Мероприятия по воспитанию. Игра по станциям «Путешествие в лесную сказку»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Это мероприятие поможет формировать качества, от которых зависит культура поведения; раскрыть понятия: «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Быть по-настоящему добрым - порой трудно. Человек должен учиться анализировать свои поступки.

Цель: Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями, формировать нравственные качества личности младшего школьника

Задачи:

Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

Умение видеть красоту в простом и обыденном;

Умение дарить тепло и доброту;

Способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;

Развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;

Воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

Форма проведения: педагогическая мастерская

Технология проведения: Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:

а) игровые (технологии имитационного моделирования). Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы;

б) коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.

Использование данных технологий требует реализации педагогической модели:

"Знаю, но не все – хотел бы узнать – узнал"

Методы проведения:

Поисковые;

Дискуссионные;

Игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

Ход работы:

Учитель:

Добрый день, ребята!

Добрый день, наши дорогие родители, гости!

Сегодня мы с вами поговорим об очень важном и вечном…

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Теплота и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважней,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец доброта!

Доброта…. Что означает это слово? (высказывание детей)

Это все хорошее, доброе, красивое.

- «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»

Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)

Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь.

Добрый человек любит природу и бережёт её.

Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми

Конечно, доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья.

Учитель: Ребята, а пословицы о доброте вы знаете?

Пословицы о доброте

В пословицах и поговорках разных народов есть этому подтверждение.

    Добрый человек несет мир.

    Сделаешь добро, добро найдешь.

    Лучше быть добрым уродом, чем злым красавцем.

    Добро и собака не забывает.

    Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи

    Доброта рождает доброту.

    Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.

    Про доброе дело говори смело.

    Жизнь дана на добрые дела

    Худо жить без ласкового слова.

    Доброе слово лечит, а злое калечит.

    Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

    Не одежда красит человека, а его добрые дела.

    Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

    Добрые слова дороже богатства.

    В ком добра нет, в том и правды мало.

    Не ищи красоты, ищи доброты.

    Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

    Сумел провиниться, сумей и повиниться.

    Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

    Плохо тому, кто добра не делает никому.

    Доброе слово и кошке приятно.

    Добрые дела красят человека.

При солнышке тепло, а при матери добро.

Молодцы! Как вы много знаете пословиц о доброте.

Учитель: Научиться по – настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, на нём человека ожидают взлеты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Игра « Комплимент».

Сейчас мы с вами сыграем в простую игру. У меня в руках игрушка. Я передаю ее стоящему рядом. При этом я называю того по имени и говорю ему что – то приятное комплимент), следующий должен сделать тоже самое.

Учитель: Вот видите, как приятно, когда к вам обращаются по имени и говорят что - то приятное. Нужно всегда так поступать в жизни.

По дорогам сказок…

А теперь давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из « Цветик- семицветик» Катаева)

5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.

6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.

Чем же отличаются эти сказочные хорошему делу, мешают злому.

А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?

Песня «Если добрый ты…»

Дети читают стихи .

    Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить

Доброе утро! Солнце и птицы!

Доброе утро! – Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

    Не стой в стороне равнодушно.

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

    А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

М. Лисянский.

Ребята, а ведь и мы с вами были участниками многих полезных и интересных дел

Ведущий. Добрый человек всегда улыбается и дарит свою улыбку окружающим людям.

Ты улыбкой, как солнышко брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот…

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья та сердитая речь

И ответную искру зажечь.

    В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит доброта

Утро доброе у нас

Добрый день и добрый час

Добрый вечер,

Ночь добра

Было доброе вчера

И откуда спросишь ты

В доме столько доброты?

Приживаются цветы

Рыбки, ежики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это мама, мама, мама!

Учитель: Как хорошо, когда в доме, в школе на ваших лицах много доброты, но если существует на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Мне хочется предложить послушать

стихотворение Федора Абрамова «Щенок» .

Брошенный, он шел туда, где люди.

И уселся возле гаража,

Мелкою прерывистою дрожью

На морозе утреннем дрожа.

Мокрый иней склеивал ресницы,

Взгляд с тоской участия просил,

Только каждый мимо проходящий

Часть надежд собачьих уносил.

Почему не кто не замечает,

Что давно не ел он ничего?

И сейчас, за ломтик хлеба

Он отдал пол жизни

Жизнь - за руку, давшую его!

Вдруг вскочил….

И счастьем и морозом

Задохнулся, взвихривая с ног

То ему, ему призывно кто - то свистнул

Незнакомый добрый человек!

Господина будущего чуя,

Пёс бежит по снегу прямиком

И … летит, отброшенный тяжёлым,

Кованным кирзовым сапогом.

Взвыл щенок от нестерпимой боли

(футболист, как видно, был мастак…)

Ты привыкни, маленький калека.

Первое знакомство с человеком

Часто совершается и так…

В разговоре этот самый парень

Как - то о знакомом он сказал:

«Разве человек он?

Пёс, собака! Я б его иначе не назвал…»

Как можно назвать поступок этого человека? (высказывания детей)

Какой это мальчик? (высказывание детей)

А что есть зло? (высказывание детей)

Конечно, нельзя причинять даже самого незначительного страдания, не одному животному существу на нашей земле, не людям, ни животным. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые издеваются над животными, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на голод и холод. Тех людей, которые унижают и оскорбляют других, не уважают старших, которые обижают младших.

Кто любит собак или прочих животных

Серьёзных котят

И щенков беззаботных.

Кто может любить козла и осла –

Тот людям вовеки

Не сделает зла

Учитель: Ребята, вы мне сказали, что добрый человек должен быть ещё и вежливым.

Какого человека, мы можем назвать вежливым? (высказывание детей)

А вежливые слова вы знаете?

Игра «Вежливые слова».

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить….(спасибо)

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома,

Не молчите, не стесняйтесь

И немым не притворяйтесь,

Поздороваться спешите,

Громко…(здравствуйте) скажите.

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь,

Разомкнуть свои уста

И сказать…(пожалуйста)

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно.

Только не молчите,

Долго не тяните, а скажите…(извините)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(добрый день)

- Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте)

-Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, пожалуйста)

-И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …(до свидания)

Игра “Вежливо - невежливо”.

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, - отвечать - вежливо или невежливо.

Поздороваться при встречи?

Толкнуть и не извиниться?

Помочь поднять упавшую вещь?

Не снять шапку, когда заходишь в школу?

Говорить “Спасибо” за подарок?

Громко разговаривать?

Поздороваться при встрече?

Перебивать во время разговора?

Обозвать обидным словом соседа?

Извиниться за вынужденное опоздание?

Уйти и не попрощаться?

Помогать родителям?

Не уступить место старшим в автобусе?

Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

На сцене появляются два ученика, читают как диалог

стихотворение Б.Заходера «Мы - друзья».

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой

Не похожи мы, но все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе… отстаем!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

Учитель: Вот какие друзья бывают! Но как назвать такую дружбу, судите сами?

. Учитель: Но не всегда только слова должны быть добрыми.

Поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни мне, ни вашим родителям, ни друзьям. Неприятно смотреть, когда друзья ссорятся, когда человек хвалит себя, зазнается.

Стихотворение «Два друга» (читают заранее подготовленные дети)

Побил меня Гуляев Коля:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери.

Ничком свалился на кровать.

А я когда-то в дружбу верил!

Но больше дружбы не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом - ты, матросом - я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек…

Ах, Колька. Колька, что ж ты это?

Такую дружбу не сберег?

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька - так не смело

Вошел с поникшей головой:

Прости уж! Сердишься? За дело!

Беда, горячий я такой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: - Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь!

Ребята, а что такое дружба? (высказывание детей)

Что такое дружба?

Это совесть чистая

И душа открытая

Так считают исстари.

Что такое дружба?

Дружба – это равенство

А дружить без равенства

Никому не нравится.

Что такое дружба?

Если станет туго

То во всём, как на себя,

Положись на друга.

Что такое дружба?

Крепкая опора

Вместе верные друзья

Могут сдвинуть горы.

Что такое дружба?

Это счастье дети

Это небо чистое

Мир на всей планете!

Учитель: Ребята, посмотрите ведь добро и зло они всегда рядом. Но добро всегда побеждает зло, а сейчас мы послушаем

стихотворение «Давайте будем дружить»

Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как поле с плугом,

Как ветер с морем,

Трава с дождями

Как дружит солнце

Со всеми нами!

Давайте будем к тому стремиться

Чтоб нас любили

И зверь и птица

И доверяли, повсюду нам

Как самым верным

Своим друзьям!

Давайте будем, беречь планету,

Во всей вселенной

Похожей нету.

Во всей вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Если учишься на «5»

Дисциплина – тоже.

То могу тебе сказать:

Лучше быть не может!

Если ты трепач и лгун,

И большой пройдоха,

То сказать тебе могу:

Это очень плохо!

Если с другом разделил

Ты свои конфеты –

Хорошо ты поступил, -

Каждый скажет это!

Ты узнал чужой секрет

И разнес сейчас же,

Это плохо, хуже нет.

Это подло даже!

Если подал ты при всех

Девочке пальтишко,

Ты – культурный человек,

Мировой мальчишка!

Если ты как дикий зверь.

Сразу лезешь драться.

Не достоин ты, поверь,

Человеком зваться!

Если ты пригрел кота,

кормишь птичек в стужу,

Это - просто красота,

Только так и нужно!

Ты подбил собаке глаз,

Бросил кошку в лужу.

Будь уверен – в 40 раз

Ты собаки хуже!

Уважай людей вокруг:

Старших, младших тоже.

И тогда тебя, мой друг,

Назовут хорошим!

Если ты среди ребят,

Одинок, как в море,

Только ты и виноват

В этом горьком горе.

А мы сейчас с вами послушаем частушки и подумаем, нет ли среди вас таких ребят.

Частушки:

Про дела свои ребячьи

Пропоём мы вам в стихах

Все расскажем без утайки,

Все воскликните вы: « Ах!»

За меня ребята бьются,

Как драчливы петухи.

Написали бы мне лучше

Задушевные стихи.

Тётя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

Извините тётя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

В поезд входят три юнната:

Ух, народу сколько тут!

Занимай места ребята,

А то бабушки займут.

Я девчонка боевая

Завела себе дружка.

Мой портфель из школы носит

Его бабушка пока.

Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить

Только «Здравствуй» и «Спасибо»

Не умеет говорить.

Говорит лентяйке мать:

Убери свою кровать!

Я бы мама убрала,

Только я ещё мала.

Ох, частушки хороши,

Их поём от всей души.

Но вы тоже не зевайте,

А смелее подпевайте.

От души мы вам пропели

Школьные частушки.

Мы нисколько не устали –

Жалко ваши ушки

Ну, так что есть среди вас такие ребята?

«Спешите делать добро!»

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта – она от века

Украшенье человека…

Учитель: Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.

Давайте закончим наше внеклассное занятие песней, которая так и называется:

«ТВОРИ ДОБРО».

А я сегодня всех благодарю за теплый разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Разные формы воспитательных мероприятий направлены на совместную деятельность между членами классного коллектива, родителями, воспитанниками. Рассмотрим особенности и классификацию воспитательной деятельности, а также приведем вариант программы, предназначенной для работы с классным коллективом.

Составные части

Воспитательное мероприятие предполагает несколько структурных единиц:

  • постановку целей, задач;
  • выбор участников;
  • подбор средств и методов;
  • непосредственную организацию;
  • результат.

Классификация

Мероприятия по воспитательной работе делят по следующим критериям:

  • числу участников;
  • содержанию;
  • степени универсальности.

При продумывании своей деятельности классный руководитель обязательно руководствуется подобным делением.

Воспитательные мероприятия в классе могут быть фронтальными, парными, групповыми, индивидуальными. По своему содержанию выделяют следующие виды классных часов:

  • трудовые;
  • валеологические;
  • художественные;
  • социальные;
  • фронтальные;
  • досуговые.

Воспитательные мероприятия в школе являются добровольными, необязательными, принимать в них участие могут все желающие школьники.

Среди групповых видов можно отметить конференции, собрания, линейки, дежурство по школе, смотры, общественно-полезный труд.

Индивидуальное воспитательное мероприятие требует от педагога тщательной подготовки. Ее примером может стать подготовка к олимпиаде, творческому или интеллектуальному конкурсу.

Этапы работы

Воспитательное мероприятие в начальной школе начинается с подбора формы работы, постановки цели, содержания. В процессе такой деятельности педагог учитывает индивидуальные особенности каждого школьника. Важно продумать также место для проведения задуманного праздника, выбрать число участников, подобрать разнообразные вспомогательные средства.

Программа работы с классным коллективом

Любое воспитательное мероприятие проводится в рамках специальной программы, разработанной классным руководителем.

Все попытки классного руководителя создать конкретную программу, позволяющую выявить талантливых и одаренных детей, должны начинаться с вопроса о том, что же представляет собой такой термин.

Для раннего выявления одаренности, своевременной помощи и поддержки таким детям может служить воспитательное мероприятие, организованное в классе, школе. Новые федеральные стандарты направлены именно на создание для каждого ученика.

Классный руководитель выступает в качестве наставника, который не навязывает своей точки зрения воспитаннику, а лишь направляет его на пути самопознания и саморазвития.

Любая разработка воспитательного мероприятия - ответственное занятие, требующее от педагога концентрации внимания, выбора специальных методик, подбора приемов и методов работы.

Для своевременного выявления индивидуальности ребят, учитель ведет серьезную и целенаправленную работу, используя специальную программу.

В ней четко указаны цели воспитательных мероприятий, сроки их проведения. Среди творческих мероприятий, которые уместны в работе с классным коллективом, можно выделить:

  • тематические вечера;
  • творческие викторины;
  • походы;
  • игры;
  • встречи с интересными людьми.

Формирование гражданственности

Основной акцент в своей деятельности классный руководитель уделяет патриотическому воспитанию. Для этого в план работы вносят мероприятия, связанные с формированием уважительного отношения к историческому и культурному наследию родного края.

Например, воспитательное мероприятие в начальной школе, касающееся формирования гражданственности, может быть связано с изготовлением поздравительных открыток ветеранам. Все дети талантливы, а задачей классного руководителя является их своевременная помощь и поддержка.

Основные аспекты воспитательной работы

Ведущей идеей в деятельности классного руководителя является работа «от сердца к сердцу». Проведение воспитательного мероприятия любой формы, вида, должно сопровождаться тщательной предварительной подготовкой. Воспитание является процессом целенаправленного управления развитием личности. Он базируется на эффективном взаимодействии воспитанников и педагога, направлен на самосовершенствование, саморазвитие. Воспитание по праву можно считать искусством прикосновения к ребенку. Его целью является создание оптимальных условий для всестороннего развития личности, формирование в нем видения своего будущего (социализацию).

Основные принципы воспитания:

  • природосообразность;
  • целостность педагогического процесса;
  • гуманизм;
  • взаимодействие семьи, школы, общества;
  • творчество;
  • культуросообразность;
  • сотрудничество;
  • индивидуализация;
  • ответственность, взаимовыручка, взаимопомощь.

Педагог должен принимать ребенка таким, какой он есть. Для успешного воспитания со стороны учителя не должно быть давления на личность школьника.

Мероприятие экологической направленности «Путешествие в Экогород»

Предлагаем план воспитательного мероприятия, направленного на формировании в подрастающем поколении бережного отношения к природе. Сначала ребятам предлагается игра по станциям «Путешествие в лесную сказку», затем кукольный спектакль «Колобок ищет Экогород». Далее подводятся итоги, награждаются победители и активные участники экологического праздника.

Для проведения игры потребуются:

  • по числу групп (классов), участвующих в игре;
  • наградные материалы;
  • таблички с наименованиями станций;
  • для спектакля нужны записи природных звуков, мусор;
  • костюмы: гусеницы-бабочки, колобка, зайца, волка, лисы, медведя;
  • два мяча;
  • компьютер.

Игра по станциям «Путешествие в лесную сказку»

Ребята, получив маршрутные листы, начинают передвижение по сказочному лесу. На каждой остановке им предлагаются интересные задания.

Станция «Загадки леса». Здесь команде предстоит отгадать разные звуки, которые можно услышать в лесу.

Видели ли вы, как плачут весной деревья? Как по стволам стекают прозрачные "слезы", а иногда бегут ручейки, если чья-то рука жестоко ранит ствол.

О каком дереве идет разговор? Почему они плачут? (движение сока у берез во время порезов их людьми).

Еще не успел растаять снег, а на солнечных лужайках уже появляются желтые цветы с необычными чешуйчатыми стебельками. Как только растение отцветет, ветерок уносит его легкие семена с пушистыми зонтиками. Что это за удивительное растение? (Мать-и-мачеха).

Ребята должны отгадать зверя, о котором рассказывает педагог.

Охотится этот зверь в основном на мышей. Часто из-за своего шикарного меха он становится добычей охотников. Он отлично знаком вам по русским народным сказкам. Кто этот хищник? (Лиса).

Учитель предлагает школьникам отгадать несколько загадок:

Это растение свое название получило за цвет ягод, которые очень полезны. Растет оно двести лет в еловых и сосновых лесах. (Черника).

Две сестрички летом зелены. Одна к осени краснеет, а другая чернеет. (Смородина).

С виду данные звери очень похожи. У них небольшая мордочка, длинные ушки и задние лапы, короткий хвостик. Тело покрыто пушистой шерстью. Своих детенышей они кормят молоком. Питаются эти пушистые зверьки травой, а также молодыми ве-тками. О каких зверях идет речь? К каким их можно отнести группам животных? (Заяц, кролик).

О какой птице идет речь? Небольшая, на голове у нее есть черная шапочка, а на грудке - черный галстук. Спинка серая, хвостик и крылышки коричневые, белое брюшко. Длинный темный хвост всегда покачивается, будто птица испугалась чего-то. О какой птице идет речь? (Трясогузка)

На станции «Почемучка» ребятам предлагаются интересные и необычные вопросы.

Почему крапива жжет? (В прожилках ее листьев есть муравьиная кислота. При прикосновении к листу, волосок ломается, он царапает кожу, туда попадает кислота.)

Почему у березы клейкие молодые листочки? (Смолистые соединения защищают листочки от заморозков).

Почему нельзя кричать в лесу, включать музыку, разжигать костры? (Сильный шум, запах дыма могут напугать лесных обитателей, поэтому птицы бросают свои гнезда, гибнет потомство).

Птенцов, вылетевших из гнезда, именуют слетками. Почему их нельзя уносить домой? (Птицы учат детенышей искать пищу, защи-щаться от потенциальных врагов, дома этому трудно научить птенцов, потом они будут беспомощными);

Почему лишайники растут не везде? (Лишайники растут только там, где есть чистый воздух).

Почему нельзя собирать чернику веточками? (Кустарники черники могут жить до 300 лет, поэтому их надо беречь).

Почему нельзя рвать большие букеты цветов? (Сорванные цветы никогда не дадут семян, и на следующий год станет меньше цветов).

Станция «Дупло совы». Вы знаете о том, что совы - это ночные птицы. Они в это время охотятся, а днем отсыпаются в дуплах. Дети рассаживаются на стульях парами, как только учитель говорит «ночь», все вылетают на охоту, а при слове «день» возвращаются обратно на свои места. Далее убирается один стул, так как человек «срубил» дерево, совам стало негде прятаться. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара «сов», которые и будут считаться победителями.

  • как называется лес, в котором есть только ели;
  • из какого дерева производят спички;
  • древесину какого дерева берут для создания бумаги;
  • вы увидели гнездо птицы, как его сохранить;
  • кому нужны дуплистые деревья;
  • какова польза от муравьев;
  • как нужно охранять муравейники;
  • какой зверь всегда строит себе дом с бассейном;
  • какой вид охоты всегда разрешен в лесу.

Станция «Знатоки леса». Педагог предлагает игру с мячом. Вся команда встает в круг. Учитель говорит: "Я предлагаю вам игру с мячиком. Встаньте в круг". Учитель бросает мяч, называет лесное растение либо животное. Потом мяч передается другому игроку. Тот, кто не дает ответа, выходит из игры.

Анализ воспитательного мероприятия предполагает самооценку действий учителем. Он анализирует, насколько полно ему удалось реализовать поставленные задачи, донести до каждого ребенка необходимость бережного отношения к природе, ее богатствам.

Также в анализ воспитательного мероприятия включают все педагогические методы и приемы, используемые учителем при подготовке мероприятия.

Спектакль «Колобок ищет Экогород»

Ведущий. Добрый день, дорогие любители природы! Сегодня я хочу рассказать сказку, но не простую, а экологическую. И на-зывается она «Колобок ищет Экогород». Слышите? Это герой нашей истории поет свою песенку.

Колобок. Километрами дорог я шел, не уставая,

Я веселый Колобок, песенку я напеваю.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

Ля, ля, ля.

Ведущий. Это Колобок катился и прикатился в лес, на полянку, наполненную солнечным светом. Вдруг на зеленом листе Колобок увидел небольшую Гусеницу.

Колобок. Ой, ты кто?

Гусеница. Я - Гусеница. А куда ты путь держишь, Колобок?

Колобок. Не знаю, качусь, куда глаза глядят.

Гусеница. Просто так двигаться, куда глаза глядят - ума не надо много. Вот бабушка моя говорила, что, когда она высоко летала над землей, она видела все то, что есть на планете. И она сказала, что на земле лучшим городом считают Экогород. Я с тех пор и мечтаю его увидеть. Может, ты сумеешь его отыскать?

Колобок. Я?! Ну, я попробую попасть этот удивительный город.

Ведущий. Колобок попрощался с Гусеницей и направился искать Экогород.

Катился Колобок по лесу, встретился ему Заяц. За бок держится, кряхтит, прихрамывает.

Колобок. Что с тобой, косой дружок?

Заяц. Это я косой? Косой тот, кто со мной вчера злую шутку сыграл. Отдыхаю я под кустом, вдруг меня кто-то по голове ударил. Вскочил, гляжу по сторо-нам, не понимаю ничего. Вижу, на поляне пустыми бутылками "стреляют" отдыхающие люди по кустам. Отдохнули, а после себя кучу мусора оставили. Любой зверь ими пораниться может. Кто нам теперь поможет?

Колобок. Я могу помочь! Вот найду Экогород и расскажу, как туда добраться. Ведущий. И покатился дальше Колобок. По дороге он встретил волка, который за живот держится.

Волк. Ох-ох-ох!

Колобок. Что с тобой, серый волк? Почему глаза у тебя грустные?

Волк. Съел я барашка, вот живот и болит. Видно, он «химией» питался.

Колобок. Как так?

Волк. Да растения, которые ел барашек, разными гербицидами обработали. Пойду искать лечебные травки.

Ведущий. Шел Колобок, шел, а вот никакого Экогорода так и не увидел. Кругом грязь и мусор, разруха и хаос. Ребята, давайте вместе уберем мусор, сделаем наш город лучше и чище.

В заключение

Воспитательная работа является важным аспектом в деятельности современного классного руководителя. Педагог составляет план мероприятий, учитывая индивидуальные и возрастные особенности школьников.

Вовлечение ребят во внеурочную деятельность позволяет педагогу формировать в подрастающем поколении стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

Забота о нравственном здоровье молодежи – не только семьи, но и государства, поскольку это основа безопасности страны. В восстановлении традиционной нравственной культуры значимое место принадлежит работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников . Условия, которые для этого необходимы:

  • развитие в единстве чувств, сознания, поведения детей;
  • усилия воспитателей по приобщению ребят к разнообразной полезной деятельности;
  • содействие развитию в школьном коллективе гуманистических отношений, создание ситуаций, когда воспитанники поставлены перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора.

Значение воспитания нравственности для общества

Морально-нравственная обстановка многих семей, общества в целом оставляет желать лучшего. Характерными причинами такой ситуации можно назвать отсутствие постоянной культурно-досуговой работы, здоровая физическая подготовка молодежи подменяется псевдонаукой о безопасном сексе, в школе отсутствует патриотическое воспитание, а политика государства скорее разрушает накопленный десятилетиями ценный педагогический опыт .

Процессы усиливаются мощным потоком пропаганды насилия, разврата, алкоголя при полном отсутствии у государственных и правоохранительных органов действенных методов для изменения ситуации.

В современной системе образования духовно-нравственному развитию уделяется чрезвычайно малое внимание. Спасением для страны должно стать восстановление научной, художественной, традиционной религиозной культуры . Гармония и красота, построенные на православно-христианских принципах – главный рычаг в преодолении кризиса в образовании, культуре, внутреннем мире человека.

Основными критериями, позволяющими судить о нравственной воспитанности детей, могут служить:

  • гордость за свою Родину;
  • умение быть полезным, обслуживать себя;
  • стремление к добрым взаимоотношениям, любовь к чтению, труду;
  • умение выбирать друзей, не подводить близких;
  • критическое отношение к своим недостаткам;
  • желание сохранять общественные ценности, родную природу;
  • помощь близким, товарищам, инвалидам;
  • творческое отношение к учебе и самостоятельной работе, участие в общественных мероприятиях.

Роль школы и личности учителя в духовном и нравственном воспитании

Нынешние дети сильно отличаются от школьников, что были даже 10 лет назад. Они более осведомлены, самоуверенны, чаще бывают склонны переоценивать свою информированность, пренебрегают авторитетами, чужим мнением, для них характерны поверхностные чувства, нежелание задумываться. Очень часто национальная, гражданская принадлежность для учеников начальных классов мало что значит, значение школьной жизни, образования тоже теряют значение. Литературные герои, известные соотечественники, учителя перестают быть нравственными образцами .

Мысли о будущей профессии мало связаны с бескорыстным служением другим, жизненные ориентации меркантильны, сознание детей направлено на личные интересы, кумирами становятся певцы, футболисты, банкиры, герои из боевиков.

Правильно организованная школьная жизнь активно противодействует примерам аморального и разрушительного поведения, которые захватывают детское сознание посредством компьютерных игр и телепередач.

В стенах школы моделируется культурное пространство, где абсолютным приоритетом являются традиционные нравственные начала. Но ценности высокой культуры воспринимаются ребенком только через собственную деятельность.

Урок – это не что-то индивидуальное, а место коллективных переживаний и действий, где детьми накапливается нравственный опыт, они учатся работать самостоятельно, слушать, сопоставлять, отстаивать мнение, помогать другим.

Для младших школьников учитель во многом образец подражания в манерах и отношении к детям. Если в классе царствует душевность, отзывчивость, преподаватель заботится о своих подопечных, то такими же становятся и взаимоотношения между одноклассниками. Старшие, как и в семье, должны уделять внимание не только успехам детей в чтении и математике, но и их духовно-нравственному развитию, воспитание и процесс обучения в начальной школе связаны неразрывно .

Проведенное выше исследование показало необходимость разработки и проведения комплекса мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников. Уровень нравственной сферы испытуемых недостаточно высокий, требуется дополнительная работа как с учениками, чей уровень нравственного воспитания неудовлетворительный, так и с детьми, чей уровень также недостаточно хороший, и при довольно высоком уровне знаний о нормах нравственности и этики низкий уровень нравственного поведения.

В процессе работы с младшими школьниками был использован комплекс мероприятий урочной и внеурочной работы «Энергия души», автор Н.Г. Баженова (приложение 8).

Изучая литературные произведения, рассматривая реальные события, оценивая поступки людей (литературных героев и учащихся), мы обращаем внимание на мотивы поведения, выясняем, как они соотносятся с нравственными нормами, регулярно выполняем творческие работы, где ученики пытаются размышлять над темами «Труд в моей жизни», «Хороший ли я друг?», «Что такое подвиг?», «Когда говорит совесть?», «Каким я хочу быть?», «Я - человек?!».

Начиная учиться в школе, ребенок вступает в отношения с учителем, одноклассниками, он вынужден считаться с ними, учитывать их интересы. Поэтому еще в начале I класса учащиеся составляют «Правила ученика»:

  • - слушай учителя;
  • - отвечай на вопросы;
  • - будь аккуратным;
  • - выручай товарища;
  • - не дерись и никого не обижай.

К концу года к ним добавляются следующие:

  • - не ябедничай;
  • - нашел друга - береги;
  • - старайся в учебе;
  • - не выпрашивай отметку.

Важно создать в классе атмосферу доверия, доброжелательности, справедливости и сотрудничества. Учитель должен стать детям другом и помощником, ученики должны чувствовать себя в безопасности. При возникновении конфликтов главное -- выяснить их причины, помочь ученикам осознать мотивы своих поступков, увидеть ход развития конфликта (на каком этапе можно было бы избежать его), помочь понять, что чувствует каждый участник конфликта, учить осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для себя и других. Учителю важно предоставлять ученикам свободу нравственного выбора, основанного на внутренней мотивации, а не на угрозе наказания, учить обдумывать свой выбор. Работая над созданием здоровой атмосферы в классе, педагогу следует обратить внимание на формы работы на уроках, где школьники учатся слушать друг друга, сотрудничать. Этому способствует работа в группах, парах, проведение уроков-конференций, коллективных, творческих работ, подготовка стенгазет, поиск материала на заданную тему, например: «Мои друзья», «Человек и общество», «Мои права и обязанности», «Человек и природа», «Кого я могу защитить», «Жизнь дана на добрые дела», «И один в поле воин» и т.п.

Наблюдения показывают, что в настоящее время появляется все больше учеников, изначально не желающих учиться. Как педагог может добиться того, чтобы учебная деятельность стала личностно значимой для школьников? Может быть, через разъяснения о ценности, смысле учения, роли познания в жизни общества и отдельного человека? А может быть, ребенок должен убедиться в значимости результатов своей учебы для родителей и учителя? Или надо сделать акцент на чувстве радости за добросовестно выполненную работу? Наверное, важно все. Мои ученики размышляют на темы: «Я - ученик!», «Я - читатель!», «Ученый и ученик», «Мои помощники в учебе», «Нужен ли мне режим дня?», «Какие качества помогают мне в учебе?», «Труд в моей жизни», «Что меня радует и огорчает в учебе?».

Важно отметить, что учителю необходимо развивать правильную мотивацию учебной деятельности: не подкреплять эгоистическую направленность в учебе, отмечать в развитии учеников не только учебные достижения, но и личностные качества. Ведь примерный отличник может быть грубияном и эгоистом, а слабо успевающий - честным человеком, хорошим другом. Целью обучения должна стать не отметка, а знания.

Беда в том, что родители часто отстраняются от воспитания, рассуждая: «Школа научит!» Они откупаются от ребенка игрушками, развлечениями, не желая целенаправленно воспитывать волю, дисциплину, т.е. те качества, от которых зависит результат учебы. Чаще всего воспитание идет само собой, без ясной цели: главное - сделать так, чтобы ребенок не мешал. Можно слышать от родителей: «Не знаем, что с ним делать!», «Ничего не слушает!», «Делает что хочет!» Действительно, дети не умеют слушать. С ними часто в семье вообще никто не говорит, а компьютерные игры заменяют общение. Вовлечение школы в рыночные отношения губит школу. У родителей возникает ложное убеждение, что знания, образование можно купить, но на самом деле знания добываются личным трудом ученика. Порой на уроке редко увидишь внимательные глаза. Такое чувство, что в современных детях нет жизненных сил, они двигаются по жизни не задумываясь, находятся во власти своего хочу. Между тем в учебной деятельности как раз необходимы усидчивость, трудолюбие, настойчивость, мыслительная активность. Поступая в школу, почти все первоклассники выражают желание учиться, но после того, как они сталкиваются с первыми трудностями (соблюдение режима дня, отказ от игры на определенное время, необходимость добиваться аккуратности при написании букв и цифр и др.), у многих пропадает это желание. Многие первоклассники на уроке не слушают учителя, не выполняют задания: ведь им надо напрягаться, сосредотачиваться. В чем причина нежелания трудиться? В частности, и в том, что в семье не воспитываются воля и дисциплина. Поэтому важно сделать родителей единомышленниками и союзниками учителя. Беседы и дискуссии на темы «Режим дня первоклассника», «Как помочь ученику учиться», «Вырабатываем волю», «Дисциплина и характер» помогают родителям обсудить проблемы, обменяться опытом, глубже понять свою роль в воспитании.

Остановимся немного подробнее на методике выполнения творческих работ-размышлений. На уроках литературного чтения, ознакомления с окружающим миром, на классных часах организуется дискуссия по заданной теме с опорой на литературный источник, телепередачу, народную мудрость (пословицу), реальные события, личный опыт учащихся. Дома они должны оформить свои мысли в виде сочинения, добавив пословицы, загадки, цитаты, иллюстрации. Ясно, что здесь требуется помощь родителей в формулировке предложений, подборе дополнительного материала, исправлении ошибок. К их помощи мы прибегаем намеренно - она создает условия для общения детей и родителей по нравственно-этическим проблемам. Одним из требований к сочинению является отражение в нем личной позиции ученика.

В школе ученик сталкивается с системой моральных требований, предъявляемых в процессе учебы. В ходе учебной деятельности усваиваются нравственные качества человека, так как эта деятельность требует напряжения ума, воли, чувств (долга, стыда, совести, радости), проявления нравственных качеств (трудолюбия, усидчивости, настойчивости, ответственности, готовности сотрудничать и сопереживать).

В современном обществе идет поиск путей развития системы образования. На наш взгляд, необходимо отдать предпочтение гуманистическому направлению. Основной целью такого образования является нравственное развитие личности обучающегося. Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям. Обучение - это не только условие, но и средство формирования нравственных качеств ученика, психического и личностного развития человека в целом.

После работы с родителями и проведения комплекса мероприятий с учениками нами было проведено повторное обследование детей с целью определения изменений уровня нравственного воспитания.

Результаты проведения повторной диагностики нравственной самооценки (автор Л.В. Голодова) (приложение 9).

Представим результаты исследования детей младшего школьного возраста в таблице.

Таблица 4 - Результаты проведения диагностики нравственной самооценки (автор Л.В. Голодова) детей младшего школьного возраста (контрольный этап), чел.

Ниже среднего

Учащиеся МБОУ СОШ № 1

Из анализа таблицы 4 можно сделать вывод, что в целом у большинства учеников уровень нравственной самооценки существенно изменился: для значительной группы школьников характерен высокий уровень нравственной самооценки, довольно большая группа учеников со средним уровнем нравственной самооценки и только 1 учащийся обладает уровнем ниже среднего. Это свидетельствует о довольно успешной работе по формированию нравственных качеств. В классе наиболее удачно проходили уроки по нравственному воспитанию, на которых у детей наряду с познавательными целями обучения реализовывалась задача нравственного воспитания. Дети стали лучше осознавать, какие качества можно назвать нравственными, изменили свое поведение. Многие поняли, что надо понимать другого человека, помогать своим товарищам, не быть себялюбивыми.

Рис. 4.

Анализ рисунка 4 показывает, что в классе после проведения формирующих занятий уровень нравственной самооценки у учеников существенно повысился. У большинства учеников (55 %) высокий уровень нравственной самооценки, немного меньше группа школьников со средним уровнем самооценки (40 %), оценку ниже среднего поставил себе только 1 ученик (5%).

Обратимся к результатам второй методики исследования: диагностики нравственной мотивации (автор С.Ф. Сироткина). Результаты диагностики экспериментальной группы - (приложение 10). Представим результаты исследования в виде таблицы.

Таблица 5 - Результаты проведения диагностики нравственной мотивации (автор С.Ф. Сироткина) детей младшего школьного возраста (контрольный этап)

Ниже среднего

Учащиеся МБОУ СОШ № 1

Анализ таблицы 5 показывает, что в целом у достаточно большой группы школьников после формирующих занятий уровень нравственной мотивации высокий, у большинства учеников - средний, что свидетельствует об успешной работе педагогов. Низкого уровня нет ни у одного ученика.

Представим полученные результаты в виде диаграммы.

Рис. 5.

Анализ рисунка 5 показывает, что в классе значительно повысился уровень нравственной мотивации младших школьников. У большинства учеников средний уровень нравственной мотивации (55 %), у чуть меньшей группы - высокий (45 %), уровня ниже среднего нет ни у кого. Ученики отмечали, что теперь они лучше понимают, как правильно поступать.

Большинство учеников с удовольствием принимали участие в развивающих занятиях.

Однако, несмотря на более высокие показатели, чем на первом этапе исследования, в классе все же большинство учеников обладают средним уровнем нравственной мотивации. Это вполне объяснимо, так как формирование нравственной мотивации представляется процессом достаточно длительным, рассчитанным не на один год обучения. Таким образом, необходимо продолжать работать с учениками. Тем не менее, дети значительно приблизились по результатам к высоким показателям и в целом можно говорить о положительном влиянии формирующих занятий на нравственную сферу детей.

Для получения представления об уровне нравственного поведения младших школьников было проведена повторно исследование по методике Н.П. Капустина (модифицированный вариант). Результаты повторного исследования экспериментальной группы - приложение 16, контрольной группы - (приложение 11). Представим полученные результаты в таблице.

Таблица 6 - Результаты проведения диагностики уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустина, модифицированный вариант) (контрольный этап)

Ниже среднего

Учащиеся МБОУ СОШ № 1

Анализ таблицы 6 показывает, что в целом ученики обладают высоким уровнем нравственного поведения, и небольшая группа учеников - средним уровнем. Низкого уровня нравственного поведения нет не у кого. Представим полученные результаты в виде диаграммы.

Рис. 6.

Анализ рисунка 6 показывает, что у детей существенно изменились показатели: большинство учеников показали высокий уровень нравственной воспитанности (65 %), средний уровень всего - 35 %.

Класс в целом показал хороший рост показателей, ученики стали более ответственными, лучше понимают нравственные и этические правила поведения.

Полученные результаты исследования формирующего этапа позволяют сделать вывод об успешности проведенной работы и необходимости проведения с младшими школьниками формирующих занятий и использования комплекса мероприятий по воспитанию нравственной сферы. После проведения занятий обе группы значительно улучшили свои показатели, ученики стали более ответственными, стали уважать труд и понимать зачем надо трудиться, более дружелюбными и общительными. В учениках воспитывалась отзывчивость и доброта и именно на эти качества были направлены ряд занятий. Полагаем, что предлагаемый комплекс занятий следует рекомендовать учителям начальных классов и психологов для использования их в педагогической практике.

Для того, чтобы оценить эффективность предложенного комплекса занятий по нравственному воспитанию детей, нами были повторно опрошены учителя начальных классов МБОУ СОШ № 1 р.п. Ср. Ахтуба (приложение 12). Практически все педагоги отметили, что состояние нравственной сферы детей после проведения формирующих занятий изменилось в лучшую сторону. Они отметили, что ученики стали более дружелюбны, научились помогать друг другу.

Все опрошенные учителя сказали, что считают предложенный комплекс занятий эффективен и они будут использовать его в своей практике. Более того, некоторые педагоги отметили, что данный комплекс вполне можно применять и последующем, так как он позволяет формировать наиболее необходимые нравственные качества учеников.

Таким образом, гипотеза о том, что реализация условий программы воспитания нравственности, содержащиеся в разработанном комплексе мероприятий, способствует повышению уровня нравственного воспитания детей, полностью подтвердилась.

Методическая разработка на тему «Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности»

Выполнили: Уразгильдина И.Н., Якимова О.П.- учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Основная педагогическая цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

формирование основ российской гражданской идентичности;

воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

формирование патриотизма и гражданской солидарности;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

формирование отношения к семье как основе российского общества;

формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла. Занятия в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка. Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:
- чтение, рисование, художественный труд; - слушание музыки и размышления о ней, сольное и хоровое пение;

Комплекса занятий во внеурочное время.

В нашей школе во внеурочной деятельности используется программа по духовно- нравственному воспитанию «Час нравственности».

Цель программы «Час нравственности» : гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Задачи программы:

Помочь ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нём.

Подготовить младшего школьника к вхождению в социум.

Сформировать у младшего школьника осознанное волевое поведение.

Пробудить самостоятельное логическое мышление.

Развить общую культуру ребенка.

Основные способы и формы работы с детьми.

Среди форм, используемых в рамках курса используется доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно-ролевой играх, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование. Стержнем всех занятий является деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Учитель только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности.

Ожидаемые результаты.

На занятиях данной программы, которые тесно переплетаются с уроками литературы, русского языка, окружающего мира и даже математики, младшие школьники узнают такие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие.

Младшие школьники учатся находить причины возникновения конфликтной ситуации и пути ее решения, начиная с самой мелкой ссоры в классе, семейной ссоры до разногласий между различными слоями общества и войн между государствами.

В ходе занятий дети учатся сопереживать, не быть равнодушными, они остро реагируют на возникшие в мире конфликтные ситуации

Регулятивные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные : Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

К концу IV класса - это творческая личность, которой присуще стремление к постоянному обогащению внутреннего мира; умение проявлять терпимость, умение уживаться с другими людьми; с потребностью в охране и защите своего здоровья и всего живого; владеющей коммуникативными способностями и развитым чувством патриотизма.


Учебно-тематический план

1 класс

п/п


2 класс

п/п


3 класс

п/п

4 класс

п/п

Мы, учителя МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары Уразгильдина И.Н. и Якимова О.П., работаем в 1-ых классах данной школы. В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать : 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Правила вежливости и красивых манер. 3. Заповеди и соответствующие притчи. Уметь : 1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. 2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах. 3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими. 4. Быть доброжелательными. 5. Соблюдать заповеди. 6. Сострадать животным, не обижать их. 7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома. 8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради. 9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию. Предлагаем вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия «Мир добрых дел».

Мир добрых дел.

Цели занятия : на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло», воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей, формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД, учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Регулятивные универсальные учебные действия направлены на

планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действия, операций, действий по плану; контролю процесса и результатов деятельности детей. К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания. Оборудование: картинки к уроку, интерактивная доска, музыкальное сопровождение.

Ход урока: 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. - Дорогие ребята меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Звучит песня «Дорогою добра». Ребята встают около своих рабочих мест и подпевают. -О чем эта песня, ребята? 2.Актуализация знаний. -Доброта! Какое древнее слово! Уже много лет люди спорят о том, нужна она или нет? Полезна она или вредна? Люди спорят, люди страдают, от того, что доброты в их жизни не хватает! - Скажите, что по-вашему означает слово Доброта? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?
Выслушиваются ответы детей.
- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты. - Ребята, представим,что к нам на урок пришел ДОКТОР добрых наук. Он делает злых людей добрыми, а добрых еще добрее! Вот он хочет у вас узнать, где живет доброта? (ответы детей) Сейчас послушаем ученика, может он нам об этом расскажет? (Учение читает стихотворение наизусть) В доме добрыми делами занята Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час, Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера. И откуда, спросишь ты, в доме столько доброты? -Так, где же мы найдем доброту? (ответы детей) - Прежде всего, в наших сердцах, делах, поступках и наших словах! Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому ДОКТОР добрых наук приглашает нас в город вежливости. Разминка
- Растает даже ледяная глыба.От слова теплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый.Говорит, встречаясь…. (здравствуйте) Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании.На прощанье говорят …(до свидания)
- Давайте будем заботиться о своем мире, не позволять ему зарастать сорняками, а будем наполнять его солнечным светом, добрыми словами и делами. 3.Построение проекта

Давайте и мы вместе с нашим ДОКТОРОМ сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Составим картину.

На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленный из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая картина.

- Как назовем эту картину? (« Как прекрасен этот мир », « Добро победило зло »).

- А каких сказочных героев мы пригласим в наш добрый мир?

Игра: «Добрый - злой».

Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.

(Иван–царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси–Лебеди, Баба–Яга, Золушка, Морозко, Мальвина,)

4.Реализация построенного проекта.

- Как вы думаете, ребята, чего на земле все-таки больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать слова, которые на доске? В первый столбик будем класть слова «зло», а во второй «доброта».

(Зависть, жадность, вежливость, ласковый, война, ложь, мир, грубость, правда, красота, радость, счастье, взаимопонимание и т.д.)

- В каком столбике больше слов? Вот видите, ребята, как можно победить зло.

Так и в жизни: капелька добра, сливаясь, превращается в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек после себя оставляет добрый след.

Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.

5.Закрепление. - Определите, добро или зло произошло в одном из рассказов В. Сухомлинского. Чтение рассказа учителем: «Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации росли вот такие цветы и острые-острые колючки. А над акацией летает яркая бабочка. - Ой, как ей страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет? Зоя подошла к акации и сломала одну колючку, затем еще одну, и еще одну. Мама увидела и спрашивает: «Что же ты делаешь, Зоя? Зачем ты колючки ломаешь?» - А чтобы бабочка не укололась,- ответила Зоя.»
- Как вы оцениваете поступок Зои? - Подумайте, добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке? - Как бы вы поступили в таком случае? - Какие добрые дела может сделать человек? Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. Научитесь от всего сердца дарить добро, не ожидая выгоды или ответа взамен. Если вы научитесь дарить добро - вы богатый человек! 6.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

-Что больше всего запомнилось вам сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня? А где нам пригодятся эти знания? Как мы теперь будем поступать в подобных случаях? Я хочу вам подарить солнышко. Это солнышко – доброта. Она нужна и вам, и вашим мамам и папам, вашим бабушкам и дедушкам, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел, которые сделают нашу планету Земля еще прекрасней. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово! Давайте поблагодарим друг друга за прекрасный урок! Дети встают и говорят «БЛАГОДАРИМ!».


Список литературы

    «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя» (А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.): под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - М.: Просвещение, 2011. 25 с. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

Приложение

Задания к урокам доброты (1 класс)

1. Выбери нужные ответы и подчеркни его. Доброжелательность - это: доброе отношение к окружающим, желание им помочь; желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу; желание и стремление оказать помощь любому человеку; умение ничего не делать; нежелание быть добрым. 2. Закончи предложение. Доброжелательный человека всегда __ . Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ . 3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим. Назови сказку. Назови добрых героев. Назови недобрых, Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми. Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка». Фея - добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал. Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение) _______________ Сделай рисунки к сказкам. 4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому. 5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев. 6. Вычеркни лишнее: желать добра сочувствовать сопереживать воровать 7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный. 8. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своѐ красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д. 9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.

Рассказать друзьям