Формирование адекватной самооценки у ребенка. Курсовая работа: Формирование адекватной самооценки младшего школьника

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Самооценка влияет на то, начнет ли ребенок злоупотреблять алкоголем или наркотиками, рано ли начнет вести половую жизнь, а также на его восприимчивость к болезненному или негативному давлению со стороны сверстников.
Самооценка и чувство собственного достоинства появляются у детей еще в раннем детстве. Практически с самого начала некоторые дети узнают о себе много хорошего, испытывая при этом положительные эмоции, обретая тем самым чувство собственной важности и достоинства. Они способны признавать и ценить собственные таланты, достижения и свой внешний вид. Они также способны адекватно оценивать свои недостатки и ошибки, понимая, что случайная неудача - это неотъемлемая часть жизни и процесса обучения.
Но другие дети испытывают совсем иные чувства. Им внушили чувство несоответствия ожиданиям и собственной неполноценности, после чего они поверили в то, что не способны чего-либо достичь либо изменить в своей жизни. Такие дети могут быть замкнутыми и недоверчивыми, они отрицательно относятся к пристальному публичному вниманию, опасаются того, что не смогут справиться с ситуацией.

Что такое самооценка ребенка школьного возраста?

По определению, самооценка - это то, как человек ощущает себя; иными словами, собственные мысли и чувства в отношении себя самого и своей способности достичь чего-либо очень важного для себя в жизни. Самооценка не ограничивается лишь собственным восприятием и надеждами ребенка - немаловажное значение имеют также и восприятие и надежды важных для ребенка людей, то есть то, какое мнение и отношение к нему существуют со стороны родителей, учителей и друзей. Чем ближе самовосприятие (то, каким он сам себя ощущает) ребенка к идеалу, который он для себя имеет (то, каким ему хотелось бы быть), тем выше его чувство собственного достоинства или самооценка.
Самооценка развивается вследствие взаимодействия биологических, врожденных особенностей ребенка (таких как темперамент, умственные способности, физические характеристики) с оказывающими влияние факторами окружающей среды и обстановки (такими как стиль воспитания родителей и их финансовое положение, а также его взаимоотношения с другими взрослыми и сверстниками). Уже в первые месяцы жизни у ребенка начинает проявляться чувство собственного «я», концепция собственной личности, а также чувство уверенности в овладении определенными аспектами окружающей его среды. К примеру, младенец очень быстро начинает понимать, что плач или улыбка вызывает незамедлительную и, будем надеяться, положительную реакцию одного из родителей, которая помогает укрепить его чувство доверия, защищенности, контроля над ситуацией и собственной важности. По мере того как ребенок проходит стадии раннего детства и дошкольного возраста, его самооценка продолжает формироваться в большинстве своем под влиянием вербальной и невербальной реакции родителей на ребенка: их похвалы и критики, улыбок и других проявлений эмоций, взаимных объятий. Другими важными факторами влияния служат уровень независимости и чувство собственной уверенности в своей способности достигать поставленные цели. В более зрелом возрасте подростку необходимо испытывать положительные эмоции по отношению к самому себе для того, чтобы самостоятельно устроиться в жизни за пределами семьи. Сюда относятся определенные успехи в школе и успешное взаимодействие со сверстниками. В этом возрасте самооценка ребенка оказывает основное влияние на его достижения, социальное взаимодействие и эмоциональное состояние как в детстве, так и во взрослой жизни.
Самооценка ребенка может меняться день ото дня либо от ситуации к ситуации, хотя по прошествии многих лет самооценка становится более устойчивой. В целом ребенок будет искать такие занятия и взаимосвязи, в которых он чувствует себя успешным, которые могут выступать в роли амортизатора против стресса и помогут ему обрести положительное чувство благополучия, когда ребенок чувствует себя не очень хорошо. Подросток с высокой самооценкой ощущает себя талантливой личностью, которая способна ставить реальные цели и достигать их. Ребенок с низкой самооценкой зачастую будет останавливаться на удовлетворительных результатах и достижениях в классе и в дальнейшей жизни. Такие дети могут испытывать чувство стыда, угнетенности и несостоятельности, поскольку им не хватает каких-то удовлетворительных достижений в жизни и они не могут заслужить признания и уважения окружающих. В то же время дети с низкой самооценкой чаще пытаются соответствовать своим сверстникам и стремятся добиться их одобрения, повторяй их модели поведения и принимая их ценности для того, чтобы получить признание, почувствовать себя одним из них и обрести чувство собственного достоинства. Поведение и ценности, которым следует ребенок, могут быть как положительными и разумными, так и прямо противоположными.
У некоторых детей имеются особые проблемы, которые еще сильнее затрудняют развитие у них достаточно высокой самооценки. У ребенка могут быть физические недостатки, хронические заболевания, неспособность к обучению либо сложности с концентрацией внимания. Также дети могут страдать от дискриминации из-за национальности либо религиозной веры. Такие стрессовые воздействия сложившейся окружающей и социальной среды, как бедность, невнимание родителей, алкоголизм либо нездоровое соперничество между детьми могут подорвать самооценку ребенка. Но и в этом случае у таких подростков может развиться положительная самооценка, разве что необходимость достижения поставленных целей и получение одобрения и положительной оценки родителей и других окружающих людей играет намного более важную роль, чем для ребенка, не имеющего подобных проблем.

Кроме того, некоторые дети кажутся очень жизнерадостными, у них более позитивный взгляд на окружающий мир, чем у их сверстников. Это дети, которым пришлось столкнуться и пройти через тяжелые испытания, справиться с неудачами и сложными задачами и которые стремятся заслужить положительную реакцию (любовь, восхищение, уважение) со стороны взрослых. Впоследствии они с готовностью будут исследовать новые ситуации и показывать способность гораздо легче адаптироваться к возникающим изменениям. Если взаимодействие темпераментов ребенка и его родителей достаточно положительное и если родители возлагают на детей ожидания, с которыми они в состоянии справиться, их самооценка при этом только повышается. Даже столкнувшись с испытаниями, такие дети справляются с ними, а их самооценка не становится ниже. Такие дети кажутся неуязвимыми.
Вы знаете собственного ребенка лучше, чем кто-либо, и должны заметить у него симптомы проявления - в поведении и словах - проблем, связанных с низкой самооценкой. Тем не менее в некоторых случаях вы можете быть чересчур близки к ребенку либо у вас^могут возникнуть сложности с тем, чтобы увидеть мир глазами ребенка. В таких случаях помощь могут оказать учителя, репетиторы, родственники и друзья.

Основные составляющие высокой самооценки ребенка

Уделите некоторое время обдумыванию того, как ваш ребенок справляется со своими успехами и неудачами. Многие дети с низкой самооценкой могут объяснять свой успех в жизни простой удачей, судьбой либо другими обстоятельствами, которые неподвластны их собственному контролю, тем самым разрушая чувство уверенности в себе и снижая шансы достижения успеха в будущем. В случае, если такие подростки совершают ошибку либо терпят неудачу, они также могут искать причину этого где-то на стороне, но не в самом себе (к примеру, они могут объяснять это следующим образом: «Сегодня просто неблагоприятный день» или «Я просто не нравлюсь учителю»). Вследствие этого таким детям сложнее создавать новые и более успешные стратегии своих действий либо обращаться за помощью или советом.
Что можно сказать о ребенке с высокой самооценкой? Такие дети, вероятно, рассматривают свои успехи в основном как результат собственных достижений и способностей. У ребенка развито чувство самообладания, и в случае, когда ребенок сталкивается с трудностями, у него появляется мотивация добиваться лучших результатов. Ребенок принимает свои ошибки, осознавая при этом, что ему необходимо что-то изменить и приложить большие усилия. Такие дети не обвиняют в своих неудачах окружающих.

Для здоровой самооценки детям необходимо развить в себе некоторые или лучше все перечисленные качества.

  • Защищенность. Ваш ребенок должен чувствовать себя защищенным как в настоящий момент, так и в будущем («Кем я стану в будущем?»).
  • Привязанность. Подросток должен чувствовать, что его принимают и любят окружающие его люди - в первую очередь члены семьи, а также друзья, одноклассники, ребята из спортивной секции, служители церкви и даже соседи и другие члены общества. Без одобрения или отождествления с этими группами ребенок может чувствовать себя отвергнутым, одиноким и брошенным на произвол судьбы без «дома», «семьи» или «общества по интересам».
  • Целеустремленность. У ребенка должны быть цели, благодаря которым у него появляется целеустремленность и он обретает направление для дальнейшей деятельности, а также правильный путь для направления своей энергии на новые достижения. Если у ребенка недостаточно развито чувство целеустремленности, он может испытывать скуку, бессмысленность существования и даже возмущение от того, что его насильно пытаются подтолкнуть в определенном направлении - вы либо кто-то другой.
  • Компетентность и гордость. Ваш ребенок должен испытывать уверенность в своей способности справляться с жизненными трудностями. Это ощущение собственной силы развивается после успешного опыта в ситуациях, где ребенок смог самостоятельно справиться с возникшими сложностями, проявив при этом незаурядное творчество и получив определенные результаты. При развитии у ребенка таких качеств, как компетентность и уверенность в себе, критическим моментом является возложение на него соответствующих ожиданий - не слишком высоких, но ц- не низких. Если вы чересчур оберегаете своего ребенка, если он слишком сильно зависит от вас либо же если вы возлагаете на ребенка ожидания, с которыми он не в состоянии справиться, он мо^ет испытывать беспомощность и неспособность контролировать жизненные обстоятельства.
  • Вера. Вашему ребенку необходимо испытывать чувство веры в вас и себя самого. Для того чтобы помочь ребенку обрести это чувство, вам необходимо выполнять обещания, оказывать поддержку и помочь ребенку стать человеком, заслуживающим доверия. Это значит, что вы должны верить в своего ребенка и относиться к нему как к человеку, заслуживающему уважения.
  • Ответственность. Дайте ребенку возможность показать, что он способен сделать. Позвольте ему браться за выполнение различных заданий без постоянного контроля с вашей стороны. Это послужит выражением вашего доверия: вы тем самым позволяете ему самостоятельно справиться с заданием, демонстрируя свою веру в его силы.
  • Соучастие. У вашего ребенка будет развиваться чувство собственной значимости и обязательности, если вы предоставите ему возможность принимать участие и вносить свой вклад в тот или иной вид деятельности. Дайте ребенку понять, что его мнение и вклад учитываются окружающими.
  • Принятие реальных решений и совершение выбора. У вашего ребенка возникнет чувство того, что он способен разрешать и контролировать события, если он сможет выносить либо влиять на вынесение решений, которые кажутся ему важными. Совершение подобного выбора и принятие решений должны соответствовать его возрасту и способностям, а также семейным ценностям.
  • Самодисциплина и самообладание. По мере того как ребенок старается добиться и получить большую независимость, ему необходимо чувствовать, что он может добиться этого самостоятельно. Если вы будете давать ему перспективные оценки, руководства к действию и возможности для проверки себя в той или иной ситуации, ребенок начнет вдумываться, рассуждать, находить решения проблем и обдумывать последствия поступков, которые он может совершить. Такой вид самоанализа крайне необходим для дальнейшего роста ребенка.
  • Ободрение, поддержка й вознаграждение. Ребенку необходимо не только достигать результатов, но и получать положительную ответную реакцию и чувство признания - донесение до него того, что он все делает правильно, 9 окружающие им довольны и он Достигает поставленных целей. Поддержите и похвалите ребенка не только за то, что он достиг цели, но и за приложенные усилия и даже за едва заметные изменения в лучшую сторону («Мне понравилось то, как ты спокойно ждал своей очереди», «Хорошая попытка! Ты не перестаешь стараться!», «Молодец!»). Выразите свою реакцию ребенку как можно скорее, чтобы укрепить его самооценку и помочь ему связать ваши комментарии с тем, в чем именно он достиг успеха.
  • Признание ошибок и неудач. Ребенок не должен испытывать чувство Поражения, если он совершает ошибки либо терпит неудачу. Объясните ему, что такие затруднения и неудачи являются неотъемлемой частью его жизни и процесса обучения, дайте ему понять, что столкнувшись с такими трудностями, он может научиться чему-то новому или извлечь определенную пользу. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши поддержка и положительная реакция, а также признание приложенных ребенком усилий пересилили чувства неудачи, вины либо стыда, которые может испытывать ребенок; он по-прежнему должен иметь мотивацию и надежду. Кроме того, постарайтесь проявить реакцию («Если ты бросишь мяч вот таким образом, то все получится»), которая не будет иметь негативной окраски или выражать ваше недовольство («Ты такой неуклюжий!», «Так у тебя никогда не получится»).
  • Чувство собственного достоинства внутри семьи. Самооценка ребенка изначально формируется внутри семьи, и поэтому огромное влияние оказывает на нее отношение и восприятие самой семьей. Некоторые из приведенных ранее комментариев в процессе формирования самооценки ребенка относятся именно к семье. Помимо этого помните: чувство гордости семьей является неотъемлемой частью самооценки, которую можно поддерживать и сохранять различными способами, включая принятие участия либо вступление в деятельность общества, отслеживание семейного наследия и генеалогического древа либо уход за престарелыми членами семьи. Семья дружна, когда ее члены сосредоточивают внимание на сильных сторонах каждого из членов, избегают излишней критики в адрес друг друга и выступают в защиту друг друга за пределами семьи. Члены одной семьи верят в свои силы и доверяют другим членам, с уважением относятся к индивидуальности каждого и проявляют заботу друг о друге. Они всегда находят время, чтобы провести его в кругу семьи, будь то праздничные дни, особые события либо же просто совместное времяпрепровождение.

Что касается вашего ребенка, то получив однажды определенный опыт, он выработает собственную реакцию на последующие события, что либо повысит, либо разрушит его самооценку. К примеру, если у ребенка плохая успеваемость в школе, это может стать причиной разочарования и неуверенности в себе. А чтобы предупредить возникновение дальнейших неудач и огорчений, ребенок может прилагать меньшие усилия и не выполнять домашних заданий, что в свою очередь приведет к непониманию следующих тем предмета и повлечет за собой большие сложности с самооценкой. Если это оставить без внимания, то ситуация может превратиться в повторяющийся цикл, который заставит ребенка чувствовать, думать и вести себя как человек, ничего не добившийся в жизни, и в дальнейшем придерживаться этого сложившегося представления о самом себе.
Но этот цикл может действовать и положительным образом. Если ребенок хорошо справляется с заданиями и его успех признан окружающими, его вера в собственные силы возрастает, у него появляется мотивация для того, чтобы прилагать еще большие усилия и достигать большиих успехов по мере того, как он получает удовлетворение и заслуженное вознаграждение за свои достижения. После этого успехи ребенка лишь возрастут, вселяя в него еще большую уверенность в том, что он способен контролировать собственную жизнью. По мере того как ребенок будет продолжать свой.путь, а собственное стремление улучшить свои результаты будет ему в этом помогать, он продолжит стараться и достигать успехов, а его чувство уверенности в себе от этого только вырастет. Вскоре он начнет чувствовать, думать и вести себя именно так, как требует того его самооценка.
Помните: на протяжении всего детства ваш подросток и его отношение к самому себе будут формироваться исходя из ваших собственных надежд и ожиданий, а также реакции на его поступки. Если ребенок принесет домой дневник, в котором будут только четверки, и вы при этом похвалите его за старания и усердие, он, вероятно, будет чувствовать удовлетворенность самим собой и теми успехами, которых он смог достичь. Тем не менее, если вы при этом выразите свое разочарование такими комментариями, как: «А почему у тебя не пятерки по математике и правописанию?», самооценка ребенка от этого пострадает, даже несмотря на то, что оценки в дневнике не изменятся. Ваша реакция и сказанные вами слова имеют определенную силу.

Признаки низкой самооценки школьника

Приведенные ниже признаки помогут вам выявить наличие у ребенка низкой самооценки. Они могут служить повседневной реакцией на то, как ребенок взаимодействует с окружающим его миром, либо же они могут проявляться лишь в определенных ситуациях. Если эти признаки превратятся в постоянно повторяющуюся модель поведения, вам следует начать серьезнее относиться к этой проблеме.

  • Ваш ребенок избегает выполнения задания либо решения проблемы, даже не попробовав справиться с ней. Зачастую это сигнализирует о его боязни неудачи либо наличии у него чувства беспомощности.
  • Вскоре после начала выполнения задания или игры ребенок выходит из нее, отказываясь от завершения выполнения при появлении первых признаков вероятной неудачи.
  • Если ребенок чувствует, что может проиграть либо же проявить себя как слабый игрок, он начинает жульничать или привирать.
  • У ребенка проявляются признаки регресса: он начинает вести себя как маленький ребенок либо дурачиться. Такое поведение вызывает у сверстников желание дразнить и издеваться над ребенком - тем самым к уже нанесенному урону добавляется еще и чувство обиды и оскорбления.
  • Ребенок начинает руководить, выдавать распоряжения либо же, напротив, проявляет упрямство - все это способы скрыть чувство несостоятельности, крушения надежд и собственной неспособности справиться с поставленными задачами.
  • Ребенок находит себе оправдания («Учитель глупый») либо преуменьшает важность событий («Мне все равно не очень понравилась эта игра») - эти объяснения он использует для того, чтобы переложить вину либо на других людей, либо же на внешние силы.
  • Оценки в школе стали хуже либо ребенок потерял интерес к прежним увлечениям.
  • Ребенок избегает общения с людьми, меньше общается с друзьями или не общается совсем.
  • У ребенка случаются частые смены настроения: он демонстрирует уныние, разочарование, плачет, у него случаются вспышки ярости либо же, напротив, ребенок чрезмерно тихий.
  • Ребенок отпускает в свой адрес критические замечания типа: «Я никогда не делаю ничего так, как надо», «Меня никто не любит», «Я неприятен окружающим», «Все это моя вина» либо «Все умнее, чем я».
  • Ребенок не способен принять ни критику, ни похвалу.
  • Ребенка начинает слишком сильно беспокоить мнение о нем других людей либо он становится слишком ранимым.
  • Ребенок легко поддается негативному влиянию сверстников: он принимает и повторяет их поведение и пренебрежительное отношение к школе, прогуливает уроки, ведет себя дерзко, начинает воровать в магазинах либо пробует курить, употреблять алкоголь, наркотики.
  • Ребенок либо всегда готов помочь с домашними делами, либо же, напротив, помощи от него не дождешься.

Если ребенок нуждается в помощи

Наиболее значимая составляющая самооценки формируется благодаря успеху в выполнении задач, решении проблем и достижению поставленных целей. Детям необходимы пристальное наблюдение и предоставление возможностей для того, чтобы оправдать надежды окружающих его взрослых. Поскольку период среднего подросткового возраста - это время усиленных стараний, способности и уверенность ребенка в себе растут по мере достижения успехов при решении проблем и овладении новыми видами деятельности. Наградой за достижение раннего успеха и уверенности в своих способностях являются высокая самооценка и обретение чувства собственного достоинства.
Если вы и/или ваш педиатр либо другие специалисты приходите к выводу, что вашему ребенку требуется помощь в отношении его самооценки, начните с некоторых шагов с вашей стороны. Вы можете стать наиболее влиятельным человеком, который сумеет вновь направить формирование самооценки ребенка в правильное русло.
Прежде всего составьте краткий обзор различных составляющих самооценки, описанных в данной главе, которые помогут вам определить и лучше понять особые нужды вашего ребенка, после чего вы сможете разработать некоторые методики и найти необходимые решения. Если проблемы подростка не слишком серьезны и у вас с ним сложились хорошие взаимоотношения, вы сможете вступаться за него при различных обстоятельствах. Не пытайтесь оградить ребенка от сложных ситуаций - вместо этого помогите ему справиться с ними так, чтобы на этот раз был достигнут больший успех, чем раньше. Помогите ребенку справиться с имеющимися проблемами (например сложностями с чтением либо той или иной наукой в школе). Помогите ребенку определить, что"ему хотелось бы изменить либо какие способности развить, после этого вместе с ним ставьте достаточно высокие, но реальные цели, составьте график того, что необходимо сделать, чтобы их достичь.
Для достижения этих целей разработайте с ребенком план его действий. К примеру, если цель состоит #том, чтобы улучшить технику чтения, ребенку необходимо будет принять на себя обязательство проводить дополнительное время за чтением книг, начиная с 15 минут в день и постепенно увеличивая это время. Учителя, члены семьи и, возможно, репетитор должны оказать подростку помощь и поддержку. Но в то же время не пытайтесь сами всем руководить, внося в этот процесс собственные директивы - вместо этого постарайтесь предоставить ребенку возможность самостоятельно контролировать и отвечать за ситуацию. Это поможет ему почувствовать уверенность в своих силах, укрепит его веру в себя и позволит вам показать свое уважение к нему.
В то же время постарайтесь найти другие сильные стороны ребенка и опираться на них. К примеру, убедитесь в том, что у ребенка есть возможность для того, чтобы заниматься тем или иным видом деятельности, который у него хорошо получается. Выделите то, что дает ребенку ощущение гордости и удовлетворения, взращивайте его умения, помогите ребенку развиваться в данном направлении, позвольте ему-оценить свои достижения. Такая практика лучше, чем любые слова, докажет ребенку то, что он способен достигать поставленных целей.
Помимо этого постарайтесь расширить интересы и способности ребенка. Если ему станет скучно, его настроение может перейти в апатию и безразличие, у него появится склонность жаловаться на судьбу. А новые познания, напротив, могут лишь усилить его мотивацию.

Самооценка ребенка может укрепиться благодаря поддержке и получению одобрения со стороны других членов семьи.

В последующие недели время от времени оценивайте чувства ребенка по отношению к самому себе. Если вы по-прежнему отметите проблемы с его уверенностью в себе либо самооценкой, попробуйте повторить некоторые виды вмешательства в его жизнь, о которых говорилось ранее, если они покажутся вам подходящими, либо немного измените их. Если же ребенок не достигает никаких результатов, постарайтесь найти альтернативные методики и при этом постоянно давайте ребенку понять, что вы по-прежнему верите в его возможности достичь желаемых результатов. Если возложенные на ребенка надежды и поставленные вами цели слишком сложны для него, попробуйте несколько изменить их. Когда ребенок в конечном счете достигает поставленной цели, обязательно похвалите его, и если ситуация позволяет, поощрите его: это может быть денежное вознаграждение, подарок либо особые привилегии. Убедите ребенка в том, что вы верите в него и не сомневаетесь в его способности достигать поставленных целей. По мере того как будут накапливаться его старания и достижения, ребенок начнет чувствовать стимул и мотивацию для дальнейших достижений, а его чувство уверенности в себе будет лишь расти.

  • Проводите с ребенком время. Найдите занятия, которыми вы сможете заниматься вместе и благодаря которым он сможет достичь успеха. Это должно быть интересно ребенку, и в таких играх не должно быть победителей и проигравших. Посещайте футбольные матчи и музыкальные концерты, в которых принимает участие ваш ребенок. Дайте ребенку понять, что он вам небезразличен, а также небезразличны и достигнутые им результаты. Проводя время с ребенком и отдавая ему свою энергию, вы тем самым проявляете свою любовь и одобрение.
  • Относитесь к ребенку как к личности. Поспособствуйте его самовыражению, выслушивайте его, не критикуя, принимайте его чувства, относитесь к нему с уважением.
  • По возможности позволяйте ребенку принимать решения и брать на себя обязательства. Покажите, что вы верите в него.
  • Создайте близкие родственные отношения внутри семьи и дайте ребенку почувствовать, что он является ее частью и вносит свой вклад.
  • Не пытайтесь перетянуть ребенка на свою сторону и не втягивайте его во взрослые разговоры или семейные/супружеские конфликты, которые могут вызвать у него стресс. Постарайтесь свести к минимуму беспокойство ребенка, связанное с критическими моментами или изменениями в его жизни, по возможности стараясь обеспечить ему состояние постоянства и стабильности.
  • Способствуйте тому, чтобы ваш ребенок помогал окружающим его людям: он может стать скаутом или участником подобной программы, что несомненно усилит его чувство общности, причастности к окружающему его миру, а также чувство собственной значимости и важности.
  • Научите ребенка хвалить себя самого. Он должен испытывать чувство гордости за свои достижения.
  • Расскажите ребенку о том, как сильно вы его любите, какой он хороший и замечательный, не ставя ему при этом каких-либо условий или проводя какие-либо связи. Хотя ваши Действия как родителей косвенно передают вашу любовь к ребенку, им все-таки необходимо слышать такие слова, как «я тебя люблю».

Повышение самооценки ребенка происходит не сразу: это длительный процесс, на который могут потребоваться месяцы и годы. Тем не менее, если ребенок не реагирует на ваши попытки помочь ему, и серьезные проблемы, вызывающие беспокойство, по-прежнему остаются, поговорите с педиатром о получении необходимой помощи специалистов.
Вне зависимости от степени самооценки ребенка ваша цель заключается в том, чтобы помочь ему испытывать только положительные чувства по отношению к самому себе. Уделяйте внимание чувствам и ощущениям ребенка, замечайте и оценивайте его старания и достижения, уступайте в мелочах и оказывайте поддержку в сложных ситуациях. Принимайте ребенка таким, какой он есть, помогите ему испытывать только положительные чувства по отношению к самому себе и к личности, которая из него вырастает. Помните: самым важным фактором в формировании самооценки ребенка служит присутствие в его жизни взрослого, который способен показать свое уважение и одобрение, который оказывает ребенку поддержку, этим самым утверждая: «Я верю в тебя».

Самооценка ребенка — это отношение малыша к себе, своим субъективным возможностям, способностям, чертам характера, поступкам и личностным качествам. Именно от ее адекватности зависят практически все жизненные достижения, успешность в учебе и межличностное взаимодействие. Она зарождается в младенчестве и в дальнейшем проявляет существенное воздействие на взрослую жизнь детей, их поведение, отношение к себе и событиям, окружающему социуму. Первостепенной задачей родителей наряду с воспитанием, обучением и заботой о малыше является формирование адекватного самооценивания и соответствующего норме чувства собственного достоинства.

Самооценка у детей дошкольного возраста

Низкая самооценка у ребенка может формироваться благодаря влиянию семейного воспитания, сверстников, безответной любви, избыточной самокритичности, недовольства собой или неудовлетворения внешностью. Очень часто такие дети склонны к уходу из дома или подвержены мыслям о . Поэтому такому подростку жизненно необходимо повышенное внимание, уважение и любовь близких. В ситуациях, когда его поведение заслуживает критики, иногда все же родителям рекомендуется воздержаться от нее. И, наоборот, следует акцентировать внимание на всех его позитивных качествах и хороших поступках. Подросток с заниженной самооценкой должен знать, что он заслуживает одобрения, похвалы и уважения.

Диагностика самооценки детей

Средства, при помощи которых современная психодиагностика выявляет уровень самооценки и самосознания детей, делятся на формализованные и малоформализованные методики. К первым методам относят тесты, различные опросники, проективные техники, психофизиологические методики. Для формализованных методов диагностики характерна объективизация процесса исследования (точное следование инструкции, строго установленные приемы предъявления материала для диагностики, невмешательство психолога в деятельность диагностируемой личности и др.). Также для данного метода свойственна стандартизация, т. е. определение однообразия проведения обработки результатов исследования, надежность и валидность. Формализованные методики позволяют составить диагностический портрет личности в максимально сжатые сроки. Результаты таких методик оформлены в соответствии со специализированными требованиями, что позволяет количественно и качественно сравнить испытуемых между собой.

К малоформализованным методикам относят наблюдение, разговор, анализ продуктов деятельности. Такие методики дают очень важные сведения об исследуемом процессе или явлении, особенно тем, которые практически не поддаются объективизации. Следует отметить, что эти методики довольно трудоемки, а результативность их обусловлена профессионализмом диагноста. Поэтому малоформализованные диагностические методики должны применяться совместно с формализованными методиками.

У детей дошкольного возраста выявить уровень самооценки можно при помощи разнообразных игр. Например, игра «Имя» позволяет получить информацию о самооценке ребенка. Она заключается в том, что малышу предлагают придумать себе новое имя, которое он бы хотел иметь или, на выбор, оставить свое. Если ребенок выбирает новое имя, следует задать ему вопросы, почему он хотел бы изменить свое имя. Довольно часто отказ малыша от собственного имени свидетельствует о том, что он недоволен собой и хочет стать лучше. В конце игры нужно предложить ребенку промоделировать какие-либо действия с собственным именем. Например, сказать его более мягко или сердито.

Довольно распространенной считается методика диагностики самооценки, разработанная Дембо-Рубинштейн и модифицированная А. Прихожан. Она основана на прямом оценивании школьниками некоторых личных качеств, например, здоровье, свойства характера, различные способности и т.д. Исследуемым детям предлагается отметить определенными знаками степень развитости у них определенных качеств на вертикальных линиях и желаемый уровень развития аналогичных. Первая шкала покажет уровень самооценки, который есть у детей на данный момент, а вторая – уровень их притязаний.

Одной из наиболее популярных методик исследования самооценки детей является тест «Лесенка», который может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Существует несколько вариаций данной методики. Так, например тест «Лесенка» в интерпретации С. Якобсона и В. Щура включает в себя семь ступеней и отдельные фигурки в форме мальчика и девочки, вырезанные из плотной бумаги или картона. Данная вариация теста направлена не только на диагностику степени самооценки малыша, но и на обнаружение личных притязаний. Модификация методики, разработанная Я. Коломенской и М. Лисиной, состоит из изображения на листе бумаги лесенки, только она состоит из шести ступеней. Ребенок должен сам определить свое место на этой лесенке и предположить то место, куда его определяют другие.

Заниженная самооценка у ребенка

Низкая самооценка у ребенка мешает ему налаживать социальные контакты с ровесниками и одноклассниками. Она препятствует успешному овладению новыми умениями. Ведь если малыш что-то сделал неудачно несколько раз, он больше не будет пробовать, так как будет уверен, что у него не получится. Подростки с низкой самооценкой склонны считать, что они никому не нужны, вследствие чего могут совершать суицидальные попытки.

Чаще всего на формирование низкой самооценки в детском возрасте основное влияние оказывает неправильное семейное воспитание.

К основным причинам, способствующим понижению самооценки у детей относят:

  • непривлекательную внешность;
  • внешние дефекты внешности;
  • недостаточный уровень умственных способностей;
  • неправильное воспитание родителями;
  • неуважительное отношение старших детей в семье;
  • неудачи или промахи в жизни, которые малыш принимает близко к сердцу;
  • финансовые проблемы, вследствие которых малыш проживает в худших условиях, в сравнении с одноклассниками;
  • болезнь, вследствие которой малыш может считать себя ущербным;
  • смена места жительства;
  • неблагополучная или неполная семья;
  • в семье.

Нередко распознать у детей низкую самооценку можно по часто упоминаемым ими фразам, например, «у меня не получится». Для выявления проблем с самооценкой у ребенка следует обратить пристальное внимание на то, как он ведет себя при взаимодействии с ровесниками.

Выявить проблему заниженной самооценки могут помочь психологические тесты, которые основаны на представлении ребенком самого себя. Например, можно попросить малыша нарисовать себя. Авто-рисунок может многое рассказать о ребенке и его переживаниях. Чересчур мрачные цвета и невзрачный человечек считаются признаком того, что причины для беспокойства все-таки существуют. Чтобы подтвердить предположение или опровергнуть его, попросите ребенка нарисовать всех членов вашей семьи и себя самого. Если он изобразит себя непропорционально маленьким по сравнению с другими членами, то ребенок однозначно страдает низкой самооценкой.

Завышенная самооценка у ребенка

Самооценка детей начинает вырабатываться с раннего детства. На ее формирование воздействуют, прежде всего, родители, воспитатели и окружающие дети. В дошкольном возрасте уже можно понять, какая самооценка у малыша, исходя из его действий и поступков.

Самооценка считается компонентом самосознания и включает в себя, одновременно с представлением о себе, оценку индивидом собственных физических качеств, способностей, морально-нравственных качеств и действий.

Завышенная самооценка является неадекватно завышенным оцениванием себя малышом. Такие дети стремятся всегда и во всем быть первыми, требуют, чтобы все внимание взрослых принадлежало им, они считают себя намного лучше других, зачастую это мнение может быть ничем не подкреплено.

Завышенную самооценку может вызвать низкое оценивание его поступков ровесниками, а заниженную самооценку – слабая психологическая устойчивость.

На завышение самооценки могут влиять не только близкие люди и окружающий социум, но и характер ребенка, свойства его личности.

Дети, имеющие завышенную самооценку, характеризуются сравнительной ограниченностью в овладении видами деятельности и высокую направленность на коммуникационное взаимодействие, причем, часто, оно бывает малосодержательным.

Если ребенок чрезмерно , то это свидетельствует о крайней самооценке. Это означает, что она может быть либо совсем низкой, либо чересчур завышенной.

Приблизительно с 8-летнего возраста малыши начинают оценивать свою успешность в различных сферах самостоятельно. Наиболее значимыми факторами для них являются школьная успешность, внешний вид, физические способности, социальное принятие и поведение. Наряду с этим школьная успешность и поведение является наиболее важным для родителей, а другие три фактора – для сверстников.

Поддержка родителей и принятие малыша, его стремлений и увлечений в наибольшей степени воздействуют на формирование адекватного уровня общей самооценки, а школьная успешность и ряд других факторов, значимы только лишь для самооценивания способностей.

Как повысить самооценку ребенку

Абсолютно все родители мечтают о том, что у их чада самостоятельно выработается адекватная самооценка. Однако они забывают, что на 90% формирование адекватной самооценки в дошкольном возрасте зависит именно от их поведения и модели воспитательного воздействия. В то же время далеко не все родители способны сами оценить себя адекватно.

Если вас волнует вопрос, как поднять самооценку у ребенка, то в первую очередь вам следует обратить внимание на свое поведение в отношении ребенка. Часто ли вы его хвалите и хвалите ли вообще, каким образом и за что, как критикуете. Запомните — и хвалить и ругать ребенка можно только за его поступки, действия, достижения, а не за внешность и свойства личности. Если вы заметили у малыша первые признаки низкой самооценки, то не пренебрегайте похвалой. Хвалите его даже за самые крошечные победы, достижения и правильные действия. Часто действия, которые ребенок считает правильными, не всегда будут казаться вам такими. Поэтому постарайтесь вникнуть в логику мотивации поступка ребёнка. Запомните, что чем чаще малыш будет достигать успешности в малом, тем быстрее он уверует в свои силы и перейдет к большим свершениям. Вы просто постарайтесь четко донести информацию о том, что существуют простые вещи, побеждаемые без особого труда, и сложные, для победы над которыми нужно приложить больше усилий. Если у ребенка что-то не получается, покажите ему свою веру в него и вселите в него уверенность, что при дальнейших попытках все получится.

Как поднять самооценку у ребенка? Не мешайте ребенку проявлять инициативу и хвалите, когда он совершает первые шаги в новой для себя деятельности. Старайтесь всегда поддерживать его во время любых неудач. Если у него что-то не получается, то помогите, однако не делайте всю работу за него. Ставьте только посильные задачи перед ребенком. Не стоит в пять лет малыша заставлять варить борщ, но и в 13 лет доверить ребенку только налить сок из пакета – это мало.

Помните, что все ваши слова, поступки и воспитательные моменты влияют на становление личности и формирование самооценки, от которой зависит дальнейшая успешность индивида во взрослой жизни и эффективность построения межличностных отношений.

Вопрос: что я могу сделать, чтобы вырастить ответственного, хорошо адаптируемого ребенка, с адекватной самооценкой?

Ответ: сo временем дети начинают четко понимать, кто они и как они "вписываются" в окружающий мир. Дети приходят к самооценке в первую очередь благодаря чувству того, что их ценят и бескорыстно любят наиболее важные для них люди. Если родители создают атмосферу высокой оценки любви детей, такими, какие они есть, то дети, вырастая, не боятся высказывать свое мнение, принимать решения, пользоваться шансами и справляться с жизненными трудностями.

Полезные рекомендации:

Покажите ребенку, что вы признаете и понимаете его чувства, даже если не согласны с ним. Объясните, что разные люди могут иметь разные чувства. Никакие человеческие чувства не бывают правильными или неправильными. Но помните, что признавать чувства ребенка, даже негативные, не значит позволять ему неприемлемое поведение.

Когда трехлетний сын Ивана начал ныть, что он не хочет чистить зубы, первым его желанием было ответить: "Конечно, ты хочешь чистить зубы, ведь не хочешь, чтобы у тебя были дырки в зубах, так ведь?" Но он решил использовать более "понимающий", но не менее твердый подход: "Уверен, ты бы хотел сразу пойти спать; я вижу, как сильно ты устал. Но зубы нуждаются в чистке, чтобы быть здоровыми". С этими словами он взял сына за руку и повел в ванную.

Как бы вам ни нравилась ситуация или какой-то план, спросите об этом мнение ребенка, если необходимо, предложите ему пару альтернатив, приемлемых для вас. Это не только приучит ребенка думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение ценят, а это дает ребенку чувство контроля над ситуацией. (Такой подход особенно эффективен, если ситуация сложная или вам нужно какое-то время, чтобы самому обдумать свой ответ).

Когда Катя спросила сына, как он считает, чем им дальше заняться, он с энтузиазмом воскликнул: "Конечно, кататься на велосипедах!" Мама ответила: "Так-так! Еще одна замечательная идея Николая Ивановича!" Через некоторое время сын с удовольствием сказал: "Мамочка, у меня есть еще одна замечательная идея!"

Показывайте детям свою бескорыстную любовь. Дети, которых любят и ценят, скорее всего, будут счастливыми и лучше себя вести.

Олег каждый день находил время для добрых слов сыну и того, что он называет "просто так". Время от времени он обнимает сына или дает ему что-нибудь вкусненькое "просто так", потому, что любит. Его любовь не зарабатывается, это не плата за хорошее поведение, она абсолютно бескорыстна, даже в тяжелый день.

Установите последовательные, твердые ограничения, это позволит ребенку понять, что окружающий мир предсказуем. Претворение их в жизнь требует выработки соответствующих последствий за плохое поведение. Маленькие дети обязательно, и не раз, проверят крепость этих ограничений, и все равно, зная, что родители их контролируют, чувствуют себя в безопасности.

Оценивайте непосредственно плохое поведение ребенка, не нападая и не критикуя его характер.

Очень терпеливая мама так сообщила дочке свое мнение о ее поведении: "Драться нельзя! Посиди рядом со мной, пока не успокоишься", но никогда не говорила: "Какая ты плохая девочка! На самом деле, ты самая злая девочка в парке!"

Хвалите ребенка за конкретные поступки, а не "вообще". Если ребенок видит, что вы действительно заметили его попытки что-то сделать хорошо, он, скорее всего, их повторит.

Когда четырехлетний сын наконец собрал все игрушки, папа не крикнул ему из другой комнаты: "Хорошо поработал!", а вошел в детскую и удовлетворительно оглядел ее. Затем он сказал: "Здорово, Миша! Мне нравится, как ты сложил кубики. Тебе, наверное, долго пришлось их так аккуратно укладывать в нужную коробку. Вот это я и называю - хорошая организация!" Миша просто "раздулся" от гордости, что папа заметил его хорошую работу.

Помните, что неконкретная или неискренняя похвала может привести к тому, что будет утерян позитивный эффект настоящих похвал.


Как похвалить ребенка:

1. Будьте умеренны, хваля ребенка. Похвала ребенку - один из наиболее действенных педагогических инструментов для достижения хорошей дисциплины, который могут использовать родители в его первые годы жизни. Если ребенка хвалят слишком мало, у него может сложиться заниженная самооценка, и ему будет труднее научиться различать хорошее и плохое. С другой стороны, если ребенка хвалят слишком много, у него вырабатывается своего рода "зависимость" от этого, постоянное ожидание похвалы, и ему необходимо всегда ощущать внимание других, чтобы чувствовать себя адекватно. А все это способствует задержке развития у ребенка собственного внутреннего умения оценивать себя. Разумная похвала идет рука об руку с разумными ожиданиями, которые большинство детей оправдывают.

2. Хвалите за что-то конкретное, а не "вообще". "Мне нравится, как аккуратно ты положила носочки в шкаф", а не "Хорошая девочка!"

3. Хвалите усилия, а не то, как получилось. Дети, которых хвалят за конкретное усилие сделать что-то, скорее всего, повторят его. "Спасибо, что ты так постарался соскрести краску со стола". Факт, что краска не счищена полностью, не упоминается. Заметьте, что, если в вышеприведенную фразу вы добавили бы "но...", весь ее позитивный эффект был бы утрачен: "Спасибо, что ты соскребла краску со стола, но в углах осталось немного". Однако вы можете после похвалы ребенка за его усилия сделаеть паузу, а потом добавить: "А в углах так трудно отскребать, давай попробуем вместе".

4. Избегайте использовать в похвалах слова в превосходной степени, как, например: "лучший", "самый умный", "самый симпатичный". Хотя эти слова и позитивные, если их повторять часто, они начинают восприниматься ребенком как некоторое давление с вашей стороны, поскольку он пытается жить, соответствуя вашим чрезмерным ожиданиям его "совершенства". Некоторым родителям кажется, что такие слова способствуют выработке у ребенка высокой самооценки, на самом же деле, часто получается наоборот. Ребенок, которому постоянно говорят, что он самый хороший, часто считает, что от него постоянно ожидают, что он таким - самым хорошим - и будет... а это, согласитесь, непосильная ноша!

5. Хвалите словами, которые ваш ребенок понимает: "забавный", "музыкальный", "помощник", "добрый", "правдивый". Например: "Мне нравится, что ты честный и признался, как было разбито окно". Таким образом родитель учит ребенка тому, "что такое хорошо" и "что такое плохо", не давя на него и не критикуя.

Подробнее о том, как правильно хвалить ребенка, вы можете прочитать в статье "Критикуем и хвалим по-новому" .

Используйте ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных или незнакомых ситуаций заранее, так чтобы, сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя уверенно и комфортно, зная, что делать и чего ожидать.

Помогите детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых.

Пятилетнему Гене было трудно в детском саду, потому что мальчик постарше высмеивал его, как только узнал, что Гена все еще любит Олю. Несколько вечеров подряд, перед сном, Гена с мамой обсуждали способы заставить мальчика перестать его дразнить. Он мог согласиться с дразнящим, сказав: "Да, люблю, и очень!" и тем лишив его удовольствия; он мог сказать: "Ну и что?", показав обидчику свое безразличие к нему; или он мог широко улыбнуться в ответ обидчику и сказать: "Вот забавно! Не смеши меня!" Больше недели мама с сыном практиковались в этих стратегиях, по очереди исполняя роли обоих мальчиков. После того как Гена, набравшись уверенности, использовал один из отрепетированных ответов, забияка перестал к нему приставать. И надо было видеть, как Гена вбежал в дом, радостно крича маме, что он справился сам!

Уважайте усилия ваших детей, им так многому приходится учиться.

Федор, наблюдая за неумелыми попытками своей четырехлетней дочери застегнуть пуговицы на свитере, потерял терпение и хотел уже было воскликнуть: "Давай, я застегну!", но удержался, подумал и сказал: "Пуговицы тугие для маленьких пальчиков". После ободряющего папиного замечания девочка повеселела и опять попыталась застегнуться. Как хорошо иметь такого понимающего папу!

Показывайте своему ребенку очевидные свидетельства его развития, его достижения. Покажите ребенку его старые рисунки, или проиграйте записанную на магнитофон его речь, или покажите его более раннюю видеозапись, чтобы доказать ему, какие он сделал успехи, какие приобрел новые навыки в общении и моторике.

У одного врача-логопеда родилась великолепная идея. Она давала пятилетнему Виктору цветной стикер за каждое новое освоенное им слово. В конце года сложили их в линейку и были в восторге, что эта "линейка" протянулась через весь холл! "Ой, какой я молодец!" - воскликнул мальчик.

Объясните ребенку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться.

Когда пятилетний сын потерял надежду научиться печатать свои письма, мама рассказала ему свой любимый анекдот о Томасе Эдисоне. "Запомни, Томас Эдисон сделал сотни попыток, пока изобретенная им электрическая лампа не начала работать хорошо. Представь себе, как было бы темно, если бы он в какой-то момент сдался и перестал работать".

Старайтесь концентрироваться на позитивном - это не всегда легко, особенно если ваш ребенок - не из "легких". Придумайте что-нибудь интересное, даже если вам придется очень напрячь для этого свои мозги, результат будет стоить ваших усилий.

Например, семья Светы на еженедельных семейных советах играет в игру, которую они называют "давайте скажем что-нибудь хорошее о ком-то". Каждый по очереди обходит вокруг стола, говоря что-либо хорошее о каждом из сидящих за столом. Никому не разрешается говорить о ком-то плохое или говорить раздраженно во время игры. Забавно, как заразительно это оказывалось - сестренка была в таком восторге услышать, как брат сказал о ней приятное, что постаралась даже превзойти его, когда говорила хорошее о нем.

Помогите ребенку почувствовать его важность, с раннего возраста поручая ему какие-нибудь дела или обязанности по дому, чтобы помочь семье.

Относитесь с уважением к индивидуальным особенностям вашего ребенка, к его степени развития на разных стадиях; позвольте ему "двигаться в его собственном темпе".

Сын Елены в раннем детстве был очень застенчивым и зажатым. Поэтому когда она видела, как играют соседские дети, ей очень хотелось просто схватить сына и потащить его к ним, чтобы он научился общаться. Но тот начинал ныть: "Я не хочу туда идти!", и вместо того, чтобы играть с детьми, прятался за дерево и оттуда украдкой подглядывал за ними. Но время шло, сын становился вежливым и более открытым, и примерно через год он был готов и хотел присоединиться к другим детям. Елена поняла, что, если бы она заставила его общаться до того, как он созрел для этого, сын, вероятно, чувствовал бы себя еще более дискомфортно, а она и вовсе бы лишилась душевного спокойствия.

Признавайте сильные стороны своего ребенка и хвалите его за них, а не фиксируйте внимание на его слабостях. Предоставьте ребенку как можно больше возможностей добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается, - это поможет ему приобрести уверенность в себе, которая понадобится при выполнении заданий, трудных для него.

Избегайте сравнения своего ребенка, да и себя тоже, с другими, не важно будет ли это сравнение в его пользу или нет; пусть он знает, что его любят и ценят таким, какой он есть.

Пусть ваш ребенок знает о семейных корнях, рассказывайте ему интересные детали о вашей семье и семьях ваших родителей, об истории семьи. Просите об этом ваших родственников.

В одном классе начальной школы был проведен урок, посвященный семьям детей. В качестве домашнего задания каждого ребенка попросили подготовить забавную семейную историю, а родителей - помочь им. На следующий день дети с гордостью рассказывали перед всем классом свои истории: о самых забавных вещах, которые происходили с их родителями или дедушками и бабушками, когда они были детьми. Дети были в таком восторге от этих историй, что пересказывали их своим домашним. И семьи были довольны, что больше узнали друг о друге. Учительница признала, что это было самое интересное событие в школе за весь год, и даже застенчивые дети с удовольствием рассказывали свои истории.

- Обязательно устраивайте семейные праздники. Установите собственные семейные традиции, обычаи, ритуалы, чтобы все с нетерпением их ждали. Если вы в растерянности, не зная, что придумать, спросите у детей. Вероятно, если вы уже что-то устраивали, что очень им понравилось, они захотят повторить это. Подумайте, может, стоит отмечать небольшие повседневные события.

Приоткрывайте ребенку свой внутренний мир, делитесь с ним своими пристрастиями, знаниями, эмоциями. Очень вероятно, что "количество времени", потраченное на ребенка, перейдет по-настоящему в "качественное время".

Бережно относитесь к миру вашего ребенка; уважайте его интересы, серьезно воспринимайте огорчения, какими бы тривиальными, бесконечно повторяющимися и скучными они вам не казались.

Время от времени похвастайтесь своими успехами, пусть ребенок видит, что вы гордитесь и собой, а не только им!

Поймите, что "безобидные" прозвища или шуточные поддразнивания, кажущиеся вам забавными, совсем не так безобидно воспринимаются вашим ребенком. И если он просит вас перестать, прислушайтесь к нему!

Старайтесь смотреть на вещи глазами вашего ребенка; помните, что его понимание окружающего мира основывается на ограниченном опыте и не развитом еще мышлении.


Как думают дети от двух до пяти лет?

Незрелое мышление маленького ребенка основывается на его восприятии окружающего мира, как существующего для удовлетворения его нужд, желаний и потребностей. Он сосредотачивается (концентрируется) на том, что видит, а не том, к чему может прийти логическими рассуждениями.

Следующие примеры иллюстрируют специфические аспекты незрелого детского мышления.

1. Дети верят, что все происходит специально для них. Один ребенок считает, что дождь начинается для того, чтобы он мог испытать свой новый зонтик. Другой думает, что, когда он наблюдает в зоопарке за львом, тот рычит по единственной причине - желая его съесть.

2. Они часто понимают слова буквально. Один четырехлетний ребенок все еще продолжает искать "глаза" на мамином затылке!

3. Они могут пользоваться своим воображением "в корыстным целях". Иногда ребенок сваливает свою вину за плохой поступок на воображаемого друга, таким образом оставаясь хорошим в собственных глазах.

4. Они плохо понимают абстрактные слова, обозначающие отрезки времени (такие как минуты, часы, дни, недели, вчера, завтра, скоро, позже). Один ребенок наконец понял, что значит, папа вернется из поездки домой через два дня, когда мама сказала ему: "Твой папа будет дома после того, как ты два раза поспишь" (с такой конкретной реальностью ребенок мог соотнести время).

5. Они часто отвечают честно, только не совсем на тот вопрос, который вы задавали. Перед обедом папа спросил сына: "Ты вымыл руки?" Ребенок ответил: "Да, папа, я мыл" (не ложь - однако он делал это вчера!).

6. Они часто определяют количество "на взгляд" (как вещи выглядят). Трехлетний ребенок воспринимает десять конфет тянучек, расположенных в ряд близко друг к другу, как меньшее количество, чем если бы они были разбросаны по столу.

7. Они приписывают чувства неодушевленным объектам. Например, один малыш волновался из-за того, что если сильно потянуть шнурки от ботинок, им будет больно.

8. Им всегда очень трудно отделять фантазию от реальности. Младшая сестренка действительно боится, что ее брат превратится в медведя, когда надел костюм и маску медведя.

9. Дети часто абсолютно верят в то, что видят или слышат по телевизору. Один ребенок верит в то, что Супермен умеет летать.

10. Также реально они воспринимают то, что им снится. Монстры и страшилища кажутся ребенку абсолютно реальными.

11. Они могут винить себя, когда кому-то больно, даже если в этом и нет их вины. Когда у мамы начинает болеть спина, ее дочка-дошкольница думает, что это она виновата, потому что оступилась или споткнулась по дороге в детский сад. Другой ребенок считает, что его плохое поведение стало причиной развода родителей.


Знакомьте ребенка с многообразием окружающего мира; говорите о том, что каждый человек - уникален, и это великолепно, - с уважением говорите о культурных, физических и более тонких различиях между людьми. Скорее всего, ребенок сделает вывод, что никто другой в точности не похож на него и что его любят не за что-то, а такого, какой он есть.

Самооценка выступает как своеобразная предпосылка становления активной жизненной позиции личности.

Эта зависимость незаметна и непонятна для людей, не знакомых досконально с закономерностями функционирования человеческой психики. Именно неосведомленность нередко ведет к тому, что взрослые воспитывают индивида, неспособного адаптироваться и найти свое место в обществе.

Вопросы становления самооценки детей исследовалось многими отечественными и зарубежными учеными: Ш. А. Амонашвили, Е. Берном, Г. Бернсом, М. и Г. Снайдерами, Бы. И. Наумовым,
Н. И. Непомнящею, С. Г. Якобсон и др.

Однако признать предмет исследования исчерпанным нельзя. Учеными до сих пор не выработано однозначное отношение к тому, какую самооценку детей целесообразно считать оптимальной для дальнейшего успешного развития личности.

Особенности самооценки ребенка

Подавляющее большинство ученых отстаивает позицию необходимости формирования у ребенка адекватной самооценки.

Так, исследования Г. А. Люблинской показывают, что дети с низкой самооценкой полностью или практически полностью теряют интерес к видам деятельности, в которых не могут быстро достичь успеха; при возникновении первых трудностей дети проявляют пессимистические наклонности; отказываются от сложных задач, характеризуются низким уровнем притязаний и низкой активностью.

Вместе с тем, среди детей с завышенной самооценкой в процессе эксперимента оказались такие, которые не оправдывали на практике своего высокого уровня притязаний.

Б. И. Наумов предостерегает, что захваливание ребенка порождает нескромность.

С. Г. Карпенчук обосновывает, что адекватная самооценка действует как позитивный стимул в воспитании и самовоспитании, поскольку индивид имеет «правильное» представление о себе.

В то же время все ученые единодушны в том, что только позитивное представление воспитанника о себе, только положительное самоутверждение в повседневной деятельности предстают как конструктивный механизм и стимул развития и самосовершенствования личности.

Необходимость сочетания в представлении ребенка идеального образа себя и адекватной реалистической самооценки свидетельствуют о сложности педагогической задачи.

Интересный механизм и само формирование указанной теоретической структуры создали известные психологи В. Г. Крыса и С. Г. Якобсон.

Проведенный ими эксперимент, целью которого было формирование нравственных качеств дошкольников, разделялся на два этапа.

На первом этапе у детей формировали «идеальный образ себя». С этой целью им предлагали проанализировать ряд; жизненных ситуаций.

Необходимо было теоретически оценить моральные качества мнимых сверстников и теоретически обосновать собственные действия при аналогичных условиях.

Вторая часть эксперимента предусматривала практическую деятельность детей, оценивание своих результатов и самоанализ и самохарактеристику - формы работы, ориентированные на планомерное формирование адекватной самооценки.

Во время исследования оказалась важное условие эффективности воспитательного влияния на формирование самооценки ребенка.

Ребенок четко определяла «идеальный образ «Я» и скорее училась реально оценивать себя, когда чувствовала поддержку взрослых и ровесников, которых уважала.

Таким образом, первым шагом к становлению активной жизненной позиции личности является создание благоприятного микроклимата в ее окружении, поддержка даже незначительных положительных инициатив ребенка.

Второй шаг - формирование оптимальной самооценки индивида.

Опираясь на сведения, полученные при проведении исследования Г. В. Крыса и С. Г. Якобсон, логично схематически представить самооценку как синтез двух составляющих: самооценки перспективной и самооценки итоговой.

Под «перспективной самооценкой» имеем в виду определение ребенком до начала деятельности своих возможностей в решении поставленной перед ней проблемы.

Общеизвестно, что самооценка имеет три уровня: адекватная, завышенная и заниженная.

Адекватная самооценка у разных детей имеет существенные отличия.

Одни, адекватно оценивая себя и свои действия, прежде всего, обращают внимание на отрицательное, а затем положительное.

Другие - наоборот. Поэтому логичным будет разделение адекватной самооценки на два подвида:

  1. адекватная, приближенная к заниженной;
  2. адекватная, приближенная к завышенной.

Взяв за основу эти исходные положения, проанализируем, какие превращения происходят с самооценкой под воздействием объективных и субъективных факторов.

Предположим, что у ребенка сформирована адекватная самооценка. Предположим, что перед таким ребенком поставлена задача, выполнять которое ей ранее не приходилось.

Адекватная перспективная самооценка окажется в такой позиции личности: «Задачи неизвестно. Возможно, я сумею его выполнить, а, возможно, и нет. Вероятность успешного завершения дела - 50 % на 50 %.»

Чем младше ребенок, тем незначительнее его жизненный опыт, чаще предстают перед ней неизвестные, неиспытанные проблемы и задачи.

Даже в течение дня их может быть несколько. Повторение же «побед» или «поражений» закрепляют эмоциональные реакции, дети получают представления о себе, отношение к определенному виду деятельности и к деятельности в целом.

Например, в каждом из 10-20 или 50 случаев решения ребенком неизвестной до сих пор задачи около половины последствий положительных и примерно половина - отрицательных. Итоговая адекватная самооценка позволяет констатировать факт.

Если малыш находится в психологически благоприятном окружении, и неудачи не вызывают дополнительных неприятностей (наказаний и тому подобное), а победы не преувеличиваются любящими взрослыми, - сохраняется адекватная самооценка.

Однако, стимулы для активной деятельности, преодоление трудностей, интенсивного самовоспитания фактически отсутствуют. Ведь, как доказано учеными. Г. Асеевым, Е. Берном и др., привлекает и стимулирует тот вид деятельности, тот вид труда, в котором личность самоутверждается, реализует свой творческий потенциал.

Если, в данном случае, имеется в виду учебная деятельность, то заинтересовать ученика приложить дополнительные усилия для повышения успешности возможно только при условии дополнительного стимулирования (влияние субъективных факторов): радость родителей, стремление понравиться кому-то из окружения, материальная награда и др.

Непосредственно же учебная деятельность не выступает в рассматриваемом варианте личностно значимым для ребенка мотивом.

Предположим, что способности, состояние здоровья или иные объективные обстоятельства не позволяют ребенку достичь высокой результативности и большинство дел характеризоваться негативными последствиями.

Даже при самом благоприятном психологического микроклимата, адекватно оценивая достижения, воспитанник постепенно начинает акцентировать внимание на неудачах, поскольку они почти сплошные.

Многократные повторы негативного опыта превращают адекватную итоговую самооценку на адекватную, приближенную к заниженной, или к заниженной. Эта «реальная» самооценка начинает влиять на самооценку перспективную.

Реально, «правильно», адекватно оценивая себя, ребенок обязательно придет к следующему выводу: «10 (20, 50) раз я бралась за незнакомое дело, и всегда у меня ничего не получалось. Логично, что и на 11 (21; 51) раз опять ничего не получится».

Как видим, под влиянием объективных факторов самооценка из адекватного превращается в заниженную. Когда же неудачи становятся причиной негативных реакций окружающих (субъективные факторы), перспективная самооценка падает настолько, что питомец вообще боится начинать любую работу, даже известную.

Если речь идет о учебную деятельность, стабилизируется негативное отношение к ней через отрицательную личностную мотивацию.

Поскольку человек имеет насущную потребность в самоутверждении (исследования Е. Берна, Л. И. Божович, Д. Карнеги, И. С. Кона, А. Маслоу и др.), в первом и втором случаях взрослым необходимо найти для ребенка способ самореализации, помочь, по возможности, повысить уровень успешности; способствовать определению любимой (которая удается) дела (танцы, авиамоделирование, игра в футбол и т. д) и регулярным занятиям ею.

Иначе ученик самостоятельно направит свои усилия, и не обязательно в конструктивном русле. «Победная» деятельность позволит повысить самооценку воспитанника. Соответственно, увеличится и его активность.

Предположим теперь, что ребенок практически постоянно достигает высоких положительных результатов.

Замечая отдельные недостатки и просчеты, воспитанник «вынужден» откровенно признавать собственные победы.

Итоговая самооценка возрастает до адекватной, приближенной к завышенной или завышенной. Во втором случае ребенок перестает видеть свои недостатки. Влияние итоговой самооценки на перспективную очевиден.

С позиций ребенка осознание своих возможностей формулюватиметься примерно так: «Всегда у меня все получалось. Наиболее вероятно, что и в дальнейшем получится. Новая проблема меня не пугает. Новое - интересно» (адекватная самооценка, приближенная к завышенной).

Или так: «Всегда у меня все получалось, и теперь получится обязательно. Новая проблема меня не пугает. Новое - интересно» (завышенная самооценка).

Перспективность самооценки

Перспективная самооценка оказывается приближенной к «идеальному» образу «Я», о котором писала Г. М. Сагач и другие ученые.
У ребенка с высокой перспективной самооценкой любая деятельность вызывает интерес, ведь он надеется еще раз самоутвердиться, получить удовольствие от «победы». Это признак активной жизненной позиции.

Таким образом, целесообразен вывод первый: воспитание активной жизненной позиции возможно через формирование завышенной или адекватной, приближенной к завышенной, перспективной самооценки.

Следовательно, остерегаться высокой перспективной самооценки, а тем более пытаться ее искусственно занизить - нецелесообразно.

Другое дело, что при высокой перспективной самооценке у детей важно:

  1. искренне признавая его достижения, целенаправленно и систематически приучать анализировать предыдущий опыт и делать правильные выводы при планировании на будущее (например: «Я смогу выполнить эту работу, если проконсультируюсь у учителя, воспользуюсь справочником, мне поможет папа, когда подрасту и т. д.»);
  2. воспитывать у ребенка трудолюбие, силу воли, умение определять цель и достигать ее;
  3. ориентировать индивида на самообразование и самовоспитание;
  4. обучать его гуманного, толерантного отношения к другим людям;
  5. обучать этике общения.

Такая воспитательная система не занизит перспективной самооценки личности и одновременно позволит зафиксировать, стабилизировать ее адекватную, приближенную к завышенной, итоговую самооценку, которая станет основой серьезного анализа и реального планирования на будущее.

Вывод второй: для воспитания активной жизненной позиции ребенка важна сформированность у него адекватную, приближенную к завышенной, самооценку.

Целесообразен учет на практике такой характеристики самооценки, как ее устойчивость.

Однозначно, что крайне неустойчивая самооценка не способствует становлению активной жизненной позиции. Сохранение устойчивой самооценки становится для человека потребностью, и нарушение ее порождает такое явление, как аффект неадекватности (то есть устойчивое негативное эмоциональное состояние, которое возникает в связи с неуспешной деятельностью).

Если перспективная завышенная самооценка сочетается с завышенной итоговой, состояние аффекта является достаточно опасным. Индивид не осознает неуспеха или не хочет его признавать.

Состояние аффекта может вызвать у такого человека проявления недоверия, повышенную обидчивость, подозрительность, агрессивность, негативизм.

Когда же высокая перспективная самооценка сочетается с адекватной итоговой, недовольство ситуацией преимущественно выступает дополнительным стимулом для работы личности над своим совершенствованием, становится источником усиленной активной деятельности.

Подытоживая сказанное, убеждаемся, что оптимальной следует считать завышенную перспективную самооценку и адекватную, приближенную к завышенной, итоговую самооценку.

Этой позиции придерживались американские психологи Е. Берн и X. Дж. Джайнотт.

Применение нами с целью проверки указанных выше практических рекомендаций по формированию оптимальной самооценки позволило заметно повлиять на поведение детей, существенно повысить уровень их общественной активности. Педагоги работали в тесном контакте с семьями воспитанников, уча родителей правильно воспитывать детей.

Наблюдение за поведением детей в учебной, игровой и трудовой деятельности показали, что в экспериментальных группах дети:

  1. дети почти не обижают друг друга;
  2. как правило, умеют помогать окружающим, сами замечают, кому нужна помощь и стараются ее оказать;
  3. дети умеют отстаивать собственное мнение, даже если оно противоречит взглядам окружающих;
  4. дети с уважением относятся к одноклассникам (нередко после занятий и в выходные дни собираются в кого-то во дворе, чтобы играть вместе);
  5. не имеющие отвращения к другим;
  6. спокойные, уравновешенные;
  7. дети умеют планировать свои действия и предвидеть их последствия;
  8. инициативные;
  9. занимают активную жизненную позицию;
  10. дети с интересом относятся к новой, неизвестной ранее работы;
  11. дети довольно точно определяют настроение другого человека и соответственно реагируют на него.

Для экспериментальных классов свойственна высокая интенсивность межличностной коммуникации.

Знание практиками механизмов формирования оптимальной самооценки ребенка и активной жизненной позиции личности выступает одним из ведущих факторов успешной организации воспитательного процесса.



Рассказать друзьям