Русский свадебный обряд. Как проходит стандартный свадебный день

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Свадебные приметы, традиции и обычаи

Свадьба относится к наиболее важным событиям в жизни не только невесты и жениха, но и их семей, родственников и близких друзей, которые приглашены на это знаменательное событие. Разумеется оно окружено рекордным количеством суеверий, некоторые из которых пришли к нам из глубины веков и насчитывают не одно тысячелетие своей истории, а другие рождаются прямо на наших глазах, но всё же прочно занимают место в сознании тех, кому еще предстоит сыграть этот удивительный обряд.

Если ретроспективно анализировать с древних времен до настоящего времени брачно-семейные отношения на Руси, можно заметить, что они подверглись существенным изменениям. Однако основой их по-прежнему остаются отношения между мужем и женой, которые после свадьбы отделяются от родителей и начинают жить «своим домом», что опять-таки восходит ко временам позднего каменного века, неолитического общества, когда наблюдался распад общинных отношений и единицей общества уже считалась семья, жившая отдельно.

Вот только некоторые приметы, связанные со свадебной поездкой. Еще с тех времен, когда основным средством передвижения была лошадь, пошел обычай ехать в разных каретах (телегах, повозках) как жениху, так и невесте. В наше время, разумеется, для этих целей используются машины, но все равно смысл остался неизменным — жених и невеста добираются до загса в разных автомобилях, причем невеста едет со своими подругами, а жених — со своими друзьями.

Еще до того как невеста окажется в свадебной машине, жених, согласно опять-таки существующему обычаю, несет ее на руках до самой машины, хотя в последнее время этот ритуал соблюдается всё реже и реже, преимущественно в Западной Европе и Соединенных Штатах. Согласно тем же обычаям путь до машин жениху и невесте устилают лепестками роз, чтобы совместная жизнь у них была такой же яркой, красивой и романтичной как лепестки этих цветков.

Откуда же пришел к нам обычай украшать свадебные машины лентами и цветами и что он означает? Родом из Западной Европы, этот обычай представляет собой несколько измененную, очень древнюю традицию так называемых «невестиных бантов», получившую в нынешнем виде наибольшее распространение в XVII-XIX веках. Красавица-невеста отправлялась в церковь на венчание в сопровождении нескольких мальчиков, которые несли веточки цветущего розмарина, считавшегося цветком невесты, и узенькие полоски ленты, так называемые «невестины банты», которые завязывались на руках и считались гарантией счастливой семейной жизни. В начале XX века этот обычай стал постепенно забываться, но практика украшать предметы, относящиеся к свадьбе, осталась, правда сами банты перекочевали сначала на свадебные экипажи, а затем и на автомобили.

На Руси издавна существовала традиция устраивать свадебные сговоры и справлять свадьбы с праздника Покрова (14 октября) до Кузьмина дня (14 ноября). Вымаливая себе «вторую половину», девушки и парни в эти дни вспоминали все известные любовные заговоры, которые на Покров имеют особую силу. Считалось, что обряд свадьбы непосредственно связан с поклонением огню как животворящему началу и Солнцу — как образу небесного огня, пробуждающего землю. В последний день девичества невеста плакала у пылающего очага. Входя в дом мужа, невеста направлялась прежде всего к очагу, специально разжигаемому в этот день.

С днем свадьбы связаны и многие другие обряды и поверья. Хотя этот праздник и считался радостным и торжественным, невеста с момента появления свахи в доме до самого венчания в церкви, по обычаю, должна была не переставая плакать и сокрушаться о своей судьбе, выказывая тем самым почтение к родителям и благодарность за годы жизни, проведенные под отчим кровом. В день сватовства назначается день следующей встречи, когда жених должен явиться за ответом. Окончательный сговор и назначение дня свадьбы отмечали застольем в доме невесты. По старинной традиции, невесту символически «пропивали»: сваты и родители невесты пили за договор о будущей свадьбе, в залог нерушимости которого жених перед уходом брал у невесты платок и кольцо.

А вот как воспринимали обычай бить посуду на свадьбе наши предки. Первый бокал с шампанским молодожены разбивают на счастье. Обычай бить посуду на счастье во время свадьбы можно назвать интернациональным. На второй день свадьбы в русских деревнях начинали бить глиняные горшки. К тому же разбившийся горшок считался доказательством целомудренности невесты, а вот если горшок оставался целым, туго приходилось бедной девушке. Ведь разубедить окружающих, что она честная, было очень сложно. Да и вообще считалось: чем больше осколков, тем больше счастья.

Кое-где в Европе существовал обычай, по которому родители невесты после венчания выбрасывали из верхнего окна дома блюдо с пирогами. Хорошим знаком считалось, если блюдо разбивалось на большое количество осколков.

Обычай разбивать посуду на счастье существовал не только в России. Так, в Йоркшире (Англия) до сих пор существует традиция разбивать блюдо. Само блюдо дают в руки жениху, на нем находятся кусочки свадебной лепешки. Жених должен через голову невесты бросить это блюдо на дорогу. В это время детишки должны проворно расхватать кусочки пирога. В том случае если блюдо не раскололось на мелкие кусочки, дружок жениха должен растоптать его ногой. Чем больше насчитывалось разбитых кусочков блюда, тем больше счастья, как предполагалось, можно было ожидать у молодых.

Отец и мать невесты встречают молодых хлебом-солью, ведут к столу и усаживают на шубу, вывернутую шерстью вверх. Считается, что это приносит богатство и достаток в дом. Во время всего пира новобрачные не должны пить и есть, а дружок и подружка жениха и невесты следят за тем, чтобы молодые сидели, тесно прижавшись друг к другу («так, что кошка между ними не пробежит»). Гости пируют до позднего вечера, бьют посуду на счастье, славят молодых. Традиционный возглас «Горько!» связан с обычаем подносить каждому из гостей стопку водки, выпив которую, он должен подтвердить, что это была действительно водка, крикнув: «Горько!

А вот и некоторые приметы, связанные с обрядами бракосочетания и свадебными торжествами.

Свадебные приметы

■ Когда молодожены садятся за свадебный стол, необходимо, чтобы они сидели на одной скамье — тогда семья будет крепкой и слаженной, иначе брак может оказаться неудачным.

■ Новобрачных за столом, по древним обычаям, надо посадить на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы жили богато и с достатком.

■ Жених и невеста всегда должны находиться рядом друг с другом и не позволять, чтобы между ними кто-нибудь вставал, иначе разойдутся. Человек, который появлялся между ними, являлся провозвестником несчастья в семейной жизни. А кроме того считалось, что тот, кто станет между молодоженами, и будет причиной их расставания.

■ Не пригласить всех родственников — к выяснению отношений. В принципе к этой примете можно отнестись с известной долей юмора и не принимать ее всерьез, но задуматься над ней на досуге всё же не помешает.

■ Та девушка, которая поймает букет, брошенный невестой, следующая выйдет замуж, причем в следующем году. Особенно эта примета популярна в последние десятилетия, под влиянием американских фильмов.

■ Подруги не должны мыть посуду после свадьбы, а то быть ссоре с молодоженами.

■ Много гостей на свадьбе — к хлопотам. К этой примете тоже можно отнестись как к шуточной, фольклорной. Вероятно она исходит от пословицы «Бедному жениться — ночь коротка».

■ Хорошее угощение на свадьбе — к частым гостям в доме.

■ Жених и невеста не должны фотографироваться порознь на свадьбе — иначе они расстанутся.

■ Монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, нужно хранить дома под скатертью, тогда семья будет жить богато.

■ Если, возвращаясь из загса, первой в дом заходит невеста — она будет руководить в семье, если жених — он будет хозяином.

■ Если на свадьбе связать лентой две бутылки шампанского и не пить их, а оставить — молодожены обязательно отпразднуют годовщину свадьбы и рождение первого ребенка.

■ Если во время свадьбы с невесты упало украшение — дурное предзнаменование.

■ Если дарят столовые принадлежности (особенно с ножами), отдайте монетку — иначе быть раздорам.

■ Жених не должен видеть свадебного платья до дня свадьбы и не должен накануне свадьбы видеться с невестой.

■ Неудача поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде.

■ Если у невесты на свадьбе порвалось платье, то свекровь будет злая.

■ Дождь или снег в день свадьбы — к счастью.

Существует множество примет, касающихся венчальных свечей. Вот например, считается, что тот из молодоженов, у которого венчальная свеча догорит раньше, умрет первым, а если она выпадает из рук, то это уж совсем считалось не к добру. Также не предвещало ничего хорошего неровное горение венчальной свечи, которая таким образом «волновалась» о старших в доме.

Если в день свадьбы шел дождь, то это считалось отличным предзнаменованием, но плохо если свадьбу играли зимой и разыгрывалась метель — согласно приметам, из молодой семьи выдувалось всё богатство.

Если после обряда венчания свадебный кортеж поехал по другой дороге, то это считалось отличным предзнаменованием, так как теперь муж и жена будут жить новой жизнью и не вернутся к прежней.

А что можно было предпринять, если девушка не хотела выходить замуж за того, кого ей прочили в мужья? Предприимчивые сваты старались во что бы то ни стало завладеть старой обувью и веником девушки, так как в этом случае она все равно должна была выйти замуж, даже помимо своего желания, за нелюбимого человека.

Некоторые приметы, связанные с проведением обряда венчания, насчитывают несколько столетий, и в нынешнем веке их также стараются соблюдать, свято веря в их действенность.

■ Перед венчанием невеста должна чуть-чуть поплакать — брак будет счастливым. Лучше всего, если эти слезы будут от напутственных слов родителей, а не из-за каких-то накладок или проблем.

■ Когда невеста отправляется в церковь/загс, мать передает дочери семейную реликвию: кольцо, крестик, брошь, браслет и пр., чтобы эта вещь находилась с ней при венчании, оберегая ее.

■ Венчальные свечи жених и невеста должны задуть одновременно — к долгой совместной жизни.

■ После венчания молодые должны посмотреться в одно зеркало — к удаче, к дружной и счастливой жизни.

Сейчас модно брать кредиты на проведение свадебных торжеств, да это и понятно — все-таки отличный повод повеселиться с размахом, да и запоминается это событие у одних надолго, а у других — и на всю жизнь. В общем, хочется, чтобы торжества прошли на самом лучшем уровне, вот и приходится деньги одалживать, брать кредиты... А вот в старину это считалось дурным признаком, так как по поверьям, семья, справившая свадьбу на одолженные деньги, всю жизнь будет отдавать долги и не иметь своих собственных денег.

Перед тем как сесть за свадебный стол, молодые должны разбить тарелку и вместе переступить через осколки, чтобы не ссориться в браке.

Свадебный торт разрезает невеста, жених поддерживает нож. Кусок торта с основным рисунком жених кладет на тарелку своей суженой, следующий кусок невеста преподносит жениху, а потом уже — гостям. Эта примета к взаимному согласию и помощи друг другу.

Если три года подряд в годовщину бракосочетания свадебной скатертью застилать стол, то молодые вместе проживут до старости.

Ну и конечно же, редкая свадьба даже в наше время обходится без традиционного свадебного каравая, о котором тоже сложено немало поверий и суеверий. Символ семейного счастья — свадебный каравай выпекают несколько женщин под руководством крестной матери жениха или невесты. Никогда не приглашают участвовать в этом ритуале вдов, разведенных или бездетных женщин: считалось, что их несчастливая судьба может повлиять на будущее молодой семьи.

В общем, примет о свадьбах существует великое множество, не все из них предвещают добро, но ведь и не все из них обязательно сбываются. Если верить в силу любви и не обращать внимание на мелкие неурядицы во время свадьбы, то ничего плохого и не случится. Главное — всегда верить в доброе и на всё смотреть с юмором.

В последнее время наблюдается увеличение интереса к африканской культуре и традициям. Некоторые фирмы, специализирующиеся на организации свадеб, даже предлагают услуги проведения свадьбы в африканском стиле. Экзотично, не правда ли? Но пожалуй стоит заранее узнать о некоторых приметах и обычаях свадьбы в Африке. Их — множество, и мы предлагаем вам некоторые из них.

Для начала важно, чтобы перед предстоящей свадьбой в дом, где будут жить молодые, вползла змея, — это считается хорошим предзнаменованием, знаком благосостояния и счастья в семейной жизни. Хозяйка дома в этом случае предлагает змее миску с парным молоком и просит остаться. И уж совсем отличным знаком считается, если змея попробовала угощение, — быть счастью в доме.

Также существует достаточно распространенный запрет на внутриплеменные любовные взаимоотношения; согласно поверьям многих племен, это несет беду и несчастья всему племени и разумеется тем мужчине и женщине, которые вопреки традициям полюбили друг друга.

Во время проведения самой свадебной церемонии хозяева дома, в котором разыгрывается это действо, читают заклинания и молитвы о благополучии дома, призывают духов предков быть благосклонными к ним, а также просят о достатке, благополучии и здоровье для всех. Примечательно, что аналогично традициям европейской церемониальной магии, африканцы в конце каждой молитвы-заклинания произносят хором «Да будет так».

Обычай перепрыгивать на свадьбе через метлу распространен не только на свадьбах древних и современных язычников, это непременный атрибут свадебных церемоний многих африканских племен. Жених с невестой во время свадьбы должны перепрыгнуть через метлу, что символизирует начало создания собственного домашнего очага.

Народные приметы, ритуалы и маленькие житейские хитрости для дня свадьбы, позволяющие сохранить семейное счастье на долгие годы и уберечь вашу семейную жизнь от недоброжелателей.

Приметы

Предупредите всех родственников и будущих гостей, чтобы не дарили колющих и режущих предметов.
Когда пойдете к будущей снохе свататься для сына, пусть первым заходит сын.
Шапку перед сватами не снимает, пока не посадят за стол. Если кто-то из сватающихся сумеет унести из дома невесты ложку, то сын будет в доме хозяин и его жена никогда не оставит. По истечении трех месяцев после их свадьбы ложку нужно подкинуть в дом к невесте.
Венчальное платье, кольцо и фату нельзя давать мерить ни подругам, ни сестрам, ни кому другому. Иначе в семье будут ссоры или брак вообще не состоится.
Не покупайте туфель на шнурках. У невесты должны быть именно туфли без шнурков.
Нельзя пускать гостей до свадьбы в спальню молодых, а тем более показывать их постель.
Венчальное полотенце, свечи в церкви не оставляют. Припрятывают дома - обязательно пригодится.
Платье невесты, фата, туфли и кольца обручальные должны быть под особым присмотром, так как на них можно легко навести порчу и даже просто испортить невзначай. Порча, пришедшая со свадьбы, тяжелая и снимается тяжело. Поэтому нужно беречь невестино платье до года их жизни вместе.
Платье невесты может быть белым, бежевым, золотым, золотистым, розовым. Платье невесты не должно быть черным, синим, голубым, красным, зеленым, серым. К нижнему белью относится то же самое.
На невесте не должно быть жемчуга и его никогда не дарят. Тем более, на свадьбу.
Жених должен быть одет в черный костюм. Допускается серый, белый, золотой. То же касается туфель.

Обряды

Чтобы свекровь не изводила
Умывается молодая три вечера перед ЗАГСом или венчанием, вытирается наговоренным полотенцем. которое оставляет у родителей, с собой в новую семью не берет.
Как я мила своей матушке и своему батюшке. Как они меня на руках держали, пуще глазу оберегали, в обиду никому не давали, так бы меня свекровь любила. не терзала бы, не бранила, со свету не сживала, жалела бы и оберегала. Слово мое крепко, к делу моему цепко. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.

Свадебное благословение

Чтобы молодые не ссорились, говорят на их столовые приборы, до того как они сядут за стол: Как церковь непоколебима и неразрушима, вера крепка, медовуха сладка, так бы и раб (имя) с рабой (имя) были неразлучимы и непоколебимы. Без друг друга не могли быть, порознь не могли жить, ни дня, ни часа с этого раза, от свадебного стола, как я, раба (имя мастера), наговор прочла. Аминь. Аминь. Аминь.
Покупая невесте наряд, старайтесь, чтобы фата и платье были куплены в среду, туфли в пятницу.Перед выходом из дома в магазин читают наговор и выходят спиной, т.е. задом из квартиры: Ангел мой, венец золотой. покрой чистой фатой не на месяц, не на год, насколько раба (имя) проживет. Аминь. Аминь. Аминь.
Чтоб невеста на смотринах понравилась
Плескайте себе двумя руками в лицо холодную воду и говорите: Я - Божия раба (имя).
Солнце высоко, а я выше.
Мои брови смоляные, мои кудри золотые, мои глаза - звездочки ясные, мои губы - лепестки красные.
Кто меня увидит, тот ни одним словом меня не обидит.
Господи, помоги! Богородица, на брак благослови.

Брак против воли родителей

В затруднительных случаях, если родители не благословляют любящих на брак, есть умягчающая родительское сердце молитва.
Купите две свечи, одну поставьте у иконы «Умягчение сердец», другую зажгите дома и прочитайте заговор двенадцать раз.
Ангелы небесные, пойте «Аллилуйя»! Славься, святая церковь, венчающая на брак! Бог создал людей, Бог их крестил, Бог их простил, Бог их на брак благословил.
Помяни, Господи, всю кротость царя Давида, так пусть кротки будут родныесестры, братья, зятья, вся родня, мать, отец дадут благословениена брак и венец рабам Божьим (имена). Аминь
Покупая обручальные кольца
Не входя в дом с кольцами, нужно произнести: На добрую жизнь, на верную семью. Аминь.

В День свадьбы Приметы

Мама невесты не должна присутствовать при венчании.
На голову надевают венок с фатой. Никаких цветочков, отдельно вставленных в волосы, шляпок и диадем быть не должно.
Надевать платье невеста должна в первую очередь, просовывая голову через горловину. Не наряжает невесту подруга с таким же именем.
На платье должно быть четное количество пуговиц, если они есть вообще. Нижнее белье невесты должно быть только белым.
Если у невесты во время свадьбы оборвался подол, сама невеста его не подшивает.
Молодых за стол садят на лохматую шубу или тулуп, вывернутый мехом наружу. Чтобы жили богато.
Ложку, которой ел жених за свадебным столом, прибирают до сорокового дня. В сороковой день дают мужу снова ею покушать. Чтобы жили хорошо и долго вместе.
В день свадьбы хорошо посадить дерево жениху и невесте. Посадить так, чтобы принялись.Выходя из церкви после венчания, невеста раздает мелочь, дабы убрать лишние неприятности в своей семейной жизни.
Во время венчания, когда венцы на голове или над головой, молодым нельзя смотреть друг другу в глаза: будут измены. Не смотрят также на свои свечи. Смотрите на батюшку.
Во время свадьбы старайтесь выйти из тех дверей, в которые вошли.
Если все булавки из наряда невесты вынула одна женщина, то каждая девица, получившая такую булавку в течение одного года выйдет замуж. Если булавка согнута, останется старой девой.
Девица, получившая от невесты кусок сыра, отрезанный перед тем, как уйти из-за стола, будет следующей невестой среди подруг.
Сватовство: 3, 5, 7 и 9 числа - удачные дни.Обручальное кольцо не надевается на перчатку.Шляпка в день свадьбы на невесте - к разводу.
Чтобы зять не обижал дочь, теща должна (пока едут на венчание) приколоть на лифчик у правой груди булавку, а на обратной дороге переколоть ее на левую грудь. По приезде из церкви эту булавку мать прикалывает на подол дочери. Не снимают булавку до первой стирки.
Сватьям соли не занимают - дети их жить не будут, разойдутся.
Если при венчании упало кольцо жены, она умрет первой, если упало кольцо мужа - он недолгий жилец.
Если при венчании кто-то из молодых первым ступит к алтарю, тот будет всему голова.
Если кто-то бросит в невестины туфли соли, сначала в правую, а потом в левую, молодая весь век будет с мужем плакать. По обычаю на свадьбе туфли воруют, будьте внимательны.
Если свадебной машине встретится похоронная процессия, следует подумать: Венок венку рознь. Аминь.
Если свечи гаснут при венчании, следует поменяться свечами жениху и невесте, иначе житья не будет.
Венчая своих детей, смотрите, чтобы у них со спины не стояли трое однополых, то есть трое мужчин или женщины.
Если свадебную скатерть стелить три года подряд в годовщину бракосочетания, то молодые доживут до глубокой старости.
Если во время венчания что-либо роняют жених или невеста, поднимать эту вещь (цветы, перчатку и т.д.) нельзя.
Старайтесь, чтобы во время свадьбы не было скандалов, чтобы вы не причинили никому зла, чтобы ваша машина не сбила ни собаку, ни кошку и, естественно, за свадебным столом не поминаются умершие.
Каравай, которым встречают молодоженов, гости не едят. Если он очень большой и его сразу съесть невозможно, насушите сухарики и съешьте его с супом. Каравай едят только жених и невеста.

Обряды

Очень часто за счет Вашего счастья многие стремятся поправить свою несчастливую семейную жизнь. В день свадьбы и во время венчания такие люди меняют местами Ваше счастье и свое горе. Чтобы это предотвратить, следует приколоть в невидных местах булавки жениху и невесте, наговорив на них следующее: Стоит престол, пред ним свадебный стол, за столом молодые сидят, не пьют, не едят, а на иконку глядят. Матерь Божья, спаси, Богородица, обереги от всяких дел и всякой беды. Спаси и сохрани. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
В день бракосочетания с невестой и женихом утром должны поздороваться все домашние, начиная с матери. Если никого, кроме нее нет, то матери следует трижды (но не за один раз) сказать своему ребенку: «Здравствуй, (имя)!». При этом жених или невеста в ответ должны молчать.Затем дают съесть блин, заговоренный от порчи: Матерь Божья, всем матерям мать, не дай людям взять у рабы (имя) счастье и долю. Во имя Отца и Сына, яви свою волю. Ключом запри и забери. Аминь. Аминь. Аминь.

Обереги на невесту

Невеста должна умываться наговоренным пивом.
«Как ты, чисто злато - серебро, чисто и прилично; как на тебя, злато - серебро. всяк зарится, заглядывается, стар и млад, женатый и холостой, старые старухи и молодые молодицы, красивые девицы и молодые молодцы, так бы и на тебя, раба Божья (имя), зарились и заглядывались бы все. Казалась бы ты им златом - серебром, глядели бы и смотрели бы. и очей с тебя не спускали». После венчания, входя в дом мужа, молодая говорит: «Первая, другая, я иду третья, но не последняя! Все вон, мне одной дом.»Чтобы быть самой любимой снохой.
Если молодой идет жить в дом невесты, он, вступая в избу после венчания, произносит: «Я иду - зверь лапист и горд, горластый, волк зубастый, я есть волк, а вы есть овцы мои».

Свадебный оберег

Чтоб дурной человек не напакостил на свадьбе, из-за чего вся жизнь молодых может быть порушена, читают с самого утра:
«Господи, Боже, благослови. Встала я, благословилась, вижу чистое поле, где заводится у христиан свадьба, где призвали меня к этой свадьбе. Помолюсь, покорюсь ему, самому истинному Христосу. При мне посох осиновый, старая ладанка, есть буду просвиру, пить святую воду, сберегу свадьбу христьянскую, отпущу в веселье да радости. Никто бы не мог к моей свадьбе прищепиться, приколиться, никто бы не попортил ее. Закрою я эту свадьбу, никто бы ее не видел. Часы идите, минуты летите, встречайте, богоданные родители, с счастьем, с радостью мою свадьбу. Соль - злому, беда - плохому, а молодым - удача и долгий век. Будьте, мои слова, крепки и лепки. Отныне и во веки веков. Аминь.»
Этот наговор читает самый старший в семье.
Чтобы на свадьбе не испортили
До прихода гостей наговорите на мак и посыпьте его у порога. Тогда все худые пожелания будут перебиты вашим оберегом.
Читают так: Который человек вечет, который зло речет, который худое помышляет, мое слово перебивает.
Как этот сермак не сосчитать, так и оберегу моему не помешать.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Шептать над хлебом и солью
Как хлеб и соль люди любят, так бы муж жену любил. Как соль сахаром нельзя заменит, так мужу нельзя жене изменить ни с темной, ни со светлой, ни с полной, ни с худой, ни с умной, ни с глупой, ни с любой другой рабой.
Как хлеб да соль люди любят, так бы жена мужа любила. Как соль сахаром нельзя заменить, так жене нельзя мужу изменить ни с темным, ни со светлым, ни с полным, ни с худым, ни с умным, ни с глупым, ни с любым другим рабом. Аминь.
Наговаривают на хлеб и соль и дают молодым во время свадьбы за свадебным столом, чтобы друг дружку любили и не было измены в доме.

Заговор венчальный

Читать во время бракосочетания, чтобы молодожены никогда не расходились и не гуляли друг от друга.Все Святые раба (мужское имя) за руки берут, к алтарю ведут. У венца раба (женское имя) стоит, на Святых глядит. Господи, Царь Небесный, повенчай венцом святым раба (имя) с рабой (имя) на веки вечные, до смерти не разлучай. Аминь.

Если при венчании свеча сгорела

Если у одного супругов во время венчания сгорела свеча, следует дать обет Богу и соблюдать его всю жизнь. Например, вы всю жизнь будете кому-нибудь помогать. Можно иногда покупать игрушки в детский дом или посылать в дом престарелых хотя бы немного денег.
Отчитка:
огарок свечи кладут в воду, начитав заговор, умывают лицо этой водой. Потом свечу убирают.
Читают так:
Господи, помоги! Всякому человекуотмерил Господь веку.
Господи, помоги, веку рабе (имя) продли.
Как ты не дал умереть Лазарю.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Свадебные тосты, которые приводят к разводу

«Люби ее, как свою душу, а тряси, как соседскую грушу».
«Бей ее почаще, любить будет слаще».
Если кто-нибудь во время свадьбы не задумываясь, пожелал молодым плохого, следует сделать так:
Во-первых, тут же отрезать кусок хлеба, сказав при этом:
Как я этот кусок хлеба отрезаю, Так и твои (имя) посулы убираю.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Затем, этот кусок хлеба нужно положить возле того, кто пожелал молодым плохого.
Но самое простое: надо заранее сделать свадебный оберег. Читайте про себя за свадебным столом: Стол мой дубовый, Гости оловянные, все посулы злые стеклянные.
Как хрупкое стекло бъется, разбивается, Так и не одно слово злое в посуле не сбывается.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Оберег на жениха

Перед тем как молодой пойдет в дом невесты, чтобы забрать ее на венчание, мать жениха должна перекрестить его и сказать:
Небесной высоты не достать, Небесной красоты не забрать.
Так и у моего сына никто не убавит
И ниче6го ему не прибавит.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оберег на невесту

Едет моя дочь со двора во двор, На ее подоле Божий затвор.
Никто того затвора не повредит, Никто оберега моего не победит.
Моя нога левая, ее нога правая.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.
Читать на воду и ею умыть невесту, перед тем, как выйти из дому к венчанию.

Слова на церковные ступени

Идя венчаться, ступайте твердо на всю подошву по ступеням лестницы и говорите про себя: На первую ступеньку ступаю -мужа с собой заступаю.
На вторую ступеньку ступаю -свекра с собой заступаю.
На третью ступеньку ступаю -свекровь с собой заступаю.
На четвертую ступеньку ступаю -деревьев с собой заступаю.
На пятую ступеньку ступаю -золовок с собой заступаю.
Как на руке моей пять пальцев и один кулак, так и я всем править буду. Аминь.

Приворот во время свадьбы

Когда за столом в третий раз прозвучит «горько» и молодые поцелуются, невесте следует выйти из-за стола, задеть первый угол кольцом, надетым на правую руку, и сказать:
Как ты, угол, неотделим от стены, так неотделим будь муж от своей жены. Аминь.
После венчания, при выходе из церкви, завяжите на носовом платочке и тут же развяжите узелок со словами: Как узелок легко развяжу, так я легко в свое время рожу. Аминь.Если так сделать, то сколько бы раз ни рожала женщина, все роды будут легкими.
Если кольцо выскользнуло или упало во время регистрации или в церкви, следует про себя сказать трижды:«Кольцо на мне, беда не ко мне. Аминь».

После свадьбы

Не следует дарить свадебные фотографии всем подряд. По ним очень легко навести порчу.
Попросите кого-нибудь из родителей прочесть на Пасху во время завтрака заговор: Яичко пасхальное спокойно лежит, так и молодые спокойно живите. Яичко пасхальное молчит, так и молодые промеж себя не кричите. Христос воскрес, а им мир и лад. Аминь.
Заговор нужно читать предварительно перекрестившись. Яйца должны быть освещены в церкви. Делается это для того, чтобы у вас не было ссор.
является одним из важнейших семейных обрядов.

Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.

Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге - почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а систему, очень стройно организованную

Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII - XIV век. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.

При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие:

Сватовство
- Смотрины
- Рукобитие
- Вытие
- Девичник / Мальчишник
- Выкуп
- После этого следует таинство венчания
- Гуляние
- Свадебный пир

Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие - это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню - омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. Когда невесту сватали, то одевали в красный сарафан и говорили: «У вас товар - у нас купец».

Сватовство

Сватали обычно родственники жениха - отец, брат и т. д., реже - мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты.

Сват, зайдя в дом невесты, совершал некоторые обрядовые действия, определяющие его роль. Например, в Симбирской губернии сват садится под матицу, в Вологодской должен был погреметь печной заслонкой и т. д.

Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы. Текст мог быть таким:

- У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?
- Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка?
- Есть у нас гусочка, но она ещё молоденька.

Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать.

После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствие девушки.

Смотрины

Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста - сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Эта часть свадьбы была более «утилитарной», чем все другие, и не предполагала специальных обрядов.

От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды.

Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.

Рукобитие

Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («своды», «сговор», «запой», «пропой» - от слова «петь», «заручины», «запоруки» - от слов «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).

Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства.

«Сговор» происходил в доме невесты. На него обычно собиралось большинство жителей деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне.

На «сговоре» предполагалось угощение для гостей. Родители жениха и невесты должны были договориться о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой и т. д.

На севере этот обряд называется обычно «запоруки», «заручины». При этом обряде присутствуют жених и сват.

На севере обряд запоручивания невесты был одним из самых драматичных из всех обрядов свадебного цикла. Даже если невеста была рада замужеству, ей полагалось причитать. Кроме того, невеста совершала ряд обрядовых действий. Так, она должна была затушить свечу перед иконами. Иногда невеста пряталась, убегала из дома. Когда её пытались вести к отцу, она вырывалась. Подруги невесты должны были ловить её и вести к отцу.

После этого совершалось ключевое действие всего дня - «завешивание» невесты. Отец закрывал лицо невесте платком. После этого невеста переставала вырываться. Место «завешивания» разнится (в разных местах избы или вне избы).

Вытие. Подготовка к свадебному дню

Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда - до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных - каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т. д.), пели и плясали.

На «неделе» жених должен был приехать с подарками. В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причетами невесты, в том числе и приезд жениха.

Приданое

Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее.

В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

Обряды накануне свадебного дня

Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций.

Баня

Хождение невесты в баню - непременный атрибут большинства региональных традиций. Этот обряд мог происходить как накануне свадебного дня, так в сам свадебный день утром.

Обычно невеста ходила в баню не одна, с подругами или с родителями.

Хождение в баню сопровождалось как специальными причетами и песнями, так и рядом обрядовых действий, некоторым из которых придавалось магическое значение. Так, в Вологодской области с невестой в баню ходила знахарка, которая собирала её пот в специальный пузырёк, а на свадебном пиру его подливали в пиво жениху.

Девичник

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами.

На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») - расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» - лента или ленты, вплетённые в косу девушки.

Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне - причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.

В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

Однако в некоторых северных традициях сильно влияние более архаичной, очевидно, дохристианской схемы обряда. Так, в Вологодской области схема обряда такова: утром первого дня баня и встреча подруг, потом - приезд жениха, «вывод перед столы» (вывод невесты к гостям и жениху), угощение гостей. При этом основным является «вывод перед столы», так как здесь совершается ряд магических действий, невеста наряднее всего одета. На ночь все остаются в доме невесты, а жениху и невесте полагается ночевать в одной комнате. Это значит, что собственно свадьба уже совершилась. На следующий день происходит венчание и пир у жениха.

Дружка

Дружка (или дружко) - один из главнейших участников обряда. Хотя все участники обряда замечательно знают его (так как это не спектакль, а именно обряд), дружка в определённой мере руководит обрядовыми действиями.

Дружка должен отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры и т. п. Часто дружку ритуально хулят и ругают, и он должен уметь достойно ответить на подобные шутки в свой адрес. Жених же - почти пассивная фигура, он в свадебный день не говорит обрядовых слов.

Обычно дружка - родственник жениха (брат) или близкий друг. Его атрибут - вышитое полотенце (или два полотенца), повязанное через плечо.

В некоторых традициях может быть не один дружка, а два или даже три. Но всё равно один из них главенствует над другими.

Приезд жениха. Выкуп свадебный

В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу.

Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни.

Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка.

Элементы магических действий в этой части обряда особенно важны. Распространено подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.). Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца и т. д.

Существенная деталь обряда, сохранившаяся и в городских условиях - непосредственный выкуп невесты. Выкупать невесту могут или у подружек, или у родителей.

Иногда имел место ритуальный обман жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз.

Венчание

Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). Иногда это происходило уже на свадебном пиру, но у старообрядцев две косы заплетали и повойник надевали либо между и , либо даже перед обручением.

Приезд в дом жениха

После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

Свадебный пир

После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты.

Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.

Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку.

Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху.

«Укладывание» и «бужение» молодых

Вечером (или ночью) осуществлялось «укладывание молодых» - сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Пир в это время часто продолжался. На следующее утро (иногда - спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали «честь» невесты - рубашку или простыню со следами крови. В других местах о «чести» невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?». Если невеста оказывалась «нечестной», её родителей могли подвергнуть осмеянию, повесить на шею хомут, замазать ворота дёгтем и т. д.

На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов - «поиски ярочки».

Этот обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен её найти.

Распространено было также хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна - молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.

Важным является приезд жениха к тёще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.

Свадебные обряды

Андрей Рябушкин. «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии.» 1880 год.

Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов .

Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни , причеты, обязательные обрядовые действия невесты , дружки и других участников.

Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге - почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а целостность, очень стройно и логично организованную.

Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII - XIV век . При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.

При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие:

  • После этого следует таинство венчания
  • Гуляние

Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие - это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню - омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизирую тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, - а в доме оказался.

Сватовство

Сватали обычно родственники жениха - отец, брат и т. д., реже - мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты.

Сват, зайдя в дом невесты, совершал некоторые обрядовые действия, определяющие его роль. Например, в Ульяновской области сват садится под матицу, в Вологодской должен был погреметь печной заслонкой и т. д.

Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы. Текст мог быть таким:

У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек? - Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка? - Есть у нас гусочка, но она ещё молоденька.

Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать.

После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствии девушки.

«Смотрят место»

Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста - сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Эта часть свадьбы была более «утилитарной», чем все другие, и не предполагала специальных обрядов.

От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды.

Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.

Оглашение решения о свадьбе

Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («своды», «сговор», «запой», «пропой» - от слова «петь», «заручины», «запоруки» - от слов «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).

Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства.

«Сговор» происходил в доме невесты. На него обычно собиралось большинство жителей деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне.

На «сговоре» предполагалось угощение для гостей. Родители жениха и невесты должны были договориться о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой и т. д.

Особенности в северных традициях

На севере этот обряд называется обычно «запоруки», «заручины». При этом обряде присутствуют жених и сват.

На севере обряд запоручивания невесты был одним из самых драматичных из всех обрядов свадебного цикла. Даже если невеста была рада замужеству, ей полагалось причитать. Кроме того, невеста совершала ряд обрядовых действий. Так, она должна была затушить свечку перед иконами. Иногда невеста пряталась, убегала из дома. Когда её пытались вести к отцу, она вырывалась. Подружки невесты должны были ловить её и вести к отцу.

После этого совершалось ключевое действие всего дня - «завешивание» невесты. Отец закрывал лицо невесте платком. После этого невеста переставала вырываться. Место «завешивания» разнится (в разных местах избы или вне избы).

Подготовка к свадебному дню

Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда - до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных - каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т. д.), пели и плясали.

На «неделе» жених должен был приехать с подарками. Если речь идёт о северной традиции, все действия на «неделе» сопровождаются причетами невесты, в том числе и приезд жениха.

Приданое

Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее.

В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

Обряды накануне свадебного дня

Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций.

Баня

Приезд в дом жениха

Андрей Рябушкин «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». 1901.

После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу . Шкура животного выполняет функцию оберега . Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб . Обычно он во время благословения находится рядом с иконой . В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этот хлеб также обладает магическим действиям. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

Свадебный пир

Андрей Рябушкин. «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии». 1890-1891

После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда.

Жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир .

Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку.

Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху.

«Укладывание» и «бужение» молодых

Вечером (или ночью) осуществлялось «укладывание молодых» - сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Пир в это время часто продолжался. На следующее утро (иногда - спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали «честь» невесты - рубашку или простыню со следами крови . В других местах о «чести » невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу , блин или пирог , или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?». Если невеста оказывалась «нечестной», её родителей могли подвергнуть осмеянию, повесить на шею хомут , замазать ворота дёгтем и т. д.

Второй день свадьбы

На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов - «поиски ярочки».

Этот обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен её найти.

Распространено было также хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна - молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.

Важным является приезд жениха к тёще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яишницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.

Музыкальное наполнение обряда

Литература

  • Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. М.: 1985

До нашего времени дошло множество свадебных обрядов России, которые сопровождают церемонию бракосочетания. Все они видоизменились, большинство на сегодняшний день носит скорее развлекательный характер. Если вы хотите отдать дань богатому культурному прошлому, воплотив его в своем торжестве, изучите свадебные обычаи и традиции, которые зародились много веков назад, но не утратили очарования и в наши дни.

Благословение молодых

«Бог благословит!», – такими словами в прежние времена на Руси родители давали согласие на брак молодых. Это церковный обычай, который предполагает, что родители перекрещивают будущих супругов иконами, обернутыми рушником. Проводить его было позволительно только крещеным, но сейчас на красивом свадебном обряде/обычае России присутствуют даже те, кто не был крещен, однако это не является благословением в прямом смысле.

Обряды

Русская свадьба прежних веков по традиции не проходила без колдуна, который обеспечивал защиту молодоженов от злых сил, проводил обряды, чтобы уберечь их от сглаза. Современный колдун – это друг жениха и тамада одновременно. Он заботится о приятной, интересной свадебной атмосфере на протяжении всего праздника.

Сватовство

В былые времена свататься приходили родители жениха. Своих детей отдавали под венец рано, поэтому все вопросы решались между взрослыми членами семьи – приданое, расходы, задаток. С течением времени эта русская традиция изменилась, ведь люди женятся по любви. Но жестом уважения, а также поддержанием обычаев со стороны жениха считается наведаться к родителям суженой, чтобы попросить ее руки.

Выкуп

Раньше выкуп носил исключительно финансовый характер – жениху требовалось доказать свою состоятельность. Сейчас этот русский обычай превратился в игру, где суженому подружки готовят множество заданий, головоломок, конкурсов. Если он не справляется с ними – откупается от них деньгами, конфетами – таков обычай.

Сговор

Сговор традиционно проходил после сватовства и был денежной частью свадебных традиций. Сторона жениха совместно со стороной невесты обсуждали организационные, финансовые вопросы о приданом, задатке, свадебных расходах семей. Аналогом, а точнее, продолжением этого обычая древней России можно назвать современный контракт, который заключают супруги во время вступления в брак, «сговариваясь» о правилах семейной жизни после свадьбы.

Застолье

Былое русское застолье – это демонстрация щедрости родителей. Свадебное меню было обширным, каждое блюдо носило свой смысл, но все вместе позволяло от души накормить и напоить гостей, чтобы не осталось ни одного голодного. Молодых должны были угостить хлебом-солью – по традиции, это был каравай. Сейчас все эти традиционные этапы проводятся во время банкета, столы на котором всегда ломятся от праздничных закусок. Изобилие мясных, рыбных блюд сменяется овощными, на столах обязательно есть хлеб, а венец застолья – торт.

«Горько!» – именно это слово кричат гости на свадебном застолье России – раньше было не призывом к поцелую, а имело иной смысл. С подноса, который несла невеста, гости брали рюмку водки, взамен оставляя деньги, подарки, а после кричали: «Горько!». Этим они подтверждали, что выпили горячительный горький напиток.

Еще одна традиция свадебного застолья – связывание свидетелями двух бутылок шампанского, одну из которых супруги, по русской традиции, откроют на годовщину, вторую – когда родится ребенок.

Последний этап официальной части свадебного застолья России, ставший уже традицией – первый свадебный танец. Супруги вдвоем выходят танцевать, позже к ним присоединяются другие пары. Этот момент знаменует переход празднования свадьбы в танцевальную, музыкальную, конкурсную программу.

Венчание

Церковный обряд венчания подтверждает брак между женщиной и мужчиной перед Богом. После него супруги едут на свадебную прогулку, успевая побывать до банкета в нескольких местах, сделать памятные фото. Сейчас не всегда принято венчаться, поэтому кортеж забирает молодоженов сразу после свадебной регистрации. А раньше венчание было главной частью свадебного торжества, поэтому тщательно подбиралась не только сама церковь, но также наряды для невесты и жениха.

Когда молодожены гуляют, происходит еще один обычай – гадание: они повязывают на лапки двух голубей ленты розового и голубого цвета, потом вместе отпускают птиц, определяя по традиции, какого пола будет будущий первенец – мужского или женского.

Девичник и мальчишник

Традиция проводить девичник перед свадьбой, пришла с давних пор: на Руси подружки собирались у девушки, расчесывали ей косу, принимали банные процедуры, попутно рассказывая ей мрачные подробности будущей жизни. Это делалось для того, чтобы уберечь юную девушку от порчи. Мальчишник же, как традиция, появился не так давно – раньше жениху перед свадьбой следовало идти в баню одному.

Свадебные кольца

Свадебные кольца – символ верности, любви и преданности. Первыми они появились у египтян, которые верили, что такие подарки на свадьбу друг другу помогут сохранить искру отношений двух людей. Привычные нам сегодня, они пришли к нам в Россию не так давно из европейских стран, став укрепившейся традицией.

Букет невесты

В русских традициях было и такое: девушка передавала свой букет дружке. Интересно, что здесь использовался традиционный русский хоровод: кружась и танцуя невеста (с завязанными глазами) выбирала ту, которая окажется обладательницей букета. Традиция бросания букета в толпу незамужних девушек появилась позже и пришла к нам из Европы – той девушке, что посчастливилось поймать его, было суждено выйти замуж следующей.

Мужчины тоже не останутся без своеобразной традиции на свадьбе: перед бросанием букета, девушка снимает подвязку, которую вскоре будут ловить мужчины. Она также определяет того, кто удачно женится следующим.

Похищение невесты

Сейчас похищение носит развлекательный характер, но во времена крепостного права России это был неприятный крестьянский обычай. Девушку, которую выдавали замуж, мог взять на первую брачную ночь пан или барин. Если жених противился этому – его помощники крали невесту с торжества и приводили силой, однако богатым мужчинам удавалось откупиться от этого.

Туфелька невесты

А вот красть туфельку в России было не принято. Наоборот – суженая сама отдавала ее на примерку подружкам, которые только и ждали своего счастья. Та, которой подойдет обувь, требовала выкуп от будущего мужа. Этот обычай России также позволял определить благосостояние жениха, оценить его щедрость.

Рушник

Самостоятельно вышитый невестой рушник считался одним из главных атрибутов свадебного торжества, он навсегда оставался с супругами после свадьбы, являлся частью приданого девушки. При венчании супруги становятся на один рушник, а вторым обвязывают руки новоиспеченных супругов, навсегда скрепляя их вместе. Этот атрибут по сей день используют и при благословении и подношении праздничного каравая в России.

По русскому обычаю считалось, что сорочка жениха также должна была быть вышита невестой.

Свадебный каравай

У порога родители преподносили новоиспеченным супругам свадебный каравай с хлебом-солью: они должны по очереди откусить кусок, таков обычай России. Раньше он подразумевал своего рода гадание – какого пола будет младенец, куда направятся расходы семьи. Однако современные молодожены гадают, кто будет «ведущим» в семье, а кто «ведомым» в зависимости от того, чей кусок больше. На Руси такое гадание было немыслимым, ведь единственным возможным главой семьи, по традиции, являлся мужчина.

Брачная ночь

После всех соблюденных традиций России, проведенных обычаев, наступает последняя, главная часть свадебного дня – первая брачная ночь влюбленных. Это важное событие для невинной девушки. Супруг вносит невесту через порог на руках, чтобы злые демоны думали, что это младенец, а не чужой человек. Нередко молодожены выбирали для первой брачной ночи необычное место, чтобы «духи их не нашли» – сеновал, сарай, опочивальня знакомой пары.

Даже современные люди стремятся провести ее не дома – в шикарном номере отеля, съемной квартире. В последние годы, когда внимание к традициям снова сделало их популярным, свадьба в деревенском стиле подразумевает первую брачную ночь в стогу ароматного сена, и от этого не отказываются любители романтики.

После этого события может происходить второй день празднования свадьбы, однако это зависит от финансовой состоятельности организаторов свадебного торжества. Обычно, по традиции, оно заканчивается медовым месяцем – путешествием супругов. А вот раньше медовый месяц подразумевал легкий алкогольный напиток, который готовили к свадьбе и пили не только в процессе торжества, но и целый месяц после него. Интересно, что вес бочонка составлял никак не меньше 10 килограмм, а пить что-либо кроме этого бодрящего сладкого напитка воспрещалось.

Свадебные обряды и традиции на Руси смотрите в интересном видео:

Традиции, обычаи и люди изменились, неизменным осталось только одно – торжественность свадебной церемонии, которая навсегда запомнится любящей паре. Чтобы этот день прошел идеально, традиционная русская свадьба требует серьезной, ответственной подготовки.

Будете ли вы использовать эти обычаи, традиции на своем торжестве? Расскажите в комментариях.



Рассказать друзьям