Развивающие внимание игры для детей 8 лет. Упражнения для развития внимания у детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

У ребенка 7–8 лет интенсивно развивается способность к волевому регулированию внимания, управлению им, формируется произвольное внимание. Это связано с тем, что, во-первых, созревание мозга к этому времени приводит к уравновешиванию процессов возбуждения и торможения, а во-вторых, уровень познавательного развития ребенка к этому возрасту позволяет совершать умственные действия во внутреннем плане (в уме).

Процесс учебы, являющийся ведущим видом деятельности младшего школьника, способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание - как непроизвольное, так и произвольное - интенсивно развивается. Однако произвольное внимание непрочно, и если появляется что-то интересное, то внимание тут же переключается. Поэтому такое большое значение для младших школьников, особенно для первоклассников, имеет не словесное объяснение, а показ, яркая картинка или слайд, действие. Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстро развивающееся так называемое «охранительное торможение» приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже после 10–15 минут интенсивной работы.

Развитие внимания ребенка 7–8 лет должно совершаться в нескольких направлениях. Первое и главное - это формирование умственных действий. Проиллюстрируем этот процесс на примере счета: на первом этапе ребенку объясняют необходимость умения считать; на втором он осваивает счетные операции в материализованной форме (счет с помощью палочек и др.); третий этап заключается в обучении проговариванию всех совершаемых действий вслух; на четвертом этапе ребенок проговаривает весь процесс счета про себя; и наконец, на пятом этапе он способен считать в уме.

Второе и не менее важное направление развития внимания в этом возрасте связано с формированием у ребенка способности контролировать и оценивать себя. Например, при обучении письму букв надо обсуждать с первоклассником все нюансы эталона, обратить внимание на сложные моменты, которые могут быть причиной ошибок, помочь ребенку понять, почему у него не получается написать так, как в образце. Цель подобной работы - сделать так, чтобы у ребенка в голове запечатлелся образец, который он мог бы использовать в качестве помощи.

И третье, далеко не очевидное, направление развития внимания первоклассников - повышение их самооценки. Дело в том, что, по данным исследований, у многих детей при поступлении в школу самооценка снижается. А человек, который боится результата, плохо концентрируется на проблеме, так как больше переживает, чем рассуждает. Задача родителей - поддержать ребенка в это непростое для него время, ни в коем случае не ругать за то, что буквы недостаточно красивы и т.п.

Развивать внимание можно также при помощи специальных упражнений. Предлагаемые на сайте в данной теме задания направлены на тренировку различных характеристик внимания. Задания разработаны с учетом интересов и особенностей познавательного развития детей данного возраста. Они обязательно помогут вашему ребенку стать более внимательным!

Удачи вам, и пусть занятия приносят радость!

Серия развивающих игр для учащихся 1-2 класса

Игры на развитие внимания и памяти, или Как преодолеть рассеянность и забывчивость

Игры на развитие зрительного внимания

1. Игры «Лото» и «Домино».

2. Игра «Найди два одинаковых предмета» . Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

3. Игра «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

4. Игра «Найди отличия» . Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.

5. Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек» . Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

6. Игра «Нанижи бусинки». Ребенку предлагают образец или схему нанизывания бус (например: -ОХОХОХО-, -ОООХХ- ХООО-, -ООХХОХОХХОО-), нитку или проволоку, бусинки. Ребенок собирает бусы.

7. Игра «Срисуй по клеточкам» . Ребенку дают лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

8. Игра «Лабиринт». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взглядом, в случае затруднения — пальцем или карандашом.

9. Игра «Назови предмет». Ребенку дают рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

10. Игра «Сколько чего?» . Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на определенную букву — все стеклянные или металлические, все круглые или все белые предметы.

11. Игра «Дорисуй» . Ребенку нужно назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.

12. Игра «Зачеркни» . Ребенку предлагают таблицу, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

13. Игра «Корректор» . Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

14. Игра «Разведчики» . Ребенку предлагают рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

Игры на развитие слухового внимания

1. Игра «Что звучало?». Ребенку демонстрируют звучание разных предметов (игрушки, музыкальные инструменты). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.

2. Игра «Четыре стихии» . Играющие стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с произнесенными словами: «воздух» — поднимают руки в стороны и изображают взмахи крыльев птицы; «земля» — садятся на корточки, руки вниз; «вода» — вытягивают руки вперед, изображают пловца; «огонь» — производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим и выбывает из круга.

3. Игра «Послушай и воспроизведи». Взрослый демонстрирует ритмичные удары палочкой по столу или хлопки в ладоши, и ребенку предлагается воспроизвести их.

Игры на развитие моторно-двигательного внимания

1. Игра «Кто и что летает?». Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает: летает — и машет руками. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

2. Игра «Съедобное — несъедобное» . Дети образуют круг, в центре которого становится ведущий (взрослый или ребенок). Ведущий называет слова - названия самых различных предметов и бросает мяч одному из игроков. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему ведущим.

3. Игра «Ухо — нос — рот». Ребенок, услышав команду «Ухо», дотрагивается до уха. Услышав команду «Нос», дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибаться.

4. Игра «Запретное движение» . Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он делает разные движения руками, ногами и неожиданно показывает запретное движение. Тот, кто повторил его, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

5. Игра «Пожалуйста» . Ведущий дает команды детям и сам выполняет их, показывая движение. Но дети должны выполнить только те команды, в которых прозвучало слово «пожалуйста», несмотря на движения, которые показывает ведущий.

Игры на развитие памяти

1. Игра «Шкафчики». Для проведения игры необходимы шкафчики, склеенные из четырех и более спичечных коробков, мелкие предметы. Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирает на несколько секунд и показывает снова. Ребенка просят найти игрушку.

2. Игра «Что исчезло?» . На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет предмет, который исчез.

3. Игра «Что изменилось?» . На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Он отворачивается, одну игрушку добавляют или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

4. Игра «Художник» . Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

5. Игра «Запомни и воспроизведи».

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

6. Игра «Вспомни и покажи». Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т. д.).

7. Игра «Цепочка действий» . Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола».

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru .

Основная деятельность детей младшего школьного возраста - обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе - результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание - понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, ) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание - это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания - недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность - результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или , дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений - научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность - неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети - собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти - залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков - запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», - говорит первый игрок. «Морковь, редис», - произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель - игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТ НВПРАКОРОВА ЕВРАСОБАКИ ЦРВМ

Правильный ответ: собаки - лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТО ЫЕАРБРА ЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь - лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания - безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка - найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания - способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.


Восприятие информации вашим ребенком во многом зависит от того, насколько он внимателен и насколько натренирована его память, ведь не секрет, что многое из знаний, которые он получает, нужно не только осмыслять, но и учить. Развитая память — это впоследствии собранность и внутренняя организованность вашего ребенка. Внимание — это его усидчивость, сосредоточенность, сообразительность, наблюдательность. Думаем, нет сомнений в том, насколько важно развивать эти два качества. Как и во многих других случаях, верные ваши помощники — это игры. В простой, доступной, непринужденной и занимательной форме они помогут развить память и внимание ребенка. Всевозможные игры на поиск отличий между предметами, игры, требующие быстрой реакции ребенка на тот или иной стимул (движение или слово ведущего), — вот что позволит ненавязчиво развить нужные качества у ребенка. Мы, со своей стороны, предлагаем вашему вниманию следующие игры.

Веселая путаница

Возраст: 4 — 7 лет.

Цель игры : научить детей концентрировать внимание.

Ход игры (проводится с группой детей). Воспитатель собирает детей вокруг себя, рассаживает их так, чтобы всем было его хорошо видно. Потом объясняет правила игры: он должен показывать на часть тела (нос, ухо, глаз) и называть ее. Например, говорит «Ухо!» —и хватает себя за ухо, говорит «Нос!» — и хватает себя за нос. Дети должны полностью повторять его действия. Некоторое время воспитатель все делает правильно, но затем начинает «ошибаться»: говорить, например, «Глаз!», а показывать при этом на нос. Задача детей — не дать сбить себя с толку, а правильно называть часть тела. Выигрывает тот участник, который ни разу не ошибся или допустил меньше всего ошибок.

Найди отличия

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: научить детей концентрировать внимание на предметах, развивать зрительное внимание, замечать различия между предметами, тренировать память.

Необходимое оборудование : несколько игрушек (мячик, кубик, кукла, игрушечная собачка и т. д.).

Ход игры (проводится среди детей в парах). Воспитатель предлагает детям разделиться по парам, потом объясняет правила игры. Один из детей в паре расставляет игрушки на столе, второй в это время внимательно наблюдает за тем, какие именно игрушки ставятся. Потом второго участника игры просят закрыть глаза, а первый в это время убирает одну из игрушек. Второму участнику разрешается открыть глаза, после чего он должен определить, что именно изменилось. После того как он дает правильный ответ, участники игры меняются местами.

Примечание. В эту игру можно вносить все новые вариации в зависимости от возраста ее участников. Если игра проводится среди малышей, то игрушек на стол нужно ставить немного. Если же игра проводится среди детей пяти- шести лет, то ее можно усложнить. Например, выкладывать на стол не ярко отличающиеся друг от друга, а однотипные игрушки, которые, однако, имеют различия. Пусть это будут, например, разноцветные кубики или чашки. В игре можно использовать и одноцветные игрушки, и предметы разного назначения. Это нужно для того, чтобы ребенок научился отыскивать различия даже там, где есть много сходства.

Можно и еще больше усложнить задачу. Например, не убирать «лишнюю» игрушку, а менять местами все, что лежит на столе.

Индейские квадраты

Возраст : 5 — 8 лет.

Цель игры : развить у детей зрительное внимание и память.

Необходимое оборудование : игровое поле (вырезанный из картона и расчерченный на 9 клеток квадрат со стороной 25 см) и 3 игровые фишки (камушки, пуговицы). Всего нужно два комплекта оборудования для игры.

Ход игры. В нее играют парами. Один игрок произвольно раскладывает на игровом поле фишки с одним лишь условием: на одной клетке помещается только одна фишка. Разложив фишки, игрок дает своему противнику примерно полминуты на то, чтобы тот запомнил, как именно располагаются фишки, после чего закрывает свое игровое поле (например, листом бумаги). После этого второй игрок должен по памяти разложить на своем игровом поле фишки точно так же, как это сделал ранее первый игрок. После этого первое игровое поле открывается, и игроки проверяют правильность действий. Если второй игрок все сделал правильно, оба играющих меняются ролями.

Примечание . Эта игра называется «Индейские квадраты», потому что она в самом деле была распространена у многих индейских племен, причем играли в нее как дети, так и взрослые. Впрочем, у многих народов есть похожие игры, ведь эта забава пусть и проста, но чрезвычайно увлекательна. Эта игра развивает память и внимание. Для детей более старшего возраста (7—8 лет и больше) условия игры можно усложнить. Например, игровое поле следует сделать побольше и расчертить его на большее количество клеток. Соответственно, можно взять и большее количество игровых фишек. Игра станет еще интереснее, если взять цветные фишки: в этом случае игроку потребуется правильно разложить их на поле не только по клеткам, но и по цвету.

Тише едешь — дальше будешь

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей внимание. Игра также отлично тренирует зрительную память.

Ход игры . Игроки располагаются полукругом лицом к ведущему (ведущим лучше всего назначить взрослого). Суть игры состоит в том, что игроки должны повторять за ведущим движения, но не как обычно, а отставая от него на один ход. Побеждает тот, кто не запутается в движениях и выполнит их правильно.

Вот как это может происходить.

♦ Ведущий поднимает вверх правую руку (игроки спокойно стоят).

♦ Ведущий поднимает вверх левую руку (игроки поднимают вверх правую руку).

♦ Ведущий ставит правую руку на пояс (игроки поднимают вверх левую руку).

♦ Ведущий вытягивает правую руку в сторону (игроки ставят на пояс правую руку и т. д.).

Таким образом, игроки должны каждый раз отставать от ведущего на одно движение.

Несмотря на кажущуюся простоту, игра требует большого внимания от игроков, так как игроки должны, с одной стороны, внимательно наблюдать за действиями ведущего, а с другой стороны — повторять не новое его движение, а предыдущее, запоминая при этом последующее, а это не так-то просто, как кажется. Разумеется, в игре побеждает самый внимательный.

Покричим погромче

Возраст : 4 — 6 лет.

Цель игры : развить слуховое внимание у детей, еще раз вспомнить, как «говорят» домашние животные, тренировать память.

Необходимое оборудование : игральный кубик, счетные палочки.

Ход игры (игра проводится в группе из 6—8 детей). Ведущий объясняет, что сейчас будет бросать кубик, и просит правильно запомнить следующие закономерности: если на кубике выпадет один, нужно будет крикнуть «Гав-гав!», если два, то «Мяу-мяу!», если три, то «Хрю-хрю!», если четыре, то «Кря-кря!», если пять, то «Му-у-у!», а если шесть, то «Ку-ка-ре-ку!».

Игра начинается. Ведущий бросает кубик, а участники игры должны быстро и, самое главное, правильно отреагировать, крича то, что «подсказано» выпавшим на кубике числом. Тот, кто отреагирует быстрее и правильнее всех, забирает себе одну «призовую» счетную палочку, затем ведущий вновь бросает кубик.

Игра эта очень веселая и шумная. Выигрывает тот, кто наберет большее число палочек.

Съедобное или несъедобное

Возраст : 4 — 8 лет.

Цель игры: развить слуховое внимание у детей. Игра также способствует формированию быстрой реакции на стимул, развитию ловкости у детей.

Необходимое оборудование: небольшой мяч.

Ход игры (в игре могут принимать участие 8—10 детей). Участники игры выстраиваются в линию, ведущий (воспитатель, учитель) объясняет правила. Суть игры состоит в том, что ведущий называет слово и одновременно кидает мяч любому игроку на выбор. Если слово обозначает что-то съедобное (например, «суп», «яблоко», «мороженое»), то игрок должен поймать мяч, а если несъедобное («машина», «нитки», «жук», «карандаш»), то не поймать, а отбить мяч. Если игрок все делает правильно, то ведущий говорит новое слово и бросает мяч другому участнику игры. Если же игрок делает что-то неправильно (отбивает мяч, хотя ведущий назвал что-то съедобное, или, наоборот, ловит мяч, хоть речь шла о несъедобном предмете), то он становится ведущим и выполняет его обязанности до тех пор, пока кто-то из игроков в свою очередь не ошибется.

Летает — не летает

Возраст : 6 — 8 лет.

Цель игры : тренировать внимание детей, учить их быстро реагировать на слово-стимул.

Ход игры (в игре может принимать участие неограниченное количество участников, оптимальное число 6—12 человек). Участники (вместе с ведущим) становятся в круг, после чего ведущий объясняет, что сейчас он будет называть различные предметы — живые и неживые. Некоторые из них («воробей», «самолет», «стрекоза») могут летать, а некоторые («олень», «утюг», «река») — нет. Потом ведущий начинает называть слова, постепенно убыстряя темп. Участники игры должны правильно реагировать: если слово «летает», они должны махать руками, изображая собой птицу, а если «не летает», то стоят спокойно. Тот, кто ошибется и начнет «летать» не к месту, обязан заплатить фант (спеть, станцевать или просто закричать петухом).

Повороты вслепую

Возраст : 7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей внимание. Игра способствует выработке правильной координации движений.

Ход игры . В ней может принимать участие практически неограниченное количество игроков. Единственное условие: игроки должны уметь хорошо выполнять повороты направо, налево и кругом.

Игроки становятся в линию на расстоянии 1 шага друг от друга лицом к ведущему (старшему) и закрывают глаза. По команде ведущего они выполняют команды «направо», «налево» й «кругом», не открывая при этом глаз. Ведущий постепенно усложняет игру, командуя, например, следующее: «Два поворота направо, три поворота налево» и т. д. Дав довольно много команд и окончательно запутав тем самым игроков, ведущий разрешает им открыть глаза, после чего можно посмотреть, наконец, кто в каком положении оказался. Думаем, финал игры всех рассмешит. Ведущий, который внимательно следил за игрой, называет игрока (игроков), который справился с заданием лучше всех, и объявляет его победителем.

У кого мячик?

Возраст : 5 — 6 лет

Цель игры: развивать у детей внимание и интуицию. Кроме того, игра способствует координации движений и развивает цепкость пальцев.

Необходимое оборудование : теннисный мячик.

Ход игры (в игре может принимать участие 10—15 человек). С помощью считалки выбирается водящий. Все игроки становятся в круг (лицом к середине) плечом к плечу, держа руки за спиной. Один из игроков держит в руках мячик (водящий не знает, кто именно). Водящий становится в центр круга. Игра начинается. Игроки стараются как можно незаметнее передавать друг другу мячик за спиной. Водящий в это время внимательно наблюдает за игроками, стараясь определить, у кого сейчас в руках мячик. Заметив движение, он говорит «Стоп!» Игроки должны прекратить передавать мяч. Водящий подходит к «подозрительному» игроку и просит показать руки. Если в руках игрока оказался мячик, водящий становится к другим игрокам, а обнаруживший себя участник игры занимает место водящего.

Примечание . Если кто-то из игроков нечаянно роняет мячик, то автоматически считается проигравшим и становится на место водящего.

Свет мой, зеркальце, скажи...

Возраст : 7 — 8 лет.

Цель игры : научить детей вниманию, развить у них наблюдательность. Игра способствует развитию абстрактного мышления.

Ход игры . В нее играют по двое. Оба игрока становятся лицом друг к другу. Один из игроков показывает партнеру по игре несложные движения, которые тот должен повторить. «Изюминка» игры заключается в том, что повторять движения первого игрока второй должен в зеркальном отображении. Например, если первый игрок дотрагивается правой рукой до левого уха, то второй игрок должен, соответственно, дотронуться левой рукой до правого уха.

Если «зеркало» собьется, то игроки меняются ролями. Победителем можно считать того игрока, который правильно повторит большее количество движений.

Примечание . Движения постепенно нужно усложнять. Например, можно выполнять их не одной, а обеими руками.

«ВО!»

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры : развивать у детей внимание. Кроме того, игра способствует правильной координации движений и ловкости.

Ход игры (в ней может принимать участие неограниченное количество участников). Ведущий просит ребят повторить за ним его движения. Выполнить эти движения сложно: правой рукой нужно отдать честь, а левую руку одновременно вытянуть вперед с отогнутым вверх большим пальцем. При этом нужно сказать «Во!» Затем после хлопка в ладоши руки меняются: левой рукой надо показать, как отдают честь, а вытянутой правой изобразить «Во!» Все это нужно делать быстро. Выигрывают самые внимательные, те, которые повторили жесты в точности.

Примечание . Ведущий (это должен быть кто-то из взрослых) должен следить за тем, чтобы движения руками выполнялись одновременно.

Земля, вода, воздух и огонь

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развивать у детей внимание и быстроту реакции. Кроме того, игра позволяет выучить или вспомнить названия представителей животного мира.

Необходимое оборудование: резиновый мяч средних размеров.

Ход игры. Среди игроков (играть могут от 5 до 10 человек) выбирается ведущий, которому вручается мяч. Остальные игроки выстраиваются в линию на расстоянии 3—4 шагов от ведущего лицом к нему.

Игра начинается. Ведущий бросает мяч любому игроку на свой выбор и одновременно произносит одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух» или «огонь». Ответные действия игрока зависят от того, какое именно слово назвал ведущий. Если ведущий сказал «земля», то игрок должен поймать мяч и быстро бросить его ведущему, назвав при этом какое-нибудь животное, живущее на суше. Если ведущий сказал «вода», то игрок должен назвать какую-нибудь рыбу или другое животное, чья родная стихия -— вода (действия с мячом те же). Если ведущий говорит «воздух», то задача игрока — быстро бросить ведущему мяч, назвав при этом какую-нибудь птицу. Если же ведущий говорит «огонь», то игрок ни в коем случае не должен ловить мяч; ему нужно просто быстро повернуться спиной к ведущему. Если же игрок по инерции поймает мяч, будет считаться, что он «обжегся». В том случае он либо выбывает из игры, либо, например, стоит с поднятыми вверх руками до тех пор, пока ведущий вновь не бросит ему мяч, дав возможность снова войти в игру. То же самое относится и к случаю, когда игрок скажет название животного, которое уже было произнесено раньше.

Играть можно до тех пор, пока это не надоест.

Три фразы (игра-шутка)

Возраст : 7 — 8 лет.

Цель игры : развивать внимание, быстроту реакции и абстрактное мышление у детей.

Ход игры (в игре может принимать участие любое количество человек). Ведущий объясняет правила игры. Они просты: игроки должны всего лишь в точности повторить за ведущим три фразы.

Ведущий произносит первую фразу, например такую: «Сегодня хорошая погода». Игроки повторяют то, что он сказал. Ведущий говорит вторую фразу: «А вчера был дождь». Игроки, естественно, повторяют ее так же точно, как и предыдущую: ничего сложного в ней нет. «А вот вы и ошиблись!» -— радостно восклицает ведущий. Скорее всего в этот момент возникнет некоторое замешательство: игроки не поймут, в чем заключалась их ошибка. Самые же внимательные повторят сказанное ведущим, потому что это и есть обещанная им третья фраза. Они и победят в игре.

Чемодан

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развивать память у детей, учить их запоминать правильную последовательность слов. Игра способствует развитию фантазии у детей.

Ход игры (в ней может принимать участие количество человек, начиная от двух; оптимальное число участников — 3—4). С помощью считалки выбирается первый игрок, который говорит: «Я кладу в чемодан...» и называет какой-нибудь предмет, например, «тапочки». Второй игрок говорит: «Я кладу в чемодан тапочки и...» и в свою очередь называет свой предмет, например «книгу». Третьему игроку придется повторить фразу: «Я кладу в чемодан тапочки, книгу и...» и добавить название еще одного предмета. Таким образом, цепочка слов, обозначающих предметы, будет расти с каждым разом. Проиграет тот игрок, который собьется: нарушит последовательность слов или же пропустит какое-либо из них. После этого игра может либо продолжиться с оставшимися игроками, либо начаться заново.

Примечание. Предметы, «положенные в чемодан», могут быть самыми разными. На определенном этапе игры будет даже лучше, если названные предметы реально невозможно положить в чемодан (например, шкаф, пианино и т. д.) Во-первых, отсутствие такого ограничения поможет детям развивать фантазию, а во-вторых, у участников игры не остается ни единой логической зацепки, и им придется приложить больше усилий для того, чтобы запомнить слова в правильной последовательности.

«Сделайте, пожалуйста!»

Возраст : 6 — 8 лет.

Цель игры: развивать у детей слуховое внимание.

Ход игры . Ведущий (лучше, если им будет кто-то из старших) объясняет правила. Они просты. Ведущий будет давать игрокам команды, те — выполнять их. Команды эти должны быть несложными, например, «Поднимите правую руку вверх» или «Дотроньтесь левой рукой до кончика носа» и т. д. Однако игроки должны реагировать не на все команды, а только на те, которые сопровождаются словом «пожалуйста». «Невежливые» команды ведущего выполнять ни в коем случае нельзя.

Выигрывает самый внимательный игрок. Игра хороша тем, что в ней может принимать участие практически неограниченное количество человек: играть можно и всей группой в садике, и всем классом на школьном мероприятии, и просто всей компанией во дворе.

«А вот о чем нас попросили...»

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: развивать у детей слуховое внимание, быстроту реакции и внимательность, а также физическую ловкость и скорость.

Ход игры (в ней может принимать участие любое количество игроков, но чем больше, тем интереснее игра). Выбирается ведущий, который предлагает остальным игрокам повторять за ним несложные движения (например, поднимать руки вверх, приседать, прыгать на одной ноге). Обязательное условие: повторять движения за ведущим игроки должны только в том случае, если он перед этим скажет: «А вот о чем нас попросили». Если же ведущий не предваряет просьбу этими словами, игроки не должны выполнять движения, говоря: «Нас об этом не просили».

Ведущий: «А вот о чем нас попросили — прыгайте на правой ноге». Игроки прыгают. Ведущий: «Присядьте». Игроки: «Нас об этом не просили». Те, кто ошибется и присядет, выбывают из игры.

Примечание . В эту игру надо играть быстро. Если игроков много, то проигравшим необязательно выходить из игры: они могут просто пропустить один—два ход, оставшись на месте и не выполняя задания ведущего, а затем снова вступить в игру.

Итак, мы рассказали вам о разных видах развивающих игр. Конечно, это далеко не все из них: развивающих игр, как и игр вообще, существует великое множество. При этом «неудачных», неэффективных игр не бывает. По существу, каждая игра чему-то учит и что-то развивает. Вы можете использовать эти игры и придумывать свои, ставя перед собой цель научить чему-то ребенка и развить в нем какие-либо способности. При этом старайтесь совмещать в одной забаве развитие разнотипных навыков, а также умственные и физические задания. Не бойтесь экспериментировать: ребенок обязательно оценит ваши старания сделать его досуг более интересным и с радостью будет учиться у вас.

Очень часто родители учеников младших классов сталкиваются с необходимостью развивать внимательность у своего ребенка. Ведь успешного обучения без этого не получится. Ребенку 7-8 лет в силу возрастных особенностей еще тяжело долго концентрировать свое внимание. Однако ученики, которые уже справляются с этим, гораздо быстрее и легче решают, поставленные учителем, задачи. В развитии внимательности могут помочь особые игры и интересные упражнения.


Каким бывает внимание?

Принято выделять три типа внимания:

  1. Непроизвольное – появляется неожиданно, само по себе. Это ответ на яркое, броское, издающее много шума, вызывающее интерес, но быстро пропадает, как только предмет становится обычным. Такой тип внимания преобладает у детей до 7 лет.
  2. Произвольное внимание – кроха учится контролировать себя, делая уже не то, что интересно ему в данный момент, а то, что необходимо. Он учится сосредотачиваться на поставленной перед ним задаче. В период начала обучения в школе произвольное внимание начинает развиваться.
  3. Послепроизвольное внимание появляется, когда малыш уже увлекся выполнением задания и ему не нужно никаких усилий для сосредоточения на нем.

Также внимание подразделяют на зрительное, слуховое и моторно-двигательное.

Для развития каждого из этих типов можно подобрать соответствующие игры и упражнения.


Особенности проведения занятий

  • Выбирайте подходящее время. Не стоит отвлекать малыша, если он чем-либо увлечен. Лучше подождать пока он закончит свою деятельность.
  • Попросите домочадцев не беспокоить вас и кроху во время занятия.
  • Пусть ребенок перед началом занятия выполнит первостепенные нужды: попьет, сходит в туалет, уберет игрушки.
  • Применяйте нестандартные способы для того, чтобы увлечь кроху. Лучше если они будут сопровождаться большим количеством положительных эмоций с вашей стороны. Упражнения должны быть интересными, понятными и доступными.
  • Начинайте с пошаговых инструкций к выполнению. Следите за тем, чтобы ребенок до конца выполнял каждый пункт задания.
  • Контролируйте свои эмоции. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Не стоит критиковать ребенка, ругать, повышать на него голос. Поощряйте, хвалите, улыбайтесь, говорите ласковые слова, оказывайте необходимую помощь, если требуется.
  • Все психические функции взаимосвязаны между собой. Чем лучше у ребенка будет развита речь и память, тем легче ему будет концентрироваться на чем-либо. Поэтому необходимо позаботиться не только о развитии внимательности малыша, но и о его общем интеллектуальном развитии – тренировать память , развивать речь.
  • Очень важна систематичность и регулярность занятий. Занятиями «раз от разу» вы вряд ли сможете добиться успехов.



Полезные игры и упражнения

Для повышение концентрации внимания.

Корректурная проба

Предложите ребенку лист бумаги с напечатанным на нем текстом. Шрифт должен быть крупный. Попросите малыша найти в тексте как можно больше одной и той же буквы (к примеру, буквы «а») и зачеркнуть ее карандашом. Задание выполняется на время. Ребенок 7-8 лет за 5 минут должен успеть просмотреть 350-400 знаков и должен допускать не более 10 ошибок. Родитель при этом должен контролировать кроху, наблюдая за тем, чтобы он осуществлял поиск строго по строчкам. Занятиям необходимо посвящать 7-10 минут каждый день. Постепенно его можно делать сложнее, увеличивая количество букв до 5.


Зашифрованное письмо

Малышу предлагается лист бумаги с набором букв русского алфавита. Среди них необходимо найти слова.


ИПАОДРОТПМАМАНГШГЩЛДПСВАЩЛРПАКЕТЫКПЬООПСРКЫУЦЫЛОЮТВЫЕГЛАЗАШИАНИСВЖСФУТОРАКРЛОЖКАТМВСВРОДШВЫВЧСМИЬЮЮДМОЛОКОНУКЦЙАЬЬИМВНЛШДСВРОДЖДЖВ

  • Лабиринты разных уровней сложности.


  • Графические диктанты – рисунки по клеточкам.

Моторно-двигательную внимательность и умение переключаться развивают следующие игры.


Игра «Съедобное-несъедобное»

Задача ведущего – кидать мяч игрокам называя при этом слова. Если ведущий назвал съедобный предмет, то игроку необходимо мяч поймать, если же несъедобный – мяч отталкивается.


Пианино

Игроки усаживаются рядом друг с другом и кладут руки на колени соседей справа и слева. Нужно поочередно хлопать ладонями в заданном темпе. Первый и последний игроки хлопают по колену дважды, и игра продолжается в обратном порядке. Игрок, который пропустил свой хлопок или сбился с темпа, выбывает из игры.


Запретное движение

В начале игры все игроки договариваются о каком-либо движении, которое будет запретным, т. е. повторять его нельзя. Далее ведущий в быстром темпе показывает игрокам различные движения, которые они должны за ним повторить. Игрок, который повторил запретное движение – становится ведущим.


Игра «Пол-нос-потолок»

Попросите ребенка показывать то, что вы называете. Называйте и показывайте вместе с ним. Когда малыш начнет с легкостью справляться с заданием в быстром темпе, усложните его. Теперь вы можете называть одно, а показывать другое. Он должен показывать только то, что вы говорите.

Для слуховой внимательности:


Найди пару

Необходимо взять четное количество одинаковых непрозрачных бутылочек. Наполните их парами разным содержимым. К примеру, две бутылочки – песком, еще две – мелкими камнями, еще две – рисом, следующие можно наполнить монетками, различными крупами – горох, фасоль, манка, веточками, шелестящими обертками от конфет. Вариантов можно придумать множество. Возьмите себе по одной бутылочке с каждым наполнителем, а вторые отдайте крохе. Потрясите одну из ваших бутылок, малыш должен внимательно послушать звук, который она издает. Теперь попросите ребенка среди своих бутылочек найти пару по звуку вашей.

Маленьким детям можно предложить найти одинаковые рукавички.


Прохлопывания

Попросите кроху прохлопать за вами предложенный ритм. Постепенно усложняйте задачу.


Угадай звучащий предмет

Продемонстрируйте ребенку звучание различных предметов. Это могут быть деревянные ложки, погремушки, различные музыкальные инструменты. А теперь попросите его отвернуться и отгадать, что звучит.

Зрительную внимательность развивает:


Запомни и скажи

Разложите перед малышом 5 разных игрушек и попросите его запомнить их. Попросите малыша отвернуться или закрыть глаза и в это время спрячьте одну из игрушек. После того как кроха откроет глаза, он должен назвать какой игрушки не хватает. Постепенно задачу усложняйте, увеличивая количество игрушек до 10. Эту игру можно провести и в другом варианте. Игрушку необходимо не прятать, а менять местами их порядок.


Дидактическая игра «Парные картинки»

С помощью такой игры ребенок быстро научиться искать похожие картинки. Игра – лучший метод изучить с ребенком какие-то правила, стихи и развить внимание. Но! Как только ребенок будет уставать, игру следует прекратить и продолжить через несколько часов или на другой день.


Повтори последовательность

Вырежьте из цветного картона различные геометрические фигуры. Они должны отличаться по форме, цвету и размеру. А теперь выложите перед ребенком определенную последовательность из них и попросите его запомнить. Далее необходимо смешать все фигуры в одну кучку и попросить кроху повторить ту последовательность, которая была перед ним. Начинайте с 5 фигур. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая их количество.



Рассказать друзьям