Кем был карл фаберже по национальности. Кто такой Карл Фаберже? Как Фаберже Создавал Пасхальные Яйца

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отец был простым ювелиром, имел свое дело. Молодой Карл рано проявил художественные способности и повышенный интерес к ювелирному искусству.

Отец сделал все, чтобы дать Карлу превосходное образование: он обучался в старейшей и престижнейшей немецкой гимназии Санкт-Петербурга, затем в коммерческом колледже в Париже.

Несколько лет на практике изучал ювелирное дело в различных городах Европы. В 1872 году Карл стал во главе ювелирной мастерской своего отца.

Первый успех пришел к Фаберже в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в столице России, где представленные Фаберже образцы современного ювелирного искусства в виде изящных дамских украшений принесли ему золотую медаль.

Примерно в те же годы Карл начал поставлять свои изделия Кабинету Его Императорского Величества. Сначала доля в заказах была не слишком значительной, Фаберже соперничал за императорские заказы с другими более известными ювелирами, но с годами она выросла. Фаберже все чаще стал упоминаться в учетных книгах Двора.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Федоровне , новой императрице.

Карл Фаберже Жена - Джулия

Изготовление каждого яйца занимало практически год.

Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из которых сохранились (так что говорить, что автор всех из них — Карл Фаберже , не следует). Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина.

Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков (известно о 15-ти). Среди них стоит особняком серия из 7 яиц, подаренных золотопромышленником Александром Фердинандовичем Кельхом своей супруге. Кроме того, существует ещё 8 яиц Фаберже, выполненных на заказ (для Феликса Юсупова , племянника Альфреда Нобеля , Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц). Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.

Возможно, для частных лиц были выполнены ещё какие-либо изделия, но они никогда не были задокументированы (в отличие от царских яиц), что оставляет некоторую свободу для умелых фальсификаторов. Пример неожиданного открытия — выставленное на продажу осенью 2007 г. «яйцо Ротшильдов », которое было заказано представителями клана в фирме Фаберже и хранилось среди семейного имущества, не афишируясь, целое столетие.

Среди других работ Фаберже - уникальный натюрморт 1905 года, который представляет собой камень, на котором разложен "джентльменский набор": яичница, обрывок газеты, граненый стакан с недопитой водкой, закуска и недокуренный бычок. Несмотря на кажущуюся простоту, натюрморт выполнен из самых дорогих материалов: кирпич выточен из яшмы, белок - из белого камня, желток - из янтаря, газета, рыбки-закуска и мухи - из серебра, стакан и его содержимое - из хрусталя, а окурок - из хрусталя и кварца.

Ему удалось быстро завоевать расположение высших придворных чинов, оказывая бесплатные услуги по оценке, ремонту и реставрации ювелирных изделий в Эрмитаже. А свободный доступ к экспонатам музея позволил ювелиру внимательно изучить технические приемы старых мастеров и стилистические особенности изделий, выполненных в разные эпохи.

Он удовлетворял запросы публики нескончаемым потоком полезных вещей - портсигаров, ламп, звонков, часов, - превосходивших друг друга своей изобретательностью, изысканностью и совершенством. Мгновенно узнаваемые, они были превосходным символом статуса их владельца.

Знаменитая коллекция пасхальных яиц Фаберже была создана им по императорскому заказу и составляла в общей сложности 54 пасхальных яйца.

Сегодня с достоверностью известно, что до нашего времени сохранились 45 пасхальных яиц, сделанных по царскому заказу; сохранилась фотография еще одного; еще 5 известны по описаниям. Сохранилось также одно из двух незавершенных пасхальных яиц, работы над которыми велись в 1917 году.

После Октябрьской революции фирма и имущество семьи Фаберже было конфисковано и разграблено. В конце 1917 года Карл закрыл свой дом на Большой Морской улице, вверив его содержимое директору Эрмитажа. Сам ювелир перебрался за границу.

Скончался Петер Карл Фаберже 24 сентября 1920 года в Лозанне и по завещанию был кремирован.

В 2004 году, благодаря покупке российского бизнесмена Виктора Вексельберга, коллекция Форбса (пасхальные яйца Фаберже), приобретенная за 100 миллионов долларов, вернулась на Родину.

Биография

Магазин Фаберже на Кузнецком Мосту в Москве, 1893

Отец Петера Карла Фаберже, Густав Фаберже , по происхождению из рода гугенотов , был скромным ювелиром, имевшим своё дело с 1841 г. В г. четырнадцатилетний Карл Фаберже вместе с родителями переезжает в Дрезден . Оттуда отец посылает его в путешествие по Европе, он останавливается на более длительное время во Франкфурте-на-Майне , во Флоренции и в Париже . Вернувшись в Петербург в г., Фаберже - теперь уже полноправный мастер - работает вместе с Хискиасом Пендином, Августом Хольмстремом и Вильгельмом Раймером. Все они прежде работали у его отца. В г. к фирме присоединяется финский ювелир Эрик Колин, а в г. Карл Фаберже становится хозяином мастерской своего отца. Колин - его первый главный мастер. В 1882 в дело вошел брат Карла Фаберже - художник Агафон Фаберже(1862-95).

Учётные книги Кабинета Его Императорского Величества свидетельствуют о соперничестве Фаберже за императорские заказы с другими более известными ювелирами, такими как Юлиус Бути, Эдуард Болин, Фридрих Кехли и Леопольд Цефтинген. Поначалу, его доля в заказах Двора была незначительной, но с годами она росла, Фаберже всё чаще упоминался в учётных книгах Двора. Ему удалось быстро завоевать расположение высших придворных чинов, оказывая бесплатные услуги по оценке, ремонту и реставрации ювелирных изделий в Эрмитаже . Свободный доступ к экспонатам позволил внимательно изучить технические приемы старых ювелиров, стилистические особенности изделий, выполненных в разные эпохи.

Ниша, во вкусах и запросах публики, открытая гением Фаберже, теперь заполнялась с его помощью - это был нескончаемый поток полезных вещей - портсигаров, ламп, звонков, часов, - превосходивших друг друга своей изобретательностью. Каждая из них обладала изысканной формой и совершенством. Мгновенно узнаваемые, они были превосходным символом статуса их владельца. Приобретая эти дорогие игрушки и безделушки, вы попадали в круг «избранных». Фаберже располагал группой уникально одаренных дизайнеров и высочайшей квалификацией своих избранных мастеров. Благодаря постоянному новаторству он легко опережал своих конкурентов. Именно это стремление к новизне позволяло ему утверждать, что в конце каждого года он отправлял в переплавку все вещи, которые оставались непроданными. Фаберже мог с гордостью сказать о себе в интервью журналисту: «…если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушеран, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1,5 млн рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга ». Это кредо отличало Фаберже от его конкурентов. Он также заявлял, что любая вещь, не соответствующая его жестким стандартам совершенства, уничтожалась.

Пышные празднества в ознаменование 300-летия Дома Романовых , вылившиеся в апофеоз правления династии, для Фаберже означали последний бурный всплеск в количестве заказов. Он проектирует и изготовляет множество предметов и ювелирных изделий с эмблемой Дома Романовых и с датами 1613-1913 гг., включая хранящееся сейчас в Кремле пасхальное яйцо «300-летие Дома Романовых». В документах Кабинета Е. И. В. содержатся сведения о мелких украшениях: значках, булавках, брошках.

С объявлением войны в 1914 году эра Фаберже, проходившая для него под знаком императорской щедрости и покровительства, должна была завершиться. После эйфории первых побед пришли крупные поражения и потери, для всех наступили трудные времена. Для этих лет Фаберже характерны два пасхальных яйца ( г.), их дизайн признан отобразить деятельность императрицы и ее дочерей в Красном кресте.

6 ноября г. Фаберже - в качестве меры предосторожности в трудные времена - организовал акционерное общество совместно с Аверкиевым, Бауэром, Бызовым и Маркетти. 1917 год принес крушение старого мира: последовали Февральская революция , отречение царя 2 (15) марта, арест царской семьи и, наконец, Октябрьская революция. Фирма попала в руки так называемого «Комитета работников товарищества и компании Фаберже» и продолжала действовать в этом качестве до ноября г. В конце 1917 г. Карл Фаберже закрыл свой дом на Большой Морской улице, вверив его содержимое директору Эрмитажа. Он перебрался в Ригу , откуда в Берлин , дальше в Гомбург на Таннасе, потом в Висбаден , где заболел. В июне 1920 г. его жена Августа Богдановна Якобс (дочь придворного столярного мастера) и старший сын Евгений перевезли его в Лозанну . Здесь он скончался 24 сентября г. и по его желанию был кремирован.

Все оставшееся и припрятанное в России, как думалось, «до лучших времен» имущество семьи Фаберже было конфисковано и разграблено.

Семья

Фаберже, Евгений Карлович (29.05.1874 - 1960) - Старший сын Карла Густавовича Фаберже, талантливый художник по украшениям и портретист, учился в Петришуле с 1887 по 1892 год и на ювелирном отделении университета в Ханау в Германии, а также у С. Зайденберга и Ю. Оллилла в Хельсинки. В 1897 году работал экспертом на выставке в Стокгольме. В 1900 году за выставку в Париже награжден офицерским знаком Академии Искусств и болгарским орденом святого Александра. С 1894 года работал на фирме отца, с 1898 по 1918 годы вместе с отцом и братом Агафоном Карловичем фактический руководитель фирмы в Санкт - Петербурге. В 1923 году эмигрировал в Париж, где основал вместе с братом фирму «Фаберже и К».

Фаберже, Агафон Карлович (24.01.1876 - 1951) - Сын Карла Густавовича Фаберже, учился в Петришуле с 1887 по 1892 год и на коммерческом отделении гимназии Видемана. В мае 1895 года вступил в дело отца, с 1898 года эксперт Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца, оценщик Ссудной кассы, оценщик Его Императорского Величества по доверенности отца. В 1900-1910-х годах вместе с отцом и братом Евгением Карловичем руководил делами фирмы. По итогам выставки 1900 года в Париже награжден золотой медалью. Был несправедливо обвинен отцом в краже денег, после чего их отношения прекратились, и он не уехал с семьей из России (только через много лет друг семьи сам признался в краже). С 1922 года был назначен уполномоченным Гохрана и оценщиком. В 1927 году вместе с женой Марией Борзовой перешел границу с Финляндией по льду Финского залива, предворительно переправив через знакомых и друзей деньги и драгоценности, которых хватило ненадолго, а многое было украдено. Оказался в крайней бедности. Жил в Париже.

Фаберже, Александр Карлович (17.12.1877 - 1952) - Сын Карла Густавовича Фаберже, учился в Петришуле с 1887 по 1895 год и в училище барона Штиглица, затем у Кашо в Женеве. Руководитель и художник московского отделения фирмы, в 1919 году был назначен экспертом Наркомпроса. Эмигрировал в Париж, где работал на фирме «Фаберже и К».

Фаберже, Николай Карлович (09.05.1884 - 1939) - Сын Карла Густавовича Фаберже. Выпускник Петришуле , учился с 1894 по 1902 год. Художник по ювелирным изделиям, учился у американского художника Сэржанта в Англии. С 1906 года проживал в Англии, работал в лондонском филиале фирмы Фаберже.

Яйцо Фаберже

Пасхальные яйца Фаберже

Первое пасхальное яйцо было заказано Фаберже императором Александром III в г. Благодаря его мгновенному успеху, Фаберже получил постоянный заказ императорского двора и стал выполнять пасхальные яйца одно за другим, десять - для царя Александра III, которые тот каждый год, вплоть, до смерти в 1894 г., дарил своей жене Марии Федоровне ; и еще 44 - в период между 1895 и 1916 гг. - для царя Николая II в качестве подарков для его матери, тогда уже вдовствующей императрицы, и для жены, Александры Фёдоровны . В общей сложности, по императорскому заказу им было создано 54 пасхальных яйца. Можно также предположить, что несколько яиц были подарены в свое время и другим членам императорской семьи. Сегодня с достоверностью известно, что до нашего времени сохранились 45 пасхальных яиц, сделанных по царскому заказу; сохранилась фотография еще одного; еще 5 известны по описаниям. Сохранилось также одно из двух незавершенных пасхальных яиц, работы над которыми велись в 1917 году.

Благодаря покупке российского бизнесмена Виктора Вексельберга коллекция Форбса, приобретенная за 100 миллионов долларов, вернулась на родину в 2004 году.

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

1900-1918 - здание ювелирной фирмы К. Г. Фаберже - Большая Морская улица, 24.

Галерея

Ссылки

  • Фаберже & Императорские пасхальные яйца Фаберже, Ювелирное дело Фаберже, Пасхальные яйца Фаберже

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Карл Урбан
  • Карл Фабрициус

Смотреть что такое "Карл Фаберже" в других словарях:

    Петер Карл Фаберже - знаменитый российский ювелир Дата рождения: 30 мая 1846 Место рождения: Санкт Петербург (Россия) Дата смерти: 24 сентября 1920 … Википедия

    Фаберже - неизм. I. м. Стиль очень дорогих ювелирных изделий, использующий эмали глубоких насыщенных тонов или тонких переливов различных оттенков, отличающийся тщательностью отделки, уникальностью конструкторских решений. II. в зн. прил. Такой, как… … Энциклопедический словарь

    Карл - (Carl) Иноязычные аналоги: англ. Carl, Charles Связанные статьи: начинающиеся с «Карл» все статьи с «Карл» … Википедия

    Фаберже (фирма) - Дом Фаберже ювелирная компания, основанная в 1842 году в Российской империи, получившая известность благодаря изготовлению знаменитых яиц Фаберже для русской царской семьи. С 2007 года бренд Фаберже принадлежит компании Fabergé Ltd.… … Википедия

Император Александр III очень любил свою жену, а она – роскошные вещи, особенно ювелирные изделия. Царь баловал ее и часто дарил изысканные подарки. Однажды известный ювелир Карл Фаберже был вызван во дворец и получил срочный заказ. К Пасхе он должен был «сотворить чудо» - сделать необыкновенной красоты яйцо.

Ювелир постарался на славу. Скорлупу сделал из белой эмали, внутри все отработал желтым золотом, а в этот «желток» поместил курочку. Она была сделана из цветного золота. Открывались не только само яйцо и желток, но и курочка. В ней находилась корона, искусно вырезанная из рубина.

Императорская семья была в восторге, а Карл Фаберже получил не только огромную плату – император не поскупился и с лихвой оплатил искусную работу. Дороже денег оказалось звание, дарованное благодарным Александром. «Ювелир Его Императорского Величества» и «Ювелир императорского Эрмитажа» - так отныне называли Фаберже.

Ювелирный дом Фаберже к этому времени был уже хорошо известен. Дальше были награды и мировое признание. «Мастер Парижской гильдии ювелиров» и «Орден Почетного легиона» - ими Фаберже гордился больше всего.

После изготовления первого яйца императрица поручила Карлу каждую Пасху «сотворять» следующее чудо. Всего пасхальных яиц существует 15. Готовила их по эскизам хозяина целая команда мастеров, поэтому термин «яйца Фаберже» в корне неверен. Нет никаких доказательств того, что, кроме первого, они его рук дело.

В ювелирном доме работали такие известные искусники как Михаил Перхин, Август Хольстром, Генрик Вигстром, Эрик Колин. Благодаря ним, изделия ювелирного дама славились на всю Европу.

И выпускала мастерская не только эксклюзивные изделия для императорской семьи и придворных дам. Массовых изделий, то есть штамповок, не было. Каждая вещь, даже обычный «солдатский» портсигар, была сделана идеально.

Были среди изделий Фаберже такие предметы, которые можно назвать «шуткой гения». Один из них – знаменитый натюрморт. В 1905 году Фаберже выставляет «Джентльменский набор». Он представляет собой серый камень, на котором лежит яичница, небрежно брошенная прямо на стол. Рядом с ней стоит обычный граненый стакан, в нем – недопитая водка. Кроме яичницы, есть еще и килька. Возле нее валяется недокуренная папироса.

Обычная, казалось бы, картинка. Но сделана она из драгоценных материалов. Белок яйца – это белый камень, а желток – янтарь. Здесь есть кварц и яшма, стакан и водка в нем выточены из горного хрусталя. Все остальные предметы серебряные.

Необычный натюрморт поразил и эпатировал публику. Может быть, он не был исключением, но такие работы не сохранились.

Ювелиры дома Фаберже изготавливали кулоны и браслеты, кольца и колье, диадемы и статуэтки. Все это было изысканно, красиво и очень дорого. Фаберже богатели, их слава стала поистине всемирной.

Все рухнуло в 1917 году. Революция без жалости сметала все на своем пути, Фаберже не стали исключением. Упустить такой лакомый кусок, как богатейший ювелирный дом, большевики не могли. Экспроприация, разорение, арест и бегство из России. Потом эмиграция и скитания.

В 1920 году Карла Фаберже не стало. Он так и не смог оправиться от потрясений, считал, что Россия пропала и больше никогда ей не стать великой державой.

Не разорение угнетало великого мастера. Деньги – дело наживное. Очень скоро он и его сыновья открыли филиалы во Франции и Англии и жили безбедно. Убивала мысль о Родине и попранной монархии.

У Карла Фаберже было четверо сыновей, они продолжили дело отца, но такой известности, какая была у отца в мире ювелирного искусства, не добились.

Заслуга ювелиров Фаберже в том, что именно им принадлежит честь основания той знаменитой русской ювелирной школы, принципами которой стали обязательное присутствие вкуса и художественной фантазии в любом изделии. Эти принципы и сегодня – основа работы и руководство к действию лучших мастеров.

Карл Фаберже - это один из самых известных российских ювелиров второй половины XIX - начала XX века. Он явился основателем целой династии, производящей драгоценные изделия. Наиболее известными стали яйца Фаберже, изготавливающиеся для членов российской императорской фамилии, а также для обычных покупателей. Его работы стали символом старой дореволюционной России, роскоши, изящества и утонченного вкуса. Работы известного ювелира высоко ценятся не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ранние годы

Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге в мае 1846 года в немецкой семье. Его отец основал собственную ювелирную фабрику в столице империи. Будущий знаменитый ювелир получил очень хорошее образование: он путешествовал по Европе, где изучал дело своего отца: сначала молодой человек обучался в Дрездене, затем - у франкфуртского мастера Фридмана. Позже юноша отправляется пополнять свое образование в южных странах: во Франции и Италии. Будучи еще совсем молодым, в возрасте 24 лет, он стал управляющим фирмы своего родителя.

Работа на императорский дом

Карл Фаберже принял участие во Всероссийской выставке в 1882 году, где его работы заметил император Александр III, который обратился к нему с просьбой сделать пасхальный подарок для его жены Марии Федоровны. Мастер создал яйцо из эмали, внутри находилась цветная курочка, в которую, в свою очередь, была помещена маленькая копия императорской короны и драгоценная цепочка. Такая задумка не была полностью оригинальной: дело в том, что еще в XVIII веке существовали три подобных яйца (находящиеся в Вене, Дрездене и Копенгагене), внутри которых также находились короны. Подарок так приглянулся императрице, что с тех пор Карл Фаберже получил звание придворного ювелира и стал получать регулярные заказы, причем не только от представителей российской императорской семьи, но и от членов иностранных королевских домов.

Ювелирные работы

Знаменитый мастер владел целым концерном, в состав которого входило несколько фирм. Каждая из них отличалась независимостью. Мастера, трудившиеся под началом известного ювелира, были самостоятельны в принятии решений и разработке дизайна украшений.

На разработку эскиза и непосредственное изготовление уходило около года. При этом следует учитывать то обстоятельство, что сам Карл Фаберже, биография которого является предметом настоящего обзора, не всегда являлся непосредственным художником-исполнителем. Его команда была интернациональной: в ней трудились мастера из самых разных стран. За счет того, что в среде работников царила творческая атмосфера, каждое изделие фирмы являлось уникальным и оригинальным, что и было главным условием заказов.

Натюрморт и другие работы

Помимо знаменитых пасхальных яиц, фирма производила и множество других драгоценных вещей, которые отличались изяществом и богатством украшений. Одна из самых известных сохранивших работ - натюрморт, созданный в 1905 году. Он представляет собой изображение яичницы, рюмки водки и недокуренной сигары. Несмотря на простоту выбранного сюжета, авторы подошли очень тщательно к выполнению этого изделия, использовав драгоценные камни (яшму, янтарь, белый камень), минералы (хрусталь, кварц), драгоценные металлы (серебро). Кроме того, фирма славилась производством и простых предметов быта, например медных чарок, наперстков. Но наибольшую известность он приобрел, конечно же, благодаря изготовлению украшений. Помимо производства, он также занимался и хранением дорогих вещей представителей аристократии.

Техника

Ювелир получил европейское признание: в Париже его наградили орденом и присудили почетное звание мастера гильдии. В 1900 году в столице было возведено здание ювелирной фабрики, которое было спроектировано родственником мастера, архитектором К. Шмидтом.

В этом помещении находились мастерские и магазины. Это говорило о том, насколько большое значение приобрела фирма в России. Изделия Карла Фаберже были уникальны по своим техническим характеристикам. Мастер стал основателем нового направления в ювелирном деле, начав применять драгоценные и полудрагоценные камни в работе. Также он стал использовать минералы, для чего в столице через некоторое время даже были основаны камнерезные мастерские. На фабрике изготавливались самые разные произведения: кроме пасхальных яиц, которые получили наибольшую известность, ремесленники изготавливали фигурки людей, животных и цветов. Искусство Карла Фаберже заключалось в том, что он даже из самых практичных и бытовых вещей умел сделать настоящий шедевр. Мастера, работавшие на его фирме, использовали самые разнообразные технические приемы: они овладели искусством обработки цветных и прозрачных драгоценных камней, украшали изделия тонкой и очень дорогой эмалью, а также делали фигурки из многоцветного золота, что, пожалуй, было главной изюминкой в производственном процессе. Так, до сих пор никто не может воспроизвести технику гальошированной эмали - искусство нанесения волокнистых линий на поверхность в виде переплетения различных фигур и контуров. Хотя этот прием был известен очень давно, именно ювелир Фаберже и его работники сумели довести данный процесс до совершенства.

Особенности творчества

Возможно, секрет уникальности каждой вещи заключается в том, что ювелиры фабрики использовали богатую цветовую палитру, которая состояла из 124 оттенков. Благодаря такому разнообразию красок мастера могли делать самые разные узоры в виде елочек, чешуек, причудливых зигзагов. Петер Карл Густавович Фаберже добился европейской известности еще и потому, что никогда не повторялся: каждый его заказчик всякий раз получал уникальную вещицу в подарок.

Жизнь после революции

Когда к власти пришла большевистская партия, все мастерские, магазины знаменитого ювелира были национализированы. В руки новой власти попал весь запас драгоценных камней и готовых изделий. Некоторую часть, впрочем, его старший сын успел вывести в Финляндию. В течение нескольких лет изделия знаменитой фирмы были проданы за бесценок, в первую очередь яйца Фаберже. В конце 1918 года сам мастер под прикрытием покинул страну и уехал в Ригу, так как опасался ареста. После того как советские войска заняли территорию Латвии, он переехал в Германию. Когда в этой стране также произошла революция, он окончательно поселился в Висбадене. По собственным воспоминаниям ювелира, пережитые потрясения сильно сказались на его физическом и психическом состоянии. В 1920 году он умер в Лозанне, куда незадолго перед тем перебрался для лечения больного сердца.

Пасхальные яйца работы 1880-х годов

К сожалению, не все работы знаменитого ювелира сохранились. Одна из них - это изображение курочки, вынимающей из маленькой корзины сапфировое яйцо. Особенность данного изделия состоит в том, что фигуры были отделаны алмазами, граненными в виде роз. Впрочем, по некоторым описаниям, яйцо было сделано из золота.

Также ничего неизвестно и о сюрпризе, который составлял обязательную составляющую яйца. В настоящее время остается загадкой, где находится эта работа, выполненная по заказу Александра III: скорее всего, она была утеряна или находится в частной коллекции. Другое яйцо, созданное для императора, было выполнено в форме бриллиантовых часов. Внутри находился оригинальный сюрприз - это часовой механизм. Само яйцо расположено на изящной подставке. После революции работа известного ювелира была утеряна, а найдена уже в начале нашего века в американской коллекции.

Работы начала 1890-х годов

Пасхальное яйцо, сделанное по заказу Александра III в 1890 году, покрыто светло-розовой эмалью и разделено на несколько секций. Особенностью этого изделия является то, что оно содержит внутренний механизм для раскрытия специальной панели. Кроме того, именно для этого подарка были выполнены миниатюры, изображающие замки и дворцы.

Отдельно следует упомянуть про яйцо, которое не покидало пределов нашей страны. Оно называется «Память Азова». Особенностью данного изделия является то, что оно выполнено в стиле времен Людовика XV. Яйцо покрыто орнаментом рококо, а внутри покрыто красивым зеленым бархатом. Сюрпризом стала небольшая модель российского императорского крейсера.

Другое изделие называлось «Кавказское яйцо». Оно также выполнено в стиле, популярном во времена Людовика XV. На его поверхности имеются четыре окна.

Работа получила такое название потому, что в нем располагались миниатюры с изображением дворца Великого князя на Кавказе, где он жил долгое время.

Изделия середины 1890-х годов

Яйца К. Фаберже могли быть различной формы. Так, одно из них напоминало овальный ларец. Известно, что образцом для этого произведения искусства стала шкатулка для драгоценностей, выполненная еще в XIX веке знаменитым мастером Ле Роем. Однако изделие Фаберже отличается бо́льшей изящностью, так как мастер придал ему яйцевидную форму. О сюрпризе ничего неизвестно, хотя есть предположение, что внутри находилось жемчужное украшение.

Работы времен царствования Николая II

Новый император продолжил традицию своего отца и каждый год дарил пасхальные яйца своей овдовевшей матери и супруге. Одно из первых изделий было сделано с букетом розы. Работа выполнена в стиле неоклассицизма. Сюрпризом стал бутон розы, который покрыт светло-желтой эмалью. Внутри цветка находилась маленькая золотая корона и кулон. К сожалению, оба сюрприза были утрачены. Это яйцо было подарено императором его жене Александре Федоровне: корона означала ее новый титул как императрицы.

Своей матери в память о ее покойном супруге он подарил яйцо, которое считается одним из самых красивых произведений фирмы Фаберже. Оно покрыто темно-синей эмалью и разделено на шесть панелей, на которых выгравированы монограммы Марии Федоровны и ее мужа Александра III. Это было одно из четырех яиц, посвященных памяти этого императора.

Выставки

Музей Карла Фаберже в Санкт-Петербурге расположен в Шуваловском дворце на набережной Фонтанки. Основу коллекции составляют изделия самого знаменитого ювелира; кроме того, в здании находятся произведения русских мастеров декоративно-прикладного искусства. В музее хранятся 4 000 единиц, среди которых, помимо знаменитых пасхальных яиц, - предметы интерьера, столовое серебро, а также работы современников знаменитого мастера - других ювелиров, таких как И. Сазиков, П. Овчинников, И. Хлебников и других. При музее работает экспертный совет, в который вошли специалисты по творчеству Фаберже. Его целью является культурно-просветительская деятельность.

Экспонаты

Выставка Карла Фаберже интересна тем, что она заключает в себе пасхальные яйца, которые пользуются популярностью и известностью во всем мире. В коллекцию входят первое и последнее яйца. Одно из самых известных - это «Коронационное», которое было создано по случаю коронации Николая II и Александры Федоровны.

Сюрпризом изделия была модель кареты, которая была изготовлена еще при Екатерине II. Произведение украшено двумя алмазами, вензелем императрицы, также в нем есть надпись года - «1897». Итак, произведения знаменитого мастера стали настоящим эталоном в ювелирном искусстве. Его произведения имеют большое значение не только для отечественной, но и для мировой культуры. В настоящее время музей Фаберже занимается активной просветительской работой, а также сохранением наследия знаменитого ювелира. В интернете созданы виртуальные туры в 3D-формате, которые позволяют любому желающему ознакомиться как со всеми экспонатами, так и с интерьерами самого дворца, где они расположены.

Начало деятельности фирмы К. Фаберже относится к 1842 году, когда уроженец города Пярну, купец 2-й гильдии Густав Фаберже открыл в Адмиралтейской части Санкт-Петербурга небольшой и довольно скромный магазин с мастерской золотых и бриллиантовых вещей. По происхождению Фаберже были французскими протестантами (гугенотами), покинувшими Пикардию после отмены Нантского эдикта в ХVII столетии. Сначала они переселились в Германию, а затем обосновались в прибалтийской провинции России - Лифляндской губернии. Как и многие другие ювелиры того времени, Густав Фаберже устремился в ювелирную Мекку империи - город Санкт-Петербург. В Северной столице родился его сын - Петер Карл (1846-1920), при котором фирма получила заслуженную славу и популярность.

Карл воспитывался в Петербурге, в немецкой школе «Анненшуле», затем посещал дрезденскую «Хандельшуле», обучаясь коммерции. С помощью друга и сотрудника отца - известного петербургского мастера, финна по происхождению, Петера Хискиаса Пендина - он овладел навыками ювелирного ремесла, после чего совершенствовал свое мастерство у Йозефа Фридмана, владельца фирмы во Франкфурте-на-Майне. Густав Фаберже понимал, что будущий руководитель семейного бизнеса должен получить всестороннюю подготовку, поэтому Карла Фаберже отправили в длительное заграничное путешествие. Он посетил Флоренцию и Париж - исторические центры ювелирного искусства, города-музеи, где смог почерпнуть множество идей, столь творчески претворенных в дальнейшем.

Карл был художником и дизайнером, и целый ряд изделий выполнен по его проектам. Наконец, он был реставратором ювелирных изделий, талантливым исследователем этой изящной сферы искусства. Карла Густавовича не случайно называли «ученым и образованным ювелиром». Он занимался исследовательской и реставрационной работой, изучая и восстанавливая произведения для отделений древностей и драгоценностей Императорского Эрмитажа, причем делал это на протяжении пятнадцати лет совершенно безвозмездно. Он всегда точно определял качество материалов, из которых предметы были изготовлены, и этим во многом способствовал рациональной каталогизации.

В 1872 году Петер-Карл возглавил дело, а благодаря его тонкому художественному вкусу и поразительной энергии фирма стала крупнейшим ювелирным предприятием в России с большим штатом мастеров и художников (более пятисот человек), с современным техническим оборудованием. Но путь к славе был долог и непрост. По-настоящему Карл Фаберже стал известен в 1882 году. Тогда еще «сравнительно молодой, но уже вполне зрелый, первоклассный» ювелир Карл Фаберже участвовал во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, где получил золотую медаль. Особого восхищения публики и знатоков удостоились копии древнегреческих золотых изделий из раскопок в Керчи, хранившихся в Императорском Эрмитаже. Императрица Мария Федоровна, посетившая выставку, приобрела пару запонок в античном вкусе, которые русский мастер делал вслед за знаменитым итальянским ювелиром Кастеллани.

В 1885 году Карлу Фаберже было разрешено именоваться Поставщиком Высочайшего Двора, а через пять лет ему пожаловали звание Оценщика Кабинета Его Императорского Величества, дававшее право беспрепятственного входа во дворцы. Фаберже приглашали для точного определения достоинства, качества и ценности камней, и он никогда не отказывался быть оценщиком при покупках.

Сын Карла Фаберже Агафон постоянно работал в качестве эксперта в Галерее драгоценностей Императорского Эрмитажа, был экспертом при переоценке коронных бриллиантов. Последние два десятилетия XIX века стали временем международного признания фирмы; именно тогда Фаберже приобрел множество почитателей своего таланта за рубежом. Международный дебют на выставке в Нюрнберге в 1885 году принес ему золотую медаль. На Северной выставке в Копенгагене в 1888 году Фаберже также вручили золотую медаль, а кроме того - почетный диплом за представление внеконкурсных изделий. По результатам Северной художественно-промышленной выставки 1897 года в Стокгольме он получил звание Поставщика Его Величества Короля Шведского и Норвежского, а также императорских и королевских домов Европы, Азии и Африки. По общему мнению, именно золотосеребряное и ювелирное дело, которое Фаберже столь достойно представлял за рубежом, было той отраслью художественной промышленности, в которой русские не знали себе равных в Европе.

Фирма, являвшаяся мощным торгово-промышленным предприятием «по производству ювелирных, серебряных и других изделий из металлов и камня», пользовалась известностью и популярностью во всем мире. На Всемирной выставке 1900 года в Париже Карл Фаберже показывал свои вещи вне конкурса и был членом жюри по классу ювелирных изделий вместе с придворным русским ювелиром Фридрихом Кехли и знаменитыми французами - Луи Ококом-младшим, Рене Лаликом, Анри Вевером и Фредериком Бушероном. На выставке экспонировались пасхальные яйца Фаберже, предоставленные царской семьей, миниатюрные копии государственных регалий, украшения, камнерезные изделия и драгоценные цветы в вазочках из горного хрусталя. Несмотря на отдельные критические отзывы адептов стиля Art Nouveau, эти изделия имели огромный успех у парижан и гостей города, съехавшихся со всего света. За свое мастерство Карл Фаберже был награжден высшим французским орденом Почетного легиона и памятной медалью выставки. Разного рода награды получили также его сыновья, «равноправные с отцом распорядители фирмы», и выдающийся ювелир Михаил Перхин - создатель пасхальных яиц.

Фирма Фаберже имела филиалы в Москве (с 1887 года), Одессе (с 1900 года), Киеве (в 1905-1910 годах) и Лондоне (с 1903 года). Основное ювелирное производство, главный магазин и контора помещались в собственном доме Карла Фаберже, построенном в 1900 году в аристократическом районе Петербурга, на Большой Морской улице. В доме был установлен сейф-лифт берлинской фирмы «C.Я. Арнхейм», в нем товар из мастерских, находившихся на верхних этажах, доставляли в торговые залы на первом этаже. У Фаберже хранили свои драгоценности многие представители петербургской элиты, например, прима-балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская - подруга юности наследника престола Великого Князя Николая Александровича (будущего царя Николая II). Она вспоминала, что дома держала лишь мелкие предметы, а крупные ценные бриллиантовые вещи, большей частью исполненные фирмой Фаберже, - в сейфе дома на Большой Морской. Кшесинская не брала украшения с собой в зарубежные турне: фирма страховала их и сама переправляла за границу. Так, к моменту приезда балерины в Лондон ее украшения уже были доставлены в английскую столицу и находились в магазине лондонского филиала фирмы. Кшесинская называла по телефону только номер вещи (в целях конспирации), и агент-детектив от Фаберже привозил нужную драгоценность в отель или в театр, оставаясь при этом весь вечер поблизости.

По заказам фирмы работали лучшие петербургские ювелиры. Пальму первенства можно отдать Михаилу Перхину, крестьянину из Олонецкой губернии; в его мастерской до 1903 года создавались императорские пасхальные яйца. Преемником Перхина стал Генрик Вигстрем, под руководством которого продолжали делать пасхальные шедевры. Ведущим мастером-серебряником фирмы был Юлий Раппопорт. Мастерская Стефана Вякевы специализировалась на изготовлении серебряной посуды и столовых приборов. Эрик Коллин, Эдуард Шрамм, Вильгельм Раймер, Август Хольминг, Габриэль Ньюкканен, Андерс Михельсон и Теодор Ринге создавали в основном небольшие золотые и серебряные ювелирные изделия. В фирме работали художники-миниатюристы В. Зуев, С. Соломко, Е. Якобсон, скульпторы Б. Фредман-Клюзель, ученик Огюста Родена Т. Залькалнс (Гринберг), Луиджи Буцци, Елена Илинская-Андреолетти, Г. Савицкий и другие. С Фаберже сотрудничали знаменитые художники и архитекторы - В. Серов, Ф. Шехтель, А. Бенуа, К. Крыжицкий. Карл Густавович был награжден различными российскими и иностранными орденами, а в 1910 году ему пожаловали звание мануфактур-советника и придворного ювелира.

Карл Густавович Фаберже имел многочисленные награды, а также награжден орденами св. Станислава 2- ой и 3 -й степеней, св. Анны 2-й степени, золотой медалью на Станиславской ленте (за выставку 1882 года в Москве), болгарским орденом "За гражданские заслуги" и французским орденом Почетного легиона (1900). 1 ноября 1890 года ему было пожаловано почетное гражданство, а1 января 1910 года по просьбе его четырех сыновей Карлу Фаберже было пожаловано звание мануфактур - советника.

С большими сложностями Карл Фаберже столкнулся во время Первой Мировой войны. Многих его мастеров, включая самых лучших, исполнявших Высочайшие заказы, взяли на военную службу и на казенные заводы. При этом фирма продолжала и с неимоверными трудностями производить свой обычный ассортимент, и должна была работать на оборону, выпуская знаки и награды для офицеров, солдат и членов их семейств, медные изделия для солдат с военной символикой, а также шприцы для армии и втулки для скорострельной артиллерии. После Октябрьского переворота фирма К.Фаберже прекратила свою деятельность. Новая власть уничтожила и главных клиентов фирмы Фаберже - царскую семью, и само предприятие, владелец которого покинул Родину в 1918 году под видом курьера английского посольства. Через два года Карл Густавович скончался в Лозанне и был похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Библиография:

1 - Татьяна Мухина «Шедевры Фаберже из собрания фонда «Связь времен». - М.: АртЮнит, 2009. - 224 c.; Музей Фаберже. http://fabergemuseum.ru/ru/collection/faberge

2 - Династия Фаберже. Краткие биографии. Русский национальный музей. http://www.rnm.ru/index.php?id=111&n=3

Заявитель: санкт-петербургское отделение «Деловой России»



Рассказать друзьям