Статьи по психологии общения с детьми. Общаться с ребенком

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Психологам приходится довольно часто выслушивать от мам и пап жалобы про «непослушность», «проблемность», «закрытость», «закомплексованность» детей. Вместе с тем, важно не забывать, что именно семья является для ребенка средой, в которой он может стать проблемным и закомплексованным или же, напротив, счастливым, открытым в общении с другими. Часто именно неправильный стиль общения родителей с детьми становиться причиной отсутствия гармонии и доверительных отношений в семье. Давайте рассмотрим некоторые правила общения с детьми, которые поспособствуют налаживанию семейной атмосферы.

Безусловная любовь и принятие ребенка

Довольно часто в обращениях родителей к детям могут звучать такие фразы: «Ты должен хорошо себя вести, тогда мы с папой/мамой будем тебя любить», «Мы будем к тебе хорошо относиться, когда ты наконец начнешь убираться в комнате/делать уроки/ хорошо учиться…», «Вот если бы ты…, то тогда…» и т.д. В подобных фразах всегда звучит условность любви и принятия, они как бы сигнализируют ребенку, что любовь можно получить лишь взамен желанного поведения, что его не любят таким, какой он есть, ведь сам по себе он любви не заслуживает.

Дети отчаянно нуждаются в безусловном принятии . Нет, это вовсе не значит, что стоит потакать всем прихотям ребенка и никогда не выражать недовольства его поведением. Просто стоит показывать ребенку, что он нужен родителям и любим в семье (например, простыми фразами «люблю тебя», «мы рады тебя видеть»). Родитель может выражать недовольство только отдельными действиями ребенка, а не ребенком «полностью». И такое недовольство не должно быть постоянным, систематическим, иначе оно будет восприниматься ребенком как непринятие.

К тому же, стоит обращать внимание на то, как именно выражается родительская критика. Во-первых, если мать и отец не довольны действиями ребенка, то следует говорить об их раздражении и негативных чувствах. Именно поэтому, когда родители говорят ребенку о своем недовольстве его поведением, это стоит делать в форме «я – высказываний». Например, в ситуации, когда сын или дочь ходит по дому в помятой футболке с пятном неизвестного происхождения, предпочтительнее сказать не «ну что ты у меня за неряха!», а «меня расстраивает, когда ты ходишь в помятой и грязной одежде».

Развитие самостоятельности – помогаем ребенку, только когда он этого просит

Стремление защитить и всему научить своего ребенка – весьма естественно и оправдано, но где же проходит грань между родительской помощью и назойливым вмешательством? А грань эта проводится благодаря слову «помоги» из уст сына или дочери. Поэтому, если дети увлеченно возятся над творением картины из манки, мешать им не стоит, даже если вы видите, что они что-то делают неправильно или неуклюже. Дети – вовсе не маленькие взрослые, много они еще не умеют и никогда этому не научатся, если не будут пробовать новое, пусть даже набивая при этом шишки, делая вначале все неправильно и вызывая у родителей настойчивое стремление сделать это за ребенка «правильно».

А вот если ребенок сам просит помощи – значит, ему стоит помочь (но выполнить при этом ту часть задания, которую ребенок вообще не может выполнить сам, а не переделать за него все «по-своему»). К тому же, по мере освоения ребенком новых знаний, умений и действий, он будет нуждаться в родительской помощи все меньше, становиться все более самостоятельным.

Приобретение опыта – позволяем ребенку совершать ошибки

Иногда стоит вспоминать о том, что «на ошибках учатся». Конечно, здесь не идет речь о каких-либо действиях, способных причинить ребенку реальный вред или представляющий угрозу его безопасности. Имеются ввиду «малые» ошибки, которые позволят ребенку приобретать собственный опыт. Например, ребенок не готовится к контрольной работе по математике. Что делать? Заставить сесть за подготовку? Заняться подготовкой вместе с ним? Или заняться морализаторством – сказать, что «вот мы с папой всегда были отличниками в школе»? В некоторых случаях хватит лишь напоминания о контрольной и мягкого предположения, что стоит подготовиться. Если ребенок все же не сядет за уроки и получит плохую отметку – это будет его решением, и, возможно, в дальнейшем он будет усерднее заниматься, не желая больше переживать неприятный опыт «академического поражения». Если же подобное повторяется не единожды, и ребенок становится «двоечником», стоит внимательно присмотреться к ребенку и применить принципы активного слушания в общении с ним, чтобы выяснить истинные причины такого поведения и помочь ребенку разобраться в ситуации.

Семейные правила – не требуем невыполнимого

Не стоит требовать от ребенка трудновыполнимого или невыполнимого (ввиду его возраста, физической, физиологической незрелости или возрастных особенностей его психики) . Намного легче родителю изменить нечто в окружающей среде, что облегчит ребенку выполнение определенного задания, действия или требования. Например, если ребенок двух лет внезапно начал проявлять настойчивый интерес к папиному набору отверток и других инструментов (часто небезопасных), намного легче просто переложить их в ящик повыше, вне досягаемости ребенка, чем многократно отбирать у ребенка дрель, повторяя, что так делать нельзя. Если родители будут соизмерять свои ожидания с возможностями и особенностями ребенка, это поможет избежать возникновения множества семейных конфликтов.

Активное слушание

Некоторые проблемы детей сокрыты в сфере их эмоций и чувств. В таких случаях практичные действия – помочь что-то сделать, пояснить, дать напутствие – оказываются не особо действенными. Лучшее, что в подобных ситуациях может сделать родитель – это выслушать ребенка.

Приемы активного слушания тем хороши, что, благодаря им в диалоге говорящему «возвращают» то, что он рассказал, помогают обозначить чувства, которые им владеют. Представим ситуацию, когда пятилетний сын приходит из детского садика домой расстроенный и говорит маме, что Ваня из садика отнял у него игрушечного мишку. Скорей всего, мама ответит что-то вроде «ничего, поиграет – и отдаст…» и на этом разговор будет закончен, а ребенок так и останется один на один со своим переживанием. Конечно, ребенок получит назад свою игрушку, но тот момент, когда он пытался открыть маме свои переживания, но так и не высказался, уже не вернуть. Согласно же принципам активного слушания, родитель будет в своем ответе ребенку отображать его чувства в утвердительной форме. Так, в ситуации с отнятым плюшевым мишкой, мама могла бы дать примерно такой ответ: «Ты обижен и рассержен на Ваню». Почему такая фраза лучше? Дело в том, что она помогает родителю и ребенку будто «настроиться» на одну эмоциональную волну: ребенок начинает чувствовать, что его переживания понимают, его слушают (и полноценно, а не «в пол-уха») и все это способствует продолжению разговора и раскрытию в нем переживаний ребенка.

При этом следует учесть, что: выслушивать ребенка необходимо повернувшись к нему лицом (а не глядя при этом на экран телевизора); в разговоре стоит уметь держать небольшие паузы (что бы ребенок имел возможность подумать над репликами родителя, разобраться в своих переживаниях).

Таким образом, соблюдение родителями этих несложных правил помогает: ребенку – «раскрыться», родителям – стать более чувствительными к переживаниям и потребностям детей, а семье – более гармоничной.

Дети существуют в реальности, которая отличается от мира взрослых. Их красочный мир переполнен фантазиями и эмоциями, более широк и непредсказуем. Дети более подвижны и чувствительны, больше взрослых нуждаются в одобрении и болезненно воспринимают любую критику. В мире ребенка нет места невозможному, ребенок всегда найдет путь, как разрешить ту или иную проблему, и в то же время порой ему сложнее всего решить задачу реального мира (иными словами, ребенку иногда легче спасти планету, чем вспомнить, как завязывают шнурки). Ребенок часто ощущает себя маленьким, беспомощным и растерянным, и именно в эти моменты он способен невероятно раздражать окружающих, которым трудно воспринимать мир так же тонко, как это делает он. Это приводит к тому, что дети даже в благополучных семьях часто чувствуют себя одинокими и брошенными. Эти и другие парадоксы детского мышления способны сбить с толку взрослых, чей мир более статичен. Любой родитель знает, что противостояние этих двух миров неизбежно и можно лишь смягчить эту границу между взрослым и ребенком, но не ликвидировать.

Ох уж эти детки…

Множество людей, независимо от пола, не любят детей потому, что не умеют с ними общаться. Это объясняется неспособностью индивидуума контактировать с детьми должным образом и непонимание детской психологии. Как правило, к такому типу относятся молодые люди, не имеющие собственных детей и семьи, с некоторыми личностными проблемами (психологическими комплексами, инфантильностью и пр.). Эти случаи психология общения с детьми объясняет следующим способом.

Тайны подсознания.

У людей, чье детство проходило сложно и в стрессе (деспотизм одного или обоих родителей, сложные отца и матери, какие-то психологические травмы, включая насилие), тема детства активно блокируется в подсознании. Вид ребенка любого возраста способен вызвать ассоциации с собственным детством, что повлечет неприятные ощущения, возможно, даже сильный страх. Позже, когда появляются свои дети и просыпается родительский инстинкт, даже самые замкнутые люди забывают о проблеме общения с детьми и легче находят с ними общий язык - любовь к собственному ребенку помогает перешагнуть тему трудного детства. Но есть отдельная категория людей, для которых даже появление собственных детей мешает в полной мере обрести свободу понимания детского мира. А ведь в целом психология общения с детьми основывается на понимании той реальности, в которой пребывает ребенок.

Есть контакт!

В том, чтобы контакт с ребенком (неважно, ваш он или чужой), был налажен, поможет память о собственных детских ощущениях. Чем больше вы будете помнить про собственное детство, тем лучше вы будете понимать детей. Поэтому, если вы педагог или родитель и психология общения с детьми нужна вам постоянно, следует намного ответственнее отнестись к общению с детьми. Заведите себе тетрадь, куда записывайте все детские воспоминания. Особенно важно вспоминать ключевые моменты, конфликты, выяснение отношений с взрослыми и сверстниками и любой воспитательный процесс. Если вы будете способны восстановить картину собственного детского восприятия, вам будет намного проще понять психику ребенка и смоделировать свое поведение относительно его.

Так в чем секрет?

Любого возраста держится на трех китах - любви, уважении, строгости. В отношениях с детьми все три этих понятия взаимосвязаны друг с другом, и если исключить хоть одно из них, контакт нельзя считать полноценным. Любовь является главным поставщиком терпения, уважение к нежному детскому миру поможет сформировать в ребенке цельную личность, а строгость формирует рамки поведения и моральные ценности ребенка. Ни одно из трех понятий не должно превосходить другое - ребенок должен в полной мере получать и любовь, и уважение, и строгость. Лишь в этом случае он сможет вырасти здоровой полноценной личностью.

Психолог Анастасия Пономаренко даст нам несколько советов, которые помогут наладить взаимоотношения с ребенком.

О своих взаимоотношениях с детьми люди задумываются, как правило, в преклонном возрасте. Когда вечеринки уже не вызывают бурных эмоций, когда у друзей свои проблемы, и часто видеться не получается. Когда работа уже не обозначается словом « », а упоминается в контексте «не дай Бог, сократят». Когда здоровье начинает напоминать, что вам уже не 25, и нужна помощь на даче. Когда поддержать, утешить, защитить могут, оказывается, только дети. И многие начинают недоумевать, почему дети не торопятся душевно вкладываться. В лучшем случае, они дают энную сумму денег и считают свой сыновий (дочерний) долг выполненным. Печальная картина , не правда ли? Чтобы избежать этого печального зрелища в будущем, нужно постараться заранее не совершать некоторых ошибок.

1. Относитесь с уважением к эмоциям ребенка. То, что вам кажется ерундой и мелочью, для него — крушение мира. Дайте ему понять, что вы всегда его поддержите, поможете советом, если понадобится. И не отмахивайтесь от его проблем. Иначе навсегда утратите его доверие.

2. Советуйтесь. В раннем детстве интересуйтесь, как лучше оборудовать его комнату. Станет постарше — обязательно спросите его мнение про отдых и досуг. Подросток вполне способен подсказать перечень семейных трат. И, по-возможности, прислушивайтесь к его советам. Так ребенок почувствует свою значимость, у него будет развиваться чувство ответственности и самооценка.

3. Старайтесь вместе проводить досуг как можно чаще . Понятно, что в ребенку более интересно со сверстниками, но полностью отстраняться от совместной деятельностибольшая ошибка, просто вид деятельности должен быть другим. Когда в семье каждый начинает жить своей жизнью, это очень тревожный симптом, именно тогда исчезает доверие.

4. За хорошие дела — хвалите! Не бойтесь, что он «вырастет эгоистом». Если вы признаете несомненные заслуги — не вырастет.

Наш мозг стремится к двум вещам: избежать боли и получить удовольствие. Когда вы хвалите, ребенок испытывает удовольствие, и наверняка захочет испытать его еще раз. Значит, захочет сделать еще раз что-то хорошее, чтобы вы его похвалили. Таким образом, свершение добрых дел войдет в привычку.

А если поступок неприглядный, выясните, что случилось. Но не унижайте личность. Наоборот, скажите: «Как же такой хороший человек, как ты, мог так поступить»?

5. Спорт обязательно должен присутствовать в жизни ребенка. Это способствует развитию таких качеств, как ответственность, способность достигать целей, управлять эмоциями. Если в раннем детстве ваш ребенок был далек от спорта, то не поздно начать ходить в секцию подростком. Только найдите подходящую мотивацию - в этом возрасте отлично сработает желание подростка быть лучше (красивее, быстрее) сверстников.

6. Определяться с начинайте заранее, а не в выпускном классе. Здесь, кроме способностей, учитывайте качества личности. И, если ваша слишком эмоциональная дочь решила - таки быть финансистом (где стрессоустойчивость необходима), отправьте ее на тренинг по управлению эмоциями.

7. Одна из главных задач родителей - формирование обогащенной среды , где ребенок будет иметь возможность проявлять свои способности и таланты. Следите за увлечениями своего чада. Если он решил стать востоковедом — отведите его в музей Востока. Заинтересовался химией — купите книжки по химии, набор «Юный химик». Так он быстрее определиться со своими интересами и наклонностями, а значит, будет более подготовлен к выбору профессии. Правильно выбранная профессия — одна из составляющих успеха . А успешные люди, как правило, великодушны.

Никакого рукоприкладства, оскорблений, унижающих личность. Примите, как аксиому. Унижение, пережитое в детстве, человек не прощает никогда.

8. Искренне любите своего ребенка . Не за то, что он отличник, красавец или лучше всех в классе танцует вальс. А несмотря на то, что он плохо учится, нескладен и неуклюж.

Правда, есть два условия , которые необходимо соблюсти, чтобы эффект от применения данных советов был достигнут. Во-первых, выполнять их нужно комплексно. А во-вторых, не от случая к случаю, а постоянно. То есть, чтобы отношения со взрослыми детьми у вас были хорошими, необходимо постоянно психологически вкладываться. Несмотря на усталость или стресс. Удачи!

Психологи и педагоги уже давно заметили, что все больше детей становятся

неуправляемыми. Они не только не слушаются и шалят, но и просто не слышат того, что им говорят взрослые. И вина в этом лежит прежде всего на самих родителях. Поэтому все папы и мамы должны знать, как общаться с детьми.

Большинство родителей совершают ошибки в общении с ребенком по нескольком причинам:

1. Они считают, что должны воспитывать его, и дисциплина прежде всего. Поэтому читают много нотаций и нравоучений, а просто поговорить по душам им некогда.

2. Ругая ребенка, они отыгрываются на нем за свои неудачи и неприятности в жизни.

3. Родители считают, что раз их самих так воспитывали, то так и нужно вести себя с ребенком. Ведь никто им не рассказывал, как общаться с детьми правильно.

Последствия такого общения чаще всего не нравятся не только детям, но и самим родителям. Со временем ребенок просто перестает замечать их, совершенно не слушая, что они говорят. В подростковом возрасте такие дети грубят взрослым, ведут себя агрессивно. Такого бы не было, если бы все родители знали, как правильно общаться с ребенком.

Психологи считают, что для этого им нужно соблюдать несколько правил.

Правило первое: никогда нельзя высмеивать или унижать ребенка. Ранимая детская психика принимает все слова мамы и папы, даже сказанные в шутку или в порыве гнева, за правду. Если родители часто повторяют своему ребенку, что он плохой, неумеха, толстый или неуклюжий, это не только приведет к низкой самооценке у него, но и будет причиной того, что ребенок просто перестанет их слушать.

Правило второе: никогда не сравнивайте своего ребенка с другими и не говорите, что соседский мальчик лучше него. Ребенку обязательно нужно знать, что его любят таким, какой он есть, а не за то, что он хороший или красивый. Чаще повторяйте своему малышу, как вы его любите и как он вам нужен.

Правило третье: если ребенок ошибся или сделал что-то не так, никогда не обсуждайте его самого, а только его поступок. И ни в коем случае нельзя обобщать: "вечно ты опаздываешь", "ты опять все сделал плохо", "все из-за тебя". Такие фразы, брошенные родителями сгоряча, могут полностью нарушить взаимопонимание их с ребенком. Поэтому знание того, как общаться с детьми, поможет избежать многих проблем.

Правило четвертое: не требуйте от ребенка того, что он не может сделать в силу своего возраста, отсутствия знаний или опыта. Ведь дети умеют только то, чему их научили взрослые, и нельзя их ругать за неумение, иначе они просто будут избегать такой работы, а потом и родителей.

Правило пятое: ребенок такой же человек, как и вы. Он нуждается в нормальном человеческом общении. Никогда не бойтесь сказать ему прямо, что вас что-то беспокоит, у вас что-то болит или вы чем-то недовольны. Всегда, если вы были не правы, нужно попросить у ребенка прощения. Не беспокойтесь, что он не поймет вас, наоборот: он будет вам больше доверять.

Психологи, объясняя родителям, как общаться с детьми, подчеркивают, что психика ребенка очень ранима, поэтому нужно внимательно следить за своими словами. Часто случайно брошенная оценка или обвинение сильно Психологи также считают, что нельзя при общении с ребенком говорить очень много. Взрослые привыкли в

разговорах употреблять много сравнений, эпитетов и намеков. Но дети, особенно маленькие, принимают эти слова за правду.

Хочется верить, что скоро каждая семья сможет сказать: "Мы учимся общаться с ребенком правильно". В этом случае меньше будет конфликтов, несчастных детей и самоубийств среди подростков. Родители, учитесь слушать своего ребенка, и тогда он будет слышать вас!



Рассказать друзьям