышу устройство мира легче, чем растолковать поведение людей. Именно поэтому на вопрос ребенка «Папа, а почему деревья качаются?» тебе всегда ответить намного проще, чем на вопрос «Папа, а почему ты качаешься?», заданный двумя совершенно идентичными, хотя и расплывающимися детьми. Но так как ты, по мнению твоего наследника, набит ответами на все загадки мироздания, мы вытянем их из тебя. Впрочем, не столько вытянем, сколько научим, что и как тебе нужно говорить. И не столько мы, сколько наш постоянный консультант, ведущий специалист центра семейной психологии «Мы», кандидат психологических наук Татьяна Свиридова .

Пап, откуда я взялся?

Послушаем правильный ответ:
« Мы с твоей мамой встретились и поженились. А затем у мамы в животике появился ты. Сначала ты был совсем маленький, как рыбка. Потом ты рос, рос, не смог больше помещаться у мамы в животе и родился. И у кошки котята так же родятся. Кошка встречает жениха-кота, они целуются, у нее появляется большой животик, и затем из него вылезают котята »


Почему ты так говоришь

«Это вариант ответа для ребенка трех лет, - поясняет Татьяна. - И именно в этом возрасте он попросит рассказать о своем появлении на свет». Ребенку важно знать правду о своем рождении. Для него эта тема настолько же интересна, насколько и болезненна. Психоаналитики считают, что тайна отношений между папой и мамой притягивает и ужасает одновременно. Да и тебе самому, скорее всего, не очень легко от мысли о том, что когда-то происходило, а то и - о боже, нет! - до сих пор происходит в спальне твоих родителей. («Неужели моя мать занималась сексом с моим отцом? Нет, я все понимаю. Ну ладно бы с кем-нибудь еще, но с отцом!»)

Открывая тайну рождения, не пускайся в подробные объяснения. Мол, вообще-то мы тебя, хи-хи, не планировали, ты появился в результате, чего уж там, ошибки. В тот день, Коля, мы с твоей будущей мамой и ее... Стоп! Хватит! «Нельзя рассказывать больше, чем просит ребенок: он может быть к этому еще не готов», - встревает в твой рассказ Татьяна. Но и скрывать что-то важное не нужно. Ребенок все равно об этом от кого-нибудь узнает. И лучше этим кем-то будешь ты сам.

Также не забывай о наглядных примерах. Анатомический атлас - пока лишнее, а вот кошки, рыбки и пчелки незаменимы. Хотя, сам понимаешь, в твоих историях мышкам необязательно надевать черный латекс и стегать друг друга плетками.


Папа, ты говоришь, что я красавица. А почему тогда они говорят, что я некрасивая?

Послушаем правильный ответ:
« Все люди разные. И у каждого человека свой идеал красоты. Я тебя считаю красавицей... (Далее ты рассказываешь о внешних данных и положительных сторонах характера дочери: «У тебя обворожительная улыбка, веселые глаза, заразительный смех. Ты очень чуткая и доб­рая...») Если бы я был мальчиком твоего возраста, ты бы обязательно мне понравилась. И наверняка среди твоих сверст­ников есть и такие, которые думают так же, как я. Обязательно! По-твоему, почему кто-то говорит тебе всякие неприятные вещи? Может, они боятся быть не такими, как все? »


Почему ты так говоришь

«Этот вопрос особенно характерен для ребенка 10-13 лет, - говорит наш консультант. - В этом возрасте отношение ребенка к себе, к своему внешнему виду очень уязвимо. Оно сильно зависит от мнения сверстников и «эталонов» красоты из телевизора и журналов». Подростки одновременно могут быть сверхкритичны к своей внешности и нетерпимы к внешности окружающих. («Я не могу идти в школу с этим прыщом!» - «Отец специально задержался перед работой, чтобы тебя проводить, а ты называешь его прыщом!»)

Твой ребенок может стать изгоем среди сверстников не только потому, что он заикается или слишком ушаст (толст, худ, долговяз, мал, идеально сложен). С равным успехом местные авторитеты могут не принимать его в свой круг из-за того, что у него не проколот (проколот) нос или он очень хорошо (плохо) учится. В любом случае это трагедия для подростка. И если ты на автомате ответишь: «Да брось, все с тобой в порядке! Наплюй ты на мнение идиотов!» - ты просто проигнорируешь неявную просьбу подростка о помощи. Алгоритм ответа на вопрос о внешности таков. Подчеркни субъективность ее восприятия - тем самым ты ослабишь сверхкритику. Вырази свое отношение к данным ребенка - это даст ему эмоциональную поддержку. Намекни на возможные причины поведения сверстников - так ты смес­тишь акцент с проблем ребенка на проблемы его недругов. Покажи возможные пути решения вопроса (например, среди одноклассников обязательно должен найтись друг). Наконец, ты можешь вспомнить свои былые трудности, связанные с внешностью, и рассказать о том, как ты их переборол. Впрочем, возможно, у тебя не получится ничего припомнить из собственной практики: психологи говорят, что такое часто вытесняется из сознания. Или все же ты что-то помнишь, ушастый четырехглаз?


Пап, а кого ты любишь больше: меня или брата?

Послушаем правильный ответ:
« Я вас обоих люблю очень сильно, но каждого по-своему. У меня на всех любви хватает: маму я люблю как маму, бабушку как бабушку, твоего брата как младшего сына, а тебя - как тебя. Невозможно же любить всех одинаково. А что ты думаешь? »

Почему ты так говоришь
Вопрос связан с вполне здоровым чувством ревности. Братья и сестры (или сиблинги, как их называют психологи и генетики) очень внимательно следят за тем, сколько внимания ты уделяешь его (ее) конкуренту. Это нормальное положение вещей, покуда старший не пытается продать младшего через molotok.ru, а младший не вызывает милицию, предварительно подкинув старшему в карман немного героина. «Ты нисколько не врешь, когда говоришь, что любишь всех по-разному, - уверена Татьяна. - Это действительно так. Невозможно одинаково относиться к разным людям, в том числе и к своим детям. Важно признать это, тогда ребенок будет чувствовать себя в семье более комфортно». Но ты все равно проверь карманы старшего и его аккаунт на «Молотке».


Папа, а ты пьяница?

Послушаем правильный ответ:
Но сначала кое-что поясним. Если ты и правда хронический алкоголик, тебе наша подсказка не поможет. В данном случае мы всего лишь имеем в виду ситуацию, когда, вернувшись с работы, ты аккуратно снял плащ и положил его в холодильник вместе с ботинками, а затем, ловко перебирая по полу всеми четырьмя конечностями, заполз в туалет и там, судя по звукам, принял долгую и мучительную смерть. И вот наутро ребенок требует объяснений. Придерживая вибрирующую голову руками и шипя, как допотопный модем, ты напрягаешься и произносишь:
« Нет, я не пьяница. Я очень плохо себя чувствую из-за того, что вчера пил всякую гадость. Наверное, я выпил больше, чем мой организм мог пережить. Поэтому я вечером плохо стоял на ногах и меня рвало. Мне теперь очень стыдно, и особенно перед тобой, что я тебя так напугал. Вот. А пьяницы так чувствуют себя каждый день. Я бы не хотел себя чувствовать так каждый день. Не волнуйся, я так больше не буду »

Почему ты так говоришь
«Отец - носитель норм и ценностей в семье, он образец для подражания, - для начала мягко пожурила тебя Татьяна, а затем перешла в наступление. - Если не хочешь, чтобы у твоего ребенка в будущем были проблемы с алкоголем, ты не должен наутро после пьяных эскапад хорохориться и делать вид, будто в твоем вчерашнем поведении не было ничего особенного». Честно объясни ребенку, что и почему происходило с тобой у унитаза и из-за чего ты чувствуешь себя сейчас примерно так же, как чувствовал себя вчера унитаз. Отец-супергерой - это прекрасно, но обычный отец из плоти, крови и раскалывающейся головы лучше подготовит ребенка к жизни в реальном мире.


Пап, а почему ты ссоришься с мамой?

Послушаем правильный ответ:
« Тебе, наверное, нелегко приходится, когда мы ссоримся. Но ты не переживай. Все люди ссорятся. Ведь ты же ссоришься и со мной, и с мамой, и с братом. Обижаешься на нас просто потому, что не всегда уступаешь и хочешь сделать что-то по-своему. Так бывает и у взрослых. Не обращай внимания! Мы хоть с мамой и ссоримся, но потом обязательно помиримся. Твоя мама - самая лучшая женщина на свете »

Почему ты так говоришь

«В ситуации ссоры дети бессознательно чувствуют себя ответственными за происходящее. По­этому всеми доступными им средствами пытаются вмешаться в конфликт, чтобы сохранить ваши отношения», - уверяет наш консультант. От тебя же требуется вывести ребенка из пространства ваших супружеских отношений («Не парься, мы с мамой и сами разберемся») и постоянно держать себя в руках, чтобы ни в коем случае не оскорблять (и не душить!) свою супругу при ребенке. Выясняйте отношения, пока дитя в саду или смотрит мультики в соседней комнате.

Конечно, сдержать себя и не высказать этой дуре все - крайне непросто. Что ж, тогда хотя бы помни, что во время ссоры ты учишь ребенка, как вести себя в такой ситуации. Поэтому важно ссориться правильно. Вот что тебе советует госпожа Свиридова: «Во-первых, говори о своих чувствах, о том, что тебе не нравится, а не просто оскорб­ляй жену. Во-вторых, высказывай свое недовольство в тот момент, когда ты его ощутил. Не откладывай разборки на более позднее время, а во время свежего конфликта не припоминай старые обиды».

Понятно? Не «Ты тупая ослица! Ты в прошлое воскресенье поступила как идиотка и сейчас опять дурость свою показала! Фря!», а «Ну зачем нужно было сжигать мой галстук?! Ты меня поставила в неловкое положение!!! Как я теперь посмот­рю в глаза своей любовнице, которая мне его подарила?!» Короче, мир вам да любовь.


Почему ты со мной больше не живешь? Ты хочешь развестись с мамой?

Послушаем правильный ответ:
« Ты появился потому, что папа и мама очень хотели быть вместе. Но со временем мы перестали понимать друг друга, стали час­то ссориться и поняли, что больше не можем жить вместе. Мама и папа тебя очень любят. И даже если мы разведемся, мы всегда будем рядом, когда тебе будет нужно. Даже если я больше маме и не муж, для тебя я всегда твой папа. Если я буду жить в другом доме, ты сможешь приходить ко мне в гости в любое время, когда захочешь. Я все равно буду давать маме деньги, чтобы вы ни в чем не нуждались. Вы для меня по-прежнему самые близкие люди »

Почему ты так говоришь
Любовь приходит и уходит, а жена, наоборот, все торчит и торчит у тебя перед глазами, и ты уже так от нее устал, что представляешь вместо нее другую девушку не только во время секса, но даже во время совместного завтрака. Можешь нам это не объяснять. Но ребенку твоих чувств понять пока не дано. А значит, как хороший отец ты должен думать не только о своем удобстве, но и о его психологическом комфорте. А твоему наследнику важно знать, что происходит в семье.

«Ситуация неопределенности очень тяжела для ребенка. Он испытывает большую тревогу за свое будущее, - переживает о твоем наследнике Татьяна. - поскольку вы разъехались, то развод (не юридический, а психологический) уже состоялся. Нужно объяснить ребенку, почему это произошло и как ты теперь представляешь взаимодействие с ним и его матерью». Как и в случае со ссорой, обычно ребенок берет вину за развод родителей на себя. Так что не менее важно объяснить ему, что он зря корит себя и что ты его по-прежнему любишь, а не бросаешь.


Папа, а почему мне нельзя разговаривать с незнакомыми дядями на улице?

Послушаем правильный ответ:
« Пока тебе еще трудно без нашей с мамой помощи разобраться, какой человек добрый, а какой - злой. Некоторые злые улыбаются и могут предложить тебе конфету или пригласить посмотреть щенка. Но верить им нельзя. Они желают тебе плохого. Поэтому, если на улице к тебе подойдет незнакомый человек и попросит о чем-то, ты должен насторожиться, не разговаривать с ним, отойти от него подальше. Если это добрый человек, то он не обидится. А если это нехороший человек, то так ему трудно будет сделать тебе зло »

Почему ты так говоришь
Начиная с младшего школьного возраста ребенку очень важно иметь возможность передвигаться по улицам самостоятельно. Это способствует формированию чувства взрослости, ответственности. И все же ты сам понимаешь, что сейчас на улицу даже маньяки выходят с опаской. Поэтому, учитывая реальность, следует отработать с ребенком технику безопасности. «Вплоть до подросткового возраста дети склонны верить взрослым, которые улыбаются, хорошо одеты и говорят добрые слова. Тебе следует исключить всякую возможность контактов с посторонними, наложив строгий запрет», - настоятельно рекомендует наш консультант.


Папа, а я умру?

Послушаем правильный ответ:
« Все животные умирают, и люди тоже умирают. И когда ты будешь очень-очень стареньким, ты умрешь. Ты мой ребенок, поэтому мне хочется, чтобы ты жил долго-предолго, был счастлив и здоров много-много лет »

Почему ты так говоришь

С 3-4 лет дети начинают задумываться о конечности мира, энтропии, тепловой смерти Вселенной и переносить все это на себя. Поначалу их больше привлекают детали, сопутствующие процессу: похороны, погребение, есть ли там, под землей, жизнь... Особых проблем с ответами у тебя не будет, так как ребенок станет расспрашивать, так сказать, не о метафизической, а о технической стороне смерти. («Нет-нет, если хочешь вырыть могилу воспитательнице, твоя красная лопатка не подойдет! Хочешь я тебе подарю настоящую кладбищенскую лопатищу?») А если в этом нежном возрасте ребенок столкнулся с реальной смертью близкого, то он будет ее переживать преимущественно с помощью образного мышления, представляя, что будет делать умерший на том свете. Трехлетке достаточно сказать, что дедушка теперь сидит на облачке, и это его удовлетворит.

К школьному возрасту ребенок начинает понимать смерть как потерю, которую необходимо пережить. «При этом, - замечает Татьяна, - переживать они ее могут по-разному. Это может сопровождаться сверхвеселостью, резким спадом успеваемости или даже частыми болезнями». Опыт переживания потери необходим для лучшей адаптации ребенка к миру. Так что не лги ребенку, говоря, что он вечен и всех переживет. Иллюзия бессмертия навредит, когда ребенок неожиданно столкнется с реальностью.


Папа, почему ты всегда уходишь из дома, когда к нам приезжает погостить мамина мама?

Послушаем правильный ответ:
« У тебя самая лучшая бабушка на свете! Я тебе даже немного завидую. Совсем немного, где-то даже мало. И я очень благодарен бабушке за то, что она воспитала нам такую замечательную жену и маму! Но когда она приезжает, мы ей стараемся угодить. Начинаем есть свекольные борщи и переставлять мебель... А ты перебираешься в нашу с мамой спальню. В общем, мы в эти дни живем не нашей обычной жизнью. Поэтому-то я и стараюсь подольше задержаться на работе »

Почему ты так говоришь
Если уж ребенок задает такой вопрос, значит, он действительно чувствует некое напряжение между тобой и тещей. Так что слишком скрывать свои чувства - глупо. «Самое главное, отвечая на вопрос, не забудь отметить все положительное, что находишь в своей теще, - советует госпожа Свиридова. - Это даст уверенность ребенку, что все в порядке». Мы бы закончили этот абзац шуткой, но у нас договор с Петросяном: мы не шутим про тещу, а он не шутит про вомбатов.


А завтра тебя ждет новая встреча с уже полюбившимися героями. В будет рассказано о таких хитрых детских вопросах, на которые взрослые (вроде тебя) отвечают неправильно, а психологи (вроде наших многоопытных консультантов) - правильно.



Родителям маленьких "почемучек" иногда приходится отвечать на сто разных вопросов в день, но что делать если ребенок задает вам совсем не простой вопрос, а "неудобный"?

Неудобный вопрос - вопрос, ответ на который вы, конечно же, знаете, но боитесь неправильно сформулировать его для ребенка и тем самым испугать, расстроить или еще больше его озадачить.

Воспользуемся принципом "предупрежден - значит вооружен" и рассмотрим как отвечать детям на самые распространенные "неудобные" вопросы.

Мы уже писали о том как отвечать ребенку на главный вопрос подобного рода - , продолжим список в этой статье.


1. Кого ты больше любишь, брата/сестру или меня?

Возраст:
Вопрос обычно задают дети до 7 лет, вскоре после появления младшего ребенка в семье.

Причина:
Такой вопрос возникает ввиду соперничества между детьми в семье, на почве детской ревности к родителям.

Как отвечать:
Нужно дать ребенку понять, что ваша любовь к своим детям безгранична и равноценна, несмотря на видимую разницу между ними.

Помочь ребенку может сравнение с его такой же равноценной любовью к маме и папе.

Объясните, что вы любите своих детей одинаково и вашей любви хватит на всех.

Избегайте манипуляций на основе детской привязанности. Не стоит говорить что ваша любовь сильнее к другому ребенку, потому что он в чем-то лучше, в надежде смотивировать спрашивающего на изменения в поведении. Это поселит в малыше тревогу и испортит отношения между детьми.


2. Почему я - это я?

Возраст:
Обычно этот вопрос начинает заботить ребенка примерно с 4-х лет, но бывают и исключения.

Причина:
Задаваясь вопросом, почему он родился именно таким - с такими способностями и внешностью, ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность, нащупывает собственную индивидуальность.

Как отвечать:

Объясните ребенку, что каждый человек сочетает в себе те качества, с которыми он родился и те, которые приобрел в жизни. Мы все меняемся благодаря другим людям, своей деятельности и другим факторам.

От рождения мы получаем внешность, которая досталась нам от наших родителей.

Также, мы рождаемся уже определенного пола, с определенным уровнем здоровья, а позже постепенно приобретаем привычки и умения. Находится то, что мы любим и то, чего не любим.

К тому же, каждый человек рождается в своей семье, городе, стране с определенным окружением и правилами поведения.

Из всего этого и складывается в итоге наша личность.

Не бывает одинаковых людей, есть похожие, но не одинаковые, это называется индивидуальность.

3. Зачем вы меня родили?

Возраст:
Обычно такой вопрос ребенок задает в возрасте с 3-х до 5-ти лет, а затем уже в переходном возрасте, добавив к вопросу страдальчески-риторическую нагрузку и соответсвующий тон.

Причина:
Этот вопрос ребенок задает тогда когда ему не хватает вашего внимания, заботы и одобрения или он пытается смягчить наказание за проделку, взывая к вашим самым глубинным чувствам по отношению к нему.

Как отвечать:

Расскажите ребенку, что мама и папа очень любят друг друга, поэтому завели семью.
В полной семье всегда есть дети, как плод любви и нежности родителей. Скажите что очень хотели иметь умного, доброго и красивого малыша, поэтому родили его.

Дайте ребенку понять, что он особенный и желанный.

Поскольку этот вопрос почти всегда появляется, когда ребенок испытывает потребность в проявлении ваших чувств любви к нему, стоит уделить время удовлетворению этой нужды.

4. А я умру?

Возраст:
Таким вопросом малыши могут задаваться уже в 3-4 года, конечно, они еще не понимают полностью смысла конечности всего сущего, на данном этапе их интересует почему кто-то или что-то перестает существовать, находиться рядом.

Причина:
Подобный вопрос может возникнуть, когда ребенок неожиданно сталкивается со смертью близкого человека или своего питомца.

Как отвечать:
, не стоит делать акцент на неотвратимости кончины всех живых существ.

Упомините об этом вскользь - всем животным, людям, даже растениям, отведен свой срок жизни.

И сделайте упор на то, что сначала его ждет долгая и счастливая жизнь - садик, затем школа и институт.

Расскажите ребенку, что у него тоже когда-то будет своя семья, дети, хорошая работа и много-много путешествий и открытий.

Объясните, что для того чтобы хорошо и долго прожить свою жизнь нужно обязательно заботиться о своем здоровье и всегда помнить о правилах безопасности.

Если ребенок еще совсем мал, допускается поверхностное объяснение, такое как "бабушка смотрит теперь на нас с неба".

Если же ребенку более 6 лет, не забудьте упомянуть, что загробная жизнь не существует в той форме, которую демонстрируют в современных фильмах ужасов про вампиров, зомби и призраков.

5. Почему у меня нет того, что есть у других?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от 3 лет и старше.

Причина:
Причиной является появление новой способности ребенка к сравнению, внутреннее чувство несправедливости.

Как отвечать:
Это очень хорошая тема для обсуждения, предоставляющая возможность преподнести азы финансовой грамотности и правильного распределения средств.

Расскажите ребенку как распределяются деньги в семье и сколько выделяется на игрушки и развлечения. О том, как зарабатываются деньги, что для этого взрослые ходят на работу и выполняют там множество задач.

Объясните, что все, что появляется у вас в доме - еда, одежда, игрушки, даже свет, газ и вода стоят денег, поэтому так важно тратить с умом, чтобы на все хватило.

Попробуйте предложить ребенку альтернативу - возможность заработать самому.

Дайте ему какое-нибудь посильное задание по дому, за выполнение которого он сможет получить определенную, заранее оговоренную денежную сумму.

Пусть ребенок попробует сам накопить деньги на желаемую вещь.

Возможно, потом он уже не захочет тратить эти деньги на ту самую машинку, ведь они достались ему с трудом.

А может быть, наоборот, его покупка станет еще слаще, ведь он сам приложил усилия для осуществления своей мечты. Позвольте ему прочувствовать такие моменты.

6. Чем мальчики отличаются от девочек?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от 2-3 лет.

Причина:
Такой вопрос чаще всего подразумевает, что малыш уже увидел различия в мужских и женских половых органах, например, в детском саду.

Как отвечать:
Если ребенок маленький, достаточно будет сказать, что так задумано природой, чтобы мальчики отличались от девочек.

Для ребенка более старшего возраста можно уточнить, что такое строение необходимо, чтобы потом, когда мальчики и девочки вырастут, они смогли стать мамой и папой.

7. Почему вы ругаетесь с папой, разве вы не любите друг друга?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети примерно с 2,5 лет.

Причина:
Очевидна.

Как отвечать:

Ссоры бывают в каждой семье и если малыш стал свидетелем этого, то ваша задача сделать так, чтобы он не усомнился в крепости вашего союза, снизить его уровень тревоги.

Объясните ребенку, что у каждого человека есть свое мнение. Напомните о том, что сам малыш тоже иногда карпризничает, если родители не соглашаются идти на его условия.

Так и у взрослых - иногда мама и папа не сходятся во мнениях и спорят друг с другом. Но потом обязательно вспоминают про свою любовь и про то, как хорошо быть вместе и перестают спорить.

8. А дед Мороз есть на самом деле?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от от 3-х лет.

Причина:
Вероятных причин две:
1 - Ребенок увидел, как в канун праздника, вы сами прячете подарки.
2 - Ребенок уже старше и сам стал во всем догадываться.

Как отвечать:

В первом случае, если вы не хотите убить веру в Деда Мороза, скажите, что он очень торопился, поэтому отдал вам подарок и попросил положить под елку.

Во втором случае можете рассказать ребенку, что добрый волшебник просто живет в наших сердцах и люди специально наряжаются в него, чтобы праздник был по-настоящему сказочным.


9.
Почему мне нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети примерно 4-7 лет.

Причина:
Начиная с младшего школьного возраста ребенку очень важно иметь возможность передвигаться по улицам самостоятельно. Запрет родителей ребенок может расценивать как посягание на собственную "взрослость" и самостоятельность.

Как отвечать:
Учитывая реальность, следует исключить всякую возможность контактов с посторонними, наложив строгий запрет, например:

Объясните ребенку, что пока он маленький ему еще трудно самому разобраться, какой человек добрый, а какой - злой. Расскажите, что некоторые злые могут улыбаться и даже предложить конфету или пригласить посмотреть щенка, но верить им нельзя - они желают плохого.

Напомните, что если на улице к нему подойдет незнакомый человек и попросит о чем-то, нужно насторожиться, не разговаривать с незнакомцем и отойти от него подальше.

Скажите, что если это добрый человек, то он поймет и не обидится. А если это нехороший человек, то так ему будет трудно сделать зло.

10. Почему другие дети считают меня некрасивым?

Возраст:
Этот вопрос может задать ребенок дошкольного возраста, посещающий детский сад или младшего школьного возраста.

Особенно этим вопросом задаются дети 11-13 лет, в подростковом возрасте, когда они начинают очень критично подходить к себе и своей внешности, именно в этом возрасте в большей степени порождается нетерпимость к окружающим, среди детей появляется агрессия.

Причина:
Для ребенка, живущего в семье, наполненной любовью и нежностью, столкновение с враждебно настроенными детьми может оказаться неприятным сюрпризом и доставить психологический дискомфорт.

Как отвечать:
Нельзя говорить, чтобы ребенок просто не обращал внимания на таких детей, сначала нужно рассказать о субъективности восприятия людей, затем показать свое положительное отношение к нему и сравнить с собственными проблемами в таком возрасте.

Расскажите ребенку, что у каждого человека свои представления о красоте и способностях.

Это как с фильмами или книгами: кому-то нравятся приключения, а кто-то любит комедии, просто симпатии у всех разные.

Обязательно скажите ребенку о своей симпатии к нему, обратите его внимание на то, что считаете в нем достоинствами.

Объясните ребенку, что всегда есть те, кто считает тебя очень симпатичным и умным и те, кому ты не очень нравишься. Секрет в том, чтобы дружить с теми людьми, с кем тебе легко и не придавать значения словам тех, с кем тебе не по пути.

Расскажите, что в детстве вы тоже иногда из-за этого переживали, но потом встретили папу, который полюбил вас такой, какая вы есть.

Идут папа и пятилетний сын, сын жует яблоко:
- Папа, а почему яблоко темнеет?
- Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний и, что особенно важно, — железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трехвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
Наступает длительная пауза.
- Папа, а ты с кем сейчас разговаривал? :)

Как отвечать на детские вопросы? Cказать, что ты еще маленький, подрастёшь - узнаешь? Или ответить как этот папа? Ответ простой - надо всегда отвечать на все вопросы малыша, но таким образом, чтобы крохе было понятно. Это не всегда легко, особенно если ребенок спросит, откуда взялась самая первая икринка или почему взлетает ракета.

Дети — существа удивительные, чтобы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребёнком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Ребёнок чем-то схож с инопланетянином. Он каждый день открывает новые законы, которые нам, взрослым, давным-давно известны и понятны. Мы забыли, что когда-то сами всего этого не знали.

Если Вам сложно что-то перевести со «взрослого» языка на «детский», подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами, например, воспользуйтесь одним из комплектов серии "Мир на ладошке" . Правда, если хорошие картинки найти еще можно, то с текстами дело обстоит сложнее. Энциклопедии пишутся взрослыми! И авторам, так же, как и нам, родителям, нередко сложно найти простые слова для непростых вещей. Вот и приходится порой «переводить» даже энциклопедии для малышей. На самом же деле, даже сложные вещи можно объяснить простым языком. Только не путайте простоту с примитивизмом! Ребёнок — человечек очень вдумчивый.

Да, отвечать на детские вопросы необходимо. При этом существует множество вопросов, на которые ребёнок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевозможных «почему» и «зачем». Этим вы сослужите малышу хорошую службу, научив его думать, поможете сделать важный вывод: невозможно знать всё но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Поинтересуйтесь: «Сам-то как думаешь?» Ребёнок начнет выдвигать свои версии, возможно, весьма фантастические. А, может быть, и верные. Задача родителей — следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами.

Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ! » Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

Иногда может показаться, что вопрос, который задал малыш, не имеет смысла. На самом деле такие вопросы несут в себе определенный смысл. Возможно, ребёнок просто скучает, Вы мало с ним разговариваете, а ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то Вас «зацепить». Знает же маленький психолог, отлично знает, что именно выводит маму из состояния равновесия! Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. «Что ты делаешь?» — «Мою посуду». — «Зачем?» — «Чтобы была чистой». — «Зачем, чтобы была чистой?» — «Чтобы из нее было приятно есть». — «Зачем, чтобы было приятно есть?» Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: «А ты как думаешь?» Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребенок заведомо знает ответ, с иронией. «Что ты делаешь?» — «Танцую!» — «Нет, мама, ты посуду моешь!» Вместе посмеялись — и никакого раздражения…

Очень важно научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Это порой непросто: детское мышление устроено совсем иначе, нежели взрослое. Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое. Вот простой пример. Маше 3 года 10 месяцев, она спрашивает на прогулке: «Мама, а почему у этого тополя ветки такие длинные и в разные стороны растут?» Что тут ответить? «Такая у этого тополя форма веток, таким его создала природа…» Но девочку ответ не устраивает, она говорит свой: «Нет, дерево корнями тянет воду и еду из земли, поэтому у него ветки и растут!» Ребёнок сам ответил на свой вопрос. Умница!

Чтобы лучше понимать, что именно хочет услышать ваш почемучка в ответ на свой вопрос, нужно внимательнее относиться к ребёнку, больше общаться с ними всегда обращать внимание на его вопросы и ответы.

Не так давно было 1 июня - День защиты детей, и мы тоже хотели бы затронуть тему детства. А именно: детские вопросы, «почемучки», которые так часто ставят в тупик даже самого матёрого лайфхакера. Как отвечать на эти бесконечные вопросы, как поощрить познавательный интерес ребёнка и при этом не соврать ему, не отмахнуться пустыми словами - попробуем разобраться на конкретных примерах и порассуждать об этом.


@photo

Начнём с очевидной вещи: детские вопросы нельзя игнорировать. Даже если мы заняты, даже если вопрос кажется нам идиотским и бесполезным (а чаще всего нам так кажется, когда мы не знаем толком, что сказать) - отвечать всё равно надо. Ребёнок познаёт мир, ему странно и непонятно то, что очевидно нам, и мы - самый главный и авторитетный источник для него.
Возьмём для примера детский вопрос «Почему солнце не падает?» и рассмотрим варианты ответов. Подобную схему можно применить к любому «почему».

Ответ-пустышка

Потому что гладиолус. Потому что не падает. Потому что. Ты ещё маленький и всё равно не поймешь. Иди спроси у бабушки.
Это всё не ответы.
Мы создаём у ребёнка ощущение, что он спросил о чём-то примитивном и неинтересном, а себя успокаиваем тем, что вроде как не проигнорировали вопрос полностью. На самом же деле, таким образом мы постепенно дискредитируем себя как источник информации. Дети быстро учатся, и очень скоро ребёнок поймёт, что о сложных вещах вас лучше вообще не спрашивать.

Ответ-провокация

А почему оно должно падать? А почему ты думаешь, что оно может упасть? Ты лучше спроси: почему Земля не падает на Солнце?
Такой ответ неплох, но только если вы готовы продолжать разговор. В противном случае, он будет воспринят как скрытое неодобрение, недоумение и неготовность ответить: тоже мне, удумал, что спросить! Подобным встречным вопросом вы приглашаете ребёнка порассуждать, поискать ответ вместе, и это здорово. Вы разжигаете детское любопытство, показываете, что относитесь к проблеме серьёзно. Но знайте, что вступили на опасную почву: вопросы теперь будут только множиться. С другой стороны, вы выгадали время, чтобы точнее сформулировать (или быстренько погуглить) правильный ответ.

Ответ со ссылкой на мироздание

Потому что оно такое. Так уж устроен мир. Таковы законы физики. Так было заведено. Нам такой ответ может показаться красивым и философским решением детской проблемы. По форме. Но на самом деле это тоже не ответ. Ребёнку он мало что проясняет, а главное - не даёт пищи для размышления. Поскольку детский жизненный опыт пока мал, на такой ответ нечего возразить, и спросить дальше тоже вроде как нечего.

Научные, слишком длинные ответы

Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему – в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю…
Пример утрирован, но суть ясна: мы стараемся дать исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний. Такой ответ хорош для школьника, который пришёл с вами проконсультироваться по заданию. Но никак не для дошкольника. И дело не в том, что такой ответ ребёнку непонятен. Даже если вы его адаптируете, получится слишком исчерпывающе. Информация просто не оставит в детском мозгу места для собственных домыслов, умозаключений. Гасится любознательность, вы превращаетесь для ребёнка в ходячий словарь. В некоторых ситуациях это хорошо. Например, если вы не хотите дальнейших расспросов на эту тему. Или если у ребёнка логический склад ума, он уже достаточно развит и сам требует максимально точных данных. С другой стороны, если так отвечать на каждый вопрос, то получится довольно скучно - с пелёнок жить в мире, где всё уже описано и изучено.

Сказочные и антропоморфные ответы

Потому что солнышко держится лучиками за небо. Потому что оно приклеено к небу специальным клеем.
Хороши для совсем маленьких детей. Очеловечить явление природы, животное, растение - это классический ход, известный ещё по детским сказкам. Очень наглядно, доступно, интересно, одна беда - неправда. На какое-то время такой ответ устроит «почемучку», но не очень надолго. Если ребёнок ходит в садик и активно общается с другими детьми, то эта информация может сослужить ему плохую службу. А главное, если уж вы решились на такую тактику - будьте готовы через какое-то время корректировать сложившуюся в детской голове систему знаний.

Ответы с вариациями

Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся. А некоторые люди уверены, что…Я вот думаю, что…А в Интернете написано, что…
Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Мы даём ребёнку понять, что одной-единственной истины не существует, расширяем его кругозор, поощряем к самостоятельному мышлению и выводам. Проблема: из такой установки неизбежно выливается встречный детский вопрос: «А кто же прав?»

Лаконичный ответ по существу

Солнце не может упасть. Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким. А упасть может только то, что близко от земли.
Короткий, вдумчивый и достаточно правдивый ответ - это хорошо. Вы поняли суть, вы нашли простые слова, простой смысл: именно этого ребёнок, скорее всего, и хотел. Важный момент: не забудьте оставить место для детской фантазии, небольшую недоговорённость, которая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнёт к новым изысканиям.

Не стремитесь поставить ребёнка на место, поскорее отмахнуться от него. Уделите внимание всем этим несуразным, бредовым, абстрактным вопросам - растите своего ребёнка мыслящей личностью и достойным собеседником.

(с) Многие мысли взяты из исследований В.Белянина (Московский психологический журнал)

А как вы обычно отвечаете на вопросы детей-дошкольников? Что делаете, если не можете с ходу найти правильный ответ?

Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его во­просах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружа­ющем мире, уточняют и систематизируют представления о нем.

Особое значение для развития мышления детей имеют вопросы: почему солнце светит и греет, а луна только светит? Отчего над рекой поднимается пар? Зачем люди изучают далекие планеты? Они направлены на установление причины явлений, уяснение свя­зей и отношений между ними.

К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бе­режно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные инте­ресы ребенка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?»- побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступ­ность его пониманию дошкольника - этим должен руководство­ваться взрослый, отвечая на детские вопросы.

При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть пе­ред ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, Чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками ра­дуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблю­дениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

Памятка для родителей на тему «Как отвечать на детские вопросы?»

Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ре­бенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?»

В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблю­дения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.

Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, вос­питывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».

Домашнее задание. В выходной день понаблюдайте за ребенком и запишите вопросы, с которыми он обращался к чле­нам семьи.

Ориентировочные вопросы для размышления: как в вашей семье относятся к вопросам детей? Считаете ли вы, что детские вопросы и правильные ответы на них содействуют развитию ребенка? О чем спрашивает ваш ребенок? Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах? К кому из членов вашей семьи ребенок обращается чаще и по­чему? Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик? Ответы на ка­кие вопросы не вызывают затруднений? Всегда ли ребенок удов­летворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

Рекомендуем начать консультацию с прослушивания записан­ных на магнитофонную ленту вопросов детей группы. Затем мож­но предложить родителям зачитать собранные ими вопросы, что послужит основанием для вывода о разнообразии детских вопро­сов. Прежде всего они отличаются по мотивам, которые побуж­дают детей обращаться с вопросами к взрослым. Часто ребенок задает вопрос, чтобы привлечь взрослого к своим переживаниям, установить с ним контакт. Например, четырехлетний Саша спра­шивает отца: «Ты, когда был маленький, боялся ходить в темную комнату?» Такие вопросы возникают у детей в минуту тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрос­лых: важно понять, что взволновало ребенка, вникнуть в его пе­реживания, успокоить.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мо­тив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испы­тывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом соб­ственных рассуждений. Например, шестилетний Олег задает раз­ные вопросы: «Почему земля вертится, а я этого не чувствую?», «Государственный - это общий?», «Как отличить хитрость от об­мана?»

0 чем же спрашивают дошкольники? Содержание детских во­просов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их пред­метах, о далеких планетах и космосе, о явлениях общественной жизни, о природе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и зна­чении отдельных слов и т. д.

На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изме­няются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? какой? когда? Например, трехлетняя Лена, впервые увидев конь­ки, спрашивает: «Что это? В них ходят?»

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире.

Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему? Например, пятилетний Андрюша интересуется: «Почему сажаем одно зернышко, а вырастает целый колос?», «Зачем люди приду­мали атомную бомбу?», «Отчего движутся облака?»

В старшем дошкольном возрасте типичным является последо­вательность вопросов о каком-либо предмете или явлении. На­пример, шестилетний Денис спрашивает маму: «Какие бывают молнии? Почему они разные? Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар?.. А ты видела шаровую молнию? Ка­кая она? Она сверкает?»

Наибольшее количество вопросов задают дети 4,-5,5 лет. Почему же количество вопросов детей более старшего возраста начинает уменьшаться? В педагогике по этому поводу высказы­ваются две точки зрения. Одни ученые считают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы на возника­ющие вопросы. По мнению других педагогов, спад в детских во­просах связан с условиями воспитания и обучения старших до­школьников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спра­шиваешь!» В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос- это показать свое незнание.

Итак, для развития детской любознательности важно поддер­живать ее, правильно относиться к вопросам ребенка.

Не отмахиваются ли старшие члены семьи от «докучливых» детских вопросов, ли­шая тем самым своего ребенка «необходимейшей умственной пи­щи» (К. И. Чуковский). А может, напротив, относятся к вопро­сам ребенка со всей серьезностью, но отвечают на них излишне пространно и сложно, используя слова, обороты, привычные для взрослых, но непонятные дошкольникам и трудные для их усвое­ния?

Умение толково ответить на вопрос ребенка - большое искус­ство. Овладеть таким искусством - посильная задача для роди­телей

Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает во­просы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его до­верие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обраща­ется к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, от­вечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Следующее требование- краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт. К со­жалению, это требование часто нарушается, когда родители отве­чают на столь сложные вопросы ребенка, как вопросы о проис­хождении людей, об историческом прошлом, о космосе и т. д. Отвечая на такие вопросы, помните, что представления о времени и пространстве только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают. Учитывая это, родители могут ограничиться сообщением отдельных фактов об историче­ском событии, которое заинтересовало ребенка, и не стремиться к тому, чтобы он понял и усвоил их хронологическую последова­тельность. Иногда такие ответы взрослых не удовлетворяют ре­бенка, он просит рассказать, объяснить подробнее. Не торопитесь делать это, помните слова А. С. Макаренко: «Для всякого зна­ния приходит свое время» В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слы­шал, все усвоил, а на деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у ребенка снижается острота и новизна восприятия знаний в последующие годы. Поэтому в тех случаях, когда ответ на вопрос ребенка требует сообщения сведений, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

Детские вопросы о том, откуда берутся дети, наиболее слож­ны для взрослых. Надо ли открывать детям тайну деторождения? А. С. Макаренко писал по этому поводу: «В этих вопросах не содержится еще никакого особенного полового любопытства, со­крытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не при­несет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребен­ка, отделаетесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим»

Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам, ибо, как писал В. А. Сухомлинский, «...под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознатель­ность» Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым раз­мышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?» Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, бла­гоприятно скажется на развитии его любознательности. При за­труднениях ребенка предложите ему дополнительные вопросы, ко­торые помогли бы ему найти правильный ответ. Приведем пример.

Папа с шестилетней Олей рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возник вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»

Послушайте, какой разговор состоялся между отцом и дочерью, обратите внимание на встречные вопросы, которые побуждали ре­бенка к самостоятельному поиску ответа.

Папа. Вспомни, где живут львы на воле?

Оля. В пустыне.

Папа. Как ты думаешь, что такое - пустыня?

Оля. В пустыне не растут трава и деревья и кругом песок.

Папа. Какого цвета песок?

Оля. Желтого! Поняла! Львы желтые, чтобы им легче было в пустыне подкарауливать добычу.

Папа. Правильно. У льва маскировочная окраска шкуры. А еще каких животных ты знаешь, которым цвет шкуры помогает маскироваться, оставаться незаметным?

Оля. У белых медведей. Они на севере живут, там снег, льды, поэтому и шкура у них белая.

Папа. А в наших лесах есть звери с маскировочной окраской шкуры?

Оля. Есть. Это белка и заяц. Они на зиму шубки меняют на светлые, чтобы быть незаметными.

Папа. Почему белка и заяц меняют шубки зимой? Разве они на кого-нибудь нападают, как лев в пустыне?

Оля. Нет, они сами прячутся от врагов.

Папа. Подумай, зачем животным нужна маскировочная окраска шкуры?

Оля. Одним животным, чтобы нападать было легче, а дру­гим, чтобы прятаться от врагов.

В приведенном примере удачно поставленные встречные и до­полнительные вопросы взрослого ведут ребенка от незнания к зна­нию и уточнению своих представлений. Чтобы так умело управ­лять мыслительной деятельностью ребенка, родители сами долж­ны много знать. Как быть в том случае, если вы не обладаете нужными знаниями, чтобы правильно ответить на вопрос сына или дочери? Разумнее всего не скрывать свое незнание, а предложить вместе посмотреть в справочниках, научно-популярной литерату­ре. Приведем пример.

Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Петя увидел кра­сивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки: «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название». Петя, понаблюдав за бабочкой, обнаружил, что на крыльях у нее много черных точек. Дома мама достала книгу, и вместе они долго рассматривали изображенных в ней бабочек. Наконец нашли такую, которой заинтересовался Петя. Она называлась многоглазка огненная. Мама спросила: «Ты по­нял, почему она называется огненной? Правильно, за оранжевый цвет крыльев. А почему многоглазка, как ты думаешь?» Петя вы­сказал свое предположение: «Наверное, за черные точки, они по­хожи на глазки».

Обращаясь вместе с ребенком за ответом на возникший во­прос к книгам, вы воспитываете у дошкольника уважение к зна­ниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлека­тельный - чтение.

На многие вопросы дошкольник может получить убедитель­ный ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. За­дача родителей - вовлечь в них ребенка. Например: пятилетний Саша, помогая бабушке ухаживать за земляни­кой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются яго­ды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обращала внимание внука на то, как по­явилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окрас­ке. Длительные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили ребенка знаниями о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, крыжовника, плодов огурцов, кабачков, помидо­ров. У него сложилось элементарное представление о росте и раз­витии растений, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Ответы на детские вопросы о нормах и правилах поведения, явлениях общественной жизни, о взаимоотношениях между людь­ми используются в нравственном воспитании дошкольников. Так, перед праздником 4 Ноября пятилетний Сева обратился к отцу с вопросом: «Почему украшают улицы и площади?» Папа не огра­ничился ответом: «Приближается праздник, потому и украшают». Он объяснил: «4 Ноября - наш важный праздник. К этому празднику украшаются улицы и площади всех городов и сел, чтобы у людей было радостное на­строение». В заключение папа спросил сына: «Как вы в детском саду будете праздновать день 4 ноября?»

Дошкольники часто задают вопросы о взаимоотношениях меж­ду взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы? По­чему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать ме­сто взрослым?

Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим по­ведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в дошкольниках такие нрав­ственные качества, как тактичность, гуманность.

По материалам книги: Психологический справочник учителя Л.М.Фридман; И.Ю.Кулагина



Рассказать друзьям