Самая первая кукла. Исследовательский проект "история появления куклы"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Оказывается, на этот вопрос можно смотреть по-разному. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова объясняется, что кукла-это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных-археологов, искусствоведов,- это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

Детской игрушкой кукла стала не так давно, а фигурки, изображающие человека, появились только немногим позже, чем сам человек. То есть тогда, когда человек встал на ноги, освободив тем самым руки для работы и … искусства.

Первобытный человек находился в растерянности. Всё, что происходило вокруг него, было непонятным, а часто- пугающим. С неба лилась вода, и падал огонь, который мог сжечь хижину. Разлившиеся реки «нападали» на человека и его хрупкое жильё. Всемогущее солнце то ласково согревало, то немилосердно жгло и лишало урожая. Грозный и невидимый ветер рушил хижины и валил деревья.

Кто всё это устраивал? Конечно, какие-то высшие и могущественные существа- боги. И люди дали им имена и создали их портреты и скульптуры, чтобы было, кому поклоняться, кого просить о милости и защите. Так появились кумиры, идолы, истуканы- изображения богов. Чаще всего их делали в виде человеческих фигур. Выходит, это и были самые первые куклы.

Потом они служили оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода и, наконец, стали добрыми утешителями и воспитателями детей - игрушками. .

И боги играли в куклы

Девочки играли в куклы с незапамятных времён. Кукол вырезали из дерева, лепили из глины, мастерили из соломы. Эти материалы не долговечны, поэтому не все из них сохранились. И узнать точно, какая же из кукол была самой первой, невозможной. Трудно сказать точно, но кукла, как детская игрушка, появилась у славян примерно тысячу лет назад. Это подтверждают раскопки под Новгородом. В нашей стране нашли, также куклу, более старшего возраста. Ей около пяти тысяч лет. Куклу раскопали в Западной Сибири под городом Ишимом, в районе озера Мергень. Эта кукла представляет собой глиняную фигурку, похожую на завёрнутого в пелёнки младенца.

В других, более ранних цивилизациях- куклы появились гораздо раньше. Много детских игрушек учёные нашли в Италии, раскапывая город Помпеи, засыпанный пеплом после извержения вулкана Везувия в 79 году. Немецкий археолог Шлиман, отыскавший легендарную Трою, раскопал вместе с ней и древние игрушки: погремушки, игрушечную посуду, куколок из глины. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 300 лет до нашей эры.

Одно время самой древней куклой в мире считалась кукла найденная в древнеримской гробнице. Эта куколка была выточена из слоновой кости с красивой причёской, со сгибающимися руками и ногами. Гробница была раскопана в 1889 году. И было установлено, что кукла принадлежала древнеримской девочке из богатой семьи. Этой кукле более 1800 лет!

Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице. Сделанная из деревянных дощечек, с «волосами» из глиняных бус, она 4 тысячи лет тому назад сопровождала в последний путь своего маленького хозяина- фараона. У таких куколок не было ног, так как египтяне опасались, что они могут ожить и убежать от своего неподвижного хозяина. А живые и здоровые фараончики играли совсем другими куклами- «прабабушка Барби», у которых были тщательно вылепленные лица, искусно сделанные подвижные руки и ноги и «настоящие» волосы. .

Фарфоровые модницы, тряпичные любимицы…

Большинство древних кукол, обнаруженных в археологических раскопках выполнены из таких материалов, как глина, камень, ткань, дерево, слоновая кость, воск, солома.

В 18 веке немецкий алхимик открыл секрет изготовления фарфора. В Тюрингии, которая и до этого славилась своими куклами, открылась фарфоровая фабрика по производству кукольных головок. Головки отливались вместе с плечами, а потом пришивались через специально проделанные дырочки к тряпичному телу. Англия, Франция и Дания также создавали фарфоровых кукол.

С 19 века в дополнение к деревянным куклам появились очень популярные куклы из воска. В это же время кукольникам пришло в голову использовать воск - пластичный материал для изготовления кукол. Для этого воск, смешанный с различными добавками (жир, скипидар), заливали в форму и остужали. Восковым куклам вставляли глаза из стеклянных бусинок и прикрепляли настоящие или мохеровые волосы. Но воск был очень дорогим материалом, поэтому кукольники догадались покрывать тонким слоем воска готовых куколок из более дешёвых материалов - таких как папье-маше. Маленькие нарядные куклы, покрытые воском, служили украшением для рождественской ёлки. У этих игрушек был только один минус - они могли расплавиться от близости горящих свечей, которыми тоже украшали ёлку.

Немецкий мастер Фридрих Мюллер узнал у французского солдата секрет изготовления папье- маше («жёванная бумага»). У этого материала по сравнению с деревом было множество достоинств. Это был материал недорогой и лёгкий, из него делали хорошеньких куколок.

В 1869 году в Северной Америке был изобретён новый материал для бильярдных шаров - смесь целлюлозы с камфорой. Материал был назван целлулоидом. Так появились целлулоидные куклы. Этот материал не шелушится и не расслаивается. Кукол из него можно купать и ронять. Но у этого материала есть недостатки. Он выцветает со временем, его нельзя восстановить, если отколется кусочек. А самое главное - он горит, и при этом выделяются вредные вещества. Поэтому сегодня этот материал уже не популярен. Его заменили другие искусственные материалы с лучшими качествами.

В русских крестьянских семьях куклы были очень простые, делались, в основном, из тряпок с помощью традиционных приёмов. Брали кусок белой ткани, клали посерединке комок ваты и перетягивали суровой ниткой - голова куклы готова. Осталось надеть на неё платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскуточки. В кукольном мире такую куклу называли «крестьянская кукла», то есть самодельная из тряпочки, сшитая и склеенная вручную. При всей неказистости и кажущейся топорности, такие куклы дороги, потому что они очень индивидуальны и своеобразны. Тряпичные куклы брали с собой на жатву, ходили с ними на посиделки, в гости. В Италии и Америке также были самодельные куклы, их шили из обрезков материи, оставшейся от пошива одежды. В нарядах использовались лёгкий полупрозрачный материал органди, шитьё из разноцветных лоскутков, вышивка и аппликация из искусственных цветов.

В 20 веке самым популярным материалом для изготовления кукол стал стойкий и недорогой пластик, а также более мягкий винил. При изготовлении современных кукол используют также текстильный материал, пластмасс, искусственный мех, кожу, металл, картон, бумагу.

Куклы, которыми играли бабушка и мама

В начале 20 века для людей и для кукол наступили трудные времена. Из-за войн и революций производство игрушек было прекращено. В это время не делают роскошных дорогих кукол с фарфоровыми головами, в богатых платьях. Их было некому покупать. И материалы, и куклы стали проще. Но даже из самых простеньких материалов мастера умудрялись изготавливать очаровательных кукол. Пусть они были сделаны из тряпок и набиты ватой, а одежда сшита из отходов дешёвой ткани. Но рисованные личики и модные платья, украшенные цветами-розетками из марли, напоминали их счастливым хозяйкам красивых героинь немого кино.

Московская артель «Забава детей» в те годы выпускает смешных тряпичных кукол-работниц, почтальонов, пожарников, молочниц.

В 1941 году Великая Отечественная война опять отбросила производство игрушек назад. Но уже в 1943 игрушки начинают производить снова. . В пятидесятых годах появляются забавные целлулоидные пупсы. Голышка из древнего рода пупсов - самая первая кукла любого ребёнка. Когда он совсем маленький, он купается с ним в ванночке и «засыпает» в его кроватке. Маленькие девочки, едва встав на ноги, начинают готовиться к роли мамы - тогда пупс из «сестрёнки-братика» превращается в «дочку-сына». Его пеленают, «кормят» и выгуливают в игрушечной коляске.

Пупс - ещё и одна из первых кукол человечества. Ведь доисторические девочки тоже играли в «дочки-матери». Только баюкали они щепочку или камушек. У русских крестьян куколка для этой игры называлась «живуля». Делали её из подручного материала - из свёрнутой тряпочки, глины, щепки, завёрнутой в бумажку от конфеты, и даже из длинной картошки.

Название «пупс» пришло к нам из других языков. В русском языке специального названия для куклы-младенца не было. Поэтому в разные времена и в разных местах люди придумывали его сами. Подмосковные резчики по дереву, вырезая ребятишкам спелёнатую куколку, называли её «аука». Это слово образовано от звуков детского лепета или плача. Промышленную куклу-погремушку девятнадцатого века, завёрнутую в пелёнки, так и звали - «пеленашка». А пупса в крестильной рубашечке тогда же называли «дитяшка».

В это же время рождается знакомая многим «резиновая Зина». Куколки из резины поразительно точно копируют ребятишек тех времён - их причёски, платья и короткие штанишки на лямках, башмачки, пальто и яркие беретики. . В игрушечном мире появляются куклы из древесно-стружечных масс.

Молодая художница Е.Лаврова придумывает куклу Синеглазку с голубыми капельками глаз и растопыренными ладошками. Её изготавливают уже в полиэтилене. Художница Н.Милостнова разрабатывает образы кукол-девочек «Мушка», «Солнышко», «Принцесса»…

Прошли годы и кукол стали делать большими партиями. В шестидесятые годы игрушки выпускали уже более тысячи предприятий по всей стране. Причём по одним и тем же образцам. Изготовители кукол так спешили сделать их по больше, что не думали о разнообразии.

Наступило время «перестройки». Всё вокруг менялось. И только куклы оставались прежними. Они сидели на магазинных полках и хлопали круглыми глазами, не понимая, что происходит. А в магазины тем временем хлынули игрушечные иноземцы: новые, яркие, необычные. Самой удивительной и прекрасной была кукла-девушка с точёной фигуркой фотомодели и роскошными, «совсем настоящими» волосами. Красавица по имени Барби с улыбкой посмотрела на пухленькую Дашу, и та смущённо потеснилась на полке.

Скоро заграничные игрушки вытеснили малышек из больших магазинов, как лиса зайчика из лубяной избушки.

Надо было срочно спасать российскую игрушку. И руководители игрушечных заводов, таких как «Кругозор», «Огонёк» и других, для начала оборудовали магазины-салоны при заводах и приютили там кукол в ситцевых платьях.

А кукольные художники и конструкторы Института игрушки в Загорске (теперь снова Сергиевом Посаде) стали создавать новые модели кукол, чтобы победить армию «пришельцев». И кое-что им удалось.

Они, например, разработали кукол-девушек типа Барби. Завод «Кругозор» скоро стал выпускать Веронику. Завод «Огонёк» стал выпускать Кристину. А на заводе «Кумир» родилась прекрасная блондинка Елена. У Вероники и Кристины, как и у Барби, есть юноша-друг, собственный дом с мебелью и разные аксессуары.

В 1997 году кукол типа «Барби» стало выпускать новое предприятие «Звезда».

Одна за другой на этом предприятии стали рождаться русские куколки с подвижными (на шарнирах) руками и ногами: Василиса Прекрасная и Иван Царевич, Настенька в русском сарафане, Дед Мороз и Снегурочка, Принц и Принцесса, Царевна Лебедь и Князь Гвидон.

Самым большим сюрпризом для юных российских покупательниц стало, несомненно, игрушечное воплощение шоу-группы «На-На». Эти куклы очень похожи на оригиналы и вполне могут соперничать с американским другом - Кеном.

Все эти замечательные игрушки сейчас всё реже можно увидеть в магазинах. И как ни старались кукольные мастера, а заграничные красавицы появлялись в каждой семье, где росли девочки.

Барби

У Рут Хендлер- стенографистки американской игрушечной компании «Маттел тойз» была дочь по имени Барбара- хорошенькая, как кукла. Это и подсказало Рут идею, которой она уже поделилась со своим мужем Элиотом, совладельцем компании. Почему бы не выпустить куклу-девушку, весёлую и современную? .

Разрабатывал образ новой куклы дизайнер Джек Риан. Он подарил ей внешность американской актрисы Кони Стивенс и имя дочери Хэндлеров.

Рождение Барби состоялось в 1959 году. Рост «новорождённой» был 29 сантиметров, вес-135 граммов. На очаровательной головке красовалась модная причёска «лошадиный хвост», глазки были подведены, а ногти покрыты красным лаком. Модельеры фирмы тут же разработали для неё гардероб в соответствии с последней парижской модой. Её первая профессия-манекенщица. В том же году Барби отправилась на ярмарку игрушек в Нью-Йорк и… не имела там особого успеха. Создатели куклы поняли, что перестарались - уж слишком она была шикарная. Сшили ей новые платья - точно такие, какие носили американские девушки. Вскоре Барби стала подружкой множества американских девчонок. Её популярность росла с каждым днём, тем более, что «папы и мамы» из фирмы «Маттел» продолжали усовершенствовать своё любимое дитя.

Со дня рождения Барби прошло много лет - в этом году вечноюной красавице исполнилось 50 лет. Но интерес к ней не становится меньше. Барби знают во всём мире и каждые две секунды её где-нибудь кто-нибудь покупает. Почему? Да потому что она живёт совсем как настоящая девушка. Барби может менять не только цвет лица и волос, национальности и профессию, но и рост. Барби бывают малюсенькие, а бывают ростом с девочку. У неё появились новые друзья, братишки и сестрёнки. Сегодня родственники, друзья и знакомые Барби составляют солидную группу - около 60 кукол и животных.

За пятьдесят лет своего существования кукла Барби освоила множество профессий. Побывала она и рок-звездой, и инструктором по аэробике, и стюардессой. Освоила профессии учительницы, врача и ветеринара. При этом Барби находила время исследовать морское дно, летать в космос, объезжать лошадей, бегать на лыжах, кататься на коньках и на снежной доске… В конце концов, набравшись такого обширного опыта, Барби стала дипломатом, а потом президентом. Кукла удостоилась чести быть выставленной в Музее восковых фигур «Грэвен», в компании выдающихся людей настоящего и прошлого. Такого с игрушками ещё не бывало. С этого момента Барби стали называть «Мисс кукла Мира». Baby Born: вся правда о популярной немецкой кукле…

Несколько лет назад в отечественных магазинах появилась кукла Baby Born (что в переводе на русский язык означает "новорожденный"). Сейчас практически во всех семьях, где растут девочки, есть эта кукла, даже если родители не понимают, что в ней особенного. Взрослые стремятся покупать этих младенцев своим дочерям самого разного возраста. А после покупки чудо- куклы производители рекомендуют приобретать к ней различные аксессуары, такие как одежда, коляски, ванночки, машины и так далее. Что умеет делать Baby Born? Да, пожалуй, почти все то же, что и настоящий младенец. Кукла ест с ложечки кашу, пьет из бутылочки воду, плачет, пищит, писает в пеленки и горшок.

Положительные моменты. Baby Born, безусловно, очень качественная кукла, максимально приближенная внешне, к настоящему ребенку. К положительным качествам Baby Born относится то, что его можно купать и то, что новая версия малыша - Magic Eyes - умеет закрывать глазки. Большое количество функций также приятно удивляет. Малыша можно кормить, поить, сажать на горшок, пеленать, переодевать и так далее. Помимо этого, Baby Born умеет плакать и смеяться, его удобно брать на руки (43 см оптимальный размер для этого), у него гнутся ручки и ножки. Все работает без батареек. Отдельно следует упомянуть аксессуары к малышу, их очень много - целые коллекции, и всё выполнено очень аккуратно и с фантазией.

Отрицательные моменты: Красивая многофункциональная немецкая кукла требует к себе внимания не меньше, чем настоящий младенец. С Baby Born часто возникают проблемы, например, вода - вытекает у куклы изо рта, кукла не пьет, не плачет, не писает, у нее засорился животик и так далее. Довольно сложными для детей показались функции по очистке кукольного организма от каши и сажанию младенца на горшок.

Если, выпуская Baby Born, Zapf Creation хочет показать девочкам, насколько сложен процесс выращивания ребенка, то со своей задачей компания справляется как нельзя лучше.

С другой стороны, многие юные создания не используют все функции куклы и играют с Baby Born как с обычной куклой, не омрачая себе радость от общения с красивой игрушкой. В любом случае, мы пришли к выводу, что, несмотря на предназначение этой куклы для возраста от трех лет, лишь более взрослые девочки (от 6 лет и выше) могут наиболее полно оценить все положительные качества куклы Baby Born.

Кукла Братц

Куклы Братц - это настоящее сумасшествие, которое в последнее время захватило планету. Когда появляется новая коллекция Bratz, купить ее практически невозможно, так как она буквально улетает с прилавков магазинов. . Куклы Братц выпускаются с лета 2001 года, и производит их компания MGA Entertainment. Братц- полностью сделаны из винила: твердый винил используется для изготовления кукольных голов, более мягкий - для тела, а сгибающийся - для маленьких ручек и ножек. А еще у кукол Братц настоящие ресницы! Смешные создания Bratz /Братц/- это забавные куколки с большими головами и огромными глазищами, что делает Братц похожими на кукольных звезд 1960-70-х, выпускаемых под маркой Блайз (Blythe). Слово «братц» (bratz) - это производное от английского слова brats - "избалованные дети". Принято считать, что Братц - это некий «ответ» Барби, новый "молодежный" этап в кукольном мире. Bratz - это модные, стильные подростки, которые безумно популярны на всей планете. Первые характеры, которые позиционировали куклы Братц, это Хлоя, Саша, Джейд и Жасмин; после этого компания MGA Entertainment стала выпускать куколок Братц разных национальностей. У куколок Братц есть все, что должно быть у настоящих тусовщиц: игровые наборы, куча одежды, диски, караоке; они могут посещать свои кукольные суши-бары, салоны спа, ретро-кафе; ездить на лимузинах, заниматься серфингом, смотреть ДВД и играть в видеоигры. Кто придумал Братц

Необычные куклы из серии Братц, стремительно и триумфально продолжают своё шествие по миру, всё сильнее вытесняя не только любимых ранее пупсов, но даже очень популярных до сих пор Барби. Но когда в США в июне 2001 года компания MGA Entertainment запускала первую линию Братц, никто, за исключением одного-единственного человека, и не подозревал, что бренд приобретёт такую популярность и станет многомиллиардным. Этим человеком был Исаак Лариан, у которого в 2000-м году родилась идея по созданию новой куклы из винила, которая бы бросила вызов тотальному засилью Барби.

Когда репоголовая кукла ещё находилась на стадии разработки, 11-летняя дочь Лариана пришла от неё в полный восторг, и любящий отец решил назвать эту представительницу серии именем своего чада - Жасмин. Так на свет появилась первая кукла из серии Bratz, а вскоре к ней присоединились ещё три подруги разных национальностей (Джейд, Хлоя и Саша), которые стали героинями нового фильма «Bratz».

Сам Лариан говорил о своих детищах: «Мы хотели создать кукол, которые были бы похожи на обыкновенных, реальных девчонок, на их кумиров с экранов телевизоров, на героев их компьютерных игр, комиксов и модных подиумов».

И эта «реальность, обыкновенность» сослужила отличную службу - в феврале 2002 года в Нью-Йорке на выставке игрушек Братц получает престижнейшую премию Америки - «Выбор народа» («Peoples Choice of the Year»). Братц позволили вчерашним малышкам с их пупсами приоткрыть дверь в мир юности, приблизив к тусовкам и моде с её атрибутами и деталями.

Сама линия кукол обновляется до 4-5 раз в год. А разнообразие нарядов и аксессуаров, внимание к деталям помогают юным покупательницам фантазировать и воплощать свои модные идеи в игре.

Как у истинных любительниц тусовок, у кукол Братц есть всё необходимое: стильная одежда, диски и караоке, DVD-плейеры, компьютеры и видеоигры, лимузины и наборы для сёрфинга, свои суши-бары, клубы и дискотеки и т.д. Как такие игрушки могут не нравиться подросткам с их тягой к карьере певицы или артистки, с их любовью к шумным компаниям и ярким, многолюдным сборищам? Они же дают массу возможностей придумать и воплотить в жизнь свой придуманный образ! .

Талисман с утиным носом

В прошлом веке серийные западные игрушки вытеснили традиционных народных кукол, и только ненецкая кукла «нгухуко», всегда привлекавшая внимание путешественников и исследователей своей оригинальностью, (у народа ханты их называют акань) есть у каждой ненецкой девочки до сих пор. «Нгухуко»- самая любимая кукла ненецких девочек. Став по взрослее, девочки сами изготавливают «нгухуко».

Головой куклы служит клюв гуся, лебедя или утки. По клюву можно определить пол куклы, и даже возраст.

Так, для создания куклы-мужчины берётся клюв крупнее, например клюв лебедя, во-вторых, используется сукно более тёмного цвета. У куколки-женщины носик по изящнее. Обычно возникает вопрос: «Почему именно клюв птицы?» По старинным преданиям ненцы верили, что птицы каждый год улетают на Небо к богу Нуму (бог неба) и считаются чистыми и невинными существами, как дети.

Одежда у кукол различается по полу и является уменьшенной копией мужской и женской ненецкой одежды. Летняя - шьётся из сукна, зимняя из меха. Характерной отличительной деталью «куклы-женщины» является коса, которая бывает двух видов. Одна представляет собой полоску сукна, разделённую пополам. У основания она пришивается к клюву со стороны затылка и украшается бисером, подвесками и бусами. Другая, состоит из двух пучков ниток, обмотанных по всей длине разноцветными полосками. Она так же, как и первый вид косы украшается металлическими подвесками, цепочками, бисером, бусами. В зависимости от возрастных особенностей коса отличается размером, яркостью или приглушённостью цветовой гаммы используемого материала. Юные мастерицы шьют для своих любимцев миниатюрные малицы и ягушки, причём соблюдая все тонкости кроя настоящей одежды. Своеобразные уроки на будущее.

В коллекции кукол имеются «куклы-дети», аналогичные взрослым, лишь различаются размерами. «Кукла-младенец» в люльке, украшается металлическими цепочками или бисером. Дугой для люльки служит ключица утки или гуся. Для люльки шьётся чехол из меха. Вариантов оформления может быть множество, в зависимости от мастерства, фантазии и имеющегося материала. Весь набор кукол хранится в специальной сумочке для кукол. В тундре такие игрушки есть в каждом чуме. У ненецкой девочки собирается целое семейство: папа, мама, бабушка, дедушка и дети. Это стандартный набор для игры. Дети разыгрывают с нгухуку самые разные сценки из жизни. Вот куклы пошли в гости в другой чум, расселись у стола, беседуют, хозяйка чаем угощает. Вот они собрались каслать. Достаются маленькие деревянные нарточки или просто кусочки шкуры, которые их заменяют. А оленями могут быть щепочки, оленьи косточки или копыта. Итак, кукольный аргиш отправляется в путь. Также разыгрываются свадьбы, встречи родственников, в общем, всё как в жизни.

Добавим, что у традиционных кукол, причём не только у ненецких, но и хантыйских, и старинных русских, не изображаются черты лица. Потому что по поверьям коренных народов Севера, это одушевляет вещь, и она уже становится изображением духа, идола. Кстати, чтобы кукла внешне не была похожа на человека, как правило, у неё нет ни рук, ни ног.

Сколько помнит себя человечество, девочки всегда играли в куклы – соломенные, матерчатые, деревянные, фарфоровые, милые «пупсики», женственная Барби или вызывающие Братц – но детство девочки без кукуол представить невозможно. В этой игре осваивается не только социальная роль матери, но и женские умения – шитье, вязание.

Происхождение кукол теряется в глуби веков. Как известно, начинается все с самого простого, и самая первая кукла, вероятнее всего, была даже не куклой в нашем понимании, а каким-нибудь деревянным чурбаком, который девочка принялась качать на руках, вообразив ребенком – ведь детское воображение с легкостью дорисовывает недостающие детали.

Впрочем, гораздо раньше кукол-игрушек появились другие куклы – обрядовые. Как они появились? Возможно, так: в неком племени, практикующем человеческие жертвоприношения (а их практиковали практически все – хотя бы при погребении вождей) сложилась ситуация, когда каждый человек на счету (например, после эпидемии или голода), а жертву-то принести надо… вот и положили на жертвенник или в могилу с вождем вместо соплеменника полено, обрядив его, как человека, а может, вылепили человеческую фигурку из глины. Со временем, конечно, технология улучшилась, обрядовые куклы стали в большей степени напоминать людей. Если же говорить о достоверных фактах, то на сегодняшний день самая древняя обрядовая кукла найдена в захоронении на территории Чехии, возраст которого оценивается ориентировочно в 35 000 лет, а сделана эта куколка из слоновой кости.

Когда человечество освоило прядение и ткачество, появились куклы-мотанки, существовавшие у многих народов, в том числе и у славян, сохраняясь даже в христианскую эпоху. Название связано с тем, что их не сшивали, а скручивали («мотали») из лоскутков ткани. Такая кукла «жила» в доме как оберег. Ее могли набить зернами, чтобы приносила достаток, целебными травами, чтобы «обеспечила» семье здоровье. Но чего никогда не было у такой куклы, так это лица – считалось, что если сделать кукле лицо, в нее непременно вселится какой-нибудь дух, и никто не гарантирует, что дух этот окажется добрым.

Около 4 000 лет назад особые куклы – ушебти – сопровождали в последний путь египетских фараонов. Эти куклы были глиняными и деревянными, а волосы их делали из бус, нанизанных на нити. Предполагалось, что ушебти будут прислуживать фараону в загробной жизни. У этих кукол не было ног – чтобы не убежали от хозяина. Впрочем, были в Древнем Египте и куклы-игрушки с тщательно выполненными лицами и даже подвижными руками и ногами.

А с одной древнеримской куклой связана печальная история. Принадлежала эта кукла девочке Креперее Трифене, которая жила во II веке н.э. Судя по имени, родители девочки происходили с Востока – возможно, они были потомками вольноотпущенников, но так или иначе – семья была богатой и даже придерживалась обычаев, характерных для знати. Еще до достижения брачного возраста Креперею обручили с неким Филетом – по обычаю, девочка получила в подарок перстень с именем жениха.

Вероятно, куклу девочка получила в подарок на праздник в честь Сатурна, который римляне отмечали в конце декабря. Можно представить себе, как обрадовалась Креперея, ведь кукла была такая красивая – с изящными чертами лица, модной прической, женственной фигурой (совсем как современные Барби!), руки и ноги у нее двигались на шарнирах, а еще у куклы был маленький сундучок с нарядами и украшениями и даже колечко с золотым ключиком! А родители, наверное, представляли, как в день своей свадьбы Креперея возложит эту куклу на алтарь богини Венеры… Увы, до свадьбы Креперея не дожила! Девочку похоронили вместе с заветным перстнем с именем жениха и любимой куклой. Археологи исследовали эту гробницу в 1889 году, а с 80-х гг. ХХ века куклу Крепереи можно увидеть в Городском хранилище древностей в Риме.

Инструкция

Сложно сказать, каким было первое предназначение куклы – сакральным или игровым, что было почти неотделимо друг от друга. Давая ребёнку куклу-брёвнышко, глиняную или восковую фигурку, мать давала ему игрушку и оберег одновременно. Недаром при изготовлении куклы, которая помещалась в колыбель ребёнка ещё до его рождения, не использовали ни ножниц, ни иголки, чтобы жизнь ребёнка была "не колотой и не резаной". Все игровые куклы древних славян не имели лица, просто белый лоскут глаз, носа, рта и ушей. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, не доступным для вселения в нее злых сил (которые, как известно, входят через глаза и рот, реже через нос и уши). Такая не могла ожить и навредить ребенку.

Кустарные куклы появились с XVI века, но вплоть до XVIII столетия даже дети из богатых семей играли деревянными и тряпичными болванчиками. Появившиеся в то время куклы из фарфора стоили очень дорого. В России, к примеру, детям из царской семьи таких кукол давали только по праздникам. Но царских дочерей, как и девочек из крестьянских семей, с детства учили шить кукол . Они играли тем, что смастерили сами. Отличие было лишь в том, что великие княжны пришивали к самодельным нарядам купленные за границей фарфоровые головки, а их сверстницы из народа довольствовались целиком тряпичными куклами. Как правило, такие куклы набивались соломой, опилками, листьями, перьями, лоскутками ткани, оставшимися у матери после работы над взрослой одеждой. По сути, одежда кукол в общих чертах повторяла одежду людей, их создавших. Черты лица вышивались либо наносились чернилами и раскрашивались природными красителями – чаем, ягодным соком или соком листьев. В XIX веке стали открываться заводы по изготовлению кукол. Этому предшествовало изобретение в 1800-х годах двух новых материалов: композита (смеси деревянной крошки, бумаги, пепла, яичной скорлупы) и папье-маше (смеси бумаги, песка, муки и цемента), которые заменили собой дорогостоящее дерево и существенно удешевили производство. В первые годы советской власти куклы были объявлены "буржуазным пережитком". В 1930-ых годах на фабриках стали выпускать только целлулоидных пупсов, а в 1950-ых годах и они были изъяты из детских садов: считалось, что они культивировали в малышках материнские чувства. Вместо пупсов появились куклы "с идейным содержанием", "спортсменка", "школьница", "врач". Для производства кукол использовали каучук, пластмассу и винил, которые были значительно долговечнее композита и папье-маше. В конце советской эпохи это были куклы из винила со стеклянными глазками, которые закатывались при каждом поклоне, и батарейкой, позволявшей кукле "говорить". Тогда "лексический запас" куклы нередко ограничивался одним словом: "мама", а современные аналоги этой куклы поют песни, предлагают познакомиться и, судя по реакции детей, делают это весьма натурально.

Сегодня в магазинах огромный выбор кукол-детей и кукол-взрослых, с европейскими, славянскими или азиатскими лицами, из разного вида материалов. Интерес к куклам понятен. Они дают возможность ближе познакомиться с историей, взглянуть на прошлое, понять, каковы были вкусы и что считалось истинным воплощением красоты. Коллекционные куклыпрекрасный подарок. Коллекционеры кукол это совершенно особые люди. Куклы для них – не только предмет коллекционирования, а некое удивительное создание, которое живёт в их доме и создаёт вокруг себя ореол красоты. Коллекционер испытывает к каждой кукле совершенно неповторимое и тёплое чувство. Ведь куклы это маленькая жизнь!

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Куклы из серии "ДеАгостини"

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.


В доисторические времена куклы совершенно не считались детскими игрушками, а служили одним из атрибутов для ритуальных целей, играли роль талисманов и оберегов. Представители разных народов с целью самосохранения вынуждены был защищать себя и свой род от болезней и напастей, а жилище от злых духов, привлекать к себе удачу, благополучие, здоровье. В каждой стране были свои для этого секреты, но у многих народов таким оберегом служила кукла, называемая Берегиней .

«Кукла» - от греческого «киклос» («круг») с древних времен имела вид деревянного или глиняного божка, свертка из ткани или пучка соломы и была важной частью жизни народа. Ей поклонялись и использовали как защитницу от негатива и помощницу в различных делах. Их мастерили в Египте, Риме и Месопотамии, в загадочном Китае и в Древней Руси.

Самые первые куклы древнеегипетской цивилизации


История возникновения кукол глубоко уходит корнями в давние времена. Более четырех тысячелетий тому назад в Древнем Египте египтянки лепили из глины бога Осириса, отливали из воска и вырезали из дерева фигурки человечков, а некоторые экземпляры имели подвижные части тела на шарнирах.


Благодаря археологическим раскопкам нам предоставляется возможность узнать как выглядели одни из самых древних кукол в истории, которые находили в саркофагах гробниц. Они использовались в религиозных ритуалах для музыкального сопровождения в виде колотушек, при встряхивании которых создавался звук, успокаивающий и задабривающий богов. Примечательно то, что звук издавали волосы кукол, которыми служили бусинки из глины, нанизанные на льняные нити.


Известно, что царица Клеопатра была первой обладательницей большой коллекции авторских кукол, хранящихся на сегодняшний день во многих музеях мира.


Одна из известных древних африканских кукол - акуаба , являлась воплощением идеальной красоты и оберегом от бесплодия. Эта деревянная статуэтка женщины с дискообразной головой, обладающая магической силой, дарилась маленьким девочкам африканских племен с целью развития материнского инстинкта и успешного вынашивания потомства при замужестве. Эта традиция сохранилась и по сей день: бесплодные и беременные женщины племени ашанти приобретают кукол акуаба у колдунов и привязывают к спинам для успешного рождения детей.

Кукла "Мотанка" - волшебный оберег


На заре своего исторического развития славянские народы, живя в полном единении с живой природой, чувствовали непрерывную связь с окружающим миром. Во времена язычества люди, обожествляя и поклоняясь ей, придавали различным силам символы в виде талисманов и оберегов.

Одним из таких оберегов у славян и была кукла, называемая «мотанкой», потому как нити, которыми фиксировали ткань, именно на нее наматывались. Создание такого оберега представляло собой целый ритуал. Главным условием было то, что оберег нужно было изготовить за один раз, чтобы не нарушить наполнение магическим защитным зарядом. И считалось, что только женщины и девушки могут изготавливать сильные обереги, вкладывая в них частичку живой энергии.

Эта кукла не имела лица, поэтому считалось, что в нее не может вселиться злой дух, в который так верили наши предки. Мастерицы, изготавливая мотанки, использовали дерево, глину, солому, ношеные тряпки, а еще в ход шли кожа, лыко, лен, береста, трава, ветки и другие природные материалы.


Каждая мотанка имела свое предназначение. Она могла быть утешением, поучением, лекарством, развлечением и не важно было насколько она красива, а было важно ее магическое содержание. Особенностью некоторых из них были обязательные обережные знаки - кресты, звёзды на месте лица и на одежде куклы, являющиеся символом Светлого Ирия, символом Творца. Эти куклы после изготовления освячивали и дарили детям, чтобы охраняли их чистые души от темных сил.


"Масленница" - одна из обрядовых кукол, являющаяся обязательным атрибутом праздника Масленицы, когда ее сжигают на костре. Она служила символом избавления от всего старого, ветхого, ненужного и освобождения места для молодого и нового. Что интересно, у большой Масленицы была младшая сестра - домашняя Масленица. Ей хозяйки доверяли свои планы на год и просили, чтобы кукла помогла им осуществиться. Устанавливали помощницу на самое видное место, чтобы служила напоминанием того, что запланировано сделать к концу года. По истечению которого "уставшую" от своих обязанностей домашнюю Масленицу провожали и сжигали вместе с большим чучелом. А ей на смену изготавливали новую куклу-помощницу.



Во время свадьбы молодоженам дарили куклы, изображающие жениха с невестой, называемые «Неразлучниками» . И что примечательно, в одном регионе их изготавливали из одного кусочка материи и все детали обматывались единой нитью, чем акцентировался неразрывный союз молодоженов, их целостность и единение. В другом регионе эти же куклы делали из трех одинаковых отрезов ткани, объединенных общей рукой - символом того, что по жизни два человека пойдут теперь рука об руку.



Чтобы успевать по хозяйству, женщины, делая из соломы или льняного шпагата кукол Десятиручек , приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/kukla-015.jpg" alt="Кукла-оберег «Здоровушка» от Светланы Казиной." title="Кукла-оберег «Здоровушка» от Светланы Казиной." border="0" vspace="5">


При изготовлении куклы «Здоровушка» мастерица заговаривала ее пожеланиями на здоровья. В ее руках букет или кузовок с засушенными лекарственными травами, ягодами и цветами, которые и должны были нести исцеление и здравие домочадцам.


Зерновушка имеющая несколько названий - Крупеничка, Горошинка, Зернушка - считается одной из главных кукол в доме, приносящей достаток в семью. Ее наполняли зерном гречихи или овсом, пшеницей, горохом, красиво принаряжали и ставили на самое видное место - в красный угол избы рядом с иконами.

Современные народные куклы-обереги.



Рассказать друзьям