Художественный труд в детском саду старшая. Художественный труд — как средство развития творческого потенциала дошкольников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ручной и художественный труд в детском саду Бобкова Елена Владимировна воспитатель логопедической группы Кемерово. МАДОУ № 218

«Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но, верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал необходимо раскрыть!» А. С. Галанов

Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.

Художественный ручной труд- это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которого он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия.

Творческая деятельность делится на разделы: Работа с разными видами бумаги. Работа с природным материалом Работа с бросовым материалом Работа с разными видами тканью, фурнитурой для шитья

Поделки из бумаги: Сложенный лист пополам Из конуса

Из бумажных полосок Из бумажной пружинки

Из бумажных шариков Плетение полосок

Бумажные комочки Гармошка

Бумажные помпоны

Квиллинг Торцевание

Поделки из природного материала

Поделки из бросового материала

Поделки из разных видов ткани

Поделки из фурнитуры для шитья Рисуем тесьмой Рисуем пайетками

Пуговицы

Мастер – класс поделка из бумажного шарика «Божья коровка»

Оборудование: Бумажные полоски, прямоугольный лист Шаблон головы Клей Ножницы Синельная проволока

Не бойтесь экспериментировать… Творите! Пробуйте! Создавайте! Спасибо за внимание и творческих вам успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественный труд в детском саду, как средство ознакомления детей с народно-прикладным искусством народа ханты в процессе игровой деятельности

Ознакомление детей с народно-прикладным искусством народа ханты...

Практикум для воспитателей: «Очумелые ручки. Художественный труд в детском саду.» «Применение метода изонити в работе со старшими дошкольниками»

Презентация содержит практический материал кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста....

Ручной труд, является наиболее благоприятным для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, а также способствует познанию окружающего мира....

Образовательная программа по художественному труду «Азбука творчества» На основе программы: И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду»

Елена Шкаровская (Юшина)
Художественный труд - как средство развития творческого потенциала дошкольников.

Художественный труд-как средство развития

творческого потенциала дошкольников .

Работаю я по этой теме пятый год.

Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

В XXI художественный труд является эстетическим и функциональным, в современном мире. Еще недавно казалось, что высокие технологии одержали верх над индивидуальным, уникальным творением художника .

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом, от чего мы взрослые чаще всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро. Но, и ненужные вещи приобретают вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Наблюдая за игрой детей видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т. д.) . Иногда кажется, что, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно это натолкнуло меня более углубленно заняться данной темой.

Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому наших детей

Прежде всего, я провела большую работу по изучению теории данного вопроса. По результатам педагогической диагностики и в процессе общения с детьми на занятиях изобразительной деятельности и в повседневной жизни я выявила детей, проявляющих интерес к дизайнерской деятельности. Для того чтобы шире и глубже познать и изучить мир дизайна, приобщить ребенка к миру искусства.

Имея художественные и творческие способности , я почувствовала потребность и желание глубже ознакомиться с данной темой, ответить себе на вопрос : «Нужны ли эти знания детям и взрослым?» , и выявить родителей – единомышленников. С этой целью я провела анкетирование среди родителей . Проанализировав анкеты, я увидела их заинтересованность данным вопросом, но отсутствие каких- либо глубоких знаний и умений в этой области. Чтобы пополнить знания родителей о художественном труде , я провела ряд консультаций : «Что такое художественный труд , «Роль художественного труда в жизни детей » , и др.

После нашего общения родители проявили искренний интерес к вопросу детского творчества и желание заниматься художественной деятельностью вместе с детьми

Первые шаги в искусство художественного труда настолько просты , что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности . Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение : видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.

Формировать у детей прочные навыки и умения действовать с разными материалами для творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой

Создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами , инструментами

Направлять детей в воплощении своих мыслей, представлений, переживаний, чувств в художественной форме ; проявлять инициативу; поддерживать личностное творческое начало

развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности

развивать фантазию , воображение и индивидуальность в работе

развивать мелкую моторику рук , глазомер

Воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение

Условия успешной организации творческой деятельности

Насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда

Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними

Создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми

Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения , подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг

непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми

Провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей

Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий : скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.

В саду есть уголок красоты (поделки, выполненные детьми самостоятельно или совместно с воспитателями, или родителями, постоянно действующая выставка детских работ, уголки творчества , репродукции картин, книги об искусстве. Знакомим детей с различными видами деятельности, их характеристиками историей.

Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.

В нашей группе проводятся «Мастер классы» , «Родитель-дизайнер» , презентации, родители принимают участие в проектах, конкурсах,выставках и праздниках. Родители воспитанников очень помогают нам в овладении новых технологий. Они сами заинтересованы этим и в свободное время приходят в группу, и помогают нам. Родители готовят разный материал. Включаются в творческие проекты , проводимые в нашем саду. Ходят с детьми в лес и парк, наблюдают за природными явлениями. Закрепляют дома полученные знания и умения в изображении предметов. Отрабатывают с ребенком "трудные” техники . Без помощи родителей мы не достигли бы результатов.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.

Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества . Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство , способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне . Занятия художественным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению . А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства. Эта тема актуальна в наши дни, поэтому девиз нашей работы в детском саду с детьми – чувствовать, познавать, творить !

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений.

Советы мудрого

и креативного педагога

Поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия

(развитие собственного "я”)

Не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему

Уважать точку зрения воспитанника, как творца , как художника , какой бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением

творить и играть вместе с детьми, рядом, иногда меняться ролями

Не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка

Вносить разнообразие в занятия, используя свои методические разработки, рекомендации

Создавать ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству

Материалы для творчества

Предварительная работа

Развивающая среда

Работа с родителями

У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения . В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка , техник исполнения. Художественные эмоции и интересы , возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления . В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские рукописные книги; макеты; аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников; благоустраивать интерьер.

Особенности ручного труда в дошкольном возрасте, формы организации работы с детьми, значение художественного труда в развитии и воспитании детей. Материалы для изготовления поделок, критерии оценки детских работ. Традиции декоративно - прикладного искусства, художественного ручного ткачества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Воспитатель Буланкина Т. А.

Особенности ручного художественного труда в дошкольном возрасте.

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда.

Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки.

Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

Например, хорошим подарком для украшения игрового уголка малышей будет коврик, скатерть, дорожка. Любая декоративная коллективная работа должна отличаться четкостью и простотой композиции, несложностью содержания, а представлена в такой последовательности: создание психологической готовности детей к предстоящей деятельности, планирование деятельности, подготовки рабочего места, изготовления поделки, включающее обучение технологии и организации контроля, обслуживание результатов, подведение итогов.

Художественный ручной труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

В становлении традиционных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Истинные умельцы, мастера своего дела, на основе традиционных канонов, создают шедевры национальной культуры, которыми гордится не одно поколение людей. Прикладное искусство, сохраняя черты отдаленных веков, вносит в современность своеобразную красоту прошлого. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву, затейливая резьба по бересте, кости, дереву. Керамика и изделия из фарфора содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались исполнителями и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, былинам, песням, преданиям.

Передача навыков ремесла, творческий процесс изготовление изделий под руководством взрослых способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятие наследия, традиции в обучении художественному ремеслу всегда имело важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.

Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогики складывалось веками. Формирование ремесленных навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена правильно» рука. Основной предпосылкой такого учения являлись условия окружающего быта.

Деятельность детей с различными материалами в народной педагогике классифицировалась следующим образом: работа с природным материалом; обработка льна, шерсти, изготовление пряжи и ткачество; резьба по дереву, камню, кости, коже; чеканка по металлу, работа с глиной; изготовление керамических изделий.

Декоративно-прикладной труд детей 5-7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материалов. Чтобы увлечение прикладным искусством носило не эпизодический характер, педагог создает в помещении и на участке детского сада оптимальные условия для творческой деятельности каждого ребенка, желающего испытать свои силы. На атмосферу «интересных дел» влияет организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д. Для демонстрации наиболее рациональных приемов декора педагог может периодически организовывать выставки предметов искусства (народного и современного).

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Взрослый, занимающийся развитием художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, в прикладном искусстве должен:

*научить ребят определять эстетические (художественные) цели замысла изделия, как конечный результат своей работы;

*овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами, с тем, чтобы суметь передать свой замысел, не исказив его.

Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием педагог решает не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учит сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).

Каждый из видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому оказывает свое, ничем не заменимое влияние на личность ребенка, обязывает так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты и использованы в воспитательных целях.

Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения. Правильно организованный ручной труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству. При организации художественного ручного труда в детском саду нужно: научить дошкольников определять и реализовывать замысел (эскиз) изделия, уметь планировать конечный результат своего труда; привить навыки работы с материалами и инструментами (бумагой, тканью, нитками, клеем, иглой и т.д.). При этом выдвигаются такие критерии оценки качества изделий детского ручного труда:

* функциональность изделия, т.е. возможность его практического применения;

* соответствие формы, цвета, пропорций фактуре материала;

* использование национальных символов;

выразительность, образность, декоративность изделия.

Эти критерии относятся к работе с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, театральных представлений, предметов сервировки стола, сувениров).

К работе с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки, плетение изделий из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов из сухих и живых растений, оформление живого уголка).

К работе с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, развлечений, декораций, сувениров, макетов, кукольных комнат).

К работе по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, сувениров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта).

К работе с глиной (создание декоративных украшений, керамических панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур игрушек-сувениров, кукольной посуды).

К работе с искусственными материалами (вязание и плетение из синтетической пряжи, полимерной пленки, декоративной тесьмы, цветной целлофанированной мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, игрушек и сувениров из синтетического лоскута и меха).

Художественное ручное ткачество, издавна известно в России. В старину домашнее ткачество имело широкое распространение в крестьянском быту. Для ткачества использовалось различное сырье: лен, шерсть, конопля, которые вручную обрабатывались в каждом крестьянском доме. Фабричные крашеные нитки в ручном домашнем ткачестве стали появляться лишь к концу ХХI века. Процесс ткачества был почти ритуален, растянутым во времени - летом выращивалось сырье для тканья, зимой, когда полевые работы приостанавливались, его обрабатывали и ткали. Девушки собирались вместе, свивали нити на ручных прялках. Им помогали в работе младшие сестры. На домашних деревянных станках, которые имелись в каждой крестьянской семье, начинали неторопливо ткать холсты. Ближе к весне их раскладывали на зеленой, прогретой солнцем траве для отбелки. Из этих тканей шилась различная одежда, белье, изготавливались предметы для украшения домашнего быта - полотенца, скатерти, занавески, подзоры. Подлинным искусством ручного художественного творчества можно считать старинную одежду русских крестьянок многих областей России. Из тканого полотна жили сарафаны, юбки-поневы, запоны - передники, рубахи с узорными отделками по подолу и вороту, верхнюю летнюю одежду - шушпаны.

Принципы народного художественного ткачества не угасают, они развиваются в современном декоративном искусстве, приобретая все большее значение в сохранении и развитии национальных традиций, в появлении новых видов изделий, формирующих предметный мир современного человека. В наши дни мы смотрим на этот вид прикладного искусства, как на живой и не иссекаемый источник народного мастерства, мудрости и красоты. Специалисты считают, что в современном народном искусстве именно ткачество относится к числу наиболее многовариантных видов. Неслучайно оно привлекает и захватывает многих людей, независимо от их профессии.

Русское узорное ткачество, пройдя большой путь своего развития и не потеряв веками накопленные традиции в настоящее время наполнилось новым содержанием. Традиционное ткачество завоевывает все большее признание, как один из замечательных видов мастерства рук человечества.

Наибольшее распространение получили такие виды ткачества, как ручные ковроделия, гобелен, макраме.

Обучение художественному ткачеству можно начинать уже в дошкольном возрасте, что бы освоить это интересное и увлекательное занятие, надо иметь представление о самом процессе ткачества, имеющим ряд технологических особенностей, с которыми следует познакомиться, прежде всего, педагогу-воспитателю, работающему с детьми. И так процесс ткачества осуществляется на ручном татском станке или рамке с использованием двух нитей - основы (утка), которые формируют ткань. Самым простым переплетением является полотняное, в котором основные и уточные нити переплетаются поочередно.

При умелом систематическом руководстве педагога дети могут овладеть традиционными и современными видами декоративных работ, выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции цветосочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Во время занятий ручным трудом у них развивается зрительная память, образное мышление, статический вкус, что, в свою очередь, влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.


Труд в природе

Хозяйственно-бытовой труд

Задачи трудового воспитания

1. Трудовое воспитание - воспитание сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности через формирование при­вычки к труду путем включения личности в активную трудовую деятель­ность и такой организации этой деятельности, чтобы она способствовала формированию удовлетворенности ее процессом и результатом.

2. Конечная иель трудового воспитания - развитие у личности потребности в труде как черты ее характера.

Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей пред­ставлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

3. Разные исследователи предлагают свои формулировки задач трудового воспитания. Приведем некоторые из них. Ю.К. Бабанский:

Воспитание отношения к труду;

Воспитание отношения к людям труда;

Формирование потребности трудиться;

Подготовка к выбору профессии. В. И. Логинова:

Формирование отношения к труду;

Воспитание потребности трудиться;

Усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда.

В.Г. Нечаева:

· формирование трудовых навыков и умений;

· воспитание отношения к труду, закладка основ трудолюбия;

· воспитание нравственно-волевых качеств личности;

· овладение навыками трудовой деятельности;

· воспитание отношения к труду взрослых.

Таким образом, можно выделить две группы задач:

1) помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью;

2) развитие личности ребенка в труде.

1. Самообслуживание

5. Зарождение умственного труда

Самообслуживание;

Хозяйственно-бытовой труд;

Труд в природе;

Ручной и художественный труд.

1. Самообслуживание - труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиени­ческие процедуры.

Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому за­дача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех воз­растных этапах дошкольного возраста.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрас­тных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нужда­ются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.


2. Хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. В процессе такого труда воспи­татель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.

Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некото­рых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками. Однако содер­жание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет рас­ширения круга обязанностей или введения нового объекта для при­менения уже отработанных навыков.

Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дош­кольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.

3. В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого тру­да являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых на­выков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Труд в природе имеет свои особенности :

Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращен­ные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает дет­ский труд с производительным трудом взрослых;

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат;

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познаватель­ные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, эксперимен­тируют, познавая неживую природу;

Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому вос­питанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физичес­кому развитию.

4. Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материа­ла, бумаги, картона, ткани, дерева.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, изготавливая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: 1) дети изготовляют поделки; 2) они учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выс­тавки и т. п. 5 Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарожде­нии умственного труда.

Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат же может быть материализованным, может быть представленным через улучшение качества, а может выступать и в виде логического решения какой-то задачи. Последний и есть результат ум­ственного труда.

Умственный труд сопровождает (должен и может сопровождать) любой другой вид детского труда. Необходимо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду, показывать его значение для других людей и для конкретного ребенка.

Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат. Осуществляется он как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Как и любой другой вид труда, он имеет свои формы организации.

Исаченко Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №49
Населённый пункт: Канск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика и требования к организации ручного труда в детском саду"
Дата публикации: 17.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Методик а и требования к организации ручного труда в детском саду

значение

трудовому

воспитанию

придавал

Ушинский

«Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в

человеке жажду серьёзного труда…».

Основная задача

ручному

труду

удовольствием

мастерить,

работать

подручным

материалом,

фантазировать

своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат

Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя

мастером,

художником,

формирует

стремление

мастерить

своими руками, прививает уважение к чужому труду.

наиболее

успешного

развития

детского

художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и

вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы,

красивые

разнообразные

материалы,

интересные

неповторяющиеся

задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не

допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и

непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз

воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли

применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые

решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные

эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на

принципах построения педагогического процесса :

1. От простого к сложному.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и

использовать

соответствующие методы

обучения в

зависимости

поставленных задач:

Объяснительно – иллюстративный,

Репродуктивный,

Проблемного изложения,

Частично поисковый,

Рефлексивные приёмы и методы,

Игровой.

Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной

литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение,

описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной

деятельности и деятельности товарищей.

отводится наглядности

педагога,

пример), то

реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе

наглядность

используется

направить

усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В

конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития

образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются

занятиях

и практические

методы (самостоятельное

совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в

присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать

вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с

материалами

необходимы

объяснение

воспитателя,

определенные

практические

действия

контролем

взрослого,

наблюдающего

правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её

процессе

постановки

мотивации

исполнительской

деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Методические приемы, применяемые в ручном труде :

Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет,

сочетание цветов, строение);

Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания,

основы конструкции);

образцов,

выполненных

способом

(вычленить

обобщенный способ их создания);

Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить

действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);

установку

самоконтроль

выполнения

контрольных действий, взаимоконтроль).

НОД с детьми можно проводить по следующей схеме:

1. Организационный момент – сюрпризный момент, сказочный сюжет или

какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи,

проводятся беседы.

сопровождается

материала.

исследуют

форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

Объяснение

создания.

побудить

высказыванию

предложений

последовательности

выполнения

отметить

особенности

работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное изготовление поделки.

7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8. Выставка работ.

9. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в

разных возрастных группах:

Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала

уверенность

собственных

получить

удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми

пространственных

отношений

предметами

некоторых

физических

закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные

практические навыки работы с материалами и инструментами.

Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги:

прямоугольный

совмещая

приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из

природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов. Воспитатель обучает

использовать

закрепления

пластилин;

применять

поделках

катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки.

Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой:

сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети

обучаются

созданию

объемных

квадратный

несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается

обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки,

материалов

(катушки,

проволока

коробки),

соединяя

Формируются

самостоятельно

игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского

сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для

занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительная

школе

группа .

разделить

воспитателя на несколько видов:

картоном

продолжать

обучение

складывать

прямоугольной

квадратной,

направлениях;

использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона;

создавать

игрушки-забавы;

создание

предметов

подбирать

изготовлении

сувениров,

костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец;

создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.

завязывать

пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»;

аппликацию,

используя

разнообразной

наносить

вырезать

соответствии

задуманным

Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из

косточек

передавать

выразительность

создавать

общие композиции.

Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного

возраста:

Насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского

художественного творчества предметно-развивающая среда;

Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

Наличие образцов изделий и поделок;

Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для

оформления

дошкольного

учреждения,

подготовки

атрибутов

спектаклей,

организации выставок, участия в конкурсах;

Создание музея детских поделок, альбомов, книг;

Непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности

с детьми.

Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду

необходимо провести определенную предварительную работу:

Создание выставок;

Создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.);

Создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.);

Экспериментирование;

Просматривание диафильмов;

Чтение литературы;

Рассматривание картин;

Экскурсии;

Коллажи;

Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и

художественным трудом в ДОУ:

Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев,

кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена

овощей и цветов)

Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки,

трубочки, фантики и т. д.)

Бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга) -

Ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.

Ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Условия успешной организации ручного труда:

насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского

художественного творчества предметно - развивающая среда

свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними

создание

эмоционально-положительной

творческой

атмосферы

процессе

совместной педагогической деятельности с детьми

использование созданных детьми продуктов художественного творчества для

оформления

дошкольного

учреждения,

подготовки

атрибутов

спектаклей,

организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и

мини-библиотеки детских рукописных книг;

непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с

провоцировать

родителей

оценивание

результатов

художественного

творчества детей.

практика

современного

нетрадиционного

детского

художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной

и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития

Требования к организации ручного труда в детском саду

конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т. п.) и технических

(сгибание

перевязывание,

плетение,

склеивание)

которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые

соединения

композиционное

воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата;

Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить

конкретное практическое применение;

В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой

детям работы;

В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок;

Используемые

воспитателем

педагогические

помогают

осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием;

выполнении

предусмотреть

воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а

самостоятельности

организации,

планировании

осуществлении

трудового процесса.

Трудовое

воспитание

формирует

дошкольников

нравственные

доброжелательность,

сочувствие,

моральные

личности:

бережливость,

трудолюбие,

правдивость,

сознательность.

трудовом

воспитании

моральная

дошкольника: значимость его труда, бережное отношение к результатам труда,

материалам,

заботливое

отношение

художественной

литературе дети знакомятся с трудом взрослых, с красотой родной природы, с

сезонными

изменениями

Ознакомление

взрослых

осуществляется в разных формах: не только нужны наблюдения за трудом или

рассказов

организация

совместной

деятельности

взрослыми. Детям импонирует роль помощника взрослого, но основной смысл

такой организации – непосредственное общение с тружеником, во время которого

ребенок «заражается» трудовым энтузиазмом, подражает действиям взрослых.

Эффективность воспитания положительного отношения к труду зависит от

проявления интереса к деятельности.

Это является одним из условий, обеспечивающим включение детей в труд,

успешное выполнение заданий педагога.

характер

деятельности

инициативу,

активность,

творчество

влияют познавательная направленность интереса, его эмоциональная окраска.

Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу

положительных

взаимоотношений

особенно

выполнение

коллективных

дошкольников

формируются

взаимопомощи,

способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой

деятельности.

Накапливается

положительный

коллективной

трудовой деятельности.

Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях, так и вне

занятий, во время самостоятельной деятельности.

обучения

художественному

являются

изготовления

предметов, имеющих значение для самого ребенка, его сверстников, близких

Например,

занятиях

приобретают определенные умения, получают новые знания. Педагог предлагает

сделать домики и подарить их малышам. Все его приемы направлены не на

поддержания

общественного

реализацию

занятия – сформировать навыки изготовления поделки.

формирует

создания

поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть

обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные

части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. Это

необходимо при выполнении поделок из бумаги, соломки, засушенных растений.

последовательность

рассматривания

образцов,

придерживаться

выработанного

особенно

подчеркивает значимость анализа (рассматривание) «научитесь рассматривать и

тогда вы сами сумеете рассмотреть игрушку (картинку), которую вы захотите

сделать в уголке труда».

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель

раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных

знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или

образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после

занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда.

Так воспитатель нацеливает детей на самостоятельный труд, подводя итоги

задания, подчеркивая значимость ручного труда, и вызывает к нему интерес.

деятельности

осуществляется

успешности

решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует

научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно

поставленной

Постепенно

усложняя

активизируя

детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной

деятельности.

Применяя

полученные

осознают их значение в практической деятельности.

позаботиться

необходимые

материалы

засушенные

растения,

веревок, шпагатов, сутажа, бумага, картон, клей, кисти). Их нужно заготовить в

большом количестве.

воспитателя

методических

декоративно-прикладного

искусства

художественно-творческой

деятельностью

многовариантность

исполнения творческих заданий;

«Эмоциональная

методика»

духовно-эстетического

способствующая

развитию

увлеченности

познавательного

интереса;

Использование коллективных форм художественно-творческой деятельности;

использование

различных

историко-

социологических сведений о местных художественных промыслах;

Включение в художественно-творческую деятельность дошкольников работ с

различными материалами, что имеет огромное значение, как в воспитательном

отношении, так и в плане закрепления навыков работы с разными материалами, а

также в развитии художественного вкуса;

Работа с родителями предполагает : папки - раскладушки, информационные

индивидуальные

консультации,

анкетирование,

родительские встречи, семинары - практикумы.

Литература

Художественный

Учебно-методическое

пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М.



Рассказать друзьям