Дмспэ цепи питания.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вопрос 6. Каковы причины миграций? Приведите примеры.

Причинами миграций являются изменения условий существования животных. Примерами могут служить миграции птиц, саранчи в места, где достаточно пищи и др.
^ 53. Естественные и искусственные биоценозы

Вопрос 1 Докажите, что пространственная и временная ярусность повышают устойчивость биоценоза.

Пространственная и временная ярусность позволяет большому количеству видов уживаться на одной территории, так как обеспечивает более широкое использование света, тепла, влаги и тем самым уменьшает конкуренцию. А у сообщества с большим видовым разнообразием шире возможность приспособления к меняющимся условиям живой и неживой природы, т. е. выше устойчивость.

Вопрос 2. Приведите известные вам примеры, подтверждающие наличие временной или пространственной ярусности у животных.
Примером пространственной ярусности у животных может служить распределение гнездовий у птиц. Есть виды птиц, гнездящиеся на земле (куриные, тетеревиные, овсянки, коньки и др.), в кустарниковом ярусе (снегири, славки, соловьи, певчие дрозды и др.), в кронах деревьев (корольки, щеглы, зяблики и др.).

Временную ярусность иллюстрируют различные календарные сроки гнездования. Так, например, зяблики выводят птенцов весной, а клесты - зимой.

Вопрос 3. Почему есть консументы II и более порядков, но нет продуцентов II порядка?

Продуцентами являются организмы, которые производят первичные органические вещества из неорганических. Например, растения, используя энергию солнца, производят их из углекислого газа и воды. Поэтому продуцентов II порядка быть не может. Все они относятся к первому трофическому уровню.

Консументы - это потребители органических веществ. Их можно разделить на растительноядных и хищных, т. е. отнести к I и II порядку.

Вопрос 4. Почему в естественных биоценозах значительно реже, чем в искусственных, наблюдаются случаи массового размножения вредителей?

Это объясняется тем, что в естественных биоценозах видовой состав и взаимоотношения между видами сбалансированы. Внедрение в устойчивую систему естественного биоценоза инородного вида и его массовое размножение затруднительно. В искусственном же биоценозе законы взаимодействия между видами направленно нарушены (для получения высокой продуктивности одного вида) и массовому размножению вредителей нет естественных преград.

^ 54. Факторы среды и их влияние на биоценозы

Вопрос 1 . Какими местными примерами вы можете подтвердить прямое и косвенное влияние биотических факторов?

Воздействие биотических факторов может быть прямым и косвенным.

Характерными примерами прямого влияния являются пищевые связи. Так, например, совы впрямую регулируют численность мышевидных грызунов, питаясь ими.

Косвенное влияние проявляется при изгнании животных данного вида из нор или других мест обитания, при уничтожении их кормовой базы или наличии постоянного беспокойства. Например, неурожай трав в засушливое лето косвенно влияет на состояние популяции сов, так как в таких условиях меньше выживает мышевидных грызунов, являющихся для сов пищей.

Вопрос 2. Докажите, что кроты изменяют среду своего обитания.

Кроты изменяют состояние почвенной среды, в которой они обитают, тем, что создают систему подземных ходов и периодически выбрасывают землю на поверхность в виде кротовин. В результате изменяется аэрация почвы, происходит перемешивание ее слоев.

Вопрос 3. Приведите примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу в результате хозяйственной деятельности.

Искусственное разведение, охрана определенных видов редких животных и

растений может служить положительным примером.

Отрицательных примеров значительно больше. Это и уничтожение естественных биоценозов при использовании земель под хозяйственные нужды, и загрязнение среды огромными количествами отходов промышленных предприятий, многие из которых ядовиты и приводят к гибели наземных, почвенных и водных обитателей, и, наконец, прямое истребление многих растений и животных, являющихся объектами промыслов.

^ 55. Цепи питания. Поток энергии

Вопрос 1 О чем говорит длина цепи питания?

Цепь питания обычно не может состоять более чем из 4-6 звеньев, включая организмы, потребляющие трупы животных, что объясняется потерей энергии на каждом ее уровне (в каждом звене). Длина цепи питания говорит об эффективности использования энергии в ее звеньях (чем полнее используется энергия, тем длиннее цепь).

Вопрос 2. Почему численность (число видов) консументов в цепи питания сокращается?

В цепи питания каждое последующее звено теряет часть органического вещест-

ва, получаемого с пищей, и часть извлеченной из нее энергии. Усваивается только 10% от общей массы съеденного корма. Поэтому переход с одного звена на другое сопровождается резким сокращением численности консументов в цепи питания. Если число хищников будет больше, чем число их жертв, то они уничтожат всю свою кормовую базу и сами начнут гибнуть от голода.

Вопрос 3. Каким образом природопользователи определяют продуктивность естественного биоценоза?

Продуктивность естественного биоценоза природопользователи оценивают по количественным показателям, используя пирамиды биомассы (пищевые пирамиды, пирамиды энергии).

Вопрос 4. Каково ваше мнение о продуктивности естественного и искусственного биоценозов на одной и той же территории? Ответ обоснуйте.

Пирамиды биомассы, или пищевые, и энергии позволяют оценить продуктивность биоценоза и возможность использования части биомассы для нужд человека. Сравнивая естественные и искусственные биоценозы по продуктивности, можно сказать, что первичная продуктивность искусственного биоценоза (агроценоза) выше,

чем естественного. Что касается следующих ступеней пирамиды, то агроценозы, как правило, не имеют животных консументов II порядка и выше, так как их место занимает человек. Учитывая, что на борьбу с естественными консументами (для человека - вредителями сельского хозяйства) необходимо затрачивать определенные ресурсы, в том числе и энергетические, встает вопрос об эффективности хозяйствования.

^ 56. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

Вопрос 1 Какие биоценозы в вашей местности могут служить примером взаимосвязей компонентов?

Вопрос 2 . Приведите примеры взаимосвязей компонентов биоценоза в аквариуме.

Аквариум может рассматриваться как модель биоценоза. Разумеется, без вмешательства человека существование такого искусственного биоценоза практически невозможно, однако при соблюдении определенных условий можно добиться его максимальной устойчивости.

Продуцентами в аквариуме являются все виды растений - от микроскопических водорослей до цветковых растений. Растения в процессе своей жизнедеятельности производят под действием света первичные органические вещества и выделяют кислород, необходимый для дыхания всех жителей аквариума.

Органическая продукция растений в аквариумах практически не используется, так как в аквариумах, как правило, не содержат животных, которые являются консу-ментами I порядка. Заботу о питании консументов II порядка - рыб - соответствующим сухим или живым кормом человек берет на себя. Очень редко в аквариумах содержатся хищные рыбы, которые могли бы играть роль консументов III порядка.

В качестве редуцентов, обитающих в аквариуме, можно рассматривать разнообразных представителей моллюсков и некоторых микроорганизмов, перерабатывающих продукты жизнедеятельности обитателей аквариума. Кроме того, работу по уборке органических отходов в биоценозе аквариума выполняет человек.

Вопрос 3. Докажите, что в аквариуме можно показать все виды приспособленности его компонентов друг к другу.

В аквариуме можно показать все виды приспособленности его компонентов друг к другу только в условиях очень больших объемов и при минимальном вмешательстве человека. Для этого необходимо изначально позаботиться обо всех основных составляющих биоценоза. Обеспечить минеральной подкормкой растения; организовать аэрацию воды, заселить аквариум растительноядными животными, численность которых смогла бы обеспечить питанием тех консументов I порядка, которые будут питаться ими; подобрать хищников и, наконец, животных, выполняющих функции редуцентов.
^ 57.Воздействие человека и его деятельности на животных

Вопрос 1 . Докажите местными примерами, что воздействие человека на среду обитания имеет более существенные последствия, чем истребление какого-либо вида.

Для ответа на данный вопрос необходимо отметить, что в природе очень мало видов, функции которых в биоценозах не могли бы взять на себя представители других видов. Негативное же воздействие человека на среду, как правило, носит комплексный характер, так как затрагивает все организмы, обитающие на данной территории. Например, осушение болот, распашка целинных земель, вырубка лесов приводят к тому, что резко сокращаются ареалы диких копытных. Вслед за ними сокращается поголовье хищников, растет численность грызунов.

Происходит полное, необратимое разрушение биоценоза.

Вопрос 2. Чем могут гордиться жители вашей местности в плане охраны животного мира, а чего - стыдиться?

Мы можем гордиться тем, что в настоящее время уже созданы многие природоохранные технологии (по очистке сточных вод, утилизации промышленных отходов, обезвреживанию ядохимикатов и др.) и продолжают разрабатываться новые, все более совершенные; отработана методика по сохранению и разведению в неволе животных, исчезающих в природе; имеется положительный опыт по восстановлению численности конкретных видов животных (например, зубров, бизонов, бобров и др.) на природоохранных территориях.

И непростительно, когда мы не применяем этих разработанных методик, технологий по охране окружающей среды во всех случаях, когда это необходимо.

Вопрос 3. Есть ли в вашей местности какие-либо промыслы? Эффективны ли они? Ответ обоснуйте расчетами.

Промыслом называют изъятие человеком из природы животных путем отлова добычи. Промыслы различаются по названию группы животных или продуктов их жизнедеятельности, например: пушной промысел, рыболовство, бортничество, промысел крабов, устриц, трепангов, жемчужниц и др. Выделяются группы животных, которых считают промысловыми. В каждой местности можно назвать примеры промысловых рыб, птиц и зверей.

Эффективность промысла рассмотрим на примере любительского рыболовства.

Допустим, что затраты семьи связаны в основном с приобретением снастей, транспортными расходами и составляют порядка 15% от стоимости пойманной рыбы. Если в среднем в год семья потребляет 45 кг рыбы (средняя цена 1 кг - 40 руб.), то, обеспечивая себя добытой рыбой, она сэкономит 1530 рублей.

Вопрос 4. Что такое браконьерство? В чем его вред?

Браконьерство - добыча или уничтожение диких животных с нарушением действующих законов, регламентирующих промысел животных, а также требований законодательства по охране животного мира.

Браконьерство приводит к нерегулируемому отлову промысловых животных в масштабах, не учитывающих возможностей их естественного восстановления, а также сводит на нет усилия по сохранению в природе редких видов.

^ 58. Одомашнивание животных

Вопрос 1 . Какие пути одомашнивания животных кажутся вам более достоверными?

На сегодняшний день предполагается несколько путей одомашнивания. Каждый из них можно считать достоверным. Во-первых, животных ловили во время охоты, а затем держали на привязи или в загоне, постепенно приручая. Во-вторых, приручали детенышей, оставленных живыми после охоты. Их в качестве игрушки охотники отдавали детям, которые ухаживали за своими питомцами, кормили, вместе играли. В-третьих, в некоторых случаях одомашниванию способствовало религиозное почитание животного и, как следствие, его неприкосновенность (например, коровы в Индии, кошки в Египте).

Вопрос 2. Почему процесс одомашнивания идет очень медленно?

Можно предположить, что длительность процессов одомашнивания связана с тем, что первые домашние животные появлялись у человека случайно. Должны были накопиться знания об особенностях образа их жизни и опыт по успешному содержанию и размножению их в неволе. Затем шел долгий отбор животных, обладающих полезными для человека признаками.

Вопрос 3. Докажите, что одомашненные животные более продуктивны, чем их дикие родственники.

Масса тела диких гусей 5-6 кг, домашних - до 12 кг. Яйценоскость диких кур - от 6 до 16 яиц в год, домашних кур - до 40 яиц в год.

Вопрос 4. Какие направления отбора домашних животных известны вам? Приведите примеры из вашей местности.

Чаще всего отбор осуществляется на получение продукции от данного животного. Например, у птиц он ведется обычно в двух направлениях: на яйценоскость и на быстрый рост - наращивание большой массы тела. У овец отбор ведется в нескольких направлениях: на увеличение числа ягнят; на наращивание массы тела - породы мясные, мясо-сальные; на руно или на молоко. У крупного рогатого скота отбор ведется на молочность, на массу тела и скороспелость.

^ 59. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга

Вопрос 1 С какой целью страны принимают законы об охране животного мира?

Законы об охране животного мира принимают для того, чтобы урегулировать соотношения охраны и использования животного мира, среды его обитания, сохранить биологическое разнообразие.

Вопрос 2. Почему необходимо международное сотрудничество по вопросам мониторинга окружающей среды?

Загрязнение среды приняло планетарный характер. Международное сотрудничество по вопросам мониторинга окружающей среды необходимо потому, что в природе нет границ в государственном понимании этого слова. Благодаря осуществлению мониторинга на международном уровне можно получать более полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Вопрос 3. Какими причинами, кроме браконьерства, можно объяснить сокращение численности некоторых промысловых животных в 1995 г.?

Сокращение численности промысловых животных наблюдается ежегодно. Кроме браконьерства, это связано с тем, что происходит разрушение мест обитания этих животных из-за загрязнения окружающей среды, а также в результате освоения человеком этих территорий под различны» объекты (строительство дорог, зданий и т. п.).

Вопрос 4. Нужен ли мониторинг вашей территории? Ответ обоснуйте.

Мониторингом называют наблюдение, оценку и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. Мониторинг уместен на любой территории - с развитой хозяйственной структурой и заповедной. Чем шире он проводится, тем более полные данные динамики состояния окружающей среды мы имеем.
^ 60. Охрана и рациональное использование животного мира

Вопрос 1 Какие виды охраняемых территорий известны вам?

С целью сохранения естественных ландшафтов как мест обитания многочисленных диких животных в нашей стране определены законодательством территории с различными степенями охраны. Это заповедники, заказники, памятники природы, природные национальные парки. Все они составляют систему эталонных, особо охраняемых территорий и объектов.

Вопрос 2. Какие объекты своей местности вы считаете необходимым охранять?

В условиях хозяйственной деятельности человека любые объекты природы требуют охраны. Особое внимание следует уделять тем объектам, которые еще не нарушены, придавать им статус особо охраняемых территорий. Остальные объекты следует восстанавливать и стремиться к их максимальному сохранению.

Вопрос 3. Есть ли Красная книга для той территории, на которой вы живете? Что вы о ней знаете?

Международная Красная книга была учреждена решением Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в 1966 г. В 1980 г. была учреждена Красная книга СССР, в 1982 г. - Красная книга РСФСР. В настоящее время существует Красная книга России. Все Красные книги построены по одному плану - это списки видов животных по пяти категориям: исчезающие; сокращающиеся в численности; редкие; малоизученные; восстановленные.

Главные цели Красной книги - привлечь внимание человечества к спасению исчезающих видов и восстановлению редких, объединить усилия всех заинтересованных лиц и организаций в спасении животных и сохранении их видового разнообразия.

Вопрос 4. Почему необходимо периодически пересматривать и переиздавать Красные книги?

В зависимости от природоохранных мер, предпринимаемых человечеством, статус того или иного биологического вида в Красной книге может меняться. Поэтому Красные книги необходимо периодически пересматривать и переиздавать.

Вопрос 5. Что значит рациональное использование животных?

Рациональное использование животных предполагает получение от них максимальной пользы при сохранении ныне существующих их численности и биологического разнообразия.

29.05.12, 12:05

Привычный образ школы как образовательного учреждения с жесткой дисциплиной и прагматичным подходом к обучению постепенно уступает место школе новой формации, где педагоги стремятся не только передать детям знания, но и научить их самостоятельно открывать для себя этот разнообразный мир.

Что такое школа с эстетическим направлением воспитания и чем сегодня живет одно из таких учебных заведений Раменского района, мы узнали у директора школы №22 в пос.Дубовая Роща Татьяны Лазаревны Савченко.

— Татьяна Лазаревна, чем сегодня живет 22-я школа?

— Как и все российские школы — реализацией основных направлений модернизации образования, национальной инициативы «Наша новая школа»; внедрением в широкую практику современных методов обучения и воспитания, новых подходов в оценке качества образования. В то же время мы реализуем свою собственную программу развития, ориентированную на ближайшие пять лет. Основной акцент в ней поставлен на развитие школы как базовой, профильной в раменской муниципальной системе образования в условиях реализации национальной образовательной программы «Наша новая школа». С 1 сентября 2009 года мы были пилотной площадкой по внедрению Федеральных образовательных стандартов в начальной школе, сегодня у нас уже пять классов работают по новым стандартам. Кабинеты для учащихся начальных классов оснащены современной техникой, организованы занятия по шести направлениям внеурочной деятельности. Все это благодаря созданной за последние годы системе образования и существующему на базе школы центру эстетического воспитания.

Новый статус школы с углубленным изучением отдельных предметов, который мы получили несколько лет назад (с 1992 года мы имели статус школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла), наряду с новой концептуальной политикой российского образования не вытеснили предыдущие концепции нашего учреждения. В своей образовательной программе, лишенной конъюнктурного подхода, школа, чутко улавливая новые веяния, тенденции в государственной образовательной политике, реагируя на них, опирается на достигнутые результаты и выдерживает свою стратегическую линию. Главное для нас — человек, его развитие и воспитание.

18 февраля на базе школы прошел муниципальный конкурс хоровых коллективов, ансамблей, вокального академического пения, и наш хор под руководством Елены Юрьевны Рябовой занял первое место. Готовимся к областному конкурсу «Юные таланты Подмосковья». 22 февраля прошел районный семинар завучей по воспитательной работе и традиционный для нашей школы творческий день для учащихся 1-11 классов под названием «Ломоносов — больше, чем 300 лет». 2 марта мы проводим традиционный концерт «С любовью к вам…», посвященный Международному женскому дню. Главным подарком женщинам нашего района стало, конечно, творчество наших детей. У нас происходит и множество других событий. Мы живем как по христианскому календарю — от одного праздника к другому. Но праздник для нас — не самоцель, а способ создать творческую атмосферу в коллективе, мотивировать его на развитие, новые успехи и достижения. Подготовка к тому или иному мероприятию дает возможность сконсолидировать усилия детей, учителей, родителей, создать условия для сотрудничества. Конечно, для нас важны и школьные будни — уроки, организация учебно-воспитательного процесса, подготовка к итоговой аттестации. Недавно в 9-х классах проводились диагностические работы по математике и русскому языку. Одновременно проходит аттестация педагогических кадров по новой форме. Учителя нашей школы посещают огромное количество курсов для повышения уровня знаний и методических навыков.

— Вы сказали, что сейчас 22-я школа имеет статус учебного заведения с углубленным изучением отдельных предметов. Какие это предметы ?

— Мы выбираем дисциплины, востребованные нашими учащимися. У нас есть профильные классы гуманитарного направления (русский язык, иностранные языки, история) и математического. Выбор предмета зависит от потребности детей и их родителей.

— Расскажите, пожалуйста, как начинался ваш педагогический путь?

— Работать с детьми я начала еще со школьной скамьи в далеком 1965 г. В восьмом классе окончила музыкальную школу и получила право преподавания в детском учреждении. Меня пригласили работать музыкальным руководителем в детском саду, и с этой деятельностью я совмещала учебу в 9-10 классах общеобразовательной школы. В летние каникулы мне приходилось заменять воспитателей детского сада на музыкальных занятиях и утренниках. У меня уже не было сомнений, куда идти учиться после школы — только в педагогический.

Став директором школы №22, я впоследствии ввела такую практику и в своей школе. Детям из 10-11 классов, которые прошли студийную подготовку по тому или иному вида искусства, я предлагала работать в качестве руководителя кружка. Оканчивая школу, они уже имели трудовую книжку и стаж педагогической работы. В этом случае я отчасти стремилась решить кадровую проблему школы, ведь поиск педагога дополнительного образования является делом довольно проблематичным. Позже многие выпускники выбирали педагогические вузы. Например, наша выпускница Ирина Андреевна Бушуева сегодня преподает у нас информатику, а в прошлом руководила студией бального танца; Аня Никитина, еще в 10-11 классах руководившая танцевальным кружком, до сих пор занимается этой деятельностью; Ольга Максимова — тоже наша выпускница — несколько лет работала руководителем группы циркового школьного коллектива.

После института я осталась в Коломне. Сначала работала учителем музыки, потому что не было часов по специальности, а я — учитель русского языка и литературы. Через год я уже совмещала работу учителя русского языка и литературы и преподавателя музыки. Пять лет провела в Коломне, и это была великолепная школа освоения педагогической практики. До сих пор с благодарностью вспоминаю своего директора Т.В.Бахину, свою наставницу В.И.Кузнецову. В 1976 году мы с мужем переехали в поселок Дубовая роща, и я стала работать в Сафоновской средней школе сначала учителем начальной школы, потом учителем музыки, литературы и русского языка. С 1988 года меня назначили директором школы.

— Татьяна Лазаревна, вы родились в Раменском районе? Расскажите о своем детстве.

— Нет, я родилась в городе Зарайск Московской области. Училась в школе №1, директором там был П.Н.Степнов. Кстати, когда я приехала в Раменское, узнала, что почитаемый в городе и уважаемый всеми директор «РПЗ» В.Н.Степнов — родной брат директора моей школы.

Я окончила школу с золотой медалью. Росла в прекрасной семье, где всегда царили мир, лад, уважение, искренность. У нас было принято чтение хороших книг, совместное музицирование, пение. В детстве я дружила с детьми текстильного городка. Мы жили как все — скромно, но с достоинством. Светлая память моим родителям, бабушке, брату. Я бесконечно им благодарна. Они научили меня не ожесточаться, несмотря ни на какие превратности жизни, торжествовать над всеми препятствиями и хранить веру во все прекрасное. Они всегда были и будут для меня примером во всем. Будучи сегодня в зрелом возрасте, я до сих пор мысленно обращаюсь к ним и думаю, как бы в том или ином случае поступили мои родители. Тем более что они мне близки и по роду деятельности: мама была учителем немецкого языка, директором школы, папа — руководителем текстильной фабрики, имел музыкальное образование, руководил хором, сам выступал, а также был внештатным корреспондентом газеты «Ленинское знамя» и постоянно учился. Я всегда восторгалась этим его качеством. Когда поступила в институт, он тоже поступил в МГУ на факультет журналистики и поэтому имел три высших образования. Родители для меня являются примером для подражания. Любовь к детям, к своей профессии привили мне именно они.

— Что в преподавании для вас главное?

— Знаете, учитель нового типа, учитель-профессионал — это мастер интегрированной системы образования. За ним будущее современной России. Но при этом, на мой взгляд, каждый из нас, учителей, должен помнить: учитель — это еще и тот, внутри которого любая зародившаяся работа души представляет собой шаг к осветлению жизни. Учитель — это человек, который понимает, что его личный выбор касается не только его. Мы не можем не осознавать, что именно от нас, учителей, сегодня, больше чем когда-либо, зависит сохранение человеческого в человеке и обществе.

— Какую роль играет в воспитании ребенка эстетическое образование, ведь школа №22 славится именно этим направлением?

— Очень приятно, что вы это отметили. Значит, все-таки не зря мы работаем. Действительно, еще в 1992 г. мы с коллегами определили приоритетное направление деятельности нашей школы — эстетическое — все, что связано с прекрасным, с преподаванием искусств. Мы создали в школе единую систему обучения, воспитания и развития на основе эстетического направления. И это — авторская идея школы. Важная роль отводится предметам художественно-эстетического цикла и системе дополнительного образования. Мы считаем, что коммуникативная природа искусства с его эмоционально-творческой доминантой способствует созданию творческого коллектива, а становление личности происходит именно в таком коллективе. В этот процесс вовлекается родительское сообщество, различные общественные структуры, таким образом, создается культурно-образовательная среда. Все это способствует не только новому качеству образования, но и рождению новых отношений в атмосфере творческого поиска, сотрудничества, взаимообогащения и радости.

Эстетическое образование как залог культуры несет в себе гуманистическое начало и противостоит вражде, насилию, бездуховности. Красота обязательно пробуждает доброе начало. Нравственность и эстетика идут рядом. Нельзя делать перекос в сторону прагматизма. Мы должны всеми силами развивать эмоциональную сферу ребенка. Приобщение детей к художественному творчеству, к занятиям бальными, народными танцами, театром, цирком, рисованием, пением способствует смягчению нравов детей и предотвращает их огрубение. Кстати, можно ведь применять эстетический подход в преподавании дисциплин, которые считаются точными — это математика, физика, химия. Мне дороги слова Песталоцци: «Конечная цель любого научного предмета заключается в основном в том, чтобы совершенствовать человеческую природу, развивая ее в максимально высокой степени». Поэтому каждый школьный предмет, каждая встреча с учителем, на мой взгляд, должна нести в себе гуманистическое, нравственное, эстетическое, а значит, и духовное начало.

— Российская средняя школа претерпевает постоянные изменения и в начальной школе, и в выпускных классах. Каково ваше мнение о продуктивности всех этих реформ?

— Я за модернизацию в образовании. Реформирование привнесло в российскую школу и новые технологии в обучении, и интегрирование системы образования, и техническую оснащенность. Я двумя руками за современный урок с его практической и деятельностной направленностью, где главной становится личность ребенка. Мне по душе также введение профильного, углубленного изучения предметов с подтекстом ранней профориентации. Я за ФГОСы в начальной школе с акцентом на воспитательную сущность образования, за ЕГЭ с их независимой оценкой. Я только против насаждения этих реформ сверху. Их необходимость должна созреть в глубине самой школы, это длительный и постепенный процесс. Реформы не должны ломать лучшее, что уже создано. Очевидно, что они должны опираться на осознание изменений теми, кому эти реформы суждено воплощать в жизнь.

Нас часто обвиняют в косности, что мы топчемся на одном месте, не идем в ногу со временем. Подстегивать нас нужно, но и доверять необходимо. А с введением реформ на нас посыпался шквал отчетности, мониторингов, нам мешает большое количество бумаг. Раздражение вызывает и то, что уже прозвучало в вопросе — постоянные изменения в деятельности школы. Любое нововведение, на мой взгляд, должно быть тщательно проанализировано и введено с учетом особенностей каждого региона и каждой школы. С другой стороны, человек, выбравший профессию учителя, должен понимать, что учиться нужно всю жизнь. Быть готовым к переменам — суть нашей работы.

— Правильно ли, на ваш взгляд, перенимать европейские стандарты образования?

— Железного занавеса сейчас, слава Богу, нет. Границы стираются, и сегодня мы должны воспитывать Человека мира. Но нельзя не учитывать российского менталитета, особенностей русского характера, традиций, уклада жизни, климата, наконец. Классическая форма образования должна видоизменяться в силу изменения жизни, но не должна разрушаться до основания. Я за то, чтобы наши дети знали английский и другие иностранные языки, но главное — чтобы они не забыли русский.

— Расскажите, в этой связи, об учениках вашей школы, об их успехах и достижениях.

— Я люблю об этом говорить и горжусь нашими детьми. В течение последних пяти лет у нас нет неуспевающих. Качество знаний составляет 42%, иными словами из 550 учащихся 230 обучаются на «4» и «5». В прошлом году у нас было шесть медалистов: золотая медаль у Люды Потемкиной, пять серебряных у Кати Антоновой, Дианы Никифоровой, Насти Бровковой, Маши Левушкиной и Маши Рыжовой. Это дети яркие, талантливые, они проявили себя не только в учебе, но и в творчестве, были активистами школы, управляли советом старшеклассников, занимались общественной работой в нашем районе. Из 28 учащихся прошлого выпуска 16 учеников окончили школу с оценками «4» и «5». Выпускалось у нас два профильных класса — гуманитарный, с углубленным изучением русского языка, и физико-математический, с углубленным изучением алгебры. Шесть человек из этого выпуска пошли в педвуз. Я этим очень горжусь, потому что, на мой взгляд, хорошая школа — та, выпускники которой не разочаровываются в профессии учителя.

В предметных муниципальных олимпиадах от нашей школы участвовало 105 человек. Победителями и призерами стали 13 из них. 300 наших учеников участвовало в международных интеллектуальных играх, мы заняли первое место в районе в игре «Кит». Именные дипломы наши дети получили за высокие показатели в игре «Русский медвежонок». В игре «Золотое руно» ученица 11 класса Ольга Ермакова в прошлом году заняла первое место по России. В системе дополнительного образования из 550 детей у нас занимается 384 человека, 30% из них посещают два-три кружка одновременно. У нас 27 творческих коллективов, из них шесть спортивных. В прошлом году 306 наших детей участвовало в различных конкурсах муниципального, областного и федерального уровня. Мы получили 57 дипломов и грамот, из них 16 — у творческих коллективов и 41 грамота и дипломы — именные. На всероссийском конкурсе «Мы и биосфера» мы завоевали шесть дипломов I и II степени. Во всероссийском конкурсе социальных сочинений Диана Никифорова заняла II место. В республиканском фестивале циркового искусства, проходящем в Домодедово, мы участвуем ежегодно. В прошлом году ученики 9 класса Екатерина Завьялова и Яна Никулина стали лауреатами этого фестиваля.

— В завершение нашей беседы, Татьяна Лазаревна, скажите, пожалуйста, какой у вас жизненный девиз.

— Детям я говорю: «Выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество забирайте с собой все человеческие движения души, не оставляйте их на дороге — не поднимете потом». Что касается себя лично, я очень прониклась творчеством Василия Макаровича Шукшина. Для меня он — художник, которому присуще желание найти ответы на коренные, вечные вопросы жизни. Главным в поле зрения Шукшина всегда был человек. Он писал — и это для меня основополагающе: «Кто бы ни был ты — комбайнер, академик, художник, — живи и выкладывайся весь без остатка, старайся много знать, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным. Это будет завидная судьба!»

Ольга Гарина-Покровская

Фото из архива Т.Л.Савченко

Вопрос 1. О чем говорит длина цепи питания?

Цепь питания обычно не может состоять более чем из 4-6 звеньев, включая организмы, потребляющие трупы животных, что объясняется потерей энергии на каждом ее уровне (в каждом звене). Длина цепи питания говорит об эффективности использования энергии в ее звеньях (чем полнее используется энергия, тем длиннее цепь).

Вопрос 2. Почему численность (число видов) консументов в цепи питания сокращается?

В цепи питания каждое последующее звено теряет часть органического вещества, получаемого с пищей, и часть извлеченной из нее энергии. Усваивается только 10% от общей массы съеденного корма. Поэтому переход с одного звена на другое сопровождается резким сокращением численности консументов в цепи питания. Если число хищников будет больше, чем число их жертв, то они уничтожат всю свою кормовую базу и сами начнут гибнуть от голода.

Вопрос 3. Каким образом природопользователи определяют продуктивность естественного биоценоза?

Продуктивность естественного биоценоза природопользователи оценивают по количественным показателям, используя пирамиды биомассы (пищевые пирамиды, пирамиды энергии).

Вопрос 4. Каково ваше мнение о продуктивности естественного и искусственного биоценозов на одной и той же территории? Ответ обоснуйте.

Пирамиды биомассы, или пищевые, и энергии позволяют оценить продуктивность биоценоза и возможность использования части биомассы для нужд человека. Сравнивая естественные и искусственные биоценозы по продуктивности, можно сказать, что первичная продуктивность искусственного биоценоза (агроценоза) выше, чем естественного. Что касается следующих ступеней пирамиды, то агроценозы, как правило, не имеют животных консументов II порядка и выше, так как их место занимает человек. Учитывая, что на борьбу с естественными консументами (для человека - вредителями сельского хозяйства) необходимо затрачивать определенные ресурсы, в том числе и энергетические, встает вопрос об эффективности хозяйствования.

  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Учитель биологии МОУ средней школы №41 г.о.Тольятти

Жизнь каждого отдельно взятого организма невозможна вне сообщества с особями, ему подобными, и другими видами живых организмов, являющимися для него пищевой базой и вступающими с ним в иные формы взаимоотношений. Этот урок объясняет особенности возникновения цепей питания и направление потока энергии в биоценозах. Кроме научных выкладок, учащиеся знакомятся с шуточной сказкой «Серенький козлик», которая позволяет им легко усвоить материал данной темы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Систематизировать и расширить знания о пищевых взаимоотношениях организмов в биоценозах;
  • Познакомить с особенностями образования цепей питания, направлением потока энергии.

Развивающие:

  • Развить экологическое мышление, учить сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

Участники: 11 класс.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: частично – поисковый, объяснительно- иллюстрационный.

Формы организации: индивидуальные, фронтальные, работа в парах, театрализованная постановка.

Основные понятия и термины урока: экосистема, биоценоз, продуценты, консументы первого порядка, консументы второго порядка, редуценты, цепи и сети питания, круговорот веществ и энергии, потери энергии в цепях питания, экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида чисел.

Оборудование и материалы: таблицы и схемы по теме, карточки с заданиями, материал КМ-школы, театральный реквизит, учебное пособие: 1С:Школа. Экология 10-11 классы, учебное пособие на электронном носителе «Экология. Общий курс».

Продолжительность: 2 академических часа.

Ход урока

  1. Организационный момент. (3 мин)
  2. Проверка домашнего задания. (10 мин)
  3. Сообщение темы и задач урока. (2 мин)
  4. Изучение нового материала. (25 мин)
  5. Сказка «Серенький козлик» (20 мин)
  6. Закрепление. (10мин)
  7. Рефлексия. (7 мин)
  8. Домашнее задание (3 мин)

Ход урока

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами выяснили, что на организм любого биоценоза постоянно воздействует среда обитания. Среда обитания - это совокупность условий жизни, прямо или косвенно действующая на живые организмы. Каждый организм живет в окружении множества других, вступая с ними в самые разнообразные отношения, как с положительными, так и с отрицательными для себя последствиями. Связь с другими организмами обеспечивает питание и размножение, возможность защиты, смягчает неблагоприятные условия среды, в то же время факторы среды могут стать опасностью ущерба или гибели. Приступим к опросу по теме «Факторы среды обитания живых организмов»

2. Проверка домашнего задания.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Какие факторы среды самые древние и самые молодые?
  2. Какими местными примерами вы можете подтвердить прямое или косвенное влияние биотических факторов?
  3. Докажите, что кроты изменяют среду своего обитания?
  4. Приведите примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу в результате хозяйственной деятельности?

3. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня нам предстоит узнать, что означает понятие «цепь питания», определить звенья этой цепи, определить направление потоков энергии в ней. Мы выясним, как пирамиды биомассы и энергии позволяют оценить продуктивность биоценоза и возможность использования части биомассы для нужд человека.

4.Изучение нового материала.

Круговорот веществ и поток энергии В любом биогеоценозе происходит круговорот веществ и осуществляется однонаправленный поток энергии. Растения извлекают из атмосферы углекислый газ, из почвы - воду и минеральные соли, и, используя энергию солнечного света, образуют органическое вещество. В дубраве, например, около 1% солнечной энергии преобразуется в химические связи образованного органического вещества. Солнечная энергия переходит в энергию химических связей образованного органического вещества растений, но при дыхании растений около 50% органического вещества окисляется, остальные 50% - прирост биомассы. Например, ежегодный прирост биомассы в дубраве составляет около 10 т/га, около 6 т - прирост надземных органов, 4 т приходится на прирост подземных органов.

Затем химические элементы, входящие в состав органических молекул, передаются особям биоценоза, связанным пищевыми взаимоотношениями. И вновь от звена к следующему звену часть органического вещества используется как источник энергии, а часть - как строительный материал. В каждом звене при дыхании углекислый газ возвращается в атмосферу, непереваренные остатки пищи и погибшие организмы разлагаются с помощью микроорганизмов, которые завершают круговорот химических элементов.

Цепи питания

Перенос энергии от ее источника (растений) через ряд организмов называют пищевой цепью. Все живые организмы связаны между собой энергетическими отношениями, поскольку являются объектами питания других организмов. Травоядные животные (консументы первого порядка) поедают растения (продуценты), первичные хищники (консументы второго порядка) поедают травоядных, вторичные хищники (консументы третьего порядка) поедают хищников помельче. Таким образом, создаются пищевые цепи из продуцентов и консументов, которые на разных этапах смыкаются с сообществом редуцентов. Кроме того, цепи питания могут перекрещиваться, образуя сети питания. Почти все виды животных, за исключением очень специализированных в пищевом отношении, используют не один какой-нибудь источник пищи, а несколько.

Передача энергии с одного трофического уровня на другой происходит с потерей большей части энергии в виде тепла, запас энергии, накопленный зелеными растениями, стремительно иссякает и вся энергия рассеивается в форме тепла. Поэтому пищевая цепь обычно включает всего 4-5 звеньев. Так осуществляется однонаправленный поток энергии. Пищевые цепи разделяются на два типа. Один тип пищевой цепи начинается с растений и идет к растительноядным животным и далее к хищникам. Это так называемая цепь выедания (пастбищная). Другой тип начинается от растительных и животных остатков, экскрементов животных и идет к мелким животным и микроорганизмам, которые ими пита-ются. Это цепь разложения (детритная). На суше пищевые цепи первого типа состоят обычно из 3-5 звеньев, например:

растения - овца - человек - трехзвенная цепь;

растения - кузнечики - ящерицы - ястреб - четырехзвенная цепь;

растения - кузнечики - лягушки - змеи - орел - пятизвенная цепь.

Через пищевые цепи биогеоценозов суши подавляющее количество прироста растительной биомассы поступает через опад в цепи разложения. В морях распространены такие типы цепей:

фитопланктон - рыбы - хищные птицы;

фитопланктон - мелкие ракообразные - рыбы, питающиеся мелкими рачками и ракообразными - хищные рыбы - хищные птицы.

В водных сообществах большая часть биомассы, накопленной одноклеточными водорослями, проходит через цепь выедания и значительно меньшая включается в цепь разложения.

Работа в парах

Вам необходимо составить пищевую цепь и определить консумента второго порядка, используя всех названных представителей: ястреб, цветки яблони, большая синица, жук яблонный цветоед

1) цветки яблони - жук яблонный цветоед - большая синица – ястреб

2) консумент второго порядка - синица

Экологическая пирамида биомассы

Когда растительность поедается консументами, большая часть съеденного органического вещества растений окисляется и служит источником энергии, меньшая часть является строительным материалом и идет на прирост или восстановление биомассы. От 5 до 20% съеденной биомассы запасается в образованном органическом веществе консументов 1-го порядка. На прирост биомассы консументов 2-го порядка пойдет также около 5 - 20% от съеденной пищи.

Если для простоты взять на прирост биомассы 10% от съеденной пищи, то дельфин массой 50 кг съел 500 кг рыбы, которой понадобилось 5000 кг зоопланктона, а в основании этой экологической пирамиды будут находиться съеденные зоопланктоном 50000 кг фитопланктона.

Это правило экологической пирамиды биомассы - биомасса каждого последующего уровня в пищевой цепи прогрессивно уменьшается - верно, для большинства экосистем. Но в морских экосистемах биомасса каждого последующего уровня увеличивается, наблюдается перевернутая пирамида биомассы. Это связано с тем, что основным продуцентом является фитопланктон, водоросли, преобладающие в нем живут недолго, большая часть их выедается, но они очень быстро размножаются. Организмы каждого последующего уровня живут дольше и накапливают большую биомассу.

Различают пирамиду чисел, когда сравнивается число особей на каждом пищевом уровне, пирамиду биомассы - если сравнивается биомасса каждого уровня, пирамиду энергии - при сравнении количества энергии заключенной в пище каждого уровня. Наглядно использование энергии консументами можно выразить формулой:

ПИЩА = ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН + ПРИРОСТ БИОМАССЫ+ ЭКСКРЕМЕНТЫ

Биологическая продуктивность экосистемы - производительность экосистемы, измеряемая за единицу времени на единицу площади. Самая высокая продуктивность у экосистем зарослей тростника в дельте Волги, в тропических лесах и коралловых рифах. Меньше - в дубово-липовых лесах, еще меньше в сосновых и березовых лесах, лугах и степях и самая низкая продуктивность в тундре, горных степях, большей части морских экосистем. Пирамиды биомассы, или пищевые, и энергии позволяют оценить продуктивность биоценоза и возможность использования части биомассы для нужд человека. В искусственных биоценозах такие расчеты показывают эффективность хозяйствования и необходимость применения различных агротехнических приемов. Агроценозы, как правило, не имеют животных - консументов второго порядка и выше. Их место занимает человек.

Работа в парах

Почему может резко сократиться численность промысловых растительноядных рыб при уничтожении в водоеме хищных рыб?

1) уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности раститель-ноядных рыб и усилению конкуренции между ними;

2) большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведет к массовой гибели рыб

5. Просмотр сказки «Серенький козлик»

Мы изучили материал нашего урока, сейчас вашему вниманию предоставляются шуточная сказка «Серенький козлик», которая расскажет вам о сложности взаимоотношений обитателей лесного биоценоза и о последствиях бездумного внедрения человека в эти отношения.

Сказочница Милые, хорошие, внимательные зрители! Сказочку о Козлике послушать не хотите ли? Сказка- ложь, да в ней намек. Так всегда считается. Завершаю монолог, сказка начинается. Заходит в дом сказочница В дикой стороне лесной, Под зеленою сосной Жил козел, щипал траву, никого не трогал, На затылке отрастил Два огромных рога. Козлик поет песню на музыку «Серенький козлик» Как мне приятно на травке резвиться, К счастью, вокруг только добрые лица. Вот как, вот как, добрые лица, Вот как, вот как, добрые лица. Сказочница Как-то волка повстречал На лесной дорожке, И остались от козла Рожки лишь да ножки. О кровавом поединке Весть сорока разнесла, И на узкой той тропинке Знать лесная собралась. Брань неслась бесперебойно, Лаяли, кричали (Негодяй! Убийца! Вурдалак! Кровопийца!) Сожалея о покойном, волка обвиняли: Обезьяна Ах ты, злостный консумент второго порядка! Выбрал редкостный момент и Козла за пятку! Попугай Как первичный консумент, ел наш Козлик продуцент, И так нежно блеял «Ме-е-е». Волк! Сидеть тебе в тюрьме! Сказочница Чтобы эти кривотолки урезонить поскорей И понять мотивы Волка, Лев вмешался-царь зверей. Лев Отвечай при всем народе, как нашкодить ты посмел? Был Козел хорошим вроде. Ну зачем его ты съел? Волк Отвечал им Волк послушно, отведя в сторонку взгляд: "Очень уж хотелось кушать, разве в том я виноват? Ведь травой я не питаюсь и молоденькой листвой. В поисках весь день скитаюсь плоти мертвой и живой. Если б козлик быстроногим, сильным и здоровым был, Он при встрече, сделав ноги, в пасть мою б не угодил. Ведь я лес, друзья, стараюсь от болезней оградить, Санитаром я являюсь. Ну, за что меня судить?" Сказочница Возмутилась Обезьяна Все, что говоришь ты - вздор! Скоро в море- Океане будут знать про наш позор! Волк Ты считаешь, в Океане действует другой закон? Что в морях, как ты бананы, все едят фитопланктон? На обед его съедают веслоногие рачки, Сами к сельди попадают на съедение, простачки, А из этой самой сельди люди делают салат, Поместя ее под шубу с удовольствием едят. Попугай Да-да, я об этом по «Дискавери» смотрел! Хоть народ и удивится, я хочу вам рассказать, Что у нас в лесу творится. Каждый житель должен знать. Листва, опавшая давно, имеет неприглядный вид, И ей название дано довольно странное - детрит. И ту увядшую листву съедает дождевой червяк, К нему я термин применю - «животное - дитритофаг». Довольно безобидно то, о чем сейчас я рассказал, Но что последует потом - есть настоящий криминал! Съест черный дрозд того червя, он любит дождевых червей, Сам в схватке с ястребом борясь, погибнет от его когтей. Все вместе Какой ужас! Песня У нас в лесу беззаконье царит, Опасно жить в чаще лесной. Был козлик бедный так зверски убит, Когда он пошел за травой, когда он пошел за травой. За травой, за травой, ца-ца, тра-ля-ля-ля, когда он пошел за травой. Сказочница И в этом нет ничьей вины, природы нам не изменить, Ведь для того мы рождены, чтоб есть и съеденными быть. Волк Мой брат в Австралии живет, скрываясь от своих врагов, Ведь человек тех мест ведет охоту злую на врагов, Волков истреблено немало, зато зайчишки осмелели, Им ничего не угрожало, чтоб размножаться без предела. Они растительность съедали всю, что встречали на пути. Стреляли люди и не знали, что может сдвиг произойти. Сказочница Во всем гармония нужна, словно невидимая нить, Она природой создана, чтоб на земле могли мы жить. Лев: Довольно! Говорил ты много. Сказочница Величественный Лев сказал. Лев В тюрьму! Одна тебе дорога, за то, что ты убил Козла. Сказочница Тут неожиданно вмешался болтливый, глупый Попугай: Я все сказать вам не решался о страшной правде, что я знал. На ветке пальмы я сидел, вдруг слышу, что крадется кто-то. Я видел, как нещадно съел Лев молодую антилопу. Волк Поступок свой желал ты скрыть, что оказалось безуспешным. Хотел в народе ты прослыть кристалльно чистым и безгрешным? Лев Как смеешь ты меня судить, Царя звериного народа? Я, что хочу, могу творить и поступать, как мне угодно! Сказочница Какой тут поднялся галдеж: спор, шум, взаимные упреки! Но не нашли решения все ж и разбежались в суматохе. Не могут звери изменить то, что природа в них вложила, Не в силах этого понять, рассорились и стали жить, как жили. Заключение Стихли звуки, сняты маски, Вот и сказочке конец, Но мораль у этой сказки Понял взрослый и юнец. Будь то звери на опушке, Рыбы или человек, Жить в гармонии нам нужно На планете каждый век. А к тому, кто выше рангом, Над природой суд вершит, Возвратится бумерангом Все, что он наворотит. Песня на музыку «Дива» Здравствуй, век огромных скоростей! Здравствуй, век немыслимых идей! Планету смогом травят заводы, Ведь человек- хозяин природы! Он привык судьбы вершить. Припев Степи и горы, лес и просторы океанов… Как ни печально, все это скоро мертвым станет. Время придет, и однажды поймешь, что ты сын планеты, И за жестокость, бездумье и ложь человек в ответе. Мир у ног, кружится голова. Ты жесток и каешься едва. Сквозь гул доходных фабрик, заводов Тебе не слышно плача природы. Ты живешь целью иной.

Обсуждение сказки

Закрепление изученного материала.

Ответьте на вопросы

О чем говорит длина цепи питания?

Почему численность (число видов) консументов в цепи питания сокращается?

Каким образом природопользователи определяют продуктивность естественного биоценоза?

Каково ваше мнение о продуктивности естественного и искусственного биоценозов на одной и той же территории? Ответ обоснуйте

Работа в парах. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

Правильный ответ

  1. Большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания;
  2. Сбалансированным круговоротом веществ;
  3. Участием солнечной энергии в круговороте веществ и продолжительными сроками существования

Коллективная проверка.

6. Рефлексия Учитель подводит результаты урока, анализирует работу учащихся, выставляет оценки, проводит опрос мнения учащихся об уроке

7. Домашнее задание.

  1. Изучение материала стр. 535-545
  2. Письменно в рабочих тетрадях ответить на вопрос: «В чем проявляется взаимосвязь продуцентов и редуцентов, входящих в состав любой экосистемы?
  1. Продуценты создают органические вещества из неорганических;
  2. Редуценты используют органические остатки и минерализуют их, обеспечивая продуцентов минеральными веществами.


Рассказать друзьям