Свадебные платья на руси. История свадебного наряда невесты на руси

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Девичий «печальный» костюм Конец XIX - начало XX в. Тамбовская губерния, Темниковскии уезд

Опираясь на фольклорные и этнографические материалы восточнославянских народов, современные исследователи пришли к выводу об общих древних представлениях, лежащих в основе свадебного и похоронного обрядов. Так, в довенчальный период невеста должна была обязательно «печалиться», оплакивая свое девичество, носить траурную одежду. Она отличалась сдержанной цветовой гаммой, в которой доминировал белый цвет холста, знаковый цвет скорби. Костюм из Темниковского уезда, выполненный в конце XIX - начале XX в., относится к категории «печальных», или «горевых», костюмов. По-видимому, его могли носить как молодые девушки, собираясь к венцу, так и пожилые женщины.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд

В отдельных местах Вятской губернии девятое воскресенье после Пасхи было известно как «девичий праздник». В этот день нарумяненные девушки на выданье прогуливались по улицам в своих лучших нарядах в надежде привлечь к себе внимание женихов, а женихи и их матери высматривали будущих невест, придирчиво оценивая по одежде достаток их семей, чтобы затем послать к ним сватов.

Девичий праздничный костюм 1910-1920-е гг. Симбирская губерния, Сызранскии уезд, с. Жемковка

Этот наряд могла носить и девушка на выданье и молодая женщина. Костюм состоит из рубахи, сарафана и пояса с карманом.

Девичий венчальный костюм Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд

Костюм новобрачной 1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)

Костюм новобрачной 1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

Женский свадебный костюм Конец XIX - начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд

У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей. Народный свадебный обряд федосеевцев не отличался от традиционного народного северорусского обряда. Свадьба обычно длилась три дня, в течение которых молодые несколько раз меняли свои наряды.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Красная Дубрава

В некоторых селениях Тамбовской, Рязанской, Калужской, Пензенской, Тульской, Орловской губерний в XIX в. существовал обряд первого надевания поневы. Обычно девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные поясками. С того момента, когда девушка впервые надевала поневу, она считалась невестой, и к ней уже можно было свататься. Первую поневу нередко шила сестра, а надевал брат или мать (родная или крестная). К концу XIX в. этот древний обычай сохранился лишь в отдельных местах, а понева осталась признаком замужества.

Начало XX в. Рязанская губерния, Скопинскии уезд

Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка27. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха.

Девичьи венчальные костюмы Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Костюм новобрачной Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор - «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда - сарафан - менялась на «бабью» - поневу.

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Многие люди задаются вопросом, откуда взялась красивая традиция проводить свадьбу? Почему проводят мальчишник и девичник? Почему невеста должна быть в белом платье? Что означает фата?
Оказывается, все свадебные традиции и обычаи прямиком пришли к нам от наших предков. История свадебных обычаев на Руси и бракосочетания берет свои истоки еще со времен Древней Руси.

Свадебные обряды на Руси

Главным условиям славяне считали, что невеста должна была соответствовать жениху по статусу, в том числе материальному. Если семья девушки жила в богатстве, то и жениха выбирали не ниже рангом. Интересный факт, жених мог даже не видеть свою будущую жену в лицо, как и она будущего мужа. Жену для сына выбирали родители. Увидеться они могли только во время свадебного торжества. Невеста могла быть довольно молодой, не старше тринадцати лет. В столь юном возрасте уже все умела делать по хозяйству, шить, готовить. Считалось, что свадьбу нужно проводить либо осенью, либо зимой. Покров — священный праздник, который чтили славяне. Покров благословляет молодых супругов на долгую семейную, счастливую жизнь.

Свадебные обряды в Древней Руси проходили в три этапа.Сначала пора подготовки. Этот этап назывался предвенчальным. В него входили сватовство, знакомство с родителями, девичник, подготовка приданого.

Сватовство

После того, как пара решила соединить себя узами брака, семья девушки активно готовилась к встрече жениха и его родителей. Тестя и тещу называли сватами. Это название родни так и осталось по наши дни. Накрывали большой стол с белой скатертью. Готовили вкусный обед. Молодой парень не должен был просто прийти, тем более один и с пустыми руками. Он должен был приехать вместе со всеми родственниками, отцом, дедом, братьями на телеге, запряженной лошадьми. Все украшено лентами и колокольчиками, чтобы было видно всем, что люди едут свататься. Невеста должна была услышать подъезжающего жениха и выбежать встречать.

Все знакомились. Молодой жених одаривал подарками родителей. Будущему свекру дарил вино, мясо, тулуп, жилет из шкуры животного. Бобра, лисицы, медведя. Ритуал подарка означал высокое уважение и серьезные намерения насчет их дочери.

Приданое

После благословения родителей назначалась дата свадьбы. Потом девушка начинает готовить себе приданое. Ей помогала мать, старшая сестра, бабушка. Приданое было разное и зависело все от того же семейного статуса:

  • платья;
  • шубы;
  • посуда;
  • картины;
  • шторы;
  • постельное белье, одеяло, покрывало;
  • ковры.

Девичник и мальчишник

Новоиспеченная невеста проводила девичник. Проводили его накануне предстоящей свадьбы, за три дня. Это не веселая вечеринка подруг с подарками, как у нас сейчас. Все было совсем по-другому.
В Древней Руси невеста собирала всех женщин села, подруг, родственниц. Обязательно приглашала в дом вытницу. Этих женщин на Руси было очень мало, поэтому были в почете среди славян. Вытница пела страдальческую песню, а девушка плакала. Так было принято прощаться с молодостью, своей беззаботной юностью, родительским домом. Она обязательно должна была плакать, иначе ждал несчастливый брак.

После этого девушка звала всех женщин в свой дом за стол. Пили вино, ели, плакали. Она дарила всем женщинам два пояска. Потом все начинали петь песни. Пели и пели, а если родители разрешали дочери выйти из дома, то они шли в поле (летом) или ездили на санях (зимой), пели песни громко хором. Потом девушка отправлялась вместе с лучшими подругами в баню, которые ее мыли к предстоящей свадьбе.
А вот у жениха, все было не так весело. Он просто шел один в баню и ему нужно было всю ночь молчать.

Свадьба

Второй этап старинного свадебного обряда на Руси назывался свадебным, конечно же, включал в себя само торжество.Первый обряд свадьбы на Руси начинался рано на рассвете. Будущая жена читала в доме будущего мужа разные заклинания от сглаза.

Выкуп

Потом приезжал жених за своей невестой, но чтобы ее забрать, а точнее до нее добраться, ему предстояло выполнить много нелегких заданий. Все проходило весело. В нем участвовала вся родня со стороны невесты. Сначала перегораживали въезд жениху в саму деревню. Потом к воротам. Если жених не мог справиться с препятствием, тогда ему приходилось платить монетой. Они не пытались его обобрать до нитки. Так гласили традиции. Разрешалось помогать только другу-свидетелю.

Сам обряд свадьбы на Руси проходил в веселой, торжественной обстановке. Молодых при входе в место церемонии мать жениха посыпала обоих овсом и пшеном. Этот обряд означал богатство в будущей семье.

На свадьбу звали всех, от мала до велика. Соседей, друзей и всю родню. На свадьбу мог прийти любой человек, даже незнакомый.

Что было принято дарить на свадьбу

Согласно древнерусским традициям, молодоженам было принято дарить

  • белые полотенца с красивой бахромой;
  • плетку, чтобы жена не забывала, кто в доме хозяин, где ее место;
  • различные кухонные принадлежности;
  • изделия из фарфора, хрусталя.

Внимание

Одаривали не только молодых, но и родителей брачующихся.


Богатая свадьба на Руси, традиции которой дошли и до наших дней, выглядела согласно статусу жениха. Если жених богат, то и праздничный стол богат. Много мяса, свежих продуктов, вина, соленье. Если жених был беден, то и свадебный стол был беден и скромен.

Почему невеста надевала белое платье.

Белое платье славяне считали показателем невинности и душевной чистоты девушки. Если девушка не была невинной, она не имела права надевать белого платья. Это наказывалось и считалось как неуважение к русским традициям.
Букет девушки собирала свекровь из полевых цветов, которые находили даже зимой. Так гласили традиции. На Руси свадьба была праздником для всего села. Все пели и танцевали. Длилась свадьба ровно три дня. Это делалось специально, чтобы проверить выдержку молодых. Им приходилось высиживать все три дня, иначе счастье не видать.

На второй свадебный день, молодые уходили в заранее подготовленное родственниками для них ложе, которое могло быть в хлеву, на сеновале или в бане. Потом любой мог прийти туда и посмотреть рубаху невесты, доказывающую ее невинность. Вот так и проходили свадьбы на Руси. Традиции очень интересные и не придуманы из головы.

После возвращения молодых супругов на свадебное торжество, сваха снимала с невесты фату и надевала кику. Головной убор, который означал, что невеста больше не девочка, а теперь жена, хозяйка в доме, будущая мать.

Свадебные обряды славян до сих пор пользуются спросом у нынешних молодоженов. Люди десятилетиями хранят обычаи и традиции предков.

Славянские свадебные обряды любятся многими современными людьми. Организаторы свадеб всегда включают многие обычаи и традиции из древности.

После свадьбы

Вот и прошли три свадебных дня. Теперь молодые начинают жить вдвоем. Жених всегда заносил невесту в дом на руках. Это считалось хорошим поверьем. Так он говорил домовому, что теперь хозяйка тут женщина.
Женщина и мужчина хранят верность друг другу до конца, потому что во время брачной церемонии дали клятву перед Богом. Это считалось важным обрядом на Руси. На свадьбе случился их первый поцелуй. С годами появлялась любовь другу к другу и уважение.

Если семья жила счастливо, богато, то это означало, что они провели все необходимые обряды во время свадьбы и придерживались древнерусских традиций. Платье женщина хранила в сундуке и доставала только, чтобы отдать его своей дочери. Но это было не обязательно. Платье могла сшить сама девушка с подругами.
Когда муж умирал, то жена оставалась вдовой на всю жизнь, она больше не могла выйти замуж.

Вот такие интересные традиции пришли к нам из Древней Руси. Все обычаи не были выдуманы на пустом месте, они несли в себе целую историю, которая дошла и до наших дней.

В наше время многие русские девушки мечтают выйти замуж обязательно в пышном белом платье. А ведь эта традиция пришла к нам из Европы, и не так давно - в XIX веке. Раньше же русские девушки венчались в сарафане любого, но только не белого цвета.

Цвет чистоты и смерти

Во многих языческих цивилизациях белый цвет символизировал смерть. В Индии, где большая часть населения исповедует индуизм, белый остается цветом траура. До сих пор индианки, потерявшие близких, надевают белоснежное сари.

В культуре любой нации символизм цвета одеяния человека всегда играл важную роль. Так было и у русских. Например, в древности в славянском языке слово "красный" являлось синонимом красивого, а "белый" означало также чистый. В пантеоне славянских языческих богов присутствовал Белобог как олицетворение светлых сил.

Крестьяне «белой неделей» называли масленичные дни. Русские богатыри под кольчугу перед важным боем надевали белую рубаху, а купцы облачались в нее после бани, перед трудной и опасной дорогой. И делали они это на случай, если придется принять смерть: нужно встретить ее «чистыми», закончить свой жизненный путь подготовленными. И в этом смысле белое платье для невесты на славянской, русской свадьбе было самым неподходящим выбором.

Сарафан цвета солнца

Русские девушки сами шили себе одеяния к свадьбе, и обычно это были расшитые символичными оберегами рубахи и цветные сарафаны. Состоятельная девушка к знаменательному событию готовила себе три смены костюма. Первый был девический, обычный по крою и материалу, но самый лучший по исполнению - «девичий» сарафан розового, желтого, зеленого или голубого цвета. Второй, венчальный - сарафан из дорогих тканей, как правило, красный, малиновый или бордовый. Его расшивали жемчугом, отделывали золотыми нитями, а в северных краях - дорогими мехами. Головной убор, туфли, обручальное кольцо и свечи жених обычно присылал вместе с родовыми перстнями и ожерельями, которые невеста должна была надеть на венчание.

На второй день свадьбы в доме жениха девушка появлялась в третьем наряде - традиционно женском одеянии с соответствующим головным убором, символизирующем замужество, и с широким поясом на талии. При этом ткани для костюма брали горячих золотых, красных и коричневых оттенков, и лишь изредка черного цвета - цвета земли, от которой непосредственно зависела жизнь.

Королевская мода

Если белый - цвет смерти, то как появилась традиция облачаться на венчание в белое платье? Некоторые историки считают, что такую свадебную моду завела Анна Австрийская. Являясь представительницей знаменитого монаршего рода Габсбургов, Анна была дочерью испанского короля, а в то время, когда ее собирались выдать замуж за французского монарха Людовика XIII, Испания и Франция находились на грани войны. Анна не желала этого брака и откровенно боялась, что ее пребывание на чужбине окончится смертью, поэтому сама выбрала себе белое платье на свадьбу с Людовиком. Придворные расценили это как экстравагантный испанский вкус, ведь смуглая девушка в белом была безумно хороша и походила на пирожное.

А спустя два столетия, нарушив традиции, в белом платье вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского Александрина Виктория, королева Великобритании и Ирландии. Но это уже была дань моде – к тому времени в Европе заново открывали древнеримскую и древнегреческую культуру. Во всех благородных домах восхищались красотою и лаконичностью мраморных скульптур греков и римлян в длинных белых одеждах. Тогда еще археологи не подозревали, что статуи когда-то были раскрашены, и следы краски на них просто не сохранились.

После венчания английской королевы все ее подданные женского пола желали на собственной свадьбе быть обязательно в белом. Эта тенденция быстро распространилась по всей Европе, включая Россию. Поначалу в белых платьях выходили замуж только русские высокородные дворянки, проводившие всю свою жизнь в Европе. А потом, подражая им, и представительницы остальных сословий решили оставить надоедливый сарафан неграмотным крестьянкам. Было престижно и модно венчаться в церкви в длинном белом платье, если, конечно, у семьи невесты были деньги заказать его за границей или местным иностранным портнихам. И с той поры мало что изменилось.

Русский свадебный костюм

Свадебный наряд невесты на Руси имел множество вариаций, но можно выделить две основных традиции: северную и южную. Основным свадебным костюмом XIX — начала XX в. для всего Севера, Приуралья и Поволжья был комплекс одежды с сарафаном. Девушек брачного возраста особенно наряжали не только в праздники, но и в будни. Крестьянская молодежь знакомилась и встречалась на посиделках, «игрищах», поэтому будущие невесты должны были выглядеть привлекательно, показывать свое мастерство в рукоделии и благосостояние своей семьи.


Русский Север. Приуралье. Среднее Поволжье

Венчальная рубаха-«целошница»

1890-е гг. Вятская губерния, Яранский уезд, дер. Васькино

Венчальная рубаха («калинка», «долгостанец», «исцеленница») как часть свадебного наряда являлась символом невинности невесты. На Русском Севере был известен «венчальный вороток» — верхняя часть рубахи с пышными, до локтя рукавами или с длинными, суживающимися книзу так называемыми «плакальными» рукавами, достигавшими в длину до 130 см. Широко бытовали также венчальные рубахи с рукавами не длиннее руки. Они могли суживаться к кисти, иметь клинья или быть собранными в сборки под манжеты или обшивки с оборочками по краям.

Венчальная рубаха-«целошница», происходящая из деревни Васькино Яранского уезда, цельнокройная, длиной почти до ступней. Процесс изготовления ткани для свадебной рубахи был более трудоемким, чем тканье обычного холста. Полотнища выполнялись заготовками в размер длины будущей рубахи. Заготовка этой рубахи состояла из узорной каймы в виде полосы орнамента розового цвета из крупной зигзагообразной линии, выполненной в технике закладного ткачества, и окаймляющих ее сдвоенных полосок и белого холста полотняного переплетения9. Для шитья рубахи-«целошницы» понадобилось три с половиной заготовки тонкого домотканого льна. Глубокий овальный вырез горловины создается за счет сильно присобранных под узкую льняную обшивку передних и задних полотнищ и средней части верха рукавов. На середине груди имеется разрез, завязывающийся на шнурок. Рукава, немного суживающиеся книзу, выполнены из одного полотнища ткани и двух клиньев, присобраны у запястьев. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы.
Законченность рубахе придают легкие оборки из льняной и батистовой ткани, нашитые по краям подола и рукавов.

Девичий венчальный костюм

Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд

Венчальный костюм включает в себя белую составную рубаху, темно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетеный пояс. Невеста дополняла наряд бусами.

Верхняя часть рубахи сшита из трех прямых полотнищ фабричной ткани с разрезом посередине груди. Прямые рукава из цельных полотнищ доходят до локтей, где собираются в частые сборки под обшивки. К ним пришиты широкие пышные оборки. Верхние края полотнищ и средней части рукавов, собранные в частые сборки, образуют округлый вырез горловины. К нему крепится густая оборка, пришитая по верху бейкой. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Нижняя часть рубахи — «станина» сшита из трех прямых полотнищ и одного клина грубого домотканого льна.
Обрядовое назначение подчеркивает вышитая белыми нитями в верхней части станины с правого бока фаллическая фигура, наделенная, очевидно, продуцирующим значением. Оборки рукавов, обшивки украшены вышитыми крестом узорами, выполненными нитями красного и черного цветов. Мотивы орнамента из многолепестковых цветков, плодов и листьев заимствовались крестьянками из узорников фирмы «Брокар» или приложений к журналу «Нива». По краям горловины и оборок пришиты полосы белого фабричного кружева, придающие белоснежной рубахе легкость и воздушность.
Сарафан сшит в виде высокой юбки из семи прямых полотнищ темно-синей ткани. Два передних полотнища на 10 см длиннее задних, с которыми они соединяются треугольными боковыми вставками. В верхней части, на спине и груди, полотнища собраны под узкую обшивку и мелкие защипы (на спине — встречные), зафиксированные по лицевой стороне красной шерстяной нитью. Посередине груди имеется небольшой разрез, застегивающийся на крючок. Длинные узкие лямки крепятся на груди и середине спины.
По низу сарафан украшен крупным орнаментом, выполненным в технике аппликации из красного узорного ситца: цепочку ромбов с обеих сторон обрамляют неширокие горизонтальные полосы. В верхней части сарафана края обшивки отмечены красной ситцевой бейкой.

Добавлено через 8 минут

Костюм новобрачной

1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)


К костюму полагалась косынка, которую носили на плечах, заправляя два конца за лямки сарафана. Она сшита из оранжевой хлопчатобумажной ткани. Нижний угол косынки оформлен двумя ткаными полосами с изображением на оранжевом фоне аналогичных декору рубахи разноцветных антропоморфных фигур. К краям полос привязана пышная бахрома.


Добавлено через 2 минуты

Костюм новобрачной

1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

Второй костюм новобрачной из Сольвычегодского уезда аналогичен по набору деталей описанному выше, близок ему по покрою, незначительно отличаясь лишь в деталях. Однако в его цветовом решении преобладают уже традиционные для крестьянской одежды контрастирующие красные и белые цвета.





Наплечным украшением костюма служит белая косынка. Ее нижний угол отмечен широкими пришивными полосами браного орнамента красного цвета. В узоре — изображения женских фигур, имеющие детородную символику и отражающие представления древних славян о языческом божестве — Мокоши. Оторочка краев передника, рукавов, косынки узкими оборками насыщенного красного цвета ситца придают костюму необходимое завершение.

Добавлено через 2 минуты

Женский свадебный костюм

Конец XIX — начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд

Достаточно большую часть русского населения, не принявшую церковную реформу патриарха Никона (середина XVII в.), называли старообрядцами или староверами. В старообрядчестве известно несколько течений, в рамках которых существовали и существуют поныне различные объединения — «согласия». У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей.

Южные губернии России

Девичьи венчальные костюмы

Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха.

На смену сарафану-«широколямошнику» пришел сарафан на узких лямках. Его шили из двух цельных полотнищ (одного спереди и одного на спинке) и четырех скошенных боковых; в верхней части полотнища спереди и сзади обшивались полосками синего сатина. Неширокие сатиновые лямки соединялись на середине спины. Нагрудная часть сарафана оформлялась полоской вышивки, выполненной цветными шерстяными нитями.



Белый платок, который покрывал длинные распущенные волосы, завершал «горевои» наряд воронежской девушки-невесты. Она прощалась с девичеством и «вольной волей», «умирала» в своей прошлой беззаботной жизни для того, чтобы после венчания «возродиться» уже в совершенно новом для нее качестве — женщины-жены.

Костюм новобрачной

Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор — «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда — сарафан — менялась на «бабью» — поневу.



Наряд, в который молодую обряжали после венчания в селе Афанасьевка, включал в себя рубаху с «золотыми ремнями», «наборную» поневу, передник-«завеску», пояс, пояс-«подпояску» и головной убор — «сороку». Выполнялся он из материалов домашнего приготовления: шерсти, конопли, иногда использовали покупные хлопчатобумажные нити. Если невеста была из богатой семьи, в ее наряде присутствовали дорогие материалы: бархат, бисер, блестки, цветные шелковые ленты.
В разных губерниях России существовало множество вариантов декоративного убранства понев. Даже в соседних селах Бирюченского уезда свадебные поневы различались по цвету, характеру узора, носили разные названия: «потринитка», «на шленке», «наборная». Самой многодельной была понева «потринитка»; клетки ее полотна вышивались петельчатым швом темно-красными нитями, в результате чего ткань напоминала густой, толстый мех. Чтобы получить петельчатый шов, под нитки подкладывали деревянные прутики, поэтому такой прием назывался «вышивкой на прутках».



Наборная» понева, вид сзади


Добавлено через 1 минуту

Костюм новобрачной

1920-е гг. Пензенская губерния, Керенский уезд, с. Вяземка

Этот наряд являлся одновременно и свадебной одеждой и костюмом, который женщина надевала по самым большим праздникам до рождения первого ребенка. Он состоит из рубахи, поневы распашного кроя, пояса, нагрудного украшения гайтана. Такой наряд носили с двурогой сорокой, украшенной золотной вышивкой.






Добавлено через 2 минуты

Женский свадебный костюм

В некоторых местностях Юга России сарафан являлся не только девичьей, но и женской одеждой. Состоятельные невесты из Суджанского уезда Курской губернии шили к свадьбе костюм, состоящий из рубахи, сарафана-шубки из алого штофа, передника, одного или нескольких поясов, головного убора, нагрудных украшений, серег.



С сарафаном-шубкой молодая надевала кокошник, расшитый золотными нитями, состоящий из кички-волосника, собственно кокошника, позатыльня и шелкового платка. Состоятельные невесты к свадебному костюму приобретали ожерелья, низанные из круглых перламутровых зерен, часто дополненные серебряными монетами, и серебряные серьги. Для свадебной одежды этого региона характерны декоративность, контрастные, часто неожиданные сочетания цветов. Иногда к наряду готовился не один, а несколько поясов, из них — два шелковых, покупных, как правило, разных цветов и оттенков, и несколько широких и узких домашнего изготовления в разноцветные полоски. Головной убор дополнялся букетами бумажных цветов, лентами.

Прически и головные уборы


Прически и головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки не полностью закрывали волосы, они распускали их по плечам или заплетали в одну косу. При посещении церкви девушки покрывали головы платками.


Косник, XVII в.


По древней традиции девушки украшали косы накосниками (косниками) — лентами с богато орнаментированными концами или объемными фигурными привесками, чаще всего треугольной формы или в форме сердца. Они имели вверху петлю, в которую продевался шнур или тесьма, вплетавшаяся в косу. Косники расшивались золотными или серебряными нитями, жемчугом, бахромой и кружевом. Мотивами орнаментов служили растительные узоры, фигуры птиц.


Повязка из Сольвычегодского уезда Вологодской губернии начала XIX в. сшита в виде полосы красного ситца на твердой берестяной основе с длинными парчовыми лентами-завязками, продублированными хлопчатобумажной тканью. Для утяжеления в концы лент зашиты дощечки. Верхняя часть повязки и ленты скреплены металлическими крючками. Подобные повязки имели праздничное, а иногда и свадебное назначение. Просватанные девушки прикрепляли к повязке особую деталь — овальный натеменник, закрывавший волосы сверху". Повязку носили с шелковым сарафаном, батистовой рубахой и золотошвейной душегреей.



Повязка из Архангельской губернии XIX - начала XX в. представляет собой полосу шириной 23 см на твердой основе, обшитую позументом фабричного производства — «хазом» с очельем из фольги и многоярусной фестончатой поднизью, спускавшейся до бровей. Сзади к повязке могли крепиться с помощью броши широкие ленты розового муара.

На венчании девушкам не полагалось косу или распущенные волосы закрывать полностью. Головным убором служила повязка — «лента» в виде широкой полосы позумента с жемчужной или бисерной сеткой, пришитой по низу. В Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях иногда косу убирали под длинный белый вязаный колпак, носивший название «честного». Наиболее распространенными венчальными головными уборами на Русском Севере и в Приуралье были также «головодец», «венец», «конура», «челка». Они были обязательно с открытым верхом, имели дугообразную форму или изготавливались в виде широкого обруча, который украшал венок из искусственных цветов и лент. Богато расшитые узорами золотных нитей, украшенные жемчугом, перламутром, цветными гранеными стеклами, фольгой и канителью уборы напоминали сказочные драгоценные короны. Непременным атрибутом свадебного костюма являлась фата, или «дымка», — тончайшая шелковая ткань или шелковый платок, обшитые по краю бахромой, кружевом, лентой.

Эффектным дополнением служили серьги, кольца, ожерелья из жемчуга или бисера, янтарные бусы, приносившие, по народному поверью, счастье в будущей семейной жизни. В таком наряде невеста представала перед алтарем настоящей «молодой княгиней», как она величалась по свадебному чину.

Цена наряда была очень высокой даже для зажиточных крестьян, поэтому он рассматривался ими как весомая часть наследства, передаваясь из поколения в поколение. Известно, что стоимость некоторых свадебных головных уборов в XIX в. достигала трехсот рублей ассигнациями.


Кокошник, XVIII — начало XIX в., Тверская губ.


Важнейшим элементом свадьбы после венчания в церкви был ритуал надевания на голову - добрачной женского головного убора — "повивание», «окручивание», "принятие закона», «снятие покрова» (Архангельская, Зологодская, Вятская губ.). Девичья прическа менялась на женскую: коса расплеталась, волосы заплетались в две косы, которые укладывались вокруг головы и убирались затем под закрытые головные уборы — кокошник, моршень, борушку, повойник, кику, сороку.

Так, в Слободском уезде Вятской губернии новобрачную после венчания уводили в чулан, где сваха и другие женщины «развивают плетень (косу) и крутят два плетня, т.е. плетут две косы, и когда надевают моршок, род чехлушки из парчи или шелковой материи, шитый золотом или серебром, то все участвовавшие в «свадебном» поезде на косы кладут деньги под моршок»
Кокошники из бархата, расшитые золотными нитями, в форме высокой цилиндрической шапки с плоским дном и ажурной поднизью из бисера, имели распространение в северозападных губерниях России. Обычно поверх кокошника надевался платок.


Свадебный головной убор «сорока»

из Бирюченского уезда Воронежской губернии (начало XX в.)
Южные губернии России


Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно сороки каблукообразной формы. Сорока является древним по происхождению и способу ношения головным убором русской женщины. Так, в старообрядческих сочинениях 1660-1680-х гг. («Список 1 с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума») упоминается термин «сорока», ее составные части, указывается, что носила высоко надо лбом «женка на кичке своей сороку».

Платки. XIX в. Олонецкая губерния Каргопольский уезд


Под отдельные элементы узора для создания рельефа подкладывались желтые, в цвет золота, картон или бумага. Фигурные вазоны, фантазийные цветы, бутоны, изогнутые ветви, листья являлись органичными элементами крупных, хорошо скомпонованных узоров, располагавшихся в одном углу платка. Два других угла украшались небольшими вышитыми букетиками и веточками. Иногда по краю платка вышивалось имя владелицы. Платок мог носиться поверх кокошника, завершая свадебный или праздничный наряд олонецкой крестьянки.

Борушка (XIX в. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд) — закрытый женский праздничный головной убор, состоящий из очелья на твердой основе и донца. Донце собрано в сборки и пришито к очелью, слегка выступая над его передней частью. Борушка украшена золотной вышивкой, перламутром, стеклами.

Традиция покрывания головы замужней женщиной уходит в далекое прошлое и связана с представлениями о магической силе волос. Свитые, спутанные женские волосы — «колтун» — в народных представлениях воспринимались как связь с потусторонним миром, принадлежность ведьмы, колдуньи. Распущенные, не убранные под головной убор волосы также привлекали злые силы. Когда женщина выходила замуж и становилась членом другой семьи, она должна была покрывать голову, чтобы не принести несчастья мужу и его родне. Выйти из дома на улицу «непокрытой», «простоволосой» даже в начале XX в. считалось недопустимым.



Праздничный кокошник из Сольвычегодского уезда Вологодской губернии, который состоит из двух частей: собственно кокошника и самшуры. Кокошник состоит из твердого очелья и мягкого донца из красной хлопчатобумажной ткани с тканым цветочным узором. Передняя часть очелья выдвинута под углом вперед и украшена полосами галуна. На боковых частях очелья и донца золотыми нитями вышиты узоры, изображающие стилизованных лебедей. Для поддержания формы внутрь кокошника вкладывалась самшура, сшитая из красного узорного ситца с валиком по верхнему краю, с простеганным очельем. В теменной и задней части самшура собрана в сборки и стянута шнуром. Широкое распространение кокошника практически на всей территории России привело к тому, что он стал одним из символов традиционной народной культуры. Изготовление такого головного убора требовало немалого мастерства, оттого этим промыслом часто занимались специалисты в торговых селах, городах, монастырях. Кокошники различались по конструкции и способам украшения.

Русский народ всегда и в любом деле находит свой путь, отличный от других. Свадебные традиции, обряды и, конечно, костюмы молодых отличаются от тех, что приняты в других странах.

В дни, когда происходила свадьба, примирялись даже самые злейшие враги, люди забывали про все обиды и старались не задевать ничьи чувства.

Свадебный наряд невесты, к сожалению, не дошел до наших дней в том виде, в котором его носили в старину, и на современной свадьбе его не встретишь. Но, тем не менее, России можно гордиться уникальностью и необычной красочностью этого наряда, который является, причем даже самый бедный, поистине музейным экспонатом и произведением искусства, и его можно выставлять в музеях и рассказывать о нем посетителям.

А началось все достаточно просто: венки украшали голову девушки, выходящей замуж, а первым свадебным платьем была рубашка. Возможно, прообразом ее послужил греческий хитон, потому что считается, что свадебное платье пришло из Греции: там было принято простой холст прямоугольной формы скреплять на плече - назывался он "пеплос". Точно таким же образом была первая сшита свадебная рубашка невесты на Руси. Сшивался холст на плече, оставалась прорезь для головы, и сшивались бока - оставались прорези для рук. Все это вышивалось красивым рисунком, который являлся оберегом невесты, вышивка шла по вороту и подолу, рукава в те времена не расшивали. И в то же время это было первое украшение свадебного платья невесты на Руси. Позже к наряду добавились ленты, которые либо вышивали, либо вязали сами невесты, ленты крепили как на голову, так и на рубаху, и при ходьбе они развевались, придавая девушке некоторую таинственность и легкость. А еще вышивка защищала девушку, вывязанные же ленты тоже были своеобразным оберегом и талисманом. Все украшения в то время были знаковыми, и что-то да обозначали. Иногда под венок одевали покрывало, это было своеобразной фатой, потом в некоторых областях Руси эта традиция отошла и возродилась уже вместе с европейским белым платьем невесты.

И лишь спустя несколько столетий на Руси появился «завершенный» наряд невесты, то есть поверх рубахи стали надевать сарафан. И он на долгие годы прочно занял свое место в убранстве невесты на Руси.

Основной цвет в свадебном обряде и костюме - это красный. Белый цвет на Руси всегда считался цветом святости и не применялся в свадебных нарядах, будь это сватовство, венчание или непосредственно свадьба. Сейчас белый цвет символизирует невинность и целомудрие, но в те времена белый цвет был цветом траура, причем даже не столько траура, сколько прошлого, памяти и забвения.

Стоит отметить, что нарядов на свадьбу невеста имела несколько: один предназначался на девичник, другой - на венчание и последний - на саму свадьбу, которая проходила после венчания.

Более того, невеста на венчание одевалась скромно и зачастую - в черные цвета. Это символизировало то, что девушка «умерла» для старой семьи и для своего девичества. После венчания ее облачали в красочное и необычайно богатое убранство, показывая тем самым, что она радостно вступает в новую семью и у нее начинается новая жизнь.

Даже само слово - облачали - такое красивое, глубокое и емкое, говорит о том, как бережно на Руси относились к вступлению в брачный союз двух людей, и как ценилось рождение новой семьи. Девушку любовно и старательно облачали, убирали, наряжали и готовили к новой для нее жизни. Женщина, которая помогала одевать невесту, называлась "снарядиха", обычно это делала близкая родственница невесты. Обувь для невесты присылал жених - этим он показывал, что теперь она с ним пройдет по всей жизни. А надевал девушке башмачок так называемый "свадебный отрок" - им так же должен был быть кто-то из родственников невесты.

Каждый регион Руси имел свой свадебный костюм, но он неизменно состоял из рубахи и сарафана, отличие заключалось в отделке, поясе, которым подвязывался сарафан, в украшениях, которые надевались на шею и голову.


Фотограф Чикина Ольга

Существовали и свадебные приметы, связанные с нарядом невесты. Например, в подол перед свадьбой вкалывали булавки - от сглаза. В обувь клали монетки, что символизировало богатую совместную жизнь. А молодоженов осыпали овсом или рожью.

Если свадьба происходила в богатом и княжеском семействе, то невеста надевала еще и мантию - это нечто вроде плащика, который накидывали поверх сарафана. Мантия шилась из дорогих и тяжелых тканей, например, из парчи. Накидка эта обязательно отделывалась шитьем и дорогими камнями.

А в других губерниях одевали душегрейку, которая тоже была праздничной и напоминала жакет, весь расшитый и украшенный узорами, принятыми в данной области. Только жакет этот был очень короткий.

Свадьбы на Руси, как правило, справляли осенью и зимой - в довольное суровое время года. Именно поэтому убранство невесты было столь «массивным», ведь нужно было и наряд показать, и при этом он должен был согревать девушку.

В основном праздничные наряды невест различались только по богатству шитья и отделок, но в обязательном порядке основу его составлял сарафан и рубаха под ним, и, конечно, череда нижних юбок, которые придавали пышность - в ту пору ценились девушки округлых форм.

Свои наряды девушки получали либо по наследству и добавляли в отделку что-то свое, либо сами шили, начиная готовиться к свадьбе, будучи еще совсем юными, вкладывая в каждый стежок вышивки свою душу. Может, поэтому готовый наряд выглядел столь завораживающе красиво.

После свадьбы существовал еще один наряд - уже для молодой жены: на второй день свадьбы она выходила к гостям в лучшем платье и в пышной поневе, которая была очень густо расшита орнаментом и имела темный цвет. Понева - это такая запашная юбка, порой их было несколько. Талию опоясывал широкий тканый или вывязанный пояс. На голове красовался убор замужней женщины.

Красный цвет в убранстве невесты на Руси царил до правления Екатерины II, которая первой сделала свой свадебный наряд белым. И он закрепился в России, отодвинув прежний, который стал постепенно олицетворять собой старомодность и традиционность.



Рассказать друзьям