Сценарии фольклорных праздников проведения в сельском клубе. Методическая разработка «Сборник сценариев фольклорно-обрядовых праздников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сценарий фольклорного праздника

«Посиделки у самовара»

Ведущие одеты в русские национальные костюмы приветствуют всех у самовара (можно добавить рушники, связку баранок и т.д.)

1.Ведущий: Ох, вы, красны девицы и добры молодцы!

Слушайте и глядите!

Да не говорите, что слыхом не слыхали

И видом не видывали!

Приглашаем вас всех на посиделки!

2 Ведущий: Очень часто за событиям

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

1 В: Собрались мы сегодня на праздник у самовара! Без него нельзя представить жизнь русского народа. Испокон веку самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия

1.Ведущий: В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб людей посмотреть да себя показать.

2 В: Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто шьет, а молодежь поет да танцует. Весело было!

1В: И мы собрались сегодня в нашей горнице на посиделки.

Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет и усталость прогоняет!
Силы новые дает и гостей за стол зовет!

А гостей возле нашего самовара собралось сегодня много, давайте все познакомимся друг с другом

Знакомство

Игра может проводиться на любом массовом мероприятии для детей дошкольного или младшего школьного возраста. Ведущий читает текст, а зрители, услышав свое имя, определенным образом реагируют.

Пети, Лены, Димы, Али
Руки дружно все подняли!
А Марины, Нины, Вали
Громко-громко завизжали.
Иры, Светы, Миши, Ксюши
Все в ладоши хлопают!
А Володи и Андрюши
Ножками потопают!
Любы, Веры, Нади, Маши
Поскорее все присели!
А Егоры, Славы, Саши
Громко-громко засвистели!
Ули, Вероники, Гали
Поцелуйчик всем послали!
Ну а Тани, Ани, Вани
Словно в рот воды набрали. (Раздувают щеки.)
Про кого я не сказала
И случайно промолчала,
Как единая семья
Дружно, громко крикнут: «Я!»

Ну, вот и познакомились, теперь я вас всех знаю. Как делишки, ребятишки?

1 В : На посиделках не только шутили, но и играли.

Да-нет

Игра-кричалка

Вновь игра приходит к нам -

Зал мы делим пополам:

Слева «да» кричат в ответ,

Справа отвечают «нет».

Жить, ребята, без конфет

Очень плохо, скучно?.. Да!

Есть такой велосипед,

Что летает в космос?.. Нет!

Замерзает ли вода

В знойный летний вечер?.. Нет!

Все ли ездят поезда

Лишь по рельсам только?.. Да!

Может богатырь-атлет

До луны допрыгнуть?.. Нет!

Все стоят на красный свет -

И авто, и люди?.. Да!

Из просохшего пруда

Рыба выловится?.. Нет!

Можно черного кота

Не увидеть ночью?.. Да!

Мореходные суда

Могут плыть по суше?.. Нет!

Может вкусным быть обед

Из сырой картошки?.. Нет!

Все ли надо города

Писать с заглавной буквы?.. Да!

Все ответы хороши,

Вы кричали от души.

1.В: На посиделках девчата часто делились своими переживаниями-У кого любовь несчастная, у кого счастливая!!!

(песня «Варенька»)

2.Ведущий . Следующее увлекательное состязание – интересных загадок знание

Сидит на окошке кошка,

И хвост, как у кошки,

И нос, как у кошки,

И уши, как у кошки,

А не кошка. (Кот.)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов,

Мостик как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лед.)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку. (Утка.)

В небесах, не на земле

Скачет баба на метле,

Страшная и злая,

Кто она такая? (Баба Яга.)

Книги читают,

А грамоты не знают.

Своих глаз нет,

А видеть помогают свет. (Очки.)

Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга.)

А кроме загадок маленьким деткам в старину пели потешки «Ладушки»,»Гуси»и тд.

Новые "Ладушки"

Дети разбиваются на пары, встают напротив друг друга, играют в «Ладушки», говоря при этом хором только слова «Ладушки, ладушки» и отвечая на вопросы ведущего. Ведущий вставляет реплики и дает указания.

Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?... (Ребятушки.)
Кто сказал «козлятушки»?
Здесь козлят нам не хватало!
Начинаем все сначала!
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?.. (Ребятушки.)

Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Где были?.. (У бабушки.)
Кто сказал «у матушки?»
Матушек здесь не бывало!
Начинаем все сначала!
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?.. (Ребятушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Где были?.. (У бабушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Что ели?.. (Оладушки.)
Кто ответил «камушки»?
Их пичужки поклевали.
Начинаем все сначала!
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?.. (Ребятушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Где были?.. (У бабушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Что ели?.. (Оладушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Как сидели?.. (Рядышком.)
Кто сказал «на бабушке»?
Бабушка б от вас устала.
Начинаем все сначала!
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?.. (Ребятушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий . Где были?.. (У бабушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Что ели?.. (Оладушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Как сидели?.. (Рядышком.)
Игроки . Ладушки, ладушки…
Ведущий. Как вас звали?.. (Лапушки.)
Кто ответил «пятнышки»?
Бабушка б так не сказала.
Начинаем все сначала!

Игра повторяется до слова «лапушки», после чего Ведущий говорит: «Мы играли в «Ладушки». Молодцы, ребятушки!»

2 В : Самовар на стол поставим,

Чаю крепкого нальем.

Мы за чаем не скучаем,-

Говорим о том о сем.

Как много сказок придумано в народе! В одних совершается волшебство, в других рассказывается о животных, которые ссорятся и мирятся, а все они учат уму-разуму. Вспомните сказки и отвечайте без подсказки.

Самый знаменитый путешественник в русской сказке, которого знают все - от мала до велика. (Колобок.)

Ходили они, ходили друг к другу, а угоститься в гостях никак не могли. В какой сказке это происходит? («Лиса и журавль».)

Самые маленькие по росту герои русских сказок. (Липунюшка, Жихарка.)

Как в сказках называют лису? (Кумушка, сестричка, Патрикеевна.)

На чем в русских сказках передвигались по воздуху? (Летучий корабль, ковер-самолет, ступа, вихрь, деревянный орел.)

Какие слова приговаривают в сказках перед очень серьезным делом? (Ложись спать, утро вечера мудренее.)

Какое настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Прекрасная.)

Кто может позвать Сивку-бурку? (Иван-дурак.)

В какой сказке есть человек-невидимка? («Поди туда, не знаю куда».)

В какой сказке происходит такой разговор: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная, тепло ли тебе, лапушка?» - «Тепло, голубчик...» («Морозко».)

1.В: Долго нам не усидеть, не пора ли песню спеть?

Барыня Игра-импровизация

Это музыкальная забава. Гости делятся на три хоровые группы. Первая поет фразу "В бане веники моченые". Вторая группа поет "Веретена не толченые". Третья поет свою партию - "А мочала не сушеные". Все вместе поют припев: "Барыня, барыня, барыня-сударыня". Хоровые группы свою строчку поют на разные голоса (высокие, низкие) и в разном темпе, который задает дирижер-ведущий.

2В: Тары-бары, растабары!

Выпьем чай из самовара

С шаньгами, ватрушками

И с блинами вкусными.

Продолжаем развлекаться и гостей всех развлекать, не пора ли с мест подняться, ложкарей к себе позвать?

Ложкари

Вызываем сначала 3 человек…играем с ними…потом эти трое еще троих приводят…потом еще троих

1-ая тройка ложка об ложку вверх- вниз

2-ая тройка ложка об ложку по кругу вокруг лица

3-ая тройка 2 ложки об ладошку по 3 раза

Просим их вынести себе стулья…рассаживаем…просим сыграть…ведущая показывает сначала на одних…потом на других…потом на третьих….потом на первых и вторых одновременно…потом на первых и третьих…и т.д….сыграли …молодцы…

Теперь просим всех гостей в зале выйти помочь….всем раздаются муз.инструменты.

РЕПЕТИРУЕМ ВМЕСТЕ.

1В: У самовара не скучаем

Разговор ведем за чаем

Чай с вареньем и лимоном

С кренделями и поклоном.

Какие же посиделки без веселой пляски?

Танец с платочками

Участникам раздаются разноцветные платочки. Проводится всего одна репетиция, в ходе которой Ведущий просит запомнить слова, кратко выражающие суть разучиваемых движений. Затем во время исполнения он их называет, а танцующие выполняют соответствующие движения.

Для танца используется мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
Основные движения.
1. «Приветствуем». (Участники делают четыре шага вперед, выстраиваясь в прямую линию, затем четыре шага назад.)
2. «Красуемся». (Выполняют небольшие приседания с поворотами корпуса в разные стороны.)
3. «Стираем платочки». (Слегка наклонившись вперед, «полощут» платочки движением влево-вправо.)
4. «Сушим платочки». (Кружатся на месте с высоко поднятой правой рукой, в которой находится платочек.)
5. «Гуляем». (Из шеренги перестраиваются в круг, двигаясь по часовой стрелке.)
6. «Хвастаемся платочками». (Идут в центр круга с высокоподнятыми платочками, затем вновь расходятся в стороны.)
7. «Танцуем парами». (Разделившись на пары, соединяют правые и левые руки.)
8. «Кружимся». (Кружатся на месте по одному, взмахивая платочками.)
9. «Кланяемся». (Поклон.)
Если времени для проведения репетиции нет, можно обойтись и без нее, произнося во время звучания мелодии вышеперечисленные слова и показывая движения.

2 В : Заглянули в старину мы,

Будто дождь омыл сердца

Только не попели струны

Нашу песню до конца.

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Край старинный наш чудесный,

Как и вся Россия- мать.

1 В: Вам спасибо от хозяев

За улыбки и за смех,

За частушки, песни, байки,

Благодарствую я всех!

Сценарий фольклорного праздника «Русские традиции».

Цель: Способствовать приобщению учащихся к культурному наследию нашей страны.

Задачи: - расширить кругозор учащихся, обогатить знаниями о русских, народных традициях.

- развивать умение видеть прекрасное в традициях русского народа.

Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его наследие.

Сцена украшена в виде горницы (русская печь, стол, самовар, в середине горницы новогодняя ёлка).

Звучит мелодия русской народной песни (по выбору).

Ведущий: В быту русского народа значительное место занимали народные праздники. И мы сегодня собрались на праздник « Раз в крещенский вечерок…», который всегда проводился в русских деревнях.

(Открываются ставни и в окне появляется Сказительница).

Сказительница: Хорошо зимой в деревне…. Собрались мы с вами в тёплой деревенской избе. А на улице – вьюга да снег, мороз такой, что звери забились в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы…

А нам вместе уютно и хорошо. Хранит тепло русская печка, горит, потрескивает лучина…

Вот такие длинные, зимние вечера и становились праздниками гадания, загадок, шуток и прибауток. А иначе этот праздник называется «Святки».

(Ставни закрываются).

На сцене появляются Хозяйка и гости в славянских костюмах.

Хозяйка: Всех зовём на наши святки, ждут вас игры и загадки. Ждут гаданья, пляски, смех. Шуток хватит здесь на всех.

(Зажигает свечи, ёлка тоже в огнях).

Ну вот, гости мои дорогие, старые и молодые собрались мы с вами для беседушки, для забавушки. Как когда- то наши прадедушки и прабабушки приходили на весёлые святки, на песни пироги да ладки.

Гости: А что такое Святки? Кто нам расскажет?

Сказительница: (открывая окно) Святки?

Это праздник самый длинный.

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели.

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье.

Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.

(Стук в дверь).

Хозяйка: Ну вот, ещё гости пожаловали. Пора и стол накрывать.

(Входят колядовщики).

Колядова: Добрый вечер тому, кто в этом дому!

Коляда, коляда, а бывает коляда накануне Рождества.

Коляда пришла, нам забавы принесла!

Кто даст пирога, тому рожь густа: с колоска полмешка,

С зёрнышка-пирог, с полузёрнышка - блинок!

Наша хозяюшка-то в дому, что оладышек в меду.

А её деточки, что конфеточки.

А сорить тут у вас можно?

Хозяйка: Можно! Сорите сколько хотите. Приберёмся!

Колядова: (Рассыпают зерно и приговаривают)

Сеем, сеем, посеваем. Мы пшеницей посыпаем.

С Новым годом поздравляем!

Уж как наша коляда - ни велика, ни мала.

Она в дверь не идёт, через тын подаёт!

Уж, ты, Тётушка, подай!

Ты лебёдушка, подай!

Подай, не ломай и начинку не теряй!

Хозяйка: Будет вам и угощение, только отгадайте загадки!

А откуда взялись загадки? Об этом расскажет бабушка - сказительница.

(Открывается окно).

Сказительница: Родились загадки давным-давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед подстерегало тогда человека: ударит молния в дерево, забушует лесной пожар, волки нападут на стадо…. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и всякая тварь лесная - все понимают человеческий язык. И для того, чтобы природу обмануть, а друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи, особый «тайный» язык. Медведицу, например, называли коровой, а корову – рыкушей, молнию – турицей, гром – туром. Вот из этой тайной речи и родились когда – то загадки. (Окно закрывается).

Хозяйка: Поняли? А теперь отгадайте.

  1. Не сеют, не сажают – сами вырастают. (Волосы)
  2. В воде родится, а воды боится. (Соль)

(Раздаётся стук в дверь, входят медведь и коза).

Хозяйка: Повеселите гостей моих!

Коза: Выходи плясать медведь. Я частушки буду петь.

Мы частушки пропоём, а потом плясать пойдём.

Медведь: Ты, когда поёшь, Коза, не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь. Не поёшь, а блеешь.

Коза: А ты, Мишенька – медведь! Сам ты не умеешь петь.

Ах, мой Миша, дорогой, не ругалась я с тобой.

Мы с тобой шутили, народ мы веселили.

Медведь: Веселей Коза пляши, твои ножки хороши.

Коза: И твои кривые тоже неплохие.

Вместе: Мы с тобой колядовали, дружно пели и плясали. Очень утомилися.

Медведь: А ну, Коза, всем гостям поклонимся. (Уходят).

Ведущий: А ещё любили. Да и сейчас любят на Руси гадания.

Давайте-ка послушаем нашу сказительницу.

Сказительница: В Святки церковь воспрещает пост, бракосочетание. Не одобряет она и гадания. Но нет на Руси другого праздника, который сопровождает таким богатым выборов, гуляний, примет. Давно стало традиционным и гадание.

Лучшее время для этого – вечер или раннее утро, до восхода солнца и обязательно при зажжённых свечах.

Раз в крещенский вечерок девушки гадали:

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.

Снег пололи под окном. Слушали; кормили

Счётным курицу зерном. Ярый воск топили.

В чашу с чистою водой клали перстень золотой.

И над чашей пели в лад песенки подблюдны. (Окно закрывается на сцене гаснет свет).

Гадание: Сценка.

Хозяйка: А теперь дорогие гости прошу всех за стол. Что есть на столе откушать. С пряником, да с вареньем для хорошего настроения.

На столе у нас чаёк, пряники, ватрушки.

И ещё в запасе есть весёлые частушки.

Звучат частушки.

Ряженные: (обращаясь к хозяйке) Счастья будет тебе горой, урожая воз большой.

Спасибо тебе за угощение. А мы пошли дальше.

Хозяйка: И вам спасибо, что не обошли наш дом. А теперь ещё мы будем песни петь и хороводы водить.

Сказительница: Вот и вы посмотрели, как встречают в Святки гостей.

  1. Первоклассники споют русскую народную песню «Вдоль по улице молодчик идёт».
  2. В исполнении оркестра народных инструментов звучит поппури на мелодии русских народных песен.
  3. Вокальная группа малышей споёт русскую народную песню «Жил у бабушки козёл».
  4. Хороводная пляска.
  5. «Семечки для Сенечки». (Русская народная песня).

Сказительница: Ну, вот, дорогие друзья, пришла пора прощаться. Не забывайте наши русские традиции. Мы ещё не раз услышим на этой сцене русские народные песни, загадки, сказания. А сейчас для всех сказка «Морозко».

До свидания! До новых встреч!


Описание работы: сценарий данного мероприятия «Весёлые посиделки» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Посвященный фольклорной тематике, он, вместе с соответствующими декорациями, костюмами и музыкальными номерами, потешными аттракционами, непременно вызовет у детей интерес к русскому народному творчеству.

Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.

Задачи:

· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

· Доставить детям радость.

Взрослые:

· Ведущая

· Хозяйка

· Домовой Кузя

Дети:

· Колобок

· Медведь

· Машенька

Атрибуты :

· Четыре клубка пряжи

· Лисья рукавичка

· Корзинка с рыбой

· Платочек для игры, 8 платков для танца

· 2 ведра, коромысло, снежки

· 8 деревянных ложек

· Короб, пирожки

Анализ : На основе данного сценария был проведен фольклорный праздник с детьми подготовительной к школе группе детского сада «Колосок». Стоявшая изначально цель - воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены пословицы, поговорки, песни, которые, несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.

Ход мероприятия

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д..

/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /

Ведущая : На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

/ Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей /

Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

/ Входят дети подготовительной группы /

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

/ Хозяйка рассаживает детей /

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик : Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть - ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка : Давно я Вас жду - поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик : Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/ Дети по очереди говорят пословицы /

1) Наша изба ровно тепла - на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить - не лукошко шить!

3) Домом жить - не развеся уши ходить!

4) Домом жить - обо всём не тужить!

5) Дом вести - не лапти плести.

6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.

Ведущая : Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?

Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю.

/ Исполняется песня «Русская изба», музыка и слова З. Я. Роот /

Хозяйка:

Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.

Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.

Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки - сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится - хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

/ Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок» /

Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)

Работать-то Вы - мастера, а плясать-то умеете».

Ведущая : Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

/ Исполняется хороводный перепляс «Полянка» (русская народная мелодия) /

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)

Правильно! Весь день печка пыхтит - старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.

Печь избу согревает, да освещает.

Хозяйка : Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Хозяйка: Обижаться не надо - уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,

Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да!!!

Хозяйка : Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят

Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая - ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя : Ну…так и быть - слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой -

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады -

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)/

Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки»

Оформление : зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, коврики, прялка, муз.инструменты, кухонная утварь.

До начала праздника звучат русские народные песни.

Фонограмма: деревенской жизни.

Выход ведущей

Ведущая : Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки, добрый день дорогие взрослые.

Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Выход участников праздника, пока ребята рассаживаются по своим местам.

Ведущая: Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, сделав заготовки на долгую зиму, собирались на посиделки.

Ребенок: На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посидели

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом,явно без конфет

Как и нынче мы общались.

Без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хорошие

Словом эти посиделки

Были праздником души.

В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.

На посиделки приходили после трудового дня и считали их настоящим праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это.

Да и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево, сплести корзину, смастерить вещь, нужную в хозяйстве, этим тоже занимались на посиделках.

Вот такие были правила и традиции у русского народа. Это вам не нынешние дискотеки. Давайте же и мы начнем наши посиделки .

Ребенок: Наш досуг порою мелок

И чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Если вы в своей тарелке

И пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

Отдых- это не безделки,

Время игр, новостей.

Начинаем посиделки

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей.

Ведущая : В старину люди не расставались с песней – и в горе, и в радости;

в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе светлей становилось. Самыми добрыми и ласковыми были песни, которые родители пели для своих детей. Например: колыбельные.

ПЕСНЯ. КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Ведущая: Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.

А вот вам наши небылица! НЕБЫЛИЦЫ

1. Чепуха, чепуха, 2. Между небом и землей Это просто враки! Поросенок рылся Куры съели петуха, - И нечаянно хвостом Говорят собаки. К небу прицепился.

3. Сидит ежик на березе - 4. На горе стоит телега, Новая рубашечка, Слезы капают с дуги. На головке сапожок, Под горой стоит корова, На ноге фуражечка. Надевает сапоги .

5. Утром рано на заре,

В полдень на рассвете

Баба ехала верхом

В расписной карете.

А за нею во всю прыть

Тихими шагами

Ведущая : Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках. Ребята, а вы знаете, что на свете бывает, а чего нет. Давайте я проверю. Если это бывает - то вы хлопаете, а если не бывает – то топаете.

ИГРА

Волк на дереве сидит. В кастрюле чашки варятся.

Бабушка сказки говорит. Мальчики по утрам умываются

Снег летом впадает. Есть в книжках картинки.

Кошка по крышам гуляет. Бывают зимою снежинки

Бывает озеро из молока. Киндеры растут на грядке.

Плывут по небу облака Вам понравились загадки.

Ведущая : Но славился русский народ конечно же своими песнями. Были у него сюжетные, ролевые песни, в которых рассказывали они различные тоже истории. Послушайте.

ПЕСНЯ: Я ПО ЛУГУ ГУЛЯЛА.
Ведущая: Еще на посиделках устраивали настоящее состязание скороговорящих. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки.
Приглашаем вас дорогие гости принять участие в нашем состязании. Приглашаются желающие и им дается текст скороговорок.

состязание первыми начинают сами участники.

СКОРОГОВОРКИ.

На дворе трава. На траве дрова.

Бублик, баранку, батон и буханку - пекарь из теста испек спозаранку.
Купила бабуся бусы Марусе. Маруся бабусе купила гуся.
Бабкин боб расцвел в дождь. Будет бабке боб в борщ.
Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры

Дятел лечит древний дуб. Добрый дятел дубу люб.

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола точили топоры,
Топоры остры-то до поры

Ведущая: В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника, и любого дела были свои песни. В песнях русский народ рассказывал о своей жизни и о том нелегком деревенском труде в поле.

ПЕСНЯ. ПОСЕЯЛИ ЛЕБЕДУ.

Ведущий: Но не только пели и плясали наши прадеды, они еще и играли в различные игры. Сейчас мы сыграем в одну из таких игр. Для этого мы приглашаем двух родителей.

ИГРА: «УГАДАЙ ЧТО В МЕШКЕ»

Ведущая : Девушек на Руси называли , красны девицы, а парней - добры молодцы. На праздник молодые парни надевали белые рубашки с красной вышивкой. Вышивали красным по белому во всех уголках Руси и даже песни сочиняли про добрых молодцев .

ПЕСНЯ: МОЛОДЧИК

Ведущая: . На посиделках загадки служили подспорьем хорошему настроению. Старались загадывать неизвестную загадку, чтобы интереснее было отгадывать. Как ни трудна была загадка, а всегда находились самые сообразительные. А сейчас и мы на наших посиделках позагадываем друг другу загадки, да посмотрим на самого умного да смекалистого.

Загадки ребята загадывают для зрителей.

Ведущий : Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

ЗАГАДКИ

Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает (ухват).

Сама не ест, а всех кормит (ложка)

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть)

Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)

То толстеет, то худеет, громко, громко голосит (гармонь).

Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).

В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (самовар).

Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).

В избе - изба, на избе - труба, зашумело в избе, загудело в трубе, Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).

У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем. (Пальцы).

Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу –привечу.(шапка).

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка).

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено).
Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой).
С хвостом, а не мышь. (Клубок ниток).

Что из угла в угол в русской избе не переставишь? (Печка).

Ведущая. : Но какие посиделки без задорной, веселой частушки?

Ведущий : Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.

Желаю вам, ребята чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.

ПЕСНЯ: ВАКУ ВАКУЗНЕЦЫ…

Ведущая : Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Дети: Мы делились новостями, Мы старались вас развлечь, Мы прощаемся с гостями. Говорим: ВСЕ хором : до новых встреч!



Рассказать друзьям