Карл фаберже как пишется шрифт. Петер Карл Фаберже (Peter Faberge)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня можно назвать два ювелирных брэнда, имеющих достаточную известность на западе и одновременно, тем или иным образом связанных с Россией. Первым является термин "Russian Cut" в привязке к качеству огранки бриллианта. Полноценным мировым брэндом его назвать можно с определённой натяжкой, потому что он не "раскручен" настолько, чтобы практически любой потребитель, если бы позволили средства, хотел бы иметь камень, огранённый именно в России. С бриллиантами русской огранки успешно конкурирует аналогичный товар из других стран с высокоразвитой ограночной промышленностью например, из Голландии и Израиля.

Вторым известным брэндом с русскими корнями является слово "Фаберже". Вне всяких сомнений его знает любой мало-мальский образованный человек на планете. В первую очередь благодаря шумным продажам исторических пасхальных яиц на аукционах. Но парадокс заключается в том, что даже после такой шумихи в средствах массовой информации не любой потребитель однозначно ассоциирует в своей голове слово "Фаберже" именно с ювелирной темой. Особенно это касается Америки, из-за того, что там в 30-гг XX века была зарегистрирована торговая марка Фаберже, выпускающая парфюм. Вторым обстоятельством, которое надо принимать во внимание, рассматривая имя Фаберже в качестве визитной карточки ювелирной России, является то, что сегодня эта торговая марка принадлежит НЕ российским ювелирам и права собственности на неё решаются в судах. Третьим обстоятельством является тот факт, что Карл Фаберже, был и по рождению и по воспитанию европейцем франко-датско-эстоно-немецких кровей. Он даже возглавлял немецкую общину в Санкт-Петербурге, что без дополнительных комментариев говорит о многом. Однако, именно этот человек, всю свою жизнь проработав в России, заложил русскую ювелирную школу в фундаменте которой лежит чрезвычайно важный принцип: любое, даже самое недорогое изделие должно быть сделано идеально с большим вкусом и художественной фантазией. Ведь фирма Фаберже выпускала огромный ассортимент продукции, предназначенной не для элиты, а для обычных людей. И отношение к качеству изготовления солдатского портсигара было таким же, как при изготовлении подарков для царских родственников.

Ювелирные Украшения в Традициях Карла Фаберже в США и Канаде

Такой подход сохраняется и сегодня при выпуске украшений на современных ювелирных фабриках России, продукцией которых торгует наша компания в США и Канаде. Вы можете быть уверены, что классические серебряные серёжки за 30 долларов и ультрасовременное колье за 3000 долларов делаются в Костроме, Москве или Петербурге с одинаковой любовью и старанием. Этот, не изменившийся за сто лет порядок, связывает мастеров фирмы Карла Густавовича Фаберже и современных российских ювелиров, превращая его имя в национальный ювелирный символ уже в XXI столетии. Не случайно, что свой дайджест из малоизвестных фактов, имеющих отношение к жизни Великого Ювелира мы решили начать с его слов на эту тему.

В Чём Настоящая Ценность Ювелирного Украшения?

Фаберже в 1914 году с оправданным превосходством сказал газетным репортёрам:-"Если сравнивать с моим делом такие фирмы, как "Тиффани", "Бушерон", "Картье", то у них, вероятно, найдётся драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1,5 миллиона рублей (примерно 65 миллионов долларов в сегодняшних ценах). Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга".

Международный Бизнес Фаберже

Лондонский магазин Фаберже обслуживал не только английскую клиентуру, но и служил центром торговли с Францией, Америкой и Дальним Востоком. Представители лондонского отделения фирмы совершали туда поездки, везя товары в эти страны и принимая оттуда заказы, которые передавались в Петербург. Например, сиамская (тайская) королевская семья была самым значительным клиентом на Дальнем Востоке. Возможно, потому, что принц Чакрабон долгое время жил в Петербурге, закончил пажеский корпус и женился на русской.

Почему Закрылся Магазин Фаберже в Лондоне

Английское правительство, под давлением местных ювелиров, которых обеспокоило присутствие на британском рынке Фаберже, ввело поправку в пробирный устав. Поправка требовала от русских сначала привозить полуфабрикат из драгоценных металлов в Лондон на клеймленние, потом увозить назад в Петербург на доделку, и затем снова уже полностью готовое изделие везти в Лондон. Это обстоятельсто, а также начавшаяся Первая Мировая война, снизившая покупательскую активность и сильно затруднившая доставку товара из России в Англию, заставила торговый дом Фаберже закрыть магазин в Лондоне в 1915 году.

Как Фаберже Создавал Пасхальные Яйца

Карл Фаберже и его брат Агафон Фаберже обсуждали проект очередного пасхального яйца в год рождения наследника престола. Агафон предложил обыграть в композиции тот факт, что наследник уже назначен шефом стрелковых частей. "Да,-согласился Карл,-только придётся изобразить грязные пелёнки, так как это единственные пока результаты его стрельбы".

"Отче Наш и Так Дальше"

Торопливость Карла Густавовича имела иногда курьёзные последствия. Сзади одного образка требовалось гравировать молитву "Отче наш". Нарисовав шрифт первых слов, он написал: "и так дальше". И рабочий-гравёр вместо полного текста молитвы так и выгравировал согласно рисунка: "Отче наш и так дальше". "Ведь вот,-заметил Фаберже-не додумались же до этого наши попы-до такого простого сокращения времени службы".

Чувство Локтя в Фирме Фаберже

Когда Фаберже сам принимал какой-нибудь заказ, он часто отвлекался и бывало так, что вскоре забывал его подробности. Тогда он обращался ко всем служащим, ища того, который был ближе к нему в то время, когда он говорил с заказчиком, и удивлялся, как это он (его работник) стоял поблизости и ничего не помнит. Поэтому среди служащих фирмы Фаберже вошло в обычай говорить, что отвечает не тот, который принимает заказ, а тот, который рядом стоит.

Требовательность Фаберже: "Сам Себя Не Обругаешь-Никто Не Обругает"

Если исходного рисунка не было под рукой, то в громадном количестве изготовляемых изделий трудно было узнать по виду предмета, кем из художников-модельеров был задуман проект. Когда Фаберже попадалась неудачная вещь, то он всласть издевался над неизвестным автором. Однако, бывали случаи, что автором оказывался не кто иной как он сам. Тогда, глядя на свой собственный эскиз, который ему приносили помощники в качестве доказательства, он виновато улыбался и говорил:-"Вот что значит некому ругать, так сам себя обругал".

Парадоксы Большого Бизнеса

Как-то сахарозаводчик с Украины с состоянием 21 миллион золотых рублей (примерно 1.1 миллиарда долларов в пересчёте на нынешние цены) по фамилии Кениг пожаловался Фаберже, торгуясь при покупке колье:-"Что ни год, то убытки". "Да-да,-ответил Фаберже,-что ни год, то и у нас убытки, но вот странно, как это мы от этих убытков богатеем".

Ювелирная Школа Карла Фаберже

Один из членов императорского дома очень интересовался ювелирным ремеслом и хотел лично ему обучиться. С этой целью он обратился к Фаберже, чтобы тот составил ему реестр всех нужных инструментов и инвентаря для мастерской. Старый мастер, которому поручили это дело, был большой оригинал. В список инструментов между молотками, чеканами, штихелями он включил "плоский ремень достаточной толщины". На вопрос заказчика, на что может быть ремень употреблен в ювелирных работах, старик ответил:-"Ваше Высочество, это первый и самый необходимый инструмент, без которого ни один ученик ещё не обучился ювелирному искусству".

Княгиня-"крышевательница"

Из особ императорской фамилии особенно покровительствовала иностранным ювелирам великая княгиня Мария Павловна. Они пользовались этой всесильной протекцией и, минуя всякие таможенные и пробирные сборы, торговали своим товаром по всей державе. Казалось бы, ну чем не нынешняя Россия? Однако, отличия все же существуют, потому что проделки с незаконной "протекцией" на самом высшем уровне были обнаружены и доказаны Фаберже и некоторыми другими петербургскими ювелирами. Они добились приостановки торговли этими, по сути, контрабандными ювелирными изделиями и уплаты за них законных пошлин. И надо сказать, что не сели за это в тюрьму, не были убиты в подворотне, и их фирмы не были разорёны державной семьёй. Скорее, наоборот. Можно ли представить такой исход, если бы кто-нибудь посмел испортить бизнес ближнему родственнику, к примеру, какого-нибудь путина или назарбаева?

Продолжение на следующей странице: Ничто человеческое ему не было чуждо... или адюльтер великого ювелира.

Ничто Человеческое Ему не Было Чуждо... или Адюльтер Великого Фаберже

Карл Густавович Фаберже, 56-ти лет от роду, владелец известной российской ювелирной фирмы его имени, находясь в Париже в 1902 году, без памяти влюбился в Иоанну-Амалию Крибель-кафешантанную певичку, родившуюся 21 год назад в Чехии. Разводится с женой Августой Богдановной-прекрасной женщиной, подаривших ему 4-х детей, он мудро не захотел, но и от Амалии отказываться не стал. Наш герой нашёл следующий "ювелирный" выход. Каждый год, примерно на 3 месяца, он выезжал по коммерческим делам в Европу, а мадемаузель Крибер скрашивала в этих поездках одиночество коммивояжера. Остальные 9 месяцев она вела вольную жизнь. Иногда, впрочем, наведывалась в Петербург, и, не стесняясь общих знакомых, демонстрировала всем украшения от Фаберже со сцен увеселительных заведений российской столицы. Всё бы было хорошо, но установившийся порядок отношений, который подходил ему, не подходил ей, которой, как стало ясно позже, нужен был брак с подданным Российской империи, на что семьянин Карл Густавович никак не склонялся. Поэтому в 1912 году она внезапно вышла замуж за неграмотного грузинского 75-ти летнего князя Карамана Цицианова из села Сацибели, которого без слез покинула на следующий день после бракосочетания и уже больше никогда к нему не возвращалась. Важным итогом этой скоротечной операции стала замена немецкой фамилии на, скажем так, более привычную для России, княжеский титул ну и, конечно, российское подданство.

На этом месте надо приостановить рассказ и заметить, что немцы и австрийцы ещё до начала боевых действий стали вербовать актрис-женщин авантюрного склада и хороших внешних данных, чтобы не торопясь, на случай будущей войны, легализовать их разными способами в России и в других странах-противницах в качестве агентов...

Военный 1914 год застал мадам Цицианову в Германии. Она стала просить своего известного любовника, с кем связь не прерывала, помочь обустроить её в России. Надо сказать, что это было трудное задание. Потому что в связи с войной начались гонения на людей с немецкими фамилиями. Сам Фаберже балансировал на грани высылки, из-за чего даже частично перерегистрировал акции фирмы на доверенных работников с русскими именами. В такой ситуации просить за бывшую подданую Австрии было рискованно. Но Карл, как настоящий рыцарь, не дрогнул и, используя связи при Дворе, помог своей пассии перебраться в Петербург, в котором она поселилась в "Европейской"-в гостинице, где в те годы жили представители российского военного командования, а также старшие офицеры союзнических военных миссий. Из справки, подшитой полицией к её делу, видно, что платила она за номер 18 рублей в сутки (примерно 800 долларов в сегодняшних ценах). Вот что можно ещё прочитать в донесении охранного отделения от 24 марта 1916 года:-"В "Европейской" гостинице с апреля месяца 1915 г. проживает некая княгиня Иоанна-Амалия Цицианова (рожденная Крибель), она же Нина Баркис, 32 лет, римско-католического вероисповедания, обращающая на себя внимание широкой жизнью и поездками в Финляндию. Собранными негласным путем сведениями о Цициановой было выяснено, что она бывшая австрийская подданная... Хорошо владеет английским, французским, немецким и русским (с польским акцентом) языками, производит впечатление очень хитрой и осторожной женщины... В настоящее время якобы сожительствует с известным фабрикантом-ювелиром Фаберже и, несмотря на это, имеет постоянные свидания с другими лицами, причём эти свидания ею обозначены особой конспирацией. Директор "Европейской" гостиницы Вольфлисберг старается почему-то скрывать внутреннюю жизнь и сношения Цициановой, что даёт основание заключить, что администрация "Европейской" гостиницы, относящаяся сочувственно к лицам немецкого происхождения, содействует Цициановой, занимающейся, по-видимому, шпионством..."

Тут хотелось бы показать, как выглядела эта таинственная женщина. Однако фотографий Амалии нам найти не удалось. Похоже и правда, готовили лэди хорошие профессионалы. Зато удалось найти её словесный портрет от 1915 года, составленный филёрами наружного наблюдения. У них она проходила под кличкой "грузинка".

26 апреля 1916 года Амалия была арестована. На допросах она, как и следовало ожидать, всё отрицала, а тем времнем её любовник (которому тогда было уже 70 лет) начал хлопотать за неё, благо связи на самом верху государства Российского у него были. (Забегая вперёд скажем, что они не помогли, и Амалия отправилась в ссылку в Сибирь). Вот как выглядел на эту тему доклад начальника контрразведывательного отделения своему высокому начальству:-"Не мешает отметить, что сам Фаберже, при допросе ручавшийся за благонадежность Цициановой, далеко не представляет собой лица, к заявлениям которого военные власти могли бы отнестись с должным доверием... факт сожительства Цициановой с Фаберже во всяком случае не говорит в пользу её благонадежности, и какие-либо его заявления по поводу Цициановой не могут быть приняты во внимание". Точка. Не помогли даже прямые выходы на царя и царицу. После высылки в Сибирь Цициановой пара рассталась уже навсегда. Она через несколько лет вернулась в Австрию, а он, полностью ограбленный чекистами и некоторыми сотрудниками швейцарского посольства в Петрограде, нищим (потеряв в одночасье примерно 500 миллионов долларов в сегодняшних ценах, не считая стоимости всей недвижимости, которой владел), с огромными трудностями покинул Россию и через Латвию и Германию, надломленный морально, попал в Швейцарию, где и скончался в сентябре 1920 года в кругу благоразумно не брошенной им жены и сына Евгения.

Последняя фотография Карла Фаберже. Июль 1920 года, Лозанна, Швейцария.Слева направо: жена Августа Богдановна, сын Евгений Карлович и сам Карл Густавович.


(гугенотами), покинувшими Пикардию (Франция) в ХVII веке. Сначала они переселились в Германию, а затем обосновались в прибалтийской провинции России — Лифляндской губернии (ныне территория разделена между Латвией и Эстонией).

Отец Карла Фаберже — Густав Фаберже, родился в городе Пярну (Эстония). Его мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. Фаберже-старший в 1841 году получил звание "ювелирных дел мастер" и в 1842 году открыл небольшую ювелирную фирму под собственным именем в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице.

У Карла Фаберже рано проявились художественные способности и интерес к ювелирному искусству. Отец смог дать сыну превосходное образование: он учился в немецкой частной школе Святой Анны в Санкт-Петербурге, затем посещал дрезденскую "Хандельшуле", обучаясь коммерции. После этого путешествовал по Европе, изучал ювелирное искусство, совершенствовал свое ювелирное мастерство у немецкого ювелира Джозефа Фридмана, владельца фирмы во Франкфурте-на-Майне.

Обогатившись культурой западных европейских стран и техническими знаниями ювелирного производства, а также изучив менеджмент предприятия, Карл Фаберже вернулся в Россию в конце 1864 года и стал трудиться в мастерской отца.

Кроме этого, он занимался исследовательской и реставрационной работой, изучая и восстанавливая произведения для отделений древностей и драгоценностей Эрмитажа, причем делал это на протяжении пятнадцати лет совершенно безвозмездно.

В 1872 году Карл Фаберже стал главой фирмы; отец официально передал ему свои полномочия.

Поначалу смена владельца никак не отразилась на ассортименте мастерской Фаберже, она продолжала выпускать стандартный набор всевозможных женских украшений, сделанных в популярном тогда французском стиле. Постепенно начались преобразования, и фирма стала выделяться среди своих конкурентов. С расширением производства и ростом заказов были выделены самостоятельные мастерские золотых, эмалевых, серебряных изделий, камнерезная мастерская и мастерская по изготовлению знаков, жетонов и орденов.

Благодаря тонкому художественному вкусу и коммерческой жилке Карла Фаберже небольшая ювелирная мастерская превратилась в самое крупное в Российской империи предприятие с большим штатом мастеров и художников (более пятисот человек), с современным техническим оборудованием и в одно из самых больших во всем мире. Фирма имела филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне.

Первый успех пришел к Карлу Фаберже в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве, где представленные им копии найденных в Крыму скифских сокровищ, хранящихся в Эрмитаже, а также образцы современного ювелирного искусства в виде изящных дамских украшений принесли ему золотую медаль.

С 1883 года Карл Фаберже стал получать заказы от российского императорского двора.

В 1885 году он получил право именоваться Поставщиком Двора Его Императорского Величества с правом использования на вывеске изображения государственного герба.

В 1890 году Карлу Фаберже пожаловали звание Оценщика Кабинета Его Императорского Величества, дававшее право беспрепятственного входа во дворцы. Его приглашали для точного определения достоинства, качества и ценности камней, и он никогда не отказывался быть оценщиком при покупках.

Фирма Фаберже производила традиционные ювелирные украшения, столовые приборы, всевозможные драгоценные безделушки и "полезные предметы" вроде портсигаров, шкатулок, брелоков, рамок для фотографий, колокольчиков, ручек для тростей и зонтов, бонбоньерок, флаконов для духов, часов, письменных приборов и пр. Делали мастера фирмы и миниатюрные фигурки животных, статуэтки людей, цветочные композиции. Материалом служили драгоценные и поделочные камни, золото и серебро, широко применялись разноцветные эмалевые покрытия, миниатюрная живопись по кости, остроумные механические "секреты".

Особой роскошью и декоративным изыском выделялись пасхальные яйца-сувениры Фаберже. Они стали символом и особенностью фирмы. В 1885 году Александр III первый раз подарил такое яйцо своей супруге Марии Федоровне, и с той поры дарить пасхальные яйца Фаберже вошло в традицию в русском императорском доме.

До 1917 года мастера фирмы создали свыше 250 тысяч ювелирных изделий, отличавшиеся искусным исполнением и высоким художественным уровнем. Решенные в разнообразных художественных стилях, богато украшенные драгоценными камнями, металлами, эмалями, они часто приобретались членами императорской фамилии, использовались в качестве дипломатических подарков.

Международное признание к Карлу Фаберже пришло в 1885 году, когда фирма участвовала в международной Нюрнбергской выставке, где копии скифских сокровищ, сделанные в его фирме, удостоились золотой медали. На Северной выставке в Копенгагене в 1888 году Фаберже также вручили золотую медаль и почетный диплом за представление внеконкурсных изделий.

По результатам Северной художественно-промышленной выставки 1897 года в Стокгольме (Швеция) он получил звание Поставщика Его Величества Короля Шведского и Норвежского, а также императорских и королевских домов Европы, Азии и Африки.

На Всемирной выставке 1900 года в Париже (Франция) он получил звание "мастера Парижской гильдии ювелиров".

Карл Фаберже был награжден орденом св. Станислава 2-й (1896) и 3-й степеней (1889), св. Анны 2-й степени (1892), золотой медалью на Станиславской ленте (за выставку 1882 года в Москве), болгарским орденом "За гражданские заслуги" (1902) и французским орденом Почетного легиона (1900).

В 1890 году ему было пожаловано почетное гражданство, а в 1910 году — звание мануфактур-советника.

В браке с Августой Юлией Якобс — дочерью мастера Придворных мебельных мастерских — у него родились четверо сыновей: Евгений (1874-1960), Агафон (1876-1951), Александр (1877-1952) и Николай (1884-1939), которые также работали в семейной компании.

Драматические события революции 1917 года, заставили фирму Фаберже закрыться в 1918 году. Сам Петер Карл Фаберже уехал в Ригу, а оттуда в Германию, где заболел. В июне 1920 года жена и старший сын перевезли его в Лозанну (Швейцария). 24 сентября 1920 года Петер Карл Фаберже скончался. Позже его прах был перевезен во Францию и захоронен в Канне.

После смерти Петера Карла Фаберже его сыновья Александр и Евгений открыли небольшое предприятие в Париже, которое торговало старыми изделиями фирмы, а также занималось изготовлением и проектированием новых. Оно закрылось в 1960 году, когда умер последний из членов семьи, работавших там, — Евгений Фаберже.

Многие изделия фирмы Фаберже из музеев и национализированных коллекций по решению советского правительства в 1920-1930-х годах были проданы за границу.

Научный интерес к изделиям фирмы Фаберже возобновился в России в конце 1980-х годов; в 1989 году в Елагином дворце прошла первая в СССР выставка "Великий Фаберже".

Произведения фирмы Фаберже до сих пор пользуются всемирной славой. Многие из них хранятся в крупнейших музеях мира; одной из интереснейших коллекций располагает Государственный музей Московского Кремля.

В 2013 году в Санкт-Петербурге был открыт негосударственный Музей Фаберже, в который вошла коллекция произведений Фаберже, собранная американским магнатом Малкольмом Форбсом и приобретенная российским бизнесменом Виктором Вексельбергом в 2004 году.

В 1996 году в Санкт-Петербурге был открыт памятник Карлу Фаберже, в 1998 году площадь, на которой он был установлен , получила название "Площадь Карла Фаберже".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Знаменитый российский мастер, прославившийся изготовлением ювелирных яиц удивительно тонкой и филигранной работы, известен каждому. Стоит произнести «яйца Фаберже», как в памяти возникают восхитительные произведения искусства из драгоценных металлов и камней, которыми гордилась августейшая семья.

В жилах искусного мастера текла немецкая и франко-датская кровь с примесью эстонской, но именно Карл Фаберже, стоявший во главе немецкой общины в Санкт-Петербурге, заложил русскую ювелирную школу, главным принципом которой стало безупречное качество.

Время от времени изделия ювелирного дома Фаберже появляются на мировых аукционах и уходят к покупателям за миллионы долларов.

Детство и юность

Родился будущий ювелир весной 1846 года в северной столице. Мама знаменитого мастера – датчанка Шарлотта Юнгштедт, дочь художника. Отец Густав Фаберже родился в Лифляндии (прибалтийский немец) от онемечившихся французов-гугенотов, перебравшихся в Пруссию после отмены Нантского эдикта. В начале 1840-х Густав Фаберже основал в городе на Неве ювелирную мастерскую, но спустя 20 лет перебрался в Дрезден.


Художественные способности у Карла обнаружились в детстве. Сын живо интересовался ювелирным делом, и отец дал отпрыску отменное образование: в Санкт-Петербурге мальчика отдали в частную гимназию. Затем юноша учился коммерческому делу в Дрездене.

После длительного путешествия по городам Европы Карл учился ювелирному делу во Франкфурте у мастера Джозефа Фридмана.


Обогатившись техническими познаниями, Фаберже изучил менеджмент предприятия и в 1864 году вернулся в Северную Пальмиру. В отцовской мастерской и в Эрмитаже молодой ювелир реставрировал старинные драгоценности.

В 1872 году Густав Фаберже, живший в Дрездене, передал 25-летнему сыну полномочия и сделал главой петербургской фирмы. Поначалу в ее штате числилось 100 рабочих: многих искусных мастеров Карл присмотрел, когда путешествовал по Европе.

Ювелирное искусство и бизнес

Спустя 10 лет изделия дома Фаберже попали на московскую художественно-промышленную выставку, где их заметил и оценил царь . С этого момента биография ювелира неразрывно связана с императорской семьей, которая покровительствует Карлу Фаберже и популяризирует его изделия в Европе. Романовы заказывают ювелиру украшения, которые дарят родственникам в Дании, Британии, Греции.


В 1900-м русского мастера удостоили титула «мастер Парижской гильдии ювелиров» и вручили учрежденный орден Почетного легиона. На Большой Морской улице в городе на Неве появилось главное здание фирмы: дом спроектировал родственник семьи – Карл Шмидт. На первом этаже расположились мастерские и открылся магазин, три остальные этажа заняло семейство.

Первое ювелирное яйцо работы Фаберже появилось в 1885 году. Заказал изделие император для супруги как подарок на Пасху. Яйцо называют «Курочка» или «Куриное». В сравнении с остальными изделие выглядит просто: сверху белая эмаль, внутри – в золотом «желтке» – курочка из цветного золота, в которой пряталась рубиновая корона.


Идея яйца, в котором прятался сюрприз, принадлежит не Карлу Фаберже: первые экземпляры яиц появились в XVIII столетии. Подобные изделия хранились в сокровищнице короля Дании, отца супруги Александра III, урожденной Марии Софии Фредерики Дагмар. Российский царь пожелал сделать жене подарок, который напоминал бы о родине.

Императрице пасхальный сюрприз так понравился, что Карл Фаберже стал придворным ювелиром и получил заказ: каждый год радовать августейшую семью новым драгоценным яичком с секретом. унаследовал традицию и удвоил заказ: Карл Фаберже ежегодно к Пасхе изготовлял 2 яйца – матери царя и супруге.


Эскиз яйца утверждался главой торгового дома, после чего за работу брались лучшие мастера. История сохранила имена Михаила Перхина (карельского самородка), Августа Хольстрома, Эрика Коллина. При Романовых торговый дом Фаберже вырос до 500 служащих.

«Мода» на дарение пасхальных яиц Фаберже, которую ввели Романовы, распространилась по Европе: российскому ювелирному дому поступали заказы из-за рубежа. Известно о 15 изделиях, 7 из которых Карл Фаберже создал по заказу золотопромышленника Александра Кельха. Остальные 8 яиц мастер и его ученики сделали для , герцогини Мальборо, Ротшильдов.


Изделия русского ювелира поражали неожиданными решениями. Карл Фаберже смело экспериментировал: основой броши мог сделать карельскую березу, оправив кусочек дерева в бриллианты. Он часто работал с полудрагоценными камнями и материалами, считавшимися «неювелирными». Но работа была настолько филигранной, что поражала самых требовательных заказчиков.

Мастерская Фаберже славилась уникальной эмалью: сотни цветовых оттенков и техника гильоширования (узорные насечки на основном фоне, покрытые слоями лака) превращали изделие в шедевр. Эмалированные портсигары, часы, шкатулки, табакерки и сервизы словно светились изнутри и казались многослойными.


Торговый дом выпускал как ювелирные изделия баснословной цены, так и продукцию массового производства. В 1914-м в продажу поступила серия чарок из меди, портсигаров. Но наибольшую славу дому Фаберже принесли ювелирные пасхальные яйца: для царской семьи в мастерской создали 54 экземпляра.

После Октябрьской революции фабрики и магазины императорского ювелира национализировали. В Петрограде большевики экспроприировали готовые изделия и запасы драгоценных камней и металлов, не заплатив ни копейки компенсации. Немного изделий удалось увезти в Финляндию сыновьям Карла Фаберже.


Конфискованные шедевры власть продавала, наполняя казну молодого государства. Шесть пасхальных яиц приобрел в петроградском магазине Фаберже представитель британского торгового дома Wartski Эммануил Сноумэн.

Осенью 1918-го Карл Фаберже тайно сбежал в Ригу: царский ювелир боялся ареста и расстрела. После вторжения большевиков в Латвию мастер уехал в Германию. Когда Берлин охватила Ноябрьская революция, Фаберже перебрался во Франкфурт-на-Майне, где тоже не задержался.


Последние годы жизни Фаберже провел в Висбадене. После революционных потрясений и конфискации имущества знаменитый мастер упал духом и повторял, что «жизни больше нет».

В 2004 году российский предприниматель и миллиардер за $ 100 млн. выкупил у Малкольма Форбса 9 яиц (в их числе первое – «Курочка») и вернул в Россию. Благодаря бизнесмену в Санкт-Петербурге появился музей Фаберже.

Личная жизнь

Карл Фаберже женился лишь раз: его супругой в 1872 году стала девушка по имени Огюста Джулия Джейкобс. В 1874-м Огюста родила мужу первенца, которого назвали Евгением. Он пошел по стопам отца, выучился ювелирному делу, работал в родительской мастерской, а в начале 1920-х иммигрировал во Францию.


В 1876-м родился второй сын – Агафон Фаберже. Весной 1895-го вступил в семейный бизнес, а в конце 1890-х стал оценщиком императорского двора. Отношения Агафона Карловича с отцом разладились после обвинения в краже (позже в воровстве признался друг семьи). В 1920-х сын знаменитого ювелира трудился уполномоченным Гохрана. В 1927-м сбежал в Финляндию, где жил в бедности.

Третий сын царского ювелира – Александр – родился в 1877 году. Иммигрировал в Париж и вместе с братом Евгением основал фирму «Фаберже и К». Четвертый, младший, сын Карла – Николай – родился в 1884 году. Стал ювелирным дизайнером. С 1906-го работал в филиале фирмы Фаберже в столице Британии.


В 56 лет глава ювелирного дома влюбился в 21-летнюю певицу кафешантана Амалию Крибель, чешку. Разводиться с супругой уважаемый ювелир семьи Романовых не собирался, но и страсть к юной Амалии победить не смог. Каждый год Карл Фаберже отправлялся на 3 месяца в Европу, прихватив певицу.

В 1912 году Крибель вышла замуж за князя старинного грузинского рода и взяла фамилию Цицианова. Мужа оставила сразу же, а связь с Карлом не порвала. Амалию называют второй . Цицианову завербовали немцы и австрийцы. Попасть в Россию во время войны помог Фаберже. Весной 1916 года Амалию арестовали и сослали в Сибирь. С Карлом Фаберже последняя возлюбленная больше не встретилась, а у ювелира из-за связи с австрийской шпионкой возникли трудности.

Смерть

Медики предписали 74-летнему ювелиру спокойную и размеренную жизнь, строго-настрого запретив курить: у Фаберже было больное сердце.

Родные перевезли главу семейства на берег Женевского озера, который славился климатом. Ограбленный большевиками предприниматель, потерявший дело всей жизни и – по разным оценкам – $ 500 млн, не считая недвижимости, так и не оправился от удара.


В сентябре 1920 года Карл Фаберже, невзирая на запреты врачей, раскурил крепкую сигару. Насладиться до конца не успел: умер, докурив до половины. Похоронили Фаберже на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Память

  • В Санкт-Петербурге есть Площадь Карла Фаберже
  • 19 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге в Дворце Нарышкиных-Шуваловых был открыт Музей Фаберже
  • В Киеве есть мемориальная доска в честь известного ювелира
  • В Одессе на здании гостиницы Пассаж, где в фешенебельных торговых рядах до большевистской революции располагался ювелирный салон Карла Фаберже, установлена мемориальная доска
  • В Баден-Бадене есть музей Фаберже - первый в мире, полностью посвященный работам фирмы ювелира
  • В Москве есть колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже

В 2003 году, в год 300-летия Петербурга, ювелиры России объявили 30 мая своим профессиональным праздником, «Днем российского ювелира». Именно 30 мая (н.ст.) 1846 г. родился знаменитый российский ювелир Петер Карл Фаберже.

Его предки, некогда жившие во Франции и бывшие убежденными гугенотами, не по своей воле покинули родину при короле-католике Людовике XIV.
За 4 года до рождения Карла, в 1842-м, его отец Густав Фаберже, ювелирных дел мастер, основал фирму под собственным именем, расположившуюся в одном из домов на Большой Морской. В 1860 году, когда Карлу, старшему из его сыновей, исполнилось 14 лет, Густав переселился вместе с семьей в Дрезден. Закончив колледж в Париже, он прошел обучение в Лувре и Версале, познавая тонкости ювелирного искусства венецианцев, саксонских камнерезов и французских эмальеров. Затем он начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Джозефа Фридмана.

В 1865 году Карл Фаберже вернулся в Россию, а в 1872 году взял ювелирную фирму отца в свои руки. В этом же году он женился на дочери управляющего императорскими мастерскими по производству мебели. От этого брака у него было четыре сына – Евгений, Агафон, Александр и Николай – каждый из которых впоследствии присоединился к фирме.
Александр III считал расточительным тратить большие деньги на украшения, но его супруга, датчанка Мария Федоровна не поддерживала стремления мужа к аскетизму. Она любила украшения, особенно сапфиры с бриллиантами.


Именно для неё Карл Фаберже исполнил в 1885 году первое из ставших впоследствии знаменитых императорских пасхальных яиц. Это было так называемое «Куриное» яйцо. Снаружи оно покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, - изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона. Это пасхальное яйцо способствовало присвоению Фаберже в том же году звания Поставщика Высочайшего двора. Этот титул дал право включить императорского двуглавого орла в свой фирменный знак.
Всего, включая «Куриное» яйцо, Фаберже создал 71 пасхальное яйцо, из которых императорскими являются 54.


Александр III, по воспоминаниям главного мастера фирмы Фаберже Франца Бирбаума, в искусстве «из принципа предпочитал все русское». Его сын Николай II во всем старался подражать отцу. В древнерусском, старорусском, современном русском и новорусском стилях работала Серебряная фабрика фирмы Фаберже в Москве (после 1890 года) и не испытывала дефицита заказов.

В 1885 году изделия Карла Фаберже имели большой успех на выставке изящных искусств и ювелирного искусства в Нюрнберге в 1885 году, где он показал копии древнегреческих золотых украшений, оригиналы которых хранятся в Петербурге в Эрмитаже.
Карл Фаберже придавал большое значение качеству материала и технологии его обработки. Для Фаберже золото никогда не было просто золотом - оно могло быть красным, белым или даже зеленым, а контрастные сочетания цветов могли давать самые неожиданные эффекты. Когда Фаберже использовал в своих творениях сверкающие драгоценные камни, они были важны для него не столько своей ценностью, сколько своими декоративными достоинствами.
Технология изготовления эмалей, разработанная в мастерских Фаберже и являющаяся его главным достижением, позволила создавать изделия, отличающиеся непревзойденным качеством ювелирной работы. Покрытие эмалью представляет собой сложный процесс, чреватый всевозможными осложнениями. Эмали Фаберже характеризуются равномерностью качества и гладкостью поверхности. Коньком Фаберже была так называемая эмаль "en plein" - гладкое покрытие достаточно больших поверхностей или полей. Такая техника не прощает ни малейшей ошибки. Подобно тому, как Фаберже комбинировал поверхности из матового и шлифованного золота, он использовал контрасты глухой и прозрачной эмали, причем последняя украшалась рисунком, выгравированном на металле и просвечивающим сквозь эмаль. Другим свойством некоторых эмалей Фаберже является эффект изменения цвета при легком повороте изделия. Искусство гильоширования - создания тонкого, тщательно выгравированного узора, состоящего из прямых и изогнутых линий. Фаберже довел до совершенства.

Скромная золотая «Курочка» положила начало целой серии пасхальных яиц, которые Фаберже изготавливал по заказу императора Александра III. Каждый год, на Страстной неделе, именитый ювелир приносил в дворцовые покои очередной пасхальный шедевр. После смерти в 1894 году Александра III в годы царствования его сына, императора Николая II, работы у мастеров фирмы прибавилось, они стали делать по два пасхальных яйца в год - одно предназначалось вдовствующей императрице Марии Федоровне, другое - супруге императора Александре Федоровне.

И всякий раз эти пасхальные подарки поражали воображение высочайших заказчиков неиссякаемой фантазией, новизной сюжета, виртуозностью ювелирной работы, сочетанием разнообразных технических приемов и неожиданным на первый взгляд соседством драгоценных материалов с недорогими - излюбленный прием Карла Фаберже.
С технической точки зрения пасхальные изделия Фаберже признаны эталоном мастерства многих тружеников: ювелиров, камнерезов, золотых дел мастеров, специалистов по эмали, миниатюристов. Мастера фирмы прославились высочайшими достижениями в технике так называемой гильошировки - на золотую или серебряную поверхность яйца наносили рисунок из линий, напоминающих лучи или волны, а затем покрывали поверхность эмалью. В результате отполированная поверхность будто светилась изнутри - волшебный эффект создавали рассеивающие свет выгравированные линии, спрятанные под слоем эмали. Неповторимую торжественность придавали изделиям переливчатые эмали разных оттенков - от пастельно-нежных до насыщенных, коих фирма разработала более 120 видов.

В 1882 г. 20-летний Агафон Фаберже присоединился к своему брату Карлу в Санкт-Петербурге и проработал с ним более десяти лет до своей смерти в 1895 году. Этому был богатый и самый творческий период фирмы. Качество вещей, сделанных в эти годы, осталось непревзойденным. Принято считать, что взаимодействие братьев - Карла, с его приверженностью классическому стилю, и более живого и творчески энергичного Агафона, - усиленное приходом в фирму ее второго главного мастера, блестящего Михаила Перхина, работавшего с 1885 по 1903 гг., способствовало обособлению около 1885 г. искусства Фаберже как самобытного стиля в прикладном искусстве и ювелирном деле. Именно в это десятилетние впервые возникает большинство “тем и сюжетов” Фаберже: создаваемое для царской семьи и императорского двора пасхальные яйца, фигурки животных, цветы, objets de virtu - “полезные предметы” - и другие поделки из самоцветов или драгоценных металлов. Бирбаум в своих мемуарах пишет, что с именно с Агафоном Фаберже в фирме начались перемены: “...по характеру более живой и впечатлительный, он искал и находил вдохновение повсюду в античности, в искусстве Востока, которое тогда еще не было изучено, или в природе. Сохранившиеся его рисунки - свидетельство постоянного и непрекращающегося поиска. Нередко можно встретить до десятка разработок одной темы.”


Браслет (трансформация в кулон) производства Московской мастерской Карла Фаберже второй половины XIX века. Приобретён вятским купцом в 1886 году для своей супруги. Средний камень - крупный бриллиант с редкой уникальной огранкой. Шесть бриллиантов, уменьшающихся в пропорции. Далее хрусталь. Три натуральных рубина. Матовое золото.

Отдельно стоит сказать уже о упомянутом Михаиле Перхине. Он родился в деревне Окуловской Шуйской волости Петрозаводского уезда Олонецкой губернии 22 мая (ст.ст) 1860 г. 24 января 1884 года был записан подмастерьем по золотых дел ремеслу Петербургской ремесленной управы. С 1885 года Перхин стал работать в фирме Фаберже. В 1886 до своей смерти в 1903 году был главным мастером фирмы Фаберже. Владел мастерской на Большой Морской улице, 11, а с 1900 года - на Большой Морской, 24. Один из лучших мастеров фирмы Фаберже, работал исключительно на него. Был купцом 2-й гильдии. Перхин создал 28 императорских пасхальных яиц. Его личное клеймо - «М.П.»


В 1903 году преемником Перхина на посту ведущего мастера стал его главный помощник Генрик Эммануил Вигстрем (1862-1923), который занимал этот пост до закрытия фирмы в 1917 году. Он руководил мастерскими в те годы, когда слава фирмы Фаберже достигла своего пика. В своих изделиях Вигстрем любил воспроизводить элементы стиля Людовика XVI, а также стиля ампир. Особенно широко он использовал орнаменты из лавра. Почти все изделия из твердых камней (фигурки, животные, цветы) делались под его наблюдением. Клеймо Вигстрема – «H.W.»
Кроме заказных дорогих изделий фирма изготовляла в изобилии миниатюрные кулоны в виде пасхальных яиц, всевозможные коробочки, портсигары, украшения, часы, фоторамки и прочие предметы. Для декора таких изделий использовалась гравировка металлической поверхности тонким рисунком из волнообразных, параллельных, концентрических и лучевых линий, которая затем покрывалась слоем прозрачной цветной эмали, придававшей поверхности бриллиантовый блеск. Многие такие изделия были после революции распроданы их владельцами, в том числе – за границу.

В изделиях фирмы Фаберже смело сочетаются драгоценные и полудрагоценные камни. Рубины, сапфиры, изумруды, бриллианты соседствовали в изделиях с лунными камнем, хризолитом, халцедоном, агатом. Кроме того, драгоценные камни сочетались с эмалями, в изготовлении которых фирма особенно преуспела. Также мастера фирмы особое внимание уделяли подбору камня и выявлению его природной красоты. Для этих целей широко использовались уральские полудрагоценные камни разных цветов, а также горный хрусталь.


Под влиянием японских образцов, и особенно нэцкэ мастерами фирмы Фаберже создавались фигурки из твердых полудрагоценных камней, которые отделывались драгоценными камнями и металлами. Была даже открыта специальная мастерская по обработке камней во главе с П.М. Кремлевым.

Фигурки изображали людей и животных, а некоторые из них даже несли функциональное назначение – печати, ручки зонтов. В коллекции английской королевы Елизаветы II – более 170 фигурок животных из драгоценных камней, сделанных фирмой Фаберже. Многие фигурки уникальны, дубликаты делались только в редких случаях и по специальному заказу. Многие фигурки имеют сигнатуру Фаберже, некоторые – знак «К», иногда есть дата и инвентарный номер.

Спецификой русского бизнеса всегда была сильная зависимость от государства. Карл Фаберже активно работал с государственными структурами, в частности с Кабинетом его Величества (для которого исполнил более 6 000 вещей), армией и флотом, различными министерствами.
Еще одна особенность – отсутствие ритмичности. Рынок развивался рывками, от заказа к заказу, от одного события в царской семье – к другому. Огромные заказы были в 1896 году – на коронацию. Всплеск зарубежных заказов последовал после успеха на Парижской выставке 1900 года («некому работать, кто будет выполнять заказы»). Заказы 1904 года, в связи с рождением наследника, «неисполнимые» по объему заказы к 300-летию Дома Романовых, чем поспешили воспользоваться профсоюзы ювелиров и потребовать повышения оплаты. Требовалось выполнять срочнейшие заказы в сжатые сроки. Работа днем и ночью, а затем непонятное бездействие месяцами. В России было только два пика работы и продаж в течение года: на Рождество и Пасху. Отсюда отсутствие регулярности и системы, что отмечал Франц Бирбаум.
Отсутствие системы чувствовалось во всем. С одной стороны – вера в честное купеческое слово, с другой – отсутствие бумажной документации. «Карл Фаберже не любил бумаг, не оставил записей», – констатирует его сотрудник и биограф Г. Ч. Бэйнбридж. Он, будучи руководителем Лондонского филиала Фаберже, пишет, что только через несколько лет работы в фирме узнал, что Фаберже исполняет для царя ежегодно сложные, дорогостоящие пасхальные яйца.

Как любой бизнес, дело Фаберже подчинялось мировым экономическим законам, которые действуют столь же неотвратимо, как наступление дня и ночи. Но как бизнес особого рода, связанный с производством предметов искусства, ювелирное дело подчинялось и законам искусства, которые нередко вступали в противоречие с законами производства. Наконец, как бизнес, связанный с оборотом драгоценных металлов и камней, дело Фаберже в периоды войн и революций переживало чрезвычайные испытания, подчиняясь законам обращения золота. Достаточно сказать, что с началом Первой мировой войны был запрещен размен бумажных денег на золото, а получение бриллиантов из Антверпена и Лондона стало своего рода подвигом. Платина к 1916 году подорожала по сравнению с уровнем 1913 года в четыре раза.
В 1910 году Карл Фаберже стал мануфактур-советником и получил звание Придворного ювелира. В 1916 году он преобразовал свое личное предприятие в Товарищество с уставным капиталом в 3 млн руб.
В 1918 году он эмигрировал из России и умер 24 сентября 1920 года в швейцарском городе Лозанна.

(гугенотами), покинувшими Пикардию (Франция) в ХVII веке. Сначала они переселились в Германию, а затем обосновались в прибалтийской провинции России — Лифляндской губернии (ныне территория разделена между Латвией и Эстонией).

Отец Карла Фаберже — Густав Фаберже, родился в городе Пярну (Эстония). Его мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. Фаберже-старший в 1841 году получил звание "ювелирных дел мастер" и в 1842 году открыл небольшую ювелирную фирму под собственным именем в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице.

У Карла Фаберже рано проявились художественные способности и интерес к ювелирному искусству. Отец смог дать сыну превосходное образование: он учился в немецкой частной школе Святой Анны в Санкт-Петербурге, затем посещал дрезденскую "Хандельшуле", обучаясь коммерции. После этого путешествовал по Европе, изучал ювелирное искусство, совершенствовал свое ювелирное мастерство у немецкого ювелира Джозефа Фридмана, владельца фирмы во Франкфурте-на-Майне.

Обогатившись культурой западных европейских стран и техническими знаниями ювелирного производства, а также изучив менеджмент предприятия, Карл Фаберже вернулся в Россию в конце 1864 года и стал трудиться в мастерской отца.

Кроме этого, он занимался исследовательской и реставрационной работой, изучая и восстанавливая произведения для отделений древностей и драгоценностей Эрмитажа, причем делал это на протяжении пятнадцати лет совершенно безвозмездно.

В 1872 году Карл Фаберже стал главой фирмы; отец официально передал ему свои полномочия.

Поначалу смена владельца никак не отразилась на ассортименте мастерской Фаберже, она продолжала выпускать стандартный набор всевозможных женских украшений, сделанных в популярном тогда французском стиле. Постепенно начались преобразования, и фирма стала выделяться среди своих конкурентов. С расширением производства и ростом заказов были выделены самостоятельные мастерские золотых, эмалевых, серебряных изделий, камнерезная мастерская и мастерская по изготовлению знаков, жетонов и орденов.

Благодаря тонкому художественному вкусу и коммерческой жилке Карла Фаберже небольшая ювелирная мастерская превратилась в самое крупное в Российской империи предприятие с большим штатом мастеров и художников (более пятисот человек), с современным техническим оборудованием и в одно из самых больших во всем мире. Фирма имела филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне.

Первый успех пришел к Карлу Фаберже в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве, где представленные им копии найденных в Крыму скифских сокровищ, хранящихся в Эрмитаже, а также образцы современного ювелирного искусства в виде изящных дамских украшений принесли ему золотую медаль.

С 1883 года Карл Фаберже стал получать заказы от российского императорского двора.

В 1885 году он получил право именоваться Поставщиком Двора Его Императорского Величества с правом использования на вывеске изображения государственного герба.

В 1890 году Карлу Фаберже пожаловали звание Оценщика Кабинета Его Императорского Величества, дававшее право беспрепятственного входа во дворцы. Его приглашали для точного определения достоинства, качества и ценности камней, и он никогда не отказывался быть оценщиком при покупках.

Фирма Фаберже производила традиционные ювелирные украшения, столовые приборы, всевозможные драгоценные безделушки и "полезные предметы" вроде портсигаров, шкатулок, брелоков, рамок для фотографий, колокольчиков, ручек для тростей и зонтов, бонбоньерок, флаконов для духов, часов, письменных приборов и пр. Делали мастера фирмы и миниатюрные фигурки животных, статуэтки людей, цветочные композиции. Материалом служили драгоценные и поделочные камни, золото и серебро, широко применялись разноцветные эмалевые покрытия, миниатюрная живопись по кости, остроумные механические "секреты".

Особой роскошью и декоративным изыском выделялись пасхальные яйца-сувениры Фаберже. Они стали символом и особенностью фирмы. В 1885 году Александр III первый раз подарил такое яйцо своей супруге Марии Федоровне, и с той поры дарить пасхальные яйца Фаберже вошло в традицию в русском императорском доме.

До 1917 года мастера фирмы создали свыше 250 тысяч ювелирных изделий, отличавшиеся искусным исполнением и высоким художественным уровнем. Решенные в разнообразных художественных стилях, богато украшенные драгоценными камнями, металлами, эмалями, они часто приобретались членами императорской фамилии, использовались в качестве дипломатических подарков.

Международное признание к Карлу Фаберже пришло в 1885 году, когда фирма участвовала в международной Нюрнбергской выставке, где копии скифских сокровищ, сделанные в его фирме, удостоились золотой медали. На Северной выставке в Копенгагене в 1888 году Фаберже также вручили золотую медаль и почетный диплом за представление внеконкурсных изделий.

По результатам Северной художественно-промышленной выставки 1897 года в Стокгольме (Швеция) он получил звание Поставщика Его Величества Короля Шведского и Норвежского, а также императорских и королевских домов Европы, Азии и Африки.

На Всемирной выставке 1900 года в Париже (Франция) он получил звание "мастера Парижской гильдии ювелиров".

Карл Фаберже был награжден орденом св. Станислава 2-й (1896) и 3-й степеней (1889), св. Анны 2-й степени (1892), золотой медалью на Станиславской ленте (за выставку 1882 года в Москве), болгарским орденом "За гражданские заслуги" (1902) и французским орденом Почетного легиона (1900).

В 1890 году ему было пожаловано почетное гражданство, а в 1910 году — звание мануфактур-советника.

В браке с Августой Юлией Якобс — дочерью мастера Придворных мебельных мастерских — у него родились четверо сыновей: Евгений (1874-1960), Агафон (1876-1951), Александр (1877-1952) и Николай (1884-1939), которые также работали в семейной компании.

Драматические события революции 1917 года, заставили фирму Фаберже закрыться в 1918 году. Сам Петер Карл Фаберже уехал в Ригу, а оттуда в Германию, где заболел. В июне 1920 года жена и старший сын перевезли его в Лозанну (Швейцария). 24 сентября 1920 года Петер Карл Фаберже скончался. Позже его прах был перевезен во Францию и захоронен в Канне.

После смерти Петера Карла Фаберже его сыновья Александр и Евгений открыли небольшое предприятие в Париже, которое торговало старыми изделиями фирмы, а также занималось изготовлением и проектированием новых. Оно закрылось в 1960 году, когда умер последний из членов семьи, работавших там, — Евгений Фаберже.

Многие изделия фирмы Фаберже из музеев и национализированных коллекций по решению советского правительства в 1920-1930-х годах были проданы за границу.

Научный интерес к изделиям фирмы Фаберже возобновился в России в конце 1980-х годов; в 1989 году в Елагином дворце прошла первая в СССР выставка "Великий Фаберже".

Произведения фирмы Фаберже до сих пор пользуются всемирной славой. Многие из них хранятся в крупнейших музеях мира; одной из интереснейших коллекций располагает Государственный музей Московского Кремля.

В 2013 году в Санкт-Петербурге был открыт негосударственный Музей Фаберже, в который вошла коллекция произведений Фаберже, собранная американским магнатом Малкольмом Форбсом и приобретенная российским бизнесменом Виктором Вексельбергом в 2004 году.

В 1996 году в Санкт-Петербурге был открыт памятник Карлу Фаберже, в 1998 году площадь, на которой он был установлен , получила название "Площадь Карла Фаберже".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Рассказать друзьям