Физическое развитие ребенка − как вырастить будущего чемпиона? Отличия от умственной отсталости. Терапия ГР прекращается при

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В первый год жизни малыша очень важны такие показатели, как ежемесячная прибавка роста, веса, окружность головы и грудной клетки, а так же размеры родничка, которые и определяют насколько физическое развитие ребенка по месяцам, соответствует нормам.

Для этого педиатр заносит в карточку показатели физического развития детей в сантиметрах и граммах и высчитывает, насколько прибавка соответствует определенному возрасту.

Такая таблица физического развития ребенка индивидуальна для каждого малыша и зависит от изначальных параметров, которые были при рождении. В случае сильной динамики отклонения в ту или иную сторону есть повод дополнительно обследовать малыша на предмет различных нарушений связанных с патологией новорожденного или заболеваниями. Иногда задержка физического прогресса у детей появляется вследствие плохого ухода за малышом.

Нормы физического развития ребенка до года

Умственное и физическое развитие ребенка тесно взаимосвязаны друг с другом, это объясняется тем, что отделы головного мозга, отвечающие за двигательные функции и речь, расположены рядом. При каких либо ограничениях новорожденного, связанных с его активностью замедляется его интеллектуальный рост и, наоборот, при врожденных патологиях, отражающихся на интеллекте, его становление в плане физическом отстает по многим показателям.

Кроме основных показателей, которые обычно заносятся в таблицы и дают представление об общей тенденции набора веса и роста, есть еще и другие критерии, с их помощью педиатры, да и сами родители могут понять, насколько кроха отстает, соответствует или опережает нормы физического развития ребенка.

Основные виды и критерии физического развития детей до года:

  1. Антропо­метрические показатели. Прибавки в росте и весе по месяцам.
  2. Статика. Умение малыша держать равновесие, управлять собственным телом. У новорожденных движения хаотичны, ко второму месяцу младенец может управлять движением рук, к трем держит голову из положения лежа. Четырехмесячный малыш пытается подняться из положения, лежа на спине, задирает ноги, может руками ловить ступни и подносить ко рту и т.д. в том случае если движения малыша с взрослением продолжают быть хаотичными необходимо проверить его органы слуха и зрения, а так же сделать томограмму головного мозга. Координация движений во многом зависит от вестибулярного аппарата, находящегося в ухе, нарушения этого, или прилегающих органов может повлиять на физическое развитие ребенка.
  3. Моторика. Двигательная активность, как отдельных органов, так и их совокупность для выполнения какого-либо действия – переворотов, ползания, хлопанье в ладоши, ходьба. Становление моторики происходит сверху вниз, то есть сначала младенец учиться управлять головой, руками, затем ногами и потом всем телом. подразумевает умение малыша переворачиваться с живота на спину и наоборот, сидеть без поддержки, уверенно держать средние предметы в ладошках.
    Различают еще и с помощью, которой малыш может держать ложку, ручку, совершать какие-либо действия.
  4. Сенсорные реакции. Этому критерию особое внимание уделяется на первом месяце жизни, поскольку при отсутствии реакции на звук, свет, движение говорит о возможных врожденных патологиях.
  5. . Речевой аппарат малыша усовершенствуется с первых дней жизни, сначала младенец учиться, не сбивать дыхание при плаче, и этим тренирует легкие, затем начинается период агукания, гуления, первых слогов, и слов. Физическое развитие ребенка в 8 месяцев при отсутствии нарушений интеллекта подразумевает умение произносить односложные слова, а так же восприятие речи обращенной к нему.
  6. Восприимчивость к эмоциям и воспитанию. Не первом году жизни, говорить о каких-либо социальных понятиях рано, тем не менее, малыш живет инстинктами и эмоциями и рефлексами которые проявляются в страхе, радости, голоде, любопытстве. Отсутствие одного из этих реакций может говорить о психоэмоциональных нарушениях.

Задержка физического развития у детей

Физическое развитие детей до года оценивается в первую очередь по антропо­метрическим показателям. При отклонениях от нормы можно говорить об отставании легком, умеренном или тяжелом. Виды нарушений физического развития у детей разделяются в зависимости от причины на:

  • органические – обусловленные заболеваниями, недоношенностью, эндокринными нарушениями.
  • психосоциальные – задержка в роста при недостаточном уходе, плохих условиях проживания, напряженной обстановке в семье.

Диагностика физического развития детей раннего возраста, при которой сравниваются показатели прироста массы тела и роста в процентах с диаграммами соответствующего возраста, помогают определить степень отставания. При этом показатели детей рожденных недоношенными сопоставляются не с данными диаграмм, здесь главное наличие положительной динамики прироста веса и роста. Как правило, к двум годам такие малыши догоняют сверстников по всем показателям.

Физическое развитие детей дошкольного возраста

Ранее физическое развитие ребенка основано на укреплении иммунитета путем закаливания, гимнастических упражнений, усовершенствование мелкой моторики, ловкости и психологического равновесия.

Во многом зависит от его активности, поэтому детям необходимо предоставлять возможность бегать и резвиться. Кроме того детям нужно обеспечить ежедневные прогулки на свежем воздухе, здоровый сон не менее 9 часов ночью и дневной в течение 2 часов, а так же физическое воспитание, которое не имеет ничего общего с изнурительными спортивными нагрузками.

Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос подразумевает интеграцию системы ДОУ в плане всестороннего воспитания. Положительный результат таких изменений в образовательной системе возможен только при гармоничном взаимодействии всех участников процесса воспитания – педагогов, родителей и их детей.

Доктор Комаровский: ранее развитие ребенка

Многие привыкли считать, что все детки абсолютно разные и это правильно. Кто-то выше ростом, кто-то ниже, одни детки худенькие, а другие наоборот. В норме все же считается, если вес ребенка немного ниже среднего. Любое, самое выдающееся отклонение от нормы вызывает рой мыслей о неправильном уходе, о плохой наследственности, о поступках в далеком прошлом, которых вы теперь стыдитесь, и о том, что призраки прошлого возвращаются и как-то влияют на естественный ход развития малыша. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что же такое физическая задержка развития ребенка .

Основные виды отклонений физического развития детей

Типология проблем физического развития детей включает: гипотрофию; замедление роста ребенка; паратрофию; ожирение; акселерацию; чрезмерный рост; непропорциональное физическое развитие.

Несоответствие в длине тела обуславливается высокорослостью (гигантизм) и наоборот так называемым в медицине термином нанизмом (задержка роста).

Отклонение в массе тела характеризуется ее уменьшением или увеличением. Если масса тела больше или меньше 10% тут имеет место такое явление как гипертрофия и паратрофия. Показатель массы тела малыша более 14% свидетельствует об ожирении.
Отклонения также могут наблюдаться в уменьшении или увеличении окружности головы малыша — микроцефалия и гидроцефалия. Помимо размера головы, такие проблемы могут быть и в изменении грудной клетки.

Какие причины у задержки физического развития

В нашей системе педиатрии к сожалению довольно таки часто можно встретить проблему подобного характера, это скорее всего связано с тем, что нежный детский организм слишком быстро и чувствительно реагирует на смену окружающей среды вследствие чего усиленное физическое развитие ребенка может значительно изменяться. Какие же причины способствуют этому отклонению.

Первой наряду с остальными трудностями есть проблема связанная с эндокринной системой, которая регулируется определенными центрами мозга и нарушение которой (включая неудачные роды, травмы, инфекции) могут влиять на неправильность роста ребенка.

Вторая причина это генетика, а точнее генетические заболевания (ахондроплазия, дизостозы, синдром Шерешевского-Тернера и Рассела-Сильвера и др.). Порядка 100 генов у человека несут ответственность за рост. И не зависимо от лечения, задержка роста это сохраненный проводной симптом.

Далее следует выделить также хронические заболевания разных органов и систем детского растущего организма, которые являются следствием нарушения роста скелета. Сюда можно отнести длительное течение некоторых заболеваний пищеварительного тракта, сердца, почек, печени, легких.

Еще одной причиной, которая требует повышенного внимания это дети с хронической внешней интоксикацией химических веществ, которые имеют большое влияние на ростковую хрящовую ткань.

Задержка роста также может обуславливаться нарушением обмена веществ и неправильностью усвоения (к примеру болезнь Крона или язвенный колит) всех пищевых продуктов.

Причинами изменений грудной клетки может быть аномалия ее формирования; несоответствие развития легких; степень физической подготовки и развития мышц; заболевание органов дыхания и т.д.

Самой распространенной проблемой микроцефалии и гидроцефалии есть нарушения развития мозга еще в утробе матери; травмы во время родов; гипоксия во время беременности; а также опухоли головного мозга у новорожденных малышей.

Не забываем о важном

Дети, которые опаздывают в физическом развитии, нуждаются в постоянном наблюдении со стороны врача и входят в так называемую «группу риска». И всегда помните что Ваша забота, терпение и любовь поможет любому малышу справиться со всеми трудностями!

Цель лечения – нормализация темпов физического развития в детском возрасте.

При лечении различных форм задержки физического развития, для получения наибольшего эффекта необходимо соблюдение трех основных принципов:

1. максимальное приближение скорости роста к физиологическим показателям;

2. щажение эпифизарных зон роста;

3. применение индивидуального подхода с учетом соответствующей соматической патологии.

I. Лечение эндокриннозависимых вариантов задержки физического развития (дефицит ГР (СТГ) – гипопитуитаризм).

Заместительная терапия генно – инженерными препаратами ГР:

· Хуматроп (США);

· Нордитропин (Дания);

· Сайзен (Франция);

· Генотропин (Щвейцария).

Применение ГР противопоказано при:

· закрытых зонах роста (в заместительных дозах);

· наличие активных злокачественных новообразований, при прогрессирующем росте интракраниальных опухолей;

· гиперчувствительность к любым составляющим препарата или растворителя. До начала назначения ГР интракраниальные опухоли должны быть инактивированы, а противоопухолевая терапия завершена. Отсутствие роста внутричерепной опухоли или ее рецидива должно быть документировано в течение 6 – 12 месяцев до начала лечения ГР (доброкачественная опухоль), или 24 месяцев (злокачественная опухоль). Дети после операций по поводу опухолей мозга, получающие ГР, должны наблюдаться совместно с онкологом и нейрохирургом.

Схема введения ГР:

Путь: подкожно

Место: бедро

Кратность: 1 раз

Время: перед сном

Доза: суточная 0,07-0,1 МЕ/кг (2-3МЕ/м 2)

Недельная 0,5-0,7 МЕ/кг (14-20 МЕ/м 2)

Для введения используются мультидозные шприц – ручки.

Госпитализирующая терапия ГР продолжается до достижения конечного роста, или до закрытия эпифизарных зон роста.

Терапия ГР прекращается при:

· достижение скорости роста менее 2 см/год на фоне лечения ГР;

· достижения костного возраста 14-15 лет у девочек и 16-17 лет у мальчиков;

· достижение социально – приемлемого роста: девочки 155-160см, мальчики 165-170 см.

Дети и подростки с соматотропной недостаточностью, получающие лечение ГР, должны находиться под постоянным мониторингом детского эндокринолога. Кратность осмотра врача – 1 раз в 3 месяца (в начале терапии), затем – 1 раз в 6 месяцев.

Основными параметрами мониторинга являются:

· антропометрические данные (увеличение абсолютных показателей роста, динамика скорости роста);

· гормональный статус (контроль уровней свободного Т 4 , кортизола, ЛГ, ФСГ, половых стероидов и ИГФ – 1 в крови);

· консультация окулиста с осмотром глазного дна;

· определение костного возраста (1 раз в год).


При дополнительной терапии ГР возможно возникновение осложнений:

· образование АТ к ГР.;

· болезнь Крестцфельдта – Якоба (неизлечимое дегенеративное).

Клиническая картина болезни Крестцфельдта – Якоба:

· деменция с летальным исходом в течение 6 – 12 месяцев;

· легкая миоклония;

· ригидность мускулатуры;

· нарушение походки;

· мозжечковая атаксия;

· невнятная речь;

· головокружение;

· нистагм и нарушение зрения.

Диагностика болезни Крестцфельдта – Якоба:

· на ЭЭГ высоковольтные всплески медленных волн.

При наличии гипопитуитаризма необходимо замещение соответствующих тропных функций гипофиза. Заместительная терапия включает постоянный прием L – тироксином при вторичном гипотиреозе (1 -2 мкг/кг реального веса для достижения эутиреоза). При вторичном гипокортицизме используют гидрокортизон (кортеф). При несахарном диабете – минирин. При гипогонадизме применяют заместительную терапию половыми гормонами и анаболическими стероидами (при достижении костного возраста 12 лет у девочек и 14 лет у мальчиков):

· метиландростендион (1,5 мг/кг веса в сутки под язык);

· метандростенолон (0,15мг/кг веса в сутки);

· феноболил (в/м в 3 приема, т.е. 1 раз в 10 дней из расчета 1 мг/кг веса в месяц);

· гетаболил (1 мл в/м № 3 , затем 2 месяца перерыв).

Во время терапии половыми гормонами и анаболическими стероидами, каждые 6 месяцев контролируют костный возраст, если отставание уменьшилось, перерывы между курсами увеличивают; если костный возраст «догнал» паспортный, введение половых гормонов и анаболических стероидов прекращается.

II. Лечение эндокринно – независимой и конституциональной задержки физического возраста:

· общеукрепляющая терапия (полноценная физическая нагрузка; питание с увеличенным количеством белка, свежих овощей, фруктов; долгий сон);

· витаминотерапия (В 1 , В 6 , В 12 , А);

· негормональные стимуляторы ГР:

Глютаминовая кислота по 0,5 3 раза в день, 1 месяц пить, 1 месяц перерыв, 5 – 6 месяцев в год;

Карнитин хлорид 20% по 1 ч.л. 3 раза в день – 1 месяц, затем перерыв 2 мес.;

Калия оротат по 1 таб. 3 раза в день 1 месяц пить, 2 месяца перерыв.

· При задержке физического развития, до назначения андрогенов в пубертатном периоде используют препараты ХГТ (хорионический гонадотропин): профази – 1000Ед в/м 3 раза в неделю № 10, затем 2 – 3 мес. перерыв, в течении года 2 курса.

· Препараты ГР не назначают (подавление эндогенной секреции ГР).

VI. Литература.

Основная:

1. Дедов И. И., Тюльпаков А. Н., Петеркова В.А., Соматотропная недостаточность: - М.: Индекс Принт, 1998. – 312с.

2. Н. П. Шабалова, Диагостика и лечение эндокринных заболеваний у детей и подростков: - М.: Мед – пресс – информ., 2003 – 544с.

Дополнительная:

1. С. А. Соболева, И. И. Соламатина, Е. П. Кулагина, Характеристика детей с различными клиническими формами низкорослости.// Российский педиатрический журнал, 2003г., №2, с.36 – 38.

VII. Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение понятия «задержки физического развития».

2. Укажите основные патогенетические механизмы развития данной патологии.

3. Классификация задержки роста у детей и подростков.

4. Клинические особенности эндокринно-зависимого варианта задержки физического развития.

5 . Клинические особенности задержки физического развития, обусловленной неэндокринными факторами (врожденными и приобретенными).

6. Дайте клиническую характеристику конституциональной формы задержки физического развития.

7. Каковы методы диагностики различных форм задержки физического развития.

8. Укажите основные принципы лечения задержки физического развития.

9. Лечение различных форм задержки физического развития.

Многие детские заболевания могут приводить к задержкам в физическом и половом развитии. Это хромосомные и генетические недуги, болезни эндокринной системы, а также различные поражения внутренних органов. Диагноз может быть поставлен только в условиях специализированного учреждения, там же проводят подбор необходимых коррекционных мер. При этом успешность лечения напрямую зависит от своевременного начала терапии.

У детей задержка полового и физического развития может происходить по двум типам: гормонально зависимые, и, соответственно, гормонально не зависимые.

К первым относят следующие нарушения:

Недостаток в выработке соматотропного гормона. При этом он может быть как частичным так и полным, и выражаться в нарушениях секреторной функции. Последнее характерно для семей, в которых есть предрасположенность к низкому росту. Также может развиваться из-за психосоциальных факторов.

Синдром Ларона. При этом нарушении гормон роста производится должным образом, но в организме нет рецепторов, которые его воспринимают.

Снижение функциональной деятельности щитовидной железы параллельно с развитием гипотиреоза.

Увеличение уровня гормонов, производимых надпочечниками.

Сбой в функциях половых гормонов.

К гормонально независимым относят:

Кислородное голодание, анемию, нарушения в функциональной деятельности печени или почек, сбой в поступлении разных питательных веществ в организм. Потеря белка, микроэлементов, красных кровяных телец с мочой.

Нарушения во внутриутробном развитии.

Семейную предрасположенность.

Хромосомные и генетические аномалии: Шерешевского-Тернера.

Особо тяжелый прогноз при нарушениях в работе эндокринной системы, так как подобные неполадки с трудом поддаются правильной диагностике и лечению.

К главному фактору, влияющему на задержку физического и полового развития, относят сниженную выработку соматотропина – гормона роста. Его производят специальные клетки в гипофизе, так что к такому нарушению могут привести разные состояния и заболевания, которые сопровождаются поражением головного мозга. Это приводит к отставанию в половом, физическом и психическом развитии.

Такая проблема может развиться в результате некоторых дефектов головного мозга, наличия опухолей. В некоторых случаях работа гипофиза может нарушаться из-за перенесенных внутриутробных инфекций. Диагностика проводится путем компьютерной томографии и лабораторного исследования для определения уровня гормонов. Такая патология более характерна для мальчиков, чем для девочек, ведь первые болеют в три-четыре раза чаще.

При этом заболевании дети обычно растут нормально лет до четырех, после темпы роста заметно падают, но размеры тела остаются пропорциональными. Если не начать лечение, то рост мальчиков не будет превышать 130см, а девочек – 120см. Кроме того в крови больных снижен уровень глюкозы.

Недостаток гормонов щитовидной железы сказывается не на росте длины, а на развитии костей и тканей. Это приводит к непропорциональному росту ребенка. Такие нарушения являются самыми благоприятными в плане прогноза и будущего лечения. Симптомы этой патологии: сухость кожи, запоры, малоэмоциональность, низкая частота сокращений сердца, позднее прорезывание зубов.

Для роста и развития важны также гормоны, вырабатываемые половыми органами. Они обеспечивают своевременное начало полового развития, но в случае соматических заболеваний и психических травм их синтез может снижаться. Также важную роль играет здесь и достаточное количество гормона роста.

Физическое и половое развитие во многом зависит от нормальной работы поджелудочной железы, а именно выработки инсулина, так как этот элемент необходим для синтеза белков.

Если организм не воспринимает нормально гормоны надпочечников, это также может спровоцировать недостаточную выработку гормона роста.

Итак, все нарушения в работе гормоновырабатывающих органов следует рассматривать в комплексе, так как все они взаимосвязаны и одинаково важны для роста и развития детей. При этом каждый орган имеет свой период активности.

Но чаще всего задержка в развитии как физическом, так и половом, не связана с гормонами. К ней приводит большая группа заболеваний, вызывающих нарушения в функциональной деятельности органов и систем, которые долго страдают от недостатка кислорода.

Основная разница между гормонозависимой и гормоннезависимой задержкой в развитии состоит в том, что в первом случае всегда наблюдают отставание в костном возрасте от паспортного одновременно с нарушенным гормональном статусом. Гормоннезависимая форма характеризуется тем, что отставание в развитии и росте развивается в дополнение к основному заболеванию.

Для лечения недостаточности соматоропина прибегают к приему генномодифицированного гормона роста, и курс при этом длится до окончания развития скелета. Если же наблюдается недостаток других гормонов, также используется заместительная терапия, которая может носить пожизненный характер.
Гормоннезависимые формы лечатся путем терапии основного заболевания.

Общая специфика всех патологий, приводящих к задержке роста и развития, подразумевает наибольшую эффективность лечения при условии как можно более ранней постановке диагноза.

– группа заболеваний различной этиологии, сопровождающихся отклонением показателей физического развития ребенка от возрастных норм. Чаще проявляется задержкой роста, намного реже встречаются заболевания, приводящие к ускоренному росту. Нарушения роста у детей почти всегда сопровождаются симптоматикой со стороны сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта (в зависимости от этиологии). Проводится оценка физического развития на основании специально разработанных таблиц, а также комплексная лабораторная диагностика. Лечение этиотропное, применяется заместительная гормональная терапия, нейрохирургические и другие операции.

    Нарушения роста у детей сопутствуют огромному числу различных эндокринных и соматических заболеваний. Трудности своевременной диагностики и дорогостоящая гормональная терапия ставят проблему физического развития ребенка на одно из первых мест в педиатрии . Кроме того, заболевания данной группы оказывают непосредственное влияние на демографическую ситуацию в будущем. Особую опасность представляют задержка внутриутробного развития и врожденные эндокринные патологии, при которых своевременная коррекция практически невозможна, и по этой причине ребенок остается низкорослым. Нарушения роста у детей способны в определенной степени снижать качество жизни уже взрослого человека, а также часто отражаются на фертильности в будущем.

    Причины и классификация нарушений роста у детей

    Часть заболеваний связана с эндокринными нарушениями. Это могут быть патологии метаболизма соматотропина, его недостаточное или избыточное образование либо изменение чувствительности периферических рецепторов к данному гормону. Расстройства обмена гормона роста могут быть вызваны опухолями гипоталамо-гипофизарной области, генетическими дефектами каких-либо ферментов, участвующих в образовании соматотропина и т. д. Кроме того, нарушения роста у детей встречается при патологиях обмена других гормонов, в частности, гормонов щитовидной железы, надпочечников, половых гормонов и некоторых центральных гормонов, таких как АКТГ и рилизинг-факторы.

    Некоторые соматические патологии тоже могут являться причиной нарушений роста у детей. Прежде всего, это группа скелетных дисплазий и хромосомных заболеваний, сопровождающихся низкорослостью. Патологии почек, печени и желудочно-кишечного тракта также иногда сопровождаются задержкой роста. Обычно это связано с недостаточностью питания (нерациональная диета, голодание) или усвоения пищи. Вместе с тем, печень опосредованно участвует в процессе роста ребенка, поскольку именно здесь под влиянием соматотропного гормона образуются инсулиноподобные факторы роста, которые напрямую воздействуют на клетки-мишени, запуская анаболические реакции.

    Существует два основных принципа, на основе которых все нозологии делятся на подгруппы. Первый принцип количественный, в этом случае говорят либо о задержке роста, либо о преждевременном и ускоренном росте. Второй принцип связан с причинами патологий. В соответствии с ним различают нарушения роста эндокринного и соматического генеза. В структуре общей заболеваемости существенно превалирует последняя подгруппа. Кроме того, к нарушениям роста у детей относятся некоторые наследственные формы патологии, например, семейная низкорослость.

    Симптомы нарушений роста у детей

    Стоит отметить, что задержка роста встречается гораздо чаще, нежели ускоренный рост и развитие. В случае задержки внутриутробного развития сразу после рождения ребенка можно заметить, что параметры его физического развития в той или иной степени отстают от нормы. Однако чаще заподозрить нарушения роста у детей можно примерно с 3-4 лет, когда есть возможность проследить динамику роста. Как правило, с этого времени отставание определяется не только педиатром, но и родителями малыша. Это может быть пропорциональная задержка роста (туловище и конечности равномерно отстают в размерах от возрастной нормы) и диспропорциональная форма (конечности либо короткие, либо длинные по отношению к туловищу).

    Хромосомные синдромы, в клинике которых присутствуют нарушения роста у детей, также проявляются специфическими изменениями внешности (например, синдром Дауна или ). Дополнительная симптоматика характерна для всех соматических заболеваний, отражающихся на физическом развитии ребенка. При пороках развития сердечно-сосудистой системы выявляется цианотичность кожных покровов и другие признаки, нарушения подтверждаются по данным ЭКГ. Патологии желудочно-кишечного тракта сопровождаются диспепсическими явлениями, изменением стула, вздутием живота и другими симптомами.

    Что касается эндокринных заболеваний, то нарушения роста у детей также не являются единственным их проявлением. Если изменения связаны с вырабатываемым гипофизом соматотропным гормоном, показатели роста будут заметно отклоняться от возрастных норм, в отличие от других заболеваний, при которых это может быть не так очевидно. Недостаточность гормональной функции щитовидной железы, помимо низкорослости, проявляется характерной вялостью ребенка, низким артериальным давлением и брадикардией , при гиперфункции железы симптомы противоположны, рост ускорен.

    Половые гормоны в некоторой степени потенцируют физическое развитие ребенка. Они участвуют в образовании ядер окостенения и закрытии зон роста в эпифизах костей по окончании пубертатного периода. Таким образом, врожденные и приобретенные заболевания надпочечников, а также дефекты метаболизма половых гормонов неизбежно ведут к нарушениям роста у детей. В некоторых случаях задержка роста может быть связана с сильным психоэмоциональным стрессом. Кроме того, конституциональные особенности также играют роль в физическом развитии. У таких детей в семейном анамнезе обычно есть указание на задержку роста, чаще по отцовской линии.

    Диагностика нарушений роста у детей

    Существуют определенные нормативы, на которые педиатр ориентируется при оценке физического развития ребенка, в частности – центильные таблицы, содержащие количественные границы роста, веса и других показателей для детей разных возрастов. Если показатели пациента на протяжении одного-двух лет выходят за рамки, указанные для конкретного возраста, можно говорить об ускорении или задержке физического развития. Соответствие определенной колонке центильных таблиц в целях диагностики нарушений роста у детей всегда оценивается на протяжении нескольких лет.

    Разработаны алгоритмы, на основании которых проводится дифференциальная диагностика причин нарушений роста у детей. Необходимость в них возникает в связи с тем, что исследование функции гипофиза является дорогостоящим и представляет серьезную нагрузку на организм ребенка, поэтому выполняется только по строгим показаниям. На начальном этапе исключают любые соматические патологии, способные вызывать нарушения роста у детей.

    Проводят ЭКГ и ЭхоКГ-диагностику для оценки состояния сердечно-сосудистой системы. Патологии желудочно-кишечного тракта диагностируют на основании результатов биохимического анализа крови, абдоминального УЗИ и рентгенологического исследования (по показаниям).

    Далее выполняют лабораторное исследование функции щитовидной и других периферических желез, поскольку технически периферические железы исследовать проще, чем центральные. Определяют уровень тироксина, глюкокортикоидов, половых гормонов. Это позволяет обнаружить возможное снижение или повышение функции какой-либо из этих желез внутренней секреции и начать соответствующую терапию. Если у ребенка не выявлено отклонений от нормы, осуществляют скрининг дефицита или избытка соматотропного гормона и инсулиноподобных факторов роста. Помимо лабораторной диагностики, на данном этапе проводят определение костного возраста (R-грамма кисти и лучезапястного сустава), МРТ головного мозга ребенку и исследование кариотипа.

    При подозрении на нарушения роста у детей, связанные с метаболизмом соматотропина, выполняют однократное измерение уровня его базальной секреции, а также несколько стимуляционных тестов. Дефицит соматотропного гормона подтверждается при уровне стимулированной секреции ниже 7 нг/мл. Концентрация 7-10 нг/мл свидетельствует о частичном дефиците соматотропина. Такой результат обычно говорит в пользу точечной мутации гена гормона роста. Наряду с этим проводится определение концентраций пролактина и тиреотропного гормона, поскольку при некоторых опухолях и генетических мутациях имеет место множественная недостаточность гипофизарных гормонов. Тесты высокоинформативны и позволяют врачу определиться с тактикой лечения.

    Лечение и прогноз нарушений роста у детей

    Проводится этиотропная терапия заболеваний. Если нарушения роста у детей связаны с гормональными причинами, назначается заместительная гормональная терапия, либо используются антагонисты гормонов, которые синтезируются в избыточном количестве. Для лечения соматотропной недостаточности применяется синтетический соматотропин. Большинство гормонопродуцирующих опухолей можно удалить хирургическим путем. Как правило, рецидивы подобных новообразований встречаются редко. Нарушения роста у детей с соматическими заболеваниями корригируются по показаниям, однако в большинстве случаев лечение основного заболевания приводит к нормализации физического развития. Всем детям обязательно назначается полноценная диета и витаминотерапия.

    Прогноз чаще благоприятный. В большинстве случаев удается компенсировать недостаточность соматотропного и других гормонов. Одним из важнейших факторов успешного лечения является своевременная диагностика нарушений роста у детей, а она очень часто невозможна ввиду слабой выраженности отклонений от нормы либо присутствия других, более опасных симптомов. Малейшая задержка в терапевтической коррекции физического развития может привести к резкому снижению чувствительности организма к лечению. Кроме того, некоторые причины нарушений роста у детей, например, хромосомные заболевания, устранить невозможно.



Рассказать друзьям