Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Человек. Наше тело

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

По познавательному развитию

Знакомство дошкольников с организмом человека
в играх и играх тренингах в разновозрастной
группе детей с нарушением зрения и речи

Программные задачи.

  1. Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.
  2. Побуждать детей к высказыванию. Закреплять навык правильного построения и употребления сложноподчиненных предложений.
  3. Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
  4. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Словарная работа.

Уточнять и закреплять.

Существительные: плечи, стопа, легкие, почки, кишечник, желудок, пищевод, организм, объем легких, грудная клетка.

Прилагательные: внутренние органы, важный орган.

Глаголы: очищают кровь, перегоняет кровь.

Методические приемы:

беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, игры, заучивание, чтение, побуждение к ответам, поощрение.

Материалы: схема тела человека, схема строения тела человека с внутренними органами (на каждого ребенка) , предметные картинки – продукты, игра «Часть – целое».

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; чтение энциклопедической литературы, загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр.

Ход занятия.

Воспитатель.

Высокие, низкие, далекие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены,

И папы, и мамы, и дети –

Роднее их нет на свете.

Все вроде разные на вид, Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот, Два уха, два глаза и нос. Но какими бы мы небыли разными, все равно похожи своим телосложением. Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека.

Ребенок говорит слова и показывает названную часть туловища на схеме «Тело человека».

Быть у каждого должна

Очень "умной" голова.

Я верчу ей как умею

Голова сидит на шее.

Животик, спинка, грудь,

Их вместе всех зовут – туловище.

Съел еду я всю, и вот

Мой наполнился живот.

На прогулке не забудь

Закрывать от ветра грудь.

Руки – чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики

Очень дружные пальчики

Бегут по дорожке

Резвые ножки.

Спотыкнулся через Генку

И ушиб себе коленку .

Восп. Какие части туловища вы не назвали?

Дети. Плечи, таз, бедро, стопа.

Восп. Молодцы хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела?

Игра «Найди на ощупь названную часть тела».

Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами. Хорошо и с этим заданием вы справились.

Воспит.

Есть четыре помощника на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать.

Игра «Часть и целое»

Целое – лицо человека (в кругу) . Части – лепестки (ухо, рот, нос, глаз) , выкладывают в виде цветка.

А сейчас мы отдохнем и опять играть начнем.

Физминутка.

Живут мальчики – веселые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою,

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево оборотик,

Покажите мне животик.

Наше тело подтянулось

И вперед слегка нагнулось.

Как березонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Повторить 2 раза.

Восп. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Внутри тела находятся органы, которые помогают человеку, расти и развиваться.

Ребята положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит?

Дети. Да.

Восп. Что же это такое?

Дети. Это сердце. Сердце очень важный орган.

Дети. Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали.

Восп. Как выглядит сердце?

(ребенок показывает на схеме орган – сердце)

Восп. Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце.

Ребята расскажите, как работает сердце?

Дети. Сердце работает и днем, и ночью без отдыха. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму.

Тук, тук, тук

Стучит сердечко,

Точно также,

Как мотор.

Если так стучит сердечко,

Значит, человек здоров.

Восп. Да сердце важный орган.

А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите.

Дети. Мы слышим свое дыхание.

Восп. У человека есть еще один важный орган, который, как и сердце работает без перерыва.

Что это за орган?

Дети. Это легкие у человека их два. (Показывают на схеме)

Восп. Может ли человек прожить без дыхания?

Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается. Значит, человек не может жить без дыхания.

Ребята во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше.

Хотите посмотреть какой объем легких у вас.

В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легкие, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите.

(Дети выполняют задание)

Теперь мы знаем у кого какой объем легких.

Восп. Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи.

Кто мне расскажет об этом путешествии.

Дети. Во рту есть зубы. Они измельчают и перетирают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла свой дальнейший путь, по пищеводу в желудок.

Восп. Верно. А как выглядит желудок?

(дети показывают на схеме орган – желудок)

Восп. Правильно. В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества, полезные нашему телу. Из желудка пища

попадает в кишечник, откуда в виде остатков естественным образом выходит наружу.

Есть в нашем организме еще много органов и один из них это почки.

(ребенок на схеме показывает орган – почки)

Дети. У человека две почки.

Восп. Для чего человеку нужны почки?

Дети. Почки очищают кровь.

Восп. Правильно.

Сейчас я вам предлагаю сесть за стол и найти каждому органу свое место.

(Дети выкладывают органы внутри контура человека: сердце, легкие, желудок, кишечник, почки) .

Восп. Теперь вы видите, что человеческий организм очень сложный и все в нем взаимосвязано.

Восп. Кто знает, что нужно организму, чтобы человек был здоров, рос и развивался.

Дети. Человек должен употреблять полезные продукты, в которых содержатся разные витамины.

Восп. Витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины А, В, С, Д.

(Детям дается рисунок тела человека. Вокруг расположены буквы – обозначающие витамины, содержащиеся в продуктах. От каждого витамина к определенному органу проходит линия лабиринта) .

Восп. Проведите дорожки лабиринта, и вы узнаете какой витамин, больше влияет на тот или иной орган.

(Дети проводят линии)

Витамин А – зрение.

Витамин В – сердце.

Витамин С – органы дыхания.

Витамин D – скелет.

Восп. Давайте сделаем витаминную таблицу. Отберем картинки с продуктами, в которых содержатся основные витамины необходимые организму человека.

В каких продуктах содержится витамин А?

В каких продуктах содержится витамин В?

(Дети выбирают нужные картинки)

В каких продуктах содержится витамин С?

(Дети выбирают нужные картинки)

В каких продуктах содержится витамин D?

(Дети выбирают нужные картинки)

Расскажите еще раз, какие продукты необходимо употреблять

Дети.

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок черничный пьет.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Рыбий жир всего полезней

Хоть противный – надо пить

Он спасает от болезней,

Без болезней – лучше жить!

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

Никогда не унываю

И улыбка на лице

Потому что принимаю

Витамины А, В, С, Д.

Теперь вы всегда будете знать, какие продукты лучше всего употреблять. И сегодня я вам принесла вкусную морковь.

Цели:

Учить детей четко понимать и различать понятия «высокий», «низкий».
Закрепить умение считать до двух, сравнивать совокупности «один-много».
Формировать пространственное образное мышление.
Познакомить с геометрической фигурой «квадрат».
Упражнять в звукоподражании.
Развивать у детей понимание и использования в речи предлогов на, под.
Продолжать учить рисовать пальчиками, оставляя отпечаток в нежном месте; лепить из пластилина приемом «прямое раскатывание»; наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать речевое внимание, тонкие движения мелкой моторики.

Оборудование:

Картинка-фон «небо и земля», фигурки солнца, облаков, домиков, цветов.
Картинка-фон с изображением домиков, бумажные окна-квадраты, клеящие карандаши.
Игрушечные молоточки.
Построенные из конструктора одно-, и двухэтажный домики. Платочки.
Деревянные шпатели. Разноцветные прищепки.
Крупный строительный материал, различные атрибуты для полосы препятствий.
Картинка-схема домика, детали этих домиков из цветного картона.
Рисунок домика с пустыми окнами, желтая пальчиковая краска, желтый пластилин.
Развивающая игра «Подбери ключ к замку».
Аудиозаписи: «Есть в лесу из бревен дом», «Я хочу построить дом».

Ход занятия:

Приветствие

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем.
Раз-два, раз-два.
Заниматься нам пора!

Пальчиковая игра «Строим дом»

Целый день - тук да тук,
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат.
Строим дом для бельчат.
Этот дом для белочек.
Этот дом для зайчиков.
Этот дом для девочек.
Этот дом для мальчиков.
Вот какой хороший дом.
В нем мы славно заживем.
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.

Дети стучат игрушечными молоточками по полу.

Дидактическая игра «Домик на горе»

На картинке нарисовано небо и земля. Покажите небо. Покажите землю. Возьмите в руки домик и приложите его к картинке. В какую част картинки вы приложили домик, к небу или к земле? Почему?
А теперь выложите на картинку солнышко и облака. Куда вы выложите солнышко и облака? На небо.
А вокруг дома выросли цветы. Где вы разложите цветы? На земле вокруг дома.
Сколько у вас домов? Один дом. Сколько цветов? Много цветов. Сколько солнышек? Одно солнышко. Сколько облаков? Два облака.

Аппликация «Окна»

Вот новые красивые дома. Но как в них заселять жильцов? Окон то нет! Давайте сделаем окна для этих домиков. Вот окна - квадраты. Приклейте их в нужном месте.

Дидактическое упражнение «Высокий-низкий домик»

Перед вами домики. Давайте их сосчитаем. Один, два, три. Сколько домиков? Три домика. Какой из домиков самый высокий? Какой самый низкий? Сосчитайте, сколько этажей в самом высоком домике? Сколько этажей в самом низком домике?

Сейчас я накрою платочками домики, а вы отгадаете, где какой домик спрятан. Под каким платочком спрятан самый низкий домик? Самый высокий?

Игра с прищепками «Красивый забор»

Вот дощечки, а вот тут приготовлены наши прищепки. Сейчас мы в вами сделаем из них красивый забор для наших домов.

Динамическая пауза «На стройке»

Нам нужно перенести на стройку строительный материал. Поможете? (Дети переносят крупный строительный материал из одного места в другое, преодолевая препятствия. В качестве препятствий используются пеньки, «лужи» и т. п.).

Конструирование «Выложи домик»

На картинках нарисована схема домика, который вы сами выложите-построите. Берите детали и выкладывайте их в нужном месте на схеме. Где нарисована треугольная крыша - туда приложите цветной треугольник, где квадратное окно - приложите квадрат.

Упражнение «Какие звуки вы слышите дома?»

Как свистит чайник? С-с-с.
Как капает вода из крана? Кап-кап-кап.
Как папа работает дрелью? Ж-ж-ж.
Как гудит пылесос? У-у-у.
Как гости стучат в дверь? Тук-тук-тук.

Рисование пальчиками «Зажги огни в окнах домов»

Вот и наступил вечер, стало темно. Давайте включим свет, пусть загорятся ярким светом окна в домах. Окунайте пальчик в желтую краску и закрашивайте окошки на доме.

Лепка «Взошла луна»

А вот и луна взошла на небе. (На том же листе, где рисовали огоньки в окнах домов). Давайте слепим ее из желтого пластилина. Сначала раскатаем тонкую колбаску. Затем загнем ее и приложим к ночному небу. Придавите пластилин. Луна готова!

Динамическая пауза «У медведя дом большой»

У медведя дом большой,
(Руки поднять вверх, встать на носки)

А у зайца - маленький.
(Присесть на корточки, руки опустить вниз)

Наш медведь пошел домой,
(Переступание с ноги на ногу)

А за ним и заинька.
(Прыжки)

Мы зверяток провожаем
(Прощальные махи рукой)

Заниматься продолжаем.

Дидактическая игра «Подбери ключик к замочку»

Дети подбирают ключики к замкам одинакового цвета и открывают их.

Домик на лужочке,
Все двери на замочке.
Ключики все подберем
И избушку отопрем.

Надежда Афанасьевна Никитина
Знакомство дошкольников с организмом человека (подготовительная группа)

Цель. Обобщить знания детей о частях тела и внутренних органах .

Программные задачи. * Закрепить знания детей о частях тела и внутренних органах .

* Формировать умения самостоятельно делать выводы, умозаключения, используя практическое экспериментирование.

* Учить заботится о них, соблюдать культурно-гигиенические навыки.

* Воспитывать бережное отношение к частям тела и внутренним органам .

Словарная работа :

Уточнять и закреплять. Существительные : плечи, стопа, легкие, почки, кишечник, желудок, пищевод, организм , объем легких, грудная клетка.

Прилагательные : внутренние органы , важный орган .

Глаголы : очищают кровь, перегоняет кровь.

Методические приемы : беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, игры, заучивание, чтение, побуждение к ответам, поощрение.

Материалы : схема тела человека , схема строения тела человека с внутренними органами (на каждого ребенка, предметные картинки – продукты, игра «Часть – целое» .

Предварительная работа. Рассматривание иллюстративного материала об организме человека , плакатов, схем; чтение энциклопедической литературы, загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме , о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр.

Ход занятия

Воспитатель.

Ребята, предлагаю, вам отправится в путешествие по царству Здоровье. Но чтобы попасть туда, нам нужно разгадать кроссворд. Чтобы найти ключевое слово, мы должны ответить на вопросы. Вы готовы?

Дети. Да готовы.

(Воспитатель вписывает ответы детей в клетки)

Воспитатель. Слушайте первый вопрос :

Назовите орган , который держит голову? (шея)

Как называется та часть тела, в которой находится орган , с помощью которого мы думаем? (голова)

С помощью какого органа мы бегаем ? (ноги)

Назови орган , который защищает голову от холода? (волосы)

Каким органом мы указываем на предмет? (палец)

Какой орган определяет вкус еды ? (язык)

На земле он всех умней, потому и всех сильней (человек ) .

Воспитатель. Какое ключевое слово получилось? (человек )

И вы уже, наверное, догадались, что говорить мы будем о человеке .

Как вы думаете, люди похожи между собой?

Дети. Нет, не похожи.

Воспитатель. А чем они отличаются друг от друга?

Дети. Цветом волос, кожи, глаз. Формой тела, овала лица, ростом, взрослые - дети, старики - молодые.

Воспитатель. Об этом нам расскажет Петя.

Высокие, низкие, далекие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены,

И папы, и мамы, и дети –

Роднее их не на свете.

Все вроде разные на вид,

Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот,

Два уха, два глаза и нос.

Воспитатель. Но какими бы мы ни были разными, все равно похожи своим телосложением. Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека . (Ребенок говорит слова и показывает названную часть туловища на схеме «Тело человека » . Дети выходят к доске, выстраиваются, читают стихи о частях тела и показывают на плакате или ребёнке.)

Быть у каждого должна

Очень «умной» голова.

Я верчу ей как умею

Голова сидит на шее.

(показывает голову и шею)

Животик, спинка, грудь,

Их вместе всех зовут – туловище.

(показывает туловище)

Съел еду я всю, и вот

Мой наполнился живот.

На прогулке не забудь

Закрывать от ветра грудь.

(показывает грудную клетку)

Руки – чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

(показывает руки)

У меня один лишь нос.

Много тоненьких волос.

По пять пальцев на руках

И по пять на двух ногах.

(показывает нос, пальцы на руках и ногах)

Бегут по дорожке

Резвые ножки.

Спотыкнулся через Генку

И ушиб себе коленку.

(показывает коленку, ноги)

Воспитатель. Молодцы, ребята, правильно показали и назвали части тела. Какие части туловища вы не назвали?

Дети. Плечи, таз, бедро, стопа.

Воспитатель. Молодцы хорошо вы знаете строение тела человека .

А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела?

Игра «Найди на ощупь названную часть тела» .

Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами.

Воспитатель. Хорошо и с этим заданием вы справились.

Воспитатель. Ребята, ответьте мне на такой вопрос : «Кто такой командир?»

Дети. Это человек , который подаёт команды. Он главный.

Воспитатель. Вы правильно сказали. А знаете ли вы, что в каждом из вас живёт такой командир (показывает таблицу с изображением человеческого мозга ) Кто из вас знает, как его зовут?

Дети. Это мозг.

Воспитатель. Верно, а где находится мозг?

Дети. В голове у человека .

Воспитатель. Для чего человеку мозг ?

Дети. Он подаёт нам сигналы об опасности. Управляет движениями нашего тела. Руководит всеми нашими органами .

Воспитатель. Верно, ребята. А знаете, дети, у нашего мозга есть один маленький секрет. Хотите узнать его.

Воспитатель. У нашего «командира» - мозга есть память. Он может запоминать на долгие, долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать. А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить?

Дети. Это глаза, уши, нос, язык.

Воспитатель. Верно. Глазами мы что делаем?

Дети. Глазами мы видим.

Воспитатель. А ушами?

Дети. Ушами мы слышим.

Воспитатель. А носом?

Дети. Носом ощущаем запахи.

Воспитатель. А языком?

Дети. Языком различаем вкусы.

Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «У кого что» и узнаем, одинаково ли называются части тела у человека и животного .

Игра «У кого что?»

у человека у животного

рот - пасть

кожа - шерсть

нога - лапа

лицо - морда

зубы - клыки

стопа - копыта

ногти - когти

рука - лапа передняя

Воспитатель. А сейчас мы отдохнём и играть опять начнём.

Физминутка

Живут мальчики – веселые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою,

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево оборотик,

Покажите мне животик.

Наше тело подтянулось

И вперед слегка нагнулось.

Как березонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Воспитатель. Садитесь, ребята. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Внутри тела находятся органы , которые помогают человеку , расти и развиваться. Ребята положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит?

Воспитатель. Что же это такое?

Дети. Это сердце. Сердце очень важный орган .

Дети. Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали.

Воспитатель. Как выглядит сердце?

Дети. Оно чуть больше нашего кулачка.

Воспитатель. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце.

Ребята расскажите, как работает сердце?

Дети. Сердце работает и днем, и ночью без отдыха.

Воспитатель. С чем сравнивают сердце человека ?

Дети. С насосом.

Воспитатель. Почему?

Дети. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму .

Тук, тук, тук

Стучит сердечко,

Точно также,

Как мотор.

Если так стучит сердечко,

Значит, человек здоров .

День и ночь

Стучит оно

Словно бы заведено.

Будет плохо,

Если вдруг

Прекратится это стук.

Воспитатель. А зачем человеку нужна кровь ?

Дети. Она разносит по всему организму питательные вещества и кислород.

Воспитатель. Да, наше сердце неустанно трудится, перегоняя кровь по артериям и венам, богатую кислородам и питательными веществами. Но это не просто чудо-насос, а орган , который реагирует на все наши чувства, на все наши ощущения. Любовь питает наше сердце, делает человека здоровым и счастливым, помогает справиться со злом. С трудностями. Потому что сердце, которое любит, открыто для всех. И так приятно приносить людям радость и самому любить.

Речевая игра «Подбери слова – действия к частям тела»

Воспитатель. Ребята, а кроме сердца у человека есть еще один важный орган , который, как и сердце работает без перерыва. Что это за орган ?

Дети. Это наши легкие. Их два : левое и правое. (Показывают на схеме)

Воспитатель. Может ли человек прожить без дыхания ?

Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается. Значит, человек не может жить без дыхания. А как кислород попадает в организм человека ?

Дети. Мы носом вдыхаем воздух, богатый кислородом, там он согревается, очищается.

Теплый воздух идет по трахеям и попадает в легкие.

Воспитатель. Как работают лёгкие?

Дети. Когда мы вдыхаем воздух, лёгкие расширяются, а когда выдыхаем – сужаются. Вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ.

Воспитатель. Ребята, во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше. Хотите посмотреть какой объем легких у вас. В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легкие, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите. (Дети выполняют задание) Теперь мы знаем у кого какой объем легких.

Эксперимент с воздушным шариком.

Воспитатель. А теперь, ребята, предлагаю поиграть в игру «Объяснялки» . Заменить выражение, одним словом.

Игра «Объяснялки»

Сидеть, сложа руки – бездельничать.

Держать язык за зубами – молчать.

Зарубить на носу – запомнить.

Во весь дух – быстро.

Чуть свет – рано.

Как снег на голову – неожиданно.

Воспитатель. Молодцы. Ребята, а что даёт человеку энергию ?

Дети. Это пища, которую мы едим.

Воспитатель. Чтобы организм человека хорошо работал , все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу . Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи. Кто мне расскажет об этом путешествии?

Дети. Во рту есть зубы. Они измельчают и перетирают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла свой дальнейший путь, по пищеводу в желудок.

Воспитатель. Правильно. В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества, полезные нашему телу. Из желудка, куда пища попадает?

Дети. В кишечник, откуда в виде остатков естественным образом выходит наружу.

Воспитатель. Есть в нашем организме еще много органов и один из них это почки.

(ребенок на схеме показывает орган – почки )

Дети. У человека две почки .

Воспитатель. Для чего человеку нужны почки ?

Дети. Почки очищают кровь.

Воспитатель. Правильно. А что же охраняет все наши внутренние органы ?

Дети. Скелет.

Воспитатель. А ещё для чего нужен скелет?

Дети. Скелет – это наша опора, он помогает человеку двигаться .

Воспитатель. Что было бы, если человек был бы без скелета ?

Дети. Он походил бы на мешок, не мог бы двигаться. Не имел бы формы тела.

Воспитатель. Верно. А что защищает наше тело от холода, от жары?

Дети. Кожа.

Воспитатель. Чтобы наша, кожа дышала, что для этого нужно?

Дети. Купаться, мыть руки, тело, ходить чистым, опрятным, соблюдать личную гигиену.

Воспитатель. Ребята, пройдите все за столы. И найдите каждому органу своё место .

Работа за столами.

Воспитатель. Молодцы. Все органы расставили там , где они должны быть. Наше путешествие по царству Здоровья подошло к концу. Ответьте мне на последний вопрос. Совершая путешествие, вы познакомились с чем ?

Дети. С частями тела, органами дыхания , с сердцем, пищеварением, кожей, скелетом.

Воспитатель. Вы нашли хоть один орган , который был бы лишним в нашем теле?

Дети. Нет, не нашли.

Воспитатель. Значит, делаем вывод : что все органы в нашем теле важны , все они выполняют нужную для организма работу , и все они между собой связаны. Путешествие наше окончено. Спасибо за интересную беседу.

Мы на четвертой неделе изучаем части тела человека. Этот комплект у нас не обычный, а в виде книги. С ней я участвовала в конкурсе. Про создание книги, маленькие хитрости и наши игры с ней .

Игры рассчитаны на малышей от 1,5 года до 3 лет. Для занятий с маленьким ребенком (от 1,5 года), Вы можете распечатать не полный комплект, а только те игры, которые больше подходят и нравятся. Некоторые задания комплекта мы используем единоразово (раскрашиваем, режем и т.д.), а другие прячем в файл, чтобы поверх рисовать сухостирающим маркером и стирать.

Комплект игр направлен на: развитие речи, мелкой моторики, логики, памяти, внимания, координации движений, подготовку руки к письму.

| pdf формат

Тематический комплект “Части тела человека”

В комплект входят такие рабочие листы для малышей:

  1. Лист-обложка для раскрашивания и аппликации. Можно вместе с ребенком наклеить волосы из ниток, украсить одежду и т.д.
  2. Раскраска с подписанными частями тела . Необходимо раскрасить мальчика и назвать части тела. Мама может провести пальцем по надписям, читая их, чтобы ребенок видел, что мама читает.
  3. Раскраска с и стих про него. Прочитать, раскрасить, назвать части тела, показать крылья и нимб.
  4. Что куда надеть? Задание: провести линии от предмета к месту, на которое его надевают. Например, бант надевают на голову.
  5. Вылепи черты лица человека из теста и пластилина. Мама может давать ребенку заготовки, которые она вылепит своими руками, а малыш их просто наклеит: глаза, рот, брови. Волосы малыш может наклеить сам из маленьких кусочков или одним большим куском.
  6. Соедини лицо и его форму. Это задание для деток возрастом ближе к 3-м, которые хорошо знают простые геометрические формы. Малыши могут выполнить его по маминым указаниям или рукой в руке мамы.
  7. Пальчиковая гимнастика “Пальчик, пальчик, где твой домик?” Можно почитать стишок, поиграть с ладошкой малыша, нарисовать на ней домик. Задавая вопрос пальчику, мы за него легонько тянем, а когда пальчик отвечает, загибаем его к центру ладошки в домик. Показываем пальчики на рисунке, называем их.
  8. Раскрась платье . Окунаем палец в краску и стараемся раскрашивать только платье.
  9. Проведи линию. Задание на развитие речи и подготовку руки к письму. Пусть малыш проведет маркером линию, а мама расскажет, чем мы видим, слышим, нюхаем, пробуем на вкус и на ощупь. Возможно, старшие малыши смогут самостоятельно ответить на эти вопросы.
  10. Книжка-игра “Подбери тело к голове” . Веселая игра для подбора соответствующих головы и тела.

П.С. Как всегда, низкий поклон и огромное спасибо за репосты и сарафанное радио!

Татьяна Смирнова



Тема : «Я – человек » . (1 младшая группа )

Цель :

Формировать представление о себе, как о человеке («у меня есть тело» , «тело нужно, чтобы жить» ; «я отличаюсь от животных» ; «из каких частей состоит моё тело?» );

- закреплять понятия : «один – много» ;

Расширять словарный запас : люди, человек , голова, туловище, руки, ноги;

Развивать умение соотносить свои движения со словами песни;

Воспитывать навыки культурного поведения.

Оборудование и материал : картинки, где изображены «один» человек и много людей ; 3-4 картинки с изображением действий людей (девочка бежит, мальчик играет с мячом, дедушка читает и т. д.) . Игрушка – кошка, картонная кукла – Ваня, пианино, набор игрушек.

Ход занятия

1. «Я – человек » .

(Проводится в музыкальном зале с зеркалами) .

Дети садятся на коврик в кружок рядом с воспитателем.

Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь! И я вам улыбнусь : и Тане, и Ване, и Серёже.

А как можно назвать Таню? Кто она? (человек ) .

А Ваня кто? Тоже – человек . И я человек , и Серёжа тоже.

Все вместе – мы люди!

Когда один – называют человек , когда много – люди!

Воспитатель показывает картинки, дети рассматривают и повторяют новые понятия.

2. «Моё – тело!»

На Земле живёт очень много людей. Все они имеют тело и похожи друг на друга.

И у каждого из вас тоже есть своё тело. Вставайте, рассмотрим наше тело. Дети встают напротив зеркал.

Тело человека состоит из головы , туловища, двух верхних конечностей – руки и двух нижних конечностей – ноги. Дети повторяют названия частей тела и показывают руками.

Посмотрите, моё тело похоже на Танино, на Ванино, мы все с вами похожи, потому что мы – люди!

А теперь, ребята, покажите и назовите части тела у нашего Вани.

Дети подходят, называют и показывают части тела : голова, туловище, руки, ноги.

3. Приход кошечки-игрушки.

Ребята, все люди похожи друг на друга и у нас одинаковое тело.

А на животных мы похожи? У них есть тело, как у человека ? Дети затрудняются в ответе. За дверью раздаётся мяуканье кошки.

Воспитатель приносит кошку, дети здороваются, гладят её, рассматривают.

У кошки – лапы, а у человека – руки и ноги . Кошка ходит на четырёх лапах, а человек на двух ногах .

У кошки – хвост, а у человека – нет .

Но у кошки есть голова, и у человека – голова .

У кошки – пушистая шерсть, а у человека – гладкая кожа .

-Человек разговаривает , а кошка – мяукает.

Похожи мы на кошку или нет?

Конечно, нет. Мы – люди, а кошка – животное. У кошечки своё тело, а у человека своё .

Дети прощаются с кошкой.

4. Игра «Где наши детки?»

Где наши ручки? (2 раза)

Дети прячут руки за спину.

Вот они! (2 раза)

Дети вытягивают руки вперёд, вертят ими и показывают.

Где наши ножки? (2 раза)

Дети приседают и закрывают руками ноги.

Вот они! (2 раза)

Дети встают и топают ножками.

Где наши детки? (2 раза)

Закрывают лицо руками.

Вот они! (2 раза)

Открывают лицо и улыбаются.

(Игра проводится с музыкальным сопровождением, можно – 2 раза) .

5. «Тело нужно, чтобы жить!»

Ребята, а зачем нам нужно тело? (ответы детей) .

Наше тело действует, как чудесная машина. Оно умеет смеяться, плакать, ходить, бегать, а также играть, любить, рисовать, кушать кашу.

Посмотрите на эти картинки. Что делает мальчик? Что делает девочка?

Давайте проверим, что умеет тело каждого из вас.

Воспитатель предлагает детям набор предметов и игрушек для совершения с ними различных действий : машина на верёвочке, мяч, большая пирамида, книга с картинками, бумага и карандаши и др.

Вот видите, ребята, как много умеет ваше тело.

6. Итог занятия .

Как можно назвать Ваню? (Человек ) .

А когда нас много? (Люди) .

Какие части тела вы уже знаете? (Голова, туловище, руки, ноги) .

А зачем нам нужно тело? (Ответы детей) .

Тема : «Я – человек » . (2 – я младшая группа )

Цель :

Формировать представление детей о частях лица человека , о том, что люди обитают почти повсюду на Земле;

Учить пантомимике;

Расширять словарный запас : брови, глаза, нос, ресницы, губы, уши, джунгли, пустыня, тундра;

Активизировать в речи детей слова : вода, мыло, пенится, умоется;

Воспитывать доброе отношение к кукле, культурно-гигиенические навыки.

Оборудование и материал : кукла Катя, тазик с тёплой водой, мыло, полотенце, Д/И «Чего не хватает?» , картинки с изображением разных частей лица; картинки с изображением разных частей света.

Ход занятия

1. Умоем куклу Катю.

Ребята, мы сегодня пойдём в гости к нашим куклам.

Воспитатель и дети направляются в домик кукол, здороваются и обращают внимание на куклу Катю.

Ой, посмотрите, что случилось с куклой Катей? (Катя сидит отдельно от других кукол, у неё очень грязное лицо) .

Она такая грустная. Почему?

Что же делать? Как помочь Кате? (Дети предлагают её умыть) .

Давайте поскорее пойдем и умоем лицо нашей кукле. (На столе стоит тазик с тёплой водой) .

Во время умывания воспитатель рассказывает стихотворение С. Капутикян. Дети помогают умывать Катю.

Хлюп – хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Катенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Катенька умоется

Причешется, оденется.

Молодцы, ребята! Какое чистое стало лицо у Кати. Вытрем его полотенцем.

Катя вам улыбается и говорит : «Спасибо!»

2. Знакомимся с частями лица.

Ребята, а что же есть на лице у нашей Кати? (Ответы детей) .

На лице у каждого человека есть глаза с ресницами, а над глазами – брови.

Покажите у себя на лице. (Воспитатель показывает на кукле) .

А сколько глаз у Кати? (Два) . И у человека – два .

А это что у Кати? (Нос) . Покажите свой нос. Сколько у человека носиков ?

У человека один нос и две ноздри.

Покажите рот у Кати. А теперь – свой. Сколько у вас ротиков? (Один) .

Часть рта на лице называется – губы. Вытяните свои губы, как будто вы целуете маму.

А это что? (Уши) . Покажите свои уши. Сколько ушей у человека ? (Два уха) .

Ребята, а вы умываете своё лицо по утрам?

Надо каждый день умываться с водой и мылом!

Давайте поиграем!

3. Потешка «Водичка, водичка» .

Водичка, водичка,

Умой моё личико

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

(Дети сопровождают слова потешки движениями рук, можно пропеть-2 раза) .

4. «Чего не хватает?»

Воспитатель предлагает каждому ребёнку внимательно рассмотреть вырезанные из картона и фланели формы лица человека и определить , где есть недостающие части лица. Ребёнок должен найти и правильно приставить недостающие части. Например : есть глазки и рот, но нет носа и ушей.

5. «Человек побывал везде

Воспитатель сопровождает рассказ соответствующими картинками.

Ребята, человек никогда не сидит на месте. Он постоянно изучает окружающий мир. Транспорт позволяет ему быстро перемещаться в пространстве. Человек изучает небо и космос, используя самолёт и ракету. Он побывал и в морских глубинах.

Люди живут почти всюду на Земле. Они живут в джунглях, в городах, в пустыне и тундре. Их тела приспособились к разной погоде : и к жаре, и к холоду. (Картинки воспитателя) .

А где живёте вы? (В городе)

А куда вы ездили отдыхать летом? (На море, на дачу, за Волгу и т. д.) .

Когда вы станете большим, вы тоже сможете побывать в разных городах, странах, узнаете много нового и интересного.

6. Пантомима.

Плечи говорят? Я горжусь.

Спина говорит? Я очень старый.

Палец говорит? Иди сюда.

Голова говорит? Да! Нет!

Что делает ухо? Я слышу птичку.

Что делает нос? Нюхает Цветок.

Как рот говорит? М-м-м, я люблю это варенье.

Дети выполняют все движения в соответствии со словами стихотворения.

7. Итог занятия .

Кого мы сегодня с вами умывали?

Что находится на лице у человека ?

Где может жить человек ?



Рассказать друзьям