Когда можно есть сочиво в сочельник. Какие постные блюда можно приготовить перед православным праздником? Борщок с маринованной свеклой

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

или что такое сочельник и с чем его едет

У православных христиан принято Сочельник - ночь перед Рождеством - проводить в храме за молитвами. Готовясь к рождественским праздникам, на Руси строго соблюдали одно важное правило - тщательно убирали дом. Ну, может, не так основательно, как к Пасхе, но все-таки скоблили полы, натирали до блеска кастрюли-сковородки, чистили столовое серебро. Дом украшают елкой. Традиционные рождественские цвета - красный и зеленый, и в создании праздничного настроения можно опираться именно на них. Излюбленная символика праздника - ангелочки, ослики, ясли с младенцем, вифлеемская звезда. У католиков принято вешать на стены и двери рождественские венки из соломы и веток хвои, у нас больше прижились елочные букеты. В убранстве дома должны присутствовать свечи. Они придают особый уют и очарование всей атмосфере новогоднего праздника, символизируя Солнце, а рождественские свечи - свет Христа. На Руси к Новому году и к Рождеству делали особые толстые свечи, которые зажигались с вечера и горели до исхода следующего дня.

Поскольку 7 января заканчивается пост и разговеться следует видимо с размахом. На рождественском столе непременно в изобилии должно быть мясо, рыба, вино и сладости. Традиционные блюда к этому празднику - холодец, пельмени, запеченный поросенок с хреном, щи из кислой капусты, пирожки с мясом, рисом или повидлом. Перед торжественным обедом раньше подавали «жирную кутью» - рассыпчатую рисовую или пшеничную кашу с изюмом и медом, политую растопленным сливочным маслом.

Хотя Рождество и сугубо семейный праздник, большим грехом считается отказать в угощении случайно оказавшимся рядом обездоленным людям. Конечно, звать их за домашний стол, может, и не стоит, но ведь нетрудно отнести несколько пирожков и горсть конфет к ближайшей церкви. Или раздать соседским ребятишкам по шоколадке - тоже не в тягость.

Особенно пожилым родственникам, стоит позвонить и поинтересоваться здоровьем. Традиционно на Рождество подносили съедобные подарки, причем не только в православном, но и в католическом мире: годятся и самодельные конфеты, и баночки с вареньями-соленьями, и торты. Из несъедобного годятся любые игрушки и сувениры, зимние аксессуары вроде варежек или шарфов и другие мелочи.

Говорят, что в рождественскую ночь надо обязательно надеть что-то новенькое, а если такового нет, то хотя бы один предмет белого цвета. Кроме того, известно, что сразу после Рождества наступают Святки, когда можно наряжаться во всякие карнавальные костюмы.

До первой звезды в Сочельник обычно сидят в тишине и думают. К счастью, зимой первая звезда на небе появляется довольно рано, примерно в половине шестого вечера. Потом надо сесть за стол, выпить-закусить и по-хорошему идти на улицу - петь песни, играть в снежки и кататься на санках. Приветствуются огненные забавы типа салютов и фейерверков и обход соседей с целью позвать повеселиться вместе.

Канун рождества, Коляды, называют также Рождественским сочельником. Это название связано с обычаем православных христиан употреблять в этот день пищу сочиво - сушеные хлебные зерна, размоченные в воде, попросту говоря - кашу. Сочивом называли не только кашу и всякую постную пищу, а также сок; или, как говорили раньше, "молоко" разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и другие. Этим "молоком" приправляли каши во время 40-дневного Филиппового поста перед Рождеством и в рождественский сочельник.

Сочивом начиналась трапеза в Рождественский и Крещенский сочельники, на родинах, крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша была разной по составу.

В сочельник у православных варили кутью, у католиков - бигилию. Рождественскую кутью готовили постной. Но на второй день Рождества готовили "Бабину кашу", или "бабкину кутью". Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где появился новорожденный. В отличие от рождественской постной кутьи "бабкину кашу" готовили "богатой". Сочельник - вечерняя трапеза накануне Рождества, сопровождаемая многими традициями и обрядами. В Рождественский сочельник церковь приписывала строгий пост до вечернего богослужения, и в этот день это первая трапеза, которой заканчивается предрождественский пост.

По традиции она начинается с появлением первой звезды, в память Вифлеемской звезды, возвестившей пастухам рождение Христа. "В Сочельник, под Рождество бывало, до звезды не ели, - описывал русский писатель - эмигрант И. С. Шмелев обычай встречи Рождества в рассказе "Лето Господне". - Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу. Ну... будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла... Первая звезда, а вон - другая... На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды большие, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды - звон-то! Морозный, гулкий, - прямо, серебро... В Кремле ударят, - древний звон, степенный, с глухотцой. А то - тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет.

Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала... - гул и гул.

Уже в IV в. было установлено Православной Церковью, как праздновать повечерие Рождества Христова. В V в. Анатолий, Патриарх Константинопольский, затем Анатолий и Софроний Иерусалимские (VI в.), Козма Маюмский и Иоанн Дамаскин (VIII в.) написали для празднества Рождества Христова священные песнопения, которыми Церковь и в настоящее время прославляет празднуемое событие. В повечерие издавна совершались Царские Часы, называемые так из-за того, что на них было положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам.

Подготавливаются же к достойному празднованию Рождества Христова верующие сорокадневным рождественским постом - Филиппов. В церквях в вечерние часы шла торжественная служба, а те, кто не пошел на богослужение, готовились к восходу звезды дома. К этому времени все члены семьи одевались по-праздничному и собирались вместе, стол был накрыт белоснежной скатертью, сервирован лучшей посудой, приборами, заставлен традиционными блюдами. Блюд насчитывалось 13, к столу должно было садиться четное количество человек. В случае, когда собиралось нечетное количество, подавался один свободный прибор. Под скатертью на всей поверхности стола разостлано было сено, символизирующее то сено, на котором в яслях лежал новорожденный Христос. Стол украшался ветками ели, свечами, ленточками. В центре стола находилась композиция из веток ели, свечи и прочих рождественских атрибутов. В углу комнаты или в ее центре устанавливали любовно украшенную елочку, под нее клали подарок каждому присутствующему. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали молитву, старшие рассказывали детям о рождении Христа, о волхвах, дары приносящих.

Появления первой звезды ждали с нетерпением дети, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы. Трапеза начиналась с общей молитвы, затем самый почитаемый член семьи женского пола (как правило, хозяйка дома) поздравлял всех с праздником. У католиков обряд начинался с обмена облаткой - символом хлеба, богатства и благополучия. Хозяйка дома сначала делилась облаткой с мужем, затем с сыновьями по старшинству, потом с дочерьми тоже по старшинству, с внуками и всеми остальными. Обряд этот заканчивался, когда все присутствующие обменялись облаткой, пожелав друг другу счастливого Рождества, прощая все обиды. Это был момент всеобщего примирения. У православных трапеза начиналась с приема кутьи. У католиков ее наличие не было обязательным. Варили кутью из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя. Приправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость благ будущей блаженной жизни.

Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (селедка, рыба, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни - жареные на конопляном масле мучные лепешки. Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи.

За столом каждый должен был отведать все приготовленные блюда. Не допускалось проявление своих индивидуальных вкусов. Такое требование - хороший воспитательный момент для детей. Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом.

Во время трапезы велась непринужденная беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей (независимо от их вероисповедания). За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог. Вообще все религиозные праздничные традиции были направлены на укрепление гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу и к окружающей среде. В сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо, за порог выставлялась миска с едой).

Потом начиналась самая веселая часть сочельника - раздача подарков. При наличии в доме детей один из домочадцев переодевался в Деда Мороза - Святого Николая. Он же и приносил подарки в мешке. Раздавая их, высказывал пожелания, согласно необходимым требовани-ям, предъявляемым к получающему. Для детей это был хороший воспи-тательный момент, в отношении к взрослым он был окрашен долей шутки. Вообще большинство трад-ций и обрядов Рождества было направлено на воспитание у детей самодисциплины, внимания к присутствующим, соблюдения и участия в ритуальной стороне, терпения, выдержки. Это был один из немногих случаев, когда дети садились за стол вместе со взрослыми. А что касается подарков, это был хороший обычай дарить их друг другу, притом ценились подарки, приготовленные своими руками. Они нарядно оформлялись цветной бумагой, веточками ели, ленточками. Содержание подарков должно было быть сюрпризом. Все было овеяно таинственностью и поднимало настроение. Подарки тут же разворачивались, радость и благодарность хозяйке и друг другу переполняли сердца всех.

Колодки, Колядки, Калитки - маленькие выпечные изделия из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или припеками.

Состав: для теста: 1 стакан пшеничной муки, 1 стакан ржаной муки, 0,25 стакана воды, 0,25 стакана молока, 0,25 стакана простокваши или кефира, 0,25 стакана сметаны, растительное масло, соль; для начинок: 7-8 картофелины, 2-3 ст. ложки растительного масла, соль; 500 гр. свежих грибов или 100 гр. сушеных, 1-2 ст. ложки растительного масла, 1 луковица, зелень укропа или петрушки, соль; 500 гр. творога, 1-2 ст. ложки сахара.

Тесто: Смешайте муку, воду, молоко, простоквашу и сметану, немного посолите и вымесите тесто. Накройте салфеткой и дайте отстояться 20 минут.

6 января (24 декабря по ст. ст.) - Рождественский сочельник, канун Рождества В народе его также называют "коляды". Значение Святой Ночи появления на свет на благословенной земле Израиля в избранной Богом простой еврейской семье Богомладенца Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы сегодня ведем именно от Рождества Христова. На Руси же этот праздник, дарованный нам потомками Авраама, был особенно любим.

Сочельник - заключительный день Рождественского поста . Традиционно в этот день в пищу можно было принимать лишь так называемое сочиво - размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику.

В Рождественский сочельник до "вечерней звезды", то есть до вечерних песнопений за Богослужением "Волсви же со звездою путешествуют", ничего не ели и не садились за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении Спасителя, можно праздновать.

Главное кулинарное событие Рождества - это ужин в Сочельник. Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена - в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд - по числу Христовых Апостолов из 12-ти, - и все постные. Зато с наступлением 7-го числа на стол разрешалось ставить мясные блюда.

Как только первая звезда появлялась на небе, ужинали постными блюдами.

Сочельник, или правильнее Сочевник, - это канун, или навечерие, праздника Рождества. Именно Сочельник является таким торжественным застольем, у которого твердо, неизменно определен ритуал, сохраняемый по традиции доныне и определяемый Церковью как в части времени, организации, порядка проведения, так и в части пищи, блюд.

Сочельник начинается так: все собравшиеся приступают к еде, как только появляется первая вечерняя звезда. Обычно это происходит еще до наступления темноты, в сумерках.

По Церковному Уставу в этот день следует употреблять сочиво, т. е. хлебное зерно, размоченное в какой–либо жидкости (воде, бульоне, подливке, меду, сыте и т. д.).

У восточных славян (русских, украинцев, белорусов) до конца XIX века таким зерном была рожь, в конце XIX – начале XX века – преимущественно пшеница, а у более зажиточных людей - рис. Что касается состава жидкости, то это может быть все - от простой воды до вкусной и притом даже не жидкой подливки, которая выбирается в зависимости от вида зерна.

Есть в ритуальном застолье Сочельника и еще два–три обязательных блюда. Это печеная рыба, желательно целая, которая может заменяться отварной целой рыбой, и, наконец, густой компот–взвар (узвар), состоящий из разных целых или разрезанных лишь пополам фруктов (яблок, груш, вишен, айвы, абрикосов, слив, изюма, инжира) и варенья из целых ягод (малины, клубники, земляники, морошки и др.).

Избираются для этого блюда зрелые, достигшие полного развития плоды. Иногда помимо компота из целых фруктов варят еще кисель из ягод – кисленький киселек.

В результате получается меню полного ритуального Сочельника:

1. Cочиво (постная полужидкая кутья для сочельников)

2. Рыба печеная (вареная)

3. Кутья из пшеницы (риса) с изюмом, подливкой к которой служит сыта – мед, разведенный кипяченой водой.

4. Взвар (компот, узвар) из целых плодов и слабенький кисленький киселек из ягод.

Что означает такой стол? Каковы его ритуалы и символика?

Зерно, размоченное в воде, – это символ прорастания, начала жизни. Плоды зрелые и плоды, превращенные в жидкий кисель, – это символ полного созревания жизни и ее окончания. Итак, эти два блюда – символы рождения и смерти. А рыба? Ее греческое название «ихтиос» означает намек по первым буквам на Иисуса Христа. А все вместе служит напоминанием о тех символах рождения и смерти – зернах и плодах, которые волхвы принесли Христу в день его рождения.

Таким образом, в Сочельник, по сути дела, справляется символически ритуал рождения Иисуса Христа.

В православный Сочельник едят строго ритуальные и притом исключительно постные блюда: каша (без масла), рыба (печеная или вареная, т. е. тоже без масла) и фрукты. Иными словами, растительно-рыбный стол без масла, молока и яиц.

Рождественский Сочельник по составу пищи, по своему меню - праздник чисто религиозный. Это праздник скромный, тихий, проходящий за столом в благовоспитанной беседе и заканчивающийся очень рано (потому-то его и начинают весьма рано).

Главными блюдами на столе в сочельники бывают виды постной кутьи - сочиво (полужидкая постная кутья) и коливо (рассыпчатая кутья).

Различают кутью постную и скоромную («богатую, щедрую»). Постную кутью ели в Крещенский и Рождественский сочельники (сочиво), а также в поминальные дни (коливо), а на крестины и другие праздники - кутью скоромную (на молоке, сливках, с большим количеством масла). Обрядовое значение имеет преимущественно постная кутья.

Части кутьи, как правило, готовят отдельно: зерно или крупу отваривают в большом количестве воды или варят рассыпчатую кашу, затем вводят сладкую часть и добавки. После соединения всех компонентов кутью прогревают в течение 10 мин (лучше в глиняном горшке).

В зависимости от количества добавляемой жидкости кутья может быть полужидкой или рассыпчатой. Настоящую кутью варят из зерен пшеницы на меду, она должна быть полужидкой, и едят ее ложками. Пшеницу предварительно готовят следующим образом. Сначала зерно толкут в деревянной ступе, подливая по чайной ложке теплой воды, чтобы оболочка зерна полностью разрушилась. Затем ядра отделяют от плевел, отвеивая, просеивая и промывая. И только после этого варят на воде из чистых зерен кашу.

Вот несколько рецептов приготовления ритуальных блюд для застолья в Рождественский Сочельник.

СОЧИВО (полужидкая постная кутья)

Ингредиенты:

  • 1,5 стакана зерен пшеницы,
  • 150 граммов мака,
  • 150 граммов очищенных грецких орехов,
  • 5 столовых ложек меда.

Приготовление:

Очистить зерна пшеницы, отделить от них оболочку и сварить на воде из них жидкую кашу. Подсластить по вкусу.

Растереть в ступке мак, тщательно перемешать маковую кашицу с медом и добавить в охлажденную кашу.

КОЛИВО (рассыпчатая постная кутья)

Ингредиенты:

  • 250 граммов зерен пшеницы,
  • 150 граммов изюма,
  • 150 граммов инжира,
  • 100 граммов меда.

Приготовление:

В сваренные на воде и очищенные от оболочки зерна пшеницы добавить сваренные отдельно и перебранные и промытые изюм и инжир, подсластить медом и все перемешать.

РИСОВАЯ

Рис перебрать и тщательно промыть. Залить его водой, довести до кипения, откинуть на сито, облить холодной водой, снова положить в кастрюлю и, залив большим количеством воды, варить до готовности. Откинуть на сито и остудить.

В посуду, предназначенную для кутьи, насыпать сахарный песок, добавить немного кипяченой воды, размешать до растворения сахара, соединить с подготовленным рисом, вымытым, ошпаренным и обсушенным изюмом без косточек.

Перемешать, обровнять с боков, сгладить верх, слегка посыпать сахаром.

Строгих пропорций риса, сахара и изюма нет - выбираются по вкусу.

Отдельно в соуснике подать сыту (мёд, разбавленный водой)

РЫБА ПЕЧЕНАЯ ХОЛОДНАЯ (из старинных рецептов)

Карасей свежих, выпотрошив и оставив в них икру, запечь на горячем поду, поворачивая с боку на бок.

Когда пропекутся, надрезать с боков и положить на сковороду, подмостив из лучинок решетку, засушить в печи.

Подавать на блюде, когда остынут.

Таковым образом пекут и другую рыбу. Некоторая бывает еще вкуснее, когда печь оную, не шелушив и не потрошив.

ЩУКА ОТВАРНАЯ В СОЛИ (из старинных рецептов)

Свежую щуку, выпотрошив и не шелушив, отварить в воде с солью, когда поспеет, горячую еще свернуть в кольцо, ущемив хвост ей в зубы.

Посылать к столу, завернув в салфетку, на блюде; к оной подавать хрен, растворенный в квасе или уксусе.

Хрен очистить, натереть на терке, добавить сахар, развести квасом или уксусом и подать в соуснике.

ВЗВАР ИЗ СУХОФРУКТОВ С КОРИЦЕЙ

Ингредиенты:

  • 500 г сухофруктов,
  • 1 л воды,
  • 1 стакан сахара,
  • корица.

Приготовление

Этот напиток непременно подавали в Рождественский Сочельник. От обычного компота взвар отличается более высокой концентрацией.

Сухофрукты (яблоки, груши, вишни, сливы) промыть, сложить в кастрюлю, добавить немного корицы, налить воду, довести до кипения, закрыть крышкой и варить до мягкости на слабом огне. Остудить, слить сок, положить в него сахар, сварить и залить им фрукты.

Можно подать как горячим, так и холодным. Если фрукты кислые, то сахара берется в полтора раза больше.

ВЗВАР ИЗ СУХОФРУКТОВ

Ингредиенты:

  • 1 килограмм сухофруктов,
  • 300 граммов сахара.

Приготовление:

Промытые сухофрукты сложить в кастрюлю, добавить сахар, залить водой на 2-3 сантиметра выше слоя сухофруктов, довести до кипения и под закрытой крышкой на медленном огне варить до готовности.

Подают на стол и горячим, и холодным.

От обычного компота взвар отличается более высокой концентрацией.

ПОСТНОЕ МОЛОКО

Ингредиенты:

  • 200 граммов любых орехов,
  • 3 стакана кипяченой воды,
  • сахар по вкусу.

Приготовление:

Истолочь и растереть орехи в ступке, постепенно добавляя воду, затем процедить через марлю и досуха отжать растертые орехи.
Добавить сахар по вкусу.

КИСЕЛЬ ИЗ СОЧНЫХ ягод

Ингредиенты:

  • 125 г ягод,
  • 125 г сахара,
  • 30 г крахмала,
  • 800 г воды.

Приготовление

Ягоды (клюква, брусника, смородина, голубика, земляника, ежевика или малина) промыть и отжать сок.

Выжимки сварить, процедить, добавить сахар и вскипятить.

Крахмал залить водой, размешать, ввести в кипящий сироп и, помешивая, заварить, одновременно вливая сок. Затем быстро охладить. По желанию можно добавить лимонную кислоту по вкусу.

Рождественские гадания

1. Гадание на кольце. Насыпь в какую-нибудь глубокую посуду зерно, и положи туда колечко, а теперь незамужние девушки по очереди одним движением погружают руку в зерно и набирают его в кулак. Теперь посмотри, кому досталось колечко. Та и выйдет в этом году замуж.

2. Гадание, когда замуж? Возьми стакан, заполни водой на 2/3, привяжи к кольцу (желательно ровному, без камней) ниточку. Теперь, держа за ниточку, погрузи его в воду столько раз, сколько тебе лет, а потом держи его над водичкой, но в стакане, оно начнёт раскачиваться и биться о стенки стакана. Считай. Во столько лет ты и выйдешь замуж.

3. Рождественские гадания по очертаниям. Возьми чистый лист бумаги, скомкай его и положи на блюдце, подожги. Теперь поднеси к стене так, чтобы была видна тень от сгоревшего комка, и включай своё воображение. По очертаниям можно увидеть своё будущее.

4. Гадание о детях. Возьми иголку, продень в неё нитку. Держась за нитку, опусти иголку между большим и указательным пальцами раскрытой ладони столько раз, сколько тебе лет сейчас. Потом помести иголку в центре ладони и смотри внимательно. Если иголка станет вращаться по кругу, то твой первый ребёнок будет девочка, а если по прямой, то мальчик. Пропусти между пальцами ещё 3 раза, и снова на середину, узнай, будет ли у тебя второй ребёнок и какого пола (говорят, сбывается).

5. Рождественское гадание, как его зовут? Возьми таз с водой, напиши на листочках имена мужчин и года предполагаемого бракосочетания, скрути их трубочками и брось одновременно в воду. Смотри, какая первая откроется с именем и годом, значит так и будут звать твоего супруга и в том году вы поженитесь.

6. Гадание имени суженого. Выходишь на улицу и спрашиваешь имя первого встречного мужчины. Так и будут, возможно, звать твоего суженого. Только одна не ходи, а то одна подруга, выйдя в 4.00 одна во двор, спросила имя у дворника-таджика, потом долго не могла от него отвязаться, хотел познакомиться.

7. Рождественское гадание о свадьбе. Выйдя во двор, сними обувь с одной ноги и брось подальше, теперь посмотри в какую сторону смотрит носок, если от дома - жди свадьбы, если к дому - походишь ещё немного в девках.

Это Вам будет интересно:

8. Желания. Пишешь на 12-ти бумажках желания, которые ты хотела бы, чтобы исполнились в этом году, перед сном кладёшь под подушку, а утром, не говоря ни слова, засовываешь руку под подушку и наугад достаёшь три из них. Они и сбудутся (проверено).

9. Конечно же, гадание на кофейной гуще, только не забудь, что кофе должен быть заваренным из молотых зерен, а не растворимым. Выпив его, переверни чашку вверх дном на блюдце и через некоторое время посмотри на осадок на стенках чашки. Здесь тебе поможет собственное воображение. опубликовано

Значение Святой Ночи появления на свет на благословенной земле Израиля в избранной Богом простой еврейской семье Богомладенца Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы сегодня ведем именно от Рождества Христова.

На Руси же этот праздник, дарованный нам потомками Авраама, был особенно любим.

Сочельник - заключительный день Рождественского поста. Главная цель Рождественского поста заключается в духовном очищении человека, чтобы встретить Рождество с чистой душой. Традиционно в этот день в пищу можно было принимать лишь так называемое сочиво - размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику, который отмечают 6 января

В Рождественский сочельник до "вечерней звезды" ничего не ели и не садились за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении Спасителя, можно праздновать.

Главное кулинарное событие Рождества - это ужин в Сочельник. Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена - в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд - по числу апостолов, - и все постные. Зато с наступлением 7-го числа на стол разрешалось ставить мясные блюда. Ни одно из блюд не должно остаться нетронутым: каждое нужно хоть немного попробовать. Хорошо, если на столе горит свеча - живой огонь.

Сочельник, или правильнее Сочевник, - это канун, или навечерие, праздника Рождества. Именно Сочельник является таким торжественным застольем, у которого твердо, неизменно определен ритуал, сохраняемый по традиции доныне и определяемый Церковью как в части времени, организации, порядка проведения, так и в части пищи, блюд.

Сочельник начинается так: все собравшиеся приступают к еде, как только появляется первая вечерняя звезда. Обычно это происходит еще до наступления темноты, в сумерках.

По Церковному Уставу в этот день следует употреблять сочиво, т. е. хлебное зерно, размоченное в какой-либо жидкости (воде, бульоне, подливке, меду, сыте и т. д.).

У восточных славян (русских, украинцев, белорусов) до конца XIX века таким зерном была рожь, в конце XIX - начале XX века - преимущественно пшеница, а у более зажиточных людей - рис. Что касается состава жидкости, то это может быть все - от простой воды до вкусной и притом даже не жидкой подливки, которая выбирается в зависимости от вида зерна.

Есть в ритуальном застолье Сочельника и еще два-три обязательных блюда. Это печеная рыба, желательно целая, которая может заменяться отварной целой рыбой, и, наконец, густой компот-взвар (узвар), состоящий из разных целых или разрезанных лишь пополам фруктов (яблок, груш, вишен, айвы, абрикосов, слив, изюма, инжира) и варенья из целых ягод (малины, клубники, земляники, морошки и др.).

Избираются для этого блюда зрелые, достигшие полного развития плоды. Иногда помимо компота из целых фруктов варят еще кисель из ягод - кисленький киселек.

В результате получается меню полного ритуального Сочельника:
1. Cочиво (постная полужидкая кутья для сочельников)
2. Рыба печеная (вареная)
3. Кутья из пшеницы (риса) с изюмом, подливкой к которой служит сыта - мед, разведенный кипяченой водой.
4. Взвар (компот, узвар) из целых плодов и слабенький кисленький киселек из ягод.

Что означает такой стол? Каковы его ритуалы и символика? Зерно, размоченное в воде, - это символ прорастания, начала жизни. Плоды зрелые и плоды, превращенные в жидкий кисель, - это символ полного созревания жизни и ее окончания. Итак, эти два блюда - символы рождения и смерти. А рыба? Ее греческое название «ихтиос» означает намек по первым буквам на Иисуса Христа. А все вместе служит напоминанием о тех символах рождения и смерти - зернах и плодах, которые волхвы принесли Христу в день его рождения.

Таким образом, в Сочельник, по сути дела, справляется символически ритуал рождения Иисуса Христа,

В православный Сочельник едят строго ритуальные и притом исключительно постные блюда: каша (без масла), рыба (печеная или вареная, т. е. тоже без масла) и фрукты. Иными словами, растительно-рыбный стол без масла, молока и яиц.

Рождественский Сочельник по составу пищи, по своему меню — праздник чисто религиозный. Это праздник скромный, тихий, проходящий за столом в благовоспитанной беседе и заканчивающийся очень рано (потому-то его и начинают весьма рано).

Главными блюдами на столе в сочельники бывают виды постной кутьи — сочиво (полужидкая постная кутья) и коливо (рассыпчатая кутья).
Части кутьи, как правило, готовят отдельно: зерно или крупу отваривают в большом количестве воды или варят рассыпчатую кашу, затем вводят сладкую часть и добавки. После соединения всех компонентов кутью прогревают в течение 10 мин (лучше в глиняном горшке).

В зависимости от количества добавляемой жидкости кутья может быть полужидкой или рассыпчатой. Настоящую кутью варят из зерен пшеницы на меду, она должна быть полужидкой, и едят ее ложками. Пшеницу предварительно готовят следующим образом. Сначала зерно толкут в деревянной ступе, подливая по чайной ложке теплой воды, чтобы оболочка зерна полностью разрушилась. Затем ядра отделяют от плевел, отвеивая, просеивая и промывая. И только после этого варят на воде из чистых зерен кашу.

Вот несколько рецептов приготовления ритуальных блюд для застолья в Рождественский Сочельник.


СОЧИВО

Ингредиенты:

  • 1 стакан зерен пшеницы,
  • 100 г мака,
  • 100 г ядер грецких орехов,
  • 1-3 столовые ложки меда,
  • сахар по вкусу.

Приготовление:

Зерна пшеницы толкут в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу.

Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Иногда сочиво готовят из риса, но рис следует приготовить особо - стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть - на среднем, три - на маленьком. Еще двенадцать минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

Для подслащивания лучше использовать только мед.

КОЛИВО (рассыпчатая постная кутья)

Ингредиенты:

  • 250 граммов зерен пшеницы,
  • 150 граммов изюма,
  • 150 граммов инжира,
  • 100 граммов меда.

Приготовление:

В сваренные на воде и очищенные от оболочки зерна пшеницы добавить сваренные отдельно и перебранные и промытые изюм и инжир, подсластить медом и все перемешать.


КУТЬЯ РИСОВАЯ

Рис перебрать и тщательно промыть. Залить его водой, довести до кипения, откинуть на сито, облить холодной водой, снова положить в кастрюлю и, залив большим количеством воды, варить до готовности. Откинуть на сито и остудить.
В посуду, предназначенную для кутьи, насыпать сахарный песок, добавить немного кипяченой воды, размешать до растворения сахара, соединить с подготовленным рисом, вымытым, ошпаренным и обсушенным изюмом без косточек.
Перемешать, обровнять с боков, сгладить верх, слегка посыпать сахаром.
Строгих пропорций риса, сахара и изюма нет — выбираются по вкусу.
Отдельно в соуснике подать сыту (мед, разбавленный водой).

ВЗВАР ИЗ СУХОФРУКТОВ С КОРИЦЕЙ

Ингредиенты:

  • 500 г сухофруктов,
  • 1 л воды,
  • 1 стакан сахара,
  • корица.

Приготовление

Этот напиток непременно подавали в Рождественский Сочельник. От обычного компота взвар отличается более высокой концентрацией.
Сухофрукты (яблоки, груши, вишни, сливы) промыть, сложить в кастрюлю, добавить немного корицы, налить воду, довести до кипения, закрыть крышкой и варить до мягкости на слабом огне. Остудить, слить сок, положить в него сахар, сварить и залить им фрукты.
Можно подать как горячим, так и холодным.
Если фрукты кислые, то сахара берется в полтора раза больше.


ВЗВАР ИЗ СУХОФРУКТОВ

Ингредиенты:

  • 1 килограмм сухофруктов,
  • 300 граммов сахара.

Приготовление

Промытые сухофрукты сложить в кастрюлю, добавить сахар, залить водой на 2—3 сантиметра выше слоя сухофруктов, довести до кипения и под закрытой крышкой на медленном огне варить до готовности.
Подают на стол и горячим, и холодным.
От обычного компота взвар отличается более высокой концентрацией.

Священнослужители предписывают верующим в Сочельник и в день Рождества думать о Господе Иисусе Христе и о том, что он пришел в этот мир, чтобы люди получили надежду на спасение от греха.

Молитвы перед и после вкушения пищи

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ
(молитва для похудения)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Вот как традиционно праздновали Рождество Христово наши предки:

В церквях в вечерние часы шла торжественная служба, а те, кто не пошел на богослужение, готовились к восходу звезды дома. К этому времени все члены семьи одевались по-праздничному и собирались вместе, стол был накрыт белоснежной скатертью, сервирован лучшей посудой, приборами, заставлен традиционными блюдами.

Блюд насчитывалось 12, к столу должно было садиться четное количество человек. В случае, когда собиралось нечетное количество, подавался один свободный прибор. Под скатертью на всей поверхности стола разостлано было сено, символизирующее то сено, на котором в яслях лежал новорожденный Христос. Стол украшался ветками ели, свечами, ленточками. В центре стола находилась композиция из веток ели, свечи и прочих рождественских атрибутов.

В углу комнаты или в ее центре устанавливали любовно украшенную елочку, под нее клали подарок каждому присутствующему. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали молитву, старшие рассказывали детям о рождении Христа, о волхвах, дары приносящих.

Дети с нетерпением ждали первой звезды, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы. Трапеза начиналась с общей молитвы, затем самый почитаемый член семьи женского пола (как правило, хозяйка дома) поздравлял всех с праздником.

У католиков обряд начинался с обмена облаткой - символом хлеба, богатства и благополучия. Хозяйка дома сначала делилась облаткой с мужем, затем с сыновьями по старшинству, потом с дочерьми тоже по старшинству, с внуками и всеми остальными. Обряд этот заканчивался, когда все присутствующие обменялись облаткой, пожелав друг другу счастливого Рождества, прощая все обиды. Это был момент всеобщего примирения.

У православных трапеза начиналась с приема кутьи. У католиков ее наличие не было обязательным. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость благ будущей блаженной жизни.

Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (селедка, рыба, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни - жареные на конопляном масле мучные лепешки.
Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи.

Как уже говорилось, за столом каждый должен был отведать все приготовленные блюда. Не допускалось проявление своих индивидуальных вкусов.

Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны.
Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом.

Во время трапезы велась непринужденная беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей (независимо от их вероисповедания).
За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог.
Вообще, все религиозные праздничные традиции были направлены на укрепление гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу и к окружающей среде.

В сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо, за порог выставлялась миска с едой).

Потом начиналась самая веселая часть сочельника - раздача подарков. При наличии в доме детей один из домочадцев переодевался в Деда Мороза - Святого Николая. Он же и приносил подарки в мешке. Раздавая их, высказывал пожелания, согласно необходимым требованиям, предъявляемым к получающему. Для детей это был хороший воспитательный момент, в отношении к взрослым он был окрашен долей шутки. Вообще большинство традций и обрядов Рождества было направлено на воспитание у детей самодисциплины, внимания к присутствующим, соблюдения и участия в ритуальной стороне, терпения, выдержки. Это был один из немногих случаев, когда дети садились за стол вместе со взрослыми. А что касается подарков, это был хороший обычай дарить их друг другу, притом ценились подарки, приготовленные своими руками. Они нарядно оформлялись цветной бумагой, веточками ели, ленточками. Содержание подарков должно было быть сюрпризом. Все было овеяно таинственностью и поднимало настроение.


Что и говорить, что в современном мире редко кто придерживается строгого поста в Сочельник. Предрождественским вечером устраивается настоящее пиршество. Главное блюдо - сочиво (или рождественская кутья), ставится в самом центре стола.

Основное блюдо - запеченный гусь или индейка. Иногда, специально для этого праздника, выращивают птицу. Запеченная птица должна быть неразделанной, целой.

Православные христиане больше предпочитают молочного целого поросенка.
Целостность означает сплоченность семьи, собравшейся за столом.

Обязательно должна быть подлива из хрена и сметаны. Эта подлива подходит так же к студню, жареным свиным ножкам, вареной рыбе. Ставят на стол и гречневую разварную кашу.

Сытного и весёлого Вам застолья в Рождество!

***
Ну и конечно, не забудьте впустить Рождество к себе в дом — в 12 ночи с 6 на 7 января нужно впустить его, открыв входную дверь, а потом оно "уходит" (ровно в полночь с 7 на 8 января его нужно "проводить").

Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова) – это последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Дата праздника 6 января.

Рождественский сочельник – праздник перед Рождеством

6 января – Навечерие , или Рождественский сочельник , – последний день , канун Рождества Христова . В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову . Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник . Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко.

Как поститься в Сочельник?

– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит “пост до первой звезды”? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день . Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

– Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже . И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

– Как правило, верующие стараются встретить на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживанию и восприятию Праздника.

– Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый – можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

– Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..

Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам “Всегда радуйтесь . Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа” (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.

– Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояния – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейство.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества !

Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова



Рассказать друзьям