Этические беседы с младшими школьниками. Рабочая программа часов общения "этические беседы" рабочая программа на тему План этической беседы для младших школьников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тематика бесед. 1 класс

1. День знаний.
2. Организационный час. Режим школы.
3. Беседа по правилам дорожного движения. Месячник безопасности. (беседы посезонно)
4. Что такое коллектив? Дружба и товарищество.
5. Экология и человек. Экология планеты.
6. В мире интересного. (по страницам газет и журналов).
7. Поведение в общественных местах. Место и время для игр.
8. В человеке всё должно быть прекрасно!
9. Правила поведения во время каникул (посезонно).
10. Делу время, потехе час!
11. О честности и умении держать слово.
12. Мой класс – моя семья.
13. Комнатные растения. Чистый воздух в классе. Порядок и чистота.
14. Уважай старших! Будь внимателен к младшим!
15. Книга – твой лучший друг!
16. Беседа по правилам поведения учащихся в помещениях школы и на пришкольных участках.
17. Охрана природы – твоя обязанность.
18. Твои права и обязанности.
19. Как вести себя в общественных местах.
20. Я и те, которые рядом. Беседа на этическую тему.
21. Дружба, помощь, взаимовыручка.

Беседы за 2 класс.
1. Беседа «Один дома», о поведении ребёнка дома.
2. Улицы города.
3. Этическая грамматика о доброте, отзывчивости и скромности
4. Защитники Отечества.
5. Милые женщины. Международный женский день.
6. Будь опрятным, аккуратным!
7. Наши увлечения (техника, музыка, конструирование).
8. День космонавтики.
9. Культура поведения в гостях, дома и на улице.
10. О честности и умении держать слово.
11. День Победы. «Жизнь дана на смелые дела».
12. «Папа, мама, я – читаемая семья».
13. «Унылая пора, очей очарованье» Конкурс чтецов.
14. «Этот интересный мир животных».
15. Из жизни замечательных людей.
16. «Спорт, здоровье, красота – наши лучшие друзья».
17. В мире есть не только нужное, но и красивое. !».
18. Содружество народов.
19. Куда ведут нас сказки? Поступки героев (нравственное воспитание).
20. «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки».
21. «Что такое хорошо и что такое плохо?».
22. «О труде, о людях труда».
23. «Мало хотеть, нужно уметь».
24. Мой город, мой район, моя улица.
25. Береги время!
26. «Чудо земли – хлеб».
27. Беседа о бережливости.
28. Учись учиться!

29.Индивидуальные беседы отдельно с мальчиками (о прикосновении друг к другу), отдельно с девочками (об опрятности и чистоте).

30. Терроризм. Опасные предметы.

Беседы за 3 класс


1.Ядовитые грибы и растения.
2. Опрятность, аккуратность в одежде. .
3. Как ты выполняешь свои обязанности?
4. Будь добрым и внимательным по отношению к своим товарищам.
5. Твой режим дня.

6.Простудные заболевания. Профилактика.
7. Что такое – здоровый образ жизни?
8. Болезни грязных рук.
9. Твой внешний вид.
10. Культура поведения во время перемены.
11. Уважай своё время и время других.
12. Книга – твой лучший друг.
13. Терпение и труд – всё перетрут.
14. Делу время, потехе – час.
15. Цени минуту на уроке.

16.Травматизм и его предупреждение.
17. Класс – единая семья.
18. Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
19. Уважай старших!
20. Береги природу!

21.Осторожно: режущие и колющие предметы!

22. Цени дружбу!

23. Взаимоуважение в коллективе.

24.Умей просить прощение и прощать

25. Терроризм. Опасные предметы

Нравственное просвещение учащихся в начальных классах имеет целью формирование основ нравственно-этической культуры личности. Достижение этой цели предполагает целенаправленную педагогическую работу на уроках, во внеурочной деятельности, создание в коллективе благоприятного морального климата. Традиционно с младшими школьниками. проводятся этические беседы на классных часах или специально организованные этические занятия.

Задачи этических занятий в начальных классах:

Разъяснение учащимся норм и правил поведения в обществе, сущности нравственных качеств личности, мотивов и значимости нравственных поступков;

Помощь учащимся в осознании мотивов собственного поведения, формирование умения соотносить поступки с моральными нормами и предвидеть последствия своего поведения;

Развитие высших нравственных чувств и переживаний, гуманного отношения к людям, ко всему живому;

Выработка конкретных практических навыков и привычек культурного образа жизни и поведения.

Урок этической грамматики планируется и подготавливается заранее, посвящается определенной теме. Тематику и содержание занятий следует строить с учетом постепенного накопления учащимися знаний и представлений по вопросам нравственного поведения, а также содержания уроков чтения, курса «Человек и мир», уровня воспитанности учащихся.

Тематика занятий разнообразна. Все темы можно сгруппировать следующим образом:

1) о культуре повседневной жизни ;

Культура речи и общения;

Культура внешнего вида;

Культура поведения в общественных местах (в школе, на улице, в театре, в библиотеке, магазине, на выставке);

Здоровый образ жизни, физическая культура;

Культура поведения в природе, отношение к животным;

Отношение к созданным трудом людей материальным ценностям – личным вещам, предметам, хлебу, книге, школьному имуществу и т.п.

Отношение к прекрасному, элементарная эстетическая культура;

Культура быта;

Культура чувств (проявление гнева, радости, симпатии, благодарности и т.п.);

Элементарная финансово-экономическая культура (отношение к деньгам, разумные потребности).

2) о доступном пониманию младших школьников нравственном качестве личности (товарищество, правдивость, щедрость, вежливость, трудолюбие, аккуратность, организованность, скромность, настойчивость, смелость, чуткость, бережливость, справедливость и др.).

Определив тему урока этической грамматики, учитель подбирает необходимый материал (рассказы, сказки, стихи, пословицы, фрагменты мультфильмов, жизненные ситуации, материалы периодической печати), продумывает план занятия, необходимое оборудование (музыкальное оформление, рисунки, плакаты, атрибуты для инсценировок). К подготовке занятий могут привлекаться учащиеся.


Перед занятием возможно проведение и анализ письменного опроса учащихся, мини-сочинений, рисунков на данную тему. Это позволит выяснить уровень знаний и представлений, отношение учащихся к проблеме.

Одно из важных требований методики проведения уроков этической грамматики – логическое, последовательное построение материала, постепенное подведение учащихся к главным выводам, нравственным суждениям, осознанию мотивов поведения.

Методика построения занятия предполагает определенную логику :

Вступительная часть (введение в тему, актуализация знаний, проблемные вопросы);

Разъяснение смысла понятий, нравственной сущности качества;

Игровые упражнения, анализ ситуаций, игры;

При этом важно с учетом возраста детей разнообразить виды деятельности. На занятии учащиеся слушают и размышляют, читают стихи, играют, показывают инсценировки, слушают музыку, рисуют.

Вступительная часть, как правило, непродолжительна по времени. Здесь главное – вызвать интерес к теме. На этом этапе могут использоваться проблемные вопросы, небольшие стихотворения, пословицы, игровые приемы, рассуждение педагога о жизненных ситуациях и др.

Для разъяснения понятий, норм поведения, нравственной сущности качеств личности рекомендуются такие приемы, как рассказ учителя, слушание и анализ текста, работа в микрогруппах по формулированию понятий и правил поведения, прием «Недописанное предложение» и другие.

Задушевный и в то же время глубокий разговор невозможен без вопросов к воспитанникам. Формулирование вопросов требует высокого уровня мастерства педагога. «Вопрос, задаваемый педагогом детям, – пишет Ш.А.Амонашвили, – это клеточка не только методики, но и всей педагогики». Поэтому особое внимание в разработках этических занятий надо уделять тщательно продуманным вопросам к детям по обсуждаемой теме . Предпочтение дается не репродуктивным вопросам, а тем, которые заставляют думать, начинаются со слова «почему», стимулируют глубокие размышления над мотивами поведения.

Работа с пословицами, афоризмами традиционно широко используется на этических занятиях. Можно предложить следующие приемы работы с пословицами :

Составить маленький рассказ по пословице;

Нарисовать рисунок;

Объяснить значение пословицы;

Привести примеры, раскрывающие смысл пословицы;

Придумать пословицу или дописать;

Составить пословицу из предложенных слов.

Чем старше дети, тем больше возможностей использовать на занятии элементы дискуссии . К примеру, можно использовать прием «Опровергни абсурд» (Н.Е. Щуркова). Ученикам предлагается высказаться по поводу утверждений, абсурдных с точки зрения моральных норм. К примеру, предлагаются следующие утверждения:

Девочкам не надо учиться быть хозяйственными

Телевизор очень полезен для здоровья

Мужчина должен быть нежным и ласковым

Дисциплина в школе приносит большой вред и т.п.

Подобные утверждения можно легко сформулировать на основе стихов Григория Остера.

Важное условие успешности проведения этических занятий – отказ от прямого морализирования , назидательных увещеваний, создание благоприятной доверительной обстановки. В воспитательных беседах

необходимо избегать прямых внушений типа: "вы должны соблюдать правила поведения", "а вот некоторые дети почему-то этого не делают", "нельзя забывать волшебные слова", "давайте всегда будем вежливыми и добрыми" и т.д.

При проведении этического занятия целесообразно использовать игры, упражнения, анализ ситуаций, инсценировки и другиеактивные методы работы .

Например:

Игра « Ромашка». На сердцевинке бумажного цветка пишется ключевое понятие или фраза, а на лепестках учащиеся записывают, что означает это слово, как проявляется данное качество и т.п.

Составление в микрогруппах перечня определенных правил поведения.

Коллективное (или в микрогруппах) составление письма-послания, письма-обещания, мини-рассказа, сказки-эстафеты, панно, символического изображения определенного качества.

Игровые упражнения: «Фея Утешительница», «Министерство поздравлений», «Хозяйский глаз», « В транспорте», «На дне рождения» и др.

Прием «Свиток». Учитель задает какой-либо вопрос. Ученики передают по цепочке длинный листок бумаги, на котором по очереди записывают свой ответ, после чего загибают листок. Затем все ответы зачитываются, комментируются, обобщаются учителем.

Обсуждение ситуаций. Например, можно предложить следующие ситуации:

1).Представьте себе, что вы идете домой из школы и видите, как мальчик толкает в лужу маленькую девочку. Туфли ее намокли, бант еле держится, по лицу текут слезы. Что бы вы сделали?

2). Мальчишки поймали котенка и решили сбросить его с девятого этажа, чтобы посмотреть, как он будет лететь.

3). Олег всегда любил быть первым. Когда класс строился, он часто грубо отталкивал ребят, кричал, что это его место.

4). В классе четверо: две девочки и два мальчика. Девочки убирают класс, мальчики что-то пишут.

Что вы здесь делаете? - спрашиваю.

Мы парты моем, а эти двойки переписывают.

Да-да! - радостно воскликнула другая девочка. - У Ивана аж восемь ошибок! А у нас ни одной!

5). Витя и Саша играли в шашки. Поняв, что проигрывает, Витя начал играть нечестно. Тогда Саша рассердился и сбросил с доски все шашки. А Витя пошел и пожаловался учителю.

6). Звонит телефон:

Алло! Мне Игоря! Нету? Ну, ладно. Кто спрашивает? Так, друг один…Ладно, я позвоню позже…Разбудил??? А вы что, уже спали? Так рано? Ну, пока.

7). Дина требовала, чтобы мама купила ей джинсы, потому что у всех есть, а у нее нет. Мама объяснила, что сейчас она не может купить их, так как нет денег. Но Дина продолжала требовать, кричала, что мама ее не любит, а потом оделась и ушла, хлопнув дверью.

При анализе ситуации следует избегать прямолинейных сравнений, вопросов типа «А у нас в классе есть такие ребята?» Лучше сказать: «Я думаю, среди вас нет таких» или «Задумайтесь, ребята, и не поступайте так, как герой нашего рассказа». Особенно тактичным должен быть учитель при обсуждении случаев, касающихся личных, внутрисемейных отношений.

Методика проведения этического занятия в 1-2 классах и 3-4-м имеет свои особенности:

Во-первых, по тематике и содержанию занятий. Для малышей подбираются темы, посвященные самым элементарным нормам, простым качествам (аккуратность, вежливость, товарищество, справедливость, щедрость и т.п.) Широко используются игры, сказки, стихи.

В 3-4 классах может быть разговор о доброте, скромности, бескорыстии, деликатности, культуре общения, здоровом образе жизни, правах человека и т.п. Подбирается более глубокий и объемный литературный материал, для анализа включаются ситуации, предполагающие неоднозначное решение (ситуации-коллизии), даются определения нравственных качеств (положительных и отрицательных).

Во-вторых, по степени участия детей в поиске и подборе материала , в подготовке инсценировок, изготовлении наглядности. Естественно, чем старше дети, тем активнее их можно привлекать к подготовке занятия.

В-третьих, по методам и формам организации беседы . Если в 1-2 классах ведущее место занимают игры, упражнения, рисунки, анализ простых ситуаций, чтение стихов, то в 3-4-х занятие может быть проведено в форме устного журнала, дискуссии, спектакля, конкурса, турнира-викторины, конференции.

В- четвертых, по продолжительности . В 1-2 классах время проведения этического занятия 25-30 минут, в 3-4 классах – 45-50 минут.

Методически правильное проведение занятия по этической грамматике свидетельствует о высоком уровне общей и нравственной культуры, профессионализме педагога, его эрудиции, знании психологии детей, способности к педагогической импровизации.

Типичные недостатки в проведении этических бесед:

1.Неудачный выбор темы занятия (слишком легкая или слишком сложная; формальная, неактуальная, далекая от повседневной жизни детей, а также объединение в одну тему нескольких самостоятельных проблем).

2.Однообразные формы, приемы проведения беседы. Пассивность детей.

3.Литературный материал, содержание вопросов не интересны детям, не задевают их чувств.

4.Отсутствие логики, взаимосвязи частей беседы.

5.Назидательный характер разговора, морализирование, отсутствие проблемных вопросов, ситуаций, требующих неоднозначного решения.

6.Шаблонное начало и завершение беседы.

7.Не продуманы условия, обеспечивающие доверительный характер разговора (место, время, обстановка, атмосфера, возможность свободного обсуждения).

Беседа: «Я - гражданин России!»

Цель: Воспитание чувства гордости за свою Родину;

чувства патриотизма.

Задачи: учить видеть все прекрасное, что нас окружает;

быть настоящим гражданином своей Родины;

Уметь постоять за Родину.

Оборудование: глобус, карта России, государственные символы

(герб, флаг, гимн), выставка книг открыток о родном крае.

Ход классного часа

Учитель: Ребята, я очень рада видеть снова вас в нашем уютном

классе. Мы снова отправляемся с вами в путешествие. Сегодня у нас необычный урок. Прочитаем его тему.(«Я – гражданин России!»)

Кто может разъяснить, о чём мы будем говорить? (О Родине, Отчизне, Отечестве, государстве.)

  1. Раскрытие понятия «Малая родина»

У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он не жил на огромной планете. Место это называется « малой родиной». У кого-то малая родина – большой город, крупнейший промышленный центр, а у кого-то – это маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу маленькой речушки. И где бы не жил человек его всегда тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, знакомые, здесь его корни. Вот какие пословицы появились у народа о Родине. (Записано на доске)

ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА.

На чужой стороне и весна не красна.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Дома и стены помогают.

Родимая сторона- мать. Чужая – мачеха.

А все ли знают, как называется наша малая родина? (ответ ребят)

А за что вы любите свой город? (ответ ребят)

2. «Малая родина»- часть огромной страны.

Мы живём с вами в Кемеровской области, с нами соседствуют другие: Новосибирская область, Томская область. Каждая из них имеет свои достопримечательности, свою славу и гордость. Как маленькие речушки вливаются в большую реку, так и области образуют одно целое – государство, страну с красивым названием. «РОССИЯ». Россия – это родина не одного человека,а целого народа.

Для детей самыми близкими и дорогими являются мамам и папа. Родители очень любят своих детей и заботятся о них. А дети- помощники в семье. И дети, и взрослые - это сыновья и дочери Родины, Отчизны, Отечества.

Эти слова неслучайно пишутся с заглавной буквы. Они дороги каждому человеку, потому что обозначают страну, в которой человек родился. Наша страна огромна. Её территорию на севере омывает Северный Ледовитый океан, на востоке - Тихий. Границы проходят и по морям, и по рекам и по суше. Россия не только самая большая страна в мире она очень богата полезными ископаемыми, полноводными реками, густыми лесами, степями и равнинами.

В России много городов, сёл, посёлков.

3. Объяснение понятия «гражданин»

В разных частях России люди живут по - разному, имеют свои обычаи, свой язык. Но это не мешает им быть гражданами одной страны и трудиться на благо своей семьи и своей Родины. Итак, мы с вами граждане России, россияне. А кто такой гражданин?

ГРАЖДАНИН – ЖИТЕЛЬ СТРАНЫ, КОТОРЫЙ ПРИЗНАЁТ ЕЁ ЗАКОНЫ,

ЛЮБИТ ЕЁ , гордится ЕЮ. Вместе с нею

переживает ее горе и радости, старается

С делать ее сильной и богатой.

4. Знакомство с государственными символами страны.

Что же нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория, законы, которые все обязаны выполнять. Также у страны есть государственная символика: герб, флаг, гимн. Символы эти мы можем увидеть на важнейших политических событиях, на форме защитников Отечества, на космических кораблях и т. д. ГЕРБ - главный символ любого государства.

Герб России - двуглавый золотой орёл. Более 400 лет олицетворяет нашу державу. Орел- символ солнца, небесной силы, огня

и бессмертия.

Появился он в 1497г. Впервые ввел его царь Иван III - великий

князь всея Руси. Это был вначале герб Московского княжества, затем Русского государства, а теперь России. Внутри герба - герб Москвы. Двуглавый орёл- символ вечности России. Две головы орла напоминают об необходимой исторической для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ним, скрепленные одной лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех народов- русских, украинцев, белорусов. Скипетр и держава - образное выражение незыблемости устоев государства.

ФЛАГ. Слово «флаг»- греческого происхождения, от слова «Флего», что означало «сжигать, озарять, гореть»

Государственный флаг, как и герб, является символом государства. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями. Государственному флагу отдают почести и чтят его, как святыню. По решению Государственной думы и президента Россия вступила в 21 век с бело - сине- красным государственным флагом.

Существует несколько версий:

1. Содружество стихий: моря, земли, неба.

  1. Содружество трех славянских народов.
  2. Олицетворяют: белый - веру, чистоту, синий - небо, благородство, верность, красный-героизм, отвагу, смелость.
  3. Белый - вера, синий - надежда, красный- любовь.

ГИМН . Гимн - торжественная песнь, прославляет историю государства, его народа, красоту и богатство природы, традиции народа. Гимны разнообразны: государственный, военный, религиозный, в честь исторического события или героя.

С 1 января 2001г. гимном стало произведение с современным текстом С. Михалкова на музыку В.Александрова. Текст утвержден Президентом и Государственной думой.

ВЫВОД ПО УРОКУ.

Учитель: Вы, ребята, граждане своей страны. А, значит, имеете свои права и обязанности. Каждый гражданин России имеет право на образование. Задача школы - вырастить из учеников достойных граждан страны. Задача школьников - старательно учиться. Следует заметить, что у вас кроме прав есть ещё и обязанности. Какие? (ответ учеников)

Ребята, а как вы думаете, почему во всех школах проходит урок Отечества? (ответ учеников) Вы - наше будущее. И, если вы вырастите достойными гражданами, то страна наша будет только процветать, будет сильной и могучей.

Чурепкина Валентина Петровна
Беседа по нравственному воспитанию младших школьников «Успокоить-утешить словом»

Беседа по нравственному воспитанию младших школьников «Успокоить - утешить словом»

Цель:

формирование представлений о добре и зле, показать красоту добрых поступков;

усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся.

Задачи:

познакомить учащихся со словами утешения;

воспитывать умение сопереживать неудаче, горю, несчастью;

научить разделять радости и печали других;

обучать детей добру, на примере литературных произведений объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро»;

учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие;

внушить необходимость доброжелательного и бережного отношения к окружающим;

обеспечить активность детей в процессе самой беседы.

Материал: толковый словарь Ожегова; на доске прикреплены макеты «Сердца с кармашком» и «Дерево добра»; листочки разной формы; карандаши; клей.

Запись на доске: Утешить – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе, страдание. Толковый словарь Ожегова.

Педагог:

Здравствуйте, ребята. Я, очень рада вас видеть. Сегодня я вас пригласила на посиделки. Проходите, присаживайтесь.

Давайте зажжем свечу. Как хорошо, уютно, тихо. Посмотрите на огонёк свечи, Протяните к нему ладошки.

Что вы чувствуете? (Ответы детей)

Приятно смотреть на огонёк? А какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей)

А раз у вас хорошее настроение, давайте скажем друг другу вежливые, волшебные слова.

Дети передают друг другу колокольчик.

Педагог:

Добрые слова помогают нам уговорить, рассмешить, ободрить, убедить. В общем – успокоить, утешить человека. Как вы, ребята, понимаете слова «успокоить – утешить»?

Педагог:

– Давайте выясним точное значение слова «утешить». Если заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова, то найдем пояснение. (Работа со словарем.)

Утешить – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе, страдание.

Педагог:

У каждого человека в жизни бывают неприятности, огорчения. Какими словами можно успокоить, утешить человека?

Легко ли вы находите слова для утешения?

Утешили ли вы кого –нибудь сегодня?

Педагог:

Бывают случаи, когда утешение словами неуместно. Как в такой ситуации проявить сочувствие?

Примерные ответы детей: обнять, поцеловать, погладить, сделать ласковый жест и т. д.

Педагог:

Ещё, как мне кажется, главные слова сочувствия это: «Можешь рассчитывать на меня, что бы ни случилось». Обычно, после таких слов каждый человек немножко успокаивается, ведь ему есть на кого положиться.

Послушайте стихотворение «Ящеренок»

Сидит ящеренок на бревне

И горько-горько плачет.

– Скажи, пожалуйста, ты мне,

А что всё это значит?

Печально отвечает он:

«На бревнышке я грелся,

А рядом тут со мною вдруг

Мальчишка злой уселся.

За хвостик он меня схватил,

И хвостик оторвался.

На всю оставшуюся жизнь

Я без хвоста остался!

Я неуклюжим и смешным

Кажусь в глазах друзей.

И с каждым днем худею я

И становлюсь грустней…»

Не плачь, не мучайся, мой друг!

Пройдет лишь двадцать дней,

И хвостик снова отрастет,

И станет он длинней.

И будешь снова ты гулять

По бревнышкам в лесу,

Хвостом своим вовсю вилять

И лазать на сосну! (Денис Ларионов)

Педагог:

В разных жизненных ситуациях могут оказаться важными совершенно разные слова утешения. А теперь представьте, что вы утешаете, успокаиваете героев мультфильмов.

1. Дядя Федор уехал с Котом в Простоквашино, а родители мальчика огорчились.

Не беспокойтесь, дорогие, все буде хорошо. Ваш мальчик самостоятельный, он не пропадет. Соскучится - вернется.

2. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.

Не огорчайся, уважаемый Леопольд! Все в жизни бывает.

3. Помнишь ли ты. Как Винни-Пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом?

Не горюй, милый Кролик. Я знаю, ты построишь дом еще лучше прежнего.

4. Волк попал в больницу после погони за зайцем.

Не волнуйся, отчаянный волк! Ты долго в больнице не пролежишь.

Задание: Выберете для каждой ситуации подходящую пословицу. Ты можешь с нее начать. Вставить в середину и т. д. Произнеси утешение так, чтобы успокоить расстроенного.

Пословицы для выбора:

1. Горе не беда – с кем не была.

2. Нет худа без добра.

3. Одна беда – не беда.

4. Эта беда на беда, только бы больше не была.

5. Наши лепешки тоже поели кошки.

6. И у нас дома не здорово – таракан с печки свалился.

Предложить детям послушать стихотворение Душана Родовича в переводе Л. Яхнина «Друзья»

Если плачет кто-то рядом.

Если слезы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?»

Это, дети, сделать надо –

Плохо плакать одному.

Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:

"Я прочитаю вам вопрос. Вам нужно выбрать из трех данных на него ответов один".

Вопрос:

1. Если кто-то плачет, то я.

o Пытаюсь ему помочь.

o Думаю о том, что могло произойти.

o Не обращаю внимания.

Вопрос: Как вы будете утешать плачущего? Что вы скажите? Вспомните об утешительных словах.

Задание: соедини стрелочкой имя героя, который утешает других сказочных героев, попавших в трудные жизненные ситуации, такими словами:

Не плачь, дед, не плачь, баба, Я снесу вам другое яичко,

Не золотое – простое. 1. Царевна-Лягушка

Не тужи, Иван-Царевич, Ложись лучше спать, Утро вечера мудренее. 2. Курочка-Ряба

Не печалься, ступай себе с Богом!

Добро! Будет старуха царицей. 3. Карлсон

Это все пустяки, Дело житейское! 4. Золотая Рыбка

Подсказка: 1. Курочка-Ряба. 2. Царевна-Лягушка. 3. Золотая Рыбка. 4. Карлсон.

Вопрос: Какие слова выделены? Почему?

Предложить детям послушать отрывок из сказки "Приключения Алисы в стране чудес" английского автора Льюиса Кэрролла.

«Приключения Алисы в стране чудес»

Во время путешествия Алисы по стране чудес она стала очень маленькой. Алиса хотела достать золотой ключик, лежащей на столе, пытаясь взобраться по ножке стола, но все неудачно: ножка была очень скользкая. Наконец, совсем выбившись из сил, бедная девочка села на пол и заплакала: «Ну, полно плакать! Этим ведь не поможешь! - строго сказала она себе через некоторое время. – Советую тебе перестать! Все равно из этого не выйдет никакого толку!»

Педагог:

А вам, ребята, приходилось успокаивать самого себя? Приведите примеры.

Спроси у жизни строгой:

– Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

– Иди за солнцем следом,

Пусть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда

Дорогою добра.

В русском языке очень много слов, с помощью которых можно успокоить в трудную минуту тех, кто находится рядом с вами и нуждается в утешении. Это удивительные, можно сказать волшебные слова.

Задание: вспомните их и запишите на ваших листочках волшебные слова, слова утешения и поместите на «Дерево добра».

Дети пишут на листочках слова утешения и помещают их на «Дерево добра».

Примерные слова: не беспокойся, не огорчайся, не тревожься, не волнуйся, не горюй, не расстраивайся, не переживай, успокойся, не надо нервничать, у тебя все получится, ты со всем справишься и др.

Педагог:

Будьте добры, дарите добро

И счастьем оно вернётся к тебе.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой сказал: “Чтобы поверить в добро, надо начать его делать”. Но, чтобы делать добро, надо, прежде всего им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту.

Педагог (обращает внимание детей на доску):

– Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое. В это сердце – кармашек вы опустите сейчас “ладошку” со своими пожеланиями. (Читают по желанию.)

Подведение итога беседы:

Предложить детям выбрать начало фразы из рефлексивного экрана на доске и высказаться одним предложением:

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я выполнял задания…

Меня удивило…

Беседа дала мне для жизни…

Мне захотелось…

Педагог:

Ребята, помните, маленькие добрые дела, совершенные от всего сердца, приносят радость людям. Спешите делать добро!

1. Вечные общечеловеческие ценности

2.Истина абсолютная и относительная

3.Совесть – нравственное мерило человека

4. Уроки совести

5. Качества праведного поведения: долг и благодарность

6.Сотрудничество

7.Дисциплина

8.Искорки знаний о себе

9. Учителя и ученики - искатели и носители Света

10. Знания, которые я пронесу через всю жизнь

11. Красота души человека

12. Об отзывчивости и равнодушии

13. Сердце, отданное детям (о роли С. А. Назарбаевой в воспитании детей)

14.Мир, с которым я дружу

15. Мирные отношения

16.Мы - миротворцы

17.Я, ты, он, она - вместе дружная семья

18. Законы уважения

19. Верные друзья

20.Полет души (о свободе выбора)

21.Свобода и ответственность

22.Свобода и счастье

23.Как прекрасен этот мир, когда в нем есть любовь!

24.Пусть всегда будет солнце в душе!

25.БерегисвоюПланету!

26. Любовь в понимании – ненасилие

27.Практика ненасилия

28.Высокий дух лидерства (о лидерах, практиковавших ненасилие)

29. Источники здоровья и гармонии

30. Ценности расцветают в здоровом теле

31. Мы за здоровый образ жизни!

32. Я вас благодарю (творческаяработа - благодарственные письма родителям)

33.Иди, мой друг, всегдаиди дорогою добра!

34. Спасибо тебе, человек!

35. Жизнь - бесценный дар

36. Семья - начало начал

37.Гармония жизни в нравственности

38.Казахстан - вольная птица, несущая свет и радость людям!

39. Родная земля - для сердца услада!

40.Родина в душе моей

41.Что такое хорошо, что такое плохо?

42. Земля - мой дом

43.Добрый поступок

44.История возникновения праздника

45. Традиции встречи Нового года в других странах

46.Встречаем Новый год! (семейные традиции)

47.Духовные традиции разных народов

48.Наш единый шанырак

49.Начало жизни - истина

50.Путь к истине

51.Закон вечного счастья – истина

52. Светлыемысли, хорошие слова и добрые поступки (праведное поведение)

53. Праведноеповедение - основажизни

54. Взаимопониманиевсемье

55.Я имоидрузья(покой, мир в душе)

56.Я - самыйсчастливый

57.Постижениекрасотымира

58. Волшебнаясила бескорыстной любви

59.Умейте проявлять мудрость и милосердие

60. В зеркале дружбы и понимания

61. Золотоесердце(посвящаетсяСареАлпысовне)

62. Твори добро

63. Спасибо за сегодня!

64.Твоё предназначенье, человек!(ненасилие)

65. Тропинка к здоровью

66. Край,гдемы с тобойживем

67. Традициисемьи(истина)

68. Семьяиздоровыйобраз жизни

69. Берегите родных. Что может быть семьидороже?

70. ЭтотпрекрасныйЖенскийдень! (праведное поведение)

71. Светлый праздник- мамин день

72. Солнцематеринскойлюбви

73. Утро Родины моей(покой, мир в душе)


74.Роднаяземля - источниквдохновения

75. Мыдети твои, Казахстан!

76. Напевы степей (посвящается Наурызу)

77. Добрые чувства рождаются в семье(любовь)

78. Созвучие с окружающим миром

79. Я люблю этот мир

80. Истоки уважения(истина)

81. Смотрю на мир, как на чудо!

82. Дорожить временем

83. Счастье человека(праведное поведение)

84. Жизнь по законам красоты…

85. Связь поколений

86. В ладу с самим собой(покой)

87. Звуки природы даруют мир

88. Вклад каждого в процветание своей Родины

89. Казахстан - наш общий дом(ненасилие)

90. Миру -мир!

91.Какстать счастливым?

92. Не скудеющая сила мудрости(истина)

93. Живительные силыприроды в ее чистоте и бескорыстном служении!

94. Доброеимя связано с добрыми делами…

95. Спасибо за сегодня! Живи настоящим моментом!



Рассказать друзьям