Соответствие возраста и веса у детей. Особенности соотношения роста и веса у подростков

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Развивать логическое мышление учащихся начальных классов необходимо постоянно. Регулярные тренировки в решении головоломок, нестандартных задач, ребусов и задач на смекалку полезны и необходимы для ума ребенка.

Для развития логического мышления младших школьников используются несложные задания, например, найти лишнее, продолжить ряд знаков, найти числа или недостающие фигуры и т.д. Даже самые простые логические задачи для детей помогают избавить мышление от шаблонов.

Что должен уметь школьник для успешного выполнения заданий на логику?

  • рассуждать, используя доказательства и аргументы;
  • последовательно мыслить;
  • выстраивать гипотезы;
  • оценивать важность условий задачи, их истинность;
  • аргументированно опровергать чужие неверные выводы;
  • выбирать и использовать разные способы для решения конкретного вида задач.

Способы решения задач на логику

Условно их можно поделить на стандартные и нестандартные.

Стандартные методы

К традиционным методам относятся популярный метод проб и ошибок , который может потребовать много времени и терпения, и метод шаблонов , к которому в основном прибегают при решении школьных задач.

Пример задачи, которую хотят решать уравнением, а проще - логически.

Мы знаем, что абсолютное большинство взрослых захотят решить предложенную задачу с помощью уравнения. Неплохой способ, но зачастую обыкновенные логические рассуждения помогают найти ответ быстрее, без ручки и бумаги, просто в уме.

  • метод последовательных рассуждений;
  • «с конца»;
  • с помощью таблиц истинности;
  • метод блок-схем.

Нестандартные методы

Среди популярных, нестандартных - целенаправленный поиск «ключа» («ключей») и метод «игры в создателя» (т.е. моделирования различных вариантов принципов, использованных для создания задачи). А если подсказки, шаблоны решения отсутствуют, применяется самый сложный метод – поиска метода.

Для быстрого и правильного решения различных логических головоломок и задач на смекалку ребенку необходимо:

  • знать виды логических задач;
  • владеть возможными методами решения задач;
  • уметь классифицировать задачу и выбирать самый простой и «красивый» способ ее решения.

Алгоритм решения задач на логику и смекалку

Основные шесть этапов, которые последовательно должен пройти ученик, решая логическую задачу:

  • Ознакомление с условиями задачи.
  • Понимание содержания задачи, анализ условий, моделирование.
  • Поиск метода решения.
  • Применение метода решения, поиск правильного ответа.
  • Проверка правильности решения и оформление ответа.
  • Анализ проведенного решения.
  • Отработка и закрепление навыков решения аналогичных задач.

1. Внимательно прочитайте условие задачи, лучше несколько раз. Четко уясните вопрос или проблему, которую нужно разрешить. Чаще всего ошибки в решении появляются от невнимательности. Особенно это касается задач с подвохом.

2. Кратко запишите условия задачи, по возможности, опишите задачу схематически (в виде рисунка, схемы, графика, дерева, чертежа и т.д.). Наглядное представление задачи не только способствует более быстрому уяснению содержания задачи, но и поможет выявить новые связи между элементами задачи или увидеть скрытые свойства объектов. Выделите существенные и несущественные условия задачи и попробуйте упростить задачу, абстрагироваться от действительности, мысленно смоделировать описанную в задаче ситуацию.

3. Попытайтесь определить тип задачи и соответственно подобрать метод решения, который обычно применяется для решения этого вида заданий. Например, для решения задач на определение истинности или ложности высказывания удобно использовать таблицу. Для решения задач с большим количеством взаимосвязанных условий лучше использовать метод графов и т.д.

4. Используя выбранный метод, решите задачу.

5. Проверьте ваш вариант ответа. В случае письменного решения задачи надлежащим образом запишите правильный ответ.

6. Анализ проведенного решения представляет собой обсуждение всего хода мыслительных действий в процесс решения логической задачи. Это завершающий и необходимый этап решения любой задачи, не только логической. Он включает:

  • поиск альтернативного, более рационального, красивого способа решения;
  • анализ всего процесса, моментов, которые вызвали затруднения;
  • выделение важных признаков данного типа задач;
  • составление алгоритма их решения;
  • систематизация полученных знаний.

Школьнику полезно записывать свои решения, алгоритмы и рассуждения в отдельную тетрадь, например, специально для занятий на ЛогикЛайк. Таким образом он будет «пропускать через моторику» свои рассуждения и всегда сможет вернуться к своим наработкам.

«Слушайся взрослых», «будь послушным»… Не пробовали подсчитать, как часто подобные фразы слышит ваш ребенок? При вручении подарков: «расти умницей, слушайся маму»; при каждой неудавшейся попытке что-то сделать: «Слушайся меня – я же тебя предупреждала!!!»… В общем, послушание взрослым – наверняка наиболее часто требуемое от ребенка поведение !

А что происходит во взрослой жизни? Оказывается, слушаться больше некого – потому что никто из окружающих и не собирается выступать в роли «наставника и поводыря»! Самым нужным оказывается как раз противоположное – умение мыслить самому ! Так как самостоятельно , при этом не теряя родительского контроля над ним?!

Правильна ли педагогическая стратегия «Слушай маму, она плохого не посоветует»?

Сразу скажем – добиться слепого послушания от ребенка проще, чем научить его мыслить и делать правильные выводы!

Вполне возможно старым как мир методом «кнута и пряника» с самого маленького возраста приучить ребенка к тому, что исполнять указания взрослых (и всегда действовать так, как было велено ранее в аналогичных ситуациях) – его неизбежная обязанность . Результат такого воспитания – «маменькин сынок» (во всех аспектах этого понятия)!

И тут у требующих послушания матерей обычно возникает вопрос – а почему же это так плохо?

Ведь я действительно приучаю ребенка к таким правилам поведения, которые помогут ему избежать ошибок , не попасть в сложную ситуацию и т.д.? И это чистая правда – мамы не хотят плохого своим детям и из самых добрых побуждений приучают их делать все правильно и хорошо!

В чем же ошибка – ведь послушный ребенок имеет больше шансов перенять взрослую мудрость, до которой сам додумался бы, вероятно, гораздо позже? А казус в том, что ребенок, действуя правильно, при этом может реально не понимать, зачем он это делает ! Условно говоря – не «я не стану играть со спичками, потому что устрою пожар», а «я не буду брать спички, потому что мамка узнает – убьет!».

До поры до времени система срабатывает – ребенок не совершает ничего плохого и неправильного. А потом однажды ему неизбежно приходит в голову мысль, что все запрещенное можно сделать тайно или даже явно и демонстративно – в виде протеста против немотивированного запрета, и т.д.!

Кроме того, ни одна мать не может гарантировать, что она «запрограммировала» своего ребенка на все возможные жизненные ситуации! В один прекрасный день случится что-то, на что надо будет отреагировать – а готового ответа нет, мама ни о чем подобном не говорила, надо думать самому !..

А ребенка не научили мыслить самостоятельно – и он делает глупую ошибку…

Вывод: на чужих ошибках не учатся .

Каждому ребенку надо совершать свои ошибки и нарабатывать собственный арсенал жизненного опыта! Именно так включается активное мышление, развивается логика и креативность .

Захотеть чего-то (умение прислушиваться к своим желаниям), подумать, как этого достичь (креатив, логика), попытаться сделать (активная жизненная позиция), возможно, ошибиться (опыт – понимание того, как что-либо действует), подумать и попробовать еще, добиться успеха или надолго запомнить, что вот так делать вообще не надо, последствия плохие!

Куда проще «послушному» ребенку: захотеть, получить затрещину и окрик, что этого нельзя, перехотеть пробовать что-то вообще, через какое-то время забыть родительскую нотацию и сделать глупость…

С какого возраста воспитывать самостоятельность мышления?

Необходимость научить ребенка мыслить осознают, в принципе, большинство родителей. Но насколько часто совершается совершенно нелогичная ошибка – родители до определенного возраста держат ребенка «на коротком поводке», а потом вдруг, в один прекрасный момент, решают, что он уже достаточно большой и нужно требовать от него самостоятельного мышления !

А ведь нереально хотеть от ребенка прямо противоположных вещей: выполнять приказы вопреки собственным желаниям и самостоятельно думать, зачем, как и что делать!

Учить ребенка мыслить нужно с самого малого возраста (разумеется, соизмеряя возрастные возможности).

Как научить ребенка мыслить, а не выполнять указания?

Думаю, каждый, кто хоть раз сталкивался с маленьким ребенком, уже подумал – разве возможно отказаться от требования послушания ? Дети постоянно куда-то лезут, проказничают и явно не вписываются в «правильное» (с точки зрения взрослого) поведение! И если дать ребенку возможность делать что угодно, то он наверняка быстро натворит каких-нибудь глупостей (хорошо еще, если безопасных!).

Это все так – разумеется, ребенок не может понимать всего, что знает о жизни взрослый, и информировать его надо!

Конечно, первые в жизни ребенка запреты базируются именно на ограничении его от тех опасностей , до которых он самостоятельно не додумается! Не надо хотеть от трехлетнего, чтобы он понял, к примеру, откуда в газовой плите берется огонь и почему нельзя поворачивать ручки на плите – но остановить его от игр с этим бытовым агрегатом необходимо!

Но все же, каких правил воспитания нужно придерживаться, желая научить ребенка мыслить самому?

  • По возможности, объясняйте ребенку, почему что-либо запрещаете (или наоборот, заставляете делать ), каковы отрицательные последствия неправильных действий. В примере с плитой – сначала остановите малыша, а потом хотя бы покажите ему, как сгорает в огне бумажка!
  • Дайте ребенку право на ошибку ! Во многих случаях собственный отрицательный опыт учит лучше, чем самые толковые пояснения! Так что, если непосредственной опасности это не представляет, позвольте ребенку попробовать что-то сделать неправильно и увидеть негативные последствия (сломать игрушку, обидеть приятеля, не выучить уроки и получить двойку и т.п.).
  • Если считаете, что пояснения какому-либо запрету давать рано, ребенок не поймет их в силу возраста, то хотя бы не мотивируйте запрет («увижу – дам ремня!»). Просто останавливайте ребенка каждый раз, как он будет пытаться сделать запретное – на какой-то раз он запомнит, что ему говорили «Не делай этого», и не сделает. А потом постепенно начнет задумываться – а почему именно не делать? Именно так ребенок учится мыслить – чего и стоит добиваться!
  • Не пугайте ребенка и не давайте фантастичных пояснений (типа «много знать будешь – рано состаришься!» или «Не ходи туда – там бабайка!»). Во-первых, это так же неинформативно, как запрет без пояснений, во-вторых, не дает ребенку подумать, оперируя правдивыми фактами. А рано или поздно невинная родительская фантазия вскроется, и ребенок радостно нарушит то, от чего его раньше сдерживала лишь наивность!
  • Рассуждайте вместе с ребенком, давайте ему логические задачи для обдумывания! Это можно делать просто в ходе обычного бытового общения: поднимайте всяческие темы — от «Что было бы, если бы собаки умели говорить» до «Как бы ты ответил, если бы тебя обозвали обидным словом в школе» (это уже сродни психологическому тренингу), и т.д. Чем больше малыш интересуется явлениями окружающего мира, тем легче ребенку научиться мыслить творчески и логически!

Научить ребенка мыслить самостоятельно можно лишь в том случае, если как можно чаще давать возможность ему это делать, не подменяя долгих (с точки зрения взрослого) рассуждений с самостоятельными выводами готовыми указаниями!

Копирование этой статьи запрещено!

Доктор философии, автор нескольких десятков книг для детей и родителей, официальный эксперт ЮНЕСКО, произвел революцию в детском воспитании и образовании, ведь он начал учить родителей не просто давать детям готовые ответы на любые, даже самые сложные и философские вопросы, а с малых лет развивать в них способность самим думать, анализировать, размышлять и находить ответы на все свои вопросы самостоятельно.

Заповедь 1: Упражняйтесь в терпении

В любой стране мира нетерпение родителей – главное препятствие к тому, чтобы дети думали. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился мыслить, вам нужно сперва поработать над собой, и самое важное упражнение для вас – упражнение в терпении.

Одна мама рассказала мне о своей проблеме. Ее ребенок ест медленно. Я спросил: где тут проблема? Она ответила, что ей нужно убирать, делать другие дела, а ребенок ее задерживает. Я сказал: это ваша проблема, не нужно путать ее с проблемой ребенка. Почему бы не дать ему есть медленно? Для мамы это было странно. Ведь в таком случае она не сможет контролировать ситуацию, а в отношениях с ребенком она хочет определять ритм действий».

Когда вы задаете ребенку вопрос, он может ответить на него не сразу, сказать «не знаю». Если вы нетерпеливы, вы будете говорить за ребенка (особенно если вы считаете, что все знаете).

На одной выставке ко мне подошла девочка. Я спросил ее, как ее зовут. Ее мама, которая стояла рядом, ответила за нее: «Маша». Я спросил маму, почему она отвечает за ребенка. На что мама сказала мне: «Она стесняется». Эта мама была нетерпелива и она считала, что она все знает (она знает, как зовут ее дочь и что та стесняется). Все, зачем ждать 30 секунд, просто чтобы посмотреть, что будет – что скажет или сделает ее дочь? Но говорить с мамой об этом было невозможно. Она элементарно не может создать пространство, где ребенок будет другиме.

Заповедь 2: Будьте невежественны, задавая ребенку вопросы

Это я узнал у своего учителя – Сократа. Он говорил, что когда ты ищешь истину, нужно быть невежественным. Секрет в том, что когда вы задаете ребенку вопросы (а вопрошание – это ключ к тому, чтобы заставить детей думать), нужно не знать ответы на них, даже если вы эти ответы знаете. Иначе вы будете требовать от ребенка, чтобы он сказал то, что вы считаете правильным.

Пример. Если вы спрашиваете ребенка, сколько будет два плюс два и хотите в ответ услышать только четыре, это проверка знаний, но не вопрошание, не мышление. Спросите ребенка: «Сколько будет два плюс два?» Когда он ответит (вне зависимости от правильности ответа), спросите, как он пришел к этому выводу. Может, это будет интересней, чем ответ «4». Проверить, выучил ли ребенок урок, и проверить, думает ли он – разные вещи.

Пример. Если ваш сын бьет свою сестру, вы можете сделать две вещи. Первое – учить его моральным ценностям: ей больно, нельзя бить сестру и т.д. (у родителей есть функция передачи моральных ценностей). Но есть и другой способ, как работать с конфликтом двоих детей – обнаружить, почему это происходит. Спросите сына: «почему ты побил сестру?» Допустим, он ответил, что она его беспокоит. «Что это значит? Конкретней: что она сделала?» – спросите вы. «Я хотел забрать у нее какие-то вещи», – сказал мальчик. «Если сестра не делает то, что ты хочешь, она тебя беспокоит. Может, есть что-то более законное?» – задайте ребенку такой вопрос. Идея в том, чтобы вы исследовали ситуацию, проблему, задавали ребенку вопросы, обсуждали. Если в споре участвуют двое детей, и вы начали выяснять у одного из них, что происходит, второй может начать перебивать. «Подожди, давай послушаем его, попробуем понять, что он говорит, - обратитесь к тому, кто перебивает. – У каждого из нас будет шанс сказать, и мы вместе попробуем понять, что произошло». Но если вы чувствуете, что вы не в правильном настроении, вы устали от того, что дети спорят, если чувствуете, что не можете уделить время на дискуссию прямо сейчас, ничего не делайте. Просто разведите детей в разные стороны и скажите, что разберетесь с этим позже.

Заповедь 3: Все родители плохие и несовершенные

Все мамы и папы плохие и несовершенные. Они говорят соседям и друзьям, что их дети прекрасные. Это их обязательство, но на самом деле родители часто разочарованы, они не знают, как говорить с детьми, но в глазах других людей они хотят выглядеть идеальными. Проблема – это не преступление, не грех, это просто реальность. Мы люди, дети - люди. Когда есть люди, есть проблемы, так как мы сложные существа. Поэтому родители всегда недовольны, они хотят того, чего нет, они думают о совершенстве и хотят быть лучше, быть номер один. Уберите перфекционизм! Это упрощает жизнь.

Заповедь 4: Не давите на детей своими ожиданиями

Большая проблема родителей – иметь ожидания относительно ребенка. Мы оказываем давление на детей, чтобы они достигли того, что мы ожидаем. Хорошо иметь моральные ценности и передавать их ребенку, но когда это становится одержимостью, вы делаете жизнь ребенка несчастной, и тогда это уже не имеет смысла. Хотеть чего-то – это не проблема. Проблема в одержимости, это буддийская философия.

Пример. Есть такая проблема: родители хотят, чтобы их ребенок был лучшим в классе. Но в классе 30 детей, и от каждого ребенка его родители хотят, чтобы он был лучшим. Тут небольшая логическая проблема: не каждый ребенок может быть лучшим. Кто-то должен принять, что его ребенок будет вторым или даже номер 30. Родители могут принять, что они будут номер 30, но не их ребенок. Потом такие родители приходят ко мне с вопросом: «Я не понимаю ребенка, он злится на меня». Я начинаю исследовать ситуацию, и нахожу, что родитель не может принять, что его ребенок не лучший. Но некоторым детям не нравится школа, некоторые – плохо учатся. У мамы есть рецепт: все, что ему (ребенку) нужно – больше работать. Ребенок воспитывается таким, что он неспособен принять неудачу. Потом мы имеем много подростков, которые кончают жизнь самоубийством из-за неудачных экзаменов.

Ко мне обратилась мама, чей ребенок не одарен в математике. Она видела в этом проблему. Я сказал: «Предположим, ваш ребенок плохо играет в хоккей. Вы бы навязывали ему, что он должен заниматься больше, чтобы стать чемпионом по хоккею?» Она ответила: «Нет, это не имеет смысла». «Если это не имеет смысла в хоккее, почему вы не принимаете это в отношении школы? – спросил я. – Ваш ребенок такой, какой есть. Школа это не конец света, хоть она и важна. Есть много людей, которые ведут прекрасную жизнь, но не являются чемпионами в школе».

Пример. Некоторые родители говорят: «Я просто хочу, чтобы мой ребенок был счастлив». Скорее всего, вы не очень счастливы и надеетесь, что ребенок сделает то, чего нет у вас. Родители не могут позволить себе, чтобы их ребенок был несчастлив. Тогда они не могут спокойно реагировать на плач ребенка. Они начинают устраивать цирк, бегут к ребенку, обнимают его. Проблема опять в компульсивном аспекте (одержимости). Ребенок упал, плачет. Может, он плачет, потому что был удивлен неожиданностью падения. Спросите его: «Тебе больно? Ты поранил что-то?» Вдруг он сразу перестанет плакать? Но если вы сразу схватите его, он начнет плакать сильнее, и в следующий раз он может использовать это.

Заповедь 5: Помните, что ребенок не игрушка

У родителей есть тенденция забывать о мышлении и просто следовать чувствам.

На одной книжной выставке, пока я говорил с девочкой, ее мама стояла сзади и играла с ее волосами. Когда мы с девочкой пытались что-то обсудить, мама целовала ее, обнимала. «Как она может думать? – спросил я у матери. – Она не может сконцентрироваться. Вы очень хорошая мама, но ребенок не игрушка».

От того, как растет и развивается ребенок, зависит душевное равновесие родителей. Для контроля физического развития в грудном возрасте мамочке необходимо ежемесячно измерять малыша, обращая особое внимание на прибавку в росте и весе. Если полученные значения соответствуют табличным нормативам, значит, ребенок растет здоровым и нет особых причин для беспокойства.


Кем, для чего и по какому принципу определены показатели веса и роста для детей?

Нормы развития детей были разработаны специалистами Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) по результатам проведенных исследований в начале 2000-х годов. Необходимость обновления действующих ранее таблиц возникла в связи с изменениями таких факторов, как экологическая обстановка, питание, условия и ритм жизни. Исследования проводились среди нескольких возрастных групп, проживающих в различных регионах планеты.

Антропометрические показатели малыша позволяют оценивать его здоровье и уровень развития. Основными характеристиками ребенка в первые годы жизни является его рост и вес. Отклонения от установленных показателей в большинстве случаев связаны с появлением какого-либо заболевания. Так, недобор веса у грудничков в ряде случаев свидетельствует о патологиях ЖКТ, нервной или эндокринной систем, иммунодефиците, рахите и других болезнях.

Для каждого показателя рассчитано среднее нормативное значение, а также соответствующие границы, в пределах которых находятся значения роста и веса здорового малыша. Пациенты с выявленными отклонениями от установленных параметров должны находиться на пристальном контроле у лечащего врача.

Как высчитывается соотношение роста и веса?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Первое обязательное измерение ребенка производится сразу после его появления на свет. Пропорциональность тела новорожденного оценивается врачом с целью выявления возможных патологий.

Наиболее информативной характеристикой младенца является рост. Его низкое значение говорит о замедленном развитии грудничка, причиной которого является какое-либо заболевание. Отставание в росте часто наблюдается у дошкольников, рожденных раньше срока. Причиной слишком высокого роста ребенка могут быть заболевания эндокринной системы. При оценке результатов измерения роста необходимо учитывать генетическую предрасположенность.


Вес малыша является менее важной характеристикой для врача. Незначительное отклонение от нормы наблюдается часто и в большинстве случаев не связано с наличием заболеваний. Если же вес ребенка намного ниже расчетного значения, родителям следует обратиться к педиатру. Для установления точного диагноза назначаются дополнительные анализы.

Соотношение роста и веса человека называется индексом массы тела (ИМТ). Оценка физического состояния малыша при помощи этого показателя считается наиболее точной. Значение ИМТ для детей зависит от их возраста. Существенное отклонение ИМТ от нормы может свидетельствовать о том, что у ребенка истощение или ожирение. В обоих случаях малышу необходимо лечение.

Результаты измерений роста и веса малышей до 2 лет педиатры оценивают по диаграммам соотношения этих показателей. Для детей и подростков в возрасте от 2 до 20 лет используют таблицы оценки соответствующих параметров по ИМТ.

Таблицы ВОЗ роста и веса

Специалистами ВОЗ разработаны специальные таблицы соотношений роста и веса для детей разного возраста в зависимости от их половой принадлежности. Эти международные нормы используются в медицинской практике врачами всех стран.

Чтобы определить, насколько гармонично развивается малыш, родители могут произвести расчеты самостоятельно. Следует помнить, что в таблицах содержатся усредненные цифры и отклонение от них не всегда является признаком каких-либо заболеваний. Однако когда вес или рост ребенка значительно превышает допустимые значения, нужно показаться лечащему врачу.

Для девочек и мальчиков до 1 года

Согласно табличным данным, средний рост новорожденных малышек составляет 49,2 см, а вес - 3,2 кг. Показатели появившихся на свет мальчиков немного выше - 49,9 см и 3,3 кг. В течение первых двенадцати месяцев грудничок быстро растет, поэтому важно ежемесячно производить измерения.

Значения, соответствующие норме с учетом полового признака:

Возраст ребенка Вес мальчиков Рост мальчиков Вес девочек Рост девочек
1 месяц 4500 г 54.7 см 4200 г 53.7 см
2 месяца 5600 г 58.4 см 5100 г 57.1 см
3 месяца 6400 г 61.4 см 5800 г 59.8 см
4 месяца 7000 г 63.9 см 6400 г 62.1 см
5 месяцев 7500 г 65.9 см 6900 г 64.0 см
6 месяцев 7900 г 67.6 см 7300 г 65.7 см
7 месяцев 8300 г 69.2 см 7600 г 67.3 см
8 месяцев 8600 г 70.6 см 7900 г 68.7 см
9 месяцев 8900 г 72.0 см 8200 г 70.1 см
10 месяцев 9200 г 73.3 см 8500 г 71.5 см
11 месяцев 9400 г 74.5 см 8700 г 72.8 см
12 месяцев 9600 г 75.7 см 8900 г 74.0 см

При стабильном недоборе веса у грудничка следует убедится, что ему хватает грудного молока. В некоторых случаях малышей необходимо подкармливать искусственными смесями. Недостаток питательных веществ негативным образом отражается как на физическом, так и на умственном развитии грудничков.

Для детей от 1 до 10 лет

Начиная с двух лет, интенсивность роста малышей начинает уменьшаться, однако это не означает, что нормы роста и веса детей старшего возраста не должны учитываться лечащим врачом при осмотре. При сопоставлении полученных при измерении цифр с табличными значениями необходимо обязательно учитывать следующие факторы:

  • наследственность;
  • перечень перенесенных заболеваний;
  • индивидуальные особенности;
  • сбалансированность питания.

Показатели, соответствующие норме, для девочек и мальчиков в возрасте от 1 года до 10 лет:

Чтобы узнать, является ли отклонение от нормы допустимым, нужно найти полученное значение в таблице, соответствующей возрасту сына или дочери. Если показатель оказался слишком высоким или ниже среднего, необходимо показать ребенка педиатру.

Для детей и подростков от 11 до 17 лет

В подростковом возрасте происходит окончательное формирование пропорций тела, поэтому диапазон значений, соответствующих норме, увеличивается. Физическое развитие девочек и мальчиков после 10 лет имеет существенные различия. У прекрасного пола процесс отличается интенсивностью и может происходить до 18 лет скачкообразно. У мальчиков он занимает более длительный промежуток времени, поэтому ровесницы обгоняют их в развитии и росте.

Девочки-подростки старше 10 лет часто стесняются своих округлившихся форм и стараются придерживаться в еде строгих диет. Это может вызвать серьезные последствия в будущем, так как до 18 лет организм еще растет и нуждается в питательных веществах.

Параметры подростков, соответствующие нормальному развитию организма в возрасте с 11 до 18 лет, указаны в таблице:

Возраст подростка Вес мальчиков Рост мальчиков Вес девочек Рост девочек
11 лет 31.0 - 39.9 кг 1.39 - 1.48 м 30.7 - 38.9 кг 1.40 -1.49 м
12 лет 34.4 – 45.1 кг 1.44 - 1.55 м 36.0 – 45.4 кг 1.46 -1.54 м
13 лет 38.0 – 50.6 кг 1.50 - 1.61 м 43.0 – 52.5 кг 1.52 -1.60 м
14 лет 42.8 – 56.6 кг 1.56 - 1.68 м 48.2 – 58.0 кг 1.55 -1.64 м
15 лет 48.3 – 62.8 кг 1.63 - 1.74 м 50.6 - 60.4 кг 1.57 -1.66 м
16 лет 54.0 - 69.6 кг 1.67 - 1.78 м 51.8 - 61.3 кг 1.58 -1.67 м
17 лет 59.8 – 74.0 кг 1.72 - 1.82 м 52.9 – 61.9 кг 1.59 -1.69 м

Если отклонения все же присутствуют, необходимо определить их значимость. Для этих целей используются таблицы с градацией показателей от уровня «низкий» к уровню «слишком высокий».

Какие факторы влияют на детский вес и рост?

Основным фактором, влияющим на антропометрические показатели, является генетическая предрасположенность. Однако влияние наследственности проявляется в развитии малышей, начиная с трех лет. До этого грудничок должен весить не больше и не меньше нормативных значений.

Показатели новорожденного могут быть далеки от нормы, если во время беременности мама не смогла отказаться от вредных привычек - курения и употребления алкоголя. Также немаловажным фактором в этом вопросе является полноценное питание будущей мамочки и прием витаминно-минеральных комплексов в период формирования плода.

Чтобы показатели роста и веса у ребенка оставались в норме, ему нужно получать необходимые питательные вещества из еды. В рационе должны присутствовать следующие продукты:

  • различные виды мяса;
  • творог, молоко и другая молочная продукция;
  • яйца;
  • овощи, фрукты, зелень;
  • ягоды;
  • макаронные изделия и различные крупы;
  • рыба.

Разнообразие блюд в рационе малыша должно увеличиваться по мере его взросления. Добавление в пищу ребенка новых продуктов производится постепенно, так у него может возникнуть аллергическая реакция.

Показатели роста ребенка не будут соответствовать нормам, если в организме нарушен гормональный фон. Это состояние связано с заболеваниями надпочечников, поджелудочной и щитовидной железы.

Проблема излишнего и недостаточного веса

В детском возрасте вес тела является важным показателем здоровья ребенка. Если измерения указывают на недобор или избыток веса, необходимо выяснить причину этого состояния, так как оно может иметь тяжелые последствия.

Ребенок весит меньше нормы при недостатке питательных веществ, поступающих в организм с пищей. У грудничков с недобором веса могут возникать нарушения нервно-психического развития, а также поздно формируются различные ткани и органы. Это, в свою очередь, приводит к появлению таких патологий, как нарушение зрения, расстройства деятельности ЖКТ, заболевания опорно-двигательного аппарата.

Недобор веса у школьников становится причиной слабого иммунитета, расстройств пищеварения, низкого уровня гемоглобина в крови, рахита, задержки полового созревания. В подростковом возрасте гипотрофию связывают с отказом ребенка от еды из-за стресса, неврозов, психических нагрузок.

Избыточные килограммы оказывают негативное влияние на сердце и сосуды, суставы, пищеварительную, нервную и гормональную системы. Если лишний вес не связан с медицинскими проблемами, его можно контролировать при помощи сбалансированного питания.

Проблемы интенсивного и замедленного роста

Когда показатель роста у детей значительно ниже нормы, родителям необходимо как можно скорее обратиться к педиатру для выяснения и устранения причины этого отклонения. Интенсивность роста в большей степени зависит от того, сколько питательных веществ поступает в организм вместе с пищей.

К отставанию ведут расстройства эндокринной системы, при которых выделяется недостаточное количество гормона роста. Повысить его уровень помогает здоровый сон.

Если рост ребенка в 2 года начал замедляться, то это может быть обусловлено генетическим фактором. К наследственным патологиям, способным вызвать задержку в росте, относятся хромосомные аномалии, нарушение обмена фосфора, кальция, аминокислот и другие.

Соседский мальчик Ваня выше моего шестилетнего сынишки практически на полголовы, несмотря на то, что они одногодки. А вот у моей дочки-подростка все наоборот – она самая высокая в классе среди девочек. А вдруг сын так и останется низкоросликом, а дочь будет расти еще и еще?

Как и любой мамочке, которая беспокоится о будущем своего ребенка, такие вопросы не дают мне покоя. Конечно, внешность – не главное, но все же, не хочется, чтобы о твоем ребенке потом говорили «парень неплохой, но ростом не вышел». Соответствует ли рост возрасту ребенка, и какие факторы способны влиять на эти показатели?

Соответствие роста и возраста ребенка. Всех детей «под одну гребенку».

Известно, что для создания любой таблицы антропометрии используют среднеарифметические значения. Отсюда следует сделать вывод, что далеко не все детки могут «вписаться» в полученные значения. И значит ли это, это ребенок не соответствует по росту своему возрасту? Да, но только в табличных значениях.

Несмотря на это, все педиатры и родители хотят, чтобы малыш хотя бы не отставал от общепринятых норм в физическом развитии. Естественно, минимальное несоответствие роста и возраста малыша большой роли не сыграет, однако именно сравнение его антропометрических данных с табличными нормами помогает оценить физическое развитие.

Соответствие роста и возраста ребенка: скачки «вверх».

В определенные возрастные периоды отмечается интенсивный рост у детей. Ребенок может «вытянуться» за считанные месяцы. Обычно мамы замечают это по его одежде, которая становится мала. Быстрорастущими дети обычно бывают замечены:

  • В возрасте трех лет;
  • В возрасте семи лет;
  • В 10 лет, чаще у девочек;
  • В 13-15 лет, чаще у мальчиков;

Таблица соответствия роста и возраста детей до года (см):

Возраст Девочки Мальчики
Новорожденный 46-53 47-54
1 мес. 49-57 50-56
2 мес. 51-60 53-59
3 мес. 54-62 56-62
4 мес. 56-65 58-65
5 мес. 59-68 60-67
6 мес. 60-70 62-70
7 мес. 62-71 64-72
8 мес. 64-73 66-74
9 мес. 66-75 68-77
10 мес. 67-76 69-78
11 мес. 68-78 70-80
1 год 69-79 71-81

Таблица соответствия роста и возраста детей от года и до 17 лет (см):

Возраст Мальчики, рост (см) Девочки, рост (см)
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
1,5 года 74-76 77-82 83-85 72-75 76-80 81-83
2 года 81-83 84-89 90-94 80-82 83-89 90-92
3 года 88-91 92-101 102-104 89-92 93-99 100-103
4 года 93-97 98-107 108-110 94-97 98-105 106-109
5 лет 98-103 104-113 114-117 99-104 104-112 113-116
6 лет 105-109 110-118 119-123 105-109 110-119 120-124
7 лет 111-115 116-127 128-131 111-115 116-127 128-131
8 лет 116-121 122-133 134-137 116-122 123-133 134-137
9 лет 121-124 125-139 140-143 122-127 128-139 140-144
10 лет 126-132 133-145 146-149 127-133 134-145 146-151
11 лет 131-137 138-151 152-156 131-139 140-152 153-157
12 лет 136-142 143-158 159-163 137-144 145-158 159-163
13 лет 141-148 149-165 166-170 143-158 151-162 163-168
14 лет 148-155 156-171 172-176 147-154 155-166 167-171
15 лет 154-161 162-176 177-181 150-156 157-168 169-173
16 лет 158-165 166-181 182-186 151-157 158-169 170-173
17 лет 162-170 171-185 186-188 152-157 158-169 170-174

Соответствие роста и возраста ребенка. Какие факторы на это влияют?

Наследственный фактор.

(Рост папы + рост мамы) /2 = х+5 см (для мальчиков) или х-5 см (для девочек). Таким способом можно рассчитать приблизительный рост вашего «взрослого» ребенка. Согласно таким расчетам, при росте у матери 160 см и 190 см у отца, предполагаемый рост повзрослевшего ребенка будет составлять около 175 см. Однако такая простая формула не учитывает половую принадлежность ребенка, доминирование генов отца или матери, поэтому используется крайне редко.

Питание.

Соответствие роста и возраста ребенка во многом зависит от качества питания. Недостаток необходимых для роста и развития минералов и микроэлементов может сыграть злую шутку. При недостаточном поступлении жиров и белков, организм просто не имеет возможности синтезировать гормоны, строить новые клетки, развиваться и расти. Именно поэтому так важно, чтобы ваш ребенок питался регулярно и сбалансированно.

Гормональный фон.

Заболевания щитовидной железы, сахарный диабет, преждевременное половое созревание также оказывают влияние на рост ребенка.

Качество и продолжительность сна;

Физические и психоэмоциональные нагрузки;

Психологическая обстановка дома;

Внутриутробная задержка в развитии (при осложненном течении беременности);

Хромосомные аномалии.

Соответствие роста и возраста ребенка. Делаем правильно замеры.

Прежде чем задаваться вопросом о соответствии роста возрасту ребенка, необходимо научиться его измерять.

Деток до года измеряют сантиметровой лентой в положении лежа. Для этого малыша можно положить на стол, аккуратно выпрямить колени малыша и произвести измерение.

Детей постарше измеряют с помощью ростомера в поликлинике либо домашнего бумажного ростомера, заранее прикрепленного к стене. Стопы вашего чада должны быть плотно сдвинуты вместе, руки вдоль туловища в свободном положении, колени разогнуты и расслаблены. При проведении измерений ребенок должен касаться стены в трех точках: лопатки, ягодицы, стопы. Для наиболее точного измерения к макушке головы ребенка следует приложить плоский предмет в перпендикулярном направлении.

Если рост ребенка не соответствует возрасту – не стоит принимать эту новость близко к сердцу. Окружите малыша заботой и любовью, создайте условия для его физического и творческого развития и наслаждайтесь каждым днем, проведенным вместе. Детство быстротечно, вы и не заметите, как быстро вырастут ваши дети и станут большими и взрослыми.



Рассказать друзьям