Описание картины кошка с котятами. Конспект занятия по развитию речи в средней группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Кошка с котятами»

Цели:

Формировать у детей устойчивые представления о цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (большой-маленький), количестве (один-много), геометрических фигурах (круг, овал, треугольник).
Закреплять умение ориентироваться в пространстве (на, под, за, рядом).
Учить внимательно слушать художественную литературу.
Побуждать детей отвечать на вопросы, способствовать переходу слов из пассивного словаря в активный.
Упражнять в рисовании прямых линий, наклеивании и лепке.
Развивать зрительное и слуховое сосредоточение, мелкую моторику, координацию движений, артикуляционный аппарат.

Оборудование:

Игрушка «Кошка».
Аудиозапись кошачьего мяуканья.
Картинка-фон с изображением кошки с пустыми местами в виде геометрических фигур (круг, овал, треугольник), эти фигуры, вырезанные из картона оранжевого цвета.
Картинка-заготовка с изображением кошки, пластилин черного, белого, коричневого цвета.
Корзина с разноцветными клубочками.
Картинка-заготовка с изображением котенка, вырезанные из бумаги круглые большие и маленькие клубочки желтого, зеленого, синего и желтого цветов, цветные карандаши тех же цветов, клеящий карандаш.
Соленое тесто, вырезанные из картона силуэты рыбок.
Построенный из крупного строительного материала домик, платок красного цвета.
Крупа, ложки, кастрюля, тарелки.
Книга «кошкин дом» с красочными иллюстрациями.
Мягкие игрушки-кошки.
Игрушечные вёдра, ковшики, кастрюльки.

Сюрпризный момент

Кто прячется под стулом? Послушайте. (Звучит аудиозапись кошачьего мяуканья или воспитатель сам имитирует его). Так кто же там спрятался под стулом? Это кошка.

Рассматривание игрушки

Посмотрите на кошку. Ее зовут Мура. Давайте позовем кошку по имени, скажем: «Мура».
Вам нравится кошка Мура? Да, красивая кошка. Мордочка у кошки усатая. Покажите, где у кошки усы. Что еще есть у кошки на голове? Глазки, ротик, ушки. Покажите их.
А какая мягкая у кошки шубка. Погладьте кошку ладошками. Какая на ощупь у нее шубка? Мягкая.
А чтобы бегать и прыгать кошке нужны … что? Лапки нужны кошке. Чтобы бегать и прыгать.
И еще у кошки есть вот что. Что это? Это хвост.

Дидактическая игра «Кошка»

Вот это - круг, найдите его место на картинке. Это туловище кошки. А это - овал, найдите его место на картинке. Это хвост кошки. А это - треугольник, я дам вам не один, а два треугольника, а вы найдите на картинке места для них. Это кошачьи ушки.

Барельефная лепка «Пятнышки на кошке»

Отрывайте маленькие кусочки пластилина, прикладывайте к кошке и посильнее придавливайте пальчиком. Вот какая красивая стала шерсть у кошки!

Динамическая пауза «Котик маленький сидит»

Котик маленький сидит
И ушами шевелит.
Вот как, вот как,
Как ушами шевелит.
(Раскрытые ладони приложит к ушам, сгибать и разгибать сомкнутые пальцы, как котик шевелит ушами)

Котик маленький замерз,
Прикрывает лапкой нос
(Потирание носа поочередно то одной, то другой ладонью)

Котик-котик, Котофей!
Быстро мы тебя согреем!
(Потирание ладошек одну о другую)

Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгай с пятки на носок!
(Прыгаем, переставляя стопы с пятки на носок)

Артикуляционная гимнастика «Кошка»

Покажите, как кошка показывает язычок, лакает молочко, облизывается, улыбается, зевает.

Дидактическая игра «Кошка и котята»

Есть у нашей кошки Муры детки. А вы знаете, ребята, как называют деток кошки? Котята. Посмотрите, кошка большая, а котята какие? Маленькие котята. Кошка одна, а котят сколько? Котят много. Кошка мяукает громко. Вот так «Мяу!» А котята мяукают тихо. Вот так. (Показ воспитателя). Давайте вы замяукаете громко, как мама-кошка. А теперь помяукайте тихо, как котятки-ребятки. Молодцы.

Дыхательное упражнение «Подуй на бантик»

Любят котята играть с бантиками. Возьмите бантики за ниточку и подуйте на них, так чтобы бантики закачались.

Дидактическая игра «Клубочки»

А как любят котята играть с клубочками. Сколько клубочков у меня в руках? Один клубочек. А сколько клубочков лежит в корзинке? Много клубочков. Вы, наверное, как и котята хотите поиграть с клубочками.

Подвижная игра «Прокати клубочки и собери в корзинку»

Возьмите себе клубочки. Положите их перед собой на пол и толкните, так чтобы они покатились вперед.
Ой, разбежались наши клубочки! Скорее собирайте их и складывайте в корзину.

Изобразительная деятельность «Котенок и клубочки»

На лист бумаги с изображением котёнка дети наклеивают разноцветные клубочки (большие и маленькие), а затем цветными карандашами рисуют от клубочков прямые линии - «ниточки». Воспитатель обращает внимание на цвет клубочка и величину.

Чтение стихотворения «Кошкин дом» с показом иллюстраций

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка - с фонарем,
А собачка - с помелом,
Серый заюшка - с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас!

Инсценировка «Потушим кошкин дом»

(Воспитатель набрасывает на домик из строительного материала платок красного цвета и подергивает его).
-
Ой, какой огонь! Загорелся дом нашей кошки. Нужно срочно тушить огонь.
Скорее берите в руки ведра. Ковшики, кастрюли и бегите тушить кошкин дом. (Воспитатель показывает как нужно взять ведро, донести его до домика и перевернуть, как будто выливая воду. Когда все дети выполнят задание убрать красный платок с домика - «потушили огонь»).

Дидактическое упражнение «Каша для котят»

В этой кастрюле каша для котят. Накормите своих котят, возьмите ложку, зачерпните кашу и положите на тарелку. Вот так. (Показ воспитателя). Кушайте котята кашу и подрастайте. (Вместо каши, можно накормить котят рыбкой, которую дети «вылавливают» из емкости с пшеном).

Дидактическая игра «А где котята?»

Наелись котята и решили пошалить - залезли на стол. Отнесите своих котят на стол.
Ай-ай-ай! Котята, нельзя сидеть на столе! Испугались котята, того, что мы их поругали и спрятались под стол. Посадите котят под стол.
Ладно, котята, вылезайте и садитесь рядом с мольбертом. Посадите котят рядом с мольбертом.
Захотели котята от нас спрятаться за скамейкой. Посадите котят за скамейку.
Устали котята, захотели спать. Уложите котят спать на подушки.

Пальчиковая гимнастика «Пирожки для кошки»

Быстро тесто замесили,
На кусочки разделили.
(Имитируем замес теста и разделку его на кусочки)

Раскатали все кусочки
(Раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед-назад по поверхности стола)

И слепили пирожочки.
(«Защипываем» воображаемые пирожки с помощью пальчиков обеих рук)

Пирожки с рыбешкой -
Угощенье кошкам!
(Прикладывая ладонь к ладони, «лепим пирожки»)

Лепка «Пирожки»

Кошка с котятами очень любят пирожки с рыбкой. Вот у нас готовые круги из теста. Положите на них сверху рыбку. Теперь сложите круг пополам, вот так. Осталось только придавить пальчиком края пирожка. (Показ воспитателя). Вот какие пирожки получились у ребят. Угощайтесь кошка с котятами. Скажите им: «Угощайтесь!»

Конспект открытого занятия по развитию речи

во второй младшей группе «Задоринка».

«Кошка с котятами» (рассматривание картины).

(занятие подготовила воспитатель Дубасова М.С.)

Цель: Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние животные и их детеныши»

Задачи:

Образовательная:

закрепить и уточнить представление детей о кошке и котятах (кошка большая,

котята маленькие);

учить называть части тела животного (голова, хвост, лапы, острые ушки);

учить отвечать на вопросы по картине предложениями из двух слов -- трех слов; произносить звукоподражания;

закреплять умение называть животных и их действия;

Воспитательная:

воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным;

воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать.

Развивающая:

развивать внимание, память, мышление, общую моторику, тактильные ощущения

Словарная работа: котёнок, котята, клубок, лакает.

Материалы и оборудование : сюжетная картина « Кошка с котятами», мягкие игрушки кошка и котёнок.

Ход занятия:

    Организационный момент :

За дверью помощник мяукает и царапает дверь.

Воспитатель : Кто мяукнул у дверей?

Открывайте поскорей!

Очень холодно зимой.

Мурка просится домой.

II. Описание игрушки. (Внести игрушку кошку с котенком к детям.)

–Дети, кто к нам пришел? (кошка с котенком) Поздоровайтесь!

– Давайте же посмотрим, какая кошка? (белая, пушистая, мягкая), а котенок? (маленький, серенький, пушистый)

– Кошка любит, когда ее гладят по спинке и начинает мурлыкать мурр – мурр!

Котенок тоже любит ласку, он согрелся у нас и мяукает.

Как мяукает котенок? (хоровые и индивидуальные ответы детей).

– Кошка с котенком любят молоко, они его лакают из блюдца.

Что любит кошка с котенком? (лакать молоко).

Пусть кошка Мурка и котенок отдохнут, погреются, а мы с вами посмотрим на другую кошечку с котятами.

2. Основная часть. Беседа по сюжетной картине.

Педагог помещает на доску картину и органи­зует беседу по ней.

Кого вы видите на картине?

- Кошку с котятами.

Давайте расскажем о них.

Воспитатель. Жила-была кошка со своими котятами. Кошка большая, а котята маленькие.

Какая кошка? (Большая.) А котята? (Маленькие.)

Кошка одна, а котят сколько? (Много.)

Живут они в доме у человека, он их кормит молоком, рыбой, мясом. Котята очень любят играть: катают шарики, клубки, бегают друг за другом и мяукают.

Как котята мяукают? (хоровые и индивидуальные ответы детей).

А кошка лежит, следит, чтобы котята далеко не разбежались и мурлычет.

Как мурлычет кошка? (хоровые и индивидуальные ответы детей).

– Что делает кошка? (лежит на коврике, смотрит на котят, наблюдает за ними).

Покажите на картине кошку. (Дети показывают.)

– Кошка красивая. Какого цвета шерстка у нее? Хвост? Животик? А лапки как будто в белых носочках.

Покажите где у кошки глазки, усы, хвостик, лапки. (Дети выполняют задание.)

Покажите на картине котят. (Дети показывают.)

Что они делают? (Играют, мяукают.)

– Какого цвета этот котенок? (рыжий)

– Что делает рыжий котенок? (лакает молоко из блюдца)

А этот котенок какого цвета? (серый с белыми пятнами)

– Что он делает? (играет с клубком)

– А какого цвета этот котенок? (черный с белыми полосками)

– Что он делает? (спит)

Мы с вами гладили кошечку и котенка. Какая у них шерстка? (мягкая, пушистая).

Физкультминутка: По мотивам песенки «Серенькая кошечка».

3 часть: Обобщающий рассказ педагога по картине «Кошка с котятами».

В доме у дедушки с бабушкой жила кошка с котятами. Она лежит на коврике и внимательно следит за своими котятами. Кошка большая и очень красивая. У нее серая шерстка с черными полосками, груди и животик у нее белые и лапки, как будто в белых носочках. У кошки большие зеленые глаза, острые ушки и длинные усы.

Ее детки - котята играют рядом. Черный котенок с белыми полосками устал, зажмурил глазки, положил голова на лапки и уснул.

Рыжий котенок проголодался, он подошел к блюдцу и лакает молоко. Он такой смешной. У него рыжая спинка, хвостик, а ушки и лапки белые.

Серый котенок с белыми пятнами – непоседа. Опрокинул у бабушки корзинку с клубками цветных ниток и играет с ними. Он встал на задние лапки, а передние положил на клубочек.

Котята очень милые, у них острые ушки на макушке, маленький хвостик, на лапках царапки (маленькие коготки) и мягкая пушистая шерстка.

Кошка любит своих котят и охраняет их. Видно, как внимательно она смотрит, нет ли опасности?

Воспитатель: Понравился вам рассказ? (ответы детей). Наша кошка Мурка и котенок отогрелись, налакались молочка, и теперь вы можете подойти погладить и поиграть с Муркой и котенком.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине «кошка с котятами».
Задачи:
Образовательные:
-Формировать умение внимательно рассматривать картину;
-Формировать умение активно участвовать в беседе;
-Формировать умение составлять описательный рассказ по картине;
-Упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая);
-Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного;
-Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.
Развивающие:
-Развивать умение согласовывать слова в предложении;
-Развивать умение согласовывать речь с движением;
-Развивать психические функции: воображение, внимание, память;
-Развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).
Воспитательные:
-Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них;
-Воспитывать уважение к другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.
Материал: картина «Кошка с котятами».

Ход занятия.
Загадка
В доме с бабушкой живёт,
Тихо песенки поёт.
Любит рыбку и мышей,
Нянчит деток-малышей.
И мурлычет у окошка
Наша ласковая...(кошка)
Воспитатель (предлагает детям рассмотреть картину, задает вопросы).
Кто нарисован на картине?
Дети. Кошка и котята.
Воспитатель. Что делают котята?
Дети. Играют около мамы.
Воспитатель. А что делает рыжий котенок?
Дети. Играет с клубочком.
Воспитатель. Какого еще котенка вы видите?
Дети. Серого, пушистого.
Воспитатель. Что можно про него сказать?
Дети. Он лакает молоко.
Воспитатель. Что делает третий котенок?
Дети. Спит.
Воспитатель. Посмотрите на кошку-маму, расскажите, какая она, как она смотрит на котят.
Воспитатель предлагает детям рассказать про кошку и котят.
« Эта картина называется кошка с котятами. Кошка большая, пушистая, белолапая. Она смотрит на своих котят. У кошки-мамы три котенка-один рыжий, другой серый, а третий черный. Рыженький котенок весело играет с клубком ниток. Серый котенок лакает молоко из блюдца. А третий котенок свернулся клубочком и спит около мамы. Всем – кошке и котятам хорошо, радостно».
Игра мячом «Скажи правильно»:
У кошки один...котенок. Много...котят. У собаки один...щенок. Много...щенков, щенят. Один …воробей, а много...воробьёв. У воробьёв перья, а у щенков нет…перьев. У воробья крылья, а у щенков нет… крыльев.
Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Подставляй ладошку – вытягиваем руки ладонью вперёд
Расскажу про кошку. – гладят ладонь другой рукой
Будем пальчики считать? – шевелят пальцами
Будем пальчики считать.- сжимают пальцы в руках и разжимают;
Раз, два, три, четыре, пять. – поочередно загибают пальцы на руке.
Вот кулак, - сжаты пальцы в кулак
А вот ладошка. - разжимают их.
На ладошку села кошка. – ставят на ладонь пальцы второй руки.
И крадется потихоньку – пробегают пальчики по руке до плеча
И крадется потихоньку–
Видно мышка там живет.- прячут кисть другой руки по мышку.
Ветер дует нам в лицо - качаются поднятыми руками вверх
И качает деревцо;- наклоняя корпус вправо, влево.
Ветерок все тише, тише
Деревца всё выше, выше. – медленно показывают руками тянутся вверх на носках.
Лжезагадка: У кошки Микки родились щенята; 2 белых и один чёрный. Сколько всего щенят родилось у кошки? А что бы делала кошка, если бы у неё родились щенята?
Речевое упражнение «Ныряльщики»: Разводя руки в стороны, сделать вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая, делают выдох носом.
Рефлексия. Опрос детей: Почему понравилась эта картина? Воспитатель хвалит детей за работу на занятии и за составление рассказов.

Конспект образовательно – воспитательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»».

Образовательная область: Развитие речи

Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине «кошка с котятами».

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение внимательно рассматривать картину;

Формировать умение активно участвовать в беседе;

Формировать умение составлять описательный рассказ по картине;

Упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая);

Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного;

Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.

Развивающие:

Развивать умение согласовывать слова в предложении;

Развивать умение согласовывать речь с движением;

Развивать психические функции: воображение, внимание, память;

Развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).

Воспитательные:

Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них;

Воспитывать уважениек другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.

Возрастные особенности детей: 4 года

Предварительная работа .

Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных;

чтение стихотворений и рассказов о животных;

игра «загадки»;

словесные игры: «Какой, какая, какое? », «Назови ласково», «Угадай-ка»;

А какая бывает кошка (мягкая, пушистая, игривая, добрая, умная, нежная, заботливая и т. д.)

А как можно ласково назвать кошку? (кошечка, котенок, мурысенька и т. д.)

Материал:

Картина «Кошка с котятами»;

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: дети здороваются

Воспитатель: Отгадайте загадку:

У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.

Дети: Кошка.

Воспитатель: Где живет кошка?

Дети: Дома.

Воспитатель: Кошка -это какое животное домашнее или дикое?

Дети: Кошка – это домашнее животное.

Воспитатель: Кошка – это удивительное животное. Ия хочу вам показать одну интересную картину.

Давайте ее внимательно рассмотрим.

Воспитатель Кто нарисован на картине?

Дети Кошка с котятами

Воспитатель: Что делает кошка?

Дети Сидит и смотрит на котят

Кошка какая? (большая, пушистая, красивая)

У кошки шерсть на спинке, ушах, хвосте полосатая, а на лапках белая.

Дети: Скажите где у кошки еще белая шерсть (белая еще на грудке и на животе).

Воспитатель заканчивает рассказ: У кошки зеленые глаза, острые ушки. Она лежит и смотрит на котят.

Воспитатель: Ребята, а сколько котят на картине? (три котенка)

Котята какие? (маленькие, пушистые, смешные)

Давайте внимательно рассмотрим котят. Я расскажу про одного котенка, а вы про остальных: полосатый котенок лежит около мамы. Он пригрелся и крепко спит.

Нелли расскажет про рыжего котенка.

Ульяна расскажет про серого котенка.

Где же папа-кот? (папа кот ушел на работу)

А как бы вы хотели назвать эту картину?

Художник дал картине название «Кошка с котятами».

Воспитатель: Давайте представим что мы находимся на картине, что мы рядом с кошкой и котятами. Что вы слышите?

Дети: котята сопят, мурлыкают, рычат.

Воспитатель: Погладьте кошку и котят, что вы чувствуете?

Дети: Мягкие, пушистые, теплые.

Воспитатель : А давайте, мы с вами, превратимся в котят! (Дети одевают маски котят)

Физкультурная минутка.

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышли котята на карниз (имитирует грациозную походку кошки)

Посмотрели котята наверх, посмотрели котята вниз

Вот налево повернулись (повернуть голову налево),

Проводили взглядом мух (повернуть голову вправо)

Потянулись, улыбнулись и уселись на карниз (присесть)

Воспитатель: Ребята, а с чем любят играть котята?

Дети: с клубочком.

2.Словесная игра: «Что умеет делать кошка?»Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать клубок, и задавать вопрос: "Что умеет делать кошка?". Тот, кто его поймает, даёт ответ, например:"Царапаться".Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.

Воспитатель Пришло время вернуться к нашей картине.

Пока мы с вами играли, котята все спрятались за клубочки. Нужно угадать кто там спрятался и тогда клубочек откроется. Кто спрятался под розовым клубочком.

Давайте откроем клубочек.

Да, правильно это Рыжик.

А кто хочет про него рассказать? Какой он?

Иди, Нина, а я тебе помогу.

У Рыжика, рыжая шерстка, она мягкая, пушистая, та и хочется ее погладить.

Нина, а скажи нам, пожалуйста, а каким цветом у Рыжика глазки?

Зеленые

А еще у него глаза веселые, озорные.

Нина, а как ты думаешь, что делает Рыжик?

Он играет с мячиком.

Ребята, а как вы думаете, а кто спрятался за синим клубочком?

Серый котенок.

Алина, что он делает?

Он играет с клубочком.

Давайте откроем клубочек.

Вот мы с вами нашли еще одного котенка маме кошке.

А кто же спрятался за синим клубочком?

Это полосатый котенок.

Давайте откроем клубочек.

Правильно это он, спит рядом с мамой.

Олеся, иди расскажи нам про полосатого котенка.

Воспитатель: А теперь Владик попробует составить рассказ по картине.

Составление рассказа по картине с помощью вопросов воспитателя.

«Картина называется «кошка с котятами». На ней изображена…(кошка с котятами). Кошка большая… (пушистая красивая). Рядом с ней… (три котенка). Они… (маленькие, смешные). Одного котенка зовут…(Васька). Он…(играет с клубочками). Другого котенка зовут… (Пушок, он лакает молоко). Третьего котенка зовут… (Соней). Соня уже наелась и … (легла рядом с мамой). Папа-кот ушел… (на охоту). Мне понравилась картина, потому что котята получились… (смешные)».

Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.

Рефлексия деятельности.

Опрос детей: Почему понравилась эта картина?

Воспитатель хвалит детей за работу на занятии и за составление рассказов.

Вы друзья мои старались

Все прилежно занимались

Всех хочу благодарить

И раскраску подарить

Дети по желанию раскрашивают Кошек.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» г. Надыма»

Конспект

по образовательной области «Речевое развитие»,

развитие речи в средней группе

Тема:

воспитатель,

Образовательная область : «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Форма организации образовательной деятельности: НОД.

Тема: «Рассказывание по картине «Кошка с котятами»».

Цель: Формирование коммуникативных навыков детей, развитие кругозора.

Задачи:

1. Продолжать учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть ее;

2. Формировать умение согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного и единственного числа существительных, обозначающих детенышей животных;

3. Закрепить представления детей о диких и домашних животных, их детенышах;

4. Развивать графо-моторные навыки и зрительную координацию;

5. Способствовать развитию чувства сострадания и готовности оказывать помощь.

Предварительная работа: составление описательного рассказа об игрушке, рассматривание картины «Собака со щенятами»; дидактические игры «Кто где живет», «Помоги найти маму», «Большие и маленькие»; игры – импровизации, рисование «Усатый – полосатый»; сюжетно – ролевые игры «Зоопарк», «Путешествие в лес», «Ферма».

Материал и оборудование: демонстрационная магнитная доска, большая рукавица, мягкая игрушка – зайчик, рисунок – схема «лес», «дом», салфетка, картина С. Веретенниковой «Кошка с котятами», наборы разрезных картинок «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», цветные клубочки ниток на каждого ребенка, цветные фломастеры (карандаши), альбомный лист, атрибуты – шапочки котят.

Ход занятия:

1. Вступительная часть (введение в ситуацию)

В: Ребята, я знаю, что вы очень любите маму и папу, бабушку и дедушку, других членов семьи. Ведь так? А за что вы их любите?

А как вы думаете, можно ли любить животных?

А каких животных вы знаете?

У кого дома есть животное?

Как вы его любите?

Я тоже люблю животных, и больших, и совсем маленьких! И хочу рассказать одну историю. Хотите послушать? Так вот. Иду я как – то по тропинке, медленно иду, и вдруг…(снимаю салфетку, а под ней рукавичка).

«Ой! Что за хатка невеличка?

Из овчинки рукавичка!

Плачет кто-то.

Не помочь ли, нам, друзья?»

Кто же может плакать там? (ответы детей)

(Из рукавички достаю зайчонка)

Ребята, кто это?

Спросите у зайчонка, почему он плачет? (дети задают вопрос)

З (В): Я маленький, я еще глупенький, многого не знаю, часто забываю, маму не слушался, убежал от нее и заблудился. Ребята, пожалуйста, помогите мне найти мою маму.

В: Ребята, хотите помочь зайчонку? А сможете?

2. Актуализация знаний - дидактическая игра «Помоги найти маму».

Цель: закрепить знания детей о диких и домашних животных, их детенышах, месте обитания.

На магнитной доске вперемешку картинки домашних и диких животных, схематическое изображение елочек и дома; отдельно картинки детенышей животных.

В: Ребята, кого вы здесь видите? А как вы будете помогать зайчонку? (Дети поочередно выполняют игровое действие – соотносят маму с ее детенышем. Действия проговаривают словами: у мамы собаки детеныш щенок. Это домашнее животное. Разместим их возле домика. У козы - козленок, домашнее животное, тоже к домику. У коровы – теленок, домашнее животное, у лисы – лисенок, живет в лесу, поместим их возле елочек, дикое животное. У волка – волчонок, дикое животное, в лесу живет. А у тебя, зайчонок, мама зайчиха. Вы тоже живете в лесу. Ступай, зайчонок, к маме и больше не теряйся!)

В: - Ребята, вы смогли помочь зайчонку? А какие знания вам понадобились для этого? Молодцы, помогли зайчонку найти маму! А теперь я познакомлю вас с другой семьей. Хотите? (Воспитатель выставляет на доску картину «Кошка с котятами».) Внимательно рассмотрите эту картину (делаю паузу, дети рассматривают).

3. Открытие нового знания – рассказывание по картине

В: Вы рассмотрели картину и уже, должно быть, решили, как она должна называться?

Д: «Кошка и ее котятки», «Мама кошка играет с котятами», «Про котят», «Кошка лежит на коврике и смотрит на котят».

В: Да, разные названия. Но я хочу напомнить вам о том, что название картины не должно быть очень длинным, а коротким. Но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина. Маша коротко назвала картину. Молодец! Сашино название картины мне тоже нравится. А вам? А почему?

Д: Потому что коротко и понятно о чем картина.

В: Художник написал эту картину и назвал ее «Кошка с котятами» (пауза). Ребята, вам не показалось странным то, что я сказала «написал?» Нет, я не ошиблась: нужно так говорить – «художник написал картину», а не нарисовал. Понятно? Давайте вместе проговорим (хоровое проговаривание «художник написал картину») Запомните это! Для того, чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о кошке, потом – все о котятах и, наконец, о том, что видим вокруг. Итак, внимание на маму – кошку. Большая красивая кошка любуется котятами, не правда ли? Расскажите о ней.

Д: (2-3 ребенка рассказывают о кошке). Кошка большая, серая и полосатая. У нее большие зеленые глаза. Она лежит и смотрит на своих котят. У кошки большая голова и короткие острые ушки, пушистый хвост и т. д.

В: Молодцы, ребята! Правильно подметили и Саша, и Маша, что кошка большая, усатая, вся полосатая, с красивой густой шерсткой. Кошке очень приятно слышать эти слова. Она отдыхает и любуется своими детками – котятками. Сколько их? (хоровые ответы) Давайте вместе посчитаем: один котенок, два, три котенка. У кошки трое котят. Они подросли и могут сами себя занять. Ведь так? Расскажите о них.

Д: (2-3 ребенка рассказывают о котятах). У кошки три котенка: один серый, один полосатый, точь в точь в маму, и один рыжий. Его назвали, наверное, Рыжиком. Они уже подросли и умеют играть с цветными клубочками. Серенький котенок устал и заснул возле мамы. А Рыжик хочет молочка и т. д.

В: Молодцы, ребята, все рассказали о котятах. Они уже подросли и умеют сами играть. Любимое занятие котят – игра с клубочками.

Вот мой котик – игрунок.

Брошу я ему клубок.

Он с клубочком поиграет

Мои нитки размотает.

Ребята, я думаю, что котятам хорошо дома. А вы как думаете?

Д: Я тоже думаю, что котятам хорошо, они веселые. Рядом с ними их мама. А с мамой и спокойно и весело. У котят есть свое место в квартире - коврик. Он полосатый и разноцветный. На полу блюдце с молоком. Значит, у кошки и котят заботливая хозяйка. Она их любит. И всем хорошо! (выслушиваю хоровые и индивидуальные ответы детей, проявляю удивление, согласие).

В: Смотрите, ребята, кажется, и вправду котята улыбаются! Ведь Катя правильно сказала, что им с мамой и спокойно, и весело. Им хорошо. Вы согласны с Катей и со мной? Молодцы, что заметили на полу красивый полосатый коврик и блюдце, полное молока. Это хозяйка позаботилась, чтобы котятам было тепло и сытно.

А сейчас Рефат составит свой рассказ по картине, а вас, ребята, я прошу внимательно слушать рассказ и проследить, не будет ли в нем повторов. Ну а Рефат постарается избежать их. Сначала он расскажет о кошке, потом о котятах, а позже – о том, хорошо ли котятам в доме. (Ребенок рассказывает, придерживаясь плана рассказа.)

В: Спасибо, Рефат. Ну что, ребята, понравился вам рассказ Рефата?

Чем понравился?

Были ли повторы?

Как Рефат избежал повторов?

Давайте оценим его рассказ. Если вам очень понравился рассказ, то весело похлопайте в ладоши, а если кому – то не понравился, то топните ножкой.

В: Ребята, мы сегодня учились рассказывать по картине. Мне так понравились ваши рассказы, что я решила до конца дня оставить в группе картину «Кошка с котятами». Вдруг кто – то из вас еще порадует её, рассказав о том, какая она красивая и её котята тоже.

4. Физминутка. Игра – импровизация «Изобрази животное»

(дети надевают на голову шапочки – котята)

В: Я домашний котик,

Мягонький животик, (Дети изображают животное:

Мягонькие лапки, важно передвигаются по ковру на «чет-

В лапках цап – царапки. вереньках», поглаживают животик,

Я люблю играть, коготки; ползая, догоняют цветные

«Мяу-мяу» повторять, клубочки ниток, наматывают их на

И клубочки догонять. клубок – моторика рук.)

В: Молодцы! Хорошие котята! Котятам так понравилось играть с клубочками, что они просят вас нарисовать клубочки для других котят. Нарисуете? А сможете? Садитесь за столы, будем рисовать.

5. Рисование разноцветных клубочков

(Показываю образец рисунка – разноцветные клубочки.)

- Какого цвета клубочки?

Какой формы?

Сколько их?

Одинаковые ли они по размеру?

- Ребята, а заметили ли вы, почему одни клубочки получились большими, а другие маленькими? (каждый следующий виток больше предыдущего)

Давайте в воздухе нарисуем клубочки. Возьмите правильно фломастер. (Проверяю, все ли дети правильно держат фломастер.) Ставим в воздухе точку и рисуем кривую круглую линию, не соединяем линию, а с каждым разом делаем все больший и больший завиток. И чем больше завитков, тем больше клубочек. У всех получились большие клубочки? Ребята, котята просят вас нарисовать большие и разноцветные клубочки. Всем понятно? Возьмите правильно карандаш (фломастер) и приступайте к работе. (Звучит спокойная мелодия; индивидуальная работа в полголоса - совет, похвала, помощь, показ на отдельном листке.)

В: Ой, как много получилось разноцветных клубочков! Целая выставка! Ребята, спросите у котят, им понравились клубочки? Какими они должны быть? Все старались! Лера нарисовала большие клубочки. Много завитков и очень близко ниточки друг к другу. Молодец! И Саша, и Катя, и Ильяс нарисовали клубочки красные, синие, зеленые. Да все большие! А какие вам, ребята, понравились рисунки? (2-3 ребенка анализируют работы). Молодцы! Все клубочки хороши! Котята вам говорят «мяу-мяу!» - спасибо!

6. Осмысление. Ребята, вам понравилось заниматься? Чем мы занимались на занятии? А как правильно назвать картину? А как нужно рассказывать по картине, чтобы рассказ был интересным? Молодцы! Общение с вами доставило мне радость. От этого у меня вот такое настроение! (изображаю мимикой) Изобразите и вы свое настроение, либо мимикой, либо смайликами. Здорово! Дарите друг другу улыбки! И всегда помогайте тому, кто в ней нуждается!

Литература:

1. Примерная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией, ; М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. « Развитие речи в детском саду, средняя группа»; М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3. «Комплексные занятия в средней группе детского сада» (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) ТЦ «Учитель», 2001г.



Рассказать друзьям