Расходование средств пф рф. Порядок формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ПФР наделен широкими правами по контролю за документаци­ей, необходимой при назначении, перерасчете и выплате пенсий обязательного страхового обеспечения. Кроме того, он осуществля­ет управление средствами бюджета Фонда и контроль за их расходо­ванием в соответствии с Федеральным законом «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхова­ния) в Российской Федерации». Порядок формирования и расходо­вания средств обязательного пенсионного страхования определяется законом об обязательном пенсионном страховании.

В деятельности системы обязательного пенсионного страхова­ния огромную роль играет разработка формирования бюджета ПФР. Доходы бюджета Фонда формируются за счет:

· страховых взносов, которые представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, дающие право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию;

· средств федерального бюджета, которые согласно п. 2 ст. 17 Закона об обязательном пенсионном страховании состоят из средств на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», вклю­чая, в частности, средства на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им воз­раста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном законом, а также средст­ва, образовавшиеся за счет превышения сумм поступления единого социального налога в части, зачисляемой в федераль­ный бюджет, над расходами на финансирование выплаты ба­зовой части трудовой пенсии.

Доходными статьями бюджета ПФР считаются суммы пеней и иных финансовых санкций, а также средства от размещения (инве­стирования) временно свободных средств обязательного пенсионно­го страхования и добровольных взносов юридических и физических лиц, уплачиваемых помимо обязательных платежей. Возможны и иные поступления, не запрещенные законодательством.

С точки зрения правового регулирования расходования средств ПФР они делятся на две части. Одну из них составляют средства бюджета Фонда, имеющие строго целевое использование. Распре­деление средств другой части регламентируется особым порядком в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страхова­нии. Это связано с тем, что средства, пополняющие доходы ПФР за счет отмеченных выше источников, не предсказуемы, во мно­гом случайны, а поэтому неустойчивы и закреплять их в роли ис­точников финансирования устойчивых потребностей было бы не­целесообразно.

Статья 18 Закона об обязательном пенсионном страхованиии включает в качестве устойчивых направлений расходования средств ПФР выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребе­ние умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; средства на доставку пенсии, выплачиваемых за счет средств бюджета Фонда; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей дея­тельности страховщика; средства на иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. В нем также подчеркивается второстепенность другой группы воз­можных доходов ПФР. Расходы по этой группе разрешены лишь после того, как профинансированы основные обязательства по вы­плате трудовых и социальных пенсий и пособий, а также осуществ­лены расходы, связанные с выплатами пенсий и пособий. Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, мо­гут быть профинансированы только после внесения в законодатель­ном порядке изменений в указанный бюджет.

Пенсии и иные социальные выплаты финансируются из государственного бюджета, который утверждается заранее. В сентябре 2018 года был утверждён и подписан бюджет Пенсионного фонда на трехлетний период: 2019-2021 гг. Рассмотрим, какие расходы запланированы правительством на содержание пенсионеров, и будет ли дефицит денежных средств.

Что нужно знать о бюджете ПФР

Начнем с азов. Пенсионный фонд России - это социально значимая структура, появившаяся в стране в 1990 году. По своей форме, фонд является государственной внебюджетной структурой, предназначенной для соблюдения и учёта законных прав россиян по получению пенсионных выплат.

Общие положения

Бюджет ПФР утверждается Государственной думой с учётом сбалансированного оборота денежных средств и финансовой отчетностью. Основные характеристики бюджета ПФР на трехлетний срок утверждены ст.1 Федерального закона № -ФЗ, который регулирует оборот бюджетных средств фонда на запланированный финансовый период.

Здесь указываются прогнозируемые поступления, запланированные расходы и возможный дефицит денежных средств.

Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Запланировано ли увеличение пенсионных выплат


Это одна из основных статей расходов Пенсионного фонда. В частности, в бюджет заложены расходы на ежегодное увеличение пенсионных выплат за счёт проводимой индексации. В частности, запланированное ежегодное повышение пенсий составляет порядка 1 000 рублей. Таким образом, правительство предполагает установить пенсионные выплаты на уровне 20 000 рублей в месяц уже к 2024 году. Эти бюджетные расходы утверждены.

Что ожидает материнский капитал

Также будет увеличиваться с учётом индекса роста потребительских цен на отдельные категории товаров. Приведём процесс прогнозируемого повышения размера маткапитала в конкретных цифрах:

  • 2019 год - 453 023 руб;
  • 2020 год - 470 241 руб;
  • 2021 год - 489 051 руб.

Отсюда следует, что индексация средств материнского капитала запланирована и утверждена правительством.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Характеристики бюджета ПФР 2019-2021 гг.

Учитывая запланированную реформу и повышение возраста выхода на пенсию, бюджет Пенсионного фонда спланирован с учётом внесённых изменений в действующее законодательство. Рассмотрим, как это будет происходить на практике.

Будет ли дефицит бюджета


Да, будет. По предварительной оценке, дефицит бюджетных средств составляет порядка 23 миллиардов рублей. Отметим, что дефицит ожидаемый, и вызван направлением части денежных средств для финансирования накопительной части пенсии.

С учётом этих особенностей, профицита бюджета ПФР в утверждённом трехлетнем периоде не ожидается.

Соблюден ли баланс по части доходов и расходов

В общих чертах, баланс в распределительной части соблюден. Предполагаемые поступления на счета фонда составляют 8.6 триллионов рублей, что на 104.2% больше, чем в 2018 году. Запланированные расходы - 8.6 триллионов рублей, средства освоены в полном объёме, и расходы не превышают прогнозируемых финансовых поступлений.

Страховые взносы


Поступление взносов обязательного пенсионного страхования прогнозируется с учётом актуального тарифа в 22%, который отчисляют работодатели в отношении своих сотрудников. Кроме этого, учитывается 10-процентная надбавка за превышение установленной величины страховой базы.

Материальное обеспечение социальных выплат

Эта категория выплат финансируется из средств Федерального бюджета, и на 2019 году, размер поступлений составит 3.3 триллиона рублей. Отметим, что в эту сумму входит и 1.9 триллиона рублей, которые пойдут на выплаты страховых пенсий.

Индексация страховых пенсий

Уточним, что индексация страховых пенсий произойдёт уже в январе 2019 года, и увеличение выплат произойдёт на 7.05%. Именно за счёт этого повышения предполагается ежегодное повышение пенсионных выплат на 1 000 рублей. Нужно отметить, что тенденция к повышению сохранится в течение всего 3-летнего периода. В частности, в 2020 году, пенсия вырастет ещё на 6.6%, а в 2021 - на 6.3%.

В проекте бюджета заложена и индексация социальных пенсий. Такие выплаты получают неработающие пенсионеры, которым не хватило стажа или пенсионных баллов. Повышение произойдёт в апреле 2019 года, и соцпенсии вырастут на 2.4%.

Будут ли приняты предложения президента

Для смягчения проводимой пенсионной реформы, президентом страны было внесено ряд поправок, которые были учтены при формировании бюджета в полном объёме. Сюда можно отнести ряд социальных гарантий для предпенсионеров и возможность оформления пенсии на полгода раньше.

Обеспечение социальных гарантий


Все предусмотренные законодательством выплаты и пособия будут производиться в полном объёме без каких-либо изменений. Сюда можно отнести социальную доплату пенсионерам, которые получают пенсию в размере ниже прожиточного минимума, установленного в отдельно взятом регионе. Кроме этого, можно отметить повышение пенсий работающим пенсионерам за счёт увеличения стоимости индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Кроме этого, из бюджета будет выделено 26 200 000 рублей для единовременной выплаты пенсионерам. Размер ЕДВ составит 5 000 рублей, и рассчитывать на её получение могут граждане:

  • получающие пенсию по возрасту;
  • пенсионеры из числа военнослужащих и сотрудников МВД;
  • потерявшие кормильца семьи;
  • инвалиды.

Пенсионный фонд России (ПФР) является самостоятельным финансово – кредитным учреждением, созданным в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, подотчетен Правительству РФ и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 2122-1 и введен в действие с 1 января 1992 г.

В основные задачи Пенсионного фонда России входят:

Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР,

Организация работы по взысканию с работодателей и граждан,виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца,

Капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц,

Межгосударственное и международное сотрудничество России по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве - где бы человек не жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Бюджет пенсионного фонда в основном образуется из страховых взносов субъектов пенсионного страхования. Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФР в городах и районах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-ти дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного фонда.

Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:

Страховых взносов;

Средств федерального бюджета;

Сумм пеней и иных финансовых санкций;

Доходов от размещения (инвестирования) временно свободных

средств обязательного пенсионного страхования;

Добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

Ассигнований из федерального бюджета,выделяемых на выплату пенсий и пособий и приравненных к ним выплат военнослужащим и членам их семей;

Иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

Выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

Доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

Иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме.

Указанные средства расходуются в следующем порядке: на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии; на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом.

Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Пример расчета пенсии приведен в приложении 12 (на 3 листах).

Тариф страховых взносов установлен в зависимости от возраста и годового дохода каждого отдельного работодателя. (Приложения 13,14, 15,16)

Под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи по единому социальному налогу в пенсионный фонд, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

Сумма единого социального налога (взноса) исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по единому социальному налогу, в части подлежащей зачислению в Пенсионный фонд страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Сумма взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Уплата единого социального налога в части, подлежащей зачислению в пенсионный фонд РФ осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации согласно кодов бюджетной классификации:

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии зачисляются на код 1010610;

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии зачисляются на код 1010620;

Единый социальный налог, в доле подлежащей зачислению в Пенсионный фонд зачисляется на код 1010510;

Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В связи с тем, что с 01.01.2001г. обязанность по сбору и контролю за поступлением средств во внебюджетные социальные фонды возложена на налоговые органы – МРИ МНС РФ №3 по Инзенскому, Базарно-Сызганскому району за 2001год мобилизовано платежей в Пенсионный фонд РФ с учетом имеющейся недоимки.

· го­сударственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца);

· пенсий по инвалидности, военнослужащим; компен­сации пенсионерам;

· материальной помощи престарелым и инва­лидам;

· пособий: на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям;

· на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита;

· пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и др. выплаты.

За счет средств Пенсионного фонда РФ финансируются также различ­ные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионе­ров, детей и осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наи­больший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда РФ.

Система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепочку, состоящую из целого ряда звеньев – от назначения до выплаты пенсий. Это региональное отделение пенсионного фонда – банк- управление социальной защиты населения субъекта РФ – районный (городской) орган соцзащиты-почта (Сбербанк) - пенсионер. Назначением пенсии занимаются органы социальной защиты граждан, а финансирование выплат пенсий возложено на органы ПФ РФ.

Однако одна из фундаментальных проблем современной пенсионной системы России связана с низким соотношением численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами. Эта величина определяет финансовую устойчивость всей пенсионной системы, построенной на распределительном принципе. Прогнозы роста числа пенсионеров в России, а также низкий уровень обеспеченности пенсионеров в нынешний момент определили необходимость Пенсионной реформы.

33. Практически все участники медицинской, медико-производственной деятельности в той или иной степени вовлечены в рыночные отношения, представлены на рынке товаров и услуг. Коммерческие организации, предприниматели непосредственно связаны с рынком, продавая на нем результаты своей деятельности и приобретая необходимые ресурсы. Но и государственные по форме собственности медицинские организации, и даже государственные учреждения не избавлены от участия в рынке медицинских товаров и услуг, так же как и СМО. Если государственный заказ медицинским организациям или заказ на предоставление медицинских страховых услуг предоставляется на конкурентной основе, с применением торгов, то и здесь налицо рыночные отношения. Индивидуальные потребители медицинских товаров и услуг напрямую участвуют в рыночных отношениях, избирая производителя, продавца и оплачивая приобретаемые блага. Но и потребители товаров и услуг, оплачиваемых из бюджетных средств, внебюджетных, страховых фондов, косвенно участвуют в рынке медицинского продукта, будучи его потребителем.


1. О некотором ухудшении самочувствия населения за последнее время: четверть населения фиксирует состояние своего здоровья как неудовлетворительное; мужчины оценивают состояние своего здоровья с большим оптимизмом, чем женщины; чем старше человек, тем хуже самооценка состояния здоровья; чем выше уровень образования, тем выше самооценка состояния здоровья; наиболее высоко состояние своего здоровья оценивают предприниматели и коммерсанты, наиболее низко - пенсионеры; среди оценивающих свое здоровье по субъективным ощущениям как хорошее большой процент принадлежит безработным; среди жителей наибольшее число оценивающих свое здоровье как хорошее и наименьшее из тех, кто оценивает свое здоровье как неудовлетворительное, составляют жители сельской местности; хорошим здоровье своих детей находят только 10% родителей.

2. Несмотря на то, что частота обращений за медицинской помощью в государственные медицинские учреждения снижается, она остается достаточно высокой и зависит, прежде всего, от состояния здоровья населения. Что можно объяснить, в частности, утратой доверия к медицинским службам государственных учреждений.

3. Женщины значительно чаще, чем мужчины, обращаются за помощью в медучреждения; частота обращения к врачу возрастает пропорционально возрасту, особенно резко - после 50 лет; лица с высшим образованием предпочитают обращаться к врачу один-два раза в год, лица со средним и средним специальным образованием посещают медучреждения несколько реже, почти треть из них - меньше одного раза в год; с незаконченным средним и начальным образованием - ежемесячно или раз в полгода; место жительства влияет на частоту посещений, но зависимость здесь не связана с размерами населенного пункта и числом имеющихся в нем лечебно-профилактических учреждений, как можно было бы предположить на первый взгляд; по социальному статусу на первом месте по частоте и регулярности обращений в медучреждения стоят пенсионеры, на втором - работники бюджетной сферы, на третьем - инженерно-технические работники и служащие, на четвертом - рабочие, на пятом - безработные и на шестом - предприниматели и коммерсанты; лица, имеющие страховой полис, обращаются в медучреждения значительно чаще тех, кто его не имеет; число родителей, обращающихся к врачу за помощью своим детям, составляет две трети от общего числа родителей, имеющих несовершеннолетних детей.

4. Большинство населения уровнем медицинской помощи не удовлетворено. В наибольшей степени неудовлетворенность населения вызывает невнимательность со стороны медперсонала, на втором месте - организация приема пациентов, на третьем - качество медицинского обслуживания, на четвертом - квалификация врачей. Однако с жалобами обращается лишь незначительная часть населения. Жаловаться на врача или лечебно-профилактическое учреждение больной может только в том случае, если он имеет полную возможность больше к нему не обращаться. Большинство такую возможность имеет не всегда по объективным и субъективным причинам. Следовательно, в настоящее время ОМС в большой степени занимает положение лишь дополнительного внебюджетного источника финансирования, а права застрахованных реализуются еще не в полном объеме.

5. В различные платные медицинские учреждения обращается небольшая группа людей, имеющих доход значительно выше прожиточного минимума, причем некоторые из пациентов идут на это, ограничивая потребление продуктов питания и других товаров первой необходимости. Таким образом, в настоящее время платная медицина исчерпала возможности населения и может иметь будущее лишь при дальнейшем подъеме экономики. А поскольку государственное финансирование здравоохранения осуществляется не всегда в адекватном объеме, то в этих условиях система ОМС становится безальтернативной.

6. Низкая заработная плата врача, а также сохранение единой тарифной сетки в условиях рынка привели к возникновению нелегального рынка медицинских услуг с расценками, складывающимися на основе рыночной конъюнктуры.

34.Структура рынка – это внутренне строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.

Рыночная система в целом характеризуется богатой и сложной структурой, для характеристики которой используют разнообразные критерии, позволяющие расчленять рыночную систему.

Структуру рынка классифицируют по различным критериям , важнейшими из которых являются следующие.

1. По экономическому назначению - рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.

2. По географическому положению - местный, региональный, национальный и мировой.

3. По степени ограничения конкуренции - монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

4. По отраслям - автомобильный, зерновой и т. п.

5. По характеру продаж - оптовый и розничный.

6. По специфике функционирования рыночного механизма и полноте реализации его регулирующих функций : неразвитый, свободный (совершенный), регулируемый, деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения в нем носят случайный характер; обмен товарами и услугами - товарный (бартерный); функции рыночного механизма сводятся к дифференциации членов общества и созданию системы стимулов.

Свободный (совершенный) рынок предполагает неограниченное число участников рыночных отношений, свободную конкуренцию между ними; возможность осуществлять любую хозяйственную деятельность; абсолютную мобильность факторов производства; неограниченную свободу передвижения капитала; наличие у каждого участника полной информации о рынке; производство однородных товаров; невозможность влиять на решения конкурентов неэкономическими методами; невозможность влиять на цены. В условиях свободного рынка рыночный механизм выступает единственным регулятором экономических и социальных процессов.

В условияхрегулируемого рынка наряду с рыночным механизмом регулирующие функции выполняет государство. Регулируемый рынок - это результат гуманизации общества. Государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.

Деформированный рынок существует в условиях командно-административной системы хозяйства. Важнейшими чертами деформации рынка выступают: отсутствие многообразных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; натуральное распределение факторов производства; монополизм производителя и торговца; несбалансированность спроса и предложения; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики и др. Регулирование экономики в условиях деформированного рынка осуществляется государством путем централизованного, директивного планирования.

Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного воспроизводства. Поэтому функциональная структура обязательно предполагает наличие трех его основных сегментов : рынка товаров и услуг, рынка капиталов и рынка рабочей силы.

Каждый из этих рынков имеет свою специфическую структуру. Так, рынок товаров и услуг распадается на множество специализированных рынков (рынок обуви, продуктов питания, туристических услуг и т.д.); рынок капиталов - на рынок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок рабочей силы - на рынок квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, рынки по отдельным специальностям.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.

См. также: Субъекты рынкаФункции рынка

Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции :

· облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;

· повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка;

· организует оформление рыночных отношений;

· облегчает экономический и юридический контроль.

Принято различать инфраструктуру трех рынков : товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.

Таким образом,основными элементами классической рыночнойинфраструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки .

Спрос и предложение (сущность которых будет рассмотрена в следующих темах) играют существенную роль в механизме функционирования рыночной экономики, который представляет собой способ взаимосвязи элементов рыночной структуры, обеспечивающий выполнение ими своих функций. Например, элементами рыночной структуры являются деньги, товар, кредит, цена и т. д. Механизм функционирования рыночной экономики должен обеспечивать деньгами, товарами, кредитом и так далее выполнение их функций, а деньги быть всеобщим эквивалентом, мерой стоимости и средством обращения. Если для покупки товара кроме денег нужен еще талон или купон, то деньги, по существу, уже не выполняют в должной мере функции всеобщего эквивалента и не являются полноценными деньгами. Товар, который, например, произведен промышленным предприятием и поступает не на рынок, а прямо обменивается на сельхозпродукцию для рабочих завода, является полноценным товаром и т. д.
Нормально функционирующий механизм рыночной экономики создает условия для действия законов стоимости, спроса и предложения и др. С его помощью решаются три основные проблемы организации хозяйства: что, как и для кого производить.
Первая проблема: что производить, какие товары, в каких количествах (больше выпускать, например, продуктов питания и меньше станков или больше сметаны и меньше молока)?
Вторая проблема: как производить, с помощью какой техники,
технологии (в частности, электроэнергию, можно получать с помощью тепловых, атомных, гидростанций и т. п.)?
Третья проблема: для кого производить, кто будет покупать и потреблять продукцию (если, например, производятся детские коляски, то нельзя рассчитывать на то, что их будут покупать для себя пожилые люди)?
В рыночной экономике эти проблемы решаются с помощью рыночного механизма, важнейшими составляющими которого являются спрос и предложение.

35. Переход к рыночным отношениям поставил вопрос о ценообразовании во всех областях народного хозяйства на одно из первых мест. Говоря о цене на товар в системе здравоохранения, мы имеем в виду цену на медицинскую услугу, которая в полной мере наделена товарными свойствами.

Посредством рыночного механизма продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых благ. Следовательно, спрос, предложение и цена являются главными элементами экономических отношений на рынке.

Рынок медицинских услуг обладает следующими характеристиками:

Число продавцов ограничено, существует ограничение входа на рынок;

Неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность;

Несовершенная информированность покупателей о рынке услуг;

Невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества;

Наличие большого числа государственных или частных бесприбыльных организаций;

Для реализации товара в большинстве случаев требуется компетентный посредник, который и оплачивает значительную часть медицинской услуги.

Таким образом, рынок медицинских услуг в большей части можно отнести по структуре к рынку монополистической конкуренции и монополии.

Бюджетное здравоохранение является примером монопсонии на рынке медицинских услуг, когда уровень цен, по которым приобретаются медицинские услуги, определяется не реальными издержками производителей услуг, которые никто не считает, а платежеспособностью государства и его представлениями о ценности такого блага, как здоровье граждан.

Таким образом, можно убедиться, что особенностью российского рынка медицинских услуг является то, что он представляет собой прочный сплав монополии и монопсонии, когда практически все медицинские работники и лечебно-профилактические учреждения подведомственны Министерству здравоохранения. При этом государство, будучи монополистом, диктует еще и явно невыгодные условия финансирования подчиненных ему структур, не обеспечивая даже покрытия их реальных издержек.

Пациент в такой системе одинок и абсолютно бесправен.

Поэтому целью реформы здравоохранения является постепенное превращение российского рынка медицинских услуг сначала в «рынок продавца», когда большей рыночной властью обладают продавцы (диктуют покупателю свои условия, навязывают товары (услуги) и цены на них), а затем в «рынок покупателя», когда центральной фигурой, определяющей положение медицинских услуг и их цену, станет потребитель-пациент.

На пути к этому одной из первоочередных задач является определение юридического и экономического статуса медицинских учреждений и обеспечение их финансирования, исходя, как минимум, из реальных затрат на производство оказываемых населению медицинских услуг. Финансирование на уровне реальных затрат обеспечит финансовую устойчивость медицинских учреждений страны, позволит им перейти от решения проблем выживаемости к проблемам повышения качества оказания медицинских услуг.

При рассмотрении рынка медицинских услуг необходимо обратить внимание на факторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг, главным из которых является цена. При этом цены можно разделить на следующие три группы:

1 группа - высокие цены (первая цена) на услугу отражают ее уникальность, технологическую патентную защищенность, отсутствие на начальном этапе спроса (рынка спроса);

2 группа - низкие цены (цена прорыва или проникновения) на услугу, отражает простоту технического и технологического решения, низкие затраты, высокий и стабильный спрос, прочное финансовое положение фирмы;

3 группа - экспериментальные цены (когда подобного товара нет на рынке), отражают новизну функционального назначения, отсутствие данных о возникновении рынка сбыта и ценах.

медицинский услуга маркетинг ценообразование

Выбрав рынок, разбив его на сегменты, оценив привлекательность каждого, необходимо для целевого сегмента разработать комплекс маркетинга - набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.

Варианты ответных реакций: сделать известной фирму (товары) среди определенного количества потребителей; завоевать установленную программой маркетинга рыночную долю; повысить объем продаж и т.д.

Многочисленные возможности маркетингового воздействия на рынок, объединяются в комплексе маркетинга в 4 основных элемента (инструмента): товар, цена, сбыт, коммуникации.

Товар - продукт труда, произведенный для продажи. Товаром в этой сфере являются услуги на рынке медицинских услуг, что означает, что труд в данном случае оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности.

Формирование бюджета ПФР, согласно пункту 1 статьи 17 происходит за счет:

  • средств государственного бюджета;
  • пеней и других денежных санкций;
  • прибыли от инвестирования временно свободных средств ОПС;
  • самостоятельных взносов физических и юридических лиц на добровольной основе;
  • резервных средств на выплату накопительной пенсии;
  • накопленных средств назначенных для выплаты срочной пенсии застрахованному лицу;
  • других источников, разрешенных законодательством РФ.

Сформированные денежные средства обязательного пенсионного страхования , хранятся на счетах территориального отдела Федерального казначейства в подразделениях Центробанка России , для учета операций с денежными средствами бюджета Пенсионного фонда.

Плательщики страховых взносов

Страховые взносы уплачиваются в Пенсионный фонд плательщиками (обычно страхователями), в денежном и натуральном эквивалентах в пользу работников, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение. Плательщиками могут быть :

  1. Юридические лица (работодатели в России и иных государствах, а так же их филиалы).
  2. Иностранные предприятия, ведущие деятельность в России.
  3. Индивидуальные предприниматели и граждане, занимающиеся традиционными промыслами, ремеслом, художеством.
  4. Крестьяне и фермеры (имеющие собственное хозяйство).
  5. Индивидуальные предприниматели, проживающие в России, независимо от гражданства, оформляющие трудоустройство по договору.
  6. Граждане, официально трудоустроенные по договорам, получающие вознаграждения.

В денежной форме страховые взносы начисляются на все виды оплаты трудовой деятельности, из которых исчисляется пенсия, даже вознаграждения за выполненную работу, на основании договоров подряда и поручения.

Платежные поручения на перечисление страховых взносов и на выплату зарплаты, работодатели должны представлять одновременно. Если срок уплаты истек, то не предоставленная сумма считается недоимкой (выявленной суммой задолженности), которая будет взыскана с учетом пени, за каждый день просрочки.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

Согласно пункту 2 статьи 17 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» , в состав средств государственного бюджета входят межбюджетные трансферты , как финансовая помощь бюджетам ПФР субъектов России:

  • на материальное обеспечение валоризации (повышения) пенсионного капитала;
  • на компенсацию недостающих доходов бюджету ПФР (из-за понижения тарифов на взносы);
  • на покрытие расходов на выплату страховой пенсии , при зачете в стаж следующих периодов: призывная военная служба, отпуск по уходу за ребенком, ухода за инвалидом, пребывание с супругами по месту службы;
  • на осуществление прав отдельных категорий граждан на установление страховых пенсий, в соответствии с законом от 06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» ;
  • на обязательное пенсионное страхование (в том числе для назначения досрочной пенсии);
  • на материальное обеспечение выплат социального пособия для погребения умерших, получавших страховую пенсию.

Средства из бюджета рассчитываются и распределяются в порядке, установленном законом от 21.03.2005 N 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета» .

Также на выплату государственных пенсий по выслуге лет и по другим основаниям, а также на выплату отдельным категориям граждан ЕДВ , ДЕМО, пособия на погребения и другие пособия средства поступают в ПФР за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Устанавливаются они и распределяются на основании Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ» , принимаемого каждый год.

Расходы Пенсионного фонда РФ

Расходы средств бюджета Пенсионного фонда РФ при исполнении возложенных на него функций осуществляются за счет средств государственного бюджета и компенсируются в случаях неуплаты страховых взносов плательщиками или дефицита бюджета на очередной финансовый год.

За нецелевое распределение и расход денежных средств из бюджета ПФР, устанавливается ответственность в соответствии с российским законодательством.

Расходы бюджета ПФР реализуются на основании сведений о численности получателей установленных видов пенсий и их размеров, а расходы на выплату страховых пенсий, финансируемых за счет страховых платежей, осуществляются с учетом положений закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» .

Выплата и доставка страховых пенсий

В соответствии со ст. 18 закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» средства из бюджета ПФР направляются на:

  1. выплату согласно законодательству РФ и международным договорам РФ страхового обеспечения по ОПС, перевод денежных средств в сумме, равнозначной сумме пенсионных накоплений застрахованного лица, в выбранный им НПФ для формирования накопительной пенсии ;
  2. доставку пенсий, назначенных со средств бюджета ПФР;
  3. финансовое содержание и материальное и техническое обеспечение текущей деятельности страховщика;
  4. оплату гарантированных взносов в фонд на основании закона от 12.2013 № 422-ФЗ ;
  5. другие цели, согласно законодательству РФ по обязательному пенсионному страхованию.

Не предусмотренные бюджетом ПФР расходы на текущий год, могут реализовываться строго после внесения изменений в этот бюджет, в установленном порядке.

Федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда

Ежегодно, начиная с 1992 года, Правительство РФ издает Федеральные законы на будущий год, а также планирование на два последующих года (плановый период), после чего издается Федеральный закон об исполнении бюджета за отчетный финансовый год.

В конце 2015 года, Президентом России был подписан Федеральный закон от 14.12.2015 № 364-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год» , который определяет основные источники финансирования дефицита и устанавливает главных администраторов доходов бюджета ПФР. В данном законе учтены расходы на выплату пенсий, социальных пособий и семейного (материнского) капитала. В общем, планируемый объем расходов составлял примерно 7,7 миллиардов рублей .

В скором времени будет принят закон о бюджете Пенсионного фонда РФ на 2017 года и планируемый период 2018-2019 гг. При нем прогнозируемый объем доходов составляет 8 363 498 млн руб., а общий объем расходуемых средств - 8 583 930 млн руб.

Дефицит в 2015 и 2016 году

Очевидно, что с каждым годом, доходов Пенсионного фонда от страховых платежей не хватает на покрытие его расходов, поэтому для выплаты пенсий гражданам бюджету Фонда необходимы дотации из государственной казны.

  • В 2016 году дефицит бюджета составляет около 0,8 триллионов рублей .

    При увеличении страховых взносов на 5.5%, по прогнозам главы Пенсионного фонда России, дефицит будет увеличиваться, это связано с понижением фонда оплаты труда, поскольку фонд зарплаты будет расти по минимальному значению инфляции, а значит, роста практически не будет.

  • Так, к 2017 году , дефицит может увеличится к 1,1 триллионов рублей .

В соответствии с нынешней ситуацией, важно отметить, что основной проблемой дефицита бюджета ПФР , является его значительный ежегодный рост . Для решения данной проблемы Министерством Финансов было предложено увеличение пенсионного возраста и сокращение выплаты пенсии (для работающего населения), однако такую попытку сэкономить государство на данный момент не поддержало.

Государство Российской Федерации нашло решении в создании резерва бюджета ПФР , поскольку это обеспечит финансовую стабильность системы ОПС . Порядок формирования и расходования средств этого резерва определяется законодательством, согласно статье 19 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Прогноз расходования средств на 2017 год

Проект государственного бюджета на 2015-2017 годы формировался с учетом программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, реализуемая в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» . Такая программа предусматривает софинансирование за счет средств ФНБ, передаваемых в бюджет ПФР в пользу застрахованного гражданина, который выплачивал дополнительные страховые платежи на накопительную пенсию. Соответственно, в зависимости от заинтересованности населения в добровольном пенсионном страховании и к программе софинансирования, объем ассигнований государственного бюджета значительно увеличится.

Сейчас уже запланирован дефицит бюджета на 2017 год в 220 432 млн. рублей. Также в нем не закладывается индексация пенсий для работающих пенсионеров и прекращение моратория на формирование накопительной пенсии до 2019 года.

Ранее планировалось, что дефицит бюджетных средств Пенсионного фонда РФ уже в 2017 году может увеличиться до 1,1 трлн рублей , что на 0,3 трлн больше, чем в 2016 году. Об этом сообщал Антон Дроздов в ходе экономического форума, который был проведен в СПб.

Долгосрочно низкая зависимость от финансовой помощи из федерального бюджета до сих пор является актуальной задачей государства, таким образом, дальнейшие меры будут направлены на обеспечение устойчивого баланса в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заключение

По предварительным прогнозам, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации будет все больше нуждаться в поддержке от государства , и его дефицит будет набирать обороты. Такой неблагоприятный прогноз обусловлен ухудшением экономической обстановки в стране, снижения стоимости рубля, созданием новой пенсионной реформы и другими факторами.

Государство пытается усиленно стимулировать граждан к добровольному и самостоятельному увеличению пенсионного возраста, взамен предлагая увеличение накопительной и страховой пенсии и возможность государственного софинансирования накопительной пенсии, на выгодных для гражданина условиях.

Политика государства в ежегодном сбалансировании бюджета Пенсионного фонда эффективно помогает избежать большего уровня дефицита и предугадывает возможные неблагоприятные ситуации.



Рассказать друзьям