Ребусы про цифру 8. Математические ребусы с цифрами для детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Остановимся еще раз на :

Эссе

Эссе – жанр, находящийся на пересечении литературы, публицистики, науки. В научной литературе можно встретить различные определения эссе и различные суждения о жанре. Приведем некоторые из них.

Эссе (франц. «essey» – опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь [Советский энциклопедический словарь 1987: 1565].

Литературоведческий словарь определяет эссе как «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета» [Литературный энциклопедический словарь 1987: 516].

Эссе – это жанр, имеющий непосредственную близость с научной, публицистической и художественной литературой, однако не относящийся целиком ни к одной из них. Широта выполняемых эссе функций позволяет относить к этому жанру любые произведения с неявно выраженной жанровой принадлежностью. С научной литературой эссе роднит его тематика, которая объединяет все объекты мысли преимущественно гуманитарных наук: философии, литературной теории и критики, эстетики, политологии, социологии и др. Эссе является одним из наиболее продуктивных жанров в выражении философской мысли, то есть знания о наиболее общих сторонах мира и человека. Общие родовые свойства эссе: ведущая роль личности автора , что является важнейшим структурообразующим принципом эссе. При этом в эссе осуществляется анализ какого-либо, преимущественно гуманитарного, объекта мысли, а не личности автора. Еще одно свойство –особая актуализированность , соотнесенность с настоящим моментом. Другая черта эссе – наличие образности, экспрессивности – всего, что является выражением его художественности и публицистичности.

На страницах эссе, по мнению одного из исследователей, «герой-автор и читатель «пожимают друг другу руку», встречаются лицом к лицу. Это попытка сразу, с первых же строк найти новую форму разговора с читателем» .

Диалогичность – еще один жанрообразующий признак эссе. Какую бы форму для изложения своих мыслей не избрал эссеист, как бы не выстраивал композицию, главным всегда остается искренность с читателем. Современный эссеист Андрей Битов, например, избрал для своих эссе определение: «правда – как жанр». Еще одной важной особенностью жанра являетсямифотворчество. Автор строит собственные теории, создавая миф (в основе мифа – образы), читатель же может верить в него или не верить.

В эссе «концепция» сформулирована нечетко. При этом образ обладает внутренней динамикой, характерны сложная сеть ассоциативных связей и парадокс как способ игры с читателем.

Автобиографическое, личностное эссе. В таком эссе автобиография автора становится сюжетной основой текста. Взгляд на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления.

Разнообразны литературные формы эссе, среди них:проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово.

Эссе обладает собственным стилем. Ему характерны образность и афористичность. В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. Например, в эссе «Досужими путями мышления» («Иностранная литература») Эльфриде Елинек высказывает парадоксальную мысль о том, что «пишущие» убили живой язык, и использует не менее парадоксальные, чем сама теория, образы и сравнения: «Сохраняя изящество, я покидаю тело, для прощания с которым постаралась одеться как можно лучше. Сквозь мою прозрачную блузу мысли мерцает чувство ответственности, влекущее моральное требование, за которым, скорее всего, моя привлекательность не поспеет».

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе подбирает аналогии, привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, использует всевозможные ассоциации. В эссе могут чередоваться полемичные высказывания, вопросы, рассуждения, зарисовки, воспоминания.

Эссе преследует художественно-эстетические и познавательно-практические задачи.

Начинающим эссеистам можно дать следующие советы:

1. Для создания текста в жанре эссе необходима четкая и нестандартная (один из основных жанрообразующих признаков эссе – парадоксальность) авторская позиция.

2. Нужно определить характеристики автора – главного действующего лица эссе. Во-первых, обозначить для себя, в какой роли выступает реальный автор: человек социальный или частный. Во-вторых, необходимо установить отношения автора с читателем. От того, каким в результате станет образ автора, зависит все построение текста, его форма, композиция, лексика, приемы.

3. Определить, какой будет логика текста: интуитивной или хронологической. Здесь нужно учесть, что логика строится на интуиции только в том случае, если автор стремится «захватить» читателя собственными эмоциями, а не увлечь новой и оригинальной теорией. В противном случае логика развивается по примеру логики в аналитической статье: гипотеза – аргументы.

4. В эссе важен диалог с читателем (важен как для автора, так и для читателя). Метод, с помощью которого автор выстраивает этот диалог, выбирается индивидуально. Однако один из самых простых приемов – риторические вопросы: непроизвольно у читателя возникает желание на них ответить. Еще один метод, популярный в современной прессе (используется в молодежном разделе журнала «Журналист») – указывание координат автора (электронная почта, ICQ), чтобы читатель сумел донести свои мысли по поводу текста.

5. Эссе требует от автора определенного жизненного опыта, высокого интеллектуального уровня. Начинать работу над эссе рекомендуется с малых форм: зарисовок, записок и т.п. Необходимо усилить наблюдательность за окружающим миром, постоянно искать интересное в обычных вещах и заворачивать впечатления в слова, т.е. «набить» руку. Только после того как жанры, смежные с эссе, начнут получаться, следует пробовать себя в жанре эссе.

Специфику жанра эссе выражают следующие черты:

    Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

    Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в “пестром кружеве” размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.

    Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе - ярко выражена авторская позиция.

    Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальный авторский стиль - требование жанра.

Стиль эссе отличается:

    образностью

    афористичностью

    парадоксальностью

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе

    привлекает многочисленные примеры

    проводит параллели

    подбирает аналогии

    использует всевозможные ассоциации.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

    непредсказуемые выводы

    неожиданные повороты

    интересные сцепления

По речевому построению эссе - это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

Помните, что в эссе главную роль играет:

    не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора;

    раздумья и размышления;

    оригинальный, порой парадоксальный взгляд на проблему;

    образная и афористичная речь;

    непринужденная, в духе свободной беседы манера изложения.

Некоторые признаки эссе

    наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

    эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

    как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Структура эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

    мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

Вступление (формулировка темы, выбор заглавия; актуальность темы; расхождение мнений относительно темы; переход к основному суждению)

Основная часть (несколько суждений, которые выдвигает автор, определение основных понятий, используемых при выдвижении суждений; доказательства, факты или примеры, поддерживающие суждения; рассмотрение контраргументов, показ их слабости). Тезис - аргументы; тезис – аргументы.

Заключение (повторение основного суждения; резюмирующие аргументы в защиту основного суждения; общее заключение о полезности данного утверждения)

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

    Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

    Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

    Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Классификация эссе

С точки зрения содержания эссе бывают:

    философскими,

    литературно-критическими,

    историческими,

    художественными,

    художественно-публицистическими,

    духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе предстают в виде:

    рецензии,

    лирической миниатюры,

  • странички из дневника,

    письма и др.

Различают также эссе:

    описательные,

    повествовательные,

    рефлексивные,

    критические,

    аналитические и др.

В данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы:

    личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,

    эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Философское эссе. Объектом осмысления в нем являются философские категории и теории, общие размышления о мире и о человеке. Яркие примеры философских эссе – тексты Жан–Поль Сартра («Что такое литература?»), Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Габриеля Марселя («Эссе по конкретной философии») и др.

Признаки эссе

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

  1. Небольшой объем

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.

    Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка

Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.Оно одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос; эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

    Свободная композиция - важная особенность эссе.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

    Непринужденность повествования

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

    Склонность к парадоксам

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

    Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

    Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Итак, при написании эссе важно

определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

Правила написания эссе

    Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

    Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

    Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

    В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика , адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Ошибки при написании эссе

В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.

    Плохая проверка

Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д. Примеры, которые не стоит "брать на заметку":

"Я горжусь тем, что смог противостоять употреблению наркотиков, алкоголя, табака".

"Работать в вашей фирме (организации), расположенной в чудесном месте, где много архитектуры в готическом стиле, будет для меня захватывающей проблемой".

    Утомительные предисловия. Недостаточное количество деталей

Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для эссе характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.

    Многословие

Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему эссе.

    Длинные фразы

Чем длиннее предложение, тем лучше - так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

Когда вы закончите писать эссе, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S - менее 10 слов, M - менее 20 слов, L - 20 и более слов.

Правильное эссе имеет следующий или похожий порядок букв - M S M L M S.

Неправильное эссе характеризует такая последовательность букв - S S S M L L L.

    Не перегружайте эссе

При написании эссе отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение эссе.

Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать экспертную комиссию (работодателя) своим опытом.

Как написать вступление эссе

Часто мы не знаем, с чего начать свое сочинение. В.Н. Александров и О.И. Александрова в книге «Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение» дают основные способы моделирования вступления. Это приемы, которые, во-первых, достаточно просты в исполнении, во-вторых, позволяют проникнуть в содержание исходного текста, то есть сформулировать его тему или главную мысль, в-третьих, дают возможность выразить автору свою личностную позицию.

I . Именительный темы

Схема приема:

1) Запишите ключевое слово.

2) Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.

3) Сделайте переход к теме исходного текста (высказывания, афоризма)

Примеры выполнения:

1) «Текст-портрет», который посвящен великому русскому писателю Ф. Достоевскому.

а) Упрощенный вариант:

Достоевский… Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его произведений. (Переход к исходному тексту.)

Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью …

б) Профессиональный вариант:

Ф. Достоевский… Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу. (Переход к анализу исходного текста.)

«Почему ________________, _______________, почему ________________?» - эти вопросы звучат в статье __________________.

2) «Текст-проблема», в котором четко выделяется ключевое слово-тема.

Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д. Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…

II . Вопросы-стимулы

Схема приема:

1) Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста (высказывания и т.д.)

2) Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.

Пример выполнения:

Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Даниил Гранин.

III . Картина

Схема приема:

1) Запишите три-четыре назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.

2) Сделайте переход к исходному тексту.

Пример выполнения:

Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожженные засухой деревья… И мертвое безмолвие…

Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит в _____________________________.

IV . Название.

Схема приема:

1) Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль.

2) Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.

Пример выполнения:

«Ключи от счастья! – так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор, делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы с нами, если бы у нас отняли необходимость трудиться!

Остановимся еще раз на главных особенностях жанра эссе :

    небольшой объем и конкретность темы;

    личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений;

    свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями;

    свободное использование лексического состава языка - от слов высокого стиля до разговорной лексики;

    атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация.

Эссе - что такое, как писать, сочинение эссе, примеры

    Что такое эссе

    Структура эссе

    Классификация эссе

    Признаки эссе

    Правила написания эссе

    Ошибки при написании эссе

    Проверка эссе

    Примеры эссе

Что такое эссе

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции , выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина эссе определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме".

"Большой энциклопедический словарь" дает такое определение: "Эссе - это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь".

"Краткая литературная энциклопедия" уточняет: "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".

Некоторые признаки эссе:

    наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

    эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

    как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве). Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!

Важно написание эссе и для молодого специалиста.

То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет работодателю определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнеса, достаточен ли его опыт работы для того, чтобы оправдать надежды в будущем и принести пользу компании (организации, предприятию).

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Наиболее актуальной темой для эссе молодого специалиста является тема "Я и моя карьера". Тематика эссе дана для того, чтобы комиссии (работодателю) было легко оценить особенности вашего мышления, творческие способности, энтузиазм и потенциал. Лучший способ достичь такого результата - писать прямо и откровенно, оставаясь честным перед самим собой. Если вы не честны, есть все шансы, что ваше сочинение сочтут неестественным.

Структура и план эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

    мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

    вступление

    тезис, аргументы

    тезис, аргументы

    тезис, аргументы

    заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

    Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

    Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

    Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Перед тем как приступить к написанию эссе, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать в эссе:

    Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя:

    отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю?

    в чем проявилось это качество?

О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь):

  • что заставило меня заняться этим видом деятельности?

    почему я продолжал(ю) заниматься этим?

О каждом событии вашей жизни, о котором вы упомянули:

  • почему мне запомнилось именно это событие?

    изменило ли оно меня как личность?

    как я на это отреагировал?

    было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал?

О каждом человеке, которого вы упомянули:

  • почему я назвал именно этого человека?

    стремлюсь ли я стать таким как он?

    какими его качествами я восхищаюсь?

    было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?

    пересмотрел ли я свои взгляды?

О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится:

  • почему мне это нравится или не нравится?

    повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь?

О каждой вашей неудаче:

  • чему я в результате научился?

    что полезного я вынес из этой ситуации?

Классификация эссе

С точки зрения содержания эссе бывают:

    философскими,

    литературно-критическими,

    историческими,

    художественными,

    художественно-публицистическими,

    духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе предстают в виде:

    рецензии,

    лирической миниатюры,

  • странички из дневника,

    письма и др.

Различают также эссе:

    описательные,

    повествовательные,

    рефлексивные,

    критические,

    аналитические и др.

В данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы:

    личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,

    эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Эссе молодого специалиста на определенную тему принадлежит ко второй группе.

Признаки эссе

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

    Небольшой объем.

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.

    Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка.

Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

    Свободная композиция - важная особенность эссе.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

    Непринужденность повествования.

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

    Склонность к парадоксам.

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

    Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

    Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

Правила написания эссе

    Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

    Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

    Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

    В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика , адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Ошибки при написании эссе

В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.

      Плохая проверка.

Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д. Примеры, которые не стоит "брать на заметку":

"Я горжусь тем, что смог противостоять употреблению наркотиков, алкоголя, табака".

"Работать в вашей фирме (организации), расположенной в чудесном месте, где много архитектуры в готическом стиле, будет для меня захватывающей проблемой".

      Утомительные предисловия. Недостаточное количество деталей.

Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для эссе характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.

      Многословие.

Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему эссе.

      Длинные фразы.

Чем длиннее предложение, тем лучше - так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

Когда вы закончите писать эссе, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S - менее 10 слов, M - менее 20 слов, L - 20 и более слов.

Правильное эссе имеет следующий или похожий порядок букв - M S M L M S.

Неправильное эссе характеризует такая последовательность букв - S S S M L L L.

      Не перегружайте эссе.

При написании эссе отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение эссе.

Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать экспертную комиссию (работодателя) своим опытом.

Проверка эссе

Огромное значение при написании эссе имеет проверка первой его версии. При написании черновика ваша главная задача заключается в том, чтобы выработать аргументацию, отшлифовать основные мысли и расположить их в строгой последовательности, сопровождая их иллюстративными материалами или вспомогательными данными и т.д. Написав первый вариант, дайте ему день или два отлежаться, а затем вернитесь к работе по проверке и улучшению, на "свежую голову".

При проверке эссе, прежде всего, обратите внимание наследующие важные моменты:

    Прежде всего, важно помнить, что эссе - жанр субъективный , поэтому и оценка его может быть субъективной. Не стоит ориентироваться на всю массу работодателей.

    Представленные данные:

Независимо от того, на какой вопрос вы отвечаете, вам нужно достичь определенных целей. От вас ожидают того, что при написании эссе вы будете иметь в виду следующее:

Ответил ли я на заданный вопрос?

Насколько понятно и точно я изложил свои мысли?

Естественно ли звучит то, что я написал, нет ли где ошибок?

Убедитесь также в том, что вы:

    Продемонстрировали свое желание строить свою карьеру в определенном направлении.

    Были "нацелены" на построение карьеры в определенной области.

    Включили в рассказ от одного до трех качеств, сильных сторон, характерных особенностей, которые выделяют вас из массы других кандидатов.

    Представили хотя бы один веский аргумент в пользу того, чтобы работодатель пригласил вас в свой бизнес.

Навыки общения / письменной речи.

Эссе предназначены также для того, чтобы проверить ваше умение излагать мысли на бумаге и ваши навыки письма. Консультант по вопросу отбора специалистов говорит: "Ваше эссе не должно характеризовать вас как будущего писателя или филолога, вы - будущий лидер, управляющий. Для успеха в бизнесе важно умение хорошо презентовать свои идеи, а способность выразить их на бумаге есть у тех, кто легко общается с другими людьми".

Плохо написанное (представленное) эссе не будет способствовать тому, чтобы вас приняли в бизнес.

  1. Образ реального человека.

Экспертная комиссия (работодатель) хочет разглядеть в эссе образ человека, который его писал. Важны не только результаты тестов, опыт работы, но и характер кандидата. "Мы ищем в документах нечто неуловимое, что не могут показать цифры, поэтому надеемся найти это в эссе. Ни в коем случае не упускайте возможность рассказать нам о себе в своих эссе. Это поможет нам убедиться в том, что мы рассматриваем кандидатуру вполне реального человека, а не просто сумму различных показателей".

Здесь важно следующее - быть честными, искренними, неповторимыми, т. е. быть самими собой!

Эксперты считают, что часто выпускники, соискатели очень хотят казаться кем-то: лидером, зрелой личностью, что забывают быть просто человеком!

    Индивидуальность.

Единственный способ сделать так, чтобы комиссия (работодатель) разглядела за всеми документами образ конкретного человека - внести в эссе элемент личного, неповторимого, уникального. Ваши эссе сразу станут более интересными и притягивающими внимание. Они помогут выделиться среди сотен других претендентов.

"Эссе должно быть как можно более персонализированным. Скучно читать эссе, которые изобилуют общими фразами - это пустая трата времени. Все равно ничего не поймешь о личности данного кандидата".

Все, что вы напишете в эссе, необходимо подтверждать примерами, делать ссылки на свой опыт. Детали сделают ваши эссе интересными, уникальными, специфичными.

    Отличительные черты / Неповторимость / Что-то интересное, смешное.

По мнению экспертов "выпускникам (соискателям) не следует бояться того, что они выйдут за рамки допустимого, лучше быть собой. Очень часто выпускников беспокоит то, смогут ли они произвести нужное впечатление, поэтому они убирают из эссе все, что делает их выдающимися. Столь безопасные, с точки зрения выпускников, эссе довольно утомительно читать".

Вам вовсе не обязательно шутить в своих эссе, чтобы сделать их интересными. Однако постарайтесь использовать все имеющиеся в распоряжении средства, чтобы ваши эссе запомнились.

    Честность.

Экспертная комиссия не терпит участников, которые любят пускать пыль в глаза. Будет лучше, если в эссе вы отразите истинное положение вещей. В то же время не акцентируйте внимание на своих недостатках, хотя они и присутствуют в вашем характере. Надо быть честным, но позитивным. Отзывайтесь о себе и своих качествах только положительно! Так называемые "слабые стороны" следует презентовать следующим образом: "раньше это было моим недостатком, теперь же превратилось в положительное качество".

    Литературное произведение.

Представители экспертных комиссий любят такие эссе, читать которые - одно удовольствие. "Убедитесь в том, что ваше эссе легко читать. Уделите ему еще немного времени: проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к логическому завершению темы".

"Юмор - великий инструмент, но пользуйтесь им разумно. Саркастический или дерзкий тон часто раздражает. Настоящий юмор - искусство, он является признаком хорошего вкуса".

В своих эссе вы рассказываете историю успеха, указываете причины, по которым хотите строить свою карьеру именно в том направлении, которое избрали. Вы можете пойти еще дальше, написав эссе в виде литературного произведения: рассказа, повести. Однако это рискованный подход, так как большинство людей не очень хорошие писатели, к тому же так можно преуменьшить серьезность вашего повествования. И наконец, работодатели не пригласят вас в свой бизнес только потому, что вы - прекрасный рассказчик.

Примеры эссе

Если Вы, уважаемые читатели, уже ознакомились с содержанием раздела "Как написать эссе" и теперь хорошо представляете структуру и правила написания эссе, ознакомлены с методологией и представляете себе как проверить эссе, какие могут возникнуть ошибки при написании эссе, то теперь, для сочинения хорошего эссе по выбранной Вами теме - Вам не хватает самого малого: ознакомиться с примерами эссе. Сами по себе примеры - не заменят Ваше сочинение. И не следует их копировать и выставлять в качестве своих - это занятие для неудачников, для тех кто не может и неспособен. Примеры же приведены тут для других и для другого - для того что бы улучшить понимание изложенных ранее правил, сопоставляя их с приведенным здесь практическим материалом.

Пример написания эссе на тему "Я и моя карьера

Пример эссе на тему "Человек и общество": Проблемы одиночества и уединения в городе

Пример эссе по обществознанию на тему "Социология рабочих взаимоотношений"

Пример написания эссе на тему "Глобальные проблемы современности и пути их преодоления"

Такое эссе - это изложение в свободной форме (как правило, краткое, в объеме не более одной страницы) мыслей по поводу целей и смысла карьеры для выпускника.

Свободная форма позволяет в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, навыки письменной коммуникации и эффективной самопрезентации.

В эссе на тему карьеры соискатель раскрывает свой взгляд на карьеру, описывает причины и особенности выбора им профессии, характеризует образ будущего и раскрывает собственные стратегии достижения карьерного успеха.

Пример написания эссе на тему "Я и моя карьера"

В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, является таковым. Несмотря на то, что многие выпускники находят себя в областях не связанных с профессиональной направленностью, я хочу работать по своей специальности – «Автомобильные дороги и аэродромы».

Это направление я выбрал неспроста – мои родители тоже когда-то сделали такой шаг. И хотя мама уже давно не работает по специальности, папа по сей день остается верен своему делу. Так что можно смело утверждать, что у нас семья потомственных дорожников. Именно поэтому для меня так важно с огромной ответственностью подходить к своему делу, не ударить в грязь лицом.

Сегодня, как и сотни лет назад, значительная часть грузо- и пассажироперевозок по стране осуществляется по автомагистралям, и именно поэтому главной проблемой в развитии инфраструктуры Российской Федерации является наличие качественных и функциональных автомагистралей. Известны случаи полного или частичного разрушения полотна автомобильной дороги почти сразу же после строительства, связанного с непрофессионализмом дорожников. И для решения этой проблемы необходимы специалисты, умеющие грамотно руководить процессом строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.

В современных условиях, компаниям, занятым в сфере строительства и претендующим на ведущие позиции на рынке, необходимо использовать не только накопленный опыт, но и внедрять достижения современной науки в рабочий процесс. Использование открытий в области спутниковых систем и в области нанотехнологий, позволят российским компаниям выйти на мировой уровень. Но не только от внедрения ноу-хау зависит успех компаний, а также его неотъемлемой частью является атмосфера внутри коллектива. Слаженная работа и понимание важности процессов являются одним из основных моментов успеха в любом деле.

В заключение отмечу, что во время учебного процесса мною были не только освоены основные принципы проектирования дорог, технология их строительства, но и понят физический смысл каждого процесса создания проекта автомобильной дороги. На мой взгляд, не просто знание, а именно понимание процесса отличает обычного инженера от профессионала, который способен видеть не только проблему в перспективе, но и пути ее решения.

Еще со школьной скамьи мы прекрасно помним тех, кому сочинения давались с такой легкостью, словно рассказать анекдот в компании друзей. И если вы хотите, чтобы вашу работу тоже хотя бы изредка приводили в пример, вот вам несколько дельных рекомендаций о том, как правильно написать красивое сочинение (эссе) по русской (или другой) литературе по произведению.

Как написать сочинение/эссе по литературе: составляем план

Перед тем, как написать итоговое сочинение, нужно четко продумать, по какому плану вы будете это делать.

План составляется для того, чтобы поток мыслей (даже если он у вас есть) выстраивался в стройные, логически последовательные предложения.

Сразу после получения темы сочинения в ваше голове начнут возникать идеи и образы (конечно, если вы читали произведение). На черновом листке набросайте фразы или слова, которые в первую очередь приходят в голову. Потом их можно развить до целого сочинения.

Итак, тщательно продумайте, что вы хотите сказать по теме. Затем тезисно запишите на бумаге в столбик мысли. А уже потом решите, в какой последовательности вы хотите эти мысли отображать на бумаге. Это нужно для четкой и ясной структуры работы.

Как написать вступление к сочинению по литературе

Во вступительной части информацию необходимо писать так, словно ее будет читать человек, совершенно не знакомый с проблемой. Здесь вы должны раскрыть тему, проблематику и актуальность вашего сочинения.

В этом вам помогут вопросы, которые вы можете поставить перед собой:

  • По какому произведению вы пишете сочинение/эссе?
  • Что вы знаете об авторе произведения?
  • Каков жанр произведения (комедия, драма, роман и пр.)? какие аспекты вы хотели бы раскрыть в своей работе?

Как написать сочинение-рассуждение: приступаем к основной части

Начало – половина дела! Прекрасно, если вы закончили со вступительной частью, давайте разбираться с главной частью работы.

Здесь необходимо осветить все свои мысли, которые у вас вызвало произведение, эмоции, которые вы переживаете к выбранному персонажу или обстоятельствам, в которых он очутился.

Каждую свою мысль придется подкреплять примерами из оригинального текста произведения. Если вы говорите, что проблема войны волнует героя, значит, нужно привести примеры, в которых это волнение передается читателю.

Не стесняйтесь давать собственную оценку персонажу или обстоятельствам, в которых он оказался. Это делает любое сочинение ярче, сильнее, а его автора наделяет авторитетом и экспертностью.

Основная часть – это по большей части ваши собственные рассуждения о том, что вас волнует во всей истории. Покажите здесь эволюцию своей мысли, с какого момента в произведении важная мысль зародилась, как она эволюционировала и к какому выводу вы в итоге пришли.

Как написать заключение в сочинении по литературе

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Шаблоны и примеры правильной структуры как один гласят о том, что в заключении должно следовать подведение итогов.

Многие начинают сочинение не со вступительной или основной части, а именно с заключения. Говорят, что после составления кратких тезисов гораздо легче последовательно описать свои рассуждения.

Итак, в заключительной части нужно самому себе ответить на вопрос, который вы поставили во вступительной части. Это своего рода краткая теорема, выведенная из всего длительного доказательства, приведенного в предыдущих частях сочинения.

А вот несколько примеров того как правильно написать хорошее сочинение/эссе:

Пример сочинения/эссе 1

Сочинение на тему "Я и моя карьера"

Пример сочинения/эссе 2

Сочинение на тему "Человек и общество"

После того как вы закончите с этой частью, обязательно просмотрите всю работу на соответствие первоначально составленному плану. Если сочинение выстроено в продуманной заранее последовательности – вам все удалось! Поздравляем! Если же нет, не расстраивайтесь – наши авторы помогут проверкой и исправлением работы, а при необходимости – и помогут написанием сочинения/эссе с «нуля»!

По мере своего развития публицистика испытывала размежевание. Постепенно формировались роды (информационная, аналитическая, художественная публицистика), выделялись жанры (репортаж, статья, корреспонденция, фельетон, очерк, эссе и др.), проявлялись виды (политический, экономический, литературно-критический, морально-этический и т.д.), стили (полемический, сатирический, пропагандистский, агитационный, критический и др.).

Эссе как жанр на протяжении всего времени трансформировалось. В результате чего у эссе по-прежнему нет ясных границ, определяющих его формы, типы, четкое выделение среди других жанров публицистики. Это привело к появлению разрозненных мнений множества ученных, высказывающихся по поводу отношения эссе к тому или иному жанру.

Эссе (франц. «essey» - опыт, набросок) - жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Такое определение дает данному жанру исследователь С.И. Чупринин. Чупринин С.И. Жизнь по понятиям [электронный ресурс] // http://magazines.russ.ru/znamia/2004/12/chu13.html. - (Дата обращения: 13.04.2013).

В толковом словаре русского языка ОжеговаОжегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. - М, 2009. - 1359 c. эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и, обычно, неполно.

В большом энциклопедическом словареБольшой энциклопедический словарь. - М., 2008. -1248с. дается следующее определение эссе: жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Исходя из вышесказанных определений эссе, можно прийти к выводу, что жанр этот есть и своего рода философствование автора на ту или иную тему.

Это значит, что эссе не является только художественной литературой со свойственными ей чертами (тропы, стиль и т.д.). Отделяясь от нее, эссе может приближаться, как к публицистике, так и к философии своими бесконечными рассуждениями.

Но есть и четкая граница между философией и эссеистикой. Философское мышление подразумевает принцип, что истина является более важным, чем просто мнение, и истина неразрывна с её же логическим или интуитивным познанием. Эссеистское же мышление, остается на основании субъективного человеческого мнения. Чистая субъективность, спонтанность мысли и чувства, ситуативность, каприз и произвол - вот, что такое эссе, по мнению В. Ковалева Большой энциклопедический словарь. - М., 2008. -1248с...

Таким образом, эссе является более литературным явлением, чем философским. В эссе главное - авторское «Я», его размышления на конкретную тему и отношение к волнующему вопросу.

В газетной, документальной публицистике жанр эссе рассматривается чаще как «гибридный» тип текста, где использование элементов эссе зависит от индивидуального стиля автора.

Чтобы ответить на вопрос, к какому стилю относится жанр эссе, следует найти в нем жанрообразующие факторы как аналитической, так и художественной публицистики. К основным жанрообразующим факторам как аналитической, так и художественной публицистики относятся: предмет отображения, целевая установка или функция и метод отображения.

Во-первых, следует рассмотреть эссе как жанр аналитический. К таковым эссеистические тексты относит А.А. Тертычный Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. - М., 1998. - С. 134.. В своей книге он пишет о том, что в аналитической публикации предмет отображения авторской мысли практически всегда находится во внешнем мире по отношению к самому эссеисту. Хотя иногда он может существовать и во внутреннем мире автора. В таком случае речь уже будет идти о самоанализе.

Следующий жанрообразущий фактор - целевая установка. Действительно, то, каким по жанру будет являться готовый текст, во многом зависит от того, ставит ли автор материала своей целью подробно, во всех деталях, описать событие или явление, затрагивая причины и прогноз его развития, создавая при этом аналитический материал.

Следует рассмотреть эссе с точки зрения и художественной публицистики.

В отличие от научных, художественные тексты отличаются языковой образностью, многозначностью понятий, обобщением конкретного факта, классификацией явлений. Еще одно различие между научными и художественными текстами очевидно в объекте материала: в научных публикациях - это предметы и события окружающего мира, в художественном - преимущественно сам человек со своим отношением к внешнему, с его восприятием, считает В.Л. Цвик Цвик В.Л. Введение в журналистику. - М., 2000. - С 56..

Тексты, написанные в эссеистской манере, несут в себе именно размышления автора по поводу, его личностное отношение к явлению, его прямое или косвенное побуждение к действию читателя.

Если говорить о методах, здесь очевидным будет наличие средств художественной выразительности, фраз, слов, ярко или приглушенно выражающих отношение самого автора и т.д.

Относя эссе к художественной публицистике, А.И. Гальперин Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. - М., 1958. - С. 175. также выдвигает основные ее функции. Важно воздействие на аудиторию, убеждение в правильных (своих, субъективных) взглядах.

И.Р. Гальперин, Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. - М., 1958. - С. 212. выдвигает основные задачи эссе: «Можно говорить о воздействующей функции, но воздействие это происходит более длительно (сравнить, например, с ораторской речью), то есть эффект его медленный»

Помимо авторской личности для эссе характерно наличие еще нескольких характерных черт. Во-первых, это злободневность, отношение события к данному моменту времени. Во-вторых, наличие средств художественной выразительности. В третьих, именно стиль текста отображает темперамент и личность автора.

К признаку эссе следует отнести диалогичность. Не зависимо от формы изложения авторских размышлений, композиции, диалог самого автора с читателем остается главной чертой этого жанра. Наиболее простым приемом является наличие риторических вопросов в тексте. Читатель мысленно отвечает на них.

Известны некоторые виды эссе. Литературно-критическое или художественно-критическое. Такие работы задаются самим произведением искусства, автор лишь отображает свой взгляд на музыку, живопись, литературу и т.д. с помощью различных средств выразительности.

Существующая классификация эссе на повествовательное, описательное, аналитическое, критическое, рефлексивное и др. является довольно сомнительной, так как любой текст эссе может сочетать в себе несколько данных характеристик одновременно.

По мнению А.А. Муравьевой Муравьева А.А. Эссе [электронный ресурс] // http://zhurnal.lib.ru/m/murawxewa_a_a/esse.shtml. - (Дата обращения: 13.04.2013)., правильнее было бы разделить эссеистические произведения на: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, или "серьезное", где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Итак, в ходе рассмотрения истории возникновения и развития жанра эссе в публицистике, были выявлены некоторые особенности. Зарождение жанра эссе началось задолго до появления первых печатных СМИ, а точнее, с «Декламаций» Лукиана, «Диалогов» Платона, трактатов Цицерона. Также к истокам эссеистики относят древнерусский жанр «Слово».

Жанр эссе активно проявляет себя в переменные времена для общества, когда происходит формирование принципиально нового, отличного от прежнего, мировоззрения.

Являясь одновременно жанром философским, литературным и публицистическим, эссе все же отдаляется от философии и все больше относится к литературе, так как в отличие от философии в эссеистике на первом месте не истина, а интуитивное или опытное познание. Вместе с тем, жанр эссе является более публицистическим, нежели литературным, поскольку, если в литературе существует ирреальность героя, места или времени, то текст эссе раскрывает читателю правдивую действительность, но раскрывает так, как ее принимает сам автор.

Жанр, эссе близок к аналитическим текстам, благодаря предмету своего отображения, находящемся во внешнем мире; оценочности; целевым установкам таким, как описать явление в деталях, давая событию прогноз; благодаря теоретическому подходу автора в написании работы. Еще больше данный жанр приближается к художественно-публицистическим жанрам, поскольку возможен эмпирический подход автора; типизация реально-документальной действительности; эмоции автора опережают место факта; в текстах всегда используются средства художественной выразительности, и сам текст появляется в свободном потоке мыслей; эссе присуща парадоксальность.

Отсюда становится ясно, что эссе это смежный жанр, умело сочетающий в себе признаки, как аналитики, так и художественности, это происходит благодаря широте выполняемых текстами функций и выбору авторского подхода в собственной работе. То, что будет стоять на первом месте: факт или его же мнение, во многом определяет судьбу его текста.

Происходит все большая эссеизация печатных материалов. Можно привести самый яркий пример - появление блога, который реализует себя именно в эссеистской манере письма.

Большой объем информации приводит к тому, что аудитория имеет возможность выбирать не только текст, интересный каждому читателю в отдельности, а также точку зрения пишущего и самого автора.

Публицистика становится более персонифицированной, сам автор уже не является обезличенным источником информации, теперь он интерпретирует эту информацию, вызывая тем самым интерес читающей аудитории к своей персоне.



Рассказать друзьям