Как приучить ребенка спать в своей. Как приучить ребенка спать отдельно от родителей? Советы и способы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Какой родитель не мечтает, чтобы его малыш был здоровым? Вот почему современные мамы и папы всё больше обращаются к методикам раннего развития детей, а также различным комплексам упражнений, которые призваны укрепить организм крохи, только адаптирующегося к условиям окружающего мира. И одним из самых оптимальных, хоть и спорных, вариантов реализации этих целей считается динамическая гимнастика, которая подходит для новорождённых, грудничков и детей старше года.

Суть динамической гимнастики

Этот комплекс интенсивных занятий лечебно-оздоровительного характера предназначен для развития малышей от рождения до года и старше. Главная особенность упражнений в том, что наряду с традиционными массажными элементами они включают ещё и:

  • гимнастику с поддержкой ребёнка за руки или за ноги;
  • игры;
  • закаливание.

Кроме того, динамическая гимнастика - это первый опыт общения родителей с младенцем на понятном карапузу языке ощущений и прикосновений.

Главный принцип занятий динамикой состоит в том, что от упражнений получают удовольствие как малыш, так и родитель

Мнение педиатров

Отношение врачей к этой методике развития ребёнка неоднозначное. Одни утверждают, что активные физические тренировки с новорождённым способствуют:

  • снижению риска детского травматизма;
  • улучшению работы вестибулярного аппарата;
  • гармоничному умственному развитию;
  • стабилизации работы ЖКТ;
  • скорейшему освоению навыка держать головку, переворачиваться, сидеть и ходить;
  • ускорению обменных процессов;
  • установлению доверительных отношений с близкими, а значит, формированию уверенной в себе личности - доброжелательной и открытой миру.

Начинать занятия можно только тогда, когда изучены все теоретические аспекты методики и заданы все интересующие вопросы специалисту

Что касается антагонистов методики, то они делают упор на такие аспекты, как:

  • отсутствие учёта индивидуальных особенностей новорождённого (карапуза приобщают к активному времяпрепровождению или закаливанию тогда, когда ещё сложно сказать, какой у него темперамент);
  • травмоопасность некоторых упражнений (резкие прокруты, повороты);
  • стирание у ребёнка границ того, что безопасно и опасно для здоровья (многие малыши после года не чувствуют тревоги перед прыжком с большой высоты или падением).

Для тех, кто ещё не определился в своём отношении к динамической гимнастике (динамике), будет полезным узнать мнение известного педиатра Е. О. Комаровского. Евгений Олегович примиряет оппонентов рекомендацией не идти против себя, то есть не выполнять те упражнения, которые вызывают страх (у мамы и у малыша) или кажутся экстремальными.

С какого возраста начинать занятия

Бурные споры о том, с какого возраста разрешено начинать динамическую гимнастику, не прекращаются по сей день. Некоторые педиатры утверждают, что заниматься можно уже со второй недели после рождения, так как в это время практически исключены травмы суставов и сухожилий из-за пропорциональности развития мышц карапуза его маленькому весу. Другие специалисты настаивают, что динамику следует практиковать с месячного возраста, когда кроха уже более-менее приспособился к окружающему миру. А третьи вообще придерживаются мнения, что вводить такие активные комплексы упражнений нужно только с 3 месяцев, чтобы дать мышцам и костям немного окрепнуть.

Мнение о наиболее подходящем возрасте для начала занятий динамикой расходятся

Правила проведения

Чтобы максимально обезопасить кроху от травм, следует первые занятия с ним проводить под наблюдением специалиста. Но если такой возможности нет, то родители должны чётко уяснить следующие правила.

  1. Лучшее время для динамики - через час после еды в период бодрствования.
  2. Занятие длится в течение 10–20 минут.
  3. Упражнения делаются каждый день, а начинаются с поглаживаний - своего рода «разминки».
  4. Руки взрослого должны быть тёплыми и гладкими.
  5. Дома для проведения лучше выбрать место, застеленное матом, или выполнять гимнастику над разложенным диваном.
  6. Не нужно массировать область правого подреберья там, где располагается печень.

Если есть возможность, то занятия лучше проводить на свежем воздухе

Техника безопасности

Следует внимательно изучить особенности проведения гимнастики. Тогда занятия будут приносить только радость и пользу.

  1. Все действия делаем плавно и в одном темпе.
  2. Начинаем динамику с того упражнения, которое особенно по душе малышу, а затем чередуем «любимые» с «нелюбимыми».
  3. Если карапуз занервничал в процессе выполнения какого-то упражнения, то его нужно прервать, а ребёнка успокоить чем-то, что вызывает у него положительные эмоции. Но к неприятному обязательно позже вернуться.
  4. Если при выполнении какого-то движения у крохи начала щёлкать ручка или ножка, упражнение необходимо прервать и убедиться, что ребёнку ничего не угрожает. Если его настроение не изменилось, то можно вернуться к занятию, но стараться не нагружать щёлкнувший сустав.
  5. Число повторений упражнений должно совпадать с числом кормлений в сутки.

Какие бы упражнения вы не делали, помните, что безопасность превыше всего

Методика Михаила Трунова и Леонида Китаева

Специалисты по раннему развитию ребёнка, инструкторы по беби-йоге, плаванию и закаливанию Михаил Трунов и Леонид Китаев в 1993 году выпустили книгу «Экология младенчества. Первый год», которая произвела фурор в странах бывшего СССР своими революционными взглядами на занятия лечебно-оздоровительной гимнастикой с новорождёнными детками.

Методика динамической гимнастики применялась ещё медиками Востока в Древнем мире, а в начале ХХ века элементы динамики использовались для адаптации детей, появившихся на свет с родовыми травмами.

Согласно оригинальной методике, проводить занятия можно как в группе, так и индивидуально

Авторы описали 400 упражнений для занятий гимнастикой, во время которых родитель должен держать ребёнка за одну или две ручки, ножки, как бы описывая круги вокруг своего тела. Таким образом, малыш знакомится с:

  • качаниями;
  • висами;
  • подбрасываниями;
  • вращениями.

Трунов и Китаев в своей книге утверждают, что такие тренировки:

  • устраняют гипо- или гипертонус мышц новорождённого;
  • активизируют нервную систему крохи, так как во время динамики ребёнок испытывает множество чувств, что провоцирует его мозг обрабатывать тысячи сигналов об изменяющихся условиях, тем самым координируя действия всех частей тела;
  • укрепляют мышцы малыша и снижают риск травм впоследствии;
  • развивают гибкость;
  • улучшают координацию.

Более того, регулярные упражнения способствуют тому, что ребёнок быстрее развивается интеллектуально, а также проникается доверием к родителям.

Последователи методики

Многие интересующиеся динамикой мамы используют не весь комплекс занятий, а лишь некоторые упражнения.

Последователи оригинальной методики дополняют систему упражнениями из беби-йоги

Кроме Трунова и Китаева, вопросами гимнастики с элементами закаливания и плавания занималась Татьяна Саргунас - основательница движения за развитие перинатальной культуры в России. Её методика основывается на работах советского и российского педагога Бориса Павловича Никитина, одного из основоположников системы раннего развития детей, а также автора программы акваразвития ребёнка Игоря Борисовича Чарковского. Но в гимнастике Саргунас больше водных упражнений, в то время как Трунов и Китаев уделяют внимание и занятиям, и играм, и плаванию. Элементы закаливания в оригинальной методике вводятся тем, что упражнения проводятся в хорошо проветренном, прохладном помещении, а малыш должен быть обнажён.

Динамическая гимнастика в деле: прогресс за год - видео

Динамика для новорождённых

Рассмотрим комплекс упражнений для самых маленьких.

  1. Раздеваем малыша.
  2. Гладим животик и ножки.
  3. Лёгкими движениями массируем пальчики и ступни.
  4. Слегка поворачиваем стопы крохи в одну, а потом в другую сторону.
  5. Разминаем ножки: «шагаем», «бегаем», «ездим на велосипеде».
  6. Держим ребёнка за коленки и разводим ножки в бёдрах в стороны.
  7. Переворачиваем карапуза на животик.
  8. Раздвигаем его ножки, делая «лягушонка».
  9. Гладим по спинке, направляя движения к сердцу.
  10. Подставляем свою ладошку под пяточки малыша и делаем таким образом упор. Перед глазками кладём яркую игрушку, чтобы у ребёнка был стимул оттолкнуться от опоры.

В любом возрасте начинать динамику нужно с разминки

Упражнения

Специалисты по динамической гимнастике рекомендуют следить за настроением крохи во время занятий и постепенно наращивать количество упражнений (максимальное их число должно совпадать с числом кормлений в сутки - не забывайте), начиная с 2–3 самых простых.

Упражнения для новорождённых - таблица

Упражнение Инструкция
Работаем ручками
  1. Поглаживаем ручки ребёнка.
  2. Даём малышу свой большой или указательный палец, чтобы карапуз ухватился за него.
  3. Когда почувствовали, что мышцы напряглись, слегка поднимаем кроху из положения лёжа. При этом придерживаем его за кисти рук.
  4. Возвращаемся в начальное положение.
Гимнастика нижней части ножек
  1. Малыша кладём на спинку ножками к родителю.
  2. Берём в руки ступни карапуза.
  3. Поглаживаем область стоп до бёдер.
Тренируем мышцы шеи
  1. Кладём кроху на живот.
  2. Разводим ножки в стороны.
  3. За счёт набора врождённых рефлексов, ребёнок повернёт голову в любимую сторону.
  4. Кладём яркую игрушку на другую сторону и повторяем шаги 1–2.
Гимнастика спины
  1. Малыша располагаем на животике, руки перед грудью.
  2. Гладим ладонью от поясницы до шеи, а затем от шеи к пояснице. Делаем 10 повторов. В возрасте 2 месяцев ребёнок начнёт рефлекторно слегка выгибаться под этими движениями.
Гимнастика животика
  1. Малыша кладём на спину.
  2. Наклоняемся к ребёнку, поддерживаем его голову.
  3. Ножки упираются в живот взрослого.
  4. Ручки заводим вверх.

Это упражнение готовит мышечный каркас карапуза к сидению.

Работаем над развитием рефлексов
  1. Укладываем ребёнка на спину.
  2. Поднимаем его ножку.
  3. Надавливаем своим пальцем на место, где начинаются пальчики крохи. Они должны слегка согнуться.
  4. Приподнимаем карапуза, держа за подмышки.
  5. Наклоняем вперёд, ножками опирая на твёрдую поверхность. Малыш должен пытаться делать шаги, обязательно ступая на всю стопу.

Занятия на фитболе и другие элементы динамики для младенцев до 3 месяцев - видео

Динамика для грудничков до года

С 2–3 месяцев упражнения становятся более активными, в комплекс занятий включаются повороты, висы и т. д. Но вводить столь активные элементы нужно постепенно начиная с какого-то одного (того, что посоветует педиатр), а затем добавляя остальные. С этого момента гимнастику можно проводить на улице, причём даже зимой. Но всё равно не забывайте про разминку, описанную выше.

Техника безопасности

К уже упомянутым правилам проведения гимнастики, добавляется ещё несколько:

  • не пытайтесь проделать то, в чём не уверены;
  • не делайте упражнения, которых малыш боится;
  • чтобы освоить правильный захват, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Захват при выполнении перекрутов, поворотов и висов нужно отработать со специалистом

Упражнения

Начиная динамику с ребёнком, помните, что правильный комплекс может подобрать только врач после тщательного осмотра малыша. Но существует 5 упражнений, которые при отсутствии противопоказаний подходят всем.

Маленькая обезьяна
  1. Берём малыша за руки, приподнимая их вверх.
  2. Начинаем раскачивать тело крохи.
  3. Увеличиваем амплитуду. Важно сохранять вертикальное положение. Для усложнения можно взять карапуза за ручку и за ножку.
В разные стороны
  1. Берём в свою руку обе ручки ребёнка.
  2. В другую руку берём обе ножки.
  3. Раскачиваем тело вправо-влево.
Полетели
  1. Укладываем малыша на живот.
  2. Одну свою руку просовываем ему под грудь, другую - под коленки. Ножки при этом плотно сжаты.
  3. Ставим стопы карапуза себе на солнечное сплетение.
  4. Медленно выполняем наклоны своего тела вперёд. Чем неспешнее будут движения взрослого, тем сильнее воздействие на тело ребёнка.

Комплекс упражнений динамики для 3 месячных малышей - видео

Противопоказания

Как уже было сказано, комплекс динамической гимнастики должен быть одобрен педиатром. Что касается общих предостережений, то к ним относятся следующие моменты.

  1. Неполное владение родителями техники проведения динамики.
  2. Отсутствие систематических занятий до полугода. Дело в том, что эластичность и подвижность суставов с каждым месяцем уменьшается, а значит, упражнения могут навредить неподготовленному телу малыша.
  3. Заболевания сердечно-сосудистой системы.
  4. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом, например, дисплазия тазобедренных суставов.
  5. Отклонения невралгического плана, в том числе повышенное внутричерепное давление.

Перед тем как начинать динамику, ребёнка должны осмотреть специалисты-медики

Динамическая гимнастика для грудничков - это эффективный способ помочь малышу гармонично развиваться, причём не только физически, но и интеллектуально. А самое важное то, что в процессе занятий ребёнок получает мощный заряд положительной энергии от взрослого. Недаром для некоторых семей динамика - это идеология. Но начинать проведение упражнений без согласования с доктором категорически запрещено.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Для новорождённых детей и грудничков первого года жизни физическое развитие играет важную роль. Ведь кроха постепенно учится контролировать своё тело, познаёт навыки и умения, которые помогут приспособиться к жизни в новом для него мире. И каждые родители хотят, чтобы их младенец был здоров. А многие специалисты настаивают, что спорт с раннего возраста очень полезен для развития детей. И одним из способов физической подготовки малышей являются занятия динамической гимнастикой. Хотя многие врачи негативно относятся к такого вида упражнениям, эта гимнастика пользуется популярностью длительное время. Когда же нужно начинать заниматься, и как обезопасить младенца от травм во время выполнения упражнений?

С момента рождения ребёнка педиатры рекомендуют делать ему лёгкий массаж и гимнастику ежедневно. Это обязательные процедуры для укрепления мышц всего организма. Только нормальное физическое развитие является залогом того, что младенец научится удерживать голову, затем сидеть, ползать, вставать на ноги и потом ходить. Но некоторые родители отдают предпочтение более энергичным упражнениям - динамической гимнастике.

Динамическая гимнастика включает в себя комплекс упражнений, во время выполнения которых укрепляются и развиваются мышцы ребёнка. А также способствует тренировке вестибулярного аппарата.

Во время занятий инструктор или родители раскачивают, вращают и подбрасывают младенца

Упражнения, которые взрослые выполняют с малышами, больше похожи на акробатические этюды, поэтому многие недоумевают, как можно выполнять такую зарядку с детьми в возрасте до года, когда позвоночник и косточки младенца настолько хрупкие, что их легко можно повредить. Специалисты по динамической гимнастике предупреждают, что не все родители могут самостоятельно заниматься с детьми. Первое время рекомендуется посещать занятия с инструктором или приглашать его на дом.

Неправильное выполнение техники упражнений может привести к различным травмам младенца. Поэтому родители должны быть предельно осторожными, занимаясь с крохой динамической зарядкой.

Такая гимнастика включает в себя несколько видов упражнений, которые обязательно должны выполняться в комплексе:

  • закаливание: это не значит, что младенцев с рождения начинают обливать холодной водой, абсолютно нет. Принцип закаливания заключается в лёгкой одежде дома, кроха много времени проводит без одежды, принимая воздушные ванны. Более взрослые малыши ходят по полу без носков. Каждый вечер ребёнок должен принимать прохладную ванну, но приучают кроху постепенно снижая температуру воды;
  • занятия в воздухе: именно этот этап вызывает больше всего споров среди родителей и медиков;
  • массаж: способствует укреплению, расслаблению мышц всего организма;
  • упражнения на фитболе: в последнее время занятия на этом своеобразно тренажёре очень популярны. Женщины начинают заниматься ещё во время беременности, затем приспосабливают к таким занятиям и своего ребёнка. Врачи высказываются положительно по поводу упражнений на фитболе, т.к. во время занятий происходит укрепление мышц шеи и спины, а также тренируется вестибулярный аппарат.

Положительные стороны: в чём польза для грудничков и новорождённых младенцев

  1. Положительно влияет не только на физическое развитие детей, но и на психоэмоциональное состояние.
  2. Благодаря энергичным упражнениям у младенцев в ускоренном темпе укрепляются мышцы, разрабатываются суставы конечностей, а также развивается гибкость всего организма.
  3. Тесная связь с родителями позволяет крохе лучше воспринимать окружающий мир, т.к. ребёнок чувствует близость самых родных людей и доверяет им во всём.
  4. Дети быстрее учатся ориентировать в пространстве. Это происходит из-за того, что во время выполнения упражнений младенец видит предметы с разных ракурсов.
  5. Положительно влияет на тонус мышц: укрепляются и увеличивается их активность.
  6. Укрепляет защитные силы организма, повышает иммунитет.
  7. Играет важную роль в развитии нервной системы младенца.
  8. Улучшается координация движений у детей.
  9. Помогает исправить кривошею, нормализует работу пищеварительной системы.
  10. Активизируются все обменные процессы в организме младенца. Дети, с которыми занимаются динамической гимнастикой, могут похвастаться прекрасным аппетитом.
  11. Исходя из опыта родителей, дети, активно занимающиеся таким видом гимнастики, отлично спят, меньше капризничают и совершенно нераздражительны.

Упражнения на фитболе - это не только полезно, но еще и весело

Специалисты по динамической гимнастике считают, что особенно такой комплекс упражнений полезен детям, рождённым с помощью кесарева сечения. Ведь в момент рождения младенцы не проходят по родовым путям, что предусмотрено природой. Во время выполнения упражнений происходит своеобразная компенсация недостаточного родового опыта. Таким образом быстрее запускаются механизмы адаптации ребёнка в окружающем мире.

Доктор Комаровский положительно отзывается о занятиях динамической гимнастикой с грудничками. Однако обращает особое внимание на соблюдение всех правил безопасного выполнения упражнений, а также только по желанию младенца. Если кроха боится, плачет и не хочет заниматься в данный момент или вообще, не стоит его заставлять. Все занятия должны проходить в игровой форме, чтобы младенец чувствовал себя комфортно и надёжно. Тоже самое относится и к родителям: если взрослые не уверены в себе, своих знаниях и умениях, не стоит и начинать. Лучше ходить заниматься к инструктору или выбрать для своего крохи совершенно другие упражнения.

Если лично вам страшно - не насилуйте себя. В конце концов, прокруты и перебросы - совершенно не обязательны. Т.е. я за гимнастику, но без экстремизма.

Комаровский Е. О., педиатр

http://www.komarovskiy.net/faq/dinamicheskaya-gimnastika.html

Чем могут быть опасны упражнения такого рода

  1. Первый аргумент против динамической гимнастики приводят медики: многие из них полагают, что такие упражнения - огромный стресс для грудничка. Ребёнок только начинает знакомиться с окружающим миром, новыми людьми и предметами. Даже способность добывать пищу и воспринимать её требует определённых усилий, ведь все органы и системы крохи адаптируются к новой жизненной среде. А во время таких энергичных занятий происходит огромный выброс гормонов стресса. Специалисты предполагают, что такая ситуация может стать причиной гиперактивности в более старшем возрасте.
  2. Не все родители являются специалистами по выполнению комплекса упражнений. Поэтому ошибки во время занятий могут стать причиной травм позвонков, растяжения связок у малыша, микротравм суставов, а также нарушения кровообращения.
  3. Некоторые психологи выдвигают теорию, с которой соглашаются и многие родители. Её смысл заключается в том, что дети с рождения привыкают к ощущению полёта, скорости, но они не падают, т.к. их всегда удерживают руки взрослого человека. В связи с этим у малышей отсутствует страх высоты, поэтому для детей срашего возраста это может стать причиной различного рода травм.

Видео: Динамическая гимнастика для младенца первого года жизни

Авторская методика динамической гимнастики

В начале 90-х годов в продаже появилась книга «Экология младенчества. Первый год». Авторами этого издания стали инструкторы по плаванию и закаливанию, а также по беби-йоге Михаил Трунов и Леонид Китаев. Книга произвела неоднозначное впечатление среди молодых родителей и медиков, т.к. на её страницах были описаны весьма экстремальные упражнения с новорождёнными детьми.

Авторы методики динамической гимнастики акцентируют внимание, что они не открыли что-то новое, а всего лишь опираются на исторические данные. В древности женщины не могли позволить себе просто сидеть дома с новорождённым ребёнком. Нагрузки и темп жизни заставляли их заниматься физическим трудом практически сразу после родов. Поэтому они стремились как можно раньше адаптировать кроху и приспособить его к новому миру, где физическому развитию уделялось огромное внимание.

Динамическая гимнастика направлена на быстрое развитие физических данных младенца

Суть методики состоит в развитии физического потенциала ребёнка на первом году жизни. А только после этого родители могут начинать заниматься развитием интеллектуальных способностей малыша. В своей книге авторы описали более 400 различных упражнений, в процессе выполнения которых родители в очень активном темпе подбрасывают малыша, качают и вращают его. При этом удерживая кроху за одну или две руки, ноги, а также вращая младенца вокруг своего тела.

Согласно этой методике, начинать заниматься с младенцами необходимо с первых месяцев жизни и продолжать до тех пор, пока родители могут удерживать малыша и выполнять с ним упражнения. Но стоит обратить внимание: если с ребёнком не начали заниматься до полугода, позже этого делать нельзя. Дело в том, что мышцы крохи не подготовлены к таким видам упражнений и занятия могут стать причиной растяжения связок и травм.

Одним из главных правил динамической гимнастики, согласно авторам считается правильно организованное пространство для занятий:

  • комната должна быть хорошо проветрена непосредственно перед началом упражнений;
  • прохладный воздух в помещении;
  • младенец должен быть полностью обнажённый.

Многие родители используют не полный комплекс упражнений, а выбирают лишь части. Больше всего пользуются популярностью занятия на фитболе, т.к. они не требуют от родителей большой подготовки и специальных знаний.

Видео: Занятие динамической гимнастикой с трехмесячным младенцем

Когда и с чего начать

Мнение специалистов по поводу оптимального возраста, с которого можно начинать заниматься с младенцем динамической гимнастикой, расходятся:

  • некоторые из них утверждают, что первые занятия можно проводить уже через две недели после появления крохи на свет. Они аргументируют свою позицию тем, что в этом случае младенец защищён от растяжений сухожилий и травм суставов;
  • многие педиатры рекомендуют начинать выполнять упражнения с месячного возраста, когда кроха немного окрепнет. Чем раньше начать занятия, тем лучше ребёнок адаптируется в новой для него обстановке благодаря тесному контакту с родителями;
  • однако есть и такие медики, которые настаивают, что динамическую гимнастику лучше практиковать не раньше, чем ребёнку исполнится три месяца. Но авторы методики утверждают, что это довольно поздний срок.

Большинство специалистов придерживаются мнения, что начинать приучать кроху к упражнениям динамической гимнастикой необходимо с четырёх недель после рождения

Видео: Начинаем занятия динамической гимнастикой

Основные правила проведения занятий

  1. Перед началом приобщения младенца к таким видам упражнений необходимо проконсультироваться с доктором. Если педиатр и невролог не будут против, можно пробовать начинать заниматься с младенцем.
  2. В начале рекомендуется пригласить опытного специалиста, который покажет и объяснить, как правильно выполнять различные упражнения.
  3. Первые занятия не должны длиться дольше 8–10 минут, чтобы ребёнок не устал и не испугался.
  4. Стоит помнить, что активные упражнения в воздухе необходимо делать только после массажа, чтобы мышцы и связки были разогреты и подготовлены к дальнейшим упражнениям. В противном случае можно растянуть сухожилия у младенца.
  5. Выполнять занятия рекомендуется ежедневно, постепенно увеличивая время процедуры с 10 до 20 минут. Больше этого времени заниматься с грудничками не рекомендуется.
  6. Заниматься нельзя сразу после еды: должно пройти как минимум час-полтора, прежде чем приступать к упражнениям. Также не рекомендуется заниматься динамической гимнастикой перед сном: вечером кроха должен быть спокоен и расслаблен.
  7. В тёплое время года, когда температура воздуха на улице 20–25 С о, гимнастику лучше проводить на улице.
  8. Во время занятий на ребёнке не должно быть одежды, либо что-то очень лёгкое: трусики и майка, боди или один подгузник.
  9. Если ребёнок не хочет заниматься, капризничает или плачет, не стоит его заставлять. Лучше отложить упражнения на другое время или день. Приучайте кроху к занятиям постепенно, чтобы он начал воспринимать это как своеобразный обязательный ритуал.

Авторы и последователи методики отмечают обязательный положительный эмоциональный настрой младенца во время выполнения упражнений. Родители должны спокойно разговаривать с крохой во время массажа, поглаживать его обязательно тёплыми руками, чтобы ребёнок не испугался. На первом этапе налаживается доверительный контакт между младенцем и родителями. Поэтому во время выполнения таких активных элементов гимнастики дети совершенно не боятся и готовы во всём доверять взрослым.

Нельзя начинать занятия сразу с активной части: малыша нужно подготовить посредством массажа и разговоров

Как избежать травм и негативных эмоций: техника безопасности

  1. Несмотря на то, что все упражнения довольно активны, их рекомендуется выполнять в одном темпе и плавно, чтобы ребёнок не пугался резких движений и не сбивался со знакомого ритма.
  2. На пол рекомендуется постелить маты, а занятия проводить в свободной комнате или помещении, где рядом нет острых углов и других предметов, о которые кроха может удариться.
  3. Инструкторы рекомендуют всегда начинать занятия только с тех упражнений, которые нравятся ребёнку, а потом переходить к новым или тем, которые кроха не очень воспринимает.
  4. Если младенец испугался во время занятий, родителям необходимо сразу прекратить выполнять упражнение и отвлечь кроху. Можно переместиться на мяч, или показать ему игрушку, расслабить малыша лёгкими поглаживающими движениями. Затем плавно выполнить несколько упражнений, которые ребёнок воспринимает легко и с удовольствием. Но на следующий день рекомендуется опять попробовать выполнить то задание, которое не понравилось младенцу.
  5. Часто во время выполнения некоторых элементов у малыша отчётливо слышатся щелчки в суставах рук или ног. Так не должно быть, поэтому занятие необходимо остановить и проверить, все ли в порядке с ребёнком: можно посгибать конечности, если малыш не реагирует плачем, значит все в порядке. В случае, когда настроение крохи хорошее и у него ничего не болит, занятие можно продолжать, но следить, чтобы не было щелчков и не давать большую нагрузку на те суставы, которые щёлкали.

Видео: Как правильно держать младенца

В каких случаях занятия динамической гимнастикой противопоказаны

Такие упражнения могут быть полезными только при условии учёта противопоказаний. В некоторых случаях специалист может категорически запретить родителям заниматься с младенцем динамической гимнастикой. Поэтому дети, у которых наблюдаются следующие диагнозы, не могут практиковать такие виды активных занятий и упражнений:

  • дисплазия тазобедренных суставов;
  • врождённые патологии опорно-двигательного аппарата;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • поражения и нарушения в работе нервной системы;
  • врождённый порок сердца;
  • возраст ребёнка полгода и старше для начала занятий.

Как заниматься с новорождёнными

Как мы сказали ранее, динамическая гимнастика состоит из нескольких этапов. Для новорождённых можно выполнять только массаж и упражнения на фитболе. Самый активный комплекс упражнений - занятия в воздухе, разрешается начинать не ранее, чем малышу исполнится один месяц. А в первый месяц жизни необходимо укреплять мышцы организма и физически развивать младенца с помощью массажа и зарядки. В первую очередь следует сделать массаж и разминку для крохи, чтобы подготовить организм к более активным упражнениям в воздухе:

  • положение на спине, поглаживающими движениями сверху вниз проводит по рукам и ногам младенца, по животу;
  • затем следует выполнить лёгкий массаж пальцев рук крохи. Можно использовать резиновые мячики;
  • массаж ступней и пальцев ног. Поворачивайте стопы в одну и другую сторону;
  • поочерёдно сгибайте ноги младенца;
  • возьмитесь руками за коленки ребёнка и разведите ноги в стороны;
  • в положении на животе разведите ноги крохи в стороны: позиция «лягушка»;
  • выполняйте поглаживающее движения по спине, ногам и рукам малыша.

Упражнения на фитболе необходимо выполнять после разминки и активных занятий в воздухе

Таблица: Физические упражнения для новорождённых малышей

На какую часть тела направлено упражнение Принцип выполнения
Руки
  1. Предложите малышу указательные пальцы, пусть он схватит их в свои руки.
  2. Медленно приподнимите ребёнка, но удерживая его в области кистей. Во время выполнения этого действия следите, чтобы голова младенца не запрокинулась назад.
  3. Аккуратно положите ребёнка в исходное положение.
Ноги
  1. Переверните ребёнка на живот.
  2. Подставьте руки под пятки младенца, пусть он почувствует опору и попытается ползти.
  3. Возьмите одну ногу малыша и совершайте поглаживающие движения сверху вниз.
Спина
  1. Младенец также находится в положении лёжа.
  2. Выполняйте поглаживающие движения сначала снизу вверх, затем сверху вниз. Во время выполнения упражнения следует помнить, что нельзя давить на спину, все движения должны быть лёгкими и плавными.
Шея
  1. Малыша выкладываем на живот.
  2. Кладём перед ним яркую любимую игрушку.
  3. Кроха пытается поднять голову и посмотреть на неё.
  4. Повторяем это упражнение, но игрушку кладём сначала правее, затем левее.
  5. Малыш будет пытаться повернуть голову, чтобы увидеть интересующий его предмет.

Следует помнить, что повторять одно упражнение следует столько раз, сколько кормлений ребёнок получает в сутки.

После массажа можно переходить к более активным занятиям - упражнениям на фитболе:

Эти два этапа необходимо выполнять в комплексе ежедневно, чтобы ребёнок постепенно привыкал и воспринимал физические упражнения как обязательный, ежедневный ритуал. Через месяц после рождения кроха будет спокойно воспринимать массаж и упражнения на мяче, чтобы перейти к более динамическим элементам.

Видео: Занятия на фитболе с младенцем

Упражнения динамической гимнастики для детей до года

Начиная с двух-трёх месяцев можно дополнять ежедневные занятия более активными элементами. Но не стоит пробовать новые упражнения все сразу: начинать следует с одного, если ребёнок хорошо его воспринимает и выполняет с удовольствием, через несколько дней можно добавить другое и т.д. При выполнении таких действий стоит помнить о правилах соблюдения техники безопасности, чтобы не навредить малышу:

  • технику выполнения всех новых элементов должен показать специалист. Дело в том, что правильность выполнения упражнения зависит от захвата. Но родителям самостоятельно сложно понять, как правильно удерживать ребёнка. Чтобы не нанести вред крохе, лучше прийти на консультацию к специалисту;
  • инструкторы не рекомендуют выполнять упражнения, когда родители не уверены или боятся. Дело в том, что эффективность элемента зависит от чётких движений. Но если мама или папа замедлят движение или потеряют ритм, это может привести к растяжению связок или вывиху конечности. Лучше не рисковать здоровьем малыша;
  • если ребёнок боится какого-то упражнения, не стоит настаивать и продолжать его выполнять. Правильный вариант - отложить этот элемент на некоторое время и попробовать его позже.

Видео: Упражнения с четырехмесячным младенцем

Специалисты рекомендуют подбирать комплекс упражнений для каждого ребёнка индивидуально, в зависимости от особенностей физического развития и здоровья крохи. В начале инструкторы показывают крохе самые простые упражнения, чтобы не напугать младенца. С двух-трёхмесячным малышом можно выполнять следующие упражнения в воздухе:

Нельзя забывать, что все упражнения в воздухе возможны только после массажа.

Видео: Массаж и гимнастика для трехмесячных младенцев

Как только ребёнок привыкнет к первым занятиям в воздухе, можно добавлять более сложные упражнения. Специалисты рекомендуют знакомить малыша с новым упражнением каждые три дня. Но это при условии, что ребёнок хорошо воспринимает предыдущее. Бывают случаи, когда малыш с удовольствием выполняем задания, но некоторые элементы боится делать или ему неприятно. Не стоит заставлять кроху, лучше подобрать другие упражнения. Рассмотрим самые популярные упражнения, которые можно выполнять с детьми трёх-четырёх месяцев:

Как только малыш привыкнет к положению головой вниз, раскачиваниям в разные стороны, можно начинать практиковать перебросы, вращения и другие элементы, которые больше напоминают акробатические этюды. С четырёх месяцев можно дополнить занятия, которые описаны выше, следующими упражнениями:

Специалисты по динамической гимнастике объясняют, что комплекс упражнений родители подбирают самостоятельно, основываясь на желаниях крохи. Те занятия, которые вызывают у ребёнка страх и негативные эмоции, необходимо исключить из комплекса упражнений.

Видео: Элементы динамической гимнастики для ребёнка шести месяцев

Инструкторы предупреждают, что перед началом занятий и выполнения упражнений по динамической гимнастике обязательна консультация врачей: педиатра, невролога и ортопеда. Даже самые незначительные родовые травмы могут служить противопоказанием к выполнению таких активных элементов. Родители, которые ни разу не сталкивались с такого рода упражнениями должны обязательно консультироваться с опытными инструкторами, которые помогут разобраться во многих тонкостях методики.

Видео: Если кроха боится, что предпринять

Динамическая гимнастика для грудничков довольно популярное направления на сегодняшний день. Многие родители понимают и соглашаются с утверждениями, что спорт и раннее физическое развитие обязательны для младенца. Однако не все понимают довольно экстремальные виды упражнений, которые выполняются с детьми с месячного возраста. В любом случае решение о целесообразности занятий динамической гимнастикой принимает только конкретная семья вместе с наблюдающим младенца врачом. Но если доктор запрещает такие упражнения, нельзя пренебрегать его рекомендациями, чтобы не нанести вред здоровью своего крохи.

Появившийся на свет малыш уже с первого дня начинает познавать мир на уровне ощущений и учится адаптироваться в новых условиях. На этом этапе родителям важно не просто контролировать процесс развития, но помогать малышу, способствовать укреплению его здоровья и приобретению новых навыков. Гимнастика является одним из необходимых условий правильного роста и развития. Совсем маленьким детям достаточно нескольких минут занятий, подкрепленных разогревающим массажем.

Время и место

Лучшее время для гимнастики, когда ребенок бодр, сыт и все его потребности удовлетворены. Занятия должны быть согласованы с основным распорядком дня. Не стоит заниматься, если малыш плачет или неважно себя чувствует. В первые месяцы выполняйте упражнения не больше 3 минут, чтобы не утомить новорожденного. Позже можно делать гимнастику 2-3 раза в день по несколько минут. Хорошим фоном для занятий послужит негромкая классическая музыка. Она положительно влияет на маленьких детей в любое время, успокаивает и помогает сосредоточиться. Сразу после пробуждения и вечером, когда активность малютки снижается, полезно вкладывать ему в ручку небольшую игрушку. Затем плавно заберите ее, можно дождаться, когда ребенок заснет, если он не захочет отдавать предмет сразу. Такие манипуляции развивают тактильные ощущения.

Упражнения лучше проводить, сняв одежду с малыша, в удобном и комфортном подгузнике, не стесняющем движения крохи. В подгузнике , например. Несколько слов об уникальных свойствах этой модели подгузников. Три впитывающих канала позволяют распределить влагу по всей поверхности подгузника, предотвращая появление мокрого комочка между ножек. Жемчужные микрогранулы надежно поглощают влагу и удерживают ее внутри подгузника до 12 часов.

С самых первых дней

Следует заранее подготовить место, где с новорожденным будут заниматься. Застелите одеялом ровную прочную поверхность и приступайте к легкому массажу. Уделите внимание животу малыша. Круговой массаж ладонью способствует выведению газов и предупреждает образование грыжи. Теперь можно приступать непосредственно к упражнениям.

Медленно и осторожно соединяйте локоть малыша с его противоположным коленом. Это действенное и простое упражнение, в котором участвует большинство мышц, развивает координацию.

Затем обхватите стопы ребенка и дотроньтесь ими до его лба. Повторите то же самое поочередно с каждой ногой, дотягиваясь стопой до противоположного виска. Помимо отличной растяжки, это упражнение избавит от колик и других неприятностей с животиком малыша. В завершении прижмите согнутые ножки к животу, затем распрямите. Проделайте упражнение несколько раз. Для развития тазобедренной области делайте круговые движения согнутых ног сначала по часовой стрелке, затем против. Переверните ребенка на живот и сделайте руками опору для его стоп. В таком положении малыш сам начнет пытаться ползти, что послужит отличным стимулом к развитию двигательной функции. А подготовить ребенка к первым шагам можно подхватив его подмышки и стараясь поставить на стопы.

Гимнастика для подрастающих

Начиная с трех месяцев, комплекс гимнастических упражнений можно постепенно усложнять. Это понравится ребенку, сохранит его заинтересованность и выведет развитие на новый уровень. Подготовкой к развитию мелкой моторики послужит сжимание и разжимание кулачков. Можно добавить развлекательный элемент и научить малыша игре в ладушки. Ручки также полезно скрещивать, сгибать и разгибать.

Нередко родители уже в этом возрасте пытаются научить ребенка плавать. Но и на суше «плавательные» движения – это прекрасное упражнение. Положите малыша на живот и направляйте его ручки и ножки так, чтобы они двигались как при плавании. А после помогите ему перевернуться на спину, отводя правую руку и ногу влево. После проделайте то же самое с другой стороны. При правильно подобранных упражнениях гимнастика позволит ребенку опережать в развитии своих сверстников. Освоение физических навыков ведет за собой и потребность говорить, взаимодействовать с окружающим миром всеми доступными способами.

Нравится

Упражнения физической нагрузки — для ребёнка второго и третьего года жизни нужно подбирать с учётом индивидуальных особенностей его физического и психического развития. В основу двигательной активности ложатся: ходьба, различные игры с мячом, флажками, другими игрушками, а также лазание, преодоление препятствий. конечно же, самая эффективная форма проведния гимнастики с ребёнком раннего возраста – игра.

Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за подушкой, за креслом. Малыш, отыскивая любимую игрушку, будет стараться преодолевать препятствия, расположенные у него на пути. Например, перелезает через подушку, подползает под низкий столик и т.д.. Постепенно игры становятся сложнее. Поскольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте с движениями животных, персонажей из сказок. Усложнять задания надо постепенно, только после того, как малыш овладеет более простыми движениями.

Детям нельзя навязывать выполнение гимнастики. Поэтому постарайтесь превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую вы можете играть и дома, и во время прогулок. Хорошо выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее. В игровой форме давайте малышу интересные задания: «посмотри, что спрятано у меня в руке, (за креслом, под столом). И кроха, отыскивая сюрприз, преодолевает различные препятствия, расположенные у него на пути. К примеру, подползает под низкий столик, перелезает через подушку и т.д.. Постепенно игры необходимо усложнять. Так как дети в этом возрасте стараются подражть взрослым — показывайте упражнения сами, проводите параллель с движениями животных, персонажей из сказок.

Знаем меру

Занятия проводите ежедневно или один раз в два дня, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10-12 минут. Дети раннего возраста быстро утомляются. Поэтому пусть занятия гимнастикой будут не очень долгими (5-6 упражнений — каждое повторяется 3-5 раз) и обязательно включают в себя небольшие паузы отдыха.

Следите, за правильным дыханием во время гимнастики: чтобы ребенок дышал носом, не задерживал дыхание.

Готовимся к гимнастике

На малыша наденьте свободную легкую одежду, из натуральных тканей, если Вы дома – на ногах пусть будут только носочки. Занятия выполняйте при открытой форточке (летом) или в проветренной комнате (зимой).

Прежде чем приступить к веселой гимнастике, приготовьте все необходимое.

Вам понадобятся: забавные игрушки, обруч, большой мяч, палка или доска, ящик, коврик.

Гимнастика для здорового ребенка от 1 года до 3 лет

Мы предлагаем Вам ознакомиться с распостраненными упражнениями для детей от 1 года до 3 лет. Вы можете составить свой комплекс упражнений — ориентируясь именно на своего ребенка. Что ему больше понравится? Что он сможет выполнить, а что для него еще рановато?… Почувствуйте возможности своего ребенка, подберите упражнения — по своей интуиции, но не забывайте, что переутомлять малыша не нужно.

Упражнения для совершенствования ходьбы

Совершенствование ходьбы

Вы стоите на полу, а малыш держится за какой-нибудь предмет, мебель. Поманите ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. Повторите 2-4 раза. Если он уже научился ходить — то меняйте направления ходьбы ребенка, отходя то в одну, то в другую строну, так улучшится его ориентация в пространстве.

1) Ходьба по «узкой дорожке».

На полу обозначьте мелом (верёвочками, палочками, либо узор ковра) дорожку (шир. 30 см). В дальнейшем, ориентируясь на возможности ребенка, постепенно сужайте дорожку до 20-10 см.
Предложите ребёнку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие.

Обращайте внимание на положение стоп при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят.

2) Ходьба по наклонной плоскости (с поддержкой)

Укрепите гимнастическую скамейку или доску, приподняв одним конец на высоту 20-25 см. Предложите ребёнку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз. Помогайте малышу, поддерживая его за руку.

3) Ходьба боком

Научите малыша ходить боком мелкими приставными щажками по дорожке, доске, или гимнастической скамейке. Пусть он научится ходить боком одинаково хорошо, как в правую, так и левую сторону.

4) Ходьба (и бег) в различном темпе

Сначала подготовим ребенка к выполнению задания. Посадите малыша перед собой и попросите показать его ножки. Когда он это сделает — скажите:»Ножки у тбя маленькие, но бегают быстро!

Маленькие ножки

бежали по дорожке!

А у слона — большие ноги, и ходит он тяжело, медленно.

Большие ноги,

шли по дороге! »

Предложите малышу поиграть — получив образы легкого и быстрого, тяжелого и медленного движения — дети обычно с удовольствием перенимают игру, ходят и бегают в соответствии со словами и ритмов припевок.

5) Перешагивание препятствий

Научите кроху ходить, высоко поднимая ноги:

До чего трава высОка,

То крапива, то осока,

Поднимай повыше ноги,

ведь идешь не по дороге!

Предложите ребенку перешагнуть через невысокий предмет (10-15 см.), если упражнение выполняется хорошо — разместите на полу несколько препятствий.

На прогулке следите, чтобы ребенок поднимал ножки хорошо, не шаркал ногами, учите его перешагивать через невысокие бугорки, камешки — результатом будет тот приятный факт — что разбитые коленки буд появляться значительно реже!

6) Игра «по ровненькой дорожке»

«По ровненькой дорожке

Бежали наши ножки. (малыш идет обычным шагом)

По камешкам, по камешкам (перешагивает через воображаемые камешки, высоко поднимая ноги)

И в ямку за товарищем.» (приседает)

Затем встает и снова идет:

«Встали мы на ножки

на ровненькой дорожке»

Упражнения в развитии чувства равновесия

Упражнение 2 в предыдущем блоке занятий — тоже помогает развитию чувства равновесия.

7) Раскачиваемся

Посадите малыша на игрушечную лошадь–качалку, а также качель. Подстраховывая его – раскачивайте. Во время такой веселой игры, кроха будет учиться удерживать равновесие, что поможет ему в закреплении навыков ходьбы. На улице — качайте кроху на качелях и каруселях.

8) Мяч с горки

Ребенок на прогулке поднимается на невысокую горку и поворачивается, скатывает мяч вниз и бежит за ним.

9) Залезание на предмет (ящик, диван)

Вначале предложите малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а потом на диван высотой 40 см. Для этого — предложите ему игру: «Найди мишку» . Спрячьте его любимую игрушку, например, мишку за спинкой кресла, так чтобы она была не полностью видна ребенку. «Где мишка?» Увидев его, малыш с радотью будет пытаться залазить на кресло — и это у него обязательно получится! Если кресло слишком высоко для него — подставьте ему под ноги подушечку или другой вспомогательный предмет.

Упражнения в лазанье

Предыдущее упражнение 9 — прекрасно подходит и как упражнение в лазанье.

Если малыш уже научился залезать на диваны и кресла — пора установить дома небольшую шведскую стенку или лесенку. Побуждайте малыша залазить на нее хотя бы на несколько ступенек, а затем и слазить. Полезно учить малыша влазить по наклонной лесенке-доске.

10) Пролезь в окошко

Вы держите обруч, через который ребенку видна игрушка, привлекающая его внимание. Кроха пролезает через обруч и выпрямляется. Положите игрушку повыше, так чтобы малышу пришлось тянуться за ней.

Либо можно выстроить это занятие в виде игры:

«Петушок-петушок!

Золотой гребешок!

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку!»

11) Перелазание через скамейку

Научите ребенка правильно прелезать через препятствие (скамейку). Пусть ребенок встанет боком к скамейке, обопрется об нее руками и перелезет, как это показано на рисунке справа.

Повторите упражнение несколько раз в обе стороны.

Упражнения в ползании

Если Ваш ребенок не ползал на четвереньках на первом году жизни, то еще не позно научить его этому. Ползание хорошо укрепляет мышцы всего туловища, рук, ног, развивает координацию движений.

12) Собачка, бычок, козлик

Пусть ребенок поползает на четвереньках, пожражая собаке. Затем, так-же — но поворачивая голову направо и налево, как бодающийся бычок. Можно при этом произносить «Му-му!». Потом — передвижение мелкими шажками, и произнося «ме-е-е! ме-е-е!». Кто это? Козлик!

13) Ползание по скамейке

Пусть малыш походит на четвереньках по скамейке, сохраняя равновесие.

Не забывайте его подстраховывать.

14) Проползание под препятствием (палкой или доской, низким столиком)

Установите препятствие на высоте 30-50 см. После проползания пусть малыш встанет и достанет игрушку, положенную, к примеру, на стол.

Общеукрепляющие упражнения

Упражнения для рук и плечевого пояса

15) Бабочка

Исходное положение: Ребенок стоит, его руки свободно опущены вдоль тела. Затем — он поднимает руки в стороны
и помахивает кистями рук - «бабочка порхает».

Затем сгибает руки на уровне плеч и прикасается пальцами к плечам - «бабочка сложила крылышки».

Так можно ходить по комнате, помахивая кистями прямых рук, поднятых в стороны, - «бабочка летает».

16) «Покажи ладошки»

Кроха стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельно друг другу, руки
опущены. Попросите его вытянуть обе руки вперед ладонями вверх -
«Покажи ладошки», затем спрятать за спину - «Спрячь ладошки».

17) «Часики»
Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль тела. Размахивает
обеими руками вперед - «тик», назад -«так».

18) «Намотай нитку»
Ребенок стоит прямо, ноги врозь. Руки сгибает перед грудью, пальчики сжаты
в кулачки. Надо показать ему — как делаются круговые движения кистями, как бы наматывая нитку на клубок

20) Расти большим!

Ребенок стоит прямо, немного расставив ноги, руки опущены вдоль тела. , Поднимает руки и тянется вверх.

«Колесо»
Малыш стоит прямо, руки опущены вниз, ноги на ширине плеч.

Делает круговые движения прямыми руками вперед-вверх-назад. И в обратную сторону.

21) «Самолет»
Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Поднимает руки в стороны и, наклоняя
туловище то вправо, то влево, делает большие махи руками. Рисунок справа.

22) «Птичка перелетная»
Ребенок ходит-бегает по комнате, размахивая руками, как птица.

23) «Барабанщик»
Дайте ребенку барабан (повесьте на шею), пусть он походит по комнате и побарабанит от души размашистыми движениями.

24) «Помогаем маме — «подметаем пол»»
Малыш ходит, немного наклонившись вперед, и делает руками размашистые движения,
имитирующие подметание пола. Либо — дайте ему в руки веник, и он сам покажет — как надо подметать!)

25) «Паровозик»
Малыш бегает по комнате, делая попеременные круговые движения согнутыми
руками вперед-назад и приговаривая: «Чух-чух-чух!».

26) Игра «Пилим дрова»
Встаньте с малышом лицом друг к другу, или сядьте на пол и возьмитесь за руки. Ноги слегка расставлены, одна рука впереди. Попеременно сгибайте и разгибайте руки, произнося «вжжик-вжжик». Движения должны быть ритмичные, плавные. Можно держаться за кольца.

Упражнения для ног

27) Приседание (с обручем)

Ребенок держится обеими руками за обруч, который находится у Вас в руках. По команде «Сядем!» ребенок приседает, не отпуская обруча. Приседайте вместе с ним.

28) Приседание за игрушкой

Положите 2-3 игрушки в разных концах комнаты. Побуждайте ребенка приседать, чтобы он поднял игрушки. Повторите 2-3 раза.

29) «Стал маленьким, стал большим»

Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельны,
руки опущены. Низко приседает - «стал маленьким», затем встает -
«стал большим».
Можно помочь малышу выполнить это упражнение, поддерживая его
за палочку

30) Собираем грибочки

Малыш ходит по комнате и нагибается, приседает — собирая грибочки.

31) «Покачай ногой».

Кроха стоит, держась одной рукой за спинку стула. Покачивает ногой (дальней от стула) вперёд – назад. Поворачивается и покачивает другой ногой.

32) «Догонялки».

Малыш бегает по комнате, а вы ловите его.

33) «Цветочки распустились»

Объясните ребенку, что некоторые цветочки ночью сворачивают свои лепестки, а утром, когда всходит солнышко — раскрываются. предложите ему поиграть: когда Вы говорите «ночь» — цветочек (то есть он) — должен присесть и свернуть лепестки (руки). а когда говорите: «День» — цветочек поднимается, распускает лепесточки.

Упражнения для туловища

34) Сгибание разгибание туловища

Посадите ребенка к себе на колени. Зажмите своими бедрами его голени. Проводите сгибание и разгибание туловища малыша. Повторите 3-4 раза.

35) «Наклоны с прямыми ногами»

Для начала помогите малышу: поставьте его спиной к себе и придерживайте
колени, не давая им сгибаться. Ребенок наклоняется за игрушкой,
затем выпрямляется.
Позже малыш наклоняется самостоятельно, не сгибая коленей, старается

достать игрушку или носки ног.

36) «Велосипед»
Ребенок лежит на спине, слегка согнув ноги. Поочередно сгибает и
разгибает ноги, имитируя езду на велосипеде

37) «Ежик»
Малыш лежит на спине, обхватывает руками колени и прижимает согнутые ноги к груди.

Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Затем снова ложится на спину, потягивается, руки выпрямлены
вверх, за голову.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

38) «Повороты в стороны»
Малыш стоит на коленях. Попросите его брать игрушку с одной.
стороны и, поворачивая туловище, класть ее на другую сторону., так например можно делать с пирамидкой и кольцами к ней.

39) «Ласточка»
Ребенок лежит на животе, руки разведены в стороны. Слегка прогибаясь, поднимает голову и руки.
Поддерживайте его за разведенные в стороны руки, спомощью гимнастических колец.

40) «Рыбка»
Ребенок лежит на животе, согнутые руки под грудью. Выпрямляя руки, прогибается
спиной, поднимает голову и грудь.

41) «Кошечка»
Ребенок встает на четвереньки. Опускает голову, выгибает спину вверх, как
киска. Затем поднимает голову и прогибает спину, потягивается.

42) «Черепашка спряталась»
Ребенок ложится на спину, руки вытянуты вдоль тела. Сжимается в комочек, притягивая
руками колени к груди и старается коснуться лбом коленей. Покачивается в таком положении вперед-назад

43) «Бревнышко»
Малыш ложится на спину, руки вытянуты вверх, за голову. Поворачивается на бок, не сгибая ни туловища, ни ног, ни рук, затем поворачивается на живот. Покататься «бревнышком по полу.

44) Тачка

Помогите ребенку передвигаться на руках по полу — так как показано на рисунке!

Упражнения с мячом

Все дети любят играть с мячом — и это прекрасное физическое развитие, развитие ловкости рук и общей локомоторики.

45) Катание мяча

Сядьте с ребенком на пол друг напротив друга, широко расставив ноги. Катайте большой мяч в любом заданном направлении. Повторите 6-8 раз.

46) Бросание мяча

Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает мяч двумя руками в любом направлении или в большую цель. Не ставьте перед ребенком трудновыполнимых задач.

Дети любого возраста довольно быстро привыкают спать с родителями. Малышей, которые с рождения спали с ними в одной постели, бывает потом очень трудно переложить на ночной сон в детскую кровать. Как приучить ребёнка спать отдельно от родителей? Подробнее об этом расскажем в нашей статье.

Оптимальный возраст для самостоятельного сна

Конечно, самое главное в жизни новорождённого ребёнка - это то, что мама постоянно находится рядом. Поэтому родители, чтобы обеспечить максимально комфортные психологические условия крохе, укладывают его на сон рядом с собой. Но по мере того, как маленький человечек взрослеет, они озадачиваются вопросом: «Как приучить ребёнка спать отдельно от родителей?»

Психологи говорят о том, что самый подходящий возраст для перекладывания малыша в собственную кроватку - 2 года. Но это утверждение подходит далеко не ко всем ребятишкам. Родителям необходимо внимательно понаблюдать за своим ребёночком. Это поможет увидеть, когда он будет готов перебраться в свою постельку.

Как понять, что ребёнок может спать один?

Итак, чтобы определить, готов ли ребёнок спать самостоятельно в своей кроватке, родители должны обратить внимание на следующие моменты:

  • Процесс грудного вскармливания благополучно завершён.
  • Малыш спит несколько часов подряд (5-6) и не просыпается.
  • Ребёнок может самостоятельно провести время в комнате (минут 20) и при этом не звать взрослого.
  • Когда он просыпается и не видит рядом с собой маму, то реагирует на это нормально (не плачет).
  • Малыш не просится часто на руки к маме.
  • У ребёнка сформировалось понятие о своей собственности («моё»).

Если на все вышеперечисленные вопросы родители могут дать положительный ответ, то можно с уверенностью сказать, что ребёнок готов перебираться в свою постель.

Когда стоит повременить?

К вопросу, как приучить ребёнка спать отдельно от родителей самостоятельно, следует отнестись очень ответственно. Крайние меры и принудительные действия могут нанести психологическую травму ребёнку, в результате чего у него появятся различные фобии и страхи. Поэтому в следующих случаях следует повременить с «переселением»:

  • Малыш раздражителен, плаксив, временами впадает в истерику.
  • У него имеется родовая травма или серьёзная патология.
  • Ребёнок болеет.
  • У малыша режутся зубки.
  • Смена климата, часовых поясов, привычной обстановки.
  • Ребёнок проходит адаптацию в детском саду.
  • Мама беременна (в этом случае стоило переложить малыша в кроватку задолго до важного события).

Все эти случаи являются серьёзным поводом, чтобы повременить с решением вопроса, как приучить ребёнка спать отдельно от родителей.

Самостоятельный сон детей в 1 год

Без мамы обычно отказываются спать ребятишки, которые с рождения спали рядом с ней. Конечно, для мамы после беременности и родов - это очень хороший вариант. Поэтому чаще всего взрослые начинают задумываться, как приучить ребёнка спать отдельно от родителей, в 1 год.

До этого времени малыши часто просыпаются из-за активности или потребности укачивания, а также чтобы покушать. Взрослым следует знать важные условия, которые необходимо соблюдать, чтобы решить проблему, как приучить ребёнка засыпать отдельно от родителей:

  • Укладывать ребёнка спать лучше в одно и то же время.
  • Нельзя пропускать дневной сон из-за того, чтобы ребёнок вечером лучше заснул. В режиме детей до года он обязательно должен присутствовать.
  • Соблюдать режим кормления, чтобы ребёнок не проснулся от чувства голода после того, как только заснул.

Как приучить спать самостоятельно ребёнка в 1 год?

Годовалых детей приучать к самостоятельному сну нужно поэтапно. Лучше начинать это делать с дневного сна. Когда мама уложит ребёнка в кроватку, нужно обязательно с ним посидеть, погладить по голове или дать ему руку. Можно предложить малышу нового «друга» - игрушку.

Сейчас очень много игрушек-обнимашек, которых очень удобно брать с собой в кроватку. Дети с ними обычно засыпают спокойнее. Маме не нужно в первое время уходить из комнаты, можно, например, читать или вязать, сидя недалеко от детской кроватки. Постепенно, когда ребёнок привыкнет, можно будет оставлять его засыпать одного.

Метод Эстивиля

Данная методика рассчитана на детей 1-2 лет. В зарубежных странах она считается самой распространённой. Это эффективный метод, который поможет решить проблему, как приучить ребёнка спать отдельно от родителей.

В 3 года данный способ не сработает. Дети старше трёх лет уже достаточно бурно протестуют против воли родителей, поэтому обращение к данному методу может нанести большой вред ребёнку, вызвав сильное эмоциональное потрясение.

Какова же суть методики Эстевиля? Автор говорит о том, что родители должны сразу уйти после того, как уложили ребёнка в отдельную кроватку. Если малыш встал в ней, плачет или кричит, то маме сразу подходить к нему не нужно. Необходимо в первый раз выждать минуту, а только потом войти, уложить ребёнка в кроватку и снова уйти. И так постепенно увеличивать интервалы возвращения в комнату. Рано или поздно малыш уснёт.

Когда мама возвращается в спальню, она даёт понять малышу, что он не один, что его не бросили. Залогом успеха будет спокойствие и настойчивость родителей. Метод Эстевиля можно применять только в том случае, если у ребёнка нет никаких психологических или неврологических патологий.

Самостоятельный сон детей 2 лет

Как приучить ребёнка спать отдельно от родителей в 2 года? С такими ребятишками уже можно договариваться и разъяснять ситуацию. Нужно объяснить крохе, что у каждого члена семьи должна быть своя кровать. Необходимо сказать ребёнку, что он уже взрослый и вполне может спать в своей постели.

Обычно дети этого возраста подражают взрослым, поэтому вероятность того, что сыночек или дочка согласится днём лечь в свою кровать, достаточно велика. Постепенно малыш привыкнет к новой постели и останется спать там и на ночь.

Лучше кроватку в первое время поставить рядом с родительской, так как ребёнку важно знать, что они находятся неподалёку. Психологи не рекомендуют взрослым усыплять ребёнка рядом с собой, а затем переносить его в свою кроватку. Такой способ работает только первые пару раз, а затем малыш становится капризным и беспокойным: он будет бояться проснуться ночью в одиночестве.

Самостоятельный сон детей трёх лет

Дети этого возраста большие фантазёры, поэтому родителям придётся проявить не только терпение, но и включить смекалку. Волшебные сказки на ночь, удивительные истории помогут взрослым в решении проблемы, как приучить ребёнка спать отдельно от родителей.

В 3 года крохе можно сказать, что ночью он перенесётся в волшебную страну или сказку, где исполнятся любые желания. Также с детьми двух-трёх лет хорошо работает способ «тренировки»: ребёнку нужно помочь выбрать удобную позу для сна. Бывает так, что дети просто не могут удобно улечься. Если малыш хочет взять с собой в кроватку игрушку, нужно обязательно ему это разрешить.

Как приучить ребёнка спать самостоятельно в 4-5 лет?

Как правило, дети 4-5 лет отказываются спать в отдельной комнате или в своей кровати по определённым причинам:

Как приучить ребёнка спать отдельно от родителей? В 4 года и старше дети могут лучше засыпать, если в комнате будет гореть ночник. Также родителям с ребёнком нужно обязательно разговаривать о его страхах и переживаниях и постараться убедить в том, что дома ему абсолютно ничего не угрожает.

Малыш должен понять, что мама или папа рядом в соседней комнате и в случае необходимости они придут на помощь.

Почему дети плохо спят в 6-7 лет?

Есть такие дети, которые не могут спать отдельно от родителей даже в старшем дошкольном возрасте. Обычно причиной этому становятся различные фобии и страхи, как и у пятилеток.

Дети, которые пошли в школу, могут переживать из-за оценок, уроков или боязни неодобрения учителем. Как приучить ребёнка спать отдельно от родителей в 6 лет (7 лет)? Здесь поможет метод постепенного привыкания, но его можно сократить.

Конечно, родителям нужно как можно больше разговаривать с ребёнком, выяснить причину его страха. Дети в любом возрасте должны ощущать помощь и поддержку родителей, чувствовать, что они не одни, что в случае опасности им обязательно помогут.

Если родители не могут справиться с проблемой, как приучить ребёнка спать отдельно от родителей в 7 лет, самостоятельно, следует привлечь детского психолога.

Постепенное удаление

Хорошим методом, который поможет решить проблему, как приучить ребёнка спать отдельно от родителей в 5 лет и старше, является метод постепенного удаления. Маме следует сказать малышу, что она с каждым днём будет отходить дальше от кроватки и находиться там, пока он не заснёт. Выглядеть это будет примерно следующим образом:

  • В первые 2-3 дня можно посидеть с ребёнком рядом на кровати.
  • Затем в течение двух дней мама сидит рядом с кроватью, пока ребёнок не заснёт.
  • В следующие пару дней мама не дожидается, пока малыш заснёт. Недолго посидев около кроватки, она уходит, но остаётся в поле зрения ребёнка.
  • В последующие дни мама уходит за дверь, но прежде нужно чуть-чуть посидеть с ребёнком около постели.

Дверь в комнату нужно закрывать только тогда, когда малыш будет засыпать спокойно один.

Особенные ритуалы

Для того чтобы ребёнок засыпал скорее, необходимо ежедневно совершать одни и те же действия. Это вечернее купание, просмотр мультфильма, чтение сказки, разговор с мамой или папой о прошедшем дне, о впечатлениях и проч.

Такие ежедневные ритуалы способствуют выработке у ребёнка определённой привычки: укладываться на сон сразу, как только малыш надел пижаму, почистил зубы. Многие дети засыпают быстрее, когда ждут чего-то хорошего и интересного. Например, в выходные родители обещали сводить ребёнка в зоопарк, в кафе или на фильм - можно даже закрыть глаза и помечтать об этом событии.

Некоторые малыши быстро засыпают, когда мама просто немного полежит рядом. Если ребёнок просит, чтобы мама осталась с ним на всю ночь, можно прибегнуть к маленькой хитрости: сказать, что рядом, пока мама умывается, чистит зубы, полежит игрушка, а она придёт минут через двадцать. В таких случаях малыш обычно засыпает самостоятельно.

Ещё одна хитрость (для детей 1-3 лет) - можно повесить на спинку кроватки мамину вещь, например, халат. Малыш будет ощущать присутствие мамы и заснёт спокойно.

Что ещё нужно помнить?

Привыкание ребёнка к самостоятельному сну не должно становиться для него трудным. Взрослым понадобится терпение и время в таком нелёгком деле, как приучить ребёнка спать отдельно от психологов:

  • Приблизительно за час до сна с ребёнком не нужно играть в подвижные игры, громко разговаривать, смотреть развлекательные передачи.
  • Соблюдать ежедневные вечерние ритуалы.
  • Для сна малышу необходимо создать комфортные условия: удобные матрас и подушка, мягкая пижама и постельное бельё. Комнату перед сном лучше проветрить.
  • По просьбе малыша оставить ночник или светильник включёнными в комнате.
  • Поговорить с ребёнком, если его что-то тревожит, постараться успокоить.
  • Родители должны быть настойчивы и последовательны в своих действиях и требованиях.
  • С ребёнком нужно разговаривать спокойным и ровным голосом, без приказного тона.
  • Родители сами должны подавать пример детям, не засиживаться допоздна, а укладываться спать в определённое время.

Главное, не стоит нервничать и сильно переживать. У каждого ребёнка свои темпы роста и особенности развития. Некоторые малыши спокойно спят в своей кроватке уже с шестимесячного возраста, а кто-то учится этому лишь в пять лет.

Родители могут использовать опыт знакомых, других семей, психологов, а могут разработать собственную методику обучения малыша самостоятельному засыпанию в своей кроватке.



Рассказать друзьям