Выравнивание светотеневого рисунка без dodge and burn. Инструменты «Осветлитель» (Dodge Tool) и «Затемнитель» (Burn Tool)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня мы с вами поговорим о весьма известной и полезной методике обработки изображений - dodge and burn (осветление и затемнение по нашему). Будут рассмотрены 2 метода - первый проще и быстрее, второй чуть посложнее, но более гибкий и управляемый. Итак начнем!


1 метод (простой и быстрый)

Нам понадобится всего один слой - создаем новый пустой слой Ctrl+Shift+N (Cmd+shift+N), заливаем этот слой 50% серым цветом (тем что находится посередине между белым и черным). Для этого нажимаем Shift+backspace, во вкладке Use выбираем 50% grey.

Меняем режим наложения этого слоя на overlay (перекрытие). Выбираем инструмент кисть "B", уменьшаем непрозрачность кисти до 10% или менее, меняем цвет переднего и заднего плана на черный и белый "D", и начинаем рисовать по серому слою черным и белым цветом. Там где мы рисуем черным цветом изображение затемняется, где рисуем белым цветом - осветляется. Если вы не учились рисунку, то для начала рекомендую не изменять светотеневой рисунок фотографии, а просто усиливать то, что уже есть на фото - тени затемняем, света осветляем.

Вот так выглядит серый слой если вернуть ему режим наложения normal.

Преимуществом данного метода несомненно является скорость - так как на одном слое можно сразу рисовать тени и света, можно менять цвет кисточки нажатием на клавишу "X". Силу эффекта этого слоя можно менять уменьшая opacity (непрозрачность) серого слоя. Недостатками этого метода является невозможность раздельного управления светами и тенями (на самом деле можно создать 2 слоя - один для теней, другой для светов, но тогда мы потеряем основной плюс этого метода - скорость и удобство), а так же невозможность задания диапазона действия затемнения/осветления (например, чтобы черный цвет затемнял только темные оттенки и не трогал светлые).

2 метод (продвинутый)
Для этого метода нам понадобятся 2 корректирующих слоя (curves), первая кривая будет затемнять изображение, вторая будет осветлять. Меняем режим наложения обоих слоев на Luminocity (свечение).

Маски обоих слоев нужно залить черным цветом, для этого нужно сначала выделить маску, кликнув по белому квадрату справа от иконки кривой, и если выбран черный цвет - нажать Alt+Backspace. Если же черный цвет стоит на заднем плане, то жмем Ctrl+Backspace (Cmd+Backspace). Затем опять выбираем инструмент кисть "B" и белый цвет с низкой непрозрачностью около 10%, и начинаем рисовать ею по маске корректирующих слоёв. Для затемнения рисуем по маске слоя с затемняющей кривой, для осветления - по маске слоя с осветляющей.

Преимуществами данного метода являются возможность раздельного управления тенями и светами (изменение непрозрачности слоя, изменение формы кривой), возможность задавать диапазон действия осветления или затемнения. Например, если изменить форму осветляющей кривой на ту, которая показана слева на рисунке 5, то осветление будет затрагивать только светлые части изображения, даже если окрашивать маску в белый цвет на темных участках и наоборот. Если затемняющей кривой придать форму как у кривой справа на рисунке 5, то затемнение будет касаться только теневых участков изображения, не затрагивая светлых.

Какой бы метод вы ни выбрали, следует выбирать небольшие значения непрозрачности кисти, чтобы эффект был не ярко выраженным и была возможность "наслаивать" эффект в том месте, где это необходимо.

На этом теория заканчивается, и дальше вам следует пробовать данные методы на собственных фотографиях. Чем больше практики - тем лучше результат! Не стоит отчаиваться, если с первого раза не получится - мастерство приходит с опытом! Ну и наконец обещанный бонус - 2 экшена (actions) для photoshop, созданных на основе выше описанных методов (качайте по ссылке). О том как устанавливать экшены в photoshop я рассказывал в статье . Удачи в экспериментах, хороших вам снимков!
Если вам понравилась данная статья - можете посмотреть и по теме обработки изображений. На этом всё, подписывайтесь на наш блог, и до новых встреч!

Ключевые моменты:

Этот урок осветит первые два ключевых этапа обработки.

Основная задача обработки - это выравнивание структуры кожи, придать ей красивый рельеф, естественные здоровые цвета и сделать акценты там, где они необходимы.

1. Исходный RAW снимок конвертируем в 16-битный tiff. Открыв изображение в Фотошопе, создаём копию слоя. При помощи инструмента Liquify исправляем геометрию лица и тела. В данном случае была подтянута шея, уголок губ, спина и мочка уха.

2. Инструментами Patch Tool и Spot Healing Brush избавляемся от грубых дефектов в виде морщин, прыщей и нежелательных волос.

3. Когда самые грубые огрехи убраны, можно начинать заниматься частотным разложением.

Суть метода частотного разложения заключается в том, что картинка будет разделена на два слоя. В одном будет информация о текстуре, а в другом - о цвете. Таким образом мы можем убрать цветовые пятна не влияя на естественную текстуру и удалять огрехи текстуры не влияя на цвет. Приступаем к работе. Рабочий слой переименовываем в Working Layer и дважды его дублируем.

Приступаем к частотному разложению. К первой копии применяем фильтр Gaussian Blur. Радиус нужно подобрать так, чтобы все мелкие детали оказались размыты. Общая форма должна хорошо читаться. Изменяем имя слоя на "Blur".

Теперь создадим слой с текстурой. К слою применяем фильтр High Pass. Радиус должен быть такой же, как и при размытии Gaussian Blur. Слой, над которым работаем сейчас должен находиться над слоем с размытием.

Теперь над всеми слоями создаём корректирующий слой с Кривыми. Устанавливаем значение нижней точки Output 64, Input 0. Верхней точке присваиваем значения Output 192, Input 255.

Два верхних слоя объединяем в группу. Режим наложения всей группы изменяем на Linear Light. Далее над слоем "Blur" создаём пустой прозрачный слой и называем его "Correction". Этот слой поможет внести коррекцию общей формы. Слой с текстурой также можно редактировать любым удобным способом. Можно изменять текстуру, пересаживать кожу не боясь повредить объем и цвета, так как они хранятся на другом слое.

4. Приступим к коррекции светотени. Фотография плоская. Она не имеет объема. Объем передается при помощи сочетания светлых и темных участков, которые создаю иллюзию объема. Чтобы улучшить ощущение объема, нужно осветлить светлые места и затемнить темные. Этот приём позволит улучшить ощущение объема. Иногда нужно сделать обратное действие (уменьшение объема). Для этого данный способ также подходит.

На слое "Correction" рисуем мягкой кисточкой с непрозрачностью 4%. В качестве цвета используем образцы, которые берем со светлых или темных участков.

Вот как будет выглядеть слой "Correction", если его положить на серый фон.

На данном этапе могут возникать ошибки. Остановимся на них поподробнее.

1) Слишком сильное выравнивание естественного рельефа. Нельзя полностью удалять все морщины и складки. Для человека естественно наличие этих элементов. Складки и морщины отсутствуют только у манекенов. Не стоит из человека делать пластмассовую куклу.

2) Нельзя дополнительно размывать слой с цветом и объёмом. Это сместит естественное расположение светлых и темных участков.

3) слишком сильное подчеркивание объема. Если увлечься с объемом, то снимок станет похож на рисунок с неправильной прорисовкой теней.

5. Теперь можно переходить к технике Dodge&Burn (осветление и затемнение). Процесс похож на тот, что был описан в предыдущих этапах, только на этот раз прорабатываться будет микрорельеф кожи. В качестве самого верхнего слоя используем корректирующий слой Curves. В нем увеличиваем значение средних тонов. Этот слой будет отвечать за осветление. Далее инвертируем маску слоя и меняем имя на "Dodge"

Выбираем инструмент Dodge Tool. В настройках меняем воздействие на Shadows. Уменьшаем интенсивность до20-40%. Теперь можно рисовать по маске, высветляя неровные участки и пятна.

Рисовать по маске можно белой кисточкой, меняя степень прозрачности, но инструмент Dodge Tool более мягко и равномерно осветляет участки на маске. С затемняющим слоем проделываем то же самое. На кривых должны быть затемнены средние тона. Инвертируем маску. Переименовываем в "Burn".

Если вы решили основательно подойти к делу, то на обработку может уйти несколько часов, а в некоторых случаях и весь день. Подобным образом можно обрабатывать не только кожу, но и фон волосы, элементы декора и т.д.

На данном этапе могут возникнуть следующие ошибки:

1) Слишком сильно сглаженная кожа. Не нужно увлекаться ретушью вплоть до мельчайших пор.

2) Работа только с осветлением. Как итог, может получиться изображение с плохим объемом.

Чтобы понять, к чему нас привела обработка, стоит сравнить первоначальный снимок и результат работы.

6. Еще немного поработаем. Теперь обратим внимание на детали: губы, ресницы и брови.

С губами можно работать в технике D&B. Стоит выровнять контур и разгладить форму.

Чтобы откорректировать брови, понадобится специальная кисточка. Её можно сделать самостоятельно или найти в имеющихся подходящий вариант.

В настройках Shape Dynamics/Pen Pressure задаем значения, чтобы размер кисточки менялся динамично от нажатия.

Прорисовываем волоски, меняя прозрачность и цвет.

На этом урок заканчивается, но обработку можно продолжать. Еще стоит поработать над общей и локальной автокоррекцией, тональной коррекцией и придать фотографии объём.

Дата публикации: 13.03.2017

Ретушь женского портрета - дело деликатное, требующее особого подхода; необходимо устранить все недостатки кожи, сохранив при этом естественность. Для создания полного образа важны также блики на прядях волос, блеск глаз, блики от помады на губах. Все эти мелочи придают особую эстетику снимку и значительно улучшают общую картинку.

В этой статье мы рассмотрим технику обработки фотографий Dodge&Burn. Она удобна в работе и предоставляет достаточно возможностей для творчества. Поскольку данная техника включает в себя осветление некоторых участков фотографии, важно, чтобы съёмка была проведена при хорошем освещении. Иначе могут появиться неприятные шумы на изображении. В ретушировании кожи важна детализация картинки. Dodge&Burn подойдёт для снимков очень высокого разрешения. Для удобства постобработки рекомендую снимать в RAW.

NIKON D700 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 800, F3.2, 1/160 с, 36.0 мм экв.

Для данного урока использовались фотографии, снятые на камеры Nikon D700 и Nikon D800. Камеры Nikon делают снимки с низким уровнем шума даже в условиях недостаточной освещённости. RAW файлы, снятые на Nikon, легко поддаются обработке в теневых участках, что позволяет осветлять картинку без потери деталей. Кроме того, камера Nikon D800 позволяет получать снимки с очень высокой детализацией 36-мегапиксельного разрешения, что удобно для техники ретуши Dodge&Burn. Ведь ретуширование проводится с мелкими деталями на 100% увеличении.

Фотографии для ретуши предоставила фотограф Ольга Терехова .

Что такое техника ретуши Dodge&Burn?

Метод ретуши Dodge&Burn трудоёмкий, но при этом достаточно простой. Его достоинство состоит в том, что после обработки полностью сохраняется природная текстура кожи.

NIKON D700 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Закрашивание и штамповая перерисовка донорских участков кожи здесь не применяется. От инструментов Adobe Photoshop - Dodge Tool (Осветлитель) и Burn Tool (Затемнитель), соответственно локально осветляющих и затемняющих изображение, унаследовано название техники Dodge&Burn. Данная техника, кроме ретуши дефектов кожи, позволяет изменить светотеневой рисунок изображения для придания объёма (например, моделировать черты лица и фигуры).

Особенность техники Dodge&Burn

Любое изображение имеет цвет и яркость. Цвет - это цветовой тон и насыщенность, а яркость - количество света в изображении. То есть яркость представляет собой чёрно-белое изображение, точнее, его чёрно-белую составляющую. А монохромное изображение показывает количество света в том или ином цветовом тоне. На снимке мы видим фигуры объёмными за счёт светотеневых градаций. Это и есть вариация яркости на снимке. Выступы - более светлые участки, а углубления - более тёмные. Следовательно, любые дефекты кожи можно устранить, осветляя тёмные участки и затемняя светлые. Так тон становится равномерным, и сохраняется природная текстура кожи.

Осуществляется это несколькими способами: применение корректирующих слоёв с кривыми; использование нейтрального серого слоя; работа с уровнями. В этом уроке мы рассмотрим способ обработки с помощью кривых. Работает это следующим образом: создаются два дополнительных слоя с кривыми - один для высветления, второй для затемнения. Маски на корректирующих слоях инвертируются. С помощью кисти белого цвета проводится осветление или затемнение участков кожи на соответствующих слоях.

Dodge&Burn методом кривых

Рассмотрим пошагово: проведём ретушь дефектов кожи и придадим дополнительный объём снимку, добавив тени и блики.

Откройте фото, которое решили обработать. Нужно рассмотреть все неровности кожи, которые следует устранить. В данном варианте сразу заметны проблемные места.

Это далеко не всё. Чтобы провести качественную ретушь, снимок нужно рассмотреть на крупном увеличении - до 100% (сочетание клавиш Ctrl и +). Теперь легко заметить, что нужно устранить расширенные поры кожи, белые точки под глазами и маленькие углубления или бугорки.

Определившись с объёмом работы, можно приступать к ретуши. Итак, создадим два корректирующих слоя: для осветления и затемнения.

Первый слой. В нижнем правом углу в меню выбираем слой «Кривые».

Появится новый слой и окно с настройкой кривых.

Установите курсор посередине диагонали, проходящей через график. Там появится точка. Переместите ее примерно на одну клетку вверх, как показано на картинке ниже.

Изображение станет светлее. Вместо прямой на графике теперь вот такая кривая. Перейдите на имя слоя, двойным щелчком активируйте его надпись и переименуйте в «осветлить». Это для удобства работы, чтобы не запутаться.

Теперь нужно инвертировать маску слоя. Нужно просто кликнуть по маске и нажать сочетание клавиш Ctrl+I.

Изображение при этом вернётся к исходному виду - исчезнет эффект осветления.

Второй слой. Создаём слой для затемнения, для чего кривую уводим приблизительно на одно деление вниз.

Изображение станет темнее. Переименуйте слой, например, в «затемнение». Инвертируйте маску как в предыдущем слое; изображение вернётся в исходный вид.

Теперь создадим группу вспомогательных слоёв. Они нам нужны для удобства работы, чтобы легче увидеть светотеневые вариации.

Группу можно создать двумя способами: сочетанием клавиш Ctrl+G или в нижнем правом углу окна «Слои» нажать на изображение папки. Группа появится над вашими слоями.

В группе создадим новый слой. Для этого выделите папку «Группа» ваших слоёв и в нижнем меню нажмите на элемент создания слоя (либо сочетание клавиш shift+ctrl+N). Новый слой появится в вашей группе.

Если фоновый цвет в палитре у вас чёрный, то, нажав сочетание клавиш Ctrl+backspace, вы зальёте новый слой также чёрным цветом.

Если фоновый цвет у вас другой, то замените на черный: на панели инструментов по изображению нижнего слоя двойным щелчком откройте палитру и переведите чекер в спектре в чёрный участок.

Теперь нужно изменить режим наложения нашего чёрного слоя. Выбираем в списке режимов наложения «Цветность».

После смены режима ваше изображение станет чёрно-белым. Дублируйте этот слой сочетанием клавиш Ctrl+J. В новом слое режим наложения измените на «Мягкий свет». Если изображение будет слишком тёмным, можно изменить прозрачность слоя.

Теперь выберем и настроим кисть. Кисть должна быть максимально мягкой (жёсткость в ноль), непрозрачность не выше 10%. Можно уменьшить нажатие кисти.

Теперь увеличиваем изображение до 100% и, участок за участком, кистью исправляем всё, что нас не устраивает в изображении. Размер кисти уменьшаем до нужных размеров с помощью клавиш «х» и «ъ».

Как мы и говорили, выравнивание кожи будет происходить за счёт высветления тёмных участков и затемнения светлых. Для этого вам необходимо переходить на маску соответствующего слоя. Потому мы их предварительно назвали «затемнение» и «осветление». При каждом новом нажатии кисти на одном и том же участке вы сможете усиливать степень осветления или затемнения. Белый мазок кисти будет удалять участки маски, и эффект слоя, который вы задавали с помощью кривых, будет проявлен на изображении.

Рассмотрите теперь выбранный участок кожи.

На этом примере видно, какие именно тёмные и светлые участки стоит уравнять. В тёмных местах прорисовку делайте на маске слоя «осветление», в светлых - слоя «затемнение». Размер кисти должен быть чуть меньше пятнышка, которое вы сейчас закрашиваете. Тщательно проработайте весь участок кожи. Закончив его, проверьте результат и приступайте к следующему. Если отключить группу вспомогательных слоёв (нажать изображение глаза на группе), можно увидеть результат.

Результат до и после обработки.

Обработка с помощью техники Dodge and Burn. Техника эта не из легких и, для полного ее освоения, потребуется время и много практики. Возможно, вы уже сталкивались с инструментами Dodge и Burn в Photoshop, которые локально влияют на экспозицию, осветляя и затемняя участки изображения при помощи кисти .

Используя технику Dodge and Burn, мы сгладим все видимые неровности кожи, сделаем ее идеальной, но при этом оставим нетронутой текстуру кожи, это имеет колоссальную важность в профессиональной ретуши. Если раньше вы пользовались фильтрами и размывали кожу модели, убивая всю текстуру, делая ее лицо подобно маске, то забудьте об этих варварских методах.

Вот наглядный пример использования Dodge and Burn:

Вместо стандартных инструментов Dodge и Burn я пользуюсь кривыми, так как этот метод менее деструктивный и дает больший контроль над процессом обработки.

  • Откройте выбранную фотографию и создайте новый корректирующий слой Кривые (Curves). Затем переместите точку, расположенную посередине кривой, как это показано на картинке снизу.
  • Назовем этот слой Dodge. Кликнем по белой маске и инвертируем ее в черный цвет, нажав клавиши Ctrl+I (Cmd+I на Mac).
  • Создадим еще один корректирующий слой с кривыми и снова переместим точку на кривой, как это показано на картинке ниже.
  • Назовем этот слой Burn и также преобразуем белую маску в черную, нажав комбинацию клавиш Ctrl+I (Cmd+I на Mac).

Вот так должны выглядеть ваши кривые, слева слой Dodge, справа Burn.

Выбираем мягкую кисть и устанавливаем ее плотность (Flow) около 1-4%, основной цвет – белый.

По черной маске мы будем рисовать кистью белого цвета, постепенно добиваясь нужного эффекта.

Чтобы осветлить участок кожи, мы используем слой под названием Dodge, а чтобы затемнить, соответственно, Burn.

Видите темное пятно на подбородке девушки? Постепенно высветляем это пятно, рисуя по слою Dodge.

С минимальной плотностью кисти ощутимую разницу вы увидите далеко не сразу, но с каждым последующим кликом мыши эффект будет проявляться все больше и больше. Таким образом, вы полностью контролируете этот процесс ретуши, а результат проделанной работы оказывается по-настоящему качественным. Закрашивайте так все светлые и темные пятна на коже, постепенно, не торопясь и не увеличивая плотность кисти. Для светлых пятен и бликов переходите на слой Burn.

Если вам сложно различать области, которые необходимо высветлять и затемнять, то создайте черно-белый корректирующий слой (Black & White Adjustment Layer) и уменьшите значение Red (Красный) для создания контраста.

Увеличивайте фотографию, уменьшите размер кисти и работайте над мелкими деталями, например, если у модели широкие и заметные поры или мелкие прыщи, затемняйте блики и осветляйте тени.

Давайте посмотрим на До и После. Вот то, что мы получили после описанных выше манипуляций и благодаря технике Dodge and Burn:

Это тонкая и очень кропотливая работа, занимающая даже у профессионалов много времени, на обработку сложной фотографии уходят порой часы. Не рассчитывайте сразу получить превосходный результат, это техника, которая требует практики и мастерство достигается путем проб и ошибок.

Техника Dodge and Burn просто незаменима при работе с лицевыми портретами и при обработке фотографий для печати.

По мере увлечения фотографией я все больше понимал, что хорошая фотография и ретушь тесно взаимосвязаны. На данный момент я бы сказал, что ретушь - это даже больше, чем фотография. Эту тему можно очень долго развивать и философствовать, но сейчас не об этом.
О том, что такое Додж и Берн, я узнал практически сразу после того как начал фотографировать. Но осознавая всю кропотливость процесса, мне хотелось его обойти и я занялся изучением разных плагинов и "хитрых" способов по ретуши кожи. Надо сказать, что определенные плагины имеют право на жизнь в определенных ситуациях, но только с тщательным подбором и осознанием их настроек. Но все-таки, по прошествии времени я понял, что "волшебного" средства при ретуши портретов не существует и все они не идут ни в какое сравнение с D&B.
Итак, что же такое D&B?... Если внимательно присмотреться к нашей коже под большим увеличением, то можно увидеть, что текстура и неровности - это ни что иное как чередование темных и светлых участков различной формы. И если соответственно одни участки делать светлее, а другие темнее, то получается весьма заметный эффект по разглаживанию. А если посмотреть на портрет более глобально, то можно добавлять тени и блики на весь портрет, делая его таким образом гораздо объемнее. Именно поэтому D&B делится на глобальный и попиксельный. Существует несколько основных способов, как непосредственно делать технику D&B. Среди них нет одного "правильного" и все они применяются кому как удобно. Итак, рассмотрим основные:
1. Рисование по серому слою в режиме Софтлайт. Серый используется лишь для того, чтобы было наглядно видно что из себя представляют "мазки" белой и черной краски и как они распределяются по поверхности. Точно также можно рисовать по пустому слою или вообще разделить - один для белого, другой для черного. Тут стоит заметить, что "черный" я называю условно, потому что использовать черный цвет по-умолчанию нельзя. В нашей коже черный цвет не присутствует изначально и его использование ведет к обесцвечиванию картинки и приданию ей серого оттенка. Поэтому надо пипеткой взять образец темного оттенка, два раза кликнуть на сэмпле и сдвинуть точку в сторону темного, почти черного. Таким образом у нас получится телесный оттенок, только очень темный. Далее удобно рисовать на одном сером слое и клавишей "Х" переключать с белого на черный и обратно по необходимости.
2. Рисование по черным маскам двух кривых, одна из которых высветляет изображение, а другая соответственно затемняет его. Кривые должны быть в режиме "Люминосити", чтобы не происходило изменение цветового оттенка. На мой взгляд, это способ наиболее правильный и точный, так как режим "Люминосити" влияет только на яркость, не внося цветовых сдвигов. Единственное ограничение этого способа, что нужно скакать между слоями и он не позволит притемнить особо светлые (почти белые) точки, так как в них почти нет цвета.
3. Использование инструмента "Додж&Берн" из панели инструментов по серому слою в режиме Софтлайт. Этот метод аналогичен рисованию белой и черной красками, за тем исключением, что переключаться между осветлением и затемнением нужно кнопкой Alt. Он также не позволяет выбрать вместо черного цвета другой оттенок.

Вот собственно и все. Главным критерием этой техники является усидчивость и разумная достаточность. Т.е. нужно вовремя остановиться, т.к. можно истребить текстуру в принципе. Понимание процесса приходит с опытом, так же как и сноровка. Поэтому не ленитесь и коротайте долгие зимние вечера за этой замечательной техникой.

P.S. Легко запомнить, что Burn - это затемнение, от слова Black.

P.P.S. Я далеко не идеален в этой технике. А представленный пример можно было бы обрабатывать дальше, доводя до идеала, но мне кажется, нужно соблюдать принцип разумной достаточности...



Рассказать друзьям