Тимур и его команда время. Тимур Гайдар: биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вот уже три месяца, как командир бронедивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте.

В середине лета он прислал телеграмму, в которой предложил своим дочерям Ольге и Жене остаток каникул провести под Москвой на даче.

Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щетки, насупившаяся Женя стояла перед Ольгой, а та ей говорила:

– Я поехала с вещами, а ты приберешь квартиру. Можешь бровями не дергать и губы не облизывать. Потом запри дверь. Книги отнеси в библиотеку. К подругам не заходи, а отправляйся прямо на вокзал. Оттуда пошли папе вот эту телеграмму. Затем садись в поезд и приезжай на дачу… Евгения, ты меня должна слушаться. Я твоя сестра…

– И я твоя тоже.

– Да… но я старше… и, в конце концов, так велел папа.

Когда во дворе зафырчала отъезжающая машина, Женя вздохнула и оглянулась. Кругом был разор и беспорядок. Она подошла к пыльному зеркалу, в котором отражался висевший на стене портрет отца.

Хорошо! Пусть Ольга старше и пока ее нужно слушаться. Но зато у нее, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.

Она туже перевязала косынкой волосы. Сбросила сандалии. Взяла тряпку. Сдернула со стола скатерть, сунула под кран ведро и, схватив щетку, поволокла к порогу груду мусора.

Вскоре запыхтела керосинка и загудел примус.

Пол был залит водой. В бельевом цинковом корыте шипела и лопалась мыльная пена. А прохожие с улицы удивленно поглядывали на босоногую девчонку в красном сарафане, которая, стоя на подоконнике третьего этажа, смело протирала стекла распахнутых окон.

Грузовик мчался по широкой солнечной дороге. Поставив ноги на чемодан и опираясь на мягкий узел, Ольга сидела в плетеном кресле. На коленях у нее лежал рыжий котенок и теребил лапами букет васильков.

У тридцатого километра их нагнала походная красноармейская мотоколонна. Сидя на деревянных скамьях рядами, красноармейцы держали направленные дулом к небу винтовки и дружно пели.

При звуках этой песни шире распахивались окна и двери в избах. Из-за заборов, из калиток вылетали обрадованные ребятишки. Они махали руками, бросали красноармейцам еще недозрелые яблоки, кричали вдогонку «ура» и тут же затевали бои, сражения, врубаясь в полынь и крапиву стремительными кавалерийскими атаками.

Грузовик свернул в дачный поселок и остановился перед небольшой, укрытой плющом дачей.

Шофер с помощником откинули борта и взялись сгружать вещи, а Ольга открыла застекленную террасу.

Отсюда был виден большой запущенный сад. В глубине сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай, и над крышею этого сарая развевался маленький красный флаг.

Ольга вернулась к машине. Здесь к ней подскочила бойкая старая женщина – это была соседка, молочница. Она вызвалась прибрать дачу, вымыть окна, полы и стены.

Пока соседка разбирала тазы и тряпки, Ольга взяла котенка и прошла в сад.

На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой и полынью. Замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода.

Ольга пробралась через орешник и смахнула с лица паутину.

Что такое? Красного флага над крышей уже не было, и там торчала только палка.

Тут Ольга услышала быстрый, тревожный шепот. И вдруг, ломая сухие ветви, тяжелая лестница – та, что была приставлена к окну чердака сарая, – с треском полетела вдоль стены и, подминая лопухи, гулко брякнулась о землю.

Веревочные провода над крышей задрожали. Царапнув руки, котенок кувыркнулся в крапиву. Недоумевая, Ольга остановилась, осмотрелась, прислушалась. Но ни среди зелени, ни за чужим забором, ни в черном квадрате окна сарая никого не было ни видно, ни слышно.

Она вернулась к крыльцу.

– Это ребятишки по чужим садам озоруют, – объяснила Ольге молочница.

– Вчера у соседей две яблони обтрясли, сломали грушу. Такой народ пошел… хулиганы. Я, дорогая, сына в Красную Армию служить проводила. И как пошел, вина не пил. «Прощай, – говорит, – мама». И пошел и засвистел, милый. Ну, к вечеру, как положено, взгрустнулось, всплакнула. А ночью просыпаюсь, и чудится мне, что по двору шныряет кто-то, шмыгает. Ну, думаю, человек я теперь одинокий, заступиться некому… А много ли мне, старой, надо? Кирпичом по голове стукни – вот я и готова. Однако бог миловал – ничего не украли. Пошмыгали, пошмыгали и ушли. Кадка у меня во дворе стояла – дубовая, вдвоем не своротишь, – так ее шагов на двадцать к воротам подкатили. Вот и все. А что был за народ, что за люди – дело темное.

В сумерки, когда уборка была закончена, Ольга вышла на крыльцо. Тут из кожаного футляра бережно достала она белый, сверкающий перламутром аккордеон – подарок отца, который он прислал ей ко дню рождения.

Она положила аккордеон на колени, перекинула ремень через плечо и стала подбирать музыку к словам недавно услышанной ею песенки:

Ах, если б только раз

Мне вас еще увидеть,

Ах, если б только раз

И два, и три

А вы и не поймете

На быстром самолете,

Как вас ожидала я до утренней зари

Летчики-пилоты! Бомбы-пулеметы!

Вот и улетели в дальний путь.

Вы когда вернетесь?

Я не знаю, скоро ли,

Только возвращайтесь… хоть когда-нибудь.

Еще в то время, когда Ольга напевала эту песенку, несколько раз бросала она короткие настороженные взгляды в сторону темного куста, который рос во дворе у забора. Закончив играть, она быстро поднялась и, повернувшись к кусту, громко спросила:

– Послушайте! Зачем вы прячетесь и что вам здесь надо?

Из-за куста вышел человек в обыкновенном белом костюме. Он наклонил голову и вежливо ей ответил:

– Я не прячусь. Я сам немного артист. Я не хотел вам мешать. И вот я стоял и слушал.

– Да, но вы могли стоять и слушать с улицы. Вы же для чего-то перелезли через забор.

– Я?.. Через забор?.. – обиделся человек. – Извините, я не кошка. Там, в углу забора, выломаны доски, и я с улицы проник через это отверстие.

– Понятно! – усмехнулась Ольга. – Но вот калитка. И будьте добры проникнуть через нее обратно на улицу.

Человек был послушен. Не говоря ни слова, он прошел через калитку, запер за собой задвижку, и это Ольге понравилось.

– Погодите! – спускаясь со ступени, остановила его она. – Вы кто? Артист?

– Нет, – ответил человек. – Я инженер-механик, но в свободное время я играю и пою в нашей заводской опере.

– Послушайте, – неожиданно просто предложила ему Ольга. – Проводите меня до вокзала. Я жду младшую сестренку. Уже темно, поздно, а ее все нет и нет. Помните, я никого не боюсь, но я еще не знаю здешних улиц. Однако постойте, зачем же вы открываете калитку? Вы можете подождать меня и у забора.

Она отнесла аккордеон, накинула на плечи платок и вышла на темную, пахнувшую росой и цветами улицу.

Ольга была сердита на Женю и поэтому со своим спутником по дороге говорила мало. Он же сказал ей, что его зовут Георгий, фамилия его Гараев и он работает инженером-механиком на автомобильном заводе.

Поджидая Женю, они пропустили уже два поезда, наконец прошел и третий, последний.

– С этой негодной девчонкой хлебнешь горя! – огорченно воскликнула Ольга. – Ну, если бы еще мне было лет сорок или хотя бы тридцать. А то ей тринадцать, мне – восемнадцать, и поэтому она меня совсем не слушается.

– Сорок не надо! – решительно отказался Георгий. – Восемнадцать куда как лучше! Да вы зря не беспокойтесь. Ваша сестра приедет рано утром.

Основной смысл произведения отражается в понятиях «бескорыстие», «Благородство», «детство». Добрые дела не измеряются деньгами или чем-то материальным, они делаются бескорыстно - вот то, что должны понять маленькие читатели. «Ты о людях всегда думал, они отплатят тебе тем же», - говорит главная героиня мальчику Тимуру в конце произведения.

Детско-юношеская повесть "Тимур и его команда" была написана советским писателем Аркадием Гайдаром в 1940 году. До великой отечественной войны еще пять лет, советский народ еще не знает о том, какие испытания выпадут на долю страны. Однако писатель точно предчувствует надвигающуюся бурю. Что именно за война, и с кем сражается Красная армия, писатель не говорит, но события в книге происходят в военное время.

Сестры - восемнадцатилетняя Ольга и тринадцатилетняя Женя по просьбе отца-фронтовика отправляются на дачу, чтобы провести там оставшиеся летние деньки. В первый же день обстоятельства сводят сестер с пареньком по имени Тимур.

Женя знакомится с мальчиком во время обследования старого сарая. В заброшенном строении девочка обнаруживают штаб отряда "тимуровцев" - небольшого отряда ребят во главе с Тимуром. Мальчишки добровольно и тайно оказывают помощь людям, живущим в деревне, и особенно тем, чьи родственники воюют на фронте. Кроме того, ребята ведут свою собственную маленькую войну здесь, в поселке, и борются с бандой хулиганов, обворовывающих чужие огороды. Женя решает присоединиться к Тимуру и его команде, однако Ольга, случайно увидев мальчика в компании местного хулигана Мишки Квакина, запрещает сестре дружить с Тимуром.

Ольга подружилась с Георгием Гараевым, который приходится Тимуру дядей. Он танкист, образован, занимается пением. На празднике в парке Ольга узнает о родственной связи Тимура и Георгия и обвиняет мальчика в том, что он настраивает Женю против нее. Детям запрещают общаться.

В это время тимуровцы пытаются победить хулиганов. Они устраивают засаду и разоблачают шайку Мишки Квакина, заперев их в будке на площади.

Однажды Ольга уезжает в Москву, а Женю в назидание оставляет на даче. Но в столице девушка получает от отца телеграмму: тот приедет повидаться с дочерьми всего на три часа. Женя приехать не может, поскольку узнает о приезде отца поздно вечером, когда электрички уже не ходят, да к тому же на ее попечении осталась маленькая дочка соседки. Тимур приходит на помощь подруге: просит ребят приглядеть за малышкой, а Женю везет в Москву на мотоцикле.

Картинка или рисунок Тимур и его команда

Другие пересказы для читательского дневника

  • Пикуль

    Пересказ произведений Пикуля

  • Краткое содержание Астафьев Бойе
  • Краткое содержание Паустовский Снег

    Татьяна Петровна, дочь Варя и няня эвакуировались из Москвы в маленький городок. Они поселились у местного старика. Через месяц Потапов умер. У дедушки был сын, который нес службу на Черноморском флоте.

  • Краткое содержание Лесной царь. Жуковский

    На лошади скачут через лес отец с сыном. У ребенка жар. Ему постоянно мерещатся несуществующие на самом деле существа.

  • Краткое содержание Убиты под Москвой Воробьева

    Повесть «Убиты под Москвой» представляет собой образец так называемой «окопной» или «лейтенантской» прозы о Великой Отечественной войне, расцвет которой пришелся в СССР на 1950-60-е гг.

Цели: Познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара; способствовать более прочному усвоению содержания повести "Тимур и его команда" через разгадывание кроссворда-логогрифа; учить добру, коллективизму, воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения; расширять кругозор учащихся, формировать устойчивый интерес к чтению.

Ход урока

I. Оргмомент.

Объявление темы и цели урока.

II. Вступительная беседа о писателе.

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941) один из самых любимых и самых читаемых ребятами писатель, признанный классик детской литературы. Юные годы писателя прошли в г. Арзамас Нижегородской области. Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести "Школа".

В 1919 году А.Гайдар после окончания курсов получил звание "красного командира", в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет - полком. А.Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.

Почти все произведения А.Гайдара предназначены для детей, от первой повести "Р.В.С." 1926) до последних произведений: "Тимур и его команда" (1940) и "Горячий камень" (1941).

С самого начала Великой Отечественной войны А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В июле 1941 года А.Гайдар был послан на фронт корреспондентом "Комсомольской правды". Он остался на Украине, временно захваченной фашистами, сражался в партизанском отряде и погиб героической смертью в бою, спасая товарищей.

После войны прах писателя был перенесен в г. Канев и захоронен на берегу Днепра. На могиле Гайдара установлен памятник.

У: Вы все к уроку прочитали повесть А.П.Гайдара, которая называется:

Д: (хором) "Тимур и его команда".

III. Разгадывание кроссворда-логогрифа.

Начнем работу над повестью с заполнения кроссворда-логогрифа.

1. Фамилия Тимура? (Гараев.)

У: С кем жил Тимур на даче?

Д: Тимур жил на даче с дядей Георгием.

2. Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура? (Звезда.)

У: На какие дома ставили звезды ребята из команды Тимура?

Д: Если на воротах нарисована звезда, значит, из этого дома человек ушел в Красную Армию, и дом находится под охраной и защитой команды Тимура. А если лучи звезды обведены широкой черной каймой, значит красноармеец из этого дома погиб.

3. Командный пункт Тимура? (Чердак.)

У: Что обнаружила Женя на чердаке?

Д: Женя обнаружила, что чердак обитаем. На стене висели мотки веревок. Фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон.

4. Учреждение, которое искала Женя, когда сошла с поезда? (Почта.)

У: Зачем Женя искала почту?

Д: Ей нужно было отправить телеграмму папе.

5. Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов. (Квакин.)

У: Как проводила время шайка Михаила Квакина?

Д: Шайка Квакина совершала по ночам налеты на сады мирных жителей, а днем гуляла и играла в карты "на тычка", "на щелчка", "на оживи покойника".

6. Воинское звание Жениного папы? (Полковник.)

У: Фамилия Жени?

Д: Александрова.

7. Договорите слово:

Гром и стук раздался по площади. Шарахнулись и остановились идущие с поезда прохожие. Стук и вой повторился. Загорелись огни в окнах соседних дач. Кто - то включил свет над ларьком, и столпившиеся люди увидели над палаткой такой: (Плакат.)

У: Найдите в тексте и прочитайте содержание плаката.

Д: Прохожие, не жалей! Здесь сидят люди, которые трусливо по ночам обирают сады мирных жителей. Ключ от замка висит позади этого плаката, и тот, кто отопрёт этих арестантов, пусть сначала посмотрит, нет ли среди них его близких или знакомых.

8. Какое слово пропущено?

"Спрашивать позволения было не у кого, дядя ночевал в Москве. Тимур зажёг фонарь, взял топор, крикнул собаку Риту и вышел в сад. Он перевёл взгляд с топора на замок. Да! Он знал - так делать было нельзя, но другого: не было. (Выхода.)

У: Какое слово было спрятано?

IV. Словарная работа

Д: Характер.

У: Объясните значение слова характер.

Выслушиваются ответы детей.

У: Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. О характере часто говорят: сильный, волевой, твердый, смирный.

Где в повести встречается слово характер?

Д: В начале повести Женя, глядя на своё отражение в зеркале думала: "Хорошо! Пусть Ольга старше и пока её нужно слушаться. Но зато у неё, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.

:- Оля, - вставая, сказал отец, - я не знаю, я не верю, чтобы Женька могла попасть в плохую компанию, чтобы её испортили, чтобы ею командовали. Нет! Не такой у неё характер.(чтение всего диалога, где ещё идёт речь о характере Жени.)

(Если дети обратят внимание на разговор о козе с характером, можно сказать, что и козы бывают с характером.)

У: На страницах повести встречается слово благородство. Как вы понимаете значение этого слова?

Д: Благородство - высокая нравственность, самоотверженность, честность.

У: Почему доктор Колокольчиков считал, что его внуку не хватает благородства?

Д: Он съел 4 порции мороженного и не поделился с младшей сестрой.

У: Какие слова часто говорил доктор Колокольчиков?

Д: Труд облагораживает человека.

У: Как Гайдар А.П. называет Гейку и Колю, которые принесли ультиматум Мишке Квакину и его компании?

Д: Парламентеры.

У: Как поступила компания Мишки Квакина с парламентерами?

Д: Парламентеров заперли в часовне.

У: Объясните значение слова парламентер?

Д: Парламентер - официальное лицо посланное от одной из воюющих сторон для переговоров с неприятелем.

У: Знаете ли вы значение слова ультиматум?

Выслушиваются ответы детей.

У: Ультиматум - это решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа. А как объяснил значение этого слова Квакину бритоголовый Алёшка?

Д: "Ультиматум - это такое международное слово. Бить будут".

У: Найдите в повести и выразительно прочитайте содержание ультиматума?

Д: Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину и его гнусно прославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой, а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум.

Ввиду того, что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех, на которых стоит звезда с траурной каймою вам трусливым негодяям, мы приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусно подобной личности Фигуре явится на место, которое им гонцами будет показано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки.

А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий.

V. Вопросы для самых внимательных читателей.

У: Украли! А какая была коза!

Ну, ______, а не коза________!

У _______ рогов не бывает.

Какое слово я пропустила?

Д: Голубь.

У: Кто и кому с обидой сказал слова: "Я тебе не грузовик, не конь и не трактор!" ?

Женя Оле, когда она послала ее за водой.

У: Кому принадлежат слова и по какому поводу они были сказаны? Взялся сделать - сделай хорошо!

Д: Так сказал Тимур Коле Колокольчикову, когда тот некрасиво нарисовал звезду, на доме молочницы под №25.

У: Что и когда сказал Коля Колокольчиков о солдатской службе?

Д: Когда Тимур поднял его ночью и послал к Жене охранять спящую девочку, Коля Колокольчиков сказал: "Эх, и тяжела ты, солдатская служба! Нет тебе покоя днем, нет и ночью!")

У: Что говорится в повести об эхе?

Д: Письма и телеграммы были теплые и ласковые. Они звучали издалека, как лесное эхо, которое никуда путника не зовет, ничего не обещает и все же подбадривает и подсказывает ему, что люди близко и в темном лесу он не одинок.

VI. Вопросы и задания по тексту.

У: Почему Оля невзлюбила Тимура? С чьей легкой руки это произошло?

Д: Оля невзлюбила Тимура, так как видела его, когда он разговаривал с Квакиным, а молочница сказала, что эти мальчишки грабят сады:

У: Дядя сказал, что дела у Тимура темные, а чем же на самом деле занимался Тимур?

О добрых делах дети рассказывают по рисункам, где дети носят воду и наполняют бочку, мальчишки складывают дрова в поленницу, Женя играет с маленькой дочерью погибшего лейтенанта Павлова, возвращение домой пропавшей козы Маньки.

VII Итог урока.

У: Ребята, чем вам понравилась повесть Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда"?

Д: Главные герои книги такие же дети как мы:

У: Какие слова сказала Оля Тимуру в конце повести?

Д: "Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же".

У: Герой книги Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со сверстниками окружал большой заботой тех кого должны были оставить отцы и братья ушедшие в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, обаятельный мальчуган. Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью "Тимур и его команда". Мне очень хочется ребята, чтобы вы росли такими же добрыми и отзывчивыми как Тимур и его друзья.

Вскоре после выхода повести "Тимур и его команда" появилось новое слово тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа и хранится как пример чудесного выражения любви к Родине и деятельной заботе о ней молодых патриотов.

20 января 2005 года в нашем городе Старый Оскол состоялся V слёт активистов детского движения города и района. Проходил он под девизом "Твори добро" и было на нём принято решение: возродить тимуровское движение. В феврале 2005 года на заседании большого совета ДО "Содружество" нашей 19 школы было принято решение на базе штаба "Память" создать тимуровский отряд "Память", в состав которого вы можете войти, когда перейдёте в 5 класс.

Заключение.

В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны четырнадцать действующих лиц повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда". Кто из вас найдёт больше персонажей?

м а т и р у м и т
к о ж е н я у а л
в с л а л е ш к а
а и к о з а ч й д
к м к н ч у и е ы
и а ц ю р н д г г
н к а р у г и ф и
ш о е к г я р ц н
э в с а о л ь г а

Ответы: Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин, Ладыгин, Рита, коза, молочница, Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков.

Сочинение обучающегося Гончарова Ивана.

Мой любимый литературный герой.

На уроках внеклассного чтения я познакомился с разными персонажами. Больше всех мне запомнился главный герой из произведения Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда".

В Тимуре мне понравились такие его качества как смелость, решительность, доброта. Он справедливый и честный. Всегда защитит слабого, поможет пожилым, одиноким людям. Никогда не оставит друга в беде. Тимур верный и преданный товарищ.

По характеру Тимур - лидер. Он сплотил ребят в одну команду, чтобы совершать полезные дела. И в то же время очень скромный, так как не выставляет себя напоказ.

Я очень хочу быть похожим на Тимура!

Аркадий Гайдар. Тимур и его команда

Вот уже три месяца, как командир бронедивизиона полковник Александров
не был дома. Вероятно, он был на фронте.
В середине лета он прислал телеграмму, в которой предложил своим
дочерям Ольге и Жене остаток каникул провести под Москвой на даче.
Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щетки,
насупившаяся Женя стояла перед Ольгой, а та ей говорила:
-- Я поехала с вещами, а ты приберешь квартиру. Можешь бровями не
дергать и губы не облизывать. Потом запри дверь. Книги отнеси в библиотеку.
К подругам не заходи, а отправляйся прямо на вокзал. Оттуда пошли папе вот
эту телеграмму. Затем садись в поезд и приезжай на дачу... Евгения, ты меня
должна слушаться. Я твоя сестра...
-- И я твоя тоже.
-- Да... но я старше... и, в конце концов, так велел папа.
Когда во дворе зафырчала отъезжающая машина, Женя вздохнула и
оглянулась. Кругом был разор и беспорядок. Она подошла к пыльному зеркалу, в
котором отражался висевший на стене портрет отца.
Хорошо! Пусть Ольга старше и пока ее нужно слушаться. Но зато у нее, у
Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у
него, будет характер.
Она туже перевязала косынкой волосы. Сбросила сандалии. Взяла тряпку.
Сдернула со стола скатерть, сунула под кран ведро и, схватив щетку,
поволокла к порогу груду мусора.
Вскоре запыхтела керосинка и загудел примус.
Пол был залит водой. В бельевом цинковом корыте шипела и лопалась
мыльная пена. А прохожие с улицы удивленно поглядывали на босоногую девчонку
в красном сарафане, которая, стоя на подоконнике третьего этажа, смело
протирала стекла распахнутых окон.

Грузовик мчался по широкой солнечной дороге. Поставив ноги на чемодан и
опираясь на мягкий узел, Ольга сидела в плетеном кресле. На коленях у нее
лежал рыжий котенок и теребил лапами букет васильков.
У тридцатого километра их нагнала походная красноармейская мотоколонна.
Сидя на деревянных скамьях рядами, красноармейцы держали направленные дулом
к небу винтовки и дружно пели.
При звуках этой песни шире распахивались окна и двери в избах. Из-за
заборов, из калиток вылетали обрадованные ребятишки. Они махали руками,
бросали красноармейцам еще недозрелые яблоки, кричали вдогонку "ура" и тут
же затевали бои, сражения, врубаясь в полынь и крапиву стремительными
кавалерийскими атаками.
Грузовик свернул в дачный поселок и остановился перед небольшой,
укрытой плющом дачей.
Шофер с помощником откинули борта и взялись сгружать вещи, а Ольга
открыла застекленную террасу.
Отсюда был виден большой запущенный сад. В глубине сада торчал
неуклюжий двухэтажный сарай, и над крышею этого сарая развевался маленький
красный флаг.
Ольга вернулась к машине. Здесь к ней подскочила бойкая старая женщина
-- это была соседка, молочница. Она вызвалась прибрать дачу, вымыть окна,
полы и стены.
Пока соседка разбирала тазы и тряпки, Ольга взяла котенка и прошла в
сад.
На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко
пахло смородиной, ромашкой и полынью. Замшелая крыша сарая была в дырах, и
из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие
веревочные провода.
Ольга пробралась через орешник и смахнула с лица паутину.
Что такое? Красного флага над крышей уже не было, и там торчала только
палка.
Тут Ольга услышала быстрый, тревожный шепот. И вдруг, ломая сухие
ветви, тяжелая лестница -- та, что была приставлена к окну чердака сарая, --
с треском полетела вдоль стены и, подминая лопухи, гулко брякнулась о землю.
Веревочные провода над крышей задрожали. Царапнув руки, котенок
кувыркнулся в крапиву. Недоумевая, Ольга остановилась, осмотрелась,
прислушалась. Но ни среди зелени, ни за чужим забором, ни в черном квадрате
окна сарая никого не было ни видно, ни слышно.
Она вернулась к крыльцу.
-- Это ребятишки по чужим садам озоруют, -- объяснила Ольге молочница.
-- Вчера у соседей две яблони обтрясли, сломали грушу. Такой народ пошел...
хулиганы. Я, дорогая, сына в Красную Армию служить проводила. И как пошел,
вина не пил. "Прощай, -- говорит, -- мама". И пошел и засвистел, милый. Ну,
к вечеру, как положено, взгрустнулось, всплакнула. А ночью просыпаюсь, и
чудится мне, что по двору шныряет кто-то, шмыгает. Ну, думаю, человек я
теперь одинокий, заступиться некому... А много ли мне, старой, надо?
Кирпичом по голове стукни -- вот я и готова. Однако бог миловал -- ничего не
украли. Пошмыгали, пошмыгали и ушли. Кадка у меня во дворе стояла --
дубовая, вдвоем не своротишь, -- так ее шагов на двадцать к воротам
подкатили. Вот и все. А что был за народ, что за люди -- дело темное.

В сумерки, когда уборка была закончена, Ольга вышла на крыльцо. Тут из
кожаного футляра бережно достала она белый, сверкающий перламутром аккордеон
-- подарок отца, который он прислал ей ко дню рождения.
Она положила аккордеон на колени, перекинула ремень через плечо и стала
подбирать музыку к словам недавно услышанной ею песенки:

Ах, если б только раз
Мне вас еще увидеть,
Ах, если б только раз
И два. и три
А вы и не поймете
На быстром самолете,
Как вас ожидала я до утренней зари
Да!
Летчики-пилоты! Бомбы-пулеметы!
Вот и улетели в дальний путь.
Вы когда вернетесь?
Я не знаю, скоро ли,
Только возвращайтесь... хоть когда-нибудь.

Еще в то время, когда Ольга напевала эту песенку, несколько раз бросала
она короткие настороженные взгляды в сторону темного куста, который рос во
дворе у забора. Закончив играть, она быстро поднялась и, повернувшись к
кусту, громко спросила:
-- Послушайте! Зачем вы прячетесь и что вам здесь надо?
Из-за куста вышел человек в обыкновенном белом костюме. Он наклонил
голову и вежливо ей ответил:
-- Я не прячусь. Я сам немного артист. Я не хотел вам мешать. И вот я
стоял и слушал.
-- Да, но вы могли стоять и слушать с улицы. Вы же для чего-то
перелезли через забор.
-- Я?.. Через забор?.. -- обиделся человек. -- Извините, я не кошка.
Там, в углу забора, выломаны доски, и я с улицы проник через это отверстие.
-- Понятно! -- усмехнулась Ольга. -- Но вот калитка. И будьте добры
проникнуть через нее обратно на улицу.
Человек был послушен. Не говоря ни слова, он прошел через калитку,
запер за собой задвижку, и это Ольге понравилось.
-- Погодите! -- спускаясь со ступени, остановила его она. -- Вы кто?
Артист?
-- Нет, -- ответил человек. -- Я инженер-механик, но в свободное время
я играю и пою в нашей заводской опере.
-- Послушайте, -- неожиданно просто предложила ему Ольга. -- Проводите
меня до вокзала. Я жду младшую сестренку. Уже темно, поздно, а ее все нет и
нет. Помните, я никого не боюсь, но я еще не знаю здешних улиц. Однако
постойте, зачем же вы открываете калитку? Вы можете подождать меня и у
забора.
Она отнесла аккордеон, накинула на плечи платок и вышла на темную,
пахнувшую росой и цветами улицу.
Ольга была сердита на Женю и поэтому со своим спутником по дороге
говорила мало. Он же сказал ей, что его зовут Георгий, фамилия его Гараев и
он работает инженером-механиком на автомобильном заводе.
Поджидая Женю, они пропустили уже два поезда, наконец прошел и третий,
последний.
-- С этой негодной девчонкой хлебнешь горя! -- огорченно воскликнула
Ольга. -- Ну, если бы еще мне было лет сорок или хотя бы тридцать. А то ей
тринадцать, мне -- восемнадцать, и поэтому она меня совсем не слушается.
-- Сорок не надо! -- решительно отказался Георгий. -- Восемнадцать куда
как лучше! Да вы зря не беспокойтесь. Ваша сестра приедет рано утром.
Перрон опустел. Георгий вынул портсигар. Тут же к нему подошли два
молодцеватых подростка и, дожидаясь огня, вынули свои папиросы.
-- Молодой человек, -- зажигая спичку и озаряя лицо старшего, сказал
Георгий. -- Прежде чем тянуться ко мне с папиросой, надо поздороваться, ибо
я уже имел честь с вами познакомиться в парке, где вы трудолюбиво выламывали
доску из нового забора. Вас зовут Михаил Квакин. Не так ли?
Мальчишка засопел, попятился, а Георгий потушил спичку, взял Ольгу за
локоть и повел ее к дому.
Когда они отошли, то второй мальчишка сунул замусоленную папиросу за
ухо и небрежно спросил:
-- Это еще что за пропагандист выискался? Здешний?
-- Здешний, -- нехотя ответил Квакин. -- Это Тимки Гараева дядя. Тимку
бы поймать, излупить надо. Он подобрал себе компанию, и они, кажется, гнут
против нас дело.
Тут оба приятеля заметили под фонарем в конце платформы седого
почтенного джентльмена, который, опираясь на палку, спускался по лесенке.
Это был местный житель, доктор Ф. Г. Колокольчиков. Они помчались за
ним вдогонку, громко спрашивая, нет ли у него спичек. Но их вид и голоса
никак не понравились этому джентльмену, потому что, обернувшись, он погрозил
им суковатой палкой и степенно пошел своей дорогой.

С московского вокзала Женя не успела послать телеграмму отцу, и
поэтому, сойдя с дачного поезда, она решила разыскать поселковую почту.
Проходя через старый парк и собирая колокольчики, она незаметно вышла
на перекресток двух огороженных садами улиц, пустынный вид которых ясно
показывал, что попала она совсем не туда, куда ей было надо.
Невдалеке она увидела маленькую проворную девчонку, которая с
ругательствами волокла за рога упрямую козу.
-- Скажи, дорогая, пожалуйста, -- закричала ей Женя, -- как мне пройти
отсюда на почту?
Но тут коза рванулась, крутанула рогами и галопом понеслась по парку, а
девчонка с воплем помчалась за ней следом. Женя огляделась: уже смеркалось,
а людей вокруг видно не было. Она открыла калитку чьей-то серой двухэтажной
дачи и по тропинке прошла к крыльцу.
-- Скажите, пожалуйста, -- не открывая дверь, громко, но очень вежливо
спросила Женя: -- как бы мне отсюда пройти на почту?
Ей не ответили. Она постояла, подумала, открыла дверь и через коридор
прошла в комнату. Хозяев дома не было. Тогда, смутившись, она повернулась,
чтобы выйти, но тут из-под стола бесшумно выползла большая светло-рыжая
собака. Она внимательно оглядела оторопевшую девчонку и, тихо зарычав, легла
поперек пути у двери.
-- Ты, глупая! -- испуганно растопыривая пальцы, закричала Женя. -- Я
не вор! Я у вас ничего не взяла. Это вот ключ от нашей квартиры. Это
телеграмма папе. Мой папа -- командир. Тебе понятно?
Собака молчала и не шевелилась. А Женя, потихоньку подвигаясь к
распахнутому окну, продолжала:
-- Ну вот! Ты лежишь? И лежи... Очень хорошая собачка... такая с виду
умная, симпатичная.
Но едва Женя дотронулась рукой до подоконника, как симпатичная собака с
грозным рычанием вскочила, и, в страхе прыгнув на диван, Женя поджала ноги.
-- Очень странно, -- чуть не плача, заговорила она. -- Ты лови
разбойников и шпионов, а я... человек. Да! -- Она показала собаке язык. --
Дура!
Женя положила ключ и телеграмму на край стола. Надо было дожидаться
хозяев.
Но прошел час, другой... Уже стемнело: Через открытое окно доносились
далекие гудки паровозов, лай собак и удары волейбольного мяча. Где-то играли
на гитаре. И только здесь, около серой дачи, все было глухо и тихо.
Положив голову на жесткий валик дивана, Женя тихонько заплакала.
Наконец она крепко уснула.

Меню статьи:

«Тимуровское движение» – знакомая фраза, знакомое явление. Источник – и фразы этой, и этого явления – повесть Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда», главные герои которого выражают смысл возникшего движения. Смысл – в помощи нуждающимся, пожилым и больным людям. Словом, тем, кому требовалось благородное вмешательство небезразличных людей – зачастую, молодых, юных.

Чему учит это произведение? Ряду качеств: патриотизм, внимательность, ответственность… Также любовь к ближнему, сострадание, участие, дисциплинированность. Читатель учится милосердию, готовности и собранности в любое время. Автор стремится показать, каким должен быть настоящий Человек.

Как это часто случается с литературными произведениями, писатель воплощает абстрактные идеи и нравственные идеалы в конкретных персонажах. Не исключение – «Тимур и его команда», главные герои которого выстраиваются в систему.

Характеристика системы персонажей повести «Тимур и его команда»

Диалектический метод, можно предположить, – это излюбленный подход к творчеству Аркадия Гайдара, ведь с помощью него автор конструирует систему действующих лиц: как полагается, здесь выписаны герои и антигерои.

Герои

Центральный персонаж, как следует из названия повести, – это Тимур.

Тимур

Итак, Тимур Гараев – подросток военного времени, явный лидер в группе, которому свойственно проявлять талант к организаторским делам (да и прозвали его соответствующим прозвищем – «атаман»). Тимуру выказывают уважение коллеги, товарищи, а также враги: это говорит о многом. Но и Тимур содержит в себе внутреннюю диалектику. С одной стороны, юноша ответственный, рассудительный, не по годам мудрый. Тимур понимающий и отзывчивый. С другой стороны – Тимур тоже делает ошибки, герой – не идеал, а живой человек, по-детски наивный и непосредственный. Тимура отличает смелость и отвага, решительность и героизм, верность и надежность, справедливость и честность. Он – пионер, бескорыстный в помощи тем, кому эта помощь нужна. В непростое время войны Тимур и его товарищи защищают жен и детей военных.

Команда Тимура

Георгий Гараев

Дядя Тимура воплощает образ старшего товарища и наставника. Мужчина жизнерадостный и творческий человек (поет и играет в местном театре). Поэтому Георгию свойственны таланты, находчивость и гибкость ума. Дядя не менее решительный и ответственный, чем его племянник. Гараев – инженер по образованию и воспитывает Тимура. Во время войны становится капитаном в танковых войсках: Георгий понимал, что он тоже получит повестку, но герой готов защищать отечество, даже несмотря на то, что в мирной жизни мужчину держала любовь к Ольге, которая провожает Гараева на фронт.

Ольга Александрова

Старший ребенок полковника Красной армии Александрова. Отец девушки, желая уберечь дочь, удержать подальше от ужасов и опасностей войны, отправляет Ольгу на дачу – под Москву. Туда же с девушкой едет и младшая сестра – Женя. Ольге 18 лет – не так уж много, но уже в этом возрасте Ольгу отличает строгость, серьезность, зрелость и желание казаться старше и самостоятельнее. Она воспитывает Женю.


Вначале Ольга неприязненно воспринимает Тимура, но потом говорит Георгию, что была неправа. В Ольге соединяется мир взрослого и мир ребенка, которые не мирятся, но противостоят друг другу.

Женя Александрова

Младший ребенок полковника Александрова. В отличие от старшей сестры, Женя мечтательна и склонна к шалостям.


Девочка – воплощение эмоционального лидера, романтично увлеченного идеями. Несмотря на это, Женя решительна, ответственна и достаточно серьезна, чтобы принимать настоящие взрослые решения. Жене всего 13 лет, но, будучи бойкой и смелой, она проникается глубокой симпатией к Тимуру и делу юноши. Ольга порой строга с сестрой, но та понимает, что Ольга искренне и горячо любит ее. Впоследствии Жене удается мотивировать и старшую сестру на то, чтобы та присоединилась к команде Тимура.

Гейка

Этот персонаж, вызывающий уважение товарищей, внутренне сильный – зеркало, через которое читатель видит, насколько слажена команда Тимура.

Коля Колокольчиков

Коля – самый маленький, юный участник команды. Как и положено младшему, мальчику свойственны робость и застенчивость. Коля – пример честности и доброты.

Сима Симаков

Если Женя – лидер в области эмоций, то Сима – в области дел. Юноша – ответственный, самостоятельный, умный и находчивый. Когда читатель встречает этого персонажа на страницах книги, приписывает Симе расторопность и чувство юмора, веселый характер, сочетание юности и серьезности в подходе к делам.

Василий Ладыгин

то, пожалуй, самый закрытый и таинственный участник команды. Герой любит молчать, но в вопросе отношения к делу проявляет серьезность и ответственность.

Нюрка

Наконец, последний участник команды, Нюрка, – пример энергичности. Девушка вдохновляет собственной активностью, соединяя эмоциональные черты (сопереживание, сочувствие) и деловые, организаторские.



Рассказать друзьям