Зимний легенды короткие о праздников. Легенда о новогодней елке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дед Мороз

В IV веке в Малой Азии жил и творил благие дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях - святой Николас, или Клаус). Фигура этого вполне достоверного исторического персонажа постепенно стала обрастать легендами и сказочными подробностями, в результате чего появился новый образ - доброго дедушки, способного осчастливить малыша, коль скоро тот обратится к нему с просьбой. Папа-снег, Шэн Дань Лаожэнь, Санта-Клаус, Пер Ноэль, Микалаус, Дед Мороз, Father Cristmas, Weihnachtsmann, Йоулупукки - это лишь малая часть его имен.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 г. американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.

А стран, не претендующих на звание родины Деда Мороза, пожалуй, уже совсем не осталось. От Скандинавских стран - Финляндии, Дании, Норвегии - до Турции и Китая. В 1998-м российской родиной Деда Мороза был назван Великий Устюг - древнейший город Вологодской области.

Снегурочка

Только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка, и родилась она в России. Эта симпатичная спутница стала сопровождать дедушку на новогодних елках только с конца XIX века. Появилась она на свет в 1873 г. благодаря одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского, который, в свою очередь, художественно переработал один из вариантов народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей. Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 г. создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 г., свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо вписалась в программы городских рождественских елок. Постепенно Снегурочка становится постоянным персонажем праздников как помощница Деда Мороза. Так рождается особый русский обычай празднования Рождества с участием Деда Мороза и его красивой и умной внучки. Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. А Снегурочка по-прежнему помогает своему уже давно немолодому дедушке веселить ребятню играми, водить у елки хороводы, раздавать подарки.

Новогодняя елка

Почитание елки как символа торжества над смертью и средства, защищающего родной очаг от злых духов, холода и мрака, существовал у германских племен еще до принятия христианской веры. Первые же наряженные елки появились на территории современной Франции в Эльзасе, и, как утверждают историки, это произошло в 1605 году. Летопись свидетельствует: "На Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру". Многочисленная протестантская община немецкой области Вюртемберг переняла это новшество. Постепенно эта традиция распространилась по всей Германии, а затем постепенно и по всей Европе. Тем не менее елки появлялись сначала только в домах богатых дворян и купцов (разнообразными игрушками украшались в средневековой Германии не только елки, но и сосны, ветки вишневых деревьев и буков).

Обычай же повсеместно устанавливать в домах рождественские елки существует сравнительно недавно - около 150 лет. Появился он лишь в XIX веке. Именно тогда вечнозеленые пышные красавицы стали регулярно устанавливаться в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Достоянием же простого люда елка стала лишь во второй половине XIX века.

В России елочка повидала всякое. В 20-е годы прошлого века празднование Рождества было запрещено, а вместе с этим и запрещено было наряжать в домах елки как необходимый атрибут праздника. Однако в 30-е годы елку стали трактовать уже как символ не рождественского, а новогоднего праздника. В 1935 г. был организован первый новогодний детский утренник, где гостьей стала и зеленая красавица. После этого гонения на елочку со стороны властей прекратились.

Елочные игрушки

История елочного шарика насчитывает 4 века. Первый стеклянный шар был выдут в Тюрингии (Саксония) в XVI веке. Промышленное производство елочных игрушек началось только в середине прошлого века, но здесь же, в Саксонии. Искусные мастера выдували игрушки из стекла, вырезали из картона колокольчики, сердечки, фигурки птиц и зверей, шары, шишки, орехи, которые потом раскрашивали яркими красками. Первая электрическая гирлянда загорелась в 1895 г. на ели, которая стояла перед Белым домом в США. Колбы ламп были сделаны искусными стеклодувами.

Алена СТРОГОВА

Люди часто придумывают легенды. Это один из видов несказочного прозаического фольклора. Одни из них рождаются на основе исторических событий, другие полны вымысла. На легенды трудно полагаться как на источник реальных событий, но историки утверждают, что иногда легенды могут быть очень правдоподобны. По количеству народных легенд Рождественская ночь может сравниться разве что с Хэллоуином. Этот праздник овеян священной магией. На Рождество даже скептики начинают верить в чудо. Нас с детства приучают к тому, что в этот день может случиться все, что угодно.

0 294013

Фотогалерея: Новогодние легенды разных стран

Рождественские легенды

Светлый праздник Рождества отмечают во всем мире. И не смотря на национальные различия, людивсей земли этот день ждут чуда, сказки, волшебства. Особенно популярны в праздничный вечер, когда вся семья собираетсяза столом, рождественские легенды онебывалых чудесах, которые происходят накануне праздника.

Традиция дарить подарки порождает светлую атмосферу доброты ищедрости. Истинным воплощением Рождества является образ Санта Клауса. Откуда жепришел этот добродушный старик, который каждую рождественскую ночь пробираетсяв дома мирно спящих жителей, раздавая подарки послушным детям? Самым вероятнымкандидатом является Святой Николай – обычный человек, который очень давно жилна территории современной Турции. Он был очень добр к бедным и постоянно дарилим еду, вещи или деньги, но делал это ночью, чтобы никто не заметил. Послесмерти он стал святым и продолжил свое дело. Он действительно похож на СантаКлауса. Правда в разных странах есть свои национальные герои, приносящие подарки.Так в Швеции живет Томпе. Он вечером на Рождество ездит на козе и разносит подарки.В Норвегии маленький человечек по имени Юлебукк приезжает к людям на санях,запряженных лисами. В Италии подаркидарит фея Бефана. Когда-то давно она приютила троих мудрецов, что шли повидатьноворожденного Иисуса. Теперь же она летает на метле, неся на плечах мешок сподарками.

Еще один неотъемлемый атрибут Рождества – нарядная красавица-елка. Ее появлениесвязывают с ночью, когда родился Иисус. Цари изс далеких стран пришли поздравитьмладенца, они принесли много дорогих подарков. Иосиф, чтобы тоже чем-топорадовать Исуса, срубал зеленое дерево и принес в пещеру. В тот же моментзвезды с неба скатились и упали на его ветви. От радости Иисус захлопал владоши. С тех пор украшать зеленую елку на Рождество стало традицией.

Недобрый знак

Одна из наиболее распространенных легенд гласит, что в канунРождества домашний скот в стойле почтительно опускается на колени, в тот жемомент, обретая дар речи. Если верить другой версии, непродолжительнаяспособность разговаривать настигает лишь кошек или собак. Но пересказчикиданной легенды не советуют прислушиваться к такому говору, ведь результатомможет стать летальный исход. И как бы в доказательство вышесказанному появиласьпритча.

В древности одна жадная женщина держала у себя кошку и собаку,которые сидели у нее на хлебе и воде. И вот как-то под Рождество скупаядама услышала, как животные ведут между собой беседу. Пес говорил кошке, что оченьскоро судьба избавит их от старой карги: когда стемнеет в дом заберутся воры,хозяйка испугается, закричит и получит тяжелым предметом по голове. Кошка сказала,что она лично страдать не будет. Хозяйку такая информация ввергла в страшную панику- она отворила дверь, чтобы спрятаться у соседей и на пороге встретила тогосамого злоумышленника, который, как и предсказывала собака, проломил ей череп.

Есть еще несколько мифов, которые связаны с животными. На севереАнглии, к примеру, были крестьяне, считавшие, что пчелы в это время собираютсяв рой, чтобы спеть, а вернее, прожужжать гимн Рождества. Зато собакам «выступать»в эту ночь было нельзя, ведь согласно одной примете, псы, которые воют наканунеРождества, подхватят бешенство еще до конца года.

Считается, что на Святки вся нечисть выползает наружу, поэтому послезаката солнца выходить на улицу не советуют. Даже Гоголь писал про черта и Вакулу. В Швеции считается, что в Сочельник троллиустраивают танцы и другие развлечения. Ведьмы слетаются на шабаш, сидя на метлахили волках. На протяжении всей ночи с горы доносятся звуки веселья - там поют, пляшут,дебоширят и орут. Поэтому люди дожидаются утра дома.

Рождественские традиции в России

Праздник Рождества в России всегда был окутан некоей тайной. Именно вэти дни происходили самые невероятные истории, ведь по поверьям, рождественскиесвятки – это время, когда реальный и потусторонний мир пересекались иневедомые существа свободно ходили по земле. Сколько интересных мифов, легенд,преданий связаны с Рождеством в России.

Издавна люди стремились задобрить духов природы и привлечьблагосостояние в свои дома и день Рождества как нельзя кстати подходил дляэтого. Например, на стол клали два пирога, один сверху другого; отец семействастановился за ними, как бы прячась, а дети делали вид, что ищут и не видят его.Имелось в виду, что пироги настолько большие, что за ними не видно даже человека,и что так должно продолжаться и дальше. Почитали наши предки и огонь каксимвол чистоты и благородства. Вечером накануне Рождества в селе тушили всепечи и лучины, чтобы ни у кого в хате не горел огонь, далее самые почитаемыежители деревни разжигали костер, от которого каждый брал лучину и нес к себедомой. Считалось, что новый огонь очищает дом от былых невзгод и печалей,приносит удачу на целый год вперед.

Вечерами на Рождество и до самого Крещения по селу ходили ряженые.Они одевались в рваные одежды, маски, вывернутые тулупы, костюмы животных,например, медведя. В таком облике молодежь ходила от дома к дому распеваяколядки, прославляя рождения спасителя и желая мира и достатка хозяевам. Засвои песни и представления колядующие получали угощения.

Но, пожалуй, самым известным и таинственным обрядом на Рождествоявляется гадание. Занимались этим молодые незамужние девушки, стремясь узнатьсвое будущее и увидетьсуженого-ряженого. Девушки бросали у изгороди сапоги, подслушивали разговорыпод чужими окнами, ходили в баню, гадали на воске и тенях, ну и конечно жевглядывались в зеркальный коридор при свете свечей.

В каждом городе существует своя легенда. В каком-то хорошая, в каком-то страшная и ужасная. Эта история случилась в городке под названием Калавернус.

Новый год – самый ожидаемый праздник, как у детей, так и у взрослых. Все надеются на какие-то чудеса, ожидают подарки, поздравления! Из года в год люди готовятся к Новогодним праздникам: наряжают ёлки, украшают город, поют песни на улицах, лепят снежные замки и просто веселятся. Но это не мешает им опасаться проклятия, которое наложено на город старой колдуньей, потерявшей своего сына. Люди пытались убегать из города, чтобы жить в других местах, но какие-то магические силы возвращали их на прежнее место в свой же дом, и они начинали жить хуже прежнего.

Каждые сто семнадцать лет в городе происходит нечто страшное. Этого дня жители города Калавернус ждут год за годом с диким ужасом. Когда после «страшного дня» проходит сто лет, на первый день сто первого года обязательно должен родиться ребёнок. Мальчик. Надежда и опора для каждой мамы. Но этот ребёнок становится обузой в этой семье. Он капризничает, балуется, а самое главное растёт не по дням, а по часам. К тому моменту, как ему исполняется год, малыш уже похож на пятилетнего мальчика. Когда ему два – десятилетний юноша. Три – совсем взрослый, и совершенно неуклюжий. Родителям сложно с ним справляться.

Но это не вся беда. В новогоднюю ночь (ровно через семнадцать лет после рождения) наш «малыш» превращается в монстра, который громит всё на своём пути. Именно к этому весь город готовится больше всего: укрепляет дома, запасает продукты на период разгрома города.

К счастью, есть вещь, которая может остановить и разрушить проклятие, но эта тайна ушла вместе с колдуньей в могилу.

Наступил год, когда должен произойти самый ужасный день в жизни жителей города Калавернус. Люди, помогая друг другу, укрепляют дома, запасают продукты питания и тёплые одежды, унося их в землянки, но с этим переполохом они не забывают, что на носу Новый год, и город в любом случае должен быть красивым.

И вот настал «судный день». Люди в домах отмечают праздник, дарят друг другу подарки. Слышен бой курантов. И… вот оно! Рычание маленького чудовища! Жители разбегаются по укромным местам, чтобы скрыться от лап злого чудовища. Зверь бежит, сбивает всё на своём пути, громит, бьёт, сносит! Но…что-то произошло с чудовищем. Он падает на колени и склоняет голову к земле. Люди в недоумении высунулись из окон, выбежали из домов, чтобы посмотреть, что же случилось? Ничего! Ничего не видно! Только туман и зверь, сидящий на коленях.

Начали слышаться голоса людей, обсуждающие непонятное явление. И вдруг из тумана выходит девушка неописуемой красоты: длинные русые волосы, падающие на плечи, белое шёлковое платье с голубой лентой на поясе. И босая, совершенно босая. Девушка несла в руке цветок эдельвейс. Она подошла к чудовищу, села на снег и протянула зверю со словами: «Будь самым прекрасным человеком на земле! Приноси людям счастье и улыбку! Ведь ты добрый! Ведь ты самый хороший! Забери цветок, приложи его к своему сердцу и помни, что не только цветы, но и люди приносят счастье и тепло». Зверь забрал цветок, приложил его к сердцу, как и сказала девушка и…постепенно чудовище начало превращаться в самого прекрасного молодого человека, которого только могли видеть жители города Калавернус.

Люди были рады появлению прекрасной девушки, которая смогла разрушить проклятие злой колдуньи. А добрый молодец, недавно обратившийся из зверя в человека, встал на ноги, поднял девушку со снега, подошёл к своим родителям, извинился, что причинил им столько хлопот, простился с ними и унёс свою спасительницу в неизвестном направлении, никто так и не узнал, куда они пропали, и откуда вообще появилась девушка-спасительница. Для жителей этот год стал самым прекрасным и счастливым НОВЫМ ГОДОМ!

А молодые жили долго и счастливо!

Новый год и Рождество - праздники не то чтобы фантастические, но, безусловно, волшебные. Мы привыкли считать, что в эти дни происходят чудеса и сбываются желания. Никакой фантастики - просто так должно быть. Это единственная ночь в году, когда в чудеса верят даже скептики и атеисты. И ещё большой вопрос, кто кому подарил больше волшебства: Рождество Новому году или наоборот.

Так когда же Новый год?

Оказывается, Новый год - самый древний праздник мира. При раскопках у древнеегипетских пирамид обнаружили сосуд, изготовленный в III тысячелетии до нашей эры, с надписью: «Начало нового года». Ещё раньше египтян его начали праздновать в Месопотамии. Идея отмечать начало календарного года, как и сама идея «годового круга», не случайно возникла в земледельческих культурах: сеять и собирать урожай нужно строго в определённые дни года. Начало земледельческих работ считалось и началом нового цикла.

И уже в древности этот праздник приобрёл мистический смысл. В Междуречье, например, празднование Нового года длилось двенадцать дней в марте и посвящалось победе бога Мардука над силами подземного царства. Если верить клинописным табличкам, именно шумеры изобрели новогодние каникулы. В эти священные дни работать было нельзя, люди наслаждались безудержной свободой, пиршествами и развлечениями.

В Египте, где сельскохозяйственный год начинался летом, с разливом Нила и восходом звезды Сириус, в эти дни отправляли по реке лодку со статуей бога солнца Амона-Ра, который считался победителем сил тьмы из подземного царства. Бог словно спускался с неба, чтобы на несколько дней превратить земной Нил в небесный.

В древнем Вавилоне, наследнике шумерской цивилизации, жители каждый год как бы начинали жизнь заново: царь со свитой ненадолго покидал город, а затем торжественно возвращался под приветственные крики напраздновавшегося народа.

Говоря «март» или «сентябрь», мы имеем в виду время года, соответствующее им в нашем календаре. Названия этих месяцев, как и традиция праздновать Новый год среди зимы (необычная для древних народов - ведь ничего связанного с земледелием в это время не происходит), появилась в Древнем Риме стараниями Юлия Цезаря в 46 году до нашей эры. В календаре, который назвали юлианским, каждый месяц был посвящён одному из богов.

Январь, первый месяц года, был собственностью загадочного Януса - покровителя входов и выходов, прошлого и будущего, предсказаний, магии и тайных знаний. Его изображали с двумя лицами - старым и молодым. Именно с Янусом связана символика Нового года как безвременья между прошлым и будущим, наподобие самайнской «ночи перехода».

Герои мультфильма «Кошмар перед Рождеством» были не так уж неправы, «похитив» Рождество. Хэллоуин для кельтов был ещё и новым годом.

Римляне творили магию наступающего года, желая друг другу добра. Считалось, что в эту ночь слова по воле Януса обретают волшебную силу. Обычай дарить новогодние подарки тоже придумали римляне - правда, их принимали только патриции от подчинённых, а императоры - от патрициев. Калигула, например, скрупулёзно записывал, кто ему что преподнёс, дабы воздать по заслугам.

Римская традиция праздновать Новый год зимой так прижилась в Европе, что её не стал отменять и папа Григорий XIII, реформировавший календарь. Но в России ещё в конце XVII века наступление «новолетия» отмечали по византийскому календарю, 1 сентября. Зимний Новый год ввёл Пётр I вместе с другими европейскими обычаями. Прежде год на Руси отсчитывали то с 1 марта, то вообще с Пасхи, у которой каждый год новая дата.

Древние греки отмечали новый год в день летнего равноденствия и посвящали его богу вина и веселья Дионису (вот благодаря кому мы пьём в новогоднюю ночь шампанское!), кельты - в ночь Самайна (1 ноября), современные ортодоксальные евреи празднуют плавающую дату Рош-а-Шана (сентябрь-октябрь). Китайский новый год начинается в конце января или начале февраля по лунному календарю, зороастрийский - в день весеннего равноденствия (21 марта). А новый год по мусульманскому календарю может наступить осенью либо в начале зимы. В общем, 1 января - действительно самая нелогичная дата для этого праздника, сила которой - только в многолетней традиции.

Из-за введения в 1919 году григорианского календаря, отличающегося от юлианского на четырнадцать дней, у нас появился диковинный праздник, которого нет ни в одной стране мира, - Старый Новый год (14 января). А между ними спряталось Рождество - день (точнее, ночь), обычаи которого так похожи на новогодние, что трудно понять, кто у кого что позаимствовал.

Рождество или Йоль?

В первые века христианства никто не знал даты рождения Христа, ведь в еврейской культуре вообще не принято праздновать дни рождения. Главным праздником ранних христиан было Богоявление (6 января), объединяющее по смыслу Рождество и Крещение. Утверждение, что Иисус родился 25 декабря по юлианскому календарю, впервые встречается в 221 году нашей эры, в летописи христианского историка Секста Юлия Африкана. Позже эта дата появляется в римском альманахе середины VI века - от римлян с их привычкой к зимнему Новому году этого и следовало ожидать.

Многие историки утверждают, что Христос не мог родиться зимой. Скорее, это произошло летом или ранней осенью. Евангелие гласит, что в ночь его рождения пастухи находились на пастбище, а декабрь в Иудее холодный и дождливый - не лучшее время для выпаса. Но в Талмуде, священной книге евреев, есть упоминание, что стада, предназначенные для храмовых жертв, пасли и зимой. В любом случае это было не «Белое Рождество» - снег в тех краях выпадает редко.

Обычай подарков на Рождество восходит к преданию о волхвах - мудрецах из дальних стран, которые преподнесли дары младенцу Иисусу. Что до прочих обычаев, они по большей части заимствованы у почти забытого ныне языческого праздника. Если Хэллоуин, бывший Самайн, в мире любят и шумно отмечают, то Йоль (Йуль), день зимнего солнцестояния, таким почётом не пользуется именно оттого, что его традиции перешли к Рождеству.

Поклонение волхвов. Византийская мозаика 7 века.

Йоль отмечали древние германцы в самую длинную ночь года, радуясь, что Колесо Года сделало новый поворот и теперь день будет понемногу прибавляться. Скандинавы посвящали этот праздник Одину. Одна из норвежских саг описывает пышное йольское пиршество, первый тост на котором непременно поднимался за короля - наместника Одина на Земле. Другой бог, которого чествовали в этот праздник, - Фрейр, «ответственный» за плодородие. Его священным животным был дикий кабан, которого на Йоль приносили в жертву, а затем произносили над его головой клятвы, считавшиеся нерушимыми.

Двенадцать ночей после Йоля посвящали духам предков. Ещё их считали ночами, когда буйствует Дикая Охота, и «ночами матерей» - мудрых женщин, в некоторых культах представляющих Триединую Богиню. Именно предкам посвящалось йольское древо, которое украшали лакомствами - жертвой для духов. Кстати, в древности оно обязательно должно было быть живым - празднующие шли в лес и наряжали ёлку или другое дерево прямо там. Хвойное дерево, превратившееся в рождественскую и новогоднюю ёлку, символизировало вечную жизнь и возрождение природы после зимы. Этой же цели служили ветви падуба, плющ и омела, которыми украшали дома, - на Западе они и сейчас считаются символами Рождества.

Фрейр на своём ездовом кабане, который даже не догадывается, что станет рождественским окороком.

Из мифологии идёт и традиция, что если на Рождество холостые парень и девушка окажутся вместе под омелой, они должны поцеловаться. У скандинавов омела считалась священным растением Фрейи, богини любви. Именно из омелы была сделана стрела, ранившая прекрасного бога Бальдра: когда его мать Фригг брала клятву у всех животных и растений, что они не причинят вреда её сыну, омелу она почему-то пропустила. После того как рана Бальдра была исцелена, омелу отдали во власть богини любви, чтобы отныне она служила жизни, а не смерти. Таким образом, поцелуи под омелой - это ритуал, способ почтить древнюю богиню и саму любовь.

Ещё один праздничный ритуал - сожжение «йольского полена», которое нужно найти в течение двенадцати часов до полуночи на земле хозяина дома, в крайнем случае - получить в подарок. Лучше всего, если оно будет из ясеня - это дерево у скандинавов символизировало мировое древо Иггдрасиль. Полено обсыпали мукой, обрызгивали сидром (традиционный йольский напиток) и клали в камин, где оно должно было гореть всю ночь, а затем дотлевать двенадцать дней и ночей «йольских каникул». Во многих странах этот обычай сменился приготовлением лакомства «рождественское полено» - рулета, которому придают вид полена и подают к праздничному столу.

Два йольских полена, съедобное и несъедобное.

Йольскую ночь отмечали весело, с застольями и песнями, причём пели дети, разгуливая от дома к дому и собирая подарки - яблоки и сладости. Этот обычай превратился в пение колядок или рождественских гимнов. Разве что ряженые стали носить с собой «вифлеемскую звезду». Эта же звезда начала украшать верхушку ёлки. Когда в СССР после долгих лет забвения ёлки как «буржуазной» традиции решили всё-таки её вернуть, звезду на вершине оставили, только сделали красной и пятиконечной.

Чем больше население германских стран христианизировалось, тем реже Йоль упоминался в качестве отдельного праздника. Слово Yule в современной Шотландии означает просто «Рождество». А шекспировская комедия «Двенадцатая ночь» получила своё название потому, что была написана для праздника в честь заключительной, двенадцатой ночи Йоля, во времена драматурга ставшей «двенадцатой ночью после Рождества».

Тёмное время года, на которое приходится Йоль, было раздольем для нечисти. С этим связаны традиции приносить жертву силам, символизирующим холод, тьму и смерть. Не от любви к ним, а в попытке их задобрить, чтобы прошли стороной. Отголоски славянского культа Зимы фольклористы обнаруживают в сказке «Морозко». Возможно, в ней описан обряд человеческого жертвоприношения страшному Морозу. Жертвами становились девушки, и этот жуткий обряд считался символическим браком бога и человека. В сказке и поставленном по ней фильме Александра Роу священный брак превратился в удочерение Морозом кроткой девушки, которая своей скромностью смогла его задобрить и получить за это награду.

Внучка Снегурочка (интересно, кто её родители?) появилась у Деда Мороза уже в Советском Союзе, когда в 1930-е годы была создана новая новогодняя мифология взамен «мракобесной» рождественской.

Теперь сказка уже не кажется детской, верно?

Новогодние традиции

Большинство новогодних традиций существует для того, чтобы привести в действие магию обновления: всё плохое должно остаться в старом году, а всё хорошее - приумножиться в новом. Достигают этого разными символическими действиями.

  • В Италии в новогоднюю ночь принято очищать дом от старой рухляди, зачастую просто выбрасывая её из окон. Так что, если будете встречать праздник где-нибудь в Милане или Неаполе, постарайтесь не ходить под окнами - от греха подальше.
  • Если вас занесёт на солнечную Кубу, будьте не менее осторожны. Кубинцы в новогоднюю полночь наполняют все имеющиеся в доме сосуды водой и выливают её из окон, чтобы «вымыть дорогу» для нового года.
  • А в Бирме и вовсе обливают друг друга водой при встрече - это ритуальное пожелание счастья. Благо в тропиках жарко круглый год.
  • В Японии же празднуют шумно, но безопасно: колокола в храмах в новогоднюю ночь звонят сто восемь раз, символизируя избавление от всех возможных пороков.

***

Лучший Новый год - тот, который мы встретим ровно так, как сами захотим, и с теми людьми, которых сами выберем. «Мир фантастики» надеется, что ваши новогодне-рождественские каникулы пройдут именно так!

Конечно, историй о таком важном атрибуте Рождества и Нового года, как украшенная красавица-ель гораздо больше. Я выбрала три из них и прошу добавлять подробности и делиться легендами, которые известны вам. Не секрет, что древние люди относились к деревьям как к живым существам, наделенных добрыми, мистическими, иногда зловещими или прочими духовными силами. Часто сказания о новогодней ели связывают с легендами о Древе Жизни или Древе познания Добра и Зла. За вечно зеленую хвою елку называли «мировым деревом», символизирующим мир и возрождение. В самые древние времена, вместо игрушек, ее украшали яблоками – символами плодородия и яйцами – символом развивающейся жизни. ХРИСТИАНСКАЯ ЛЕГЕНДА Появление традиции украшать на Рождество елку яркими игрушками связывают с ночью, когда родился Иисус. Волхвы преподнесли младенцу дары, а Иосиф, чтобы тоже порадовать Иисуса, срубил и принес к его колыбели вечно зеленое дерево. Звезды скатились с небес и засветились на ветках, а Иисус засмеялся и захлопал в ладоши. С тех пор и повелось украшать на Рождество елку блестящими игрушками и звездами. ТРОГАТЕЛЬНАЯ ЛЕГЕНДА Однажды очень добрая, но бедная женщина решила порадовать своих детей на Рождество и украсить дом праздничной елью. Небольшое деревце ей добыть удалось, а вот на то, чтобы его украсить монет уже не хватило. Ночью, когда все спали, на елку пробрался паучок и постарался развесить на ветках свою паутину. За его стараниями и за бедной женщиной наблюдал Христос. Он благословил скромное праздничное дерево, и паутина превратилась в сверкающие серебряные нити. С той поры принято украшать елку переливающейся мишурой. ЯЗЫЧЕСКАЯ ЛЕГЕНДА Известно, что гунны (или, как их называли в китайских летописях, народ хунну) первыми стали дарить подарки на Новый год и ставить в домах ель – для бога Йерлу, чтобы помочь ему спуститься с небес на землю. Дерево наряжали охотничьими трофеями и серебряными украшениями, дабы задобрить божественного гостя. Если с елки что-то пропадало, гунны считали, что это благословение Йерлу. Особенно желанным был приход Йерлу в дома, где были юноши и девушки, которые в наступающем году должны были стать совершеннолетними. Утром первого дня Нового года родители и шаманы обходили такие жилища и дарили мальчикам лук или меч, а девочкам – веретено. Для воинов и правителей шаманы тоже устраивали «новогодние посиделки» около общей елки. Правда, украшали ее уже по-серьезному: черепами врагов и кусками мяса, а вокруг разбрызгивали кровь жертвенных животных и пировали. Шаманы, между тем, предсказывали, каким будет наступающий год для народа хунну.



Рассказать друзьям