Конспект занятия по фэмп «математические дидактические игры.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема: "Составление задач на сложение и вычитание. Геометрические фигуры." Цель: продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности. Упражнять в правильном использовании в речи слов: сначала, потом, до и после. Закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация образовательной деятельности по математике в подготовительной к школе группе.

Тема : «Составление задач на сложение и вычитание. Геометрические фигуры.» Вид детской деятельности : познавательное развитие. Цель : Продолжать учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности. Упражнять в правильном использовании в речи слов: сначала, потом, до, после. Закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. Развивать внимание, воображение. Ожидаемый результат : учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, закрепить знание детей о геометрических фигурах. Физкультминутка : «Улыбнись». Дидактический наглядный материал: Демонстрационный материал . Серия картинок «Распорядок дня», картинки с изображением 5 яблок, девочки, несущей 2 две яблоки, карточка со знаком вопроса, картинка с изображением воздушных шаров (9 шаров, 2 из них улетают), открытки с изображением предметов разной формы. Раздаточный материал. Рабочие тетради, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; по 1 фигуре для каждого ребенка), карандаши, круги двух цветов.

Ход: Психологическое состояние. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю Я вас всех приветствую.

I . Дидактическая игра «Дополни предложение». На доске картинки из серии «Распорядок дня». Воспитатель предлагает детям рассмотреть их и рассказать, что на них изображено. Затем просит закончить предложения и показать соответствующие картинки:

– Утром девочка встает и сначала…

– Девочка делает зарядку до…

– Девочка вернулась с прогулки и…

– Дома девочка сначала…

– До начала передачи «Спокойной ночи, малыши» девочка…

– После просмотра передачи девочка… И так далее. Дети самостоятельно составляют рассказ о распорядке дня.

II. Игровое упражнение «Реши задачу». На доске картинки с изображением 5 яблок и девочки, несущей 2 яблоки. Рядом карточка со знаком вопроса.

Дети вместе с воспитателем составляют по картинкам задачу, определяют ее структуру (условие и вопрос) и повторяют еще раз.

Затем дети самостоятельно решают задачу, используя круги двух цветов, отвечают на ее вопрос и рассказывают о том, как они ее решили. После ответов детей воспитатель уточняет: «Было пять яблок. Девочка принесла еще две яблоки, и их стало больше. К пяти прибавить два, получится семь. Семь яблок стало у девочки».

Воспитатель показывает детям картинку с изображением воздушных шаров и предлагает составить еще одну задачу.

Дети решают задачу с помощью кругов одного цвета и рассказывают о ее решении. Воспитатель делает обобщение: «Было семь воздушных шаров, два улетело, их стало меньше. Из семи вычесть два, получится пять. Пять воздушных шаров осталось».

Физкультминутка «Улыбнись» .
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце - ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

III. Дидактическая игра «Путаница».

У детей на листах бумаги нарисованы геометрические фигуры, наложенные друг на друга, например:

Воспитатель просит детей обвести увиденные геометрические фигуры карандашами разного цвета, а затем заштриховать эти фигуры на полоске.

Правильность выполнения задания сверяется с образцом и обосновывается детьми .

IV. Дидактическая игра «Магазин открыток».

На «витрине» набор открыток с изображением предметов разной формы. У детей по 1 геометрической фигуре (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал).

Воспитатель предлагает детям найти открытку, на которой изображен предмет, по форме похожий на их геометрическую фигуру, и обосновать свой выбор: «У меня круг. Я нашел открытку с изображением часов, потому что они тоже имеют форму круга».

Рефлексия: Ребята, вам понравилось занятие? Какое вам игровое упражнение больше всего понравилось? Что вам было сложно? Молодцы, ребята!


Игра развивает внимание, зрительную память, абстрактное мышление ребенка , его наблюдательность и мелкую моторику рук. Упражняет детей в умении находить в окружающем мире предметы схожей формы.
Изготовление игры
Распечатайте карточки, данные ниже, на цветном принтере и наклейте их на плотный картон. Вырежьте аккуратно по контуру. Чтобы детали служили дольше, можно их обклеить прозрачным скотчем.

Вариант № 1: «Найди пару»
Предлагаем ребенку найти предметы схожей формы (например, морковь и закрытый зонт-трость). Спрашиваем, что еще общего у этих предметов (например, выкапывая морковь, можно использовать трость в качестве лопаты, чтобы подкопать корнеплод и т.д.). Можно попросить ребенка выстроить целый ряд предметов одинаковой формы (всего 6 предметов в одном ряду).

Вариант №2: «Загадалка»
На столе раскладываются несколько картинок (не меньше 10 штук). Выбирается ведущий игры. Он начинает описывать выбранную им картинку, придерживаясь примерного плана рассказа
План рассказа для описания предмета:
цвет
форма
из чего сделан
как его использует человек
План рассказа для описания живого существа:
место обитания
внешний вид
чем питается
какой звук издает
какие действия, движения ему свойственны
Пример:
– Я загадал предмет коричневого цвета, круглой формы с четырьмя дырками. Он бывает пластмассовым или деревянным, используется в одежде в качестве застежки (Пуговица).

Участники игры отгадывают картинку, которую загадал ведущий. Кто правильно назвал отгадку, получает эту картинку в качестве приза. Выигрывает тот, кто получит больше всех призов.

Вариант №3: «Цепочка»
Каждому игроку раздается по несколько карточек. Взрослый первый кладет свою картинку и предлагает детям подумать, что можно положить рядом и почему. То есть, ребенок ищет объединяющий признак между предметами (цвет, форма, назначение и т.д.). Побеждает тот, кто первым освободиться от всех имеющихся у него карточек. Например, к кусочку арбуза можно положить полумесяц, потому что они одинаковой формы – формы полукруга. А к месяцу можно положить земной шар, т.к. они оба являются небесными телами, и т.д.

Вариант №4: «Прятки»
Перед ребенком выкладываются любые предметы на один больше, чем лет ребенку. Просим внимательно посмотреть на них и запомнить. Говорим: Раз, два, три, четыре, пять – глазки будем закрывать». Ребенок закрывает глаза, взрослый убирает одну картинку, а оставшиеся переставляет местами. Говорим «Раз, два, три – глаза протри». Ребенок открывает глаза, мы просим его угадать, какая картинка спряталась. Если ребенок не справляется с заданием, облегчаем его: не перемешиваем оставшиеся карточки или берем меньшее количество картинок. Как усложнение, меняем расположение картинок, тогда малыш должен ответить на вопрос «Что изменилось?».

Вариант №5: «Что лишнее?»
Взрослый подбирает три картинки, у двух из которых есть общий признак, а у третьей картинки этого признака быть не должно. Задаем вопрос «Какая картинка лишняя? Почему?» Можно усложнить игру, подобрав карточки так, чтобы лишними были две или каждая из картинок. Когда ребенок освоиться с правилами игры, предлагаем ему самому придумать задание.

Марина Кузикова
Конспект занятия по ФЭМП «Математические дидактические игры»

КОНСПЕКТ

Образовательной деятельности

Познавательное развитие (ФЭМП )

Подготовительная группа

Смоленская обл. г Рославль

МБДОУ д. сад «Ласточка»

Воспитатель Кузикова М. В.

Программное содержание :

*Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение.

*Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности.

*Упражнять в правильном использовании слов : сначала, потом, до, после.

*Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам.

*Развивать внимание, память, логическое мышление.

*Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.

Дидактический наглядный материал :

Демонстрационный материал :9 картинок с изображением зайчиков, цифровые карточки. Серия картинок «Распорядок дня» . Открытки с изображением предметов разной формы.

Раздаточный материал : геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) . По одной фигуре на каждого ребёнка. Карандаши, листы бумаги с изображением двух домиков разного цвета и дорожек к ним разной длины и разного цвета, 2 полоски в клетку.

Предварительная работа : составление и решение арифметических задач на сложение. Дидактические игры «Геометрические фигуры» , «Дополни предложение» . Сюжетно- ролевая игра «Магазин» .

Дети, предлагаю поиграть в игру, которая называется. «Дополни предложение» . Эта игра поможет вспомнить правильный распорядок дня тем ребятам, кто иногда его нарушает!

На доске картинки из серии «Распорядок дня» .

В-ль предлагает детям рассмотреть их и рассказать,что на них изображено, затем просит закончить предложения и показать соответствующие

Картинки : - Утром девочка встаёт и сначала ….

Девочка делает зарядку до ….

Девочка вернулась с прогулки и ….

До начала передачи «Спокойной ночи, малыши!» ….

После просмотра передачи девочка ….

Дети самостоятельно составляют рассказ о распорядке дня.

В-ль : «Дети, скоро вы пойдёте в 1 класс и вам пригодятся знания, которые вы получили в садике. Чтобы учиться отлично надо быть внимательным , развивать память, логику. В этом нам поможет умение решать арифметические задачи».

На панно 6картинок с изображением зайчиков, на некотором расстоянии расположено ещё 3 зайчика.

В-ль : «Дети,предлагаю составить задачу на сложение. Давайте, уточним,какие числа будут в задаче? (6и3) . «Дети составляют задачу :(на полянке гуляло 6 зайчиков к ним прибежали ещё 3 зайчика. Сколько зайчиков стало на полянке)

В-ль : «Давайте определим структуру нашей задачи (условие, вопрос) . Задача повторяется ещё раз. Вызванный ребёнок решает задачу на доске. Рисует соответствующее количество зайчиков и называет арифметическое действие с помощью которого решена задача.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В-ль читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения : Руки вверх поднимаем,

А потом их опускаем,

А теперь их разведём,

И к себе скорей прижмём,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, топай веселей.

В-ль : «А теперь отправимся в увлекательное путешествие по дорожкам разного цвета. Дети, будьте внимательны . Будешь внимательным и самостоятельным – будешь лучшем учеником!

У детей на листах бумаги изображения двух домиков разного цвета. К домикам ведут дорожки разного цвета и разной длины.

В-ль : «Давайте измерим длину дорожек с помощью полоски бумаги в клеточку и узнаем какая дорожка короче (длиннее) ».

Предварительно объяснить, что полоску надо приложить к началу дорожки, отметить карандашом конец полоски, посчитать, сколько клеток уложилось в длине полоски и обозначить результат измерения карточкой с цифрой. (Дети измеряют дорожки) .

В-ль уточняет : «Скольким клеткам равна длина красной дорожки? Какой длины красная дорожка? Скольким клеткам равна длина зелёной дорожки? Какой длины зелёная дорожка? Какая дорожка короче красная или зелёная? На сколько клеток красная дорожка короче зелёной? Что можно сказать о длине зелёной дорожки по сравнению с красной?До какого домика зайчики добегут быстрее? Обоснуйте свой ответ (ответы детей) .

В-ль : «Дети, а вы любите играть? Предлагаю поиграть в игру «Магазин открыток» . На «витрине» набор открыток с изображением предметов разной формы. У детей по 1 геометрической фигуре (треугольник, круг, прямоугольник, овал, квадрат) .

В-ль : «Дети, подумайте и найдите в нашем магазине открытку с изображением предмета, похожего на вашу геометрическуюфигуру и обоснуйте свой выбор открытки.

Ответы детей (У меня круг. Я нашёл открытку с изображением часов, потому что часы тоже имеют форму круга и т. д.)

В-ль : «Дети, сегодня вы старались, у вас всё получилось правильно!»

Публикации по теме:

Дидактические игры по сенсорному развитию в младшей группе 1. «Воздушные шары» Д/з: Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: Название шести цветов «спектра»- «красный»,.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Конспект НОД по математике для детей средней группы с ОНР «Математические игры с мышами Пином и Поном» Конспект открытого занятия по математике для детей средней группы с ОНР на тему «Математические игры с мышами Пином и Поном». Цели:.

Конспект НОД в подготовительной группе «Математические игры» Конспект НОД в подготовительной группе «Математические игры». Автор: Жигалова Галина Леонидовна, воспитатель группы кратковременного пребывания.

Демонстрационный материал . Серия картинок «Распорядок дня», картинки с изображением 5 кактусов, девочки, несущей 2 кактуса, карточка со знаком вопроса, картинка с изображением воздушных шаров (9 шаров, 2 из них улетают), открытки с изображением предметов разной формы.

Раздаточный материал. Рабочие тетради, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; по 1 фигуре для каждого ребенка), карандаши, круги двух цветов.

Методические указания

I часть. Дидактическая игра «Дополни предложение».

На доске картинки из серии «Распорядок дня».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть их и рассказать, что на них изображено. Затем просит закончить предложения и показать соответствующие картинки:

– Утром девочка встает и сначала…

– Девочка делает зарядку до…

– Девочка вернулась с прогулки и…

– Дома девочка сначала…

– До начала передачи «Спокойной ночи, малыши» девочка…

– После просмотра передачи девочка…

Дети самостоятельно составляют рассказ о распорядке дня.

II часть. Игровое упражнение «Реши задачу». На доске картинки с изображением 5 кактусов и девочки, несущей 2 кактуса. Рядом карточка со знаком вопроса.

Дети вместе с воспитателем составляют по картинкам задачу, определяют ее структуру и повторяют еще раз.

Затем дети самостоятельно решают задачу, используя круги двух цветов, отвечают на ее вопрос и рассказывают о том, как они ее решили. После ответов детей воспитатель уточняет: «Было пять кактусов. Девочка принесла еще два кактуса, и их стало больше. К пяти прибавить два, получится семь. Семь кактусов стало у девочки».

Воспитатель показывает детям картинку с изображением воздушных шаров и предлагает составить еще одну задачу.

Дети решают задачу с помощью кругов одного цвета и рассказывают о ее решении. Воспитатель делает обобщение: «Было семь воздушных шаров, два улетело, их стало меньше. Из семи вычесть два, получится пять. Пять воздушных шаров осталось».

III часть. Игровое упражнение «Какая машина едет быстрее» (с. 8, задание В).

По картинке дети определяют виды машин, какая из них едет медленнее, какая – быстрее. Затем определяют, какое место займет каждая из машин на соревновании, и дорисовывают в квадратах соответствующее количество кругов.

IV часть. Дидактическая игра «Магазин открыток».

На «витрине» набор открыток с изображением предметов разной формы. У детей по 1 геометрической фигуре (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал).

Воспитатель предлагает детям найти открытку, на которой изображен предмет, по форме похожий на их геометрическую фигуру, и обосновать свой выбор: «У меня круг. Я нашел открытку с изображением часов, потому что они тоже имеют форму круга».

Февраль

Занятие 1

Программное содержание

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение.

Упражнять в счете предметов по образцу.

Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Круги двух цветов, 9 картинок с изображением зайчиков, карточки с изображением зайца, медведя, ежа, лося, волка, лисы; сковороды, кастрюли, дуршлага, чайника, миски, ковша; пальто, шапки, брюк, кофты, свитера, комбинезона.

Раздаточный материал . Листы бумаги, простые карандаши, рабочие тетради, листы бумаги с изображением двух домиков разного цвета и дорожек к ним разной длины и разного цвета, 2 полоски бумаги в клетку, карточки с цифрами.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Реши задачу».

На панно 6 картинок с изображением зайчиков. На некотором расстоянии расположено еще 3 зайчика.

Воспитатель предлагает детям составить задачу на сложение. Уточняет числа, которые будут в задаче. Дети составляют задачу: «На полянке гуляли шесть зайчиков. К ним прибежали еще три зайчика. Сколько всего зайчиков стало на поляне?»

Воспитатель вместе с детьми определяет структуру задачи (условие, вопрос) и повторяет ее еще раз.

Дети решают задачу с помощью геометрических фигур (рисуют круги на листах бумаги), отвечают на ее вопрос и рассказывают о ее решении.

Вызванный ребенок рисует на доске ответ задачи: соответствующее количество кругов и выкладывает цифровую карточку.

II часть. Игровое упражнение «Считайка» (рабочая тетрадь, с. 6).

Дети считают предметы на картинке, записывают ответ и отвечают на вопросы: «Каких предметов больше всего? Почему вы так решили? Каких предметов меньше всего? Почему вы так решили?»

III часть. Игровое упражнение «Измеряем дорожки для зайчиков».

У детей на листах бумаги изображения двух домиков разного цвета. К домикам ведут дорожки разной длины и разного цвета.

Воспитатель предлагает детям измерить длину дорожек с помощью полоски бумаги в клетку и узнать, какая дорожка короче (длиннее). Предварительно объясняет, что полоску надо приложить к началу дорожки, отметить карандашом конец полоски, посчитать, сколько клеток уложилось в длине полоски, и обозначить результат измерения карточкой с цифрой.

Дети измеряют дорожки.

Воспитатель уточняет: «Скольким клеткам равна длина красной дорожки? Какой длины красная дорожка? Скольким клеткам равна длина зеленой дорожки? Какой длины зеленая дорожка? Какая дорожка короче: красная или зеленая? На сколько клеток красная дорожка короче зеленой? Что можно сказать о длине зеленой дорожки по сравнению с красной? На сколько клеточек зеленая дорожка длиннее красной? До какого домика зайчики добегут быстрее?» (Дети обосновывают свой ответ.)



Рассказать друзьям