Как начинать закаливание новорожденного малыша. Правила и способы закаливания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

От трех до шести

Этот возраст называется дошкольным — раннее детство уже позади, начинается этап, предшествующий поступлению в школу.
Тем, кого родители начали закаливать с первых дней жизни, несомненно, будет легче учиться, им не придется пропускать занятия из-за частых насморков и ангин. Но и приступив к закаливанию ребенка в три-четыре года и даже в пять-шесть лет, можно успеть очень много.

В течение дня — обязательно!

В режим дня ребенка с той - же обязательностью, как еда, сон, прогулки, должны войти и закаливающие процедуры. Предлагаем следующее расписание.

  • Утром — воздушная ванна в течение 15 минут; из них 6-7 минут советуем делать гимнастику.
  • После воздушной ванны и гимнастики — умывание до пояса водой, температура которой 16-14 градусов, а если прежде водных процедур не проводили — 27 градусов.
  • До и после умывания — полоскание горла. В первые дни теплой водой — 36-33 градуса; через каждые 5 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее — каждые 7 дней. Бели ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше даже полоскать горло водой более теплой — на один градус выше, чем до заболевания.

Самое благоприятное время для солнечных ванн — от 8 до 11 часов, длительность до 30 минут, но в два приема. Полежал ребенок 5-15 минут на солнышке, потом отдохнул в тени и снова на 5-15 минут — под прямые солнечные лучи.

Закаленному ребенку можно утреннее умывание до пояса заменить общим обливанием или душем; или, встав с постели, пусть умоется и вымоется до пояса, а обливание сделайте после солнечной ванны.
Ножные контрастные ванны — после дневного сна.

Эту процедуру можно заменить обливанием ног. Начальная температура воды — 28 градусов, понижая ее каждые 8-4 дня (для ослабленных детей — каждые 7 дней), довести до 16 градусов.

Все закаливающие процедуры лучше проводить утром и днем, около 9 и 15 часов. Исследования показали, что в это время суток у детей дошкольного возраста лучше развиваются приспособительные реакции к колебаниям температуры.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.
2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Вместе с мамой и папой

Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того, чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам. Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе!

Специальными наблюдениями установлено, что у детей, которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.

К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.

Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста — катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде — от 15 до 30 минут.

Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить: следите, чтобы он сам подымался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.

С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах; вначале — правильно стоять на них, затем — ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.

Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься — по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут).

Купание и плавание

Купание в открытом водоеме — наиболее эффективная закаливающая процедура. Многие родители сейчас с успехом учат плавать в домашней ванне грудных младенцев. Детей раннего возраста обучают плаванию в бассейнах детских поликлиник. Но если ваш ребенок не стал пловцом, используйте лето, чтобы научить его держаться на воде.

Конечно, малыш может начинать купаться при температуре воздуха не ниже 25 градусов (если он закален — не ниже 24), в безветренные дни и только в чистом водоеме, с пологим песчаным берегом, где нет коряг, водорослей, камней. Научите его спокойно входить в воду, не бояться открыть глаза в воде. Пусть поиграет с мячом, пробует окунуться, а вы, стоя рядом, помогите ему сохранить равновесие. И следите — не холодно ли ему? Если появилась «гусиная кожа» — сейчас же на берег, вытереться и согреться на солнышке!

После первого знакомства с водой уже возможны игры-задания, подготавливающие к плаванию.

«Достань». Ребенок должен быстро отыскать игрушку или камень, положенный на дно (на мелководье, конечно).
«Кто скорее». Войти в воду по пояс, повернуться лицом к берегу и по команде быстро выбежать на берег.
«Кто выше». Присесть и выпрыгнуть из воды как можно выше.
«Спрячься под воду». Окунуться с головой, не зажимая носа и рта руками.

Предварительно объясните ребенку, как правильно дышать в воде. Пусть он, сделав короткий вдох, опустит лицо в воду и медленно выдыхает через рот, как будто дует на горячий чай, но так, чтобы на поверхности воды образовались маленькие пузырьки. На счет «раз» вдох над водой, на «два, три, четыре, пять» — выдох в воду. Повторив это упражнение 12-16 раз, можно приступить к следующему этапу подготовительных упражнений.

«Полоскание белья». Войти в воду, чтобы она была чуть ниже пояса, поставить ноги врозь, нагнуться, опустить руки в воду и проделать ими движения влево-вправо, вперед-назад.
«Мельница». Грести руками в воде: одна рука гребет, другая проносится по воздуху.
«Поплавок». Стоя в воде, сделать вдох, задержать дыхание, присесть, погрузившись под воду, обхватить руками колени, а подбородок прижать к груди. Вода вытолкнет ребенка на поверхность.
«Медуза». После того, как малыш научится делать «поплавок», выполнив это упражнение, развести руки и ноги в стороны.
«Ножницы». Сесть у берега в мелководье и двигать выпрямленными ногами вверх-вниз.
Если в течение нескольких дней ребенок освоится с этими упражнениями и делает их с удовольствием, попробуйте положить его грудью на резиновый круг, руки вытянуты вперед. Ударами ног по воде сверху вниз поддерживается равновесие, и ребенок плывет. Вначале — не погружая лица, потом уже выдыхая в воду, а для вдоха поворачиваясь лицом в сторону.

Следующий этап — научиться лежать на спине. Пусть стоя спиной к берегу, ребенок медленно присядет, так, чтобы подбородок касался воды, вытянутыми в стороны руками поддерживает равновесие и натает затем отклонять голову назад, погружая затылок в воду и постепенно принимая лежачее положение. Помогая себе движениями кистей рук, он будет лежать на воде.

Если это сразу не получается,— не беда, на первых порах слегка поддерживайте начинающего пловца.

Остается научиться скользить на груди. Войдя в воду, ребенок должен повернуться лицом к берегу, присесть, вытянуть руки ладонями вниз и, сделав вдох, оттолкнуться от дна. Покажите ему, как можно в положении, напоминающем стрелу, проплыть к берегу; затем научите его делать попеременные греб» руками и быстрые движения ногами.

Терморегуляционные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, до более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта. Хотите, чтобы ваш ребенок рос крепким,— применяйте весь комплекс, о котором мы рассказали!

Если вы закаляете ребенка не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом и на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным: в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.

Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно — надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной — и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется.
Напоминаем, это процедура сильнодействующая, и начинать с нее закаливание нельзя.

Осторожность, постепенность, систематичность — три принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка.

При использовании материалов статьи обязательна активная гиперссылка на источник -

Лучший способ защитить малыша от простуды и укрепить иммунитет - это закаливание. В современном мире еще не придумали средства более эффективного. Закаленному ребенку не страшны ни холод, ни ветер, ни резкий перепад температур.

  • не требует материальных затрат,
  • проводится в любое время,
  • не нуждается в специальных условиях,
  • не требует предварительной подготовки,
  • не занимает много времени,
  • доступно каждому,
  • не имеет возрастного ограничения.

Зачем нужно закаливание

Закаливание тренирует иммунную систему. Иначе говоря, это комплекс процедур, направленных на подготовку организма к резко меняющимся условиям внешней среды. Каким именно: сильный ветер, сквозняк, мороз, дождь. При закаливании повышается устойчивость иммунитета к микроорганизмам: бактериям и вирусам.

Закаленные дети реже болеют и гораздо легче переносят заболевания.

С какого возраста начинать закалять ребенка?

Закалять малыша начинают с первых дней появления на свет. Подмывая, купая, переодевая младенца, родители и не подозревают, что тем самым тренируют его терморегуляцию.

Нужно сказать, что ребенок появляется на свет уже подготовленным к внешним природным условиям. Но чересчур заботливые мамочки и бабушки нарушают эту естественную способность, чрезмерно кутая в одежки и опекая.

Чем раньше начать, тем лучше. Но это не значит, что если ребенку исполнилось три - пять годиков, то закаляться поздно. Начинать можно в любом возрасте. Соблюдая принципы и правила закаливания, вы добьетесь такого же результата, как если бы занимались с рождения.

Принципы закаливания

Часто, определяющим фактором закалять или нет ребенка, является психологическая неготовность родителей. Убирайте все страхи и сомнения. И вперед, к здоровому образу жизни!

  1. Хорошее настроение. Это важно! Закаливание принесет пользу, если малыш будет настроен позитивно. Лучший способ этого добиться - поиграть с ним.
  2. Регулярность. Процедуры нужно проводить постоянно. Перерывы ведут к ослаблению адаптационных механизмов. У малышей до года пропуск в 5-7 дней приводит к исчезновению эффекта.
  3. Постепенность. Увеличивать дозировку следует понемногу. Резкое изменение приводит организм в шоковое, стрессовое состояние.
  4. Индивидуальный подход. Если ребенок болен или после больничного, с закаливанием нужно подождать. Детей со слабым иммунитетом закаляют по индивидуальному графику, щадящему.
  5. Учет возрастных особенностей. Каждому возрасту соответствует ограничение по продолжительности закаливающих процедур и диапазон допустимых температур. Не переусердствуйте!

Закаливание воздухом

Самый доступный способ. Применяют с рождения. И первое, с чего нужно начать - перестать кутать младенца.

Снимаем лишнюю распашонку. Дополнительная одежда приводит к тому, что адаптивные механизмы ребенка ослабевают. Его организм привыкает к «тепличным условиям», и малейшее понижение температуры приводит к переохлаждению.

Регулярное проветривание. Проводят с момента рождения. Летом форточки должны быть открыты постоянно. Сквозняки не допускаются. для малыша +20-+22°С.

В холодное время года комнаты проветривают по 15 минут 5-6 раз в день. Делают это в отсутствие ребенка. Лучший эффект дает сквозное проветривание.

Воздушные ванны. Проводят с первых дней появления на свет. При переодевании новорожденного малыша оставляют на 2-3 минуты голышом. Раз в две недели увеличивают время на 1-2 минуты. К полугоду допустимо 10 минут. После шести месяцев время увеличивают до 15 минут. Воздушные ванны делают 2-3 раза в день при комнатной температуре.

Различают ванны теплые (+20°С), прохладные (+17-+ 19°С) и холодные (+15°С).

  • 0-3 года применяют теплые,
  • 3-4 года делают прохладные,
  • 5-6 лет допускается применение холодных ванн.

Данная процедура проводится в сочетании с физической нагрузкой. Новорожденным деткам мама делает зарядку или массаж. С детьми постарше желательно поиграть (например, в мячик), сделать несложные упражнения или дать возможность подвигаться (попрыгать, побегать).

Прогулки. При хорошей погоде гуляют после выписки из роддома. Летом от 20 минут и более. Места для прогулок лучше выбирать вдали от проезжей части. Если есть возможность, гуляйте на природе: в лесу, на полянке, в тени аллеи.


Осенью, зимой, холодной весной в безветренную погоду гулять начинают от 15 минут, постепенно увеличивая время до 1-1,5 часа. Грудным детям допускаются прогулки не ниже -10°С.

Ребенку дошкольного возраста летом находиться на улице нужно как можно чаще. Зимой позволительно гулять до -15°С, продолжительность 1-2 часа.

И груднички, и дошколята должны бывать на улице два раза в день: в первую половину дня и после обеда.

Прогулки при неблагоприятных условиях. Хороший закаливающий эффект дают прогулки при любой погоде. Начинают их после 1,5-2 лет. Ребенка выводят в пасмурную, ветреную погоду на 3-5 минут. При этом малыш должен активно двигаться, чтобы не замерзнуть. Лишние кофточки не одевают.

С дошкольником (3-6 лет) допускается гулять и в небольшой дождь, и в снегопад, и ветер. Главное правило - постепенно увеличивать время пребывание до 15-20 минут, и следить за состоянием ребенка (чтобы не перегревался и не переохлаждался).

Закаливание водой


Особую радость детям доставляют водные процедуры. Кроме того, что это полезно для иммунитета, вода обладает еще и успокаивающим свойством.

Умывание. Делают с рождения. Изначально температуру воды берут +28°С. Постепенно (раз в 2-3 недели) ее понижают на 1-2°С, к полугоду доводят до +25°С, к году до +20°С.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Умывание проводится ежедневно по утрам, перед сном и по необходимости. Малышу протирают сперва личико, затем ручки.

Детям дошкольного возраста температуру воды снижают:

  • 3-4 года - до +18°С
  • 5-6 лет - до +16°С

Обтирание. Начинают с 6 месяцев. Для этого берут мягкую рукавичку (или полотенце) и смачивают в воде +35°С. Обтирают ребенка в последовательности: ручки, ножки, спину, грудь и животик. После, насухо вытирают. Каждые 2 недели температуру понижают на 1-2 градуса и доводят до +28°С.

Обливание:

  1. Общее обливание. Делают с рождения. Каждый раз после купания малыша приподнимают над ванночкой спинкой вверх и поливают водой на протяжении нескольких секунд. Главное правило - температура воды должна быть на пару градусов меньше, чем в ванне.
  2. Местное обливание. Рекомендуется с 2-х летнего возраста. Малышу в течение 20-30 секунд поливают стопы. Изначально температуру воды берут +30°С. Раз в 2 недели ее снижают на пару градусов. В 4 года допускается температура +18°С, к 5-6 годам ее доводят до + 16°С.

Прохладный душ. После 3 лет общее обливание заменяют душем. Начиная с температуры в +35-+36°С, воду постепенно снижают до +26°С. Продолжительность - несколько секунд. После процедуры ребенка насухо вытирают и одевают.

Купание в открытых водоемах. Допустимо с раннего возраста. Купать малышей летом в реках, озерах, море можно при температуре не ниже +22°С воды. Начинают с 1-2 минут, планомерно увеличивая до 5-8.

Детям 3-5 лет допускается купание при температуре воды +19-+20°С, и увеличивают время до 10 минут.

Закаливание солнцем


Волшебное солнышко:

  • Предупреждает .
  • Оказывает противомикробное действие.
  • Повышает устойчивость иммунитета к простудным заболеваниям.

И дарит хорошее настроение!

Прогулки на солнышке. Дети грудного возраста в летнюю погоду гулять начинают с 2 минут под рассеянными лучами солнца. Постепенно (раз в 3-4 дня) родители увеличивают время на 1-2 минуты и доводят до 10-15.

Солнечные ванны. До года проводить не рекомендуют. Малыша раздевают до трусиков, и позволяют поиграть на солнышке.

Возраст/время:

  • 1-3 года - 5-10 мин.
  • 3-7 лет - 10-15 мин.

Желательно такие процедуры проводить вблизи источника воды. Хороший закаливающий эффект дают солнечные ванны в сочетании с обливанием. Сперва малыш греется под лучами солнца, затем его обрызгивают водой.

Закаливание проводится в первой половине дня до 11.00, и во второй - после 16.00. Когда солнце находится не на пике активности, дабы избежать ожогов. На ребенке обязательно должен быть головной убор.

В жару свыше +30°С закаливающие процедуры не проводят.

8 пунктов о закаливании ребенка

Другие способы закаливания

Закаляют как весь организм, так и отдельные его части: стопы ног, горло. Можно использовать предметы быта, например, вентилятор.

  • Закаливание сквозняком (или вентилятором). Начинают после 3 лет. Процедуру проводят при температуре воздуха +20-+22°С. Ребенка ставят на расстояние 6 метров от вентилятора в легкой одежде. Скорость движения лопастей минимальная. Начинают с 20 секунд, при этом малыш должен ворочаться, чтобы обдувание происходило со всех сторон. Постепенно (1 раз в 2 недели) увеличивают время и скорость прокрутки вентилятора;
  • Полоскание горла холодной водой. С 3 лет. Изначально температуру воды делают в +25°С. Каждые четыре дня ее снижают на 1°С, и доводят до 8°С. Ребенок должен набрать в рот воды и продолжительно произнести звук А-А-А. После чего выплюнуть. Процедуру повторяют несколько раз;
  • Босохождение. Практикуют с того времени как ребенок начал ходить. При температуре поверхности пола +18°С, малыш ходит в носочках. Через неделю носки снимают, и он бегает 3-7 минут босиком. Летом полезно ходить по песку, траве, камушкам.

Закаливание льдом

  • Рассасывание. Небольшой кубик замороженного отвара календулы или ромашки, кладут ребенку в рот и предлагают рассасывать как леденец. Через 30 секунд извлекают. Время каждые 4 дня увеличивают на 10 секунд и доводят до 2 минут. Это могут быть замороженные ягоды, сироп;
  • Протирание пяточек. Допустимо с трех лет. В течение нескольких секунд перед сном ребенку протирают стопы кусочками льда. После этого насухо вытирают и надевают носочки. Процедуру проводят 2 раза в день.

Интенсивное и контрастное закаливание

Все вышеперечисленные методы относятся к умеренному закаливанию. В основе которого лежит принцип постепенности. Но существуют и более экстремальные способы. Например, интенсивное и контрастное закаливание. В основе этих методов лежит резкая смена температуры с большим диапазоном, на короткий промежуток времени.

Интенсивное закаливание. Суть данного метода - кратковременное соприкосновение тела с морозом, снегом, ледяной водой.

К нему относятся:

  • Обливание водой крайне низких температур;
  • Обтирание снегом;
  • Окунание в прорубь зимой.

Это достаточно экстремальные способы закалки. Их не рекомендуется проводить с детьми дошкольного возраста. Хотя некоторые активные родители практикуют даже с грудничками достаточно удачно.

Контрастное закаливание. Более щадящая процедура. Оно основано на попеременной, резкой смене температур с большой разницей.

Например:

  • Окунание стоп то в теплую, то в холодную воду;
  • Контрастный душ.

Противопоказания

Признаки и заболевания, при которых закаливающие мероприятия не проводят:

  • Отрицательное отношение ребенка к процедурам;
  • Недомогание, температура выше нормы;
  • Признаки простуды;
  • Кишечные заболевания;
  • Повышенная возбудимость (гиперактивность);
  • Приобретенный (декомпенсированный) порок сердца;
  • Истощение организма;
  • Пониженный гемоглобин;
  • Заболевания эпидермиса (кожи);
  • Нарушения дыхательной системы.

Каждый родитель волнуются за собственное дитя, но порой эти страхи приносят больше вреда, чем пользы. Чтобы предупредить простуду, не надевайте лишние кофточки и штанишки, а тренируйте иммунную систему. Другими словами - закаляйтесь на здоровье!

Доктор Комаровский: закаливание детей

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Закаливание ребенка 2 лет является основным профилактическим мероприятием и важным методом повышения сопротивляемости организма ребенка к простудным заболеваниям. При этом нужно учитывать, что начинать закаливание необходимо только при условии, что ребенок здоров. Общим правилом в начале закаливания являются процедуры, требующие постоянного длительного применения. Желательно закаливание начинать с младенчества и продолжать всю жизнь.

Закаливание ребенка 2 лет является основным профилактическим мероприятием и важным методом повышения сопротивляемости организма ребенка к простудным заболеваниям. При этом нужно учитывать, что начинать закаливание необходимо только при условии, что ребенок здоров. Общим правилом в начале закаливания являются процедуры, требующие постоянного длительного применения. Желательно закаливание начинать с младенчества и продолжать всю жизнь.

Дело в том, что через две недели после прекращения закаливающих процедур возникает заметная деадаптация, а через два месяца все, что ребенок приобрел за период закаливания, он может потерять.

Самым распространенным видом закаливания является закаливание водой. Его необходимо проводить в комплексе с другими методами, в частности, со световоздушными ваннами и закаливанием солнцем.
Закаливание ребенка 2 лет водой нужно начинать летом или ранней осенью, в комнате при температуре воздуха в пределах 20-22°С. Летом, при теплой погоде, процедуру можно проводить на открытом воздухе (лучше в утренние часы).

Неотъемлемой процедурой так же являются влажные обтирания, которые можно начинать с двухмесячного возраста, пользуясь при этом махровым полотенцем или специальной варежкой из этой же ткани. Температура воды для детей раннего возраста должна быть не ниже 33-34°С, а в зимнее время - 34-35°С. В дальнейшем температура воды постепенно снижают на 1°С, доводя ее до 28-30°С.

В школьном возрасте можно снизить температуру воды до 18-20°С. После обтирания тело вытирают насухо, слегка растирая его до легкого покраснения. Через 1,5 месяца влажных обтираний можно переходить к обливанию, но только малышам старше одного года.

Проводить процедуру закаливания также можно во время гигиенической ванны.
Детям до 6-ти месяцев их проводят два раза в неделю, затем обливают водой на 1-2°С ниже гигиенической ванны, и постепенно снижают температуру воды для обливания до 24-25°С.
Детям старше одного года проводят обливание с температурой воды на 1-2°С ниже, чем при обтирании, постепенно снижая до 20°С.

Детям после двух лет можно принимать душ в течение двух минут, затем хорошо растереть тело полотенцем до покраснения кожи.

Таким образом, при правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье.

Как закаливать ребенка?

Закаливание воздухом

Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Нужно помнить, что температура воздуха в комнате:

для новорожденного ребенка должна быть 23С,
в возрасте от 1 до 3 мес - 21С,
от 3 мес до 1 года - 20С,
старше 1 года - 18С.

Грудным детям свойственны высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза). Поэтому необходимо проветривать помещения 4-5 раз в день по 10 - 15 мин зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 - 2С, что является закаливающим фактором. При сквозном проветривании воздухообмен происходит гораздо быстрее, чем через форточку, но его желательно производить при отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование бытовых кондиционеров.

В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения, вначале на 20 - 40 мин, быстро увеличивая время до 6 - 8 ч в день. Зимой в средней полосе России новорожденных выносят на улицу на 5-7 мин и постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5 - 2ч два раза в день. В безветренную погоду с ребенком в возрасте до 3 мес можно гулять при -10С, старше 3 мес - 12С, старше 6 мес - 15С. Дети старше 1,5 лет гуляют не менее двух раз в день по 2,5 - 3 ч при температуре не ниже -15 - 16С. В возрасте до 1,5 - 2 мес ребенок зимой на улице спит на руках у взрослого и только более старшие дети - в коляске, так как в связи с несовершенством терморегуляции у маленького ребенка может наступить переохлаждение, даже если его положили в теплую коляску.

Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды. Благоприятным моментом является не только температурное воздействие на организм, но и диффузия кислорода через кожу в кровь, так как проницаемость кожи в раннем возрасте очень высока. Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20-22С для грудных детей и 18-19С для детей 1-2 лет. Вначале длительность процедуры - 1-2 мин, каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин и доходит до 15 мин для детей до 6 мес и до 30 мин после 6 мес. Максимальное время воздушных ванн для детей 2-3 лет - 30- 40 мин.

Воздушные ванны всегда должны сочетаться с движением детей, гимнастическими упражнениями. Постепенное облегчение одежды во время воздушных ванн помогает регулировать силу раздражающего действия воздуха в процессе закаливания. Дети старше 1,5 лет принимают обычно воздушные ванны во время утренней гимнастики, сначала в трусах, майках, носках и тапочках. Позже можно оставлять только трусы и тапочки. Детей с признаками пониженной адаптации к изменению температуры окружающего воздуха (стойкая бледность кожных покровов, цианотическая мраморность дистальных отделов конечностей, жалобы на дискомфорт) нельзя отстранять от щадящих закаливающих процедур. Например, ребенок может быть раздет частично, воздушные ванны можно проводить всего 5 мин, но несколько раз в день.

Следует обратить внимание на правильный выбор одежды не только в момент закаливания. Одежда должна ограждать ребенка летом от перегревания, зимой - от переохлаждения. Чрезмерно теплая одежда и повышенная температура воздуха, вызывает перегрев организма. Шея и волосистая часть головы становятся влажными от пота. В таких условиях небольшой сквозняк может вызвать переохлаждение. Прогулка на свежем воздухе при правильной организации является одним из важных моментов закаливания.

Важным мероприятием является сон на свежем воздухе в зимнее время года, начиная с 2-3 недельного возраста ребенка сначала 2, а затем 3 раза в день. При температуре воздуха до -10°С начинают с 25-30 минут, увеличивая продолжительность сна до 1-1,5 часов.

Насморк не противопоказание для прогулок. Нужно только предварительно прочистить нос. Лицо новорожденного ребенка и зимой должно быть открыто, но ватное одеяло вокруг лица нужно устроить как бы в виде колодца.

Закаливание детей

Закаливание водой

Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм, чем воздушные. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха. В зависимости от температуры воды водные процедуры делятся на холодные (ниже+20C), прохладные (+21-+33°C), тепловатые (+34-+35C), теплые (+36-+40C) и горячие (+41о и выше). А также на общие и местные, традиционные и нетрадиционные.
Различают 3 фазы реакции организма на действие пониженной tо воды. Первая - повышенный спазм сосудов кожи, при более глубоком охлаждении - и подкожно-жировой клетчатки. Вторая - в связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация, кожа становится красной, снижается АД, активируются тучные клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки. Эта фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением активности. Третья (неблагоприятная) - исчерпываются приспособительные возможности организма, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб.

При систематическом использовании водного закаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступила третья фаза.

Традиционные водные процедуры

Вносить элемент закаливания необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание). Методика закаливания зависит от возраста ребенка. 1. Возраст ребенка от рождения до 2 мес

Общие ванны: ребенка купают ежедневно водой температуры 37-36С в течение 5 мин, затем обливают водой с температурой на 2С ниже.
Подмывание, умывание, которое длится 1-2 мин, вначале проводят при температуре воды 28С, через каждые 1 - 2 дня и снижают на 1-2С и доводят до 20-22С.
Местное влажное обтирание: рукавичкой, смоченной водой температуры 33-36С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1-2 мин. Один раз в пять дней температуру понижают на 1С и доводят до 28С. Необходимое условие - каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.

2. Возраст ребенка от 2 до 9 мес

1 и 2 как в предыдущей возрастной группе.
Общее влажное обтирание. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние и, наконец, грудь и спину. Температура воды такая же, как при местных обтираниях В воду можно добавить соль (2 чайные ложки соли на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же правило
Каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.

3. Возраст ребенка от 9 мес до 1 года

1 и 2 как в предыдущих возрастных группах.
Общее обливание. Ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать на 25 - 30 см от тела ребенка. Струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в конце- руки. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35-37С, затем каждые 5 дней ее снижают на 1С и доводят до 28С.

4. Возраст ребенка от 1 года до 3 лет
Можно использовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24С, общие обливания температуры до 24-28С. С 1,5 лет можно применять душ, который оказывает более сильное воздействие, т.к кроме То воды, здесь включается еще и механическое влияние. Длительность процедуры до 1,5 мин; температура воды и ее снижение - как при общем обливании.

Купание в открытом водоёме разрешается детям с 1,5 - 2 лет. Душ и купание в ванне, водоёме или бассейне сопровождается механическим воздействием воды, которые оказывают массирующее действие. Купание в открытом водоёме- один из лучших способов закаливания. На организм одновременно действуют воздух, солнце, сопротивление воды и движение. Начало купаний состоит из окунаний в воду 1-2 раза. После этого ребёнка вытирают полотенцем. Далее длительность купаний постепенно увеличивается. Температура воды должна быть не ниже +21С при температуре воздуха не ниже +25С. Плавание вызывает у детей ярко выраженные положительные эмоции.

Закаливание детей контрастное

Контрастное и нетрадиционное закаливание

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.
Физиологическая незрелость организма детей раннего возраста, в первую очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причиной не повышения, а подавления иммунной активности, быстрого развития стадии истощения при чрезмерном закаливании ребенка к холоду. Поэтому практически все авторы, занимающиеся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным.

Однако существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др.

Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек. Ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38-40С, а в другом (в первый раз) на 3-4С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин (топчет ими), затем в прохладную на 5-20C. Число попеременных погружений 3 - 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1ОС и доводят до 18-10С. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных - горячей. Можно проводить с настоем трав. (Для более интенсивного охлаждения - настой мяты; горячий настой - с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками). У более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру горячего настоя до 40-42С, а холодного снизить до 4-6С.

Более старшим детям контрастные ножные ванны можно заменить контрастным душем: экспозиция горячей воды 40-50С в течение 1 мин, затем в течение 10-20C проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10-15С. Чередуют 5 -10 раз.

В сауне (суховоздушной бане) используется высокая температура воздуха в парной (около 60-90С) с низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 3-20С, а зимой купание в снегу. При отсутствии противопоказаний, желании родителей ребенок может посещать сауну с 3 - 4 лет, 1 раз в неделю, вначале в виде одного захода на 5 - 7 мин при температуре в парной около 80С на высоте верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения парной на 10 мин с последующим охлаждением.

В нашей стране широко используется закаливающий эффект русской бани. Основой его является строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание -охлаждение - отдых, формула закаливающего цикла - 1:1:2. Для детей раннего возраста, только привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. В парильном отделении вначале следует находиться не более 3-5 мин, через несколько посещений можно увеличить время до 5 - 10 мин. Вначале охлаждение лучше проводить обливанием, затем холодным душем, позднее - купанием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в парную увеличивают до 4 - 5.

В русской бане часто на раскаленные камни льют не простую воду, а банные коктейли в виде ароматического настоя трав. (Для антисептического эффекта используют мяту, шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью - тимьян, мяту, душицу, ромашку, березовые почки, зеленую хвою ели; тонизирующее действие оказывают почки тополя, цветочные корзинки пижмы обыкновенной, листья зубовки; улучшают дыхание листья березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна). Широко используют в русской бане веники, причем каждый веник вызывает специфический эффект (березовый- болеутоляющий, успокаивающий и бронхолитический; дубовый - успокаивающий, противовоспалительный, липовый- бронхолитический, мочегонный, а также помогает при головной боли, простудных заболеваниях, пихтовый - помогает при радикулитах, невралгии, ольховый - при миалгии, рябиновый - оказывает возбуждающее действие.

Закаливание детей солнцем

Закаливание солнцем

Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма. Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, в отличие от прямого солнечного излучения, инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо.
Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22С и выше для грудных детей и при 20С для детей 1 - 3 лет, лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин, у более старших - 5 мин с ежедневным увеличением до 30 - 40 мин и более. Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) у детей более старшего возраста проводятся не более 15 -20 мин, всего за лето не более 20 - 30 ванн. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30С. После солнечных ванн, а не до них, детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма. Искусственное ультрафиолетовое излучение в настоящее время многие авторы рекомендуют назначать детям раннего возраста крайне осторожно, учитывая его возможное канцерогенное действие.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.
2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Вместе с мамой и папой

Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того, чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам. Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе!

Специальными наблюдениями установлено, что у детей, которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.

К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.

Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста - катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде - от 15 до 30 минут.

Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить: следите, чтобы он сам подымался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.

С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах; вначале - правильно стоять на них, затем - ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.

Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься - по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут).

Многие родители жалуются, что ребёнок часто простужается. Слабая иммунная защита – основная причина болезней, низкой сопротивляемости организма. Укрепить иммунитет помогут несложные меры. Главное: регулярность занятий, постоянный контроль результатов, консультации у педиатра.

Закаливание ребёнка со слабым иммунитетом проводится разными методами. Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры, физкультура, здоровый образ жизни – всех способов укрепления организма не перечесть. Узнайте, как закаливать малышей и деток старшего возраста.

Причины слабого иммунитета

Часто болеющие дети имеют слабую иммунную систему. Излишняя чувствительность организма развивается под влиянием многих факторов.

Причины ослабления защитных сил:

  • недостаточное, нерациональное, некачественное питание матери во время беременности;
  • искусственное вскармливание или раннее прекращение кормления грудью;
  • недостаток микроэлементов, витаминов, минералов, скудный рацион;
  • недостаточный уход за малышом;
  • отсутствие у родителей знаний по закаливанию малыша;
  • нежелание родителей заниматься с малышом физкультурой, проводить массаж;
  • недостаточная длительность прогулок на свежем воздухе;
  • продолжительность дневного/ночного сна ниже, чем по норме;
  • хронические болезни, повышенная сенсибилизация организма;
  • наследственные патологии иммунной системы.

Признаки слабого иммунитета:

  • частые простуды (ребёнок болеет более 4–6 раз за год);
  • постоянные жалобы на головную боль;
  • слабость, апатия, сонливость;
  • склонность к аллергии;
  • после болезней ребёнок долго восстанавливается;
  • организм слабо реагирует на проникновение возбудителей, температура редко повышается даже при заболеваниях, которые почти всегда сопровождаются высокими температурными показателями;
  • на коже часто появляются прыщики, красные пятнышки;
  • любой сквозняк вызывает заложенность носа;
  • при малейшем контакте с простуженным человеком начинается кашель, чихание, ухудшается самочувствие;
  • детки отказываются от подвижных игр, тихонечко сидят в сторонке, жалуются, что «нет сил».

Многие взрослые спрашивают: «Как повысить иммунитет у часто болеющих деток?». Методы зависят от причины снижения иммунной защиты. Если проблема приобретённая, максимальный упор делайте на естественные методики: правильное питание, режим дня, витаминотерапию, физкультуру, закаливание. При врождённых иммунных патологиях основное лечебное воздействие оказывают специальные препараты. Доктор назначит иммуностимуляторы, без которых правильный образ жизни не даст заметных результатов.

Общие правила закаливания

После визита к иммунологу и педиатру вы узнали, что серьёзных заболеваний у ребёнка нет, врождённые патологии отсутствуют. Это приятная новость. Для укрепления иммунитета важно наладить питание, сон, отдых, и здоровье станет крепче.

Обязательный пункт для повышения защитных сил организма – закаливание. Обратите внимание на общие требования, которых следует придерживаться в любом возрасте.

10 правил для родителей, начинающих закаливание часто болеющих деток:

  • продумайте методики, остановитесь на одной – двух, посоветуйтесь с педиатром;
  • начните процедуры, когда детки полностью здоровы;
  • действуйте осторожно, постепенно снижайте температуру воды/воздуха, увеличивайте продолжительность воздушных/солнечных ванн;
  • постепенно вводите новые виды оздоровительных процедур;
  • соблюдайте режим адаптации: следующую методику вводите через неделю – другую после спокойной реакции организма на предыдущие сеансы;
  • водные процедуры начинайте летом, в тёплую погоду;
  • для деток, страдающих от частых простуд, температура воды и воздуха должна быть выше на 2–3 градуса;
  • если малыш заболел, отмените обтирания, ванны (в воде или воздушные), после выздоровления начните процесс сначала, с первой стадии;
  • каждые 2 недели делайте перерыв на пару дней, наблюдайте за реакцией организма;
  • совмещайте закаливание с правильным питанием, пребыванием на свежем воздухе, приёмом витаминно-минеральных комплексов, полноценным отдыхом. Только в этом случае иммунная система ребёнка станет крепче.

Методы закаливания детей разного возраста

Педиатр, врач-методист кабинета здоровья подскажет оптимальные виды процедур для оздоровления организма. Большинство методик подходят для применения в домашних условиях. Задача родителей – изучить правила закаливания, получить консультацию специалиста. Важно учесть состояние здоровья конкретного ребёнка.

Водные процедуры

Простые, доступные методы: обтирание, обливание и душ. Покажите малышу пример, как растирать тело полотенцем. Учтите: кожа у деток нежная, сильно тереть тело нельзя. Купите малышу мягкое полотенце.

  • проводите обтирание тела после пробуждения, длительность процедуры – 1–2 минуты. Вначале температура +33…+35 градусов. Также как при других водных процедурах, постепенно понижайте температуру на 1–2 градуса;
  • душ разрешён после полутора лет. Оптимальное время для водных процедур – утром и после проведения лёгкой гимнастики. Температурный режим тот же, что для принятия ванны (от +36 градусов, постепенно «убирайте» по 1 градусу);
  • обливание. Отличный закаливающий эффект, активная тренировка механизма терморегуляции. Процедуры начинайте после того, как малыш привык к обтиранию и душу. Нельзя сразу выливать на ребёнка кувшин холодной воды: простуда обеспечена. Длительность обливания – от 15 до 30 секунд. Начинайте со стандартной температуры (от +35 градусов), на протяжении двух месяцев добейтесь температуры +30 градусов. Вначале обливайте только ножки (от стоп до коленок) и ручки (от кистей до плечиков), позже переходите на всё тело (постепенно). Когда малыш привыкнет, чередуйте тёплую и прохладную воду.

Обратите внимание! Температуру обливания деток регулируйте в зависимости от времени года. Для малышей с года до трёх лет зимой ориентируйтесь на показатели +34…+28 градусов, летом: +33…+24 градуса. С 6 до 8 лет температурные показатели снижаются с +32…+24 градуса зимой до +30…+20 градусов летом.

Плавание

Воздействие прохладной воды на маленький организм, мягкий «волновой» массаж, развивающие физические нагрузки вывели плавание в лидеры процедур по закаливанию деток разного возраста. Примечательно, что плавать с поддержкой младенец может уже с 6–8 недель.

Самым маленьким пловцам держаться на воде поможет надувной круг для новорождённых с удобной фиксацией в области шеи. Вначале ребёнок плавает в ванной, в открытом водоёме разрешено купаться малышам возрастом от года, обязательно, с родителями.

Многие бассейны предлагают специальный курс раннего плавания для мамочек и грудничков. Детки активнее развиваются, реже болеют, становятся более общительными, уверенными, усиливается связь мамы и младенца. Иногда на такие занятия ходят папы: это тоже плюс для воспитания маленького человечка.

Температура в бассейне для грудничков – на уровне +32 С…+34 С, воздух должен прогреться до +26 С. Для комфортного плавания в бассейне постепенно снижайте температуру воды в ванной с 36–37 градусов до +33 С…+34 С. Выполняйте рекомендации инструктора, получите разрешение педиатра на оздоровительное плавание в бассейне для грудничков.

Старшим деткам также рекомендованы занятия для развития силы, ловкости, закаливания организма. Один из положительных моментов: плавание – это активные физические нагрузки с минимальным воздействием на позвоночник и сердечно-сосудистую систему.

Волшебная дорожка

Простой, доступный способ. Во время процедуры ребёнок воздействует на биологически активные точки стоп, массирует подошву, ощущает действие воды на ножки. Пары эфирных масел проникают в дыхательные пути, благотворно влияют на организм. Ходьба по неровной поверхности – это лёгкая зарядка плюс массаж.

Понадобится:

  • массажный коврик;
  • мелкий песок;
  • некрупная галька;
  • морская соль;
  • эфирные масла.

На странице узнайте о том, как правильно вводить прикорм при грудном вскармливании.

Как действовать:

  • налейте в ванну не очень много воды: вначале жидкость должна быть тёплой: +36…+37 градусов;
  • насыпьте морскую соль с концентратом пихты, эвкалипта, сосны;
  • сверху положите массажный коврик;
  • поставьте малыша в ванну. Предложите походить по дорожке. Многие родители и фитотерапевты советуют петь песенки. Чем чаще ребёнок открывает рот, набирает больше воздуха, тем активнее полезные пары хвои или эвкалипта, соляные испарения проникают в дыхательные пути;
  • первая процедура длится 10 минут. Вода понемногу остывает, заметен закаливающий эффект;
  • постепенно снижайте температуру на 1–2 градуса, но в холодной воде держать ноги тоже не стоит;
  • через пару недель доведите длительность процедуры до 20 минут;
  • следите, чтобы ребёнок не замёрз. После процедуры сполосните ножки чистой водичкой, вытрите насухо.

Совет! Полезный сеанс можно провести в большом тазу. Насыпьте песок и мелкую гальку, всыпьте немного морской соли, капните немного хвойного эликсира. Для полезных процедур водичку подогрейте до 36 градусов. Пусть малыш походит в тазике, как по морскому дну. Начните с 5 минут, за 2 недели доведите до 20 минут.

Воздушные ванны

Самый простой, доступный способ закаливания. Раздевайте малыша, пусть полежит голышом в тёплую погоду 2–3 раза за день. Продолжительность процедур – от 2 до 15 минут. Обязательно учитывайте температуру в помещении, чтобы карапуз не замёрз.

На свежем воздухе ребёнок должен гулять без лишней одежды (не кутайте даже самых маленьких) с учётом климатических условий. Начинайте закаливание утром или после дневного сна, понемногу увеличивайте продолжительность сеансов.

Солнечные ванны

Полезный вид оздоровления организма. Главное: не переусердствовать, соблюдать часы, благоприятные для закаливания.

  • груднички должны находиться на солнце не более 1–2 минут, малыши после годика – не более 20 минут;
  • оптимальное время для пребывания на летнем солнышке – до 10.00 и после 16.00. С 11 до 15 малышам (да и деткам постарше) не стоит прогуливаться под палящим солнцем: опасное излучение в пиковые часы провоцирует различные заболевания;
  • как и при других методах закаливания, время пребывания на солнце увеличивайте постепенно. Следите за реакцией организма, не допускайте теплового удара. Всегда надевайте малышу кепку, панамку с козырьком для защиты лица и глаз.

Физкультура, гимнастика, массаж

  • утренняя зарядка – это игра, а не наказание. Малыш будет с удовольствием заниматься, если родители показывают пример. Ребёнок не должен догадываться, насколько серьёзное мероприятие проводится: упражнения должны быть лёгкими, весёлыми;
  • разрешите малышу прыгать, бегать, приседать, наклоняться под бодрую, зажигательную музыку. Родителям также будет полезна разминка;
  • помните: маленькие детки копируют поведение взрослых. Если вы заставляете карапуза делать зарядку, а сами нежитесь под одеялом, толку не будет;
  • массаж – отличный способ укрепления мышц, нормализация функций организма. Проводите полезные сеансы через час-полтора после еды, в дневное время или утром, перед зарядкой;
  • если позволяет площадь детской, купите юному спортсмену уголок для занятий физкультурой. Минимальный набор – турник, шведская лестница, канат, спортивная скамья, качели. В хорошо оборудованном месте занятия физкультурой проходят намного интереснее.

Малыш часто болеет? Врач сказал, что у ребёнка ослаблен иммунитет, нужно закаливать организм? Учтите рекомендации педиатров, продумайте методы, подходящие для вашего малыша. Чем раньше вы начнёте закаливание при слабом иммунитете, тем скорее ребёнок станет крепче, будет активнее сопротивляться инфекциям.

Доктор Комаровский о закаливании детей в следующем видео:

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.



Рассказать друзьям