Не обращает внимание на других детей. Почему ребенок игнорирует любые ваши слова? От погремушки до конструктора

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

После этого на меня обрушилась лавина писем с ответами на этот вопрос. И они продолжают поступать:).

Чтобы ответить всем — мне понадобится время, поэтому большая просьба набраться терпения. Сейчас я структурирую ваши письма, чтобы подготовить ряд статей. У нас получится нечто в форме письменного марафона:).

Больше всего меня сейчас беспокоит развитие моей дочки.
Ей 1,5 года. Дело в том, что она практически не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть. Мне это кажется странным, особенно когда я вижу, как отличаются в этом плане ее сверстники.
Когда ей что-то объясняешь, она вообще не смотрит в сторону говорящего, ну может в 80-90 % случаев. Но со слухом у нее все в порядке и говорит она уже несколько слов, как мама папа, кать, пить, кака, около 10 слов наверно.
И если например, сказать ей что-то, что я как понимаю, она хочет делать — пойдем смотреть мультики, например, то она быстро туда направляется… А одеваться на улицу или кушать, одевать памперс — ее приходиться тащить буквально.
На запреты реагирует, но часто выражает недовольство криком или плачем, если куда-то не пускаю ее или что то не даю делать. Рвать цветы на клумбе, например.
Это вообще нормальное поведение ребенка или стоит что-то делать по этому поводу??

Добрый день, Юлиана!

Спасибо за ваш вопрос и описание ситуации!

Для 1,5 годовалого малыша вполне нормально явление протеста во время переодевания или сопротивления предстоящим событиям (еда, сон, прогулки, лечение, путешествия и т.д.). Этот период нужно просто спокойно переждать, параллельно корректируя свой подход к ребенку.

В этом возрасте впервые начинает проявляться понимание причинно-следственных связей, т.е. ребенок видит, что на его протесты родители ведут себя странно: прежде милые и ласковые, они вдруг злятся и кричат. И малыш как бы думает: «Интересно... А что будет, если я...?» «А что потом?» «А вот это что такое?»

Здесь на первый план выступает осознание у малыша своего психологического отделения от вас, мамы (физическое отделение совершилось еще в роддоме)).
Итак, если раньше он был вашей частью, и вам было легко с ним общаться. А теперь что ни каждое действие — сразу трение: «Не-е-т!» и неизбежная ломка прежнего поведения.

Итак, вам по этому поводу волноваться не стоит. Нужно просто приглядеться к крохе и немного изменить свой стиль общения: где-то предоставить свободу больше, чем было, где-то схитрить, вовлечь в увлекательную игру, а где-то просто переключить.

Чем меньше получает кроха запретов (они должны быть продуманными) в этот активный период исследования окружающего мира — тем реже возникают ситуации «стычек» и капризов.

Чем чаще ребенок получает возможность что-то делать руками, ногами и всем телом (пересыпать, перебрать, поставить, потянуть, бросить, поднять, подползти, схватить и т.д.) — тем лучше восполняется его жажда к исследованию и легче направляется общее поведение в нужное русло.

И наоборот, малыш, получающий слишком мало сенсорных впечатлений, будет беспокойным и капризным, чаще ныть т.к. базовые потребности в связи с его возрастом — не удовлетворяются.

Очень хорошо помогает в этом плане:

  • владение собой (персонально каждому родителю предписание иметь мешок терпения и колодец любви))
  • преобразование окружающего пространства и его адаптация под подрастающего малыша (все опасное, нежелательное убираем, а все, что способствует физическому и психическому развитию — даем продуманно и дозировано).
  • стабильный режим и предсказуемость в течение всего дня (бессистемность и хаос — частый спутник капризам).
  • разбор промахов и выстраивание оптимальной стратегии (анализ помогает учитывать ошибки и достижения).

По каждому пункту можно очень много говорить, так или иначе, эта тема бездонна

Формат: общение в скайпе или по е-мейлу, на этапе диагностики я подготавливаю чек-листы и даю обратную связь по каждому пункту. Вы получите ряд заданий, чтобы в естественных условиях дома протестировали малышку и определили ее текущий уровень.
Понадобится около недели в среднем: на проведение диагностики, чтобы не перегружать ребенка.

После консультации вы увидите общую картину развития по ключевым пунктам. Вы поймете, куда нужно двигаться дальше в плане коррекции, на что сделать акцент, если выявится несоответствие, чтобы помочь ребенку развиваться правильно.

Детский лепет, выдумки, фантазии… мы не обращаем внимания на детскую болтовню, пока она не переходит определенных границ. Если на серьезный вопрос ребенок отвечает откровенной ложью, мы начинаем выяснять отношения, расставлять все точки над i и проводить воспитательную беседу. А что происходит, когда эпизоды обмана повторяются снова и снова?

РЕБЕНОК НАЧАЛ ОБМАНЫВАТЬ: ЧТО ПРОИСХОДИТ?

Детский лепет, выдумки, фантазии… мы не обращаем внимания на детскую болтовню, пока она не переходит определенных границ. Если на серьезный вопрос ребенок отвечает откровенной ложью, мы начинаем выяснять отношения, расставлять все точки над i и проводить воспитательную беседу.

А что происходит, когда эпизоды обмана повторяются снова и снова?

Если глядя вам прямо в глаза, без тени смущения и колебания, ваш собственный сын говорит явно неправду. Даже после наказания он продолжает врать на каждом шагу, а когда правда вскрывается, он и не думает краснеть или просить прощения за свой проступок. Не проходит и дня, чтобы он не выдумал очередную вполне правдоподобную историю и не выдал ее за действительность. Это уже не детские сказки или фантазии, то, что он рассказывает, похоже на реальные события.

Что с ним? Он же знает, что будет наказан за вранье, так зачем же он это делает снова и снова?

Как бороться с детским обманом?

Где граница между невинными фантазиями и намеренным враньем?

Как отучить ребенка говорить неправду?

Слова, речь - проявления нашего внутреннего мира, тех мыслей, которые приходят к нам в голову, словами мы описываем те чувства, которые испытываем, и те потребности, которые стремимся удовлетворить.

Слово есть вербальное воплощение мысли. Проговаривая слова, мы самовыражаемся, то есть проявляем суть нашего психического, показываем, какие мы есть на самом деле, но сквозь призму привитых культурных ценностей, общественных требований, особенностей воспитания, национальных, религиозных или семейных привычек и прочих приобретенных жизненных фильтров.

Системное мышление является тем инструментом, который позволяет отчетливо понимать, что стоит за словами, которые мы говорим, осознавать сигналы нашего бессознательного. Системно-векторная психология дает возможность увидеть самый корень того, что проявляется у ребенка вербально, отбросив все лишнее и наносное, не погружаясь в суть каждого слова, но отвечая на вопросы «почему» и «зачем» он это говорит.

Каждому из нас от рождения даны совершенно конкретные психологические свойства, реализуя которые мы получаем наслаждение и чувствуем себя хорошо. Если же свойства не находят применения в жизни, мы страдаем и ощущаем себя плохо, поэтому снова и снова пытаемся-таки реализовать врожденные качества и сменить свое внутреннее состояние с минуса на плюс.

Человек, не имеющий системных знаний, а тем более ребенок, делает все это неосознанно, объясняя свои поступки другим и себе самому в рамках собственных суждений.

Я ГОВОРЮ, ПОТОМУ ЧТО НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ

Острая потребность говорить, и не просто говорить, а быть услышанным (!) . Это уникальное свойство психики проявляет себя с младенчества: его особенный крик даже в роддоме выделяется среди множества других. Инициируя свою вторичную эрогенную зону, рот, оральный малыш без передышки гулит, все облизывает, тянет в рот, плюется, экспериментирует со звуками, практически не замолкая. Он может шепелявить, картавить, не выговаривать полностью слова или отдельные звуки, но уже стремится говорить, говорить, говорить для своей аудитории.


Оральник любого возраста никогда не станет говорить сам с собой, он не получает удовлетворения просто от процесса проговаривания слов, самое важное для него - это быть услышанным. Именно ваше внимание к его словам - вот главное наслаждение для орального ребенка, и ради того, чтобы его получить, он готов на многое.

Если родители, а они-то и являются самыми первыми его слушателями, не проявляют достаточного внимания к речам своего малыша или, что еще хуже, требуют замолчать и не мешать, главное свойство оральника остается невостребованным, нет наполнения, нарушается биохимический баланс головного мозга, ребенок ощущает страдание и начинает искать способ реализовать имеющиеся свойства.

Родители не слушают обычные события из моей жизни? Им не интересно? Но они проявляют интерес к новостям или словам других взрослых? Отлично, вот и выход! Значит, чтобы меня слушали, я буду говорить с ними о том, что интересно им. И вот уже готова история про пожар в школе, роман соседки, кражу в магазине или драку во дворе. Совершенно особенный вербальный интеллект, или мышление говорением, дает возможность маленькому оральнику описывать любые ситуации в малейших подробностях и с высокой достоверностью.

Мама бросила все свои дела и увлеченно слушает, раскрыв рот, переспрашивает и уточняет - вот это наслаждение для ребенка-оральника! Он не думает в этот момент о том, что это неправда, он наполняется, реализует врожденные свойства, выполняет свою видовую роль, что является самым большим удовольствием для него. Оральник будет говорить то, что захотят слушать, что вызывает интерес, привлекает внимание к его словам. Увлеченность слушателей для него во сто крат важнее того, что он обманывает.

Никакие наказания за вранье не могут сравниться с тем наслаждением, какое получает оральник во время «выступления». Только это имеет значение для него. И самое губительное, что могут сделать родители в таких случаях, - это стукнуть по губам, решив отчего-то, что это наилучший способ отучить врать. Стресс от удара по губам имеет катастрофические последствия для такого ребенка. Выдумывать небылицы и выдавать их за правду, лишь бы его слушали, он не перестанет, зато может начать заикаться, что станет большой преградой для дальнейшего развития векторальных свойств.

А ведь оральный вектор - это вектор великих ораторов, высокоразвитые свойства которых предназначены для создания общих нейронных связей у тех, кто слушает их речи. Только оральное слово способно объединить миллионы людей в достижении единой цели, убедить в своей правоте, заразить энтузиазмом, увлечь идеей и подвигнуть на большие перемены.

Современное разрозненное общество потребления и индивидуализма остро , но существующие дедовские методы выбивания вранья просто убивают на корню любые перспективы дорасти до подобного уровня развития.

И наоборот, внимательное отношение к рассказам орального малыша, вопросы, подталкивающие к обучению в стиле «расскажи мне об этом…» или «я бы с удовольствием послушала вот о чем…», поддержание диалога, заставляющего думать, стимулирующего уникальный вербальный интеллект - вот залог адекватного развития орального вектора, а значит, и полноценной реализации врожденных свойств во взрослой жизни.

Если оральный ребенок начинает обманывать - это первый сигнал того, что ему не хватает внимательных слушателей, и он вынужден добывать себе это внимание любым путем.

И ВО СНЕ, И НАЯВУ В СКАЗКЕ Я СВОЕЙ ЖИВУ…

Мир фантазий и грез, разноцветный и яркий, веселый и грустный, - это мир .

Эмоциональные выдумщики фантазируют каждую минуту и сами искренне верят в то, что напридумывали. Образное мышление, способность различать огромное количество оттенков каждого цвета, большая эмоциональная амплитуда - свойства зрительного вектора, дающие свободу его фантазии, а впечатлительность и увлеченность позволяют поверить в любые, даже самые невозможные чудеса и оживить любимых сказочных персонажей.

Воображаемые друзья, выдуманные истории, сочиненные сказки - все это естественный путь развития зрительных деток.

Безусловно, выдумки маленького зрительника в меньшей степени, нежели оральные рассказы, походят на ложь, они сказочные, феерические, скорее похожи на мультфильмы, чем на передачу новостей. Они переполнены эмоциями, красочными образами, переживаниями героев, среди которых часто оказывается и сам ребенок, принимая участие в происходящем.

Зрительный малыш не требует, чтобы его обязательно слушали, его наслаждение в поддержании эмоциональной связи, ему важно пережить с мамой вместе эти ощущения радости и печали, надежды и разочарования и каждое чувство на пике интенсивности. В процессе повествования ребенок может смеяться и плакать, его выразительная мимика передает все эмоции малыша, он бурно жестикулирует, подпрыгивает, ходит или даже бегает из стороны в сторону, он живет своей сказкой.

Прерывая полет зрительной фантазии или, что еще хуже, доказывая ребенку, что такого в жизни не бывает, родители обрывают ту созданную нить эмоциональной связи, которая существовала между ребенком и мамой. В такой момент происходит временная потеря ощущения защищенности и безопасности, которое дает та самая эмоциональная связь.

Это напоминает эффект холодного душа в разгар чувственных переживаний малыша, он теряет желание делиться с мамой самым сокровенным - своими эмоциями и начинает искать себе другой объект для создания более прочной эмоциональной связи: игрушку, домашнего питомца, воображаемого друга.

В таком случае потеря игрушки или гибель питомца может стать толчком для снижения чувствительности зрительного сенсора - вторичной эрогенной зоны ребенка со зрительным вектором и проявиться ухудшением зрения.

Ощущение же прочной эмоциональной связи с мамой, способность и желание делиться с ней своими переживаниями, фантазиями, выдуманными историями дает возможность создать адекватные условия для развития свойств зрительного ребенка. , пугающих игр, книг и фильмов, воспитание в доброжелательной атмосфере, формирование чувства сопереживания через добрые сказки и сострадательные поступки, приобщение к заботе о близких и нуждающихся в помощи людях создает перспективу для полноценного развития зрительного вектора и реализации его свойств на протяжении всей жизни на самом высоком уровне любви к людям, ко всему человечеству, к жизни как таковой.

А ЧТО МНЕ ЗА ЭТО БУДЕТ?

Логическое мышление, способность проследить причинно-следственные связи и определить наиболее выгодное для себя положение вещей, гибкость и высокая адаптивность психики - свойства кожного вектора, которые в зависимости от уровня его развития могут стать как достоинствами, так и пороками.


Подвижный и юркий кожный малыш получает наслаждение от любых проявлений превосходства - имущественного или социального. Каждую ситуацию он превращает в соревнование, в котором стремится обязательно быть первым. Его кредо - победитель. Только в таком качестве он чувствует себя хорошо, остальное не так важно.

В процессе своего развития, как и любой другой вектор, он идет от архетипичных проявлений к современным. Если в детстве новую машинку кожный ребенок может просто отобрать у соседа в песочнице, то только от способа воспитания зависит, будет он во взрослой жизни все так же воровать машины или зарабатывать своим умом себе на новое авто.

Для кожного малыша главное - это добыть, чтобы насладиться преимуществом, преобладанием, победой, ощущением, что он номер один, а способ добывания не играет большой роли, поэтому взять без спроса что-либо для такого ребенка вполне естественно, таким образом он пытается реализовать имеющиеся свойства, выполнить видовую роль добытчика. Ну, и конечно, обмануть, чтобы избежать наказания, для кожника весьма характерно. Он поступает так, как выгодно ему, согласно детской логике.

Если же за подобным проступком следует физическое наказание, развитие кожного вектора останавливается, его вторичная эрогенная зона - кожа испытывает в момент удара сверхстресс, происходит нарушение баланса биохимии головного мозга, для компенсации которого у кожного ребенка включается программа выполнения видовой роли в архетипичном ее варианте. Таким образом, круг замыкается: воровство - побои - стресс - новое воровство и так далее - и формируется негативный жизненный сценарий битого кожного ребенка.

А развитый кожник - это выдающийся инженер или талантливый юрист, понимающий, что такое конструктивная конкуренция, поэтому повышающий собственную ценность, а не преуменьшающий других. Он всегда первый не потому, что удачно вставил палки в колеса своих конкурентов, а потому, что обладает большими знаниями, умеет быстро находить выход из сложной ситуации, наиболее рационально использует любые ресурсы и способен адаптироваться к меняющимся условиям работы. Его конек - это гибкое мышление, он - лидер, способный организовать работу подчиненных и достичь высокой продуктивности каждого.

Воспитание кожного ребенка должно опираться на логику. Пресекать обман, безусловно, нужно, но только не физическим наказанием. Самое адекватное и эффективное воздействие на кожника - это ограничение в пространстве (поставить в угол, отправить в свою комнату) или во времени (запрет на прогулку, телевизор, раньше лечь спать) и тому подобное. Достаточное, чтобы сделать соответствующие выводы, но не сверхстресс, нарушающий биохимический баланс мозга.

УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Каждый ребенок, от рождения и до окончания пубертата, проходит в своем психическом развитии шаги от простейших путей реализации врожденных свойств до сложных современных способов наполнения собственных потребностей. Совершая эти шаги, иногда он ступает не туда, выбирает ошибочный путь или вообще слетает с дороги, но адекватное воспитание с применением системного мышления способно направить любого ребенка на путь полноценной реализации имеющихся свойств.

Вы будете удивлены, насколько быстро современные дети реагируют на это понимание, буквально хватая на лету возможность раскрыться максимально в своих свойствах, ведь только такая возможность дает наибольшее наслаждение.

Примитивный архетипичный кайф не способен наполнить потребности высокого темперамента современных детей, он не вкусен, не приятен настолько, насколько это может быть.

Реализация на высоком уровне, сложная и поначалу трудоемкая, дает удовольствие такого масштаба, что становится самым желанным «пряником», за которым потянутся самые «безнадежно трудные» и «испорченные», на первый взгляд, дети.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

А.Л. Венгер, Е.И. Морозова

От погремушки до конструктора

Зачем нужны игрушки? Простой и естественный ответ: «чтобы играть», – недостаточен, потому что сразу же возникает следующий вопрос: а что это значит «играть»?

Чтобы дать действительно содержательные ответы, нужно уточнить сами вопросы, например:

  • Зачем нужны игрушки младенцу и что такое игра в этом возрасте?
  • Как использует игрушки малыш одного-двух лет от роду?
  • Чем отличается игра двухлетнего ребенка от игры пятилетнего?

Пока что вопросов достаточно. Попробуем начать на них отвечать. Первым у нас на очереди младенческий возраст – от рождения до одного года.

Игрушки для младенца

Настоящей игры в этом возрасте еще нет, но игрушки уже очень важны. Радуясь игрушке, ребенок взглядом приглашает близких взрослых разделить свои впечатления и переживания. Так у него закладывается способность к совместному переживанию радости, восторга.

У младенцев интерес к предметам впервые появляется только в ситуациях общения (это особенно выражено у детей с проблемами развития: они иногда вовсе не воспринимают окружающие предметы без побуждений со стороны взрослого). Если вы подвесите над кроваткой игрушки и уйдете, то ребенок не обратит на них внимания. Чтобы он заметил игрушку, медленно проведите ею из стороны в сторону перед его глазами, стараясь поймать его взгляд. Игрушка должна быть достаточно яркой и привлекательной. Малыш сначала не очень успешно попытается проследить за ней, но со временем он научится делать это хорошо. Полезно то приближать игрушку к глазам ребенка, то удалять ее.

Самый интересный для младенца объект – это лицо взрослого человека. Если ребенок не обращает внимания на игрушку, то ее можно поднести к своему лицу, при этом обращаясь к ребенку, лаская его. Разглядывая лицо взрослого, ребенок невольно посмотрит и на игрушку.

Малыши получают много информации и с помощью рта, недаром они стремятся прикоснуться губами или языком к любому предмету, оказавшемуся около рта. Таким способом дети исследуют свойства предметов и не надо их останавливать. Но, конечно, нужно следить за тем, чтобы игрушки были чистыми. Поэтому важно, чтобы они были сделаны из хорошо моющегося материала. Еще одно необходимое условие – это достаточно большой размер игрушки, чтобы ребенок не мог ее случайно проглотить.

Несколько позже ведущим органом познания становится рука. Сначала ребенок совершает неловкие прикосновения к игрушкам, затем постепенно научается координировать зрение и движение руки: у него появляются хватательные движения. В этот период (начиная примерно с трехмесячного возраста) полезно подвешивать погремушки над грудкой ребенка на таком расстоянии, чтобы ему было легко до них дотянуться. Можно подвешивать игрушки и так, чтобы младенцу было удобно стучать по ним ножками. Звук, издаваемый погремушками, приводит малышей в восторг.

Со временем случайные действия становятся целенаправленными, и ребенок начинает ощупывать предметы. Это ведет к дальнейшему развитию его восприятия, а впоследствии становится основой и для развития мышления. Появление целенаправленных движений, а впоследствии и действий с предметами и игрушками – очень важное событие в жизни ребенка. Оно открывает следующую эпоху, в которой главное – предметные действия с игрушками.

Игрушки для ребенка от года до трех лет

Этот период жизни ребенка в психологии называют «ранним возрастом». Ведущую роль в детском развитии в это время играют совместные действия ребенка со взрослым. Это важнейшая форма их общения, ее называют «деловым общением». Многие родители отождествляют общение с речью. Однако на самом деле речь развивается позже и лишь на базе общения, связанного с познанием окружающего предметного мира.

Простейшее совместное действие, которое обычно становится доступно ребенку уже в конце первого года жизни, – это игра «дай – на». Взрослый протягивает ребенку игрушку и говорит: «На!». Как только ребенок взял ее, взрослый протягивает к ней руку и просит: «Дай!». Получив игрушку, он сразу же снова отдает ее («На!»). Такая передача друг другу погремушки или другого предмета, удобного для схватывания, может продолжаться очень долго к полному взаимному удовольствию.

На втором году жизни сходная игра может проводиться с ребенком, сидящим на полу поодаль от взрослого: взрослый катит к ребенку игрушечную машину, ребенок толкает ее обратно – и так раз за разом. В другой раз они катают друг другу мяч или бутылку.

К концу второго года жизни вполне возможны и более сложные действия по подражанию действиям взрослого в сочетании с речевой инструкцией. Например, от катания мяча друг другу можно перейти к его катанию в цель. Такой целью могут служить плотно поставленные друг к другу кегли или кубики. Взрослый берет в руки один мяч и дает ребенку другой со словами: «Возьми мяч!». Ребенок при этом сидит, раздвинув ножки, приблизительно в полуметре от кеглей.

Взрослый катит мяч, сбивая кегли со своей стороны, и призывает ребенка повторить свои действия: «Кати!». Если ребенок этого не делает, то взрослый берет его ручки в свои и вместе с ним толкает его мяч. Кегли падают, взрослый гладит ребенка по головке: «Молодец!». Успех достигнут – почему бы не похлопать в ладоши? Ребенок с удовольствием хлопает в ладоши по подражанию или с помощью совместных действий со взрослым, берущим его ручки в свои.

Очень полезно научить ребенка выполнять простые речевые инструкции: «возьми трубочку», «постучи по столу», «возьми куклу, посади на стул» и т.п. Первоначально такая инструкция подкрепляется жестом или показом, а если нужно, то и совместным действием. Со временем ребенок научается выполнять речевые инструкции и без жестового сопровождения или показа.

В раннем возрасте большое значение для умственного развития ребенка имеют и его действия с такими игрушками как матрешка (достаточно, чтобы она была двухсоставной), крупная пирамидка (кольца в этом возрасте обычно нанизываются без учета их величины), разные вкладки, кубики и т.п. Точность движений и сообразительность развиваются благодаря заколачиванию пластмассовым молотком штырей в специальную подставку, накручиванию крупных пластмассовых гаек на специальный стержень и другим действиям с игрушками, воспроизводящими различные инструменты. Все подобные действия ребенок учится производить под непосредственным руководством взрослого (по подражанию, указательному жесту или в совместном действии), а впоследствии начинает с удовольствием выполнять их самостоятельно.

Для повышения интереса ребенка к действиям с игрушками может быть использована кукла би-ба-бо или просто большая кукла, которая «приносит» кубики, вкладки, пирамидки и начинает действовать с ними, но у нее ничего не получается. Мама обращает на это внимание ребенка, втягивая его в игру и оценку действий куклы. Кукла просит у малыша помощи. Совместно с мамой ребенок выручает куклу и выполняет задание. Постепенно в ходе обучения мама учит ребенка правильно оценивать результативные и нерезультативные варианты действий. Так же, как ребенок оценивает действия куклы, кукла, в свою очередь, принимает активное участие в оценке его действий и достигнутого результата («Получилось!» – «Не получилось!»).

Родителям нужно помнить, что игра, не доставляющая удовольствия ребенку – это уже не игра. А чтобы у него возник к ней интерес, они и сами должны играть с удовольствием, должны заразить его своим эмоциональным состоянием, своим удовольствием от совместных действий. Нередко оказывается, что центр интересов ребенка и родителей не совпадает. Например, маме хочется, чтобы ребенок строил башню, ставя три – четыре кубика один на другой, а ребенку больше всего нравится ее разрушать. Что ж, в этом нет ничего плохого: ведь для того, чтобы разрушить, ее надо сначала построить.

К игре с малышом родителям надо относиться как к важному занятию. Своей выразительной мимикой, ласковым взглядом они должны дать понять ребенку, что им нравится быть вместе с ним и делать то, что ему интересно. Для этого надо стараться отключиться на время игры от всех посторонних мыслей и забот. Неплохо также выделить для регулярных игр с малышом специальное время, удобнее это делать сразу после еды, купания или прогулок. Если малыш будет знать, когда ему ждать игры, привыкнет к тому, что в это время родители занимаются только с ним, то быстрее поймет, в чем состоит радость совместной игры и с особенно большим удовольствием примет в ней участие. Желательно также определить место для игр, отобрать подходящие игрушки, которые должны быть прочными, привлекательными и удобными в обращении.

Играя, малыш учится не только общаться со взрослым, но и думать, решать простейшие практические задачи. Это особенно важно для детей с проблемами в умственном развитии. Такие дети зачастую не интересуются окружающим, долго не дают эмоционального отклика на совместные действия со взрослым, длительно не овладевают действиями с предметами, которые предлагает им взрослый. Все это негативно сказывается на психическом развитии ребенка. У проблемных детей часто возникают сложности в развитии навыков общения. Поэтому все виды общения, которые предлагаются маленьким детям в доступных формах, особенно важны: их цель – максимально приблизить развитие проблемного ребенка к нормальному.

Игрушки для ребенка от трех до семи лет

На протяжении дошкольного возраста (продолжающегося от трех до семи лет) важнейшее значение для психического развития ребенка имсеет так называемая «сюжетно-ролевая» игра. Как явствует из ее названия, она характеризуется наличием определенного сюжета (начиная с самого примитивного и кончая весьма сложным) и игровой роли.

Реализуя взятую на себя роль, ребенок выполняет игровые действия . Это кормление «дочки» (куклы) и наставления, которые ей даются, управление воображаемым самолетом, измерение температуры больному и т.п. Своеобразие этих действий в том, что они выполняются не «взаправду», а «понарошку». Это изображение реальных действий, похожее на игру актеров в театре. Игровые действия обычно выполняются не с настоящими предметами, а с их «заместителями» - игровым материалом, который включает игрушки, неоформленный материал типа палочек, кубиков, и, наконец, предметы хотя и имеющие свое постоянное назначение, но выступающие в игре в чужой функции (стульчик - в функции машины обруч – в функции руля и т.п.). Эти особенности игры открывают дополнительные возможности для умственного развития ребенка.

Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на настоящие. Основные требования, которые можно к ним предъявлять, – узнаваемость и достаточно широкий репертуар. Иначе говоря, важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду. А помочь в этом своему ребенку вы сможете, если будете проводить с ним небольшие упражнения на тему «Что я делаю?» и «Покажи, как...». В первом случае взрослый изображает различные простые действия без предметов или с неподходящими для них предметами – причесывание, умывание, измерение температуры, еду и т. п., а ребенок угадывает, какое действие ему показывают («ты моешь руки», «ты едешь на машине»). Во втором случае показывает действия ребенок, а взрослый выступает в качестве отгадчика.

Родителям важно учитывать значение, которое имеет использование в игре разных видов игрового материала. Ребенку нужны куклы, мишки, зайки и другие игрушечные зверушки. Они – заместители людей, партнеры по игре. К ним и требования можно предъявлять, как к людям, – прежде всего, чтобы были приятными, симпатичными. А еще – чтобы умели садиться, двигать ручками и ножками. Сложнее с другими игрушками – посудой, мебелью , машинами и т. п. Здесь на первый план выступает функциональность – возможность их использования, выполнения с ними игровых действий. А это значит, что имеет значение и размер (игрушечные стульчики и столик должны быть такими, чтобы куклы могли свободно сидеть и «пить чай»), и материал (чем прочнее, тем лучше), и, главное, наличие «работающих» частей (открывающихся дверец . поворачивающихся колес и др.). Что же касается внешнего сходства, то вполне достаточно, если предмет узнаваем. И совсем уже ни к чему изобилие мелких ввнешних деталей, которое иногда кажется столь привлекательным папам и мамам («Смотри! Совсем как настоящее!»).

Важен подбор игрушек, обеспечивающий возможность проводить игру по определенным сюжетам («в семью», «в доктора», «в шофера» и др.). Определенный набор игрушек как бы сам подсказывает ребенку сюжет, а в известной мере направляет и содержание игры. Но с точки зрения умственного развития ребенка пальма первенства бесспорно принадлежит неоформленному игровому материалу. Широта использования заместителей, умение увидеть в одной и той же ничем не примечательной палочке термометр, расческу, отвертку, ложку, а может быть, скрипку и трубу и даже пароход и, наоборот, умение использовать вместо необходимой в игре машины кубик, стульчик или швабру – вот то, что останется непреходящим достижением детского мышления, послужит предпосылкой развития воображения и творчества. А это значит, что, помогая ребенку организовать игру, родителям следует побуждать его к самостоятельному подбору предметов-заместителей, на первых порах подсказывать возможные варианты, специально вводить в ситуации, для разыгрывания которых не хватает готовых игрушек, что-то, что необходимо подобрать или даже построить, используя неоформленный материал.

– Давай играть в магазин. Ты будешь продавцом, а я покупателем. Только раньше нужно найти, что будет продаваться в магазине. Наверное, хлеб? Что же у нас будет хлебом? Может быть, вот это (крупные кубики)? хорошо. А еще сахар. Что будет сахаром? По-моему, подойдет это (мелкие кубики). Только насыпь его в пакет. Теперь – колбаса... Взвесьте мне, пожалуйста, килограмм сахара. Но где же весы? Нет весов. Может быть, мы сумеем их построить?..

Хорошо проводить и специальные упражнения «Во что с этим можно играть?», побуждая ре6енка к тому, чтобы он придумал как можно больше игровых употреблений предмета.

– Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть? Мне кажется, что с ним можно играть, как будто это машина, а еще?

– Как будто самолет.

– Правильно. А ты – летчик и куда-то летишь. А еще?..

Конечно, на первых порах здес ь. Не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет с удовольствием фантазировать и сам. Вот, например, зонтик. Это и парашют, и крыша, и огромный съедобный гриб, а в свернутом виде – лошадка, ружье и многое, многое другое. Первостепенное значение здесь приобретает широта замещения, требующая отвлечения от внешнего сходства. Поэтому внешние особенности предметов не имеют существенного значения.

Неоформленный материал, как и другие игрушки, при помощи которых замещаются нужные для игры предметы, следует подбирать по признаку функциональности – возможности выполнять с ним разнообразные действия. Важно научить ребенка использовать один и тот же неоформленный материал (кубики, палочки и др.) как можно шире и разнообразнее.

Так, две скрепленные между собой планки из пластмассового конструктора могут использоваться как подъемный кран, пистолет; трубка, свернутая из картона, может служить подзорной трубой. Изготовление и использование в игре простейших самоделок заслуживает всяческого поощрения.

А что же заводные и электрические игрушки: утята, умеющие шагать и крякать, танки, ездящие взад-вперед и при этом стреляющие из пушки, радиоуправляемые автомобили? Ведь они так нравятся и детям, и взрослым – а мы пока что не сказали о них ни слова. Дело в том, что сказать о них мы можем очень немногое. Они действительно часто бывают внешне очень привлекательны, но для умственного развития ребенка практически бесполезны. Да и надоедают ребенку они, как правило, гораздо быстрее, чем самая обычная «старомодная» кукла или набор строительного материала.



Рассказать друзьям