Воспитание мальчика до 1 года мнение психологов. Воспитание ребенка от года до двух лет

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как правильно воспитывать ребенка сложно ответить однозначно, ведь не существует идеальной стратегии воспитания будущего поколения. Все малыши обладают индивидуальностью с рождения. Юные принцессы и маленькие джентльмены все разные. Одни крохи задумчивые и спокойные, другие – забавные любопытные, третьи непослушные непоседы, четвертые – замкнутые молчуны. Поэтому и тактика воспитательного процесса одинаковой быть не может. Характер малыша знает лишь мать. А посему именно она должна выбирать методики, которые идеально подойдут ее крохе. Психологи могут лишь наметить общую стратегию и порекомендовать, каким образом действовать не нужно, дабы огородить от травмирующих факторов неокрепшую юную психику.

Как правильно воспитывать детей – психология

Дабы кроха росла и формировалась правильно, родителям необходимо организовать для этого подходящие условия. Прежде всего, малышу для всестороннего гармоничного развития необходима родительская любовь и неравнодушное отношение. Когда кроха ощущает равнодушие со стороны значимого взрослого, создается благодатная почва для зарождения огромного числа проблем. Речь не идет исключительно о поведенческих отклонениях. Реально также и возникновение нарушения здоровья.

Порой случается, что значимые взрослые любят чадо, но малыш не ощущает этого. Поэтому необходимо демонстрировать любовь крохам любыми доступными способами, обнимать их, говорить о собственных чувствах, целовать. Дите должно ощущать безусловность родительской любви, понимать, что родители любить его будут вопреки всему и всегда помогут.

Большинство родителей интересуется, как воспитать ребенка правильно, ибо от этого зависит будущее существование их чада.

В первый черед, своего карапуза следует принимать полностью, невзирая на кажущиеся недостатки. Многие родители совершают практически непоправимую ошибку, стараясь подогнать малыша под собственный идеал человеческого субъекта. А когда не получается это сделать, то ощущают разочарование. Ребенок всегда чувствует родительское неодобрение, понимает, что не верят в него, что родительских ожиданий он оправдать не смог. Вследствие этого страдает крохи, что порождает множество проблем.

Своему ребенку, будь то трехлетнее дитятко или подросток, необходимо оказывать поддержку, когда он нуждается в ней. Дети должны понимать, что во всякой трудной ситуации, они всегда могут положиться на родителей. Именно родители вселяют в собственных чад чувство безопасности.

Не рекомендуется пугать детей различными популярными страшилками. Например, когда в воспитательных целях значимые взрослые пугают кроху, что при его плохом поведении придет бабайка и заберет его, ребенок понимает сказанное буквально. Он думает, что какой-то страшный человек проникнет в жилище, и родители позволят бабайке забрать его. Отсюда возникает ощущение незащищенности, авторитет родителей падает. Малыш перестает чувствовать себя в безопасности.

Следует больше интересоваться жизнью чада, беседовать на различные темы с ним, особенно на те, которые интересуют самого малыша, чаще проводить совместно досуг, занимаясь приятными занятиями для обоих. Совместное времяпровождение, наполненное яркими положительными эмоциями, способствует зарождению дружеского взаимодействия между взрослыми и малышами.

Собственного ребенка нужно уважать, не следует отмахиваться от слов крохи, от его мнения. Недопустимы фразы по типу: «не умничай», «мал еще советы раздавать». Необходимо хвалить отпрыска даже за малейшие успехи.

Дабы обучить чему-либо чадо необходимо учесть одну детскую особенность – малыши блестяще запоминают все их интересующее. Поэтому нет резона вдалбливать знания в ребенка, лучше сделать занятия интересными для него, а также, чтобы они включали игровые моменты.

Не следует злоупотреблять нотациями. Ведь они скучны и совершенно неинтересны крохе. Лучше продемонстрировать собственными поступками желаемое поведение. Дети за образец всегда берут действия родителей.

Как правильно воспитывать ребенка с рождения

Воспитательный процесс лучше начинать с первых декад жизни малыша. Активное развитие крох происходит как раз на первом году их бытия. На описываемом этапе они адаптируются к среде и приобретают первый ценный опыт. Ведь всего за 12 месяцев малышу необходимо научиться агукать, улыбаться, реагировать на родительские голоса, настроение, различать интонации.

Часто родители младенцев больше уделяют внимание следованию распорядка дня и режиму питания, полноценному уходу, а не воспитательному процессу. Именно до годовалого возраста закладываются на подсознательном ярусе основные привычки отпрыска, формируются склонности, особенности личности. Дальнейшее созревание крохи, главным образом, обусловлено воспитательным процессом в младенчестве.

Условно годовой этап воспитательной работы обычно подразделяют на 4 ступени в соответствии с триместрами.

Рассматриваемый этап подразумевает формирование у малышей «верных» привычек и предотвращение зарождения вредных. Помимо того, здесь родителям следует грамотно организовать питание крохи. Это весьма важно для адекватной прибавки в весе, выработки привыкания к режиму.

В этом триместре у крохи должны сформироваться такие привычки, как:

– без пустышки погружаться в Морфеево царство на улице;

– проводить некоторый отрезок времени в кроватке, самостоятельно развлекаясь;

– держать головку;

– выказывать неудовольствие при замене подгузника;

– без укачивания засыпать.

Рекомендуется также серьезное внимание уделять гигиене крохи. Утро у карапузов должно начинаться с маминой приветливой улыбки, проведения гигиенических манипуляций, которые включают умывание ручек младенца и личика, подмывания, смены подгузника. Эти ежедневные действия у отпрысков будут вырабатывать привычку содержать в чистоте себя.

Чтобы выработать у крохи привычку удерживать головку необходимо его укладывать на животик. Постепенно малыш привыкнет к описываемому действу, окрепнут мускулы шеи и спины.

Дабы чадо начало агукать, следует чаще играть с ним. Также хорошо, если кроха будет слышать потешки и детские песенки. Всякое действие, непосредственно связанное с дитем, нужно комментировать, рассказывать, например, как надеваются ползунки, меняется подгузник. Беседуя с крохой, рекомендуется улыбаться, поскольку именно таким способом закладывается культура коммуникативного взаимодействия.

В следующем триместре развивается зрительное, сенсорное и слуховое мировосприятие. Рассматриваемый этап включает подготовку отпрыска к речи. Здесь рекомендуется включать музыкальные мелодии разнообразных жанров. При этом лучше чтобы они были благозвучными и легкими: классика, детские напевы, современные мотивы. Дабы ребятенок гулил, начал лепетать его внимание надобно направлять и на иные звуки. Его следует знакомить с окружающей действительностью, привлекая его интерес к птичьему чириканью, шуму льющейся воды, тарахтению трактора.

Умственное формирование крохи на описываемой стадии должно дебютировать с коммуникативного взаимодействия. Родителям нужно играть с чадом, формируя его восприятие. Начинать заниматься рекомендуется при бодрствовании, когда отпрыска ничто не беспокоит и он весел. Малышу должны приносить удовольствия такие занятия, поэтому не следует играть с малюткой, когда он хочет кушать либо капризничает. На рассматриваемом этапе происходит закладка нравственно-эстетических основ воспитания, которые чадо получает вследствие общения с родней.

Любовь и радостные эмоции, подаренные младенцу, станут отправной опорой для выковывания нравственно-эстетической поведенческой модели. Помимо перечисленного в распорядке также должны присутствовать ежедневная зарядка и массаж. На рассматриваемом этапе упражнения должны быть уже более разнообразными, поскольку цель их подготовить кроху к ползанию.

Этап третьего триместра знаменуется непоседливостью отпрыска и его любознательностью. Активность у малышей на описываемой стадии увеличивается в разы. Так как чадо уже научилось ползать и садиться, а некоторые малыши пробуют вставать, то настало время физической подготовки.

Прежде всего, младенцу необходимо предоставить свободу перемещения по жилищу. Потому следует максимально обезопасить возможный маршрут его путешествия. В данном триместре малышей все больше интересует содержимое ящичков и шкафчиков, поэтому рекомендуется убрать любые предметы, которые могут принести вред крохе.

На рассматриваемом этапе уже можно совершать первые попытки приучения чада к горшку. Необходимо садить кроху на горшок после кормления, прогулки, сна. По прошествии некоторого времени малышу станет понятным, с какой целью его сажают на горшок. Приблизительно в семимесячном возрасте можно начинать обучать кроху мытью ручек. Таким образом, формируется понятие чистоплотности.

Одевая перед кормлением крохи нагрудничек, меняя испачканную одежду непосредственно после того, как она испачкалась, мамы прививают чадам аккуратность. При этом взрослым необходимо комментировать каждое действие и пояснять его.

Для детей игровая деятельность важна, не зависимо от возрастного этапа. Посредством нее они познают мир. В семи-восьмимесячном возрасте можно демонстрировать крохе простые игрушки и манипуляции с ними, например, показывать, как катится мячик, крутятся колесики у машинки. Также на описываемом этапе можно уже показывать отдельные части головы: нос, глаза, уши. Заниматься с младенцами в третьем триместре необходимо ежедневно. Здесь также следует ознакомить отпрыска со словами-запретами: «нельзя». Например, когда кроха дерется при игровой деятельности, необходимо произнести «нельзя», объяснив причины (мне неприятно, больно).

В четвертом триместре воспитание дитятки охватывает абсолютно все сферы его деятельности. Здесь кроха активно взаимодействует с взрослым окружением и пытается самостоятельно ходить. Когда малыш самостоятельно встает на ножи, его следует поощрять. Вначале карапузу нужно помогать, водить его, держа за две ручки, потом за одну. Через время малыш сможет задерживаться, стоя на ножках, на несколько секунд.

Умственное формирование младенца основывается на привитии ему навыка манипулировать с предметами. Полноценный воспитательный процесс включает тесное коммуникативное взаимодействие с отпрыском. Беседовать с карапузом следует постоянно, но не рекомендуется копировать детскую речь либо сюсюкаться. Это может породить формирование речевого дефекта.

Как правильно воспитывать ребенка в 1 год

Человеческая личность, согласно психологическим исследованиям, формируется на раннем этапе существования. Поэтому очень значимо в ходе воспитательного процесса, чтобы однолетний кроха приобрел необходимый для будущего бытия опыт, который станет фундаментом отношения к среде и окружению.

На рассматриваемом этапе игровой процесс является превалирующим типом деятельности. Однако пока в силу возраста кроха самостоятельно организовать собственный досуг не может. Поэтому это ложится на родительские плечи. Необходимо отпрыску показывать возможные манипуляции с игрушками, например, как ходит кукла, лягушка прыгает, машина перевозит. Также важны ролевые игры, можно совместно с карапузом полечить больного мишку либо приготовить ужин зайчику. Однако сюжеты игр должны быть примитивными, чтобы чадо хорошо их понимало.

При этом в процессе игрового досуга необходимо внимательно следить за отпрыском. В игре отразится детское представление о существующих семейных отношениях, мире, людях. Наблюдение позволит родителям своевременно откорректировать негативные представления или разрушающие установки.

Однолетка понимает исключительно наглядно-образное обращение. Поэтому дабы донести крохе какую-нибудь информацию, надобно моделировать ситуацию, основываясь на сказках и беря за примеры любимых героев.

Также нужно постоянно объяснять карапузу, как следует вести себя, что хорошо, какие поступки плохие. Помимо того, родителям следует всегда оставаться положительным примером, поскольку малыши всегда подражают взрослому окружению. На рассматриваемом этапе воспитания родителям следует регулярно убирать, раскладывать вещи по предназначенным им местам, показывайте собственными действиями соблюдение дневного режима, правил гигиены.

Как правильно воспитывать ребенка в 2 года

В рассматриваемом периоде воспитательный процесс должен разниться в отношении мальчишек и юных леди.

Воспитание мальчика должно включать, прежде всего, выражение любви в различной форме: объятьях, поцелуях, беседах, совместных играх. Запрещается бить кроху и обижать, поскольку он может вырасти неуверенным, агрессивным, обозленным или недоверчивым. Мальчика необходимо воспитывать в строгих границах, без чрезмерных сюсюканий, однако и без властных замашек.

Не следует ограничивать физические возможности мальчугана и его активность. Это нормально, если кроха частенько будет ходить с разбитыми коленками, ведь растет будущий защитник семьи и Отечества.

В обращении к крохе лучше использовать его имя, либо называть «сынок», а такие уменьшительно-ласкательные формы, как «лапочка», «зайчик» лучше не применять. Малыш должен осознавать с ранних лет, что он растет мужчиной и в будущем станет кормильцем и защитником семьи.

Воспитание юных леди необходимо направлять на выработку творческого потенциала. Девчонки в сравнении с их «антиподами» более уравновешенные, усидчивые, спокойные. Монотонные манипуляции им даются легче. У них развита фантазия и чувство прекрасного.

Нужно поощрять желание дочерей проявлять собственные чувства, делать юным принцессам комплименты, одаривать ее похвалами, нежностью. Девочки должны вырасти уверенными, самодостаточными, уметь распознавать фальшивые чувства.

Малышкам следует предоставлять возможность самостоятельно выбирать игру. С детства маленьким леди нужно объяснять, что они могут в жизни достичь многого. Можно показывать им фотографии успешных леди – врачей, политиков, актрис, объясняя им попутно, что когда они подрастут, могут стать такими же успешными и уважаемыми тетями.

Как правильно воспитывать ребенка в 3 года

Трехлетка является довольно серьезным испытанием на прочность для родителей. Ведь кроха уже заметно подросла, начала разговаривать. Малыш уже имеет активную позицию в выражении собственных стремлений. В определенный момент поведенческое реагирование крохи и его поступки начали резко меняться. Ранее послушный карапуз превращается несносного «бандита». Так проявляется трехлетний кризис.

Здесь самым главным является запас терпения со стороны значимых взрослых. Любую возникшую ситуацию непослушания отпрыска следует оценивать предельно трезво. Необходимо понимать чувства малышей и умело использовать детские капризы против них. Например, когда карапуз отказывается складывать игрушки, а наоборот разбрасывает их, то следует попросить ребенка никогда их не собирать.

В описываемом периоде различные требования, запреты неэффективны. Лучше стараться переключать внимание чада на действия, более захватывающие для него.

На истеричные припадки не рекомендуется реагировать излишне бурно. Однако и потакать всяким детским прихотям тоже не нужно. Трехлетка проверяет границы дозволенного. Сколько ему могут позволить родители. Если при малейшей давать карапузу желаемое, то у него закрепится привычка начинать истерить по малейшему поводу. Нужно стараться отвлечь отпрыска от провоцирующего фактора, на иную интересную вещь.

Воспитательный процесс в 3 года должен основываться на последовательности. Если мама что-либо запретила малышу, то папе не следует ему разрешать это делать. Данное правило особенно четко следует донести до сердобольных бабушек и добрейших дедушек.

И главное, воспитывать карапузов следует в любви. Необходимо заботиться об отпрысках, обучать их, показывать собственным положительным примером желаемое поведение.

Как воспитывать ребенка холерика

Малыш с холерика по своей натуре неутомим. Природа наделила такую кроху энергетическим мощным потенциалом. Уже с раннего возраста малыш проявляет свой несносный темперамент, и близкие с недоумением произносят: «ну, и характер!» Задача взрослого окружения в конкретном случае помогать крохе расти в меру гибким, сдержанным и компромиссным.

Маленький обладатель данного темперамента бесконечно в движениях, для которых характерна порывистость, резкость, как будто за ним кто-то гонится. Такой малыш не выносит долгих ожиданий, поэтому и не способен долго сидеть без дела на одном месте. Разговор ребенка эмоционален, слова звучат отрывисто и быстро. Он не говорит, а тараторит, глотая слова и слоги. Иногда так увлекается монологами, что оказывается не способным кого-либо услышать.

Нередко утрачивает над собой контроль, начиная громко кричать и спорить. Воспитывать ребенка холерика 3-4-х лет непросто. Такой малыш обожает приключения и риск. При этом подверженность малыша к резким переменам настроения ввергает близкое окружение в недоумение.

Малыш с легкостью может в последнюю минуту изменить своё решение. От него никогда не знаешь, чего можно ждать. Он может себя повести нестандартно в любой ситуации. Малыш и сам зачастую не понимает, что с ним происходит в силу своей импульсивности. Ребенок с темпераментом холерика мгновенно принимает решения, его идеи спонтанны, но зачастую интересны. Всё новое малыша стремительно увлекает, но также легко он об этом и забывает в короткий срок. Во время обучения проявляет способности, если ребенку интересно в данный момент.

Засыпает маленький холерик с трудом и очень долго. Сон беспокойный, зависящий от впечатлений дня.

У холерика имеется масса положительных качеств: бесстрашие, рискованность, смелость, целеустремленность, уверенность в себе, настойчивость. Одновременно с тем склонность к упрямству, неугомонность, задиристость, конфликтность, нетерпеливость, шаловливость, что доставляет родителям определенные трудности в воспитании ребенка холерика.

Учитывая, что дети холерики эмоционально нестабильны, то их родителям требуется овладеть умением контролировать собственные эмоции. Прежде чем говорить ребенку в порыве или досады, необходимо остановиться, сделать несколько глубоких вдохов или сосчитать до десяти и просто подумать о том, а помогут ли в вашей ситуации нотации и крики, направленные на кроху.

Энергичного ребенка холерика необходимо привлекать к выполнению полезных дел, например, домашних. Малыш должен видеть конечную цель и результат своей работы. Учите ребенка проговаривать этапы работы вслух, затем про себя, и неуклонно придерживаться своего плана.

Для холериков очень важно заниматься подвижными видами спорта. Это позволит давать выход своей энергии, а тренировки научат рассчитывать свои силы. Такому малышу просто необходимо жизненное пространство, поэтому как можно чаще следует бывать с ним на прогулках.

Помочь развить внимание и усидчивость могут конструирование, рукоделие, рисование, ручной труд. Родителям важно не проявлять на кроху, если он отвлекается, и каждый раз поощрять проявление терпения и старательности. Важно научить малыша предварительно обдумывать свои решения, оценивая резервы своих сил, и только потом приступать к действиям. Следует учить вежливости в каких-либо ситуациях, поскольку непосредственность холерика зачастую задевает самолюбие людей.

Особенно требуется обратить внимание на умение налаживать отношения в детском коллективе, поскольку родители не смогут быть все время рядом. У холерика проблема заключается в навязывании лидерства другим детям. Вторая проблема малыша холерика это стремление к разнообразию, поэтому постоянные друзья рядом не задерживаются. В данном случае требуется побуждать малыша анализировать свое поведение, разбирать с ним конфликтные ситуации, обсуждать фильмы и книги. Необходимо научить малыша контролировать свои эмоции, учитывая интересы других людей.

В борьбе с плохим настроением ребёнка-холерика поможет юмор. Покажите малышу способ выхода накопившихся эмоций: можно колотить игрушку, бросать и бить подушку. Это будет лучше, чем срывать свой гнев на родителях и детях в детском саду. Самоконтролю может помочь и дыхательная гимнастика. При нарастании эмоционального напряжения малыша можно применить отвлекающие приёмы, например, заинтересовать чем-либо другим и переключить на это занятие. Иногда достаточно просто обнять и успокоить. Взрослым нужно как можно больше наблюдать за поведенческими проявлениями своей крохи и воздействовать ещё до того, как он разозлится или расплачется. Запрещается категорически дразнить маленького холерика.

Первый год жизни ребенка - этап, имеющий колоссальное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Никогда больше он не будет расти и развиваться так быстро, и никогда больше он не будет настолько беспомощен и зависим. Его физическое и психическое здоровье находятся полностью в руках родителей, и если с физиологией все более или менее понятно - малыш не болеет, его рост и вес в норме, он весел, значит, все в порядке, - то психология ребенка до года представляет собой тайну за семью печатями.

Психология воспитания детей до года

Почему он плачет? Может, он просто капризничает? Может, манипулирует? А вдруг мы его разбалуем? — Эти вопросы не дают покоя мамам и папам.

Родственники наперебой дают советы - «вас же вырастили!».

Но всегда ли мы довольны тем, как вырастили нас?

Многие ли могут похвастаться полным отсутствием психологических проблем?

В поисках ответов современные родители обращаются к популярным статьям и научным исследованиям, но и здесь они будут разочарованы. Эксперты сыплют теориями и гипотезами, однако единственно верных ответов у них нет. В конце концов методы воспитания приходится выбирать, положившись на интуицию, и все-таки актуальная информация может пригодиться. Возможно, для того чтобы обосновать свои взгляды или, не согласившись со свежими тенденциями, информированно отказаться от следования им.

Если ребенок плачет

Одним из наиболее спорных вопросов в воспитании младенца является реакция на плач.

Стоит ли родителям мгновенно реагировать и устранять возможные причины недовольства? Или плачущего ребенка можно оставить в кроватке, если он сухой и недавно поел. На этот вопрос существует два диаметрально противоположных ответа:

  1. Традиционный подход: «поплачет и перестанет», «пусть разрабатывает легкие» или грубое «иногда надо дать проораться». Поклонники этого метода считают, что ребенка с самого раннего возраста следует активно отучать от желания находиться на руках, слишком частых прикладываний к груди, пробуждений посреди ночи. Ради этого стоит потерпеть плач; рано или поздно ребенок усвоит, что крики не приносят результата, и перестанет требовать ненужного или вредного, по мнению родителей.
  2. Детоцентристский подход. Этот взгляд на психологию ребенка в возрасте до года отрицает необходимость и пользу плача. Детоцентристы считают, что ребенок не должен плакать в одиночестве. Если родители не могут найти физических причин его дискомфорта, значит, они должны устранить психологические. Как правило, грудные дети требуют телесного контакта с мамой, ведь они жили в ее теле 9 месяцев и примерно столько же времени им нужно, чтобы привыкнуть к обособленному существованию. Согласно теориям «естественного родительства» , необходимо удовлетворять нужду ребенка в ношении на руках, совместном с родителями сне, длительном сосании груди столько, сколько потребуется.

Воспитание самостоятельности

Традиционалисты считают , что в ребенке с рождения следует воспитывать умение находится одному, развлекать себя, засыпать в одиночестве. Иначе есть риск вырастить инфантильного, бесхарактерного, неспособного к адаптации в коллективе, человека.

Традиционная психология воспитания ребенка до года предусматривает максимальную автономность детей от родителей: своя кроватка или даже отдельная спальня с рождения, прогулки в коляске, грудное вскармливание по режиму и соску для удовлетворения сосательного рефлекса.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Мать может рано выйти на работу, заменив себя няней. Взрослые ездят в отпуск без детей. Невыполнение этих условий может привести к тому, что ребенок откажется покидать кровать родителей, будет бояться засыпать один, его будет крайне тяжело отлучить от груди и т.д.

«Естественники» же убеждены , что малышу очень важно побыть в полной мере ручным и грудным, «напитаться» зависимостью и опекой, чтобы в старшем возрасте отважно бросаться в житейское море.

Они выбирают совместный сон, так как младенец под боком у матери спит гораздо крепче, свободное грудное вскармливание - без режима, без соски: ребенок прикладывается по первому желанию независимо от места и времени; прогулки в слинге - мать носит ребенка на себе, в том числе отправляясь по собственным делам.

Родители не отпускают от себя детей, пока те сами не заявят о своем желании погостить у бабушки, например. Согласно с этим подходом, дети, лишенные постоянного внимания в младенческом возрасте, обязательно попытаются компенсировать этот недостаток, став старше.

Сегодня психология не может однозначно определить, какой из двух подходов к воспитанию детей до года более правильный и отвечает особенностям их психики.

Взращивание грудничков остается блужданием в темноте на ощупь по абсолютно незнакомой местности.

Каждый родитель ведет себя так, как считает нужным, на собственный страх и риск.

Критерий истины здесь может быть только один - конкретный ребенок. Счастливому малышу не грозят проблемы с психикой, даже если родители, на взгляд многоопытной соседки, все делают неправильно.

Мир эмоций маленького человека открыт для нас, мы можем наблюдать все движения его души. Маленький ребенок находится в постоянном потоке новых впечатлений, его все удивляет, поражает, а эмоциональная жизнь необыкновенно насыщенна. Он переходит от одного к другому, не пытаясь понять, что с ним происходит, и действует исключительно под влиянием эмоций. Весь мир для него новый, с иголочки, и он открыт ошеломляющему многообразию и ярким впечатлениям.

Но эмоциональная палитра ребенка 1-2 лет ограниченна: если он недоволен или устал, то начинает кричать и плакать. Если доволен, ему нравится игра - он громко хохочет. Малыш всецело поглощен настоящим моментом и немедленно реагирует на происходящее. Порой эмоции "наскакивают" одна на другую, создавая душевный хаос, часто оборачивающийся шумом и криками. Успокаивая, утешая или отвлекая ребенка, вы не только помогаете ему справиться с бурей чувств, но и участвуете в процессе, в ходе которого ребенок понемногу учится управлять своими эмоциями. Переходя от смеха к слезам, ребенок побуждает родителей реагировать, устанавливать ограничения и, конечно, объяснять, что с ним происходит. Мы часто расстраиваемся оттого, что наш обожаемый, улыбавшийся еще минуту назад малыш теперь кричит и топает ногами.

Совет 1
В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя то, что доставит вам удовольствие и поможет успокоиться, Старайтесь предвидеть возможные неприятности, которые могут вас расстроить, вызвать гнев.
Например, не стоит давать ребенку играть с теми вещами, которыми вы дорожите. Попробуйте научиться распознавать предвестников собственного эмоционального срыва и найдите подходящее для себя средство справляться с ним.

В другой проекции

Типичная ошибка взрослых в подобной ситуации состоит в том, что они проецируют собственные чувства на ребенка. Не пытайтесь поставить себя на его место. В его возрасте недовольство и слезы в большинстве случаев не означают боли и страдания. Это просто доступный малышу способ выразить досаду, разочарование или гнев, потому что объяснить все это словами он еще не может. До 1,5-2 лет справиться с такими эмоциональными бурями довольно легко, достаточно лишь отвлечь его и переключить внимание на что-то другое. Правда, не стоит при малейших признаках недовольства немедленно бросаться развлекать малыша. Таким образом вы даете ему понять, что его "плохие" чувства не имеют права на существование. Ребенок может почувствовать, что вас путают проявления гнева или обиды, и, соответственно, их нельзя выражать свободно, а необходимо скрывать и даже подавлять. Эмоционально реагируя на какую-либо ситуацию, маленький ребенок рассчитывает на ваш отклик. Только ваше отношение, поведение, слова помогут ему сориентироваться в том, что с ним происходит. Вы устанавливаете для него границы, внутри которых он может свободно выражать свои эмоции, не опасаясь их разрушительной силы. Когда малыш повзрослеет, установленные вами ограничения, которым он порой сопротивлялся, станут частью его убеждений и послужат основой для построения границ его личности. Нет никаких оснований думать, что ребенок самостоятельно научится контролировать себя, так же как ошибочно стараться во что бы то ни стало идти на поводу у крохи, следовать за его эмоциональными порывами.

Если вы:
Находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.
Постарайтесь отложить на некоторое время совместные игры с ребенком. В минуты раздражения не берите его на руки: дети легко "заражаются" эмоциональным состоянием родителей.
Расстроены.
Лучше сказать об этом ребенку. "Я сейчас очень расстроена, поиграй, пожалуйста, сам. Мне надо успокоиться". Детям свойственно многое принимать на свой счет, ребенку важно услышать, что вы сердитесь не из-за него. Чтобы малыш научился лучше понимать вас, а значит, и себя, важно прямо говорить ему о своих чувствах, желаниях и потребностях.

Буря эмоций

До полутора-двух лет ребенку нужно совсем немного слов для того, чтобы его поняли. Он лепечет или показывает на желанный объект. Если мама его не понимает или не считает возможным предоставить ему то, что он хочет, он начинает рыдать, топать ногами, выражать агрессию. Некоторые дети, не достигнув желаемого, в состоянии довольно быстро переключиться на что-то другое. Другие же оказываются настолько захваченными своими эмоциями, что никак не могут остановиться и успокоиться. Это нелегкое испытание для родителей, которые сами оказываются во власти противоречивых чувств. Гнев на разбушевавшееся чадо перемешивается с жалостью к маленьком "страдальцу". И вы разрываетесь между желанием уступить ему и твердо стоять на своем.

Новые горизонты

В возрасте 1,5-2 лет поведение ребенка заметно меняется. Он вступает в период, когда ему хочется проявлять самостоятельность. Это период, когда малыш может на улице внезапно вырвать ручку из вашей руки и с независимым видом припустить вперед. Он становится капризным и требовательным и бурно протестует против запретов и ограничений. И в то же время, словно пугаясь собственной смелости, сильнее проявляет свою зависимость от вас. Ему больше, чем когда-либо, необходимо быть уверенным в том, что вы его любите. Теперь вам нужно не только тем или иным образом реагировать на эмоциональные проявления ребенка, но и объяснять ему правила поведения в обществе: "Нельзя залезать с ногами на стол"... Вы должны ставить необходимые ограничения и объяснять их причины: "Вижу, что тебе это не нравится, но я не могу позволить тебе лезть руками в тарелку с кашей. Это очень некрасиво, и ты испачкаешься".

Родители не должны менять свои правила в зависимости от настроения ребенка, даже если он устраивает им сцену на людях, иначе ультиматумы будут повторяться снова и снова. Многие родители думают, что их ребенок страдает, когда требует чего-то со слезами. Одни капитулируют, устав от , другие боятся, что ребенок перестанет их любить... И все-таки вы не должны оказаться в ситуации, когда ребенок с вашего согласия манипулирует вами. Необходимо сделать так, чтобы он почувствовал границы, которые ему нельзя переступать.

Совет 2
Установленные однажды правила не должны меняться ни при каких обстоятельствах. Их необходимо соблюдать всем членам семьи: только тогда малыш поймет, что манипулировать вами бесполезно.

Только спокойствие

Не ждите, что воспитательные стратегии заработают сразу. Для того чтобы произошли изменения в эмоциональной сфере ребенка, необходимо определенное время. Но наступит момент, когда его душевная жизнь станет более упорядоченной и гармоничной.

В этом "переходном" возрасте "маленькие трагедии" происходят буквально каждый день. Зачастую родители не знают, как реагировать на эмоциональные вспышки, либо не уверены, что поступают правильно. Многие взрослые предпочитают игнорировать разбушевавшихся чад, считая, что внимание лишь ухудшит ситуацию. Конечно, истерику непросто выдержать, но не стоит оставлять ребенка одного в тот момент, когда он не может справиться с собой, с собственными чувствами. Игнорирование не самый лучший способ выразить недовольство поведением ребенка, к тому же дети неплохо перенимают родительские методы. Многим родителям наверняка знакома ситуация, когда ребенок "не слышит" родительских просьб и обращений, выражая свое недовольство именно таким, известным ему способом. Если малыш еще не "завелся" всерьез, можно попытаться отвлечь его, предложив ему какое-нибудь увлекательное занятие, которое поможет ему немедленно забыть о том, что его расстроило. Если же переключить его внимание уже невозможно, попробуйте взять его на руки и крепко прижимайте к себе, пока он не успокоится. Или просто побудьте рядом, давая ему понять, что вы доступны. Когда он утихомирится, коротко и просто поясните ему, с чем, по вашему мнению, связана такая реакция. Вы можете выразить недовольство его поведением, но обязательно покажите ему, что понимаете, что с ним происходит.

Немаловажно и то, насколько родители умеют владеть собой, управляют собственным гневом. От этого во многом зависит, научится ли ребенок выражать свои чувства адекватно ситуации. Если вам свойственно отвечать на бурное поведение своего чада гневной вспышкой, то велика вероятность, что ребенок усвоит такую форму поведения и будет в дальнейшем применять ее и за пределами семьи, в общении с детьми и взрослыми.

Обсуждение

я не знаю что мне делать со своим гневом, помогите? моему ребенку 1.4 бывает, что ребенок начинает истерить и мне не удается его успокоить, он выкручивается из рук не дает его взять дико орет, бывает даже бьется головой об стену, пол, тумбу. Когда я не могу его успокоить то начинаю выходить из себя, начинаю орать и могу шлепнуть ребенка, тогда он начинает еще больше истерить и тогда у меня начинается истерика. Когда же он успокоится и я осознаю ситуацию то начинаю испытывать дикое угрызение совести из-за того что поступила неправильно с ребенком наорала и ударила, что я плохая мать а так хочется быть лучшей мамой в мире. Каждый раз даю себе слово что такого не будет,что быду держать сябя в руках, но срываюсь и тогда очень жалею об этом. Подскажите, помогите, очень хочу изменить ситуацию!

детские истерики в основном из-за того, что мама где-то допустила ошибки в воспитании и уходе за своим малышом. Здесь надо понимать, что полноценный эмоциональный интеллект ребенка формируется уже в первых год жизни маленького человечка. Поэтому важно сомообразовываться, я вот постоянно читаю статьи о том как происходит развитие ребенка до года у ребёнка и как правильно формировать детские эмоциональные реакции.

за большим количеством слов два действительно полезных совета: 1. один раз установленное правило должно соблюдаться всеми и всегда
2. ответом на негативные эмоции ребенка не должны быть агрессия или игнор.
Так зачем же так много слов?

06.09.2007 15:40:24, masya

Xoroshaya statya, ochen pouchitelnaya!

22.04.2007 01:42:25, Ella

что делать?ребёнок 2года злится бьет мамку

08.04.2007 16:24:29, indri07

сбивчивая статья.то про детские истерики,то сразу,без перехода,про мамины стрессы.но местами есть дельные мысли и полезные приемы

Комментировать статью "Эмоциональный ребенок: попробуем настроить"

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых У нас принимают раз в неделю, записываться не надо, там их сразу несколько человек, малыша взвешиваешь, можешь обсудить все что угодно...

Обсуждение

Ниже английская медицина всплывала, я вот расскажу вам поподробнее. Основная разница, как мне кажется, "презумпция здоровья и нормального развития". Русские врачи всегда дефекты ищут. Да, английских врачей иногда ругают за пофигизм, но серьезные проблемы они видят сразу. Да, если вы в год придете рвать на себе волосы, что ребенок не ходит, вас успокоят и отправят восвояси. Когда я приходила к врачу с обоснованным подозрениями на проблемы, ребенка внимательно осматривал терапевт и отправлял на осмотр в больницу, если и у него подозрения возникли.
Но про медицину не будем, потому что вопрос развития ребенка до медицины часто не доходит! Здесь есть так называемые health visitors, по образованию вроде фельдшеров,причем детские. У нас принимают раз в неделю, записываться не надо, там их сразу несколько человек, малыша взвешиваешь, можешь обсудить все что угодно: цвет какашек, кормления и прочее. Все свои страхи и беспокойства. Там же консультант по грудному вскармливанию. Они ведут ребенка до 5 лет. Если у них есть подозрения на медицинские проблемы, вас отправят к врачу.
Простите за много букв, самое интересное для вас. Нам прислали опросник и пригласили на беседу по поводу развития, дочке исполнилось 2 года.Ставишь галки,там например такие пункты: связывает слова в предложения, поднимаетсяпоо лестнице, при этом две ноги на ступеньке.То есть вам верят на слово, к ребенку не пристают,а обсуждают те пункты, где нет
галок.

А у меня у старшего вообще не было ни пирамидки, ни стаканчиков, я вот только сейчас, прочитав ваше сообщение, об этом вспомнила.. Наверное, на комиссию надо мне:)))

Детско -родительские отношения. Детская психология. У меня две пары детей с маленьким промежутком год и месяц и год и восемь, с большой разницей между парами, 14 лет, так вот я к чему характеристика старших из пар ранимый с повышенной тревожностью, это про каждого...

Обсуждение

У меня две пары детей с маленьким промежутком год и месяц и год и восемь, с большой разницей между парами, 14 лет, так вот я к чему характеристика старших из пар ранимый с повышенной тревожностью, это про каждого старшего из пар. Есть не заставляла. А взрывы бывают, с детками с маленькой разницей в возрасте не просто!

Мне кажется, что полдела вы уже сделали - осознали свои промахи, и ребенка вы любите - это еще +. А про длинные споры - тоже хорошо, я б считала их диалогом на пути друг к другу. Удачи вам в нелегком деле!

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Ребёнок повторяет неприятные действия.. Капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых...

Ребенку 2 года - руки во рту ПОСТОЯННО держит. Я где то прочитала, что лет до 7-ми дети просто не помнят, у них натурально в одно ухо Капризы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Девочки, у меня Пашка второй день...

Зайдите в детскую психологию. Капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и...

Нейропсихолог?. Развитие детского мозга. Детская психология. Институт коррекционной педагогики на Фрунзенской 05.02.2009 10:00:23, zetinson. Ребенок от рождения до года Ребенок от 1 до 3 Ребенок от 7 до 10 Подростки Взрослые дети (дети старше 18) Детская психология.

Обсуждение

Мы были у нейроспихолога в каком-то центре на Новокузнецкой. Только сначала к неврапотологу надо сходить. У нас тоже непростой ребенок. Капризы, постоянная смена настроения, нежелание что-либо делать (читать, рисовать, лепить, строить), кроме того не очень понятная речь и занятия с логопедом опять же (у логопеда к нашему Паше - (4 года) особый подход). Так вот неврапотолог нам сказал, послушав предварительно меня и осмотрев моего ребенка, что психолог нужен не ему, а мне и все проблемы от несогласованности действий родителей в воспитании ребенка. А общее резюме было - нечего водить здорового ребенка по врачам. Потом мы пошли к нейропсихологу. Она дала кучу тестов на память, логику и т.п. Паша сделал все. Половина заданий было новых, что он до этого никогда не делал, но ничего обучился.
Я жаловалась на плохую память, неспособностьк обучению, незапоминание стихов и т.п. Нейропсихолог сказала, что умственное развитие - норма, никаких отставаний нет, а речевое развитие - отстает, но это я сама знала.
Кроме того нейрописхолог сказала, что у нас завышенные требований к ребенку и он это понимает, посоветовала оставит его в покое, не требовать от него то, что выше его возможностей.
Да, по поводу стихов. Дома он вообще ничего не учит и пресекает попытки что-бы кто-то ему что-то рассказывал в стихах. А осенью он нам выдал всю программу детского утренника в стихах. Никто с ним ничего специально не учил.

16.03.2004 12:23:49, EKaterina

Нейропсихолог - в три года?
Как правило, к этому специалисту обращаются после пяти лет.
До этого достаточно заключения невропатолога.
Напишите участнику под ником "Машенька Л."
Работает в Институте Коррекционной Педагогики. Ее адрес можно найти поиском.
Если не секрет, на что психолог обратил особое внимание?

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие Раздел: Детские страхи (детские страхи у детей до 2 - х лет). И формируется это во многом в раннем детстве.

Обсуждение

Не волнуйтесь, видимо, возрастное. :) У нас, как 2 года стукнуло, вдруг резко тоже начались страхи. И здесь, в конфе, кто-то опрос летом проводил, помоему, в конфе от года до трёх. Многие сказали, что именно в два года детки стали пугаться темноты и ещё чего-нибудь...

У многих моих знакомых тоже такая же петрушка. Я для себя объяснила тем, что в два года у деток резкий скачок в развитии, особенно связанный с бурным развитием речи, то есть, вдруг ребёнок начинает думать не тольок конкретно - что вижу, о том пою, но и более абстрактно, и не может на первых порах удержать свою фантазию.

Мне кажется, очень важно показать, что Вы понимаете ребёнка, но всем своим видом показать, что Вы с ней, что вы вместе преодолеете то, чего она боится. У нас был такой страх - акула в ванной. Прямо выскакивала вдруг резко из ванной (дочка) с воплями "акула!" . Хотя никаких страшилок не видела, никогда ничем не пугали, воду любит, вобщем, я вообще не могла понять, откуда "ноги" этого страха. Грешила на "Кота Леопольда", даже тот мультик, где была акула, перестала ей показывать. А акулу "прогоняли" вместе - либо кошку звали и ей "скармливали", либо сама я прогоняла её. Акула живёт в нашей ванной до сих пор, особенно когда Ане нужен повод закончить купание;), но её она уже не боится. И акул в и в мультике и в док. фильмах смотрит спокойно. Другие страхи - темнота - не то, чтобы страх, уже может в тёмной комнате спать, но к ночнику в комнате привыкла. Гром, грозу часто вспоминает, то говорит, что боится, то - наоборот. Вобщем, хочу Вам сказать, что страх - это естественно, и если не придавать усиленного значения, то они сведутся к минимуму, необходимому для жизни.

Осенью в Австрии летали на маленьком трёхместном самолётике. Аня очень хотела. Сели, взлетели, :)) Аня повернулась ко мне и так важно сказала "Страаашно." И дальше спокойно сидела. Ей очень понравилось, до сих пор вспоминает, как летала с папой, мамой и пилотом. Самолёты обожает. :))

Мои родители вырастили двух детей в аксиоме, что даже родные братья и сестры ЛЮБИТЬ друг друга не обязаны. Любовь это не то чувство, которое воспитывают. Оно либо есть, либо нет. А если не обязывать братьев-сестер любить друг друга, не надеяться на это и не думать об этой самой любви, то все становится намного проще, отношения более открытые, и в результате создается благоприятная атмосфера для этой самой любви, буде она захочет появиться.

У нас с братом примерно так и произошло. Брат младше на 6 лет, я немного помогала в уходе, иногда сидела с ним (легкомысленный папа оставлял меня с месячным младенцем, а сам шел в ночь на работу, или хуже того - поиграть в баскетбол, мама в больнице была). Но это были отдельные случаи, в среднем мои родители не ожидали от меня помощи с ребенком. Во время конфликтов-дележей-обид принимали как должное, что я его (он меня) терпеть не могу, вообще зачем его родили. Но настаивали на том, что родители рожают детей, чтобы была семья, какая родителям хочется, и поэтому они не настаивают на "любви",но настаивают на цивилизованных отношениях. "Я хочу, чтобы вы ладили друг с другом и выясняли проблемы на словах между собой" было просто мантрой моей мамы. Ей, бедной, это часто приходилось повторять.

В результате, несмотря на разницу в поле и возрасте, у нас с братом сложились близкие, родные отношения, и он мне ближе всех в семье. Но родители наши честно признаются, что они на это не рассчитывали, рассматривают это как "повезло".

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Развитие ребенка: когда эмоции зашкаливают. Вашему ребенку 2 года, и его поведение ставит вас в тупик? Дать понять сыну что у него все таки есть отец -это так важно в особенности для сына!

Обсуждение

насколько я поняла из ваших сообщений, "биологический папа" ведет себя в корне не правильно, если нельзя с ним договориться об изменении поведения, нужно придумать, как избежать негативного воздействия на девочку. ИМХО ей очень неспокойно с двумя папами, что видно по ее вопросам.
У нас тоже два папы, правда биологический появляется очень редко и ведет себя - просто образцово. Видимо, человек такой.
Малый, наоборот, гордится что у всех один папа, а у него два. Редко его видит, но, например, рисунки двум папам рисует часто, вспоминает - даже удивительно. Я могу по пальцам пересчитать, сколько раз они виделись за непоных 5 лет его жизни.
Да, еще я давно, когда мы ещке жили вдвоем, вычитала где-то, что нужно часто говорить малышу о своей любви, и что его любят много людей - друзья, родственники, у нас даже ритуал был такой отхода ко сну - перечисляли все любящих и любимых. Это как-то уверенность в своем мире утверждает.
Вообще, регулируйте сами ситуацию - вы же знаете, что девочке лучше. Это важно, а не амбиции взрослых удовлетворить.

Расскажу про себя. Когда наш родной папа пытался то-то заявить о своих "главных" правах, как-то мы его обломали, сказав, что ребенок живет здесь, значит главные те, кто видит его каждый день, кто делает с ним уроки до 2-х ночи, кто решает с ним задачи, кто помогает решить проблемы общения, кто ходит на родительские собрания и в поликлинику, кто лечит и обслуживает. Одним словом - ЖИВЕТ С НИМ. Сын (правда постарше, ему 12) тоже второго мужа как-то бысто назвал папой, а родного отца называет теперь по фамилии. Я только недавно поняла, как важно ребенку постоянно напоминать, что мы его любим, что никуда и никому не отдадим без его желания. в конце концов понятие СЕМЬЯ распространяется на вас троих - папа, мама, дочка, а тот "папа", который не живет с вами, и не хотел в течение долгого времени видеть ребенка - может он и "папа", но не в вашей семье. Ведь у него может появиться другая семья... Родной отец, в данной ситуации, по-моему, может быть просто другом для девочки, а разве можно решить - какой друг главнее?

Давайте разберёмся вместе с психологом, как правильно воспитывать мальчика отцу. Какие ошибки чаще всего допускаются папами, и как их избежать.

Пожалуй, большинство мужчин, готовясь стать отцами, мечтают о рождении сына. Они заранее представляют, каким этот мальчик должен быть, и как его затем нужно воспитывать. Между тем, как утверждают психологи, именно у этих отцов впоследствии не ладятся отношения с сыновьями. А у самих сыновей появляется куча комплексов и не ладится жизнь. Попробуем разобраться, почему так происходит, и как этого избежать.

Безусловно, представлять стратегию и тактику воспитания ребёнка – это хорошо. Но, к сожалению, талант правильно воспитывать детей – это такой же дар природы, как и способности к рисованию, пению и т. д. Если человек обладает таким талантом, то, воспитывая ребёнка, он интуитивно чувствует, как правильно поступить в той или иной ситуации. Но выдающимися способностями в области педагогики наделены далеко не все. И даже если человек уверен в том, что всё делает правильно, он может ошибаться.

Откуда же берётся уверенность в правильности своих действий? Большинство из нас берёт за образец поведение своих родителей и считает его нормой. Как нас воспитывали в детстве, так и мы воспитываем своих детей. Нас били, и мы бьём. Нас пугали «страшилками» типа бабки-ёжки, и мы пугаем. А о возможных последствиях своих действий мы особо не переживаем, потому что о них не знаем. Последствия же неправильных действий родителей могут быть очень серьёзными.

Как же быть тем, кто хочет воспитывать своих детей правильно? Читать книги по детской психологии, написанные психологами специально для родителей. Или, по меньшей мере, прочитать статью . Тогда вы хотя бы примерно будете представлять правильные стратегию и тактику воспитания ребёнка, будете знать, что можно делать родителям, а что – нельзя.

Принимайте таким, какой есть

Теперь уже несложно будет ответить на вопрос: почему же отцы, для которых рождение сына было желанным, которые уже заранее знают, как будут воспитывать своего мальчика, и каким он станет в будущем, часто не ладят со своим отпрыском? Просто папы пытаются подогнать ребенка под свой идеал. Когда это не получается, отцы испытывают разочарование. И ребёнок чувствует, что его не принимают и не ценят, таким, какой он есть. Может быть даже не любят.

Недовольство отца и сына друг другом не способствует хорошим отношениям между ними. Излишняя строгость и страх перед отцом даже способны существенно замедлить развитие ребёнка. Поэтому любите и принимайте своего отпрыска таким, какой он есть. И не исключено, что на этой благодатной почве вам удастся воспитать в нём те мужские качества, которые вы хотите видеть в своём сыне.

Старший друг

Общайтесь со своим сыном не как строгий начальник, а как старший друг и наставник. Воспитывать можно по-разному. Можно заставлять выполнять свои распоряжения с позиции силы. Но это будет рождать в ребёнке желание противодействовать психологическому и физическому насилию с вашей стороны. Как думаете, будет ли в этом случае ребёнок с благодарностью принимать всё то хорошее, чему вы хотите его научить? Нет. В лучшем случае будет выполнять ваши распоряжения лишь формально, отвергая в душе.

Хотите помочь ребёнку овладеть какими-то навыками, избавиться от вредных привычек и выработать хорошие? Не заставляйте его силой, а доброжелательно объясните, чем невыгодно такое поведение, и как его можно исправить. Будьте терпеливы и держите себя в руках. Терпение и выдержка – одни из главных качеств хорошего воспитателя.

Проводник в мир мужчин

Найдите общее увлечение. Например, многие мальчики интересуются автомобилями. Но в силу возраста практически не имеют доступа к настоящим машинам. На этой волне отец может очень сильно сблизиться с сыном. Даже с маленьким ребёнком можно общаться на автомобильную тему. Играя детскими машинками, объяснять правила дорожного движения. Показать инструменты, которыми ремонтируют настоящие автомобили. Ознакомить ребёнка с их названиями и назначением. Ремонтируя настоящий автомобиль, показывать и объяснять сыну, что и как вы делаете. Ну и пусть он ничего не поймёт, зато вы приятно проведёте время вместе. Только проводите свои «занятия» по-дружески, как бы между прочим. Не нужно изображать из себя строгого учителя, которому очень важно, усвоен ли материал.

Обычно подростки мечтают поскорее стать взрослыми. Вождение автомобиля – это одно из тех занятий, которое доступно только взрослым людям. Сын будет благодарен вам, если вы окажете ему помощь и поддержку в деле подготовки к сдаче экзамена на права. Причём готовиться можно начать заранее, до посещения курсов по вождению. Например, помочь выучить правила дорожного движения. Показать, как можно самостоятельно устранить те или иные неисправности в работе автомобиля. Всё это в скором времени пригодится вашему сыну.

О мужественности

Каждый отец мечтает вырастить из сына настоящего мужчину. Хочет, чтобы мальчик в будущем стал не женственным, а мужественным. Что это такое – мужественность? В это понятие принято вкладывать силу духа и тела, бескомпромиссность и «умение постоять за себя».

С духом и телом всё, в общем, понятно: ребёнка нужно закалять, развивать, любить и стараться не травмировать его психику. С бескомпромиссностью и «умением постоять за себя» всё не так просто. Бескомпромиссность – качество, свойственное людям слабым и, в этой связи, негибким. Гораздо здоровее и выгоднее быть гибким, то есть уметь, не поступаясь своими принципами, учесть интересы оппонента. Это умение не имеет пола, как и большинство человеческих качеств.

Когда говорят об умении постоять за себя, имеют в виду возбудимость и агрессивность. Бытует мнение, что у мальчиков, которых постоянно обижают сверстники, недостаточно агрессии. В действительности, как у детей, которые слывут злыми и драчливыми, так и у их постоянных жертв, агрессивность повышена. Просто у «жертв» она как бы «перевёрнута» и выражается страхом, который не только мешает ребёнку адекватно сопротивляться насилию, но и провоцирует нападение драчунов.

Эти проблемы, в отличие от большинства других, у мальчиков встречаются заметно чаще, чем у девочек. Справиться с ними непросто, но способы есть. Прежде всего, не следует стыдить «трусливого» мальчика и учить его драться. Будет только хуже. Кроме того, он может начать обижать слабых, что уж и вовсе нехорошо.

Пойдите другим путём. Во-первых, перестаньте на него психологически давить и никогда не бейте. Часто причина таких проблем у ребёнка кроется именно в этом. Во-вторых, найдите занятие, которым ваш сын увлечётся. Хорошо, если это будет творчество или спорт. В-третьих, проводите больше времени вместе. Проводите его приятно. Общайтесь на интересные для сына темы. Старайтесь это делать на дружеской волне. Интересуйтесь тем, что происходит в жизни сына. Поддерживайте его начинания. Хвалите за пусть даже маленькие, но всё же успехи и достижения. С уважением относитесь к его мнению о тех или иных вещах. О недостатках сына говорите аккуратно и доброжелательно. Объясните, почему они не выгодны для любого мужчины, и как их можно исправить. Помогите ему в этом.

Воспитывайте своим примером

Многие из нас уже слышали, что за образец дети берут поведение своих родителей. Если на словах взрослый учит одному, а сам обычно поступает по-другому, то ребёнок возьмёт за образец именно поступки, а не слова.

Этот факт лишает нас главной отцовской надежды на то, что сыновья будут лучше, чем мы. А допустить мысль, что в плане поведения они будут нашей копией, иногда просто страшно.

Только представьте, что через 20 лет у вас дома будет жить взрослый мужик, не склонный убирать за собой посуду, оставляющий на полу в ванной лужи и грязные носки, а на столе у компьютера – бутылки из-под пива. Ещё он будет валяться на диване перед телевизором, шляться ночами непонятно где, забывать, что обещал купить еды на завтрак, отвечать на наши вопросы уклончиво и постоянно думать о женщинах.

Затем, не ровен час, он приведёт к нам домой какую-нибудь отвязную девицу с пирсингом, синими волосами или ещё чем-нибудь ужасным, которая будет игнорировать нас и вести себя по-хозяйски, а потом окажется беременной. Кошмар! Что же делать?

Не нужно паниковать. Даже если сын уже подрос и успел нахвататься дурных черт и привычек, не всё потеряно. Даже подросток – это ещё не взрослый человек, а ребёнок. Так что у вас ещё есть время для манёвра. Исправьте своё поведение. День за днём демонстрируйте сыну хороший пример. И на словах, и на деле покажите, как должно быть правильно. Объясните ребёнку, чем невыгодна для мужчины та вредная привычка, которую вы хотите искоренить. Предложите пути решения проблемы. Не силком, а по-доброму помогайте закрепить правильное поведение. Как это сделать на практике, описано в следующей главе.

Решайте проблемы с помощью игры

Хочу привести пример того, как родители могут помочь детям избавиться от вредных привычек. Причем практически безболезненно для тех и других. История реальная. Итак, жил-был мальчик. Долгое время он был обладателем привычки разбрасывать по всей своей комнате грязные носки. В помещении их накапливалось много, по несколько пар (ведь носки меняют каждый день). В корзину с грязным бельем подросток уносил их исключительно по требованию взрослых. Никак не удавалось приучить ребёнка к самостоятельному и своевременному выполнению данной процедуры. Но был найден выход, который решил длительно существующую проблему за один день.

Во-первых, подростку объяснили, чем эта привычка ему невыгодна: «Придут гости, а ты их не сможешь пригласить, потому что кругом валяются грязные носки. И так будет на протяжении всей жизни, потому что привычка уже закрепилась. Не исключено, что это будет портить твои отношения с окружающими, потому что люди не любят и не уважают нерях (это, кстати, факт). Давай попробуем выработать новую привычку. На это понадобится всего-то около двух-трёх недель. А потом она станет твоим естественным поведением, не будет требовать от тебя никаких усилий, тебе будет удобно поступать по-новому». Полюбовный договор между взрослым и ребёнком необходим для того, чтобы последний не только явно, но даже тайно не отвергал новую идею, а в идеале, был заинтересован в конечном результате.

Во-вторых, подростку было предложено новое правило: когда взрослый находит грязные носки в его комнате, ребенок должен выстирать их вручную (это умение пригодится в армии). Сколько пар родитель найдёт, столько мальчику и придётся выстирать. Подростку объяснили, что стирка носков не является наказанием. Просто чтобы навык (умение стирать носки) прочно закрепился, нужно время от времени тренироваться, проводить такие вот своеобразные уроки. Родитель: «А когда мы их будем проводить? Давай тогда, когда я найду грязые носки в твоей комнате. Они и станут твоим учебным пособием. Одновременно убьём двух зайцев: научишься и убирать носки вовремя, и стирать их». Подросток может быть и не был в восторге от новых правил, но особо не возражал против них.

Когда всё начиналось, ни взрослый, ни ребёнок не думали, что устанавливают правила будущей ИГРЫ. С того дня родитель начал неусыпно охотиться за грязными носками (как за добычей, трофеем), чтобы подловить ребёнка на маленьком проигрыше. Но это ему очень долго не удавалось, потому что ребёнок с первого же дня успешно справлялся со своей задачей.

Со стороны охота выглядела так. Родитель ходил по комнате и заглядывал в укромные места, приговаривая себе под нос: «Сейчас поищу под столом… Ага, под столом ничего нет. Ну, ничего, всё равно найду… Сейчас поищу под диваном. Там-то всегда что-нибудь валяется…». В это время ребёнок с замиранием сердца следил за поисками: а вдруг где-нибудь что-нибудь, действительно, завалялось.

Кроме того, уже в ходе игры пришлось определить место для тех носков, которые в этот день подростку ещё понадобятся. Этим местом стала перекладинка под сиденьем стула, на котором ребёнок обычно складывает свою одежду. Изредка родителю удавалось найти там аккуратно развешенную «текущую» пару.

В первое время, чтобы напомнить ребёнку о новых правилах и этим уберечь его от разочарований из-за постоянных проигрышей, родитель, как бы игриво пугая ребёнка, пробалтывался о планах поохотиться в самое ближайшее время: «Сейчас пойду искать грязные носочки». Причём он делал это с такой интонацией, с которой обычно во время игры говорят фразу: «Сейчас я тебя поймаю». После этих слов ребенок незаметно исчезал и через несколько минут, как ни в чем не бывало, возвращался обратно. Позднее такой слив информации уже не требовался. Ребенок сам успешно контролировал «круговорот носков в природе».

Если будете проводить занятия по стирке носков, по-прежнему ведите себя по-дружески: не заставляйте, а научите, как правильно. Объясните ребёнку порядок процедуры: сначала стирка и полоскание с лицевой и изнаночной сторон, а затем выжимание носков. После этого оставьте ребёнка в покое, ежесекундно не донимайте его советами, не критикуйте, молча следите за процессом. Можно одобрительно кивать и угукать, ненавязчиво хвалить. Помните, ваше дело объяснить, как стираются носки, а управлять процессом должен сам ребёнок.

Если заметите, что отпрыск халтурит, можете по-дружески возмутиться тем, что он жульничает, пропускает какие-то этапы (тем самым нарушает правила игры). Не забывайте, вы оба всё ещё играете. К ворчанию ребёнка во время стирки относитесь спокойно, с пониманием. Помните, он итак уязвлён проигрышем. И поэтому не исключено, что вся эта ситуация ребёнка раздражает. Не злите его ещё больше своими указаниями.

Вы, наверное, уже догадались, зачем этот случай описан так подробно. Дело, конечно же, не в носках. Важен сам принцип. Дети (в том числе и подростки) любят играть. Поэтому с помощью игры их можно научить многим полезным вещам. Возьмите эту идею себе на заметку.

Домашние дела

Дружески общаясь с сыном, можно научить его буквально всему. Даже тем делам, которые исконно считаются женскими. Смотря под каким соусом вы их подадите. Как удел тех, кому не повезло родиться женщинами. Или как навыки настоящего мужчины, который умеет делать всё и поэтому нигде не пропадёт.

Вторая позиция гораздо выгоднее. К примеру, вам не придётся гадать, не голодает ли ваш ребёнок-студент вдали от родного дома, если в детстве вы научили его готовить. Не обязательно воспитывать из мальчика будущего шеф-повара, но научить его приготовлению простых блюд очень желательно. Этим вы убережёте своего ребёнка не только от голода, но и от манипуляций будущей супруги: «Ах ты, такой-сякой, сам себе приготовишь!». Тем мужчинам, которые не умеют готовить, волей-неволей приходится идти на уступки жене, потому что голод – не самое худшее средство подавления бунтов.

По возможности, научите сына всем мужским делам: весить полки, собирать мебель и т. д. Подготовьте ребёнка к самостоятельной жизни. Если не вы, то кто его научит? Иначе в будущем самые простые дела будут ставить его в тупик. Делая какую-либо работу по дому, не упускайте случая научить чему-то новому своего сына. Привлекайте его к своему делу, делайте всё вместе.

К работам по дому ребёнка нужно привлекать регулярно. Он с детства должен привыкнуть к тому, что домашние дела – это часть жизни и без них никак. Некоторые родители, привив ребенку необходимые навыки, на этом и останавливаются. Они особо не привлекают своих детей к работе по дому («успеют еще наработаться, когда станут взрослыми»). И этим оказывают им медвежью услугу. Шагнув в самостоятельную жизнь, ребёнок оказывается один на один с домашними делами, которых раньше ему удавалось избегать.

Все мы прекрасно знаем, что быт – штука не самая приятная. Но когда человек с детства привык и уже смирился с необходимостью выполнения домашних дел, это не отнимает у него много времени и сил. Это уже стало частью его естественного поведения. А вот те, кто никогда регулярно сам себя не обслуживал, попадают в не очень приятную ситуацию. Получается, раньше по дому ничего не делали и жили прекрасно. А теперь приходится или страдать от голода и грязи, или выполнять домашние дела, мучительно преодолевая внутреннее сопротивление. Причём из-за отсутствия привычки тратится больше времени и сил. А ведь быт – это каждый день и не один раз, значит и неприятные эмоции из-за отсутствия привычки обслуживать себя самостоятельно ваш ребёнок будет испытывать по несколько раз на дню, и так каждый день. Такой жизни вы хотели для своего ребёнка?

Правильное отношение к женщинам

Самое вредное, что может делать отец, общаясь с сыном – это противопоставление «мужского» и «женского». Каждый мужчина знает, как важно уметь строить отношения с женщинами. Но не всем известно, как легко внушить мальчику страх перед противоположным полом. Не случайно у мужчин, которые любят женщин и доверяют им, не бывает проблем с эрекцией. И верно. Какая может быть эрекция у того, кто боится своей партнёрши, не доверяет ей, сильно переживает, как бы не оплошать?

Дети не боятся женщин и хорошо в них разбираются. Поэтому отец, который не может похвастаться тем же, должен избегать делиться с сыном своими соображениями о прекрасной половине человечества. В противном случае страх перед женщинами проникнет в сознание ребёнка, как компьютерный вирус в сеть. Этот страх лишит малыша перспективы быть счастливым в личной жизни.

Также стоит объяснить сыну, что, несмотря на то, что домашние дела условно делятся на мужские и женские, обязанности по дому распределяются по справедливости. Женщины физически слабее мужчин, поэтому последние берут на себя выполнение более тяжёлых работ. Кстати, не все мужчины знают, что женщинам нельзя поднимать тяжести в силу их анатомии. Это может привести к таким неприятным последствиям, как опущение и выпадение внутренних женских половых органов. Тогда проблемы в интимной жизни супругам будут обеспечены.

Не лгите

Мальчик – существо изначально ранимое и доверчивое, поэтому старайтесь ему не врать. Не употребляйте фразы типа «мальчики не плачут», «мужчина не боится уколов», «настоящий мужчина никогда не врёт» и т. д. В противном случае, не стоит удивляться, когда окажется, что сын не считает себя настоящим мужчиной. И отца тоже не считает. Такую ситуацию исправить непросто, легче в неё не попадать.

Для этого стоит при случае сказать сыну, что когда у человека горе, он может плакать, не теряя при этом достоинства. Хотя, как мальчикам, так и девочкам, не стоит распускать нюни по пустякам. Не скрывайте от ребёнка, что уколы никто не любит. Но испытание можно пройти с честью, и этим вызвать уважение медсестры. Скажите ему, наконец, что хорошие люди стараются не врать без острой на то необходимости. И вы в том числе.

Не нудите

Нотации – это скучно. Не злоупотребляйте ими. Не затягивайте их. Ведь вам хочется, чтобы ребёнок задумался о том, что вы ему сказали. Но долгая лекция вызовет у отпрыска лишь раздражение. Никто не любит, когда ему указывают, что делать да как. И уж тем более никому не нравится, когда его ругают или принуждают.

Как же тогда воспитывать? Во-первых, самому демонстрировать правильное поведение. Во-вторых, по-дружески объяснять ребёнку, чем оно выгодно конкретно для него. В-третьих, по-доброму помогать сыну закрепить правильное поведение.

Если ребёнок вроде бы соглашается с вами, но по-прежнему бездействует, помогите ему применить идею на практике. Только не заставляйте его силком. Нужно договариваться по-хорошему. Вспомните «охоту на носки». Всё можно сделать полюбовно. Тогда воспитание не будет мучительным ни для сына, ни для вас.

И вообще, если вам удастся стать другом своему ребёнку, то это будет большой вашей победой. Ведь советы друзей мы воспринимаем совсем по-другому: как дружескую поддержку, как помощь по выходу из непростых ситуаций. К советам друзей мы относимся спокойно, чаще всего положительно. А указания «сверху» очень часто вызывают внутренний протест, к ним не хочется ни прислушиваться, ни выполнять их.

Самое главное

Те, у кого уже есть дети, хорошо прочувствовали, что забота о ребёнке – это тяжелый труд. Круглосуточный, без выходных и отпусков. Что же помогает родителям достойно переносить все тяготы воспитания отпрысков? Конечно, любовь.

Поэтому запомните: самое главное в воспитании – это ЛЮБОВЬ к ребёнку. Она необходима и новорождённому, и подростку. Причём дети хорошо чувствуют, кто их любит, а кто лишь делает вид (обмануть их не удастся). Именно любовь заставляет хорошего родителя руководствоваться не собственными интересами, а благополучием ребёнка.

Любовь родителей — это НЕОБХОДИМОЕ условие для полноценного развития маленького человека. И это не просто красивые слова, это факт.

О страшных последствиях недостатка родительской любви можно прочесть в статье .

Если Вам требуется консультация психолога или психотерапевта, тогда Вам сюда .

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Договариваемся заранее

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».



Рассказать друзьям