Упражнения для потерявших речь после инсульта. Как восстановить речь после инсульта: упражнения и рекомендации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Речевые дефекты после инсульта связаны с нарушением движения мышц, которые участвуют в произнесении слов (дизартрия) и повреждением речевых центров коры головного мозга (афазия). Для восстановления нужны занятия с логопедом, определенных успехов можно достичь и в домашних условиях. Речевая реабилитация включает упражнения на разработку мимической мускулатуры, специальные приемы побуждения к общению, игровые методики, пение и скороговорки.

Читайте в этой статье

Если инсульт правой стороны, есть ли шансы восстановить память

Правосторонний паралич конечностей возникает при расположении очага кровоизлияния или ишемии в левом полушарии головного мозга. При этом у пациентов нарушаются функции, за которые отвечает эта область:

  • речь,
  • логическое мышление,
  • установление причинно-следственной связи,
  • математические способности,
  • возможность писать и читать.

Утрата памяти сопровождает различные формы острых нарушений мозгового кровообращения. Есть закономерность такого нарушения – вначале забываются текущие события, затем ближайшее прошлое, а давно минувшее сохраняется наиболее продолжительный период времени. Восстановление происходит в обратном порядке. При этом утраченные отрезки времени больной может заполнить вымышленными.

Возможности реабилитации потерянных способностей зависят от степени повреждения головного мозга, возраста, наличия болезней сосудов, сопутствующей патологии. Полное восстановление происходит в таких случаях:

  • сравнительно молодой пациент без хронических заболеваний;
  • небольшая зона разрушения мозга;
  • ранняя диагностика и госпитализация;
  • полный комплекс медикаментозного лечения;
  • помощь логопеда;
  • психотерапевтические занятия.

Как может нарушиться речь

К окончанию острого периода инсульта у 35% пациентов остается речевой дефект в виде афазии. Она бывает в нескольких формах, так как за речь отвечают разные зоны головного мозга:

Зоны головного мозга Краткое описание афазии
Нижние отделы лобной извилины, центр Брока невозможно переключаться с произношения одного звука на другой, больной общается звуками, но может писать и читать;
Височная области не понимают обращенную речь;
Средняя височная извилина не воспринимают смысла слов на слух и не могут назвать изображенные предметы на картинках;
Теменная зона не помнят названий предметов или действий, не могут построить сложную речевую конструкцию;
Лобные доли неспособны сформулировать и произнести предложение, нарушена коммуникация с окружающими.

Если повреждены сенсорные (воспринимающие) и моторные (двигательные) речевые зоны, то развивается смешанная форма – тотальная афазия, при которой больной не может говорить и не понимает речь.

При повреждении мозжечка, ствола, корковой и подкорковой зоны может возникать и дизартрия. Она связана с тем, что мышцы, участвующие в произношении слов, ослабевают. При этом пациент хорошо слышит, видит и полностью осознает смысл сказанного, но не может разговаривать. Это нарушение характеризуется более благоприятным течением.

Речевые дефекты необязательно выражаются в полном или частичном отсутствии речи. При повреждении коры головного мозга пациент может становиться многословным, но путает значение слов, заменяет их похожими по звучанию или теряет способность запомнить имя, название предмета или действия. Таких людей невозможно понять, несмотря на то, что они нормально произносят слова.

Смотрите на видео о нарушении речи (афазии) после инсульта:

Какова вероятность восстановления у молодых

Для возобновления речи обычно требуется достаточно длительный период, так как нужно не только научить человека правильно выговаривать звуки и слова, но и полноценно общаться с окружающими. Чем раньше начато восстановление речевой функции, тем больше шансов на успех.

В молодом возрасте процесс реабилитации протекает гораздо быстрее, это связано с тем, что обычно повреждается одна зона головного мозга, а также чаще встречается . При этой разновидности болезни реже затрагивается кора больших полушарий, не страдает восприятие и понимание речи, интеллектуальные способности.

Доказано, что если начать занятия с логопедом в первые три месяца, заниматься не менее 3 часов в неделю, то у большинства пациентов молодого и среднего возраста удается добиться полного восстановления речи или существенно прогресса.

Как правило, для этого потребуется 4 — 5 месяцев. При обширном инсульте улучшение этой функции продолжается на протяжении года, известны случаи полной реабилитации и в более поздний срок.

Работа логопеда по восстановлению речи

Начало занятий проходит при пассивном участии больного. В остром периоде логопед определяет:

  • возможность контакта,
  • речевые возможности,
  • сохранность интеллекта,
  • эмоциональный фон.

Первые сеансы носят преимущественно психотерапевтический характер и проводятся для внушения пациенту веры в выздоровление. Конкретная форма утраты речи становится понятной к 20 — 25 дню от начала . С этого момента и до шестого месяца проходит самая продуктивная работа над восстановлением. Она включает:

  • побуждение к восприятию речи на слух;
  • заучивание текстов, пословиц, песен;
  • образцы построения предложений;
  • чтение фраз и стихов;
  • изучение употребления глаголов;
  • методики восстановления чтения и письма.


Занятия с логопедом

В более позднем периоде проводится работа на различение смысла похожих по звучанию слов, наработка словарного запаса, восстановление грамотности, речевой памяти, написания текстов. Преимуществом занятий с логопедом является правильная методика, которая позволяет задействовать различные функции головного мозга, при невозможности полной реабилитации он помогает компенсировать нарушение речи для эффективного общения.

Кроме этого, большое влияние на больного оказывает эмоциональный фон. Неспециалисту и близкому человеку трудно сохранять полную нейтральность и не показывать разочарования или нетерпения. Занятия продолжаются от 15 до 40 минут не менее 2 раз в неделю на протяжении 2 — 3 месяцев, затем можно остановить процесс на 1 — 2 месяца, после чего возобновить вновь.

Практические упражнения в домашних условиях для речи, памяти

Если нет возможности заниматься с логопедом, то занятия можно проводить дома самостоятельно. Они менее эффективны, но при определенной настойчивости помогают добиться прогресса. Предварительно нужно, чтобы логопед провел осмотр больного и рекомендовал нужные упражнения.

Больному просто необходим массаж после инсульта. Правильно проведенный, он способствует восстановлению подвижности рук и ног, лица. Как делать в домашних условиях правильно после ишемического и геморрагического?

  • Когда случается ишемический инсульт, восстановление занимает довольно длительный период. Возможно ли полное восстановление? Да, если пройти полный курс реабилитации, в т.ч. на восстановление речи. Какие сроки? Что нужно после обширного, инсульта мозжечка, левой стороны?
  • Реальная угроза жизни - стволовой инсульт. Он может быть геморрагический, ишемический. Симптомы напоминают инфаркт, а также схожи с другими заболеваниями. Лечение длительное, полное восстановление после инсульта стволового мозга практически невозможно.
  • Обязательно необходимо провести восстановление после микроинсульта. Оно включает препараты для лечения последствий и поддержания организма, реабилитацию речи, нормализацию питания, упражнения для разработки рук и массаж.
  • Использовать тренажеры после инсульта начинают в сравнительно раннем периоде восстановления. Можно подобрать домашние для рук и ног, а также заниматься на специальных из тренажерного зала.



  • Инсульт — острое нарушение мозгового кровообращения, в результате которого поражаются различные отделы мозга. Следствием этой патологии практически всегда являются нарушения двигательной и речевой способностей человека. Возвращение к нормальной жизни проходит по-разному, в зависимости от характера инсульта — геморрагический или ишемический, размеров и степени изменений, и, самое главное, от желания больного стать прежним человеком. В период кризиса жизнь и будущее состояние пациента целиком зависят от врачей. Но о том, как восстановить речь после инсульта, должны обязательно знать родственники и близкие люди, которые будут находиться возле выздоравливающего.

    Лечебная физкультура после инсульта иногда творит чудеса, опровергая предсказания врачей о дальнейших возможностях пациента. Но нельзя рассчитывать на то, что после первых дней занятий произойдет сдвиг и человек заговорит.

    Способности мозга и формируются, и восстанавливаются значительно дольше, чем мышечные. Только кропотливая ежедневная работа, любовь и терпение окружающих, сила воли больного приведут к положительному результату.

    Как восстановить речь после инсульта

    Кроме физиотерапевтических процедур, медицинских препаратов и занятий с логопедом, существует ряд значимых упражнений, которые могут выполняться пациентом самостоятельно или с участием родственников, направленных на восстановление функции говорения. Их можно условно разделить на 4 группы:

    • для мимических мышц лица;
    • для жевательных мышц и языка;
    • для собственных мышц гортани и шеи;
    • дыхательные упражнения.

    Упражнения для мимических мышц

    1. Улыбка.

    Сначала растягиваем губы за уголки в стороны, вверх, вниз, вызывая пассивную улыбку. Затем просим удержать это положение мышцами и отпускаем руки. Когда получится зафиксировать, отрабатываем активное движение. Если с одной стороны лица повышена спастика, придерживая за щеку, ограничиваем «размер» улыбки, а с другой стороны помогаем растянуть ее до оптимального расстояния. Для слабой стороны упражнение выполняется на 2-3 раза больше, спазмированную часть лица в это время поглаживаем круговыми движениями.

    2. Визит к стоматологу.

    Пациенту нужно оскалиться, не размыкая челюсти. В начале упражнений, необходимо придерживать за подбородок и показывать медленно, как размыкаются губы. Затем прибегнуть к пассивному оскалу. Если у больного движется хотя бы одна рука, он может сам выполнять оба описанных упражнения. Следующая стадия — активный оскал с удержанием такого положения.

    3. Поцелуй — складывание губ трубочкой, если получается, то с характерным звуком.

    После освоения этих трех упражнений выполнять их слитно в любом порядке без фазы расслабления. Количество повторений не ограничено, если выполняет сам пациент. При выполнении с помощью ориентироваться нужно на внешние признаки утомления, желание продолжать работу.

    Упражнения для жевательных мышц

    1. Сжатие и расслабление челюстей. При потерянной чувствительности убедиться, что язык не попадает между ними.
    2. При сжатых челюстях движение языком вправо-влево, вверх по небу, вниз к основанию.
    3. Широко раскрыть рот — закрыть, сжать челюсти. Можно легко придерживать подбородок, оказывая сопротивление при открывании рта. Если получается, сочетать с любыми гортанными звуками.
    4. Раскрыть рот и выполнять движения языком — вперед-назад, вправо-влево, сворачивать в трубочку, попытаться тянуть к кончику носа. По мере освоения — увеличивать частоту.
    5. При отсутствии нарушений в жевании и глотании 3 раза в день по 15 минут жевать жвачку.

    Упражнения для мышц гортани и шеи

    1. Звуковое сопровождение дыхания — мычание на каждый выдох с изменением интонации. Можно имитировать боль, скуку, злость. Менять громкость и тембр звуков.
    2. Включить знакомую музыку и попросить пациента пропеть ее. Повторять звуки животных, падения предметов, работы технических устройств. Все выполнять с закрытым ртом.
    3. Глотание слюны с поворотом головы вправо и влево, забросив голову вверх и опустив ее к груди.
    4. Искусственные кашель и чиханье.

    Упражнения для восстановления речи после инсульта

    Акт вдоха-выдоха сочетается с активным произношением любых звуков. Сначала больной повторяет услышанные, вспоминает ранее знакомые и потом произвольно воспроизводит то, что в данный момент считает нужным.

    1. Активное дыхание с открытым ртом и пропеванием гласных а-о-у-и-э -ы, которые получаются у пациента. Не более 1 минуты без отдыха. Поем под музыку, ритмичную и хорошо знакомую.
    2. Надутые щеки — выдох силой, не разжимая губ. Игра пальцами на выдохе по губам, как по струнам, хлопками, зажимами по центру и по бокам. Добиваться громкого исполнения, но контролировать давление и пульс. Не более 10 повторений.
    3. Хрип, свист, имитация звуков животных, цоканье языком, шепот, крик, протяжный звучный поцелуй, чавканье.

    Все эти упражнения активизируют сохранившиеся нейроны головного мозга и восстанавливают речевую функцию. Пациент должен доверять человеку, занимающемуся с ним, не стесняться его, чувствовать веру и поддержку всех близких.

    Более подробно с основами лечебной физкультуры для людей, перенесших инсульт,

    У многих людей, которые перенесли инсульт, нередко возникают определенные проблемы с речью.

    Носят они совершенно разный характер, но все подобные сбои характеризуются таким понятием, как афазия. Особенности и уровень нарушения речевой функции прямо зависят от степени поражения мозга.

    Если регулярно заниматься, можно достаточно быстро восстановить свою речь, пусть и не в полном объеме. Самое главное знать, что предпринять и какие упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях можно и нужно проводить.

    В данной статье вниманию представлена информация относительно того, как полностью восстановить речевые функции после инсульта.

    Более точно определить вид речевого расстройства и какого плана нарушения произошли в организме, может только специалист. Как правило, это профессиональный логопед.

    В процессе обследования врач может определить следующие виды нарушения речи:

    При любой форме послеинсультной потери речи нужно наблюдаться у логопеда. Врач назначит специальные упражнения и расскажет об эффективных методах ее восстановления.

    Логопед в процессе обследования определяет вид общего расстройства и на их основании назначает соответствующие варианты для полноценного восстановления речи.

    Врач будет прослеживать динамику процесса и вносить соответствующие изменения, направленные на решение вопроса, как вернуть речь.

    Если своевременно начать восстановительные процессы, такие неприятные симптомы, как потеря возможности разговаривать и невнятная речь, достаточно быстро уходят, и человек начинает полноценно общаться с окружающими.

    С вопросом, можно ли восстановить речь после инсульта, все понятно, да это вполне возможно. Следующим вопросом, которым задаются сами пациенты и их близкие, является начало восстановительного процесса, то есть в какое время нужно начать процесс восстановления речи.

    Здесь можно отметить, что на полное или максимально частичное восстановление речи после инсульта в среднем тратится достаточно много времени . В некоторых случаях терапия занимает несколько лет, нередко положительного результата можно достигнуть примерно через три месяца.

    Можно восстановить речь полностью после того, как она была серьезно затруднена или полностью отсутствовала.

    Чем раньше начать лечебные и восстановительные мероприятия, тем большего положительного результата можно будет достигнуть.

    Профессиональный логопед уже через две недели после приступа может определить тип нарушения речи и на его основании разрабатывает процесс лечения. Многие методики можно применять в обычных домашних условиях.

    Пациенту будут обозначены особенности упражнений, частота занятий, возможность комбинирования и чередование разных методик. При самостоятельном восстановлении речи, важно опираться на рекомендации специалистов и первые занятия проводить под его контролем.

    Самолечение в данном случае не приведет к положительным результатам в решении такого вопроса, как восстановить речь после инсульта.

    Логопедические упражнения после инсульта в домашних условиях, особенно на первоначальных этапах, лучше проводить под контролем специалистов. Это важно по той причине, что в процессе восстановления необходимо придерживаться определенных правил.

    Среди самых основных правил и условий, которых четко придерживается специалист, можно отметить:

    Даже если по началу процесс восстановления идет сложно, не стоит опускать руки. Здесь важно постоянство и регулярность.

    Перед началом курса восстановления речи в домашних условиях под руководством специалиста или самостоятельно, требуется составить программу мероприятий, которые будут направлены на лечение сбоя в речи.

    В процессе составления подобной схемы, врач идет в двух направлениях:

    1. Медикаментозное лечение , когда назначаются таблетки для улучшения речи после инсульта. Это особая терапия, основное действие которой направляется на предупреждение разных осложнений и рецидивов, на восстановление пораженного отдела нервной системы и на улучшение общих мозговых структур.
    2. Занятия по речи с логопедом или по его инструкции и под его периодическим контролем.

    Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта назначаются в обязательном порядке, так как без этого просто невозможно вернуть нормальную речь.

    Стоит отметить, что это могут быть не только слова и предложения, но также восстановление общей моторики. Подобные упражнения также оказывают влияние на общую скорость восстановления речи после приступа.

    Современная медицина предлагает большое количество разных методик, направленных на восстановление основных речевых функций. Профессиональный логопед подберет особую методику для каждого конкретного случая.

    Вот самые популярные и действенные упражнения, которые помогут достаточно быстро восстановить речь после инсульта:

    Достаточно серьезного эффекта можно добиться в процессе лечения и восстановления в групповых занятиях .

    Пациенты, которые перенесли инсульт, с намного большим удовольствием делятся информацией и общаются. Все это намного быстрее восстанавливает функции речи, более того, помогает обзавестись новыми знакомствами.

    В процессе восстановления после приступа можно делать не только упражнения, направленные на налаживание мысленного процесса. Стоит заняться специальной гимнастикой для разработки речевого аппарата.

    Среди данных упражнений можно отметить следующие:

    Это идеальная возможность быстро восстановить мускулатуру и гибкость, что максимально положительно сказывается на общем речевом аппарате.

    Пациент обязательно должен выполнять полный комплекс грамотно разработанных мероприятий. Только после их четкого выполнения можно говорить о получении тех или иных положительных результатов.

    Чтобы восстановительный процесс прошел как можно быстрее, первое время человек, переживший инсульт, должен заниматься вместе с родственниками.

    Основная работа, направленная на развитие речи в самое первое время не должна превышать 15 минут. В дальнейшем длительность занятий может достигать 30 минут.

    Оптимальным вариантом является несколько подходов в течении дня по 10 минут . Вне занятий также нужно стараться как можно больше разговаривать, например, описывая свои действия.

    Больному нужно постоянно задавать вопросы, сначала для получения односложных вопросов, потом более развернутых.

    Времени на упражнения тратится относительно немного, потому можно дополнять терапию такие методами лечения и восстановления, как физиотерапия, иглорефлексотерапия, а также функциональное биоуправление.

    Современная физиотерапия предназначена для эффективной электростимуляции всей речевой мускулатуры в целом. Процедуры очень хорошо корректируют общую артикуляцию, а также улучшают звено речевой деятельности.

    В процессе восстановления речевых процессов и функций после инсульта, можно использовать методы народной медицины. Их так же, как упражнения нужно согласовывать с лечащим врачом, так как самостоятельное лечение может привести к определенным проблемам, с которыми потом очень сложно справиться.

    Чтобы быстро вернуть и восстановить речь после приступа, можно пользоваться следующими народными средствами:

    Рецепты народной медицины предназначены для возвращения исходного функционирования тканей мозга.

    В сочетании с медицинскими препаратами, современными физиотерапевтическими процедурами, а также логопедическими упражнениями рецепты народной медицины в состоянии оказать уникальный положительный эффект, позволяя организму очень быстро восстановиться.

    Опираться только на народную медицину не стоит, в большинстве случаев этого недостаточно.

    Подводя итоги

    Несмотря на тот факт, что все упражнения, а также занятия по восстановлению речи прямо зависят от навыков и опыта специалиста, немалое требуется от самого пациента.

    Чтобы максимально быстро восстановиться после инсульта в домашних условиях, важно проявить терпение, упорство, веру и дисциплину . Тогда положительный эффект не заставит себя ждать.

    Если поражение относительно несерьезное, процесс реабилитации пройдет очень быстро. В простых ситуациях достаточно будет провести буквально несколько занятий на протяжении одного месяца.

    При серьезных осложнениях потребуется прием лекарственных препаратов и основной восстановительной терапии.

    Процесс восстановления речевой функции после приступа достаточно трудоемкий и сложный. Без грамотно построенной реабилитации не получится восстановить нормальное общение, обеспечить оптимальный психологический комфорт, то есть вернуть человека к жизни.

    Кардиолог

    Высшее образование:

    Кардиолог

    Кубанский государственный медицинский университет (КубГМУ, КубГМА, КубГМИ)

    Уровень образования - Специалист

    Дополнительное образование:

    «Кардиология», «Курс по магнитно-резонансной томографии сердечно-сосудистой системы»

    НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова

    «Курс по функциональной диагностике»

    НЦССХ им. А. Н. Бакулева

    «Курс по клинической фармакологии»

    Российская медицинская академия последипломного образования

    «Экстренная кардиология»

    Кантональный госпиталь Женевы, Женева (Швейцария)

    «Курс по терапии»

    Российского государственного медицинского института Росздрава

    Острое нарушение кровообращения мозга при инсульте вызывает негативные изменения в деятельности главного органа центральной нервной системы. Локализация очага поражения влияет на их проявления: полное или частичное отмирание волокон зрительного нерва, утрата функций движения и речи. Возвращению пациента к полноценной жизни помогают разные специалисты. В комплекс реабилитационных мероприятий обязательно включают и меры по восстановлению речи. Если в медицинском учреждении есть логопед, упражнения по речевому развитию начинаются, как только общее состояние больного стабилизируется.

    Почему нарушается речь

    Нарушение речи при инсульте лишает больного способности общения. Он становится пассивным и подавленным, наблюдается явная склонность к депрессии. А кроются основные причины сложившегося состояния в негативных изменениях, произошедших в зонах мозга, ответственных за речь (Вернике и Брока). Если поражена зона Брока, пациент полностью утрачивает речь. При повреждении зоны Вернике она становится бессодержательной.

    Некротические повреждения мозга и его атрофия после инсульта непоправимы. Чтобы неповрежденные участки мозга начали выполнять несвойственные им функции речи, понадобится немало времени. У правшей речевой центр размещается в левом мозговом полушарии. Но некоторые виды патологии одновременно воздействуют на лобную и теменную доли мозга, а также на мозжечок.

    Афазия после инсульта часто возникает, если патологический процесс локализовался в бассейне средней левой артерии мозга.

    Виды расстройств речи

    Расстройства речи после ишемического инсульта делятся на две большие группы, каждая из которых при терапии нуждается в особом подходе:

    1. Афазия. Нарушается непосредственно речевая функция. Больной не имеет возможности произносить простейшие слова. Чаще всего при афазии также теряется способность воспринимать речь во всех ее проявлениях;
    2. Дизартрия. У больных нарушается произношение звуков и слов. Собеседников они понимают, возможности писать и читать не утрачивают. Артикуляция нарушается из-за поражения лобных долей мозга и отделов его подкорковых структур.

    В соответствии с этапами протекания различают несколько разновидностей афазий:

    • тотальная – наблюдается сразу после инсульта – в течение первых нескольких дней. Пациент не способен отреагировать на прямое обращение, не может вспомнить даже самых близких людей;
    • моторная – пациент может понимать все, что ему говорят, но возможности ответить собеседнику не имеет. Иногда он может произносить невнятные звуки. Развивается при поражении нижней теменной и лобной зон мозга;
    • сенсорная – пациент не распознает письменную и устную речь, однако звуки и слова слышит. Возникает при негативном воздействии на височную область мозга.

    Поражения структур мозжечка характеризуются увеличением мышечного тонуса или вялым параличом всех органов речевой системы (глотки, гортани, неба, языка, губ). Голос становится глуше, больной не может четко выговаривать согласные, речь его замедленна.

    Но инсульт далеко не всегда вызывает потерю речи. Последствия ишемических поражений могут выражаться по-другому: иногда пациент, наоборот, говорит очень много. При этом он не способен контролировать свою речь полностью – производит замену одних слов на другие, складывает их по принципу похожести звуковых сочетаний, пренебрегая истинным значением. Иногда пациент теряет способность запоминать имена окружающих, названия знакомых предметов и действий. В таком случае он часто разговаривает без существительных, и понять его очень трудно.

    Для восстановления речи пациента после перенесенного инсульта его родным стоит вспомнить о способах невербального общения: жестах и мимике.

    Принципы лечения речевых расстройств

    При проведении диагностики нарушений врачи составляют протокол речевых исследований перенесшего инсульт пациента. Отраженные в истории болезни сведения помогают специалисту определить, как восстановить речь после инсульта. Они позволяют отследить улучшение или ухудшение самочувствия больного и, если нужно, провести корректировку терапии. В настоящее время существует немало способов лечения расстройств речи. В состав комплексной терапии могут быть включены:

    1. Визуальное наблюдение за речью с использованием метода функционального биоуправления. У больных с расстройством понимания положительных сдвигов при этом способе добиться затруднительно;
    2. Психологическая помощь. После инсульта больного преследуют мысли о необратимости произошедших с ним перемен. Ему и его родственникам нужно доходчиво объяснить, что сегодня инвалидность по речи – исключение, а не правило;
    3. Логопедические занятия. При проведении «уроков» логопеды нередко применяют методы лечения мелодическими интонациями. Они довольно эффективно активируют деятельность правого мозгового полушария. Сейчас подобный метод используют с применением компьютерных технологий;
    4. Медикаментозная терапия. Предупреждает развитие осложнений и улучшает кровоснабжение мозга;
    5. Физиотерапевтические средства. При моторной форме афазии на пораженные центры коры головного мозга и речевую мускулатуру можно воздействовать импульсным магнитным полем, но пока эта методика широко не используется. Иглорефлексотерапия применима для корректировки артикуляции, но сведений об ее результативности пока нет;
    6. Применение стволовых клеток. Метод подразумевает обновление и реабилитацию поврежденных ишемическими процессами мозговых структур. Из биоматериала больного извлекают стволовые клетки. Отобранный биологический материал наращивают до требуемых объемов и по определенной схеме вводят пациенту внутривенно;
    7. Оперативное вмешательство. Суть операции (экстра-интракраниальный микроанастомоз) заключается в имплантации поверхностной височной артерии в кортикальную ветвь средней мозговой артерии. В значительной мере восстанавливается кровоснабжение мозга, стабилизируется функциональная деятельность нервных окончаний. Операцию назначают, если не удалось добиться ощутимых результатов другими методами или проводить их невозможно.

    Обычно восстановление речи после инсульта начинается с растормаживания произношения. Параллельно пациент принимает определенные лекарственные средства. Неплохого эффекта удается достичь при регулярном употреблении «витаминов для мозга» (ноотропные протекторы) на фоне музыкотерапии. Резкое замедление произношения в восстановительный период может сигнализировать о повторном инсульте. В таком случае больного нужно госпитализировать и дополнительно обследовать.

    Профессиональные «секреты» логопеда

    Наибольшего эффекта восстановления речи можно добиться при продолжительной работе специалиста. Логопед, спустя определенное время после инсульта, знакомится с пациентом: проверяет его реакции на шепот, приглушенный звук. Со временем упражнения становятся сложнее. Специалист не заостряет внимание на выговоре определенных звуков или слов, больному нужно научиться понимать их значение, улавливать смысл.

    Тематику для занятий выбирают из хорошо известных пациенту событий и фактов. Специалист начинает фразу, пациент ее заканчивает. Обычно пациенты дают хорошую реакцию на знакомую песню, пытаясь подпевать. Поначалу слова звучат невнятно, но пациенту по душе антураж занятий. Если пациент достаточно окреп и способен держать в руке карандаш, используется и эта возможность. Логопед, показывая больному тематические картинки, предлагает их перерисовать.

    Первые занятия речевой гимнастики длятся не более 15 минут. Перерывы между ними логопед определяет, исходя из состояния больного. Спустя пару месяцев длительность «уроков» увеличивается до получаса. Вне стен медицинского учреждения заниматься с больным разрешается после контрольных врачебных осмотров. Советы логопеда помогут выбрать наиболее подходящие упражнения.

    Если помощь логопеда «запоздала», речевые нарушения становятся устойчивыми. Лечение афазии после инсульта при таких обстоятельствах – прерогатива логопеда-афазиолога. У этого специалиста в арсенале есть свои логопедические приемы восстановления речевых функций на поздних стадиях.

    Домашние упражнения

    Для восстановления способности говорить и воспринимать речь после инсульта пациенту нужно ежедневно выполнять специальные упражнения:

    1. Свернуть язык в виде трубочки;
    2. Открыв рот, потянуться вперед шеей и как можно дальше высунуть язык. Упражнение можно выполнять, шипя, как змея;
    3. Облизывать губы по кругу – сначала в одну сторону, потом в другую;
    4. По кругу проводить языком по зубам, деснам, небу. Рот при этом должен быть закрыт;
    5. Загибать язык в направлении мягкого неба;
    6. «Цокать» языком;
    7. Пытаться достать языком подбородка и носа.

    Завершать гимнастику для губ и языка лучше веселыми заданиями, поднимающими настроение:

    После инсульта в домашних условия очень эффективно пение. Для пациента нужно петь, он при этом может пытаться подпевать, растягивая слоги или окончания слов. Можно вместе с пациентом проговаривать скороговорки – они хорошо помогают восстанавливать речевые функции. С текстами скороговорок поможет определиться логопед. Он подберет сочетания слов, которые улучшат дикцию конкретного пациента и восстановят артикуляционную подвижность его языка.

    Проводить занятия с эмоционально угнетенным больным сложно. Он постоянно должен ощущать неназойливое внимание родных. Логопеды, психологи и неврологи рекомендуют:

    • не следует разговаривать с пациентом как с тяжело больным человеком. Общаться с ним следует тактично и спокойно, настраивая на скорое выздоровление и делая акценты даже на незначительных позитивных сдвигах;
    • не следует позволять общаться с пациентом людям безразличным;
    • иногда следует включать приглушенную музыку – диск или любимую радиостанцию пациента;
    • нужно пытаться вовлечь пациента в беседу, подчеркивая особую значимость его мнения;
    • не рекомендуется перегружать слух пациента. Громкий звук телевизора или радио, утомляет и раздражает его.

    Чтобы после инсульта больной начал хорошо разговаривать, необходимо выполнять все рекомендации специалиста и не заниматься «самодеятельностью». Если что-то не получается, не нужно отчаиваться. Успехи обязательно будут – как стимул для полного выздоровления. Главное – регулярность и системность занятий.



    Рассказать друзьям