Конспект НОД Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвет, форма, величина, …). «формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкол

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Развитие сенсорного восприятия детей в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего...»

Развитие сенсорного восприятия детей в условиях реализации ФГОС посредством

формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта

окружающего мира

Кулькова А. А.

Кулькова Анна Александровна / Kul’kova Anna Aleksandrovna - воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение,

Детский сад № 178, г. Иваново

Аннотация: в статье рассматриваются основные формы и методы работы по развитию мышления

детей дошкольного возраста в условиях дошкольной организации. Автор делает анализ имеющихся теоретических знаний о взаимосвязи развития мышления и накопления сенсорного опыта детей.

Ключевые слова: дошкольный возраст, мышление, сенсорное восприятие, ФГОС, дошкольная образовательная организация.

В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой и практикой новые, динамичные задачи. В связи с этим принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором заложен значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.

В п.2.6. ФГОС ДО прямо указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: а) социально-коммуникативное развитие; б) познавательное развитие; в) речевое развитие; г) художественно-эстетическое развитие; д) физическое развитие».



Достижение этих пяти задач развития и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучения и воспитания малышей. И в первую очередь через сенсорное развитие ребёнка.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в ДОО и для различных направлений трудовой деятельности. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками– многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирование различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающего мира: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, положение в пространстве и т.п.) В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер, и влечёт за собой развитие таких его форм как, наглядно-образное и символическое мышление, которые тоже опираются на опыт практических действий малыша.

Возникновение и развитие речи ребёнка происходит, в совместной со взрослыми предметной деятельности. На ее основе зарождается процессуальная игра. Благодаря развитию предметных действий и речи в игре ребенка появляются игровые замещения. Становление игровых замещений дает начало сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка.

В свою очередь, в сюжетно-ролевой игре создаются условия для развития самостоятельности и целеустремленности ребенка. Результаты (победы и поражения) в сюжетно-ролевой игре и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я.

Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности. Требуется обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста.

Для детей третьего года жизни (при создании необходимых условий) характерен ускоренный темп сенсорного развития. В этот период сенсорное воспитание является основной линией развития, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Ребенок интенсивно накапливает впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, связывается с конкретными предметами и явлениями.

К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Малыш теперь стремится к достижению определенной цели, получению правильного результата. Ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата. Для этого целесообразно использовать такие игры и игрушки, действиями с которыми предполагают наличие образца: фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определенный предмет (машину, слоника, собачку и пр.);

всевозможные мозаики или пазлы; кубики или простые конструкторы.

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Начиная с 3 лет, основное место в сенсорном воспитании детей, занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

Человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов.

Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность. В детском возрасте восприятие начинает постепенно оформляться в самостоятельный процесс.

У дошкольников знакомые предметы не вызывают у них длительных мыслительных процессов:

сразу же взглянув на предмет, дают ему название, и на этом обследование предмета заканчивается. Но зато новый, неизвестный предмет вызывает у ребенка любопытство, желание его пощупать, понюхать и попробовать на вкус .

Здесь происходит переход от манипуляций с предметом к его внутреннему познанию. Зрительное восприятие постепенно становится основным средством через наблюдение. Условием является содержательная деятельность ребенка, где появляется возможность сосредотачивать внимание на свойствах предметов, тем самым помогая освоить эти предметы. В этой деятельности формируются способности и умение детей выделять качества, свойства, умение определить форму, материал, цвет, величину, положение в пространстве и т.д. Сенсорные эталоны – это системы геометрических форм, шкала величин, спектр цветов, система фонем родного языка и т.д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком .

Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Поэтому освоение ребенком сенсорных эталонов позволяет ему самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт.

Таким образом, восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы.

Сенсорное воспитание необходимо осуществлять с первых дней жизни ребенка. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития; развивает наблюдательность; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения, внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности; обеспечивает освоение сенсорных эталонов Итак, организация педагогической работы по развитию восприятия в процессе сенсорного воспитания детей включает игровые упражнения, направленные на развитие восприятия цвета, формы, величины.

Работа по развитию восприятия должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед), игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др.), трудовую деятельность, прогулки. Другими словами восприятие должно сопровождать всю непрерывно-непосредственную образовательную деятельность, тем самым обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей.

Литература

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение.

2. Пилюгина Э. Г. Занятие по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада.-М., 1983.

Похожие работы:

«ПАМЯТКА для педагогов по профилактике суицида среди детей Суицид намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживани...»

«БАБИЧ И.А. Уроки музыки в начальной школе для детей с расстройствами аутистического спектра Из практического опыта работы учителя музыки У роки музыки как в общеобразоваВ Центре психолого-медико-социальтельной, так и в коррекционной ного сопровождения детей и подростков, нача...»

Светлана Меженина
Конспект НОД Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвет, форма, величина, …)

Интеграция образовательных областей : «Социально – коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие»

Задачи :

Формирование умений обследовать предметы , выделяя величину , включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним;

Формирование умений называть свойства предметов : большой, маленький;

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами , имеющими одинаковое название (большой мяч – маленький мяч) ;

Развитие умения различать количество предметов : много – один (один - много) ;

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры простого содержания;

Формирование умений отвечать на вопросы, повторять несложные фразы;

Воспитывать желание слушать стихотворения, сопровождать чтение поэтических произведений игровыми действиями.

Планируемые результаты :

Различать один и много предметов .

Может образовать группу из однородных предметов .

Общается в диалоге со взрослыми.

Слушает доступные по содержанию стихотворения.

Эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым , подражать его действиям, принимать игровую задачу.

Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей.

Приемы работы :

Художественное слово;

Показ и объяснение способов выполнения действия;

Самостоятельное выполнение действий;

Вопросы;

Показ игрушки;

Повтор ребёнком слов, фраз за воспитателем;

Поощрение;

Включение движения рук по предмету ;

Подвижные игры;

Самостоятельное выполнение действий.

Материалы : корзина с большими и маленькими мячами (для каждого ребёнка) ; две коробки разной величины ; музыкальное сопровождение; звуковоспроизводящее оборудование.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность детей

Воспитатель читает стихотворение и отбивает от пола мяч.

По мячу ладошкой бьём

Дружно, весело вдвоём.

Мячик, мячик, мой дружок,

Звонкий, звонкий, звонкий бок.

По мячу ладошкой бьём

Дружно, весело вдвоём.

Мяч бросаю и ловлю.

Я с мячом играть люблю.

Е. Железнова

Воспитатель показывает детям мяч.

Дети, что это?

Сколько у меня мячей?

Воспитатель показывает детям на большие и маленькие мячи, лежащие в корзине.

Посмотрите, что лежит в коробочке?

Посмотрите, мячи в корзине большие и маленькие. Вот это маленький мяч. Я беру его и зажимаю в ладошке. Мяч спрятался в ладошке.

Какой по величине этот мяч ?

Возьми, Арина, мяч двумя ладошками. Спрячь его в ладошках!

У Арины в руках маленький мяч. Арина, какой по величине этот мяч ?

Ребята, какой по величине мяч спрятался у Арины в ладошках?

Дети, покажите ладошками, какого размера маленький мяч.

Воспитатель показывает большой мяч.

Вот это большой мяч. Максим, возьми его ладошками.

Спрятался большой мяч в ладошках?

Не получается спрятать мяч в ладошках. Мяч большой, он не помещается в ладошках. Обними мяч руками.

Какой по величине этот мяч ?

Покажите все руками, какой большой мяч.

Дети сидят на стульчиках полукругом

Ответы детей – мяч

(много)

Ответы детей. (мячики)

Индивидуальные и хоровые ответы детей.

Ответ ребёнка – Маленький

Маленький

Индивидуальные и хоровые ответы детей

Дети соединяют кисти рук в форме шара .

Ответ ребёнка – нет.

Ребёнок берёт мяч двумя руками и прижимает к себе.

Индивидуальные и хоровые ответы детей. (большой)

Дети соединяют руки кольцом перед собой, показывая размер мяча.

Сортировка мячей по величине

Ребята посмотрите, у меня есть две коробочки : большая и маленькая.

Какая по величине эта коробочка ?

А это какая коробочка?

Давайте в большую коробочку положим большие мячи, а в маленькую – маленькие.

Я беру мяч и кладу его в большую коробку. В какую коробку я положила большой мяч?

Даша, возьми один мячик.

Какой по величине мяч взяла Даша ?

Положи его в коробку. В какую по величине коробку ты положишь мяч?

Это большая коробочка.

Это маленькая коробочка

В большую

Маленький

В меленькую

Хоровые и индивидуальные ответы детей.

Воспитатель с детьми сортирует мячи по величине , раскладывая их в большие и маленькие коробки. При этом воспитатель побуждает детей употреблять в речи словосочетания «большой мяч» , «маленький мяч» , «большую коробку» , «маленькую коробку» , используя индивидуальные и хоровые ответы малышей.

Когда дети разложат мячи, воспитатель показывает пустую корзинку.

Сколько мячей в корзине?

Каждый взял по одному мячу, и в корзине ни одного мяча не осталось. Мы разложили мячи в разные коробки : большие мячи положили в большие коробки, а маленькие – в маленькие.

Молодцы, у вас всё хорошо получилось.

Давайте сейчас поиграем с маленькими мячами.

Ответы детей

Давайте поиграем.

Малоподвижная игра «Соберём мячики»

Воспитатель показывает на мячи в коробке, легко подбрасывает один мяч над коробкой и читает стихотворение.

Ты поймай мой яркий мяч

И отдай его, не прячь.

Мячик, прыгай, не спеши

И детишек посмеши.

Н. Пикулева

Воспитатель произносит : «Раз! Два! Три! Мячи лови!» - и просит детей считать вместе с ней.

Звучит музыка. Воспитатель высоко подбрасывает мячи вверх, они рассыпаются по всей комнате.

Дети повторяют слова за воспитателем.

Дети собирают мячи и приносят воспитателю.

Публикации по теме:

Формирование первичных представлений о семье у детей 5–6 лет в деятельности педагога-психолога Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа.

«Формирование первичных представлений о свойствах и качествах предметов в процессе образовательной области «Речевое развитие» Тема моей публикации «Формирование первичных представлений о свойствах и качествах предметов в процессе образовательной области «Речевое.

Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру сделанную своими руками по сенсорному развитию для детей раннего возраста (цвет, форма, величина,.

Формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира через экспериментальную деятельность. Федеральные.

Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними.

Развитие»
«Познавательное
Образовательная
Основные цели и задачи:
Формирование элементарных математических представлений. ФЭМП,
первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов
окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени.
Содержание психолого – педагогической работы:
Количество и счет. Дать детям представления о том, что множество
(«много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов
разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя
их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не
прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков,
одни – красного цвета, а другие – синего; красных кружков больше, чем
синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков
поровну».
 Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными
приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить
каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой
группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным
предметам, например: «Один, два, три – всего три кружка». Сравнивать
две группы предметов, именуемые числами 1­2, 2­2, 2­3, 3­3, 3­4, 4­4, 4­
5, 5­5, и т. д.
 Формировать представления о порядковом счете, учить правильно
пользоваться количественными и порядковыми числительными,
отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором
месте?».
 Формировать представления о равенстве и неравенстве групп на основе
счета: «здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек
больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем, и т. д.».
 Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к
меньшей группе один 9 недостающий предмет или убирая из большей
группы один (лишний) предмет.
 Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать,
приносить определенное количество в соответствии с образцом или
заданным числом в пределах 20.
 На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп
предметов в ситуациях, кода предметы в группах расположены на
разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам,
по форме расположения в пространстве.
Величина. Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине
(длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать 2 предмета по толщине
путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу;

отражать результаты сравнивания в речи, используя прилагательные (длиннее
– короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные (одинаковые)
по длине, ширине, высоте, толщине).
 Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная
лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего.
 Устанавливать размерные отношения между 3­5 предметами разной
длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной
последовательности – в порядке убывания или нарастания величины.
Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные
отношения предметов (эта (красная) башенка – самая высокая, эта
(оранжевая) –пониже, эта (розовая) – еще ниже, а эта (желтая) –
самая низкая).
Форма. Развивать представлении детей о геометрических фигурах: круге,
квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые
признаки фигур с помощью зрительного и осязательного – двигательного
анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и
т.д.).
 Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом,
квадратом, треугольником. Учить различать и называть
прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
 Формировать представления о том, что фигуры могут быть разных
размеров: большой – маленький куб шар, квадрат, треугольник,
прямоугольник.
 Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими
фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно, дверь –
прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве. Развивать умение определять
пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении
вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами
положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от
меня дверь, слева – окно, сзади на полках игрушки).
Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях
суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день –
вечер – ночь).
 Закрепить значение слов «вчера», «сегодня», «завтра».
 Ознакомить с часами.
Развитие познавательно – исследовательской деятельности. Развитие
познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в
окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности
познавательной мотивации; формирование познавательных действий,
становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о

свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др).
 Развитие восприятия, внимание, памяти, наблюдательности,
способности анализировать, сравнивать, выделять характерные,
существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
умения устанавливать простейшие связи между предметами и
явлениями, делать простейшие обобщения.

Познавательно – исследовательская деятельность. Продолжать
знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов
с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать
осваивать персептивные действия. Формировать умение получать сведения
о новом объекте в процессе его практического исследования.
 Формировать умения выполнять ряд последовательных действий в
соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.
учить понимать и использовать в познавательно – исследовательской
деятельности модели, предложенные взрослым.
Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных
видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким
кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования.
Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.
 Совершенствовать восприятие детей путем активного использования
органов чувств (осязание, слух, вкус, обоняние). Обогащать
чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в
речи.
 Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг,
треугольник, квадрат, прямоугольник, овал.
 Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь
путем прикосновения, поглаживания (характер ощущения: гладкое,
холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).
 Формировать образные представления на основе развития образного
восприятия в процессе различных видов деятельности.
 Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и
качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать
предметы по 3­4 качествам (цвет, размер, материал).
Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно –
исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее
результатов и созданий условий для их презентации сверстникам.
Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепление
представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать

предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей
(кубики, мозаика, пазлы).
 Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей
(«Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать
наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого
колечко?»).
 Помогать детям осваивать правила простейших настольно – печатных
игр («Домино», «Лото»).
Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным
миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета);
восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
 Формирование первичных представлений о многообразии
предметного окружения; о том, что человек создает предметное
окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей,
делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения
устанавливать причинно – следственные связи между миром
предметов и природным миром.
Содержание психолого – педагогической работы.
 Создавать условия для расширения представлений детей об объектах
окружающего мира. Рассказать о предметах, необходимых детям в
разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и
т.д.). расширять знания детей об общественном транспорте (автобус,
поезд, самолет, теплоход).
 Продолжать знакомить детей с признаками предметов, побуждать
определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о
материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса). Из которых
сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять
целесообразность изготовления предмета из определенного
материала (корпус машины – из металла, шины – из резины).
 Формировать элементарные представления об изменении видов
человеческого труда и быта на примере истории игрушки и
предметов обихода.
Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим
социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной
картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской
принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения,
патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о
планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов
мира.
Содержание психолого – педагогической работы.

 Расширять представления о правилах поведения в общественных
местах.
 Расширять знания детей об общественном транспорте.
 Формировать первичные представления о школе.
 Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком,
зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них
правилами поведения.
 Рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка), его
достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию
представления о государственных праздниках. Рассказать о
Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину
(пограничники, моряки, летчики).
 Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в
городе. Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер,
почтальон, продавец, врач и т.д.); расширять и обогащать
представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах
труда.
 Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.
 Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать
детям о самых красивых местах родного города (поселка), его
достопримечательностях.
 Дать детям доступные их пониманию представления о
государственных праздниках.
 Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу
родину.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и
природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно –
следственные связи между природными явлениями. Формирование
первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
Формирование элементарных экологических представлений. Формирование
понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь,
охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь
человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание
умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе,
желание беречь ее.
Содержание психолого – педагогической работы.
 Расширять представления детей о природе.
 Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками,
птицами.
 Знакомить детей с представителями класса пресмыкающих (ящерица,
черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы

продолговатое тело, у нее длинный хвост, который она может
сбрсить; ящерица очень быстро бегает).
 Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей,
бабочка, жук, божья коровка).
 Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и
др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и т.д.), грибах
(маслята, опята, сыроежки).
 Закреплять знание о травянистых и комнатных растениях (бальзамин,
фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула); знакомить со
способами ухода за ними.
 Учить узнавать и называть 3­4 вида деревьев (елка, сосна, береза,
клен).
 В процессе опытнической деятельности расширять представления
детей о свойствах песка, глины и камня.
 Организовать наблюдения за птицами, прилетающими на участок
(ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их.
 Закреплять представления детей об условиях, необходимых для
жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание).
 Учить детей замечать изменения в природе.
 Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения:
 Осень: учить детей замечать и называть изменения в природе:
похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды,
птицы улетают на юг. Устанавливать простейшие связи между
явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли
бабочки). Привлекать к участию в сборе семян.
 Зима: учить детей замечать изменения в природе, сравнивать
осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и
в уголке природы. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.
Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Расширять
представления детей о том, что в мороз вода превращается в лет,
сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к
участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на
лыжах, лепка поделок из снега.
 Весна: учить детей узнавать и называть время года; выделять
признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях,
появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные
растения. Формировать представления детей о работах, проводимых
в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и
всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветнике.

 Лето: расширять представления детей о летних изменениях в
природе: голубое чисто небо, ярко светит солнце, жара, люди легко
одеты, загорают, купаются. В процессе различных видов
деятельности расширять представления детей о свойствах песка,
воды, камней и глины. Закреплять знания о том, что летом созревают
многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают
детеныши.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Таким образом, проблема формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Целью нашей работы является формирование первичных представлений детей о свойствах предметов, развитие аналитического восприятия детей посредством дидактических игр.

В своей работе мы поставили следующие задачи:

  1. Создать условия для формирования первичных представлений о свойствах предметов.
  2. Формировать представления о свойствах предметов, пространстве и времени, причинах и следствиях.
  3. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами.
  4. Привлечь родителей в процесс формирования первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Наша работа строилась в три этапа.

  1. 1. Этап.

На первом этапе мы изучили педагогическую литературу, проанализировали исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

Идея использования сенсорных эталонов принадлежит А. В. Запорожцу. Эталоны рассматриваются как инструменты для осуществления перцептивных и опознавательных действий. «Эталоны опосредуют эти действия подобно тому, как практическая деятельность опосредуется орудием, а мыслительная – словом».

Основной нашей задачей было создание предметно-пространственной среды в группе.

При создании предметно-пространственной среды мы ориентировались на возрастные особенности детей.

При оборудовании окружающей среды мы руководствовались следующими принципами:

Информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования.

Полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

Педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников.

Трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Предметы обстановки группы подбирались таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину, материалов, гармонию окружающего мира. Много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Для развития мелкой моторики рук имеются специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки. Игрушки подобранны чистых цветов, чёткой, несложной формы, разных размеров.

  1. 2. Этап.

Основной этап работы заключался в выявления уровня знаний и представлений детей по данной теме.

Детям предлагались задания различного уровня сложности, например:

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики. (либо цветные полоски с более сложным спектром цветов-розовый, бирюзовый, фиолетовый).

3. Сложить матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета из убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 4-5 частей.

В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий:

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).

Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

Мы выяснили, что дети имеют не полное представление о форме, величине, не умели анализировать, сравнивать, обобщать, обследовать предметы, неохотно играли в дидактические игры, не соблюдали правила, некоторые дети даже затруднялись с названием основных цветов.

Опрос родителей показал, что не все родители уделяют должное внимание сенсорному развитию детей, из-за недостатка знаний по данной теме.

Исходя из полученных результатов, мы разработали систему дидактических игр:

Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел? », «Что, каким бывает? », «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный» и другие.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Из каких фигур состоит?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Волшебный поезд», «Чудесный мешочек», «Дострой дом», «Заштопай штанишки», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Чьи домики похожи?», «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие.

Дидактические игры и упражнения на формирование ориентировки в пространстве и времени.

«Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в левую (правую) руку», «Надень часики на левую руку», «Покажи правый карман», «Послушай, как бьется твое сердце», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку слева от себя», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку справа, слева», «Покажи, где у тебя голова, ноги, спина..», «Покажи, где у куклы голова, ноги, руки, грудь, спина», «Оденем куклу на прогулку», «Искупаем куклу», «Найди такую же игрушку по величине».

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку?», «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Подбери чашку к блюдцу», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Подбери одежду для кукол», «Строимся на зарядку», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд» и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Собери бусы», Разноцветное лото», «Цветные паровозики», «Назови оттенки цвета», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери себе соседа», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», «Украсим елочку», «Сложи радугу», «Полосатый коврик», «Спрячь мышку», игры с мозаикой и другие.

Дидактические игры и упражнения применялись как в качестве одного из методов проведения образовательной деятельности, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных детьми знаний и умений. Для того, чтобы работы велась в системе (от простого к сложному), мы составили перспективный план, распределив игры по месяцам. Например, сентябрь, дидактические игры «Цветные фоны», «Разноцветные шарики», «Закрой мышке окошко», «Подбери чашку к блюдцу», «Собираем ягоды», «Разложи шарики», «Разложи ягоды по тарелочкам). Октябрь, дидактические игры «Собери пирамидку», «Три квадрата», «Просеивание через сито». (Пример. в сентябре познакомили детей с игрой «Разноцветные шарики», детям необходимо было выбрать из многообразия цветных шаров только красные; затем когда дети легко стали справляться с заданием, правила игры усложнялись. Ребята находили круги красного цвета…. Большие, красные круги).

В октябре, предлагается задание «Три квадрата». Когда дети должны построить башню из квадратов в определенной последовательности: самый большой квадрат внизу, на нем – квадрат поменьше, и внизу – самый маленький. Когда дети усвоили ряд из 5 предметов, предлагается увеличить их численность (8 предметов – детям послабже, более сильным – 10 предметов).

Ноябрь. Далее, дети обучаются правилам соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. Проводится игра «Кто выше», в которой проводится инсценировка: куклы – девочки мерятся ростом. Предлагается разрешить проблемную ситуацию: можно ли верно определить кто выше, если одна из девочек будет стоять на полу, а другая на кубе. Разрешая ее, дети приходят к выводу о том, что для точности измерения необходима единая точка отсчета.

В игре «Достроим домики» дети подбирают для домиков крыши соответствующей ширины. На этом этапе вводится обучение различным параметрам величины, в частности, ширине предметов. Выделению параметров ширины способствуют так же игры «Путешествие на лесную поляну», где в пути приходится переходить через реки (узкую и широкую).

Знакомство с длиной предметов происходит в играх «Кто скорее свернет ленту», «Завяжем мишкам банты». В первом случае, дети в процессе игры замечают, что выигрывает тот, у кого лента короче, и, соответственно, проигрывает игрок, выбравший длинную ленту.

Чтобы познакомить детей с параметрами высоты проводится игра с мячом. Дети с удовольствием отыскивают мяч, расположенный на разной высоте, подбирают способы. Как достать его, если он лежит высоко. Когда рассмотрены все параметры величины, идет закрепление знаний на материале игр «Магазин» и «Что изменилось?» в магазине покупка выдается ребенку, если он правильно описывает загаданный им предмет (например, толстая книга, широкий бант и т.п.).

Для того, что бы все дети в полной мере усвоили материал, мы неоднократно повторяли уже пройденное, при этом либо усложняли задания, либо использовали новые материалы для иллюстрации.

Параллельно проводилась работа с родителями: индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания, анкетирования по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании. Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.

3 этап.

Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчленено воспринимать свойства предметов, они научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

Анкетирование родителей показало, что:

80% опрошенных отметили, что у детей улучшилось настроение утром и вечером, дети с удовольствием идут в детский сад;

все родители увидели положительные изменения в сенсорном развитии своих детей;

75% родителей отмечают, что дети стали более активными дома после посещения детского сада;

повысился уровень участия родителей с 55% до 70% в образовательном процессе детей;

90% родителей отметили, что у них повысился уровень компетентности в вопросах воспитания и развития малышей;

эффективными формами работы с родителями являются выставки, конкурсы (85%), индивидуальные консультации и беседы (60%), информационно-наглядная агитация (61%).

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.


Что такое объект Нас окружает множество объектов: деревья, дома, люди, машины, солнце, звезды, горы, озера и т.д. Эти объекты материальны и имеют форму. Но есть объекты, которые не имеют определенной формы: песок, вода, снег и другие. Объектом является также то, что создано в результате умственной деятельности человека: стихи, музыка, школьные сочинения, текст на компьютере, рисунки. Объектами являются природные явления: молния, радуга, затмение. Объект – некоторая часть окружающего мира, рассматриваемая человеком как единое целое.






Свойства и параметры объекта Произнося знакомое слово, мы мысленно представляем себе соответствующий образ объекта. А скажешь слово: «Листопад» - И листья желтые летят, И, словно, наяву, Ты видишь осень: Желтый сад И мокрую траву. А. Барто Рассмотрим объект «автомобиль». Чтобы его отличить от других объектов (не машин) надо перечислить его свойства. Выполните это самостоятельно и запишите в тетрадь в виде таблицы. Свойства объекта – это его характеристики, например, форма, цвет, вес, область применения.


Параметр объекта Свойство объекта, которое может быть представлено конкретным значением, называют параметром. Параметры, которые описывают количественные характеристики (вес, размер, возраст), называют величиной. Параметры, которые описывают качественные характеристики объекта (цвет, форма, вкус, материал), называются признаками Параметр – признак или величина, характеризующие какое-либо свойство объекта и принимающие различные значения




Действие как характеристика объекта Чтобы описать действия объекта, нужно ответить на вопрос: «Что он может делать?». Объекты могут выполнять действия самостоятельно или под воздействием других объектов. Объект Состояние 1 Объект Состояние 2 действие Если в выполнении действия участвуют два объекта, то один – производит действие, другой испытывает его воздействие. Действие – это смена состояния объекта




Последовательная смена состояний объекта, называется процессом Примеры процессов: Изготовление скульптуры из камня Движение автомобиля Приготовление пищи Информационные процессы (сбор, хранение, обработка и передача информации) Некоторым процессам человек дал названия: горения, старение, рост, строительство и т.д.


Процессы характеризуются Свойствами Параметрами Например, движение характеризуется: скоростью, продолжительностью, расстоянием. Формула, связывающая эти параметры S=V t Процесс Параметр Заполнение бассейна водой Количество воды за единицу времени Изготовление деталей Количество деталей в час Продажа товаров Количество проданного товара Параметры процессов


Среда существования объекта Среда – условия существования объекта Примеры среды существования Климатические зоны Земли – для каждой характерны температура, влажность, флора и фауна. Местожительства животных – живут в земле, воде, в лесу, в пустыне и т.д. У каждого объекта своя среда, в которой он существует. Среда существования влияет на объект, поэтому при смене среды существования объект меняет свои свойства



Рассказать друзьям