Праздник русской берёзки. Сценарий летнего развлечения на улице «Праздник Русской березки Сценарий праздник березки в начальной школе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Надежда Николаева

Цель : познакомить детей с весенне-летним праздником «Троица» и его символом берёзой.

Образовательные задачи :

познакомить с обрядами и обычаями, связанными с этим праздником ;

формировать реалистические представления о природе;

расширить знания и представления детей о берёзе.

Развивающие задачи :

развивать умение узнавать по описанию (загадке) ;

способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора .

Воспитательные задачи :

воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням , хороводам, подвижным играм;

воспитывать любовь к природе, родному краю.

Оборудование : диски с записями музыкальных произведений, ленты, платочки.

Предварительная работа : разучивание песен, хороводов, подвижных игр.

Работа с родителями : рассказать о русском празднике «Троица» и его обрядах, помочь сшить русский сарафан .

Предполагаемые результаты : систематизация знаний о празднике , обрядах и обычаях.

Логика проведения развлечения .

Праздник проводится на полянке с берёзкой на территории детского сада.

Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле берёзка стояла» , воспитатель с детьми, держащими в руках разноцветные ленточки, подходят к берёзе, встают в круг.

Ведущий : Здравствуйте, ребята. Сегодня мы пришли в гости к берёзе. Именно берёзу считают символом нашей страны. На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. Именно на берёзе весной появляются первые листочки.

Берёзка пригласила нас на праздник , который с давних времён встречали на Руси. В старину, когда на полях заканчивалась посевная работа, наступало время весёлого русского праздника – Зелёных святок или Троицы. Это был любимый народный праздник , посвящённый Богине Весны, которая победила злых зимних демонов. В этот день берёза была в особенном почёте.

На Троицу гибкими пахучими ветками берёз украшали дома. В лесу берёзу украшали летами и цветами. Вокруг дерева устраивали хороводы, игры.

1 ребёнок : Берёзка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица-душа!

2 ребёнок : Белоствольная берёза –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей . (И. Агеева)

3 ребёнок : Разбежались по лужайке

Беззаботной, лёгкой стайкой,

Словно девочки-подростки,

Белоствольные берёзки.

За руки взялись, и вот –

Закружился хоровод!

Ведущий : Давайте, ребята, и мы поводим вокруг берёзки хоровод. (Звучит музыка)

Мы вокруг берёзки

Встанем в хоровод,

Радостно и звонко

Каждый запоёт

Ай да берёзка,

Белый ствол.

Зеленей, зеленей

Ты листвой.

Яркие платочки

В руки мы возьмём.

У берёзки стройной

Песни заведём.

Ай да берёзка,

Белый ствол.

Зеленей, зеленей

Ты листвой.

Ведущий : Ребята, давайте по старинному обычаю украсим берёзку, «заплетём ей косы» . (Ведущий достаёт корзину с лентами, полосками и вместе с детьми украшает дерево.)

Вот какая красивая берёзка у нас стала! Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. Есть такая загадка : «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья : от тьмы – свет, разбитому – связь, больному – здоровье и людям некопаный колодец». Что это? (Это берёза.)

Правильно, ребята, дерево это, конечно, берёза.

В старину в деревнях тёмными долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины занимались рукоделием : пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой . Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства , а берёзовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей.

Ребята, кто знает стихотворение о берёзе?

1 ребёнок : Люблю берёзку русскую ,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую. (А. Прокофьев)

2 ребёнок : Белая берёза –

Машина сестричка.

У берёзы белой

Тоже есть косичка.

Машенька к дерёзе

Белой подойдёт,

Ленточку берёзе

В косы заплетёт.

3 ребёнок : Берёзы белоногие,

Колготки со штрихами,

Кудрявые, высокие

Серёжки с янтарями.

Сверкают, как монетками

Лощёными листочками,

И машут они ветками,

Как девушки платочками.

Их освещает вечером

Закат от солнца розовый,

Поёт им ветер песенки

Об их красе берёзовой. (Ф. Соколова)

4 ребёнок : Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей .

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поётся в народе о ней. (Вс. Рождественский)

Дети поют песню «Во поле берёза стояла» .

Раздаётся стук.

Ведущий : Ой, дятел, наверное, стучит, лакомится живительной влагой берёзки!

Появляется старичок-лесовичок :

Нет, это я, старичок-лесовичок. (Подходит к берёзке, разглядывает.) Какая берёзка нарядная у вас! Молодцы, ребята! Давно на поляне я не видел хороводов. Скучно мне в лесу живётся. Раньше ведь в лесу русалки собирались. Тихими лунными вечерами выходили они из-под озёрных коряг и прятались в деревьях. А с восходом солнца они пели песни, водили хороводы, качались на ветках берёз, заманивали в лес голосом своим и красотой добрых молодцев.

У вас, ребята, так интересно и весело, что мне захотелось с вами поиграть. Знаете, какая игра была самой любимой на Зелёные Святки?

Правильно, горелки. Давайте поиграем.

Участники игры строятся в две колонны парами. Водящий становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к играющим. Все хором произносят :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги.

После последних слов дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны : один – слева, другой – справа, стараются соединиться, добежав до условленного места. (На расстоянии 20 шагов обозначают место флажками или веточками берёзы.) На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попарно.

Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удаётся это сделать, одного участника игры он берёт за руку и встаёт с ним в пару.

Старичок-лесовичок : Ой, утомился я с вами!

Ведущий : Сядь, дедушка, отдохни. Ребята, кто знает, какую пользу приносит людям берёза? (Берёза – щедрое и доброе дерево! С давних времён из бересты плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки , на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню. Из внутренней части коры берёзы – лыка – плели лапти, корзины. Когда люди ещё не умели делать бумагу, на бересте писали . Берёза и в наши дни приносит пользу. Из её древесины изготавливают мебель. Берёзовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.)

Молодцы, ребята. На Зелёные Святки девушки плели из берёзы зелёные венки. Давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек» .

Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8-10 метров от детей, подходя к ним, он произносит :

Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети-«цветы» отвечают :

Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнося последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.

Ведущий : Русская берёза красива в любое время года!

Праздник русской березки

Ход мероприятия.

Цель: расширить знания детей о русской березке, познакомиться с именами художников и поэтов, прославлявших красоту этого дерева, представить березу как символ России, как символ русских традиций, воспитывать эстетический вкус детей, чувства любви к природе, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

I . Организационный момент.

Загадка: - Стоит Алена,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан .

II.Сообщение темы и цели мероприятия.

Наш праздник посвящен русской березке. Сегодня мы услышим много признаний в любви к настоящей русской красавице, узнаем много интересного об этом дереве.

Сейчас мы отправимся в путешествие, и первой нашей остановкой будет

«Полянка знакомств»

Ученица в образе березы:

Люди добрые, здравствуйте! От меня вам поклон земной. Вас на этом празднике я приветствую всей душой. Я – береза, лиственное дерево с тонкими розовато – коричневатыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками. Свое название я получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде меня звали берзой, а теперь березой, березкой.

Береза я березонька,

Береза я белая,

Береза кудрявая.

Стою я, березонька.

Посредь долинушки,

На мне, березоньке,

Листья зеленные,

Подо мною, березонькой,

Трава шелковая.

-Белый ствол, чуть поникшие ветки.

Задушевный, задумчивый взор.

Тихо дремлют родные березы,

Украшая России простор.

Образ России немыслим без русской березки. Белоствольная, с развивающимися на ветру зелеными кудряшками. То немного задумчивая, то ясная, кипучая. Кто не

восхищался светло- изумрудной зеленью распускающихся листочков березы, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкой. А ее осенний золотой наряд украшает хмурый пейзаж. А какое великолепное зрелище представляет береза в зимнем серебристом уборе!

«Полянка изобразительного искусства»

Обратимся к знаменитой картине А. К. Соврасова «Грачи прилетели». В ней художник запечатлел березу и прилетевших с юга птиц. Их он сделал символом обновления жизни. И. И. Левитан увековечил пейзаж с задумчивыми русскими березами. Смотришь, и кажется: вот-вот из-за берез выйдут девушки с длинными косами и поплывут в дивном русском танце.

(танцуют девочки под русскую нар. песню «Во поле береза стояла»)

«Полянка русских традиций»

С глубокой древности березка почитается у русского народа как символ весны. И многие русские традиции связаны с березой.

По народному обычаю на русский праздник Семик береза была в центре праздника.

На Семик девушки шли в лес и тайно завивали венки на березах. Через венки целовались друг с другом, обменивались колечками, лентами, платками. И становились кумушками- подружками. А песни пели такие:

Березка, березка!

Завивайся, кудрява!

К тебе девушки пришли,

К тебе красные пришли,

Пироги принесли

Со яичницей.

Под тобой, березонька,

Не мак цветет,

Не огонь горит –

Красные девушки

В хороводе стоят,

Про тебя, березонька,

Все песни поют!

А какие умельцы живут на Русской земле. Какие замечательные вещи они делают из березы.

Об этом нам сейчас расскажут веселые скоморохи.

Скоморохи:

На таланты наша Родина щедра,

Всюду русские в почете мастера.

Сделать вещь красивую ловко –

Всегда нужна сноровка.

Вот к топору топорище -Товары у меня славные,

Коль сильна у вас ручища Занятные и забавные.

Раз махнешь одной рукой Есть прехитрые штуки Накидаешь дров горой. Позабавят от скуки.

Хочешь быстро пробежать,

Надо лыжи покупать.

Смотри, да любуйся

А долго не торгуйся

Веник венику не брат,

Этот жарит в бане,

Этот веник – вот чудак,

Пыль метет в чулане.

Подходи, смотри товар.

Что надо – отдам без заклада.

Трость купи и будешь рад,

Хоть она и не забава,

А придется вам по нраву.

А вот это – туесок!

Он не низок, не высок.

По грибы в лесок иди,

Полный туес принеси.

Девица, красавица!

Гляди сюда! Нравится?

Шкатулка просто диво,

Изящна и красива!

Драгоценности свои

Ты в шкатулочке храни!

«Поэтическая полянка»

Учитель: - А теперь я вас приглашаю на «Поэтическую полянку». Я хочу вам напомнить имя замечательного русского поэта:

В этом имени - слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берез и синь – рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней грусти,

Юности и чистоты.

Только скажут «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты.

Вспомните стихотворение С.Есенина о березе. (чтение стихотворения)

А сейчас проведем конкурсное чтение стихотворение о березе и других поэтов.

Дети читают стихи.

П. Балацкий: М.Ероха:

Опять о них- кудрявых и белых. На полянке, на пригорке,

А что тут делать, если на Руси Под окном, среди полей

У всех дорог встречаются березы, Белокурая березка-

Хоть день, хоть вечность колеси. Символ Родины моей.

Ты до того, березонька, красива Белолицая, белоствольная,

И в жаркий полдень, и в часы росы, Как невеста, горда и нежна,

Что без тебя немыслима Россия, Словно русская песня раздольная

И я не мыслим без твоей красы. К небесам устремилась она.

В. Рождественский: О. Шестинский:

Чуть солнце пригрело откосы, Без березы не мыслю России.

И стало в лесу потеплей, Так светла по-славянски она,

Березка зеленые косы Что, быть может, в столетья иные

Развесила с тонких ветвей. От березы - вся Русь рождена.

Вся в белое платье одета, Под березами пели, женили,

В сережках, в листве кружевной, Выбирали коней на торгах,

Встречает горячее лето Дорогих матерей хоронили

Она на опушке лесной. Так, чтоб были березки в ногах.

Гроза ли над ней пронесется, Потому, знать, березы весною

Туманная ляжет ли мгла,- Человеческой жизнью живут:

Дождинки стряхнув, улыбнется То смеются зеленой листвою,

Березка- и вновь весела. То сережками слезы прольют.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,-

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется - в шуме березы

Есть русская наша душа.

Н. Рубцов: А. Прокофьев:

Русь моя! Люблю березку русскую,

Люблю твои березы, То светлую, то грустную.

С первых лет я с ними жил и рос, В светлом сарафанчике,

Потому и набегают слезы С платочками в карманчиках,

На глаза, отвыкшие от слез. С красными застежками.

С зелеными сережками.

Березка - лебедь белая, Люблю ее, нарядную,

Рядком с тобой стою, Родную, ненаглядную,

Тебе, моя, несмелая, То юную, кипучую,

Стихи я говорю. То грустную, плакучую.

Стоишь в лесу счастливая, Люблю березку русскую.

Веселым летним днем, Она всегда с подружками

Из- за тебя, красивая, Под ветром низко клонится

Светло в лесу кругом! И гнется, да не ломится!

«Полянка полезных информаций»

Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры. Береста – готовая бумага, деготь – лекарство. Дегтем пропитывали кожу при выделке, чистили обувь. Из бересты плели лапти, туфли, а из берестяных лент – ковры для пола, шкатулки. Трости из этого дерева отличаются изяществом, гибкостью, прочностью.

Вот как еще используется береза. Веником березовым полезно в бане париться, настоем листьев лечат ожоги, потливость ног. Березовый уголь – карболен (в медицине- активированный уголь) – принимают при отравлении. Почки березы используют как мочегонное, желчегонное, противовоспалительное средство.

Полезен и приятен березовый сок. Его издавна употребляли как напиток, делали квас. Сок пьют при цинге, ангине, малокровии, для укрепления организма. Им умываются, моют волосы для укрепления и роста. Даже больная береза помогает нам: наросты гриба – чаги используют для лечения тяжелых заболеваний, из него делают мази и капли при заболевании вен.

«Природоохранная полянка»

Сейчас мы отправляемся в гости к леснику.

Ребята, вы, конечно, узнали меня. Сейчас я расскажу вам очень грустный рассказ, а вы внимательно послушайте и сделайте выводы.

(рассказ лесника)

Ребята, что вы скажите о поступке мальчика? (ответы детей)

Вспомним правила поведения в природе.

На слайде:

    Не ломай ветки деревьев.

    Не повреждай кору деревьев.

    Не повреждай ягодные кустарники.

    Не рви цветы.

    Не разоряй муравейники.

    Не трогай птичьи гнезда.

    Не шуми и не сори.

Исполнение песни «То березка, то рябина»

III. Итог мероприятия.

Дети входят в музыкальный зал под мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла», садятся на стулья.

Ведущая. Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте, гости дорогие и маленькие и большие!

Отгадайте-ка мою загадку:

Ветерок ласкает, веет, аромат цветов бодрит,

Травка в поле зеленеет, в небе радуга горит.

Кто знает, когда это бывает? (Летом)

Бабочка летает, солнышко пригревает,

Ягодка созревает, когда это бывает? (Летом)

А я знаю один секрет- считается, что лето наступает, когда в лесу начнёт куковать первая кукушка.

Кукушка труженица она одна истребляет вредных мохнатых гусениц, оберегая леса. Как поёт кукушка каждый знает, песенку её давайте послушаем.

Ну, прокуковала кукушка, теперь можно и праздник начинать, праздник девиц красавиц, праздник березоньки--ТРОИЦА

Будем радоваться лету, теплым, ласковым ветрам,

Будем радоваться свету, солнцу, бабочкам, цветам.

На лесной поляночке светятся беляночки.

Стройные, ядреные деревца зеленые.

Распустили косыньки русские березоньки.

Песня «Березка» муз. и сл. Артюховой

Ведущая . Березка- любимое дерево всех русских людей.

Это- символ России. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной, красивой девушкой.

Будем и мы березку величать, красоту её воспевать.

Не зря берёзка стала центром праздника ТРОИЦЫ. Наши предки знали цену этому дереву, именно про него сложена загадка:

Стоит дерево кудряво,

На этом дереве пять угодьев:

Первое угодье - хворому здоровье,

Другое угодье - разбитому крепость,

Третье угодье – запертое море,

Четвертое угодье – малому угроза,

Пятое угодье – ночной свет.

Долгое время изба освещалась берёзовой лучиной (тонкой щепочкой),

Под неё обязательно ставилось корытце с водой,и обгоревшие кусочки лучины падали и гасли- можно было не опасаться пожара в деревянной избе.

Сок берёзовый из» некопаного колодезя» и сейчас рекомендуют для лечения авитаминоза, он богат витаминами.

Про берёзовый веник знают все, даже те, кто не посещает баню, все хвори выгоняет, душу веселит, тело радует.

А вода в которой запаривали берёзовый веник, использовалась для споласкивания волос – будут легкими, шелковистыми да здоровыми.

Берёзовая кора – БЕРЕСТА служила вместо бумаги, на ней в давние времена писали послания, письма.

На праздник ТРОИЦУ обязательно украшали ветками березы дома.

Ребенок старшей группы .

1 .Я - мальчишка, парень русский,

Этим очень я горжусь.

Я люблю тебя, родная

Моя березовая Русь!

2. Ты расти, моя красивая, расти,

Всем на радость,зеленая, шелести.

Ты расти, расти, березка, вырастай.

Всем на радость, зеленая, расцветай.

3 .Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

4 .Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Весною хороводится

Под ветром долу клонится

И гнется, но не ломится.

Хоровод «Ай, да березка. »

Ведущая .Звонко пел среди ветвей

Свои песни соловей.

Песня «Соловушка» Н. Лукониной)

Ребенок в шапочке-маске соловья.

Веточки у березки кудрявые, кудрявые, моложавые,

Люблю к березке прилетать,

Песни звонкие распевать.

Ведущая .

Звонко соловей поет, детям спать не дает,

Загадки отгадаем и вместе поиграем.

У березки хороводом ходили,

Песни пели, а ленточку не подарили.

Березку как девочку нарядим

Ленты и бантики подарим.

Игра «Кто больше завяжет лент и бантиков»

Ведущая.

На Троицу девицы завивали лентами веточки берёзы, загадывая желание, водили хороводы, кумились, хоронили кукушечку (птичку из сухой травы), не заботящуюся о потомстве, как бы отказываясь от кукушества. Кумились девушки в возрасте невесты и говорили такие слова: Давай, кума, кумиться, чтоб нам с тобою весь год не браниться! Потом девицы шли к речке, бросали в воду венки (символ невинности) И потому, как они поплывут, определяли судьбу. Вода в Троицу тоже именинница. Нельзя белье стирать, полы мыть. На поляне устраивалась ритуальная трапеза- пироги да яичница.

Ведущая . А теперь на луг пойдем, хоровод там заведем.

«Мы на луг ходили» хоровод муз. А.Филиппенко? сл. Т. Волгиной (исп. дети младшей гр.)

Ведущая.

У зайчонка- лапочки потерялись тапочки.

Ходит зайка сам не свой по траве, по стежке,

Ходит заинька босой, исколол все ножки.

Ребенок в маске-шапочке зайца.

Я к березке подойду,

Себе лыка надеру,

Лапоточки сплету.

Ведущая

Косой-косой, не ходи босой

А ходи обутый, лапочки закутай.

Давайте научим зайчика ходить обутым,

зайка хотел лыко драть, лапти плести - вот такие.

У нас они есть, да большие.

Лапоть надевай, до пенька добегай,

Заиньку морковкой угощай.

Хороводная игра «Зайка» (играют дети младшей группы.)

Ведущая.

Только заинька убежал, опять чьи-то ножки стучат по дорожке.

Сзади - хвостик, спереди – рожки, это же коза, зеленые глаза.

Ребенок в маске- шапочке козы.

Ай да березка, зеленые ветки,

Свежая зелень вкуснее конфетки.

Я листочки пожую, очень кушать я хочу.

Ведущая

Ребятки, надо козочку накормить и водой напоить.

Чтоб воды козе набрать будем мы сейчас играть.

Игра «Перенеси ведро по кирпичикам»

Ведущая.

Напилась козочка вкусной водицы,

Хочет с нами поиграть, подружиться.

Русская народная хороводная игра «Коза».

Ведущая.

С козой мы поиграли, попрыгали, устали.

А теперь мы посидим, друг на друга поглядим,

Загадки отгадаем,

Кто смышленый, поглядим.

Два рога, да не бык, шесть ног без копыт,

Летит - воет, сядет - землю роет…………………………………........Жук

Шевелились у цветка все четыре лепестка.,

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел…………………………Бабочка.

Прыгает пружинка, зелененькая спинка,

С травки на былинку, с ветки на тропинку………………………………Кузнечик.

Пришли мужички без топоров,

Построили дом без углов…………………………………………………………..Муравьи

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

Важно по двору идет, песни звонкие поет…………………………………Петух.

Ребенок в маске- шапочке петуха.

Сегодня в баню я пойду, веник нужен петуху,

Веничек полезный, поможет от болезни.

Ведущая.

Петя- Петя, Петушок, Золотистый гребешок,

березку не ломай, с нами поиграй.

Игра «Со стульями».

Ведущая.

Весело на лугу, петь и играть,

Будем частушки мы распевать.

ЧАСТУШКИ.

Заиграй повеселей гармонь моя весёлая,

Мы пришли сюда встречать Троицу зелёную.

Вот девчата ходят, ходят, ходят хороводятся,

Вот уже который год всё на нас охотятся.

Не стой,милый у ворот, не маши картузиком,

Всё равно гулять не буду с таким карапузиком.

Ой ты Ваня- простота, купил лошадь без хвоста,

Сел задом на перёд и поехал в огород.

А наш Димка-невидимка на коне катался,

На берёзу наскочил, без лаптей остался.

А у Кати на носу ели кошки колбасу,

Ели- наедалися, над Катей потешалися.

Андрей- воробей продавал червей,

На тарелочке носил, три копеечки просил.

А Наташка- пышка на улицу вышла,

На лавочку села, комарика съела.

Мы частушки петь кончаем до другого вечера,

А вы сидите до утра, коли делать нечего.

Ведущий

Берёзка моя березонька , березка моя белая,

Березка моя, раскудрявая!

Стоишь ты, березонька, посреди долинушки,

Близ тебе, березонька, трава шелковая,

Там красны девицы венки вьют, плетут,

Песни поют.

Песня « Со вьюном я хожу». Исп. дети средней группы

Ведущая

На поляне мы с березкой хоровод водили,

Песни пели, стихи читали, играли.

Березу мы любим, почитаем,

В стихах и песнях прославляем.

Ты в любое время года чудо- хороша,

И для русского народа ты его душа.

Праздник нам заканчивать пора.

Радует и песня и игра.

Радует любое время года,

Любимая Россия и её природа.

К березке будем приходить,

Песни петь и хороводы водить.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хмелитская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

Праздник Русской Березки

(Сценарий открытого мероприятия)

Составители сценария

Учителя МБОУ Хмелитской СОШ

Карапка Е.С. и Смирнова Е.П.

Праздник открывается презентацией.

Звучит песня "От чего так в России березы шумят"

Вед. – Здравствуйте, гости дорогие! Мы очень рады, что вы к нам в гости пожаловали. Мы многое вам расскажем и покажем.

Издавна у нас на Руси отмечали разные праздники. А наш сегодняшний праздник мы посвящаем березке. Березу всегда любили и уважали на Руси.. Ее сажали, когда в семье рождалась девочка – дочка, и дерево становилось как бы двойником человека, его покровителем – оно оберегало, лечило, согревало, передавало часть своей силы, а при болезни человека могло и зачахнуть. Слайд

На полянке,

На пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая березка -

Символ Родины моей

Песня «У моей России»

Береза считается символом России. И неудивительно, что о ней сложено немало песен и написано множество стихов. И сегодня мы тоже будем славить и прославлять березу – березку.

1 девочка: / выходит на середину зала/

Девчонки! Идите сюда!

/девочки подходят, шепчутся/

Девочки /хором/:- Пошли!

1 мальчик:/выходит на середину зала,

смотрит девочкам вслед/

Мальчишки! А куда девчонки то

подевались?

Мальчишки /хором/:- Не знаем!

2 мальчик: - А я знаю! Они в лес пошли

Будут березку украшать да

хороводы водить.

3 мальчик: - Как это?

2 мальчик: - Да я сам никогда не видел,

только слышал.

3 мальчик: - Вот бы подсмотреть!

2 девочка /выбегает/: - Не надо

подсматривать! Вы с нами

3 девочка: - А вот и наша березка!

Принарядилась красавица!

Березка, будем тебя чествовать,

величать. Твою красоту

воспевать.

Ведущий: Сегодня вы услышите много признаний в любви к нашей русской красавице, узнаете много интересного об этом дереве.

Чтобы насладиться красотой белоствольных красавиц, отправимся в лес, пройдемся по лесным полянкам и сейчас я приглашаю вас на «Полянку знакомств» , Слайд

Отгадайте загадку Слайд

Стоит Аленка, платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан,

Дети (хором) Береза! Слайд

Встречам березу. Выходит ученица в наряде березы

Береза.

Здравствуйте, дети! Как я рада,
Быть в этот осенний день рядом
Спасибо, что березку не забыли,
Ей этот светлый праздник посвятили.

От меня вам поклон земной, вас на этом счастливом празднике я приветствую всей душой. Я – береза, лиственное дерево с тонкими розовато- коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками. Свое название я получила по цвету коры. Корень «бер» - означает ясный свет. Светлый, белый. Прежде меня звали берзой (теперь березой, березонькой

В старину в народе говорили обо мне «как о дереве об четырёх делах»:

Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),
Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),
Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),
Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).

Ученик

Береза, моя березонька, березка моя белая,
Береза кудрявая, стоишь ты, березонька
Посередь долинушки, на тебе березонька,
Листья зеленые, под тобой березонька,
Трава шелковая…

Ведущий:

А сейчас я приглашаю вас на «Поэтическую полянку» , где вы услышите много поэтических стихов, посвященных нашей русской красавице. Слайд

Ученики Слайд

Белолицая, белоствольная
Как невеста, горда и нежна,
Словно русская песня раздольная
К небесам устремилась она. Слайд

На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая березка -
Символ Родины моей. Слайд

Опять о них – кудрявых и белых
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть вечность колеси. Слайд

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками
С зелеными сережками.
Люблю ее заречную
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую… Слайд

Ты до того, березонька, красива
И в жаркий полдень, и в часы росы
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
Чуть пригрело солнце откосы
И стало в лесу потеплей.
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей. Слайд

Белая береза под моим окном,
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой,
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

ГИМН БЕРЕЗЕ(Светлана Герасимова)

Если мне воспеть берёзу

Свыше дан наказ,

Я её святые слёзы

Воспою для Вас.

Я её печальный облик

В рифму облеку,

Шёпот листьев, птичий оклик.

Раны на веку...

Как светло-то на просторе.

Дивный свет струит;

На высоком косогоре.

Милая, стоит...

Подойду я и, любуясь,

Косоньки ветвей

Соберу-ка в прядь тугую...

Вей же, ветер, вей!

Нe сломить березу в бурю

Коль душа алмаз,

Даже средь осенней хмури

Радуешь ты глаз!

В зимнем сне, в мороз трескучий.

На краю села.

На обрыве-то, над кручей,

Как же ты мила!

А весною... Боже правый!

Красивее нет!

Молодых листочков нежен,

Изумруден цвет!

Ты в любое время года

Чудно хороша

И для русского народа

Ты его душа!

Ведущий:

Вот мы и добрались до «Полянки умельцев» Слайд

Здесь вам предложат изделия из березы.

На таланты наши родина щедра,
Всюду русские в почете мастера.
Сделать вещь красивую ловко -
Всегда нужна сноровка. Слайд

Эй, народ! Товары у меня славные,
Занятные и забавные,
Есть, прехитрые штуки, позабавят от скуки.
Дешево продам, насовсем отдам!
Мой товар забава – мужикам по нраву. Слайд
Вот к топору – топорище , коли сильна у вас ручища,
Раз махнешь одной рукой, накидаешь дров горой! Слайд
Хочешь быстро пробежать? Надо лыжи покупать.
Смотри не любуйся, а долг не торгуйся.
Веник венику не брат, этот жарит в бане, Слайд
Этот веник – вот чудак, пыль метет в чулане. Слайд

Взгляните, товар оцените! Дешево продам,
Что по сердцу все отдам. Чтобы печь быстрей зажечь,
Надо вам лучину иметь. Слайд
Коли ты рыбак отменный, цевки купишь непременно.
А они из березовой коры. Слайд Жалко денег? Делайте вы.
А вот это – туесок! Слайд Он не низок, не высок,
По грибы в лесок иди, полный туес принеси.
Девица, красавица! Гляди сюда! Нравится? Слайд
Шкатулка просто диво! Изящна и красива,
Драгоценности свои ты в шкатулочке храни.

Ведущий Русский народ давно оценил полезность этого дерева, все из берёзы идёт в дело.

Слайд

Березка. Человек научился использовать это дерево до того, как изобрел бумагу. Люди писали на бересте и получались берестяные грамоты - так в древности называли письма и документы.

Слайд

Березка . Из бересты мастерили туеса, лукошки для сбора грибов и ягод, из веток плетут корзины, делают мётлы, веники.

Ведущий:

А мы с вами пришли на «Полянку здоровья» Слайд

Березка В народной медицине используют почки, кору, сережки, листья березы, а сок моего дерева полезный и вкусный. Но собирать его надо осторожно, чтобы не навредить дереву. Раненое дерево быстро погибает. Слайд

Сценка «Берёзовое царство – хорошее лекарство»

Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.)

Врач : Проходите. Садитесь. (Больная, скрипя и охая, садится.)

На что же жалобы, хорошая моя?

Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня!

Слышь, как суставы щёлкают, скрипят.

Врач: Так… Поясница, ноженьки болят?

(Больная кивает.)

Врач: (Подаёт бутылочку.)

Принять лекарство « Сок берёзы» вы должны,

Две полных чайных ложки вам нужны.

(Больная пьёт… Выпрямляется.)

Врач: Что, полегчало, милая, немножко?

Как ваши поясница, ручки, ножки?

Больная: (С лёгкостью встаёт.)

Да, очень, очень полегчало!

Спасибо, доктор, я спешу!

Пока-пока! Я поскакала!

(Убегает, забыв про костыли.)

Врач: Следующий.

(Входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая.)

Вас слушаю.

На что есть жалобы, больная?

Больная: (Сквозь кашель.)

Удушье, доктор, видно, доконает.

И кашель напрочь одолел!

Бронхит до смерти надоел!

Врач: Мне эти жалобы знакомы.

У вас и астмы все симптомы.

(Больная приходит в ужас.)

Врач: Да не рыдайте, дайте срок –

Болезни лечит из берёзы сок.

(Достаёт бутылочку с соком.)

Примите ложечку-другую.

(Больная принимает лекарство.)

Ну что? Я верно вам толкую?

Больная: Да, белый свет я увидала!

Не кашлю! Свободно задышала!

Спасибо, доктор, побегу.

Теперь и прыгать я могу!

(Убегает.)

Врач: Если что-то у кого-то

Вдруг внезапно заболит,

Наша русская берёзка

Непременно исцелит.

Береза А как можно представить себе русскую парную без моего березового веника, он и хворь всю выгоняет и силу телу придает. Слайд

Сценка «Дед, баба и русская баня»

Выходит старый сгорбленный старик и старуха с веником и шайкой.

Слайд

Дед. Домик на горе стоит,

Из трубы дымок валит.

Веник я сломал большой,

Буду парится с душой!

Не из клена, не из дуба,

А с березы возле клуба.

Наломал охапок пять,

Будет в бане чем махать.

Слайд

Старуха. Баня топится с обеда!

Парься лучше, дорогой,

Будешь вечно молодой!

Слайд

Дед уходит с веником за декорацию париться.

Ведущий. Долго дедушка пыхтел,

Выходить он не хотел!

Так прошел один часок,

Перестал валить дымок.

Смотрит бабка - перед ней

Королевич Елисей! Слайд

Из бани выходит помолодевший дед.

Старуха. Где мой дед? Скажи на милость!

Что со старым приключилось?

Дед. Ты, старуха, глаз раскрой,

Пред тобой твой дед родной!

Здесь во всем он виноват. (Показывает на веник)

Старуха подхватывает веник, исчезает в бане.

Слайд

Дед Покупайте веники!

Дед. Вы не пожалеете!

Хором. Лет на 20 сразу с ними

Вы помолодеете.

Слайд

8 ученик. А еще береза придает человеку силу и энергию. Подойдите к березе, прижмитесь к ней всем телом и почувствуете, как в вас вливаются силы этого дерева, проходит тоска, боль, улучшается настроение и на душе становится спокойно и радостно. Но оказывает она помощь не каждому. Завистливый, недоброжелательный, злобный человек не может на нее рассчитывать. Не даст она ему своего тепла и силы. Людей же добрых одаривает сверх нормы. Слайд

1 ученик. На Руси существует праздник - Троица. Празднуют его в июне. Люди прощаются с весной и встречают лето. Главным персонажем праздника является березка.

2 ученик. К празднику заготавливалась троицкая зелень - срубленные молодые березки, ветки березы, клена, дуба, липы, рябины, орешника, а также травы и цветы; затем из нее плели венки, носили их голове, украшали зеленью дома снаружи и внутри, затыкали во все хозяйственные постройки, ворота, колодцы.

3 ученик. Молодежь с венками на голове водила хороводы, играла в горелки давайте и мы поводим хороводы

Дети поют песню "Во поле береза стояла" и водят хоровод.

Своей красотой неброской
Во всех краях, во все года
Родные русские березы,
Сердца пленяют навсегда.
Красивы при любой погоде
А пуще – в солнечные дни,
В своем зеленом хороводе
Они лебедушкам сродни.
Белы, стройны и горделивы,
Без них, и мир не так чудесен
И не слагается мотив
Народ создал немало песен
Березкам русским посвятив.

Слайд

А теперь мы побываем еще на одной полянке «Песенной».

Песня «Березки России»»

Про нашу русскую красавицу народ сложил немало частушек

Дети исполняют частушки

Наша встреча без частушки,

Как береза без макушки.

И поэтому сейчас

Частушки мы споем для вас.

Ты, березонька кудрява,

Ты, березка стройная

Символ ты России нашей

Березка белоствольная.

Ой, подружка дорогая,

Завтра в школу не пойдем,

Соберемся под березкой

О кудрявенькой споем!

Я стояла под березкой

Шевелились веточки

Подошел ко мне мальчонка

Беленький, да в кепочке.

Я надену сарафан.
Заплету косички,
Будем рядом мы с берёзой
Девочки – сестрички!

Ой,мальчишка – хулиган,

Не трогай ты березоньку,

А не то растреплем чуб

И выбросим кепчоночку.

Говорят все про березу

Стройная, кудрявая!

Я еще сказать хочу:

Ты чудо несказанное!

Улыбнулась мне березка,

Растрепались косыньки.

Шелестят на ней сережки

Утром горят росыньки.

Я надену сарафан.
Заплету косички,
Будем рядом мы с берёзой
Девочки – сестрички!

Мне милы твои серёжки
И нарядный сарафан.
Побегу я по дорожке
Обниму твой тонкий стан.

Зелена ты и красива,
Милая берёзонька,
Я люблю тебя, родная,
За чистые слёзоньки.

Ветерок к тебе спешит,
Сарафанчик твой шуршит.
Кудри развеваются,
Девчушки развлекаются.

Летом я к тебе приду
И в тенёчке посижу.
Ты прохладой освежишь.
И в жару ты охладишь.

И зимою ты красива,
Белоснежна. Горделива.
Все любуются тобой,
Глядя на наряд чудесный твой!

Ну, а коль весна пришла –
Ты стоишь вся зелена.
Твой наряд такой красивый.
Он любому сердцу милый!

Мы частушки петь кончаем,

На березку поглядим.

Поглядим, да поскучаем

Еще частушек сочиним.

Слайд

А теперь мы отправляемся на Поляну Памяти

Слайд

Ведщий Удивительна судьба русской березки. В мирное время – она радость, подруга, советчица, а в войну – она воин. В грозные годы войны береза была символом непобедимой России.

Слайд

Я помню ранило березу осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал, как слезы по изувеченной коре
За лесом пушки грохотали, клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли, спасли березу под Москвой.
И рано – раненько весною береза белая опять
Оделась новою листвою и стала землю украшать,
И с той поры на все угрозы мы неизменно говорим,
Родную русскую березу в обиду больше не дадим.

Слайд

Фонограмма "В лесу прифронтовом".

2 ученик. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны, лучших свидетелей не найти.

3 ученик. В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березку, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

Слайд

4 ученик. За селом, вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп,

Я узнал солдатские березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки от их взрывов и огня...

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

"Ты бы злую боль не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез".

Для меня березка – часть России.
Есть она, и будет, и была...
Вот березку росы оросили,
И стоит она белым-бела.
Сколько раз осколки били в каску,
Но живым я вышел из огня:
Верил я не в присказку, не в сказку,
А в березку, ждущую меня.
Ты, березка, искренне поведай
Эту быль подснежника весны,
Как ждала меня, ждала меня с победой
Сорок с лишним месяцев войны! ...
Снова у родного перекрестка
Я стою, взволнованный, с утра –
Вот она, заветная, березка,
Теплый образ света и добра!

Ведущий:Пройдя по березовым рощам, мы добрались до «Природоохранной полянки». Слайд

Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, – ведь оно живое! Много бы жалоб поступило от березы, если бы они могли говорить. Особенно весной плачут они горькими слезами. Чтобы напиться сока, люди по-варварски разрубают топором, губят тем самым белую кору.

Здесь нас встречает лесник Иван Степанович, который поведет нам свой грустный рассказ.

Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок, он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой березы. Зимой березку обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега. Осенью дожди сбивали желтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Береза перешептывалась с соснами и елями.

Чтец.

В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы –
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь прозрачная, как слёзы.

Ведущий: Давайте вспомним правила поведения в природе.

    Не ломайте ветки деревьев.

    Не повреждай кожу деревьев.

    Не повреждай ягодные кустарники.

    Не рви цветы.

    Не разоряй муравейники.

    Не трогай птичьи гнёзда.

    Не шуми и не сори.

Белая береза, милая сестра

Ты расти не бойся злого топора

Белая береза – птицы по ветвям,

Я тебя в обиду никому не дам,

Белая береза. Дует ветерок

Он к тебе заглянет в синий вечерок

Белая береза он к тебе с высот

Из-за синя моря песню принесет

Белая береза – мой поклон тебе

Ты в судьбе России и в моей судьбе

Белая березка – русская земля,

И печаль. И радость. И любовь моя

Да, человек беспощадно уничтожает леса,. И стоит задуматься над тем, как нам сберечь красоту наших лесов.

Слайд

«Прощальная полянка» Вот мы на последней полянке. Красавицей русских лесов называют люди березку. Стройная, с длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекает внимание во все времена.

Давайте на прощание украсим березу листочками. (Дети подбирают имена прилагательные к слову береза): светлая, белоствольная, грустная, чудная, снежная, любимая, родная и т.д.

Звучит мелодия, и дети прикрепляют свои листочки.

И где бы не росла русская березка, везде она людям радость,

Везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса.

И будет стоять вечно!
И не найти ее красивей, на радость нам она цветет,
В ней образ матери – России неувядаемый живет!

Праздник русской березки. Сценарий

Автор: Вахтерова Татьяна Борисовна, учитель начальных классов
Место работы МБОО « Ямашинская СОШ» Республика Татарстан с. Ямаши

Сценарий праздника русской березки

И как тут не сказать, друзья,
Что для меня берёзка эта –
Мой край родной и песнь моя.
Дети исполняют хоровод “Во поле берёза стояла”
Рассказчица: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вместе с вами встретить праздник, который издавна встречали в России, связанный с почитанием растительности. Из века в век главная роль отводилась белоствольной зеленокудрой берёзе. Это время девичьих хороводов, завивания берёз ленточками, у которых кумились подружки, пора таинственных гаданий на “урожай”, “судьбу”. Издавна русский народ славился трудолюбием. Прежде чем берёзку завивать, нужно было рано с зорькой подняться, по воду сходить.
Девочка с атрибутами – коромыслом и ведёрками – выходит на середину зала.
Инсценируется песня “Пошла млада за водой”
Звучит таинственная музыка… Из-за домика появляется Леший.
Леший: Я – Леший мужик, конопляный шлык. Моховая борода, лыком связанная. Кто здесь шуметь изволит, кто Лешего-то беспокоит?
Рассказчица: Конец зиме, Леший. Дети весну встречают. Полно Зимушке зимовать, пора матушке Весне наступать.
Леший: Конец зиме! Ура! Ура! Пришла, пришла весны пора!
И лес от спячки просыпается, в наряд зелёный одевается.
И солнце греет всё теплей, запели птицы веселей.
Под щебет птичий сладко спится, вы ж продолжайте веселиться.
Сторожку Леший отсторожил, ныряй в дупло и спи.
Ложится у домика. Издалека слышится песня Берёзки “Придите вы, девицы”. (фонограмма.) Хромая, входит Кикимора
Кикимора Ишь, распелась, раззеленелась, завивать зовёт. Да не бывать этому! (Подходит к Лешему): Вставай, лентяй, поднимайся лежебока!
Леший (подпрыгивает) : А? Что? Где?
Кикимора: Скорей, Леший, пойдём к берёзке, сейчас её девицы завивать придут.
Леший: Вот здорово!
Кикимора: Что хорошего? Подумай-ка своей деревянной головой. Песни тут распевать начнут, спать тебе не дадут, и не будет нам покоя.
Леший: Что же делать?
(Кикимора под руку выводит Лешего на середину зала).
Кикимора: Мы пойдём, пойдём погуляем, Леший, а?
Леший: Погуляем!
Кикимора: Белую берёзку заломаем?
Леший: Заломаем!
Кикимора: А потом её закопаем!
Леший : Правильно! Закопаем! (убегают).
Рассказчица: Скорее, девицы, скорее, красавицы, идите берёзоньку завивать!
Девочка: Пойдёмте мы, девицы, в луга - лужочки, завивать веночки! На годы добрые!
Девочки (поочерёдно): Скворушка, прилетай, себе домик выбирай! На дереве высоком, с крылечком широким! Ты почаще свищи, да позвонче дуди, звонки песни выводи!
Слышится пение птиц (звуковой эффект). Девочки ходят среди берёз, слушают пение птиц.
Рассказчица : Берёзка к себе гукала, добрых гостей зазывала.
Выходит Берёзка: Ходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую берёзу украшать! А я сама к вам согнусь, в зелёные венки повьюсь.
Дети исполняют хоровод “Как пошли девицы во луги гулять”
(Девочки ленточками завивают берёзку).

Берёзка: Кумушки, голубушки, кумитеся, любитеся!
Девочки: Покумимся, кумушки! Чтобы нам не браниться, вечно дружиться. (троекратно целуются через веночки).
Возвращаясь из леса, девочки: Уж мы, девушки, дело сделали, Уж мы белую берёзоньку завили.
1 девочка: Уж мы первый веночек – за батюшку.
2 девочка: Уж второй-то венок – за матушку.
3 девочка: А третий венок – за саму себя.
Направляются к реке (запись – шум реки).
1 девочка:
Пойду – выйду я на реченьку,
Стану я стану на крутом берегу,
Кину я кину веночек на воду,
Отойду подале, погляжу:
Тонет ли, не тонет ли венок мой на воде?
(пускает веночек в воду).
2 девочка: Чей веночек плывёт?
1 девочка: Мой!
2 девочка: А где Сима? Ау!!!
Сима: Ау!!! Девочки! Посмотрите, какие грибочки я нашла!
(Девочки подбегая): Какие же это грибочки? Это же мухоморы!
(Мальчики – мухоморы снимают шапочки, встают, выставляя ногу на пятку, показывают себя в грудь)
: Это мы – то мухоморы?
Мальчики приглашают девочек на русский танец. Дети исполняют “Кадриль” муз. В. Темнова
Дети (с места, по очереди):
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Починить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Остались ворот да рукава!
- Ты пирог ел?
- Нет, не ел.
- А вкусный был?
- Очень!
Кикимора и Леший под огромной шляпой мухомора подползают к Берёзке (снимают шляпу).
-Ага! Попалась!
Берёзка: Ой, девицы-красавицы, спасите! (убегает, прячется за детьми)
Кикимора: Отдайте Берёзку по добру, по - здорову! (Дети не отдают).
Кикимора грозит палкой: Всё равно я вас перехитрю и Берёзку в лес уведу!
Рассказчица: Мы тебя, Берёзка, в обиду не дадим, пойдём с нами песни петь, хороводы водить.
Хоровод “Деревенский хоровод”
Берёзка: Спасибо, родимые, что в беде не оставили, защитили Берёзку! А сейчас я хочу поиграть с вами. Я буду вам петь прибаутки о летающих птицах и насекомых, а вы все должны говорить слова: “Летят, летят” и при этом поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры.
Поёт: 1. Грачи летят, на всю Русь кричат: У-гу-гу, мы несём весну!
(Берёзка поднимает руки вверх, показывает, как летят грачи. “Летят, летят!” - кричат дети и поднимают руки).
2.Журавли летят, на всю Русь кричат: у-гу-гу, не догнать нас никому!
3. Поросята летят, полосаты, визжат: хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!
Летят! Летят! (вбегая, кричат Кикимора и Леший), одновременно машут руками.
Рассказчица: Так это вы хотели весь праздник нам испортить, и Берёзку в лесную глушь увести? Уходите! Уходите!
Кикимора и Леший: Вы нас, дети, не гоните. Вы простите нас, простите. Будем с вами мы дружить, будем лес ваш сторожить! Мы мириться к вам пришли и подарки принесли.
(Раздают детям деревянные ложки. Говорят детям, что они сами их вырезали и просят детей станцевать с ними).
Дети (поочерёдно): Эх, топну ногой, да притопну ножками. Развесёлый у нас будет танец с ложками!
Дети исполняют “Русский танец”
Рассказчица: Вот так весело праздновали этот праздник на Руси. (Угощает детей печеньем в форме птиц).
Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы на ней цвели цветы, пели птицы, журчали чистые родники и шелестели белоствольные берёзы…



Рассказать друзьям