Обыгрывание дорожно-транспортных ситуаций. Игры-ситуации как средство формирования у детей доброжелательного поведения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Преподаватели теннисного клуба, где занимался 12-летний Петя, не знали, как справиться со вспышками гнева, которые возникали у мальчика после каждого поражения. Родители тоже не могли повлиять на сына и в результате приняли непростое решение — прекратить занятия на полгода. За это время талантливый маленький спортсмен должен был понять, хочет ли он заниматься дальше, и пересмотреть свое отношение к победам и поражениям.

13-летний Тимур перепробовал за несколько лет бесчисленное количество спортивных секций и из каждой из них уходил со скандалом. Виноватыми оказывались и тренеры, которые придирались, и другие ребята, которые завидовали и пытались подставить, словом, все, кроме самого Тимура. Хотя преподаватели в один голос уверяли, что мальчик очень одаренный и мог бы добиться успеха и в футболе, и в легкой атлетике, к девятому классу он вообще прекратил занятия спортом. Родители только разводили руками. Даже играя в футбол с соседскими мальчишками на даче, Тимур кричал и спорил до хрипоты, отказываясь признавать свои промахи.

Какие выводы можно сделать из этих двух историй? В первом случае родители помогли Пете понять, что теннис — это не только приятное времяпрепровождение, но и большая работа. И если ты хочешь заниматься серьезно и добиваться результатов, то и относиться к тренировкам нужно как к работе, а не как к игре. Во втором случае родители сквозь пальцы смотрели на вспышки гнева, считая, что это само пройдет, когда мальчик повзрослеет. Возможно, так оно и будет. Но сожаление о друзьях, которые были потеряны, и о времени, потраченном впустую, может остаться даже в зрелом возрасте.

Довольно легко осознать, что игнорировать гневные вспышки ребенка или потакать ему — не самый правильный подход. Гораздо сложнее решить, что же надо делать. Любой взрослый человек понимает, что невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать со своими поражениями. Вот классический пример. Когда физик Томас Эдисон рассказывал о создании электрической лампочки, он говорил примерно так: "Мне пришлось сделать более 700 опытов, но я не считаю, что 700 раз ошибся. Я 700 раз с успехом доказал, что эти способы не работают".

Но одно дело — разумно полагать, будто все, что нас не убивает, делает нас сильнее. А совсем другое — спокойно относиться к неудачам, от которых страдает ваш собственный ребенок. Кто из родителей сможет сохранять спокойствие, когда сын получает двойку на экзамене, к которому честно готовился? Или разумно относиться к слезам дочери, которая не находит себе места от неразделенной любви? Да, мы понимаем, что все это ерунда, и в будущем только поможет детям избежать гораздо более серьезных разочарований. Но многие ли из нас при этом смогут избежать искушения обнять малыша и горячо уверять, что не он сам, а кто-то другой виноват во всех его горестях и печалях?

Получается, с одной стороны, мы хотим, чтобы ребенок научился конструктивно относиться к своим неудачам, анализировал причины, которые привели к поражению, и старался бы в следующий раз не повторять тех же ошибок. С другой, — мы готовы на любые ухищрения, лишь бы избавить детей от разочарований. Атакой подход может принести больше вреда, чем пользы.

Невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать со своими гениями.

Современные родители стараются создать у ребенка чувство уверенности в своих силах и возможностях. И ради этого многие пытаются переложить вину за промахи с самих детей на кого-то еще. После проигранного футбольного матча ребенка утешают тем, что судьи были несправедливы, хотя гораздо разумнее сказать: "Мне кажется, ты был рассеян и из-за этого играл не очень хорошо". Ведь задача родителей заключается не в том, чтобы уберечь ребенка от любой неприятности, а в том, чтобы научить его справляться с трудной ситуацией.

Чем раньше вы начнете работать над конструктивным отношением детей к неудачам, тем больше шансов, что вы преуспеете.

Мировоззрение ребенка: фиксированное или подвижное?

Психологи сейчас все чаще говорят о двух основных типах отношения к миру. Первый тип называется "фиксированным", при этом человек воспринимает самого себя и свои способности как нечто неизменное. Люди с таким мировоззрением чаще других сталкиваются с необходимостью снова и снова доказывать себе и окружающим, что они достойны всяческого уважения. Люди с "подвижным" мировоззрением, наоборот, считают, что они сами и их возможности могут меняться и развиваться в зависимости от ситуации и полученного опыта. Именно они легче других приспосабливаются к новым условиям жизни.

Мировоззрение ребенка во многом зависит от родителей, а это значит, что в наших силах повлиять на то, как он будет относиться к своим победам и поражениям. Столкнувшись с неудачей, ребенок с "фиксированным" мировоззрением может сломаться, а может оправдывать себя всеми возможными способами. Такие дети либо очень переживают из-за поражения, либо полностью игнорирует его, делая вид, что ничего не случилось. Дети с "подвижным" взглядом на события, напротив, попытаются преодолеть сложности, чтобы в следующий раз показать лучшие результаты. Конечно, они тоже расстраиваются, сталкиваясь с отказом или поражением, но по прошествии определенного времени могут правильно оценить, что же случилось на самом деле, и что нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию.

Чтобы помочь ребенку сформировать "подвижный" взгляд на мир и научить его извлекать уроки из поражений, а затем и превращать их в настоящие победы, прислушайтесь к советам психологов.

  • Хвалите за то, что достойно похвалы. Вне зависимости от того, с какой оценкой приходит домой школьник, сосредоточьтесь не на отметке, а на том, что ребенок узнал, на том, что ему было интересно, и на том, где эти знания могут пригодиться. Дети, которых родители хвалят не за пятерки, а за умение размышлять и предлагать нестандартные пути решения, не боятся сложных заданий. Наоборот, чем сложнее задача, тем интереснее ее выполнять. Как быть, если ребенок проделал большую работу и все-таки получил двойку? Обязательно хвалите его за старание, за те усилия, которые он приложил. Но не пытайтесь переложить вину на несправедливого учителя. Стоит сказать примерно следующее: "Я знаю, что ты действительно старался, ты молодец! Но, похоже, ты не совсем понял эту тему. Давай подумаем, как тут разобраться".
    Учителя в школе чаще всего требуют от детей хороших оценок, но, если ребенок взялся за трудную и интересную задачу, которая оказалась не по силам, он все равно достоин уважения. Очень может быть, что он достоин его даже больше тех, кто ограничился стандартными подходами и получил заслуженные четверки и пятерки. Вы верите, что умение не бояться трудностей и мыслить нестандартно важнее хорошей оценки за контрольную по алгебре? Если да, то пусть ваш ребенок знает об этом.
  • Поговорите с ребенком о том, что такое успех и поражение. Как объяснить ребенку, что победа в соревнованиях или хорошая оценка — не единственные мерила успеха? Постарайтесь донести до детей, что сам процесс подготовки достоин уважения, а не только результат. Как ни странно, чем меньше ребенок волнуется из-за результатов, тем лучше они оказываются. Ведь только в этом случае школьник может сосредоточиться на том, что он делает в настоящий момент, и в полной мере проявить свои знания. Скажите так: "Для меня настоящий успех — это когда ты по-настоящему стараешься и делаешь что-то от души и с удовольствием". У вас наверняка бывали ситуации, когда вы смогли преодолеть трудности с пользой для себя. Расскажите о них детям.
  • Не приукрашивайте факты. Все люди когда-нибудь * проигрывают — из этого правила нет исключений. Кого-то не принимают в балетную школу, кто-то вылетает из соревнований после первого же матча, кто-то не поступает в гимназию. Это жизнь! Но обязательно стоит говорить о том, что случилось. Не уверяйте ребенка, что все прекрасно. Но и не делайте вид, будто ничего не произошло. Молчание формирует у ребенка убеждение в том, что случилось нечто настолько ужасное, что об этом нельзя даже говорить. Самым конструктивным был бы такой подход: "Ну что, экзамен мы не сдали. Как будем готовиться в следующий раз?"
  • Откажитесь от ваших собственных амбиций. Иногда то, что родителям кажется поражением ребенка. На самом деле всего лишь задевает их собственные чувства.


Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети

"В прошлом году творческий коллектив, в котором занимается моя дочь, отправлялся на гастроли по области. Они выступали с танцевальными номерами, — рассказывает мама 11-летней Оксаны. — За две недели до отъезда я узнала, что мою дочь не берут. Я была в ужасе, готова была бежать в студию и порвать в; еж на месте. А Оксана была на удивление спокойна и сказала, что хочет не танцевать, а петь, и что на днях будет прослушивание солистов. Прежде чем я успела что-то предпринять, Оксана прошла это прослушивание с прекрасным результатом".

Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети. Если вы расстраиваетесь из-за неудачи больше, чем сам ребенок, получается, что это ваша проблема и решать ее нужно именно вам. Не переставайте напоминать себе, что это жизнь вашего ребенка, а не ваша. И в первую очередь важны его желания и устремления.

Будьте спокойны, и ребенок тоже успокоится. Дети часто устраивают из-за неудач и поражений, потому что не могут облечь свои эмоции в слова, а слезы и крики оказываются единственным способом выразить чувства. Для четырех-пятилетних детей это вполне нормально, а вот 10-летний уже вполне может держать себя в руках.

Как быть, если ребенок кричит во все горло, а окружающие смотрят на вас с сожалением? Во-первых, уведите ребенка в сторону. Говорите спокойно, пожалейте его и посочувствуйте. Скажите: "Я понимаю, что тебе обидно". Обнимите, погладьте по голове. Ваша первая задача — успокоить ребенка, а затем уже можно разговаривать с ним о том, что случилось.

Чаще всего дети либо достаточно долго плачут и переживают, либо уходят в себя, стараясь выглядеть взрослыми. И здесь лучше всего подыграть ребенку. Спросите, чем он хотел бы заняться, о чем хочет поговорить. Не реагируйте слишком бурно, дайте понять, что ничего страшного не произошло.

И, наконец, самый главный совет. Каждый день давайте понять детям, что вы любите их — вне зависимости от их оценок или спортивных достижений. Вы любите их просто потому, что они есть, а не потому что они делают что-то хорошо.

Если ребенок понимает, что родители не будут любить его меньше, если он получит двойку, оценки никогда не будут для него трагедией.

Комментировать статью "Научите ребенка проигрывать"

Я за советом... Отношения с детьми. Детская психология. Куда обращаться, если мы сами своими примерами воспитывали, грезили о достойных результатах и об Проблема в том, что уверенность многих родителей в правильности их действий в отношении ребенка не так уж и...

Обсуждение

Мой ё12-летний сын абсолютно такой же:-(

Я сама не сталкивалась с таким в воспитании, у нас с детьми как-то все легко проходит, без особых скандалов (хотя, конечно и они бывают). А вот моя подруга с дочкой консультируются у психолога Надежды Храмовой, она очень хороршие отзывы мне рассказывала о ней, поэтому смело вам её порекомендовать. потому что у неё была точно такая же ситуация, дочь не слушала ничего, делала всё через пень-колоду, неглупая девочка, но учиться совсем не хотела. После психолога стало намного легче с ней, она и по дому помогает и со своей мамой стала более общительной, стали вместе ходить куда-то (раньше вообще наотрез отказывалась от совместного отдыха). Я вам внизу оставлю координаты её психолога, попробуйте для начала может одной к ней обратиться, чтобы понять это отклонения или у него такой характер.

Амбиции. Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе Конечно правильно. Я уверена что наши дети интуитивно лучше нас (родителей) чувствуют что для них лучше.

Обсуждение

сильной разницы не вижу, пусть идет тогда во второй, конечно же, Бауманка нынче не особо дает какие-то привилегии при трудоустройстве, наш репетитор, который вел нас с 7го класса по математике и физике,до сих пор без работы, на копейки идти не хочет, говорит, что останется пока репетировать, тут больше толку, так что....

Если он "проходит по баллам", то это не сверхамбиции, имхо. Это желание "брать по максимуму". Я такое поддерживаю))

Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе Как-то всегда по умолчанию считается,что родители мечтают о счастье своего ребенка и всё для осуществления этой мечты делают.

Обсуждение

Может врачи, говоря о состоянии здоровья, имели в виду только что перенесенный грипп. Думаю, что родители думают и заботятся об интересах сына. Вы уверены, что смогли бы категорически запретить подростку участвовать в конкурсе? Я как-то не уверена. Предполагаю, что последствия такого запрета тоже могут быть неприятными для всех.

Ломка могла проявиться впервые. Прослушивания спиной к певцам снимаются сразу, не думаю, что он там неделю ждал
14летнего уже нельзя заставить. А значит он сам хотел и старался.
И поддержать его, пусть через ломки и обмороки (если нет паталогий и последствий) имхо, как раз обязанность родителей
ОФФ
А вот со стороны судей брать в команду явного петухастого аутсайдера по жалости- это неправильно. Проект не "большое сердце" называется или "пожалей мечту ребенка", а "голос." Имхо, неуважение по отношению к другим детям без проблем.
Мальчик занял чье-то место. Вполне возможно, в 14лет мог бы понять это. Возможно, родители должны объяснить.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Так, может, не " уверенность в себе " нужно развивать, а правильную самооценку? Родительские амбиции и как с ними бороться?

Обсуждение

А что это такое? %) Если это имеется в виду перфекционизм (стремление во всем быть лучше всех), то я наоборот ребенку объясняю, что у каждого свой путь, и счастлив не тот кто лучше других, а тот кто этот свой личный путь нашел в жизни. Поэтому главное - как раз без оглядки на других - прислушиваться к себе и развивать свои таланты, ставить свои планки и их достигать.

24.06.2008 14:20:35, Лукьяна

А это в принципе возможно? Без привития комплексов? ИМХО _ оно либо есть, либо нет, с рождения.

Как развить амбиции?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье Как развить амбиции? и стоит ли? Ситуация в том, что девушке моей совершенно наплевать...

Обсуждение

А я вот что расскажу. У меня дочь как раз с амбициями. Но есть какие-то вещи, в которых ей не достичь совершенства, например, в силу отсутствия физических данных. Она переживает ужасно, и я мучаюсь от беспомощности и невозможности передать свой пофигизм. Мы антиподы с ней. Мне в детстве давалось практически все - с полпинка. А мне было все равно. Мама переживала ужасно:))), потому как я была абсолютно не амбициозна...
У меня есть подозрение, что мамы (и я, конечно) так вот "переживают ужасно" сам факт того что дети другие, а не возможные тяжкие последствия того, что они другие.
Не может быть так, чтобы целей у девушки совсем не было. Просто они краткосрочные, или с маминой точки зрения не значимые, или она их четко не формулирует, или что-то еще другое.
Я пыталась переориентировать дочку - ничего не выходит, у нее просто другой характер. Оставила ее в покое. Попереживали вместе - и идем дальше.

своим примером, имхо, при этом чтобы ребенок понимал что он с вами на одной строне баррикад, а то просто задавите и получится наоборот.

Уверенность ребенка в себе = уверенность родителей в ребенке. То есть, начинать надо родителям с себя, имхо. Как воспитать уверенного в себе. Появилась вторая часть! Можноподнять бокалы за успехи детей в школах и на кружках! получать ответы на E-mail...

Обсуждение

Брат моего мужа уверяет, что можно, что десять лет назад он по телефону боялся разговаривать, а теперь вполне себе по разным поводам с разными людьми разговаривает и своего добивается. Но мне кажется, что это именно стиль выработал. Если честно, не знаю. Я была такая, прошло само, но после поступления в Универ. Дети тоже такие, причем старшая в детстве совсем неуверенная была, а сейчас переросла, а средняя, наоборот, чем дальше, тем более усугубляется:-(

На повезло - сами мы такие - оба родителя - внешне нормальные, но внутреее - в той или иной степени неуверенные, а дети, похоже, с первых шагов уверены в себе. Может, наоборот, у сильно самоуверенных взрослых (каковой была моя бабушка) воспитываются неуверенные дети?

трусливый и неуверенный в себе. Нужна консультация психолога. Детская психология. Уверенность в себе.. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада Как поверить в свои силы и перестать бояться неудач?

уверена, что родители поддерживали дочку в ее амбициозности. хвалили, когда она была первая в садике? гордились? Амбициозность - это стремление получить лучший результат, а не ощущение, что ты лучший по определению, как в случае с девочкой из твоего примера.

Обсуждение

Моя тоже хочет все время быть первой. Я не возражаю, но каждый раз объясняю, что именно для этого нужно сделать. Хочешь лучше всех бегать - да, пожалуйста, бегай:) Пойдем, запишу тебя в инфизкульт, через год будешь бегать лучше всех в классе. Хочешь плавать - пожалуйста. Тренировки четыре раза в неделю и ты будешь первой "на ефтой улице":) Хочешь быть первой не только в школе, а еще где-нибудь - не вопрос, работай. Но для того, чтобы быть первой в районе, например, тебе придется заниматься столько, что надо будет бросить это, это и это. И тогда через несколько лет добьешься своего...
Обычно очень отрезвляет, она сразу прикидывает, готова ли она так платить за то, чтобы быть первой.
Я ей никогда не говорю, что быть первой плохо, или хорошо, и вообще, я и сама не знаю, плохо это или хорошо.
Хочешь быть первой - работай. И вот на этапе систематических напряженных занятий желание быть первым во всем и фильтруется очень успешно.

оценивать успехи, а не ребенка не "ты такая молодец, что лучше всех читаешь", а "я рада, что ты умеешь хорошо читать". Я помню, как еще на подготовке к школе сынище спрашивал: "я молодец, что у меня больше всех наклеек?", я пыталась увиливать, что это очень хорошо, что наклеек так много, но это не главное, главное, что тебе было интересно на уроке и т.п.
Но... все равно проблема есть. С возрастом проходит, или смягчается по крайней мере. Меня сейчас другое беспокоит. Ребенок, если ему делаешь какое-либо замечание в 80% случаев начинает рассказывать, что "а Вася тоже...", как с этим бороться не знаю.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Воспитать уверенного в себе человека. Похвалы придадут им уверенности в себе и Современные родители стараются создать у ребенка чувство уверенности в своих силах и возможностях.

Обсуждение

Вот способ, который подсказал мне сам ребенок своим поведением. Если коротко, то надо исходить из того, что в поведении и действиях ребенка не бывает ничего плохого - "до 13 лет все дети - ангелы"© - поэтому все, что видется взрослым в негативном свете надо превращать в светлую сторону. А предыстория была такая. Никак не могли мы научить ребенка писать после Ж и Ш букву И - упорно писала Ы, кроме того отказывалась читать слова в тексте со слогами ЖИ и ШИ. Стихотворное правило "ЖИ, ШИ пиши с буквой И" не действовало, хотя другие правила правописания ребенок применяет с легкостью. А тут отказывается наотрез. Я уже хотела жаловаться на нее воспитательнице и просить помочь, как тут заметила, что ребенок старательно выискивает в словаре слова со слогами ЖЫ и ШЫ - не нашла, начала искать их в саду в букваре у воспитательницы, которой неграмотное письмо ребенка я объяснила так - "она у нас такая упорная, пока сама в чем-то не убедится, на слово не поверит")))))

Воспоминания детства: полет шахмат/шашек, скинутых в запале размашистым жестом с доски(за два хода до проигрыша), помню даже (стыдно сказать) цветные точки на домино(что бы вытащить нужную по известному одной мне цветовому коду). Проигрывать не люблю до сих пор, но реакцию на проигрыш уже не такая буйная. Зато научилась считаться с чужим мнением, хотя аргументы вроде "потому что я сказал" не приемлю, да и сама таких доводов никогда никому не привожу, да и в зрелом возрасте все эти проблемы решабельны. А амбиции - не такое уж плохое качество, когда в нужное русло направлены. Без них ни учебы нормальной, ни карьерного роста не будет. Так что главное - это научить общаться, и еще по-моему надо научить ребенка проявлять свое несогласие не слезами, а словами (что бы не забиться в уголок и плакать, а отстоять свое мнение).

21.01.2001 19:32:14, ЛаМа

Дошло:) Это не особенности характера, это особенности возраста. Возраст соревнования с мамой за место в сердце папы:) Старайтесь никак не унижать ее при папе да и без папы, ни выигрышем, ни шуткой... Принцесса комплексует из-за Королевы:)

Игровые приемы дифференцируются по характеру игрового материала-

игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребёнок и воспитатель действуют с ними

по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможности активного действия с ним более ограниченны). Дети и воспита­тель действуют одновременно в том и другом случае и как сцена­ристы, и как режиссеры, и как актеры.

Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и пло­скостных), картин-панорам, природного, бросового материала очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисо­вать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать» как зайчик, «ходить» как медведь и т.п.).

Например , в младшей группе перед детьми инсценируется сюжетно-игровая ситуация: петушок гуляет по полянке, щиплет травку, ищет червячков и часто оглядывается, приговаривая: «Ой, боюсь!» (Воспитатель обыгрывает игрушку, имитируя движения, комментируя их.) Затем педагог обращается к детям:

Кого же так боится петушок? Давайте с ней поздороваемся и спросим.

Здравствуй, Петя-петушок, золотой гребешок!

Кудах-тах-тах! Ку-ка-ре-ку! - закричал испуганно петух. - Ой, как вы меня напугали.

Кого ты так боишься, петушок?

Разве вы не знаете, что неподалеку ходит-бродит лиса-плутовка? Очень любит она курятину. Хочется мне погулять, да боюсь, тихо-тихо подкрадется рыжая и цап-царап унесет меня лиса за темные леса, за высокие горы...

Дети, как же нам помочь петушку?

Воспитатель предлагает нарисовать для него высокую лесенку. Петушок обрадовался.

Заберусь я высоко-высоко по лесенке. Высоко сижу, далеко гляжу, не идет ли лиса. Лиса Патрикеевна.

В процессе использования этого приема воспитатель ставит перед детьми игровые задачи, побуждает к их принятию и к са­мостоятельной постановке. («Кого петушок боится? Как ему помочь?») Игровые действия могут быть самыми разнообраз­ными по содержанию и способу исполнения: узнать, что случи­лось (беседа, диалог); пожалеть, погладить, «посыпать зернышек» (жест); петушок бегает по полянке (имитация движения с игрушкой).



Прием обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам и дей­ствиям с ними.

Используя этот прием, можно учесть постепенно изменяющие­ся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Это те интересы, которые лежат в основе естественных игр: к челове­ку, его действиям (мама, бабушка, врач и т.п.); сказочным персо­нажам, популярным героям мультфильмов и их действиям; к об­щению с любимыми образами, героями.

Поэтому прием обыгрывание игрушек вполне может быть использован в работе с самыми старшими дошкольниками . Следует при этом помнить, что при сохранении интереса к иг­рушке (предмету) у старших дошкольников превалирует интерес к общению людей, взаимодействию их между собой. Это обяза­тельно нужно учитывать при обыгрывании игрушки (предмета).

Например , на занятии в подготовительной группе появился Буратино-путешественник, веселый и озорной. Оказывается, он заблу­дился в городе, где живут дети, и ничего не успел увидеть, но слышал, какой это красивый и интересный город. Ему уже пора уезжать, и он огорчен тем, что ничего не увидел.

Воспитатель советуется с детьми, просит подумать, как можно быстро, на одном занятии показать Буратино город.

Дети рисуют для него самые интересные и любимые места в городе. А потом они вместе с Буратино путешествуют по нарисо­ванному городу.

Неподдельный интерес детей к общению с любимым игровым персонажем проявляется очень ярко. Семилетние дети, словно забывая, что это неодушевленная игрушка, вступают в разговор с ней, увлеченно рассказывают о городе.

Какие задачи руководства изобразительной деятельностью можно решать с помощью этого приема?

Как правило, такой прием используется непосредственно перед началом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации). Обыгрывание игрушек (предметов) помо­гает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивиро­вать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изо­бражаемый предмет.

Например, дети средней группы учили Незнайку лепить грибы. У него плохо получалось, ребята объясняли ему его ошибку, по­дзывали, советовали и т.п.

Другой прием - обыгрывание изображения. В зависимости того, обыгрывается законченное или еще незавершенное изображение, следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) изображением.

Что представляет собой прием обыгрывания готового (завершенного)изображения?

Как правило, этот прием применяется по окончании рисования (лепки). Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.

Таким образом, содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в ре­альной жизни. А способы выполнения этих действии могут быть различными, в большей степени они зависят от того, является изображение объемным или плоскостным. Например, если вос­производится рисунок движения, воспитатель берег в руки подел­ку, выполненную детьми, и воспроизводит ритм, траекторию движения (зайчик скачет, самолет летит). Рисунок можно обыг­рывать с помощью игрушек. Например, на нарисованную поляну с травой и цветами прискакал зайчик, пробует вкусную сочную траву; пчела садится на красивые цветы, которые нарисовали де­ти, и т. п. С помощью речи, диалогов передаются взаимоотноше­ния между изображенными персонажами. Иногда игровые дейст­вия внешне выражаются только в слове. Например, дети нарисо­вали парк (осенний, зимний, летний). Педагог предлагает им как будто бы пойти погулять по дорожкам, посидеть на полянке, по­слушать птиц, погреться на солнышке, спрягаться за кустик, в дождливый денек послушать шум ветра, дождя и т.п.

Взрослому при использовании этого приема очень важно ду­мать, ориентируясь на игровой опыт ребят , какие способы вы­полнения действия более интересны и доступны детям. Малы­шам будет полезно наблюдать, как на травке, нарисованной ими, появляется зайчик-побегайчик, как он бегает по травке, пробует самую сочную, зеленую, густую; огорчается, если трава негустая (дождик не полил, плохо выросла); прячется в травке и т.п. Маленькие дети с удовольствием обыгрывают свои рисунки после занятия, используя мелкие игрушки. Старшие дети могут «путешествовать» на волшебном корабле, перемещаясь в разные времена года (в зимний денек, затем в летний) и даже на другие планеты.

Специально организованное обыгрывание детских работ пoмогает педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку . Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и слабые стороны, помогали вскрывать причины неудач и успехов. Даже самые маленькие дети понимают, почему колобок «скатился» с нарисованной дорожки и заблудился в лесу, дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того, они не только понимают, что у них не полу­чилось, но охотно повторяют изображение, исправляя ошибку.

Педагог может использовать и такой прием, как обыгрывание не­законченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопрово­ждает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стиму­лирование изобразительного способа его воплощения.

Способы выполнения игрового действия в этом случае разно­образны. Они могут быть выражены словом. Так, воспитатель, увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает ее: «Ты не замерзла без шапки?», тем самым неназойливо подсказы­вая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и выполнения более выразительного рисунка. Разглядывая цып­ленка, которого лепит ребенок, воспитатель жестом изображает, как сыплются зернышки, приговаривая при этом: «Цып-цып-цып» и удивляется, почему цыпленок не клюет. Наконец, вместе с ре­бенком догадываются: трудно клевать - клюв тупой. Вместе они думают, что же надо сделать. Только успели исправить ошибку, как цыпленок начал весело клевать, даже нечаянно клюнул воспи­тателя в палец. Детей смешит эта ситуация, и, конечно, никто из них не забудет применить правильный прием лепки.

Процесс использования этого приема представляет собой, по существу, постановку детям разнообразных игровых задач, побу­ждение к их принятию и самостоятельной постановке новых. Вследствие этого происходит частично совместное, частично са­мостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой прием стимулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами. Таким образом, стимулируется изобразительное творчество.

Поэтому существенной особенностью этого приема является совпадение ряда игровых действий с собственно изобразительны­ми; последним придается игровой характер.

В зависимости от сложности создаваемого изображения разли­чаются игровое упражнение,сюжетная игра с предметным изображением, изобразительно-игровое инсценирование сюжета в том случае, если обыгрываемое изображение простое, состоит и. одной части, оно выполняется посредством одного и того же повторяющегося изобразительно-игрового действия, игрового упражнения («скачет зайчик»).

Принятие детьми игрового упражнения обусловлено интересом к содержанию отражаемого действия, а также к ритмическим повторам движений. Учитывая интерес ребенка к содержанию действия, склонность к его повторению, одной стороны, и совпадение игрового и изобразительного дейст­вия - с другой, данный прием можно использовать для упражнения детей в отдельных изобразительных действиях с целью формирова­ния изобразительных навыков. Например, дети «нашивают» на платье бусинки, круглые и овальные; «кладут» на тарелку огурцы большие и маленькие; «собирают» (рисуют) рассыпавшиеся колеч­ки, «застегивают» пуговки на платье и блузке.

В игровых упражнениях внешний рисунок изобразительно-игрового действия по ритму, направленности нередко совпадает с рисунком продуктивного (изображаемого) действия: падает снег (дождь), скачет зайчик, текут ручьи и т.п. Иногда прямое совпа­дение рисунка действия отсутствует, но сходен результат (упраж­нение в регуляции силы нажима на карандаш «зреет вишня»; ре­бенок закрашивает несколько вишен, постепенно усиливая нажим и передавая все более насыщенный цвет).

В тех случаях, когда выполняется более сложное изображение предмета (не сюжета), сюжетно-изобразительная игра приобрета­ет развернутый характер, а создаваемый рисунок (аппликация, лепка) как бы включается в воображаемый игровой сюжет, раз­вертывающийся по поводу выполняемого рисунка. Сюжетно-игровой замысел развертывается, но не изображается полностью, а лишь те его звенья, содержание которых обогащает предметный образ выразительными деталями. Изобразительные действия при этом мыслятся как игровые. В результате таких действий пред­метное изображение усложняется, становится более богатым, вы­разительным. Например, ребенок тепло «одевает» Машеньку в зимнюю одежду, чтобы она в лес за елочкой сходила. Рисуя, он как будто бы одевает девочку: надевает ей шапку, варежки, засте­гивает пуговицы и т.п.

Воспитатель предлагает игровые задачи, решение которых по­зволяет ребенку обогатить замысел, сделать изображение боле выразительным. Увлеченный игрой, ребенок уже сам ставит новые игровые задачи, решая их изобразительным способом (надевает девочке варежки, шапку). Процесс такого совместного обыгрыва­ния образа, связанный с его анализом, направлен на выявление возможностей детей.

При выполнении сюжетного рисунка (аппликации) игровой приём стимулирует воплощение сюжета в основном изобразительно-игровыми действиями. Например, дети, рисуя на тему «Парк» «сажают» деревья, цветы, «прокладывают» дорожки; в парке «растет» трава, туда «прилетают» птицы.

В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям - роль зайчиков, медведей и т.д. Например, дети-художники подготовительной группы могут рисовать афиши по сказке или разным сказкам. Самые красивые и выразитель­ные афиши потом можно использовать для оформления игр-драматизаций, кукольного театра. Ребятам можно предложить нарисовать украшенные узором силуэты блузок, юбок, плать­ев, а потом организовать их «продажу» в магазине «Одежда». Чтобы «купить» понравившееся платье, надо не просто «за­платить деньги», а так рассказать об узоре, чтобы всем сразу было понятно, почему он красив. «Продавец» же должен по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель. Таким может быть один из фрагментов анализа детских работ. Любой прием, в котором дети, взрослые выступают в той или иной роли (зайчики, птицы, волшебники ит.п.) относится к этой группе.

Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия че­ловека (игрового персонажа), или взаимоотношения. В зависимо­сти от этого строится и содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приемы.

Сначала педагог вызывает у ребят интерес к роли, желание принять ее. Старшим детям накануне занятия можно показать сервиз (для кукол), из которого малыши растеряли часть посуды. Теперь они ссорятся, когда играют: им хочется поиграть с посудой, а на всех не хватает. Воспитатель предлагает дошкольникам подумать, как можно помочь малышам. После самостоятельного или подсказанного решения вылепить посуду детям можно пред­ложить поиграть в мастеров и лепить так же красиво, как настоя­щие мастера. Воспитатель вместе с детьми вспоминает о том, что, прежде чем лепить, мастера придумывают, какую посуду они будут лепить и как. Только в этом случае можно вылепить изделие быстро и хорошо, не испортив материал (обоснование предварительного замысливания, планирования).

Некоторым художникам-мастерам предлагают рассказать какую посуду они придумали. Это делается с целью демонстрировать обучения детей замысливанию образа.

В процессе лепки мастера могут советоваться друг с другом, смотреть на работу других, если в этом есть необходимость, в питатель, руководя процессом лепки, может иногда брать на себя роль главного мастера и от его лица советовать, оценивать, noмогать детям. На выставке поделок в конце занятия мастера рассказывают о своей посуде, оценивают поделки других детей, решают: у кого они хотели бы поучиться, и т.п.

Выполнение детьми учебных или творческих заданий, предъявляемых педагогом требований является непременным условием достижения принятых ими игровых целей.

Все вышеизложенные приемы сочетают в себе основные при­знаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельно­сти. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобразительного процесса. В реальном процес­се обучения используются в различных сочетаниях все виды иг­ровых приемов.


17. Перечислите виды изобразительного искусства, используемые в работе с дошкольниками. Раскройте требования, предъявляемые к произведениям изобразительного искусства, используемым в работе с дошкольниками. Охарактеризуйте значение изобразительного искусства в обучении и воспитании дошкольников. Предложите модель предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования, включающую произведения изобразительного искусства.

А сегодня разберем, как играть с детьми разного возраста, чтобы игра развивала. Также разберем, какие игрушки нужны детям, и какие из них действительно развивающие?

Многие мамы задают вопрос, а где взять сюжет для игр?

Бытовые сюжеты, то, что ребенок делает сам: ест, гуляет, купается и т.д. Такие игры будут интересны маленьким детям с 1 года до 2,5. Может быть до 3 — 3,5 лет.

А с 3,5 лет ребенок уже не хочет быть самим собой в игре, он хочет быть взрослым и действовать как взрослый. И нам нужны другие ситуации, в которых на ребенка действуют другие люди. Вспоминаем куда мы ходим с ребенком: в детский сад, в поликлинику, в магазин и т.д. И эти ситуации можно обыгрывать с детьми.

Кроме этого можно обыгрывать ситуации, которые видит ребенок в мультфильмах, которые мы читаем в сказках или просто увидели на улице.

Какие нужны игрушки? Какие игрушки развивают?

1. Сюжетные игрушки

Сейчас в магазинах все больше появляется игрушек – точных копий предметов. Например, плита, у нее и ручки крутятся, и включается подсветка и т.д.

И есть другие сюжетные игрушки – это игрушка-прототип. Где узнаваемы общие черты предмета, но все детали сделаны по минимуму. Много действовать с ним нельзя.

Какая игрушка будет больше развивать детей? Конечно игрушка-прототип! Потому что с игрушкой точной копией ребенок будет нажимать на клавиши, передвигать рычажки, т.е. взаимодействовать с предметами. А цель игры передавать взаимоотношения! Т.е. такая игра будет переводить ребенка на более низкий уровень игры. Ребенка будет занимать действия с плитой, а не сюжет игры!

А если мы сделаем самодельную плиту, например, из коробки, такая игрушка более развивающая. Потому что не отвлекает внимание ребенка от игры, она не мешает придумывать сюжет, развивать взаимоотношения!

Поэтому развивающая игрушка – это не копия предмета, это прототип.

Еще один пример. Мальчику купили крепость, полностью копию настоящей крепости с рыцарями, пушками, флагами и т.д. Сначала он с жадностью накинется на нее, будет все рассматривать, хвастаться друзьям, но вскоре интерес ослабнет, так как за него уже все придумано! И он начинает просить следующий дополнительный набор к этой крепости «Мама купи, и я так здорово заиграю!». Получается, что все зависит от того купят ему игрушку или нет. Ребенок зависит от внешних факторов.


А если ту же самую крепость сделать самим или купить игрушку – прототип. Здесь нет персонажей, их надо придумать и сделать своими руками или найти в других игрушках. Она не определена по эпохе, в такой крепости может жить кто угодно, хоть Кот в сапогах! Если чего-то не хватает, можно всегда взять конструктор и достроить. И этот ребенок знает, что если ему чего-то в игре не хватает, он это сделает или найдет в других игрушках. Кто хозяин в жизни и в игре? Этот ребенок! В жизни он не чувствует себя зависимым, он чувствует себя творцом.

Получается игрушки копии – это скорее коллекционные игрушки, а не развивающие.

2. Также для игры ребенку понадобится много предметов заместителей, т.е. в свободном доступе у детей должны быть: палочки, камушки, ракушки, листики, коробки и т.д. Например, палочку в игре можно использовать, как ложку, градусник, шприц и т.д. Мы разбиваем стереотип и развиваем у ребенка творческое воображение.

Как играть с детьми разного возраста?

Дети до 1 года

1. Играет мама, малыш реагирует. Играть можно в , разыгрывать роли, различные действия.

2. От 6 до 15 месяцев. Играет все еще мама, но игра полноценная. Т.е. мы закладываем основу, на которой потом разовьется игра. Например, игра «Сорока-ворона», в ней есть роли: сорока и детки (наши пальчики), есть действие: кашу варила, деток кормила (загибаем пальчики), есть воображаемое действие: как будто ворона что-то делает. Давая детям такие воображаемые потешки ((ехали-ехали в ямку бух!) мы же на самом деле не едем, но это уже воображаемая ситуация, как будто мы едем и как будто мы упали в яму), мы развиваем ребенку воображение.

Также в этом возрасте ребенок осваивает действия, мы даем ему ложку, он начинает пить из чашки и т.д. Мы начинаем играть в простые игры, катай мяч, на куклу, дай мишку. И вот эти действия, которые делает ребенок в первый год – это те действия, которые он будет делать потом с куклами, мишками. Игра начнется именно с этого.

Ребенок от 1,3 (4) – 1,8 (10 мес)

В этом возрасте ребенок уже почти играет, здесь очень важно начать правильно играть с ребенком, дать ему толчок к творческой игре.

Знакомим с куклой (глазки, ротик, носик, кукла ходит, кукла пляшет, сидит и т.д.). Но показываем ребенку всю ситуацию, а не одно действие! Например, кормим куклу ложкой. Такое действие ребенок повторит и сам, и играя с ним, таким образом, мы не дадим ему толчка в развитии. А нам надо стимулировать фантазию и игру ребенка, как это сделать?

Мы должны показать всю ситуацию. Например, Смотри, наша кукла Катя пришла, села на стульчик, кушать хочет, давай ее покормим? Давай наденем ей фартучек и надеваем. А это каша, ой она горячая, ну-ка я ее помешаю. Все равно горячая, давай на нее подуем. Дуем вместе с ребенком. Смотри, вроде бы каша уже остыла, давай попробуем. На тебе Катя ложечку, кормим Катю. Теперь можно снять фартучек.

Мы показали всю ситуацию ребенку, он сам бы не догадался так играть. Сам бы он покормил куклу с ложки и на этом игра бы закончилась. А мы ему дали толчок к творческой игре.

Таким образом, можно обыгрывать простые ситуации из жизни ребенка, все, что с ним происходит.

И смотрите, чему мы еще учим ребенка в такой игре, мы учим его воображать, ведь он кормит кашей куклу, а каши в тарелке-то нет.

И еще одна особенность игры детей до 1,10 г. Взяв одно действие они будут его повторять со всеми игрушками, которые попадаются им на глаза. Т.е. если он начал кормить, то он покормит все игрушки, которые находятся в доступе. Поэтому игрушки должны быть в свободном доступе.

С 1,10 до 2-х лет

1. Учимся пользоваться предметами-заместителями. Палочка= градусник, ложка, указка, шприц. Кубик= шоколадка, мыло, тортик и т.д. Таким образом, мы развиваем образное мышление ребенка. Важное правило, в одной игре использовать только один заменитель.

Например, кормим опять куклу Катю, говорим диалог, как я приводила выше, а потом произносим фразу, ой а ложки то нет! (Ложки игрушечные надо убрать, а положить палочку). Что же нам делать? Смотри, у нас есть палочка, давай она будет как будто ложка. И начинаете палочкой кормить куклу.

2. Использовать комментирование. Т.е. ребенок играет сам, а вы что-то делаете (свои дела). Например, ребенок играет грузовиком, возит на нем кубики с одного места на другое и игра повторяется. Ребенок застрял в сюжете и ему надо помочь. Вы просто говорите: твоя машина наверно за кирпичами поехала, будет наверно дом строить? Ребенок сразу же этот замысел воплощает в жизнь и начинает строить дом. При таком комментировании вы можете увеличить длительность игры ребенка.

3. Сюжеты для игр берем бытовые или сюжеты из книг.

К двум годам такой ребенок будет изображать не одно действие в своих играх, а последовательность действий и сам будет использовать заместители.

С 2-х до 3-х лет

Ребенок уже в большей степени почти играет. Для него характерно: изображать последовательность действий, но неправильно. Например, он может сначала накормить куклу, а потом ей помыть руки. Наша задача подсказать правильность действий, но не требовать правильность выполнения.

С 2,5 лет ребенок начинает принимать на себя роль. Я — доктор, я — мама. И важно в этом возрасте играть в диалоги: Врач и пациент, мама и дочка и т.д. Но если с малышами говорили в основном мы, то сейчас должен быть диалог с ребенком.

Учим взаимодействовать с другими детьми. Для этого учим играть с партнером, например, ребенок играет в кубики, а вы говорите, давай вместе строить башню, ты один кубик поставишь, а я второй. Ребенок усвоит, что так можно играть с партнером.

К трем годам ребенок овладевает ролью в действии, повторяет с другими детьми те игры, которые вы ему показали, сам в игре использует заместители, он ведет диалог с игрушками.

С 3-х до 4-х лет

Главное в этом возрасте роль и ролевая игра. Но если ребенку не помочь, то он сам не переходит на эту ступеньку! Т.е. он так и будет повторять диалоги, которые вы с ним разыграли, и не будет придумывать сам сюжеты. Как ему помочь?

Для ребенка 3-х лет главное в игре быть как взрослый, поэтому в парной ролевой игре ему следует отдавать главную роль. В паре мама –ребенок, он будет мамой, в паре доктор – пациент будет доктором, водитель — пассажир.

И чтобы ребенок взял на себя главную роль, ему нужен предмет, который ему поможет. У врача – это сумка доктора или шапочка с красным крестом, для водителя – это руль, который ему поможет.

Как же играть? Ребенок взял главную роль, а мы побочную, но из этой побочной роли мы начинаем толкать игру вперед, мы ведем диалог, задавая вопросы ребенку. И получается вроде бы у него роль главная, но вы постоянно спрашиваете ребенка, что дальше в игре. И ребенку приходится придумывать сюжеты.

Также в этом возрасте очень важно научить разговаривать в игре со сверстниками. И очень хорошо в этом помогает игра «Телефонный разговор», т.е. ребенок из своей роли должен поговорить по телефону, например, пациент звонит доктору и т.д. Очень хорошо играть в такую игру с детьми, которые плохо говорят или с детьми молчунами, которые играют молча. Ведь при игре по телефону жестами не обойдешься, хочешь, не хочешь надо говорить.

О том, как играть с детьми после 4 лет, мы с вами поговорим в следующей статье! Подписывайтесь на обновления сайта, чтобы ничего не пропустить!


Экология жизни:Наши представления об идеальном времяпрепровождении на свежем воздухе с ребенком не слишком совпадают с повседневной объективной реальностью. Так уж устроены наши малыши, что чинные прогулки за ручку их совсем не устраивают

«Мы отлично играли вчера на детской площадке!» – делится впечатлениями соседка. «Вы уже гуляли сегодня?» – интересуется бабушка. «Не поехать ли нам в выходные в парк подышать воздухом?» – строит грандиозные планы отец вашего чада. Вы только вздыхаете: обычная прогулка быстро превращается из удовольствия в серьезное испытание для всех участников.

Возможно, ваши представления об идеальном времяпрепровождении на свежем воздухе с ребенком не слишком совпадают с повседневной объективной реальностью. Так уж устроены наши малыши, что чинные прогулки за ручку их совсем не устраивают. Почему на улице дети ведут себя не так, как нам хотелось бы, и как свести количество конфликтов к минимуму?

Ситуация 1: Ни минуты покоя

Ваш малыш в восторге от самого факта выхода из дома. Не так уж важно, куда вы собираетесь – в ближайший двор покачаться на качелях или в супермаркет за продуктами, заплатить за квартиру или навестить бабушку, – ребенок кипит энергией. Вас уже замучила эта его способность не останавливаться ни на минуту, постоянно бежать куда-то, все ронять и трогать руками то, что он не смог уронить. Вы устали отвечать на бесконечные вопросы. Вы просто предпочли бы, чтобы ребенок остался дома и дал вам возможность сделать все запланированные дела без суеты. Иначе вы снова и снова не можете сосредоточиться, а только и делаете, что ловите, отряхиваете, одергиваете, призываете к тишине и извиняетесь перед окружающими. Но малыш так просит взять его с собой, обещая вести себя хорошо...

Что делать? Четко определить правила и оговорить их заранее. «В большом магазине есть опасность потеряться, поэтому или сиди в тележке, или держись за нее»; «Чужих собак нельзя трогать – они могут укусить»; «Рядом с дорогой и на пешеходном переходе идем только за руку с мамой». Перед выходом из дома выберите время, когда малыш спокоен и способен воспринимать информацию, и спокойно объясните, какого поведения вы ждете от ребенка: «На улице будет много людей и машин. Пожалуйста, старайся слушать, что я тебе говорю, не мешай другим и помни о том, что может быть опасно».

Напомните, что всему свое время: дома или на детской площадке ребенок может шуметь и веселиться сколько угодно, а на улице и в магазинах придется быть послушным и контролировать свое поведение. Конечно, все эти условия вы должны повторять бесконечное количество раз в течение месяцев и лет, но рано или поздно ваше терпение будет вознаграждено.

Дополнительный способ:

Заранее дайте ребенку задание: например, посчитать красные машины или запомнить, каких собак вы встретили по дороге. Напоминайте о задании и наслаждайтесь пятиминуткой тишины.

Ваш еще вчера послушный малыш отказывается идти за руку? Ничего удивительного, у него начался очередной этап взросления. Правила поведения на улице вам придется повторять ребенку бесконечное количество раз.

Ситуация 2: Малыш плачет на улице

Пронзительный визг вашего малыша уже узнают все соседи. Он капризничает посреди улицы и норовит улечься на асфальт, он спорит с вами по любому поводу и кричит, что он уже не маленький. А вы всего лишь попросили его оставить дома два танка и ограничиться бульдозером и бетономешалкой. Просьба «Дай руку, впереди дорога» вызывает бурное негодование, а предложение покачать на качелях младшего братишку – крики, что он не хочет иметь с братцем ничего общего. Дележ игрушек в песочнице принимает угрожающие масштабы.

Что делать? Будьте логичны и последовательны в объяснениях: того, кто кричит, визжит и валяется, физически сложно услышать и понять, а уж тем более помочь ему. Твердо попросите ребенка внятно рассказать, что его беспокоит. Пообещайте решить эту проблему и не забудьте выполнить обещание: игрушки могут ходить с вами на прогулку в порядке очереди, а младший брат – принять участие в интересной для всех подвижной игре. И в конце концов не используйте фразу «Ты еще слишком маленький, чтобы…» Но все-таки покажите ему, что вокруг полно и более взрослых детей, которые ходят с родителями за руку и не считают это чем-то ужасным.

Перед выходом на оживленную детскую площадку еще раз проговорите с ребенком правила: «Нельзя убегать, драться и отнимать чужое; если чего-то очень хочется, надо сначала об этом сказать, а не плакать».

Дополнительный способ:

Дома, до прогулки, попросите ребенка подать вам знак, если ему захочется покричать: например, поднять руку повыше или высунуть язык. Потренируйтесь вместе.

Ситуация 3: Ребенок устает в магазинах

Обычно в начале похода по магазинам все идет довольно хорошо: ребенок спокойно идет рядом с вами, не ноет и не просит побыстрее закончить мероприятие. Но уже через 5–10 минут поведение малыша кардинально меняется: ему становится скучно. А это значит, что можно побегать от мамы, спрятаться среди банок зеленого горошка или вдоволь поползать по свежевымытому полу. А еще можно каждые полминуты спрашивать: «Мама, уже все?» Конечно, его можно понять: в покупке салфеток и ветчины нет ничего захватывающего. Все это на фоне очередей и необходимости ничего не забыть сильно действует вам на нервы.

Что делать? Чтобы избежать такого развития событий, дайте ребенку возможность полноценно участвовать в процессе: понести пакет с ценным содержимым, выбрать себе хлопья на завтрак или потолкать тележку. На кассе предложите ему выложить продукты. Малыш почувствует себя по-настоящему полезным и забудет о своем недовольстве и желании бегать по магазину.

Дополнительный способ:

Назначьте ребенка главным по сегодняшнему походу в магазин. Пусть он подготовится еще дома: выяснит, какие продукты нужно купить, напишет или нарисует список необходимого, а в магазине возьмет на себя контроль за закупками и командование упаковкой продуктов.

Ситуация 4: Маленький беглец

Только что он был тут, а теперь… Это может случиться в любом месте: ребенок первым выбежал из подъезда или в магазине решил рассмотреть что-то, не предупредив вас. Особенно тяжело следить за его передвижениями, если вы одновременно должны заниматься младшим ребенком. Вы уже всерьез подумываете о сигнальном чипе, чтобы не вздрагивать каждый раз, снова не обнаружив его макушки рядом.

Что делать? Вы нашли его? Сохраняйте спокойствие. Отругать, конечно, можно, но постарайтесь найти баланс между собственными эмоциями и уверенным объяснением, почему так никогда нельзя делать. Когда первое напряжение спадет, подробно объясните причины вашего гнева: «Оставаться одному в незнакомом месте опасно»; «Нельзя выходить из машины первым – так можно попасть под другие машины». В любом случае, когда ваш ребенок подвергает себя риску из-за непослушания, нужно на это реагировать.

Дополнительный способ:

В ситуации, когда вы вынуждены отвлечься от ребенка, например оплатить покупки или заполнить квитанцию, попросите его как можно громче петь песню или рассказывать стихотворение – легче будет отследить его передвижения. Введите «правило паровозика»: заходить в лифт и выходить из подъезда, только держась друг за друга, а самый ответственный идет первым (конечно, это будет ваш малыш) и указывает дорогу.

Сохраняйте баланс между собственными эмоциями и объяснениями, почему убегать от родителей ни в коем случае нельзя.

Ситуация 5: Маленький попрошайка

На улице ребенок просит киндер-сюрпризы, леденцы и чипсы, в магазине – раскраску, машинку. Вы бы и не против порадовать его, но, во-первых, у вас свои планы, а во-вторых, не хотелось бы поощрять нытье и жадность.

Что делать? Обсуждать заранее и в подробностях план прогулки. Планируйте расходы вместе с ребенком: «У нас есть деньги на необходимые продукты, мы все купим и проверим: если что-то останется, мы сможем выбрать еще что-нибудь вкусное для всех». По возможности носите с собой на прогулку что-то перекусить: сушку, разрезанное яблоко или пакетик сока. Вполне возможно, что малыш действительно проголодался, а яркие обертки в витрине усилили чувство голода.

Дополнительный способ:

Выделите один день в неделю, чтобы купить во время прогулки что-то приятное на выбор ребенка, но ограничьте сумму. Если малыш еще не знаком с цифрами, придется ему помочь сопоставить доступное количество денег и цену желаемого: «У нас есть 30 рублей, эти леденцы стоят 10 рублей, а наклейки – 25, что тебе больше нравится?» опубликовано

Ведущий: Ребята второго класса подготовили нам сценки, вы все внимательно смотрите, а потом ответите на вопросы - все ли дети делали верно?

а) Ситуация 1: “Пешеход переходит дорогу”.

Три человека обыгрывают ситуацию, два из них исполняют роль машин, а один ребенок - пешеход.

Ведущий: Что неверно сделал пешеход? Кто может рассказать, как нужно переходить дорогу? (выслушиваются ответы детей)

Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо,
Налево гляди, направо гляди,
И если машин не увидишь – иди!!! (рассказывает ребенок)

б). Ситуация 2 : “Пассажиры в автобусе”.

Четыре человека обыгрывают ситуацию: один водитель и три пассажира. При резком торможении автобуса пассажиры наступают друг другу на ноги. Что в этом случаи должны сделать пассажиры?

Ведущий: Как должен был поступить тот пассажир, который наступил первый на ногу другому пассажиру? Что ребята сделали верно, а что неверно? (выслушиваются ответы детей). Все мы знаем, что нельзя шуметь в транспорте, сорить, всегда нужно уступать место инвалидам, пожилым людям, женщинам с маленькими детьми.

в). Ситуация 3 : “Дети играют около проезжей части”.

Ведущий:

Чтобы правила движенья
Лучше вы могли узнать,
Эти вредные советы
Предлагаю прочитать.
Если ты на тротуаре
Вдруг решил в футбол сыграть,
Смело ты за мяч хватайся,
Не забудь друзей позвать.
Пусть водители увидят,
Как играешь ты умело,
Тормозят пусть восхищаясь
Мастерством твоей игры.

Дети обыгрывают дорожно-транспортное происшествие по вине детей, которые играли около дороги.

Ведущий: Что дети сделали неверно? Расскажите где можно играть,а где нет?

Мне, бесспорно, вывод ясен,
Что для жизни пас опасен,
Не дороги, а дворы –
Место для такой игры. (Рассказывает ребенок)

Игра – Водители”.

Ведущий : Правила таковы: Две команды стоят напротив друг друга. Между ними обручи, имитирующие дорожные кольца. Каждый игрок из команды движется навстречу друг другу, избегая столкновений. Для этого они должны объезжать по кольцам. Побеждает та команда, которая быстрее переедет на противоположную сторону.

3. Игра “Попробуй ответь!”

Ведущий: Сейчас вам ученица 2 класса задаст вопросы, а вы постарайтесь ответить. Слушайте внимательно.

Ученик: 1. Безбилетный пассажир. (Заяц)

2. Человек, пользующийся транспортом. (Пассажир)

3. Место для посадки и высадки пассажиров. (Остановка)

4. Подземный вид городского транспорта. (Метро)

5. Продавец билетов в транспорте. (Кондуктор)

6. Устройство в автомобиле для безопасности водителя и пассажиров. (Ремень)

7. Место вдоль улицы, где идут пешеходы. (Тротуар)

Собери дорожный знак”.

Ведущий: У нас будет три команды. Каждой команде дается дорожный знак в разобранном виде. Знак нужно склеить. Выигрывает тот, кто верно склеит дорожный знак.

Конкурс. “Кто больше назовет правил дорожного движения”.

Ведущий: Нужно три команды. Каждый из участников команд называет ПДД, выигрывает тот, кто больше назовет таких правил.

6. Игра “Быстрая машина”. Правила игры: Участвует 3 команды. Дети ставят ноги на ширине плеч. В каждой команде есть мяч, который дети по команде начинают передавать под ногами другому игроку. Мяч должен пройти два круга.

Игра “Автогонки”.

Правила игры: Играют 4 игрока. К веревке длиной 6-7 м привязывается машинка. По команде “Марш” дети начинают тянуть веревки. Выигрывает тот, чья машинка быстрей пересчет финишную линию.

8. Эстафета “Собери слово”

Правила игры: Участвует 3 команды. Собирают слова (водитель, пассажир, светофор). Каждый участник из команды должен допрыгать в мешке до стойки, взять карточку с одной буквой и вернуться назад, отдать мешок следующему игроку. Когда все буквы будут собраны, нужно составить слово.

9. “Несуществующий знак”

Ведущий: Вам нужно придумать и нарисовать свой дорожный знак, который не существует на самом деле, и придумать ему название. (Участвует три команды)

Ведущий:

Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Леша с Любой ходят парой.
Где идут? По тротуару.
Футбол – хорошая игра
На стадионе, детвора.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!

Подведение итогов.

КВН по ПДД “Наш светофор!”

Цель: Снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма; повторить основные правила дорожного движения.

Задачи: 1 . Формирование потребности в изучении и соблюдении ПДД,

2 . Развитие интереса к дорожной азбуке;

3 . Расширение и углубление знаний по ПДД;

4 . Воспитание навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Оборудование: Дорожные знаки, воздушные шары, ведро с водой, ложки, стакан; карточки с надписями “бинт, йод, вата, слабительное, лейкопластырь, резиновый жгут”, маркер, жетоны.

Ход праздника

Ведущий: Ребята, сегодня мы собрались в этом зале не просто так, а для того, чтобы повторить и вспомнить ПДД.

Для чего нужны знания ПДД?

У дорог и улиц есть свои строгие законы, своя азбука – это ПДД, которые необходимо соблюдать водителям и пешеходам. Незнание языка дорог может привести к беде, к дорожно-транспортным происшествиям. А для того чтобы с вами такого не случилось, мы вспомним ПДД.

Прочитайте надпись: Светофор – свет, который действительно помогает.

Объясните эту фразу. (Выслушиваются ответы детей).

Ребята, на дороге мы можем заметить не только светофор, но и другие различные дорожные знаки, которые мы с вами сегодня вспомним.

Дети рассказывают стихи:

Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука – над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку дорог помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.

Ведущий: Сейчас мы с вами поиграем, будет две команды, каждая команда получит водительское удостоверение. Но, чтобы его получить каждая команда должна выбрать капитана и ответить на вопросы.

Вопросы: 1 команде:

1. Браслеты, но не украшения для рук? (наручники)

2. Сколько сигналов имеет светофор для пешеходов? (два).

3. Можно ли ходить группами по тротуару? (да)

Вопросы: 2 команде:

1. Волшебная палочка милиционера? (жезл)

2. Сколько сигналов имеет светофор для водителей? (три).

3. Какое колесо при движении автомобиля остается неподвижным? (запасное).

Просмотр иллюстраций на компьютере.

Конкурс: “Нарисуй дорожный знак”.

Все участники команды рисуют существующий дорожный знак, который им встречается по дороге в школу. (За верно нарисованный знак команда получает балл в виде жетона).

Конкурс: “Кто больше назовет марок автомобилей”.

Команды по очереди называют марки авто. Чья команда называет больше марок, получает балл.

Конкурс: “Заправщик бензина”.

Нужно из ведра (с водой) начерпать ложкой в стакан воды, чтобы стакан оказался полным. Игроки по очереди добегают до ведра и черпают по одной ложки воды в стакан. Выигрывает та команда, чей стакан быстрее окажется заполненным водой.

Ведущий: Молодцы, все садимся на места.

Ведущий: Ребята, посмотрите на воздушные шары, какого они цвета? С чем можно сравнить эти шары? (с сигналами светофора).

А сейчас мы с вами послушаем стихи про светофор.

Дети рассказывают стихи:

Светофора свет зеленый
Нам приветливо горит
Светофора свет зеленый
Означает: “Путь открыт!”
Вот однажды случай был,
Светофор заснуть решил.
Про работу он забыл
Много дел он натворил.
И повсюду тарарам,
Грохот здесь и скрежет там,
Ведь помощник нужен нам
По утрам и вечерам.

Ведущий: Ребята, нужно отремонтировать светофор. Давайте построим свой светофор.

Конкурс: “Светофор”.

Капитаны выбирают по три участника из каждой команды. С помощью своих тел, рук, ног дети должны изобразить светофор. Чей светофор окажется лучшим, та команда получает балл.

Ведущий: Ребята,а сейчася вызову по три участника из команд, дам им дорожный знак. На обратной стороне знака написано его название. Вы читаете название, а ваша команда исправляет, если это нужно.

1.“Ура, уроки отменили!” (Осторожно дети)

2.“Шарики без роликов” (Светофорное регулирование)

3.“По роялю не ходить!” (Пешеходный переход)

4.“Клад кота Леопольда” (Дорожные работы)

5.“Если видишь странный знак
Где внутри ползет “червяк” -
Погляди скорей вперед:
Там опасный поворот!”

6. “А когда “червяк” длинней -
Приготовься побыстрей,
Потому, что впереди
Поворот – да не один”.

Конкурс: “Собери аптечку”.

Командам выдаются карточки со словами “бинт, жгут, вата, анальгин, лейкопластырь, йод, жевательная резинка, конфеты, градусник, слабительное”.



Рассказать друзьям