Системно-векторная психология. Ребенок не хочет делать уроки: заставлять или поощрять? Если ребенок не хочет делать уроки: как бороться с «не хочу», «устал» и нужно ли это делать

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ребенок не хочет делать уроки: четыре главные причины

Самая частая причина отсутствия желания делать домашнюю работу - ребёнок не понимает материал. Страх не справиться с заданием может начисто отбить стремление хотя бы попробовать.

Другой причиной может быть усталость. Не многих взрослых можно побудить заниматься умственной работой по 8 часов каждый день, а детям приходится делать это независимо от их способностей и желания. Усталость, накопившаяся в течение недели, оставляет только одно желание - отдохнуть.

Не редкость ситуация, когда ученик надеется, что кто-нибудь сделает за него хотя бы часть работы. И это не удивительно, учитывая, что в младших классах родители с готовностью активно участвуют в выполнении заданий. Им часто кажется, что задания для первого или второго класса очень просты, и если они сделают за малыша пару-тройку упражнений, ничего страшного не произойдёт. Однако потом ребёнок искренне не понимает, что случилось: раньше мама с готовностью выводила за него палочки и колечки, рисовала картинки, а уравнения он должен решать сам.

Человек устроен так, чтобы идти путём наименьшего сопротивления. Поэтому лень нельзя исключать из списка причин, по которым в ответ на призыв делать уроки можно услышать протяжные стоны.

Как заставить ребенка делать уроки без скандалов?

Как добиться того, чтобы ребенок делал уроки с настроением и без нервов со стороны его и родителей?

Прежде всего нужно выявить настоящую причину нежелания учиться дома. Многие родители склонны думать, что ребёнок исключительно ленится, и придумывает байки об усталости, головной боли и трудных заданиях, лишь бы ничего не делать. Большинство мам и пап категорично заявляют об этом фразой: «Не хочу слышать никаких жалоб! Тебе лишь бы в компьютере сидеть!»

Неудивительно, если это так: ребёнку действительно больше хочется играть, чем учиться - и это нельзя считать отклонением от нормы. Проявить понимание в этом вопросе - не значит пойти на уступки. Можно объяснить ребёнку: «Я понимаю, что не очень хочется. Мне тоже часто не хочется делать то, что нужно. Поэтому давай ты пойдёшь делать задания, я - чистить картошку, а вечер проведём в своё удовольствие?»

Делая что-то вместе, можно между прочим рассказать ребёнку, какую пользу приносит ему своевременное выполнение домашних заданий: он учится планировать свой день, становится более усидчивым и ответственным. Всё это будет нужно ему для достижения других жизненных целей.

Важно делать это не в форме нотаций, лучше если это прозвучит в виде шутки, например, сравнивая занятия ребёнка с тренировками ниндзя. Они тоже нудные и тяжёлые, но результат вызывает восхищение.

Если школьник отказывается от выполнения домашней работы, потому что не понимает предмет или задание - это не значит, что он лукавит. Некоторые современные учебники составлены так, что без дополнительной помощи просто не обойтись. Многие учителя отмечают, что сама формулировка текста учебника часто требует объяснения.

Поэтому стоит заверить ребёнка, что если он не сможет разобраться после честной самостоятельной попытки, кто-то из родителей постарается ему помочь. Часто для этого достаточно просто вместе прочитать задание, нарисовать схему или помочь ребёнку сформулировать мысль.

Как только становится заметно, что он понял суть задания, нужно предоставить ему возможность закончить его самостоятельно. Чувство удовлетворения от этой маленькой победы побудит ребёнка не бояться сложных вопросов.

Если один и тот же предмет изо дня в день даётся ребёнку с трудом, возможно, стоит пригласить репетитора. Во-первых, он поможет ребёнку лучше разбираться в вопросе. Например, изучение иностранного языка требует индивидуального подхода, что в школе невозможно. Поэтому если у ребёнка нет врождённой способности к языкам, ему может пригодиться дополнительная помощь. Во-вторых, занятие с репетитором поможет ученику быть более организованным.

Не стоит оставлять без внимания жалобы ребёнка на усталость или головную боль. Это может быть результатом стресса, с которым школьники сталкиваются каждый день. Возможно, стоит проконсультироваться с врачом, он может порекомендовать витамины и детские антистрессовые препараты.

Кроме того, стоит проконтролировать ребёнка, чтобы он вовремя ложился спать, правильно питался и не избегал умеренной физической нагрузки. Спорт - один из лучших способов бороться со стрессом и закалять организм.

Не менее важно, чтобы у учащегося было хорошее рабочее место и всё необходимое для выполнения работ. Есть маленькая хитрость: хорошо, если предметы, которыми ребёнок пользуется, ему нравятся. Удобные ручки и карандаши, красивые тетради. Иногда детей радует такой простой момент, как возможность писать цветными ручками в черновике. Не стоит лишать их таких маленьких радостей.

При этом возле рабочего места школьника не должно быть того, что могло бы его отвлечь: компьютера, телевизора или телефона. Важно, чтобы было тихо, ведь когда пытаешься сосредоточиться на том, что не очень нравится, любой шум отвлекает.

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?

Многие мамы и папы жалуются, что их дети делают уроки, только если кто-то из них сидит рядом, и контролирует каждое движение ручкой. Каждый раз принудительно заставлять ребенка делать уроки - утомительно для всех членов семьи. Как помочь школьнику стать самостоятельным?

Нужно дать понять ребенку, что выполнение домашних заданий - его прямая обязанность. Поэтому, начиная с первого класса, ребёнок должен пробовать выполнять их сам. Если будет создан грамотный , ребёнку проще будет его придерживаться.

Нужно помочь сыну или дочери видеть последствия принятых решений. Например, если ребёнок сделал уроки пораньше - у него будет больше времени для себя. Справился самостоятельно - у родителей было время, чтобы приготовить что-то вкусное, или отремонтировать нужную ему вещь. Проигнорировал занятия - будет вынужден всё свободное время посвятить дополнительным учебным мероприятиям. Мама была вынуждена сидеть рядом - ребёнок вместо неё делает что-то, что она не успела.

Этот метод потребует немало времени. Не стоит думать, что ребёнок сразу поймёт связь, моментально решит всё делать правильно, или не будет капризничать, проверяя, не пойдут ли родители ему на уступки.

Когда лучше делать уроки?

Чтобы выполнять задания было проще, лучше делать их, пока в памяти свежи объяснения учителя. Однако здесь стоит учитывать возраст и способности учеников.

Так, недавно врачи опубликовали исследования, касающиеся учащихся младших классов. Младшим школьникам после того, как они вернулись со школы, нужно покушать и поспать хотя бы полчаса. Сон поможет справиться со стрессом, оставив его в первой части дня, и набраться сил для второй его половины. Кроме того, это является привычной частью дня для ребят, которые ходили в детский сад. Соблюдение режима хорошо повлияет на нервную систему и здоровье ребёнка в целом.

Ученики постарше не хотят спать после школы. Им хочется погулять, пока на улице светло и играют другие дети. Родители понимают, что если сын или дочь выйдет гулять, потом ему будет сложно организовать себя, будет довольно трудно заставить ребенка делать уроки. При этом все понимают, что детям нужно двигаться и играть, а они столько часов просидели за партой. Есть несколько вариантов решения этого вопроса:

  • Если ребёнок очень ответственен и действительно вернётся через час и сядет за уроки, можно предоставить ему такую возможность;
  • Если нет, лучше посоветовать ему разделить работу: сначала он сделает письменные задания, потом погуляет час-полтора, а вечером сделает устные уроки;
  • Выполнять задания в школе. Во многих общеобразовательных учреждениях есть дополнительные занятия, на которых учителя помогают детям делать уроки прямо в классе. Если таких занятий нет, можно попробовать договориться с классным руководителем. Придя домой, ученику нужно лишь повторить устные задания.

Если делать домашнюю работу несколько часов подряд, переутомление обеспечено. Необходимо делать перерывы: на 15 минут после 40 минут занятий, или на 10 минут, после того, как закончил уроки по одному предмету.

Как нельзя заставлять детей делать уроки

Воспитание детей начинается с родителей. Есть несколько жизненных ситуаций, которые могут сильно повлиять на желание школьника делать уроки.

Пример взрослых

Если мама требует от детей собранности, но при этом имеет привычку откладывать дела на потом, они не будут её слушать. Они будут на неё смотреть и делать так же. В этой ситуации бессмысленно требовать обратного. А если дети увидят, что родители прикладывают усилия для борьбы со своими недостатками, это покажет им, что такое возможно.

Нетерпение

Некоторые репетиторы просят, чтобы родители не присутствовали на уроках, потому что те начинают торопить детей. Иногда, подгоняя, они унижают достоинство ребёнка. Можно услышать фразы вроде: «Ты что, глупый совсем?», «Тебе что, до сих пор не понятно?», «Вот другие дети сами всё делают, а ты…». Стоит ли упоминать, что после этих слов ребёнку вообще ничего не хочется делать?

Непосильные нагрузки

«Сделаешь уроки, и сразу помоги младшей сестре!» - после этих слов ребёнок будет делать уроки до утра. Потому что понимает - шансов отдохнуть у него нет. Обучение и воспитание детей - обязанность родителей, а ребёнку после школы и домашней работы необходимо иметь время для отдыха.

Боязнь неудач

«Получишь двойку - домой не приходи!» - родители-максималисты так побуждают ребёнка стремиться к отличным результатам. И удивляются, когда видят обратный эффект. А ведь страх перед плохой оценкой мешает ребёнку сосредоточиться на самом задании. Важно помочь понять школьнику, что ошибки — это неотъемлемая часть процесса обучения, и нужно относиться к ним, как к указателям, в чём можно стать лучше.

Некоторые дети говорят, что домашняя работа - лучший способ поссориться с родителями. Но если родители будут иметь правильный взгляд на учёбу своих детей, они быстро научат ребенка делать уроки самостоятельно и быстро, а выполнение домашних заданий станет отличной тренировкой на пути к взрослой жизни. Это научит их усидчивости, планированию и умению советоваться по сложным вопросам.

Начало учебного года для младшего школьника — настоящий бич многих родителей и их детей. Огромное количество встревоженных мам первоклашек или деток постарше жалуются, что их ребенок не хочет делать уроки, он невнимателен, ленив, капризен, ребенок не может сосредоточиться, и постоянно прибегает к помощи родителей, даже если домашние задание очень простое. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно, и что делать, если ребенок не хочет учить уроки вообще?

В общем, прививать ребенку самостоятельность, ответственность и привычку делать уроки самостоятельно нужно в первом классе. Но, если попытки сделать это не увенчались успехом, игнорировать проблему также нельзя, причем категорически. Важная оговорка - подходы к младшим школьникам в 6-7 лет и 8-9 лет несколько разные, хотя главным по-прежнему остается стимул (как правило, похвала).

Заставить ребёнка делать уроки, приучить делать домашнее задание самостоятельно и аккуратно, конечно, трудно. Но нужно постараться, иначе сегодняшняя нервотрепка в будущем покажется вам «цветочками». Так что крепитесь, дорогие мамочки, и не давайте вашему будущему гению спуску!

. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДЕЛАТЬ УРОКИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ?

Что ж, началось! Всякого рода «приятности», связанные с восторгами окружающих по поводу талантливости и сообразительности вашего дошкольника, вдохновенные хлопоты по экипировке первоклассника, да и само празднование 1 сентября, остались в прошлом. А вместо этого выяснилось, что прилежание и желание, с которыми ваш малыш буквально недавно складывал числа, выводил на бумаге первые слова, читал предложения, вдруг куда-то пропали. И выполнение домашних заданий, превратилось в настоящий кошмар. Но что случилось, почему ребенок не хочет делать уроки, куда пропало желание учиться?

. Почему ребенок не хочет делать домашнее задание?

Педагоги-психологи имеют на этот счет совершенно четкое мнение. Если первоклашка не хочет учить уроки, означать это может только одно: у ребенка не получается. И выход только один — родители должны помочь ему и на первых порах делать уроки с ребенком вместе, терпеливо и участливо. Но и здесь есть несколько очень важных психологических моментов.

Даже если ваш малыш посещал детский сад или ходил на специальные подготовительные занятия к школе, от него никогда не требовалось делать домашнее задание каждый день, проще говоря, он к этому просто не привык. Мало того непроизвольное внимание и память — когда ребенок может запомнить содержание едва не целой книжки, не замечая этого, — начинают угасать, и как раз в шесть-семь лет. А вот произвольность — способность заставлять себя усилием воли что-то делать - только начинает формироваться. Поэтому вашему первоклашке сейчас совсем несладко, и лень здесь совершенно не причем. Какой выход?

Если ребенок не хочет делать домашнее задание, родителям следует ввести определенный режим. Определите вместе с ним конкретное время, когда именно он будет садиться за выполнение домашних заданий. Это может быть вполне разное время в разные дни, в особенности, если у первоклашки имеются дополнительные нагрузки - кружки, секции и т.п.

Безусловно, после школы следует отдохнуть, а не только пообедать. Обязательно учтите внутрисемейный график — ребенок не должен сидеть за уроками, когда папа приходит с работы, или в гости приходит бабушка, или вы с младшим братиком или сестричкой отправляетесь на детскую площадку и прочее. В таком случае ребенок не может сосредоточиться, и заставить ребёнка делать уроки будет крайне сложно, он может даже обидеться и заявить «не хочу учить уроки». И кстати, будет совершенно прав - почему учеба должна становиться для него сродни наказанию, ему так трудно это дается, он старается, а его за это еще и наказывают!

Если подобное предусмотрено, то без уважительной причины отступать от расписания категорически нельзя. В противном случае должны быть штрафные санкции, об установке которых вам также нужно договориться с ребенком заранее. Наверняка, это сведется к лишению его каких-то личных удовольствий, к примеру, «отлучение» от компьютера, телевизора и прочее. Лишать посещения тренировок и прогулок на свежем воздухе не желательно, поскольку ваш малыш с начала учебного года и так стал гораздо меньше двигаться и много времени проводит в помещении.

Делать уроки с ребенком лучше всего спустя час-полтора по возвращению из школы, чтобы малыш от занятий успел отдохнуть, но не слишком перевозбудился или устал от игр с товарищами и домашних развлечений. Интеллектуальная активность деток возрастает после небольшой физической нагрузки - это научный факт, поэтому поиграть после школы ему необходимо, но только в меру.

Как только первоклассник пришел домой из школы, помогите ему выложить из портфеля учебники и тетради. Аккуратно сложите их на левом углу стола — вы будете перекладывать их потом на правый угол, по мере выполнения домашних заданий. Можно заранее открыть тетрадь и учебник — всегда легче продолжить любую работу, чем ее начать.

Когда придет назначенное время, попросите вспомнить ребенка, что было задано на дом. Важно, чтобы он знал, что его это также касается, несмотря на то, что у мамы все и так записано. Если ребенок хотя бы частично вспомнил, нужно обязательно его похвалить.

Если у первоклашки не получается написание цифр или букв, может помочь простой прием — игра в школу, где ваш ребенок будет учителем, а вы учеником. Пусть он «научит» вас писать цифры или буквы: вы же окончили школу уже давно и успели кое-что «забыть». Пусть для начала он пишет пальцем в воздухе, детально проговаривая вслух свои действия, и только потом запишет это в тетради. Во время письма ребенок должен молчать, так как малыши задерживают дыхание, когда стараются, и не могут говорить.

Весьма полезно лепить цифры и буквы из пластилина, учиться распознавать их на ощупь. Можно выводить их на подносе с крупой, пальцем на песке, и т.д. Если ребенок не может сосредоточиться и быстро устает, настаивать на продолжении занятий нет смысла. Лучше объявите короткий перерыв — пятиминутку, дайте задание попрыгать раз 10, или, к примеру, проползти под стулом. Главное не увлекайтесь, количество упражнений должно быть строго ограниченным, иначе вы быстро потеряете над ситуацией контроль и не сможете заставить ребёнка делать уроки снова.

Если малышу трудно дается чтение, попробуйте прикрепить по дому, в самых разных местах, листочки со слогами и короткими словами, написанными разным шрифтом, разным цветом, повернутые «вверх ногами», боком. Это поможет неосознанно научиться опознавать буквы и выработать автоматизм при чтении.

Чтобы научить ребенка делать уроки самостоятельно, учите его пользоваться словарями, энциклопедиями и справочниками. Спросите его, что означает то или иное слово, сделайте вид, что вы его не знаете и попросите у ребенка помощи. Стараясь справиться с заданием без посторонней помощи и отыскать ответы на все вопросы самостоятельно, малыш обучается мыслить разумно, вдумчиво. А, кроме того, усвоенная таким образом информация, запоминается гораздо лучше, чем предоставленные «на блюдечке» ответы.

Если все равно ребенок не хочет делать уроки, нужно принципиально изменить подход. Будьте мудрее, включите «хитрость» и «беспомощность»: «Помоги мне, пожалуйста. У меня что-то никак не получается прочитать…», «Что-то у меня совсем почерк испортился. Напомни-ка, как писать эту букву красиво …». Перед таким подходом ни один ребенок не устоит. Ну и конечно, благодарите и хвалите его почаще! Даже за самое мизерное достижение - это главный ключ к успеху!

. КАК ЗАСТАВИТЬ ДЕЛАТЬ УРОКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА?

К сожалению, то, что учащиеся в младших классах заявляют родителям «не хочу учить уроки», не желают делать уроки самостоятельно и постоянно стремятся прибегать к помощи родителей, даже если домашнее задание очень простое - это не редкость. Вместе с тем, эти же детки могут с удовольствием помогать по дому, ходить в магазин, заниматься с младшими детьми в семье. Родители пребывают в растерянности - вроде ребенок не ленив, а значит, объяснить простой ленью его отношение к домашним заданиям нельзя, но и игнорировать проблему с уроками также нельзя. Что же делать? В первую очередь, нужно найти подлинную причину того, почему ребенок не хочет делать уроки.

КАК ДЕЛА В ШКОЛЕ? Самое важное вовремя понять, как складываются отношения в школе у вашего ребенка - со сверстниками, с учителем. К сожалению, нередка ситуация, когда дети, столкнувшись с первыми неудачами, и будучи осмеянными одноклассниками и встретив равнодушие наставника (такое в наше время бывает достаточно часто), начинают испытывать страх, бояться следующих промахов. Подобные чувства и эмоции могут быть настолько сильны, что ребенок не может сосредоточиться, не в силах совладать с ними.

Детки не могут объяснить, а зачастую и не понимают, что именно с ними происходит, однако поведение при этом существенно изменяется. Главная задача родителей — распознать негативную ситуацию как можно скорее и немедля принять соответствующие меры. Особую опасность представляет то, что ребенок от подобных страхов замыкается в себе, «отключается» от окружающего мира, становится несколько заторможенным. При этом выглядеть внешне он может абсолютно нормально, безмятежно и спокойно, но это впечатление обманчиво. Никто кроме вас не знает вашего малыша настолько хорошо, чтобы вовремя заметить что-то неладное и верно это истолковать.

Если подобную психологическую травму не устранить своевременно, она может перерасти в школьный невроз, как называют это психологи, что может быть чревато нервным срывом и различными психосоматическими недугами. Что в таких случаях предпринимать родителям? Прежде всего, нужно проявлять выдержку и терпение, успокаивайте ребенка и помогайте ему. Следует делать уроки с ребенком, даже когда вы уверенны, что он без труда справится сам и может делать уроки самостоятельно. Ни в коем случае не выполняйте домашние задания за него, просто будьте для него опорой, подбадривайте, хвалите - дайте ему возможность убедиться в том, что у него все получается.

ТРУДНЫЕ ЗАДАНИЯ. Бывают ситуации, при которых нежелание делать уроки самостоятельно, обусловлено их объективной трудностью. Например, на этих порах у ребенка вполне может быть не развитым логическое мышление. В таком случае, он просто не считает нужным делать что-то, чего не понимает. А ваша попытка заставить ребенка учить уроки, только введет его в еще большее смятение и спровоцирует неповиновение.

Какой выход? Родителям нужно проследить за рассуждениями своего школьника о ходе решения задания, таким образом, они смогут понять, где именно возникают трудности. Нельзя злиться и ругать ребенка за то, что он не понимает. Следует научить ребенка, помочь ему, объяснить на примерах, а только потом ждать, что он сможет делать уроки самостоятельно. Он, безусловно, думает и соображает, только делает это несколько иначе, а по-другому, чем вы - не значит не верно.

НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ. Случается, что ребенок не хочет делать уроки, отказывается делать домашнее задание лишь потому, что таким образом легче всего привлечь внимание родителей. В данном случае его «не хочу учить уроки» означает, что он чувствует себя одиноким, ощущает недостаток родительской заботы и ласки. Тогда он инстинктивно пытается решить данную проблему, и так как является сообразительным малышом, понимает, что плохая успеваемость вызовет беспокойство родителей и повышенное внимание к нему. А потому не хочет делать домашнее задание, специально, а возможно и неосознанно, «заваливает» учебу.

Выход здесь прост - окружите ребенка должным вниманием и заботой. Причем это не обязательно должны быть совместные домашние задания, скорее наоборот. Если вы хотите научить ребенка делать уроки самостоятельно, поощряйте его активным общением за его старания. Но и это делать нужно с умом, чтобы ребенок не развил в себе чувство, что вашу любовь можно только заслужить, он должен знать, что вы его любите даже когда его постигают неудачи и ничего не получается.

ЛЕНЬ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ. К сожалению, бывает и такое, что ребенок не хочет делать уроки просто потому, что ленится и относится к учебе безответственно. Заставить его учить уроки нереально тяжело, а когда удается - качество из рук вон плохое, сделано «абы как», лишь бы от него «отстали». Вина за это целиком и полностью лежит на родителях, не воспитавших вовремя в ребенке чувство ответственности за собственные поступки и дела. Но сейчас еще не поздно, поэтому исправляйте создавшееся положение, сами не ленитесь воспитывать свое чадо.

Объясните ему, что он учится не для родителей, не для отметок, а для самого себя в первую очередь. Если за невыполненное задание он получил в школе «двойку», не укоряйте его и не ругайте - он должен объяснить сам, по какой именно причине получил плохую отметку. Задайте ему этот вопрос - проявите терпение и спокойствие — это заставит ребенка проанализировать собственные действия, да и объясняться ему, наверняка, будет неловко, поэтому в следующий раз он предпочтет выучить уроки.

В некоторых случаях не будет лишним использовать наказания, к примеру, за несделанное домашнее задание и двойки лишать некоторых жизненных ценностей. Например, ввести запрет на игру на компьютере, или поход в кино и так далее - вам виднее, что именно он предпочитает учебе и ценит особенно высоко. Ребенок должен знать об этом, и тогда пусть решает самостоятельно, что важнее для него. Только не отменяйте собственных решений - почувствовав слабину, он начнет бойкотировать вас во всем, а не только в учебе.

__________________________________________

Детки, учащиеся в начальных классах школы, требуют к себе безграничного терпения и повышенного внимания. Здесь, к сожалению, ничего не поделаешь - это факт, с ним нужно смириться. Не оставляйте детей наедине с их проблемами, это может иметь плохие последствия. Будьте заботливы, внимательны и терпеливы - малыш подрастет и все наладится, а проблемы обойдут стороной!

Яна Лагидна, специально для сайт

Еще немного о том, как заставить ребенка делать уроки, и как научить ребенка делать уроки самостоятельно:

Часто можно услышать, как родители школьника сокрушаются: ребенок отказываться делать уроки, затягивает с ними или же очень медленно подходит к урокам, а то и вообще - получает одни двойки за невыполненное домашнее задание. Что делать в такой ситуации? Как приучить ребенка делать уроки? В голове роится туча мыслей, усиленные современной педагогической литературой для родителей: правильно ли будет делать уроки вместе с ребенком или же это должна быть полностью его самостоятельная работа? А если делать вместе - то, как именно? Можно ли заставлять ребенка делать уроки или же это причинит вред ему? И, конечно, хотелось бы получить ответ на все эти вопросы не методом проб и ошибок, а точно понимая последствия каждого воспитательного поступка. Сегодня системно-векторная психология позволяет это сделать: безошибочно понять своего ребенка и найти точный, правильный подход к нему.

Почему ребенок не хочет учить уроки? В чем причина детской лени?
Как заставлять или стимулировать ребенка учить уроки?
Если ребенок не делает уроки самостоятельно, что делать - учить вместе с ним или же принуждать к индивидуальности?
Ребенок делает уроки слишком медленно - как ускорить его действия? Ребенок очень поверхностно относится к выполнению уроков - как заставить его быть более ответственным?

История педагогики – очень занимательная вещь. Если проанализировать, как учили детей раньше, а вернее, как именно прививали у них любовь к знаниям, то волосы дыбом становятся. С глубокой древности телесные наказания применялись родителями, воспитателями, учителями. Все прекрасно знают, что буквально пару столетий назад в каждой школе стояли пучки розог и специальная скамья, на которой детей пороли. Это было абсолютно нормальной практикой, которая считалась совершенно правильной, такой, какая в конечном итоге делает из детей умных взрослых.

Дети рассматривались можно сказать как собственность родителей, и те могли их наказывать практически любым образом или передоверять это право учителям и воспитателям. Больше того, учеба сводилась к зубрежке, суровой дисциплине и подавлению личности ребенка, с его интересами и запросами никто не считался. Отказ от телесных наказаний начался лишь в XVIII веке, именно тогда возникли первые попытки не заставлять, а заинтересовать детей учёбой. Жан-Жак Руссо одним из первых сформулировал принцип свободного воспитания детей. Он говорил, что учитель должен лишь направлять ребенка, оказывать на него косвенное воздействие, руководить его интересами как бы исподтишка. Взрослый организует окружающую действительность, а ребенок, ведомый собственным желанием, идет за развитием.

Был бы жив Руссо сегодня, наверное, страшно обрадовался бы. Ведь современные педагоги настоятельно рекомендуют – ребенка не то, что бить, но вообще нельзя никак заставлять делать что-то, что ему не нравиться. Говорят, что это вредит психике, тормозит его развитие и так далее. Если для наших пап и мам нормально было получить по попе за не выученные уроки и полученную двойку, то сегодня такое действие считается чуть ли не преступным.

Но возникает вопрос – а что же тогда делать? Ведь все родители прекрасно знают, что дети, дай им волю, все время хотят развлекаться, играть на компьютере и гулять с друзьями, то есть бездельничать, а вот работать – учить уроки, делать домашние задания – это все процесс так сказать заставлятельный. И часто доходит до такой ситуации, когда ребенок не слушается, сам себе на уме, капризничает , кричит, предъявляет какие-то требования и так далее. В такие моменты телесное наказание и парочка хорошеньких шлепков представляются не в таком уж и плохом свете, не правда ли? «Выпороть бы тебя хорошенько, тогда бы уж выучил уроки на пятерки, не пришлось бы краснеть на родительском собрании, понимаешь ли...» - думаем мы про себя. Ярость, злость, обида, непонимание собственных детей словно захлестывают нас. Что делать? Как заставить ребенка учить уроки, заниматься, делать то, что требуется?

Как заставить ребенка учить уроки?

Ребенок отказывается делать уроки - вам знакома эта ситуация? Не удивительно, потому что детей, которые бы с восторгом учились, без какого-либо стимула или воспитательного инструмента, не существует в природе. Согласитесь, что намного приятней играться, бегать и прыгать в свое удовольствие, делать то, что хочется, чем работать. А ведь делать уроки - это самая настоящая работа, часто очень трудоемкая для маленького человечка. Не удивительно, что ребенок не хочет этого делать, тем более, если урок слишком сложный или тема совершенно не интересна ему. Для того чтобы ребенок учился, и хорошо учился, необходимо приложить усилие - а для этого нужен стимул. Найдя этот стимул, разумный родитель поможет своему ребенку.

Когда упоминается слова"стимул", "поощрения" в вопросе учебы, большинство родителей уверены, что уже использую его. «Ах, - говорят они, - знаем мы все эти поощрения. Уже столько всего перепробовали, все советы из популярных журналов в жизни испытали, да не помогают они!» Но дело в том, что большинство людей просто не понимают, какое именно поощрение сработает с их, конкретным ребенком. Пробуя разный подход, они часто допускают ошибки.

Некоторые хвалят ребенка, покупают ему хорошие игрушки за высокие оценки, однако это больше похоже на дрессуру . Другие родители уверены, что собственный пример является хорошим стимулом - они делают уроки вместе с ребенком, по факту же получается - за него.

Настоящий стимул для детей заложен в них самих, в их врожденных желаниях. В каждом ребенке от природы есть потенциал и главное разгадать его, действуя через его свойства, а не в противоположном направлении. Подтолкнув ребенка, поставив его на путь интереса, можно приучить его учить уроки по-настоящему, как должно быть. Только в таком случае учеба будет приносить удовольствие.

Разные дети учат уроки по-разному

В действительности, конечно, нельзя ждать от ребенка, чтобы он сам по себе прекрасно учился, взрослел и в конечном итоге превратился в умного, хорошего человека. Все положительные свойства - ни много ни мало, а результат работы, становления в детстве. Родители должны направлять ребенка с самого раннего возраста. Сделать это возможно только понимая психологию ребенка, его врожденные особенности, его внутренние таланты.

Сегодня так понять своего ребенка позволяет системно-векторная психология Юрия Бурлана . Определив векторальный набор ребенка, разобравшись в нем, можно безошибочно понимать его врожденные желания и конфуза в образовательном процессе будет в разы меньше.

Проблема с учебой уроков возникает не только из-за свойств ребенка, но и из-за контрарности его внутренних свойств с векторами родителей. С самыми лучшими намерениями, мы, взрослые, воспринимая ребенка через себя, часто совершаем фатальные ошибки воспитания, что в конечном итоге и приводит к проблемам в школе, в образовании.

Другой пример, ребенок с анальным вектором. Нерешительный, он боится начать новое дело, он не уверен в себе, так как в его желаниях лежит сделать все на отлично, он перфекционист от природы. Уроки, как правило, дети с анальным вектором делают с большим удовольствием, но долго и упорно, как со стороны может показаться - медленно. Родитель с анальным вектором, как правило, внутренне понимает стремления своего, сходного с собой по векторам, малыша, и помогает во всем - вселяет уверенность в себе, дает столько времени на уроки, сколько нужно, никогда не спешит. А вот родитель с кожным вектором, контрарный по свойствам. Экономя время, он всегда все делает быстро - это его основная ценность. Видя, что анальный ребенок не справляется с домашним заданием сразу, с ходу, он подгоняет его, требует быстрого решения, буквально гонит, винит в нерасторопности, пытается дисциплинировать и ограничивать по времени. Такой напор только усугубляет ситуацию, анальный ребенок не умеет быстро делать, он должен делать качественно. Его реакция на ускорение закономерна - он начинает еще больше медлить, еще больше бояться всего нового. Так самые послушные на свете, анальные дети, становятся самими упрямыми, да еще и агрессивными.

Для каждого ребенка необходима определенная реакция на его действия. Кожного ребенка нужно научить самоорганизоваться, привить дисциплину, которая будет сопровождать всю его будущую жизнь. А вот анального ребенка не получится дисциплинировать, да ему и не нужно это. Ему важно, чтобы родители интересовались его учебой, хвалили за успехи, помогали делать уроки. Результат всегда плохой, когда родитель делает так, как лучше было бы для себя , и совершенно не замечает внутренней потребности ребенка. Так, кожно-зрительная мама может совершенно не интересоваться всем этим, она с удовольствием обсудит мальчиков в классе ученицы и взаимоотношения между полами. Получил ребенок тройку - не беда, уверена она, не в этом счастье. Такое отношение к матери - обида для ребенка с анальным вектором.

Множество советов по воспитанию детей с разными векторами в статье "Как любить своего ребенка? Не Януш Корчак, а лучше ".

Способными в обучении являются дети со звуковым и зрительным векторами. Эти вектора относятся к квартели информации, а это - жгучая страсть к познанию. В норме звуковик и зрительник учатся просто потому, что им нравится узнавать новое, разбираться в разных вопросах. Почти все науки созданы зрительниками и звуковиками в развитых своих состояниях. Но и из них можно сделать неучей, если заставлять учиться, кричать, бить за плохие отметки, заставлять работать за высокие отметки, манипулировать игрушками или развлечениями, и так далее.

Если вас интересует психология человека, обязательно оформите подписку на нашу уникальную рассылку в форме под этой статьей. В каждом выпуске - множество материалов на самые разные темы.

Почему вокруг домашних заданий часто возникает такая нервная обстановка? Большинство психологов сходятся во мнении, что родители просто не дают ребенку почувствовать: делать уроки - это зона его ответственности. Мамам и папам хочется, чтобы домашние работы производили хорошее впечатление на учителя - но страдает и самостоятельность ребенка, и отношения в семье, и школьная мотивация. Что делать?

Уже в первый школьный день родители предчувствуют, что с домашними заданиями могут быть проблемы. И проблемы появляются. Ребенок пришел домой, стащил свой новый ранец и набросился на подарок первокласснику. Потом он играл. Потом он ел вкусные вещи, приготовленные по случаю праздника. Потом он снова играл. А как же домашнее задание? "Ну нет, мне не хочется!" Это не тот ответ, которого ждали родители.

По мере того как растет количество домашних заданий, ослабевает желание ребенка их делать: "Мама, я должен быть внимательным в школе и тихо сидеть по утрам. На это уходят все мои силы", - очень логично и убедительно объясняет ребенок. А вместо этого он все равно должен садиться за уроки.

"Ну давай, возьми себя в руки, и ты все сделаешь быстро, а потом сможешь играть!" - даже самые неразговорчивые родители берут на вооружение эту фразу и автоматически повторяют ее каждые пять минут. Того, кто при этом забывает смотреть на своего ребенка, вскоре ожидает сюрприз.

Существует отрицательная черта характера, называемая "прокрастинация", от которой страдают некоторые взрослые и многие школьники. Взрослые начинают убирать подвал, чтобы не заниматься заполнением налоговой декларации, и у детей тоже появляются новые мысли. Очень часто для этого им приходится выйти из-за письменного стола.

Свистящий шепот рядом с мусорным ведром: "Мама, я твои карандаши тоже подточил!"

Ликование под диваном: "Я нашел свою машинку, которую потерял прошлой зимой!"

Дверь дома распахнута, раздаются скрежет и треск, и от большого дерева в саду слышится голос: "Я вырезаю свое имя на стволе, чтобы все знали, что я здесь живу".

Если его притащить обратно к столу, то дела с домашними заданиями не пойдут быстрее. "Может быть, это плохое время для уроков?" - спрашивают себя родители и начинают серию тестов. К сожалению, они не приводят к успеху: перед едой ребенок слишком голоден, чтобы сосредоточиться. Сразу после еды он слишком устал, ему нужна энергия для того, чтобы переварить пищу. Через час после еды он достиг апогея радости и так хорошо играет. А после игры у него свободное время, но, к сожалению, совершенно не осталось сил. Он слишком много бесился.

Когда родители оказываются больше не в силах наблюдать, как их ребенок пять минут складывает 12 и 7, они слышат удары молотка, раздающиеся с кроны дерева. Это соседский мальчик. Что он там делает?

Только никому не говорите, я строю себе убежище!

Ты что, играешь в разбойников?

Нет, я буду здесь прятаться от своих домашних заданий.

Дверь дома напротив открывается, оттуда выходит соседка, озирается по сторонам и спрашивает, не видел ли кто-нибудь ее сына, который только что сидел и делал уроки.

Родители оглядываются, на столе лежит тетрадка по математике, дверь на террасу открыта. Их ребенок тоже убежал. Он уже забегает за угол и бежит по направлению к площадке для игр.

Здесь встречаются родители со всей округи, которые охотятся за беглецами, скрывающимися от домашних заданий. Каждый день одни и те же споры; они рассерженно зовут своих отпрысков и окружают деревянный пиратский корабль, где укрылись дети, собирающиеся защищать свою свободу горстями песка.

Но у них нет никаких шансов победить нацеленных на школьные успехи родителей. Через десять минут корабль уже захвачен и родители уводят одного ребенка за другим. Один особенно находчивый отец прихватил с собой лассо, чтобы его дочь не смогла совершить еще одну попытку бегства.

Пока более или менее смирившийся со своей судьбой школьник возвращается за стол и решает, что 12 плюс 7, конечно же, будет 17, родители общаются между собой. Все поражены: сына Шмидтов, которые живут в конце улицы, еще ни разу не стаскивали с пиратского корабля. Как это удается его родителям?

Родительская общественность подкрадывается к дому Шмидтов. Через окно они видят сына Шмидтов: он тщательно склонился над уроками и ни на что не отвлекается. Он не встает каждые десять секунд, чтобы попить, высморкаться или сходить в туалет. Нет, он просто сидит за столом. У родителей под окном вот-вот разовьется комплекс неполноценности, но в этот момент фрау Шмидт выходит из комнаты.

Сын Шмидтов тут же вскакивает со стула, вытаскивает из рукава напильник и начинает с бешеной скоростью пилить цепи, в которые закованы его ноги. Вот, значит, что упустили родители, стоящие под окном. С нехорошим смешком они возвращаются к себе.

Через два дня они снова видят сына Шмидтов. Он сидит на самом верху пиратского корабля.

Идеальный момент для выполнения домашних заданий: когда? Сразу после школы, после короткого перерыва или же сразу после послеобеденных игр? Но что делать, если ребенок всегда чувствует себя слишком усталым? Возможно, дело не в усталости, а в переживаниях, которые мешают сосредоточиться. Решить проблему способна совместная еда, во время которой дети могут рассказать, что с ними сегодня произошло, и открыть, что их взволновало или произвело на них впечатление.

Сколько делать домашнее задание? Первоклассники и второклассники должны делать уроки не больше получаса, больший отрезок времени - это уже слишком. Для того чтобы у детей это получалось, учительница должна задавать правильные задания, иначе их выполнение будет восприниматься как наказание.

Многие дети каждый день сидят над уроками куда дольше, чем нужно. У некоторых это приводит к тому, что они начинают отодвигать выполнение заданий. Для таких детей можно поставить будильник, который зазвонит через полчаса. Это делается не для того, чтобы давить на них, а для создания доброжелательного стимула: "Давай-ка посмотрим, что ты к этому времени уже сделал". Таким образом дети начинают понимать, сколько времени они потратили зря.

С каких заданий начинать делать уроки? С легких для разогрева или же со сложных, чтобы уже от них отделаться? У каждого метода есть свои достоинства, и все зависит от ребенка: многие набрасываются на сложные задания, пока у них еще не прошло желание делать уроки. Другим, у которых во второй половине дня бывают проблемы со вниманием, стоит начинать с более легких. Тогда они ощутят успех и им будет легче делать то, на что нужно больше внимания. Основной принцип здесь - сохранить мотивацию и радость ребенка.

Делать ли уроки вместе с ребенком? Мотивирует ли ребенка, если родители сидят с ним рядом? Конечно нет. Матери и отцы должны осознанно отстраниться и дать ребенку возможность работать одному. Может быть, имеет смысл что-то коротко объяснить и посмотреть на результат. Тогда родители могут вместе с ребенком гордиться тем, что он сам делает уроки. Если у детей это не получается, то имеет смысл поговорить с учителем.

Слишком трудные домашние задания? Если учитель задает слишком много или слишком мало объясняет, родители должны с ним поговорить: может быть, педагог просто не знает, что возникла проблема. Это же касается любых школьных конфликтов. Если учитель не идет навстречу, то надо установить контакт с другими родителями и попытаться что-то сделать вместе. Если это тоже ничего не даст, остается обратиться к директору.

Для всей школьной жизни невероятно важно, чтобы ребенок не испытал разочарования в самом начале учебы. К тому же в таком случае двухчасовых мучений во второй половине дня не избежать.

Купить эту книгу

Обсуждение

Очень крутая статья, спасибо!

Комментировать статью "Почему ребенок не делает уроки вовремя и быстро?"

Раздел: Школа (ребенок 8 лет перед выполнением домашнего задания психует и В принципе уроки она садиться делать! Но я начинаю нервничать,когда она очень,ну очень медленно их Почему уточняю - не все дети учатся по собственному желанию Чаще совет "не лезть в учебу"...

Обсуждение

Орать НЕ НАДО!!! Вы показываете свою слабость, и а нужно показывать мудрость. С каждым криком вы РАЗРУШАЕТЕ ваши отношения с дочкой. И со временем это СТАНЕТ НЕОБРАТИМЫМ. Всё что вы можете - это работать НАД СОБОЙ. Искать информацию в интернете, советоваться, присматриваться к другим мамам... и выработать свою линию поведения с дочкой!! Мирную и плодотворную. Главное терпение)))) У нас тоже так было! Ко второму классу с трудами прошло. Мы старались увлечь дочку! Чтобы не стоять с палкой и не заставлять, нашла суперический курс "Письма из сказки. Обучение с увлечением". Там 11 писем, это сказка, и ребенок в ней действующее лицо - много пишет, загадки, ищет "преступников", открывает кафе))) Писать ОЧЕНЬ много, но за уши не оттащить)))) Сама стала следить за чистотой и аккуратностью, стала внимательной!!!

я хорошо умею обьяснять, я очень спокойная в принципе. я со школы занималаь с отстающими и подтягивала их, я вообще реально умею вложить в голову знания-спокойно и рассудительно.
но все это не касается мои детей. я психую только со своими.
и я понимаю почему. потому что я ожидаю от своих детей многого, они должны быть самые умные, старательные и послушные. а они не всегда такие))) и это бесит)))
я точно не права, но в итоге уроки со старшим перешли на няню))))

делать, оттягивает время, что нет желания с ней из-за этого заниматься. Вся эта история продолжается с 4 класса. и ведь, обидно, девка умная с хорошей памятью. ей просто ничего не надо, не хочет и все что делать -то? как ее вытащить на учебу? сори за многобукв.

Обсуждение

Читаем возрастную психологию:) В младшем школьном возрасте ведущая деятельность-учебная. В младшем подростковом ведущей деятельностью становится межличностное общение. В том смысле, что в приоритете у 6 классников обшение с ровесниками. А тут как раз у девочки проблемы. Потому и учиться она не хочет.
Не ругайте, не пугайте и не пускайте на самотек уроки. Любите, хвалите, проводите свободное время с ребенком, разговаривайте обо всем. А уроки делайте вместе. Сразу по приходу с работы. На письменный стол чай -бутерброды -конфеты для работы мозга:) -дочку обнять, поцеловать и садиться рядом с ней.
Ей сложно сейчас, но ваша задача -не допустить пробелов в знаниях. Поддержите ее год-два, а дальше само пойдет.

девочки мои, вы такие хорошие! спасибо за поддержку. Я теперь знаю, что не у одной у меня такие проблемы.
раньше до 5 кл. такого не было, она медленно, но делала сама уроки...да, англ. и франц, матем контролировались всегда...
меня пугает -отсутствие интереса к учебе, нет любимых предметов, ей что 5, что 3 одинаково....вот что!может и правда...МС на носу, вот ее и колбасит.

Liskai-ответ:
я надеюсь к тому времени, когда она вырастет и пойдет голосовать, ей на тележке мозги подвезут дополнительную порцию:)не надо на нас крест ставить. куча примеров, когда супер воспитанные и подающие надежды дети становились изощренными преступниками или просто неприятными людьми....так что, ваш пример с кнопкой неудачен.

Дочь, правда, в любое время делает уроки быстро и качественно, на всё хватало часа максимум полтора, с этим проблем никогда не было. Проблемы появились в 7-ом классе, когда еще раз поменяли школу. Задавать стали много и дочь просто перестала успевать все делать...

Обсуждение

Мне кажется, у некоторых детей нужно отдельно развивать внимание, а потом уже тренироваться делать быстро уроки. Мы вот такие упражнения делали: [ссылка-1]

22.03.2017 20:52:46, Темпера

такая же проблема, 6 класс. ждет пока я приду с работы. в результате вечер-ад из не сделанных урок, орущих родителей и брошенной младшей дочери. мелкая, 3 класс, приходит из школы и сразу за уроки. сделает и балдеет пол-дня. а старшая злится...я думаю это вопрос не собранности лени. другое дело: как это преодолеть. выхода тоже не вижу...

А ребенок всегда делает перед днем, когда след урок. И муж делал так же. судя по успеваемости ребенка- это плохо для него. Крик души учителя подростков: не делайте за них уроки и не проверяйте оценки. Как подросток становится мужчиной и что для этого нужно.

Обсуждение

идея не в том, чтобы делать в тот же день или накануне
в старших классах бывают такие задания, которые за один день банально не сделать.
поэтому в идеале бы отслеживать количество заданного (самому ребенку, есс-но) и равномерно распределять нагрузку по дз по всей неделе, учитывая так же внешкольные занятия...
но это в идеале:)

В 6 утра в тот же день. Сам встает по будильнику. Результат 3-й четверти - одна 4, остальные 5 по всем предметам. Давно уже не спорю по таким пустякам, ребенок сам знает, как лучше.

Домашнее задание - сколько делать? Вот скажите мне - во втором классе сколько дети делают д/з? В конце концов учеба - это работа ребенка, а не родителей. Если Вы не хотите до 11 класса сидеть с ребенком за уроками, то видимо лучше уже сейчас перестать это делать.

затягивает с уроками до ночи. Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста Конечно, делает это не явно, а тихо и в последнее время очень виртуозно. Когда бы не зайти в комнату, внешнее ощущение, что постоянно делает уроки.

Обсуждение

Это прямо мой портрет в детстве (компа не было в природе, телек я и тогда не включала). Кончилось тем, что я не сдала 1 выпускной экзамен. Правда, учитывая примерное поведение и личное хорошее отношение учителя, было разрешено пересдать на следующий день. Так что аттестат я все-таки получила. Но я такой осталась на всю жизнь. Так что пока не поздно - пресекайте всеми возможными способами. Жить с этим оч. фигово (когда все оставляется на последнюю секунду)

Самый удачный для меня режим - поспать час-полтора днём и работать с 21 до 2-3 ночи. Если вставать приходится рано, то вечером не работается, потому что хочется спать, в результате то, что можно сделать минут за 15, затягивается бесконечно. Не бойтесь ломать стереотипы. Возможно, она затягивает с уроками, потому что КПД низкий, а позже уже наваливается усталость. Может быть, ей нужен дневной сон?

ненавижу делать уроки. Школа. Ребенок от 7 до 10. Вы так же можете не делать уроки с детьми. С одним условием, что ребенок понимает условие и задание, чтобы это все Почему вы против репетитора, если у девочки затык с пониманием условий задачи?

Обсуждение

ВСем большое спасибо, кто ответил. Очень много ценного вынесла из ваших комментариев. Сегодня домашнюю работу делала с учительницей. Она позанимается с ней задачками на продленке. Объяснила мне, что раньше были задачи только на сложение и вычитание, а сейчас добавилось умножение и деление, вот дети и путаются. На каникулах немного порешаю с ней. И спасибо, ниже написали, как условие задачи записать. Буду это применять в первую очередь

В ситуации, когда ребенок справляется с заданиями в школе и не справляется дома, я бы предположила, что дома ребенок филонит. Делает вид, что не понимает, чтобы мама подсказала, устраивает истерики, чтобы мама пожалела и т.д.
Я бы игнорировала истерики. Села делать без разговоров, и через 15 минут жду решенную задачу. С ребенком не сидеть, дать самой разобраться, может, ее ваше присутствие отвлекает. Если совсем не может, дать подсказку, например, вопрос для первого действия задачи, но с ребенком не решать.
У нас нет проблем со школьной программой, но я иногда даю ребенку задачи из мат. школ. Так тоже начинает ныть -"не знаю, не понимаю". Хороший метод-попытаться решить задачу, потом сделать перерыв на пару часов, и снова попытаться, и тогда задача уже такой страшной не кажется. А если задание не на завтра, попытаться сделать перед сном, и лечь спать, во сне мозг будет продолжать работать, и возможно, утром решение придет само.

Мой ребенок спать не будет, если не сделает уроки. Но перед этим до глубокой ночи будет сидеть Поэтому шпыняю, чтобы садился за уроки вовремя, и чтобы 5 раз проверял записи в Почему у одной учительницы дети сидят как шёлковые, а у другой, хоть она оборись, хоть...

Обсуждение

У меня тоже первоклассник и те же проблемы. Уроки заставляю делать с боем, под угрозой лишения тв и компа. Ничего не хочет, хотя с учебой пока порядок, все быстро схватывает налету. Мог бы и лучше учиться, но не старается, увы:((. Если пустить на самотек - делать не будет ничего... Сейчас решила активно папу подключать, тот быстрее его организовать на уроки может. Так что морально готовлюсь, что класса до третьего буду все время держать руку на пульсе. С мальчиками, на мой взгляд, сложнее в вопросах учебы, чем с девочками.

Мой ребенок спать не будет, если не сделает уроки. Но перед этим до глубокой ночи будет сидеть играть или читать, на все вопросы отвечая: "Да нормально все, нам почти и не задали, я уже все сделал..."
И только в 11 часов ночи вскочит с воплем: "Ааа, нам же сочинение задали! На английском! Про как я провел лето! Аааа, что делать, как быть?! Мама, помоги, мне надо срочно написать!"
Самое дикое, что в итоге он за это сочинение получит "пятерку" :)
Но поскольку меня не устраивает систематическое выполнение уроков в авральном порядке в 12-ом часу ночи - приходится контролировать.

Во сколько спать ложитесь? Витамины, рыбий жир - как на это смотрите? Насчет предварительных истерик- у моего было тоже Про уроки ниже дали хороший совет, что не засаживать за уроки, раз у ребенка присутствует ответственность за не сделанные, а просто...

Обсуждение

Ну может всыпать один раз по-настоящему, чтоб не "рыгал" всю кухню? Ничего страшного с ним не случится, а про истерики забудет:) я наверное жуткая мама, но я ни за что и никогда не позволю ребенку так себя вести. Я не служанка, не обслуга и не терпила. Ребенок будет делать так, как я этого хочу. Понятно, что мои желания нормальные, адаптированные под ребенка, но измываться надо мной никто и никогда не будет:)

Не кормите- в чем проблема-то? У вас, простите, это не со зла, но так говорят психологи, травма послевоенного времени - закормить. Отстаньте, не хочет-пусть не ест.
Не знаю, насколько для Вас будет приемлим мой вариант - я, чтобы не видеть и не слышать эти не хочу-не буду, записала его в продленку. В итоге, после уроков, в 13.30 он обедает с продленкой, гуляет до 15, потом я его забираю. Все счастливы, особенно я! Со слов ребенка, он что-то там ест, даже суп (!!!), потом гуляет, потом я его забираю, сытого, выгулянного. Дома он ничего не ест часов до 7,следовательно, он действительно ест то, что дают в продленке. Вообще, говорят, что кормят нормально, он там даже ест груши (дома это "бее"), второе, время от времени просит добавку.
На выходных часто обходимся гречкой на обед и ужин - а что? Не хочет есть то, что ест вся семья, что я могу сделать? А гречку он любит, может съесть пару тарелок за раз. Еще, конечно, он любит макароны, сосиски и пельмени, блины. Но эти блюда у нас бывают очень редко, раз в несколько месяцев, так что -извините. Иногда ест пюре или картошку, иногда паровое мясо.
Теперь про самое страшное- выполнение дз.
Это тоже был наш бич, пока я от отчаяния не сходила к школьному психологу. С ней, кстати, повезло, оказалась на редкость адекватной. Беседовали часа 2 с ней. В итоге она его взяла на индивидуальное тестирование, и вынесла неожиданный вердикт - я слишком давлю на ребенка с уроками и оценками.
Мне тоже пришлось поработать на осознанием сего факта, в итоге решила, что мир не рухнет, если из тетрадок уйдут пятерки.
Уже прошло около полугода, поэтому я могу спокойно Вам рекомендовать попробовать сделать то же самое.
Я поговорила с сыном, сказала, что отныне уроки он делает сам, контролирует себя сам, но и оценки, которые он получает- это только его личные, это будет его оценка знаний.
Единственный предмет, на котором, я дрогнула и с выполнением которого не пошла на эксперимент- английский. Он у нас по учебнику Верещагиной, там без доп.занятий никак.
И началась у нас новая жизнь, я вообще не открывала его тетрадки, ничего не проверяла, контролировала только сам факт- "сейчас пора делать уроки, иди делай". Что уж он там делал или не делал- показал дневник: каждый день 2 и 3.
Как же я отдохнула наконец-то))) Наконец-то, прискакав с работы, я не усаживалась за домашку!!!
На второй неделе в дневнике появились 4, потом опять был период 2 и 3.
А потом он стал просить меня проверять то, что он сделал!
И, знаете, учеба снова выровнялась! У него опять 5 и 4 (четверок больше- но это ЕГО, честно заработанные четверки).
Теперь домашка у нас выглядит так - сам садится, что-то делает, потом я проверяю. ААА, ттт чтоб не сглазить!
И еще - меня очень порадовало то, что я услышала от него - он разговаривал по телефону и собеседник спросил у него о планах на выходные, сын ответил: с утра у меня изо, потом надо делать английский (который на вторник!), а потом, если останется время, пойду на каток или гулять.
...В общем, резюме- все решаемо, счастье есть!
НО. Моему ребенку 9,5 лет, говорят, мальчикам мозги подвозят позднее, возможно, у нас начался этот процесс.

Чем ребенок занят всё время после школы? ДО выполнения уроков не должно быть никакой деятельности, кроме отдыха или прогулки. Отдохнул, сделал уроки и только потом получаешь псп, комп и пр. блага цивилизации. И длинные нудные нотации я не люблю сама и не применяю...

Обсуждение

ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Я очень буду стараться найти подход! Все-таки я наверное во многом и не права.
Еще раз - СПАСИБО!

23.04.2013 17:41:45, Своя...

Днем кто с ним находится и помогает делать уроки? Кто контролирует выполнение? Чем ребенок занят всё время после школы?

ДО выполнения уроков не должно быть никакой деятельности, кроме отдыха или прогулки. Отдохнул, сделал уроки и только потом получаешь псп, комп и пр. блага цивилизации.
И длинные нудные нотации я не люблю сама и не применяю к ребенку. Слишком сильное давление вызывает желание послать всех подальше и вообще ничего не делать.

ПыСы: вы сами и отец ребенка в школе хорошо учились? А то может требуете невозможного.

Сколько водопроводной воды и сколько дистиллированной нужно для аквариума нужного объема и жесткости воды? и т.п.... Нет ли Сесть за уроки, начать делать домашнее задание бывает трудно для всех школьников - но особенно для мальчиков, особенно в начальной...

Обсуждение

Английский отменить - он для вас сейчас менее актуален. Если найдете, дать ребенку прочитать книжку Ирины Друбачевской "Избавимся от двоек", она написана от лица мальчика, который занимался с нейропсихологом. Объяснить, что эти занятия позволят меньше сидеть за уроками. Рассказать, как устроен мозг, полушария, что и как они делают. Объяснить, что варианта "не заниматься с нейропсихолгом у него нет, но есть выбор: пойти еще раз к этому специалисту или поискать еще. Быть спокойной и настойчивой, "я понимаю, что тебе хочется отдохнуть, и мы будем заниматься немного, но будем, и ты сам порадуешься, насколько легче тебе станет учиться".

Я сейчас так бьюсь с английским. но это моя прихоть, просто учитель сказала, что у него есть интерес, но надо развивать, сидеть и заниматься. Был простой разговор, что приятно же прийти 1 сентября в школу и показать, что ты знаешь больше других, да и вообще порадовать авторитетную учительницу)) да и вообще, в поездках на море не быть дундуком, а общаться самостоятельно, а не маму кричать:)
Закупились они (с бабушкой) книг с рассказами, да промахнулись по уровню, взяли со всеми временами достаточно взрослые темы, т.е. тянут на класс 9, вот 2 дня он бился, умудрился перевести 2 страницы, перевод почти удачный. Вчера не выдержал и были слезы, что он больше не может...но настрой остался, поеду покупать ему книги его уровня)) А вообще у нас в семье еще принята денежная стимуляция, не за объем, а на результат)

А сколько времени ребенок тратит на уроки, когда он один? Сесть за уроки, начать делать домашнее задание бывает трудно для всех школьников - но особенно для мальчиков, особенно в начальной школе и 3) После школы оставаться с бабушкой, но домашние задания делать с...

Обсуждение

С сыном не делаю. Делала только первые два месяца. Потом с ним уговорились, что делает сам, если есть какие-то проблемы с пониманием или чем-то еще, то он идет к нам с вопросами.
Со мной уроков не делали, я в этом и не нуждалась, даже не спрашивали - выучила я их или нет. Брат был под надзором у мамы полгода в первом классе, потом тоже его никто не контролировал.
Я тоже противник сидения во время уроков рядом с детьми.

У нас это зависит от времени суток. Если это первая половина дня - делает сам. Если не успевает сделать уроки перед дополнительными занятиями и они "переезжают" на вечер (вечер у нас после 18 начинается), то я принимаю участие. Когда к вечеру устают, то просто физиологически не в состоянии внимание удерживать. Помогаю, но, по мере взросления, все меньше и меньше. Стараюсь переложить ответственность. И чтобы сами делали, и чтобы время распределяли. Долго уроки делал = не успел поиграть.

Правда уроки она делает под контролем бабушки или дедушки, но процесс вроде бы не затягивает, до сканадала не доходит. Английский вечером делаю с ней сама (вернее контролирую и отвечаю на непонятности), но садится делать без особых скандалов (хотя...

Обсуждение

Летом на предмет обязательного чтения нами был найден один ход. Я спрашиваю свою девицу: "Когда ты планируешь сесть читать? Когда играть на скрипке?"
-Читать в 2 часа, играть-гогда погуляю.
-То есть играть в 18 часов?
-Да, зови меня в 16, я посмотрю "..." и поиграю.

Если у меня возникали сомнения по поводу того, что играть после телевизора она будет со скрипом (пардон за каламбур), то озвучивала эти сомнения. Если они подтверждались, то в следующий раз мной говорилось:
-В прошлый раз после телевизора пошло очень плохо. Давай-ка ты перед передачей это сделаешь.

Иногда она соглашалась, иногда-нет. И имели опять "со скрипом" . Ну, исправляли "методом естественных последствий".

Почему-то назначенное самим ребенком время более обязательное, что ли. Чем то,которое назначил кто-то другой.

А кроме школы есть еще какие-то занятия? ИМХО, когда ребенок ограничен во времени, он более собран.

Моя знает, что до четырех (условно) должна сделать уроки, потому что потом бежать на какие-нибудь занятия. А вечером лучше телек, книжка или настольная игра, чем мама, пришедшая после работы злобно шипящая про несделанные уроки:-D

Ну и кроме того у нас помогает "Не будешь успевать с уроками, "отключим газ" :-) (Отлучим от танцев, лошадей - пока действует...) Правда уроки она делает под контролем бабушки или дедушки, но процесс вроде бы не затягивает, до сканадала не доходит.
Английский вечером делаю с ней сама (вернее контролирую и отвечаю на непонятности), но садится делать без особых скандалов (хотя конечно не сразу - кому охота:-)...)

Собственно я к тому - может быть завести какое-нибудь любимое занятие, ради которого дочка готова будет быстренько сделать "обязаловку" и заняться любимым делом?

У нас в классе учительница сразу предупредила что во время урока никаких туалетов не будет. Потому что из-за таких походов срывается урок, и раельно детей потом сложно настроить на рабочий лад. Так вот ни у кого из детей никаких проблем с эти м не было.

Обсуждение

Вы считаете, что хорошо, когда ребенок, как например мой сидит постоянно на последней парте уже 1,5 года и последние пол года ещё и один? Обращались к учителю 6 раз, отшучивается обещает, а потом не держит обещание, что пересадит. Вот это наплевать на ребенка!!! Что он чувствует ей все равно, что родители обеспокоены ей все равно, какие при этом у нас расстройства наплевать. Нужно чтоб все были на равных правах посидеть и на первых и на последних партах. Так что задумайтесь над своими выводами.

Сама садится за уроки. (в прошлом году садилась за мультики - (я работаю), и игнорировала мои звонки с требованием сесть за уроки).Так что 14.10.2002 18:17:46, Мучача. Мы тоже ходим на множество занятий. А во сколько лет вы планируетет отдавать ребеночка в школу?

Обсуждение

МЫ пошли ровно в 7. Кстати, у нас в классе мой ребенок самый младший - все 7,5, 7,8, 8 и даже 8,5 лет. На индивидуальных занятиях у нас в классе есть девочка 9 лет.

Моя дочь пошла в 6,5. Сейчас ей 7,5 - во 2м классе. И сейчас я вижу, какова разница между шестилеткой и семилеткой.Поймите, дело не только в знаниях (на тестировании мы набрали какое-то невозможное количество баллов), а в готовности ребенка нести ответственость за учебу, в четком понимании, что учеба - это не игра. Вот это-то пришло только после 7 лет.В прошлом году она постоянно все теряла, забывала частенько даже задание записать, ранец собирала после 10-ти напоминаний - в общем не училась, а играла в учебу.Сейчас приходит из школы, сама садится за уроки. (в прошлом году садилась за мультики - (я работаю), и игнорировала мои звонки с требованием сесть за уроки).Так что смотрите - готов ли ваш ребенок не по знаниям, а по отношению к учебе.

15.10.2002 18:37:09, викалинка

Сентябрь. Начало учебного года. Как листья один за другим начали осыпаться с деревьев, так в кабинет психолога один за другим стали приходить родители школьников с одной и той же темой: «Что делать с выполнением домашнего задания? Семейный невроз! Помогите, спасите наши отношения!» И, как под кальку, одними и теми же словами: «Сидим до 12 ночи и делаем уроки, за день устали, сил никаких не осталось. Начинаем проверять — понимаем, что надо все переделывать. Начинаем объяснять — ничего не понимает, переходим на крик — ребенок в слезы: «нам не так в школе объясняют». Пытаемся вникнуть в то, что написано в задании — возмущаемся всей семьей: «И кто только пишет такие учебники?» Нервов никаких не хватает, всех хочется просто убить! Все на взводе, надо спать, утром ранний подъем. В итоге у ребенка уже нет сил самостоятельно собрать портфель. Ложимся и думаем: ведь не так планировали провести вечер, хотели сохранять со своим чадом теплые взаимоотношения, а выходит одна ругань!»

Многие родители, делая вместе с ребенком домашнюю работу, искренне обижаются и расстраиваются, когда видят плохую оценку за выполненное задание, как будто эту оценку поставили им. Замечание учителя в дневнике о плохом поведении в школе их сына или дочери, воспринимают буквально, как сообщение о том, что «ТЫ ПЛОХОЙ РОДИТЕЛЬ» и начинают доказывать обратное: «Я хороший, поставьте мне «5», оцените меня, а еще лучше, на очередной школьной линейке, вручите грамоту «Лучший родитель года»!

Как часто из-за нашей тревоги и в погоне за хорошими отметками рушатся отношения, начинаются ссоры в семье, дети и родители становятся в оппозицию друг другу. Все общение с ребенком сводится к одному: «Что в школе? Какие сегодня отметки? Уроки сделал? Поел? Ложись спать!» А что желают детям на днях рождения? Хороших отметок! Складывается ощущение, что для пап и мам главное в их жизни, «чтобы ты учился хорошо!». Все остальное как будто неважно или второстепенно. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь, что тем самым вы вызовете отвращение к учебе вообще.

В отношениях со школьными учителями, завучами и директорами вы всегда должны быть на стороне своего ребенка! Берегите своих детей! Старайтесь не ругать, не критиковать и не говорить ему, что «ты меня в гроб вгонишь из-за двойки по природоведению». Этим вы закладываете в него установку, взращиваете в нем чувство, что любят его только за хорошие отметки, а не потому, что он просто есть на этом свете.

Что же тогда получается? Если хорошая отметка — я хороший, если плохая — я плохой? Помните! Родительская любовь безусловна.

Есть люди, которые ненавидят отмечать свой день рождения лишь потому, что, когда в детстве они мечтали о каком-то подарке, родители ставили им обязательное условие: «вот закончишь четверть без троек, тогда получишь». Почему бы нам не перестать спрашивать у своих детей: «как там, в школе?» с единственной целью узнать про их успеваемость? Мы же тем самым портим с ними отношения. Нам что поговорить с ними больше не о чем? Может стоит начать интересоваться у своих детей их отношениями с другими людьми, их мыслями, чувствами, переживаниями? Спросите ребенка, как он себя чувствовал сегодня? Не волновался ли из-за чего-то? Что произошло интересного в его жизни? Сосредоточьтесь на нем самом, на вашей родительской любви и общечеловеческих ценностях.

Ответьте себе на вопрос : у кого больше психологических проблем и проблем со здоровьем в целом? У отличника или у троечника, или двоечника? А как сложилась жизнь у ваших одноклассников, много ли вы знаете счастливых пятерочников? Ведь, как показывает жизнь, чаще всего бывшие двоечники и троечники в большинстве своем стали успешными людьми, в отличие от отличников с их низкой самооценкой и плохим здоровьем.

Жизнь взрослого человека похожа на забег на длинную дистанцию по зарабатыванию денег. Папа и мама круглые сутки на работе, а как по-другому?! Надо оплачивать кредиты, налоги, ЖКХ, образование и т.д. И как следствие жизни взрослых — сумасшедшая нагрузка у детей. Чтобы не сидел без дела у компьютера, не шатался по улице без присмотра, не был предоставлен сам себе, ребенка надо загрузить, что называется, по полной программе: спортивные секции, кружки, языки, репетиторы… И что мы имеем в конце? Время спать, а уроки еще не сделаны.

Запомните, пожалуйста, у ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные, амбициозные родители заорганизовывают своих детей, и, как следствие, получают неврозы и все, что к ним прилагается. О каком доверии, самостоятельности, свободе воли, праве на ошибку может идти речь, когда, благодаря тревожности родителей, у ребенка день расписан поминутно.

Повторяю: делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать: «как там, в школе?» не надо. И пожалуйста, НИКОГДА НЕ СРАВНИВАЙТЕ ЕГО С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ. И с собой в том числе. Есть родители, которые, вспоминая себя, говорят: «Какой же ты, у меня медлительный! Я все это делал(а) быстрее и лучше.».

Помните, у всех разные возможности, разный темп выполнения той или иной задачи. Уважайте личность вашего ребенка! Будет ли он с вами делиться тем, что происходит в его жизни, зависит только от вас. От того, как вы будете его слушать и что будете говорить и делать. Никогда без его согласия не вырывайте листы из тетради. Вы тем самым обесцениваете его самого и его труд. Если он сделал ошибку, не заставляйте его по десять раз переписывать начисто, ЖИЗНЬ — НЕ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА! Мы все имеем право на ошибку и на ее исправление. Все ошибаются: и взрослые люди, и маленькие дети, помните об этом. Дайте ему исправить ошибку самому, зачеркнув неправильное решение или ответ и написав правильный.

Если ваш ребенок не в состоянии делать уроки самостоятельно — этому всегда есть причина . Лень тут не причем. Такой категории, как лень, в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.

Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). И вместо того, чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками, лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.

Тем не менее, способность ребенка самостоятельно работать — это, безусловно, навык, который надо осваивать с 1 класса. При этом важно помнить, что ребенок способен концентрировать внимание не более 20 минут, потом оно начинает рассеиваться. Пить захотелось, от соседей блинами запахло, кошка пришла и легла на стол. Не надо сидеть три часа кряду и нервничать из-за палочек и крючочков, в конце концов, все вырастают, научившись писать!

Одни родители хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей, а бывают родители, цель которых — тотальный контроль над ребенком, а уж каким он вырастет, не так и важно. Дайте ребенку самому научиться справляться с поставленными задачами, не делайте это вместо него. Вы же не собираетесь проживать за него его жизнь?! Но детям важно знать, что вы всегда будете рядом. И если им понадобится ваша помощь, вы всегда придете и поможете, только договоритесь об этом заранее.

Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семей: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды. Как избежать этого кошмара или хотя бы минимизировать его последствия?

Ответ прост : сосредоточиться на любви и вечных ценностях. Подумайте о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно: не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком.

Решите для себя раз и навсегда, что для вас важнее: личность вашего ребенка или эгоистичная попытка навязать ему чужую жизнь. Берегите себя и своих близких.

  1. В начальной школе выполнение домашней работы не должно занимать более полутора часов. В пятом классе — не более двух, в 6-8 классе — два с половиной часа, в последних классах — три с половиной часа с обязательными перерывами.
  2. У ребенка должно быть рабочее место, где нет ничего, что могло бы отвлекать его внимание во время выполнения уроков (игрушки, конструкторы, телевизор, гаджеты). Это не должен быть кухонный стол, где вместе с учебниками и тетрадками лежат продукты, и на котором мама или бабушка одновременно с этим что-то готовят.
  3. Следует идти от простого к сложному. Начинать с предмета, который ребенку нравится больше, это придаст уверенности в своих силах. Потом переходить к более сложным заданиям. Если же ваше чадо, наоборот, быстро утомляется, начните с работы, которая требует максимальной собранности. Алгоритм всегда такой: сначала повторение правила или нового материала, потом закрепление.
  4. Самостоятельность приходит со временем, поэтапно, поэтому сначала просто следите за тем, как ребенок выполняет задание, и при необходимости будьте готовы придти к нему на помощь и объяснить, если потребуется, то, что непонятно.
  5. Не забывайте хвалить, постарайтесь не давать негативных оценок. Не надо бояться позволять ребенку делать ошибки. Дайте ему самому возможность найти ее и исправить.
  6. Если вы видите, что ваш ребенок устал или плохо себя чувствует, вспомните себя в таком состоянии. Действуйте по обстоятельствам.
  7. Будьте на стороне своих детей. Поддержите их, когда они в этом нуждаются. Берегите нервы и здоровый климат в своей семье.


Рассказать друзьям