Конспект занятия «Рождество Христово» (старшая группа). План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект НОД для детей старшей группы на тему "Рождество Христово - на душе светло!"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Марина Катакова
Конспект занятия «Рождество Христово» (старшая группа)

Цель : Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом . Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику : украшать ёлочку на Рождество , поздравлять друг друга, делать подарки, накрывать праздничный стол. Подвести детей к выводу, что лучший подарок Иисусу Христу от нас - любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность и послушание. Повторить пословицу : «Что такое красота – это сердца доброта!» Познакомить детей с обычаем славить Христа . Расширять и активизировать словарный запас. Ввести в активный словарь новые слова, уточнить понятие новых слов - Рождество Христово , Святки, колядки, вифлеемская звезда. Запомнить слова колядок. Проявить фантазию и умение – сделать себе красивую и забавную маску.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстрации «Добрый мир» , Киещенко «Колядки» , чтение А. Мень «Свет миру гл. Рождество » , рабочая тетрадь «Добрый мир» , О. Ефремова «Рождество Христово » , разучивание стихотворений книга №4 «Добрый мир» .

Ход занятия.

1. Приветствие. Здравствуйте мои милые ангелочки. Сегодня мы поговорим о празднике Рождество Христово . Что это за праздник и почему он так называется? Почему его празднуют люди? Как празднуют праздник Рождество Христово ? Рождество Христово - один из самых главных праздников. Я вам сейчас расскажу, как же это было. Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации.

2. Слушаем. За доброе и чистое сердце Марии Бог избрал её стать Матерью Божией. (Показ иконы Благовещение.) К Деве Марии явился Архангел Гавриил с благой вестью. Архангел ей сказал, что у нее родится сын и дашь ему имя Иисус. Мария не могла понять, как она сможет родить ребенка, у которого нет земного отца. Ангел сказал ей, что Бог - Дух Святой совершит это чудо. Так как Иисус родился без земного отца, то он родился безгрешным. Каждый человек в этом мире унаследовал грех Адама, но Отцом Иисуса был Бог. Бог совершен, свят и безгрешен. Мария верила в Бога и поняла, что по воле Божьей ей суждено стать матерью Спасителя.

Мария, которая должна была стать матерью Иисуса, уже была обручена с человеком по имени Иосиф. Иосиф был хорошим человеком, верившим в Бога. Бог хотел, чтобы Иосиф взял Марию в жены, и чтобы у Иисуса был хороший земной отец. (Показ слайда) .

По велению царя той земли каждый из жителей должен был прийти в свой родной город на перепись. Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом вертеп – это пещера, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. (Показ слайда) .

Здесь Мария родила Своего Сына Иисуса Христа . В пещере не было колыбельки для Младенца, и Мария положила Его в ясли, кормушку для скота. На младенца смотрели и согревали своим дыханием ослик и бычок. (Показ слайда) .

В это время на небе появилось множество ангелов. Они пели песню : «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия к людям» . Песню Ангелов услышали пастухи. Они пришли и первые поклониться Христу . (Показ слайда) .

А перед рождением Христа на небе появилась особенная яркая и красивая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы. Они пошли вслед за необыкновенной звездой. И она привела их в пещеру к Младенцу, в город Вифлеем. Звезду так и назвали – Вифлеемская звезда. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но Сам Бог. Они поклонились Ему и подарили дорогие подарки. Золото – как царю, смирну – человеку, ладан – Богу. (Показ слайда) .

Иисус родился в Вифлееме, как предсказывали Божьи пророки много лет тому назад. Ирод боялся утратить свою царскую власть, когда младенец вырастет и станет взрослым. Бог велел Иосифу взять Иисуса и бежать в Египет, где он будет находиться в безопасности и Ирод не сможет погубить его. (Показ слайда) .

Иисус вырос и стал мудрым человеком. Бог был Им доволен и люди любили Его. Он был свят и безгрешен. Он всегда держал Свое слово. Он был верен во всем, что делал. Он был совершенным Праведником. Все небесные ангелы и люди на земле вместе прославляют его, потому что любовь Христа к нам не имеет границ. (Показ слайда) .

Каждый из нас старается провести этот день не так как любой другой. Когда наступает праздник Рождества , в домах и церквях зажигают свечи. Поют песни о родившемся Младенце и его матери. (Показ слайда) .

После праздника Рождества Христова наступают еще особые дни, период от Рождества Христова до Крещения называется святыми днями, или Святки. Святки на Руси праздновались ярко и торжественно : все поздравляли друг друга, славили Христа . (Показ слайда) . В эти дни каждый понимал, что господь стал ближе к нему.

Наступили Святок радостные дни,

И зажглись на ёлках яркие огни.

В нашем доме тоже ёлка зажжена.

Нас своим нарядом радует она.

Пусть спасибо наше примут в добрый час

Те, кто этой ёлкой одарили нас.

Праздник этот самый длинный,

Он весёлый и старинный ,

Наши предки пили, ели

Веселились две недели.

От рождества и до крещения ,

Приготовив угощенья,

Пели разные колядки.

По дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

В первый день Святок люди обязательно накрывали на стол и приглашали гостей. Добрые люди делились с бедными чем-то вкусным, чтобы в этот день никто себя не чувствовал обиженным и несчастным. Детям дарили подарки. А в селах и деревнях ходили по домам друг к другу с подарками и славили Христа . Они переодевались в шуточные маски и одежды, брали звезды с зажженной свечой, брали в руки фигурки матери Христа с маленьким Иисусом и колядовали. (Показ слайда) .

Колядовать - значит славить Христа специальными песнями - колядками, в которых они желали людям счастья, здоровья и хорошего урожая, Людей, которые славили Христа , пели колядки, называли христославами . За пение таких песен - колядок полагалось угощение. В каждом доме, куда они заходили, их обязательно чем-нибудь награждали, Не принимать христославов считалось большим грехом для хозяина дома, оскорблением для колядующих и неуважением традиций,

3. Беседуем :

Что за праздник Рождество ?

Кто родился в этот день?

В каком городе Израиля родился Иисус? (В Вифлееме) .

Где родился Иисус Христос ? (Вертеп, означает пещера, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот) .

Кто первый пришёл к рождённому Младенцу Христу и поклонился Ему ?

Правильно ли поступили волхвы, поклонившись Иисусу? (Да, потому что Иисус был Богом - Сыном) .

Какие дары принесли мудрецы?

Как называется звезда, которая привела мудрецов к Младенцу Иисусу?

Что означает имя "Иисус"? ("Иисус" означает "Спаситель" или "Избавитель"

Дети, а как вы думаете, почему Иисуса Христа называют Спасителем ? (Адам и Ева радовались когда жили в раю, но когда они согрешили, их непослушание принесло зло и смерть, от которых Бог обещал нам избавление - рождением Спасителя . В день Рождества мы празднуем исполнение этого обещания, Бог любит и жалеет всех людей. Он пришел в мир, чтобы научить людей (и меня, и каждого из вас) правильной жизни и уберечь их от зла, от греха, если человек сам этого захочет

Что означает имя "Христос "? (Оно означает "Помазанник" или "Мессия", слово это греческое.

В какую страну велел Бог Иосифу увезти Иисуса, чтобы спасти Его от Ирода? (В Египет) .

Был ли Иисус просто человеком? (Иисус был Сыном Божьим и человеком) .

Является ли Иисус обещанным Спасителем? (Да, Иисус является именно тем Спасителем, которого Бог обещал в Едемском саду Адаму и Еве).

Много ли Спасителей в разных частях света? (Нет, Бог послал лишь одного Спасителя на весь мир) .

Почему мы празднуем Рождество ? (Потому, что Иисус был рожден в этом мире для спасения грешников от Божьего наказания за их грехи).

Хотя Иисус и был похож на других людей, что Его отличало от них? (Он был свят и безгрешен. Он всегда держал своё слово. Он был верен во всём, что делал. Иисус был и Богом и человеком).

Делал ли Иисус что-либо неправильное? (Нет, Иисус родился безгрешным, и Он никогда не думал, не говорил и не делал что-либо неугодное Его Отцу).

Был ли кто-либо из людей безгрешен, подобно Иисусу? (Нет, все унаследовали грех Адама и нарушали законы Божьи) .

Что люди могут совершить для Бога? (На день рождения всегда приносят подарки. Лучший подарок Иисусу Христу от нас любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность и послушание. Что такое красота – это сердца доброта).

К празднику Рождества Христа христиане готовятся заранее . Как готовятся к Рождеству ? (Украшают ёлку, готовят подарки детям и близким, накрывают праздничный стол. И обязательно приглашают тех, у кого дома нет ёлки, тех, кто грустит, чтобы всем было радостно в этот праздничный день).

Что делают люди в этот день? (Люди поют в храмах. Ходят друг к другу в гости, славят Христа : «Христос родился ! С Рождеством – поздравляют друг друга).

4. Обобщаем : Скоро наступит великий святой праздник Рождество Христово . В этот день в городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Сын Божий Иисус Христос . Рождество от слово родился . Родился Иисус Христос , поэтому праздник называется Рождество Христово .

Родился Спаситель. С рождения Христа началась новая история мира, появилась на земле христианская вера . Рождество Христово любимый праздник и детворы и взрослых. Во всех домах, детских садах, школах наряжают елочку. В этот день дети получают подарки. От Рождества Христова до Крещения народ праздновал Святки, значит Святые дни. Весело было, потому что дети пели величальные песни, в которых славили Иисуса Христа и хозяев , желали им доброго здоровья, богатого урожая. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.

5. Творим, рисуем, радуемся. Вспомните, что делали в святочные дни? Точно, колядовали. Мы будем делать маски, чтобы в них пойти колядовать. Вспомним песни колядовщиков : Мы пришли Христа

В рождество Христово

Ангел прилетел

Он летал по небу,

Людям песню пел :

Все люди, ликуйте,

Вместе торжествуйте.

Вечно свято, вечно ново

Рождество для нас Христа

Много лет из года в год

Славьте бога, стар и млад

Он спасителя нам дал.

Вспомним песни колядовщиков : Мы пришли Христа прославить и вас с праздником поздравить!

Коляда, коляда, открывайте ворота. Христос рождается , славьте!

В небе звездочки горят, о Христе говорят . У людей торжество : наступило Рождество !

Вечно будем Бога славить за такой день торжества! Разрешите Вас поздравить с Днём Христова Рождества !

6. Играем в игру «Четвертый лишний» . Воспитатель называет 4 слова, а одно слово к этому празднику не имеет никакого отношения. Дети должны узнать это лишнее слово и назвать его.

Пещера, ангел, самолет, вертеп;

Ясли, карандаш, овечка, пастух, Волхвы, звезда, солома, диван;

Золото, ладан, смирна, мороженое;

Младенец, Матерь Божья, Иосиф, почтальон Печкин.

7. Прощалочка : До свидания мои милые ангелочки! Скажи, что тебе понравилось на занятии . Говоря, ребенок кладет шарик в вазочку. Я надеюсь, что вы много интересного и полезного узнали из нашего занятия . И когда наступят эти особые дни - Святки, вы возьмете свои рождественские звездочки и пойдете колядовать - Христа славить

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 4»

Московская область, г. Можайск
Разработка практико-значимого проекта - конспекта занятия

с дошкольниками старшей группы

на тему: «Рождество Христово»

Цель: ввести детей в культурную традицию празднования православных праздников; смысл православных праздников.
Задачи:


  • Нравственное воспитание – воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сострадание, сопереживание, доброе гуманное отношение к окружающему миру; выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия; побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.

  • Умственное воспитание – побуждение детей к рассмотрению окружающего мира с позиции нравственного поведения и творческого соработничества в создании и сохранении его красоты, добра.

  • Явления общественной жизни – знакомить с православными традициями жизни, как радостью жизни христиан.

  • Развитие речи – побуждать детей размышлять на проблемно-нравственные темы и высказывать свои суждения о содержании, смысле стихотворного текста.

  • Художественно-эстетическое воспитание – ознакомление с православными праздниками как свидетельством красоты добродетельной жизни христиан; совершенствовать изобразительные навыки, способствовать творческой деятельности.

  • Игровая деятельность – воспитывать навыки дружественного общения; учить детей совместной творческой деятельности.

  • Словарная работа – Бог, Ангел, Рождество Христово, христиане, храм, вертеп, волхвы, миротворцы.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы
Планируемые результаты:


  • Выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, удивление) при слушании «Рождество Христово», «Предание о рождественской елке», стихотворений «Скоро Рождество», «Елочка, здравствуй».

  • Рассуждает и делает адекватные объяснения, отвечая на вопросы по содержанию стихотворения.

  • Интересуется изобразительной деятельностью (рисование елки).

  • Активно участвует в игровой деятельности, сопровождая ее выразительными движениями.

Материал: бумага для рисования, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Литература:


  1. Хрестоматия №4 «Чему мы радуемся?» Православные праздники

  2. Хрестоматия №2 «Хорошо – плохо»

  3. Музыкальное пособие (CD-диск)

Дети сидят перед воспитателем на стульях, поставленных полукругом.

Воспитатель:

Дети, вы любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники?

Все любят праздники, к их встрече готовятся. В эти дни люди чаще улыбаются друг другу. Для христиан особенно радостные дни: дни православных праздников. Они посвящены Богу. Как следует провести день, если он принадлежит Богу? Нужно поблагодарить Его, послужить Ему, сделать добрые дела для людей. В Храме, доме Божием, в эти дни празднично звонят колокола. Дети вместе со взрослыми приходят в Храм на торжественную службу.

Один из главных праздников христиан – Рождество Христово.

Помню я, как в детстве в первый раз

Слышала о Рождестве рассказ.

Я была взволнована до слез –

Ведь родился Маленький Христос.

Хотите, я расскажу вам о Рождестве?
Воспитатель приглашает детей подойти к себе.
Хрестоматия №4 (путешествие с книгой) стр. 4 – 8. Чтение, сопровождаемое показом рисунков.
В давние времена в далекой стране жили добрые люди Мария и Иосиф. Мария с детства была послушной Богу, молилась Ему, жила при Храме. За Ее доброе сердце Бог избрал Ее стать Матерью Божией. Он послал своего вестника – Ангела – сообщить Марии эту радостную весть.

Через некоторое время по велению царя той земли каждый из жителей должен был придти в свой родной город. Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Но ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом пещеру (вертеп), куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. Здесь Мария и родила своего сына Иисуса Христа. В пещере не было колыбели для Младенца, и Мария положила Его в ясли – так называлась кормушка для скота. В это время на небе появилось множество Ангелов. Они пели песню: «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия к людям». Песню Ангела услышали пастухи. Они пришли поклониться Христу.

А перед Рождеством Христа на небе появилась особенно яркая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы (волхвы). Они пошли вслед за необыкновенной звездой, и она привела их в пещеру к Младенцу. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но Сам Бог. Они поклонились ему и подарили подарки.
- К празднику Рождества Христова христиане готовятся заранее. Украшают елку, выбирают подарки, накрывают праздничный стол. Не просят для себя, стараются одарить других.
Воспитатель приглашает детей встать в круг.
- Послушайте, что люди могут совершить для Бога.
Хрестоматия №4 стр. 12
Скоро Рождество
Скоро Рождество

Елочку зажгут.

И волхвы дары

Богу принесут.

Ну, а что же вы

Припасли Ему?

Что могли бы вы

Подарить Ему?

Приходите – он

Ждет в вертепе вас,

Ждет хороших дел,

Добрых, честных глаз,

Ждет любви к родным,

Жалости к больным,

Состраданья к бедным,

Слабым, пожилым.

Ангелы над злыми

Горько слезы льют,

А над миротворцами

Ласково поют.
Хрестоматия №2 (обсуждаем – размышляем) стр. 24
Игровое упражнение «Выбери, что хорошо – что плохо»

(хвастовство, грубость, жадность, лень, доброта, дружелюбие, щедрость, милосердие). Воспитатель называет – дети хлопают в ладоши, когда услышат «хорошо».
- Дети, хотите узнать, почему на Рождество и на Новый год наряжают елку? Присядьте, я вам сейчас расскажу.
Дети свободно рассаживаются на ковре
- Когда родился Христос, не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, радовались этому событию. Счастливее других были три дерева. Они росли ближе всех, и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зеленая елочка. «Пойдем, поклонимся Младенцу и поднесем Ему наши дары», - сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», - попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты? – колючие иглы да липкую смолу?», - спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел, и ему захотелось помочь скромной елочке. Склонилась пальма над Младенцем и отдала Ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он навевает на тебя прохладу в жаркий день», – сказала пальма. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих подруг». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, то ни благоухание в пещере, ни роскошный веер пальмы не привлекли его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг – пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты – доброе деревце, и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будят, глядя на тебя, радоваться и веселиться.
Показать рисунки из хрестоматия №4 стр. 13, 20
- Давайте и мы с вами порадуемся и повеселимся и исполним песню «В лесу родилась елочка» (поем песенку, изображаем живые картинки. Музыкальное пособие 73, музыка Л. Бекман)
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья, стоящие полукругом
- Послушайте стихотворение, в котором рассказывается, как дети разговаривают с елкой.

Хрестоматия №4 (обсуждаем – размышляем) стр. 22
Елочка, здравствуй
- Елочка, здравствуй! Тебя мы возьмем,

В город далекий с собой увезем.

Милые дети, не троньте меня,

Дайте дожить до весеннего дня!

Елочка, елочка, сколько свечей

Мы бы зажгли на верхушке твоей!

Милые детки, в лесу надо мной

Звезды сияют короной ночной!

Елочка, елочка! Сладких конфет

Здесь у тебя уж, наверное, нет?

Детки! Вы летом придите ко мне –

Ягоды будут в лесной глубине.

Елочка, холодно, жутко зимой,

Лучше на санках поедем домой!

Детки, сам Бог уж подумал о нас,

Елкам из снега он шубы припас!

Елочка! С нами не будешь скучать,

Будем мы петь, танцевать и играть!

Детки! Могу ль я у вас не грустить?

Лес мой родной не смогу я забыть.

Елочка, как же, скажи, без тебя

Праздник мы будет встречать у себя?

Детки, зато в светлый праздничный час,

Елочка будет молиться за вас.

Воспитатель: о чем просит елочка детей? Что ей дети отвечают? Почему елочка не хочет уходить из леса? (там ее дом, без леса она погибнет, она нужна в лесу…)
Динамическая пауза
Дети встают в рассыпную.

Музыкальное пособие 76. Цикл «Времена года». Декабрь. Музыка П.И. Чайковский
Воспитатель под тихую музыку произносит текст, дети имитируют движения.
- Как хорошо елочкам в родном лесу. Все лето они улыбались, слушая пение птиц, радовались легкому прикосновению лесного ветерка (покачивание). И даже наступлению холодов рады елочки. Ведь Бог позаботился о них и одел в теплые снежные шубы (слегка расставляют руки, медленно кружатся). Пробегут мимо лесные звери, и елочка укроет их от зимней стужи своими большими пушистыми ветками (наклон, руками как будто накрываем зверят). Спасибо тебе, елочка, за то, что ты своей скромностью и добротой украшаешь наш лес.
Воспитатель: мы не будем забирать елочку из ее родного дома (леса). Мы будем беречь красоту сотворенную Богом. Мы порадуем своих близких и порадуемся сами делами добрых рук наших. Нарисуем для праздника красивую елочку.
Дети проходят за столы
Пальчиковая гимнастика
Хрестоматия №2 «хорошо – плохо» стр. 77
Воспитатель: ваши руки многое могут делать, только не надо давать им лениться.

«На что похожа рука?»
Ладошка – на лопату.

Пальчики – на грабли.

Кулак – на молоток.

Два пальца – на клещи.
Дети рисуют под музыкальное сопровождение

Музыкальное пособие 70. Новогодний хоровод. Музыка Г. Струве; 71. Новогодняя полечка. Музыка Ю. Ким
Воспитатель: какие красивые елки у вас получились; вы сегодня много узнали о приближающемся празднике Рождества Христова, о том, что в этот день нужно быть умеренным в своих потребностях, но щедрым к окружающим вас людям; готовясь к встрече Рождества, вы сделаете много подарков своим близким и порадуете всех добрыми делами.

Рождество в детском саду. Старшая - подготовительная группа

Детям про Рождество

Стребняк Ольга Викторовна, воспитатель МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальной школы - детского сада компенсирующего вида № 21 «Жемчужинка» г. Сальска Ростовской области.

Как рассказать детям о Рождестве Христовом?

Ни для кого не секрет, что мы и сами порой не знаем о Чуде, которое свершилось более двух тысяч лет назад, а уж тем более дети.
Что-то случилось в мире – так Б.Пастернак сказал о Рождестве Христовом. С отдельной человеческой жизни началась новая эра в истории человечества.

Описание: Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений, а также детям и родителям, которые интересуются историей Христианских праздников, традициями и обычаями русского народа.
Цель:
Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей, воспитания и развития духовно-нравственных ценностей личности.
Задачи:
- познакомить детей с евангельской историей Рождества Христова;
- расширять и углублять возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов;
- привлечь внимание детей к христианским традициям;
- воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа.
Предварительная работа: Посещение церкви; ознакомление с иконами «Рождество Христово»; картинами великих художников, которые повествуют о Рождестве; чтение. Евангелие для малышей, сборника рождественских рассказов, стихов, колядок и песнопений; заучивание стихотворений.
Материал: проектор; экран; компьютер; детская Библия; книги о Рождестве; иллюстрации на библейскую тематику; старинные рождественские открытки; Рождественский вертеп; нарядная елочка; валенки.

Ход мероприятия:

Воспитатель:
Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожиданье тайны,
Он дремлет в инее хрустальном
И ждёт: свершится волшебство.
М. Ю. Лермонтов


Вопросы к детям.
- Ребята, скажите пожалуйста, знаете ли вы дату своего дня рождения?
- Что происходит в этот день?
- А почему поздравляют в этот день именно вас?
- А кто знает, что такое Рождество Христово?
- Когда его празднуют?
Воспитатель: Рождество в нашей стране празднуют

В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества

считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?

Благая весть.

Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида. Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами». Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего, которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира.
В те времена император Август решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях. Для этой цели он приказал всем жителям явиться в то место, где они родились. Иосиф и Мария жили в городе Назарете, но приписаны были, как и все потомки царя Давида к городу Вифлеему. Туда-то им и пришлось отправиться.
Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось бедным путникам места для ночлега.
Наступила ночь, и Марии с Иосифом ничего не оставалось делать, как переночевать в пещере - вертепе, которую они нашли на окраине города. В ней скрывались в непогоду местные пастухи со своими отарами.
И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос.
Мария спеленала Божественного Младенца в свой подол и положила Его в ясли - кормушку для скота.


Весть Ангела пастухам.

Той ночью неподалеку местные пастухи, охраняли свои стада. Вдруг перед ними явился белоснежный сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел успокоил их и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю о великой радости. Родился Господь-Спаситель! Он лежит спеленатый в яслях». В тот же миг пастухи увидели многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Всё вокруг засияло и озарилось необыкновенным, божественным светом.


Когда же ангелы исчезли, пастухи тотчас же отправились в пещеру, чтобы увидеть первыми Сына Божьего и поклониться Ему до земли. Они рассказали Иосифу и Пречистой Деве о дивном видении.


Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.


Дети читают стихотворение:

Рождественское.

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос...

Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...

Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...

А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
Саша Черный.

Путеводная звезда.

Воспитатель: Второй вестью о появлении на свет Сына Божьего была новая яркая звезда, которая засияла на небе в момент Его рождения.


Увидели ее трое восточных мудрецов (их называли волхвами). Волхвы знали, что в скором времени должен родиться Царь Иудейский, Мудрецы даже предположить не могли, что будущий Царь родился не во дворце, а в холодной пещере, и решили отправиться в столицу – Иерусалим, прямо во дворец царя Ирода, чтобы поклониться Божественному Младенцу.
Ирод был коварным и жестоким человеком и решил, во что бы то ни стало погубить Иисуса Христа, так как испугался, что этот Младенец, когда вырастет, отнимет у него власть.
А волхвам сказал так:
«Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Ему поклониться».
Волхвы оседлали верблюдов и отправились в путь, а чудесная путеводная звезда указывала им дорогу


и привела к дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары - золото, ладан и смирну» (Мф.2:9-11).


Ладан и смирна - это благовония, которые в то время ценились очень дорого.

Ребенок читает стихотворение:
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних.
Вот пропели петухи –
И за ангелами в вышних
Славят бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над ним горит высоко
Та звезда далеких стран;
С ней несут цари Востока
Злато смирну и ливан.
Афанасий Фет 1842 г.
Воспитатель: Той же ночью Бог открыл волхвам истинные намерения коварного Ирода и велел не возвращаться к нему. Мудрецы послушно отправились домой другим путем, не открыв царю тайну нахождения Спасителя.
Узнав, что мудрецы обманули его, Ирод разгневался и отдал страшное приказание истребить всех младенцев мужского пола в Вифлееме, так как боялся потерять свой трон. Но, к счастью, Иисуса в городе уже не было.
Иосифу во сне явился Божий ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13).


В Египте святое семейство прожило до самой смерти царя Ирода, а вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф снова поселились в городе Назарете.
Вот так, от Рождества Христова началась новая эра человечества - наша эра.

В Сочельник под Рождество.

С тех пор 6 января, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник.
В старину отец вносил в дом сено, чтобы постелить его на стол (потому, что на сено положили маленького Иисуса!) и поставить в него горшок с кутьёй – самым важным блюдом в этот праздник.
Дети в Сочельник обязательно несли кутью крестным родителям, а те с нетерпением ждали маленьких крестников и угощали их всякой всячиной.
В рождественскую ночь до самого утра молодые люди устраивали игры, катание на санях, ходили по дворам, пели колядки, желая хозяевам добра, здоровья и достатка. А те непременно одаривали их сладостями и звонкими монетками.


Считалось, что чем больше колядовщиков войдет в дом, тем удачнее для хозяев будет год.
Давайте, ребята, и мы с вами поиграем.

Игра «Пирог»

(под русскую народную музыку)
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий - «пирог». Все поют:
Да экий он широкинький,
Да экий он высокинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Первый, коснувшийся «пирога», уводит его в свою команду, а оставшийся игрок изображает «пирог». Выигрывает та группа, которая заберет больше «пирогов».

Игра «Валенки».

Для игры нужны двое детей. Перед елкой ставят валенки большого размера. По сигналу игроки обегают елку с разных сторон и стараются одеть валенки. Выигрывает тот, кто прибежит первым и наденет валенки.

А теперь, ребята отгадайте

Рождественские загадки:

Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Рождество)!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу … (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят … (лампады).

И, распушив зеленые иголочки,
красуются рождественские … (елочки).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают … (свечи).

И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,
И, сердце замирает в ожидании … (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился … (Иисус Христос).
Воспитатель: А ещё в этот вечер показывали вертеп - спектакль о рождении Спасителя. Дети группами ходили от дома к дому с маленьким сундучком, с изображением пещеры, в которой родился Сын Божий. С помощью самодельных кукол, разыгрывали спектакли о рождении Спасителя.

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста "Что такое Рождество?"


Описание материала : Предлагаю сценарий тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Этот сценарий познавательного характера, будет полезен для педагогов дошкольных учреждений.
Цель: познакомить детей с историей православного праздника Рождество Христово; дать представление о его значении.
Задачи: Развивать эмоциональную сферу дошкольников, воспитывать музыкальный вкус, закреплять знание о зимних месяцах и праздниках, воспитывать интерес к совместным действиям, воспитывать уважение к своим сверстникам, воспитывать культуру поведения на мероприятиях и концертах, развивать интерес к фольклору.
Атрибуты: Презентация, 4 корзины, снежки, 4 платка для завязывания глаз, мешочек с карточками профессий, 2 бубна.
Предварительная работа: выучить стихи, колядки.
Ведущая: Здравствуйте ребята. Мы все очень рады видеть и приветствовать вас в музыкальном зале. Мы все здесь собрались не случайно, все знают, что зимою празднуют много праздников. Все эти праздники веселые, с гуляньями, песнями и плясками. А скажите, пожалуйста, какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, крещение, старый Новый год, масленица.
Ведущая: Да все ответы правильные. Ведь у каждого праздника есть свое определенное число. Кто мне может назвать эти числа? (31 декабря, ночь с 6 на 7 января, с 13 на 14 января, 19 января-крещение)
Ведущая: В ночь с 31 декабря на 1 января наступает новый год. Давайте вспомним, как мы весело встречали этот праздник хороводом «Замела метелица».
Исполняется хоровод «Замела метелица»
Ведущая : Новый год и Рождество - это семейные праздники, которые отмечаются многими людьми по всей Земле. Это особая ночь примирения, когда желают друг другу добра.
Ведущая: Ребята, а как вы думаете, почему праздник назвали Рождеством?
Ответы: Родился Христос.
Ведущая : 2011 лет назад в маленьком иудейском городе Вифлееме произошло величайшее событие в истории человечества. На земле родился спаситель мира наш господь Иисус Христос. С тех пор все христиане почитают и празднуют этот великий день.
Девочка: Помню я, как мама в первый раз
Мне поведала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез –
Ведь родился маленький Христос.
Звучит музыка «Хрустальная грусть»
Воспитатель читает стих И. Языков
"Рождество Христово"

Презентация по стихотворению. Слайд: Город Вифлеем.
1 Спал Вифлеем, забывший про дела.
И только пастухи стада пасли. Слайд: Пастухи
В ту ночь Мария Сына родила

Младенец в колыбельке сладко спал, Слайд: Мария с младенцем
А в яслях было ясно, словно днем.
Огромный мир, казалось, чуда ждал,
А это чудо заключалось в нем.

Три пастуха и Ангел впереди, Слайд: Мария в пещере с пастухами.
Исполненные радости вошли, -
И видят: прижимает Мать к груди
Дитя, похожее на всех детей земли.


Над горной пещерой сверкала звезда, Слайд: Звездное небо и пещера.
И спал Вифлеем в тишине сладких грез,
Великое счастье свершилось тогда –
Родился для мира Христос!
В Святой Вечер 6 января принято ходить в гости к близким и родственникам с песнями, колядками, поздравлять всех с Рождеством Христовым, желая благополучия и добра. Рождественские святки - это дни с 6 по 18 января, когда люди поздравляют друг друга с рождением Иисуса Христа.
Каждый день люди гуляли по деревне, пели песни, катались с горок на санях наряжались в диковинные костюмы. А ещё в эти дни принято было попрошайничать под окнами исполняя специальные песенки, которые назывались колядки. И никто не сердился на ряженных, потому что ряженые приносили хозяевам много доброго в следующем году.

Дети поют колядки:
1 Коляда, коляда
Отворяй ворота
Подавай пирога
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек,
Не подашь пирогов
Напустим клопов
Тараканов усатых
Зверей полосатых

2 Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идёт
Да поклон всем шлёт!

3 Я маленький мальчик,
На дудке играю,
Вас всех забавляю.
А вы, люди, знайте,
Конфетку дайте.

4 Я маленький мальчик,
Залез на чуланчик,
Надел красный колпачок,
Пожалуйте пятачок

5 Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов,
Медовых блинов!
Чтоб здоровые все были,
Чтобы много лет прожили!
Ведущая: Ребята, не хотите ли послушать, как раньше пели коляду?
(Просмотр видеофильма «Измайловская слобода» песня «Приход колядовщиков»)
Хороши ваши колядки, но давайте поиграем со снежками в прятки. На полу разбросаны снежки, а ты попробуй их в корзину собери.
Для игры приглашаем детей.
Игра: «Спрячь снежок в корзину». (дети собирают разбросанные снежки с завязанными глазами)
Ведущая: Самыми любимыми играми на Руси были хороводные игры.
Коляда пришла, всем веселье принесла,
не сидите, не скучайте,
в хоровод скорей вставайте.
Приглашаю вас на игру. (Двое детей или взрослых образуют ворота. Через ворота дети проходят с песней. На слова: “ А самого маленького оставила”, ворота закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.)
Игра “К нам коляда пришла…”.
Поют: К нам коляда пришла, коляду привела,
Сама прошла, всех детей провела,
А самого маленького оставила.
Ведущая: Есть у меня для вас волшебный мешочек. В нем находятся карточки с вашей будущей профессией.
Давайте погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.
Ведущая произносит слова:
Есть у меня мешочек
Ты скажи нам дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое, пусть останется!
Дети достают из мешочка карточку, с изображением какой- либо профессии и рассказывают, кем они станут.
Гадание-игра «Профессии».
Ведущая: Будем праздник продолжать, будем в игры мы играть!
Проводится игра «Бубен».
(Дети стоят в кругу и под музыку передают 2 бубна в разные стороны. Когда музыка замолкает, тот, у кого бубны идут в центр круга и пляшут.)
Ведущая: Вот каким весёлым получился у нас праздник святок!
Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы думаете, оно доступно только взрослым? На самом деле, даже двухлетний карапуз может и хочет быть щедрым, заботливым, добрым.. Ребенок тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.
Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто – устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.
В детском саду можно найти на участке небольшую елочку или деревце, повесьте на нее кусочки хлеба, сало, внизу, под дерево, насыпьте зерен и крошек. Можно изготовить кормушки. И вскоре на вашу деревце или кормушку слетятся маленькие гости – голуби, воробьи, синички.

И тогда на душе станет теплее и радостнее, и в нее войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия.
Презентация песни «Во владеньях инея и снега».
Дети под музыка «Рождество» выходят из зала.

Конспект НОД по духовно - нравственному воспитанию Рождество, старшая группа.

Краснова Галина Александровна
Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ детский сад №16 «Машенька» поселок Володарского Ленинский Район
Конспект занятия
по духовно-нравственному воспитанию старшей группы
«Рождество»

Цель : Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника; дать представление о его значении.

Задачи:
Воспитывать положительное отношение к православной вере и культуре
Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традициям.
Воспитывать любовь и дружелюбие к окружающим.

Предварительная работа: Ознакомление с иконами «Рождество Христово»; картинами великих художников, которые повествуют о Рождестве; чтение. сборника рождественских рассказов, стихов, колядок и песнопений; изготовление ангелочков, заучивание стихотворений.
Материал: книги о Рождестве; иллюстрации на библейскую тематику; валенки.

Дети входят в группу, воспитатель обращает внимание детей на нарядную группу, и в чём одеты сами дети.
Воспитатель:Дети когда у нас нарядная, красивая группа и вы все радостные, весёлые, нарядные, а впереди у нас два замечательных праздника. Какие?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно дети, эти праздники -Новый год и Рождество. Про новый год мы знаем много, а что же такое Рождество? Что означает само слово «Рождество»?
Ответы детей
Слово «Рождество» связано со словом «родиться». Значит, это день, когда кто-то родился. То есть - день рождения!А знаете ли вы ребята когда мы празднуем рождество?
Ответы детей
Воспитатель: Рождество в нашей стране празднуется 7 января, в этот день родился Иисус Христос- Спаситель Мира.
Ночь накануне Рождества 6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?

Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида. Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами». Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего, которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира.

Однажды пришлось Иосифу и Марии отправиться в город Вифлеем. А в это время туда приехало очень много народа, и они не могли найти места для ночлега ни в одном доме. И пришлось им остановиться в пещере для скота. В эту ночь родился сын Бога- Иисус Христос.

И, освещая все вокруг, в небе зажглась яркая звезда- Вифлеемская звезда!

И было чудо на Земле
И чудо в небесах:
Как солнце вспыхнула в лучах
Звезда во полной мгле.
Она плыла над миром слез,
И свет ее сиял,
И бедным людям освещал,
Что родился Христос.
Рождество-это праздник для детей и взрослых: с песнями, стихами, играми.

Дети читают стихи
Снег идёт на Рождество,
падает, как милость Божья.
Снег идёт – и волшебство
в этот день случиться может.

Вот и снова Рождество -
Сил небесных торжество:
В этот день Христос пришел,
Чтоб спасти наш мир от зол.
Слава вечная Ему,
Побеждающему тьму.
Поздравляем всей душой
С этой радостью большой.

Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом…
Поздравляем с Рождеством!
Воспитатель: Ребята а давайте мы с вами поиграем.
Игра «Валенки».
Для игры нужны двое детей. Перед елкой ставят валенки большого размера. По сигналу игроки обегают елку с разных сторон одевают валенки и бегут обратно. Выигрывает тот, кто прибежит первым.

Воспитатель: Ребята а теперь отгадайте загадки:

Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Рождество)!

И, распушив зеленые иголочки,
красуются рождественские …(елочки).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают …(свечи).

И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга …(поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,
И, сердце замирает в ожидании …(чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился …(Иисус Христос).

Воспитатель: Ребята, на Рождество славили Христа. Существовал обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, поздравляли хозяев с Рождеством и желали им всего лучшего. Поздравляли специальными песнями, они называются колядки. Вот послушайте:
Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется!

В этот праздник принято заботиться о бедных, обездоленных, ведь будущий царь мира Христос родился не в богатом дворце, а в простой пещере, показав этим, что главная ценность человека не в богатстве, а в его душе.
Рождество – это праздник подарков. Ребята подарите ангелочка которого вы сделали тому, кого вы любите, и поздравьте с Рождеством!

Подведение итога занятия.



Рассказать друзьям