Уроки тишины для шумный детей. Елена Хилтунен, эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Взрослые знают, что детей надо научить правильно сидеть, правильно стоять, правильно вести себя за столом, правильно здороваться и т.д. Но задумываемся ли мы, что кроме этого у детей необходимо воспитывать умение внимательно слушать, умение не только говорить, но и молчать, умение сдерживать порывы к не нужным действиям, к бесцельному разговору, умение быть неподвижным? Но кто, когда и где научит этому наших детей?

В группах, которые работают по системе Марии Монтессори, проводятся короткие уроки. Они называются - УРОКИ ТИШИНЫ и длятся от 1 до 5 минут. Уроки тишины представляют собой не только отдых для центральной нервной системы, но и гимнастику для воли. Наставница показывает, как надо правильно сидеть, обращая внимание, как лежат руки и как спокойно на полу стоят ноги, на правильную осанку, на дыхание с закрытым ртом. Детей постепенно приучают быть неподвижными и молчаливыми. Это прекрасная тренировка воли и одновременно гимнастика для мышц. Упражнения в тишине будут эффективны, если дети выполняют их с желанием и удовольствием.

В нашей группе есть мальчик (Коля Л., 6 лет), который во время свободной работы вдруг сам сел на корточки, замер и долго сидел, так глядя только одними глазами на свои постройки из цветных цилиндров. Он сохранял неподвижность в течение 7 минут!
Задумайтесь, часто ли вы слышите звуки шагов в коридоре, тиканье часов, чириканье воробьев, лай собаки, шум листьев? Наверное, многие из вас ответят «нет». Это потому, что мы привыкли все время жить в шуме, и воспринимаем звуки в хаосе.

Уроки тишины - прекрасное средство воспитания внимания. Если спокойно сидящие дети вдруг обращают внимание на какой-то малейший звук, у них на лицах появляется выражение удивления. После урока тишины дети рассказывают, что они слышали, и многие говорят: «Слышал, как кто-то ходит», «в коридоре кто-то разговаривает». Некоторые дети начинают прислушиваться не только к внешним звукам, но и к биению собственного сердца. А есть дети, которые говорят:
- «Я ничего не слышал. Я думал о музыке»,
- «Я смотрел на облака и думал о том, откуда они берутся и куда плывут»,
- « А я вспоминала стихи»,
- «А я слушал, как воет ветер».

Значит, во время уроков тишины дети учатся слушать и движение собственной души.

При условии покоя и тишины они дают ребенку изоляцию впечатления, внутреннее сосредоточение, которые оставляют в его сознании глубокий след. Вот несколько упражнений для уроков тишины.

«ДОГОВОРИМСЯ ГЛАЗАМИ»


Первый вариант. Педагог и дети садятся в круг. Педагог: «Я сейчас тому прокачу мяч, с кем «договорюсь глазами». Выбирает ребенка, смотрит ему в глаза и катит мяч. Предлагает тоже самое сделать ребенку, у которого оказался мяч.
Второй вариант. Педагог и дети садятся в круг. Педагог предлагает поменяться местами с тем, с кем он «договориться глазами» (посмотрит в глаза). После чего предлагает то же самое сделать остальным.

СЛУШАЕМ ТИШИНУ

Детям предлагаем закрыть глаза и послушать тишину. Обсудить, кто что услышал.
Слушаем тишину внутри себя
Детям предлагается закрыть глаза, уши прикрыть ладонями. Если ребенок спокоен, он слышит биение сердца, собственное дыхание.

СЛУШАЕМ ХРУСТ

Материал: казинаки или сухарики (кукурузные хлопья).
Предлагаем детям отломить кусочек от казинаков, закрыть глаза, ладонями прикрыть уши. Все вместе начинаем жевать и слушать. Обсудить, на что похож звук.
Дотронуться до ладошки
Материал: колосок, перышко и т.п.
Детям предлагаем закрыть глаза, по кругу дотрагиваться до ладошек детей перышком (колоском и т.п) Обсудить, кто что почувствовал.

ЛЕПЕСТОК

Материал: лепестки роз (не сухие).
Предложить детям закрыть глаза и протянуть ладошки. Каждому ребенку положить в ладошки по одному лепестку. Предварительно дать инструкцию: «Я сейчас что-то положу вам в руки, а вы должны догадаться что это. Это можно потрогать, понюхать. Тот, кто догадается что это, протягивает руки вперед. До кого я дотронусь, тот открывает глаза». Ребенок, открывший глаза кладет лепесток в вазу с водой. Обсудить, кто как догадался, что при этом испытывали, какие чувства.

УГАДАЙ-КА

Материал: любой фрукт или овощ, лучше две штуки: один целый, а другой порезанный на кусочки.
Дети закрывают глаза. Учитель по кругу около каждого ребенка проносит фрукт, просит отгадать по запаху. Обсуждают запах. Затем снова все закрывают глаза, педагог каждому по очереди кладет в руки фрукт. Открыв глаза, дети продолжают обсуждать и выдвигать предположения какой это фрукт. Дети снова закрывают глаза, учитель дает каждому попробовать кусочек фрукта. Открывают глаза, узнают фрукт.

УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАНО

Материал: любой предмет небольшого размера (фрукт, овощ, геометрические тела, деревянные фигурки и т.п.), поднос, салфетка.
Педагог показывает накрытый под салфеткой предмет и предлагает узнать что там, не поднимая салфетку. Проходит с подносом по кругу, давая каждому ребенку обследовать предмет. Дети высказывают свои предположения. Педагог поднимает салфетку, демонстрируя предмет.

«ПЕРЕКАТИ ШАРИК»

Материал: шарик или маленький мячик.
Педагог и дети садятся в круг. Педагог выкладывает шарик и предлагает передать его (рукой, ногой, другим способом) по кругу. Способ повторяют другие дети.

«ПОЛЕЙ ВОДУ»

Материал: кувшин с водой, миска, полотенце.
Дети садятся в круг. Педагог выставляет в центр круга миску, кувшин и полотенце. Приглашает одного ребенка в центр. Поливает водой из кувшина руку ребенка над миской. Затем промакивает руку полотенцем. Тот ребенок, которому поливали руку приглашает другого и делает тоже самое. Заранее договориться, чтобы воду из кувшина всю не выливать.

«КАРТИНА ИЗ ШНУРКОВ»

Материал: шнурочки разного цвета.
Дети садятся в круг. Педагог раздает шнурочки. Педагог выкладывает из своего шнурка в центре фигурку. Детям предлагается по кругу дополнить фигуру, подкладывая свои шнурочки. Можно включить фоном тихую музыку. По окончании дети любуются получившейся картиной.

«ПОЙМАЙ КОЛОКОЛЬЧИК»

Материал: колокольчик.
Каждому ребенку по очереди предлагают закрыть глаза. Педагог звонит около ребенка в колокольчик. Задача ребенка поймать колокольчик закрытыми глазами.

«КОЛОКОЛЬЧИК»

Материал: колокольчики разного размера, разные по звучанию.
В игре участвуют столько детей, сколько колокольчиков. Дети садятся в круг. Педагог в центр выставляет колокольчики. Каждому ребенку по очереди предлагается взять колокольчик, поставить его на то место в группе, на которое ребенок захочет. Перед тем как поставить, ребенок звонит в колокольчик. После того, как все колокольчики расставлены, педагог предлагает детям по очереди принести колокольчик на место, но не тот, который уносил.

Материал: прозрачная миска с водой, свечи плавающие по количеству детей. колпачок для тушения свечи.
Педагог зажигает свечу и опускает её в воду, предлагает ребенку зажечь свечу от уже горящей свечи, затем следующий зажигает свечу от предыдущего участника игры. При этом педагог дает инструкцию, каждому ребенку следить за той свечой, которую он зажег. Когда все свечи горят, педагог может покрутить миску с водой. Затем каждый ребенок по очереди берет колпачок и гасит свою свечу.

«ТИХАЯ ВОДА В ЦЕНТРЕ КРУГА»

Материал: чаша с водой, полотенце.
Дети садятся в круг. Педагог ставит в центре круга чашу с водой, которая не колышется. Дети смотрят на поверхность воды и стараются не шелохнуться. Педагог предлагает одному из детей выйти в круг и опустить руку в чашу с водой, нарушив её спокойствие. Дети тоже начинают двигаться, как только вода затихает, дети тоже стараются не двигаться. Игра повторяется несколько раз.

Продолжение читайте, пожалуйста, в следующем номере журнала.

КОЛОНКА ЭКСПЕРТА

ЧТО ТАКОЕ КРУГ?

Кто-то из Монтессори-педагогов назвал его атмосферным явлением. Во всяком случае, это не ежедневное занятие с традиционными пальчиковыми играми и песенками. Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Многие круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других воспитатель рассказывает сказки, короткие истории из жизни. Осенью дети все вместе разглядывают фрукты и овощи, пробуют их на вкус, учатся молоть зерно и месить тесто. Зимой изучают свойства воды, растапливая над свечкой снег, или разучивают рождественские песенки. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события. Здесь вспоминают о том, что кто-то из детей заболел или кому-то предстоит неприятный поход к зубному врачу. В пятнадцать минут общего круга вмещается все на свете: личные проблемы, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомима и театр. Круг всегда ведет наставница, но она лишь помогает общему разговору. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим свое переживание. Наставница ведет счет словам своим. Она скорее похожа на провокатора, профессионально разжигающего костерок общего разговора, в который каждый из детей подбрасывает свою щепочку. Круг кончается через пятнадцать минут. Но дух общей доброжелательности, уважения, доверия остается надолго и, в конце концов, становится неотъемлемой частью уклада жизни детской Монтессори-группы.

Создана на основе педагогической системы известного педагога и психолога Марии Монтессори в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Сохранив в полной мере ее концептуальные основы, Программа вобрала в себя новейшие достижения педагогической и психологической науки, а также опыт современных отечественных и зарубежных монтессори-педагогов.
Ярко выраженная гуманистическая направленность системы, социо-конструктивистский подход к образованию ребенка, концепция свободного развития в подготовленной предметно-пространственной среде, положенные в ее основу, в точности отражают принципы современного дошкольного образования.
Опыт тысяч детских садов, реализующих систему Монтессори в России, растущая система подготовки монтессори-педагогов, а также налаженное производство монтессори-материалов обеспечат качественную многостороннюю поддержку при внедрении Программы в дошкольные организации.
Программа предназначена для использования в работе дошкольных образовательных организаций.

Умею писать. Тетрадь для свободного письма. 6-7 лет.

Грамотность становится интуитивной, если формируется с самого детства. Но как научить ребенка грамотно писать и при этом не утомить его изучением правил и не отбить интерес к родному языку?
Проверенный способ естественного обучения "без обучения", золотой фонд педагогики - уникальная коллекция монтессори-материалов (воплощенная на русском языке Юлией Фаусек). Игры с карточками, фишками и всеми доступными предметами ненавязчиво учат ребенка грамотно говорить, писать, мыслить. Обязательная часть игры - в конце все записать, и вскоре именно этот момент становится для ребенка самым притягательным.
Подхватывая это новое увлечение, иллюстрированная тетрадь "Умею писать" предоставляет ребенку множество возможностей попрактиковаться. Гордый своим ощущением "я понимаю!", ребенок пишет все увереннее, его словарный запас расширяется, а грамотность становится органичной частью его мышления.

Страниц: 40 (Офсет)

Считаем сами. Тетрадь по математике. 5-6 лет

Почему одним детям математика дается легко и естественно, а другие не могут освоить простое сложение? Есть ли надежный и доступный способ обучить ребенка математике? Есть, и вы его знаете: лучший путь - через сенсорику. Сенсорные монтессори-материалы, уникальные по своей простоте и эффективности, вот уже много лет помогают детям "увидеть и пощупать" математику, понять ее, а не выучить.
Возьмем известные во всем мире Красно-синие штанги, неизменно вызывающие у детей живейший интерес. Раскладывая на ковре лесенку из них, сравнивая штанги между собой, ребенок, еще не умея считать, уже отчетливо видит математический порядок. В его мышлении само собой возникает понимание логики счета, он готов складывать и вычитать. Юному исследователю уже настоятельно требуется новый элемент - цифры. Так он незаметно переходит от сенсорного опыта к записи математических символов.
С тетрадью "Считаем сами" 5-6-летний дошкольник сможет сделать этот шаг самостоятельно. Все задания в ней разработаны на основе монтессори-материалов, и проиллюстрированы так, что ребенок интуитивно поймет задачу и решит ее. Отныне его всегда будет удивлять: "Неужели можно не понимать математику? Это же естественно!"
Для детей старшего дошкольного возраста.

Мир вокруг меня. Природа. Рабочая тетрадь. 5-6 лет

Любопытный дошкольник непременно должен все исследовать. Что будет, если в воду всыпать ложку сахарного песка? Песок исчезнет, а вода станет сладкой. А если насыпать в воду гальку?.. Ребенок задает бессчетное количество вопросов, старательно все разбирает и, если повезет, собирает заново. Самое время создать небольшую "физико-химико-биологическую лабораторию".
В монтессори-лабораториях строгий порядок: каждый опыт - на отдельном подносе, к нему - инструкция. Здесь позволено работать только "аккуратным детям", и каждый становится удивительно серьезным. Итак: "Как загорается лампочка от батарейки? Как растет цветок из семечка? Кто живет в море?" Чтобы выполнить некоторые задания, потребуется заглянуть в детские энциклопедии.
Свои замечательные открытия нужно зафиксировать. Иллюстрированная тетрадь "Мир вокруг меня. Природа" позволит 5-6-летнему ребенку справиться с этой задачей самостоятельно. Увлекательные задания и отчеты об опытах, собственные карты местности и звездного неба - эта тетрадь превратится в "дневник любопытного дошкольника" и станет настоящей детской гордостью.
Для детей старшего дошкольного возраста.

Мир вокруг меня. Люди. Рабочая тетрадь. 6-7 лет

Путешествие - что может быть познавательнее? Только путешествие во времени! Подсмотреть бы в пещеру к первобытным людям и послушать, о чем они говорят у костра. Интересно, как они развели огонь без спичек?
"Лента времени" - удивительный монтессори-материал. Разложив этот длинный цветной коврик на полу, заполняя ячейки подходящими карточками и предметами, ребенок шаг за шагом сам пройдет по всей истории человечества, заглянет в каждую эпоху. Итак, кто древнее - греческие боги или мамонты? Не вопрос! Картина истории человечества вырисовывается сама собой без искусственного заучивания.
Добытые в путешествии знания ребенок сможет самостоятельно закрепить в иллюстрированной тетради "Мир вокруг меня. Люди". Выполняя задания, он заглянет в детские энциклопедии или возьмет интервью у взрослых: "Расскажите, пожалуйста, кто напечатал первую книгу на Руси?" И запишет (или нарисует) ответ в свою тетрадь - теперь уже настоящую летопись.
Для детей старшего дошкольного возраста.

Звук и буква. Тетрадь для свободного письма. 5-6 лет

Примерно лет в пять ребенок начинает исписывать листки "письменными буквами" - наступил сенситивный период письма. Пришло время познакомиться с настоящими буквами.
"Шероховатые буквы" - основной монтессори-материал для освоения письма. На дощечке - письменная буква в виде небольшого углубления, со слегка шершавым покрытием. Проводим двумя пальчиками по букве в направлении письма и вслух произносим: "О-о". Промахнуться невозможно, пальчики безошибочно двигаются по желобку, повторяя контур. Когда рука запомнила образ буквы, попробуем написать ее - пальчиком на песке, мелом на доске. Засчитываем только удачные попытки, а остальные просто стираем. Наконец, волнующий момент - пишем букву на бумаге. Хорошая работа!
В иллюстрированной тетради "Звук и буква" ребенок продолжит самостоятельно тренироваться писать буквы, переписывать слова (одно из любимейших занятий дошкольников), сопоставлять букву и звук, а еще здесь можно порисовать. Как думаете, что ребенок выберет - сделать красивую подпись к рисунку или рисунок к подписи? Что хотите, ведь он теперь знает все буквы, совсем как взрослый!
Для детей старшего дошкольного возраста.


В мире чисел. Тетрадь по математике. 6-7 лет.

Мария Монтессори называла свой метод работы с детьми методом научной педагогики. Она считала, что любые практические действия, теории, модели оценки сущего могут строиться, прежде всего, на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке, антропологии человеческой жизни.

В отличие от своих предшественников, она интересовалась именно жизнью ребенка, которого отличала от взрослого человека. Это был научный подход, потому что все выводы делались не на теоретических рассуждениях, мистических предположениях или интуитивных догадках, а на основе строгих научных наблюдений, сделанных в лабораторных условиях. Ее научные наблюдения ясно показывали, что существуют процессы, которые нельзя обнаружить у взрослых – у них они протекают иначе, чем у детей. «Научный подход позволяет увидеть совершенно особый тип жизни, отличающийся от того, какой мы привыкли принимать во внимание. На первый план выходит личность самого ребенка», – писала М. Монтессори.

В работе «Разум ребенка», вышедшей в 1913 году, Мария Монтессори определила фундаментальный закон своей антропологии. Малыш, в отличие от взрослого человека, развивается не по направлению к смерти – он движется к жизни, потому что его задачей является построение человека во всей полноте его жизненных сил. Как только взрослая личность оказывается сформированной, ребенок исчезает. «Таким образом, вся жизнь человеческого детеныша – это движение к совершенствованию себя, к завершению создания в себе человека. Движение по жизни означает для ребенка рост и расширение возможностей личности: чем больше малышу лет, тем он становится умнее и сильнее. Его собственный труд, его собственная активность помогают добиваться интеллектуального роста и физического совершенствования, в то время как у взрослых с годами интеллект и физические силы ослабевают».

Ребенка можно образно назвать линией, соединяющей два поколения. Изучение его жизненного пути, проходящего в непосредственной близости от взрослых, именно изучение, а не вмешательство со своими воспитательными приемами и принципами, Мария Монтессори ставила в основу педагогической антропологии.

…Мама с дочкой уехали учиться в другую страну, не зная иностранного языка. Каждая из них пыталась научиться понимать и говорить на новом языке. Мама накупила словарей, учебников. Чтобы объясниться с продавщицей в магазине, преподавателем в академии, хозяйкой квартиры, она то и дело листала разговорник. Дочка ничего этого не делала. Два месяца она просто молчала, слушала и наблюдала. А потом вдруг сразу заговорила на иностранном языке. Да так ясно и точно, что никто не мог отличить ее речь от речи других детей этой страны. Надо сказать, что мама так и не научилась хорошо говорить на иностранном языке, а дочка и теперь знает его в совершенстве.

Проявилось впитывающее сознание ребенка. Взрослый таким свойством сознания, к сожалению, не обладает. Мы, взрослые, приобретаем знания с помощью книг, лекций, тренингов, анализа и обобщения ситуаций. А многое стремимся просто запомнить.

Природа одарила ребенка абсорбирующим разумом, который «впитывает» жизнь целиком. Причем от рождения примерно до трех лет такой тип разума является доминантным в развитии малыша. Затем медленно угасает, замещается настоящей памятью. Впитывающий разум ребенка работает главным образом через органы его чувств, переходя от одного уровня сложности познания к другому. Для этого ребенку не требуется почти никаких усилий. Сравнивая способности детей и взрослых, психологи утверждают: нам потребовалось бы шестьдесят лет напряженного труда, чтобы добиться того, к чему ребенок приходит всего за три первых года жизни. Природа словно охраняет каждого малыша от воздействия человеческого знания, отдавая предпочтение его внутреннему наставнику – впитывающему разуму.

К трем годам ребенок формирует в себе основы человеческой личности, и, несмотря на то, что его способность впитывать в себя окружающий мир к этому времени далеко не исчерпана, ему уже требуется специальная помощь обучающего воспитания.

«Было бы чудесно, – писала М. Монтессори, – если бы всякое знание входило в нас таким естественным путем, не требующим бо́льших усилий, чем те, которые мы тратим, чтобы дышать и есть. Сначала мы бы не чувствовали ничего необычного, а потом внезапно приобретенные нами понятия засветились бы в нашей памяти, как яркие звездочки знаний. Тогда бы мы почувствовали их присутствие, и они без усилий стали бы нашим достоянием…

Необыкновенно важно разумным обращением с малышом, пониманием его жизненных потребностей – продлить период, когда в нем действует абсорбирующий разум. Мы оказали бы огромную услугу человечеству, если бы смогли помочь человеку впитывать в себя знания, не испытывая усталости, если бы человек обогащался знаниями, словно по волшебству, не задумываясь, какой ценой они были приобретены».

О чувстве времени

Замечали, наверное: когда идешь незнакомой дорогой, тратишь времени гораздо больше, чем, если спешишь по знакомой, потому что постоянно оглядываешься по сторонам. Вот и ребенок, для которого все дороги новые, движется медленно. Это признак не отсталости, а глубины его желания как можно более внимательно осмотреться в новых обстоятельствах, чтобы быть абсолютно уверенным в правильности своих действий.

«…Что ты делал сегодня в детском саду?», – спрашиваем мы ребенка. В ответ – кислое молчание или ответ, чтобы отделаться: «Ел!» При этом малыш теребит за руку: «А тут экскаватор работает или грейдер?» Очевидно, для ребенка не существенно то, что происходило в его жизни некоторое время назад, но необыкновенно важно то, что происходит в данный момент. Он вообще не в состоянии обсуждать то, что не наблюдает сию минуту. Планировать свою жизнь, как это делаем мы, взрослые, он тоже не может. Правда, в последние годы все стало столь переменчиво, что и взрослым-то трудно загадывать на завтра. Мудрецы советуют учиться жить у детей – сегодняшним днем. Помните, миссис Бентли в повести Рэя Бредбери «Вино из одуванчиков» никак не могла доказать маленьким девочкам, что когда-то ей тоже было девять лет? «Время гипнотизирует людей. Человек живет в настоящем, будь то молодое настоящее или старое настоящее, но иного он никогда не увидит и не узнает».

Ребенок переживает время иначе, чем взрослые. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее, чем у нас. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, тогда как взрослые постоянно пытаются планировать свое время и выделять самые срочные и необходимые дела.

Дети не любят торопиться. Им невозможно объяснить, почему надо так срочно застегивать пальтишко и натягивать сапоги. Зачем вместо обычного завтрака, не успев умыться, надо быстро съесть яблоко и бежать в детский сад? Почему мы опять куда-то спешим? Разве нельзя все делать размеренно, спокойно?

Мальчик медленно шнурует ботинки, потому что еще только учится это делать, и для него важно повторять каждый раз этот процесс во всех подробностях. А мама торопит: «Давай быстрее, опаздываем!»…И завязывает ему шнурки сама. Ботинки или непослушные пуговицы на курточке – это еще что! Настоящий пробный камень терпения взрослых – тридцать три буквы русского алфавита. Очень немногие дети, да и то на короткий промежуток времени, добровольно согласятся осваивать грамоту лишь через книжки и тетрадки. Это привлекательно, пока необычно. Такое учение быстро становится частью повседневной жизни, и интерес пропадает, а необходимость осваивать навыки остается. Начинается непонимание, а следом – и отставание. Папа выходит из себя, видя пустые глаза сына, которому он уже в десятый раз объясняет правило. Глаза наполняются слезами. Папа уходит из комнаты, хлопнув дверью.

А долго ли ждать, чтобы ребенок самостоятельно научился тому или этому? Если долго, то придется проявить терпение, которого у нас, взрослых, маловато. А если недолго, то почему мы стремимся сделать все сами, вместо того чтобы понаблюдать со стороны?

Часто родители, да и многие учителя, забывают, что ребенок совершенно по-другому живет в потоке времени. У него почти еще нет памяти о прошлом и туманны представления о будущем, что уж говорить о каких-то целях, весьма неясных, про которые все время твердят взрослые. Чувство времени в том виде, в каком оно присуще взрослым, возникает у человека годам к девяти. Зато с самого рождения у ребенка есть огромное желание освоить премудрости взрослого мира как можно лучше и желательно самому. Это трудно, получается не сразу, но если поддерживать и не ограничивать жесткими временны́ми рамками, ребенок обязательно всему научится в свой срок. Поэтому так важно поверить в это, запастись терпением и иногда просто подождать.

Но труд настоящего терпения – тяжелый труд, он требует не пассивного ожидания, а неустанного поиска ходов, которые помогали бы ребенку в движении саморазвития.

Ребенок что-то уже может делать сам, и на эту отвоеванную им территорию взрослому лучше не вторгаться, а в чем-то ему еще нужна помощь. Но в том-то и дело, что помощи этой надо знать меру. Альвин Апраушев, который много лет вел исследовательскую работу со слепоглухонемыми детьми, называет это совместно-разделенной дозированной деятельностью. Именно дозированной, ведь нам, взрослым, очень трудно бывает вовремя остановиться.

В педагогической культуре есть (и немало!) систем обучения, при которых и учебная среда, и атмосфера занятий способствуют воспитанию терпения, самостоятельности, а в конечном итоге – человеческого достоинства. Это системы, основанные на педагогике саморазвития. В школах М. Монтессори, например, отсутствует классно-урочная система, и дети работают по индивидуальным программам. В классной комнате в шкафах и на полках собрано множество книг, дидактических и лабораторных материалов. Причем каждого по одному экземпляру. Нельзя мешать другим, а потому часто приходится ждать необходимую книгу или коробку с карточками. То есть на занятиях создаются такие условия, что без специальных бесед о нравственности и других воспитательных приемов человек становится терпеливым и деликатным, начинает уважать работу других.

Первый коврик времени

Для детей с 3 лет

После трех лет дети любят рассматривать альбомы с домашними фотографиями. «Это кто такой маленький?» – спрашиваем мы сынишку, глядя на него в голубых ползунках с погремушкой во рту. «Это я», – узнает ребенок. Значит пришло время сделать для него несложный Коврик времени.

Материал

Полоска плотной материи длиной 1 м и шириной 30 см. На всю длину материи сверху пришита ленточка. Коврик вертикально разделен, например, фломастером, на три или четыре части. Частей столько, сколько лет ребенку. Каждая часть обозначена вышитой на ленточке цифрой: 1 год, 2 года, 3 года. Из домашнего альбома подбираются фотографии ребенка и вырезаются разной формы и размера: квадратные, прямоугольные или круглые. На обратной стороне фотографий пишутся большие цифры: 1, если фотография относится к первому году жизни ребенка, 2, если она относится ко второму году, и 3, если – к третьему. В общей сложности фотографий может быть не больше 10. Затем фотографии раскладываются на Коврике в соответствии с годом жизни ребенка и обводятся фломастером прямо по ткани. Если фотографии убрать, на коврике останутся соответствующие каждой фотографии рамки.

Прямая цель (цель, которую преследует ребенок, занимаясь с материалом): малыш стремится разложить свои фотографии по Коврику времени соответственно рамочкам. Косвенная цель (цель, которой он достигает спонтанно, незаметно для себя, и которая значительно продвигает его в развитии): малыш постепенно начинает ощущать течение времени. Спонтанно вводятся понятия «раньше» и «теперь», появляется ощущение себя «большого» и представление о себе «маленьком». Развивается концентрация внимания, утончается зрение, координируются движения.

Взрослый и ребенок берут с полки коробку, в которой сложены Коврик времени и набор фотографий, расстилают Коврик на полу. Все фотографии переворачиваются изображениями вниз. Те, на которых написана цифра «1», кладутся рядом с первой частью коврика, а все остальные – соответственно своей части. Затем взрослый начинает «вкладывать» фотографии в рамки на Коврике. Ребенок продолжает эту работу самостоятельно. Каждая фотография должна соответствовать своей рамочке. Но пока они лежат изображениями вниз. Взрослый медленно переворачивает фотографии. Ребенок обнаруживает последовательность их расположения. Он замечает, что в первой части коврика фотографии изображают его совсем маленьким, во второй – чуть старше, а на третьей «совсем большим». Это является главной точкой его удивления, а значит, толчком к развитию мышления.

Календарь

Для детей с 3 лет

А вот еще один материал, важный для развития у ребенка чувства времени. Его обычно вешают на стене в детских садиках М. Монтессори. Родители могут сами изготовить его из тонкой фанеры и повесить в детской. Это несколько необычный календарь. Он «заработает» только в том случае, если родители будут подводить к нему ребенка утром, стараясь не пропустить ни одного дня в году.


Материал

Четыре полоски фанеры, прибитые горизонтально на стену на высоте глаз ребенка. Первая полоска окрашена в белый цвет (зима), вторая – в голубой (весна), третья – в красный (лето) и четвертая полоска – в желтый (осень). На каждой полоске закреплены золотистые гвоздики так, чтобы их расположение было похоже на расположение цифр на настоящем календаре. Всего таких гвоздиков 365. Также потребуется корзинка с разноцветными тесемками и несколько маленьких игрушек на нитках, которыми надо сразу пометить знаменательные даты, повесив их на гвоздики. Такими датами могут быть не только общенародные праздники, но и дни рождения ребенка, мамы, папы, других близких и пр.


Прямая цель: каждый день, начиная с 1 января, вешать на один из гвоздиков тесемку, считать дни до ближайших праздников и других знаменательных дат. Косвенная цель: развитие чувства времени, упорядочение сознания, подготовка к изучению астрономии и других естественных наук.

Презентация

Изд-во Альта-Принт, 2005

Жила-была в Италии в конце позапрошлого века Мария Монтессори. Упорная девушка с развитыми математическими способностями решила стать ни кем-нибудь, а детским врачом. И что тут такого?

А дело в том, что в то время врачами могли быть только мужчины. Тем не менее, Марии Монтессори удалось осуществить свою мечту. В клинике она наблюдала за детьми с ограниченными возможностями. Ими никто не занимался, они росли как маугли, будучи предоставленными судьбе. Изучая их поведение, стремления и наклонности, параллельно погружаясь мир научной психотерапии, Монтессори постепенно придумывает свою педагогику для умственно отсталых детей и не только для них. Скоро она начинает применять те же методики для обучения здоровых детей - и просвещает огромное количество своих последователей.

Маленький ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению все более точных и гармоничных движений. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития. Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо. Монтессори-материалы способствуют "поляризации внимания", направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом, достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.

Система Монтессори основана на изучении генетики и антропологии, физиологии и детской психотерапии. Дети склонны уходить в мир фантазий, внимание маленького ребенка очень сложно притянуть к какой-либо реальной ответственности. Например, убедить двухлетнего малыша в важности завязывания шнурков или застегивания пуговиц. Или в том, что еду нужно захватывать непременно ложкой или вилкой, а не рукой. А жидкость из кружки нельзя наливать в кашу… Увидев интересный предмет, ребенок моментально начинает выдумывать, что же с ним сделать. Чаще всего, эти выдумки идут вразрез с истинным предназначением предмета (из тарелки - едят, ботинки надевают только на улицу - и др.) Взрослые нервничают: неужели непоседа никогда не научится понимать логику вещей?

Монтессори подбирает упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увлечением независимости растет уверенность в себе. Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата. Для более старшего будет важен результат действий. Он обращает внимание на порядок вокруг себя. Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Его движения становятся гармоничнее и экономичнее. Учитесь проводить занятие или упражнение медленно и тщательно анализирует его так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной. Привлекательная форма упражнений помогает ребенку, например, сначала научиться процедуре одевания и раздевания. Это сложное действие, и выполнение его затруднено. Поэтому ребенку требуется на одевание и раздевание длительное время, достаточное, чтобы он мог его осуществить.

На занятиях Монтессори дети как раз учатся этой премудрости: постигать логику, сенсорику и пр. Цвет подбирается к цвету, форма к форме, шум к шуму… Все эти знания неизбежно откладываются в голове - хаос превращается в порядок. Ребенок обязательно будет применять их в своей обычной жизни. Энергия постепенно накопится в нужном месте: ребенок своими глазами увидит логику вещей, своими руками пощупает ее, осознает, сделает выводы.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ШУМОВ И ЗВУКОВ

ШУМЯЩИЕ КОРОБКИ

Материал. Он состоит из двух ящиков по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороны эти коробочки имеют красную или голубую крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой.

Прямая цель: восприятие и дифференциация шумовых различий.

Косвенная цель: тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию музыки. Во время этой подготовки нужно обратить внимание на различные шумы в окружающем мире.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом.

Коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол. Учитель берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Так ребенка обучают технике сотрясения. При повторении он закрывает глаза. Интерес ребенка будет привлечен к действию. Теперь учитель берет коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят с одной стороны стола, серию с голубыми крышками - с другой стороны. Так достигается более высокая концентрация. Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение сравнивает их между собой.

Выполнение задания.

Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Ставит пару выбранных так коробочек посредине между двумя сериями. Учитель продолжает, пока все коробочки не будут спарены. Учитель побуждает ребенка повторить упражнение, смешивает коробочки и затем предлагает ребенку работать, в то время как сам внимательно наблюдает за ним. Установление заключительной ситуации носит характер побуждения. С нетренированным ребенком упражнение ограничивают двумя, тремя или четырьмя парами.

Контроль над ошибками: акустический или по маркировкам на нижней стороне коробочек.

В книгах по педагогике Монтессори собраны упражнения, которые можно применять и в домашних играх с детьми. Много различных идей помогут придумать пособия для таких игр - чаще всего, они в буквальном смысле валяются под ногами.

ЦИФРЫ И КРУЖКИ

Материал: ящик с выпиленными цифрами 1-10 и 55 кружков.

Прямая цель: выучить числовой ряд 1-10.

Косвенная цель: подготовка к усвоению понятия четного и нечетного числа.

Возраст: около пяти лет.

Как работать с материалом. Учитель смешивает цифры и предлагает ребенку положить из друг за другом в правильном порядке. Затем он просит ребенка положить под каждой цифрой соответствующее количество кружков. Он показывает ребенку, в каком порядке их нужно класть. При четных числах строится двойной ряд, при нечетных последний кружок кладется под последней парой кружков посередине.

Контроль над ошибками. Для построения последнего числа не хватает кружков или остаются лишние кружки.

Устный урок. Четный - нечетный. Цифры и кружки лежат на столе в описанном выше порядке. Кружки, лежащие под некоторым четным числом, например, 4, раздают: "Один тебе, один мне". Учитель спрашивает: "Сколько кружков у тебя? Сколько кружков у меня?" Ребенок отвечает: "У каждого по два!" Учитель говорит: "Значит, у каждого поровну. 4 - четное число!" Цифру 4 и соответствующие ей кружки кладут в первоначальном порядке с одной стороны стола. Теперь раздают кружки, лежащие под нечетным числом, например, 5. Ребенок узнает, что при таком распределении каждый получит разное количество кружков. 5 - нечетное число. Цифру 5 и кружки кладут с другой стороны стола. Так же исследуют и упорядочивают все остальные числа. Ребенок читает вслух четные и нечетные числа. Затем он снова раскладывает все цифры и кружки в том же порядке, как они лежали в начале упражнения. Учитель берет карандаш и делит им кружки, лежащие под четными числами, на две равные группы. Карандаш должен лежать вертикально. Ребенок понимает, что для нечетных чисел такое деление невозможно. При этом учитель говорит: "Нечетное, четное, нечетное, четное,..."

Систему Монтессори (книги о ней) нельзя назвать хорошей или плохой. Это уже классика, ее не нужно оценивать. Она может подойти или нет, оказаться гармоничным путем развития для вашего ребенка - или вызвать негативные впечатления из-за кажущейся простоты. Девиз Монессори-педагогики: «помоги мне сделать это самому», она основана на принципе взаимодействия. Вот, как описан принцип занятий по Монтессори на одном из сайтов: «ребенок также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими. С возрастом деятельность детей усложняется. Например, они измеряют температуру воды в разных сосудах, собирают разные созвездия по образцам. Заметив, что ребенок впервые взял материал для работы, воспитатель предлагает ему схему действий с этим предметом. Иногда это выражается в коротком и конкретном уроке, иногда же он просто показывает, как работать с тем или иным материалом. Дети здесь любят задавать вопросы, зная, что всегда получат ответ, а не окрик. Но спрашивают они уже после того, как сами испробовали ряд путей решения своей проблемы. В обычном детском саду практически не может быть ситуации, когда, например, все дети рисуют, а Катя и Дима решили вдруг поиграть в игрушки. В саду по системе Монтессори это вполне возможно, поскольку разрешено».

Можно начать с конца и гордо сказать, что Монтессори-педагогике в России, как и газете «Первое сентября», уже 10 лет, если не считать еще тридцати в начале ХХ века, после которых она была разгромлена и запрещена. Поверим статистике: за последние годы более 1,5 тысячи российских педагогов заинтересовались и стали работать с детьми, используя метод итальянского психолога и учительницы Марии Монтессори. Открыта специальная фабрика дидактических материалов в городе Омске (на всю Европу есть еще только одна такая). Создана Ассоциация Монтессори-педагогов России, которая каждый год собирает на свои конференции до 400 учителей и воспитателей детских садов. Издано 47 книг о педагогике М.Монтессори (переводных и российских авторов). Защищены диссертации, разработаны программы. Казалось бы, все славно. Но не так все просто…

Год 1926-й. Из проекта резолюции научно-педагогической секции ГУСа о системе Монтессори:
Отрицательное отношение советских педагогов к системе Монтессори до последнего времени обуславливалось почти исключительно идеологическим содержанием этой системы (витализм, мистицизм, христианский социализм и т.д.).
Между тем помимо совершенно неприемлемой идеологической стороны система Монтессори страдает также грубыми дефектами и в области биолого-теоретического своего материала. Ряд неправильных представлений о биологическом содержании детской возрастной эволюции, недоучет биологического значения игры и воображения, искажения в понимании моторного фактора, недооценка значения общих процессов в сравнении со специальными навыками – все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики…”

На этом заседании ГУСа из известных нам педагогов присутствовали Н.К.Крупская, А.Б.Залкинд, П.П.Блонский. Секретарем была С.Луначарская. Юлию Ивановну Фаусек – главного вдохновителя Монтессори-педагогики в России того времени и организатора большинства питерских и московских детских садов Монтессори – на заседание не пустили. Только через несколько дней после официального запрета на ее работу она придет к Крупской и с горечью попросит денег хотя бы на поездку в Европу в гости к своему кумиру – великой итальянской учительнице и ученой Марии Монтессори. Крупская разрешила ей ехать и денег дала…
В те времена постановления Государственного ученого совета выполнялись в обязательном порядке. Никто, кроме Юлии Фаусек, и не пытался воспротивиться в высшей степени неточному (сейчас сказали бы – некультурному) пониманию сути педагогики Монтессори. Закрыть, значит, закрыть. Значит, не переводить итальянские тексты на русский, не упоминать имя в лекциях для студентов педвузов, вычеркнуть соответствующие главы из учебников и энциклопедий. Вот почему спустя семьдесят лет на Международном фестивале новых школ в Крыму и случилась всех насмешившая история.

Летом девяносто первого состоялась встреча выдающихся российских и европейских педагогов, организованная по общественной инициативе без какого бы то ни было участия государственных чиновников. И на этот фестиваль голландцы привезли кроме своих собственных чемоданов два ящика с Монтессори-материалами. Наши учителя, в том числе и самые знаменитые, встречали гостей в аэропорту и усаживали в автобусы. Главное – не потерять вещи! На всех чемоданах авиационные бирочки с именами хозяев. Например: Элизабет ван Сантен, Мартин Кляйн, Уте Роэль. Все уже расселись по автобусам, вещи на месте.
– А это чьи два ящика остались?! Кто тут Мария Монтессори?! Вот растеряха!.. – заволновались наши педагоги-новаторы.
Улыбнемся и простим их. В тот год никто еще не знал и не мог знать имени Марии Монтессори. Но спустя всего несколько месяцев этому имени суждено было вновь возродиться на российской земле и заставить наших учителей исследовать детскую жизнь, сделать собственные педагогические открытия, сомневаться и отстаивать позицию, верить в правоту новых для современной России идей и вдохновлять ими других.

Елена ХИЛТУНЕН

Десять лет Монтессори в России

История, представленная в письмах, документах и личных свидетельствах с августа 1991 по сентябрь 2002 года, начавшаяся гораздо раньше...

Протокол о намерениях

Год 1991-й

«Творческий союз учителей СССР и научно-методическое объединение «Творческая педагогика» в лице своего представителя Елены Хилтунен предлагают создать Центр Монтессори в Москве. Член Международной ассоциации Монтессори Элизабет ван Сантен заявляет о своем намерении помогать в создании центра.
В состав центра войдут: школа, постоянно действующий семинар по подготовке учителей для детских учреждений Монтессори, выставка методических материалов, научно-исследовательская лаборатория и группа по подготовке менеджеров школ Монтессори…»

Протокол был отправлен в Нидерланды, где находится главный офис Международной ассоциации Монтессори.

Уважаемая госпожа Хилтунен!
Комитет проинформирован об усилиях, предложенных Вашим центром для представления Монтессори-педагогики в России, и о важности задачи закладки прочного фундамента, на котором сможет быть сохранено и процветать новое для вашей школы педагогическое направление. Это колоссальная задача, и наша организация сможет выступить в качестве советчика в этом деле…»

Монтессори-дети и их первая учительница

«…Я пришла к заведующей ведомственного детского садика в Москве около ВДНХ (садик этот был продан через два года) и спросила: можно поставить в детскую группу дидактические материалы Монтессори? Заведующая, милая женщина, знавшая моих собственных детей и догадывавшаяся, что сад все равно скоро будет закрываться, разрешила. Очень смешно теперь вспоминать, как все первое время происходило. Книжки, которые я тогда просматривала, весьма мало места уделяли технологии работы, но много тому, чем занималась сама Монтессори в группе детей. А она вроде бы раскладывала материалы по полочкам и наблюдала, что делали с ними ребятишки. Отсюда рождался ее метод научной педагогики. Я тоже попробовала наблюдать: дети принялись этими материалами кидаться, лупить друг друга по головам… Понаблюдав за подобным безобразием некоторое время, я пришла к выводу, что Монтессори-педагогика – очень плохая педагогика. Допускать к ней российских детей ни в коем случае нельзя. И собралась спрятать ящики обратно под кровать».

Все-таки в тот год случилась пусть одна, но очень важная удача: был сделан перевод с немецкого книжки классических презентаций дидактических пособий М.Монтессори. На обложке российского издания впервые за 70 лет стояло имя их автора. Книжка так и называлась: «Монтессори-материал. Школа для малышей». А иллюстрирована она была фотографиями первых российских детей, взявших в руки эти замечательные коробочки и кубики. Рисунки в книжке делали их учителя.

«Пришлите книги за любые деньги»

Интерес к Монтессори-педагогике в России начала девяностых рос, можно сказать, со скоростью света. На опубликованный в газете фоторепортаж о московском детском садике Монтессори пришло более трехсот писем. И это несмотря на то, что его организаторы почти разочаровались в этой педагогике. Все буквально требовали: хотим учиться методу Марии Монтессори.
Вот характерное письмо:

«Десять лет я проработала в Абаканском педагогическом училище преподавателем дошкольного отделения и уже там поняла, что нет ничего важнее сенсорного воспитания детей. Чувственное восприятие жизни в маленьком возрасте дает великолепные результаты работы в последующие годы. Особенно сильно заинтересовалась работами Марии Монтессори. Но литературы о ней и ее собственных трудов разыскать не смогла.
Волею судьбы оказалась в Саяногорске, открыла большой, хорошо оборудованный детский сад, появилась возможность работать, как мечтала. Но опять стала проблема номер один: где взять литературу, как познакомиться со специалистами?
Очень прошу Вас, милая Елена Александровна, выслать мне книги Марии Монтессори за любые деньги. Можно ли приехать в Москву в Ваш Монтессори-центр?
Нина Петровна Власенко, город Саяногорск».

Под влиянием неизбывного энтузиазма

Прежде чем начинать работу с детьми, надо многому научиться самим – это понятно. В том-то и состояли гипотеза тех лет и главный нерв педагогического экспериментирования. Правда, такую работу экспериментом тогда никто не называл – не было никаких федеральных экспериментальных площадок, грантов, конкурсов. Не было даже официальных запретов или разрешений. Все происходило стихийно, самодеятельно, подчинялось течению времени и неизбывному энтузиазму российских учителей.
Некоторые из них поехали учиться в Германию, в Академию развивающей реабилитации профессора Хельбругге.
Международный курс Монтессори-педагогики там был устроен таким образом, что 90% всех занятий приходилось на практическую и очень дотошную работу с дидактическим материалом и только 10% – теория. Так что фрау Род, главный тренер курса, каждый день садилась за стол, на котором уже был приготовлен тот или иной материал, и начинала показывать, как и что делать, объясняя при этом, зачем и почему. Кто-нибудь из студентов становился «ребенком» и помогал ей. Остальные писали свои конспекты и делали рисунки. К концу первого месяца жизни в таком режиме у каждого скапливалась толстая папка с описанием работы с Монтессори-материалом, который помогал ребенку, например, ориентироваться в практической жизни. Впрочем, не такой уж это был особый дидактический материал – обычные чашки, ложки да кувшинчики на подносах. Работая с ними, ребенок учился один, без мамы, без бабушки, казалось бы, нехитрым вещам: цветы в вазу ставить, ботинки чистить, руки мыть, со стола крошки сметать, переливать, пересыпать. Но, развивая в себе точность каждого движения, малыш тренировал и свое сознание, настраивая его на аккуратность и точность в любом деле. Причем происходило это в высококультурной, специально организованной среде, где каждый кувшинчик – чудо фарфорового или керамического дизайна, а каждая щеточка подобрана по цвету к подносу и салфеткам. Такие вещи не разобьешь, не сломаешь – будешь беречь в благодарность рукам, которые их создали.

Да, мы учились в Германии!

Год 1994-й

Международные сертификаты, которые привезли наши российские Монтессори-педагоги, пришлось сложить в домашние архивы. Кто-то до сих пор пытается набивать себе цену их корочками, но на самом деле оказалось, что в России они почти ничего не значат. Наоборот, порождают миф о том, что Монтессори-педагогика – западная, а у нас-де есть свое, российское: Выготский, Ушинский, Толстой… Видите? Мы опять ошибаемся, как и в начале двадцатых! Ведь наука о воспитании человека не может быть по сути своей ни западной, ни восточной, ни российской, ни американской. Она лишь принимает особые черты страны, где живет. Не станем же мы снимать с себя одежды зарубежного производства или выкидывать в помойку голландский сыр да индийский чай! Наука о воспитании или есть – и тогда она скорее мировоззрение, вера, к которой человек идет совершенно определенным точным путем, или ее нет – и тогда она ничего принципиально не меняет в человеке и не удерживается с его рождения до гражданской зрелости.

Требуется Монтессори-педагог

Год 1995-й

Объявление в московской газете «Работа для вас».
«УВК “Детский сад – начальная школа” срочно требуются:
воспитатель в детский сад,
Монтессори-педагог,
логопед.
230-08-05, 230-08-27
М. “Добрынинская”».

Выходило, что «Монтессори-педагог» понимается теперь уже как особая педагогическая профессия наравне с логопедом, учителем-предметником или воспитателем детского сада, но пока она не записана ни в какие государственные реестры профессий. Историки запишут: профессия возникла в России случайно, самодеятельно, сложилась стихийно.
Так что же это за профессия?

Вот один из документов, разрабатывавшихся в те годы в УВК №1641 в Москве.

К положению о профессии «Монтессори-учитель»

МОНТЕССОРИ-УЧИТЕЛЬ

Должен иметь диплом об окончании высшего или среднего специального педагогического учебного заведения, а также курса «Основы Монтессори-педагогики» и государственный сертификат о сдаче квалификационных экзаменов. Раз в три года подтверждать свою квалификацию, проходя аттестацию.
Должен знать:
– общепедагогические требования к учителю и стандарты российского образования;
– основы теории педагогической системы М.Монтессори и основные принципы воспитания и обучения детей;
– особенности построения специально подготовленной культурной развивающей среды Монтессори-школы;
– правила и способы презентации школьного дидактического материала, составляющие развивающую среду соответствующего уровня обучения.
Должен уметь:
– организовывать свободную учебную деятельность детей при отсутствии в Монтессори-школе классно-урочной системы;
– проектировать и создавать специально подготовленную развивающую среду для детей школьного возраста;
– наблюдать и анализировать индивидуальную учебную деятельность детей и класса в целом;
– осуществлять индивидуальную работу с каждым ребенком в условиях группы;
– постоянно осуществлять диагностику учебных достижений детей, их интеллектуального, творческого и социального развития».

Этот документ, кстати, так и не был признан официальным, рекомендованным к исполнению Министерством образования, хотя слова, которыми он написан, больше похожи на принятые в мире чиновников. Но что именно стоит за этими словами? Кем на самом деле были люди, увлекшиеся Монтессори-педагогикой?

Из статьи Елены Хилтунен в газете «Татьянин день» университета Российской академии образования:

«Это была очень странная педагогическая конференция. Два дня подряд более сотни симпатичных воспитательниц детских садов ползали по коврикам, расстеленным в центре зала, и с блеском в глазах рассматривали бусинки, коробочки, таблички с картинками, которые вызывали у них восторг, а посторонних корреспондентов вводили в сомнение – туда ли они попали. Честно говоря, у меня самой, человека, привыкшего ко всяким педагогическим приключениям и сумасшествиям, пару раз за эти дни сжималось сердце. Это случилось, например, в первое же утро конференции, когда я вошла в освещенный весенним солнцем зал, где вдоль стен, в центре и в любом свободном месте на столах и ковриках лежали сотни изумительно красивых развивающих предметов, похожих и непохожих на детские игрушки и сделанных специально для детей. Каждый был придуман, изготовлен и опробован в работе российскими Монтессори-педагогами и свидетельствовал о попытках взрослых понять мир ребенка, проникнуть в его потребности, главная из которых – потребность в развитии, в познании окружающего мира. Педагоги хотели бы помочь детям в их работе, не вмешиваясь в нее, а предоставив возможность действовать через предметы культуры, созданные человеческим разумом.
Ах, неистребимый российский энтузиазм! За год натворили такого, чего весь мир не напридумал за полвека! И ради чего? Чтобы избавиться самим и показать другим людям, сколь несовершенны, порочны наши представления о младшем мире, о детях, которые в природной сущности своей только и стремятся быть свободными от взрослых и делать все самостоятельно…»

Свободная школа в кольце авторитарной педагогики

Год 1997-й

Итак, второй раз в истории российского образования учителей увлекают идеи М.Монтессори. Но не покажутся ли они кому-то опасными?
В Монтессори-школах мира не существует единых программ обучения и воспитания, в них претворяют в жизнь идею о том, что каждый человек имеет данное природой и Богом право на собственный уникальный путь развития. И пусть эта идея уникальности человеческой жизни не нова, но мало кто в педагогике брался за воплощение ее в жизнь. Мало кто нашел способы реального ее достижения.
Наши учителя кинулись в библиотеки в поисках хотя бы каких-то источников. Те, у кого были деньги, заказали за границей классические Монтессори-материалы и расставили их по полочкам. Любой заезжий иностранец, который хоть что-то мог сказать на тему Монтессори-педагогики, был нарасхват. Информационные и учебные семинары и конференции собирали сотни людей. Редкие заметки в печати вырезались и складывались в личные архивы.
Этот период можно было с полной откровенностью назвать учебным. Все хотели учиться и учились любыми способами.

Из «Послесловия» Елены Шустовой (город Тольятти) к тренингу, проходившему в Академии повышения квалификации работников образования в 1997 году:

«С большими надеждами возвращаюсь в свою школу и с уверенностью могу сказать, что заразилась идеями Монтессори-метода в полной мере. Не могу еще утверждать, что мне кажется, будто весь дидактический материал придумала я сама, а не Мария Монтессори, но уверена, что к такой педагогике я интуитивно стремилась все десять лет предыдущей работы. Большое спасибо за знания, радушный прием, за любовь к Монтессори, которой вы нас оделили…»

В России почти все начинали с детских садов. Воспитатели создавали специально подготовленную развивающую среду из классических Монтессори-материалов. Все расставляли по полкам точно так, как учили иностранные специалисты. Организовывали свободную работу детей в этой среде и ревниво следили, чтобы все-все происходило правильно. Скрупулезно заполнялись дневники наблюдений, сделанные по образцу американских или немецких. Словом, после изучения теории начинался период трансляции метода. На этой ступеньке и по сей день остались десятки Монтессори-групп. Жаль, если такое происходит. Ведь, остановившись на этой фазе развития, можно превратиться в догматика, который вызывает лишь ироничные взгляды, справедливые шутки и насмешки коллег, потому что Россия – это не Германия и не Америка.
Подобная критика не заставила себя ждать.

Фрагмент из отзыва С.Л.Новоселовой, кандидата психологических наук, зав. лабораторией игры и развивающей предметной среды Центра «Дошкольное детство» им. А.Б.Запорожца, на материалы проекта «Монтессори-школа в Москве»:

«…Привнесение образовательных идей на ниве исторически сложившегося образовательного пространства требует такта и осторожности. Именно это следует иметь в виду применительно к любым попыткам обогатить российское образование, а тем более приблизить столичное образование к миростоличному. Мы реанимируем “старую” Монтессори в московских детских садах и вместе с тем миримся, что дидактические системы, рожденные талантами Тихеевой, Хачапуридзе, Поддъякова и ряда других отечественных ученых, канули или канут в Лету из-за небрежения современников… Нужно иметь в виду, что существует известное во всем мире объединение «Мировая дидактика», которое может поставлять любые дидактические материалы в любую страну, город, село, школу, детский сад. Это не означает, что тем самым навязывается какая-то педагогическая система – каждый учитель и воспитатель может адаптировать материал и к дефектологическим нуждам, и к потребности обучения, и к задачам коррекционной работы. Однако делать из системы Монтессори своеобразную «педагогическую религию» нецелесообразно…»

Российские Монтесори-педагоги не обижались на критику нынешних кандидатов и докторов наук, потому что большинство практиков к тому времени уже рассеяли в своем сознании не один миф, сложившийся в нашей стране по поводу педагогики, которая поднимала их на много ступеней выше обычного детсадовского воспитателя и ставила вровень с настоящими исследователями детской жизни. Они и сами видели существенные противоречия между содержанием образования в современной российской педагогической культуре и в западных Монтессори-школах. Учебные программы, планы, акценты и смыслы воспитательного процесса, стиль взаимоотношений взрослых и детей не совпадали с западными.
Начался период активной адаптации педагогической системы Монтессори к условиям России. Учителя увлеклись изобретением российских дидактических материалов для самостоятельных занятий детей. Они активно включали в жизнь своих Монтессори-групп коллективную творческую деятельность, опыт семейного воспитания, образовательные путешествия, проектную работу с детьми. Выдержала несколько изданий с их описанием книга «Упражнения с Монтессори-материалом». Уникальными для мирового опыта оказались развивающие пособия по русскому языку и «космическому воспитанию» (термин М.Монтессори), которые придумали наши учителя. Многие пытались разрабатывать специальные учебные тетради для детей 5–7 лет. В этот же период были созданы варианты программ для российского детского сада и начальной школы М.Монтессори. Число инициатив в создании детских групп, работающих по ее системе, неуклонно росло.

Велика Россия…

Год 2002-й

Письмо воспитателей детского дома города Анадыря заместителю начальника управления образования Чукотского автономного округа Светлане Анатольевне Горченко:

«Уважаемая Светлана Анатольевна!
Просим Вас оказать содействие воспитателям нашего детского дома в получении образования Монтессори-педагогов. Дело в том, что мы уже не один год бьемся над проблемой самостоятельности детей в условиях повседневной жизни детского дома и после выхода из него. Нам с большим трудом удается приспособить наших ребят к самостоятельной жизни в обществе. Далеко не всегда, особенно в экстремальных условиях Крайнего Севера, неблагополучных браков, повсеместного нездорового образа жизни и усилившихся в последние годы иждивенческих настроений коренного населения, нам удается выпускать в жизнь самостоятельно думающих и принимающих решения молодых людей. Видимо, известные нам педагогические подходы в наших условиях не работают. Мы хотели бы научиться педагогике великого итальянского психолога и педагога Марии Монтессори, поскольку ее система саморазвития и самообучения детей в специально подготовленной развивающей среде, как нам представляется, могла бы помочь в решении наших проблем.
Просим прислать к нам с материка специалиста, который изложил бы курс основ Монтессори-педагогики, провел тренинг и помог построить развивающую среду хотя бы в младшей группе нашего детского дома.
12 подписей»

Все произошло именно так, как просили чукотские учителя. Управление образования Чукотского автономного округа откликнулось на их просьбу. В Омске были заказаны классические Монтессори-материалы, из Москвы привезены необходимые предметы для самостоятельных упражнений детей в практической жизни и в русском языке. Участники курса, на который, кстати, собрались педагоги не только детского дома, но и со всей Чукотки, прослушали курс лекций и поработали в тренинге. Модельную развивающую среду для детей 3–5 лет они тоже общими усилиями обустроили. (Модельную потому, что решили: теперь таких детских групп на Чукотке будет семь). А потом они вышли на улицу и сфотографировались вместе с детьми на память. Фотографию так и назвали: «Первые Монтессори-учителя и дети Чукотки. Анадырь 2002 год».

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рассказать друзьям