Производство кистей для рисования. Кисти из натурального волоса

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вы задумывались над тем, как изготовлена кисть, которую вы держите в руках? Нет? Это и не важно, но подозреваю, что очень интересно. Я уже некоторое время исследую всякого рода производства. Недавно мы на работе, всем коллективом узнавали как изготавливаются сушки. Следующими были сосиски:) Это все очень занимательно и интересно. А потом я подумал, почему бы не продолжить писать о производстве художественных материалов.

«Отзывчивое сердце, намётанный глаз, твердая рука… и лучшая кисть» - так известный художник из Германии Ансельм Фейербах(1829-1880) определил первую необходимость каждого художника. С древних времён и до сегодня основным способом выразить себя остаётся рисование, а точнее живопись. Кисти относятся к наиболее древним инструментам, которые мы использовали для самовыражения и передачи образов для будущих поколений. В пещерах Альтамиры, что в Испании группа исследователей обнаружила художественную мастерскую, где рядом с красками находились самые разные кисти, возраст которых, по сведениям Музея кистей и щёток в Бекхофене, Германия достигал до 20 тысяч лет!

Кисть представляла собой кость, в которую вставляли пучок волоса. Как видим, принцип изготовления кистей не так сильно изменился. Но все же цивилизация принесла художникам ощутимую пользу. Первые мануфактуры избавили их от необходимости самостоятельно изготавливать кисти, химическая промышленность подарила им кисти из синтетических материалов, которые служат достойным дополнением, а подчас и альтернативой кистям из натурального волоса.

Точная дата появления первых кистевязальных мануфактур неизвестна. В Европе первыми были французы, которые производили кисти ещё в XVIII веке(основание современной компании «SAUER» - Франция восходит к 1730 году). Со временем такие производства стали появляться и за её пределами. В качестве подмастерья Йохан Каспар Бюлер(1751-1799) обучался этому ремеслу во Франции, затем вернулся в Германию, а два его сына, также приобщавшиеся к этому мастерству, поселились в Бекхофене на Хайде(Германия) в 1810 году. Так в Германии возникла школа изготовления кистей. Немцы считают, что развитие кистевязальных мануфактур в Бекхофене связано с выгодным расположением города и частым проведением базарных дней. Я уверен, что и в России в те годы также были опытные кистевязы, но их мастерские не превратились в фабрики. Такие умельцы есть и по сей день, они продолжают обслуживать региональные народные промыслы, производя кисти по старинке, кустарно. Поскольку такие кисти имеют особые характеристики, которыми не обладает серийный товар, на них всегда будет устойчивый спрос.

Очень правдивой также представляется история появления фабрик по производству кистей одновременно во многих странах мира. В довоенной Германии существовало огромное количество мануфактур, где изготавливались кисти и щётки. Евреи обеспечивали эти мануфактуры сырьём и помогали сбывать товар. С приходом к власти национал-социалистов они эмигрировали из Германии, не захотев и на чужбине бросать своё доходное дело. В результате появилось множество фабрик по производству кистей во всём мире. Так утверждается в каталоге Музея кистей и щёток в Бекхофене. Стоит указать на некоторые совпадения. Именно в этот период в Кирове появилась первая артель по производству художественных кистей, где применялись технологии, похожие на немецкие. И про приезжего, который помог изготовить первые кисти, 20 лет назад мне рассказывали старожилы.

Процесс производства кистей, разработанный немцами, оказался настолько совершенным, что его этапы за последние полсотни лет практически не изменились. Технологии производства совершенствуются, но, как и прежде, можно выделить шесть основных этапов:

1. Подготовка натурального волоса. Для этого необходимо вымыть волос(обезжирить), затем рассортировать его по длинам, удалить неподходящие волоски из общего пучка и, наконец, выпрямить его. При необходимости волосу придаются дополнительные свойства упругости или мягкости.

Современные производители кистей во всём мире сами волос не подготавливают, а покупают уже готовый полуфабрикат в Китае, но потом дорабатывают его. Из-за «железного занавеса» производители кистей в России в своё время были вынуждены организовать собственное производство по подготовке натурального волоса. Сейчас это наше конкурентное преимущество, так как раскладка волоса по длинам в России производится без применения специальных механических зажимов, используемых в Китае(зажимы, напоминающие множество приплюснутых пружин, обламывают вершинки волоса). Именно из-за того что наши кисти имеют более качественный волос, они так ценятся у профессионалов.

Кустарный производитель кистей в России каждый хвостик, ещё сырой после мойки, расчёсывает и вручную раскладывает для сушки. Тем самым он добивается прямолинейности волоса уже на стадии сушки хвостов. Конечно, такой ручной труд невозможен на большом предприятии. Но если нужен идеальный мазок, следует делать именно так. Вот из-за таких мелочей крупная компания никогда не сможет изготавливать кисти высшего качества. Это возможно только на небольших семейных предприятиях, таких как, например, немецкое HABICO.

2. Формирование мазка с помощью специальных форм — сбоек, которые нельзя изготовить кустарно. Для их производства необходимо специальное оборудование. Мазок также мож

но формировать, сбивая его на комель(противоположная сторона вершинки волоса). Этот способ продолжают использовать российские кустари-кистевязы . Мазок собирается из волосков разной длины, поэтому внутри мазка образуются пустоты, в которых прекрасно удерживается краска. Такие кисти(самовязки) используются в народных промыслах для получения длинных, тонких линий. Аналогичным способом собирают мазок дешёвых кистей в Китае. Загуммированные, они имеют прекрасную вершинку. Но если с кисти снять гуммир, мазок будет похож на метлу. Чем такой мазок лучше или хуже собранного в сбойке, я надеюсь, «Художественный совет» расскажет в какомнибудь следующем номере.

3. Изготовление обоймы(её иногда называют гильзой или капсюлем). Она по-прежнему делается из листовой или рулонной жести, имеющей покрытие, или штампуется из листового металла либо из трубки. Французы называют дату — 1730 год, когда стало возможно изготовление металлических обойм. Но до сих пор в Европе для производства кистей очень часто применяют гусиные перья. Такие кисти называют французскими.

4. Закрепление волоса в обойме. В России это делали с помощью канифоли, что позволяло художнику укорачивать или удлинять выставку волоса уже у готовой кисти. Только нагрев обойму, волос можно было двигать. Сейчас, когда в свободной продаже есть любые кисти, потребность в этом отпала.

5. Этапы производства ручки также остались без изменений. Её по-прежнему изготавливают из древесины и наносят на неё лакокрасочное покрытие или пропитывают. Практически никто из мировых производителей кистей сам ручки к кистям не производит. Для этого есть фирмы, которые специализируются на таком производстве. Это разумно, так как в деревообработке при массовом производстве, чем меньше ручного труда, тем выше качество и ниже цена. Каждая такая фирма обеспечивает более десятка потребителей по всему миру. В России рыночные отношения ещё только формируются, и каждый производитель кистей вынужден иметь свой цех деревообработки, что сильно увеличивает стоимость товара. По этой же причине в магазинах можно встретить кисти с шершавыми ручками, которыми можно занозить руки. 6. Ну и, наконец, последний этап — закрепление мазка на ручке, в лучшем, классическом, варианте с помощью механического обжима обоймы на ручке. Аналог цанги — приспособления для крепления обоймы, применяемого производителями кистей сегодня, существовал в Германии ещё 100 лет назад. А в России первая цанга появилась всего лишь 20 лет назад. Эта технология пришла к нам, естественно, из Германии.

На первый взгляд ничего не изменилось. С течением времени только совершенствовались станки, с помощью которых изготавливается художественная кисть, разработаны новые клеи, краски, материалы для производства обойм и их покрытия. На кистях делают маркировку с необходимой информацией, а кисти стали отправлять в удобной для покупателя упаковке. Конечно, мазок качественных кистей по-прежнему собирается вручную. Но для получения некоторых видов таких мазков кистевязу необходимо иметь специальное оборудование, стоимость которого превышает 3 тысячи евро, и инструменты. Оборудование год от года совершенствуется, а навык и умение у кистевяза приходят с годами. Кистевяз сможет стать профессионалом не раньше чем через пять лет. Вот пример: 18 лет назад наша фирма помогла приобрести автомат для производства шовных обойм одному известному подмосковному предприятию по производству кистей. Они тогда буквально поштучно вырезали и загибали каждую обойму, и мы вызвались помочь им в автоматизации этого процесса. Во время наладки и запуска станка возник разговор о том, сколько мазков в среднем делает один кистевяз за смену. Оказалось, у кировчан результат в пять раз выше! Рыночные отношения лишили надежд на выживание фабрики, которые выпускают кисти кустарно. К сожалению, этот производитель оказался в их числе.

В 2008 году компания «Живописные кисти» закупила новые станки по производству ручек для кистей, однако их полностью разобрали, а ряд узлов заменили на более совершенные, уже собственной конструкции. Полная замена станков на этом участке происходит уже в третий раз за последние восемь лет. И так во всём: если производитель хочет выпускать товар высокого качества, он должен иметь оборудование лучше, чем у конкурентов.

Некоторые считают, что наши кисти сделаны в Германии. Естественно, они изготавливаются в России, но на станках и по технологиям, разработанным в Германии. Конечно, профессионал всегда найдёт ряд отличий между нашими, кировскими кистями и кистями, произведёнными в Западной Европе или Китае. Например:

1. Обойма, выпускаемая в Германии, имеет никелевое покрытие, которое быстро тускнеет и приобретает свинцовый оттенок. На наших кистях вы увидите белую хромированную или золотую анодированную обойму. Эти покрытия более стойкие к агрессивной среде.

2. У российских художников традиционно более высокие требования к качеству мазка, поэтому, протестировав кисть на восьмёрку, вы сразу увидите, насколько лучше кировские кисти(Тест на восьмёрку — это когда одновременно берут две кисти или более, и рисуют восьмёрочку. Кисть, которая дольше не потеряет влагу и не растопорщится, будет лучше служить художнику). Конечно, улучшая определённые свойства материала, нельзя не ухудшить какие-то другие параметры. Наш волос прекрасно работает на изгиб, как стальная проволока, но если проволоку перегнуть, она сломается. Художник, привыкший ухаживать за кистями, никогда не променяет кировские из колонка или белки на аналогичные, сделанные в Китае или в Германии, так как он ими не получит такого результата, как работая нашими.

3. Наши кисти и кисти европейских производителей имеют более качественное механическое крепление ручки к обойме, чем их аналоги, произведённые на фабриках с низкой культурой производства.

4. По кончику ручки можно определить, где изготовлена кисть.

5. Индустрия производства кистей в Европе ориентирована на любителей, которым необходимо, чтобы кисть была яркая, а ручка блестела. Наш потребитель — художник, который считает, что кисть не должна ни отвлекать его внимание, ни скользить в руках во время работы.

6. В России для закрепления волосяного пучка применяют клей, не стойкий к ацетону. Мы на своём предприятии заменили его на другой, выдерживающий воздействие ацетона не менее двух часов. Китайцы и европейцы применяют в производстве клеи, вредные для здоровья людей, чтобы художник мог использовать в работе любой растворитель. Мы у себя на предприятии не применяем такие клеи.

7. Производителя можно определить по штрих-коду . На всех кистях, выпускаемых нашей компанией, первые девять цифр будут такими: 460706978…

8. Российские производители имеют более узкий ассортимент кистей, чем европейские коллеги. Это вызвано тем, что учителя рисования в период своего становления были очень ограничены в выборе товаров для художников. Теперь в России есть любые кисти, но как их использовать, художники не знают! Естественно, нет спроса, поэтому мы их не производим.

Профессионал сможет определить, насколько качественно изготовлена кисть, даже по тому, как загуммирован мазок. Если предлагается его размачивать перед началом работы или мазок вообще не гуммировали, это кисти низшей ценовой группы, от сомнительного производителя. Надо помнить: щетина гуммируется крепче, и для его снятия придётся сильнее сжать мазок пальцами, лампемзели и плоская белка вообще не гуммируются. Естественно, продвинутые производители не рекомендуют магазинам выставлять стаканчики с водой. Они гарантируют качество.

Производители сейчас дорожат своим именем как никогда. Покупая кисти одного и того же производителя, вы всегда будете иметь одинаковое соотношение цены и качества. Исключением могут быть только оптовые компании, торгующие товаром под своим брендом. Они размещают заказы у разных производителей, где дешевле. Естественно, и характеристики товара также будут разными. Особенно часто в таких кистях вместо белки можно видеть чёрную пони или вместо качественной щетины — щетину малярную. Поэтому мы были вынуждены зарегистрировать свой товарный знак ROUBLOFF. У вас теперь есть возможность покупать настоящий российский товар.

В период глобализации происходит смешение школ производства кистей. Европейские компании, 24 Художественный Совет ж и з н ь в и с к у с с т в е где знают, что в Кирове смогли сохранить ручную обработку волоса, мечтают получить кировский мазок из волоса белки и колонка для своих кистей. Обычно головки кистей из волоса щетины покупают в Китае, только на разных фабриках. Известные европейские фирмы получают мазки из синтетики из Японии. Высокая стоимость рабочей силы и отсутствие местного сырья изменили роль Германии в этой сфере. А где будет находиться мировой центр производства кистей: в Индии, Мексике, Китае или в России — покажет время.

Сейчас в производстве кистей происходит революция из-за появления синтетического волоса. Достижения химиков расширили возможности «кисточников». Теперь производителю не нужно отвлекаться на обработку натурального волоса: промывку, раскладку по длинам, смешивание. Он может заказать синтетику у производителя с теми характеристиками, которые ему необходимы. Цвет, упругость и длина волоса - всё будет именно таким, как он закажет. Этот волос можно хранить, не опасаясь моли. Стоимость натурального сырья постоянно растёт, а цена на волос синтетики год от года снижается. На сегодняшний день она вдвое меньше, чем на волос белки, и в десять раз ниже, чем на колонок! Поэтому в ближайшее время кисти из волоса белки и колонка будут исчезать, их заменят дешёвые кисти из волоса синтетики, которые по своим потребительским свойствам будут превосходить натуральный волос. Надеемся, это позволит художникам создавать новые и новые шедевры, а мы со своей стороны сделаем всё возможное, чтобы снабжать их кистями высокого качества, а также полной информацией о них.

Журнал« Художественный Совет», Ноябрь—Декабрь 2008

Видео о производстве не художественных кистей.

Cтатья и некоторые фото взяты

Художественные кисти изготавливаютиз волос различных животных , а также из щетины. Особо ценятся кисти из волос хвостов песчанок, барсуков, колонков, белок. В зависимости от назначения делают плоские и круглые кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью. В настоящее время, в связи со значительной стоимостью традиционных кистей для живописи из волос вышеперечисленных животных, все чаще для кистей используют волосы от других животных, причем не только волосы, но и шерсть. К таким новым поставщикам сырья для кистей относят: лисицу, песца, норку, причем здесь вполне пригодный для кистей волос является отходом меховых фабрик и ремонтных меховых мастерских. Еще для изготовления кистей подходят: шерсть длинношерстных собак, верблюдов и овец, а также человеческие волосы. Конечно, применение тех или иных волос зависит от того, для каких работ будут использоваться соответствующие кисти: для акварельной или масляной живописи, для графических работ и так далее. Так, рисующие тушью китайские и японские художники предпочитают кисти исключительно из верблюжьей шерсти.

Многие любители рисовать иногда пытаются изготовлять кисти самостоятельно, но, не зная технологии этого специфического производства, получают кисти, малопригодные для работы.

Изготовление кистей для живописи

Итак, для изготовления кистей для живописи в первую очередь необходимо заготовить свиную щетину или волосы соответствующих животных. В приведенном ниже описании кистей указаны животные, из волос которых делают кисти, а также даны характеристики кистей, изготавливаемых из тех или других волос. Заметим также, что все кисти, перечисленные ниже, выполнены из обработанного волоса хвостов животных.

Песчанковые. Выпускаются только плоские кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью.

Волос очень мягкий, малоэластичный. Применяется в основном для работы темперой, гуашью и акварелью, при работе масляными красками, для лессировок лаковых покрытий, для нанесения тонкого живописного слоя и т. д.

Барсуковые. Форма кистей плоская и круглая. Кисти несколько жестче кистей из волос песчанок. Применяют в масляной живописи.

Колонковые. Круглые и плоские кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью. Кисти отличаются исключительной упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости. Их применяют во всех видах живописи, но совершенно незаменимы они в работе гуашью и акварелью, когда от кисти требуется большая упругость. В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей, в стенописи для проведения длинных контурных линий применяют круглые кисти, для нанесения тонких живописных слоев - плоские. Колонковые кисти удобны для лессировки по сырому.

Беличьи. Выпускаются только круглые кисти. Эти кисти отличаются большой мягкостью и эластичностью, применяются главным образом в акварельной живописи по бумаге, в живописи по фарфору. Заметим, что лучшими кистями для акварели считаются кисти из куницы или соболя, а крупные кисти для акварели изготовляют из более грубой верблюжьей шерсти.

Практическое применение кистей мягких или жестких, плоских или круглых зависит от индивидуальных требований мастера, от того, в какой технике он решает определенные живописные задачи.

К группе так называемых школьных кистей, которые изготавливаются обычно из волоса белки, лисы, медведя, колонка относятся кисти девяти номеров: 2; 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 18 (см. таблицы 1 и 2).

Таблица 1. Кисти для живописи плоские
№ кисти Ширина пучка волоса у обоймы, мм Длина выпуска волоса, мм
Щетинные Беличьи, куньи Колонковые, сусликовые, песчанковые, норковые
дл. ср. кор. дл. ср. кор. дл. ср.
2 2 13 11 7 - - - 6 5
4 4 15 13 9 - - - 8 6
6 6 17 15 11 10 8 8 11 9
8 8 19 17 13 12 10 8 13 11
10 10 21 19 15 14 12 10 15 13
12 12 23 21 16 16 14 12 17 15
14 14 26 24 19 18 16 14 21 18
16 16 29 27 22 20 18 16 24 21
18 18 32 30 25 22 20 18 27 24
20 20 35 33 28 25 22 19 - -
22 22 38 36 31 27 24 21 - -
24 24 40 39 34 29 25 29 - -
26 26 44 42 37 31 25 25 - -
28 28 47 45 40 33 30 37 - -
30 30 49 47 42 35 32 29 - -

Таблица 2. Кисти для живописи круглые
№ кисти Диаметр пучка у втулки, мм Длина выпуска волоса, мм
Щетинные Беличьи, куньи Колонковые, сусликовые, норковые Барсуковые, песчанковые
длинный короткий средний
1 1 7 8 8 6 6
2 2 9 10 11 9 8
3 3 15 12 13 11 10
4 4 19 14 16 14 12
5 5 24 17 20 17 14
6 6 28 20 20 21 16
7 7 30 24 26 23 22
8 8 32 28 28 25 26
9 9 34 30 30 27 28
10 10 36 33 - - 30
11 11 38 36 - - 33
12 12 40 38 - - -
13 13 42 - - - -

Удалив из пучка ненужные отдельные волоски, его подравнивают (с нерабочей стороны волос) и подрезанной частью вниз ставят в узкий стаканчик с плоским дном. От легкого постукивания дном стаканчика об стол все волоски пучка осядут и подравняются.

После этого волосяной пучок перевязывают (рис. 1) и вычесывают из него ненужные волоски, пользуясь частой расческой с острыми зубцами. Вычесанный пучок обязательно дополнительно перевязывают, после чего обезжиривают в бензине. Пучок выдерживают в баночке с бензином не менее 2...3 суток (баночка должна быть плотно закрыта). Далее волосы несколько раз промывают в чистом бензине, а затем кипятят в 10%-ном растворе алюмокалиевых квасцов, являющихся дубителем. (В результате подобной обработки волосы становятся негигроскопичными.)


Пучок просохших волос заворачивают в газету (в один слой), перевязывают и закаливают волосы, выдерживая их при температуре 140...150°С обычно в течение 50...60 минут. Вообще-то время закаливания волос зависит от их вида. Так, волосы собаки нагревают в течение 1,5 ч. При этом тонкие волосы требуют более высокой температуры закаливания.

Для определения температуры нагрева обычно пользуются следующим простым способом. Если помещенная в печь (духовку) бумага слегка пожелтеет, это значит, что температура ниже 150°С и для закалки она недостаточна. Когда бумага приобретает цвет светлой охры, можно считать, что температура близка к 150°С, то есть достигнута температура, необходимая для закалки волос. Обугливание бумаги указывает на слишком высокую температуру, которая явно выше 150°С. Учтите, такая температура непригодна для термообработки волос, так как перегрев делает волосы ломкими.

Отрегулировав температуру в печи, приступают к закалке. Лучше всего пучок волос в печи положить на металлическую сетку или подвесить, чтобы волосы равномерно прогревались горячим воздухом.

Прогрев волосы, их снова причесывают и удаляют из лучка короткие или непригодные волоски, пользуясь бритвой. Для этого пучок кладут на ладонь (обрезанной частью к ладони) и, придерживая его пальцами, бритвой подрезают ненужные волоски. Затем пучок раздвигают и из середины также удаляют ненужные волоски, вынимая их пинцетом. Обработанный таким образом волосяной пучок снова заворачивают в газету, перевязывают и вторично закаляют, применяя те же режимы.

Для выяснения качества закалки волосы смачивают водой. Если волосы недостаточно прогреты, на части волосков образуются завитки. Тогда пучок смачивают водой и волосы снова прокаливают. О качестве закалки волос можно судить и по их цвету. Так, при достаточной закалке белые волосы приобретают желтоватый оттенок. Используя это свойство, в пучок волос темного цвета при нагреве вкладывают несколько контрольных белых волосков, пожелтение которых и будет знаком достаточной степени закалки всех волос в пучке.

Из прошедших закалку волос уже можно вязать кисти. В зависимости от номера (см. таблицы 1 и 2) из пучка берут некоторое количество волос, опускают их в заранее заготовленную формочку с коническим дном, сделанную из жести или пластмассы. Понятно, такие формочки должны иметь размеры в зависимости от соответствующих номеров кистей. Итак, вложив в формочку нужное количество волос, постукивая по формочке, пучку волос придают форму заготовки для кисти (рис. 2). Затем пучок вынимают, перевязывают его, отрезают лишний волос, нерабочую сторону пучка покрывают лаком и вставляют заготовку в металлический капсюль (обойму). Подобные капсюли бывают цельнотянутыми или сформированными из тонкой металлической полоски, края которой соединены внахлестку (с пропайкой соединения). Делают капсюли обычно из белой жести или из латуни, размеры их зависят от номера кисти.

Ручки кистей вытачивают из древесины березы, сосны, бука или ольхи, затем шлифуют, покрывают бесцветным лаком или окрашивают в различные однотонные цвета. Вставленный в капсюль пучок заливают с открытого (широкого) конца капсюля водостойким лаком или синтетическим клеем, чтобы клей (лак) достиг конца пучка волос, находящегося в капсюле. После сушки капсюль с волосяным (щетинным) пучком соединяют с деревянной ручкой, на которой капсюль для крепости дополнительно обжимается. Ручку готовой кисти покрывают лаком. Длина выпущенного из капсюля волоса зависит от его упругости. Замечу, правильный выпуск волоса имеет важное значение, так как очень длинно выпущенные волосы делают кисть растрепанной, а недостаточно выпущенные - будут набирать мало краски. Готовую кисть смачивают водой, расчесывают до тех пор, пока волос кисти не станет ровным.

Натуральные растительные красители

Кисти из натурального волоса

Натуральные кисти - это кисти из колонка , кисти из белки , щетины , пони, соболя и любого другого материала, основой для которых послужила шерсть животных. Такие кисти известны издревле, ими рисовали практически все шедевры, которые известны человеку с древности.

Давайте разберем основные виды натуральных кистей и поймем, для каких материалов они подходят:

Колонковые кисти - кисти жесткие у основания (обоймы) и тонки и мягкие у наконечника. В основном волос имеет коричневые оттенки от светлого к темному. Эти кисти считаются жесткими, так как, не смотря на тонкий волос на конце, они имеют жесткую структуру волоса. Колонковые кисти хорошо использовать как с акварелью, так и с густыми красками - маслом, акрилом, гуашью и темперой. При работе с акварелью хорошо подходят для техники лессировки по сырому. При письме маслом колонковой кистью можно хорошо прорисовать мелкие детали. Кисти из колонка бывают с круглым и плоским ворсом различных форм.

Беличьи кисти - классические кисти для акварели потому как прекрасно набирают и отдают воду. Художественные кисти из белки изготавливают из хвоста животного. Это мягкие кисти с эластичным волосом. Беличьи кисти имеют круглую форму или форму флейц. Применяются с акварельными красками и красками, в основе которых вода. А вот масло ворс терпит плохо, так как плохо ведет себя с растворителем - лезет и тем самым редеет.

Кисти из щетины - кисти из щетины бывают плоские , а бывают круглые . Имеют светлый и жесткий ворс. Круглая или плоская кисть из натуральной щетины изготавливается из свиного волоса. Кисти из щетины отлично подойдут для масла, акрила, а также темперы и гуаши. Часто флейцы из щетины используют акварелисты для подготовки поверхности листа при письме в технике по-сырому. Кроме плоских, круглых и флейц форм, кисти из щетины бывают еще и веерные . Хорошо держат краску за счет того, что окончание кисти не расщеплено.

Кисти из пони - классические кисти при обучении акварельной живописи. Обладают мягким ворсом и прекрасной способностью набирать воду. Как правило, волос имеет темно-коричневый оттенок. Это классические ученические кисти. Их лучше выбрать для школы, детского сада и домашнего досуга с красками. Ждать от них профессиональной отдачи не стоит, так как они отдают воду хуже и не столь эластичны как колонковые и беличьи собратья.

Кисти из соболя - прочные и долговечные. Имеют гибкий ворс, хорошо набирают, держат и дозированно переносят воду на поверхность бумаги. Хорошо ведут себя как в технике по сухому, так и по мокрому. Соболиные кисти - это кисти для акварели, гуаши и темперы.

Другие разновидности - барсучьи кисти прекрасны для масла, мангустовые кисти имеют темный наконечник и хороши для масла, акрила и густых красок, бычьи кисти для гуаши и темперы, ласка хорошо подходит для замены колонковых кистей. Как видите можно встретить целое разнообразие материалов для натуральных кистей.

Как выбрать художественную кисть

Как только вы ознакомились с разъясняющими материалами о том, какие кисти для какой техники подходят, то необходимо выбрать магазин для покупки. Если вы планируете заниматься живописью или рисунком всерьез, то выбирать стоит специализированные розничные или интернет-магазины. Тематические отделы в крупных супермаркетах или книжно-канцелярских магазинах ориентированы на более широкий спрос и вряд ли удовлетворят серьезные художественные потребности. Например, наш магазин, являясь специализированным тщательно следит за ассортиментом, выбором поставщиков и качеством их продукта. Поэтому мы можем удовлетворить не только ученический, но и профессиональный спрос.

Волос кисти должен быть упакован в специальный цилиндр, если она продается поштучно или в упаковку, если речь идет о наборе. Исключением могут являться флейцы. При выборе в розничных магазинах убедитесь, что обойма хорошо прикреплена к ручке, и из нее не выпадают волоски. Качество кисти в деле выясняется при первом же соприкосновении с водой или краской.

Выбирайте кисти только проверенных, именитых производителей, которые отвечают за качество своего продукта, и к которым гораздо проще предъявить претензии, если вас не устроил товар.

Мойка и хранение кистей

Не забывайте тщательно мыть ваши кисти. Не важно, чем вы пишите, кисть дольше прослужит, если вы будете «освобождать» ее от краски после каждой работы. Особенно тщательно подходите к мойке кистей для акрила. Застывая, акрил уже не удалится с кисти и ее придется выбросить. Для масла, акрила и других красок включая акварель, есть специальные жидкости и мыла, призванные удалить краску с волоса. Хранить кисти, разумеется, нужно в сухости и просторном месте так, чтобы волос не изгибался и, тем самым, не принимал ненужную форму. Помните - натуральная кисть означает натуральный волос, поэтому отношение к ворсу должно быть бережным.

В наших розничных и интернет-магазине вы можете купить кисти из колонка, пони, белки, щетины и других материалов различных форм: круглые, плоские, флейц, веерные, кошачий язык , лепесток и другие.

Старые мастера самостоятельно изготавливали и краски и кисти. Технология изготовления кистей не сложная, но ответственная и требует деликатности. Дело это необычное, поэтому мало кто знает секреты такого ремесла. Однако, сделать кисти можно даже в домашних условиях. Итак, в чем же заключается технология изготовления художественных кистей?

1. Заготовка волоса или щетины.

В волосяном покрове животных есть пух и прямой волос, который толще пухового и жестче. О том, из какого волоса и каких животных делают классические кисти для живописи я писал . Заготавливая волос, нужно сортировать его по длине. Волосяной пучок должен состоять из волоса, приблизительно, одинаковой длины. Кончики волос ни в коем случае нельзя обрезать. Почему это важно я писал .

2. Формирование основы будущей кисти.

Далее, волоски в волосяном пучке выравнивается в каком-нибудь маленьком сосуде цилиндрической формы. Дно у такого сосуда должно быть плоским. Волос опускается своей подстриженной частью к донышку цилиндра. Теперь, его необходимо подровнять, аккуратно постукивая дном цилиндра о стол. Волоски осядут и выровняются. После этого, их связывают в пучок и прочесывают мелкозубчатой расческой для удаления ненужных волосков.

3. Обезжиривание и дубление.

Обезжиривание производится замачиванием волосяного пучка в бензине на протяжении 3-х суток. После этого, он промывается чистым бензином и просушивается. После чего, заготовку следует прокипятить в 10% растворе алюмокалиевых квасцов. Это называется дублением. Дубление нужно для того, чтобы сделать волос не гигроскопичным, пластичным и прочным.

4. Закаливание.

Эта процедура необходима для придания волосу упругости. Волос кисти для живописи должен быть в меру упругим и жестким, в меру эластичным. Для закаливания, волос будущей кисти обертывают в не плотную бумагу, например, в газетную и перевязывают нитью. Далее волос закаливается в печи, горячим воздухом температурой в 150 градусов. Делается это на протяжении примерно часа. Время и температура не одинаковы для различных видов волоса и зависят от их разновидности. Температуру можно определить по цвету бумаги: если она станет слегка желтоватой, то температура недостаточна. Если станет коричневой, то температура более 150 градусов. В этом случае волос станет ломким, поэтому превышать температуру не следует. После первичной закалки, волос прочесывают удаляя ненужные волоски и повторяют закалку. Проверяют качество закалки смачиванием будущей кисти в воде. Если волоски на поверхности пучка будут кудрявиться, то закалка недостаточна.

5. Вязка кисти.

После всех процедур, волосяной пучок развязывают и помещают в конус соответствующего размера кончиками волос вниз. Далее постукивая конусом по столу, нужно выровнять волос. Волосяной пучок должен приобрести коническую форму (если кисть должна быть круглой или эллиптической). После придания нужной формы, из волоса вычесывают короткие и ненужные волоски. Затем волосяной пучок окончательно перевязывают нитью. Перевязанный участок пропитывают клеем.

6. Закрепление волос в капсюле.

Капсюль — это металлическая часть кисти, похожая на трубку конической формы. Волосяной пучок помещают в капсюль с его широкой стороны, после чего волос, находящийся внутри капсюля заливается клеем. (Кстати, капсюли можно использовать от старых и испорченных кистей, предварительно очистив его от клея и волоса.) Длину волоса будущей кисти необходимо регулировать в зависимости от ее предназначения. Слишком длинный волос делает кисть мягкой и неспособной хорошо держать форму, но зато гибкой и удерживающей большое количество краски. Коротко выпущенный волос наоборот, сделает Вашу кисть жесткой и неподатливой.

7. Закрепление капсюля на ручке.

В заключении, капсюль надевается на деревянную ручку. Предварительно, в капсюль закапывают клей. После этого капсюль запресовывают на деревянной ручке. Ручку кисти можно тонировать, красить и покрывать лаком.

Если все правильно сделать, то кисть получится не хуже заводской. Поэтому, пожелаю Вам успехов в этом редком ремесле!

Малярно-штукатурные инструменты незаменимы при проведении работ по отделке различных поверхностей (выравнивание, укрепление, нанесение лакокрасочных и штукатурных материалов и т. д.). К таким инструментам относятся кисти, валики и шпатели. Несмотря на свою невысокую стоимость, выбор малярного инструмента оказывает прямое влияние на качество и результат ремонтно-отделочных работ.

По результатам маркетинговых исследований, большинство российских потребителей (почти 53%) при выборе малярных инструментов отдают предпочтение отечественной продукции. Около 5% респондентов покупают польскую продукцию, которая считается одной из самых дешевых в Европе. Еще 7-8% опрошенных готовы приобретать кисти, валики и шпатели, произведенные в Германии. Китайскую продукцию, которая отличается низкой ценой, предпочли 15% респондентов. Эти данные, к сожалению, не могут считаться полными, так как при проведении исследований оценивался весь рынок малярно-штукатурных инструментов, которые включает в себя не только дешевые валики и шпатели, но и кисти.

В первом случае, безусловно, преобладает отечественная продукция (ее доля составляет порядка 80%), так как себестоимость такого товара сама по себе невелика, срок его службы также ограничен и привозить его из-за рубежа нерационально.

В случае с малярными кистями все обстоит несколько иначе. В этом сегменте преобладает продукция финских, шведских и немецких производителей, которая дороже, но при этом намного качественнее. На втором месте идут отечественные компании – это, в основном, предприятия, организованные на базе профильных заводов, работающих еще со времен СССР, а также производители из Украины и Белоруссии. Они использует, в большинстве своем, устаревшее оборудование, поэтому их продукция не может конкурировать по качеству с западной, но при этом превосходит дешевую китайскую.

По мнению экспертов, рынок малярно-штукатурных инструментов будет увеличиваться с каждым годом на 25-30%. Это связано с повышением уровня жизни населения и с переездом жителей больших городов на окраину или в сельскую местность в собственные дома.

Рассмотрим процесс производства такой продукции на примере самого популярного инструмента – малярной кисти. Конструкция кисти предельно простая: щетина при помощи бандажа крепится к рукоятке.Различают три вида щетины, которая применяется при производстве малярных кистей: натуральная (например, барсучья), искусственная или смешанная. Наиболее качественные и дорогие жесткие кисти производятся из хребтовой и полухребтовой щетины. Этот волос имеет конусообразное строение, благодаря которому он удерживает больше краски или лака и меньше разбрызгивает их, равномерно окрашивая поверхность. Кисти из конского волоса стоят дешевле, но и срок их службы, как правило, значительно меньше. Щетина из синтетических волоконхорошая альтернатива натуральным материалам. Она имеет лишь один недостаток: синтетика плохо удерживает краску, увеличивая ее расход.

В дорогой качественной продукции щетина располагается не в один, а в несколько рядов, которые разделены между собою с помощью так называемых клиньев. Клинья образуют рабочую полость, которая наполняется лакокрасочным материалом и удерживает его внутри кисти. Размер и количество клиньев может изменяться, в зависимости от формы и толщины самого инструмента. Чтобы щетина хорошо держалась и выпавшие щетинки не испортили окрашенную поверхность, щетина скрепляется вместе с клиньями с помощью специального клея. Качество этого клеевого состава имеет большое значение – от этого зависит срок службы кисти.

Вокруг щетины и клиньев расположен так называемый бандаж, который соединяет головную часть инструмента с его рукояткой. Бандаж изготавливается из нержавеющей стали или же проходит антикоррозийную обработку, так как иначе он может заржаветь от постоянного контакта с влагой. Большое значение имеет и конструкция ручки. Профессиональные маляры выбирают кисти известных производителей с удобной рукояткой, которая хорошо «лежит» в руке и не выскальзывает из нее.

Ручки кистей делятся на три основных вида, в зависимости от используемого материала: деревянные (такие ручки называются еще классическими), пластиковые (из жесткого пластика), смешанного типа, или двухкомпонентные (для производства которых используются жесткие и мягкие полимерные материалы). Как правило, профессиональные кисти выпускаются последнего типа. Их рукоятки из жесткого пластика оснащены мягким антискользящим покрытием, которое снижает утомляемость рук и обеспечивает удобный захват и маневренность.

Таким образом, простота конструкции кисти и процесса ее производства лишь кажущаяся. На самом деле, ключевое значение имеет качество всех составляющих инструмента – от щетины до клея, и технологии его изготовления. Самые распространенные виды малярных кистей, которые выпускаются отечественными предприятиями: плоские (флейцевые) кисти различных размеров, круглые кисти, макловицы (кисти больших размеров для обработки поверхностей большой площади), радиаторные кисти с длинной рукояткой, узкие и тонкие кисти. Кроме того, малярные кисти классифицируются в зависимости от их формы: плоские, овальные, круглые. Производители отмечают повышение популярности плоских кистей – они более удобны в работе и универсальны, в отличие от кистей других форм.

Как упоминалось выше, малярный инструмент производится из различных видов материалов, но основными из них являются древесина и пластик. Эти материалы имеют принципиальные отличия, которые определяют технологии, используемые на производстве.

Рассмотрим процесс производства кистей с рукоятками из твердых пород дерева (чаще всего дуб и бук). Деревянным заготовкам придается определенная форма с помощью фрезерного станка. Форма определяется заранее, в зависимости от модели кисти. После вырезания заготовка для ручки шлифуется на шлифовальных станках и покрывается лаком.

Как только лаковое покрытие полностью высохнет, к ручке прикрепляется щетина. Самой качественной считается щетина из натурального волоса животных плотностью до 90%. Щетина приклеивается к основе ручке с помощью специального клея. Он безопасен для человека, влагоустойчив, выдерживает воздействие растворителей и высоких температур.

Нередко в качестве основы крепления щетины используется полиамид. Этот материал широко применяется в средах агрессивного характера (например, кислота или щелочь). На ручку с щетиной надевается бандаж. Готовое изделие упаковывается в пленку и картонные коробки. Компании, которые заботятся о своей репутации, следят за качеством выпускаемой ими продукции и контролируют его на каждом этапе производства.

Технология производства малярного инструмента из пластика имеет принципиальные отличия. Независимо от того, изготавливается ли он из этого материала целиком (например, затирки для стен) или частично (рукоятки кистей, валиков и шпателей), для производства пластиковых деталей применяются специальные пресс-формы. Этот процесс более автоматизирован и, благодаря конвейерной подаче, позволяет произвести большое количество комплектующих для ручного малярного инструмента в кратчайшие сроки.

Крупные западные компании, выпускающие такую продукцию, обычно не имеют собственного производства и размещают заказы на фабриках в Китае. Отечественные мелкие и средние предприятия открывают свое производство на территории России. Для небольшого завода по производству малярно-штукатурных инструментов понадобится помещение площадью минимум 80-100 кв. м. На этой площади размещаются станки, пресс-формы, транспортировочная лента.

Можно приобрести уже существующий бизнес. Предложения о продаже начинаются от 1,5 млн. рублей (мелкие производства, выпускающий один-два вида продукции). Из сотрудников вам понадобятся рабочие в цех (около 3-5 человек на смену, в зависимости от объемов производства), бухгалтер (он же кадровик), менеджер по продажам. Обязанности последнего можно в первое время выполнять самостоятельно. На закупку сырья для первой партии товара потребуется около 300 тысяч рублей.

Обратите внимание: для большинства видов механических, ручных и электрических инструментов необходимо получить сертификаты соответствия. Ручной инструмент является товаром повышенной травмоопасности и подлежит обязательной сертификации. При оформлении соответствующей документации продукция проверяется на соответствие ГОСТ, гигиеническую (санитарную) безопасность и т. д. Поэтому, когда вы определитесь с ассортиментом продукции, которую планируете выпускать, проконсультируйтесь со специалистами о необходимости сертифицировать ваш товар.

Специалисты говорят, что хороший качественный инструмент всегда найдет своих покупателей. Впрочем, о сбыте лучше позаботиться заранее. Так как большая доля рынка в низко- и среднеценовом сегменте принадлежит отечественным производителям, то процент прямых продаж составляет у них около 25% (покупатели – крупные компании, которые оказывают услуги по ремонту помещений).

Свыше 60% товара реализуется через оптовые базы в крупных городах и регионах, а также дистрибьютеров. Небольшая часть товара поставляется напрямую в розничные торговые сети, отдельные специализированные магазины типа «все для ремонта» и на рынки строй- и хозтоваров. Хуже всего валики и кисти продаются через интернет-магазины: покупателям проще сходить в обычный магазин или на оптовую базу и купить нужный им товар, нежели ждать доставку. А интернет-магазинам невыгодно держать на складе продукцию со столь невысокой стоимостью.

Бизнес по производству малярно-шпаклевочных инструментов, как и вся отрасль, связанная со строительством и ремонтными работами, в целом, подвержен сезонным колебаниям, но имеет некоторые отличия. В период с ноября по март наблюдается спад в продажах инструментов для проведения ремонтных работ. Но эти показатели, хотя и не столь велики, как в теплое время года, но все же выше, чем в целом по отрасли. Заказчики переносят сроки строительства объектов на весну-лето. Но отделочные работы осуществляются в закрытом помещении (более того, цены на них в не сезон значительно снижаются), поэтому эти услуги востребованы даже в зимнее время года.

Лилия Сысоева
- портал бизнес-планов и руководств



Рассказать друзьям