Рубаха русская народная: описание, особенности пошива, выкройка, фото. Символизм традиционной русской рубахи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Из глубины веков дошло до нас слово «распоясаться» - вести себя дурно. Что же такое пояс для русского человека? Почему к нему издавна было такое трепетное отношение? Оказывается, пояс был не только необходимой деталью одежды, но и выполнял важные социальные и обрядовые функции.

Пояс («опояска», «кушак», «покромка») до недавнего времени был обязательной деталью как женской, так и мужской одежды. И тут дело не только в удобстве - пояс сопровождал человека на протяжении всей его жизни.

Недаром народная мудрость гласит: «Носи рубаху с крестом и поясом, и ничего тебе не деется». Интересно, что женщины даже ночью пояс не снимали - исподняя рубаха обязательно должна быть подпоясана.

Хождение без пояса всячески осуждалось: в сказках «без креста и пояса» ходит всякая нечисть, да и о человеке, который уже «сраму не имет» говорят: «совсем уж распоясался».

Особая роль отводилась поясу и в народной медицине, и в празднично-обрядовой культуре крестьян.
Так в Новгородской губернии широким льняным поясом - «свивальником» - свивали новорождённого, а на крестины крёстная дарила новорождённому нательный крестик и пояс, который считался оберегающим от всех невзгод и сохранялся на протяжении всей жизни.

И, конечно же, ни одна свадьба без поясов не обходилась. Кроме того, что пояса служили подарками жениховой родне и дружке, они играли важную роль и в обрядности. Вот в Пермской области в день венчания невеста опоясывалась лыком прямо по голому телу, и только потом уже одевалась в свою лучшую одежду. По мнению стариков, такая опояска была надёжной защитой от колдунов.

Ну а самый яркий и красивый пояс невеста дарила жениху в день сговора. Но не просто так дарила, а «куражилась», чтобы жених помучился, посомневался. Вот как это было: пояс раскладывали перед лавкой,на которой стояла девушка, а она приговаривала: «Хочу - вскочу, хочу - не вскочу», причём длиться это могло достаточно долго. Но если уж она давала своё согласие и впрыгивала в круг пояса, то отказаться от своего слова уже не могла и вручала пояс жениху.

Вообще, пояс (так же как и рушник) олицетворял дорогу. В свадебной обрядности - это дорога в новую семейную жизнь, в похоронной - в жизнь иную. Усопшего опоясывали и ещё несколько поясов клали рядом в гроб. На поясах же опускали гроб в землю. Отличались погребальные пояса особенными молитвенными текстами: «ВСЕ УПОВАНИЯ МЫ НА ТЯ ВОЗЛАГАЮ, МАТИ БОЖИЯ СОХРАНИ МЯ ПОД КРОВОМ ТВОИМ»(Новгородская обл.).

Однако, молитвы встречаются не только на погребальных поясах. Например, при монастырях часто делали и продавали такие пояса.

Каких только поясов не было в России ещё в начале ХХ века! И кручёные, и кожаные (правда, только у мужчин), и плетёные, и полутканые, и тканые, и вышитые; и цветов самых разных - ведь с середины ХIХ века уже появляются анилиновые красители. А ещё в это же время развивается целый «кушачный» промысел на берегу Северной Двины в Красноборске и «Белой Слуде». Эти кушаки отличались особой прочностью. Но чаще женщины ткали пояса сами - себе и своей семье. «Тыкали так - эдакую палочку приделывали, вот как вроде … швейка. Дак на швейке вот намотают и притыкают вот эдак. У каждого было не по одному поясу» (Вологодская обл.)

К мужским поясам часто крепились кожаные мешочки для денег, ключей, расшитые кисеты с табачком и ножики. Дарёные вышитые платочки тоже за пояс затыкали. А у женщин были специальные поясные сумочки- «лакомки» или «лакомники», украшенные вышивкой. В некоторых областях России были даже поясные украшения - «назадни», «подмохорники» и многие другие.

Вроде бы и предмет-то простой - пояс, а вот сколько у него было применений. В этом-то и есть мудрость наших предков - ничего лишнего и бесполезного, всему-то должно быть объяснение, всему-то - применение, от всего-то - радость.

Пригласили нас однажды на день рождения в русском стиле. По этому случаю было решено сшить мальчишкам по рубахе косоворотке. Можно конечно и купить, но в нашем маленьком городе таких вещей не найдешь.

В этом мастер классе я показываю, как сшить рубаху косоворотку для мальчика 7 лет.

За основу выкройки я взяла выкройку русской рубахи для взрослого мужчины. Измерив своего ребенка и изменив размеры, у меня получилась такая схема:

Рубаха по этой схеме шьется достаточно быстро, даже если вы часто не шьете и рука у вас не набита. У меня ушло два вечера, в общей сложности не больше 5 часов.

Для того чтобы подогнать выкройку под свой размер, нужны следующие мерки без припусков на швы:

  • Ширина рубахи – 38 см + 2 см на швы
  • Длина рукава – 34 см + 8 см на подгибку
  • Длина рубахи – 50 см + 8 см на подгибку
  • Горловина (шея) – 32 см + 2 см на швы

Материалы для рубашки:

  • Льняная ткань – 1 х 1,2 м.
  • Тесьма с узором – 1,10 м. широкая и 1,10 м – узкая тесьма.
  • Липа – 10 см.
  • Нитки в цвет.

Русская народная рубаха косоворотка для мальчика своими руками:

Выкройка очень простая, поэтому можно кроить сразу на ткани или предварительно нарисовать ее на газете. Только обязательно закладывайте припуски на швы и на подгибку рукавов и низа рубахи.


После раскроя мы имеем: Одну основную часть, два рукава и две ластовицы.


Сшивать начинаем с рукавов. К краю рукава пристрачиваем ластовицу.


Теперь рукав с пристроченной ластовицей прикладываем к основной детали рубахи и пришиваем на машинке. Чтобы ткань не съезжала рукав предварительно закрепляем иголками или наживляем швом «вперед иголкой».


После этого рубаху складываем как на рисунке и сшиваем рукав и ластовицу.

Так же сшиваем боковую часть основной детали.


Таким же способом пришиваем второй рукав. С помощью оверлога или вручную обрабатываем швы.

Загибаем края рукавов и низ рубахи.

Проглаживаем и прострачиваем.

Косоворотка почти готова. Осталось обработать горловину и застежку с левой стороны. Это небольшая, но хлопотная и тонкая работа.

Горловина косоворотки

Начнем с застежки. Длина застежки 15 см. Чтобы ее обработать вырежем два прямоугольника. Один 20 х 5,5 см. Второй более широкий 20 х 10 см.


Узкую полосу пришиваем с левой стороны (левая сторона если смотреть на фотографию).

Заворачиваем ее внутрь рубахи.


Широкую полосу пришиваем к правому краю выреза (право, если смотреть на фото. Если одеть рубаху на себя, то это будет левая сторона). На ней будет крепиться липа.

Широкую полосу сворачиваем пополам и заворачиваем внутрь рубахи.


Закрепляем все детали наружным швом.


Теперь обработаем горловину — стойку. Вырежем деталь 8 х 40 см. Подогнем края по 1 см. и прогладим утюгом.

Свернем вдвое и еще раз прогладим.


Ручным швом «вперед иголкой» пришьем стойку к горловине.


Прострочим ее на машинке. Воротник стойка для рубахи в русском стиле готова.


На данном этапе косоворотка выглядит таким образом.


Осталось украсить рубаху лентой с русским узором. Если есть какие-то неровности, лента скроет это.

«Лети листокъ на восток на грудь белу ему кто дорог приятенъ сердцу моему на память дарю» — нитки красная, белая, синяя свиваются, сплетаются, перекручиваются, на узком ярком полотне проступают эти нехитрые, однако безмерной надежды слова…

«Поясъ — развяжись, земле — расступись!»

Моментов, когда народная одежда оказывалась распоясанной, немного, и все они — чрезвычайные.

Сговор с потусторонней силой

Замыкаясь вокруг живота (жизни ) человека, тельник охранял от всякого зла — исходящего от людей, стихий, потусторонних сил. Но были такие случаи, когда человек по своей воле снимал оберег, открывался.

  • Распоясанной русская рубашка оказывалась, когда хозяин отправлялся искать клад, добывать цвет папороти в Купальскую ночь — по-другому клады не открывались, папоротник цветка не показывал.
  • Девушка, желая узнать суженого, снимала наживотник, клала на ночь под подушку, приговаривая: «Пояс мой, пояс, покажи жениха да поезд».
  • В некоторых губерниях верили, что вытканный за «един день» из остатков льна кушак, который нужно надеть один поверх одежды, позволяет увидать на Радуницу (Родительский день, вторник Фоминой недели) всех умерших родных.
  • Молодая, входя после венчания и пира в комнату для первой брачной ночи, снимает венчальный пояс и бросает его на печь (по другой версии это делает муж) — так она вверяет себя хозяину дома, домовому, и мужу, признавая последнего полным хозяином над её животом (жизнью).

В обычной жизни только колдуны, оборотни, ведьмы не опоясывались, чтобы не поймать самим себя в ловушку и не потерять силу.

Роды, беременность

Народные платья не предполагали частой перемены: рожала баба в чём была и где была — в поле, на покосе, скотном дворе, в избе. Нередко роды были тяжёлыми, тогда развязывали на роженице кушак и нательник, расплетали косы. Так же поступали и женщины, находившиеся при родах и помогавшие повитухе.

Случается, что и сейчас, отправляя дочь или внучку на роды, наказывают ей распустить волосы, расстегнуть пуговицы, развязать завязки, если окажутся на одежде.

А в далёких сибирских деревнях до сих пор некоторые бабки-лекарки лечат от бесплодия тем, что заставляют мальчика завязать на женщине кушачок. Носить его нужно постоянно: говорят — помогает.

Однако делать такие поясочки — на беременность, к рождению ребёнка, лучше самой женщине. Потому далее мы расскажем, как сплести шнурок самым простым способом — дёрганьем.

Плетём тонкий поясок — нательный, на русский сарафан или косоворотку — на пальцах

Техника дёрганья — самая простая и самая древняя из всего множества, что сейчас известны.

  • Чтобы сплести прочный шнур, берут 5 ниток одинаковой толщины, одного цвета или разноцветных, в 2 раза длиннее, чем будущее изделие.
  • Нитки складывают пополам, свободные концы собирают пучком, надёжно закрепляют на чём-либо на уровне груди, петли надевают на пальцы — указательный, средний, безымянный правой руки; средний и указательный — левой (рисунок А).
  • Свободным рабочим пальцем оказывается левый безымянный. Им захватывают петлю с указательного правой, протягивают через другие петли на правой руке (рисунок Б).
  • Теперь справа — 2 петли. Их перекидывают на указательный и средний, освобождая безымянный, который становится рабочим и проделывает те же манипуляции, что безымянный палец левой руки — зеркально.

…Рассказывать о поясах можно много: как их завязывали, ткали-плели, украшали, сколько полагалось сделать девушке до замужества, какой — к свадебному костюму, как с их помощью уберечь скот и дом. Если эти истории покажутся вам интересны, мы к ним обязательно вернёмся.

Хочется добавить одно: изучая архитектуру и эстетику народного костюма, самых мелких его деталей, убеждаешься в необыкновенной мудрости наших предков, в явном обладании удивительными знаниями, которые нам только предстоит возродить и усвоить.

Во все времена и для любого народа одежда имела не только традиционную практическую функцию, но и представляла национальную ментальность и культуру. Современные известные кутюрье все чаще используют русский для изготовления своих коллекций. Рубаха русская является самым древним и универсальным элементом Ее разрешалось одевать всем: мужчинам, женщинам, крестьянам, купцам и князьям.

История русской рубахи

Старославянский язык содержит множество слов, имеющих много общего с «рубахой». Но если подойти к данному вопросу этимологически, то наиболее близкими окажутся: «рубь» - отрезок, кусок ткани и «руш» - рушить, рвать.

Это нельзя назвать совпадением. Причина в том, что рубаха - это самое простое одеяние: тканевое полотно, согнутое посередине и оснащенное отверстием для головы. Да и ножницы появились гораздо позже, чем человек обратился к ткачеству. Постепенно рубахи стали скреплять по бокам, а потом еще и дополнять их прямоугольными кусками ткани - рукавами.

Отличительные особенности мужской русской рубахи

Рубаха русская (славянская) - это еще и средство социальной интеграции. Ее мог надеть на себя как знатный человек, так и рядовой мирянин - единственным отличием являлся используемый материал - лен, конопля, шелк, хлопок и богатство отделки.

Ворот, подол и запястья русской национальной рубахи обязательно должна была украшать вышивка-оберег. Русскую мужскую рубаху 17-18 века можно отличить от южнославянской по легко узнаваемым чертам: смещенному влево разрезу на горловине, позволяющему скрыть крестик, и длине по колено.

Женская рубаха

Русская женская рубаха является основополагающим элементом национального наряда. В южной части страны поверх нее одевалась юбка-понева, а в центральной и северной - сарафан. Льняную рубаху, по длине совпадающую с длиной сарафана, называли «станом». Кроме того, рубаха могла быть:

  • будничной;
  • праздничной;
  • ворожбенной;
  • покосной;
  • для кормления младенца.

Но к числу наиболее интересных относят рубаху-порукавку. Особенность этого одеяния состоит в очень длинных, порой до подола, рукавах, которые на уровне запястья были оснащены прорезями для рук, что позволяло завязать свисающие рукава за спиной. Кроме того, ношение подобной рубахи можно было осуществить еще одним способом: лишнюю длину рукава собрать в складку и прихватить. Конечно, такую рубаху нельзя назвать будничной, так как работать в ней, мягко говоря, неудобно (кстати, выражение «работать спустя рукава» берет свое начало именно отсюда).

Первоначально её надевали для ворожбы или какого-либо языческого религиозного обряда. А немного позже она стала праздничной одеждой либо нарядом для знатных людей.

Магнетизм вышивки-оберега

Даже спустя много лет после того, как русичи приняли христианство, они не перестали верить в целительную силу вышивки-оберега, нанесенного на нательную рубаху. Те же соображения брали в основу при пошиве первой рубашки для новорожденного - если родился мальчик, то использовали рубаху отца, а если девочка, то матери. Это был самый мощный оберег. Только к трехлетию ребенка шили одежку из нового материала.

Одежда или визитная карточка

В давние времена рубаха русская являлась не просто предметом одежды, но и визитной карточкой каждой женщины. Раньше не было бутиков и ателье, и в обязанности хозяйки входил пошив одежды для себя и своих родных. Следовательно, чем лучше сидел костюм, чем больше на нем было орнаментных элементов и украшений, тем более старательной считалась жена. Кроме того, славянское мировоззрение основывается на умении гармонизировать окружающее пространство - семью, двор, дом и т. д. А прийти к этому можно только в том случае, если будет достигнута внутренняя гармония. То есть, если у женщины все хорошо, то и результат ее работы будет великолепен. Вывод - если человек надел рваную рубаху, из которой торчат нитки, то и атмосфера в его семье и душе соответствующая.

Важно! Рукоделие считалось исключительно женским занятием. Этот факт также является подтверждением того, что, по мнению предков, за атмосферу в семье должна отвечать только жена.

Мужская рубаха

Русская рубаха мужская сильно отличается от женской. Разница состоит в более архаичном крое и декоре. Раньше была популярна домотканая ткань - полотно шириной 40 см (размер обусловлен конструкцией ручного Именно отсюда берет начало и вид кроя, применяемый по настоящее время - для изготовления рубахи используются вертикальные полосы ткани разной ширины. Ассортимент ширины современного материала позволяет не прибегать к использованию дополнительной полосы вдоль стана, но именно такой крой предусмотрен духом древности и традициями предков.

Русская которой отработана веками, не только проста, но и практична, ведь она обеспечивает полную свободу движений, что так необходимо мужчине как в работе, так и в бою.

Для декора обычно используются вышитые ленты или тесьма, основными местами расположения которых служат воротник, запястья и нижний край рубахи. Еще одним украшением является «подоплека» - участок от горловины до солнечного сплетения украшался посредством вышивки или вставки из другого материала.

Аутентичные образцы часто содержали свастичную символику. Данные элементы декора уже нельзя назвать простым украшением мужской рубахи - это скорее мощный оберег, защищающий хозяина от злой силы и черной энергии. Такой же обереговой силой обладал пояс, или кушак, который являлся неизменным и обязательным дополнением к мужскому наряду. Поэтому слово «распоясанный» означает не только потерю сдержанности и приличия, но и беззащитность перед злыми духами.

Цельная и составная женская рубаха

Просторная русская рубаха для женщины шилась из целого продольного полотнища. В разных губерниях подобная одежда имела свое название:

  • в Архангельской ее звали целошницей или исцеленницей;
  • в Вологодской - проходной;
  • в Калужской и Орловской - цельной или одностенной.

В XIX веке такие рубахи считались редкостью - их можно было встретить лишь на свадьбе да на похоронах.

Составная рубаха (русская) предполагает наличие верхней и нижней части. Первая должна была быть видна из-под сарафана или поневы, поэтому для ее изготовления использовалась льняная или конопляная, а потом - хлопчатобумажная или шелковая ткань. На изготовление нижней части шел плотный домотканый холст.

Рубахи XIX-XX веков преимущественно были составными. В основном при пошиве использовались очень экономичные выкройки, не оставляющие после себя обрезков-отходов, так как за модуль кроя принималась ширина ткани.

В состав рубахи входили прямоугольные и клинообразные детали. Крой переда и спинки - составляющих основ рубахи - производился таким образом, чтобы располагалась вдоль этих деталей. При необходимости подол рубахи расширяли посредством бокового полотнища или клина.

Для соединения рукава с центральной деталью использовался прямой угол.

Большинство рубах содержало ластовицу - квадратную или клиновидную деталь, расположенную под рукавом и обеспечивающую свободу рукам.

Виды кроя

Русская народная рубаха может быть скроена различными способами.

Самым архаичным считается туникообразный крой. К нему прибегали многие народы, а в нашей традиции он также нашел отражение и в других одеждах, например, в глухом сарафане, завеске и нагруднике.

К самому распространенному виду относится рубашка с поликами - плечевыми вставками, которые расширяют горловину рубахи, а также соединяют перед и спинку. Среди них можно выделить:

  • рубаху с прямыми поликами, пришивание которых осуществлялось параллельно утку основной детали стана;
  • рубаху с прямыми поликами, которые были соединены параллельно с основой стана.

Первые были популярны в губерниях, расположенных в северной и центральной частях страны, а вторые - в Рязанской, Московской губерниях, а также у населения верхней Оки.



Рассказать друзьям