Хлеб из пластилина. Из хлебного мякиша

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 пгт. Черноморского муниципального образования Северский район

Воспитатель: Шудря Наталья Александровна

Конспект занятия по лепке на тему: «Хлеб – богатство России»
Программное содержание:

Закрепить знания дошкольников о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны, самый необходимый продукт питания.

Создать доброжелательную, эмоционально- насыщенную атмосферу для художественного творчества детей. Учить лепить разные хлебобулочные изделия, используя знакомые приёмы лепки.

Обогащать активный словарь детей.

Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, память, внимание, речь.

Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

Материал: картины с изображением вспаханного поля, всходов зелёных росточков. Картина М.Шишкина «Рожь». Солёное тесто, стеки, влажные салфетки, посыпка для кондитерских изделий, мак, дощечки, фартуки, колпаки по количеству детей.

^ Предварительная работа: чтение стихотворения Я.Дяугите «Руки человека», рассказов М.Глинской «Прости меня, хлеб», «Хлеб», пословиц о хлебе. Рассматривание иллюстраций с изображением разных хлебобулочных изделий.

^ Ход занятия:

Педагог: Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия). Какие слова вы можете сказать о России? Какая она? Свой ответ каждый из вас будет начинать с предложения «Наша Россия…» (ответы детей).

Очень часто говорят, что Россия – страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит? (Предположения детей). Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых – угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб . Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Если не будет никаких продуктов, а только хлеб и вода, человек будет жить. У русского народа много пословиц про хлеб. Давайте вспомним их. (Дети называют пословицы, с которыми они знакомы).

^ Покуда есть хлеб и вода, всё не беда.

Без хлеба – нет обеда.

Баловством хлеба не добудешь.

Земля кормит людей, как мать детей.

Хлеб всему голова.

Не шуба греет, а хлеб.

Хлеб батюшка, вода матушка.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай.

Удивителен запах хлеба.

Этот запах нам с детства знаком.

Пахнет хлеб и степью, и небом,

И травой, и парным молоком. (В.Гришин).

Много сил приложили люди, чтобы на нашем столе был вкусный, душистый хлеб. Сегодня мы с вами расскажем, как хлеб пришёл к нам на стол.

Ребёнок: Мы на общем поле нашем

Вешним утром дружно пашем,

Сеем хлеб под птичий грай,

Чтобы вырос каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Педагог: (обращает внимание на картину с изображением вспаханного поля) Прежде всего, нужно разрыхлить поле. Никто не справится с этой работой лучше, чем трактор с бороной. Поле вспахано, теперь можно сеять зерно.

Динамическая пауза «Посевная»

Мы посеем рожь, рожь

(дети показывают, как разбрасывают зёрна)

И горох взойдет хорош,

(поднимают постепенно руки)

Будет по ветру клониться

Белоярая пшеница.

(качают поднятыми руками из стороны в сторону)

И гречиха в цвет рядиться,

(вытягивают руки и вращают кистями)

И овёс заколосится

(трясут поднятыми вверх руками).

Педагог: Посадить зёрна нужно в определённый срок, а, если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут и не вырасти. Но вот взошли в начале лета зелёные росточки (показывает картину). Выбегают в поле дети:

Ребёнок: - Дождик, видишь всходы эти?

Ребёнок: Их почаще поливай,

Чтобы вышел каравай.

^ Вместе: Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

(включается фонограмма – шум дождя)

Педагог: Весело стучат капельки дождя, поливают посевы.

Ритмическая игра «Капли»

Капля раз, капля два,

(дети хлопают по коленям целыми длительностями)

Капли медленно сперва.

(хлопают в ладоши половинными)

Потом стали поспевать,

Капля каплю догонять.

(ударяют пальцами по ладони другой руки четвертными).

Педагог: Дождик щедро полил поле. Теперь нужно обратиться к солнышку, ведь каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна не только вода, но и солнечный свет.

Ребёнок: - Солнце, шли свой луч волшебный

На растущий стебель хлебный,

Наше поле согревай!

Нужен людям каравай

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Педагог: И потянулись колоски к солнцу.

Упражнение на развитие координации движений

Солнце припекает

(перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают вверх руки («солнце»)).

Землю согревает

(опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу)

Высоко поднялись колоски,

К солнышку тянутся они.

(сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки)

Ветер налетает,

Колоски качает.

(покачивают руками над головой)

Вправо пригнулись,

Влево качнулись.

(наклоняют корпус и руки вправо, влево)

Вот какая нива!

(поднимают руки, пальцы раздвинуты)

До чего ж красива!!!

(трясут кистями над головой).

Педагог: Всё лето созревают зёрна в колосках. Поле, которое называют ещё и нива , в это время очень красивое.

Обратить внимание на картину М.Шишкина «Рожь»

С чем можно сравнить хлебное поле? (предположения детей). Многие сравнивают поле с морем. Как вы думаете, почему? Как и у моря, у поля не видно другого края, а когда дует сильный ветер, по полю как бы проходят волны.

Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая.

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе!!!

Но вот зерна созрели, и пришло время убирать хлеб с поля. Везут зерно большие грузовики на зерноток (показ картины).

Ребёнок: Много дела с урожаем:

Жнём, молотим, провеваем,

И летит из края в край

Весть, что будет урожай

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Педагог: Не гром грохочет, не пальба,

Идет, грохочет молотьба.

Чу-чу-чу-чу – я зерно молочу

(дети стучат кулаками друг о друга).

Чу-чу-чу-чу – жернова кручу

(потирают ладони друг о друга вращательными движениями).

Чу-чу-чу-чу – муку получу

(щелкают пальчиками).

Куда потом везут муку? (на хлебозаводы). Из муки теперь можно печь калачи.

Ач-ач-ач-ач – испеку калач.

(«пекут» пирожки – то одна рука сверху, то другая)

Чо-чо-чо-чо – в печке очень горячо.

(то вытягивают руки вперед, развернув ладони от себя, то прижимают их к груди)

Ачики-ачики – вкусные калачики!!!

(хлопают в ладоши).

Педагог: Ребята, а что ещё можно испечь из муки, кроме калачей? Правильно, пироги, булки, каравай, хлеб, плюшки, бублики, круассан, крендель, плетёнку. Сегодня на занятии мы будем с вами печь разные хлебобулочные изделия. Я приглашаю вас пройти в нашу мини-пекарню. В любой пекарне должны соблюдаться санитарно-гигиенические условия: должно быть чисто и у каждого пекаря или кондитера есть своя специальная одежда.

Дети повязывают фартуки, надевают колпаки и садятся за столы.

Педагог: Сегодня я научу вас лепить аппетитные хлебобулочные изделия.

Круассан – раскатываем кусочек теста круговыми движениями рук, расплющиваем его, стекой вырезаем треугольник. Начиная с острого конца, закатываем его.

Плетёнка – раскатываем три колбаски одинаковой длины. Разложив их через равные промежутки, заплетаем косичку. И посыпаем маком.

Плюшка – скатываем тесто длинным жгутом. Начиная с одного конца, сворачиваем его плюшкой.

Крендель – скатываем тесто жгутом – толстым посередине и более узким к концам. По длине жгута стекой делаем 4-5 поперечных надрезов и сворачиваем жгут кренделем.

Завитушка – скатываем длинный жгут Сворачиваем его так, чтобы получилось что-то типа узла. И подворачиваем концы полученной завитушки вниз.

Булка – из небольшого куска теста лепим маленькую вытянутую булку. Стекой делаем три продольные ложбинки. Если ложбинки нанести наискось, то получится батон.

Дети приступают к выполнению задания. В процессе работы педагог оказывает помощь советом, напоминанием тем, кто испытывает затруднения. В конце занятия, вылепленные работы складываем на стол.

Из пекарни мчат машины.

Чьи сегодня именины?

Стол скорее накрывай

Испекли мы каравай.

Испекли мы булки, плюшки,

Круассаны и ватрушки.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Педагог: Мы вспомнили с вами ребята, откуда приходит хлеб на наш стол и к нему нужно относиться с уважением: его нужно обязательно доедать (старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье). Хлеб нельзя бросать на землю, на пол: раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили за это прощения.

И играя, и танцуя,

Помни истину такую,

Никогда не забывай:

Береги наш каравай,

Он трудом добыт,

Чтобы ты был сыт!!!

Технологическая карта

организованной учебной деятельности старшей группы

Образовательная область: Творчество

Раздел: Лепка

Тема: . «Пирог»

Цели: продолжат учить детей работать с тестом. Выполнять не сложные действия при украшении пирога. Развивать образное мышлении. Воспитывать уважения к профессии пекаря.

Билингвальный компонент

Хлеб-нан пшеница---бидай

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно -

побудительный

Круг радости

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро – длится до вечера!

Заинтересованность

Слушают и повторяют

Организационно - поисковый

Сегодня мы поговорим о хлебе. Сейчас в магазине можно купить хлеба сколько потребуется. Ребята, назовите, пожалуйста, хлебобулочные изделия какие вы знаете.

Вот как много хлебобулочных изделий можно купить в магазине! Все они очень аппетитные и вкусные. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили: «Хлеб на столе, так и стол - престол, а как хлеба ни куска, так и стол - доска». Ребята, а какие пословицы о хлебе знаете вы?

Ребята, а знаете ли вы, как надо относиться к хлебу?

- Ребята, а вы знаете, кто занимается выращиванием зерна на полях?

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Ребята, самый вкусный хлеб получится, когда печёшь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь дома?

А сейчас мы засучим рукава и замесим тесто (дети имитируют замес теста). Вот тесто и готово. . . Мы слепим хлебобулочные изделия. Пироги

А сейчас каждый из вас подумает, какой слепить пирог. . Может вы придумаете свой, оригинальный пирог? Приступайте, пожалуйста, к работе…

Индивидуальная помощь детям

Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торты и др.

Хлеб - всему голова», «Худой обед, коль хлеба нет», «Будет хлеб - будет и обед», «Голодной куме хлеб на уме», «Хлеб да вода – молодецкая еда», «Летний день год кормит», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

Надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать хлеб, Он прошел долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине и у нас на столе.

Хлебороб, агроном, тракторист, комбайнер, шофёр

Рассуждают

Отвечают

Рефлексивно - корригирующий

Ребята, вам понравилось лепить пирог?

Самоанализ своих работ.

Ожидаемый результат:

Воспроизводит: Выполнять не сложные действия при украшении пирога.

Понимает: работать с тестом

Применяет: уважения к профессии пекаря.

Всем доброго времени суток! В прошлом году сын (на тот момент второклассник), делал (с моей помощью) проект на тему "Хлеб всему голова". Проект выполнен в PowerPoint, при экспорте в другой формат качество слайдов ухудшилось. За проект и за то как сын его защищал, Дима получил грамоту финалиста (проект был одним из лучших по школе, победителей в этот раз не было).
К презентации проекта требовалось около 12 - 15 слайдов (желательно без текста), речь должна была занимать около 10-15 мин. В связи с этим текст создавали по принципу - коротко и понятно. И текста на слайдах нет, поэтому каждый слайд будет сопровождать речь, которую Дима говорил на защите.

Слайд 2
Цель: познакомиться с процессом выращивания хлеба; рассказать о ценности хлеба и уважительном отношении к нему и людям, его вырастившим.
Хлеб это символ благополучия, достатка.
Хлеб на столе - это богатство в доме.

Слайд 3
Хлеб даёт нашему организму белки, углеводы, полезные микроэлементы, что необходимо для работы мозга. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Хлебная корочка помогает нашему организму противостоять многим раковым заболеваниям.
Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берёт от хлеба.

Слайд 4
Учёные полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой жидкую кашицу, приготовленную из крупы и воды.
В древнем Египте, 5-6 тысяч лет назад, произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения.
В средневековой Англии, зажиточные люди чёрный хлеб использовали в качестве тарелок: большие буханки хлеба нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.

Слайд 5
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (прим. автор стихов Я.Аким)
Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду хлеборобов. Выращивать и убирать хлеб людям помогают сильные машины.
Весной выезжают в поле трактора. К трактору прикрепляют плуг, плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Затем трактор тянет за собой борону, похожую на большие грабли, она рыхлит землю. На вспаханное поле затем выходят сеялки, которые сеют сразу в три ряда.

Слайд 6
Из зёрен вырастают колоски. В каждом колосе много новых зёрен. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья качаются, как волны. Колосья золотые, пора убирать урожай. Нельзя медлить, чтобы зёрна не упали на землю. В поле вышли комбайны, которые срезают колосья, обмолачивают, вытряхивая зёрна из колоса.

Слайд 7
Машины доставляют зерно на механизированный ток для очистки и просушки.
Потом зерно отвозят на элеватор – это большое зернохранилище. Здесь зерно перетирают – мелят и получают муку.
Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен.

Слайд 9
Сегодня наименования видов хлеба и хлебобулочных изделий исчисляются сотнями. (прим. перечисление названий, для примера некоторые названия вынесены на слайд)

Слайд 10
Основные наши кормильцы – пшеница и рожь. Из пшеничной муки делают белый хлеб, булки, печенье, баранки. И ещё делают из пшеницы манную крупу. Из ржаной муки – чёрный хлеб.
Колос пшеницы потолще, а ржи - потоньше. Зерна пшеницы покруглей, а ржи - подлинней.

Слайд 11
Я решил прорастить зёрна пшеницы в домашних условиях и вёл календарь наблюдений. Вот мои наблюдения. (прим. все наблюдения были сфотографированы и подписаны, когда и что происходило с ростками, на защите Дима все это прокомментировал)

Слайд 12
Вырастить колосья в домашних условиях не получилось, но я наблюдал как растут колосья ржи и овса, которые мы посадили и вырастили с моими дедушкой и бабушкой, летом. А сажали мы их осенью под зиму. На наших фотографиях видно как менялись колоски в разные времена.
А еще мы с мамой сделали наглядное пособие с этапами рождения хлеба.

Здесь я немного отступлю от самого проекта и продемонстрирую то самое наглядное пособие, о котором говорилось выше.
Из зерен вырастают колосья, из колосьев получаем зерно, из зерна - муку, а из муки готовят хлебобулочные изделия.
Зерна пшеницы, колосья, мука - настоящие, хлебобулочные изделия слепила из соленого теста, высушила, покрасила, покрыла лаком.

Все оформили в виде стенда.

Размер стенда.

Многие говорили, что получилось натурально.

Продолжим.
Слайд 13
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы, лебеды, отрубей, опилок. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь. Этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов муки, остальное примеси. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба размером с мизинец. Таков был дневной паёк для жителей осаждённого немцами города, других продуктов не было.
Работая над проектом, я нашел замечательные стихи:
Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб - это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
“Если ты хлеб ценить не стал,
Ты человеком быть перестал”. (прим. автор стихов Бобо Ходжи)

Слайд 13
В России по давнему обычаю дорогих гостей встречают хлебом-солью. А также существует ряд примет, считается, что люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами.
(прим. на слайде есть значок динамика - к этому слайду мы добавили отрывок песни (припева) Ольги Воронец "Хлеб всему голова", а именно эти строки: Ты запомни, сынок, золотые слова - Хлеб - всему голова, Хлеб - всему голова!)
Берегите ХЛЕБ! ХЛЕБ – это наше богатство!
Спасибо за внимание!

«Работы из пластилина» - И в конце, хочется привести строчки из песни, которую написала Новелла Матвеева «Девочка и пластилин». И через некоторое время пластилин стали использоваться повсеместно, вытеснив глину, которой раньше отдавалось предпочтение ином. Для успеха в предстоящей работе нужно: Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев.

«Лепка в детском саду» - Лепка в детском саду. Соразмерное деление яйца. Классификация способов. Рельефная лепка. Лепка «с яйца». Конструктивный способ. Пластический способ. Глина. Комбинированный способ. Изображение основных форм. Пластилин. Формование. Перечень. Тематика лепки. Способы лепки из целого куска. Модульная лепка.

«Аппликация из пластилина» - Аппликация. Обратная аппликация из пластилина. Работы мозаичным способом. Пошаговая инструкция. Получение других цветов. Выставка работ учащихся. Приемы работы с пластилином. Мамин праздник. Профессии мам. Цветы для мамы. Пластилин. Техника работы с пластилином.

«Цветы из пластилина» - Подснежник. Скатайте три небольших шарика. Подснежники. Апрель. Колбаски. Первые весенние цветы. Цветочек подснежника. Снежные сугробы. Пластилин зеленого цвета. Легенды о подснежниках. Проволочки с цветами. Большой шарик.

«Поделки своими руками» - Поиск способов для лепки туловища (диск, полусфера, овоид) и ног. Создание композиции «Червячки и гусеницы на лужайке». Муравей и кузнечик. Обогащение представления о разнообразии жуков и пауков. Поиск вариантов оформления туловища и крыльев (из бумаги, ткани, кружева, фольги). Пчела и комар. Улитки.

«Лепка для детей» - 1.Комбинированный способ лепки. 1.Конструктивный способ лепки. Пробуем расплющить капельку. Жгуты и шарики. 2.Пластический способ лепки. Пробуем расплющивать шарик. Тонкий валик. Лепим вместе с детьми. Чтобы сделать конус, необходимо сначала скатать шар. Способы объемной лепки. Учимся делить на части. 1. Откручивание 2. Отщипывание 3. Разрезание и надрезание стекой.

Мы уже неоднократно рассказывали на страницах нашего сайта, как слепить игровую еду из пластилина. И естественно, нельзя оставлять в стороне хлеб, который является всему головой. Давайте сегодня слепим его из пластилина, тем более, что работа эта очень легкая и не вызовет затруднений даже у самых юных скульпторов. Видов хлеба бывает множество: батоны и булки, квадратные или круглые буханки, пшеничный или ржаной хлеб и т.д. Пластилиновая копия тоже может быть любая. Например, остановимся на самых распространенных разновидностях: батоне и обычной буханке белого хлеба. Для их лепки будет необходим бежевый или светло-коричневый пластилин, а также брусочки желтоватых оттенков.

1. Подготовьте материал для лепки душистого хлеба – пластилин нужных цветов.

2. Для начала обработайте бежевый пластилин – разомните его в руках.

3. Вытяните мягкую пластичную массу в продолговатый брусочек прямоугольной формы.

4. Сверху налепите коричневую лепешку такой же квадратной формы.

5. Чтобы придать готовому изделию характерную текстуру, сделайте небольшие насечки кончиком стеки.

6. Для лепки батона разомните в руках неяркий желтый пластилин и сделайте из него шарик.

7. Вытяните шарик в продолговатую булку.

8. Стекой сделайте продольные надрезы по всей длине.

Хлеб из пластилина готов. Конечно, своему ребенку вы можете купить и пластмассовые наборы игровой еды в любом магазине игрушек, но ведь пластилиновые поделки можно делить на порции обычным пластмассовым ножом, а это так интересно юным кулинарам.



Рассказать друзьям