Идеи для женской вечеринки. Тематические вечеринки дома

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ОТКУДА ОНИ?

Среди окружающего населения цыгане Средней Азии известны под названием люли, джуги, мазанг. Сами цыгане утверждают, что название “люли” им присвоено узбекским населением, а “джуги” – таджикским. В качестве самоназвания все группы цыган выдвигают этноним мугат – мугати самарканди, мугати бухорой …

Между цыганами, за которыми по традиции закрепились названия “люли” и “джуги”, нет резких этнографических различий. От них отличаются цыгане, именуемые мазанг, представители которых разбросаны по всей территории Средней Азии. Они никогда не вступали в родственные отношения с другими среднеазиатскими цыганами и резко выделялись среди них по характеру исконных занятий.

О давности появления цыган в Средней Азии свидетельствует утрата ими своего языка и многочисленные заимствования различных элементов материальной и духовной культуры у окружающего населения. Большинство цыган двуязычны, они говорят на узбекском и таджикском, однако таджикский язык в их быту является основным. Считается, что цыгане являются выходцами из Индии. Правда, среднеазиатские цыгане убеждены, что родина их предков – Средняя Азия. Но наличие среди цыган антропологического типа, резко отличающегося от окружающего населения и имеющего ближайшие аналогии среди населения Индии, характерный род занятий, близкий членам индийской касты “дом” (деревообделочное ремесло, нищенство..), а также некоторые обычаи (татуировка лба) говорит о том, что предки среднеазиатских цыган были выходцами из Индии. В Самаркандской и Сурхандарьинской областях бытует этноним “мултони” происходящий от города Мультан. Этот город находится в Пакистане, и в средние века был перевалочным пунктом караванной торговли с Персией и Средней Азией.

В прошлом цыгане не имели земельных наделов и были вынуждены передвигаться с места на место. Однако у среднеазиатских цыган уже давно были места длительных стоянок вблизи городов и сельских населенных пунктов. Из таких стоянок выросли цыганские кварталы на окраинах Самарканда. Бухары, Ташкента.

ВО ЧТО ВЕРЯТ?

По религиозной принадлежности среднеазиатские цыгане – мусульмане. Они по-мусульмански хоронят умерших, совершают молитвы, постятся, соблюдают обряд обрезания. Однако в прошлом и у них, как и у многих других народов Средней Азии, ортодоксальный ислам сочетался с элементами различных доисламских верований, которые в семейном быту имели преобладающее значение. У цыган была распространена вера в различного рода духов – джин, пари, алвасти, в порчу – зиён, в силу всевозможных оберегов и амулетов – тумор, бозбанд. Лук, перец, хлеб, острые предметы, рога барана считались оберегами от действия злых духов и сглаза. Особой сакральной силой наделялся волк: клыки и высушенный нос волка нашивали на одежду в качестве оберегов. Такой же силой обладал, по цыганским верованиям, дикобраз, колючки которого также употреблялись в качестве оберега. Каршинские цыгане ели мясо дикобраза, а у самаркандских существовало строгое табу на мясо этого животного и была распространена легенда о том, что некогда дикобраз был человеком. Возможно это пережитки каких-то древних тотемистических представлений.

ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ?

Ремеслом занимались лишь немногие цыганские группы. Среди цыган встречались ювелиры и кузнецы. Цыганки же обычно изготовляли волосяные лицевые сетки – чачвон. У ферганских и ташкентских люли были группы ремесленников, занимавшиеся выделкой щепного товара, изготовлением сит и решет, женщины плели решета, мужчины делали к ним ободья.

В основном среди цыган люли и джуги мужчины были мало заняты производительным трудом, представляя заботы о пропитании семьи женщинам. Для большей части цыган главным источником существования являлось нищенство, которым занимались женщины. Вооружившись мешками и посохами, которыми они отгоняли собак, цыганки ежедневно выходили на сбор подаяния, обходя двор за двором в городах и кишлаках. Попутно цыганки гадали, смотря в зеркало или в чашу с водой.

Цыгане-мазанг нищенством не занимались совершенно. Мужчины мазанги были деревообрабодчиками и мелкими торговцами. Они изготавливали решета, сита, бубны, деревянную посуду.

ЕСТЬ ЛИ КРОВ У ЦЫГАН?

Исконным жилищем цыган служил шатер – чодыр. Зимний шатер (чодири зимистон) состоял из бязевого полотнища, накидывавшегося на два или три врытых в землю шеста. Летний шатер (чодири гарм) представлял собой по существу лишь навес для тени, он был значительно меньше и держался обычно на одном шесте. В шатре расстилали кошму, раскидывали одеяла и подушки. Обогревались при помощи костра, разжигаемого в небольшом круглом углублении ближе к выходу. Пищу готовили на кострах, которые разводили вне шатра. От обычного чодыра отличалось жилище цыган-мазангов. Они строили шалаш (чайла) из дугообразных согнутых и воткнутых в землю толстых ветвей ивы, которые покрывали мелкими ветками, камышом и сухой травой. Чайла, высотой в рост человека, достигала длину 3-4 метра, двери были из камышовой циновки или завешивались полотнищем ткани.

ЧТО НОСЯТ?

Многовековое влияние культуры окружающего населения больше всего сказалось в одежде и пище цыган. Мужская и женская одежда цыган ничем не отличается от узбекской или таджикской. И теперь еще пожилые мужчины носят халаты и широкие штаны, на голову надевают тюбетейки, на которые наматывают чалму. В женском костюме отсутствуют характерные для европейских цыган широкая юбка и шали. Костюм среднеазиатской цыганки отличается от узбекского только большим предпочтением к ярким расцветкам, необычным по пестроте и сочетанию цветов. Цыганки имеют большую склонность к различным украшениям – кольцам, серьгам, браслетам, ожерельям, но и эти предметы утратили национальное своеобразие.

КАК ЖИЛИ И ЖИВУТ?

Цыгане живут малыми, индивидуальными семьями. Сыновья отделяются сразу после женитьбы. Каждая семья ведет хозяйство и питается отдельно от других. Женщина занимает в цыганской семье подчиненное положение, хотя и является основной кормилицей семьи. Будучи мусульманкой, она, тем не менее не закрывала лица и не изолировалась от мужского общества. Она смела и свободна в общении с людьми. Только у некоторых групп мазангов в прошлом женщины носили джелак – халат со сложенными рукавами, который они набрасывали на голову, слегка прикрывая лицо.

У среднеазиатских цыган существовал обычай уплаты калыма за жену, он целиком оставался у отца невесты. Широко было распространено многоженство: чем больше жен, тем больше работниц и выше достаток в семье. Девушек выдавали замуж с 12-15 лет. В брачные отношения вступали не зависимо от территориального расположения – ташкентские брали в жены самаркандских, каршинских и т.п.. Однако ни одна из групп цыган люли и джуги не вступала в брачные отношения с мазангами. Это строгое правило, возможно, является отдаленным пережитком кастовой эндогамии предков цыган.

Сговор и все церемонии свадебного обряда мало чем отличались от аналогичных обрядов у окружающего населения. У цыган были распространены кузенные браки, часто наблюдался обычай куч куёв – принятие зятя в дом. Характерными для цыган были перекрестные браки карши кудо: две семьи договаривались о перекрестных браках своих сыновей и дочерей; калым в этих случаях не платили. Обычай леврита у цыган соблюдался в тех случаях, когда после умершего оставался ребенок. Сохранилась традиция, когда муж называет жену мугат зан (буквально – цыганка), а жена называет мужа по имени ребенка (отец такого-то).

Цыганские празднества – той – справлялись с характерной для Востока пышностью, на них собирались множество гостей. Очень популярны были на тоях петушиные бои и бои ослов. Особенностью цыганских тоев были также соревнования в беге.

Мусульманский обряд бракосочетания происходил в доме невесты. Соблюдались различные свадебные обряды, бытовавшие у окружающего населения – проводы молодой в дом мужа, обведение новобрачной вокруг костра, обряд смотрения молодых в зеркало и др…

После появления первого ребенка справлялся обряд лачак бандон – повязывание головного убора замужней женщины. На сбор подаяния цыганка обычно выходила только после совершения этого обряда.

Цыганские семьи весьма многодетны. Бродячий образ жизни губительно сказывается на положении детей, у цыган высокая детская смертность. Обычно женщины уходя на сборы подаяния, оставляют детей представленных самим себе или оставляют на попечение старух.

СОХРАНЯТСЯ ЛИ СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ЦЫГАНЕ?

В настоящее время чаще встречаются смешанные браки и как правило это узбеко-цыганские семьи. И дети в таких семьях предпочитают называть себя узбеками.

Численность среднеазиатских цыган в Узбекистане составляла:

1956 г. – 7600 (вместе с Таджикистаном),

1979 г. – 12581,

1989 г. – 16397

=======================

33.953898 151.137199

Advertisements

Жили-были бедные родители, они имели сына Лю и дочь Ли. Однажды в страну пришёл завоеватель, родители бежали и в суматохе потеряли детей. Осиротевшие Лю и Ли пошли искать их — каждый выбрал свою дорогу. Через несколько лет они встретились и, не узнав друг друга, поженились. Когда правда открылась, мулла проклял их, и с тех пор это проклятие преследует их потомков, которые зовутся люли.

Это одна из легенд, которые можно услышать от нынешних стариков из числа необычной группы люли, живущей в Средней Азии. В ней попытка объяснить не только происхождение самого слова люли, не имеющего перевода ни с одного языка, но и подчеркнуть замкнутость группы, презираемую окружающим населением.

Постоянно проживающий в Таджикистане и Узбекистане народ люли — древний народ, верный своему закону, с загадочной духовной культурой, тайным языком — из года в год занимается промыслом на территории России. Основной промысел этого народа — нищенство.

Летом люли спят под открытым небом — на ничейной полосе среди рельсовых путей, на пустырях, зимой — за городом, в палатках. Их гоняет милиция, а горожане, по большей части, предпочитают не замечать попрошаек. Одни считают их таджиками, другие — узбеками, третьи — цыганами. У «люли», как правило, нет никаких документов. Даже бежавшие от гражданской войны в Таджикистане и осевшие в России не имеют официального статуса. Люли не учитывала перепись. Сколько их временно, летом (как многие люли из Узбекистана), или постоянно проживает в российских городах и лесах, неизвестно. Формально таких людей не существует.

Но кто они такие «люли» — будто без плоти и крови, будто тени, окружающие нас?

Среднеазиатская богема

Жили-были бедные родители, они имели сына Лю и дочь Ли. Однажды в страну пришёл завоеватель, родители бежали и в суматохе потеряли детей. Осиротевшие Лю и Ли пошли искать их — каждый выбрал свою дорогу. Через несколько лет они встретились и, не узнав друг друга, поженились. Когда правда открылась, мулла проклял их, и с тех пор это проклятие преследует их потомков, которые зовутся «люли». Это одна из легенд, которые можно услышать от нынешних стариков из числа необычной группы «люли», живущей в Средней Азии. В ней попытка объяснить не только происхождение самого слова «люли», не имеющего перевода ни с одного языка, но и подчеркнуть замкнутость группы, презираемую окружающим населением.

История с печальным концом, конечно, сказочная. Российские путешественники и учёные, проводившие исследования в Средней Азии и нашедшие поразительное сходство люли с европейскими цыганами, предложили более научную гипотезу. Среднеазиатские цыгане (как и цыгане вообще) — выходцы из Индии, которые когда-то принадлежали к одной из низших каст индусского общества. Специалисты, в частности, обратили внимание, что в «Шахнаме» средневекового персидского писателя Фирдоуси в одной из легенд говорится о переселении из Индии в Персию 12 тыс. артистов «лури», присланных в дар персидскому правителю из рода Сасанидов Бахраму Гуру в V в. н.э. Учёные высказали гипотезу, что название «лури», или «люли», связано с названием города Arur, или Al-rur, — столицей древних раджей Синда, одной из областей северо-западной Индии. Группа артистов прижилась на новом месте и, сохранив свою замкнутость и профессиональную специализацию, из касты превратилась в своеобразную этническую группу цыган. Потомками выходцев из Синда стали люли Персии и Средней Азии. В персидском словаре слово «люли» до сих пор означает «люди, занимающиеся плясками и песнями».

Впрочем, и эта научная гипотеза выглядит слишком прямолинейной и упрощённой. Конечно, скорее всего современные цыгане, в том числе люли, по своему самому древнему корню являются выходцами из Индии. На это указывает множество разных косвенных свидетельств, например, более тёмный цвет кожи и дравидоидные черты лица (дравиды — древнее, доарийское население Индии). Замкнутость, приверженность профессиям или занятиям, которые презираются остальными, напоминают черты индийских каст. Некоторые учёные обратили также внимание на обычай (индусский по своему генезису?) делать татуировку на лбу, щёках и кистях рук, который долгое время сохранялся у цыган, живущих в окрестностях г. Карши в Средней Азии.

Конечно, группа среднеазиатских цыган на протяжении всей истории не была совершенно изолированной и продолжала пополняться новыми выходцами из Индии. Так, многие предания люли связаны с эпохой среднеазиатского правителя Тимура (XIV в.), или Тамерлана, который совершал походы на Индию. Возможно, часть цыган оказалась в Средней Азии в результате этих походов. С этого времени они часто упоминаются в письменных источниках. Персидский поэт Хафиз Шерози в одном из стихотворений говорил о люли как о весёлых и обаятельных людях. Потомок Тимура и основатель империи Великих моголов Бабур, сам выходец из Средней Азии, перечисляя имена своих музыкантов, играющих на весёлых пьяных пирушках, упоминал среди них люли по имени Рамазан.

В число цыган могли входить также новые члены из числа местного населения, схожего с цыганами образом жизни и профессией. В отличие от кастового индийского общества средневековое мусульманское общество было организовано по ремесленно-цеховому принципу. Цеха были очень похожи на касты, они имели своё самоуправление, свой устав, свои ритуалы и строго придерживались эндогамии, т.е. браки заключались только внутри своего сообщества. Источники свидетельствуют, что цыгане входили в цех «бану сасан», в котором числились фокусники, факиры, дрессировщики животных, нищие, которые представлялись калеками, канатоходцы и др. Этот цех был известен по всему Среднему и Ближнему Востоку.

В этой связи интересна ещё одна деталь, которая сближала цыган с другими маргинальными группами. У цыган был и кое-где продолжает сохраняться свой «тайный» язык-арго — «лавзи мугат» или «арабча», т.е. «по-арабски» (сами цыгане в своих легендах нередко называют себя родственниками — двоюродными братьями — арабов, на которых похожи своим тёмным внешним видом и кочевым образом жизни). Точнее сказать, это не столько «тайный» язык, сколько «тайный» словарь, т.е. заимствованная из других языков и видоизменённая лексика, которая обозначает некоторые предметы, понятия и действия. Большинство люли до сих пор двуязычны, т.е. говорят на иранском (таджикском) и тюркском (узбекском) языках. Обиходным является таджикский язык, хотя сегодня некоторые группы цыган в Узбекистане говорят преимущественно на узбекском. Цыгане используют «тайные» слова в своей речи вместо общеупотребительных таджикских и тюркских слов, так чтобы окружающие не могли понять, о чём говорится. Цыганский арго на 50% состоит из той же лексики, которая имелась в «тайном языке» (абдол-тили) среднеазиатского цеха маддахов и каландаров, т.е. странствующих и нищенствующих дервишей-суфиев и профессиональных рассказчиков разного рода историй.

Люли, таким образом, всегда существовали внутри более широкого круга людей, которые занимались схожим ремеслом, перенимая у них и передавая им многие элементы культуры. Другими словами, всегда существовала цыганская и «цыганоподобная» среда, в которой выделить собственно «цыган» сложно. Отличительной чертой этой среды была не какая-то определённая «цыганскость», а маргинальность, отчуждённость от основной массы окружающего населения в силу особого вида занятия, образа жизни, внешнего вида и т.д. Как писал в 1879 г. один из первых исследователей среднеазиатских цыган А.И.Вилькинс, «…люли не имеет ничего позади себя; он везде чужой…». Среднеазиатское население, имея в виду именно эти маргинальные черты, объединяло такие группы чаще всего под одним названием «люли». Европейский же (или русский) взгляд, привыкший к «своим» цыганам, попытался в этой среде увидеть «настоящих» цыган и «ненастоящих». В любом случае, если и можно говорить о среднеазиатских цыганах-люли как о единой группе, то её объединяли и объединяют только присущие в данный исторический момент данному обществу интерпретации маргинальности.

Более детальное знакомство со среднеазиатскими цыганами показывает, что эта группа, которую обычно рассматривают как единую и без разбора именуют «люли», на самом деле состоит из нескольких разных групп. Они отличаются названиями, образом жизни и, что важнее всего, сами противопоставляют себя друг другу.

Наиболее многочисленная из этих групп — местные цыгане, которые живут в Средней Азии издавна. Сами себя они называют «мугат» (араб. мн.ч. от «муг» — огнепоклонник, язычник), иногда «гурбат» (в переводе с арабского — «чужестранность, одиночество, безродность»). Окружающее население, если это узбеки, зовёт их «люли», если это таджики (особенно в южных районах Средней Азии, где слово «люли» не употребляют) — «джуги» (в некоторых индийских языках — «нищий, отшельник»). В некоторых районах группы бродячих цыган именуют «мултони» (видимо, по названию синдского г. Мультан), оседлых — «косиб», т.е. ремесленник.

Именно люли/джуги больше всего похожи на тех цыган, которые хорошо знакомы жителям Европы и России. Традиционно они вели бродячий образ жизни, кочуя таборами (туп , тупар ) от 5-6 до 10-20 шатров, останавливаясь близ деревень и живя в одном месте 3-5 дней. Летний шатёр представлял собой обычный навес для тени, который держался на одном шесте. Зимний шатёр (чадыр ) состоял из бязевого полотнища, накинутого на 2-3 вертикальных шеста, края полотнища укреплялись на земле колышками. Для обогрева служил костёр, раскладываемый в шатре в небольшом углублении ближе к выходу. Пищу готовили в котле вне шатра, питались в основном похлёбкой из сорго, которую варили с костями или кусочками мяса, и лепёшками. Предметы обихода — кошмы, одеяла, деревянная посуда — были приспособлены к перекочёвкам. У каждой семьи была лошадь.

Зимой эти «истинные дети природы», как выражались в XIX в., нередко арендовали дома или хозяйственные постройки у жителей какого-нибудь кишлака. Во многих среднеазиатских городах были целые кварталы или пригородные посёлки, которые образовались из таких зимовок. Были также селения — например, Мультани-кишлак в окрестностях Самарканда — где на зиму собиралось до 200 цыганских семей. Постепенно они превратились для многих люли/джуги в места постоянного проживания.

Основным занятием цыган-мужчин в северных районах Средней Азии было разведение и торговля лошадьми, они также делали разные изделия из конского волоса, в первую очередь чачван (сетки, которыми закрывались лица среднеазиатских мусульманок). Кое-где держали борзых собак и торговали их щенками. Кроме того, люли/джуги специализировались в деревообрабатывающих ремёслах — изготовлении деревянных ложек, чашек, другой мелкой хозяйственной утвари. Когда-то в прошлом цыгане занимались также продажей рабов и изготовлением местной водки-бузы , что составляло немаловажную статью дохода. В южных районах Средней Азии мужчины были ювелирами, мастерили браслеты, колечки, серёжки и пр., иногда ремонтировали металлическую и деревянную посуду.

Женщины-цыганки занимались мелкой бакалейной торговлей — продавали парфюмерию, нитки, иголки и пр., а также ремесленные изделия своих мужей. Они же, точнее некоторые из них, занимались гаданием на зеркале и чашке с водой, ворожбой — предсказывали будущее, определяли место, где могут находиться потерянные вещи и т.д. Среди них были те, кто занимались врачеванием (в частности кровопусканием), и население охотно шло к ним лечиться. Традиционными для среднеазиатских женщин занятиями цыганки не занимались — не ткали, не пряли, не пекли хлеб. В некоторых таборах женщины шили тюбетейки и пояса. Основным же их занятием было профессиональное нищенство. У люли/джуги существовал даже обычай торба (или хурджин , т.е. сума), когда во время свадьбы на плечо невесте старуха клала перемётную суму и невеста давала клятву содержать своего мужа сбором подаяний. Летом и особенно зимой, взяв с собой детей, женщины ходили, собирая милостыню, с хурджинами и длинными посохами (асо ), которыми отгоняли собак. Цыганки «славились» также мелким воровством. Профессиональным нищенством и врачеванием занимались и некоторые мужчины.

Попрошайничество, которое выделяло люли, было профессией и вовсе не говорило о материальном достатке. В целом цыгане жили бедно, не имели жилья, питались скудно, одежду меняли редко (кстати, одежда цыганок по типу была среднеазиатской, но отличалась более яркой и необычной расцветкой, наличием большого числа украшений). Тем не менее и среди них были зажиточные семьи. Сохранились воспоминания о братьях Суяре и Суюне Миршакаровых, которые жили в кишлаке Бурганлы около Самарканда в начале XIX в. У них было много земли и скота.

Табор обычно состоял из родственных семей. Возглавлялся он советом стариков и избираемым старшиной-аксакалом из числа авторитетных и состоятельных, не обязательно самых старших, лиц. Совет решал вопросы о ссоре и мире, о перекочёвках, о помощи членам табора и т.д. Старшина, чьё имя обычно носил табор, получал от официальных властей грамоту-ярлык и отвечал за сбор налогов. Все члены табора вместе проводили разные празднества и ритуалы, помогали друг другу в случае необходимости, женщины сообща шили новые шатры.

Люли/джуги считаются мусульманами-суннитами, они совершают все необходимые ритуалы (на которые в прошлом приглашались все цыгане округи) — обрезание, мусульманские похороны, чтение молитву-никох на свадьбах. Более религиозными были оседлые цыгане, менее религиозными — бродячие. Однако приверженность цыган исламу являлась всегда довольно поверхностной, а окружающее население и вовсе не считало их мусульманами, рассказывая о них всякие небылицы. Уже в XIX в. люли/джуги просили милостыню у русских, осеняя себя крестным знамением и повторяя «Христа ради!».

Браки заключались, как правило, внутри табора, на сторону девушку отдавали редко. Выходили замуж рано — в 12-15 лет. У люли/джуги было распространено многожёнство. Женщины, по сравнению с окружающими мусульманками, были более свободны, не носили паранджу и чачван , нередко сбегали из своих семей. На пирушках мужчины и женщины праздновали вместе, женщины не стеснялись посторонних мужчин, не прятались от них, свободно включались в мужской разговор, что среднеазиатский этикет категорически запрещает. В семьях было много детей, но детская смертность была высокой. С детства мальчиков и девочек приучали к цыганской кочевой и попрошайнической жизни.

Главное, что отличало среднеазиатских люли/джуги от европейских цыган, — отсутствие наследственного ремесла артистов. Профессионально цыгане в XIX-XX вв. не занимались ни ходулеходством, ни публичными танцами и песнями, не были ни артистами, ни акробатами, хотя певцы, музыканты и танцоры — мужчины и мальчики — среди них встречались нередко. В более отдалённом прошлом среднеазиатские цыгане, видимо, были профессиональными артистами, о чём говорят многие письменные источники. Именно эти занятия сохранились у цыган Персии, Закавказья, Малой Азии. Возможно, к утере таких профессий у среднеазиатских люли/джуги привели гонения на эти ремесла со стороны мусульманских ортодоксов в Средней Азии в XVIII-XIX вв. Впрочем, это по-прежнему остаётся загадкой и может быть связано с происхождением среднеазиатских цыган: не исключено, что какая-то их часть происходит от низших индийских каст, которые не практиковали профессию певцов и танцоров, а занимались исключительно попрошайничеством, мелкой торговлей и ремёслами.

Люли/джуги различались по месту проживания: бухарские, самаркандские, кокандские, ташкентские, гиссарские и т.д. Каждая такая группа имела свои локальные особенности, иногда очень существенные, и не смешивалась с другими.

Кроме собственно «цыган», т.е. люли/джуги, в Средней Азии жили несколько «цыганоподобных» групп. Хотя сами они всячески отрицают своё родство с люли/джуги и не поддерживают с ними никаких, в том числе брачных, отношений (как и прочие, они презрительно относятся к люли/джуги), местное население, а вслед за ним и европейцы, путают их с люли/джуги из-за большого сходства в образе жизни и внешности.

Одна из таких «цыганоподобных» групп — «тавоктарош». Название это переводится как «мастера по изготовлению посуды» (в южных районах Средней Азии эту группу называют «согутарош» — мастера по изготовлению мисок). Они в прошлом вели полуоседлый образ жизни, что было связано с их основным занятием — деревообрабатывающим ремеслом, в котором участвовали как мужчины, так и женщины. Летом тавоктароши переселялись ближе к рекам, где растёт ива, которая служила им сырьём для изготовления посуды и ложек. Зимой они перебирались ближе к кишлакам, где были базары, селились в свободных домах. Как правило, несколько родственных семей кочевали вместе и имели определённые места стоянок и традиционные связи с местными жителями.

К тавоктарошам близка жившая в Синьцзяне и Ферганской долине группа кашгарских цыган, которых называли «ага». Они в свою очередь делились на «повон» и «аякчи». Первые занимались ювелирным ремеслом по меди — изготовляли кольца, серьги, браслеты, а также мелкой торговлей нитками, иголками, зеркалами и т.д. Женщины торговали леденцами и жевательной смолой, но не базарах, а вразнос. Вторые были специалистами по выделыванию деревянной посуды: мужчины из ореховой древесины делали чашки, черенки для лопат и ленчики для сёдел, деревянные калоши на трёх ножках, шили хомуты и другие предметы конской сбруи из кожи; женщины из этого рода плели из ветвей ивы и турангула корзины и кузова для арб. Их образ жизни был полуоседлый, жили в шалашах, но имели и стационарное глинобитное жильё. Женщины паранджу не носили. В браки вступали только внутри своей группы, предпочитали кузенные браки, вступление в браки между повонами и аякчи категорически запрещалось. Приписываемое им родство с люли они, как и тавоктароши, отрицали.

Ещё одна «цыганоподобная» группа — «мазанг» (по одной версии, это слово означает с таджикского диалекта «чёрные, тёмнолицые», по другой — «аскет, дервиш»). В отличие от всех остальных цыган мазанг вели оседлый образ жизни, занимались сельским хозяйством и мелкой торговлей, не знали никаких ремёсел — ни ювелирного, ни деревообрабатывающего. Что их объединяло в глазах местного населения с люли/джуги — это традиция женской бакалейной торговли вразнос, когда женщины (часто немолодые) ходили из дома в дом по широкой округе — даже в горы — и предлагали свой товар — краски, текстиль, парфюмерию, посуду и пр. Это обусловило ещё одну их особенность — некоторую свободу женщин, которые при чужих людях не закрывали свои лица и пользовались «нехорошей» репутацией. При этом женщины не попрошайничали и не гадали. Группа придерживалась строгой эндогамии и не вступала в браки с люли/джуги. Жили мазанг преимущественно в Самаркандской области и в г. Самарканде.

Наконец, на юге Средней Азии проживает целый ряд различных групп, которые окружающим населением также воспринимаются как цыгане. Их называют иногда «чёрные люли» (кара-люли), «обезьяньи люли» (маймуны-люли), афганскими или индийскими люли/джуги («ауган-люли/джуги», «индустони люли/джуги»). Многие из них появились в Средней Азии лишь в XVIII-XIX вв. и пришли из Афганистана или Индии. Этих групп очень много: учёные называют «чистони», «каволи», «парья», «белуджи» и др. Все они говорят на таджикском языке, группа парья — на одном из индоарийских диалектов. Каждая из них имела свою специфику в образе жизни и профессиональной специализации, многие кочевали, жили в шалашах, занимались мелкой торговлей и не отказывались от милостыни, славились вороватостью или какой-то другой чертой. «Белуджи», например, в XIX в. кочевали по всей Средней Азии: мужчины выступали с дрессированными медведями, обезьянами, козлами; женщины нищенствовали и торговали косметикой, в том числе пахучим мылом собственного изготовления. Женщины славились также умением изготовлять из толчённых жуков и цветов снадобье, употребление которого беременными женщинами будто бы помогало сформировать пол будущего ребёнка.

Афганские и индийские люли отрицают своё родство друг с другом и даже нередко скрывают своё происхождение, боясь насмешек и изоляции. Внешне они гораздо смуглее своих среднеазиатских настоящих или мнимых «собратьев». Впрочем, как пишет известный лингвист И.М.Оранский, «…правомерность объединения всех таких групп, часто не имеющих между собой ничего общего ни по происхождению, ни по языку, под единым термином, равно как и правомерность употребления самого термина «среднеазиатские цыгане», отнюдь не может считаться доказанной…».

Замкнутость и профессиональная специализация всех перечисленных групп цыган и «цыганоподобных» общин устойчиво сохранялись на протяжении длительного исторического времени. Только в XX в. была предпринята попытка разрушить сложившиеся культурные барьеры и стереотипы, интегрировать маргинальные сообщества в основную массу среднеазиатского населения. Попытка эта удалась лишь отчасти.

В советское время власть предпринимала разные меры, чтобы привязать цыган к постоянному месту жительства, найти им работу, устроить детей в школу, создать прослойку интеллигенции из числа цыган. В 1925 г. был создан Всероссийский союз цыган, в который вошли и среднеазиатские цыгане. Коммунист из цыган Мизраб Махмудов был избран членом ЦИК Узбекской ССР. В период «культурной революции», когда среднеазиатских женщин призывали сбросить паранджу, был выдвинут лозунг «снятия тюрбана» женщинами-цыганками. Однако, как писали в то время, «…Мало было снять с цыганки тюрбан, необходимо было дать ей возможность добывать средства честным трудом…».

В 1920-30-е гг. в Средней Азии создавались цыганские колхозы и артели. В 1929 г. в Узбекистане была создана первая цыганская сельскохозяйственная артель. В период коллективизации появились первые цыганские колхозы — «Имени Махмудова» (в Фергане) и «Янги турмуш» (в Ташкентской области). К концу 1930-х гг., не без административного принуждения, было создано уже 13 колхозов, члены которых были по преимуществу цыганами. Правда, в 1938 г., когда национальная политика поддержки меньшинств была свёрнута, многие из этих колхозов распались. Цыган организовывали также в кустарно-промысловые артели, привлекали для работы на фабрики и заводы. В 1928 г. в Самарканде была создана первая цыганская артель по сбору утиля, носившая название «Мехнаткаш люли» (Трудовые цыгане), в которой трудился 61 цыган, руководителем был Мирзоназар Махманазаров. Артели деревообработчиков существовали в Коканде, в Бухаре, артель по изготовлению игрушек — в Ташкенте. Цыганские колхозы и ремесленные артели существовали и в Таджикистане. В колхозах открывались школы, несколько цыган получили высшее образование.

В тяжёлые годы войны многие цыганские семьи вернулись к полукочевому образу жизни и попрошайничеству. Но после указа 1956 г. об оседлости цыган процесс «прикрепления» их к земле вновь усилился. Тогда же при получении паспортов их повсеместно стали записывать узбеками и таджиками. Многие из них имеют двойственное самосознание: считают себя таджиками или — реже — узбеками, но помнят о цыганском происхождении. Некоторые группы цыган называют себя «кашгарцами» (уйгурами) или арабами. Особенно быстро ассимилировались «цыганоподобные» группы тавоктарошей и мазанг. Многие цыганские сообщества стали «незаметны»: так, при Андижанской фабрике художественных изделий была создана цыганская бригада по плетению корзин, продукция которой демонстрировалась на выставках, правда, как «узбекское» традиционное ремесло.

Несмотря на все изменения, значительная часть цыган, тем не менее, по-прежнему передвигалась, жила в шатрах, правда, подолгу задерживаясь в одном месте, где-нибудь на окраине селения. Даже оседлые и ассимилированные цыгане обычно живут отдельно от остального населения и работают в отдельных бригадах. После распада СССР в 1991 г. и образования независимых государств, что сопровождалось резким ухудшением социально-экономической ситуации, процесс возвращения цыган к прежнему, традиционному образу жизни усилился. Особенно это было заметно в Таджикистане, где в 1992-1997 гг. бушевала гражданская война. Она заставила многих цыган, как и многих таджиков и узбеков, покинуть родину и уехать в Россию.

Численность цыган в Средней Азии никто никогда точно не подсчитывал, да её и невозможно подсчитать, поскольку многие цыгане выдают себя за представителей других национальностей. По переписи 1926 г., в Узбекистане их насчитывалось 3710 человек, несколько меньше — в Таджикистане. По данным переписи 1989 г., среднеазиатских цыган было около 25 тыс. человек. Реальная их численность всегда была больше как минимум в два раза.

Сказанное о среднеазиатских цыганах нельзя считать исчерпывающей или достаточно полной информацией об этой группе. Не всё в истории среднеазиатских цыган, а также в их культуре, быту, взаимоотношениях известно специалистам. Сохраняющаяся замкнутость их образа жизни не позволяет исследователям глубоко проникнуть во многие сферы их жизни, правильно понять отличия разных цыганских и «цыганоподобных» групп друг от друга. Как писала этнограф Б.Х.Кармышева, «…вопросы их происхождения, родства их между собой нельзя считать решёнными…».

Сергей Николаевич Абашин
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник
отдела этнографии Средней Азии
Института этнологии и антропологии
Российской Академии наук

Литература о среднеазиатских цыганах:

Вилькинс А.И. Среднеазиатская богема // Антропологическая выставка 1879 года. Т.3. Ч.1. М., 1879. С.434-461;

Назаров Х.Х. Современное этническое развитие среднеазиатских цыган (люли) // Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. М., 1980;

Оранский И.М. О термине «мазанг» в Средней Азии // Страны и народы Востока. Вып.10. М., 1971. С.202-207;

Оранский И.М. Таджикоязычные этнографические группы Гиссарской долины (Средняя Азия). Этнолингвистическое исследование. М., 1983;

Снесарев Г.П. Среднеазиатские цыгане // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. Т.34. 1960. С.24-29;

Снесарев Г.П., Троицкая А.Л. Среднеазиатские цыгане // Народы Средней Азии и Казахстана. Т.2. М., 1963. С.597-609.

Обычные посиделки с разнообразными напитками, закусками и блюдами считают уже совсем не редкостью, они устраиваются по любому поводу. Тематические вечеринки на день рождения и темы связанные с определенной идеей — легко превращаются в яркие, незабываемые события и поэтому их стоит делать.

У нас есть отличный сценарий тематической вечеринки и идеи для проведения таких вечеринок.

Сегодня мы разберем несколько важных вопросов:

Вечеринки и их организация

  1. О том, кого же вы хотите пригласить, подумайте заранее, предварительно предупредив гостей об их приглашении и тематике вечеринки, чтобы они знали в чем приходить и что с собой принести.
  2. Если для украшения и антуража потребуются свечи, обязательно обратите внимание на безопасность.
  3. Для каждой подобной вечеринки желательно придумывать новые темы. А чтобы сценарий и конкурсы были интересными и захватывающими, позаботьтесь о них заранее.
  4. Чтобы внимание гостей всегда было в ваших руках, вам поможет эффект неожиданности во время вечеринки.
https://galaset.ru/holidays/party/how-to-host.html

Что у нас с темой для Вечеринки

Если вечеринка связана с празднованием какого-либо праздника, то тема должна соответствовать. Вечеринка без повода может быть связана с самыми необычными темами для теплой встречи с друзьями.
Когда вы определитесь с темой и идеей вечеринки, позаботьтесь о создании костюмов для гостей, соответствующем антураже и обстановке.

Угощения и напитки, которые вы приготовите для вечеринки, желательно должны соответствовать теме праздника, а чтобы было веселее заранее продумайте музыкальное сопровождение, которое тоже должно подходить к вечеринке.

Какую тему придумать? Представляем вам тематические вечеринки и идеи для их организации.

Гавайская вечеринка своими руками или вечеринка в стиле «Гаваи»

Гавайская вечеринка – это одна из самых веселых и зажигательных летних вечеринок, её можно устроить в любую погоду.

А если у вас есть возможность провести этот праздник возле бассейна или просто под открытым небом, где-нибудь на даче за городом, то вас несказанно повезло!

  • Приглашения.

Подойдут в форме рыбы, пляжного мяча или купальника бикини. Гости могут прийти в гавайских шортах, майках или рубашках, сланцах на ногах, в очках и с цветочными гирляндами. Всё это нужно указать в приглашении.

  • Именные значки.

Тут уж воля вашим фантазиям – от цветочных гирлянд и пляжных кабинок для переодевания до формы пальм и сумок.

  • Оформление.

Можно попробовать разложить повсюду бутылки лосьона для загара, сделать освещение бутафорского солнца, причем желательно зашторить окна, чтобы дневной свет не попадал в помещение.

Для декора поставить замаскированную пальму, обернув трубу или шест жатой коричневой бумагой, сверху прикрепить зеленые листья пальмы из той же бумаги и привязать настоящие бананы или кокосы, которые потом можно предложить гостям в виде угощения.

Если у вас есть ласты или доска для серфинга, прислоните их к стене. Для более реальной атмосферы засыпьте пол чистым песком, предварительно постелив на пол пакеты. Можно сделать из раскладных стульев кабинку для переодевания, а на полу расположить детский бассейн, наполненный водой.

Повсюду поставьте зонтики от солнца, набросайте цветочных гирлянд, ведерок и совков для игр в песке.

  • Подарки или призы.

Можно дарить друзьям гавайские рубашки и майки, лосьоны для загара и пляжные полотенца. Подойдут веселые солнечные очки или те же цветочные гирлянды. Чтобы гости оценили ваше гостеприимство, в конце вечера вручите собственную цветочную гирлянду в знак уважения и дружбы.

Лучше готовить еду, которую можно есть руками, например бутерброды или хот-доги, и не забудьте про тропические напитки и фрукты.

Какой сценарий у Пиратской Вечеринки

Будут отлично смотреться приглашения в стеклянных бутылках в виде старинного свертка внутри. Заучив несколько старых пиратских выражений и используя их во время праздника, вы будете в центре внимания и создадите нужную атмосферу.

  • Где отметить.

Для проведения такой вечеринки достаточно будет и маленькой уютной квартиры, самое главное – это правильно украсить и создать соответствующую обстановку в ней. Для меньших денежных затрат можно украсить её самому, чтобы не обращаться в ателье.

Гостям точно понравится идея оформления в виде табличек с обозначениями морскими названиями помещений квартиры, например повесив на каждом помещении такие таблички: балкон – «мостик капитана», кухня – «камбуз», зал – «кают-компания», спальня – «каюта», туалет – «гальюн» и всё в таком же духе.

  • Костюмы.

Конечно же, веселые пиратские наряды внесут крутую атмосферу в вашу вечеринку.
Чтобы не особо затрачиваться, но выглядеть по-настоящему круто на подобной вечеринке, идеальным вариантом для приобретения костюма станет прокат костюмов. Там вы сможете подобрать любой костюм и размер и для женщин, и для мужчин. Посетите сразу несколько ателье, подберите в каждом понравившийся образ и выберите наиболее подходящий для себя.

  • Развлечения.

Встречать гостей лучше хозяину вечеринки или специально приглашенному ведущему в соответствующих костюмах и с веселыми приветствиями гостей словами: «Добро пожаловать на борт! «Тысяча чертей! Старина, тебя заждались! Поднять якорь!» и тому подобное.
Любая музыка, звучащая обычно в пабах, подойдет для такой вечеринки, там всегда играет блюз, рок-н-ролл, джаз. А отвлекать гостей можно пластинками с музыкой из известных фильмов или мультфильмов про пиратов, тем более для конкурсов такая музыка будет идеальной.

  • Конкурсы.
  • Конкурс «Морская мумия».

Около 3-4 человек вызывают в центр зала, вручая каждому по рулону туалетной бумаги. Игрокам потребуется разрывать бумагу на кусочки и запихивать себе в карманы, за шиворот или в брюки. Тот, кто первый справился с задачей, побеждает в конкурсе. А судья конкурса следит за тем, чтобы куски бумаги были очень тонкими.

  • Конкурс «Жемчуга в бутылке».

Для участия в этом конкурсе понадобится 4-5 человек, перед каждым из них на пол ставится пустая бутылка с очень узким горлышком, а в руки выдается 15-20 бусинок или горошин. Участник, зажав их в одной руке, а вторую спрятав за спину, должен опустить в бутылку все горошины из той руки, в которой они были зажаты, не помогая при этом второй рукой. Если бусинка упадет мимо бутылки, нужно начинать заново весь процесс, опять зажав бусинки в руке. Победителем оказывается тот, кто первым выполнит эту задачу.

  • Конкурс «Сила духа».

Все участники должны встать в линию боком друг к другу на расстоянии в один шаг. Для конкурса понадобится много пустых спичечных коробков, которые кладутся перед каждым игроком на пол на расстоянии 20 см. Задача конкурса по команде ведущего начать изо всех сил дуть на спичечный коробок, чтобы они дальше сдвинулись. Линейкой или рулеткой ведущий измеряет результаты конкурса и по ним определяется победитель, который сдвинул свой коробок дальше остальных.

Чем заняться и что делать на Пижамной Вечеринке

Для взрослых пижамная вечеринка это отличный повод вспомнить детство и здорово развлечься.
Такая вечеринка может быть поводом для празднования любого события, будь то День Рождения, конец сессии, 8 марта или даже радость в честь включения горячей воды в доме, другими словами, повода для проведения пижамной вечеринки может и не быть.

  • Дресс-код.

Начиная от майки с Микки-Маусом или трусами-боксерами, заканчивая сексуальной ночной рубашкой или пижамой в любой веселой расцветке. Тапочки-зайчики или собачки как нельзя лучше подойдут для подобной вечеринки.

  • Чем угостить гостей.

Молочные коктейли и шампанское отлично подойдут. Кто-нибудь из желающих может быть барменом, но необходимо будет заранее приготовить все нужные ингридиенты для его коктейлей.

В качестве Подходящих и легких блюд можно предложить гостям пиццу, мороженное, фрукты, попкорн, канапе или бутерброды с икрой и рыбой.

  • Конкурсы и развлечения.

Бой подушками – это уже традиционный конкурс на пижамных вечеринках. Конечно, не обязательно следовать стереотипам и придумать собственные не менее увлекательные конкурсы и развлечения.

Например:

  • «Накорми мороженым дядю».

Лучше всего разделить гостей по парам девушка-парень. Каждой паре выдать брикет мороженого, девушки должны зубами взять ложки и накормить быстрее остальных участниц своего парня мороженым.

  • «Зацепиться хвостом».

Участвуют все те же пары. Из длинных веревок и вилок, привязанных к ним, сделать «хвосты» и прицепить парам друг другу. Хвост должен быть длиной примерно до колен. Встав спиной друг к другу, парам необходимо с помощью разных манипуляций зацепиться хвостами и выиграет та пара, которая сделала это первой из всех.

  • «Танцы-обниманцы».

Те же пары девушка-парень встают на газету и весело танцуют под музыку. Но делать это нужно очень аккуратно, чтобы не порвать газету и чтобы пара не заступила за края газеты. Спустя пару минут, газету необходимо сложить пополам, усложнив задачу с танцами.

Газета будет складываться еще и еще, а танцы должны продолжаться. В конце концов, та пара, которая уже не удержится на маленьком отрезке газеты или разорвет бумагу, выбывает из игры,а игра продолжается. Победит пара, которая будет единственной не выбывшей из игры и устоявшей на газетном клочке.

Как провести вечеринку в стиле «Стиляги»

Варианты тематических вечеринок следует дополнить и этой идеей! Устройте незабываемый шикарный винтажно-гламурный вечер в стиле 50-60-х годов, пригласите все знакомых на стиляжную вечеринку и отметьте праздник как нельзя лучше!

  • Дресс-код

Для девушек подойдут отличные яркие крепдешиновые платья с пышной юбкой, туфли лодочки на невысоком каблучке и шляпки с сеточкой-вуалью. Идеальным макияжем для вечеринки будут аккуратно подведенные стрелками глазки и яркая помада на губах.

На парнях отлично будут смотреться брюки-дудочки и пиджак, желательно с широкими плечами. А таек и соксы — тонкий галстук и носки разнообразных расцветок – подчеркнут стиляжность и придадут образу легкости. Обязательно сделайте так, чтобы носки было видно из-под штанин, а ваши волосы должны быть похожими на высокий начес Элвиса!

  • Оформление и угощение

Конечно же без танцев вы не обойдетесь! Плясать, плясать и еще раз плясать – это гимп вашего вечера! Освободите от ненужного как можно больше пространства и танцуйте буги-вуги, твист, рок-н-ролл – незабываемые впечатления гарантированы!

В перерывах между танцами угостите легкими закусками и вином гостей и снова отправляйтесь в пляс! Для оформления интерьера подойдут любые украшения или старые советские вещи, такие, как будильники, старые дисковые телефоны, а старинный музыкальный проигрыватель и пластинки – это вообще неотъемлемый знак стиляги!

Развесьте всюду плакаты Элвиса Пресли и звезд времен 50-60-х годов и ваша вечеринка насытиться духом того времени!

Как разнообразить праздник и конкурсы на День Рождения

Для незабываемого празднования Дня Рождения имениннику стоит провести тематическую вечеринку. Конкурсы, игры, развлечения, вкусная еда и нарядные костюмы понравятся любому ребенку, главное, чтобы все это было подобрано со вкусом и с учетом его пожеланий и увлечений.

  • Конкурс «Сделай как курица своей лапой».

Такой конкурс подойдет для празднования любого торжества, это увлекательная и захватывающая игра. Для неё будет необходимо:

  1. Вручить нескольким гостям фломастеры и листики бумаги.
  2. Причем взять фломастеры нужно будет не руками, а ногами.
  3. Участникам конкурса перед началом соревнования загадывается какая-то фраза, о которой не должен никто из гостей знать.
  4. Участники должны написать эту фразу ногами на том листике бумаги, который заранее лежит в специальном месте.
  5. После написания фразы гости должны оценить, кто же из всех участников наиболее понятно и красиво написал эту фразу и определить победителя.

Победителю любого конкурса нужен подарок, это незаменимая часть конкурса. Подарком может быть любая приятная мелочь – чупа-чупс, шарики или мороженое.

  • Конкурс «Быстро съешь желе».

Этот замечательный и увлекательный конкурс подойдет для людей любого возраста и для его реализации потребуется следующее:

  1. Приготовьте какое-нибудь красивое блюдо, самым распространенным является разноцветное желе, приятное и на вид, и на вкус.
  2. В суши-баре приобретите китайские палочки для еды.
  3. По блюдцам разложите приготовленное вами желе перед теми участниками, которые желают поиграть в этом конкурсе.
  4. Смотря сколько блюд получится, определите количество участников конкурса.
  5. Участникам выдаются китайские палочки и тарелки с желе, по команде все дружно и весело начинают кушать.
  6. По прошествии 5 минут конкурс завершается и ведущий оценивает визуально победителя по принципу кто же съем больше остальных.
  • Конкурс «Кто у вас родился».

Для этого конкурса понадобятся люди с выраженным артистизмом, подберите участников с таким характером и вперед! Конкурс для молодых семей или влюбленных пар.

  1. Для участия понадобится несколько пар, конечно девушка+парень. Вызывайте смело их на сцену или в центр зала.
  2. Девушкам придется представить, что они находятся в роддоме, а парням изобразить заботливых мужей, которые навещают своих любимых женушек.
  3. Причем парней по задумке не пускают внутрь, и, стоя под окнами, они должны поговорить с женами с помощью мимики и жестов, без какого-либо диалога.
  4. Парням хочется узнать кто же родился в их семье, а любимая невеста должна показать пол малыша только мимикой и жестами. Забудем на время конкурса про мобильную связь и результаты УЗИ.
  5. Конкурс должен длиться минут 15, потому что некоторые участники и зрители утомятся смотреть представление дольше.
  6. В итоге, по команде стоп, парни говорят, что же они поняли, и тот, кто понял пол малыша верно, оказывается победителем.
  • Конкурс «Яблоки в воде».

Знаменитый конкурс с яблоками очень увлекательный. Для этого вам, конечно же, понадобится тазик и много яблок.

  1. Несколько участников приглашают в центр.
  2. Участники должны сесть на стулья, которые поставлены в линию, а перед ними необходимо поставить тазик с водой, в который кидается до 5 яблок.
  3. Руки конкурсантов завязываются за спиной.
  4. Суть конкурса состоит в том, чтобы выловить яблоки ртом с завязанными руками.
  5. На это задание дается около 20 минут и по истечении этого времени определяется победитель.
  • Конкурс «Веселый гороскоп».

Конкурс легко провести в домашних условиях. Необходимо, конечно, предварительно выяснить кто по знаку зодиака их ваших гостей. Если не выйдет сделать это заранее, то просто придумайте любой знак для участника и сообщите ему, что сегодня, предположим, он будет девой.

Придумайте веселые прогнозы для каждого, чтобы игра шла задорней. Этот прогноз якобы сбудется в этот день, а в нем намекните на несколько личных качеств игрока.

  1. Начинать конкурс нужно с того, что ведущий подходит к каждому игроку и сообщает шуточный прогноз для его знака зодиака на сегодняшний день.
  2. После этого проходит голосование. Участники голосуют, какой из прогнозов ему больше всего понравился, за исключением, естественно, своего гороскопа.
  3. Один из гостей собирает все эти голоса и победителем оказывается тот, у кого больше всего симпатий.
  • Конкурс «Изображаем предмет».

Самый легкий конкурс – это конкурс по изображению предметов. К нему не требуется предварительная подготовка. Нужно просто найти желающего из зала, вывести его в центр и выдать задание изобразить какой-то задуманный предмет или вещицу.

Разговаривать запрещено, показывать и объяснять нужно только жестами и мимикой.

Остальные игроки должны, глядя на него, угадывать, что же он показывает и какое слово ему загадал ведущий.

Кто первый отгадает, становится в центр вместо первого участника и теперь слово загадывают ему. И так конкурс идет по кругу и все желающие принимают активное участие в конкурсе. Для большего интереса, поощряя или немного наказывая участников, можно придумать специальные баллы.

По результатам этих баллов определить победителя, вручить ему памятный сувенир или вкусненький приз, а за проигрыш потребовать спеть песню для публики.

Идеи для тематических вечеринок

5 (100%) 4 голосов

Тема 1. Обед на свежем воздухе.
Идея: Элегантный летний обед (ужин) с налётом деревенского шика.
Украшения: Украсьте столы белыми льняными скатертями или клетчатой бумажной материей из крашеной пряжи, разложите винтажные столовые приборы и нежные маленькие фонарики. Оберните салфетки лентами с бахромой, а вазы наполните полевыми цветами. Развесьте гирлянды с маленькими огоньками на деревьях, а с помощью керосиновых ламп вы можете осветить тропинки.

Еда и напитки: Подавайте простую зажаренную на костре пищу и разноцветные салаты, на столах должно быть изобилие свежих фруктов, а на десерт — сладости. Шампанское или охлаждённое белое вино подойдут к такому столу, а также крепкий ароматный подслащенный напиток из бузины в качестве безалкогольного варианта.

Тема 2. Арабские ночи.
Идея: пустыни, песчаные дюны, богатые материи и мягкая восточная музыка — вот всё, что должно вас воодушевлять. Это идеальный вариант для праздника летним вечером.
Украшения: Украсьте место проведения вечеринки как гарем с множеством подушек и драпировок. Ну а если вы желаете привнести настоящий дух Востока, вы может даже поставить красивую Палатку Бедуинов, у входа в которую можно поставить настоящие факелы. После захода солнца только свечи должны освещать ваш праздник. А всех женщин и девушек на празднике попросите одеться в исполнительниц танца живота (даже если они не умеют его танцевать!)
Еда и напитки: Подавайте восхитительные блюда из мяса со специями и рисом, а также различные густые коктейли. Разумеется рахат-лукум на столе не будет лишним!

Тема 3. Большая компания в стиле свинг.
Идея: Это самая настоящая вечеринка в полном смысле слова, только музыка и танцы.
Украшения: Разумеется, самое важное на такой вечеринке иметь хорошую танцплощадку. Если вы хотите по-настоящему зажечь, то вам стоит заказать музыкальную группу. Также вы можете украсить стены силуэтами джазовых музыкантов, играющих на саксофоне и фотографиями джазовых музыкантов. Расставьте маленькие столики по периметру зала, зажгите свечи, это будет идеальное место, чтобы передохнуть между танцами.
Еда и напитки: Разнообразные коктейли от Мартини до Космополитан. А чтобы гости были полны энергии, угощайте их разнообразными большими канапе.

Тема 4. Ночь на Карибских остовах.
Идея: Кому нужен солнечный свет, если вы можете принести его в свой дом!
Украшения: Разумеется, вряд ли вы сможете сделать настоящий пляж у себя дома, но вы можете устроить вечеринку на открытом воздухе, надеть разноцветную одежду и даже заказать на время пальмовое дерево. Пригласить шумовой оркестр или включите музыку в стиле Боба Марли. А развлечением для гостей будет пройти под музыку под палкой (которую держат два человека), с каждым кругом палка опускается всё ниже и ниже, а падать или дотрагиваться до земли нельзя.
Еда и напитки: Подавайте яркие коктейли в больших высоких бокалах, рыбу в кокосовой молоке и много свежих фруктов.

Тема 5. Касабланка.
Идея: вечеринка в стиле классического кино 40-х гг., чистая романтика. Этот тип вечеринки может подойти для празднования дня Святого Валентина.
Украшения: Создайте своё Кафе у Рика с пальмами и коктейлями. Вы даже можете нанять пианиста, который весь вечер будет развлекать вас и ваших гостей мелодиями 40-х годов. И разумеется, гости должны одеться в одежду тех годов, как Хамфри Богарт и Ингрид Бергман.
Еда и напитки: только шампанское!

Тема 6. Детская вечеринка для взрослых.
Идея: Все мы в радостью вспоминаем о своих детских годах, так почему бы не веселиться словно дети?
Украшения: школьная форма — дресс-код этой вечеринки, а зал должен быть украшен простыми, забавными декорациями: воздушные шарики с гелием и множество хлопушек с конфетти. Развлечения для гостей: прятки, салочки, бутылочка и шарады!
Еда и напитки: подавайте ту еду, что вы и ваши гости любили в детстве — пирожки, мороженное, конфеты и т. д.

Тема 7. Коктейльная вечеринка.
Идея: Это стиль Джеймса Бонда — время нарядиться в свой лучший костюм и отдаться утончённой элегантности.
Украшения: Подойдёт всё, если это выглядит стильно! Свечи и классическая музыка. Вы даже можете нанять нескольких официантов, чтобы они обслуживали ваших гостей.
Еда и напитки: Коктейли, естественно! Потратьте немного времени и создайте свой коктейль для этой вечеринки! Еда должна принять форму вкуснейших, изысканных маленьких канапе.

Тема 8. Сельский праздник с деревенскими танцами в стиле кантри.
Идея: И-ха! Раздобудьте ковбойские шляпы, рубашки в клетку и сапоги из змеиной кожи. Найдите музыку в стиле кантри и старого Дикого Запада и пуститесь в пляс!
Украшения: Идеальным местом для проведения такого рода вечеринки был бы сарай или конюшня, но и на свежем воздухе эта вечеринка станет особым мероприятием. Добавьте несколько тюков сена для антуража. А приглашения можно напечатать на листовках с огромными буквами: WANTED — РАЗЫСКИВАЕТСЯ!
Еда и напитки: сосиски в тесте и жаренные отбивные, холодное пиво и графины с лимонадом.

Тема 9. Вечеринка в стиле Евровидения.
Идея: Всем нам хоть немного нравится международный конкурс Евровидение. Лучше всего такую вечеринку проводить именно в ночь самого конкурса, ведь вы можете устроить своё собственное голосование и выбрать своего победителя!
Украшение: Назначьте каждому гостю страну, которую он будет представлять, или пусть гости сами выберут! В соответствии с культурой и историей выбранной страны, гости должны нарядиться и принести что-нибудь для украшения интерьера.
Еда и напитки: Как и с украшением, гости должны принести по одному небольшому блюду из национальной кухни выбранной страны. ИЛИ вы сами можете приготовить еду разных народов и стран, а гости должны угадать какой стране принадлежит то или иное угощение.

Тема 10. Рон-н-ролл пятидесятых годов.
Идея: Празднование пятидесятых — вечеринка начинается!!!
Украшения: Посмотрите фильм «Бриолин» для вдохновения — именно так должны нарядиться ваши гости и именно так должен выглядеть зал, где вы закатите самую весёлую вечеринку! Если есть возможность, арендуйте на время вечеринки музыкальный автомат и проигрывайте самые знаменитые мелодии 50-х годов. Устройте танцевальное соревнование, конкурс «Кто дольше крутит обруч» или «Кто больше всех надует мыльных пузырей».
Еда и напитки: Подавайте чизбургеры, картошку фри и молочные коктейли.

Тема 11. Гранд Казино.
Идея: время для безобидных игр в стиле Вегаса.
Украшения: Купите или закажите на время столы для игр в покер и рулетки. Не лишним будет приобрести фальшивые деньги, а также нанять крупье. Это гламурная вечеринка, поэтому для гостей должен быть определённый дресс-код.
Еда и напитки: Элегантные коктейли и канапе. Вы даже можете сделать свои коктейли и назвать их в честь игр: Блэк Джек, Баккара и т. д.

Тема 12. Гавайская вечеринка.
Идея: Все на Гавайские острова, юбки из травы, гирлянды из цветов и танцы.
Украшения: Если вы сможете найти надувной бассейн, то лучше такой декорации не найти. Если с бассейном не выйдет, устройте вечеринку на открытом воздухе, украсив всё ракушками, песком и пальмами. Подберите гавайскую музыку, которая будет играть весь вечер на заднем фоне.
Еда и напитки: если вы хотите устроить традиционную гавайскую вечеринку, то лучше всего заказать традиционные для тех мест блюда в специальном магазине, или найти рецепты в интернете. Но в общем, рыба, сладкий картофель, ананасы, рис и т. д. и так прекрасно подойдут, если вы подадите их с пивом и тропическими напитками.

Тема 13. Маскарад.
Идея: Гламурный бал в вечернем туалете с необычной особенностью — все гости должны явиться в масках.
Украшения: Украшение зала и всей вечеринки должно быть простым, но со вкусом, а маски пусть говорят сами за себя!
Еда и напитки: только танцы и коктейли, никакой еды!

Тема 14. Нью-Йорк, Нью-Йорк.
Идея: получите немного вдохновения от Большого Города!
Украшения: Чёрный и серебристый цвета превратят ваш зал в Манхэттан, почерпнуть ещё больше идей вам поможет «Завтрак у Тиффани».
Еда и напитки: Хот доги, солёные крендельки, чизкейк. А из пончиков можно сделать небоскрёб, которых в Нью-Йорке много.

Тема 15. Вечеринка «Побалуй себя».
Идея: Эта вечеринка только для девушек, ведь они будут смотреть слезливые романтические фильмы и сплетничать всю ночь.
Украшения: не обязательно. Вам могут понадобится профессиональные массажистка и маникюрша, поэтому наймите их заранее и договоритесь обо всём.
Еда и напитки: Шоколад, шоколад и только шоколад... ну и, возможно, немного попкорна и шампанского.

Тема 16. Спортивный матч.
Идея: Эта вечеринка для парней, хотя, если девушки увлекаются спортивными состязаниями и не против поболеть за любимую команду, они тоже могут прийти.
Украшения: не обязательно. Всё, что вам нужно — телевизор и удобный диван, на котором поместятся все. Что же касается нарядов, то все ваши гости, скорее всего без вашей подсказки, придут в футболках вашей любимой команды, с шарфами болельщиков и смешными шапочками с бубенцами.
Еда и напитки: на ваше усмотрение, лёгкие закуски, бутерброды, чипсы, пиво, соки и т. д.

Тема 17. Вечеринка в стиле 70-х годов.
Идея: Вы родились в эпоху фильмов типа «Лихорадка субботнего вечера» и музыки группы Bee Gees? Тогда этот вечер для вас.
Украшения: Разноцветные ленты, диско шары, старые роликовые коньки, гелевые светильники, блеск и одежда ярких ядовитых оттенков.
Еда и напитки: сделайте фондю — идеальная закуска а-ля 70-е.

Тема 18. После кораблекрушения.
Идея: Что на вас было надето, когда корабль пошёл ко дну?
Украшения: Если вы устраиваете вечеринку на свежем воздухе, постарайтесь найти место, напоминающее необитаемый остров. В центре должен быть большой костёр, гости приходят в лохмотьях, или в том, что им удалось спасти.
Еда и напитки: шашлык, кокосы и ананасы.

Тема 19. Ужин в дороге.
Идея: Идеальная вечеринка для 4 пар — вы побываете в гостях 3 раза и побудете хозяином, все по очереди принимают гостей в своём доме, а путешествие заканчивается в последнем четвёртом доме.
Украшения: не обязательно, самое главное на такой вечеринке — угощения!
Еда и напитки: Обязательно заранее договоритесь, чем будете угощать гостей, чтобы не получилось 4 одинаковых стола.

Тема 20. Вечеринка в стиле 20-х годов.
Идея: Перья, длинные бусы и смокинги.
Украшения: простые и элегантные. Музыка в стиле Чарльстона, девушки в платьях с длинной бахромой.
Еда и напитки: Элегантные коктейли и канапе.



Рассказать друзьям