Что означает, когда младенец сжимает кулачки и дрыгает ножками.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Итак, я мама. И что теперь?..» – с этим чувством растерянности сталкиваются многие женщины, когда у них появляется первый ребенок. «Смотрю на свою детку и понимаю, что понятия не имею, что теперь делать, с какой стороны к ней подойти», – рассказы мам как под копирку. Потом становится относительно понятно, что делать: кормить, купать, менять подгузник. Но вот чего ребенок хочет в данный конкретный момент – это обычно остается тайной за семью печатями, пока он не научится говорить или хотя бы жестикулировать. У нас есть семь ключевых моментов, по которым можно понять, что пытается сказать ваш малыш языком тела.

1. Дрыгает ножками

Если младенец пинает пространство, это замечательно. На языке его тела это означает, что он счастлив и отлично проводит время. Пинки – это способ вашего малыша выразить удовольствие. Обратите внимание, часто дети начинают дрыгать ножками, когда вы с ним играете или во время водных процедур. А если в это время взять малыша на ручки и спеть ему песню, он станет еще счастливее.

2. Выгибает спинку

Обычно это реакция на боль или дискомфорт. Дети часто выгибают спинку, когда у них колики или изжога. Если малыш выгибается в то время, когда вы кормите его, это может быть признаком рефлюкса. Старайтесь избегать стрессов, пока кормите грудью – переживания мамы сказываются на малыше.

3. Трясет головой

Иногда малыши могут резко дергать головой, ударяясь о донышко кроватки или ее бортики. Это опять-таки признак дискомфорта или боли. Обычно помогает укачивание, но если ребенок продолжает трясти головой, это повод показать малыша педиатру.

4. Хватает себя за уши

Не стоит сразу паниковать, если малыш дергает себя за ушки. Он таким способом развлекается и учится – окружающие звуки становятся то тише, то снова громче. Кроме того, малыши часто хватают себя за уши, когда у них режутся зубки. А вот если ребенок при этом плачет, нужно бежать к врачу и проверять, не подхватила ли детка ушную инфекцию.

5. Стискивает кулачки

Вообще, это одно из первых осмысленных телодвижений, которое осваивает новорожденный. Кроме того, сжатый кулачок может быть признаком голода или стресса – и то, и другое заставляет мышцы малыша напрягаться. Если привычка крепко стискивать кулачки сохранится у ребенка, когда ему уже больше трех месяцев, лучше показать малыша врачу. Это может быть признаком неврологического расстройства.

6. Скручивается, прижимая колени к груди

Такое движение чаще всего – признак проблем с пищеварением. Может быть, это колики, может быть, запор или газы. Если вы кормите грудью, последите за своей диетой: что-то в рационе вызывает у малыша повышенное газообразование. И не забывайте подержать ребенка столбиком после кормления, чтобы он отрыгнул воздух. В случае запора проконсультируйтесь с врачом.

7. Вскидывает ручки

Это первая реакция ребенка на окружающую среду, знак настороженности. Как правило, малыш вскидывает ручки, когда слышит внезапный звук или когда включается яркий свет. Иногда малыши так делают, когда вы кладете их в кроватку: они чувствуют потерю опоры. Этот рефлекс обычно исчезает через четыре месяца после рождения. До тех пор стоит помнить, что движение это неосознанное, и ребенок может себя нечаянно оцарапать. Поэтому детей на время сна советуют пеленать или надевать на ручки специальные варежки.

Своё недовольство удачно демонстрируют ползающие дети мимикой и криком, а начиная от 1 года, дети могут щипаться, кусаться и биться. Эта неудобная ситуация, когда дети ещё крошечные начинают драться с мамой или папой, является естественным этапом развития эмоциональной сферы малыша. Злость присуща всем людям, пытаться искоренить базовую эмоцию после первых её проявлений не стоит. Столкнувшись с детской агрессией, родителям нужно помочь ребёнку направлять гнев в мирное русло, выражая его социально приемлемым способом.

Детская агрессия

Проявление агрессии у грудничков является следствием нервозности мамы. Новорождённые тесно связаны с мамами, ощущают её уставшее и раздраженное состояние и могут вести себя также нервно. У годовалых детей, познающих границы дозволенного, на разных периодах их развития проявляется агрессия в виде бурных протестов. Они в гневе дерутся со взрослыми, кусают их или хватают за волосы.

Особой агрессивностью характеризуются дети в двухлетнем и трехлетнем возрасте. Ситуативные эмоциональные эпизоды распространяются не только на родителей. Ребёнок может биться с бабушкой и другими родственниками, а также со сверстниками. Ярость чаще всего проявляют дети-холерики, они более импульсивны, поэтому не могут удерживать эмоции. А вот маленькие меланхолики протесты драками практические не выявляют.


Из-за чего дети начинают бить родителей?

Корней детской агрессивности очень много. Она связана и с возрастом, темпераментом, воспитанием и другими факторами. Всплески гнева у детей обусловлены совпадениями определённых факторов в разном возрасте. Поэтому психологи выделяют возрастные причины появления детской агрессии к старшим и окружающим людям:

0, 5 до 1 года

В полугодовалых малышей возникают первые звоночки детской агрессии. Груднички, не умеющие говорить, обычно пытаются обратить на себя внимание плачем и криком. Но если ситуация не решается из-за того, что мама не понимает, что беспокоит кроху, новорождённый начинает злиться, сжимая кулачки и кусаясь.

Годовалые дети

Перед ребёнком, научившимся ходить и бегать, открывается мир запретов, препятствующий свободному перемещению по дому. Дети отстаивают свои права криком, также начинают бить маму, бросаться игрушками и щипаться.

2-3 года

У детей в 2 года ещё слабо развита речь и самоконтроль, а коммуникативные навыки в этом возрасте только формируются, поэтому дети не умеют словами просить и объяснять. На эмоциях своих обидчиков они бьют. В 3 года малыши дерутся с родителями чаще из-за стремления быть самостоятельным. Потому что трехлетний ребёнок желает всё делать сам, подражая старшим. Он пытается закрывать и открывать бутылочку, усердно старается снять самостоятельно обувь, злиться, если что-то не получается и начинает бить тех, кто ему помог или что-то сделал вместо него.

4 -7 лет

Дети от 4 лет дерутся меньше, но они уже умеют говорить, поэтому в ход идёт словесный ответ на любую обиду и запрет. Дети, умеющие говорить, свои негативные чувства выражают словами, а бьются чаще со сверстниками, нежели с родителями. Ребёнок, бьющий маму в знак протеста, которому уже 4 года или 5 лет, замечательно говорит и умеет уже контролировать свои эмоции. Поэтому агрессию проявляет методами борьбы вполне осознанно.

Агрессивное состояние детей в 6 лет имеет социальное происхождение и связано с кризисом обусловленным началом школьного обучения. До 7 лет и прохождения этого кризиса, дети резко реагируют на упрёки и порицания родителей, а также учителей. Они расстраиваются, считая, что все желают их обидеть, а не помочь.

8-10 лет

У детей 8 лет агрессивность идёт на спад, а более развивается вербальная агрессия. Дети также учатся решать конфликты иными способами, а благодаря, правильной реакции взрослых и воспитанию родителей, всплески гнева можно свести к минимуму.

В возникновении агрессивности у маленьких большую роль играет семья. Дети дерутся из-за отсутствия правил поведения и границ дозволенного или для привлечения к себе внимания.


Основные причины гнева у детей

Суровое воспитание, связанное с унижениями и физическими наказаниями.

  1. Агрессивность и раздражённость родителей.
  2. Игнорирование родителями агрессивное поведение ребёнка.
  3. Излишняя критика родителей.
  4. Равнодушие мамы и папы к малышу.
  5. Агрессивное поведение сверстников.
  6. Просмотр мультфильмов, фильмов и передач, демонстрирующих агрессивное поведение.
  7. Дети после 10 лет дерутся, пытаясь защитить себя, сталкиваясь со сложностями в общении и незаслуженными обвинениями.

Как побороть детскую агрессию?

Существует много методов борьбы с детской агрессией. Но, чтобы отучить ребёнка биться с отцом или мамой, нужно принимать правильные меры, зависящие от возраста детей и причин возникновения гнева.

  1. Груднички чаще всего бьют маму. Она проводит с ними больше времени от других и является самым близким человеком. Новорождённые не контролируют своих эмоций и не понимают, больно ли другому человеку. В порыве эмоций малыши цепляются в мамины волосы и часто причиняют этим боль. Также малютки бьют взрослых по лицу из-за интереса к происходящему, а родители в ответ посмеиваются. Смеяться даже со слабых ударов, не приносящих боль, нельзя. Детьми смех в такой ситуации воспринимается как поощрение их поведения. Крохи с радостью будут повторять свою забаву в будущем уже осознанно. Как смешно не смотрятся шалости, родителям надлежит продемонстрировать правильные эмоции, появляющиеся после настоящих ударов. Нужно обидеться, расстроится, показать малышу всем видом, что у них болит и сказать об этом вслух.
  2. Детям нужно спокойным тоном объяснять, чего делать нельзя и почему, а также предлагать альтернативные варианты поведения. Не бить, а обнимать, не тянуть за волосы, а лучше их гладить.
  3. Давать сдачи карапузу, подымающему на маму руку в качестве протеста, запрещено. Родителям стоит задуматься о своей системе запретов, возможно, она требует изменений. Много запрещать ребёнку не стоит, каждый запрет должен быть обоснованным и непоколебимым. Нужно убрать из доступа все вещи, которыми нельзя пользоваться малышу, чтобы меньше говорить ему «нельзя». Нужно придумать отвлекающие развлечения для ребёнка, если он постоянно пытается силой добиться то, что запрещено или сделать то, что не разрешается.
  4. Родители детей, стабильно бьющих их, могут предугадать реакцию ребёнка на определённые ситуации. Благодаря чему, следует перехватывать поднятую руку малыша, не давая себя ударить. При этом, ему строго говорят, что бить нельзя, объясняют почему, выясняют причины протеста и решают конфликт, принимая отвлекающие маневры.
  5. Если мама получила удар, то она может показать, как ей больно, не имитируя слёзы. Маленькие дети при виде слёз могут испугаться или же воспринять их, как часть игры. Если детям понравится спектакль со слезами, они будут продолжать драться со взрослыми ради развлечения. Если в этот момент папы дома, то в подобной ситуации они должны обратить внимание не на ребёнка, а в первую очередь на маму, пожалев её. Дети подражают старшим, поэтому сопереживающие малыши начнут также жалеть своих родителей, они прекратят бить и начнут успокаивать.


Пошаговая инструкция: как отучить ребёнка драться?

  1. После удара следует сказать, что чувствуете боль и не желаете, чтобы вас били.
  2. При повторяющихся ударах, перехватываете руку.
  3. Ребёнка, находящегося на руках, после совершённого удара, спустить с рук со словами, что вам больно.
  4. Обычно дети после этого начинают плакать. Стоит взять кроху на руки и успокоить. Так мамы демонстрируют свою любовь и заботу и то, что нужно жалеть тех, кого расстроили. Родители, не подымающие плачущего малыша, а продолжающие попрекать его, унижают малыша, что отражается как своеобразное наказание. Это то, что делать нельзя, потому что ребёнку нужно показывать пример хорошего поведения.
  5. Если ребёнок снова ударил, его обратно спускают с рук. Родителям важно правильно объяснить ребёнку, что он не наказан и не плохой, что он не правильно себя ведёт и почему нельзя бить.
  6. Плачущего ребёнка сразу на руки брать не стоит. Его следует немного приподнять и держа за руки объяснять, почему его спустили с рук. Доводить до истерики крох не нужно.
  7. Если ребёнок начал бить во время игры, следует перестать играть, показать обиду, объяснив свои действия словами.
  8. После нанесённого удара из-за прекращения игры, стоит выйти из комнаты. Ребёнку, прибежавшему в след, стоит объяснить своё поведение, и сделать акцент на том, что не будет игр, если он будет драться.
  9. Если ребенок дерется с родителями в присутствии других родственников, им следует быть на стороне мамы и папы. Лучше не вмешиваться в ситуацию или начать успокаивать обиженных родителей, игнорируя ребёнка. Малыш должен понять, что кулаками он не привлекает внимание.

Действия, с помощью которых отучивают детей биться, требуют последовательности и стабильности в выполнении. В любой ситуации и времени суток, дома или в гостях, ребёнку следует давать понять, что силой нечего не решается и драться нельзя.

Если у ребёнка присутствует гнев, нельзя его подавлять, малыш должен злость выплеснуть. Для этого ребёнку можно дать ненужные газеты, чтобы он их порвал или подушку, которую он будет бить. Можно воспользоваться пластилином и слепить злость вместе с ребёнком, а потом переделать её в хорошую эмоцию. Все действия следует проговаривать в голос. Детям также нужно давать больше двигательные нагрузки и не перегружать их психику.


Ошибки воспитания детей, которые дерутся с родителями

С малышами-драчунами сталкиваются многие мамы и в подобных ситуациях они часто поступают неправильно, а дети вырастают и не прекращают их бить.

Неверные методы борьбы с детьми, бьющими родителей:

  • Давать сдачи, бить и кусать в ответ.
  • Притворяться плачущими.
  • Кричать и ругать гневно ребёнка.
  • Попрекать малыша, говоря о стыде и о том, что он плохой.
  • Запугивать детей.
  • Применять физические наказания.

О стыде можно говорить детям старшим, до 5-6 лет дети не понимают значение этого слова и поэтому оно не эффективно в воспитательных целях. Чтобы ребёнок не бился, ему ненужно демонстрировать это. Не стоит при нём ругать и бить кошку, наказывая её за похождения по кухонному столу. Родители должны быть терпеливее и не проявлять при детях злость.

На котором изображен маленький мальчик на пляже, сжимающий в кулаке песок.

Происхождение

Фото было сделано 26 августа 2007 года. На снимке изображен 11-месячный малыш по имени Сэмми Гринер. Автор фото — мама мальчика Лэйни Гринер. Она опубликовала фотографию на своем аккаунте во Flickr .

Поскольку фотография была доступна всем, вскоре её начали использовать пользователи соцсетей. Так, в 2008 году многие пользователи MySpace загружали фото мальчика в качестве своих аватаров. В том же году стали появляться первые мемы с Сэмми. Это была картинка с надписью в углу: I hate Sandcastles (Я ненавижу песочные замки).

В январе 2011 года изображение, наконец, заметили пользователи имиджбордов. Именно они сделали Сэмми по-настоящему популярным, сделав из него мем- , то есть поместили обрезанное изображение на цветной фон. Сверху и снизу предлагалось размещать различные надписи. Эдвайс получил название Success kid (Успешный ребенок).

Значение

«Успешный ребенок» символизирует победу и успех. В этом меме обычно обыгрываются ситуации, в которых автор выходит победителем. Чаще это мелкие бытовые зарисовки, свойственные детям и подросткам. Например: «Заболел в пятницу @ Ура, три выходных».

По смыслу примерно то же самое, что и или, например, мем с .

Факты

14 апреля 2015 года Сэмми было 8 лет. Отцу мальчика Джастину потребовалась пересадка почки. Тогда Лэйни запустила кампанию по сбору средств, и использовала в ней образ своего сына. Кампания за три дня привлекла 98 тысяч долларов (хотя требовалось 76 тысяч).
Мама Сэмми ведет аккаунт в Инстаграме, где частенько выкладывает фото сына.

Галерея


Драконье сердце

В одном обычном городе, в обычной квартире жил самый обычный мальчик Миша. Единственное, чем он отличался от остальных, это характером. Миша не любил слушаться маму и папу, он кричал, топал ногами и не ел кашу по утрам. Но и это не самое страшное. Самым страшным было то, что мальчик этот любил помучить животных и тех, кто помладше. И вроде он не был жестоким злодеем. Просто каждый раз это происходило само собой. Идет собака смешная на пушистых лапах ему навстречу. Ну как ее не пнуть, чтобы она обратила на него внимание? Ну или построен замок из песка на берегу моря, а он прямо в его середину босой пяткой – шмяк! И полетели в стороны башенки, ракушки и шпили из палочек. Не беда, что девочка плачет – новый построит. Старших он не слушал, в ответ на замечания только язык показывал: «Ме-е-е-е!».

И вот однажды родители Мишеньки совсем уж устали его воспитывать и решили поехать на недельку отдохнуть, на курорт. А сыночка своего оставили бабушке, которая специально для этого приехала к ним с другого конца города. С собой бабушка захватила кота Филимона, вязание и переносной телевизор с любимыми сериалами. Сериалы она любила сильно-пресильно. Просыпалась с пультом в руках и давай скорее узнавать, как там герои в кино поживают. Потом ставила телевизор в ванной – умывалась, поглядывая одним глазом в экран, чистила зубы и отправлялась на кухню, где ждал ее кот Филя, моток ниток и огромный плазменный экран на всю стену: «Завтрак готов!» – говорила она, накладывая на тарелку ароматную кашу. А ровно через час, не глядя на то, поел Миша или нет, бабушка мыла посуду и принималась цокать спицами. Один за другим из ее рук вылезали носки, свитера и полосатые шарфики. И так до самого вечера, с перерывом на обед и ужин, после которого бабушка, прихватив свой маленький телек, отправлялась подремать пять минуточек под ночное кино. Как правило, пять минуточек заканчивались тем, что бабушка засыпала под жужжание дикторов до самого утра. Кот в это время скакал по квартире, разматывал клубки ниток и чесал когти о кресло. А где же в это время был Миша?

Миша в это время скучал на детской площадке. Друзей у него было не много. У хулиганов редко бывают крепкие друзья. Да и как тут дружить, когда игрушками ты не делишься, на других деток кричишь и чуть что – кидаешься на них с кулаками? Поэтому он вначале покачался на скрипучих качелях, потом погонял дворовых голубей и кошек, а потом сел копаться в песочнице. С собой у него была моделька крутой машины и в песке для нее можно было построить суперскоростную трассу. И вдруг около песочницы со звоном грохнулся пакет с какими-то железяками.

– Ох, – вздохнула тетенька в шляпе с палочкой в руках, – мальчик, подай мне, пожалуйста, мою сумочку.

– Какая ж это сумочка, это пакет с железяками, – сказал Миша, рассматривая незнакомку. Помимо шляпы с цветами и палки, на которую она опиралась, в ней было немало странного. Две огромные бородавки, торчащий зуб и седая косичка до пояса.

– Так ты подашь или нет? Спина больная, тяжело мне.

Миша потянулся было за пакетом, а потом подумал: “Ну вот еще! Пусть сама поднимает, я устал, вон какую трассу сделал”, – и не стал ничего отвечать, уткнулся взглядом в песок и зажужжал своей гонкой, как будто ничего и не происходило. Это было очень невежливо.

Тетушка внимательно посмотрела на мальчика, покачала головой и буркнула себе под нос: “И в самом деле драконье сердце у этого мальчишки. Все кошки об этом мне говорили. Ну, так тому и быть”. Миша на эти слова не обратил никакого внимания. Может, тетке голову напекло, мало ли.

И вот на площадке показались первые ребята. Они несли с собой мяч и явно собирались поиграть в футбол. Мальчишек было пятеро, и для того чтобы разбиться на две команды, им явно не хватало еще одного игрока. Брать Мишу, конечно же, не хотелось. За гол в ворота он мог и кулаками пригрозить. А если дать сдачи, то он начинал ныть. Да так громко, что люди из окон высовывались, чтобы понять, кто же мучает бедного мальчика. С ним беды не оберешься. Попробовали играть двое на трое, но как играть, когда один на воротах, а другой от двух человек мяч увести пытается? В общем, ничего не вышло – пришлось звать Мишу. Первые десять минут все было здорово, а потом все вышло как всегда. Наш хулиган разозлился, начал спорить, придумывать новые правила, убегать с мячом в другой двор, обзываться, а потом еще и подрался.

И тут… Прямо на глазах его кожа стала покрываться чешуей. Она переливалась перламутром и ярко блестела на солнце. Дети вокруг так и ахнули. Соседская девочка Маша даже подбежала, желая помочь, но он оттолкнул ее. Да так сильно, что она упала попой в лужу и испачкалась вся с головы до ног. В ответ на это на голове Миши – фью-у-у-ть! – и выросли рога. – Аа-а-а-а!, – закричал мальчик и побежал прочь прямо через лужу. Брызги заляпали всех, кто стоял вокруг, но перепуганный Миша не обратил на это никакого внимания. И вот прямо из его лопаток, порвав майку на спине, распахнулись огромные кожистые крылья. Он взмахнул ими и улетел вдаль, спрятавшись на крыше самой дальней девятиэтажки двора. Там еще какое-то время он ругался всеми нехорошими словами, вспоминая слова странной тети про драконье сердце, сказанные утром. Он уже понял, что это была не просто прохожая, а самая настоящая волшебница. Недаром в тот момент, когда она ударила своей палкой о землю и произнесла: «Так тому и быть!», ему показалось, что искры посыпались из асфальта.

– Проклятая старушенция! Сосиска в кетчупе! Карга!

Но чем больше он ругался (а это продолжалось до самого вечера), тем больше его речь напоминала карканье: «Кр-р-р! Ах-р-р! Пых!» И вот уже вместо слов из его рта начали вырываться клубочки дыма и небольшие язычки огня. Маленький радужный дракон посмотрел на горевший битум желтым глазом и, цокая когтями, подошел к нему греться.

В домах зажигались огни, люди уютно садились пить чай, и из окон периодически слышалось «Домо-о-ой! Куша-а-ать!». Дракону же было очень одиноко у своего маленького костерка. От одиночества и голода он пускал из носа дымные колечки и обиженно пыхтел. Когда окончательно стемнело, Миша прилетел на свой балкон – бабушка мирно спала под звуки ночного сериала и даже не заметила отсутствия внука. Он еще немного потоптался на перилах балкона и спустился к подъезду. Там он съел корм, оставленный старушками для кошек, а потом снова отправился в свое укромное логово на крыше. Где и уснул, поджав под себя лапки.

Шли дни. Миша прятался от людей на крыше и все больше забывал о том, что когда-то был мальчиком. Иногда ему казалось, что это ему просто приснилось. Быть может, он вылупился из яйца? А может, он просто отбился от стаи кровожадных ящеров? Может, ему здесь и вовсе не место? Еще немного, и он бы отправился прочь, следуя зову драконьего сердца. Ведь все знают, что далеко-далеко в горах драконы вьют гнезда и доживают свой век вдали от людей. Он уже и маршрут наметил, и крылья смазал маслом, готовясь к долгой дороге… Но надо же было такому случиться – в ответственный день отлета он проснулся от пронзительного крика.

Та самая Маша, которую несколько дней назад он пихнул в лужу, застряла на дереве. Она полезла достать с верхушки каштана своего котенка, который мяукал и никак не мог спуститься, но застряла сама. И вот теперь они отчаянно голосили вдвоем. Девочка очень боялась упасть. Но еще больше она боялась уронить своего полосатого Мурлыку. Слезы текли по щекам рекой. Дракон попытался заткнуть уши одной лапой, потом другой, но вскоре понял, что поспать до обеда, как он планировал, ему не удастся. И тогда он решил, что проще спустить девочку с дерева, чем терпеть эти душераздирающие вопли. Он взмахнул своими сверкающими крыльями, и уже через минуту Маша была на земле. Она ошеломленно хлопала глазами, прижимая котенка к своей груди и ничего не могла сказать. Лишь в самый последний момент крикнула вслед улетающему чуду: «Спасибо тебе, дракон!»

И в этот миг вместе с дуновением ветра драконья чешуя стала осыпаться с него радужным дождем. К дракону начала возвращаться и память. Неожиданно он вспомнил о том, что скоро приедут родители и конечно же начнут волноваться. А уж бабушка как расстроится, когда поймет, что проворонила внука за своим телевизором! В общем, надо было что-то делать. Если в человека его могло превратить только «спасибо», сказанное от чистого сердца, значит, надо успеть сделать до вечера как можно больше добрых дел.

И Миша стал поднимать перевернутые хулиганами мусорники, выпаривать огненным дыханием огромную лужу за футбольным полем, достал мячи, заброшенные мальчишками на козырек дома. Да так увлекся, что даже когда окончательно превратился в мальчика, продолжал творить добрые дела. Товарищи его, честно говоря, отнеслись к новому характеру Миши с недоверием, и все ждали какого-то подвоха. Но начало больших перемен было уже положено. Когда же Миша увидел своих маму и папу, он бросился к ним на шею и просто не мог остановиться: «Мамочка, папочка, я так по вам скучал. У меня тут было тако-о-о-о-ое, тако-о-о-о-ое!» За ужином он рассказал о том, как превратился в дракона и как понял, что может больше никогда не увидеть своих родителей, если не переменится. Мама в ответ кивала головой и подкладывала каши в тарелку сына, а папа улыбался в усы. Вряд ли они поверили в эту историю, но когда Миша сам убрал свою комнату, почистил зубы и лег спать без всякого нытья, они поняли: что-то определенно случилось. Тем более что на дне стиральной машинки мама на следующий день обнаружила огромную радужную чешуйку. «Хм-м-м, драконья или рыбья?» – спросила она саму себя и, пожав плечами, положила ее на дно своего кошелька. На счастье.

Спрашивает мама Наталья:
– У меня вчера произошла ситуация, которая ввела меня в ступор. Сын, 6 лет, пришел из садика и за то, что я выкинула игрушку, он стал меня бить кулаками, с силой хватать за волосы. Раньше он не всегда мог за себя постоять среди сверстников - уходил в себя и плакал.

Возможно, он опробовал схему защиты? Но не на маме же!

Возможно, конечно, я просто ищу оправдание его поступку. Я даже не сразу поняла, что происходит. Решила обидеться и почти плакала, оперируя словами: «Ты меня должен защищать, я на тебя так надеялась, как на мужчину и защитника!» - и сделала грустное лицо на весь вечер.

Разумеется, мальчик извинялся весь вечер и говорил, что любит меня. Я сказала, что прощаю его, но чтобы такое забыть, мне нужно время. Правильно ли я сделала? Как поступать в такой ситуации?

⭕ Отвечает Екатерина Кес, детский психолог:

– Наталья, очень важно вернуться к этому разговору с ребёнком ещё раз и обязательно сказать ему, что с ним, на самом деле случилось. Скажите ему, что Вы понимаете, что он очень разозлился, расстроился, что Вы выкинули его игрушку, не посоветовавшись с ним, и что это была Ваша ошибка. Вы сожалеете об этом и просите Вас извинить. Вы понимаете, что он так разозлился, что не смог себя сдержать и поэтому бросился на Вас с кулаками. И в следующий раз Вы никогда не выкинете никакой его игрушки без его ведома. (Возможно, это, действительно, была какая-то очень ценная для него игрушка).

Важно понимать, что ребёнок просто не смог справиться со своими чувствами и не знал, как эти чувства можно по-другому выразить. Это не оправдывает его поведение, но если его просто поругать или наказать, не объяснив, что же нужно делать , то, когда он разозлится в следующий раз, ситуация может повториться.

Обязательно скажите сыну, что он может испытывать разные чувства, в том числе и злость, что это совершенно нормально. Но важно эту злость выражать так, чтобы не вредить другим людям.

Скажите ему, что все люди сердятся время от времени и иногда даже на близких людей, как это с ним и случилось. И очень важно, когда ты злишься, выразить свою злость в словах или действиях, но не драться.

Например, крикнуть: «Я ужасно злюсь на тебя!» «Я рассердился!» «Я обиделся!», «Я очень на тебя сержусь, что ты не спросила меня!» «Зачем ты выкинула мою игрушку!!! Мне ужасно обидно!», «Зачем ты это сделала!!!». При этом можно сжимать кулачки, топать ногами, ударить кулаком по мягкой поверхности (дивану, креслу), зарычать, как тигр (для малышей).

Если очень сильно злишься и чувствуешь, что сейчас взорвёшься, можно быстро выйти из комнаты и даже хлопнуть дверью. Это лучше, чем кидаться с кулаками на человека, если он сам тебя не ударил первый».

Очень подробно обо всех этих способах, как помочь ребёнку справиться с гневом и злостью, я рассказываю на тренинге для родителей . Запись этого тренинга сейчас доступна для самостоятельного изучения.

Очень советую Вам изучить этот тренинг (он подходит для детей от 2 до 13 лет). Там я подробно рассказываю, как быть, если ребёнок грубит, дерзит, обзывается, дерётся (и со взрослыми и с детьми).

Также, скажите ребёнку о том, что Вы очень сильно испугались, когда он бросился на Вас. Но бОльший акцент делайте не на том, как Вам было обидно, а не том, как научить ребёнка в следующий раз по-другому выразить свои чувства окружающим.

Расскажите, что Вы тоже иногда сердитесь и на него, и на других членов семьи (можете привести пример), но Вы никогда не бьёте родных или сына.

Кстати, а Вы не используете физические наказания в адрес ребёнка?

В целом, мне кажется, что это было досадное недоразумение. И что он сам растерялся и очень переживает. Вам надо его заверить, что Вы его простили и верите, что это больше никогда не повторится. И главное, никогда ему этого не припоминать, не возвращаться к этому происшествию, не винить его и не рассказывать другим об этом. Это очень важно!

Основная идея сейчас - это всё-таки реагировать не обидой на его поведение, а со взрослой позиции помочь ему осознать и понять, что и почему произошло, рассказать, как действовать, если такие ситуации (злость, гнев) будут повторяться в будущем.



Рассказать друзьям