Федеральная лезгинская национально-культурная автономия. Дагестанская женщина: рабыня или царица

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Девушкам и женщинам, путешествующим в Дагестане, полезно знать, как им следует одеваться, с кем общаться и где гулять, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно.

Как одеваться девушке в Дагестане

Этот вопрос я задала себе, собираясь в поездку, и уверенно положила в сумку длинное закрытое темное платье с рукавом, несмотря на прогноз погоды с жарой до 35 градусов. Ведь это республика, где большинство населения – мусульмане.

По прибытии в столицу Дагестана – Махачкалу , обнаружилось, что местные женщины одеваются вполне по-европейски, носят юбки по колено, обычные блузки с открытыми руками и даже топы на лямках. В городах Дагестана мусульманские строгости в нарядах соблюдать не обязательно, но всё должно быть в рамках приличия. Не стоит ходить в шортах или купальнике, если вы не на пляже. Короткие юбки – тоже пляжный вариант. На экскурсию, в магазин или на ужин лучше оденьте что-нибудь по колено или ниже.

Если кому-то из местных не понравится, когда девушка в короткой юбке ходит, он просто покажет свое неприятие, но не более того. Не любят здесь и курящих девушек. Могут сделать замечание.

Многие дагестанские женщины носят платки. Для туристок это не обязательно. Но если вы идете в святое место, то платок лучше всё-таки одеть. Например, на входе в Джума-мечеть в Дербенте женщинам, одетым не «по форме», выдают вполне симпатичную национальную одежду, предназначенною специально для посещения мусульманской святыни: длинный цветной халат с капюшоном.

Обратите внимание, что перед входом в мечеть необходимо снять обувь. Это касается и мужчин, и женщин.

Одежда дагестанок – на зависть туристкам!

В одежде дагестанских женщин, живущих в городе, часто присутствует нотка национального колорита. Если вы отправитесь на экскурсию в горные села, то там этого колорита будет в 100 раз больше. А если поедете на маршрутке, например, в Кубачи , то заметите, как этот колорит нарастает с каждым километром горной дороги. Девушки накручивают свои национальные платки и одевают украшения прямо в транспорте. Впрочем, туристке следовать этому примеру вовсе не обязательно. Но, вообще-то, очень хочется. Ведь национальная одежда дагестанских женщин красива, удобна и женственна.

Национальный костюм полностью одевают только по особому случаю. В таких аулах, как Кубачи, Балхар или Согратль , в повседневной жизни женщины носят одежду, гармонично сочетающую в себе современные формы и традиционные аксессуары.

Дагестанские мужчины менее традиционны в одежде и носят то, что практично в наше время: обычные пиджаки, рубашки, брюки или спортивные костюмы. Но в дополнение ко всему этому они часть одевают кавказскую папаху. Национальная одежда для мужчин – атрибут артистов, исторических реконструкторов, мастеров народных промыслов и других творческих личностей.

Самые разнообразные старинные национальные костюмы можно увидеть на фестивале Шунудаг в ауле Хайхи , на праздниках и свадьбах в аулах Кубачи и Балхар, во время исторической реконструкции Адалальской битвы в ауле Согратль.

Как девушкам путешествовать по Дагестану без мужчин?


Насколько безопасно путешествовать девушке по Дагестану без сопровождения мужчины? На этот вопрос наш гид ответил: «Нужно, чтобы с вами была хотя бы одна девушка из числа местных. Последствия для тех людей, которые покусятся на неприкосновенность девушки, будут очень серьезны. И большинство местных об этом знают. Мы не говорим, что защищаем только наших девушек. Просто у приезжей женщины здесь нет сильного плеча, которое смогло бы постоять за нее. А у нашей девушки здесь семья, братья, отец. И в случае неприятностей они так же будут отстаивать честь приезжей девушки-гостьи как честь своей родной дочери. Поэтому все понимают, чем могут обернуться для них любые посягательства».

Еще проще в Дербенте. Если две девушки приедут в Дербент посмотреть достопримечательности, им уже не понадобится сопровождающая. Потому что этот город стал туристическим центром еще во времена СССР и до сих пор им остается. А опыт мирного сосуществования разных культур, религий и наций здесь исчисляется тысячелетиями. Туристов в Дербенте любят и уважают. Даже если туристки решат в темное время суток погулять по городу, проблем не будет. К коротким юбкам здесь уже тоже научились относиться толерантно.

В Махачкале также всё просто. Это город студентов. Вся молодежь республики стекается сюда, чтобы учиться в Университете и других ВУЗах. Девушки-студентки свободно и безопасно гуляют одни. Девушкам-туристкам это тоже можно.

Будьте вежливы в горах!

Жители горных районов, увидев туриста, уже не удивляются. Но радуются и интересуются. «Вам будет казаться, что вас все преследуют взглядами, - заметил наш гид. - Но это лишь обычное любопытство». Жители дальних аулов очень гостеприимны, и они будут рады угостить вас и предложить ночлег. Но, конечно же, чтобы соблюсти приличие, девушкам надо идти в гости только к дамам.

И еще, в небольших селениях принято здороваться со всеми, кто встретится по пути. Будьте вежливы!

Могут ли девушку-туристку украсть в горах Дагестана?

Старинные традиции похищения невесты еще живы в горных аулах Дагестана. Однако чаще всего жених договаривается о похищении с самой невестой заранее, либо спрашивает ее мнение об этом через друзей и подруг. Так бывает, если родители по своим причинам против этого брака. Например, не хотят, чтобы любимую дочку увезли в другой аул. Похищение без согласия – большая редкость. После похищения – серьезные выяснения отношений между семьями жениха и невесты. К примирению это приводит не во всех случаях.

Что касается симпатичных туристок, то теоретически похищение возможно. Были ли такие случаи, наш гид не знал. Но всё-таки порекомендовал нам в одиночку не бродить по горам или ночному аулу. На мое шутливое замечание: «Если украдут, ты же меня найдешь и спасешь!», он ответил: «Конечно, найду! Только ты сама уезжать не захочешь. К тому времени у тебя уже двое детей будет». Шутка ли?

Вообще лучше всего путешествовать по аулам Дагестана с местным гидом. Он и общий язык со всеми найдет, и лучшую дорогу покажет, и местные легенды и сплетни расскажет, и застольные тосты говорить научит.

Я вернулась из Дагестана.

На улице стоят черноволосые бородатые кавказцы в национальной одежде, с кинжалами на бедрах, и одобрительно посматривают на женщин в паранджах. Мимомо периодически проезжают тонированные шестерки с цветными коврами на сиденьях, из окон которых доносятся «Черные глаза», при звуке которых мужчины срываются с места и начинают танцевать лезгинку.

Изредка появляются девушки с непокрытой головой, по ошибке надевшие юбку не до пола. Им свистят в след, кричат «Эй! Красавица! Давай познакомимся!», а те, кому не лень, воруют их и увозят в горы на перевоспитание в наложницы. Время от времени раздаются взрывы – это теракты, на которые уже никто не обращает внимания: привыкли.

Именно так, по мнению моих комментаторов, выглядит Дагестан.

Когда я писала, что хочу побывать в этой кавказской республике, меня многие не только отговаривали, но и страшно пугали: мол, женщине там по улице не пройти, будешь изнасилована еще на трапе самолета, а потом забита камнями как неверная. Скажу честно – я отказалась от двух поездок, которые намечались на это время, чтобы попасть именно в Дербент.

И вот – узнала. Услышала, увидела, почувствовала. О чем сейчас и расскажу.

Два с половиной часа и вот я уже на месте. Махачкала встретила солнцем и морем. Я опасливо держалась поближе к группе и осматривалась по сторонам. Люди суетились, звонили, получали багаж, занимались своими прочими делами, на меня или девушек группы никто не обращал вообще никакого внимания. Несколько прилетевших с нами женщин были в красивых платках, в национальном костюме только одна молодая девушка, она была безумно колоритна с двумя крошечными белоснежными кружевными свертками (явно двойню рожала в столице).

Первое удивление ждало меня на выходе из аэропорта: наша встречающая, Камилла, была не то что с непокрытой головой и голыми руками, но и… в черных, довольно откровенных, откровенно обтягивающих джинсах. Она спокойно стояла с табличкой «ДЕРБЕНТ» и поток мужчин проходил мимо, не обращая на это «беззаконие» абсолютно никакого внимания.

С этого момента мои «дагестанские стереотипы» дали трещину и начали расходиться по швам.

Погрузившись в автобус, отправились в Дербент, это примерно два часа дороги. Глядя по сторонам, у меня складывалось впечатление, что проезжаю одну большую стройку: возводят тут что-то буквально на каждом шагу. Везде здания в разных стадиях готовности, магазины стройматериалов, груды кирпичей и цемента.

Первые же пять минут в Дербенте дали ему наше собственное название, с тех пор мы со знакомыми звали его не иначе как «Песчаный город» - он весь в желтых тонах. Дома и заборы, тротуары и почва, все покрашено солнышком. Ракушечник – дешевый доступный материал, а еще и рыжая земля, все вместе создает передаваемую уникальность. И на фоне этого – яркие женщины.

Да, ЯРКИЕ! Большинство – с покрытыми головами, но это совсем не асексуальные угрюмые забитые мусульманки в хиджабах. Цветные развивающиеся юбки, как пестрые паруса, платки – все в тон и цвет, вычурные украшения, прямые гордые осанки, четкая косметика. А главное – спокойствие в глазах, что было показательнее всего.

Я поняла, что не уеду отсюда, пока не выясню про местные отношения мужчины-женщины.

Мы отбивались от группы (и одними девчонками в том числе) когда гуляли и осматривали достопримечательности, и ни разу нам ничего не сказали, не то что не свистнули. Да, для меня это была полная ломка шаблонов, которая продолжилась в местечке, куда мы пришли дабы отведать местной кухни и – особенно - шашлыка из баранины.

Ресторан был довольно большим, в основном все сидели за столиками под отрытым небом. Бросилось в глаза, что, как правило, есть «мужские» и «женские столы», и даже если видно, что пришли муж с женой и ребенком, то жена сидит с малышом и своими знакомыми или подружками, а муж – в мужской компании. Выйдут, потанцуют и снова каждый за свой стол.

Танцуют много и охотно, лезгинку – редко, в основном под современную музыку, то танцы очень похожие на национальные: плавные движения женщин, которые скользят по «танцполу», темпераментные – мужчин. При этом то же разделение по гендерному признаку, каждая группа танцует отдельно. Периодически мужья и жены выходят вместе, так же – будущие супруги, но если чья-то девушка танцует, то парни к ней уже не подходят.

Вообще чувствуется некоторая дистанциированность друг от друга, но это скорее традиционный уклад, и совершенно не пренебрежительный относительно к женскому полу. Например, вышла девушка, видимо, свободная, вокруг нее сразу собралась толпа молодых людей, каждый горячо потанцевал около нее, после разошлись как ничего и не было - и никто не только до нее не дотронулся, но и словом не домогался.

Местные говорили, что после ресторана они может и домой идти без сопровождения, никто не тронет. Понятно, что не в кардинальном мини – это может быть расценено как провокация, что говорить, да и у нас так же, а тем более на Кавказе. В мини я видела женщин, но они были с друзьями, компанией. Сидели, кальян курили, никто им пальцем не грозил.

Мне сказали, что именно в Дербенте повышенно-уважительное отношение к женщинам, которое идет от того, что там проживало много армян, наложивших такой отпечаток. Хотя полного равноправия нет – муж Глава Семьи, он принимает решения, но и берет на себя проблемы тоже он.

Кстати, про браки – выходят замуж в среднем примерно в 20-23 года, в 25 на тебя уже все косятся (засиделась). Разводы есть, но очень мало. Кстати, развестись не проблема вообще, но женщине потом сложно второй раз выйти замуж. Среди молодых так называемых «гражданских браков» практически нет вообще: никто не поймет, да и отец дочери не позволит так жить.

Женятся не редко «по любви», знакомясь и начиная романтические отношения, но все же чаще всего выглядит это так: молодой мужчина обращается к маме или тете и просит найти ему хорошую жену. Начинается анализ местных невест, их семей, репутации и ему предлагают варианты (даже приносят фотографии, показывают, а скоро, я думаю, будут просто кидать ссылки на соцсети))))). Часто для таких целей используют свадьбы, когда девушки понимают, что и сами идут «на смотрины» в качестве будущих невест, а «женихи» присматриваются и выбирают. Интересный момент, что рестораны и кафе для этих целей не используют.

Возможно, есть в этом смысл, учитывая, что при создании пары взрослые опытные люди знают будущих новобрачных с детства и со стороны виднее, какие они, что из себя представляют, подойдут ли друг другу. Хотела ли бы я это для себя лично? Скорее всего – нет, подобное прививается с детства, но и ничего плохого я в этом не вижу, учитывая количество разводов в «современных» браках.

Посмотрела – сколько же я накатала! Продолжу в новом посте, а пока спрашивайте, о чем вам еще рассказать?...

Кстати, вот часть нас, девушек из пресс-группы. Почему мы были вынуждены так отдеться? Кто скажет? За верный ответ дарю головастика. =)


"Я бываю в Дагестане один раз в год, у родственников в гостях, и каждый раз с интересом наблюдаю, как одеваются дагестанки: жительницы Махачкалы и горных селений"

Национальная одежда
На сельских жителей, живущих тесными связями со своей общиной, родней и соседями, сильно действует общественное мнение, вкусы и обычаи. В горах царят строгие правила поведения и понятия о приличиях, выше всего ставятся интересы общества, а не индивидуума, поэтому здесь не принято выпячивать свою индивидуальность. В горянках приветствуется скромность, аккуратность и естественная красота. Уместны только незаметно подкрашенное лицо и коротко подстриженные ногти на руках, без лака. Сельские жительницы много работают по хозяйству, и длинные ногти с такой работой несовместимы. Не во всех, но во многих дагестанских селах женщины обязаны покрывать голову. Неприлично обнажать плечи, ноги, шею. В некоторых семьях порядки еще строже: девушке не разрешают показывать ни пряди волос, и запрещают красить ногти (потому что перед каждой молитвой 5 раз в день нужно омыть руки и ноги, и при этом вода должна коснуться и поверхности ногтей), выщипывать брови, не говоря уже о нанесении макияжа.

В своем стремлении быть привлекательными молодые дагестанские горянки пытаются создать нечто среднее между запретом и разрешением: если женщины старшего возраста ходят в бесформенных платьях-балахонах, то на девушках и молодых женщинах платья длинные, ниже колена, закрывающие декольте и руки до локтя, но приталенные, подчеркивающие стройность фигуры, имеющие разрез, дополненные броскими украшениями, стройнящие фигуру юбки-карандаши. Юные кавказские женщины любят высокие каблуки, делающие их выше и стройнее (и как только они на них ходят по горным тропинкам?) и черный цвет, потому что он эффектно оттеняет их внешность. Женщины постарше, работая по хозяйству и в поле, носят домашние велюровые халаты с меховыми или овчинными жилетками, если холодно, а летом свободные платья из тонких тканей.
В основном, горские женщины носят длинные волосы, которые заплетают в косы, укладывают в пучок или собирают в конский хвост. Хотя под платком любые прически сминаются, и поэтому делать их бессмысленно, многие девушки всегда остаются верны своему стремлению быть красивыми, и все равно делают модные стрижки. К тому же они могут щегольнуть ими в городе, где общественные нравы не так строги к внешнему виду. Зато горянки умеют красиво носить на голове косынки, палантины и платки. Местные женщины даже как-то не воспринимаются без этого необходимого атрибута их костюма. Каждый сезон меняется мода на этот головной убор, ткани, расцветки, а способы ношения платка женщины выбирают себе в зависимости от того, что им больше идет: кто-то — повязав косыночкой с одним узлом сзади, кто-то — обернув концами платка прическу или голову, кто-то, как Жади из «Клона»; спереди косынки могут закрывать низко лоб, или оставлять открытой часть волос на голове или только челку. Женщины старшего возраста на головы повязывают косынки, а сверху накидывают палантин или платок.

В горах девочкам рано прокалывают уши и надевают золотые серьги. Золотые украшения в Дагестане очень любят. Считается, что золото — это показатель достатка в семье. Некоторые так стремятся «соответствовать», что покупают золотые украшения, не имея дома даже мало-мальски приличной бытовой техники. Хотя, когда становится модным покупать мультиварки, все бегут и за мультиварками.
Конечно, живя в горах, люди мало что понимают в трендах мировой моды, ведь мода доходит до них поздно и уже в виде грубого, поддельного китайского продукта. Носят то, что продается на бедных ассортиментом, но претенциозных районных рынках — вещи некачественные и вычурные: лаковый кожзам, позолота, стразы и принты, огромные кричащие лейблы. Но несмотря на труднодоступность хороших вещей, многие женщины любят и умеют красиво одеваться, оставаясь в рамках местных традиций. Когда все в меру, смотрится очень достойно.

И ещё, женщины в Дагестане любят одеваться богато. Покупают и носят норковые шубы, любят мех шиншиллы и чернобурки, меняют шубы так часто, как позволяют финансовые возможности, но чаще — выходя за пределы этих самых своих возможностей, иногда даже залезая в долги, — такова сила моды.

Естественно, горожанки более образованны и искушены в умении одеваться. Столица Дагестана Махачкала являет собой совсем иную картину. Сам по себе этот город как восточный ковер из людей самых разных национальностей, народов, социальных слоев и классов. Здесь живут и выходцы из горных аулов, и крестьяне, и служащие, и чиновники всех рангов, и коммерсанты, и бандиты, и интеллигенция, люди из мира искусства. Кого здесь только нет! Соответственно вкус и воспитание у всех разные. Сельские горянки в бесформенных балахонах и девушки в модных платьях, неряшливо одетые рыночные торговки и уточненные барышни, служащие в современной офисной одежде и домохозяйки в восточных закрытых платьях — здесь вы встретите всех! Но все же бросается в глаза женственный стиль в одежде: струящиеся платья, длинные юбки, высокие каблуки, висячие серьги, диадемы, усыпанные камнями массивные или лёгкие звенящие браслеты, длинные волосы.

С учетом преобладающего холодного, зимнего цветотипа дагестанкам очень идут яркие краски и контрастные рисунки, кожа и бархат. Фактурность черт лица позволяет выбирать фактурные вещи, и ко всему этому прибавляется любовь кавказских девушек ко всему восточному, роскошному, богатому. Наверное, поэтому в салонах красоты визажисты отштукатурили мне лицо так, что я себя не узнала. Знакомые мне подтвердили — да, на свадьбы и другие мероприятия почти всегда штукатурят.
Пример обычного макияж, который делают в дагестанских салонах на различные мероприятия.
Пример обычного макияжа, который делают в дагестанских салонах на различные мероприятия
Чрезмерность и помпезность в Дагестане относится и к одежде, и к интерьерам домов, и к архитектуре, и к громким названиям (банкетный зал «Европа», магазин «Версаль», кафе «Шанталь», кафе «Ду Лувр»)… такое ощущение, что в Дагестане живут исключительно французские короли!
Я заметила, что дагестанцы в своем большинстве очень подвержены влиянию моды и страсть как любят копировать друг друга. Любая новинка, сошедшая за отличную, тут же тиражируется в неимоверных количествах: мода на марку автомобилей, телефон, столовые сервизы в приданое, на ювелирные украшения, прически, на расцветку платков, которыми горянки покрывают голову, на манеру их носить, и, конечно же, набравшая обороты в последние годы мода на лейблы! Иногда следование моде принимает гротескные формы: толстенная золотая цепь на шею под названием «метровка» (а она и вправду метр длиной), чтобы много-много золота или позолоты, чтобы все блестело, сверкало, и не было бы сомнения, от кого вещь. Вот это самое «ОТ КОГО», лепят на самые видные места. Тут и знаменитая клетка, и горгоньи головы, лейблы Гуччи, Версаче, Шанель и Луи Вюиттон вперемешку. И побольше, побольше! На всех подряд женщинах шарфики, сумочки, заколки, бижутерия, усыпанные заветными буковками, даже на унылой одежде пожилых женщин. К мужчинам это тоже относится в равной степени. Не стоит даже говорить, что это чаще всего подделки, грубые или не очень, но это мало кого волнует. Что поделаешь, быть незалейблованным сегодня не принято, а значит — почти неприлично.

У кавказских женщин черты лица рельефные, выраженные. Большинство невысокого роста, много крупных носов с горбинкой, резких надбровных дуг, широких и удлинённых подбородков, но много и нежных девушек со скульптурными личиками и пропорциональными точеными фигурками.
Вопреки стереотипу про смуглую черноволосую кавказскую женщину высоко в горах живут самые настоящие блондинки и рыжеволосые девушки! При этом ресницы и брови у них четкие, (хотя белесые встречаются тоже), очень густые волосы, голубые, серые и зеленые глаза.
Иллюстрация «светлой» внешности.
Иллюстрация «светлой» внешности
Ученые объясняют это тем, что люди в горах живут достаточно закрыто от внешнего мира, а там, где народ достаточно удален от общения с другими народами и почти не смешивается с ними, чаще проявляются рецессивные (слабые) гены. Ген голубых глаз и светлой кожи как раз является рецессивным, и проявляется он при встрече с таким же слабым геном. Отсюда и блондинки, которых много высоко в горах, и чья красота очень ценится, потому что светловолосых и светлокожих людей считают потомками знати, а тех, кто посмуглее — ниже происхождением. Это тоже сложившийся у местного населения стереотип: до времен всеобщего равенства именно богатая знать могла позволить себе выбирать самых красивых женщин в жены, богатые женщины берегли свою красоту от палящего солнца в прохладных стенах роскошных домов, в то время как бедные крестьянки «обугливались» под солнцем на полевых работах.

Бомбиты
В последние годы в Дагестане стали популярны косметические операции. Именно юные девушки, и (гораздо реже) взрослые женщины исправляют носы, веки, колют ботокс. Они делают себе губы, как у Анджелины Джоли, ходят с выпрямленными утюжком глянцевыми длинными волосами, накладными ресницами, и, конечно же, на высоких каблуках. Здесь любят стиль Леры Кудрявцевой или Памелы Андерсон (до недавней смены ею имиджа), так называемую «агрессивную женственность». Вы когда-нибудь слышали о бомбитах? Так называют девушек, представляющих такой вот ненатуральный тип. Над ними смеются и подшучивают, но сами-то они себя воспринимают еще как всерьез! Про себя они говорят, что чтобы быть бомбитой, нужно иметь полные губы, длинные прямые волосы и аксессуары узнаваемых марок. Не знаю, откуда пошло такое название, но оно очень напоминает слово «секс-бомба». Именно этот стиль бомбиты и воплощают. А вот натуральность у них не в моде.
«Закрытые» женщины
Конечно, одежда и мода для юных девушек не имеет смысла без главной цели — найти себе спутника жизни и создать семью. Эта цель первична, и с ней тесно связано такое явление, как мода на «закрытость». Я говорю именно о моде, а не о вере, и пусть искренне верующие не относят мои выводы и замечания, которые я привожу в следующей главе, на свой счет.

Уже несколько лет в Дагестане активно пропагандируется религиозность, в том числе и в вопросах внешнего вида. Вместе с сильным религиозным течением в Дагестане возникла мода на хиджаб — закрытую, в соответствии с религиозными предписаниями ислама, одежду. Для тех, кто далек от этой темы, сообщу, что хиджаб — это не чадра, не занавеска на лице, не плащ, накидываемый на любую одежду в Саудовской Аравии, не свободное платье с капюшоном — джелаба — какие носят на севере Африки, например, в Марокко, а любая одежда, которая не обтягивает тело, и оставляет открытыми лишь лицо и кисти рук. По исламу только на них и можно смотреть окружающим.
Несмотря на то, что по сути хиджаб не требует отказа от традиционных элементов костюма, некоторые девушки бросились в крайность и стали подражать женщинам Персидского залива, надевая не просто длинные юбки и платья, водолазки и сарафаны с платочками, а одежду, совсем не свойственную дагестанским традициям: максимально закрытые платья темно-синего и черного цветов, абайю и никаб (пресловутая занавеска на лицо с прорезями для глаз). Такое стали носить даже некоторые совсем юные девушки. Почему они добровольно заточают себя в такие глухие покровы? Часто не от сильной веры в бога, а потому, что такими их хотят видеть потенциальные женихи. Среди религиозных молодых людей, которых тоже стало очень много, «закрытые» девушки в чести — ведь считается, что такая жена послушна и покорна мужу, из дома без разрешения супруга не выходит, по сторонам не смотрит, и мечтает она не о земных благах, а только лишь о месте в раю!

Часто можно наблюдать такую картину: лето, полдень, пиццерия. Заходит несколько девушек, все в черных абайях, как женщины Персидского залива, видны лишь лицо и кисти рук. Но щебечут, как стайка птичек, садятся за столик, заказывают пиццу, и стреляют глазками по сторонам, как все девушки во всем мире, хохочут, болтают, ловят внимание окружающих. И в глаза бросается этот контраст между бьющим фонтаном жизненным началом юных девчонок и внешним аскетизмом, в которое они себя добровольно поместили!
А еще чаще встречается пара подруг, из которых одна — в игривом платье, с макияжем, с длинными распущенными волосами, а вторая — в хиджабе. Контраст получается бешеный. Но, кстати, вторая тоже, чаще всего, — с макияжем и с украшениями, и хиджаб у нее яркий и цветной, мимо не пройдешь. А что? Парням нравится: девушка вроде закрыта, как полагается, но в то же время привлекательна! Это парадокс, учитывая, что хиджаб носится с целью не привлекать внимание, а укрывать женщину от нескромных взглядов. Я встретила ещё одно явление, противоречащее самому смыслу хиджаба: «модный хиджаб».
Напоследок прошу прощения у тех, кому мой опус показался слишком субъективным. Повторяю, это мои наблюдения, сделанные во время краткосрочных визитов в Дагестан. И наблюдать мне приходилось больше сельских, чем городских жителей. Мне нравится наблюдать за ними: каждый раз, приезжая туда, я бываю поражена местным колоритом и яркостью красок, и моя московская одежда кажется мне простоватой по сравнению с тем, что я вижу на улицах. Кому интересно, приглашаю посетить республику и самим оценить верность моих высказываний, а может быть, сделать собственное, отличное от моего, представление о дагестанской моде и о дагестанках.
Напоследок прикрепляю фото с очень позитивным зарядом: «Балхарка в национальной одежде»

Приветствую вас, уважаемые читатели блога . Сегодня вас ждет просто убойная статья, которая может вызвать бурю негодования у кавказских девушек . И не только у девушек, но и у всех жителей Кавказа. Но, я не привык молчать, поэтому решил рассмотреть практически запретную тему на Кавказе – проблему сохранения целомудрия кавказскими девушками до свадьбы.

Заметьте, я написал сохранение, а не потеря. И это очень важно! Так как, потерять целомудрие можно в любую минуту, а вот сохранить — дело, оказывается, в последние годы очень непростое. На самом деле, сегодня эта проблема настолько острая, что некоторые парни на Кавказе даже опасаются жениться. Кому хочется, чтоб после свадьбы на тебя показывали пальцем.

Вообще, почему я решил написать эту статью? Все очень просто. Буквально год назад ко мне обратился мой знакомый из с вопросом, который меня просто шокировал. Этот парень влюбился в девушку и хотел на ней жениться. Девушка тоже, вроде, любила его. Но, вышла одна проблема. Парень узнал, что девушка та не целомудренная. Радует то, что она сама ему об этом сказала. Что, кстати, очень редкое явление в республиках Кавказа. Так вот, этот бедняга так сильно любил ее, что готов был плюнуть на внезапно возникшую «проблему» и жениться. Но, совесть не давала ему покоя. Что же скажут окружающие, что подумают друзья и родственники? Вот с этими вопросами он и обратился ко мне. Помню, мы с ним почти час беседовали и пришли к выводу, который устроил все стороны. И, как потом оказалось, мы приняли правильное решение. Какое именно? Ниже расскажу об этом.

Являются ли кавказские девушки законодателями моды в вопросах сохранения целомудрия до свадьбы?

Так, для того, чтоб понять, откуда исходят корни данного вопроса, нужно взглянуть в историю. С древних времен почти у всех народов (в том числе, кстати, у русского народа тоже) одним из самых важных факторов при выборе спутницы жизни было – наличие девственной плевы. В этот фактор считается, чуть ли не самым основным. И это тоже можно объяснить. Что самое главное на Кавказе? Это сохранение чести и достоинства рода. И никто не хотел, да и сейчас не горит желанием, запятнать свой род «нечистым браком». То есть, можно утверждать, что сохранение девственности до брака – это важнейшая традиция кавказских народов. И эта традиция, в основном, свято соблюдалась кавказскими девушками . Хотя, в русском народе о традиции сохранения девственности до брака можно слагать уже былины. Но, кстати, и тут есть приятные исключения.

А теперь давайте разберемся, почему же так почитали и, я очень надеюсь, продолжают почитать эту традицию? Самая главная причина – это страх! Ведь, если девушка имела половые связи до свадьбы, и это становилось достоянием общественности, то данный факт сразу же накладывал черное клеймо на род этой девушки. Более того, если об этом узнавали после свадьбы, то очень часто между семьями образовывалась вражда. Считалось, что девушку «подсунули». И нередки были случаи, когда дело доходило до кровопролития. Кстати, нелегка была учесть и самой девушки в этих обстоятельствах. От нее отказывались все близкие родственники, бывало, что выгоняли из общины. И это считалось самым страшным наказанием. Никто даже не думал на ней жениться.

Проходили года, менялись нравы, а вместе с ними менялись и ценности народа. Все, что будет написано ниже, я беру на примере . Но, уверен, что положение дел в других республиках не намного лучше. Разве, что в Чечне может быть чуть лучше ситуация, хотя тоже не факт. Да, хочу сказать, что и сегодня на огромное количество скромных и «чистых» девушек. На самом деле, их большинство. Проблема тех парней, которые жалуются на то, что сегодня почти невозможно найти достойную и целомудренную девушку, состоит всего лишь в одном факте. Мы притягиваем к себе тех людей, о которых чаще всего думаем. Это так называемый «закон притяжения». Поэтому, обращаюсь к таким парням: ищите проблему в себе, а не в окружающих девушках.

Хотя, никто не застрахован от того, что судьба может преподнести такую пассию, что, узнав о ее половом опыте, можно будет сразу же укрыться простыней и ползти на кладбище. Да ладно, шучу я. Но, блин, это надо быть глухим и слепым, чтоб не понять, что девушка уже «была с кем-то…». Есть очень простые способы определения целомудренности девушки, на которых я тоже остановлюсь ниже.

Вначале нам нужно разобраться, что стало причиной такой повальной потери девственности кавказскими девушками до свадьбы. Вроде бы, и традиции никто не отменял, и наказание за такое деяние не уменьшилось. Но, отрицать тот факт, что сегодня данная проблема существует – просто нелепо. Более того, хочу сказать, что она все больше и больше прогрессирует. И это вызывает просто ужас. Знаете, я бы никогда не стал голословно писать об этой пробеле, если бы сам не столкнулся с нею. Но, вначале поговорим о причинах, которые привели к ситуации, когда ценность девственности падает на глазах. Я долго размышлял над этим. И вот, что у меня получилось.

Причины, способствующие тому, что девушки на Кавказе теряют целомудренность до свадьбы

Так вот, приезжает дочурка в город, год – два она осваивается, а потом вдруг понимает, что жизнь — то протекает рядом. Можно же жить намного лучше. Для этого нужно просто найти себе красивого и сильного молодого человека, да еще и с деньгами. И такой молодой человек, как ни странно, всегда находится. Вот и «куролесят» они на волнах счастья. Ладно, если дело происходит на Кавказе. А, если девушка уехала учиться за пределы Кавказа, то все – «секир башка». Конечно же, это не ко всем относится. Но, я и многие мои друзья сталкивались с этим.

Практически то же самое можно рассказать и о парнях, которые едут в город за получением вожделенной «корочки». Еще раз говорю, что в Дагестане чаще всего люди получают «филькины грамоты», нежели дипломы о высшем образовании. Парень, который получил свободу действий, начинает набираться опыта. Да, путем проб и ошибок. Стоп! Я употребил слово «ошибок»? Так за этими ошибками и таятся те девушки, которые и теряют свою целомудренность. Стоит ли искать виновных в этой ситуации? Ведь мы привыкли всегда отвечать на вопрос «кто виноват?», правда никто практически никогда не дает ответа на вопрос «что делать?» (хотя, уверен, что в комментариях к этой статье мы получим ответ и на этот вопрос). На самом деле, винить можно родителей этих молодых парней и девушек, винить можно общество, которые только подстрекает их к неподобающим поступкам. Винить можно хоть Барака Обаму, но проблема — то от этого не разрешится. Отлично, в первой причине мы разобрались, идем дальше.

2 причина – воздействие на сознание людей «зомбоящика». А, вы еще не знаете, что это такое? «Зомбоящик» — это телевизор. Обратите внимание, какую линию гнут в последние годы средства массовой информации. Нам отовсюду кричат о доступности секса, насилия и всех прочих «прикрас» жизни. Полуголые девушки, мелькающие на экранах нашего «любимого» ТВ сегодня не оставят равнодушным никого. Я все меньше и меньше смотрю телевизор, чего и вам желаю. Правда, никак не могу отказаться от трансляций футбола, это моя страсть. Помню, раньше я любил смотреть НТВ, а сегодня такое ощущение, что кроме криминала на этом канале нет практически ничего. Пора уже название канала поменять на «Криминал». Пойдем дальше, Первый и Россию смотреть смысла немного. Если хочешь узнать, что все у нас хорошо – включай эти каналы. А просто остальной «ширпотреб» я вообще молчу. Вот не понимаю, как можно показывать по телевидению «Дом-2»! Еще больше не понимаю, как можно смотреть это чудовище! А теперь вопрос вам, уважаемые читатели: как вы думаете, сказалось ли это на том, что кавказская молодежь почуяла запах доступности всего и вся. Конечно же, причем это сказалось колоссально. Представляете, смотрит девочка 14 лет «телик», а там в любое время суток могут с легкостью показать какую-нибудь пикантную сцену. А родителей рядом нет, на работе они. Трудятся для того, что дать образование своему чаду. Хм, где-то это уже встречалось. Вот, получается замкнутый круг. Кстати, посмотрите классное видео о том, как влияет телевизор на нас. Я уже показывал вам это видео в статье :

Как быть и что делать? Конечно же, полностью отказать от телевизора не так просто, да и не нужно. Давайте вместе подумаем, как можно решить эту проблему? Друзья, пишите свои мнения по этому поводу в комментариях, будет интересно вместе найти решение этого вопроса. Ну, пока вы пишите, мы переходим к третьей и самой главной причине.

Конечно же, прогресс не остановить. Но, почему-то этот прогресс режет «за живое». Почему-то, девушки (чаще всего) теряют головы, бросаются в объятия тех, кого вчера еще не знали. Причем, нельзя сказать, что девушки такой-то нации делают это меньше. Еще раз подчеркиваю, у меня нет цели — очернить наших кавказских девушек, многие из которых будут верными женами и любящими матерями. Но, тенденция идет к тому, что потеря девственности до брака уже не считается чем-то страшным. Мне одна девушка даже сказала, что вот «мол, она один раз ошиблась в парне, больше такого не повторится». Для меня это настоящий взрыв мозга (аааааааа…. бум)! Ну как так, даже не верится в то, что это говорит девушка с Кавказа . Это страшно, это прискорбно.

Теперь открою вам тайну. Буквально недавно мне показали одно видео с непристойными кадрами. Ну, все бы ничего. Видели бы вы меня, когда я узнал на этом видео свою одноклассницу. Это был настоящий аут! В школе была такая тихоня, а тут такооое творит. Да, телефон очень сильно облегчил нашу жизнь, но он также внес ощутимые коррективы. И, как с этим бороться, если честно, я пока не знаю. Может, это нормально. Может быть, так и должно все течь. Просто я сейчас сгущаю краски.

Может быть, так оно и есть. Но, меня бесит одно – почему все пытаются показаться такими недотрогами? Почему в Дагестане в последние годы открываются, как грибы после дождя, клиники по восстановлению девственности? И стоит эта операция (называется эта операция — гименопластика), по моим данным, около 1000 долларов. Почему же девушки так боятся того, что их родители и братья, не дай Бог, узнают об их поступках? Так давайте объявим на весь Кавказ, что мы отказываемся от традиции сохранения целомудрия до свадьбы.

Я думаю, теперь вы понимаете, в чем главная изюминка этой статьи. Да плевать на тех, кто лишается целомудрия до свадьбы. Это их личное дело. Только так противно, когда эти же самые девушки с невинными глазками надевают на себя венчальное платье и хлопая ресничками так нежно берут парня за руку, что тот готов подарить за это весь мир ей. У русских девушек нет такого, чтоб они бегали по разным клиникам, дабы к свадьбе стать «чистой». Добрачные связи – у них нормальное явление. И никто этому не удивляется. А у нас дела обстоят примерно так же, но зато все выставляют себя ангелочками . Вот это бесит!!!

Какова вина парней в том, что девушки Кавказа теряют свою «чистоту»?

А с другой стороны. В таком поведение девушек на Кавказе виноваты и парни. Для кого девушки одеваются, наряжаются? Кому они хотят понравиться? Вы не знаете? Посмотрите в зеркало, парни. Мы сами испортили наших девушек. Радует, что пока еще не всех. Помню, ездил я как-то в поезде из Москвы в Махачкалу. Рядом сидит девушка, такая спокойная, молчаливая. Я привык, что в пути люди общаются друг с другом. Также попытался завести разговор с этой девушкой. Но, она ноль внимания. К тому времени, я уже прожил за пределами Кавказа 4 года и не понимал, почему же девушка молчит. Сначала подумал, что она глухая. Но, вижу нет, по телефону разговаривает. Я очень деликатно попросил ее ответить, почему она никак не реагирует на мои вопросы. Благо, девушка оказалась культурной и все мне объяснила. Вот ее слова: «Вы же парни в Дагестане считаете так: если кавказская девушка отвечает, значит — она с…, если же молчит, то дура. Пусть я буду лучше дурой, чем…». Ну, вы все поняли. Я поразился ее ответу. И тогда понял, что мы сами довели наших девушек до такого. Кстати, уже готовлю статью о поведении кавказских парней и их роли в жизни девушек. Поверьте, эта статья тоже будет классной. , дабы получать все статьи блога на свою электронную почту.

Ведь, вспомните, девушка – это будущая мать, хранительница домашнего очага . А мы – мужчины – охотники по жизни. У меня такое ощущение, что у современных охотников сбился нюх в силу того, что жертвы стали доступнее. Получается, порочный круг. Есть еще очень важный момент, о котором забывают те девушки, которые вступают в добрачные связи. Ведь, потеря девственности – это в первую очередь, психологический момент, и только потом – физический. Невольно, хочет она этого или нет, в будущем при близких отношениях с мужем, такая девушка будет сравнивать своего мужа с тем, кто был у нее до него. И, не дай Боже, если муж в постели окажется хуже. Пиши – пропал! Очень большая вероятность того, что такая девушка изменит еще раз. И можете с этим даже не спорить. А, если кавказская девушка (да, вообще, любая) изменит во второй раз, то обязательно будет третий, четвертый и так далее. Ведь, не зря говорят: «Человек, сделавший что-либо один раз, может больше не повторить этого. Если же он сделает это во второй раз, то обязательно будет и третий».

Ух, какая статья сегодня получается. Ну, я же предупреждал, что сегодня вас ждет просто убойный материал. Кстати, предлагаю вам прочитать еще одну статью на данную тему . Так, а теперь мои советы парням, которые не хотят попасть на удочку девушек, которые имеют за собой «багаж».

Первый и самый главный совет – при знакомстве с девушкой, все-таки, иногда нужно включать голову, которая может думать и, я надеюсь, соображать. Сразу же обратите внимание на поведение девушки. Будьте хоть немного психологами. Поверьте, девушка, которой есть что скрывать – она сразу выдаст себя. Я уверен, что на Кавказе немного девушек, которые могут профессионально «динамить» парней. Если вы уже несколько недель знакомы с девушкой, то есть легкий способ раскусить ее – попросить у нее телефон (не номер, а сам телефон), просто так — посмотреть (например, музыку послушать). Если она, не задумываясь, отдает вам телефон, то это хороший знак. Подчеркиваю, пока это только знак. Если же она начинает выдумывать всякие причины, дабы не дать телефон – это не есть хорошо. Значит, она что-то скрывает. Кстати, возможно, что ей просто не нравится, когда трогают ее телефон.

Внимание! Следующий раздел запрещено читать девушкам!!!

Теперь выскажу свои мнения, с которыми вы можете поспорить: девушка не должна целовать парня до сватовства, как минимум (какая бы сильная любовь не была), ни в коем случае девушка не должна приглашать парня к себе домой, когда дома нет родителей. Вы смеетесь, а меня приглашали. Причем, происходило это все в . Да, и последний совет даю вам от всей души – если вы поняли или узнали, что девушка уже имеет добрачные связи, то обязательно подыграйте ей. Вы не поверите, но так интересно делать из себя глупого. Вам будут «вешать лапшу на уши», что вот «мол, мама у нее болеет, в семье тяжелая обстановка, быстрее бы выйти замуж». Да, еще один прикол (эх, все тайны девушек выдал, надеюсь, что они это не читают). Такие девушки очень любят говорить следующее: «Знаешь, милый, я вчера ходила к гадалке. Так она мне нагадала, что мой муж будет…», а дальше начинают описывать вашу внешность. Помню, мне одна говорила: «Гадалка сказала, что мой муж будет военным, и жить мы будем не на Кавказе». Ааа, такой угар! Ребята, таких девушек нужно «давить». Только не физически, а морально. Я так и сделал в своем время!!! И получил массу удовольствий от этого!

Ну, осталось рассказать вам историю своего знакомого, с которого я начал эту статью. Вы уже, наверное, забыли. Так вот, он попросил у меня совета, жениться на ней или нет. Знаете, вначале я хотел сказать ему, чтоб он отказался от этой затеи. Но, потом решил немного подумать. Девушка же сама призналась, что у нее были связи до него. Поверьте, для кавказской девушки – это очень сильной поступок. Помню, тогда я посоветовал ему «забить» на то, что скажут и подумают окружающие и жениться. Сегодня они живут в счастливом браке, у них родился чудесный мальчик. Она стала самой настоящей хранительницей очага, а мне на душе радостно, что дал тогда ему правильный совет.

Поэтому, обращаюсь к тем кавказским девушкам, которые до замужества познали мужское ложе: лучше вовремя признаться и сказать своему будущему мужу. Ведь, все тайное становится явным. Я уверен, что вы и сами знаете немало примеров, когда жен выгоняли из дома на следующий день после свадьбы Чем так позориться, лучше оставаться при своем женском достоинстве и помнить, что добрачная связь – это не приговор! Приговор – это самообман!

Ну вот и все, на сегодня. В заключении хочу показать вам видео, в котором девушка поет в украинской программе X-factor. Честно, я раз 40 слушал этот ангельский голосок:

Я очень надеюсь на то, что в этой статье не обидел ни одну кавказскую девушку . Просто, действительно, наболело. Наоборот, мне будет очень приятно прочитать ваше мнение по данной теме.

Уважаемые друзья, по вашим просьбам я написал статью . Хочу напомнить, что на данный момент к той статье оставлено более 250 комментариев.

Красота и достоинство дагестанских женщин не дают покоя миллионам мужчин разных национальностей и разного вероисповедания. Образ дагестанок так же разнообразен, как и национальный колорит Страны гор: более 30 кровей, женщины, впитавшие в себя культуру Востока и Запада. SmartNews составил портрет яркой и противоречивой жительницы Махачкалы — на наш взгляд, типичной дагестанки.

Как известно, в Дагестане проживают представители более 30 народностей, 14 из которых являются коренными. Потому будет неправильно характеризовать всех дагестанок по единому стандарту. В Дагестане, как и на всем Северном Кавказе, образ сельской женщины отличается от образа городской. Причем различия есть не только во внешности, но и в характере, на формирование которого очень повлияли уклад жизни, культура и религия.

"нравы горянок (аварок, даргинок, лачек) более свободные, чем женщин, проживающих на равнине (кумычек, ногаек, азербайджанок). Раньше женщина в горах экономически была независима от мужа, потому что в поле она работала так же, как и муж, она могла на спине дрова принести и сено заготавливать. А у равнинных таких традиций не было. Все дела равнинной женщины оказывались в пределах двора, усадьбы. Она за сеном не ходила, сено не заготавливала, дрова не рубила, крышу не накрывала — это все были мужские дела. На равнине пользовались арбой, а в горах арба не везде могла проехать, потому в основном пользовались ишаками либо женщина тащила все на своей спине. Равнинная женщина в основном занималась домом, воспитанием детей".

Внешность дагестанок разнообразна: здесь можно встретить и высоких смуглянок с черными глазами, и невысоких рыжих голубоглазых девушек. Но все они — дагестанки. Считается, что цвет лица настоящих горцев — светлый. Потому среди аварок, даргинок, лачек много светлолицых женщин. А равнинные ногайки, к примеру, смуглые, с выраженным монголоидным типом лица.

Осман Давудов, пластический хирург: "в последнее время определить по типу лица национальность женщины становится все сложнее, потому что идет смешивание кровей. Но черты лица у кумычек, к примеру, более монголоидные: широкие скулы, маленькая нижняя треть лица, широкий и круглый череп. Касательно аварок, то они обладают более выраженными по объему верхней и нижней третью лица, часто крупный нос. Да и в телосложении есть различия".


Лезгинка

Стиль одежды дагестанок также становится со временем все разнообразнее, теряя национальную идентичность. Определить национальность горожанки по одежде невозможно. Но в городах стиль одежды можно условно разделить на мусульманский и европейский. Традиционную одежду дагестанки в городах не носят, зато надевают ее в родных селениях, причем в каждом селе своя традиционная одежда.

Вместе с этим сегодня в Махачкале можно найти одежду даже лимитированных брендов. В 15 главных мультибрендовых бутиках столицы Дагестана можно найти без преувеличения все, в чем прямо сейчас гордо ходят по улицам Лондона иконы стиля. Культовые куртки Balmain, сумки Fendi или платья Valentino из последней коллекции, соболиные шубы, сумки Birkin, часы Cartier.

Первый в России бутик Michael Cinco, дубайского дизайнера, автора свадебных платьев (стоимость одного платья равна примерно 1 млн рублей), открылся осенью прошлого года именно в Махачкале.

Вера Агошкина, модельер: "махачкалинки старшего возраста отдают предпочтение более темным тонам. Возможно, это связано с тем, что наши женщины склонны к полноте, и считается, что темный цвет скрывает лишние очертания. Белое, розовое, желтое — яркое, как в Париже и в Москве, — у нас редко можно встретить. В одежду этих цветов одевается в основном молодежь. Они часто носят джинсы, брюки. Сейчас у нас в городе много магазинов молодежной одежды. Большинство женщин старше 40 лет одеваются скромно. Хиджабы одевают верующие люди. Но в Дагестане всегда девушки традиционно покрывали голову, вне зависимости от национальностей носили чохто и платок. Просто сейчас это стали называть хиджабом, и почему-то он стал черного цвета, привезенный из дальних арабских стран. А свое-то, родное, — более красивое, более нарядное, ручной работы".

Головной убор дагестанки говорил многое о его владелице. Так, например, по платку можно было определить, из какого селения девушка, замужем ли она. К сожалению, эти элементы культуры сохранились не во всех районах Дагестана.

Вера Агошкина, модельер: "до сих пор в селении Кубачи женщины носят традиционные белые платки с золотой вышивкой. Там каждая девочка умеет вышивать золотыми нитями. Там даже по платку можно сказать о возрасте женщины, о ее социальном положении, замужем ли она. Каждый такой платок имеет свой индивидуальный рисунок. Невзирая на то, откуда приезжает девушка-кубачинка — из Москвы, из Европы или откуда-то еще, — она доезжает до Кубачей и обязательно надевает свой традиционный наряд. Это очень красиво. Но в городах кубачинки так не ходят — только в селе".

Амина Даги, уроженка Дагестана, стала в 2012 году мисс Австрия//Amina Dagi, MQ Vienna Fashion Week

Ювелирные украшения горянок, как и платок, до сих пор могут многое рассказать об их владелице.

Вагидат Шамадаева, заслуженный деятель искусств Дагестана, коллекционер женских украшений: "издревле у некоторых дагестанских народностей женские украшения делились на возрастные категории: для девочек, девушек, замужних женщин, для старых женщин. Девочки, например, носили тоненькие витые браслеты. Незамужние девушки носили крученые браслеты с небольшим количеством камней (бирюза, альмандин). Замужняя женщина носила большой браслет с большим количеством камней. По украшениям можно было узнать социальный статус женщины. Богатые не отказывали себе в дорогих камнях, а у женщины из среднего слоя вместо натуральных камней могло быть простое стекло или паста. Совсем бедные украшали себя только медными или бронзовыми изделиями".

С XIX века в ювелирную моду дагестанок входит сначала позолота, а потом и золото. В те времена надевать позолоченные и тем более золотые украшения могли себе позволить только женщины из состоятельных семей. Золото и драгоценные камни обычно привозили с Востока. В современном Дагестане золото по-прежнему остается одним из любимых металлов дагестанок. Но с недавних пор появился еще и интерес к дорогой эксклюзивной бижутерии.

Гуварша Батырова, стилист: "в каждой семье, у каждой женщины есть и золото, и бижутерия. Бижутерия хорошая, качественная. Женщины выбирают европейские — испанские, итальянские — фирмы, ручную работу. Это не просто украшения, это символ, который каждая женщина подбирает под себя. Но бриллианты должны быть обязательно, так же как и серебро. В Дагестане нет семьи, где нет серебряных украшений. Потому что, можно сказать, Дагестан и серебро неразделимы. К тому же сейчас бриллиантами никого не удивишь, поэтому эксклюзивное серебро всегда было в моде и всегда ценилось. Если девушки собираются на какую-то вечеринку, где собирается молодежь, они могут позволить себе украшения попроще, бижутерию. Но девушки понимают, что в обществе, где будут присутствовать старшие женщины, лучше надеть золотые или серебряные украшения. Состоятельный же мужчина обязательно наденет на свою жену бриллианты, чтобы показать свой достаток".


Представительницы аварцев и кумыков

Многие современные дагестанские женщины независимы. Они открывают свой бизнес, который затем успешно ведут. А женщина за рулем в Дагестане уже вполне обычное явление. Врио президента Дагестана Рамазан Абдулатипов также решил создать образ женщины Страны гор. По его поручению сейчас разрабатывается проект памятника дагестанской женщине-матери. Проект победителя займет свое место в одном из городских парков Махачкалы, где каждый сможет увидеть, какой он, образ настоящей дагестанки.

В последнее время все чаще стали говорить о популярности среди женщин исламистских и экстремистских идей. Журналисты, которые приезжают в республику, обычно спешат по горячим следам дагестанских смертниц. Женский портрет получается такой: неблагополучное детство, юность, в которой она не знала, куда себя деть, знакомство в интернете с «лесным», замужество (виртуальное или реальное), уход в ислам или сначала ислам, а потом замужество, затем арест или гибель мужа, иногда повторное или даже третье замужество, теракт. Но, как говорят эксперты, идейных женщин в хиджабах в республике меньшинство — 1,5%. Подавляющее же большинство дагестанок весьма светские, самостоятельные, на первом месте у них дом, семья и дети.

Патимат Тахнаева историк, Институт востоковедения РАН: "исторически мужчины либо воевали, либо сидели на годекане (место сбора мужчин в селе). А работали женщины. Хиджаб — не та одежда, в которой возможно работать в поле, по дому, собирать хворост в лесу, ходить за водой. Поэтому никогда в истории Дагестана женщина не была закрыта или сильно религиозна, но зато она всегда была при деле".

Случается, что экономическая независимость современной дагестанки становится причиной развода с мужем. К сожалению, в современном обществе разводы не редкость. Но такое случалось и в прежние времена.


Ногайка

Барият Алимова, этнограф, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН: "из-за того что женщина в горах была экономически независимой, там чаще были разводы. Но разводились не везде в горах. Например, в конце XIX — начале XX века, если у ругуджинки умер муж, они повторно замуж не выходили. Но у тляратинцев, цумадинцев, годоберинцев, ботлихцев можно было по нескольку раз замуж выходить. После войн незамужних женщин в селах было много, потому горцы старались незамужних выдать замуж. Я помню, во время экспедиции в Цумадинский район женщина рассказала нам такой случай. Ее мама была русская, а отец — аварец. Она рассказывала, как в годы советской власти собирали всех незамужних женщин в одну большую комнату и собирались все мужчины, готовые взять себе жену. Среди них были и женатые. Мужчины бросали в окно свои папахи. Женщины знали, какая папаха кому принадлежит. У нашей собеседницы умер отец и мама как-то тоже сидела в этой комнате вместе с другими незамужними женщинами. И ее мама выбрала папаху первого секретаря райкома партии, а он был женат. Жена знала, кто выбрал папаху ее мужа, но на следующий день мама нашей собеседницы не пошла в дом к секретарю. Его жена послала человека, чтобы узнать, почему она, как вторая жена, не идет в дом. На что ее мама ответила: «Пусть живет спокойно. Я выбрала его, чтобы другая не выбрала. Другая пойдет и сядет, а я — нет». На равнине с разводами было сложнее. В современном дагестанском обществе супруги, которые долгое время живут вместе, но до сих пор не завели детей, разводятся. Раньше даже бездетные пары старались не разводиться".

Дайджест



Рассказать друзьям