Что такое тюбинг в строительстве. Значение слова тюбинг

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Выбор материалов для обделок. Материалы для тоннельных обделок должны быть прочными, огнестойкими, в минимальной степени подверженными выветриванию и коррозии.

Обделка является постоянной конструкцией, предназначенной для закрепления внутренней поверхности горной выработки и придания ей правильного, соответствующего проекту очертания. Обделка тоннеля должна воспринимать горное давление по контуру выработки (т. е. давление окружающих выработку пород), гидростатическое давление подземных вод, временные нагрузки, передаваемые с поверхности земли (при мелком заложении тоннеля), сейсмические воздействия и другие нагрузки. Обделка является несущей конструкцией, она должна обладать достаточной прочностью, устойчивостью и водонепроницаемостью. Поэтому при выборе конструкции и материалов обделок тоннелей метрополитенов учитываются: геология и гидрогеология участка строительства, глубина заложения тоннелей, габарит приближения строений, климатические и сейсмические условия, эксплуатационные требования, способы производства работ, трудоемкость возведения обделок и их стоимость.

Для устройства обделки тоннелей метрополитенов используют сборные чугунные или железобетонные элементы, а также монолитный бетон и железобетон. Эти материалы достаточно прочны и долговечны и позволяют вести работы индустриальными методами.

Для перегонных тоннелей широко применяют сборные обделки из железобетонных блоков, а в осложненных гидрогеологических условиях строительства (при неустойчивых обводненных грунтах, большом гидростатическом напоре воды и большом горном давлении) - сборные обделки из чугунных тюбингов.

Обделки тоннелей мелкого заложения, сооружаемых открытым способом, выполняют из сборных железобетонных крупноразмерных конструкций.

Обделки из монолитного бетона и железобетона устраивают при сооружении выработок больших поперечных размеров - одно-сводчатых станций, камер съездов, раструбных участков. Для перегонных тоннелей монолитный бетон применяют для обделок, возводимых из прессованного бетона.

Обделки тоннелей, сооружаемых закрытым способом. Сборные обделки состоят из отдельных элементов заводского изготовления. Обделки кругового очертания состоят из ряда колец, собранных из отдельных блоков или тюбингов. Блоком называют элемент сплошного сечения с гладкими поверхностями, тюбингом - элемент с ребристой внутренней поверхностью. Грани блоков и тюбингов, по которым они соединены в кольцо (направленные параллельно оси тоннеля), называют продольными, или радиальными, а грани, соединяющие отдельные кольца между собой (перпендикулярные оси тоннеля),- поперечными, или кольцевыми (круговыми).

Сборная чугунная обделка тоннеля (рис. 11) представляет собой ряд соединенных в трубу широких колец, каждое из которых собрано из отдельных элементов - тюбингов (называемых иногда сегментами).

Чугунный тюбинг (рис. 12) имеет вид ребристой коробки, дно которой - спинка тюбинга - выполнено по круговой кривой, соответствующей радиусу кольца обделки тоннеля. Тюбинг имеет два радиальных (продольных) борта, плоскость которых образует продольные стыки (швы) в готовой обделке, а также два кольцевых (поперечных) борта, которые в готовой обделке образуют кольцевые стыки (швы). Края бортов тюбинга, обращенные внутрь кольца обделки, имеют специальные выемки - фальцы, которые при сборке обделки ббразуют так называемые чеканочные канавки. Внутри тюбинга, между радиальными и кольцевыми бортами, расположены упрочняющие перегородки - ребра жесткости: кольцевое и 2-3 (в зависимости от конструкции тюбинга) радиальных (узкий ключевой, или замковый, тюбинг радиальных ребер жесткости не имеет). Болтовые отверстия в бортах тюбинга служат для соединения смежных тюбингов в кольцо, а колец - в обделку тоннеля. В спинке тюбинга имеется завинчивающееся металлической пробкой отверстие для нагнетания за обделку специальных уплотняющих и гидроизолирующих растворов.

Рис. 11. Сборная тоннельная обделка из чугунных тюбингов:
1 - нормальные (обычные) тюбинги Н; 2 - смежные с ключевыми тюбинги С; 3 - ключевой (замыкающий или замковый) тюбинг 3; 4 - рельсовый путь; -5- бетонное основание пути

Рис. 12. Чугунный тюбинг:
1 - радиальный (продольный) борт; 2 - кольцевой (поперечный) борт; 3 -- болтовое отверстие; 4 - ребро жесткости; 5 - спинка тюбинга; 6 - фальцы; 7 - отверстие для нагнетания уплотняющих и гидроизолирующих растворов

Кольцо обделки собирают из тюбингов разных типов (см. рис. 11). Нормальные тюбинги 1 имеют радиально направленные продольные борта. Верхний ключевой (замыкающий) тюбинг 5, которым замыкают кольцо (изнутри тоннеля) при его сборке, имеет скошенные продольные борта, придающие тюбингу клиновидную форму. Два тюбинга 2, смежных с ключевым, имеют по одному скошенному борту. Тюбинги, поступающие с завода, имеют маркировку: нормальные - Н, смежные - Си ключевые - К.

Число элементов в кольце зависит от его диаметра и конструкции обделки. Для перегонных тоннелей метрополитена приняты стандартные размеры колец из чугунных тюбингов: ширина (измеряется вдоль тоннеля) 1 м, наружный диаметр 5,5 м, внутренний диаметр 5,1 м, высота бортов 0,2 м.

Размеры отверстий для болтов, скрепляющих тюбинги, для облегчения сборки приняты на 4-6 мм больше диаметра болтов. Для обделок наружным диаметром 5,5 м применяют болты диаметром 27 мм и длиной 120 м, а для обделок наружным диаметром 6м - болты диаметром 30 мм и длиной 130 мм.

На кривых участках пути (как в плане, так и в профиле) при сборке тюбинговых колец тоннеля применяют чугунные клиновидные прокладки с отверстиями, которые позволяют собирать кольца переменной ширины.

Сборная железобетонная обделка, так же как и чугунная, состоит из ряда колец. Каждое кольцо собирают из отдельных железобетонных элементов (тюбингов или блоков), которые могут быть сплошного (рис. 13, а) или ребристого (рис. 13, б) сечения. В первом случае обделка имеет гладкую внутреннюю поверхность. Раз-меры кольца такой обделки аналогичны размерам кольца обделки из чугунных тюбингов.

Обделку из железобетонных блоков монтируют без перевязки швов. Сопряжение блоков в кольце из элементов сплошного сечения (см. рис. 13, а) осуществляют по цилиндрическим поверхностям: в одном случае она выпуклая, в другом - вогнутая. Кольца друг с другом в продольном направлении не соединяют. Во избежание просадок колец лотковые блоки смежных колец соединяют двумя металлическими штырями по кольцевому борту. Конструкция обделки с элементами ребристого сечения (см. рис. 13, б) более удобна для сборки. Кольцевые борта таких блоков имеют отверстия для установки монтажных шпилек, обеспечивающих соединение монтируемых колец друг с другом в продольном направлении.

Существует также конструкция железобетонных тюбингов с плоскими стыками (рис. 14) и болтовыми связями.

Для исключения трудоемких работ по очистке лотковой (нижней) частей тоннеля взамен тюбинга ставят плоский железобетонный лотковый блок (рис. 15) с чугунной плитой.

При сооружении тоннелей из сборных железобетонных обделок на кривых участках применяют специальные угловые кольца или железобетонные угловые прокладки, состоящие из отдельных элементов.

При традиционном способе сооружения тоннелей сборные обделки могут обжиматься нагнетанием песчано-цементного раствора в зазор между наружной поверхностью обделки и внутренней поверхностью выработки, пройденной в породе (рис. 16, I).

В определенных условиях (в устойчивых, обладающих достаточной прочностью грунтах) может быть применен и другой способ - обжатие обделки в грунт (рис. 16, II). Плотное прижатие блоков обделки к контуру выработки исключает процесс первичного нагнетания, уменьшает или исключает осадки земной поверхности, улучшает устойчивость породного массива. Для обжатия обделки в породу необходимо, чтобы выработка имела правильный контур, совпадающий с наружным контуром обделки. Такой контур выработки получают при использовании проходческих механизированных щитов в плотных устойчивых грунтах.

Обделку собирают из блоков сплошного сечения с цилиндрическими стыками по продольным бортам. Разжимающие устройства могут располагаться в своде, на горизонтальном диаметре или в лотковом блоке. Разжатие блоков можно осуществлять с помощью гидравлических домкратов, рычажных устройств или вдавливанием клиновидного блока. Заделка и фиксация разжатых стыков производятся разными способами: заполнением зазоров монолитным бетоном, забивкой клиньев, установкой вкладышей.

Рис. 19. Обделка однопутного перегонного тоннеля открытого способа работ из сборного железобетона:
1 - стеновой блок; 2 - блок перекрытия; 3 - бетонное основание под путь; 4 - лотковый блок

Сборная унифицированная железобетонная сейсмостойкая обделка (рис. 17) с блоками сплошного сечения, предназначенная для применения в районах с высокой сейсмичностью, имеет повышенную жесткость в продольном и поперечном направлениях. Сопротивляемость обделки сейсмическим воздействиям обеспечивают расположенные по всем четырем углам каждого блока узлы связи.

Бетонные монолитные обделки тоннеля сооружают из монолитного бетона (рис. 18) с использованием переставной опалубки. Для перегонных тоннелей метрополитена принято круговое очертание таких обделок с внутренним диаметром 5,5 м.

Созданы технология и оборудование для возведения монолитно-прессованной бетонной обделки тоннеля при щитовой проходке. Бетонирование ведут в жесткой металлической переставной опалубке одновременно по всему поперечному сечению конструкции, затем бетонную смесь прессуют с помощью специальных домкратных устройств. Прессованный бетон имеет повышенные прочность, плотность и водонепроницаемость. Применение такой конструкции исключает работы по нагнетанию растворов за обделку и чеканке швов.

Конструкции обделок тоннелей открытого способа работ. Возводимые в котлованах обделки выполняются из сборного железо-бетона прямоугольного очертания рамной конструкции. Они могут быть одно-, двух- и многопролетными. Монолитные обделки применяются редко: на участках камер съезда, раструбах, в местах сопряжения различных типов обделок.

Сборная обделка тоннеля открытого способа работ (рис. 19) состоит из укрупненных блоков (стенового 1, перекрытия 2 и лоткового 4), которые монтируют в тоннельную секцию с помощью крана, расположенного на земной поверхности. Отдельные блоки соединяют путем сварки выпусков арматуры, стыки между блоками и швы между секциями омоноличивают или зачеканивают расширяющимся цементом.

Заводы железобетонных изделий Главтоннельметростроя выпускают и готовые секции (рис. 20)-железобетонные прямоугольные рамные конструкции. Их длина 1,5 м, высота 5 м, ширина 4,4 м, масса 13,3 т. Из таких секций монтируют обделку как однопутных, так и двухпутных тоннелей.

Рис. 20. Обделка перегонных тоннелей открытого способа работ из цельных секций:
а - для однопутного тоннеля; б - для двухпутного тоннеля

Секции устанавливают в котловане на подготовленное основание свободно вплотную друг к другу и образуют один или два тоннеля прямоугольного очертания. В продольном направлении секции друг с другом соединяют при помощи стяжных болтов или стальных полос, привариваемых к металлическим закладным деталям секций. В местах поворота тоннеля в плане или профиле ставят угловые секции, имеющие скошенные по периметру края.

* В расчетах используются средние данные по России

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

В данном бизнес-плане рассмотрен проект по открытию трассы для сноутюбинга - популярного зимнего развлечения, которое заключается в катании на тюбах (в народе - «ватрушках»). Цель проекта - создание места для массового семейного отдыха горожан и извлечение прибыли. Трасса длиной 150 метров и перепадом высот 10 метров будет создана на естественном природном склоне на окраине города с населением более 500 тыс. человек. Для посетителей будет организован пункт проката ватрушек, создан безопорный подъемник типа «Бэби-Лифт», проведено освещение трассы.

Стартовый капитал на запуск трассы - 1,67 млн. руб. Ожидаемая загрузка в месяц - 6000 чел. Ожидаемая выручка составит 1,95 млн. руб., чистая прибыль - 1,45 млн. руб. Рентабельность - 74%. Интегральные показатели эффективности выведены на три сезона работы (см. Табл. 1). Срок окупаемости проекта - 2 месяца. Подготовительный период проекта - 3 месяца.

Таблица 1. Интегральные показатели эффективности

2. ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ

Катание на тюбах - это развлечение, которое пришло в Россию из стран Запада. Тюбом обычно называют надувную камеру в чехле с усиленным дном и ручками. Существует различные виды тюбинга, наиболее популярные из которых - катание на тюбе по воде (например, сплав или привязавшись к катеру), а также зимний тюбинг, именуемый сноутюбингом. Сноутюбинг представляет собой скоростной спуск на сноутюбах (или как их еще называют в народе «ватрушках») с искусственной горки или естественного склона. Главное отличие тюбов от санок - это большая скорость благодаря уменьшению трения, а также мягкость, благодаря чему удары при столкновении и падении не так травмоопасны.

Несмотря на то, что первые спуски на тюбах с заснеженных склонов были известны еще в 1820-х годах, в Россию «ватрушки» пришли относительно недавно. Трассами для сноутюбинга обзавелись горнолыжные курорты и базы отдыха. Сноутюбинг быстро стал популярным развлечением в городах с продолжительным зимним сезоном, а также в мегаполисах. Только в Москве и МО, по некоторым данным имеется около 40 трасс, оборудованных подъемниками либо имеющих прокат ватрушек. Стоимость часовой аренды «ватрушки» по России варьируется от 100 до 900 руб. и в среднем составляет 300 руб. в будние дни и 350 руб. в выходные.

Привлекательность сноутюбинга с точки зрения бизнеса объясняется многими факторами. Этот вид зимних развлечений не требует от человека никаких умений (в отличие например, от катания на лыжах). Во-вторых, он является семейным и не зависит от пола/возраста. В-третьих, отличается относительной простотой организации и не требует особых усилий - даже при установке подъемников иногда достаточно лишь инструкции. Наконец, в четвертых, этот бизнес, несмотря на свою сезонность является высокорентабельным, так как за одни сутки трассу могут посетить тысячи человек.

В нашем случае трасса для сноутюбинга будет обустроена на естественном склоне малой крутизны, на окраине города с населением более 500 тыс. человек. Трасса будет иметь длину 150 метров и плавный перепад высот 10 метров, что идеально подойдет для быстрого и безопасного катания на сноутюбах. Целью проекта станет создание места для массового семейного отдыха горожан в зимний период времени и извлечение прибыли. Основным доходным пунктом нашего бизнеса станет прокат сноутюбов для катания с горки. Планируется закупить сноутюбы различных размеров для катания взрослых, детей и подростков, а также двойные сноутюбы для совместного катания.

На трассе будет создано два скоростных спуска, огороженных между собой снежными насыпями-отбойниками, зона выката. Для удобства подъема на горку, трасса будет оборудована безопорным подъемником с низкорасположенным канатом (подъемник типа «Бэби-Лифт») со специальными зацепами для захвата тюбов на нижней станции. Также будет подведено освещение трассы для комфортного катания в темное время суток. Помимо снежных отбойников между спусками и по краями, горку планируется оборудовать сеткой и защитными матами.

Трасса сможет работать только при условии наличия снежного покрова, в связи с чем продолжительность работы будет зависеть от погоды. До запуска трассы будет необходим период сроком 3 месяца для проведения подготовительных работ. Объем вложений в открытие трассы составит 1,67 млн. руб. Статьи стартовых затрат приведены в Табл. 2.

Таблица 2. Инвестиционные затраты проекта

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Недвижимость

Аренда (3 месяца)

Подготовка поверхности

Оборудование

Оборудование трассы

Оборудование пункта проката

Прокатное оборудование и хозинвентарь

Нематериальные активы

Услуги монтажа

Освещение (подключение, установка опор)

Доставка оборудования

Утепление бытовки

Прочие расходы

Итого:

1 670 400

3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Основной платной услугой станет почасовая аренда «ватрушек». Оплата будет происходить с помощью наличного расчета. Стоимость услуг будет зависеть от дня посещения трассы и вида арендованной «ватрушки». Вход на территорию трассы со своими сноутюбами будет запрещен, выдача сноутюбов будет производиться под залог. Подробнее об услугах и расценках - см. в Табл. 3 бизнес-плана.

Таблица 3. Услуги

Услуга

Описание

Стоимость, руб.

Прокат сноутюбов. Понедельник-Пятница

Прокат сноутюба. Детский

Прокат сноутюба. Стандартный

Прокат сноутюба. Двойной

Прокат сноутюбов. Выходные, праздники

Прокат сноутюба. Детский

Прокат детского сноутюба, 1 час

Прокат сноутюба. Стандартный

Прокат сноутюба для подростков/ взрослых, 1 час

Прокат сноутюба. Двойной

Прокат двойного сноутюба, 1 час

Прочие услуги

Прокат шлема

Прокат защитного шлема, 1 час

Пользование подъемником

Пользование подъемником

бесплатно (входит в стоимость проката)

Несмотря на отсутствие законодательных норм по требованиям к обустройству трасс для сноутюбинга, трасса будет создана с учетом всех основных моментов безопасности, относящимся к данному виду услуг. Так трасса будет оборудована ограждениями, специальными матами, закрывающими опасные участки (соседние деревья, столбы, ямы и прочее). Поведение посетителей на трассе будут прописываться в правилах, а сотрудники будут обязаны проводить инструктаж посетителям перед оказанием услуг.

Трасса будет работать с 13:00 до 22:00 в будние дни и с 10:00 до 22:00 в выходные. Администрация трассы будет вправе по своему усмотрению открывать или закрывать трассу по тем или иным причинам (техническим, организационным, погодным и т.д.).

4.ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Услуги трассы будут оказываться для широкой целевой аудитории, куда войдут люди различных возрастов, с уровнем доходов средний и выше среднего. В первую очередь, это будут родители с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, решившие устроить нескучный семейный отдых, компании подростков, молодежь, которая любит весело и необычно проводить время.

У входа на территорию трассы будет расчищено место для парковки, вход на территорию будет обозначаться красочной вывеской и указателями. Также один указатель будет расположен на одной из улиц, по которой будет двигаться поток потенциальных клиентов.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Для привлечения клиентов будет необходимо провести рекламную кампанию, анонсировать открытие в местных СМИ, популярных городских пабликах в социальных сетях и так далее. Цель рекламной кампании - создать эффект «сарафанного радио» при котором крупные вложения в маркетинг будут необязательны.

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Трасса для сноутюбинга будет расположена на окраине города, в экологически чистом месте, куда можно будет легко добраться на личном автотранспорте. Под организацию трассы у администрации будет арендован подходящий земельный участок площадью 2500 кв. метров, проведены работы по очистке и подготовке трассы. У положительно зарекомендовавшей себя отечественной компании-производителя будет приобретен специальный безопорный подъемник типа «Бэби-Лифт» с приводной и оборотной станцией, низкорасположенным стальным канатом и пластиковыми буксировочными рукоятками. Данный подъемник отличается несложностью монтажа, простотой в обслуживании, а также в возможности складирования в летний период. Проектирование и монтаж будут осуществлены за счет производителя. Гарантия на подъемник - 1 год.

В связи с тем, что основной поток клиентов ожидается в вечернее время суток, трассу планируется оборудовать системой освещения. Также для создания кассы и пункта проката потребуется приобрести вагон-бытовку. Вложения в обустройство трассы и закупку прокатного оборудования составят 1477,9 руб. В Табл. 4 представлены траты на закупку оборудования.

Таблица 4. Перечь оборудования

Наименование

Цена, руб.

Количество, шт.

Стоимость, руб.

Оборудование трассы

Подъемник детский

Осветительное оборудование

Мат спортивный

Сетка оградительная

Оборудование пункта проката

Мебель для персонала

Кассовое оборудование

Прокатное оборудование и хозинвентарь

Сноутюб стандартный

Сноутюб детский

Сноутюб двойной

Шлем защитный

Хозинвентарь

Итого:

1 403 900

Трасса будет оказывать услуги в семидневном режиме. Продолжительность сезона будет зависеть от наличия снежного покрова и погодных условий. Ожидаемая загрузка трассы в месяц составит 6 тыс. человек. При среднем чеке в размере 325 руб. объем выручки составит 1 950 000 руб. Финансовые показатели исходя из данного плана продаж представлены в Приложении 1.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Бизнес официально зарегистрирован (ИП), открыт расчетный счет, произведена постановка на учет в налоговом органе. Обязанности по руководству исполняет непосредственно индивидуальный предприниматель. Подготовительный период проекта - 3 месяца (без учета процедур по заключению договора аренды на земельный участок у государства).

Штат компании включит 16 человек. В него войдут администраторы, отвечающие за контроль работы инструкторов и кассиров, слежением за функционированием трассы и организующие работу с клиентами. Кроме того, потребуются кассиры для продажи билетов, а также инструкторы, следящие за безопасностью на трассе и посадочных площадках, состоянием покрытия. Оплата труда персонала будет сдельной и зависеть от количества смен. Штатное расписание и ФОТ приведены в Табл. 5 бизнес-плана. Бухгалтерия и охрана будут переданы на аутсорсинг.

Таблица 5. Штатное расписание и фонд оплаты труда

Должность

Оклад, руб.

Кол-во, чел.

ФОТ, руб.

Административный персонал

Администратор

Производственный персонал

Инструктор

Торговый персонал

Итого:

159 000

Социальные отчисления:

47 700

Итого с отчислениями:

206 700

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Капитальные вложения в открытие трассы составят 1 670 400 рублей (см. Табл. 2 бизнес-плана). В текущие затраты в нашем случае войдут арендная плата, электроэнергия, бухгалтерия, амортизационные отчисления, реклама, коммерческие и управленческие расходы (см. Табл. 6 бизнес-плана). Финансовые расчеты, сделанные на трехлетнюю перспективу проекта (3 сезона) приведены в Приложении 1.

Таблица 6. Текущие затраты предприятия

8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Несмотря на сезонность бизнеса, проект по открытию сноутюбинговой трассы является высокоэффективным и быстроокупаемым, что подтверждают произведенные простые и интегральные показатели эффективности (см. Табл.1). Ожидаемая выручка по итогам сезона составит 1 950 000 руб., чистая прибыль - 1 445 000 руб., рентабельность продаж составит 74%. Капитальные вложения планируется окупить уже в первый сезон работы трассы (2 месяц работы). О привлекательности проекта для инвестиций также говорят показатели чистой приведенной стоимости (NPV является положительным и значительно превышает сумму первоначальных вложений), внутренней нормы прибыли (IRR выше ставки дисконтирования) и индекса доходности (PI больше 1).

9. РИСКИ И ГАРАНТИИ

В Табл. 7 нами представлены возможные риски проекта.

Таблица 7. Возможные риски и способы их предотвращения или их последствий

Фактор риска

Вероятность наступления

Тяжесть последствий

Мероприятия

Выход из строя подъемника

Травмирование посетителя

Создание трассы без резких перепадов высоты, ям и резких поворотов; обнесение трассы сеткой; ограничительные насыпи между спусками; инструктаж перед оказанием услуг; взятие расписки об ознакомлении с правилами поведения на трассе; установка матов в опасных местах; установка знаков, запрещающих спуск в неположенных местах; недопуск на трассу лиц в алкогольном опьянении; выдача защитных шлемов

Порча/кража прокатного оборудования

Охрана; обнесение территории заграждениями; штраф за порчу оборудования

Недостижение плана продаж

Издержки в связи с бесснежной погодой

Наличие денежной подушки безопасности

Появление конкурентов

Введение программ лояльности, организация праздничных мероприятий

10. Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План производства и основные финансовые показатели в трехлетней перспективе


83 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 32082 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

филевская кольцевая калужско-рижская таганско-краснопресненская калининская солнцевская серпуховско-тимирязевская люблинско-дмитровская каховская бутовская монорельс строящиеся линии мкжд третий пересадочный контур кожуховская линия линия на коммунарку bg_1.gif" align=right>
линии факты будущее вагоны история строительство эксплуатация
т за собой тоннель, полностью готовый к монтажу оборудования и укладке верхнего строения пути. Однако бетон, не усиленный стальной арматурой, обладает недостаточной трещиностойкостью, что особенно сказывается в условиях постоянных вибраций и динамических нагрузок, присущих метрополитену. По результатам эксплуатации таких обделок в Москве и Нижнем Новгороде, рекомендовано не применять их для тоннелей метрополитенов.

При строительстве участка "Киевская" - "Парк Победы" применен новоавстрийкий метод сооружения тоннелей (НАТМ). Сначала в полностью раскрытой выработке устанавливаются инвентарные металлические арки и наносится слой набрызгобетона. После затухания деформаций первичной обделки, наносится слой гидроизоляции и возводится внутренняя несущая конструкция из монолитного бетона или железобетонных блоков.

Проходка тоннелей

Проходка тоннелей зарытым способом осуществляется проходческими щитами или горным способом (буровзрывным методом или с помошью грнопроходческих комбайнов). В хвостовой части щита производится монтаж сборной обделки. С помощью специального эректора - тюбинго- или блокоукладчика, возможно подавать тюбинг в любое требуемое положение по периметру кольцевой обделки тоннеля. По мере разработки породы в забое перед щитом, последний продвигается вперед под действием гидравлических домкратов, упирающихся в собранное кольцо обделки. В результате в хвостовой части щита освобождается пространство для укладки следующего кольца. Процесс болтового соединения тюбингов механизирован применением специальных пневматических сбалчивателей.

Разработанная в забое порода погрузочными машинами грузится в вагонетки. Транспорт вагонеток с породой к стволу шахты, доставка тюбингов и других материалов к местам работ в тоннелях производится при помощи электровозов, питаемых током от троллейного (контактного) провода или дизельвозами.

Для борьбы с притоком вод в тоннельные выработки и проветривания забоя работают установки водоотлива и вентиляции.

В твердых породах, не требующих временного крепления забоя, сооружение тоннелей производится при помощи горнопроходческого комбайна, тележка которого в этом случае подвигается вплотную к забою и оснащается выдвижными площадками, на которых располагаются проходчики во время разработки грунта.

Когда забой разработан на ширину кольца, площадки убираются, предоставляя "руке" эректора возможность свободного вращаться и производить укладку нового тюбингового кольца. Для того чтобы сборная обделка была устойчивой, она должна быть плотно обжата со всех сторон, имея надлежащий пассивный отпор окружающих горных пород. Это достигается нагнетанием гравия и цементного раствора за обделку.

В тяжелых инженерно-геологических условиях (плывуны, водоносные грунты и.т.п) применяют специальные методы (кессон, замораживание, водопонижение, химическое закрепление грунтов и др.)

Московский метрополитен сооружается в сложных инженерно - геологических условиях.
Тоннели проходят в разнообразных напластованиях горных пород (слабые и плывунные грунты, отложения, частично разрушенные старыми реками, сочетания крепких и трещиноватых пород.) При проходке некоторых тоннелей были преодолены значительное горное давление и обильный приток подземных вод, доходивший на отдельных участках до 2500 куб.м/ч.

Строительство открытым способом

При открытом способе строительства тоннелей, поверхность вскрывается, тоннельные конструкции возводятся в котловане со свайными креплениями или откосами. Городские подземные коммуникации перекладываются, движение наземного транспорта отводится в сторону. Основания и фундаменты зданий вблизи трассы при необходимости укрепляются.

Готовые секции тоннелей из сборных железобетонных элементов устанавливают с помощью кранов на заранее подготовленное основание, после чего выполняются работы по омоноличиванию стыков и гидроизоляции. В некоторых случаях (камеры съездов, раструбы, места сопряжения различных типов обделок) используются монолитные конструкции. По окончании монтажа основных конструкций тоннелей, производится обратная засыпка котлована грунтом, иногда в надтоннельном пространстве устраиваются служебно-технические помещения.

Использована информация из издания "Метрополитены", Ю.С. Фролов, Д.М. Голицынский, А.П. Ледяев
Отдельное спасибо Russos-у и Штурману.

сокольническая замоскворецкая арбатско-покровская филевская кольцевая калужско-рижская таганско-краснопресненская калининская солнцевская серпуховско-тимирязевская люблинско-дмитровская каховская бутовская монорельс
линии
строящиеся линии
мкжд
третий пересадочный контур
кожуховская линия
линия на коммунарку

Последнее обновление

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова тюбинг

тюбинг в словаре кроссвордиста

тюбинг

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

тюбинг

тюбинга, м. (англ. tubing) (тех.). Чугунное кольцо большого диаметра, являющееся звеном водонепроницаемого крепления шахт и туннелей. Туннели московского метрополитена укреплены тюбингами.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

тюбинг

А, м. Металлическая или железобетонная дугообразно изогнутая плита, применяемая для водонепроницаемого крепления шахт, тоннелей.

прил. тюбинговый, -ая, -ое. Тюбинговая крепь.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

тюбинг

м. Металлическая или железобетонная плита в форме сегмента, являющаяся частью водонепроницаемого цилиндрического крепления шахт и туннелей.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

тюбинг

ТЮБИНГ (англ. tubing, от tube - труба) элемент сборной крепи подземного сооружения (напр., тоннеля метрополитена). Материал - чугун, сталь, железобетон.

Тюбинг

(английское tubing, от tube ≈ труба), элемент сборного крепления подземных сооружений (тоннелей, шахтных стволов и т.п.). Наиболее распространены Т. тоннельной обделки, обычно кругового очертания. Т. изготовляют из металла (чугуна, стали) и железобетона. Чугунный Т. ≈ литое изделие в виде цилиндрической оболочки, окаймленной бортами, обращенными внутрь тоннеля. Борта служат для болтовых соединений отдельных Т. и целых колец между собой и придают обделке необходимые жёсткость и прочность. Толщину Т. определяют расчётом на растяжение-сжатие при различных сочетаниях внешних нагрузок. Ширину Т. выбирают в зависимости от устойчивости горных пород и от размеров поперечного сечения тоннеля. Стальные Т. (обычно сварные) используют в качестве сопрягающих элементов между чугунными Т. и в отдельных случаях (литые или штампованные Т.) в качестве конструктивных элементов основной обделки. Конструкции железобетонных Т. (или блоков), применяемых в основном для обделки тоннелей метрополитенов, бывают двух типов: криволинейного очертания и с плоской поверхностью (лотковые).

Лит.: Тоннели и метрополитены, 2 изд., М., 1975.

В. П. Волков.

Википедия

Тюбинг (значения)

Тюбинг (, от tube - труба):

  • Тюбинг - элемент сборного крепления подземных сооружений.
  • Тюбинг - надувные санки.

Тюбинг

Тю́бинг (, от tube «труба») - элемент сборного крепления подземных сооружений. Наиболее распространены тюбинги тоннельной обделки, обычно кругового очертания. Тюбинги изготовляют из металла (чугуна , стали), железобетона.

Тюбинги являются отдельными сегментами тоннельного кольца. Каждое такое кольцо состоит из ключевого сегмента, двух смежных и нескольких обычных сегментов. Кольца собираются в тюбинговую крепь.

Для герметизации фиксированных швов чугунной тюбинговой крепи в шахтах, тоннелях в качестве чеканочного материала используются свинцовая проволока, эллиптического поперечного сечения. Чеканка швов железобетонной обделки производится расширяющимся цементом.

В частности, тюбинги применяются при строительстве и являются частью конструкций метрополитена.

Тюбинг (спорт)

Тю́бинг (, от tube - труба) - катание на надувных санках по снегу или по воде. В разговорной речи также ватрушка, надувные санки, бублики, пончики, тобогганы. Сам вид спорта считается развлечением не только для взрослых, но и для детей и приобретает всё большую популярность в России.

Примеры употребления слова тюбинг в литературе.

Впереди была уже видна станция, когда в тоннеле они увидели неприметную дверь, замаскированную под тюбинг - ребристую, округлую, похожую на бортовую дверь самолета.

Отряд тщательно осмотрел тоннель и обнаружил в стене панель, замаскированную под тюбинг , ее открыли с трудом и увидели узкий черный лаз, соединяющий тоннель со старыми горными выработками, не обозначенными на схеме.

Бирс незнакомцу и прижался к ребрам тюбинга , Ключников сделал то же самое.

Все замерли, прижавшись к ребрам тюбинга , как вдруг пленник с диким воплем резко рванулся в сторону, как бы в нестерпимом желании освободиться и убежать.

И он, Коля Смирнов, электросварщик и сын электросварщика, своей работой добился почетного права доставить эти первые тюбинги и письмо макеевских рабочих строителям большого туннеля.

Значит, там не только гремят тюбинги , выталкиваемые из кассет, чтобы занять положенные им места, - там еще идет и сварка!

За пультом перед бесчисленными приборами и экранами, на которых видно было, как укладываются один к другому тюбинги , как приближаются к ним огромные дугообразные электроды и вспыхивает ослепительная, обнимающая трубу дуга, - за этим пультом, нажимал кнопки и не спуская глаз с циферблатов, сидела маленькая девушка в сером комбинезоне.

Если тюбинги запоздают в подводный док на десять минут, я выгоню всех вас в тундру!

Если нашим акционерам - этим денежным мешкам - будет выгодно, чтобы мы возили тюбинги на лошадях, они заставят нас это делать.

Щит делал проходку, рука эректора укладывала чугунные тюбинги по тонне каждый в кольцо.

Позади Люка двое крепильщиков устанавливали стальные тюбинги , закрепляя их с помощью электросварки на продольных металлических конструкциях.

Ввиду каких-то непостижимых особенностей рефракции освещенные тюбинги чередовались с затемненными, вызывая обман зрения и иллюзию, будто у них разный диаметр.

Уже более месяца не пользовались железнодорожным тоннелем через пролив Цугару - в тюбинги сильно просачивалась вода.

Он освещает узким лучом света недавно уложенные тюбинги , проверяет крепежные болты, уплотнение швов.

Из шести тюбингов , составляющих трубу, сейчас обработке подвергается только один.



Рассказать друзьям