Что такое фрак? Особенности этой одежды. Фрак: его виды и отделка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Люди высшего света, завсегдатаи светских раутов и торжественных мероприятий в силу своего статуса всегда должны выглядеть элегантно и эффектно. В их гардеробе найдется немало смокингов и фраков на любой случай. И об отличиях этих предметов мужского туалета они знают не понаслышке. Но и обычные люди порой испытывают необходимость подобающе одеться к какому-нибудь торжественному мероприятию. Свадьба, юбилей, корпоративное мероприятие – мало ли найдется подходящих поводов! Что выбрать: фрак или смокинг? В чем их отличительные черты? Рассмотрим подробнее.

Определение

Фрак — мужской вечерний парадный костюм особого покроя. Состоит из укороченного спереди пиджака с длинными узкими полами сзади и брюк с атласными или шелковыми лампасами.

Смокинг — разновидность костюма, предназначенная для особо торжественных случаев. Состоит из пиджака с открытой грудью и шелковыми лацканами, брюк с шелковыми или атласными лампасами, галстука-бабочки и пояса-кушака.

Сравнение

Фрак предмет одежды, предназначенный исключительно для официальных мероприятий. Смокинг же надевается по неофициальным, но торжественным случаям. Отличительной особенностью фрака является укороченный спереди пиджак с двумя длинными фалдами сзади. Традиционным материалом для его пошива служит креп черного цвета, лацканы же отделываются блестящим шелком. Характерной чертой смокинга также является пиджак с шелковыми лацканами и открытой грудью. Данный предмет гардероба можно назвать более демократичным, он не требует особой щепетильности в мелочах.

Фрак

Фрак дополняется брюками с атласными лампасами, накрахмаленной сорочкой со стоячим воротником, завязанным вручную белым галстуком-бабочкой и белыми перчатками. Обязательным дополнением смокинга служат брюки с шелковыми вставками по бокам, шелковый пояс-кушак и галстук-бабочка. Если смокинг принято застегивать на все пуговицы, то фрак носят расстегнутым. Ведь в противном случае не будет виден белоснежный жилет из пике с обтянутыми шелком или же дорогими перламутровыми пуговицами. Фрак выполняется в традиционно черном цвете, тогда как смокинг может иметь светлую цветовую гамму.


Смокинг

Выводы сайт

  1. Фрак предназначен для официальных мероприятий, смокинг – для неофициальных, но особо торжественных случаев.
  2. Отличительная особенность фрака – укороченный спереди пиджак с двумя длинными полами сзади.
  3. Для пошива фрака используется креп черного цвета, смокинг может быть пошит из разных материалов и иметь различные оттенки.
  4. Фрак носят расстегнутым, под него надеваются накрахмаленная сорочка и жилет белого цвета. Смокинг застегивается на все пуговицы, обязательным его элементом служит атласный пояс-кушак.
  5. Фрак требует соблюдения множества тонкостей и мелочей. Смокинг является более демократичным предметом одежды.

Фрак - это парадный сюртук с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. Также под фраком принято понимать короткую особую или куртку с полами. Более подробно об истории возникновения костюма, его применении и о современных моделях особой одежды мы расскажем в нашей статье.

История костюма

Существуют две основные теории возникновения фрака, и обе отправляют нас в 18-й век. По одной из версий изначально считали, что фрак - это своеобразная модель офицерского костюма. Так чтобы длинные мундиры не мешали офицерам во время поездки на лошади, умные кавалеристы придумали подворачивать край одежды. После чего новомодное введение переняли и пехотинцы, затем чиновники, а спустя определённое время фрак стал считаться повседневной одеждой граждан. Подобные костюмы начали кроить с длинными фалдами, и фрак приобрёл внешний вид, который привычен для нас сейчас.

По другой теории считали, что фрак - это не что иное, как слегка видоизменённый жюстокор. Между привычным для нас фраком и жюстокором на протяжении некоторого времени находился костюм «аби», который представлял собой нечто похожее на смокинг.

По мере того, как фрак входил в моду, начала выделяться особая группа портных, которые специализировались на пошиве такого вида костюмов. Специалистов так и называли - фрачники. Имелось такое убеждение, что самые лучшие фраки может пошить только французская компания «Сиже». Товары её производства можно было приобрести в Москве, в Малом Заказ костюма у «Сиже» считали верхом элегантности.

В настоящее время фрак (фото одежды размещены в статье) представляет собой короткий вечерний костюм особого покроя с вырезанными полами спереди и длинными фалдами сзади. Его можно увидеть на дирижёре или оперном певце в театре.

При каких случаях костюм уместен?

Короткий вечерний костюм надевают исключительно в редких случаях. Он уместен, если в официальном приглашении на торжественное мероприятие указаны слова white tie или evening dress. Так как такого рода приписка обозначает, что на официальный приём или парадный обед, начинающийся после 19:00, необходимо явиться с белым галстуком-бабочкой, который надевают исключительно с фраком. Обязательным дополнением к особому мужскому костюму являются чёрные брюки без обшлагов (фрачные брюки оснащены атласными лампасами), белый пикейный жилет, белоснежная рубашка, чёрные носки и лакированные туфли такого же цвета.

Применение фрака

Помимо официальных мероприятий, костюм является обязательной формой одежды в Европейской программе по бальным танцам. Для участия в соревнованиях по верховой езде также используют фрак. Для бальных танцев покрой особого мужского костюма немного разнится с покроем фрака для соревнований. Это объясняется тем, что всаднику необходима свобода движений для удобства управления лошадью.

Как носить фрак мужчинам?

Чтобы мужчина, надевая фрак, выглядел элегантно и изысканно, необходимо учесть некоторые рекомендации.

Шить или заказывать фрак стоит у проверенного портного или в специально отведённых бутиках, которые занимаются пошивом подобной одежды. Так как у брюк имеется высокий надевать не следует, однако при необходимости можно надеть подтяжки. В нагрудный карман фрака следует положить белый шёлковый платок.

Особое внимание нужно уделить жилету. Он обязательно должен быть белого цвета. Так как жилет чёрного цвета с чёрной бабочкой - это униформа официантов и метрдотелей. Перед тем как надевать жилет, его нужно накрахмалить. Пуговиц на жилете, как правило, три - они все должны быть обязательно застёгнуты.

На белоснежной рубашке имеется воротничок особой формы, который имеет вид стойки с загнутыми уголками. Пуговицы должны быть такие же, как и на жилете. Запонки по сравнению с пуговицами следует приобретать дорогие, но не выделяющиеся из общего образа.

Галстук должен быть белого цвета, обязательно самостоятельно завязанный. Идеальный вариант - галстук-бабочка, однако современный этикет разрешает и популярный ныне галстук-пластрон.

Наручные часы надевать строго запрещается. Такой аксессуар считается явным признаком дурного тона. При необходимости с фраком носят карманные часы на цепочке.

Холодной осенью и зимой мужской фрак надевают с кашемировым пальто, закрывая шею белым шарфом, изготовленным из шелка. На руки разрешается надевать белые кожаные или лайковые перчатки.

Детские фраки

К фракам для малышей, естественно, нет таких строгих запретов и требований, как к взрослым. В пошиве разрешаются различные расцветки и фасоны пиджаков и брюк. Фрак для мальчика может быть чёрного, серого или белого цвета. Встречаются также комбинированные модели, в которых сочетается несколько оттенков.

Для девочек можно подобрать платье-фрак или жилет с длинными лацканами. Чтобы создать эффектный образ юной даме, подойдёт наряд из фрака и пышной юбки. В этой модели сзади вместо привычных лацканов располагают присобранную ткань, которая выполняет роль юбки.

Женский фрак

Для современной моды уже стало некой закономерностью проникновение атрибутов мужской одежды в женский гардероб. Примеров этому огромное множество: начиная от привычной рубашки, которую все давно считают практичной одеждой для представительниц женского пола, заканчивая стильными и оригинальными пиджаками. Ещё одной первоначально мужской моделью является фрак (фото костюма представлено в статье).

В женский гардероб данный вид одежды перекочевал примерно в 20-х годах прошлого века. Такую заслугу, как не удивительно, можно отнести легендарной Коко Шанель. Культовой и женской вещью сделала фрак известная немецкая и американская актриса, а также секс-символ которая включила в созданный ею стильный образ брюки, мужской фрак, цилиндр, монокль и сигарету.

Популярность женских моделей

На данный моментфрак пользуется большой популярностью. Простота и безупречность привычного покроя позволяют подчеркнуть женскую элегантность и изящность. Мужской стиль в одежде придаёт образу изысканность и очарование. А удлинённый силуэт акцентирует внимание на изгибах женской фигуры.

По сравнению с который разрешается надевать только при торжественных случаях, женский фрак является только лишь оригинальным, а также неординарным предметом гардероба, используемый при любом удобном случае. Созданные неформальные луки смотрятся даже интереснее.

С чем носить фрак женщине?

Для женщин, носящих фрак, в этикете не имеется каких-либо строгих ограничений. Цвет костюма может быть любой: от традиционного чёрного и серого до ярко-розового и лимонного. К последней модной тенденции можно отнести сочетание женского фрака с повседневной одеждой. Единственное правило, которого следует придерживаться, звучит следующим образом: под костюм обязательно нужно что-нибудь надеть, так как его принято носить расстёгнутым. Для этого подойдёт любая майка, блузка, рубашка, жилет или красивое нижнее белье.

Чтобы создать незабываемый образ, используя такую вещь из мужского гардероба, как фрак, нужно воспользоваться нижеперечисленными советами модных стилистов:

При создании стильного образа следует руководствоваться женской логикой: чем менее прогнозируемо и необычно, тем более стильно. Однако необходимо учитывать, что другие надетые вещи ни в коем случае не должны относиться к мужскому гардеробу.

Разновидности моделей для прекрасных дам

На последних показах мод и на страницах глянцевых изданий к общему обозрению представлены различные вариации современных моделей костюмов. Особого внимания заслуживают такие наряды:

  • платье-фрак - это своеобразная модель, имеющая длинные фалды сзади и глубокий вырез спереди (под платье следует надевать блузу или рубашку);
  • фрак-туника - в этом варианте лацканы могут быть расположены как спереди, так и сзади;
  • кардиганы в виде фрака, надеваются на джинсы или длинную майку.

Строгие линии представленных моделей идеально подчёркивают изящество женской фигуры, а явно заметный мужской стиль в одежде добавляет в созданный стильный лук сексапильную нотку.

История костюма: почему фрак?

Почему форма для соревнований по выездке - именно фрак и цилиндр? Для конкура (прыжков через препятствия) необходим редингот - часть одежды для конной охоты. А почему фрак?.. До 1948 года выступать в конном спорте на Олимпиаде могли только офицеры - в силу чего форма была военной. Но вот в 48-м разрешили выступать гражданским - и почему эти гражданские решили натянуть фрак? Давайте поищем в истории.

Франция, ставшая в начале 19 века законодателем мира высокой моды, превратила моделирование, как и создание одежды из ремесла в искусство. Хотя свои собственные фасоны французы начали создавать только в конце 16 века. До этого во французских костюмах чувствовалось влияние итальянской и испанской моды.

Под влиянием французской революции мужской костюм начал оформляться в его современную форму: от многочисленных деталей и модной эксцентричности к простоте и единообразию. В начале 19 века мужская мода окончательно освобождается от влияния придворного церемониала, совсем исчезает парик и напудривание волос, а также треугольная шляпа, кружевное жабо и манжеты. Панталоны до колен - кюлот (culotte) — используются только в качестве придворной одежды, обычно же носят длинные панталоны. Универсальной одеждой становится фрак, который носят во всех случаях. Необходимой составной частью нового костюма становится цилиндр. Исчезают броские и роскошные материалы, какими в прошлом были, например, бархат и узорчатые шелковые ткани. Мужская одежда шьется теперь из простых шерстяных материалов. Основное внимание уделяется совершенству покроя и обработке костюма. И стечением времени окончательно взял верх идеал неброской элегантности

«Винер Цайтшрифт фюр Кунст.Литератур, Театр унд Моде» (Wiener Zeitschift fur Kunst, Literatur, Theater und Mode), 1819 г. Мужской костюм для бала или вечера: фрак с длинными фалдами, достигающими колен, воротник фатерморд, жилет в поперечную полоску, брюки по щиколотку и цилиндр.. Бакенбарды фавори (favoris)

Фраки в качестве военных мундиров следовали за общей модой. Разница между пехотой и кавалерией в длине фалд появилась только в 19 веке, когда фрачный покрой уже покорил все армии. У кафтана 18 века полы одинаково подвертывались и в пехоте и в кавалерии, для удобства, но не отрезались, поскольку так мода диктовала. Короткие куртки потемкинской армии являлись беспрецедентными - в них был обмундирован лишь южный корпус турецкого театра военных действий, другие части так и носили общеевропейские кафтаны немецкого типа.

Чтобы длинные мундиры не мешали при верховой езде, догадливые кавалеристы додумались подворачивать полы одежды. И совсем скоро новомодную тенденцию подхватила пехота, потом чиновники, так фрак превратился в повседневную одежду горожанина. Вскоре фраки стали кроиться с длинными фалдами и приобрели общий вид, который знаком и сегодня.
Под фрак надевался жилет, который появился в результате значительных преобразований прежнего жилета (камзола). Он стал коротким, удобным, функциональным. Спинка в нём, как и в прежнем жилете,выполнялась из полотна.

Военный костюм в 16 веке не имел единую форму, но считалось, что костюмы мушкетеров были более похожи на военную форму. Мушкетеры носили короткую куртку (пурпуан) ярко-красного цвета с малиновыми рукавами, а поверх нее надевали коричневые латы.

Мужской костюм начала 17 века находился под влиянием военизации, однако в середине века появился новый идеал мужской красоты — в подражание малолетнему королю Людовику XIV был создан полудетский облик. Костюм этого периода состоял из сорочки, богато украшенной кружевом и бантами, короткой куртки — весты с рукавами до локтя и штанов-ренгравов, доходящих до колен.

В конце века появился новый вид придворной одежды — жюстокор, покрой которого и сам термин заимствованы из военной форменной одежды. Жюстокор был костюмом короля и высшей знати, имел прилегающий силуэт, расширенный книзу, с поясом-шарфом на линии талии, с застежкой на ряд мелких пуговиц и петлиц. Рукава вверху узкие с расширенным низом и широкими отложными манжетами. Под него надевали камзол — одежду без рукавов и воротника. Камзол был короче на 10-15 см. чем жюстокор и контрастировал с ним по цвету.

18 век…

Французский мужской костюм состоял из белья, камзола, жюстокора и кюлотов. В первой половине 18 века сорочка украшалась кружевом на манжетах и высоких жабо. Жюстокор был прилегающего по талии силуэта и расширялся к низу. Нижняя часть жюстокора, состоящая из клиньев, была на жесткой полотняной или волосяной прокладке. Все детали подчеркивались вышивкой. Жюстокор шили из бархата, шелка, атласа, позже из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. К концу века он становится строже и проще. Камзол в начале века почти полностью повторяет фасонные и декоративные линии жюстокора. В течение 17 века камзол также меняет форму, он укорачивается и к 60-м годам становится на 20 см. ниже линии талии.

В 70-х гг. появляется изысканный мужской костюм - фрак, прилегающий по бедрам, со скошенными полами, узким рукавом и небольшим стояче-отложным воротником, впоследствии замененным высокой стойкой. Фрак сначала шили из шелковых и бархатных тканей, используя вышивки, и пышную отделку. К концу века фрак носят с камзолом, кюлотами, белыми чулками, плоскими туфлями. Обычно все три основные части мужского костюма (фрак, камзол и кюлоты) выполнялись в одном цвете или камзол и кюлоты — однотонные, фрак — в тональной гармонии с ними. Иногда камзол был белым с богатой вышивкой цветным шелком.

Между жюстокором и фраком в его привычном виде некоторое время существовал костюм под названием «аби» (АБИ с фр., букв. "одежда, платье") Аби похож на длинный современный смокинг - скругленные полы спереди и переходящие в фалды, часто расшивался узорами и носился с жилетом. В начале 19 в. название "аби" переносится на фрак и сохраняется во Франции до настоящего времени.

Фрак был без карманов, к нему полагалась шпага. У него был небольшой воротник и узкие рукава. Французский фрак имел срезы по бортам в отличие от английского, у которого полы сходились спереди. Аби расшитый шелком или золотом/серебром остался придворной одеждой для торжественных случаев.
Около 1760 года одноцветный фрак начинают носить в городских кругах. К нему прилагаются светлые кюлоты до колен. Последние два десятилетия перед Французской революцией синий или темно-коричневый фрак английского покроя сделался модным платьем высшего общества.
В 90-е годы 18 века шили из цветного сукна, одно время популярны были красные фраки с черными пуговицами. Их кроили с узкими длинными фалдами, а талию располагали выше ее естественного места нахождения. Жилет шили из ткани другого цвета, а галстук делали таким широким и пышным, что он закрывал подбородок. Вообще мода на расцветки менялась быстро, потому модникам приходилось очень внимательно следить за актуальными веяниями.

Писком 1791 года стал жилет с тройными отворотами под фрак. При таком покрое создавался эффект, будто один жилет надет поверх другого.

Во фраках наряду с черным цветом очень популярными были коричневый, синий, зеленый и серый цвета. Единственным украшением одежды остается игла в галстуке и карманные часы с цепочкой. Создается тип скромно, но идеально одетого мужчины — дэнди, образцом которого был Джордж Брайан Бруммел. Колыбелью дэндизма, который быстро распространился по всей Европе, была Англия. Среди его представителей можно назвать и всемирно известных деятелей культуры - Байрона, Бальзака, Бодлера.


«Винер Цайтшрифт фюр Кунст.Литератур, Театр унд Моде» (Wiener Zeitschift fur Kunst, Literatur, Theater und Mode), 1819 г. Мужской костюм для бала или вечера: фрак с длинными фалдами, достигающими колен, воротник фатерморд, жилет в поперечную полоску, брюки по щиколотку и цилиндр.

Одежда дэнди, несмотря на внешнюю простоту и неброскость, была очень дорога. Покрой их одежды, где мог быть использован и корсет, должен был быть совершенным. Поэтому стало модным иметь «своего» портного и шить у него. Возрастает роль галстука, который становится единственным наиболее броским украшением одежды.

Элегантный мужчина должен был ежедневно несколько раз переодеваться, его рубашка всегда должна была быть белоснежной. В одном частном письме, относящемся к тому времени, князь Германн Пюклер-Мускау пишет о том, что элегантному мужчине еженедельно требуется двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжина жилетов и носков.

Из украшений в мужской одежде остались булавка для галстука и часы. Обязательной принадлежностью повседневного костюма стал цилиндр. Лишь двум деталям мужского костюма — жилету и галстуку — разрешено было быть яркими.
Брюки иногда украшали лампасы с пуговицами по всей длине. К этому костюму предпочитали низкие туфли и трость.
Галстуки в то время были похожи на шейные платки. Кусок ткани сворачивали по диагонали, охватывали шею спереди и, скрестив сзади концы, завязывали узел под подбородком различными способами — то в виде большого банта, то узлом; концы его прятались за жилет. Искусству повязывать галстук посвящено немало трудов. Особым шиком вреди денди считалось повязать галстук таким образом, чтобы казалось - это сделано за минуту. Но на подобный «эффект небрежности» могли уходить часы мучений.

Эжен Делакруа, Рисунки. Лувр, Париж. Эти рисунки Делакруа не модные эскизы, однако, они весьма точно передают силуэт мужской фигуры в рединготе и во фраке.


Во время правления императора Павла I в Российской Империи фрак побывал в опале - как символ Французской революции, непростительного вольнодумства и преступного посягательства на незыблемость монархического уклада. Александр I, и это не единственное его либеральное деяние, реабилитировал фрак, после чего постепенно в России, как и в Европе и Америке, фрак сделался деталью обыденной одежды.
В первые годы 19 столетия общий вид фрака изменился очень незначительно, разве что в 10-х годах XIX века, фалды фрака стали заметно выше колен, при высокой талии создавалось впечатление, что франт надел фрак своего младшего брата.


«Моддом» (Modes d"hommes), 1819 г. У редингота а ля шевальер (a la chevaliere) воротник-шалька, что было особенно модно.

С появлением длинных панталон (брюк) короткие штаны исчезли не сразу. В течение первых десятилетий их еще носили наравне с брюками, особенно в парадных случаях и на балах. В 1814 году короткие штаны в Париже были принадлежностью парадного костюма. В таких случаях при фраке и однобортном жилете надевались суконные штаны, завязанные у колен изящными бантами и с боковыми, вдоль шва, карманами.

20-е годы 19 века

В эпоху бидермейер (так впоследствии назвали период с 1815 по 1848 годы) фрак светлых тонов (синий, коричневый, зелёный) является повседневной одеждой. Фраки шили из тонкого сукна, а порой и из бархата. Новые модные цвета появлялись на сезон и сменялись другими, не менее модными.
Стали появляться галстуки других цветов, кроме белого: черные, красные, цветные.


Например, «Прибавления» к журналу «Московский телеграф» в 1825 году советовали надеть для визитов в Новый год фрак фиолетового цвета с бархатным воротником, бархатный жилет с золотыми цветочками, еще жилет из белого пике. Пике — белоснежная хлопчатобумажная ткань (редко шелковая) с выпуклыми узорами. Жилеты из белого пике являлись символом респектабельности. Щеголи вместо одного жилета носили сразу три (отголосок моды на жилеты с тройными отворотами). Надевали черный бархатный, на него красный, а поверх — суконный черного цвета. Рукава фрака надлежало сшить так, чтобы непременно виднелись манжеты рубашки, застегнутые запонками с бриллиантами или перламутровыми пуговками.

Благодаря Красавчику Браммелу, в моду вошла забота о личной гигиене. Чистота рубашек и перчаток должна была быть идеальной. По мнению одного из современников, элегантный мужчина должен менять в течение недели «двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжину жилетов и носков». Однако при этом для настоящего денди считалось дурным тоном быть одетым в костюм, новизна которого бросалась в глаза. Чтобы придать ткани фрака вид слегка потёртой. Модники неделю дома разнашивали новые ботинки, пока те не переставали скрипеть. Чтобы придать надлежащий вид новому костюму, тёрли ткань, и она становилась тоньше и мягче. Для этого нужно было долго и аккуратно водить по ткани лезвием ножа или серебряной монетой, но при этом постараться не оставить зацепок. Одежда должна быть чистой, идеально скроенной, из хороших материалов, но при этом обязательно не новой - таков модник этого периода.

Ширина галстука варьировалась. То шейный платок был таким широким, что утопала половина лица, то в моде были неширокие галстуки, а в журналах за 1826 год сообщалось, что «высоких галстуков совсем не носят».

В 1810—1830 годах в обществе встречались преимущественно белые шелковые вышитые жилеты. А когда в 1822 году фрак стал украшаться воротником в виде шали, то такой же точно воротник появился и на жилете.
В конце 20-х в моду входит окорокообразный рукав, а талия опускается на положенное ей место.

В 30-е годы мужчины носили фрак, который расширялся на бедрах, имел подбитую ватой грудь и временами окорокообразный, пышный у плеча рукав. Пышный рукав у плеча намекал на хорошо развитые плечи и широкую грудь, при этом кисти рук должны были быть изящными и тонкими. Чтобы добиться правильных модных пропорций, мужчинам приходилось туго шнуроваться в корсеты и страдать наравне с дамами.

Мужской и женский силуэты в романтическом костюме сходны: покатая линия плеч, расширение рукава у оката, плотное облегание груди и талии, расширение линии бедер.

Для бальных фраков используют бархат, для жилетов — разноцветную парчу.
В 1832 году появился фрак для верховой езды, отличавшийся особенно широкими фалдами, порой совершенно закрывавшими живот и только слегка скошенными, благодаря чему он напоминал сюртук с загнутыми внутрь полами. Как отложной воротник (сначала очень высокий), так и отвороты постоянно меняли свой покрой. С тридцатых годов высокий, закругленный вокруг шеи воротник и отвороты стали шиться все более и более прилегающими и, наконец, были совершенно пригнуты.
Фалды тоже постоянно меняли свой покрой: они были то короткими, то длинными, то закругленными, то угловатыми. До 1834 года преобладали узкие рукава, только у плеча несколько взбитые кверху, что достигалось следующим образом: при кройке верхняя часть рукава несколько уширялась и вырезалась фестонами, которые затем вшивались в сборку в плечевое отверстие.

Верхней части рукава нередко часто придавался окорокообразный фасон, но от локтя до кисти он так суживался, что на внутренней стороне приходилось делать ряд пуговиц и расстегивать их во время надевания фрака, иначе рука не проходила в рукав; над самой же кистью конец рукава снова расширялся так, что лежал на ней наподобие манжеты.
Это манжетообразное уширение сперва кроится с основным полотном рукава, затем его стали пришивать отдельно. С 1836 года рукава стали носить узкими и у плеча, а затем с 1848 года их стали постепенно расширять так, что они, наконец, приняли слегка изогнутую, трубообразную форму.

В 40-е годы 19 столетия полы фрака удлиняются и опускаются ниже колен, заниженная талия и узкий прямой рукав. Жилеты были различных покроев, часто из пестрой ткани. В моде очень широкий шейный платок, завязанный вокруг шеи бантом и расширенные к низу брюки. Рубашку носили белую, с высоким крахмальным воротничком. Галстуки могли быть как однотонными, так и пестрыми.

Во второй половине XIX века прошла мода на тонкие мужские талии, а их линия переместилась на естественное место или чуть ниже, отказались тогда и от многоцветности фраков и брюк. Цветные фраки и пестрые жилеты обнаруживали теперь «дурной тон» своего владельца. Мужские костюмы шили из шерстяных тканей табачного, серого, синего, зеленого и коричневого цвета, а панталоны — из более светлых шерстяных тканей. Тенденция в цвете — стремление к темным тонам.

Фрак и брюки черного цвета с белоснежным жилетом стали отличительным знаком респектабельности, символом преуспевания, достатка и высокого положения в обществе. Фрачные лацканы, часто покрывали шелком, а брюки, надеваемые к фраку имели лампас из шелковой тесьмы или ленты. Кстати, такая отделка фраков вошла в моду благодаря Бенджамину Дизраэли- премье-министру Великобритании. По легенде, его фраки отделывались скользящей шелковой тканью, чтобы пепел от сигар легко соскальзывал с костюма.
Из бархата и шелка шили только жилеты и придворные костюмы. Очень модными становятся к 40-м годам клетчатые ткани, из которых шили брюки и другие части костюма.

К фраку полагаются длинные брюки, неизменный цилиндр и галстук, завязыванию которого теперь уделяется еще больше внимания (выходят даже специальные учебники, посвященные этому искусству). Вскоре на смену пышным галстукам пришли более скромные в виде узкой ленты с плоским бантом, закреплявшейся сзади под воротничком при помощи пряжки.
Начиная с 1840 года покрой жилета изменяется: грудь его делается на ватной подкладке, вырез значительно сокращается, так как мода требует, чтобы вся рубашка была закрыта пестрым шелковым галстуком. Около 1843 года перед жилета стал удлиняться на животе в виде мыса.

После 1850 года фрак стал вечерним, бальным туалетом, длина пол и фалд менялась, но цвет оставался постоянным - черным. Лацканы делали из блестящего черного шелка. С фраком полагалось носить черные строгие брюки, белый пикейный жилет или вместо жилета специальный пояс.

К последней трети XIX столетия фрак практически исчез с улиц, уступив место смокингам и пиджакам, и превратился в парадный туалет для торжественных и официальных мероприятий, проходящих в соответствии со строгим протоколом. Со временем их стали носить также и танцоры, и музыканты.


Мужской костюм на протяжении второй половины XIX века не претерпел крупных, изменений, однако пополнился рядом новых одежд. Костюмы еще строже стали, делиться по назначению: визитный, бальный, домашний, каждодневный (который теперь фактически сделался рабочим). Кроме ведомственных мундиров, рабочей одеждой стали теперь пиджаки и жакеты, которые в 70—80-х годах обшивались по бортам черной тесьмой. Сюртук надевали в обычное время, а фрак сделался парадной одеждой. Иногда фрак дополнялся коротким «фрачным» плащом черного цвета на белой шелковой подкладке.
Жилет носили на протяжении всей второй половины столетия. Изменялся он лишь в деталях — в форме выреза и т. д. В последней трети к фраку надевали обязательно белый жилет на торжественные мероприятия.

Сегодня фрак - это вечерний костюм для балов, приемов, свадебных торжеств, концертов и пр.
Отделочным шелком обработаны лацканы фрака и лампасы брюк - полоски, нашитые на боковые швы по всей длине. Их может быть и две.
По этикету для представителей сильного пола полная парадная форма для фрака состоит из белой сорочки с воротником “бабочка”, галстука “бабочка” либо новомодного галстука “пластрон”, упруго накрахмаленной манишки под открытым жилетом. Все фрачные аксессуары обязательно должны быть белого расцветки, за исключением разве несомненно это черных носков, лакированных ботинок и головного убора (цилиндра). В зимнее время к фраку можно надеть черное пальто с белым шелковым шарфом, на руки - белые перчатки.
Фрачная белая жилетка обязательно застегивается на все три пуговицы. В нагрудный карман фрака можно положить белый носовой платок (если на фрак не прикрепляются ордена). Полочки фрака не застегиваются. Фрак нaдeвaют только лишь после 19.00.
Современный фрак во многом выполняется вручную, особенно это касается танцевальных фраков. Вместо клеевых прокладок используют бортовку с конским волосом. 8/ Библиотека арт-галлереи m/
Norah Waugh "The Cut of Men’s Clothes" Коллекция музея искусств «Метрополитан»
61.html?thread=3120749
Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. Е Суслина

История

Такими особенностями своего вида фрак обязан тому, что он был первоначально элементом кавалерийской униформы офицеров, а его форма позволяла им, одновременно удобно находиться в седле, верхом на коне, и при этом ещё и эффектно выглядеть.

Появился фрак во Франции в середине 18-го века и был исключительной военной одеждой и первоначально ни в коем случае не относился к парадной одежде. Но тот факт, что в те времена офицеры были из высшего сословия и, конечно же, часто появлялись на званых вечерах и балах, постепенно привел к тому, что фрак стал модной на те времена одеждой для торжественных случаев.

Во времена Великой французской революции появились фраки в стиле «инкруаябль» (невероятные). Он был снабжен чрезмерно большим воротником и лацканами, дополнялся не менее внушительным галстуком, закрывавшим подбородок, а туго накрахмаленный воротник рубашки, доходил до середины щек. В России во времена Павла I такие фраки, ставшие своеобразным символом бунтующей Франции, были запрещены и лишь после кончины императора вновь появились в столичных салонах, а затем превратились в повседневную одежду.

Неслучайно в «Горе от ума » А. С. Грибоедова встречаются несколько неодобрительные слова о фраке, который в самом начале XIX в. мог восприниматься ещё с опаской:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем, Рассудку вопреки, наперекор стихиям (д. III, явл. 22).

Встарь фраки обычно шили из тонкого сукна, а порой и из бархата, обычно синего, коричневого или зелёного цветов. Изначально чёрный цвет ассоциировался с трауром, и такой фрак надевали только для участия в траурных церемониях, предпочитая в повседневной и праздничной жизни надевать фраки других цветов, о чём сохранилось немало свидетельств и в русской литературе.

«Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям» носил фрак «брусничного цвета с искрой». Гоголь Н. В. «Мертвые души»

Все почти с наивным детским любопытством смотрели на белую шляпу и зеленый фрак Пьера. Толстой Л. Н. «Война и мир»

К последней трети XIX столетия фрак практически исчез с улиц, уступив место смокингам и пиджакам, и превратился в парадный туалет для торжественных и официальных мероприятий, проходящих в соответствии со строгим протоколом. Со временем их стали носить также и танцоры, и музыканты.

Описание

Под фрак надевается сорочка с туго накрахмаленной манишкой, стоячим воротником с загнутыми углами и скромными запонками ; повязывается белый пикейный или шёлковый галстук -бабочка; поверх сорочки надевается белый пикейный жилет (шёлковый не считается хорошим тоном) с тремя пуговицами, которые всегда должны быть застёгнутыми.

В нагрудный карман пиджака вкладывается белый носовой платок (если на груди не прикреплены ордена). При себе следует иметь свежие белые перчатки. С фраком следует носить карманные часы на цепочке, а не наручные.

Фрачные брюки снабжены атласными лампасами.

Фрак полагается носить только с черными лаковыми туфлями и черными носками. Когда холодно, поверх фрака надевают чёрное пальто, к которому полагаются белый шарф, белые перчатки и чёрная шляпа-цилиндр.

Чтобы отличить участников мероприятия от обслуживающего персонала, также одетого во фраки, персонал надевает не белые, а черные жилеты и галстуки-бабочки.

Фрак подчёркивает малейшие изъяны в осанке, поэтому людям с дефектами позвоночника, сутулым и т. п. можно посоветовать вместо фрака надеть смокинг; следует, однако, иметь в виду, что фрак - одежда для официальных мероприятий, а смокинг - для неофициальных, хотя и торжественных.

Фрак в бальных танцах

Фрак является обязательной формой одежды в Европейской программе по бальным танцам

Фрак в конном спорте

Фрак является обязательной формой одежды в соревнованиях по выездке. Покрой такого фрака несколько отличается от танцевального и светского, с тем чтобы обеспечить всаднику наибольшее удобство при управлении лошадью.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фрак" в других словарях:

    Фрак, а … Русское словесное ударение

    фрак - фрак, а … Русский орфографический словарь

    фрак - фрак/ … Морфемно-орфографический словарь

    фрак - а, м. frac m., нем. Frack. 1. Парадный сюртук с вырезанными спереди полами и длинными фалдами сзади. БАС 1. Короткая мужская одежа, куртка с хвостами, полами. Даль. Вставши с постели, изволил его высочество одеться во фрак. 1764. Порошин Зап. //… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (нем. Frack, фр. frac). Род мужской парадной одежды, имеющей фалды только сзади. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФРАК нем. Frack, франц. frac. Мужская одежда, состоящая из лифа с двумя концами сзади … Словарь иностранных слов русского языка

    А; м. [нем. Frack] Верхняя часть мужского парадного костюма с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. Концертный ф. Форменный, ливрейный ф. Прийти на приём во фраке. ◁ Фрачный, ая, ое. Ф ая фалда. Ф ая пуговица. Шесть фрачных… … Энциклопедический словарь

    ФРАК, фрака, муж. (франц. frac). Род сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. Хорошо сшитый фрак. «Но панталоны, фрак, жилет, всех этих слов на русском нет.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ФРАК, а, муж. Род парадного сюртука с вырезанными спереди полами и с длинными узкими фалдами сзади. | прил. фрачный, ая, ое. Фрачная пара. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сюртук, вицмундир, костюм, фрачишко, фрачок Словарь русских синонимов. фрак сущ., кол во синонимов: 7 вицмундир (4) … Словарь синонимов

    - (франц. frac) мужской вечерний костюм особого покроя короткий спереди, с длинными узкими полами (фалдами) сзади. Используется в особо торжественных случаях. Фрак обязательная одежда для дирижеров. К фраку положено одевать белый пикейный жилет и… … Политология. Словарь.

    - (франц. frac) мужской вечерний костюм особого покроя короткий спереди, с длинными узкими полами (фалдами) сзади … Большой Энциклопедический словарь

Фрак - одежда для избранных. Но не обязательно быть приглашенным в высшее светское общество, чтобы почувствовать себя достойным его. Можно и обычную жизнь превратить в «высший свет», если уж захотелось надеть на себя что-то праздничное и торжественное.

Поэтому, независимо от того, пришло вам приглашение на официальное вечернее мероприятие, где предполагается такой дресс-код, или вы сами устроили себе праздник, не будет лишним знать, как и кому можно и нужно носить фрак.

Что такое фрак?

Главный цвет - черный, сегодня он наиболее приемлемый и популярный. Иногда, гораздо реже - темно-синий, который еще называют «цветом ночи».

Как и с чем носить мужской фрак?

Даже если нашелся повод надеть фрак, немногие знают, с чем его носить. Попробуем разобраться.

Классический образ джентльмена завершает только лаковая обувь черного цвета и того же цвета носки.

  • Если очень строго следовать этикету, то дополнением к костюму может служить белый карманный платочек, когда не предполагается надевать ордена. Но даже без того и другого образ не станет менее значимым и торжественным.
  • В классическом варианте левый лацкан имеет незаметное отверстие для бутоньерки, а если сшит знающим мастером, то тогда на обратной стороне этого лацкана будет и держатель для цветка. Нелишне в праздничной обстановке воспользоваться такой особенностью фрака.
  • В прохладную погоду поверх фрака надевают длинное пальто и дополняют образ белыми перчатками.

Где и когда уместно его носить

В наше время проводится немало мероприятий, на которые вы можете быть приглашены, и где вас захотят видеть во фраке. В таких случаях даже в приглашении будет указано «White Tie» или «Evening Dress», что означает, что нужно быть в белом галстуке-бабочке на вечернем мероприятии. К сведению: по правилам этикета время белых галстуков-бабочек - только вечернее, после 20.00.

  • Сегодня фраки актуальны на свадебных церемониях, официальных вечерних приемах, на церемониях награждения премией или важной наградой, во время посещения оперы и других театров.
  • Белый фрак носят очень редко даже в тех странах, которые считаются законодателями моды: Англии и Франции.

    Но если уж и уместно надеть белый, то только в теплое время года на мероприятия, проходящие на свежем воздухе.

  • Сегодня обязательной одеждой фрак выступает в бальных танцах, во время исполнения Европейской программы.
  • Также это форменная одежда у спортсменов в соревнованиях в конном спорте. Конечно, его внешний вид и даже покрой отличаются от классического варианта, но это для удобства наездника.

Основные правила

Сам фрак шьют из качественной, натуральной или смесовой шерстяной ткани, он должен плотно облегать фигуру, не собираться складками на спине или фалдах. Поэтому, прежде чем надеть готовый купленный фрак, его обязательно необходимо подогнать по фигуре.

  • Жилет, надеваемый мужчинами под фрак, в идеале должен быть из ткани пике. Это плотная хлопчатобумажная ткань, её особенностью является то, что она почти не мнется, не гладкая (в мелкий рубчик), идеально белая, легко стирается. Жилет из другой ткани, например, шелковый или атласный считается неприемлемым в классическом строгом сочетании.
  • Лацканы отделаны натуральным шелком, им же, кстати, можно обшить и пуговицы фрака, и лампасы брюк. Хотя возможны варианты, при которых лацканы фрака обшиты той же тканью, что и основной костюм.
  • На торжественных мероприятиях часто приглашенный обслуживающий персонал тоже одет во фраки - в качестве форменной одежды. Чтобы вас не перепутали с официантом, запомните, что черного цвета жилет и галстук-бабочка - только для тех, кто обслуживает мероприятие.
  • Сорочка, жилет и манишка должны быть безупречны, поскольку фрак всегда носят незастегнутым, даже покрой не предполагает, что он будет застегиваться. У жилета, наоборот, есть три пуговицы, которые застегиваются обязательно.

Знатоки никогда не надевают наручных часов. Если есть желание и возможность, пусть это будут карманные часы на цепочке.

Осанка - прямая, строгая, полная величия и благородства. Именно так нужно выглядеть джентльмену, надевшему этот наряд. Безупречным манерам придется научиться, пригодится в любом случае.

Можно ли носить фрак женщинам?

Женский фрак тоже имеет место быть, и прекрасному полу даже не обязательно соблюдать все условности и правила этикета.

Поскольку женская мода и ее дизайнеры это предлагают, не стоит отказываться от интересных экспериментов сочетания фрака с аксессуарами: украшениями, платками, ремнями и сумочками. При их умелом использовании может получиться достаточно гламурный вид!

Несколько исторических и литературных фактов



Рассказать друзьям