Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка. Для изучения своих детей нужны силы, время, труд

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Конечно!» - не задумываясь ответят большинство мам. Он такой, такой, такой… А теперь задумайтесь. Действитель-но ли он такой, как вам кажется, или вы видите не реального малыша, а вами же созданный образ? Неважно, лучше или хуже ребенок на самом деле. Он просто другой. А что думает о себе да и о вас сам ребенок? Совпадают ли его оценки с вашими? Отве-тить на эти вопросы помогут методики детского психолога, доктора психологических наук, авто-ра книги «Знаете ли вы своего ребенка?» Елены САВОНЬКО

Естественно, в сознании родителей существует неко-торый образ сына или дочери, то есть представление о том, какой он. Кроме того, суще-ствует идеальный образ свое-го ребенка, иными словами - представление о том, каким он должен быть. Например, ро-дители говорят: «Он очень мед-лительный, а я хочу, чтобы он все делал быстро“ и так далее. В самом общем виде это формулируется так: «Он (она) не такой, как бы мне хотелось». И что делать в такой ситуации?

Попробуйте для начала про-вести несложный эксперимент. Напишите 10 качеств, которые вы больше всего цените в детях. Затем напишите 10 качеств, которые вам наиболее антипатичны в детях. Закройте глаза. Представьте себе собственного ребенка. Откройте глаза и выберите из первого ряда те качества, которые присущи вашему ребенку. Таким же образом поступите и со вторым рядом. Главное - не торопитесь, не принижайте, но и не приукрашивайте вашего ребенка. А теперь посмотрите на результат. Вы может получить 6 положительных и 9 отрицательных качеств. Разве это не повод для размышления? Кстати, этот эксперимент-игру можно провести со всеми членами семьи, а потом за «круглым столом» обсудить результаты.

Одна мама на вопрос, какие у нее проблемы с ребенком, отвечала: «Понимаете, сын безответственный, ленивый, грубый, неаккуратный, неорганизованный…» а когда ее спросили, за что она своего Сережу любит или что в нем есть хорошего, оказалось, что он добрый, руки у него золотые и читать любит.

А теперь задумайтесь: может ли ваш ребенок в принципе стать таким, каким вы хотите его видеть? А вы что делаете для того, чтобы ребенок «дотянул» до вашего идеала? Знаете ли вы, каков идеал вашего ребенка, и что вы делаете, что-бы помочь ему достигнуть его? Учитываете ли вы силы, склон-ности, возможности и способности его? Чему вы хотите на-учить ребенка? Поддерживаете ли вы стремление ребенка к самостоятельности? И, в конце концов, подумайте, согласны ли вы изменить свою систему ”оце-нок“.

Гораздо сложнее выяснить, что сам ребенок думает о себе. Многолетняя работа с детьми позволяет мне утверждать, что дети не понимают, что с ними происходит, не умеют подумать о себе, оценить свои силы, возможности, способности не только в конкретной ситуации, но и вне ее. Хотя в принципе самооценка, т. е. представление о себе, формируется у ребенка с очень раннего возраста. Конечно, вначале это не отчетливое представление о себе, а эмоциональное состояние, которое можно передать словами «со мной все в порядке» или наоборот. А затем ни в семьях, ни в школе никто не заботится о формировании у детей представления о самом себе, а следовательно, о формировании самолюбия, чувства собственного достоинства, ответственности за свои действия, внутренней аргументации тех или иных поступков типа «я тот человек, который это сделал» (причем это может быть как хорошим, так и плохим делом). Поэтому нужно помочь ребенку сформировать самооценку - т.е. оценку самого себя, своих способностей, умений с точки зрения внешнего или внутреннего эталона. Поэтому предла-гайте ребенку как можно больше таких маленьких эталонов, чтобы ему было от чего отталки-ваться. Например, малыш гово-рит: ”Я уже умею считать до 100“, - это для него некоторый эталон.

Из чего же еще складывает-ся самооценка? Во-первых, из оценочных суждений окружаю-щих его людей, во-вторых, из результатов своей деятельнос-ти (сам построил из кубиков башенку, сам что-то смасте-рил), в-третьих, из осознанного или неосознанного сравнения себя с другими людьми, в-чет-вертых, в процессе самопозна-ния.

Естественно, основную роль в формировании самооценки играют оценочные суждения взрослых. Начну с того, что оценки взрослых могут быть справедливыми и несправедливыми. То есть соответствовать или не соответствовать правде. По своему эмоциональному ха-рактеру оценки могут быть от-рицательными («ты - плохой мальчик») или положительными («ты - хорошая, умная, добрая девочка»), унижающими или, наоборот, подбадривающими. Оценки часто раздаются просто так, а иногда - «по делу» («Ты замечательно полила цветы, спа-сибо! Молодец!»). Самая боль-шая трудность состоит в том, что разные взрослые по-разно-му оценивают ребенка (мама хвалит, отец ругает, бабушка захваливает, дедушка ни в грош не ставит). Ребенок в таких се-мьях оказывается в очень труд-ном положении. Он теряет или не приобретает ориентации в самом себе. Столь же трудная ситуация у детей, на которых вообще не обращают внима-ния. Самая худшая для ребенка атмосфера - это однообразное холодное, равнодушное без-различие. Если доминируют не-гативные оценки, то у ребенка формируется неадекватно-заниженная самооценка, то есть комплекс неполноценности. Если доминируют похвалы (как заслуженные, так и незаслужен-ные), то у ребенка складывает-ся привычная завышенная оцен-ка себя (комплекс превосход-ства). В тех же случаях, когда взрослые хвалят или не одобря-ют ребенка за какие-то дела, поступки, да еще по возможно-сти аргументируют свои оцен-ки, вместе с ребенком анализи-руют ошибки или подчеркива-ют добрые стороны его поведения, у ребенка формируется адекватное, реалистичное, от-ношение к себе.

А теперь несколько слов о том, из каких аспектов склады-вается самооценка: гибкость мышления, критичность ума, внушаемость, терпимость к кон-фликтам, уровень притязаний, тревожность, уверенность в себе, умение думать о себе.

Попробуйте оценить, какие из этих черт и в какой степени присущи вашему ребенку. Та-ким образом, вам проще будет понять, как он себя оценивает. Поиграйте с ребенком, попро-сите его (с вашей же помощью) составить словесные портреты людей с адекватной, завышен-ной или заниженной самооцен-кой. Хочу только добавить не-сколько штрихов к этим порт-ретам. Ребенок с заниженной самооценкой считает, что его не любят, что он не достоин уважения и заслуживает пори-цания. Такие люди ощущают безысходность, считают себя бездарными, чувствуют неловкость, смущение. Они все ви-дят в мрачном свете. В жизни они подвержены стрессам, а моменты радости остаются не-замеченными.

Дети с адекватной самооцен-кой - активны, бодры, находчи-вы, общительны, обладают чувством юмора. Они чувствуют, что их любят, и сами дарят любовь окружающим, легко принимают все новое, правильно оценивают критику, смотрят на жизнь с оптимизмом.

Только после того как вы сформируете для себя образы реального и желаемого ребен-ка, когда вы попробуете выяс-нить, что думает ребенок о себе, да и о вас, можно задуматься о том, каковы же ваши реальные отношения с ним.

Понятно, что не все роди-тели озабочены этим вопро-сом. Приведу слова одной ма-тери: «Мне думать о том, как строить отношения с собствен-ным сыном?! Я - мать, и этим все сказано». Или еще пози-ции: «Мне некогда думать обо всем этом - я постоянно недо-сыпаю, с мужем конфликты, свекровь вмешивается», «Вы все чрезвычайно усложняете. Ребенку надо, чтобы он был сыт, сух, здоров. Вот и вся психология», «Мне все время некогда: пеленки, уборка, го-товка, а я одна».

Однако это совсем невер-но. Ведь если мы хотим воспи-тать детей честными, добры-ми, надо, прежде всего, поста-вить их в честные, добрые ус-ловия. И еще, согласитесь, что взаимоотношения взрослых между собой, поведение взрослых - это модель, обра-зец, эталон, который впитыва-ется ребенком. Так что давай-те оценим характеристики ва-шей семьи (можно по 3- или 5-балльной системе).

Доброжелательность - недоброжелательность.

Чуткость - нечуткость.

Искренность - неискрен-ность.

Внимательность - безраз-личие.

Сочувствие - отчужден-ность.

Деликатность - бестакт-ность.

Ласка - грубость.

Спокойствие - раздражи-тельность.

Уважение - унижение.

Заинтересованность - равнодушие.

Враждебность - друже-любие.

Обидчивость - умение прощать.

Доверие - недоверие.

Таким образом, вы сможе-те составить реальное пред-ставление о ваших отношени-ях.

Постарайтесь после этого ответить для себя на вопросы:

Свойственно ли вам разговаривать с ребенком ”на свободные темы“?

Как часто вы говорите своему ребенку такие слова, как ”спасибо“, ”пожалуйста"?

Принято ли в вашей семье извиняться перед ребенком, если вы его обидели, неспра-ведливо наказали?

Часто ли вы наказываете своего ребенка, за что и как?

Как вы одобряете его по-ведение, его дела и поступ-ки?

Как вы думаете, каких родителей любят дети, а на каких и за что обижаются?

Знаете ли вы, что думает о вас ваш ребенок, какого он о вас мнения?

Увы, но практика показы-вает, что 80 процентов роди-телей очень редко или совсем никогда не употребляют в своем родительском лексиконе слова «извини», «спаси-бо», «пожалуйста», «не можешь ли ты мне помочь?». К сожа-лению, очень многие мамы отказываются делать что-то вместе с ребенком («Мне про-ще и быстрее самой сделать, чем она будет здесь под ногами болтаться…»). Опять же очень важно, чтобы и вы, и ребенок были в курсе проблем.

Ребенок должен знать:

Чем интересуются его родители,

О чем они мечтают,

Что читают,

С кем дружат или общают-ся,

Где их любят, ценят, ува-жают и за что,

Где и кем работают,

Любят ли свою работу,

Какое у них здоровы

Какие интересы, вкусы, привычки,

Какие у них заботы и проблемы.

Родители должны знать:

Чем интересуется ребе-нок,

О чем мечтает,

Что читает,

С кем дружит, враждует, просто общается,

Где, среди кого и как самоутверждается,

Какую позицию занимает в классе, во дворе,

Любит ли школу,

Каких учителей уважает, каких нет,

Какие у него интересы, вкусы, привычки,

Какие у него проблемы.

Отсутствие такой инфор-мации не только создает трудности во взаимоотношениях детей и родителей, но и приводит к их обостре-нию, к взаимному отчужде-нию, потере контакта. Почаще просто разговаривайте с ребенком, старайтесь делать что-либо вместе, причем не только уроки или домашние дела. Игра, совместный от-дых, походы - все это сбли-жает. И если все эти условия соблюдаются, то ребенок от-крывается вам, доверчиво делится своими проблема-ми, радостями и планами.

«Знаете ли вы своего ребенка»

(консультация для родителей)


Конечно! – ответят почти все родители. Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем их, когда они плачут, дежурим у их постели во время болезни.

Может ли кто–ни будь знать ребенка лучше его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных.

Безусловно, мать и отец должны лучше всех знать своего ребенка. Однако в жизни порой бывает совсем не так… Часто мы приходим к выводу, что не очень хорошо знаем своих детей, что их поведение бывает для нас неожиданным, и мы не можем объяснить некоторые их поступки. Размышлять о том, каков наш ребенок, мы чаще начинаем в переломные жизненные моменты, когда, н-р ребенок должен идти в ДОУ, школу и т.д.

Нередко такие моменты застают нас врасплох. Не понимая ребенка, можно предъявлять к нему требования не соответствующие его силам и возможностям.

Мы родители, вольно или невольно склонны завышать или занижать (такое тоже не редкость) возможности наших детей, как в состоянии физических возможностей, так и в психической сфере.

Физическое развитие и состояние здоровья.
Организм и психика – неразрывное целое. Необходимо знать все особенности физического развития.

Основные факторы, которые следует учитывать при оценке состояния здоровья и физического развития ребенка:


  1. Рост, вес, общее физическое развитие; сравнивать с № для возраста.

  2. Общее состояние здоровья, сопротивляемость инфекциям и болезням, перенесенные заболевания. Для правильного развития психики особое значение имеют заболевания и травмы ЦНС (сотрясение, воспаление мозга), а также частота заболеваний в раннем возрасте.

Дети, имеющие нарушения в функционировании органов зрения и слуха, требуют постоянного наблюдения. Особенно надо следить за тем, как отражаются эти заболевания на формирование психики ребенка.
3. Моторное (двигательное) развитие ребенка. Следует обращать серьезное внимание на правильное развитие левой и правой частей тела, особенно обеих рук.


  1. Процессы физического развития. Они тесно связаны с умственным развитием ребенка.

  2. Все дефекты и аномалии строения тела ребенка, его внешний вид. Следует учитывать, что как красивая внешность, так и различные изъяны в ней играют большую роль в формировании индивидуальных особенностей характера ребенка.

  3. Деятельность нервной системы, возбудимость уравновешенность, общее состояние.

Дефект, не исправленный вовремя, невылеченная болезнь, неустраненное болезненное явление в дальнейшее принимают хронический характер и накладывают отпечаток на весь ход развития психики ребенка и формирование определенных особенностей личности.

Наиболее полные знания об общем физическом развитии своего ребенка, особенно о влиянии состояния его здоровья на формирование определенных черт характера, нельзя получить в готовом виде от врача. Самые ценные сведения в этом вопросе дают собственные наблюдения родителей, их раздумья, активные действия необходимые для формирования личности ребенка.
Формирование двигательных навыков.
Слабо развитые двигательные навыки отрицательно влияют на самочувствие ребенка, на его взаимоотношения с ровесниками, вселяют неуверенность в собственные силы и возможности. Уровень развития моторики рук имеет большое значение для одного из основных навыков: умения писать.

Ребенок с запоздалым развитием мелкой моторики особенно плохо справляется с заданиями в саду, школе. Процессу письма часто сопутствует повышенное нервное напряжение.

Состояние физического развития ребенка очень часто определяет его положение в детском коллективе.

Чем меньше ребенок, тем больше у него потребность в активности, в движении. Однако внешняя активность зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей организма, от состояния нервной системы, психики.

Наблюдая активность ребенка, надо постараться ответить на 2 вопроса: «Не слишком ли подвижен ребенок?», «Не слишком ли он пассивен и малоподвижен?» И то и другое должно вызывать беспокойство родителей.
Умеет ли ребенок правильно ориентироваться и наблюдать?
Наблюдательность ребенка зависит от возраста. Чем старше ребенок, тем точнее его наблюдения, тем лучше концентрация внимания, тем прочнее и точнее он запоминает.

В повседневном общении с детьми родители, как правило, мало обращают внимания на их наблюдательность. Они начинают интересоваться этим, когда у детей становятся заметными пробелы в развитии: дети то и дело что-нибудь теряют.

Хорошо развитая наблюдательность:

Облегчает ребенку процесс познания мира, помогает ориентироваться в различных ситуациях окружающей действительности,

Играет существенную роль во всем комплексе умственного развития ребенка, в формировании его личности.

Выявить уровень развития концентрации внимания, наблюдательности и развить его можно с помощью изучения поведения ребенка, анализа разговоров с ними, его высказываний, его труда: рисунков, мозаики, поделок из пластилина и т.д., проведением различных слуховых и зрительных игр.

Развито ли у ребенка воображение?
Живость и богатство воображения зависят от общего развития ребенка, в том числе и от его эмоционального восприятия действительности.

Воображение тесно связано с развитием мышления и памяти. Способность создавать в своем воображении новые представления, как правило, положительно влияют на развитие ребенка, его действия и увлечения.

Детям, обладающим богатым воображением, как правило, легче учиться в школе. Однако, есть дети, имеющие богатое воображение, которое им мешает учиться (уход в мечтания, страхи). Это ранимые, впечатлительные дети.

Чтобы лучше знать своих детей, необходимо знать об уровне развития воображения ребенка в сравнении с возрастом и его влияние на действия, поступки, все поведение ребенка.


Хорошая ли память у вашего ребенка?
Память помогает ребенку осваивать различные навыки, необходимые в жизни.

Благодаря памяти ребенок учится говорить, считать, петь, рисовать, играть, накапливать жизненный опыт.

Качество памяти зависит от возраста ребенка.

Функционирование памяти зависит не только от возраста, но и индивидуальных особенностей ребенка. Одни дети быстро запоминают, но также быстро забывают, так как память у них непрочная. Другие дети вынуждены заучивать дольше, зато запоминают тверже и лучше.

У некоторых детей преобладает зрительная память. Они легче и прочнее запоминают зрительные образы. Дети со слуховой памятью легче запоминают слуховые впечатления.

На процесс запоминания большое влияние оказывают эмоциональные переживания (как приятные, так и неприятные).

Взрослые должны помогать детям совершенствовать свою память.

Умеет ли ребенок выражать свои мысли?
Вся семья с нетерпением ждет, когда ребенок произнесет первое слово. С особым напряжением ждут этого дня родители тех детей, которые начинают говорить позже своих ровесников.

Первые слова, сказанные ребенком, глубоко запоминаются, иногда даже записываются.

Постепенно, по мере того, как развивается речь ребенка, интерес взрослых к этой проблеме ослабевает или совсем пропадает.

Но, необходимо помнить, что уровень развития речи имеет весьма важное значение во все периоды жизни ребенка, в формировании его личности.

На развитие речи ребенка оказывает большое влияние среда, в которой он живет. Речь ребенка очень часто отражает культурный уровень семьи.

При анализе развития речи ребенка родителям следует внимательно отнестись к следующим вопросам:

Какие условия для развития речи мы создали своему ребенку?

Каков наш контакт с детьми, уделяем ли мы им необходимое время?

Достаточно ли только нашего влияния и умения для правильного развития ребенка?
Как развивается мышление ребенка?
У самых маленьких детей умение мыслить можно наблюдать во время даже самой несложной игры. Для процесса развития мышления характерны определенные стадии. Мышление начинает развитие с наглядно – действенного, практического (до 3 лет). Затем формируется наглядно – образное (с 3 лет), далее – словесно – логическое (с 5 лет). Зачатки абстрактного мышления появляются в дошкольном возрасте, интенсивное развитие в возрасте 10 – 11 лет.

Есть дети, которые лучше решают практические вопросы, чем теоретические проблемы. И наоборот, есть дети, которые, хорошо формулируя теоретические выводы, совсем не умеют применить их на практике.

Умственное развитие ребенка зависит от среды, от общения. Однако возможности развития детей совсем не безграничны. Поэтому нельзя выдвигать перед ними слишком высокие требования. Возможности детей различны для каждого ребенка.

Оценивая развитие ребенка, нельзя ограничиваться только интеллектуальной сферой, необходимо учитывать совокупность всех особенностей его индивидуальности. Довольно часто приходится наблюдать чрезмерную возбудимость, эмоциональную несдержанность, неумение контактировать с людьми именно у тех детей, у которых умственное развитие превышает норму для их возраста. Односторонность развития мешает ребенку приспособиться к требованиям окружающей среды.

Уровень умственного развития ребенка желательно знать не только для определения объема требований, предъявляемых к нему, но прежде всего для того чтобы знать, есть ли у ребенка недостатки в развитии, которые нужно вылечить или помочь ему искоренить.
Как проходит эмоциональное развитие ребенка?
Бурные, кратковременные эмоциональные реакции характерны для детей дошкольного возраста. Детям свойственна повышенная эмоциональная возбудимость, они не умеют владеть собой, скрывать свои переживания.

В анализе эмоциональных реакций своих детей родителям помогают сравнения с реакциями других детей.

Чрезмерная пугливость, его склонность к необоснованному гневу, к зависти, излишняя впечатлительность и большая возбудимость требуют специальных воспитательных мер, особый подход, работы специалистов (психолога, невролога, психотерапевта)

Изучая эмоциональное развитие детей, следует обращать внимание на характер чувств, которые переживает ребенок. Преобладают ли такие чувства, как радость, отзывчивость, удовольствие, или чаще проявляются страх, гнев, печаль?

Большое значение для развития ребенка имеют первые детские впечатления.
Литература:

Г. Филипчук «Знаете ли вы своего ребенка?», М.Прогресс, 1989г.

Знаете ли вы своего ребёнка?

«Основные признаки кризиса развития».

Психолог: Родителям очень важно знать об особенностях развития ребенка. Что же характерно для ребенка 3-4,5 лет? Прежде всего, физическое развитие, его бурный физический рост. У детей этого возраста велика потребность в движении, детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.

ñ Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности. Если да, то в чем это проявляется?

ñ Внешне эти изменения выражаются в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем лице, а в первом. Кстати, не все родители замечают появление этой особенности. Ребенок хочет быть взрослым. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Возможность этого осознания себя как отдельного человека ему дает общение со взрослым.

В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому. Ребенок развивается, а всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы – кризисы.

Кризисы необходимы, они – движущая сила развития. И как раз в этом возрасте у ребенка происходит этот кризис развития. Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, капризным. Протекание данного кризиса у всех детей происходит по-разному: у кого-то он начинается рано, у кого-то чуть позже. У одних детей кризис развития длится непродолжительное время, у других – до 4-4,5 лет.

Вы не должны пугаться остроты протекания кризиса, этот вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности.

В этот момент опасны не сами кризисы, а проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? – Да. Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества? Об этом мы сегодня с вами и поговорим.

От того, как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее. Кризис называют трудным возрастом, который отмечен повышенной конфликтностью. Взрослым становится все сложнее управляться с возрастающей строптивостью и несговорчивостью малыша. Однако, и самому малышу в этот период нелегко. Трудный возраст в первую очередь труден для него самого.

В это время ребенку свойственно проявление некоторых отрицательных качеств, таких как негативизм, упрямство, капризность, симптом обесценивания.

Давайте разберемся в этих понятиях, в особенностях проявления этих качеств и в решениях их преодоления.

Негативизм.

Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса – возникновение негативизма.

Негативизм – это желание ребенка делать наоборот, ни в коем случае не подчиняться воле взрослого, даже вопреки собственному желанию. В ребенка как будто вселяется бес. Ему предлагают погулять, а он отказывается, хотя очень любит прогулки, просьбы мамы начинает выполнять с точностью до «наоборот».

Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.

При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном.

Например, взрослый, подходя к ребенку, говорит авторитетным тоном: «Это платье черное», - и получает в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно белое», ребенок отвечает: «Нет, черное». Стремление противоречить, стремление сделать наоборот, по сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном смысле слова.

Хочется вас успокоить. Первичный негативизм не является признаком испорченного характера или изощренным желанием досадить взрослому. Напротив, он отражает прогрессивные тенденции в развитии малыша, его попытку выделить свое «Я». У ребенка возникают свои собственные желания и намерения, которые очень часто не совпадают с желаниями и намерениями взрослых. Ребенок как бы дает нам понять, что он тоже имеет право на собственное мнение и желает, чтобы с ним считались.

Задача взрослых – поддержать его, превратить негативизм в игру, одновременно обучая его выражать свои желания и намерения. Например, при проявлении негативизма воспользуйтесь моментом и поиграйте в специальную игру «Делай наоборот» :
Показываем на нос и комментируем:
- Это мой рот.
Задача ребенка – раскрутить цепочку в обратном направлении, т.е. показать на свой собственный рот и сказать: «А это мой нос».
Теперь показываем на левую ногу и сообщаем:
- А это моя правая нога.
Ребенок показывает свою правую ногу и говорит:
- Это моя левая нога.

СОВЕТ: - не давить на ребенка;
- не разговаривать в приказном тоне.

Упрямство.

Иногда взрослые путают понятия «упрямство» и «капризы». Упрямство – своеобразная защитная реакция против влияния взрослых, не восприятие ребенком мнения других людей, а настаивание на своем.

Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный. Малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый сок. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах). Как же поступить маме в этой ситуации? (Не придавать большого значения – во время приступа не пытайтесь что-то внушать ребенку, это бесполезно, ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат – не прибегайте к помощи посторонних, ребенку только это и нужно – просто возьмите его за руку и уведите – будьте в поведении с ребенком настойчивы).

Упрямый ребенок настаивает на своем не потому, что ему так сильно хочется чего-то, а потому, что он этого потребовал. Это явление закономерное, нормальное в известных пределах.
Часто родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым закрепляя проявление упрямства и лишая ребенка возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.
Одной из ошибок воспитания в семье, ведущей к появлению упрямства является повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных умений. Родители выдвигают требования на основе собственных представлений о том, что ребенок обязан делать и уметь, без учета его возрастных и индивидуальных возможностей. Бесполезно требовать от ребенка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился не колени в новой одежде и т.д. У детей нет врожденного стремления к чистоте, эти качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребенка к опрятности.

Упрямство надо уметь отличать от настойчивости. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.

Если дети после 4-х лет все еще продолжают часто упрямиться, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, как удобном способе манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Как преодолеть упрямство? Прежде всего, не придавайте ему большого значения. Примите это как необходимость. Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Капризность.

Понятия «капризы и упрямство» очень родственные и провести четкую границу между ними очень сложно. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

Капризы – это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и все!!!». Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов в следующем:
- в желании продолжит начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;
- в недовольстве, раздражительности, плаче,
- в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система ребенка.
Часто капризы ребенка нелепы и совершенно невыполнимы.
Не путайте упрямство и капризы! Если упрямый ребенок проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требование родителей, то капризный начинает «кукситься» и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямства самое главное – не уступить взрослому, настоять на своем, и если взрослый отстанет, ребенок будет только рад. Капризный ребенок стремиться добиться еще большего внимания к себе, ему нравиться быть в центре внимания. Любимое выражение упрямого ребенка: «Я хочу», капризного – «Я не хочу».

Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования или на чрезмерно строгие меры, которые применяются к малышу.

Хочется подчеркнуть, что в детском «Я сам» проявляется стремление ребенка к самостоятельности. Это можно наблюдать даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, а иначе дети могут вырасти пассивными и ленивыми.

Если достижения достижения ребенка становятся предметом внимания взрослого и его доброжелательной оценки, его личность своевременно и полноценно развивается, а это залог психического здоровья и успешного развития в дальнейшем. В противном случае при ограничении самостоятельности в действиях детей или полном устранении от помощи ребенку в его бурно развивающихся, но еще плохо скоординированных действиях, а также при небрежном или безразличном отношении к его пока еще элементарным достижениям в поведении ребенка возникают негативные симптомы:
- дети становятся раздражительными и гневливыми;
- легко впадают в аффект;
- капризничают;
- стремятся все сделать наоборот.

Истерика.

Очень часто за капризом ребенка, в случае невыполнения его требований, наступает истерика. Для истерик у детей характерны:
- невероятная яркость, гротескность,
- своего рода «игра на публику»,
- зависимость от внешних обстоятельств и наличия зрителей.
Детская истерика сопровождается малыми припадками:
- громогласный плач,
- крики,
- битье головой о стену или пол,
- расцарапывание лица.
Характерной особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как это внимание иссякнет.
Бывает так, что ребенок при одном из родителей не позволяет себе капризы и истерики. Здесь корень проблемы стоит искать в семейных отношениях, а именно, в реакциях родителей на поведение ребенка. Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, «только бы он не расстроился», то последствиями такого воспитания становятся: избалованность, вседозволенность.
Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно, вынужденный, но опасный путь. Он ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повториться нечто подобное, только с еще большей силой.

Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета.

Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем. И прекрасно понимают, что за конфетой, которую мама не дает, надо идти к деду, что гулять надо с папой, потому что он покупает «запрещенную» газировку, а если устроить бабушке истерику, можно получить все и немножко больше.

Постарайтесь, чтобы ни один из родных не умалял авторитета другого. Если мама не разрешила, значит нельзя. Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого. Родители не должны позволять ребенку добиваться желаемого с помощью истерик. В то же время, конечно, нужно быть терпеливыми и уметь находить компромиссы.

Как предотвратить приступы истерики у детей.

ñ Научитесь предупреждать вспышки . Дети скорее раздражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты: не отправляйтесь в магазин за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Собираясь в сад, не предлагайте надеть одежду, которую ребенок не может терпеть.

ñ Переключайте детей на действия. Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик.

ñ Назовите ребенку его эмоциональное состояние. Ребенок может оказать неспособным выразить словами свое чувство ярости. Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Это поможет ребенку понять, что есть ситуации, в которых такое поведение не допускается.

ñ Скажите ребенку правду относительно последствий. При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты ведешь себя плохо, и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Если истерика все же началась:

ñ прежде всего не раздражаться, взять себя в руки;

ñ не стоит в момент истерики пускаться в длинные объяснения, пытаться достучаться до сознания и совести малыша;

ñ постарайтесь отвлечь малыша. Как только начнется истерика, резко переключите его внимание на что-нибудь загадочное.

ñ твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование;

ñ постарайтесь не реагировать на советы посторонних;

ñ не поддавайтесь на провокации. Как только начинается истерика – встаньте и выйдите из комнаты. Пусть кричит, пусть падает на пол и стучит ногами. Подобное шоу рассчитано на зрителя. Через некоторое время ребенок успокоится и возобновит общение с вами. Лучше дождаться, пока он сделает это сам. Сразу же переключите его внимание на какое-то действие.

ñ научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой.

ñ выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений. Нужно учить ребенка выражать свои желания приемлемым способом, объяснять, что криком получить требуемое невозможно, и своим поведением не закреплять у ребенка подобные манипуляции.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как помочь ребенку пережить кризис».

1. Кризис может начаться уже с 2,56 лет, а закончиться в 3,5-4 года.
2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
3. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит.
4. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по нескольку раз в день действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты. Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.
5. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
6. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.
7. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоиться. Пока же можно взять его за руку и увести в безлюдное место.
8. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.
9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за него.
10. Разговаривайте с ребенком как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
11. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
12. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».



Рассказать друзьям