Половое просвещение подростков. Сексуальное воспитание подростков: как это делают в разных странах

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как в мире устроена программа сексуального обучения, которую в России заменяют религией и традиционными ценностями.

В закладки

Фото Сергея Николаева, «Коммерсантъ»

В 2014 году в России утвердили Конвенцию, в которой говорится о создании в школах уроков полового воспитания. По данным ООН эта программа помогает в борьбе с нежелательной беременностью и ВИЧ-инфекцией, но вопреки этой информации Министр образования РФ заявила, что подобные уроки вводить в школах не будут, зато могут увеличить количество часов преподавания основ религиозных культур и светской этики.

Зачем нужно половое воспитание

В 2015 году на шведском телевидении показали короткий образовательный ролик, предназначенный для детей от трёх до шести лет. В нём мультипликационные версии мужских и женских половых органов по имени Вилли и Твинкл объясняли детям своё предназначение, попутно улыбаясь и прыгая по экрану.

Ролик стремительно набрал популярность благодаря сюжету в программе американского комика Конана О"Брайена, получил английскую озвучку и в очередной раз поднял вопрос - как далеко следует заходить государству в вопросе полового воспитания граждан.

Хотя на первый взгляд кажется, что Швеция перегнула палку, следует отметить, что в этой стране половое воспитание ввели ещё в 1930 году социологи Гуннар и Альва Мюрдаль. На создание такой программы обучения их вопрос малообеспеченных и многодетных семей, в которых родители не могли перестать рожать новых детей из-за незнания о способах контрацепции.

Годы спустя власти Швеции поняли, что половое воспитание требуется всем слоям населения, и к 1956 году официально обязательные уроки. К 70-м годам уроки полового воспитания появились во Франции и Германии, затем распространились далее и стали нормой для западных стран.

Безапелляционных правил в концепции полового обучения нет, и в каждой стране его вводят исходя из суждений властей. Однако основное звено обучения подходит не только детям и подросткам, но и взрослым людям. Его основные задачи - объяснить, как устроено мужское и женское тело, рассказать о важности контрацепции и опасности венерических заболеваний.

Фото Fusion

Как устроено половое воспитание в США

Программу сексуального воспитания в школах США ввели в 1960-х годах - во время бурной урбанизации и ослабления роли религии. Церковь не одобряла действия властей, но не смогла найти нужные рычаги, чтобы убедить людей протестовать против новой программы.

Однако к 1980 году, когда по стране начал распространяться СПИД, протесты начались. Общество стало задаваться вопросом: как по стране может проходить серьёзное венерическое заболевание, если в школе существуют уроки полового воспитания, которые должны противодействовать таким эпидемиям.

Возмущение нарастало, и в 1986 году, когда Центр по контролю за распространением инфекционных заболеваний выделил из федеральных средств 10 миллионов долларов на развитие в школах программы сексуального воспитания, общество раскололось.

Одна часть людей хотела, чтобы власти перестали насаждать половое обучение и тратить на него миллионы, когда в стране десятки умирают от СПИДа. Другие уходили в радикализм, начиная воспринимать властей и отдельных чиновников как тайных врагов, которые хотят подорвать стабильность страны, развращая детей и подростков.

Акция в поддержку людей со СПИДом, Сан-Франциско, 1986 год. Фото Алана Лайта

Подобный процесс в долгоиграющей перспективе мог привести к тому, что половое обучение в США исчезло бы из школьной программы. Однако благодаря стабилизации уровня заболевающих СПИДом к концу 20-го века, критика сексуальных программ временно завершилась. К 2004 году больше 90% родителей в США половое обучение важной частью школьного образования.

В некоторых европейских странах половое просвещение входит в школьную программу: например, в начале марта британское правительство обязало все школы проводить такие уроки - с четырех лет дети будут изучать основы безопасных и здоровых взаимоотношений, а в старших классах у них появится предмет по основам сексуальной жизни. В России отношение к секспросвету остается неоднозначным и, хотя к этой теме несколько раз пытались подступиться, до официальной программы дело так и не дошло. T&P спросили сексолога, психоаналитика, учителя и других экспертов, а также самих школьников и их родителей, как они относятся к отсутствию информации о сексе, гендерных отношениях и репродуктивном здоровье в школах и откуда подросткам эту информацию брать.

История полового воспитания в России последних ста лет довольно противоречива. В течение десятилетия после Октябрьской революции оно было предметом научных и социальных исследований и включало в себя психологические, анатомо-физиологические и другие сферы знаний. Психологи, педагоги, врачи активно изучали проблемы сексологии и в частности детской сексуальности, которая тогда вошла в сферу педологии (науки о детях), также переживающей расцвет в 20-е годы. В 1924-м появились 12 половых заповедей революционного пролетариата - брошюра с рекомендациями воздерживаться от половой связи до брака, а после не заниматься сексом слишком часто. В 1936 году педологию разгромили как «псевдонауку». В «Книге для родителей» 1937 года классик советской педагогики Антон Макаренко пишет: «Никакие разговоры о «половом» вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом. Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным».

После смерти Сталина, в 60-е годы, внимание к проблемам семьи и гендерных отношений постепенно растет. В школах начинают появляться «Основы советской семьи и семейного воспитания», тематические факультативы и клубы. В 1983-м Министерство просвещения СССР ввело обязательные курсы «Гигиеническое и половое воспитание» и «Этика и психология семейной жизни» для старшеклассников - с помощью этих программ подростков психологически готовили к вступлению в брак и созданию семьи. В 1989-м в стране появилась ассоциация «Семья и здоровье», а в 1991-м (и уже в другой стране) - Российская ассоциация «Планирование семьи» (РАПС) и «Культура и здоровье», которые взяли на себя функцию сексуального просвещения (в том числе обучали постсоветских родителей и учителей, как разговаривать с детьми об «этом») и пропаганды конструктивного полового поведения. В середине 90-х РАПС подготовила программу полового воспитания российских школьников, которую должны были утвердить на государственном уровне, если бы не критика со стороны родителей, общественных и религиозных организаций.

В 2009 году был подписан федеральный закон «О ратификации Европейской социальной хартии», международного договора, закрепляющего список социальных прав человека, в том числе детей: «Положения ст. 11 Хартии в области здоровья должны иметь приоритет в политике здорового общества и обеспечиваться через школу и быть частью учебного плана. В нем должно быть уделено внимание курению, наркотикам, злоупотреблению алкоголем, здоровому питанию и сексуальному просвещению». Однако до сих пор официальной просветительской программы на эту тему в России не существует.

Сейчас каждая школа и каждый отдельный учитель решают этот вопрос в зависимости от внутренней политики учреждения и отношения родительского сообщества. Занятия по сексуальному образованию можно встретить только в гимназиях или лицеях. В 2013-м за уроки полового воспитания высказывался министр образования и науки Дмитрий Ливанов, но Павел Астахов, на тот момент уполномоченный по правам ребенка, заявлял, что лучшее половое воспитание - это русская литература.

«Сегодняшние подростки гораздо продвинутее взрослых, которые их воспитывают»

Виктор Каган

Сексолог, доктор медицинских наук, автор первого в стране фундаментального исследования аутизма у детей и первых книг о нем для врачей и родителей. Один из пионеров возрождения детской и подростковой сексологии. В 2000–2013 годах работал в США. Доктор медицинских наук, лицензированный психолог.

«Думаю, отсутствие таких занятий - это неправильно: если говорить о возрасте, согласен с тем, что лучше начать на год раньше, чем опоздать на день. Прекрасный пример - французская серия из пяти книг, первая из которых адресована малышам, а последняя - юношам и девушкам. Приведу пример. В 80-х я знал преподавателя, который вел в старших классах курс этики и психологии семейной жизни. Потом он получил разрешение вести такие уроки с первоклашками, родители которых дали на это согласие. На первых уроках было несколько ребятишек, потом их число стало расти, а потом пара десятиклассников попросилась на эти уроки. Он удивился: мол, зачем вам, вы же все знаете и даже больше. А они ответили - да, мы все знаем, но чувствуем, что что-то пропустили, когда были младше. Они оказались мудрее многих взрослых.

Но такие программы не должны и не могут вводиться по приказу мгновенно. Нужны, по крайней мере, несколько вещей. Первое - грамотная разработка программ просвещения начиная с младшего возраста. Они должны быть преемственными. Второе - разработка пособий для детей и занимающихся с ними взрослых. Третье - подготовка педагогов к осуществлению этих программ. Четвертое - подготовка родителей к сексуальному просвещению детей. В России были попытки введения сексуального просвещения, но ни одна из них не выполняла эти условия. О результатах этого я узнал от сына, когда он был в восьмом классе: «Сегодня нам рассказывали о размножении. Пока она [учительница] говорила об одноклеточных, было еще ничего, но чем больше клеток было в размножающихся организмах, тем больше она краснела, мялась и заикалась, а когда дело дошло до человека, я бы рассказал лучше». Не надо делать из сексуального просвещения непоправимых фокусов - это дорого обходится и детям, и культуре. К сожалению, сегодня в России вокруг сексуального просвещения слишком много идеологических разногласий и конфликтов, в жертву которым приносятся реальные нужды самих детей.

Дело, по-моему, не только и не столько в отсутствии внимания государства, сколько в культуре: государство мало что может, если культура это не принимает. Сегодняшние подростки во многих отношениях гораздо продвинутее взрослых, которые их воспитывают. Дети как-то наверстывают недодаваемое взрослыми и обходят их запреты. К тому же на прилавках достаточно много хорошей литературы, так что им не приходится выкрадывать из-под белья в шкафу запрятанные «Госпожу Бовари» и «Тысячу и одну ночь» или, воровато оглядываясь, постигать пол по учебникам гинекологии в книжных магазинах. Что-либо советовать подросткам нужно при наличии их запроса: советы, опережающие спрос, будут отвергаться. Если же у подростка возникают связанные с полом и сексуальностью проблемы, которыми он делится с вами, то резонно отнестись к ним спокойно и с уважением и помочь ему встретиться с хорошим психологом - не приволочь за руку, а помочь самостоятельно встретиться».

«Сексуальное просвещение нужно всей России в добровольно-принудительном порядке»

Ольга Бурмакова

Социолог, независимый гендерный исследователь, MA in Gender Studies, Central European University. В настоящее время получает PhD в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Сфера научных интересов - гендер и сексуальность, квир-теория, права женщин и ЛГБТ.

«Естественно, к ситуации с сексуальным образованием и качественным информированием в школах я отношусь крайне отрицательно. Отсутствие информации о гендере и сексуальности приводит к сотням тысяч личных трагедий и к масштабным проблемам на уровне населения: венерические заболевания, нежелательные беременности, сексуальное насилие, а также дискриминация ЛГБТК+ и женщин. Это проблема не только для сегодняшних подростков, но и для взрослых: миллионы людей в России, даже состоящие в браке или живущие активной сексуальной жизнью, на самом деле удивительно мало знают о собственных телах и телах своих партнеров, не обладают сексуальной грамотностью. Во многих случаях информация, которой они обладают, ошибочна и даже опасна. По сути, сексуальное просвещение нужно всей России в добровольно-принудительном порядке.

Если ограничиться подростками, то начнем с того, что они не знают, как работают их тела и как они меняются с возрастом (в период радикальных перемен!). Особенно это касается молодых женщин: информация о женской сексуальности не включена в учебник по биологии даже в минимальном количестве, а в публичном пространстве куда больше дезинформации на эту тему, чем даже базовых знаний. Гинекологи (врачи, которые в первую очередь сталкиваются с последствиями) во многих случаях знают репродуктивную систему, но, дезинформированы в вопросах сексуальности, как и остальное общество. Разумеется, еще меньше подростки знают о телах другого пола. Представления о сексуальном взаимодействии отсутствуют у большей части населения, и некому учить подростков, например, тому, как обеспечить друг другу удовольствие или как распознать недобровольный секс, харассмент и тому подобные вещи. Вопросы насилия в семье замалчиваются совершенно.

К сожалению, очень трудно советовать, к кому подросток может обратиться. Даже специалисты, которые должны помогать - психологи, врачи, учителя, - могут иметь совершенно непредсказуемые пещерные представления о сексуальности, гендере и тому подобном. Образование специалистов в этих вопросах отсутствует так же, как сексуальное образование в школах. По сути, получение подростком необходимой информации - вопрос везения. ЛГБТК+ подростки, как ни странно, могут быть даже в несколько лучшей ситуации, потому что ЛГБТК+ организации, по крайней мере, опознаваемы, они обладают адекватной информацией и умеют грамотно ее предоставлять. (Конечно, при условии, что доступ к такой организации есть; однако ЛГБТК+ онлайн-ресурсы тоже в большинстве случаев грамотные.)

Что касается более широкой информации, то подросток, который пытается найти ее самостоятельно, рискует утонуть в чудовищном количестве обманчивых, ошибочных и совершенно абсурдных данных. Онлайн-ресурсы, которым можно доверять, если и существуют, то растворяются среди тех, кто пропагандирует гетеронормативность и сексизм, стереотипы и оправдание насилия. Кроме того, качественные ресурсы обычно опираются на медицинские знания, но медицина, особенно в России, остается консервативной наукой и, несмотря на объем необходимых знаний, продолжает воспроизводить гендерные стереотипы и нормы.

Поводя итоги, я могу только посоветовать подросткам собирать информацию из множества источников, стараться воспринимать ее критически и анализировать. Но учитывая, что этому школы тоже учат редко, перед ними стоит сложная задача».

«Не дай бог к этому вопросу будет проявлять интерес государство»

Михаил Страхов

психоаналитик, Член международной психоаналитической ассоциации

«Я положительно отношусь к отсутствию секс-просвещения в школе, поскольку связываю это отсутствие лишь с тем, чем российская школа является для ученика. Сегодня она точно не очень хороший собеседник и, увы, как правило, не отличается тактом и честностью. Так что мой ответ скорее связан с сожалением, но, возможно, когда-нибудь это изменится. Дело не в школе, а в нашем обществе в целом, отражением которого школа и является, так что этот вопрос выходит далеко за рамки школьных реформ. Школе пока не нужно лезть в эту область - хотя бы потому, что современная российская школа - это институт нормализации, а сексуальность - это область, которая является антиподом нормализованного и стандартизированного. В обществе уже есть те, с кем можно об этом говорить: это искусство, литература, семья, друзья наконец.

Сексуальность - это такая область, которой никогда не начинают интересоваться с чисто научной точки зрения. Или так: иногда ей начинают интересоваться и с научной точки зрения - для того, чтобы чего-то действительно не узнать. Сексуальность (по крайней мере, та, о которой мне интересно говорить и думать) носит сугубо личный и частный характер, посему, если о ней хочется действительно что-то узнать (а такое желание не бывает праздным), то лучше всего для этого подойдет кто-то из моих коллег-психоаналитиков. Не дай бог к этому вопросу параллельно будет проявлять интерес государство».

«Лучше учить детей предохраняться и задумываться о последствиях, чем ставить под вопрос их здоровье»

«Отсутствие сексуального просвещения в школе - большая проблема. Даже если не брать в расчет этическую сторону, дети имеют право на знания об одной из важнейших сторон жизни. С практической же точки зрения отсутствие сексуального образования, во-первых, сохраняет распространенность злоупотреблений в отношении детей и подростков (они не знают, что можно, а что нельзя, и не понимают, как и кого позвать на помощь в случае нежелательных домогательств), а во-вторых, негативно сказывается на их будущем.

Многие опасаются, что сексуальное образование приводит к сексуальной невоздержанности, но на практике все происходит наоборот. В Швеции и Германии сексуальное образование в школах обязательно, в результате на тысячу девушек 15–19 лет приходится шесть и семь случаев родов в год соответственно. В США разрешение на образование зависит от конкретного штата: например, в библейском поясе распространена пропаганда воздержания до брака, в России такое образование не ведется вообще. В результате в обеих странах приходится 24 случая родов на тысячу девушек того же возраста в год. И это не считая абортов - в 2013 году в России почти 12 тысяч девочек-подростков прервали беременность. В мире на подростков приходится половина всех осложнений при беременности и родах, так что гораздо лучше учить детей предохраняться и задумываться о последствиях, чем ставить под вопрос их здоровье и возможность в будущем получить образование, найти хорошую работу и завести желанных детей. Пытаться уговорить подростков не заниматься сексом - дело гиблое, но современные дети не дураки, и если они будут достаточно информированы о потенциальных проблемах, то сами могут отложить начало сексуальной жизни.

Другая проблема - это ЛГБТ-подростки. На них приходится слишком много самоубийств, отсутствие принятия в обществе их в прямом смысле убивает. При отсутствии общественной (в том числе и на уровне школьного образования) позиции по сексуальному просвещению ситуацию изменить невозможно.

Конечно, в идеальной ситуации подросткам стоит обратиться к родителям, но родители сами часто не знают, как говорить на подобные темы, поэтому не стоит от них ожидать серьезной помощи. С другой стороны (и это полезная информация как раз для родителей), подросткам очень помогает возможность обсудить тему сексуальности с родителями. Анализ исследований 25 тысяч подростков показал , что если дети могут что-то такое обсуждать с родителями, то у них появляется определенный словарь и смелость, поэтому они чаще обсуждают вопросы секса и своего неудовольствия с партнерами и чаще пользуются презервативами. От родителей при этом не требуется никаких особенных знаний, достаточно просто поддерживать разговор. Это трудно, но вариантов нет. Если же подросток видит, что понимания от родителей не дождешься, придется обращаться к интернету. Искать других взрослых не советую: возраст сам по себе не способствует сознательности, и запрос подростка может быть истолкован как предложение заняться сексом. К сожалению, заранее вычислить насильника невозможно, а в подавляющем большинстве случаев сексуального насилия в нем участвуют люди, которых пострадавший знает. Лучше всего искать информацию в пабликах и на ресурсах, которые придерживаются русла интерсекционального феминизма, они предлагают рассматривать секс как процесс равноправных партнеров и поднимают темы злоупотреблений, учат их распознавать, рассматривают вопросы сексуальности без отрыва от реальной жизни и ее проблем и много обсуждают ЛГБТ-тематику .

Есть несколько категорий вопросов, которые мне постоянно задают. И чаще всего это вопросы о собственной сексуальности и ее проявлениях: «А это нормально?», «Я нормальный/нормальная?» Причем зачастую речь идет о самых невинных вещах, то есть на самом деле существует большой внутренний запрос на сексуальное образование».

Страницы из книги Андре Львоффа и Жана Моно «Энциклопедия сексуальной жизни»

Страницы из книги Андре Львоффа и Жана Моно «Энциклопедия сексуальной жизни»

«Есть вероятность, что наставления учителей пойдут прахом, даже самые добронамеренные»

Сергей Круглов

священник, поэт, воспитывает троих детей

«Я считаю (наверное, не только я), что школа - дело хорошее, но это среда все-таки достаточно вторичная по отношению к семье (семья вообще, как известно, образованье изначальное: церкви еще не было, а семья, Адам и его жена, иш и иша и заповедь Бога про «плодитесь и размножайтесь» уже были.

На мой взгляд, было бы хорошо, если бы сыну про сексуальную жизнь рассказал отец, а дочери - мама. Это как-то естественнее. Не то чтобы я не доверяю школе как социальному институту, но помните слова профессора Преображенского из «Собачьего сердца»: «А водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать, - это во-первых. А во-вторых, бог их знает, чего они туда плеснули...»

Гендерные роли познаются подрастающим человеком из самой жизни. Трудно, часто больно, но как-то более верно. А если человека будут наставлять учителя, есть вероятность, что эти наставления пойдут прахом, даже самые добронамеренные. У меня трое детей. Старшей, дочери, уже 27 лет, она вполне самостоятельна, внуку полтора года. Младшие - сыновья - учатся пока в школе, один в восьмом, другой в десятом классе. Как только я увижу, что они задружат с девочками, я буду готов поговорить с ними и объяснить им доходчиво правила безопасного секса. Главное из них, на мой взгляд, сформулировал летчик и поэт Экзюпери. Это правило такое: нет отношений «серьезных-несерьезных», все отношения между людьми достаточно серьезны. И мы всегда в ответе за тех, кого приручили. Ну а коли ты собрался отвечать за кого-то - будь добр, научись сначала контролировать самого себя. И в этом я тебе, сынок, всемерно помогу, чем могу».

«Говорить о половом развитии - обязанность любого учителя биологии»

Артем Новиченков

учитель русского языка и литературы в 8–11 классах

«Тень советских стереотипов нависает над нами: мы до сих пор не умеем говорить о сексе с детьми. Секс в России - это про запретное, греховное; взрослые с ним еле справляются, что уж говорить о детях. И что им говорить о сексе? Ведь он есть. Школа учит нас всему понемножку, кроме важного. Ты, главное, квадратное уравнение научись решать и не путать именительный с винительным, а уж в постели как-нибудь разберешься. И мы учимся сами. Обычно - на ошибках. Мы, русские, вообще привыкли все делать сами. Я считаю, мне повезло не заразиться ВИЧ в подростковом возрасте. А кому-то не повезло.

Что бы я посоветовал школьнику? Если у вас есть адекватный учитель биологии, попросите его поговорить с вами о половом развитии. Всем классом. Я считаю, это вообще обязанность любого учителя биологии. Не доверяйте подростковым журналам типа Cool, который, например, обманул ожидания моего поколения насчет всего, что касается отношений полов. Поговорите с родителями (если вы доверяете им, это тоже их обязанность), с друзьями. Сопоставляйте информацию. Доверяйте врачам-профессионалам. Кроме того, вы можете позвонить на анонимную горячую линию какого-либо психологического центра помощи подросткам вроде «Перекрестка», где с вами побеседуют. Увы, даже не могу назвать сайта, где доступно было бы написано про секс. Главное - берегите себя».

«Желательно, чтобы родители сами были готовы к такому разговору»

Дмитрий Споров

историк, руководитель проекта «Устная история», воспитывает троих детей

«Я с трудом представляю себе уроки сексуального воспитания в наших школах. Такие уроки должны быть очень яркими, грамотными, понятными и полезными. Урок, от которого дети, родители и учителя чувствуют только неловкость, не нужен. Сейчас всю информацию о сексе подросток получает в Сети и сам формирует свои представления. Зачастую они корректнее тех, что были у нас в подростковом возрасте, но, конечно, все равно страшно мифологизированы. Структурирование и осмысление этих знаний, конечно, крайне необходимо. Но тут ситуация такая же, как с уроками информатики: большинство учителей не поспевают за уровнем грамотности учеников. На это и надежда, что те огромные изменения в вопросах сексуальности, которые происходят в последние десятилетия, заставят и наше общество осмысливать и преподавать сексологию в школе.

В моем понимании государство-то как раз и не должно кодифицировать секс. Советую хорошую художественную литературу и научно-популярные фильмы. А говорить, конечно, с родителями. Желательно, чтобы родители сами были готовы к такому разговору».


В детстве мне не повезло: я росла с родителем, который еще до какого-либо сексуального взросления предупредил меня, что быть геем - страшный грех. Все-таки в 15 лет я влюбилась в девочку, пришлось проделать долгую внутреннюю работу над собой, чтобы убедить себя в том, что это нормально. Поэтому мне кажется, что если говорить про сексуальные ощущения, то главное - доверять себе, а не маме/папе/одноклассникам. Просто когда ты подросток, вроде как нужно у всех спрашивать разрешения, но это заканчивается в какой-то момент, и можно просто быть собой. Сейчас довольно легко залезть в интернет и найти такие группы поддержки, как «Дети-404». Но если говорить про сексуальную безопасность, то тут все гораздо сложнее, ведь вряд ли подросток полезет в Google искать статистику о том, каким способом чаще всего в России заражаются ВИЧ (через незащищенный секс). Поэтому здесь на самом деле мало что может заменить адекватное отношение к теме секса в обществе и культуре, которого у нас пока нет».
Я часто знакомился с разными людьми, что-то узнавал от них при близком общении, что-то - из литературы или фильмов, а что-то - из собственного опыта. Я никогда не спрашивал ничего у родителей, потому что отношения у нас, мягко говоря, не очень не доверительные. Единственное, о чем они со мной говорили, это предохранение.

Родители у меня очень резко и негативно реагируют на все вопросы сексуального характера. Слишком много рассказов о том, что есть лишь две ориентации: традиционная и нетрадиционная. Так как я считаю, что это не так, что ориентация - это ярлык, который вешают на человека, то хорошо бы, если бы детям и подросткам рассказывали о том, что они сами могут выбирать для себя, кем быть, кем себя видеть и считать. Я никогда не обсуждал мои проблемы с родителями. Я ходил несколько раз к психотерапевтам, разговаривал с друзьями».

Галя, ученица 10-го класса

«Я склоняюсь к тому, что отсутствие подобных занятий в школе - это плохо. Но, думая об этом, понимаю, что эти занятия не имели бы никакого смысла. Я уверена, что наша система образования не подразумевает адекватную подачу такой важной информации. Скорее всего, они начали бы пропагандировать ценность семьи, исключительно гетеросексуальные отношения или то, что женщина обязана иметь детей - все, что касается дискриминации, отсутствия собственного мнения, угнетения тех, кто считает себя «не таким» и еще не понял, что с этим делать.

Сама я даже не могу вспомнить, откуда именно узнала обо всем этом. Что-то рассказали друзья, что-то узнала в интернете. Кажется, мне известно довольно много, хотя у самой опыта еще не было. Впрочем, никогда не скрывала своих знаний от родителей и считаю приемлемым поговорить об этом с матерью, когда мне покажется это необходимым. Я не доверяю всякого рода психологам и остальным людям, которые так добродушно предлагают все обсудить. Я точно могу сказать, что меня не поймут и, скорее всего, просто скажут моим родителям, что у меня проблемы. Не думаю, что это хорошая идея.

Мне кажется, что ситуация с сексуальным просвещением в стране не лучшая. Меня окружают люди, с которыми я могу спокойно поговорить об этом, но думаю, что мне просто повезло. Никакая часть нашей школьной программы, кроме курса биологии в седьмом, кажется, классе, не подразумевает, что детям и подросткам расскажут что-то про то, откуда они берутся. В каждой семье абсолютно разная ситуация, которая ухудшается странной идеей о том, что ребенок должен узнать о существовании секса как можно позже. Надо сказать, эта задержка становится причиной серьезных депрессий и конфликтов с родителями. Подросток чаще всего теряется, пытаясь понять: должно ли так быть? Правильный ли он? А что, если он не такой, как все? Если он и правда не такой - что с этим делать? И если в его семье нет таких доверительных отношений, как в моей, это становится настоящей проблемой, которая может повлиять на будущую взрослую личность, создав множество комплексов».

За помощь в подготовке материала благодарим секс-евангелиста Елену Рыдкину.

Краткое содержание: Когда и как начинать говорить с ребенком о сексе? Следует ли говорить ребенку правду о сексуальных отношениях? Плюсы и минусы сексуального воспитания в школе.

Существуют две крайние точки зрения по поводу сексуального просвещения:

1. Не надо ничего обсуждать с детьми, в свое время сами все узнают.

2. Необходимо дать максимум информации по этим вопросам.

Соответственно и результаты просвещения оказываются совершенно разные. Одни утверждают, что любая информация такого рода развращает, побуждает к раннему началу половой жизни, увеличивает число подростковых беременностей, абортов и пр.

Другие полны радужных ожиданий: с введением сексуального просвещения ни подростки, ни взрослые не будут испытывать проблем в этой сфере, исчезнет сексуальное насилие, а во всех браках наступит полная сексуальная гармония. Но... "реальный педагогический опыт рассеивает как иррациональные страхи, так и завышенные ожидания" (И. С. Кон). Главные вопросы этой животрепещущей темы:

Когда начинать говорить с ребенком о сексе?

Как вести себя, если он (она) сам (сама) спрашивает об этом?

Что говорить? Говорить ли всю правду?

Кто должен говорить?

Когда и как начинать говорить с ребенком о сексе?

Обычно ребенок интересуется, откуда берутся дети, в три-четыре года. Тогда и следует начинать. При этом нужно помнить, что сексуальное просвещение не должно быть оторвано от воспитания в целом.

С чего начинать? С четкого пояснения различий между мужчиной и женщиной. В этом возрасте ребенок должен твердо знать, к какому полу он принадлежит. Будущая сексуальная жизнь будет гармоничной, если у ребенка сформированы правильные психосексуальные установки.

Известные специалисты по вопросам сексуального воспитания (американская исследовательница К. Дайон, германский педагог X. Райнпрехт) обращают внимание родителей на следующие моменты.

Не тешьте себя надеждой, что за полчаса разговора с ребенком можно разом решить все проблемы. Сексуальное просвещение - это постепенный процесс открывания. Начинается он с трепетного удивления перед тайнами жизни, перед процессами, происходящими в природе.

Не должно быть больших сложностей в сексуальном воспитании, если в семье четко очерчены образы матери и отца, если семья благополучна.

Сексуальное воспитание в семье невозможно без доверия между ребенком и родителем. Если доверие утрачено, надо его вернуть, тогда ребенок пойдет с вопросами к вам, а не на улицу.

Разговаривая о сокровенном, старайтесь не напускать тумана, но и не застревайте в деталях. Одно из заблуждений: если мы посвятим ребенка во все детали, он будет уверенным и свободным в сексуальной сфере. На самом деле очень многие люди, получающие удовольствие и радость от секса, ничего не знают о физиологической стороне этого процесса.

Делитесь с ребенком своими знаниями и своим опытом, а не теорией, почерпнутой из "умных книг".

Не запугивайте ребенка или подростка. Например, страшными последствиями мастурбации или риском венерических заболеваний. Страх действует разрушающе.

Вопросы типа "Откуда берутся дети?" ребенок задает среди прочих вопросов об устройстве окружающего мира. И продиктовано это естественным познавательным интересом. Родители уклоняются от ответа или реагируют слишком эмоционально? Тогда этот интерес и может стать нездоровым.

Специалисты-медики утверждают: у нормально развивающегося ребенка (без гормональных нарушений) нет настоящей сексуальности и сексуальных интересов до подросткового возраста. Но по мере полового созревания такие интересы пробуждаются.

Современные родители нередко знакомы и со взглядами психоаналитиков на сексуальное воспитание. Согласно традиционному психоанализу, сексуальные потребности свойственны ребенку с младенчества. А подавление их ведет к психическим травмам и отзывается неврозами и проблемами в сексуальной жизни у взрослого человека. Психоаналитическая педагогика выступает против сексуальных запретов.

И все же очевидно, что слишком свободное или, скажем, поощрительное отношение к исследовательской тяге детей и чувственному удовлетворению от своих половых органов может угрожать ранним и чрезмерным возбуждением сексуальности. Современные педагоги-психоаналитики предлагают выбирать между двумя крайностями.

Следует ли говорить ребенку правду?

Да, конечно. Но в зависимости от возраста нужно давать ему ту часть информации, которую он в состоянии адекватно воспринять. Нельзя обрушивать на него всю информацию целиком. И выражения должны быть доступными детям.

Родители могут спокойно брать в помощники современную литературу по сексуальным вопросам, изданную специально для детей. Те, кто давали своим детям читать французскую "Энциклопедию сексуальной жизни", потом встречали абсолютно спокойное отношение сына или дочери к этой теме. Если известен ответ на вопрос, интерес к нему угасает.

"Задача взрослых - помочь ребенку открыто задавать любые вопросы... слышать их в момент, когда они задаются - в игре, в словах, в поведении ребенка, и отвечать на них по старому хорошему правилу: "Всегда правда, только правда", но не вся правда, сообразуясь с возможностями ребенка понимать ответ" (В. Каган).

Ребенок может не только задавать вопросы. Всем известны детские игры в больницу или в маму и папу, в которых мальчики и девочки делают уколы, исследуют интимные части тела, имитируют постельные сцены. В этих исследованиях тела или подражании нет эротического интереса. Желая познать окружающий мир, дети хотят выяснить и строение тела представителей противоположного пола. Это не более ужасно, чем желание узнать устройство новой машинки или часового механизма в будильнике.

Информируя детей, важно не перебарщивать, не внушать им значимость этой стороны жизни для взрослого человека. Если ребенок не в состоянии осмыслить полученные сведения, он начинает фантазировать, а искаженные таким образом представления могут травмировать его психику.

Недопустимо, чтобы малыш становился свидетелем интимных сцен на экране и тем более - интимной близости родителей.

В подростковом возрасте возникновение сексуальных интересов и потребностей закономерно. Контролировать эту озабоченность в период полового созревания родители не смогут при всем желании. Опасаться нужно лишь чрезмерности в проявлении этих интересов. Кто должен объяснять детям все, что относится к сексу?

Вот здесь мнения многих специалистов расходятся. Одни настаивают, что основная информация должна исходить от родителей. Например, американский врач и психолог доктор Добсон считает: если родители в состоянии правильно и тактично объяснить все, что касается сексуальной жизни, то эти обязанности лучше всего выполнять им. Начинать это делать следует к трем-четырем годам и затем поддерживать отношения с ребенком на том же доверительном уровне. Тогда можно ожидать, что вы встретите намного меньше проблем в подростковом возрасте.

Есть и другая точка зрения. Профессор И. С. Кон, признанный специалист в области сексуального воспитания, считает: родители в роли сексуальных просветителей не особенно эффективны. Единственный, по его мнению, "работающий канал сексуального просвещения" - когда мать сообщает дочери сведения о менструациях, половой гигиене и т. п.

Информация интимного свойства воспринимается менее болезненно, когда ребенок получает ее не от родителей. Этому есть психологически достоверное объяснение. Если такая информация исходит от близкого человека, между ним и ребенком возникает "напряженное эмоционально-эротическое поле" (И. С. Кон). Обе стороны в этом случае испытывают значительный дискомфорт. Не секрет, что многие подростки предпочитают получать такую информацию не от отцов и матерей. И вовсе не потому, что не доверяют им.

Многие родители также испытывают неловкость при мысли о необходимости обсуждения этих вопросов со своими детьми. Примерно десять лет назад на вопрос: "Говорили ли родители с вами на темы полового воспитания?" - утвердительно ответили только 13 процентов подростков; 87 процентов ответили: "Нет, не говорили".

Кто, кроме родителей, может взять на себя просветительские функции?

Сейчас не только в семье понимают важность удовлетворения этого интереса. Можно ли надеяться, что хорошо поставленное сексуальное воспитание в школе заменит родителей и избавит их от чувства неловкости?

Большинство современных родителей не возражает против введения сексуального образования в государственной школе. Но при этом вы вправе знать, кто будет вести этот курс и по какой программе. Выясните, какое место в этой программе отводится вопросам безопасности секса, способам предохранения, какое - технике секса, а какое - моральной стороне сексуальных отношений. Взвесив все за и против, вы можете либо дать согласие на ведение такого курса в классе, где учится ваш ребенок, либо отказаться от этого нововведения.

Немаловажный канал получения сексуальной информации для подростков - их сверстники. Но в этом случае информация может быть и односторонней, и недостоверной. Нередко ложные мифы о женской и мужской сексуальности исходят именно из этого источника. И все же иногда подростку важно проконсультироваться именно у сверстника.

В некоторых европейских странах (например, в Германии) это можно сделать, войдя в специальный сайт в Интернете либо по телефону доверия. На вопросы ответят специально обученные сверстники-консультанты или взрослые специалисты. При желании можно продолжить разговор со специалистом (сексологом, психологом, психотерапевтом) при личной встрече. Есть еще один источник знаний - молодежные журналы и специальная литература. Не поленитесь познакомиться с этими источниками: убедитесь, можно ли им доверять.

Другие публикации по теме данной статьи:

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО

ЦЕНТРА ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ

В июне 1999 года меня пригласили для обмена опытом работы в области полового просвещения подростков мои российские коллеги из Свердловского Областного Центра Планирования Семьи. Данный проект был осуществлен через службу Волентери Сервис Оверсис и по первоначальному плану должен был длиться 1 год. Руководство Центра и службы ВСО уполномочили меня работать с молодежными и образовательными учреждениями в качестве их представителя. В ходе своей работы я составила четкое представление о том, что необходимо российским подросткам и какое влияние оказывают на их жизнь взрослые. В результате, совместно с моими российскими коллегами, был разработан спецкурс для обучения медицинского персонала, ведущего работу по половому просвещению подростков, а мое пребывание в Екатеринбурге продлилось еще на 6 месяцев. Обобщением опыта совместной работы служит данное пособие.

Мне хотелось бы выразить глубокую признательность Елене Борисовне Николаевой, директору Свердловского Областного Центра Планирования Семьи, и Людмиле Георгиевне Коноваловой, главному врачу Центра, за их приглашение поработать в штате.

Я очень благодарна Елене Валентиновне Ерофеевой за ее бескорыстную помощь и поддержку, душевную теплоту и огромную работу, проделанную при разработке данного курса. Работа также не могла бы осуществиться без Натальи Геннадьевны Орловой – ее поддержки и чувства юмора.

Особую благодарность хочется выразить моим переводчикам Евгении Минаевой и Яне Матюшенко за помощь в переводе данного пособия.

Джулиана Слободиан

Ноябрь, 2000

ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ; ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Введение.

Данное пособие – результат совместной работы с медиками и психологами Свердловского Областного Центра Планирования Семьи. В основу положена концепция курса "Теория и практика полового просвещения", который предлагается профессионалами Центра медикам и всем, кто ведет работу с молодежью в регионе.

Пособие основано на медицинских данных и делает упор на роли медицинского работника в половом просвещении. Однако, очевидно, что не всегда медицинские понятия и нормы в реальной жизни соответствуют жизненным установкам подростка, поэтому курс включает в себя не только медицинские аспекты.

Медики – лишь одна из групп, принимающая участие в жизни и развитии подростка, поэтому для успешного выполнения программы полового просвещения к работе следует привлекать и других взрослых. Пособие имеет соответствующие разделы, касающиеся работы с учителями и родителями.

Работа в данном направлении может вестись в нескольких местах: в школах; в кружках, секциях, клубах; в поликлиниках. Пособие предлагает различные виды занятий и ролевые игры для индивидуальной и групповой работы.

Использование пособия.

Данная руководство предназначено для медиков, которые уже работают или которым предстоит работать в сфере полового просвещения молодежи и подростков. Пособие состоит из двух частей – теория полового просвещения и практическое осуществление данного курса. Некоторые аспекты являются достаточно сложными и спорными, поэтому в соответствующих разделах дается анализ преимуществ того или иного метода просвещения, при этом за медицинским работником остается решение о выборе метода работы.

Специфика России.

Подобно другим областям Российской Федерации, Свердловская область испытывает социально – экономические трудности переходного периода. Область занимает большую территорию, состоящую из больших промышленных городов и небольших деревень и поселков, где существует разная, иногда – очень ограниченная возможность медицинского и социального обслуживания населения, в частности – молодежи и подростков. Изменения в российском обществе влияют на жизнь, культуру и поведение подростков. Последствия безответственного поведения очевидны: наблюдается рост числа нежелательных беременностей и случаев ЗППП – в частности, сифилиса и хламидиоза, что сказывается на половой и репродуктивной функции целой группы населения. Употребление наркотиков подростками ведет к росту заболеваемости гепатитом Б и ВИЧ, что становится серьезной проблемой для половых партнеров. Центры планирования семьи заинтересованы в информировании и обучении подросткового населения и профессионалов, работающих с подростками.

Существующие подходы к половому просвещению :

A. Нет обучения = нет секса

Наиболее консервативный подход. Считается, что у подростков секса нет.

Б. Воздержание

Консервативный подход (затрагиваются темы профилактики ЗППП и нежелательной беременности).

В. Подход, основанный на воздержании.

Практический подход, основанный на медицинских фактах, что воздержание предупреждает беременность и ЗППП.

Г. Комбинированный подход.

Поддерживает воздержание, но также и предполагает половую жизнь у подростков и затрагивает более глубоко проблемы нежелательной беременности и ЗППП.

Д. Либеральный, без раздачи презервативов.

Более либеральный подход, разъясняющий сексуальную активность и пропагандирующий отсрочку вступления в половые отношения, моногамные отношения, а также все аспекты безопасного секса, включая контрацепцию и использование презерватива.

Е. Либеральный, с раздачей презервативов.

Альтернатива сексу без предохранения, с раздачей презервативов.

По мнению российских медиков и учителей, в настоящее время наиболее распространен подход В, хотя большинство медицинских работников хотело бы достигнуть уровня Е.

Почему половое просвещение важно?

Не получая информации подростки не представляют достаточно ясно, что такое незапланированная беременность и ЗППП. Незнание ведет к ненужному риску. Независимые исследования показали, что половое просвещение снижает риск "опасного" секса. Половое просвещение не поддерживает беспорядочные половые связи, оно пропагандирует отсрочку вступления в половые отношения, моногамные отношения, а также все аспекты безопасного секса. Без таких программ подростки получают знания о сексе из СМИ, где пропагандируется скорее развлечение, чем аспекты безопасного секса.

Что такое половое просвещение?

Половое просвещение - термин, который означает развитие физических, психологических, эмоциональных, половых, моральных, духовных, интеллектуальных и социальных аспектов личности подростка. Данный курс принимает во внимание личные отношения, культуру, вероисповедание, системы ценностей, ориентации и поведение.

Это включает исследование следующих проблем, подходов и навыков:

    Приобретение опыта и обмен опытом

    Понимание личной сексуальности

    Исследование отношений

    Повышение значения личного отношения и личностных ценностей

    Овладение и тренировка навыков, способствующих сексуальному здоровью и безопасности

    Доверительные отношения при принятии решения

    Уважение и понимание других.

Когда чему учить?

Половое просвещение часто характеризуется профессионалами и молодыми людьми как "слишком мало и слишком поздно". Развитие навыков и формирование отношения к семейной жизни, отношениям и стилю жизни может начинаться с раннего возраста. Работа с маленькими детьми не содержит подробностей половой жизни, но обеспечивает фундамент для более сложной и тонкой работы с детьми - подростками.

Следующие соображения актуальны для любой программы полового воспитания детей и подростков:

    Используемый язык соответствует возрасту;

    Информация расположена по приоритетам и дана блоками; слишком много информации ведут к беспорядку и "перегрузке";

    Дети должны быть подготовлены к восприятию информации очень личного и интимного характера; информация интимного характера должна даваться по уровням.

Что говорят подростки?

Опыт работы с российскими подростками и ведение практических занятий с возрастными группами от 14 лет, показал их осведомленность в следующих вопросах:

    Основные факты о половой активности;

    Некоторые методы контрацепции типа таблеток и презервативов;

    Методы предупреждения ЗППП, включая ВИЧ;

    Элементарные знания относительно анатомии и физических изменений при половом созревании;

    Основная информация относительно беременности;

    Определенные знания о статусе родителя и семье.

Когда подростков спрашивали, что они хотели бы узнать, они интересовались практическим применением полученных теоретических знаний:

    Подбор и эффективность средств контрацепции для молодых женщин – в течение какого времени можно принимать таблетки?

    Как женщина может заставить партнера использовать презерватив?

    Инфекции: как узнать, что ты заразился и куда обратиться для лечения?

    Отношения и имидж: меня привлекла сексуальность моей подружки, но теперь я хочу, чтобы она одевалась скромнее.

Вышеупомянутые примеры указывают потребность подростков в более глубоком обсуждении тем, связанных с сексом; часто это связано с их осведомленностью, хотя у подростков существуют определенные пробелы в знаниях.

Знания, навыки и отношение.

Цель полового просвещения – пропаганда образа жизни, который предупреждает передачу ЗППП и нежелательную беременность. Приобретение необходимых для этого поведенческих навыков – главная часть программы. Если молодые люди положительно относятся к режиму "здорового" поведения, все, что необходимо – использование знаний на практике и положительный опыт. Следовательно, действенная программа полового просвещения рассматривает три главных составляющих: знания, навыки и отношение.

Знания.

Информация, которая поможет молодым людям принять решение о нормах поведения, включает: пути передачи ЗППП и ВИЧ, запланированная и нежелательная беременность, анатомия половой зрелости, методы контрацепции, службы доверия и консультации.

Развитие навыков.

Навыки норм поведения: самоанализ, принятие решения, уверенность в себе, чтобы сопротивляться сексу под давлением, умение настоять на безопасном сексе, практические навыки использования презерватива. Эти навыки тренируются на занятиях в виде повторений или ролевых игр, воспроизводящих реальные жизненные ситуации, при которых возникает риск для здоровья подростка.

Отношение.

Отношение к сексу, беременности и ЗППП включает в себя: позитивный настрой к отсрочке первого сексуального опыта, осознание личной ответственности, презервативы как средства защиты, осознание ответственности родителя, социальная позиция: борьба с предубеждениями, разные половые партнеры, различные типы семей, в том числе - неполные семьи, ранние браки, разводы, и оскорбительное отношение.

Мотивированная поддержка.

Хорошо осведомленный и опытный человек должен получить мотивацию для практики безопасного секса. Реалистическое восприятие собственного риска подростком и принятия решения о предохранении тесно связано с мотивировкой. Беседы с более осведомленными сверстниками так же действенны, как поддержка от родителей, что в целом может способствовать программе.

Уверенность

Воспитание понимания и уверенности имеет особую значимость в половом воспитании. Это в основном касается системы ценностей и принятия ответственности за самих себя, четкое отстаивание своих прав, уважение другого человека в той же мере, в какой мы требуем уважения к себе. Цель – научить справляться с подобными ситуациями и при этом не быть пассивным, не проявлять агрессии или не давать собой манипулировать.

Кому следует заниматься половым просвещением подростков?

Взрослые, которые играют важную роль в жизни подростка, должны участвовать в программе полового просвещения и поддерживать ее. Личный и интимный характер этой темы вызывает в людях определенные эмоции и делает обсуждение трудным. Взрослые, соответственно, спорят о том, кто должен просвещать детей, что ведет к тому, что дети не получают всей важной информации.

Родители. Они могут быть соратниками медиков и других профессионалов, поддерживая программу дома. См. главу "Работа с родителями".

Учителя. Многие предметы школьной программы обеспечивают получение информации по данному вопросу, которая способствует целостному восприятию.

Литература - обсуждение природы отношений в книгах и их сравнении с таковыми в современном обществе.

Биология - анатомия и физиология: тело изменяется в период полового созревания, беременности и старения.

"Моральное" образование - влияние политики, религии, СМИ, и культуры на семью, общество и образ жизни.

Этика и психология семейной жизни - много аспектов программы сексуального образования содержится в этом курсе.

См. главу "Работа с педагогами".

Организации по работе с молодежью. Представители таких организаций проводят занятия с молодыми людьми в неофициальной установке, которая способствует установлению отношений, в свою очередь способствующих формированию целостного подхода к половому просвещению. Они имеют тенденцию исходить в работе из индивидуальных особенностей и потребностей подростка во время клубных встреч или в лагерях. Представители таких организаций идеально подходят для проведения подобных программ путем донесения до подростков значимой информации, полученной из медицинских источников и работая в паре с медицинскими центрами. Такое партнерство в работе – идеальное сочетание навыков, знаний и подходов.

Медики. Существует большое количество медицинских специализаций, каждая их которых играет свою роль в половом просвещении: гинекологи, андрологи, педиатры, венерологи, семейные врачи. Во многих странах значительную часть работы ведут специально обученные медсестры в поликлиниках и молодежных центрах. Медики предоставляют информацию по физиологическим и медицинским аспектам программы полового просвещения. Они обладают профессиональными знаниями в области методов контрацепции, болезнях, инфекциях и беременности. Они знают методы лечения и обладают информацией о местонахождении соответствующих медицинских учреждений. Медики ведут прием в клиниках, обстановка которых располагает к тому, чтобы человек пришел туда искать поддержки. Работники центров планирования семьи хорошо знают последствия недостатка программ полового просвещения молодежи и подростков и подтверждают существенную роль профилактики и пропаганды здорового образа жизни. В результате, медики сотрудничают с "выездными" специалистов, которые ведут пропаганду в школах, лагерях или подростковых клубах.

Сверстники . В программах могут участвовать специально обученные молодые люди – "равные по положению", которые близки подросткам по возрасту и жизненному опыту и которым удается сломать барьеры в общении, часто возникающие между подростками и взрослыми преподавателями. Педагоги, близкие по возрасту к подросткам, призваны учить их не бояться обращаться за консультацией и лечением к медикам. Медики могут обеспечивать таких педагогов информацией относительно учебных курсов.

Как происходит половое просвещение?

Программа полового просвещения делится на базовую и спецкурсы.

Базовая программа – постоянно повторяющийся курс для групп одного типа (например, по возрасту, или профессии). Она длится от одного занятия до одной академической недели.

Спецкурс – программа, разработанная согласно потребностям членов группы. Требуется предварительное обсуждение с членами группы, чтобы выяснить, их потребности и определить план занятий. Этот курс обычно состоит из серии семинаров в определенный период времени.

Программы должны быть хорошо продуманы, должны использовать различные методы и виды работы и состоять из 6 - 10 занятий.

Однако, осуществление программ зависит от нескольких факторов:

    От места (клиника, подростковый клуб, лагерь, школа), будет зависеть подход, методика и форма занятий.

    Количество отведенного учебным заведением времени будет определять тематические приоритеты.

    Квалификация медицинского работника и его умение создать соответствующую атмосферу будет влиять на вид консультаций – индивидуальные или групповые. Очень важны опыт и доверие.

    Тип занятия зависит от размера группы – "мастерские" (до 20 человек) и семинары (неограниченное количество человек). При обсуждении наиболее интимных вопросов, специфических для каждого пола, формируются однополые группы. Очень сказывается недостаток специалистов – мужчин. Занятия с группами мужского пола тоже приходится вести специалистам – женщинам.

    Смешанные группы имеют преимущества и недостатки. Часто для обоих полезно знать мнения и проблемы противоположного пола. Если семинарские занятия хорошо продуманы и спланированы, юноши и девушки вместе приобретают необходимые знания и навыки общения для построения отношений. Недостатки такой работы проявляются, когда подбирается группа, недостаточно подготовленная в каких-либо вопросах или имеется дисбаланс между полами.

Работа с педагогами из молодежных организаций и клубов.

Молодежь предпочитает не обращаться в поликлиники, если только не возникает необходимость в консультации или лечении. Чтобы проводить половое просвещение, медикам необходимо постоянно сотрудничать с организациями, и людьми, работающими с молодежью. Существует несколько способов сотрудничества.

    Школы и подростковые клубы сами связываются с медицинскими учреждениями и получают задание.

    В небольших населенных пунктах многие люди знакомы между собой, что улучшает взаимопонимание и неформальное общение приносит больше результатов, чем официальное.

    В больших городах следует разрабатывать стратегию работы таких организаций и осуществление их взаимосвязи. Перед ними следует ставить конкретные задачи. Например, менеджерам/главным врачам следует собрать сведения о молодежных и образовательных учреждениях, негосударственных молодежных организациях, средних и высших учебных заведениях.

Встреча с ответственным представителем.

Встреча назначается во время предварительной беседы по телефону с руководителем школы или клуба и т.д. Она имеет несколько целей:

    стороны знакомятся;

    обговаривают условия сотрудничества: содержание, количество занятий и т.д.;

    обсуждают материальную заинтересованность;

    назначаются ответственные с каждой стороны и контактные лица для медиков.

По результатам встречи заполняется анкета:

Анкета для школы/клуба.

Данная анкета поможет медицинским работникам в осуществлении программы полового просвещения подростков.

Название организации:

Контактный телефон:

Директор:

Ответственное лицо:

Он(а) будет присутствовать на занятиях? Да ____ Нет____

Возраст участников:

Сроки проведения программы: с ________________ по ________________

Количество занятий:

Количество акад. часов в одном занятии:

Особенности вашей молодежной аудитории:___________________________ _________________________________________________________________

Для чего вашей организации нужен курс полового просвещения?__________ _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Что потребуется для работы? (например, бумага, ручки, доска, большая аудитория для проведения семинара)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ожидаемый результат от программы:_________________________________ __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Какую вы могли бы оказать материальную поддержку программе? __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполнить анкету можно в ходе беседы с представителями организаций, параллельно объясняя ее цель.

Стратегическое планирование.

Стратегическое планирование определяет структуру курса и методику его преподавания в определенном учреждении. Обычно один сотрудник, отвечающий за осуществление программы в целом, организует группу из коллег и родителей, которая разрабатывает стратегию курса. Затем программа отдается на рецензирование более широкому кругу заинтересованных лиц для внесения дополнений и разработки окончательного варианта.

Это чрезвычайно полезно, потому что

    Педагоги и родители знают, что программа хорошо продумана и спланирована.

    Это обеспечивает уверенность, что курс не пройдет по принципу "преподать хоть что-нибудь".

    Педагоги, общество и родители объединяют свои усилия, чтобы помочь своим детям.

    Это характеризует учреждение с хорошей стороны, когда речь идет о проводимых там программах.

Примерный стратегический план

для организации/комитета по работе с молодежью.

Название и тип организации

Дата планирования

Дата подведения итогов

1. Описание организации (социальный статус, местонахождение и т.д)

2. Разработка стратегии и ведение консультаций.

Кто участвует в программе – педагоги, соц. работники, родители.

Разъяснение необходимости проведения программ полового просвещения с молодежью и подростками.

3. Цели и задачи.

Общая цель проведения программ полового просвещения с молодежью и подростками.

Какие основные разделы должны рассматриваться?

Чему научатся подростки?

4. Значение программы в развитии личности.

Что должны приобрести молодые люди, какая должна у них сложиться система ценностей, что они должны научиться уважать и развивать в других и в обществе в целом.

5. Организация полового просвещения.

Имя координатора, ответственного за планирование и осуществление программы.

Кто будет преподавать?

Где и когда это будет происходить?

Определенные приготовления: помещение, однополые или разнополые группы?

Обучение преподавателей; встречи или семинары.

Методология и подходы; как это будет происходить обучение; действия, обсуждение, лекции, приглашенные преподаватели.

Cтратегия; основные правила; конфиденциальность.

Теория и проведению семинарских занятий.

7. Работа с родителями.

Инструкция по работе с родителями: собрания, семинары, индивидуально.

8. Практическая направленность программы.

Кого обучать?

Как это сделать доступно?

9. Контроль и обратная связь.

Как проводить контроль: анкеты и т.д.

Мотивация работы медика и преподавателя: "зачем я берусь за ведение этой программы?"

Время от времени медицинского работника спрашивают о целях данного курса и почему лично он участвует в этой программе. Вопрос может быть вызван как личной заинтересованностью спрашивающего, так и своеобразным способом критики. Медик должен предварительно ответить на этот вопрос для себя. Вопросы могут поступать от региональных представителей, родителей, молодежных организаций, учебных заведений, от коллег и друзей – как реакция на сообщения СМИ.

Продумайте ответы на возможные вопросы.

    Приведите статистику, показывающую необходимость проведения данного курса. теорий , объясняющих гомосексуальные...

  • Учебно-методический комплекс

    Спецкурса «Теория и практика ТЕОРИЯ подростка Просвещение половых желез. С наступлением половой ...

  • ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАУЧНОЙ РЕЧИ Спецкурс для негуманитарных специальностей вузов Учебно-методический комплекс Балашов – 2008

    Учебно-методический комплекс

    Спецкурса «Теория и практика научной речи» ………………..….3 РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ НАУЧНОЙ... процесса социализации подростка осуществляется... и семиотика / З.Я. Тураева. – М.: Просвещение , 1986. – 126 с. Шаймиев, В.А. ... функцию половых желез. С наступлением половой ...

  • Теория и практика социально-педагогического проектирования

    Научно-методический журнал

    Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - ... чувств у подростков ; □ повышение... педагогического просвещения и консультативной... половой системы мальчиков в период полового созревания, изменения в поведении. Половое ...

  • Проблемы социальной работы теория и практика

    Документ

    Современности является вступление подростков в половые отношения до 18 ... г. Ярославле по сексуальному просвещению подростков дает положительные результаты. ... Н.Ф. Вступительная статья.//В сб.: Психодиагностика: теория и практика . - М.: Прогресс, 1986. - ...

Ваш ребенок так долго оставался для вас самым маленьким и нежным созданием на всей земле. Но время идет неумолимо, и вот перед вами уже подросток, который заявляет свои права и желания, а кроме того, у него появляется множество неудобных вопросов. Менструальный цикл, первые и сексуальные фантазии, изменения тела и отношения с противоположным телом. Темы очень щекотливые, и большинство родителей предпочитает их избегать. Однако половое воспитание подростков - это крайне важный вопрос, а его игнорирование приводит зачастую к катастрофическим последствиям.

Первые изменения

Возраст, в котором они становятся особенно заметными, может быть различным. Для одних это 11 лет, для других - 14. В это время происходит активное развитие организма в целом. Существенно увеличивается масса тела и рост, возрастает работоспособность, активно развиваются все физиологические системы. Но активнее всего работают в это время железы внутренней секреции. Под их воздействием меняется даже поведение. Половое воспитание подростков нужно начинать как можно раньше, грамотно отвечая на все вопросы и не замалчивая интересующие его темы, чтобы не создать информационный вакуум.

Школа или родители

Это еще один важный вопрос. Сравнительно недавно половое воспитание подростков вообще не имело места. Информацию приходилось собирать самим детям по крупинкам, узнавая ее у старших товарищей. В результате она поступала в искаженном и не всегда полном виде. Сегодня общество наконец дошло до того, что крайне важно просвещать подростка не только в лоне семьи, но и проводить специальное обучение в рамках школьного воспитания.

Введение специальных предметов позволяет повысить уровень информационной осведомленности и дает возможность каждому подростку задать интересующие его вопросы. Таким образом, можно сказать, что половое воспитание подростков - это задача всего общества в целом. Именно поэтому сегодня создается столько информационных роликов, которые транслируются по телевидению. Они призваны в доступной и простой форме донести до вчерашнего ребенка самую важную информацию, которая ему так необходима.

На стыке физиологии и психологии

И мальчик, и девочка в свои неполные 14 лет становятся совсем другими, что часто является причиной тревог для заботливого родителя. Да и как не переживать, если ласковый и контактный ребенок вдруг начинает замыкаться в себе, отгораживаться, у него появляется собственная жизнь, о которой он ничего не хочет рассказывать. На самом деле он и сам не до конца понимает, что с ним происходит. Дело в том, что пубертатному периоду свойственен резкий Именно благодаря этому происходит активное появление вторичных половых признаков, формирование конституционных особенностей тела, ломка голоса и все сопутствующие изменения с наружными и внутренними половыми органами.

Но это еще не все. Мальчик и девочка пока еще не знают, что именно происходит в их организме, поэтому все перемены могут пугать. Активность половых желез легко объясняет неустойчивость вегетативных функций и частые перепады настроения. Как видите, перемены в поведении вполне обоснованы. Повышенная активность половых желез в этот момент тоже играет свою роль. Гормонов выделяется столько, сколько не бывает даже у взрослого. При этом у подростка нет возможности для полноценной реализации этой энергии. Это выливается в грубость и упрямство. Не стоит обижаться, лучше всего научить ребенка адекватно реализовать на все в нужном русле. Помогут интересные занятия, спорт, активный отдых.

Задачи школы

Половое воспитание в школе у нас находится в зачаточном состоянии. Этому способствует тот момент, что большинство информации, которая связана с сексом, в нашем обществе является табуированной. Это пережиток советского прошлого, когда половое воспитание в школе сводилось к страничке в учебнике анатомии, где были нарисованы половые органы мужчины и женщины. Но и к этой информации не поступало никаких комментариев со стороны учителя.

Почему рекомендуется проводить работу именно в коллективе? Потому что есть возможность пригласить квалифицированных специалистов и экспертов, которые дадут информацию, которой каждый родитель в отдельности владеет не в полной форме. Либо если и владеет, то не умеет донести до подрастающего чада. Второй момент: эта информация сразу распространяется на весь класс, то есть у каждого из учеников формируется правильное представление о природе сексуальности. В результате им будет легче вести обсуждение за стенами класса.

Основные проблемы, которое решает половое воспитание в школе

  • В первую очередь нужно назвать заполнение информационного вакуума. Подростков всегда интересовали запретные темы. Однако искаженная или недостоверная информация чаще всего приносит больше вреда, чем пользы.
  • Профилактика проблем, которые несет в себе раннее начало половой жизни. Сегодня этот вопрос становится все более актуальным. Даже если сам факт раннего вступления во взрослую жизнь сохранится, крайне важно, чтобы соблюдалась безопасность для обоих партнеров.
  • Профилактика сексуального насилия. Половое воспитание девочек должно обязательно включать в себя информирование подростков о проблеме педофилии, чтобы сократить количество надругательств над ними со стороны взрослых мужчин.

Информационный блок

Не забывайте о том, что информация должна поступать своевременно и строго в необходимом объеме. В три года на вопрос "как я появился?" можно рассказать сказку про короля и королеву, которые очень любили друг друга и спали крепко обнявшись в одной постели. И однажды они поняли, что в животе у королевы кто-то появился. Он быстро рос, и скоро придворный врач сказал, что это девочка. Все очень обрадовались. А когда она выросла, то вышла на свет.

Обычно с поступлением в сад ребенок начинает понимать разницу между полами. И снова не стоит отмахиваться от подобных вопросов. Подтвердите, что половые органы устроены по-разному, у мальчиков похожи на краник, а у девочек - на щелочку. Пока этого будет достаточно.

Когда ребенок достигнет пятилетнего возраста, можно добавить немного информации о том, как он попал к маме в животик. Здесь уместно рассказать, что папа дал маме клеточку себя. Она соединилась с маминой клеточкой, и из нее развился ребенок. Если малыш увидел на улице собак или кошек в интимный момент, и у него вновь возникли вопросы, то можно придерживаться той же версии. Так животные передают друг другу свои клеточки, и скоро в животике у женской особи появятся малыши.

Возраст 8-9 лет считается оптимальным для первых разговоров о сексе. Это не говорит о том, что ребенка нужно посадить и выложить ему все, что вы знаете. Но, увидев рекламу прокладок, можно начать разговор с девочкой о том, что у нее скоро начнутся менструации и начнет расти грудь. Теперь она станет еще красивее и превратится в юную девушку. Мальчику муж может тактично рассказать о приближающихся поллюциях и ломке голоса. И снова нужно подчеркнуть, что это нормальное явление, и оно говорит о том, что у него с организмом все в порядке.

Примерно в 8-9 лет уже можно рассказать и о сексе. Объясните, что у половых органов есть серьезные названия - пенис и влагалище. Объятия и поцелуи очень приятны и для мужчины, и для женщины. От этого пенис увеличивается и его можно ввести во влагалище, как ключик. Из него выходят сперматозоиды, которые соединяются с женской яйцеклеткой и образуют новую жизнь. На эту основу в 13-14 лет можно будет наложить разговор о контрацепции и защите от венерических заболеваний. Главное - не сочинять сказок и небылиц, а разговаривать с ребенком серьезно и откровенно.

Что должны усвоить родители

Вопросы полового воспитания подростков кажутся нам такими щекотливыми в первую очередь потому, что с нами родители не вели подобных бесед. И до сих пор, хотя у нас у самих уже взрослые дети, заговорить про «это» кажется слишком неэтичным. Однако вы должны хорошо осознавать следующие моменты:

  • Личность и сексуальность неделимы. Это правило работает и в отношении полового воспитания, которое нельзя рассматривать в отдельности. Ребенка нужно просто правильно воспитывать, общаться с ним и отвечать на его вопросы.
  • Работа по половому воспитанию с подростками должна вестись задолго до того, как они достигли этого самого возраста. Все вопросы, которые задает ребенок, должны быть восприняты серьезно, а ответ на них построен максимально грамотно. Не нужно рассказывать трехлетнему малышу сказки про аиста. Достаточно сейчас сказать, что родители любят друг друга и поэтому в животике у мамы появился малыш. По мере его роста можно будет увеличивать количество информации.
  • На самом деле дать ребенку грамотное представление об интимной жизни не сложнее, чем научить любым другим вещам.

Основные правила для родителей

Все мы родом из советского детства, что накладывает свой отпечаток. Но на самом деле половое воспитание подростков родителями - это следствие правильно выработанных Дома его всегда выслушают, ему поверят и защитят. Если родители сумели на практике доказать, что они достойны этого доверия, то никаких проблем не возникнет и в будущем.

Второй момент - это личность самого родителя. Проблемы полового воспитания часто связаны с тем, что взрослому приходится встречаться со своими комплексами и проблемами, проводить над ними внутреннюю работу. И самое главное - это не передать их своему ребенку. Речь идет лишь об отношении к своему телу и процессу зачатия как таковому. Оно должно быть однозначно позитивным. В теле нет ничего плохого.

Ну и еще один момент: в процессе полового воспитания очень большую роль играет обстановка в семье. Нормальные, доверительные и теплые отношения мамы и папы способствуют естественному восприятию ребенком полоролевых различий между мужчинами и женщинами.

Педагогика полового воспитания

Конечно, далеко не все родители являются педагогами и психологами, поэтому этот аспект воспитания воспринимается с определенными сложностями. Более того, половое просвещение подрастающего поколения - это одна из самых слабых областей современной и, в частности, семейной педагогики. Не все родители, как и учителя, в полной мере понимают, что в него входит.

Гендерные проблемы полового воспитания подростков остро встают в неполных семьях, где родитель воспитывает ребят противоположного пола. Однако и семейная пара порой не может решить, кто будет разговаривать с дочерью или сыном на ту или иную тему. Однако главное здесь понять, что половое воспитание - это комплекс педагогических воздействий на воспитуемого. Рассматривается этот вопрос с двух сторон:

  • Это составная часть нравственного воспитания. Если у ребенка четко сформированы такие понятия, как девичья честь, нравственная чистота, мужское достоинство, уважение к женщине, дружба и любовь, то считайте, что свою миссию вы выполнили.
  • Второй аспект - это социально-гигиеническая проблема, которая связана со здоровьем и самочувствием. То есть определенный минимум знаний просто необходим.

Именно полноценное раскрытие этих двух аспектов и подразумевает под собой половое воспитание. Темы должны подниматься по мере формирования интереса ребенка. Нельзя отделить половое просвещение от развития нравственных качеств.

Основные задачи, которые едины для семьи и школы

Программа полового воспитания подростков должна быть единой, поскольку она служит одним и тем же целям. Сегодня в нашем обществе наблюдается тенденция к ведению беспорядочной половой жизни, растет количество разводов. Причем сказывается на демографической ситуации это далеко не лучшим образом. Появившиеся и укрепившиеся понятия гражданский и гостевой брак вносят свою сумятицу в общую картину мира, которую и впитывают дети. Нет ничего лучше для формирования правильной модели мира и полоролевых отношений, чем модель крепкой и дружной семьи.

Исходя из этого, давайте сформулируем основные задачи, которые преследует половое воспитание подростков, и роль школы в этом вопросе:

  • Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и желания иметь настоящую, дружную семью.
  • Помощь в осознании своих потребностей и адекватных способов их удовлетворения.
  • Обеспечение ребят грамотной информацией, которая даст возможность понять, что с ними происходит и адаптироваться к изменениям.
  • уважения к другим людям, представителям мужского и женского пола.

Школа - это социальный институт, где мальчики и девочки учатся не только читать и писать, но и строить первые отношения с представителями противоположного пола. Поэтому педагоги не менее чем родители должны быть вовлечены в процесс. У них задачи даже глобальней, поскольку коррекция полового воспитания подростков, запущенного в семье, ложится на плечи именно школьного учителя или социального работника.

Основные направления полового воспитания

Мы уже рассмотрели основные задачи, в соответствии с которыми нужно строить работу как педагогам, так и родителям. Половое воспитание девочек в классическом понимании будет направлено на формирование понимания себя, как хранительницы семейного очага, традиций, продолжательницы рода. Мальчики учатся уважению к женщине, нежному и бережному отношению к ней, защите. Таким образом, можно сформулировать несколько направлений полового воспитания:

  • Полоролевое воспитание. Оно помогает формировать психологическую мужественность и женственность. Кроме того, именно в школе ребята учатся устанавливать эффективные коммуникации между собой, как представителями мужского и женского пола.
  • Сексуальное воспитание. Оно направлено в первую очередь на оптимальное формирование сексуально-эротических ориентаций.
  • Подготовка к ответственному супружеству. В первую очередь здесь должны быть выработаны установки взаимно ответственного партнерства.
  • Подготовка к ответственному родительству.
  • Красной нитью здесь должна проходить идея здорового образа жизни. Она усваивается через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как алкоголизм и наркомания, от измен и сопутствующих им венерических заболеваний.

Методы полового воспитания подростков

Мы уже хорошо поняли, какие задачи стоят перед нами, чтобы будущее поколение нормально вышло во взрослую жизнь. При этом хочется заметить, что не так много требуется от родителей и педагогов, чтобы осуществить эти задачи. Основным инструментом является общение. В первую очередь нужно установить контакт с ребенком и заручится его доверием, а затем уже осуществлять процесс воспитания. Однако общение бывает разное. Сегодня мы выделим два основных, которые могут быть использованы:

  • Методы ориентирующего общения - это неспешные беседы и разъяснения в процессе общения. Самым эффективным способом такого общения является вариант вопрос-ответ. Обсуждение различных ситуаций и лекций - это еще одна форма осуществления воспитательных мероприятий.
  • Методы воспитывающего общения - это еще один большой раздел, который говорит о том, что человек в процессе воспитания не просто усваивает некоторые нормы и правила, но еще и испытывает некоторые чувства, которые и формируют психические новообразования. Половое воспитание нельзя сводить только к усвоению определенных норм. Среди методов воспитания можно выделить прием положительных образцов полоролевого поведения, а также приемы одобрения и неодобрения. Однако действуют они лишь потому, что вызывают определенные эмоции. Поэтому правильный выбор средств воздействия и индивидуальный подход так важны.

Лучшие помощники

Большинство родителей сталкиваются с тем, что у них не хватает правильных слов и объяснений, особенно когда речь заходит про половое воспитание. Книга - это лучшее подспорье. Выбирайте хорошую энциклопедию и подарите ее подростку, когда ему исполнится 10-12 лет. Его интерес к запретным темам будет только расти, и когда он подойдет с вопросом о том, кто такой гей или трансвестит, всегда можно сослаться на книгу. Например: «В энциклопедии этот вопрос освящен лучше, давай посмотрим вместе».

Половое воспитание ребенка - это совместное путешествие в мир взрослых людей. Вы с самых первых дней его жизни учите малыша столь многим вещам, что для вас это является делом привычным. Все сложности, возникающие с половым воспитанием, связаны лишь с нашими собственными страхами и комплексами и стыдом. Не делайте акцент на этом, чтобы не передавать их ребенку. Отвечайте спокойно и точно. А чтобы ребенок не застал вас врасплох, заранее продумывайте возможные ответы на вопрос.

Не ждите, пока ребенок сам начнет задавать вопросы. В соответствии с возрастом, можно и самому начинать сложные разговоры в виде информационных сказок или неспешных бесед в самый подходящий для этого момент. А самое главное - это сформированное доверие между вами и ребенком.

На полках магазинов много литературы, но далеко не вся подходит для грамотного просвещения подростка. Причем есть книги, которые лучше всего читать родителям, чтобы уметь грамотно рассказать ребенку обо всем, что его интересует. Среди них можно отметить:

  • «От пеленок до первых свиданий» Д. Хаффнер.
  • «Откуда я взялся. Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет» В. Дюмон.
  • «Энциклопедия сексуальной жизни для детей 7-9 лет. Физиология и психология». К. Верду.

Если вы хотите дополнительно дать возможность подростку самостоятельно почитать и найти ответы на вопросы, то рекомендуется купить ему книгу «Мое тело меняется. Все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители» издательства Clever. Подарив эту книгу, не забудьте сказать своему ребенку о том, что вы открыты к диалогу, и все, что он прочтет здесь, вы можете обсудить дополнительно.



Рассказать друзьям