Познавательное развитие по теме осень. Конспект НОД на тему «Осень поздняя пришла, снег и холод принесла

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Праздничная программа к дню Матери для дошкольников "Тепло сердец для милых мам! "

Материал может быть интересен музыкальным руководителям, воспитателям детских садов и родителям. При подготовке и проведении концерта принимают участие все возрастные группы детского сада
Цель: Вызвать у детей желание сделать приятное близким людям-мамам;
Задачи:
- Развивать эмоциональную сферу, артистизм детей;
- Побуждать к выразительному исполнению музыкального и литературного репертуара;
- Развивать творческие способности детей.
Действующие лица:
взрослые - Ведущий, Айболит
дети - Диктор, ведущий рубрики "Очумелые ручки",ведущий передачи «В гостях у сказки», Зайцы, Медвежата,Соловей с Соловьихой, Ёж, ведущий программы "Прогноз погоды"
Выходят ведущие – взрослый и ребёнок
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
Ребёнок: Здравствуйте, любимые мамы!
Ведущий: Сегодня в день Матери мы приветствуем вас в нашем зале и хотим порадовать своими выступлениями.
Ребёнок: Сегодня для вас мы подготовили специальный праздничный канал
Вместе: "Тепло сердец для милых мам! "
Ведущий: На нашем праздничном информационном канале вы увидите следующие передачи: "Новости", "Пока все дома", "В гостях у сказки" и "Поэтическая страничка". А закончит нашу программу "Прогноз погоды" на завтра. Кроме того, праздничный канал украсят музыкальные паузы и специальные репортажи. А сейчас с новостями этого дня вас познакомит... (звучит имя диктора)
Диктор подходит к телеэкрану, звучит заставка "Новости"
Диктор: Здравствуйте, в эфире новости. Сегодня вся страна готовится встретить День мамы. В Москве, и в других городах все дети готовят для своих любимых мам подарки. В эти минуты в Черлаке, в детском саду №2, проходит праздничный концерт. Смотрите прямую трансляцию из музыкального зала!
Выходят дети подготовительной группы:
Ребёнок 1:
В детском саду суматоха и шум,
Скоро начнется! Где мой костюм?
Что же за праздник готовится тут?
Видно, почетные гости придут!
Ребёнок 2: Может, придут генералы?
Дети (хором) : Нет!
Ребёнок 3: Может, придут адмиралы?
Дети (хором) : Нет!
Ребёнок 4: Может, герой, облетевший весь свет?
ДЕТИ (хором) : Нет! Нет! Нет!
Ребёнок 5:
Гадать понапрасну бросьте,
Смотрите, вот они, наши гости,
Почетные, важные самые!
ДЕТИ (хором) : Здравствуйте, наши мамы!

Песня «Зореньки краше»

Ведущий: Аплодисменты нашим дорогим и любимым мамам. Спасибо за поздравление ребятам подготовительной группы.
Звучит музыка из передачи "Пока все дома", выходит ребенок - ведущий телепередачи.
Ведущий: А сейчас - рубрика "Очумелые ручки" и ведет ее народный очумелец … (имя ведущего ).
Ведущий рубрики "ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ": Здравствуйте, дорогие телезрители! Чтобы порадовать маму, нужно взять картон, цветную бумагу, ножницы, клей и немного хорошего настроения. Из всего этого легко приготовить подарок для мамы! (показывает) Все это мы проделали с ребятами в своей мастерской. И сегодня, милые мамы, после концерта вы получите вот такие замечательные сюрпризы! До новых встреч!
Ведущий: Спасибо … , а сейчас начинается программа «В гостях у сказки», встречайте её ведущую … (имя ведущего передачи «В гостях у сказки» ).
Ведущий передачи «В гостях у сказки»: Добрый день, дорогие гости! Мамы часто рассказывают своим детям сказки, а сегодня дети покажут и расскажут сказку своим мамам. Итак, смотрите и слушайте сказку «Айболит » на новый лад.
Входят дети младшей группы
Ведущий:
Заглянула осень в сад - птицы улетели,.
За окном с утра шуршат жёлтые метели.
Ребёнок 1:
Дует, дует ветер, листики летят.
Падают листочки под ножки у ребят.
Ребёнок 2:
Закачался листик, ветерок сильней.
Закачался листик и в руке моей.
Ребёнок 3:
Снова дует ветер, листики летят.
Вместе с малышами песни петь хотят.

Танец "Листики дубовые"

Ведущий: Это были ребята младшей группы, давайте их проводим аплодисментами!
Мы попали в лес осенний,
В лес осенний, лес пустой.
Вот сквозь облака прорвался
Лучик солнца золотой.
Осветил в лесу дорожку,
Что к поляне нас ведёт,
Стоит дом с большим окошком.
Знаете, кто там живёт?
Открывается шторка стоящего домика, сидит Айболит, вздыхает
Ведущий:
Бедный доктор Айболит, у окна сидит, грустит.
Он вздыхает тяжко, жаль его бедняжку.
(к Айболиту) Что с тобою, Айболит?
Айболит: У меня душа болит!
Ведущий: Не пойму я, почему?
Айболит: Я не нужен никому!
Не пришла ко мне лечиться ни корова, ни волчица,
Ни жучок, ни червячок, ни медведица!
Так я всё могу забыть, разучусь зверей лечить.
Надо, видно, уезжать, место жительства менять!
Ведущий:
Нет, не надо, погоди!
Летом звери загорали, много бегали, играли,

Плавали, резвились – вот и закалились!
Айболит:
Это всё, конечно, верно,
Но без работы очень скверно.
Раздается стук в дверь
Ведущий: Времени для грусти нет, к нам стучится пациент.
Входят зайчата - дети старшей группы
Заяц 1:
Здравствуй, врач-ветеринар, посмотри, какой кошмар!
Заяц 2:
Мы с братишками всё лето кувыркались на траве,
Не следили мы при этом, что у нас на голове.
Заяц 3:
А потом вдруг разглядели, мы за лето облысели!
Заяц 4:
А сестрёнка увидала, шампунь хороший покупала,
Тёрла с головы до ног, но шампунь нам не помог.
Заяц 5:
Правда, шёрстка появилась, но окраска изменилась.
Заяц 6:
Мы ведь, доктор, молодые, но теперь совсем седые!
Айболит:
Так, дышите, не дышите и язык мне покажите (осматривает больных) .
Зайки, дело в том, что вы абсолютно не больны!
Вот и листья пожелтели, и рябинки покраснели.
Скоро снег на землю ляжет и тогда, вам каждый скажет,
Зайцам надо цвет менять, надо зайцу белым стать.
Заяц 7:
Значит, можем мы резвиться, песни петь и веселиться!
Заяц 8:
Песни петь и танцевать, кувыркаться и играть!
Заяц 9:
Эй, братишки, все сюда, миновала нас беда!

Танец Зайчат

Зайчата уходят из зала,. раздается стук в дверь
Ведущий: Сейчас посмотрим, что за зверь постучался в нашу дверь.
Входят медвежата - дети средней группы
Медвежонок 1: Здравствуй, доктор Айболит!
Айболит: Что у вас, друзья, болит?
Медвежонок 2: Лапы чешутся у нас – это раз.
Медвежонок 3: И всё время лезут в рот, вот.
Медвежонок 4: И кружится голова – это два.
Медвежонок 5: И всё время зевается,
Медвежонок 6: И глаза закрываются – это три.
Вместе: Ты нас, доктор, посмотри!
Айболит:
Так, дышите, не дышите и за трубочкой смотрите.
Сядьте, встаньте, повернитесь,
Так, пониже наклонитесь!
Что ж, здоровы вы, друзья!
Просто осень наступила, всё вокруг переменила.
Вам, медведям, надо спать, лапу до весны сосать.
Медвежонок 1: Это значит, доктор, мы совершенно не больны?
Медвежонок 2: Эй, подружки, все сюда, миновала нас беда!

«Пляска весёлых зверушек»

Медвежата выходят из зала, раздается стук в дверь
Ведущий: Кто пожаловал теперь? Заходи, открыта дверь.
Входят Соловей и Соловьиха
Соловей:
Здравствуй, здравствуй, милый врач!
Горе у меня, хоть плачь!
Я ведь, доктор, музыкант, говорят, что я талант.
Голос у меня такой, позавидует любой.
Всю весну я распевал и округу развлекал!
Соловьиха:
А потом птенцы родились, песни сразу позабылись.
Начал мошек он ловить, наших птенчиков кормить.
Долго он не пел. Всё лето,
Не подозревал при этом, что голос вдруг его пропал.
Соловей:
Не звучит ни «до», ни «фа» - это катастрофа
Без искусства мне не жить, как мне горлышко лечить?
Айболит:
Ну-с, пошире рот откройте,
Ноту «фа» теперь мне спойте.
Горло чуть воспалено, но поправиться оно.
Если вы хотите петь, надо вам на юг лететь!
Ну, а раннею весной прилетайте петь домой!
Соловьиха:
Получается, весь год я песен не услышу? Кто же мне теперь споёт? (плачет)
Ведущий:
Что вы, что вы! Тише!
Мы ребят сейчас попросим.
Ребята, спойте нам про осень.

Песня «Грустный дождик»

(исполняют дети подготовительной группы)
Ведущий:
Красивую вы песню спели,
Сразу все повеселели.
Но, вдруг внезапно потемнело,
В небе сильно загремело,
Дождь закапал по дорожке,
Стали мокрыми дорожки.

"Танец с зонтиками"

(исполняют дети старшей группы)
Раздается стук в дверь
Ведущий: Дверь открыта, заходите!
Входит Ёжик
Ёж:
Здравствуй, доктор Айболит! У меня радикулит!
Много тяжестей тащил, видно, спинку повредил.
Свернуться хочется в клубок, залечь в укромный уголок!
Айболит:
Ну-ка, ёжик, спинку к свету поверни,
Потихоньку лапки кверху подними,
Покрути-ка вправо-влево головой,
Ну, теперь мне ясно, что с тобой!
Это осень наступила, всё вокруг переменила.
Ёж колючий в тёплой норке
Спинку в листья завернёт,
Сладко до весны заснёт.
А пока что надо чаще отдыхать!
Ёж: Не могу, грибы мне надо собирать!
Ведущий:
Ёжик, мы тебе поможем,
Соберём, в корзинку сложим,
И лисичек, и опят для тебя и для ежат.

Танец Грибов и Грибников

(исполняют дети логопедической группы)
Айболит: (заполняя карточки)
Пациентов много как, всех и не учесть.
Похудею скоро так - некогда поесть!
Входят «пациенты» с подарками
Айболит: Что случилось? Неужели все вы снова заболели?
Медвежонок:
Милый доктор, мы здоровы,
А к тебе пришли мы снова,
Чтоб тебя благодарить, осени дары вручить.
Вот тебе бочонок мёда от медвежьего народа!
Заяц: Вот осенние цветы, их на стол поставишь ты!
Ёж: А вот пирог с грибами, мы пекли с ежихой сами!
Соловьиха: А от нас прими корзину с красной ягодой - рябиной!
Айболит и звери кланяются, выходят из зала
Ведущий: А теперь послушайте прогноз погоды на завтра.
Звучит музыка, сопровождающая прогноз погоды, выходит ведущий программы "Прогноз погоды"
Ведущий программы "Прогноз погоды":
Завтра на всей территории нашей страны сохранится ясная и солнечная погода. Температура сердец наших мам и их детей 36 и 5 градусов тепла. В последующие два дня осадков в виде слез и тумана на лице не ожидается. И вообще, не забывайте, дарить друг другу тепло сердец и хорошее настроение! А мы заканчиваем свою работу в эфире и для вас – музыкальная пауза от ребят подготовительной группы, встречайте!

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Суторминская основная школа

Сценарий праздника - телерепортажа,

посвящённого

Дню матери

«ТЕПЛО СЕРДЕЦ ДЛЯ МИЛЫХ МАМ»

Подготовила Жарова Ирина Анатольевна

- учитель начальных классов.

Выходят ведущие праздника - мальчик и девочка, садятся за экран самодельного телевизора.
1-я ВЕДУЩий: Здравствуйте, дорогие друзья!
2-я ВЕДУЩая: Здравствуйте, любимые мамы!

1 ведущий: Нынче праздник! Нынче праздник!

Праздник бабушек и мам.

2 ведущий

Это самый добрый праздник

Осенью приходит к нам.

1 ведущий: Что для птиц скажите надо?

2 ведущий: Солнце, небо, зелень сада.

1 ведущий: А для моря?

2 ведущий: Берега.

1 ведущий: А для лыж?

2 ведущий: Для лыж - снега.

1 ведущий: Ну, а нам, мы скажем прямо:

Вместе: Чтобы с нами была мама!

1 ВЕДУЩИЙ: « Самое прекрасное слово на Земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. и чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь

2 ВЕДУЩИЙ : Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, дорогого, единственного. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, она переносит все наши беды вместе с нами, она нам дает жизнь.

1ВЕДУЩИЙ:Мы гордимся нашими мамами, радуемся их профессиональным достижениям.

2 ВЕДУЩИЙ

Но гораздо больше – тому, что они вкусно готовят, создают уют в доме, согревают всех своими заботами и любовь. Ведь самое главное в жизни каждого человека – это его семья, которая дает ему опору на всю жизнь, а главная в семье, конечно, мама.

1 ВЕДУЩИЙ

Давайте не будем ограничиваться поздравлениями в этот день, а просто постараемся ежедневно делать жизнь наших мам немного легче и праздничнее.

2 ВЕДУЩИЙ: Сегодня для вас мы подготовили специальный праздничный канал "Тепло сердец для милых мам!".
1 ВЕДУЩИЙ: На нашем праздничном информационном канале вы увидите следующие передачи:
2 ВЕДУЩИЙ: "Новости",
1 ВЕДУЩИЙ: "Пока все дома",
2 ВЕДУЩИЙ: "Смак",
1 ВЕДУЩИЙ: "Минута славы"

2 ВЕДУЩИЙ: И закончит нашу программу прогноз погоды на завтра.
1 ВЕДУЩИЙ: А сейчас знакомьтесь с участниками наших программ

Под музыку в зал заходят дети.
Дети строятся в полукруг, читают по очереди стихи

2 ВЕДУЩИЙ: А сейчас с новостями этого дня вас познакомит... (имя и фамилия ребенка).

«ДИКТОР» подходит к телеэкрану, звучит заставка "Новости".
ДИКТОР: Здравствуйте, в эфире новости. Сегодня вся страна готовится встретить День Матер. В Москве, Туле, Вологде, Костроме, Смоленске и в других городах все дети готовят для своих любимых мам подарки. В эти минуты в Суторминской школе проходит праздничный концерт. Вы смотрите прямую трансляцию из музыкального зала!
Сейчас мы узнаем как же на самом деле ребята любят своих мам.

Возьмём у них интервью. Какие добрые слова, комплименты вы говорите своим мамам?

(Дети отвечают)

Спасибо за внимание! С вами была программа « Вести» и я Владислав Гуков. До новых встреч в эфире!

Дети садятся. Звучит музыка из передачи "Пока все дома", выходит ребенок, ведущий телепередачи.

1 ВЕДУЩИЙ:

Предлагаем вашему вниманию всеми любимую передачу « Пока все дома» и её ведущего Немченкова Андрея.

ВЕДУЩИЙ ПЕРЕДАЧИ «ПОКА ВСЕ ДОМА»:

В эфире передача "Пока все дома". Сегодня мы познакомимся с большой и дружной семьей наших родителей. Эта семья очень многочисленная и веселая, хотя профессии у всех членов семьи разные. (Подходит с микрофоном к мамам, задает первый вопрос одной из мам, та отвечает, второй вопрос ведущий задает другой маме и так далее)

Скажите, пожалуйста, где Вы работаете?

Профессия?

Дети (сколько, как зовут)?

Самое нелюбимое занятие?

Самое любимое занятие?

Что красит женщину?

Чего Вам не хватает для полного счастья?

Какие бы три желания Вы загадали золотой рыбке?

Сокровенная мечта, сбылась ли она?

Традиционный вопрос: любите ли вы готовить?

Предлагаю прервать нашу программу и передаю слово ведущему программы "Смак".
Никитину Виталию.
Музыка из передачи "Смак"

ВЕДУЩИЙ ПЕРЕДАЧИ «СМАК»: Специально для детей, в помощь уставшим мамам, я предлагаю оригинальный праздничный суп. Запишите рецепт.
"Вредные советы"
(автор: Г. Остер).
Если ты остался дома
Без родителей один,
Предложить тебе могу я
Интересную игру
Под названьем "Смелый повар"
Или "Храбрый кулинар".
Суть игры в приготовленье
Всевозможных вкусных блюд.
Предлагаю для начала
Вот такой простой рецепт:
Нужно в папины ботинки
Вылить мамины духи,
А потом ботинки эти
Смазать кремом для бритья,
И, полив их рыбьим жиром
С черной тушью пополам,
Бросить в суп, который мама
Приготовила с утра.
И варить с закрытой крышкой
Ровно семьдесят минут.
Что получится, узнаешь,
Когда взрослые придут.

Хочу лесные бусы
Я маме подарить,
Они не продаются,
Их надо смастерить.
Я вдену паутинку
В сосновую иглу,
Иголкой землянику
Душистую проткну.
Потом найду чернику,
Но в рот не положу,
Поближе к землянике
Чернику усажу.
Потом орех прохладный
На тропке подниму,
А следом жёлудь жёлтый
Подвинется к нему.
Потом найду рябину,
И всё начну опять:
Багряный, чёрный, жёлтый -
Низать, низать, низать...
Я сделаю застёжку
Из мягкой бересты...
Такие бусы маме
В лесу найдёшь и ты.


На самом деле,чтобы порадовать маму, нужно взять картон, самоклеющуюся бумагу, ножницы и немного хорошего настроения. Из всего этого легко приготовить вот такую поделку! (показывает) Все это мы проделали с ребятами в своей мастерской. Подарите, пожалуйста, ребята, свои сувениры любимым мамочкам!

Дети вручают мама подарки.

Звучат "фанфары", музыка к передаче "Минута славы".

2 ВЕДУЩИЙ: В эфире народная передача "Минута славы"! Программу открывают юные, но очень талантливые музыканты, они приехали к нам из ____________ Номер называется _______________

ВЫСТУПЛЕНИЕ
2 ВЕДУЩИЙ: Замечательно! Как зрители оценивают выступление музыкантов? (подает микрофон любому зрителю) Отлично! Вы проходите в финал!

1-й Ведущий:

Пришло время для поэтической странички. И, конечно, она посвящена сегодня нашим любимым мамам.

Дети читают стихи:

Люблю тебя, мама.

За что? Я не знаю.

Наверно за то,

Что дышу и мечтаю.

И радуюсь солнцу,

И светлому дню -

За это тебя я,

Родная, люблю.

За небо, за ветер,

За воздух вокруг...

Люблю тебя, мама.

Ты - лучший мой друг.

Сколько мук ей было с нами?

И наград не надо ей.

Об одном мечтают мамы -

О любви своих детей.

Я люблю тебя родная,

Живи долго, бед не зная,

Легко, радостно светло,

Мне с тобою повезло.

Мамочка, милая, нежная, славная,
Добрая, умная и лучезарная,

В ладонях я счастье тебе подарю.
"Спасибо", - за все я тебе говорю.

Живи, улыбайся невзгодам-годам,
Заботы разделим с тобой пополам.

Забудь о болезнях, о тревогах забудь,
Любовью осветим твой жизненный путь.

1ВЕДУЩИЙ:

По поручению и от всех нас: спасибо и низкий вам поклон дорогие наши мамы, бабушки, учителя за доброту и терпение!

2 ВЕДУЩИЙ:

Спасибо вам за любовь к нам, за красоту и веру, за тепло и покой, которые несете вы в жестокий наш мир.

1 ВЕДУЩИЙ:

Крепкого вам здоровья! Живите всегда с верой, надеждой и любовью!

Ведущая: Ну вот, пришло время окончания нашего
праздника.

К сожалению, все праздники когда-нибудь
заканчиваются. Но у меня есть предложение – праздновать День матери каждый день и в каждой семье, всегда с любовью и уважением относиться к нашим мамам, папам, бабушкам и дедушкам, слушаться, помогать им.

2 ВЕДУЩИЙ: А теперь прогноз погоды на завтра. (звучит музыка, обычно сопровождающая прогноз погоды) Завтра на всей территории нашей страны сохранится ясная и солнечная погода. Температура сердца наших мам и их детей 36 и 5 градусов тепла. В последующие два дня осадков в виде слез и тумана на лице не ожидается. И вообще, не забывайте, что после зимы сразу наступит весна, давайте дарить друг другу тепло сердец и хорошее настроение! А мы заканчиваем свою работу в эфире.

Подготовила и провела

Михайлова Галина Павловна воспитатель 1 квалификационной категории

Конспект занятия в средней группе. Познавательное развитие.

Тема: "Что нам осень принесла?"

Цель. Расширение знаний об осени и её дарах.

Задачи.

  1. Расширять представления детей об овощах и фруктах.
  2. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
  3. Дать представления о пользе природных витаминов.

Форма занятия: групповая.

Продолжительность: 20 минут

Участники: дети средней группы.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Материал . Кукла Незнайки. Две корзины. Муляжи овощей и фруктов. Серия последовательных картинок: семена огурцов, огуречный росточек, человек поливает грядку с огуречной рассадой, огурцы цветут, плетни с огурцами. Овощи и фрукты, нарезанные небольшими кубиками; одноразовые ложки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка». Рисование и лепка овощей.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка». Рисование и лепка овощей.

Методы и приемы: наглядный, словесный.

Ход занятия.

  1. Организационный этап. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о том, что нам осень принесла! Но сначала вы должны отгадать мои загадки.

Стук в дверь (воспитатель выходит за дверь и одевает на руку куклу - Незнайки).

Воспитатель: Кто это к нам пришел? Здравствуй Незнайка, заходи к нам помоги ребятам отгадать загадки.

  1. Основной этап.
  2. Отгадывание загадок.
    Круглый бок, желтый бок;
    Сидит на грядке колобок,
    Врос в землю крепко,

Что же это…
(Репка)

Незнайка : Это колобок!

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что это? (Ответы детей)

Конечно, это репка. А как вы догадались, что это репка? (Из сказки)

Незнайка : А я читал сказку «Репка». Репка такая большая выросла, что ее еле-еле вытянули из земли. Мышка прибежала и репку вытянула!

Воспитатель : Дети, а вы как думаете, кто вытянул репку? (Ответы детей)

Незнайка : Я понял, это не мышка вытянула репку, а все дружно тянули ее - и дед, и бабка, и внучка, и жучка, и кошка, и мышка. Для того чтобы в огороде выросла репка, надо дружно трудиться.

Воспитатель : Послушайте еще одну загадку. Незнайка, чтобы правильно отгадать загадку, ты должен быть внимательным:
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
(Огурец)

Незнайка вместе с детьми отгадывает загадку, объясняет, почему в загадке говорится про огурец.

  1. Обобщение.

Воспитатель : Дети, как можно одним словом назвать репу и огурец? Правильно, овощи!

Воспитатель : А какие еще овощи вы знаете? (Дети перечисляют овощи).

Воспитатель : Следовательно, репа, огурец, помидор, морковь, свекла, капуста, картошка - это овощи.

Незнайка : Вы еще забыли назвать яблоко!

Воспитатель : Ребята, правильно говорит Незнайка? Нет, Незнайка, яблоко - это фрукт. Дети, какие еще фрукты вы знаете? (Дети перечисляют фрукты ).

Правильно яблоки, груши, сливы, абрикосы, лимоны, мандарины, бананы, это все - фрукты. Молодцы!

Воспитатель: Дети, а вы знаете, где растут фрукты?

Дети: Фрукты растут в саду - на деревьях.

Воспитатель: А где растут овощи?

Дети : Овощи растут в огороде - на грядках.

Незнайка : Если посадить в огороде один огурчик, то вырастет много огурчиков?

Воспитатель : Нет, Незнайка, сначала нужно посадить огуречные семена, из них вырастут маленькие росточки. После этого огуречная рассада цветет, и только потом на месте цветов появляются маленькие огурчики. Люди поливают растение и огурчики растут. Затем их срывают и кушают. Чтобы вырастить хороший урожай, нужно много трудиться.

(Показывает иллюстрации и сопровождает свой рассказ показом последовательности роста растения).

Воспитатель: Дети, я вам предлагаю поиграть с Незнайкой.

  1. Проводится игра «Собери урожай».

Дети подходят к столам. Перед каждым ребенком лежат фрукты и овощи (муляжи).

Воспитатель дает Незнайке и одному ребенку по корзинке.

Первая корзинка - для сбора овощей - у Незнайки, вторая корзинка - для сбора фруктов - у ребенка.

Воспитатель : Нужно в корзинку Незнайки положить овощи, а в корзинку Леры - фрукты.

По окончании игры педагог хвалит ребят за то, что они правильно собрали в одну корзинку овощи, а в другую - фрукты.

  1. Обсуждение «Какие заготовки делают на зиму?»

Воспитатель : Вот какая щедрая осень! Осенью собирают урожай и делают заготовки на зиму. А вы знаете, ребята, какие заготовки люди делают на зиму? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно люди делают салаты; солят помидоры и огурцы, варят компоты и др. У каждой хозяйки свои секреты приготовления. Овощи и фрукты очень вкусные и полезные для человека.

Незнайка : А я знаю, что фрукты и овощи очень полезны, в них много витаминов.

Воспитатель : Да, Незнайка, все овощи и фрукты содержат много полезных веществ и витаминов. Дарит нам эти витамины сама природа! Чтобы быть здоровым, нужно кушать свежие овощи и фрукты. И сейчас мы поиграем в игру «Узнай на вкус».

  1. Проводится игра «Узнай на вкус».

В тарелке лежат кусочки овощей и фруктов, нарезанных кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща или фрукта и кладет в рот. После того как дети прожуют, педагог спрашивает, что кушал каждый ребенок. Незнайка участвует в игре вместе с детьми.

Незнайка благодарит ребят за новые интересные знания, которые он получил на занятии, и прощается с ними.

  1. Заключительный этап. Итог занятия.

О чём мы сегодня с вами говорили?

Что вы узнали об осени?

Кто приходил к нам в гости?

Во что вы сегодня играли?

Литература.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

Средняя группа. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ - Москва, 2014

МБОДУ с.Юрьево-Девичье Конаковского района Тверской области Провела: воспитатель Роговая Галина Дмитриевна Группа: средняя

Интеграция с другими областями:

  • Физическое развитие – использование дыхательной гимнастики «Ежик» для тренировки носового дыхания и дыхательной мускулатуры и физкультминутки «Поезд» , имитация движений животных.
  • Познавательное развитие - Д/игры «Да или нет» , «Кто у кого» , «Кто где живет?»
  • Социально-коммуникативное развитие – д/игра «Закончи предложение» , помощь ежикам в укладывании листьев в норку (во время продуктивной деятельности) , труд – подготовка рабочего места, уборка красок и кисточек после продуктивной деятельности.
  • Художественное творчество – работа с красками. Речевое развитие - чтение художественной литературы: чтение стихотворения, использование загадок.
  • Художественно – эстетическое развитие: работа с красками, использование фонограммы песни С. Насауленко «Осень наступила» , фонограммы мелодии в продуктивной деятельности для организации детей.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

  • систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе изменения в растительном мире, изменения в животном мире (осень) ;
  • продолжать учить детей отгадывать загадки, в некоторых случаях объясняя свой ответ;
  • учить образовывать существительные при помощи суффиксов –ата, -ята во множественном числе;
  • закрепить использование слов, имеющих противоположное значение (длинный-короткий, большой–маленький, пушистый-колючий, дикий-домашний, белый-серый) ;
  • упражнять детей в носовом дыхании, тренировать дыхательную мускулатуру.

2. Развивающие задачи:

  • развивать познавательную речевую активность по теме «Осень» , «Жизнь диких животных осенью» .
  • развивать цветовое восприятие в процессе продуктивной деятельности при передаче окраски осенних листьев.
  • развивать мелкую моторику при работе с кистью и красками.
  • способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, мышления.

3. Воспитательные задачи:

  • воспитывать навыки культурного поведения в процессе игры.
  • воспитывать бережное отношение к природе в процессе беседы о жизни диких животных осенью, в продуктивной деятельности.
  • воспитывать аккуратность и усидчивость в процессе продуктивной деятельности.
  • воспитывать активность, самостоятельность.
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Структура (части и их предполагаемое время)

Вводная. Игровая мотивация. Воспитатель включает запись фонограммы осенней мелодии. Дети собираются на ковре. Ведут наблюдение из окна. Формулирование темы мероприятия.

Основная часть. Подготовка к путешествию в осенний лес. Путешествие по осеннему лесу.

Заключительная часть

Поможем ежикам. Продуктивная деятельность (работа с красками) . 5 мин.

Общее время- 20 мин.

Оборудование: магнитофон, стульчики (пенечки) , мольберт.

Демонстрационный материал: Картинки с изображением диких животных,

аудиозапись детской песни С. Насауленко «Осень наступила» .

Раздаточный материал: картинки с изображением ежа, кисти, гуашь желтого, красного цвета.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями, листьями, растениями на цветнике, за птицами, насекомыми. П/ игры с осенней тематикой.

В речевом уголке размещены картинки с изображением диких животных и их детенышей, экологическая игра «Опиши, мы отгадаем» , хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок» .

Чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Еж» , А.Блок «Зайчонок» .

Конспект НОД по познавательному развитию «В осеннем лесу» .

Воспитатель под фонограмму детской песни С. Насауленко «Осень наступила» встречает детей на ковре.

Воспитатель:

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку - стихотворение:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен
И ѐлочек. Я.... (Осень)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Какой сейчас месяц осени?

Дети: Ноябрь.

Воспитатель: А какие еще времена года вы знаете?

Дети: Зима, весна, лето.

Воспитатель: Ребята, назовите мне признаки осени.

Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тѐплые края, солнце греет мало, частые дожди,

небо серое, становится холоднее, люди одевают теплую одежду.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы

отвечать "да" или нет".

Осенью идут дожди? Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?
Звери норки утепляют?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?

Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать:
Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (да) . Тогда я предлагаю вам сегодня

отправиться в путешествие в осенний лес.

Чтобы отправиться в лес, нам нужно подумать, а на чем мы можем отправиться?

Дети: на машине, на самолете, на автобусе, на лошадке.

Воспитатель: А на чем быстрее всех мы доберемся до осеннего леса?

Дети: На самолете.

Воспитатель: Как здорово! Мы с вами быстро доберемся на поезде до леса.

Физкультминутка «Поезд»

Вот мы и добрались до осеннего леса. Садитесь на пенечки, отдохнем. (дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если отгадаете загадку.

1) Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц)

(Воспитатель достаѐт картинку зайчика)

Воспитатель: Ребята, а что зайчик делает осенью?

Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую.

Воспитатель: Зачем зайчику белая шубка?

Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.

Воспитатель: Давайте попрыгаем, как зайчики. (Прыгают) .

2) Воспитатель: Кого же ещѐ мы встретим в лесу?

Он в берлоге спит зимой
под большущею сосной,
а когда придет весна,
просыпается от сна. (Медведь) .

(В - ль достаѐт картинку медведя)

А вы знаете, что медведь делает осенью?

Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает

жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и

ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.)

Воспитатель: Давайте походим, как медведь. (Дети изображают медведя) .

3) Воспитатель: Ребята, может, мы ещѐ кого-нибудь встретим. Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь в следующей загадке?

В дупле живет, да орешки грызет. (Белка) .
Показывает картинку белки.
Воспитатель: Что делает белка осенью?
Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.

Воспитатель: А белочка меняет шубку? (да)

Воспитатель: Какого цвета шѐрстка становится у белочки? (серая)

Воспитатель: Почему серая? (потому что деревья серые)

Воспитатель: Давайте попрыгаем, как белочки. (прыгают)

4) Воспитатель: Ой, ребята, а это что за зверѐк?

Сердитый недотрога живѐт в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик)

Воспитатель: Правильно, ребята. Это ѐжик. А как вы догадались? - А что же будет ѐж делать

зимой? (ответ детей)

Спать. Ёж летом и осенью нагуливает жирок, что бы всю зиму сытым быть

Воспитатель предлагает детям превратиться в ѐжиков.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЁЖИК»

Вдох носом: короткий шумный («как ѐжик» ) с напряжением мышц всей носоглотки

(ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается) . Выдох мягкий, произвольный через

полу открытые губы.

Воспитатель: А каких животных еще можно встретить в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, енот и т.д.)

Воспитатель: А у наших животных есть детки. Д/ игра «Кто у кого»

Воспитатель: у зайца Дети: зайчата

Воспитатель: у лисы Дети: лисята

Воспитатель: у медведя Дети: медвежата

Воспитатель: у волка Дети: волчата

Воспитатель: у белки Дети: бельчата

Д/игра «Кто, где живет»

Воспитатель: У лисы был день рожденье, к ней пришло много гостей, а потом они заблудились и

не могут найти дорогу домой. Ребята, давайте поможем каждому найти свой домик.

Лиса – дети (в нору)
Белка – в дупло
Медведь - в берлогу
Волк – в логово

А зайчик – под кустик.

А утром сорока всех разбудила и лиса выскочила – из норы

Белка – из дупла

Медведь – из берлоги

Зайчик – из-под куста.

Понравилось вам наше путешествие по осеннему лесу? Много разных животных встретили (дети

вспоминают, кого встретили)

Чем заняты животные осенью в лесу? Как они это делают? Воспитатель: У всех животных происходит линька. Заяц, белка меняют окраску. Животные

делают запасы на зиму.

Воспитатель: Помогите мне закончить предложение:

Д/ игра «Закончи предложение»

Заяц зимой белый, а летом…
У зайца хвост короткий, а уши…
Заяц пушистый, а еж…
Заяц дикий, а кошка..

Медведь сильный, а заяц…

Белка живет в дупле, а лиса…

Воспитатель: Ребята, скоро осень закончится. А у нашего ѐжика было много дел, и он не успел

утеплить свою норку. Для этого нам нужны листья. Давайте ему поможем, нарисуем для него

много листочков. Давайте пройдѐм на волшебную полянку (дети подходят к столам) .

Садитесь поудобнее, ножки поставьте вместе, спинки подравняйте, возьмите в руки наши

волшебные кисточки и нарисуйте для ежиков много листочков. Какого цвета литья осенью?

(Красные, оранжевые, жѐлтые) .

Работа с краской (звучит музыка) .

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ёжик будет очень рад, увидев, сколько листочков мы ему нарисовали. Теперь он не замерзнет зимой в своей норке.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться из леса в нашу группу. Давайте сядем на поезд и поедем в детский сад.

Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? О каких переменах осени вы узнали? Каких животных мы встретили в лесу? Кому мы помогли? Понравилось вам наше путешествие?

Галина Щука
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»

Образовательная область : «Познавательное развитие » .

Интеграция ОО : «Речевое развитие » , «Социально-коммуникативное развитие » , «Физическое развитие » .

Тема : «Осень » .

Цель : развитие познавательно -исследовательской деятельности, кругозора детей, расширение знаний о живой и неживой природе в осенний период .

Задачи :

Образовательные :

Закреплять знания детей о перелетных, зимующих птицах;

Уточнить представления о жизни животных с наступлением осени ;

Закреплять умение образовывать слова;

Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод, что в листьях есть зеленое вещество – хлорофилл, а в желтых листьях его нет.

Развивающие :

- познавательную активность в процессе выполнения опыта;

Умения сравнивать, рассуждать;

Наблюдательность, любознательность, внимание;

Интерес к познавательной деятельности .

Воспитательные :

Воспитывать желание помогать, приходить на помощь;

Умение договариваться;

Бережное отношение к живой и неживой природе.

Оборудование :

Смарт доска;

Смарт презентация к занятию ;

Ноутбук;

Предварительная работа : беседа о жизни животных в лесу с использованием наглядного материала; наблюдение на прогулке за птицами; чтение рассказов о животных; рассматривание наглядного материала «Перелетные и зимующие птицы» ; наблюдение за деревьями; рассматривание листьев; сбор листьев разной формы и окраски; чтение художественной литературы про осень .

Используемый материал : бумажные осенние листочки ; демонстрационный материал : «Перелетные птицы» , «Зимующие и кочующие птицы» ; материал для опыта и исследования листьев (лупы на каждого ребенка, кусочки белой ткани, засушенные осенние листья , деревянные брусочки на каждого ребенка, листья живых растений для опыта); смарт доска; ноутбук; видеоматериал.

Ход занятия

Дети заходят в группу , становятся в круг, отмеченный осенними листочками .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем :

Здравствуйте, ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, гости! В гости просим!

Воспитатель : Отгадайте, ребята, загадку.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь ёлочек и сосен ,

Я время года….(осень )

Словесная игра «Погода осенью »

Воспитатель передает осеннюю веточку каждому ребенку, а он называет признак погоды осенью .

Воспитатель : У меня в руках осенняя веточка , я буду вам передавать веточку, а вы должны сказать, какая погода осенью .

В : - Когда осенью идет дождь , какая погода? (дождливая)

В : - Когда осенью дует ветер , какая погода? (ветреная)

В : - Когда осенью холодно , какая погода? (холодная)

В : - Когда осенью пасмурно , какая погода? (пасмурная)

В : - Когда осенью сыро , какая погода? (сырая)

В : - Когда осенью хмуро , какая погода? (хмурая)

В : - Когда осенью ясно , какая погода? (ясная)

В : - Когда осенью солнце , какая погода? (солнечная)

Воспитатель : Слышите, ребята, звонок. Кто-то звонит по скайпу, сейчас ответим. Слайд 1

Воспитатель : Это детский сад «Сказка» , старшая группа , кто ты?

Лесовичок : Я старичок-Лесовичок . Ребята, у меня беда большая, проснулся сегодня утром от шума, гама. Ничего не пойму, что происходит, все в лесу перемешалось. Толи еще лето, толи уже осень ?

Воспитатель : Ребята, напомним лесовичку, а какое сейчас время года? (осень )

Лесовичок : Такая путаница, птицы не улетели на юг, а животные не готовятся к зиме. Помогите навести порядок в лесу.

Воспитатель : Поможем лесовичку навести порядок в лесу? (да)

Лесовичок : Отправляю вам фотографию с тем, что происходит в лесу.

Фотография «Животные» . Слайд 2

Воспитатель : Да действительно, все перемешалось. А как животные готовятся к зиме? (некоторые запасают еду, а некоторые ложатся в спячку) . А все ли животные осенью готовятся к спячке ? Давайте поиграем. Там, где луна, переместим животных, которые ложатся в спячку. Там, где солнышко, будут животные, которые не спят зимой.

Дидактическая игра «Кто спит, кто не спит» (на экране лес и отдельно стоящие животные, дети перемещают животных по заданию).

Лесовичок : Спасибо большое, что помогли правильно разместить животных. Высылаю вам следующую фотографию.

На экране, на фоне леса, перепутанные перелетные и зимующие птицы. Слайд 3

Воспитатель : Да здесь все птицы перемешались, вот поэтому и шум в лесу. А осенью все птицы остаются зимовать? (нет, улетают в теплые края) Давайте разберемся, кому улетать, кому оставаться зимовать. Поиграем в игру .

Дидактическая игра «Перелетные – зимующие птицы» (дети разбирают силуэты птиц, перед ними ориентиры-картинки зимний лес и теплые края, после слов : «Осень наступает , ветры задувают, вмиг все птицы улетают», дети занимают свои места возле знаков).

Воспитатель : А теперь проверим, правильно ли разобрались с заданием, тех ли птиц мы отправили на юг? (проверка – самопроверка) .

Лесовичек : Спасибо вам, помогли отправить птиц в теплые края. Появляется картинка «Листопад» . Слайд 4

Воспитатель : Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (листопад) . Давайте поиграем в игру листопад.

Физминутка :

Дует, дует ветер, – дети дуют и покачивают туловищем

Желтые листочки…

С дерева срывая. – движения руками

И летят листочки - кружатся

С ветки на дорожки.

И бегут по листьям – легкий бег

Маленькие ножки.

Мы с тобой гулять пойдем - шагают

И листочки соберем. – наклоняются, как будто собирают листочки.

Лесовичок : Ребята, а почему листья желтеют? (высказывания детей)

Воспитатель : Чтобы знать точно, давайте проведем небольшое исследование. Вам интересно узнать, как устроен лист? (интересно)

Воспитатель с детьми проходят за столы для исследования.

Воспитатель : Давайте рассмотрим лист. Для того чтобы лучше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором (лупой) .

Опыт №1 : Исследование строения листа с помощью лупы

Воспитатель : Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка» . Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Вывод : У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Проблемный вопрос :

«Почему осенью листья изменяют окраску»

Воспитатель : А почему же листья желтеют осенью ? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

1. Опыт «Почему лист зеленый?»

Что нам понадобится для этого эксперимента?

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети : на ткани появились зеленые пятна) .

Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет, вырабатывается он только на солнце (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений) .

А теперь давайте рассмотрим желтый листик. Положите его на белую ткань, сделайте с ним то же самое, что и с зеленым. Что вы заметили? (нет зеленого вещества на ткани) Значит, у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света.

Вывод : Когда наступает осень , становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, влаги становится меньше и лист опадает.

Дети подходят к доске. На экране лесовичок. Слайд 5

Лесовичок : Спасибо вам, ребята. Теперь у меня и порядок в лесу, больше знаю, почему листья осенью желтеют и опадают . А мне пора идти спать, зима не за горами. До свидания.

Воспитатель : А как мы помогали лесовичку наводить порядок, как мы это делали? (дети отвечают, как помогали лесовичку) Ребята, у меня есть осенние листочки-смайлики , если вы считаете, что мы помогли лесовичку, то возьмите себе листик с улыбкой, если вы считаете, что не помогли, то возьмите листочек грустный.

Используемая литература :

1. Сооломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада . Конспекты занятий . – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень . Часть1 и 2» . – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003» , 2010г.

3. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.

4. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи . Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: «Издательство Гном и Д» , 2007г.



Рассказать друзьям