Опыты в 1 младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе детского сада

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Любовь Нарожная

Дети по своей природе исследователи,с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Элементарные опыты ,эксперименты помогают детям приобрести новые знания о том или ином предмете или явлении. Знания, полученные во время проведения опытов , запоминаются надолго. В январе в нашем детском саду проходила неделя экспериментов . Мы с моими малышами тоже экспериментировали . Нам было очень интересно.

Цель : познакомить детей с нетрадиционным материалом - пеной . Формировать представления о свойствах пены : «белая» , «воздушная» , «легкая» .

Развивать навыки экспериментальной деятельности , тактильные ощущения, воображение и фантазию, эмоциональную отзывчивость.

Опыт № 1 «Знакомство с пеной »

Цель : познакомить детей со свойством пены : «воздушная» , «легкая» , «белая» , развивать познавательную активность и любознательность.

Оборудование : ёмкость для воды, мыло.

Ход проведения:

Педагог говорит о том, что перед приёмом пищи нам надо помыть руки мылом, намыливает руки мылом до появления пены (показ детям) . Говорит о том, что у неё на руках белые «перчатки» и предлагает детям тоже намылить руки. Дети намыливают руки мылом до появления пены.

Проговаривают :

«Моем, моем, моем – чисто, чисто, чисто,

Будут ручки чисты, чисты, чисты».

Дети наблюдают за тем, что на ручках у них белая, воздушная и легкая пена. Смывают её водой и вытирают руки полотенцем.

Опыт №2 «Игра с пеной »

Цель : развитие воображения и фантазии, наблюдательности.

Оборудование : мыло, ёмкость для воды, венчик.

Ход проведения:

В ёмкости с водой венчиком взбиваю пену, и каждый ребенок берёт пену на ладошку и пробует из неё что-нибудь слепить. Предлагаю в пышной белой массе пальчиком сделать дырочки – глазки, нарисовать ротик или носик. Из пены так же можно совместно слепить айсберги, сугробы снега и белые облака.

Лепим снежки, облака.

Опыт №3 «Разложи пену по формочкам»

Цель : развивать тактильные ощущения, осязательные чувства.

Оборудование : совочки, стаканчики и разные ёмкости.

Ход проведения:

Взбив пену, расставляю на столе стаканчики, мыльницы и другие ёмкости. Показываю ребятам, что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию .

Разложим пенку по формочкам.

Опыт №4 «Ах, какая пенка!»

Цель : развивать самостоятельную экспериментальную деятельность , любознательность и познавательную активность.

Оборудование : венчики по количеству детей, ёмкости с водой

Ход проведения:

Показываю малышам, как можно взбить пену венчиком и предлагаю самим сделать пену. При необходимости помогаю детям справиться с экспериментом .

Полюбуюсь своей работой!

Публикации по теме:

«Мы исследователи» Экспериментальная деятельность в средней группе. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

После проведения серии опытов с пеной совместно с педагогом, дети научились самостоятельно организовывать игры. Предлагаю вашему вниманию.

«Волшебница вода». Конспект интегрированного занятия (опытно-экспериментальная деятельность) в младшей группе «Волшебница вода» Конспект открытого интегрированного занятия (опытно - экспериментальная деятельность) в младшей группе Воспитатель.

Гора сокровищ. Для проведения опыта приготовили ракушки, бусинки, различные блестящие мелкие предметы. Поставили на стол пластиковые стаканы,.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Выращиваем растения» Цель: заинтересовать детей в выращивании растений и систематических наблюдениях за ними. Задачи: расширить и углубить представления.

Проводя экспериментальную деятельность с малышами мы как никогда достигаем желаемой цели по формированию представлений о живой и неживой.

Актуальность проекта

Актуальность заключается в том, что дети, с помощью опытно-исследовательской деятельности (ФГОС) могут научиться самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач.

Вид проекта:

Опытно - экспериментальный

Участники проекта:

Дети, воспитатели.

Планируемый результат:

Расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.

Материалы и оборудование:

емкость для игр с водой, игрушки, камушки, лейки, ведерки, пластмассовые стаканчики. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, черная краска, бумажные квадратики с рыбками. Аквариум с рыбкой, комнатные растения. Заготовки из цветной бумаги водоросли, камушки, аквариум, клей.

Цель проекта:

Расширить знания детей о воде и ее физических свойствах. Подвести к пониманию того, что вода обладает свойствами. Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности

Задачи:

1. Расширять знания детей о воде, ее физических свойствах и роли в окружающем мире.

2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.

3. Познакомить с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.

4. Обогатить словарь детей за счет слов: вода, водичка, прозрачная, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, поливать, купать.

5. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность.

6. Получать удовольствие от выполненной работы в коллективе.

Реализация проекта в три этапа.

1. Подготовительный

Составление проекта.

Подготовка к реализации проекта.

Изучение методической литературы по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.

2. Основной

Чтение произведений: 3. Александрова «Капель», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», В. Бианки «Купание медвежат».

Беседы: «Водичка, водичка, умой мое личико…» «Зачем нужна вода»

Дидактические игры: «Кто где живет», «Капельки и тучка», «Купание куклы»

Наблюдения: «За трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя», «За дождем из окна», «На прогулках за лужами, образовавшимися после дождя».

Проведение опытов: «Свойства воды (капает, разливается, льется, плещется)», «Вода теплая и холодная», «Вода и ее свойства (легкие предметы плавают, а тяжелые тонут)».

3. Заключительный

Итоговое занятие «Вода и ее свойства»

Продуктивная деятельность «Аппликация аквариум для рыбки»

Список используемых источников

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. ,2010.

Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова., - Волгоград

Крылова С. В. «Здоровьесберегающее пространство в детском саду» (проектирование, тренинги, модели занятий).

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом(опыты и эксперименты для дошкольников)»



Кашевская Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ягодка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск мкр.Вынгапуровский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Картотека игр по опытам и экспериментам для первой младшей группы"
Дата публикации: 21.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Картотека игр по опытам и

экспериментам для первой младшей

группы

Подготовил:

воспитатель МБДОУ «Ягодка» г.Ноябрьск

Кашевская А.С.

Игры с песком

1 «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку» - экспериментируем с мокрым

У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает

слепить пирожки разной формы

«Сыпучий

экспериментируем

Воспитатель

предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять

песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и

предлагает сыпать из них песок, можно порисовать струйкой песка

3 Научить детей получать разноцветный песок Приготовить гуашь, разведенную

водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но

Отпечатки на песке

влажного

различные

предложить сделать на влажном песке отпечатки своих рук и ног. Особенно это

интересно делать летом на море или около реки, озера, где есть песочный пляж,

а потом наблюдать, как накатывает волна и не оставляет и следа от этих

отпечатков.

Можно поиграть в сравнение: следы, оставленные различными животными или

предметами.

сравнения можно оставить отпечаток на сухом песке, потом полить его

отпечаток

Показать

отличаются эти отпечатки. Пусть он посмотрит, где отпечаток получится более

четким, а где практически незаметным. Отпечатки можно делать ладонями,

кулаками, пальцами.

Интересная игра с песком - закапывать в него различные "сокровища", а потом

их искать и откапывать

Снег

1 «Разные ножки топают по снежной дорожке» - научить детей получать четкие

следы на снегу Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу.

Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает,

как получить из снега различные фигуры

2 «Ледяная горка» - показать детям, как делать горку для куклы При помощи

детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом

поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой.

Затем катают куклу с ледяной горки

3 «Снежный городок» - научить детей делать из снега колобки и большой дом

Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом

показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который

называется снежной крепостью

4 «Разноцветные фигуры» - научить детей раскрашивать снежные фигуры На

прогулке

воспитатель

снеговики,

черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник

воспитателя

разноцветную

брызгалках,

раскрашивают водой фигурки из снега

5."Меткий глаз"

Удобнее всего играть, когда снег липкий. Из такого получаются хорошие

снежки – снаряды для игры.

На некотором расстоянии выберите цель (стену дома или нарисуйте мишень

прямо на снегу). Заранее подготовьте снаряды, налепите по-больше снарядов и

по очереди стреляйте в цель.

6. "Кладоискатель"

выберите

площадку.

очертить

территорию

обозначить

веточками. Один игрок отворачивается, другой закапывает сокровище (шишку,

конфету…)

маскирует

«тайник»

(утаптывает

присыпает

снежком). Первый игрок поворачивается и ищет сокровище.

Потом игроки меняются местами. И кладоискателем становится второй игрок.

7."Юный скульптор"

Любимое занятие детей зимой – лепить что-то из снега. Это могут быть и

традиционные снеговики, и крепости, и фигуры зверей.

Снеговиков можно лепить не только на земле, но и на деревьях. Самый простой

вариант - сделать дереву "страшное лицо" из налепленных снежных комков.

Такое изображение (белое на черном стволе) будет видно издалека.

"Спортсмены"

Соорудите

препятствий.

поставьте

площадке санки, прочертите дорожку… Установите правила игры: по дорожке

нужно быстро пробежать, обежать два раза вокруг санок, перепрыгнуть три раза

через барьер… Засекайте время.

Вода

«Кораблики»

познакомить

свойствами

плавающих

предметов

Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи.

происходит

плавающие

металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит

2 «Нырки» - познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек Детям

раздают теннисные шарики и показывают, что с ними происходит, если их

бросить в воду

«Буруны»

получает

пластиковый

трубочку

коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в стакане

4 «Соберем водичку» - научить детей пользоваться губкой для сбора воды

Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание

детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз

при помощи губки

5 «Пена» - научить детей делать пену из шампуня В таз наливают теплую воду,

потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде

можно купать куклу

6. «Мыльные пузыри» - пускать и наблюдать какие они получаются по размеру

летят.Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с

тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

7. Эксперименты с подкрашенной водой

Можно подкрасить воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета.

(пластиковой,

прозрачной)

сделайте

концентрированный

раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах во вторую,

третью и четвертую бутылки (можно разрезать их поперек, тогда получаться

высокие стаканы, в них удобнее будет наливать). Разливать раствор интереснее

маленькой

баночкой,

наливаете,

сравнивать

результат.

концентрированный

емкостям,

посмотрите

получилась

Расставьте

беспорядке. Пусть ребенок попробует расставить бутылки от самого светлого

оттенка к самому темному. Чем младше ребенок, тем меньше объектов для

сравнивания (минимально - три).

Играйте каждый раз с одной краской, в следующий раз возьмите другой цвет.

Через некоторое время пробуйте смешивать два цвета.

насыщенности

Добавляете

одинаковое

количество

Наблюдайте

получившимся цветом. Попробуйте порисовать подкрашенной водой на бумаге

(наклеив скотчем на кафель кусок старых обоев) или прямо на плитках.

8. Моем ручки.

Художественное

грязнуль,

ругается: «Буль-буль-буль-буль!» Но если мы вымоем руки и лица, Водичка

довольна и больше не злится.

представление

изменять

направление

движения.

Материал:

половины

пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют

наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по

картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы:

лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода

движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-

другому (направление движения воды изменится).

Бумага

1 «Рвем бумагу» Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают

из них аппликацию

2 «Бумажные комочки» - познакомить детей с новым свойством бумаги -

скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них

коллективную аппликацию

«Бумажные

полоски»

половинку

альбомного

показывают,

получить

Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер

4. Игра: «Смятая бумага»

Предложить ребенку лист бумаги, помять ее (нужно помнить, что мы учим

детей не мять и не рвать книги). А вот листочек бумаги можно помять, порвать

и скатать в комочки, тогда может получиться снежок; их можно бросать в цель,

катать, складывать в корзину, можно приклеивать, получив снеговую тучу или

даже снеговика.

Итак, сначала ребенку можно дать мягкие сорта бумага, например салфетки.

Сминая кусочки бумаги, ребенок с помощью взрослого может научиться делать

цветы, собрать браслет на нитку. Тем самым уже в 3-х летнем возрасте

приучаем ребенка к творчеству.

5. Игра «Колобок»

Предложить ребенку поиграть в «колобка». Для этого нужно смять кусочек

бумаги и скатать его в шарик. Катать по полу «колобки» и сделать их целое

семейство

поменьше

маленький). Так мы и ручку развиваем и величины изучаем.

6. Игра «Найди сюрприз»

Завернуть в бумагу небольшой предмет. Для детей 3-4 лет можно взять мишку,

обыграть:

посмотреть что здесь?»

Дать ребенку развернуть сверток, изобразить радость вместе с ребенком.

Игру можно усложнить. Подарок нужно не только открыть, но и угадать по

описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может

катиться и прыгать. Что это? Молодец – это мячик!!!»

7. Игра « Обед для кукол»

Приготовить обед для игрушек. Рассадите кукол, зверушек, поставьте перед

ними тарелочки и чашечки. Ребенок пусть отрывает пальчиками маленькие

кусочки от целого куска бумаги. Получаются «конфетки» или пирожки. Дети

складывают их в тарелки и угощают своих гостей. С детьми постарше можно

8. Игра «Тропинка»

подойдет

страницы

туалетная бумага. Вместе с детьми соорудите тропинку,

выкладывая листы

друг возле друга. Например, от дивана к столу, от стола к шкафу и т.д. Дорога

может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем

разной ширины. Задача не выйти за ее пределы. На другом конце тропинки

положите приз, который ребенок получит, успешно до него добравшись.

8. Игра «Веселая полянка»

Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Смажьте его клеем. Дайте

покажите

разорвать

наносить на лист. Пусть кусочки будут самые разнообразные – и маленькие и

неровные,

Разрешите

украсить

«полянку»

своему усмотрению.

9. Игра « На что это похоже?»

Предложить ребенку нарвать много кусочков бумаги. Рассмотрите эти части.

Сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая? А на что похож

этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и

прочие детали, так будет еще увлекательней.

Солнце

«Солнечные

зайчики»

солнечным

зайчиком

Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать

солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком

2 «Тень» - познакомить детей со свойством солнечного света Рассказать детям,

как возникает тень, понаблюдать за движением тени

3 «Разноцветные стекляшки» - познакомить детей со свойствами прозрачного

стекла Раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как

меняется окружающий мир

Камешки

1. Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от

маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды:

выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки

и один большой

камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.

2. Выкладывать

геометрические

нарисовать

листке контур фигуры, а малыш будет повторять контур камешками. Дети

постарше

отгадывать

например,

камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно

выкладывать геометрические фигуры, предметы

и ряды от большого к

меньшему и наоборот.

3. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а

из плоских камешков - башенки разной высоты.

4. Порядковый счет и математические термины. Считаем количество камешек и

динозавров.

5. Различаем и сравниваем цвета, формы, геометрические фигуры.

6. Сортировать камни можно:

По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и малыш

будет подбирать каждой тарелке свои камешки;

поставить

несколько

указателями

различного размера - для маленьких, средних, больших камней;

По форме: можно оформить коробку, проделав в нем несколько отверстий

различного диаметра - для овальных камней, круглых;

поставить

потребуется,

уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала определить

вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем проверьте результат

на «весах»;

По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» - насыпьте в непрозрачный

мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по

вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный, шершавый,

круглый, маленький.

7. «Крестики-нолики»: начертите на листке поле для игры, отберите несколько

камешков двух цветов и играйте по правилам, просто вместе скучных Х и О у

вас будут белые и черные камешки.

Картотека игр – экспериментов
(младший дошкольный возраст)

Рисовальнички

Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.

Материал: большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, краски и кисти.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Солнце жёлтое на небе
Красные цветут цветы
В синем море плещет рыбка
Нарисуй всё это ты.

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол постелите клеёнку, намочите плотный лист бумаги для акварели. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Спросите у детей, что получится, если используем другие цвета. Дайте возможность поиграть с красками. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Что-то в коробке

Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
Материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.
- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.
- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.
- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

Солнечный зайчик

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.

Материал: маленькие зеркала, солнечный свет

Ход игры - эксперимента

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

Кто живёт в воде

Цель: развивать познавательный интерес и воображение.

Материал: синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист

Ход игры – эксперимента

Художественное слово
Водяные человечки
Целый день плескались в речке.
А потом залезли в тазик
Искупаться ещё разик.

В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаши или акварельные краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.

Пейте куклы вкусный сок

Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.
Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
- Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).
- Как красиво! – восхитилась мама.

Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?»
Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный.

Сказка о том, как радуга в воде купалась

Цель: познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.

Материал: семь прозрачных стаканчиков с тёплой водой, семь цветов гуашевых красок.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Летом после дождя на небо вышла яркая радуга, она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало и подумала: «Какая же я красивая!». Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Прибежали малыши с кисточками и альбомами, окунали в воду свои кисточки и рисовали картинки. Радуга вдоволь накупалась и улетела за облака. Вода в озере стала прозрачной, а малыши принесли домой красивые и яркие рисунки.

Радуга в воде бывает не только в сказке. Например, можно раскрасить воду красками, предложите ребёнку, окунуть пальчик в красную краску, а затем опустить его в стаканчик с водой. По очереди проделайте тоже самое и с другими красками. Получится семь стаканчиков, соответствующих цветам радуги.

Тает льдинка

Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.

Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.

Положим кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»
В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.

Времена года

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

Материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.

Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»), в другую налейте чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую – холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.

Считалочка-купалочка

Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.

Материал: ванночка с водой, игрушки.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!

Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.

Как вода гулять отправилась

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью То же самое проделайте и со шприцом.

Пенный замок

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

У нас из пены на глазах
Замок вырастит сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке.

В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».

Почему кораблики не плывут

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.

Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.

Рыбалка

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.

Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
- Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!

Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т.д.

Мыльные пузырьки

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Материал: мыльная вода, коктельные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелевой ручки.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Водичка не любит нерях и грязнуль,
Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!»
Но если мы вымоем руки и лица,
Водичка довольна и больше не злится.

Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку.
Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.

Водопад

Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесинки.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).

Сказка о камешке

Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово
На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!» пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.
Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните ванну или тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!».

Кто разбудил китёнка

Цель : познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Материал : ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Ветер дует-задувает, «Ну, на что это похоже!
Волны в море поднимает. Мой китёнок спать не может!
Море синее бурлит, Ветер очень громко воет –
Недоволен папа-кит: Не даёт нам всем покоя!
Соглашается китиха:
«Надо, чтобы стало тихо!
Ветер, ветер, не гуди,
Нашу крошку не буди!»

Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода».

Ветка в вазе

Цель : показать значение воды в жизни растений.

Материал: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Проехал мощный грузовик и веточка сломалась,
Упала веточка на снег и там бы пролежала,
Но подняла её рука заботлива и нежно
И отнесла её в тепло воды напиться снежной.
Поставим в вазу ветку мы, откроются все почки,
Из них появятся на свет зелёные листочки.

Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая вода».
Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки.

Период 1,5–3 лет - время активного развития в физической и мыслительной областях. Ребёнок меняется, лучше ориентируется в пространстве и исследует окружающую среду. В его действиях появляется познавательный интерес, который он переносит и в игровую деятельность. Взрослому необходимо использовать эти моменты спонтанной заинтересованности для формирования элементарных исследовательских навыков, показать малышам, что от опытных занятий с простыми предметами можно получить положительные эмоции.

Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе: задачи, методика организации и виды занятий

Первая младшая группа детского сада - одна из первых ступеней социализации в жизни ребёнка. К новому место, взаимодействию с воспитателем и одногруппниками нужно привыкнуть, и помогают легче адаптироваться в детском саду увлекательные занятия. Организуя опытно-экспериментальную деятельность младших дошкольников, педагог учитывает возрастные особенности детей:

  • На втором году жизни ребёнок овладевает предметной деятельностью. Он наблюдает, как взрослые манипулируют и орудуют вещами (посудой, инструментами, одеждой, мебелью и т. д.), и старается использовать их так же, по назначению. Ребёнок соотносит предметы между собой (складывает башенку из кубиков, составляет пирамидку из колец), употребляет как орудия (ест ложкой и вилкой, чертит палочкой на песке).
  • Впечатления от исследования окружающей действительности накапливаются и способствуют овладению речью. Дети трёх лет активно разговаривают, понимают обращения и просьбы взрослых, воспринимают не направленные на них высказывания. Речь становится средством активного познания окружающей действительности.
  • У трёхлетнего ребёнка появляются новые виды деятельности - игровая и продуктивная. Дети создают первые рисунки и с удовольствием рассказывают, что изображено в их «каракулях».
  • С каждым годом внимание становится всё более концентрированным. Но педагогу следует помнить, что без заинтересованности ребёнок не сможет максимально исследовать предмет или явление. В экспериментировании с детьми младшего возраста используются разнообразные приёмы для создания мотивации и формы работы.
  • Развивается восприятие предметов. В полтора года ребёнок называет один признак, наиболее ярко характеризующий объект (вода - мокрая, снег - холодный, камень - твёрдый). К трём годам он знает геометрические формы и цвета, может кратко описать свойства предмета (лёд - холодный, твёрдый, прозрачный; песок - сухой, сыпучий).

Развитие психики и мышления в раннем дошкольном возрасте происходит стремительно. Стихийная заинтересованность и спонтанное желание исследовать что-либо должно поощряться воспитателем. Интеллектуальный способности детей в будущем зависят от того, насколько эффективной была организация предметно-пространственной среды, в которой развивались исследовательские навыки, по какой методике строилось экспериментирование в младшей группе.

Экспериментирование с водой и песком развивает исследовательские навыки и служит профилактикой переутомляемости

Целью экспериментирования с детьми полутора-трёх лет является формирование исследовательского типа мышления, создание положительной мотивации для самостоятельного поиска новой информации об объектах живой и неживой природы. Современная система дошкольного образования строится на принципе максимальной независимости ребёнка, раскрытии и проявлении его качеств и способностей. Воспитатель не вкладывает, не передаёт детям знания в готовом виде, он указывает на возможность их получения. Дошкольники 21 века ощущают себя первооткрывателями и испытывают радость от обретения информации, они учатся действовать методом проб и ошибок. В процессе экспериментирования дети младшего возраста делают элементарные выводы, наблюдая за предметами, сравнивая их.

Наблюдение является одним из способов познания мира ребёнком

Задачи экспериментирования в первой младшей группе

Образовательные:

  • формирование первоначальных представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
  • формирование способности самостоятельного исследования предметов;
  • обучение умению использовать приборы в исследованиях (увеличительное стекло, лампа, весы).

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
  • развитие внимания и памяти;
  • развитие речевых способностей.

Воспитательные:

  • создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
  • создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований;
  • развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развитие умения выслушивать и выполнять задания взрослого.

В ходе эксперимента дети сравнивают свойства и качества объектов (например, цвет воды в колбочках)

Виды опытно-экспериментальной деятельности

Современные педагоги и психологи считают, что период дошкольного образования - наиболее благоприятное время для усвоения детьми общеобразовательных категорий, основных понятий из различных научных областей (физики, математики, химии). Старшие дошкольники самостоятельно формулируют проблемные вопросы «Как?», «Каким образом?», «Почему?», выдвигают гипотезы и проверяют их практическим путём. Воспитанники первой младшей группы задают вопросы простые: «Какое это на ощупь?», «Это холодное или тёплое?», «Разобьётся этот предмет?». Поэтому основной вид экспериментирования с детьми полутора-трёх лет - элементарный опыт. Этот вид деятельности доступен ребёнку второго года жизни и часто осуществляется стихийно: малыш уронил игрушку на стол - он услышал звук удара, целенаправленно роняет эту же игрушку на ковёр - фиксирует звук, кидает игрушку на паркетный пол - делает выводы о качестве объекта. Элементарные опыты можно проводить с детьми в уголке экспериментирования и с природными материалами во время прогулок.

Совершение элементарных действий над объектами и наблюдение за их свойствами являются одним из видов опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе

Простые опыты младшие дошкольники совершают в присутствии воспитателя, часто в совместных действиях. Воспитатель показывает малышам, как правильно использовать простые приборы и сосуды (ложки, банки). Маленьким детям часто хочется попробовать предмет на вкус, поэтому перед педагогом первой младшей группы стоит задача обучить культуры проведения опыта, объяснить, что лизнуть или съесть можно только съедобный объект. С этой целью во время игр-экспериментов воспитатель задаёт вопросы: «Можно ли лепить снег, ребята? А есть его можно?», «Из чего сделана сосулька? А лизать её разрешается?», «Получится руками слепить пирожок из песка? А попробоваться такой пирожок хочется? Будем мы ими угощаться?» Как вариант, можно проводить занятия, в которых проба на вкус является частью парктического исследования. На занятии «Какая вода?» детям предлагается провести простые опыты с водой и ответить на вопросы: опустить руку поочерёдно в миски с холодной, тёплой и горячей водой - «Вода мокрая или сухая? Тёплая или холодная? Холодная или горячая?», понюхать воду в стакане - «Вода пахнет или нет?», сделать глоток - «Есть вкус у воды или нет?», добавить и размешать в стаканчиках с водой соль, сахар - «Теперь вода безвкусная или нет? Какой она стала?».

Воспитатель учить детей пробовать объект на вкус только в том случае, если это является частью эксперимента

Исследовательский вид опытно-экспериментальной деятельности предполагает решение какой-либо проблемной ситуации. С детьми младшего дошкольного возраста исследования проводятся в совместной с педагогом деятельности. Проблемная ситуация строится чаще всего в игровой форме, воспитатель подсказывает детям, каким способом решить возникшую ситуацию, помогает сформулировать вывод исследования. Этап выдвижения гипотез в первой и второй младшей группах пропускается, исследование строится по плану: проблемный вопрос, практическая деятельность и наблюдение, формулировка выводов.

Совместная исследовательская деятельность развивает наблюдательность и познавательные способности детей младшего дошкольного возраста

Виды занятий по опытно-экспериментальной деятельности

Проведение практических исследований с воспитанниками первой младшей группе осуществляется на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на прогулках, на занятиях в кружке дополнительного образования во второй половине дня под постоянным контролем педагога. Элементы опытно-экспериментальной деятельности включаются в структуру занятий по музыке, развитию речи, физкультуре, художественной деятельности.

Элементы экспериментирования могут присутствовать в различных формах образовательной деятельности

Занятия по опытно-экспериментальной деятельности бывают двух видов - игровые и собственно опыты и эксперименты.

Игровое занятие начинается с включения воспитанников в развлекательную, фантастическую или сказочную ситуацию («Ребята, сегодня мы превратимся в волшебников!», «Нас приглашает Снежная Королева в своё ледяное царство!», «Давайте произнесём волшебные слова и совершим путешествие на остров химиков!»). Далее ребята следуют указаниям волшебного персонажа или помогают решить задачи. Экспериментирование является практической частью игрового занятия и связано по тематике с сюжетом вымышленной ситуации.

Эксперимент с рисовой крупой проводится на занятии игровой формы

Занятия НОД (непосредственно образовательной деятельности) могут содержать игры с природными материалами, простыми веществами, тканью. Для детей младшего дошкольного возраста актуальны игры на сенсорное восприятие объектов: малыши изучают свойства предметов во время контакта с ними (мнут ткань, лепят куличи из обычного или кинетического песка). Упражнения и экспериментирование с мелкими предметами (пуговицами, бусинами, орешками и др.) полезны для развития мелкой моторики рук малышей, воспитатель проводит их в индивидуальной форме, чтобы обеспечить безопасность контакта ребёнка с подобным материалом.

Игры с объектами исследования направлены на расширение представлений об их свойствах

В качестве одной из структурных форм на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности проводятся дидактические игры. Они способствуют развитию мыслительных способностей детей (воспитанники учатся сравнивать, обобщать, анализировать, использовать чувственный опыт и образы памяти) и направлены на расширение представлений о свойствах исследуемых объектов. Дидактические игры активизируют слуховое внимание («Что так звучит?»), зрительное восприятие («Найди где чья тень»), тактильные ощущения («Определи на ощупь»), развивают внимание и смекалку.

Дидактические игры способствуют сенсорному развитию и совершенствуют мелкую моторику рук детей

Собственно опыты и эксперименты с детьми полутора-трёх лет должны проводиться после предварительной работы по заданной тематике. Воспитатель читает на досуге сказки и стихотворения, проводит подвижные игры, даёт задания для рисования или лепки таким образом, чтобы тема последующего эксперимента понемногу раскрывалась для ребят, появлялся бы интерес к ней. Например, перед проведением опытов со снегом воспитатель во время прогулок обращает внимание детей на то, что снег бывает разным (мокрым, крупинчатым), на досуге читает стихотворения про зиму, проводит занятия по лепке снеговиков из пластилина и рисованию снежинок в нестандартной технике с восковыми карандашами и акварелью.

Интереснее изучать опытным путём объекты, с которыми ты уже в некоторой степени знаком

Организация опытно-экспериментальной деятельности осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности для проведения опыта. Например, на занятии «Свойства снега» первой подгруппе воспитанников предлагается слепить из снега снеговичков, второй подгруппе - сделать снеговичков и украсить их при помощи гуаши. Важно, чтобы в конце занятия у каждого ребёнка было хорошее настроение. Если кто-то из ребят хочет попробовать выполнить задание другой группы (повышенной сложности), эта возможность должна быть предоставлена ему.

Дифференциация заданий происходит по уровню самостоятельности в выполнении действий воспитанниками. Одним ребятам достаточно предварительно показать план действий, с другими воспитанниками в младшей группе осуществляется совместная деятельность: воспитатель направляет движения ребёнка (ребёнок держит ложку, воспитатель его рукой совершает круговые движения, размешивают воду).

Показ действий часто проводится во время экспериментирования с младшими дошкольниками

Мотивирующее начало занятия

Чтобы экспериментальная деятельность оказалась эффективной в формировании и развитии исследовательских навыков, дети должны быть заинтересованы в изучении предлагаемого объекта. Рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к наблюдению за явлением или предметом, решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся беседы, в которых дети находят ответы и примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.

Экспериментированию с твёрдыми формами воды (снегом и льдом) предшествует изучение наглядного материала на тему «Зима»

Темы и варианты мотивирующего начала - таблица

Тема занятия Вариант мотивирующего начала
«Вода и её свойства» Привлечение вымышленного персонажа - Капельки.
Проведение беседы:
- Ребята, кто пришёл к нам в гости сегодня? (Капелька)
- Где можно встретить Капельку? (в реке, море, луже, в водопроводной воде, в чайнике и т. д.)
- В чём капельки помогают человеку? (мыться, стирать, убираться в доме, готовить пищу, поливать растения и т. д.)
Прослушивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»
Проведение физкультминутки «Кап, кап, кап, дождик пошёл».
«Жила зима в избушке» Создание игровой ситуации.
Ребята получают видеописьмо от Зимушки-зимы: сказочный персонаж Зимушка рассказывает детям, что сейчас настало время её царствования в природе, она поселилась в избушки у леса на опушке, украсила землю и деревья пушистым снегом, построила ледяные мосты и рисует морозные узоры на окнах (просмотр слайдов). Зимушка приглашает ребят в гости в сказочный морозный лес.
Воспитатель произносит волшебные слова и дети переносятся в царство Зимушки-зимы, где им предстоит познакомиться с возможностями сказочной героини (т. е. изучить твёрдую форму воды: снег и снежинки, лёд и сосульки).
«Камень и дерево» Изучение наглядного материала.
Воспитатель показывает детям картинки и даёт задание: определить, что общего у изображённых предметов (берёза, дрова, забор, стул, кубики для игры, шалаш, плот, избушка - состоят из древесного материала; гранитный памятник, малахитовая шкатулка, речная галька, дорожка из плиток - сделаны из камня).
На рабочем столе стоит таз с водой, лежат деревянные шарики и морские камушки. Воспитатель спрашивает: «Какой опыт мы можем провести с этими предметами?» (Опустить шарики и камушки в воду и пронаблюдать, какие предметы утонут, а какие останутся на поверхности.)

Персонаж Капелька помогает детям узнать новое о воде и её свойствах

Примеры организации опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе

Предлагаем ознакомиться с вариантами опытно-экспериментальной деятельности дошкольников на занятиях с детьми полутора-трёх лет.

Опыты в младшей группе - видео

https://youtube.com/watch?v=IsvJEpzi-2w Video can’t be loaded: Опыты в младшей группе Гномики 1 (https://youtube.com/watch?v=IsvJEpzi-2w)

Занятие «Расскажем Хрюше о воде» - видео

https://youtube.com/watch?v=UMG8GQJooDc Video can’t be loaded: Занятие в первой младшей группе (https://youtube.com/watch?v=UMG8GQJooDc)

Занятие «Волшебная водичка» - видео

https://youtube.com/watch?v=hA_5Mk6kGQc Video can’t be loaded: Открытое занятие «Волшебная водичка» Группа № 5 (https://youtube.com/watch?v=hA_5Mk6kGQc)

Занятие с песком в первой младшей группе - видео

https://youtube.com/watch?v=xt1KwgcS1L0 Video can’t be loaded: Игра - занятие с песком в первой младшей группе в ДОУ №44 г.Барановичи (https://youtube.com/watch?v=xt1KwgcS1L0)

Занятие с кинетическим песком (песочная терапия) - видео

https://youtube.com/watch?v=fEKFt7wCcto Video can’t be loaded: Песочная терапия. Занятие с живым песком (https://youtube.com/watch?v=fEKFt7wCcto)

Мастер-класс «Экспериментирование в первой младшей группе» - видео

https://youtube.com/watch?v=ybOx7YEdKi0 Video can’t be loaded: Мастер класс Экспериментирование в 1 младшей группе (https://youtube.com/watch?v=ybOx7YEdKi0)

Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учётом возрастных особенностей детей и в первой младшей группе по нормам САНПиН длится не более 15 минут. Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности: игровая (дидактические игры, действия с игрушками), физическая (физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика), развлекательная (пение, разучивание стишков и поговорок), познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы).

Опытно-экспериментальное занятие состоит из следующих структурных элементов:

  • организационный момент - 1 минута;
  • мотивирующее начало занятия - 4 минуты;
  • игровая или двигательная активность - 4–5 минут;
  • практическая деятельность - 4–5 минут;
  • подведение итогов - 1 минута.

После проведения эксперимента воспитанники помогают привести в порядок рабочее место или демонстрационный стол, убрать инструменты.

Обязателен этап рефлексии в конце занятия: ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие.

Экспериментальная деятельность должна вызывать положительные эмоции, которыми ребята делятся друг с другом в конце занятия

Картотека опытов и экспериментов в первой младшей группе - таблица

Тематика Содержание опытов и экспериментов
«Вода (жидкая форма)»
  • эксперименты с переливанием воды: наблюдение за тем, как вода принимает форму различных сосудов;
  • опыты с выявлением плавучести различных предметов: бумажных корабликов, деревянных кубиков, резиновых игрушек;
  • опыты с раскрашиванием воды (акварелью, гуашью, пищевыми красителями);
  • игры с вылавливанием предметов из воды при помощи сачка, с водяной мельницей, «ныряющими» игрушками.
«Твёрдые формы воды: лёд и снег»
  • действия со снегом: лепка, создание узоров из следов на снегу, наблюдение за таянием снега, рисование гуашью на снегу;
  • действия со льдом: на прогулке заливают водой снежную горку для куклы и наблюдают за образованием льда, растапливание кубиков льда, изготовление разноцветных льдинок, ледяных бусин.
«Песок»
  • действия с сухим песком: просеивание, рисование песчаной струйкой, игра с песочной мельницей;
  • действия с влажным песком: лепка руками песочных пирожков, изготовление куличов при помощи формочек и ведёрок;
  • действия с кинетическим песком: скатывание, лепка, разминание, выдавливание узоров.
«Бумага»
  • разрывание бумаги на кусочки и создание из них аппликации;
  • скатывание комочков из бумаги и создание объёмной аппликации;
  • разрезание бумаги на полоски и оформление ими картинки.
«Ткань»
  • экспериментирование с кусочком ткани: вытягивание нитей, сминание, смачивание, разглаживание;
  • экспериментирование с окрашиванием ткани.
«Свет»
  • игра с солнечными зайчиками;
  • знакомство с возникновением тени на стене, создание театра теней;
  • опыт с цветными линзами.
«Воздух»
  • экспериментирование с мыльными пузырями;
  • экспериментирование с воздушной струёй, ветром: игры с вертушками, султанчиками, флюгером, воздушным змеем, корабликами с парусами.
«Магнит»
  • экспериментирование с магнитов и металлическими предметами (для этих опытов обязательно знакомство с техникой безопасности).

Воспитанники первой младшей группы пробуют рисовать при помощи струйки песка

Конспект занятия НОД (опытно-экспериментальная деятельность) в первой младшей группе «Камень и дерево. Свойства предметов» - таблица

Программное содержание
  • Познакомить детей с понятиями камень,дерево;
  • познакомить с понятиями тяжёлый, лёгкий, шершавый, гладкий, тонет-не тонет;
  • воспитывать аккуратность;
  • развивать память, внимание, образное мышление;
  • воспитывать интерес к занятию;
  • учить грамотно отвечать на вопросы.
Материалы и оборудование
  • Деревянные шарики одинакового размера по количеству детей;морские камни разных размеров по количеству детей;
  • тазик с водой;
  • картинки деревьев и изделий из дерева;
  • картинки различных камней и изделий из них.
Ход занятия - Ребята, нам сегодня предстоит интересное и увлекательное дело. Посмотрите на картинки. (Показывает деревья и деревянные предметы.) Что на них изображено? Мы с вами уже знаем, что из дерева можно сделать множество различных предметов: и дома, и бумагу, и мебель, и игрушки. А сейчас давайте вспомним, какие бывают камни и что люди делают из камня. (Показывает картинки, ответы детей.)
Физминутка
- Сегодня, ребята, я вам принесла шарики из дерева и морские камушки. Потрогайте их, сравните. По форме они округлые, по весу - одинаковые. Покатайте их в руках, что вы чувствуете? (Дети сделали вывод, что деревянные шарики теплее, чем камушки, тяжелее, твёрже.)
- А как вы думаете, зачем я принесла в группу тазик с водой? (Ответы.)
- Как вы думаете, будет ли плавать на поверхности камень? А дерево? Что утонет? (Ответы.)
- А давайте сейчас мы сами всё увидим. (Дети по очереди бросают в воду сначала деревянные шарики, потом - камешки.)
- Итак, ребята, мы с вами увидели, что все шарики плавают на поверхности, значит, они легче, чем камни, которые утонули. Даже маленький камушек тяжелее большого деревянного предмета.
Этап рефлексии.
Дети делятся эмоциями от экспериментирования.

Оформление центра экспериментирования

Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В центре экспериментирования или мини-лаборатории должно быть выделено место для тематических выставок и демонстрации достижений воспитанников (размещении стенгазеты, фотоотчётов). Для хранения тематических альбомов с картинками, материалов для игр-экспериментов и приборов выделяются стеллажи. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Воспитатель знакомит детей с уголком экспериментирования, показывает, какие материалы хранятся в баночках и ящиках, спрашивает, с чем им хотелось бы позаниматься. Для детей 1,5–3 лет оформляется место свободного доступа - контейнер или полка: здесь для самостоятельного выбора предлагаются безопасные стимулирующие материалы. Это могут быть тканевые книжки для развития сенсорного восприятия, зашитые мешочки с разнообразным наполнением (камешки, семена, вата, опилки), резиновые, деревянные и пластиковые игрушки для экспериментирования.

Материалы для опытно-экспериментальной деятельности должны быть доступны воспитанникам

Материальная база центра экспериментирования состоит из:

  • природных материалов (ракушки, камешки, палочки, деревянные палочки, ореховые скорлупки, песок, семена);
  • образцов ткани, бумаги;
  • сосудов и ёмкостей (пластмассовые миски, баночки, стаканы);
  • приборов и инструментов (ложки, совки, трубочки, пластиковые увеличительные стёкла, воронки);
  • предметов для игр-экспериментов (водяные и песочные мельницы, вертушки, султанчики, формочки для песка);
  • вещества (сахар, соль, краски);
  • защитной одежды (фартуки, нарукавники, шапочки, перчатки).

Материальная база центра экспериментирования должна быть разнообразной и вызывать интерес у воспитанников

Деятельность младших дошкольников в центре экспериментирования осуществляется под непрерывным контролем воспитателя: он показывает, каким способом лучше исследовать предмет (извлечь звук, проверить прочность и др.). Неструктурированные материалы (крупы, сахар, соль) хранятся в недоступном малышам месте и предлагаются к изучению в совместной работе с педагогом. Ёмкости и приборы должны быть небьющимися, игровые наборы не содержат мелких деталей.

Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка. Экспериментируя с этими веществами, дети не только формируют знания об их свойствах, но и совершенствуют сенсорное восприятие и мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптомы переутомления, снимают напряжение мышц). Воспитатель организует и руководит играми-экспериментами малышей, предотвращает риск попадания песчинок в дыхательные пути.

Играя с водой и песком, дети закрепляют и расширяют представления о свойствах этих веществ, развивают сенсорное восприятие и совершенствуют мелкую моторику

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста воспитывает любознательность и стремление к получению знаний. Проводя опыты с доступными предметами и материалами, воспитанники развивают мелкую моторику рук, восприятие различных органов чувств, память. Детское экспериментирование создаёт положительную эмоциональную атмосферу в группе и закладывает в каждом ребёнке черты исследовательского типа мышления.

Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.



Рассказать друзьям