Желтая кофта станет лучшим дополнением гардероба. Материал и фасон

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Ирина Сироткина
Какого цвета желтая кофта Маяковского?

О том, что Маяковский — не бронзовый памятник с Триумфальной площади, а живой человек с сильным и теплым телом и нормальным желанием это тело одеть и украсить, напомнила нам выставка «Маяков-ский „haute couture”: искусство одеваться». Заглавие-матрешка состо-ит из двух частей: «Маяковский:от кутюр » — глава из книги Ларисы Колесниковой (Колесникова 2008) 1 , многие годы заведовавшей мемори-альным фондом Музея; «Искусство одеваться» — название журнала, который оформляла художница Валентина Ходасевич.

За славой Маяковского-поэта забывается его первая ипостась худож-ника. А значит, и в живописи, и в одежде у него был отменный вкус. И еще он умел создать образ. Мог, например, взять у сестры желтую ленту и повязать на шею вместо галстука: «Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук» («Я сам»). Как настоящий художник, Маяковский носил банты разных расцветок и кашне из черных и желтых квадратов. На собственноручно нарисованной обложке его первого стихотворного сборника «Я!» красуется бант.

На выставке я наконец увидела, какого оттенка была знаменитая желтая кофта Маяковского. Оттенок этот — теплый, канареечный или, говоря словами самого поэта — цвета заката:

Я сошью себе черные штаны

Желтую кофту из трех аршин заката.

Сшила кофту из ткани с черной вертикальной полосой мать поэта А.А. Маяковская. В желтой кофте и цилиндре Маяковский выглядел сногсшибательно — так, что полиция запретила ему в этой кофте вы-ступать. Поэт маскировался: приходил в пиджаке, а перед выходом на сцену переодевался в кофту. «Кофта фата» — хотел назвать первый сборник своих стихов Маяковский. Фатовской образ придавал ему уве-ренности на публичных выступлениях:

Хорошо, когда в желтую кофту

душа от осмотра укутана!

Первое турне футуристов — Давида Бурлюка, Василия Каменского и Маяковского — немало обязано своим успехом желтой кофте. Гоно-рары за вечера футуристы, по словам Каменского, получали «шаля-пинские». Канули в лету времена, когда единственное пальто у Мая-ковского было подарено Бурлюком. После турне в гардеробе поэта появились розовый муаровый смокинг с черными атласными отворо-тами, красный бархатный жилет, блестящий пиджак, модное пальто.

В самые безбытные послереволюционные годы Маяковский умел поддерживать свой быт — на Лубянке, в крохотной комнате-лодке, где платяным шкафом ему служил чемодан-кофр. Уже потом, в квартире на Гендриковом, появился солидный платяной шкаф, с откидываю-щейся полочкой и зеркалом для бритья. Шкаф тоже стоит на выставке, а рядом — фотография бреющегося перед этим шкафом Маяковско-го с безумным взглядом и опасной бритвой в руке. Невольно думаешь о его конце — и, как защитная реакция, всплывает хорошо знакомая шутка Маяковского. Как-то он хотел одолжить у соседей бритву и по-лучил отказ. «Бритва занята и будет занята еще долго», — нелюбезно сказали ему. «Понятно: слона бреете», — отрезал поэт.

В 1920-е годы, вместе с художниками-конструктивистами Алек-сандром Родченко, Варварой Степановой и Любовью Поповой, Маяковский работал над созданием нового, советского быта — красивых, удобных и массовых вещей. Его старшая сестра Людмила, окончившая Строгановское училище, работала художником по тканям на фабриках «Трехгорная мануфактура» и «Красная Роза». На выставке есть образ-цы ее тканей, как и ткани Поповой и Степановой; последние — кон-структивистская, ранняя версия возникшего гораздо позже оп-арта. В редактируемом Маяковским журнале «ЛЕФ» печатались и теоретиче-ские статьи об одежде (экземпляры статей Варст (Варвары Степановой) «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда» и Осипа Брика «От кар-тины к ситцу» представлены на выставке), и модели одежды. В экспо-зиции — два спортивных костюма Варвары Степановой (реконструк-ция Н. Левит): красно-белые блузы, юбка и шорты конструктивистских форм, сшитые из дешевой бязи, резко контрастируют с добротным гар-деробом самого Маяковского: английское кепи, тонкие французские сорочки, твидовое пальто. В 1927 году он прочел трудящимся лекцию на тему «Даешь изящную жизнь».

Некоторые считают, что «буржуазное» пристрастие Маяковского к красивой одежде и аксессуарам привила поэту Лиля Брик, сама мод-ница и щеголиха. Из-за этого пристрастия пролетарский поэт впослед-ствии получил репутацию «советского денди». Конечно, после знаком-ства в 1915 году с Лилей облик Маяковского изменился: на фотографии с ней он выглядит влюбленным, счастливым, как никогда элегантным. Но элегантность и артистизм, как еще раз убеждает в этом выставка, был свойственен поэту и раньше, и многим позже знакомства с Лилей. Встретившись с Маяковским, Теодор Драйзер писал: «динамичный, он выглядел как боксер и одевался как актер» (Колесникова 2008: 42). На стройном, атлетичном, пластичном Маяковском отлично сидела любая одежда — и блуза, и смокинг, и домашняя куртка, которую он особенно любил. Он не разделял элегантность и удобство — и в одеж-де, и в обуви. Голландский журналист Нико Рост встретил поэта на Курфюрстендамм: «Свободная, напоминающая боксера стойка, его фигура была приметна среди пешеходов. Он шагал широко, как мо-ряк на суше» (там же: 112). Вместе они пошли покупать Маяковскому обувь. Тот выбрал спортивные ботинки на толстой подошве — «креп-кие, как Россия» и оказавшиеся самыми дорогими. У него вообще были дорогие вкусы. Но разве хороший вкус может быть дешевым?

заказывайте Москвошвею,

нашей страны

бросятся

вам на шею, —

писал Маяковский, но одежду для себя и наряды для Лили продолжал привозить из-за границы. Кстати, сохранилась пара туфель от фирмы «Вестон», привезенная из Парижа. Туфли — как новенькие. «Вечная вещь» — говорил о вестонах Маяковский. Да, они оказались вечными, но только благодаря тому, что когда-то были на ногах поэта. Сам же он под любой одеждой оставался нагим и свободным:

Сорвем ерунду пиджаков и манжет,

крахмальные груди раскрасим под панцирь,

загнем рукоять на столовом ноже,

и будем все хоть на день, да испанцы.

Чтоб все, забыв свой северный ум,

любились, дрались, волновались.

землю саму

зови на вальс!

Возьми и небо заново вышей,

новые звезды придумай и выставь,

чтоб, исступленно царапая крыши,

в небо карабкались души артистов.

Литература

Колесникова 2008 — Колесникова Л. Другие лики Маяковского. М., 2008.

Примечание

1. Я благодарю заведующую выставочным отделом Музея Юлию Ни-колаевну Садовникову за помощь в подготовке рецензии и предо-ставленные фотографии.

Владимир Маяковский – один из крупнейших поэтов ­революционной эпохи и король эпатажа в России начала XX века. Некоторые даже называют его панком своего времени. Экспрессивное, сатиричное, злободневное творчество поэта было неразделимо с образом жизни, который он вел. Игрок, бунтарь и мот, его эксцентричность проявлялась во всем: в творчестве, в любви, в жизни, во внешнем виде.

Маяковский не признавал посредственности в одежде, одевался в основном за границей. Он был одним из немногих представителей советского искусства, сумевших произвести впечатление на Ив Сен-Лорана. Портрет поэта висел в доме знаменитого кутюрье, хоть они и не были знакомы.

Желтая кофта футуризма

Иван Бунин писал о Маяковском: «Вот его знаменитая желтая кофта и дикарская раскрашенная морда, но сколь эта морда зла и мрачна!». Этот предмет гардероба поэта в свое время снискал славу не меньшую, чем маленькое черное платье Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани». В России начала XX века одежду желтого цвета мужчины не носили, поэтому вид Маяковского вызывал крайне возмущенную реакцию. Желтая кофта удостаивалась внимания со стороны всех окружающих и даже стала частью многочисленных заметок в прессе.

Рубашка Versace, 50500 рублей (FarFetch)

Трость и пальто клеш

Приталенным моделям пальто поэт предпочитал свободные. Очень любил пальто-клеш и нередко дополнял образ тростью. После Первой мировой войны трость перестала быть популярным атрибутом мужского костюма, Маяковский же продолжал использовать ее как элемент своего стиля.


Пальто Aquascutum Vintage, 17966 рублей (FarFetch)

Головные уборы: цилиндр, шляпа, плоская кепка

Маяковский предпочитал головные уборы как привычные для современников, так и довольно эпатажные. К последним можно отнести цилиндр. Образ часто дополнялся повязанным вокруг шеи бантом и уже упомянутой тростью, что делало его в чем-то похожим на Оскара Уайльда из мира пролетариата.



Кепка York Hat Co, 2490 рублей (Code7)

Яркие пиджаки

Цвет и рисунок поэт не игнорировал и, помимо желтой кофты, носил яркие пиджаки и жилетки. У портного в Симферополе, например, сшил розовый пиджак с черными атласными отворотами. Кроме розового был еще бархатный красный и клетчатый. Цветные галстуки также не были ему чужды.


Пиджак Circle of Gentelmen, 30360 рублей (ЦУМ)

Бушлат

Бушлат стал еще одной знаковой вещью для Маяковского. Поэт был популяризатором зарождающихся модных тенденций, а бушлат в начале XX века как раз переходил из разряда военной в разряд повседневной одежды.


Тренч Michael Kors, 30200 рублей (FarFetch)

Не стоит забывать о ручной белке, которую в буфете театра поэт кормил дефицитными в те годы сладостями. В угоду образу он удалил зуб и подстригся налысо. Провокация, в случае с Маяковским, стала залогом успеха.

Если вы хотите добавить в свой гардероб незаурядную вещь, которая сможет «оживить» любой комплект одежды сезона осень-зима, можете смело выбрать для себя желтый свитер. Такая интересная деталь гардероба будет легко сочетаться с другими вещами. Чтобы вы и сами смогли в этом убедиться, давайте разберемся, с чем носить желтый свитер.

Кому подойдет желтый свитер

Свитер желтого оттенка может хорошо смотреться на дамах с различным типом фигуры. Выбирая такую вещь, вам стоит руководствоваться такими общими закономерностями:

  • Если у вас фигура «груша», отдавать предпочтение следует изделиям с крупной вязкой. Хорошо будут смотреться на представительницах данного типажа изделия оверсайз, кроме того, они могут позволить себе модели светлых тонов, которые визуально будут увеличивать их грудь.

  • Девушкам типа «песочные часы» можно носить все варианты такого свитера, включая изделия с различными горизонтальными и вертикальными принтами. Следить нужно только за тем, чтобы подобранная вещь хорошо сочеталась с другими деталями вашего образа.

  • Барышням с фигурой «перевернутый треугольник» следует остановиться на моделях из тонкой пряжи. Идеально на них будут смотреться изделия из тонкого кашемира, в особенности, если они подберут к ним объемный низ — свободного кроя брюки или же расклешенную юбку — любое такое решение будет действительно удачным.

  • Женщинам с фигурой «прямоугольник» стоит отдавать предпочтение изделиям с вертикальной полоской — они будут зрительно удлинять фигуру и делать ее стройнее. Представительницы этого типа также должны очень внимательно подойти к вопросу, с чем лучше носить желтый свитер. Им стоит комбинировать такую деталь гардероба с прямыми юбками или же брюками, в таком случае их фигура будет смотреться вполне гармонично.

Также барышням, выбирающим такой свитер, нужно учитывать и свой цветотип. Так дамам с холодным оттенком кожи следуйте выбирать бледные немного сероватые оттенки желтого, любых же изделий насыщенного тона стоит избегать. Также представительницам цветотипа «зима» или «лето» стоит отдавать предпочтение не классическим свитерам, а именно свитшотам, под которые можно будет надеть блузу голубого или же зеленого цвета, которая будет лучше смотреться с их натуральным оттенком кожи. А вот представительницы типа «осень» или «весна» могут выбирать различные оттенки желтого — от яркого до приглушенного цвета — все они на них будут выглядеть вполне гармонично.

Советы, которые помогут выбрать модный свитер по типу фигуры:

Какие цвета сочетаются с желтым

Вещи желтого цвета хорошо смотрятся в комбинации с одеждой различных оттенков. Наиболее гармонично с этим ярким тоном будет выглядеть бежевый, все оттенки серого, коричневого и, конечно, черный. Праздничные комбинации с ним может создать и белый цвет всех оттенков. Используйте подобные комбинации в том случае, если хотите получить достаточно сдержанный, лаконичный образ.

Если же говорить о более ярких оттенках, которые могут иметь место в таком образе, то к ним можно отнести коралловый, голубой, синий, фиолетовый. Также можно экспериментировать с желто-зеленой комбинацией в одежде — такой вариант вполне можно считать классическим. Кроме того, желтый вполне свободно можно гармонировать с различными схожими оттенками, в том числе, лимоновым и оранжевым, если данная цветовая гамма вам к лицу. Не забудьте только дополнить образ нейтральными бежевыми или же черными аксессуарами, в таком случае он будет смотреться интересно и не слишком пестро.

Осторожность, однако, стоит проявлять, выбирая к одежде желтого цвета изделия с яркими принтами и аксессуары. Таких решений лучше избегать. Исключением могут стать вещи в полоску, а также небольшие детали вашего образа (к примеру, сумочка) с рисунком, имеющим сложный принт обязательно с желтыми элементами.

С чем сочетать желтый свитер

Изящный женский свитер яркого цвета будет хорошо сочетаться с различными деталями вашего гардероба. Если вы хотите носить эту вещь стильно, можете использовать такие сочетания с ним:

  • Комплект с вещами из денима. Вы можете выбрать для такого сочетания в стиле кэжуал как узкие брючки, так и популярные ныне модели бойфренды или же клеш. Свитер для такой комбинации лучше выбирать прямой. Также помните о том, что образ в данном стиле не требует броских аксессуаров: добавьте к нему сережки с желтыми вставками, обувь на плоском ходу коричневого цвета, а также крупную сумку в тон такой обуви.

  • Сочетание свитера с классическим высоким воротником и одежды в спортивном стиле. В данном варианте вы также можете использовать пальто в спортивном стиле и обувь вроде кед или же кроссовок, как на фото. Это единственный случай, когда такое сочетание будет вполне органичным.

  • Комплекты в стиле бохо. В данном случае целесообразно сочетать желтый свитер с прямыми широкими цветными юбками, обувью на плоской подошве, также в свой лук можно добавить меховую жилетку. Образ можно будет дополнить яркими этническими аксессуарами: бусами из дерева, герданами из бисера, а также сережками с перьями — выбор деталей для такого наряда очень широк.

  • Комбинации с длинной расклешенной юбкой и обувью на высоком каблуке. Такой комплект подойдет любительницам романтического стиля в одежде. Обратите внимание: в данном комплекте лучше всего будет смотреться верх нежного желтого оттенка.

Если же вы подбираете свитер для вашего офисного гардероба, отдайте предпочтение моделям из тонкой дорогой пряжи и свободно сочетайте такие со строгими юбками-карандаш, а также брюками графитового цвета (хорошо будет смотреться также сочетание с бежевым или же светло серым, но не черно-желтый образ).

Чтобы ваш образ выглядел сдержанно, непременно дополните его жилетом или же теплым пиджаком прямого кроя. С аксессуарами в таком образе лучше не экспериментировать: выбирайте нейтральную черную или коричневую обувь и сумку в тон к ней, а также небольшие украшения из желтого металла без декоративных вставок.

Временами каждая девушка испытывает потребность привнести яркости в свой образ, сделать его открытым, дружелюбным, позитивным. И в любое время года лучшим решением для этой задачи будет жёлтый свитер. Свитера считаются самыми уютными и душевными предметами гардероба, а потому люди, которые носят такую одежду, всегда вызывают симпатию и располагают доверием к себе. Но мало лишь натянуть на себя нечто подобное, очень важно также знать, с чем носить жёлтый свитер. Только тогда удастся создать образ открытого для общения, жизнерадостного человека.

Какие цвета удачнее сочетаются с жёлтым

Итак, чтобы научиться выразительно комбинировать жёлтый свитер с остальными вещами в гардеробе, следует для начала ознакомиться с основами сочетания цветов. Ведь некоторые цветовые союзы могут выглядеть безвкусно и резать глаза; другие же, наоборот, словно магнитом будут притягивать взоры окружающих.

С тёплым жёлтым цветом гармонируют:

  • Синий;
  • Лиловый;
  • Серый;
  • Чёрный;
  • Фиолетовый;
  • Светлый голубой.

В таких сочетаниях холодная температура цвета-компаньона выгодно оттеняет жёлтый, делая на нём акцент.

С ярким лимонно-жёлтым прекрасно будут смотреться:

  • Коричневый;
  • Серый;
  • Синий;
  • Вишнёвый.

Также в одежде часто встречается горчичный оттенок жёлтого. К нему пойдут:

  • Лазурный;
  • Красный;
  • Чёрный;
  • Серый;
  • Коричневый.

Разобравшись с цветовыми комбинациями, можно начинать строить образ.

С какими предметами одежды жёлтый свитер выгоднее смотрится

Наиболее часто встречаются следующие варианты комбинаций:

  1. С джинсами

Синие, серые и чёрные оттенки джинсовой ткани эффектно контрастируют с жёлтым верхом. В то же время, тёмные брюки визуально разгружают образ, делая жёлтый цвет менее агрессивным и кричащим. Контраст фактур также приятен глазу – шерстяная объёмная вязка кофты с гладкой поверхностью брюк прекрасно дополняют друг друга.


  1. С объёмными брюками-шароварами

Такой низ считается довольно специфическим, но с обтягивающим свитерком и ботинками будет совмещён как нельзя лучше.

  1. Юбка в пол

Совмещая жёлтую кофту и свободную юбку до самого пола, можно создать лёгкий тёплый образ. Свитер не будет выглядеть слишком тяжёлым, т.к. многослойная юбка сгладит это ощущение. Внешний вид станет максимально притягательным.


Необычный элемент гардероба — свитер в пол

Свитер в пол представляет собою приталенное вязаное платье. Такая вещь выглядит довольно смело и экстравагантно, она цепляет взгляд. И, конечно, жёлтый свитер длиною до щиколотки будет смотреться слишком вызывающе, если не суметь правильно приглушить эту яркость, превращая её из безвкусицы в приятный акцент костюма.

Самым правильным решением будет пояс, перехватывающий одеяние на талии. Подпоясанный свитер будет походить на плотное зимнее платье, но при том сохранит пристойный вид и не станет казаться балахоном. Плюс ко всему, желтизна наряда не станет резать глаза. Под такой костюм лучше всего подобрать аккуратные ботиночки или туфли на шпильке.

Свитер и верхняя одежда

С приходом осени свитерки становятся особенно актуальными. И яркая, по-осеннему жёлтая кофточка всегда смотрится выгодно, выглядывая из-под верхней одежды. Надеть на свитер пальто будет интересным решением, если не застёгивать пуговиц и не перевязывать талию поясом. Накинутое сверху пальтишко должно быть тёмным (о цветах выше уже говорилось). В этом случае оно максимально подчеркнёт фигуру, сделает её визуально стройнее и ярче.

Конечно, вместо пальто можно накидывать и куртку, но есть правило, которое не рекомендуется нарушать: сам свитер должен быть короче, чем верхняя одежда. Ибо кофточки, выглядывающие из-под коротких курток – пережиток 2010-ого, это давно уже считается моветоном.

Ещё одна рекомендация гласит, что горловина свитера не должна мяться под капюшоном. Накидки со шнуровкой на воротнике не могут перетягивать верхнюю часть кофты, образуя на ней складки, ибо это никак нельзя назвать женственным или красивым.

Если возникает вопрос, какой обувью дополнить вид, то без сомнения хорошим вариантом станут тёмные кожаные ботинки на каблучке или сапоги с ремешками. Да и вообще, обувь целесообразнее подбирать не под свитер, а под нижнюю часть костюма.

Столица РТ потеряла главную площадку для андеграундных и рок-групп. Туда пришли москвичи, чтобы открыть антикафе

Сегодня в Казани на месте некогда культового заведения «Маяковский. Желтая кофта» открывается лофт «Маяковский» — «творческое пространство для молодежи», как сказано в пресс-релизе мероприятия. Как выяснил «БИЗНЕС Online», владелец «Кофты» Андрей Покровский из-за нерентабельности отдал клуб в аренду московской компании, которая и решила переформатировать некогда главную рок-площадку столицы Татарстана. О расцвете и закате легенды конца нулевых — в материале нашей газеты.

Сегодня в Казани на месте некогда культового заведения «Маяковский. Желтая кофта» открывается лофт «Маяковский»

«НА САМОМ ДЕЛЕ КЛУБ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ВРЕМЯ ЖИЛ НА ДОТАЦИИ СТОРОННЕГО БИЗНЕСА»

У концертных промоутеров, работающих в Казани, головной боли стало больше — закрывается клуб «Маяковский. Желтая кофта». Однако в данном случае речь идет о расставании с настоящей легендой концертной жизни города. За 10 лет своего существования (в апреле «Желтая кофта» отметила первый серьезный юбилей) эта площадка стала по-своему культовой.

Причина закрытия клуба, в котором в свое время выступали легендарные российские рок-команды, банальна — нерентабельность. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал владелец заведения Андрей Покровский , которого наш корреспондент застал за демонтажем вывески заведения. «Ближайшие концерты отменены. Мы со всеми созвонились, извинились, с теми, с кем были какие-то денежные моменты, все урегулировали», — сообщал он.

По словам Покровского, проводимые несколько раз в месяц концерты прибыли не приносили, а в остальное время в заведении ничего не происходило. «На самом деле клуб практически все время жил на дотации стороннего бизнеса», — признался наш собеседник. По словам одного из бизнесменов, чей офис находится неподалеку, одну из ключевых ролей в печальной судьбе «Маяковского» сыграла парковка, которую закрыла проходящая рядом стройка. Как оказалось, в сентябре одна столичная компания вышла на владельца «Желтой кофты» и предложила взять в аренду неприбыльный клуб. Подробности о москвичах и условиях сделки арендодатель сообщить отказался. «Поступило предложение, мы не отказались», — лаконично ответил Покровский.

Причина закрытия клуба, в котором в свое время выступали легендарные российские рок-команды, банальна — нерентабельность

«БИЗНЕС Online» выяснил, что помещение для своей деятельности приобрела компания «Юнион групп». В сферу ее интересов входят IT и отрасль развития культурных пространств в формате антикафе и коворкинга — последнее, правда, для них является несколько новым видом деятельности. Из аналогичных реализованных проектов у «Юнион групп» имеются лофт и тайм-кафе в Самаре под названием «Бетонный декоративный горшок». По такому же принципу будет переформатирован и «Маяковский. Желтая кофта», который теперь будет называться лофт «Маяковский».

Новые арендаторы решили не тянуть резину и уже накануне разослали пресс-релизы, согласно которым открытие лофта состоится сегодня вечером. «Творческое пространство „Маяковский“ станет новым центром притяжения для креативной молодежи Казани. Здесь молодые люди смогут не только принимать участие в творческих мероприятиях, но и реализовать свои собственные идеи, выступить организаторами и идейными вдохновителями проектов», — говорится в пресс-релизе. Тяжелый рок не в формате новых кураторов заведения, здесь будут проходить студенческие и безалкогольные мероприятия. Вход на территорию будет бесплатным.

ТУАЛЕТ, В КОТОРОМ ЧИТАЛИ МАЯКОВСКОГО

«Конечно, тяжело, что так произошло, мы 10 лет проработали, столько продержались. Могли бы еще, конечно, продержаться, но уже тяжеловато стало все это дело тянуть. Очень большая ответственность в организации концертов — это очень затратная отрасль», — поделился Покровский.

«Когда все это начиналось, в 2007 году, город в принципе нуждался в подобной площадке, — вспоминает в разговоре с „БИЗНЕС Online“ первый арт-директор ресторана-клуба Алиса Вяткина , с именем которой связан период расцвета „Желтой кофты“. — Ни один клуб на тот момент не занимался привозами сторонних артистов, в том числе и зарубежных. Все это происходило в дискотечных рамках, но именно клубных концертов в Казани не было. Наверное, этим и был обусловлен успех. Нужно добавить сюда необычный интерьер, дизайн и вообще общую концепцию самого заведения. Клубы „Бумеранг“ и „Крылья“ в одном лице на тот момент канули в Лету, но там все-таки был узкий формат».

Изначально предполагалось, что «Маяковский» будет пафосным рестораном для людей с достатком. Однако все решила воля случая: там случайно устроили концерт группы «Ва-Банкъ», и владельцы «Кофты» поняли, что в помещении можно устраивать концерты. Необычный интерьер, хорошая на тот момент кухня, интригующее название — все это играло на заведение. Настоящим событием здесь было даже посещение... туалета. Там постоянно из громкоговорителя доносились стихи Владимира Маяковского.

На тот момент Казань изголодалась по тусовочному месту, способному объединить креативную разноплановую публику. К примеру, Сергей Шнуров , тогда как раз распустивший «Ленинград», свой первый концерт в Казани дал именно в «Кофте», приехав туда со своим «Рублем». А когда в столицу Татарстана заезжали «Ляпис Трубецкой», то клуб и вовсе не мог вместить всех желающих. Плюс ко всему там стали устраиваться различные локальные фестивали — от «Хароката» до концерта в поддержку борьбы с диабетом, где могли выступить местные коллективы. Вокруг заведения образовалась своя тусовка. По воспоминаниям одного из руководителей клуба, порой доходило до смешного: кто-то из бизнесменов пришел договариваться по поводу проведения корпоратива, внес задаток, но, увидев, что на концерт собираются готы, забрал задаток и отказался от этой идеи.

Такая молодежная активность не могла пройти мимо властей. В 2008 году руководство заведения получило прокурорское распоряжение о недопустимости нарушения федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Прокурорским работникам показалось подозрительным, что в «Маяковском» собираются лица, являющиеся членами неформальных молодежных движений, а попросту готы, панки и скинхеды, на что работники клуба тогда справедливо заметили, что все вышеперечисленные неформалы попросту не могли собраться в одном месте, в противном случае начался бы мордобой. Этим претензии властей вроде бы и ограничились.

В первые годы работы «Маяковского» это было главное и, пожалуй, единственное место для некоммерческой музыки и тусовки соответствующей аудитории

«ТЕ, КТО КОГДА-ТО ПОСЕЩАЛ ЭТОТ КЛУБ, СЕГОДНЯ УЖЕ ВЫРОСЛИ ИЗ «КОФТЫ“

В первые годы работы «Маяковского“ это было главное и, пожалуй, единственное место для некоммерческой музыки и тусовки соответствующей аудитории. Там выступали музыканты всех форматов и возрастов: от представителей казанской инди-сцены до таких артистов, как «АукцЫон», «Калинов Мост», Brazzaville, «Маркшейдер Кунст», Billy"s Band, Джон Форте, Алина Орлова, Сергей Бабкин...

«На тот момент в клубе собиралась самая андеграундная, творческая, интересная молодежь нашего города. На протяжении года-двух публика нам просто начала доверять, если даже мы привозили никому не известные музыкальные коллективы. Люди, не зная, что они поют и какую музыку играют, просто приходили, доверяясь нашему вкусу. И в этом была определенная интимность, потому что мы знали наших постоянных гостей в лицо. И со многими дружим до сих пор», — продолжает Вяткина.

Клуб собирал под свою крышу и татарских современных исполнителей, таких как Зуля Камалова и Мубай . На концерт последнего приходила даже прима татарской поп-сцены Хания Фархи , клубный формат вечеринок для нее тогда тоже оказался не чужд.

Тем не менее клуб постепенно стал терять свою популярность среди казанской публики. Чехарда с постоянно меняющимися арт-менеджерами этому только способствовала. Концертов заезжих звезд альтернативной сцены становилось все меньше, оставались мероприятия локального формата. Чувствовалось, что клубу необходимо обновление, однако, в чем оно должно заключаться, хозяева заведения так, видимо, и не смогли понять.

«К сожалению, все имеет свое начало и конец. Наверное, то, что „Маяковский“ не обновлялся, не проводилось никакого ребрендинга, повлияло на его закрытие. Да и те, кто когда-то посещал этот клуб, сегодня уже выросли из „Кофты“. Хотелось бы надеяться, что появится новая площадка, но сейчас, мне кажется, публика пресыщена и очень много заведений открылось. И возможно, нет такой потребности именно в клубных концертах. Все уходит в более мелкий формат или в более крупный», — считает первый арт-директор «Желтой кофты».

«МЕСТО, БЕЗУСЛОВНО, БЫЛО ЗНАКОВЫМ И ЕДИНСТВЕННЫМ В СВОЕЙ НИШЕ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» единодушны: закрытие «Желтой кофты» — серьезный удар по концертной жизни Казани.

Леонид Барышев — руководитель гастрольно-концертного агентства «АртОтдел»:

— Мне на самом деле очень жаль, что «Желтая кофта» закрылась, потому что андеграундные группы, рок-группы, которые не могут себе позволить больших залов, собственно, там и находились, там выступали. Туда приходила молодежь, которая эти команды и слушала, проводила там время. И я даже не знаю, куда они сейчас уйдут... Непонятно куда. Потому что для них площадок в городе нет. То есть у нас нет таких клубов с вместимостью 400–600 мест, с оборудованием, со звуком, сценой. Скажем, в «Соли», где может собраться аналогичная по вкусам публика, она просто не поместится.

Антон Салакаев — лидера ВИА «Волга-Волга»:

— За последнее десятилетие, а то и больше это одна из лучших площадок, которая была раскручена выступлением различных интересных андеграундных рок-коллективов и проведением фестивалей. Если говорить откровенно, то там был не лучший звук в городе, и это, наверное, связано с конфигурацией самого клуба, но в жизни «Волги-Волги» клуб сыграл серьезную роль. В этом году мы отмечаем 20-летие и делаем небольшие видеозарисовки о знаковых местах, которые повлияли на наше становление: конечно, там упоминается и «Маяковский».

Я не только сам играл там, но и часто посещал концерты групп, которые я люблю. «АукцЫон» и «Ляписа Трубецкого» я увидел именно на этих площадках. В «Кофте» всегда была тесная, добрая, домашняя, я бы сказал, даже кухонная, атмосфера в отличие от больших площадок. И быстро найти альтернативу «Маяковскому» в Казани в ближайшее время будет сложно. Там было все: и месторасположение, и неплохая сцена для небольших рок-концертов. Просто в последние годы ребятам нужен был хороший менеджер, который продолжил бы привозить интересные коллективы. Мне кажется, это просчеты в маркетинге. Но на данный момент я серьезной альтернативы этой площадке не вижу. Есть клубы, которые могли бы взвалить на себя функции «Маяковского», но пока у них такого рвения нет. Это либо коммерческие заведения, хозяева которых думают только о наживе, либо это клубы, полуресторанные варианты, которые вроде бы позиционируют себя как альтернативное место, но не сделали ничего для того, чтобы собрать под своей крышей молодые коллективы.

Пока есть молодежь, которая играет и слушает рок, нельзя говорить, что это направление мертво. Понятно, что бороться с рэп-баттлами рок не может, он ушел на второй план. Может быть, как идеология это движение не настолько сильно. Но из-за закрытия подобного рода площадок рок как раз и будет умирать. Тем не менее в Казани есть большая армия людей, которые хотят ходить на живые выступления коллективов. Если кто-то из владельцев помещений обратился бы ко мне в плане помощи по раскрутке нового места, я бы с радостью дал пару бесплатных концертов.

Дмитрий Зеленый — арт-директор Rockstar Bar (бывший арт-директор «Маяковского»):

— Я работал в «Маяковском» в 2012–2014 годах. Закрытие заведения — трагедия для Казани, потому что место, безусловно, было знаковым и единственным в своей нише. Альтернативы «Желтой кофте» в Казани нет. Подходящих заведений, где можно провести концерт группы, собирающей до 500 человек, не было и раньше. Сейчас ко мне как к промоутеру обращаются группы, у которых были запланированы концерты в «Маяковском», но сделать их у себя в Rockstar Bar я не могу просто физически.

Казань лишилась (неизвестно, на какое время) множества артистов, которым в городе попросту негде больше играть. Какие-то площадки слишком большие, какие-то бары слишком маленькие. Когда что-то откроется и кто этим будет заниматься, я даже не представляю. Есть, конечно, «Эрмитаж», «Корстон», но, допустим, я не могу сделать концерт группы Distemper в «Эрмитаже» из-за слишком дорогой аренды площадки. В итоге концерт будет не то что нерентабелен, я просто уйду в чудовищный минус. Да и вообще, делать концерт на 250–300 человек в зале на 5 тысяч человек — это смешно и некрасиво.

В «Маяковском» выступали не только андеграундые коллективы. Приезжали разные исполнители — от рэпа до тяжелого рока. Кто там только не выступал за время существования клуба — от монстров вроде «25/17», «Короля и Шута» и «Ляписа Трубецкого» до никому не известных андеграундных поэтов! Мне кажется, дефицит подобных мест объясняется тем, что Казань — не роковый город. Я не раз сталкивался с ситуацией, когда организовывали концерт какой-то группы в Казани и на следующий день в рамках тура она ехала, скажем, в Ижевск, где население вдвое меньше, чем в столице РТ. Но при этом аудитории на концерте у любой группы было в два-три раза больше, чем у нас. Причем каких-то афиш там не делали, зато было «Наше радио». Теперь у нас есть эта радиостанция, а клуба больше нет.

Евгений Васильев — основатель концертного агентства MAD DOD Concert Agency:

— Для андеграунда был и есть крохотный клуб Amnesia, а «Маяковский» все же для групп посерьезнее. Вообще, организаторам концертов среднего уровня делать нечего, потому что альтернативной площадки для них нет. Необходимо строить новое заведение на 600–800 человек, с хорошим звуком и светом. А для этого нужны серьезные инвестиции — я думаю, порядка 10 миллионов рублей, чтобы все сделать хорошо. Но проблема даже не в деньгах, а в том, что «бизнес по-русски» рассчитывает на быструю отдачу. То есть после вложений все хотят быстро получить сверхприбыль. С клубом такая история не сработает.



Рассказать друзьям